Вид глагола представил. Как определить совершенный и несовершенный вид

Общие сведения

Глагол обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В русском языке глаголы делятся на совершенный вид или несовершенный:

Совершенный вид глагола. Отвечают на вопрос что сделать? что сделал? что сделают? что сделаю? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности или имеющее внутренний предел, законченность.

Сходил я в субботу на собеседование.

Родилась и выросла в Саяногорске.

Несовершенный вид глагола. Отвечают на вопрос что делать? что делал? что делают? что делаю? и обозначают действие без ограничения во времени, длительное или повторяющееся.

Я находился дома, в Бишкеке.

И. Бернштейн сам считал свою концепцию синтетической.

Сложные случаи.

Cуществуют глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста.

Например, слова: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать,телеграфировать и т. п.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят - велят (что делают?)-> несовершенный вид глагола

Не прикажете ли, я велю подать коврик? - велю (что сделаю?)-> совершенный вид глагола

Во всех случаях сомнения выбирайте ответ Другое а в комментарии пишите: не хватает контекста .

Глаголы разных видов, за исключением отдельных частных случаев, образуются следующим образом:

1) Глаголы несовершенного вида образуются от глаголав совершенного вида посредством суффиксов:

-а- (-я-): спасти – спаса ть, ступить – ступа ть, пленить пленя ть;

-ва -; дать – дава ть, обуть – обува ть, одеть – одева ть;

-ыва-, -ива-: разглядеть – разглядыва ть, оттаять – оттаива ть.

Примечание. При образовании глаголов несовершенного вида посредством суффикса-а - (-я-) в корнях некоторых из них наблюдаются чередования звуков:

а) гласных: предло жить – предла гать, запе реть – запи рать, засо хнуть – засы хать, замкнуть – замы кать;

б) согласных: ответ ить – отвеч ать, прост ить – прощ ать, встав ить – вставл ять.

В отдельных глаголах видовые формы характеризуются более сложными различиями основ, например: сжать – сжимать, унять – унимать и т. п.

При образовании глаголов посредством суффиксов-ыва, -ива - как правило, в корне чередуютсяо са : вздро гнет – вздра гивает, раско лет – раска лывает и т. п.

Только у некоторых глаголов этого чередования не бывает: опозо рить – опозо ривать, пришпо рить–пришпо ривать, захло пнуть–захло пывать, узако нить– узако нивать, просро чить – просро чивать и нек. др.

2) Глаголы совершенного вида, обычно с оттенком мгновенности и однократности, образуются от глаголов несовершенного вида посредством суффикса -ну -: прыгать – прыгну ть; качать – качну ть.

Примечание. Перед суффиксом -ну - у некоторых глаголов отсутствуют последние согласные корня: двигать – двинуть, плескать – плеснуть, кидать – кинуть, шептать – шепнуть, утопать – утонуть.

3) Глаголы совершенного вида могут образовываться от глаголов несовершенного вида посредством приставок: делать – с делать, писать – на писать, слепнуть – о слепнуть, седеть – по седеть, строить – по строить и т. п.

Чаще всего приставки образуют глаголы совершенного вида с новым лексическим значением: писать – в писать, пере писать, с писать, под писать, над писать и т. п.

Только в небольшом количестве случаев приставки не вносят в глаголы никакого другого значения, кроме значения совершенного вида, образуя таким образом формы одного глагола (совершенного и несовершенного вида): писать – на писать; делать с делать и т. п.

4) В отдельных случаях пары глаголов совершенного и несовершенного вида образуются от разных корней: говорить (несоверш.) – сказать (соверш.); ловить (несоверш.)–поймать (соверш.); брать (несоверш.) –взять (соверш.).

5) Есть глаголы, которые в одних и тех же формах употребляются и в значении несовершенного, и в значении совершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми. К ним относятся слова: казнить, жениться, использовать, мобилизовать, военизировать, телеграфировать и нек. др. Сравните: Свой отпуск я уже использовал (сов. вид.).– Когда я использовал это приспособление, то обратил внимание на его конструкцию (несов. вид.).

Примечание. От глаголов с суффиксом -ова - могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида добавлением суффикса -ыва -, но только в том случае, когда ударение падает на а в суффиксе - oва -: арестова ть – арестовывать, поторгова ть – поторговывать; поэтому от таких глаголов, как ра довать, ра товать. че ствовать, подобные образования невозможны.

Форма «использовывать» (от использовать) неправильна и в литературной речи не принята; глагол использовать употребляется в значении как совершенного, так и несовершенного вида.

От глаголов с суффиксом -ова -, имеющих приставку вы - (переносящую на себя ударение), парные глаголы с суффиксом -ыва - образуются в том случае, если при отбрасывании этой приставки ударение переносится на а в суффиксе -ова -: выкорчева ть (корчева ть) – выкорчёвывать, выторговать (торгова ть) – выторговывать; но выпестовать (пестова ть) – форма с суффиксом -ыва - не образуется.

6) Некоторые глаголы не имеют при себе парных глаголов другого вида. Так, нет глаголов несовершенного вида при глаголах ринуться, хлынуть, молвить, понадобиться и др.; наоборот, нет глаголов совершенного вида при глаголах преобладать, присутствовать, прихрамывать, расхаживать и др.

Упражнение 250. Рядом с глаголом совершенного вида напишите глагол несовершенного вида, образовав его при помощи суффиксов:

-а-, -я-: 1) пренебречь–пренебрегать, запрячь, увлечь, осесть, расцвести, разгрести; 2) взять – взимать; пожать, начать, размять; 3) послать – посылать; вырвать, призвать, выждать, создать; 4) двинуть – двигать; тронуть, дёрнуть, плеснуть, кинуть, шепнуть, утонуть; 5) заткнуть – затыкать; отомкнуть, отдохнуть, заснуть; 6) проводить – провожать; преградить, ответить, поглотить, возвратить, пригласить, известить, приготовить; 7) сгореть –- сгорать; закипеть;

-ва -; забыть – забывать; обуть, развить, одолеть, встать, сознаться, преподать;

-ыва-, -ива-: расколоть – раскалывать; выполоть, раскаяться, заказать, размежевать, заработать, размешать, заглянуть, загородить.

251. Подберите к бесприставочному глаголу несовершенного вида парный глагол совершенного вида (т. е. с тем же лексическим значением) из числа данных в упражнении.

1) Варить суп–сварить, доварить, переварить, разварить; 2) строить дом – перестроить, достроить, построить, выстроить; 3) петь песню – запеть, допеть, пропеть, спеть; 4) мыть руки – помыть, отмыть, обмыть, вымыть; 5) рисовать портрет – дорисовать, нарисовать, перерисовать, срисовать.

252. Спишите, вставляя пропущенные буквы; выделите глаголы и укажите их вид.

Ух, жарко!.. До полдня грибы соб...рали.

Вот из лесу вышли – навстречу как раз

Синеющей лентой, извил...стой, дли...ой,

Река луговая: спрыгнули гурьбой,

И русых головок над речкой пусты...ой,

Что белых грибов на полянк... лесной!

Река огл...силась и смехом, и воем:

Тут драка – не драка, игра – не игра...

А солнце п...лит их полуде...ым зноем.

Домой, ребятишки! Обедать пора.

Вернулись. У каждого полно лукошко,

А сколько pa…казов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немно...ко

И вид...ли волка... у, страшный какой!

Ежу предл...гают и мух, и козявок,

Корней молочко ему отдал своё –

Не пьёт! отступились...

(Н. А. Некрасов.)

253. Спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите, какого вида взяты глаголы при описании и спокойном повествовании и какого вида – при изображении быстрого развития событий.

Я ехал с охоты вечером один на беговых дро...ках. До дому ещ... было вёрст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дорог..., изре...ка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, н... на шаг н... отставала от задних колёс. Гроза надв...галась. Впереди огромная лиловая туча медленно подн...малась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар вн...запно см...нился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг; перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняком, поднялся в гору и в...ехал в лес. Дорога в...лась передо много между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперёд с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, бе...престанно пересекавшим глубокие продольные рытвины – следы тележных колёс; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер вн...запно загудел в вышине, дерев...я забушевали, крупные капли дождя ре...ко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разр...зилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принуждён был ост...новиться.

(И. С. Тургенев.)

254 . Спишите, указывая вид глаголов, в которых пропущены буквы.

1) Дуновение живой силы к...снулось сердца матери, будя его. 2) Нет ничего, что не к...салось бы честных людей. 3) Слова легко всплывали из глубины её сердца и сл…гались в песню. 4) Рисуя образы, дорогие ей, она вл...гала в свои слова всю силу, всё обилие любви. 5) Егор закинул голову, закрыл глаза и зам…р. 6) Всё странно зам...рало в сумрачной неподвижности. 7) Николай кончил говорить, снял очки, выт...р их, посмотрел стёкла на свет и стал выт...рать снова. 8) Человек шёл медленно, крепко оп...раясь на палку. 9) Три дня у Ниловны дрожало сердце, зам...рая каждый раз, как она вспом...нала, что в дом придут какие-то чужие люди, страшные. 10) Мать тщательно соб...рала кусочки разорванных черновиков прокламаций и сж...гала их.


Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, они не содержат указания на предел или границу действия. Например: набирать, писать, решать. Эти глаголы отвечают на вопрос что делать?
Глаголы совершенного вида обозначают действие законченное, ограниченное каким-то пределом. Например: набрать, написать, решить. Эти глаголы отвечают на вопрос что сделать?
Глаголы несовершенного вида имеют три времени: прошедшее, настоящее и будущее (сложное). Например: набирать - набирал, набираю, буду набирать.
Глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее (простое). Например: набрать - набрал, наберу.
Среди глаголов несовершенного вида, обозначающих действие незаконченное, повторяющееся, выделяются многократные глаголы. Например: подергивать, покачивать, покрикивать.
Среди глаголов совершенного вида, обозначающих действие законченное, выделяются однократные глаголы. Например: толкнуть, вскрикнуть, выдернуть.
Как правило, глаголы образуют видовые пары, имеющие одно и то же лексическое значение. Ср.: решать - решить, писать - написать, вести - привести.
Некоторые глаголы не имеют парных видовых форм. Например: заискивать, преобладать, присутствовать и другие глаголы несовершенного вида не имеют парных форм совершенного вида. Глаголы совершенного вида молвить, хлынуть, понадобиться и другие не имеют парных форм несовершенного вида.
Некоторые глаголы в зависимости от употребления имеют или значение несовершенного вида, или значение совершенного вида (двувидовые глаголы). Ср.: Каждый день наша часть атакует противника (наст, вр.- несовершенный вид) - Батальон двинется на рассвете и атакует противника (буд* вр.- совершенный вид).
К двувидовым глаголам относятся, например: атаковать, арестовать, воздействовать, гарантировать, даровать, использовать, исследовать, казнить, конфисковать, миновать, молвить, наследовать, образовать, обследовать, обещать, организовать, ранить, расследовать, телеграфировать, экспортировать и др.

Еще по теме § 76. Виды глагола:

  1. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола
  2. 11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.

Мой первый друг, мой друг бесценный ! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный , Печальным снегом занесенный , Твой колокольчик огласил (А.С. Пушкин). Написано 13 декабря 1826 г.

Обратим внимание на фонетику причастий. Это поэзия, высокий стиль, произношение Ё здесь не приветствуется.

Из истории буквы Ё . Буква Ё была создана для обозначения мягкого варианта ударного звука О, который появился в результате окончательного закрепления в языке особого фонетического чередования гласных звуков, например: село – сёла, ледяной – лёд (раньше говорили ледяной – лед ).

Возникнув в разговорной речи , новое произношение во второй половине XVIII века стало активно проникать в литературный язык. В жанрах высокого стиля, например в трагедии, оно долгое время считалось недопустимым , дольше других чтение Е сохраняется и в философской лирике. Но постепенно вариативность исчезает, мягкий ударный звук О окончательно закрепляется в языке.

А когда появилось название видов? Это Востоков А.Х. "Русская грамматика" 1831 год. Вряд ли "простонародное" Ё могло тогда звучать в лингвистической науке. Поэтому можно сделать вывод: совершенный вид – это традиция произношения причастия "совершённый" со значением "законченный"

Также можно отметить, что нет особого противостояния между причастием "совершённый" и прилагательным "совершенный", выражающим высшую степень какого-либо положительного качества: совершенство творения предполагает и его законченность тоже.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1) Обсуждение названии видов глагола не является новым, к примеру, вот материал по той же теме Соверше(ё?)нный вид глагола

В XVII-XVIII вв. лингвистика лишь начала разбираться с классификацией глаголов. По черновикам видно, как долго и постепенно М.В. Ломоносов устанавливал число и названия видов. Но труд его не пропал даром: именно его классификация обнажила проблему, сделала очевидной существование дополнительной категории, выделением которой и занялись исследователи с самого начала XIX в.

В литературном произношении XVII-XVIII вв. были сильны церковно-славянские традиции, где звук ё заменялся на е. Поэтому у меня есть сильное подозрение, что слова типа "совершённый", "уединённый" произносились как "совершЕнный", "уединЕнный" (по аналогии с "житие", "твое" ). Соответственно и писалось: "совершеннаго вида" . Если это так, тогда исторически правильно "совершенный" , а по смыслу – "совершённый" .

2) Еще об истории изучения видов глагола:

Категория вида, пришедшая на смену богатой системе русских времен, в трудах ряда ученых (Н.И. Греча, А.Х. Востокова и др.) не была четко отграничена от категории времени. А.Х. Востоков в «Русской грамматике» выделил три вида: неокончательный (несовершенный), совершенный и многократный. Кроме трех видов он выделил восемь форм времени. Разграничить категории вида и времени ему не удалось.

Глагол — часть речи, которая встречается нам едва ли не чаще всех остальных. Он обладает рядом постоянных и изменяющихся признаков, к числу которых относится вид. С этой категорией каждый из нас сталкивался еще в школьные времена. Нередко она ставила в тупик и вызывала вопросы.

Эта статья поможет вам вспомнить, что такое и научиться его определять. Примеры заданий, с которыми вы столкнетесь, помогут отработать приобретенные знания.

Вид — один из постоянных признаков, принадлежащих глаголу. Он отражает то, как говорящий видит течение действия во времени: закончившимся, длящимся, повторяющимся, разовым.

Вид можно расценивать и как категорию, изменяющую слова, и как ту, что их классифицирует. В современном русском языке эта группа включает всего две опции.

Ответим на вопрос: «Какие бывают виды глаголов?» Ответ современных лингвистов на этот вопрос состоит из двух позиций: совершенный и несовершенный.

Несовершенный вид

Мы нашли ответ на вопрос: «Что такое вид глагола?» Теперь перейдем к знакомству с каждым из них.

Глаголы несовершенного вида передают смысл действия, не указывая на его завершенность. Под эту категорию попадают слова трех типов:

  1. Обозначающие длительное действие. Например: «Он долго смотрел ей в глаза», «Она бесконечно долго шла по улице».
  2. Передающие значение повторяющегося действия. Пример: «Каждое утро она садится а автобус», «Он ходит в школу изо дня в день».
  3. Характеризующие постоянное действие. Рассмотрим пример: «Город находится на возвышенности».

Глаголы несовершенного вида во многих случаях сопровождаются наречиями «долго», «часто», «обычно», передающими периодичность, с которой совершается действие.

Слова этого типа можно выразить тремя временами: настоящим, прошедшим, будущим.

Теперь вы знаете, что такое Следующий параграф расскажет о словах, принадлежащих ко второму типу.

Совершенный вид

Глаголы, относящиеся к совершенному виду, передают значение законченности действия. Ограничивают его временными рамками. Слова этого типа могут выражать:

  1. Действие, которое закончилось достижением какого-либо результата. Например: «Марина нарисовала прекрасную картину», «Папа забил гвоздь в стену».
  2. Действие, граница которого определяется его началом. К примеру: «В зале заиграла чудесная музыка», «Девушка запела прекрасный романс».
  3. Однократное действие при условии, что слово образовано при помощи суффикса «ну»: «Он случайно толкнул меня в коридоре», «От злости он пнул портфель ногой».

Слова совершенного вида предстают только в формах прошедшего и будущего простого времени. Мы вспомнили, что такое глагол совершенного вида. Перейдем к более сложному материалу.

Видовые пары

Глаголы обоих типов иногда образуют видовые пары. К этой категории относятся омонимичные слова, имеющие одно и то же значение, но с разными смысловыми оттенками. Рассмотрим примеры:

  1. Оправдать и оправдывать. В первом случае мы видим завершенное действие, во втором — длительное.
  2. Удвоить и удваивать. Первое слово передает значение действия, которое закончилось по достижении результата. Второе показывает продолжительность.

Чаще всего подобные глаголы образуются от одной основы. Но бывают исключения, такие как «брать и взять» или «поймать и ловить».

Какие бывают виды глаголов еще?

В современном русском языке встречаются одновидовые и двувидовые глаголы. К первому типу относятся слова, которые имеют форму только одного из видов. В эту категорию относят глаголы несовершенного вида по следующим критериям:

  1. Действие не стремится к достижению какого-либо результата. Чаще всего оно выражает эмоции. Например: ненавидеть, сожалеть, ожидать.
  2. Глагол выражает состояние человека: плакать, мечтать, молчать, болтать.
  3. Слово обозначает движение. Примеры: бежать, прыгать, танцевать.
  4. Глагол передает действие со значение «слегка»: покрикивать, поспевать.
  5. Слово имеет значение действия, сопровождающего другое, как в случае с «причмокивать» или «пританцовывать».
  6. Глагол обладает значением, связанным с профессиональной деятельностью. Например: плотничать, учительствовать.
  7. Действие имеет обоюдный характер. Пример: перешептываться, переглядываться.

К этому же типу относят глаголы совершенного вида:

  1. Содержащие в своем составе несколько префиксов: подзабыть, понабрать.
  2. Обозначающие действие, которое произошло моментально. Например: хлынул, полыхнул.
  3. Которые показывают, что действие дошло до своего логического завершения. К примеру: отзвонить, отшуметь.
  4. Обозначающие начало процесса: поскакать, заплакать.
  5. Выражающие избыточное значение. Пример: насмотреться, набаловаться.

Двувидовые глаголы

Глаголы бывают вида, лишенного формального выражения. В зависимости от контекста их можно отнести к совершенному либо к несовершенному виду.

Подобные слова можно разделить на три группы:

  1. Слова, имеющие многолетнюю историю. Некоторые из них: обещать, ранить, женить, казнить.
  2. Часть глаголов, оканчивающихся на «овать». Для примера возьмем: содействовать, исследовать, расследовать.
  3. Глаголы, в основном иноязычного происхождения, имеющие в своем составе суффиксы «ова», «ирова». Примеры: складировать, кодифицировать, телеграфировать.

Упражнения

Чтобы определить, какие виды глаголов встречаются в заданиях, надо следовать следующему алгоритму:

  1. Посмотрите, не подходит ли слово под критерии одновидового или двувидового глагола.
  2. Если есть приставка, в большинстве случаев это будет совершенный вид.
  3. Для того чтобы точно определить, какого вида глагол, надо задать к нему вопрос. «Что делать?» — несовершенный вид. «Что сделать?» — совершенный вид.

Перейдем к небольшой тренировке. Определите, к какому виду принадлежат слова:

  • молвить (двувидовой глагол);
  • приготовить ;
  • начинать (несов. вид);
  • рассматривать (несов. вид);
  • найти (сов. вид);
  • ходить (одновидовой глагол несов. вида);
  • начальствовать (одновидовой глагол несов. вида);
  • пишет (несов. вид).

Укажите, глагол какого вида встречается в предложении:

  1. Он глубоко сожалел о случившемся (одновидовой глагол несовершенного вида).
  2. Я привыкла спать до обеда (первый глагол совершенного вида, второй — одновидовой несовершенного вида).
  3. Он задал мне каверзный вопрос (совершенный вид).
  4. Каждый день он смотрит в окно в ожидании чего-то (несовершенный вид).
  5. Он любил учительствовать в компании (одновидовые глаголы несовершенного вида).
  6. Отгремела первая весенняя гроза (одновидовой глагол совершенного вида).
  7. Он устроился продавцом в магазин одежды, чтобы немного подзаработать (первый глагол — совершенный вид, второй —относится к тому же типу, но в то же время он одновидовой).

Из этой статьи вы узнали, что такое вид глагола. Познакомились со словами одновидового и двувидового типа. Рассмотрели примеры упражнений с пояснениями. И получили рекомендации, которые помогут вам с легкостью определить вид глагола.

Наткнувшись на задание, связанное с определением вида, вы без труда укажете, к какому типу относится слово, даже если слова будут изначально казаться сложными.