В вооруженных силах рф. Организационная структура Вооруженных сил РФ (ВС РФ). Телефоны горячих линий

Поддержка обороноспособности в каждой стране обеспечивается Вооружёнными силами. Для чёткого и своевременного выполнения законных обязанностей, военной организацией в нашей стране сформирована структура Вооруженных Сил РФ .

Вооружённые силы создавались, чтобы защищать свои национальные интересы на мировом пространстве, локализовывать военные угрозы из вне.

ВС РФ привлекаются и к мероприятиям, главным образом к ним не относящимся, например:

  • вместе с полицией противоборствовать ОПГ;
  • сохранять общую безопасность стран СНГ;
  • к проведению миротворческих миссий.

Наши Вооружённые силы образовывают: органы центрального военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации при войсках.

Состав и структура ВС РФ в 2019 году

Верховный главнокомандующий — Президент Российской Федерации.

В соответствии со своими обязанностями по Конституции Верховный главнокомандующий ВС РФ занимается управлением механизма по поддержанию Вооруженных сил в боеспособном виде, чтобы нейтрализовать угрозы нацбезопасности. Обеспечивается подготовка к предотвращению вероятных атак в будущем.

Центральные органы управления: Минобороны, Генштаб, управления, имеющие свои функции, с подчинением соответствующим заместителям Министра обороны или самому Министру обороны. К центральным органам управления относятся Главкомы видов ВС.

Структура и состав видов и родов Армии России

Организация ВС РФ представляет собой 3 вида войск России, 3 отдельных рода войск, Тыл, а также Службу расквартирования, не представляющую как вид ВС.

Структура Российских Вооруженных сил создавалась руководствуясь ещё и территориальной принадлежностью.

Территориально деление нашей станы представляет собой 4 военных округа:

  • западный военный округ — ЗВО,
  • восточный военный округ — ВВО,
  • центральный военный округ — ЦВО,
  • южный военный округ — ЮВО.

Структура видов Вооруженных сил РФ

В Российской Федерации законодательно предусмотрено три вида Вооружённых сил по сферам действия на суше, на воде и в воздухе:

Сухопутные войска

У сухопутных войск сейчас наибольшая численность военнослужащих среди видов ВС РФ. Первостепенная область действий — выполнение наступательной активности, в виде ликвидации противоборствующей стороны, с дальнейшим освобождением и сохранением позиций, отпор атакующим большим десантным соединениям. Ведение артиллерийско-ракетного огня на расстоянии значительной углублённости.

В сухопутные войска включены рода войск, готовые решать задачи на индивидуальной или групповой основе:

Мотострелковые войска

Мотострелковые войска — располагающие наибольшей численностью среди родов войск, относящихся к Сухопутным войскам.

В техническом вооружении мотострелковые войска в данный момент укомплектованы БТРами и БМП, и в состоянии поддерживать максимально быстрое передвижение пехотных групп. Возможно, также включение в дополнение к мотострелковым войскам: танковых, артиллерийских и прочих подразделений. С участием танковых соединений способны к решению определённых задач: во время обороны — удерживание занятых местностей, отражение атак противоборствующей стороны, и уничтожение атакующих групп.

В наступательных прорывах (контрнаступательных) — преодоление (прорыв) обороняемых рубежей, разгром противоборствующих частей, захват нужных высот, преследование отступающих. Возможно развёртывание встречных боёв вместе с морскими и тактическими воздушно-десантными группами.

Танковые войска

Танковые войска — играют роль главенствующей мощи удара, которым присуща повышенная проходимость, манёвренность. Они устойчивы при применённом ядерном и оружии массового уничтожения. Благодаря своему техоснащению танковые войска способны выполнять прорыв, развивать успешный ход событий сражения, что и есть их основные задачи.

Часто способны выполнять задания с привлечением мотострелковых частей. В оборонительных обязанностях - подстраховывают мотострелковые группы при парировании наступательных движений атакующей стороны и выполняют контратакующие манёвры. Броне-танковые войска (БТВ) могут пополняться: артиллерией, мотострелками, ракетными установками.

Ракетные войска и артиллерия

Их первостепенная цель — нанести ядерно-огневой удар противостоящей стороне. Оснащены реактивной и ствольной артиллерией. Ракетно-артиллерийские войска вооружены гаубичной, реактивной, противотанковой артиллерией, миномётами.

Целевые предназначения:

  • в подавлении огнём противоборствующих группировок;
  • нейтрализации их ядерных средств атаки, живой силы, специализированной и военной техники;
  • в выполнении дезорганизационных мер к противоборствующей стороне.

Войска противовоздушной обороны ПВО

Войска противовоздушной обороны — обязаны прикрывать свои части от вражеских атак с воздуха, при осуществлении операций общевойскового характера, проведении маршей.

Главенствующими задачами их являются:

  • регулярные боевые дежурства, при противовоздушной обороне;
  • выявление атак с воздуха и уведомление своих защищаемых частей;
  • нейтрализация атак во время вылета;
  • выполнение противоракетной защиты в месте сражений.

Организация данных войск представляет собой: органы по военуправлению, командные штабы, зенитно-ракетные (ракетно-артиллерийские) и радиотехнические подразделения.

Разведывательные, воинские соединения и части — это спецвойска с задачами широкого круга. Их цель — предоставление командному штабу сведений о движениях противоборствующей стороны, особенностях прилегающих территорий, погодных условий. Это необходимо для принятия руководством предельно взвешенного решения и предотвращения неожиданных прорывов противоборствующей стороны.

В разведывательных действиях заняты общевойсковые соединения, специальные войска.

Попутно с общевойсковыми операциями данные соединения и части призваны к выполнению определенных задач:

  • раскрытие намерений противоборствующей стороны о предстоящей атаке и предотвращение такой внезапности;
  • определение количества в подразделениях противоборствующей стороны и схемы его руководства;
  • обнаружение целевых точек для ликвидации.

Инженерные войска

Выполняющие более сложные задачи в инженерном обеспечении, которое требуются общевойсковым операциям. В данных войсковых формированиях необходима специализированная подготовка, владение вооружением инженерного характера.

Попутно с общими войсковыми заданиями ИВ подготовлены к решению определённых задач:

  • проводить инженерную разведку прилегающих территорий;
  • работы по возведению укрытий и построек для передовых и вспомогательных формирований;
  • работы по устройству заграждающих преград, минирование;
  • действия по разминированию местности;
  • поддержание в работоспособном состоянии войсковых дорог;
  • устройство и поддержание водной переправы;
  • снабжение чистой водой;
  • выполнение маскировки.

РХБЗ -войска радиационной, химической и биологической защиты

— исходя из своего названия, в предназначении данных войск весьма ответственные работы на уменьшение воздействия в боевых условиях радиоактивного, химического и биологического заражения.
Первейшие задачи данных войск следующие:

  • действия по выявлению степени заражения;
  • защитные действия для других боевых частей;
  • маскировочные действия;
  • нейтрализация заражений.

Войска связи

Ведут работы для размещения систем связи для руководства войсками. В компетенции находится сопровождение автоматизированных систем и средств командных точек.

Воздушно-космические силы

Это новейший вид ВС РФ, имеющий в своём составе Военно-воздушные силы (ВВС) и Войска воздушно-космической обороны (ВВКО).

ВКС составляют:
Военно-воздушные силы, представляющие род войск, своими предназначениями имеющие:

  • противостояние атакам с воздуха;
  • ликвидация противоборствующих сил с помощью обычных или ядерных средств атаки;
  • авиаобеспечение армии.

Космические войска призваны к выполнению широкого круга обязанностей:

  • занимаются наблюдением за угрозами из сектора космоса и их отражением;
  • запускают космические аппараты;
  • занимаются слежением за спутниками;
  • занимаются контролем и сохранением боеспособности спутников.

Военно-Морской флот

Этот вид Вооруженных сил РФ выполняет защитные функции нашего государства в морской и океанской зонах.

Флот способен выполнять ядерные удары по вражеским сухопутным и морским позициям, сопровождать мирные суда, оказывать содействие сухопутным операциям, производить десантирование.

В ВМФ входят:

Надводные силы занимаются прикрытием подводных судов, транспортировкой десанта, его страхованием, кроме того минированием и разминированием.

Подводные силы обладают атомными стратегическими и многоцелевыми подводными судами. К задачам их относятся:

  • уничтожение военных точек противоборствующей стороны на земле;
  • ликвидация судов подводного и надводного предназначения;
  • разведывательные действия;
  • высадка спецгрупп на вражескую территорию;
  • минирование.

Морская авиация

Этому роду войск предназначается:

  • поиск и ликвидация вражеских военных морских объектов (конвои, судна, базы);
  • защита своих судов от воздушной угрозы;
  • ликвидация противоборствующих воздушных судов;
  • разведывательные действия;
  • указание верного направления для своих передовых частей.

Береговые войска ВМФ РФ

Области их действия:

  • занимаются прикрытием своих подразделений и населения на прибережной местности;
  • защищают военно-морские базы;
  • занимаются десантированием;
  • совместными операциями с сухопутными подразделениями в противодействии десантным группам противостоящей стороны;
  • занимаются ликвидацией судов, катеров, транспортных объектов противника.

Структура Вооруженных сил РФ рода войск

Также кроме видов войск в Армии России существуют рода войск и их структура будет представлена ниже.

— включены в сухопутные стратегические ядерные силы (СЯС), поддерживающие боевую готовность на постоянной основе.

Обязанности в предотвращении вероятной ядерной атаки и нанесение ядерных атак по противоборствующей стороне.

— отнесены к резерву Верховного Главнокомандующего. Совершают охват противоборствующих сил с воздуха и реализацию боевых рейдов на тыловой вражеской территории, нейтрализацию десанта и прочих группировок противника.

Войска тыла

Тыл — занимается снабжением армии, сохраняя достойную жизнедеятельность. Задачи мирного времени не могут носить учебный характер, потому что при мирном и военном времени нужна полноценная обеспеченность войск. Имеется в виду доставка продуктов, медобеспечение, одежда, обувь, технические приспособления, боеприпасы.

Войска не входящие в виды и рода войск

У предусмотренной структуры ВС РФ нашей страны есть всё необходимое относительно оборонительных, охранных функций, защиты своего населения.

Вооруженные Силы Российской Федерации

Назначение и состав Вооруженных Сил РФ

Российские Вооруженные Силы представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны страны.

Они предназначены для отражения агрессии против государства, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации и ее союзников, а также для выполнения задач государства в соответствии с международными договорами по осуществлению миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ задачи, которые могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

Сдерживайте военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации;

Обеспечение экономических и политических интересов России;

Осуществление силовых операций мирного времени;

Применение военной силы для обеспечения безопасности РФ.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные с точки зрения безопасности РФ военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Сегодня одной из приоритетных задач строительства Вооруженных Сил РФ по-прежнему остается сохранение потенциала стратегических сил сдерживания. Главной целью политики РФ в этой области является недопущение любого вида силового давления и агрессии против России или ее союзников, а в случае ее развязывания - гарантированная защита ее суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных национальных интересов государства. Данная политика РФ в области стратегического сдерживания является стержнем всей системы национальной безопасности страны и основывается на Конституции РФ и действующем российском законодательстве.

В соответствии с основными положениями военной доктрины России Вооруженные Силы РФ могут применяться также для противодействия внутренним источникам военных угроз и для оказания помощи населению страны при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляют министр обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил и специальных войск, не относящихся к видам и родам войск (см. схему)

Вид Вооруженных Сил РФ - это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных на них задач. К видам Вооруженных Сил относятся: Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы (ВВС),. Военно-Морской Флот (ВМФ).

К родам Вооруженных Сил РФ относятся: Космические войска, Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска. Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач по взаимодействию с другими родами войск.

Структура вооруженных сил российской федерации

Специальные войска служат для обеспечения видов и родов войск и содействия им в выполнении боевых задач. К ним относятся: инженерные войска, химические войска, радиотехнические войска, войска связи, автомобильные войска, дорожные войска и ряд иных.

Военный округ - это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ, как правило, охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оперативным объединением Военно-Морского Флота. Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.

Объединения - это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ -территориальное общевойсковое объединение и флот - военно-морское объединение.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие, приравненные к ним воинские формирования.

Войсковая часть - организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах и родах Вооруженных Сил РФ. К войсковым частям относятся все полки, корабли 1, 2 и 3 рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ - Военно-морской флаг.

К учреждениям Министерства обороны относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, Дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.

К военно-учебным заведениям относятся военные академии, военные университеты, военные институты и их филиалы, суворовские училища, Нахимовское военно-морское училище, Московское военно-музыкальное училище и кадетские корпуса.

Часть Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в состав объединенных Вооружейных Сил или находиться под объединенным командованием в соответствия с международными договорами Российской Федерации (например, в составе миротворческих сил ООН или коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зонах локальных военных конфликтов).

Виды и рода Вооруженных Сил России

Сухопутные войска являются самым многочисленным видом Вооруженных Сил и составляют основу группировок войск на стратегических направлениях. Они предназначены для обеспечения национальной безопасности и защиты нашей страны от внешней агрессии на суше, а также для зашиты национальных интересов России в рамках ее международных обязательств по обеспечению коллективной безопасности.

Сухопутные войска - это и самый древний вид Вооруженных Сил России. Свою историю они ведут от княжеских дружин Киевской Руси. В настоящее время в состав Сухопутных войск входят - мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, Войска ПВО и другие войска.

Мотострелковые войска - самый многочисленный род войск, составляющий основу Сухопутных войск, ядро их боевых порядков. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей, ракетными комплексами, танками, артиллерией и минометами, противотанковыми управляемыми ракетами, зенитными ракетными комплексами и установками, эффективными средствами разведки и управления.

Танковые войска составляют главную ударную силу Сухопутных войск, мощное средство вооруженной борьбы, предназначенное для решения наиболее важных задач в различных видах военных действий.

Ракетные войска и артиллерия - главная огневая мощь и важнейшее оперативное средство Сухопутных войск в решении боевых задач по разгрому группировок противника.

Войска противовоздушной обороны являются одним из основных средств поражения противника в воздухе.

В состав Сухопутных войск входят также соединения и части специальных войск, воинские части и учреждения тыла. Военно-Воздушные Силы (ВВС)

Наиболее мобильный и маневренный вид Вооруженных Сил, предназначенный для обеспечения безопасности и защиты интересов России на воздушных рубежах страны, нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим и военно-экономическим центрам.

Организационно ВВС состоят из авиационных объединений, соединений и частей. В состав ВВС входят Войска противовоздушной обороны (ПВО), которые предназначены для защиты административных, промышленных и экономических центров и районов страны, группировок войск, важных военных и государственных объектов от воздушных и космических ударов. В задачи ПВО также входят оповещение о непосредственной подготовке и начале воздушно-космического нападения, прикрытие важнейших объектов страны, войск и сил, создание благоприятных условий для развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации в случае начала военных действий и ряд других.

В ходе проводимого реформирования Военно-Воздушных Сил и Войск противовоздушной обороны упразднены командования дальней авиации и военно-транспортной авиации, сформированы воздушные армии Верховного Главного командования стратегического назначения и Верховного Главного командования военно-транспортной авиации; Московский округ ВВС и ПВО преобразован в Командование специального назначения. Единая организационная структура нового вида состоит из:

Органов военного управления, родов Войск ПВО (зенитные ракетные войска, радиотехнические войска);

Родов авиации (бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная, транспортная, специального назначения);

Специальных войск (части и подразделения радиоэлектронной борьбы; радиационной, химической и биологической защиты; связи и радиотехнического обеспечения; топогеодезические; инженерно-аэродромные; метеорологические и др.);

Воинских частей и учреждений тыла;

Других воинских частей, учреждений, предприятий и организаций.

Созданные Военно-Воздушные Силы предназначены для зашиты центров, районов страны (административных, промышленно-экономических), группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха и из космоса, поражения объектов войск и тыла противника, обеспечения боевых действий Сухопутных войск и Военно-Морского Флота.

В мирное время Военно-Воздушные Силы выполняют задачи по охране государственной границы России в воздушном пространстве, оповещают о полетах/иностранных разведывательных аппаратов в приграничной полосе.

Военно-Морской Флот относится к виду Вооруженных Сил РФ и является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Структура Военно-Морского Флота определяется географическим положением Российской Федерации и состоит из четырех флотов: Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского, а также Каспийской флотилии, авиации флотов, эскадр, военно-морских баз, отдельных соединений и частей. В состав флотов входят также соединения и части морской пехоты.

Приоритетной задачей ВМФ является предотвращение развязывания войн и вооруженных конфликтов, а в случае агрессии их отражение, прикрытие объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение: поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Кроме того, задачей Военно-Морского Флота является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими обязательствами Российской Федерации.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота - предотвращения развязывания войны, в составе стратегических ядерных сил страны в ВМФ сохранены морские стратегические ядерные силы, которые имеют {Определенные преимущества в сравнении с Ракетными войсками стратегического назначения и стратегической авиацией. При таком базировании ядерное оружие выводится за пределы территории собственного государства, что снижает угрозу для мирного населения, а главное - подводные лодки становятся наименее уязвимы по сравнению с другими вилами базирования ядерного оружия.

Кроме морских стратегических ядерных сил в составе Военно-Морского Флота имеются силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и воспрепятствовать проведению широкомасштабных и глубоких морских операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах военных действий.

Основой сил общего назначения Военно-Морского Флота являются подводные силы, составляющие ядро ударного потенциала флота как наиболее универсальный, мобильный и мощный род сил, способный эффективно бороться с любым морским противником. Их главным элементом являются атомные подводные лодки.

Россия является морской державой: ее берега омываются водами многих морей и океанов, а протяженность морской границы в два раза больше сухопутной. Военно-Морской Флот в современных условиях способен обеспечивать безопасность и защиту интересов страны в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) являются родом Вооруженных Сил РФ и предназначены для решения задач ядерного сдерживания нападения, извне в интересах Российской Федерации и наших союзников, обеспечения стратегической стабильности в мире.

Организационно РВСН состоят из объединений и соединений. На их вооружении состоят межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования, ракеты двойного базирования (шахтные и железнодорожные), а также ракеты, имеющие мобильные пусковые установки. РВСН отличают высокая боевая готовность, живучесть, автономность и огромная боевая мощь. Они не имеют аналогов в мире.

Космические войска - принципиально новый род войск. Среди основных задач, возложенных на них, - ведение информационно-разведывательных действий в космическом пространстве; выявление угроз национальной безопасности, исходящих из космоса; уничтожение боевых блоков баллистических ракет вероятного противника. Приоритетом в решении информационных задач и развитии Космических войск является обеспечение на долгосрочную перспективу гарантированного доступа в космос через развитую наземную инфраструктуру и поддержания необходимой группировки космических аппаратов военного назначения в стратегической космической зоне для обеспечения действий Вооруженных Сил на всех стратегических направлениях.

В состав Космических войск входят: космодромы (Байконур, Плесецк, Свободный); Главный центр управления космическими аппаратами имени Г. С. Титова; соединения и части предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и противоракетной обороны. Воздушно-десантные войска (ВДВ) являются родом войск и предназначены для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу по дезорганизации военного управления, уничтожению средств ядерного нападения, высокоточного оружия, захвата и удержания важных районов и объектов, нарушению работы тыла и коммуникаций.

Основные воинские формирования ВДВ - воздушно-десантные дивизии, бригады и отдельные части.

Таким образом, в Вооруженных Силах РФ сформировалась структура, которая в большей степени соответствует сегодняшним требованиям и позволяет эффективно взаимодействовать между различными видами и родами Вооруженных Сил.

Данная тема актуальна потому, что за последнее десятилетие Вооруженные Силы России прошли сложный путь и так же, как страна в целом, находились в процессе активного реформирования, которое связано с коренными изменениями геополитических условий в мире и становлении российской государственности. Во вступительной части занятия это необходимо подчеркнуть.

При изучении первого вопроса материала руководителю группы ОГП необходимо использовать положения брошюры «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации», в которой изложены основные взгляды руководства Минобороны на особенности строительства Вооруженных Сил РФ в обозримом будущем. В ней также отражено комплексное видение основных направлений развития армии и флота.

При изучении второго вопроса необходимо заострить внимание слушателей на том, что в структуре наших Вооруженных Сил существуют их рода (Космические войска, Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска) и рода войск, входящие в состав Сухопутных войск (мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, Войска ПВО, авиация).

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. // Красная звезда. - 2003, 11 октября.

3. Памятка «Воину России». Издательство «Русь-Стиль XXI век», М., 2002.

4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. // Красная звезда. - 2003, 20 - 21 мая.

5. Отечество. Честь. Долг. Учебное пособие по общественно-государственной подготовке. Выпуск № 4. - М., 1998.

Подполковник
Александр Гордиевский,
старший редактор журнала

События последних недель минувшего года, связанные с освобождением от занимаемых должностей ряда чиновников и чиновниц Министерства обороны России, до сих пор в центре внимания общества. На сенсационные разоблачения в военном ведомстве пришлось реагировать и политическим деятелям, вплоть до первых лиц государства. Однако логика рассуждений иных высокопоставленных сановников такова : да – проворовались, да – не справились. За что и уволены. Но в целом военную реформу вели в правильном направлении .

Большинство положительных оценок реформ Вооружённых сил РФ исходит от людей, мало сведущих в военном деле и в оборонном строительстве . Они оперируют данными, которые получают от тех же высокопоставленных чиновников Министерства обороны. А потому допущенные ошибки нередко преподносятся как удачи, недостатки выдаются за преимущества .

Так рождались мифы о достижениях . Проверить их непросто, поскольку единственным бескомпромиссным экспертом эффективности военно-стратегических, военно-экономических и военно-технических мероприятий, проводимых в государстве, является война. К счастью, у нас есть возможность заняться «мифологией» нового облика, не прибегая к результатам столь кровавой экспертизы. Потому что непредвзятый анализ нового облика – это шанс для исправления допущенных ошибок.

Зачем ломали копья

Миф первый – об успешном усовершенствовании организации Вооруженных Сил . Прежде всего, имеется в виду переход от пятиуровневой к трехуровневой организационной структуре.

Эта легенда проверяется простой арифметикой. В недавнем прошлом Российская армия имела даже не пять, а девять уровней войсковой иерархии , это:
— группировка войск на театре военных действий (ТВД)
— фронт (в мирное время – военный округ)
— общевойсковая армия либо армейский корпус
— мотострелковая дивизия или бригада
— полк
— батальон
— рота
— взвод
— отделение.

В результате перехода на новый облик мы имеем:
— группировку войск на ТВД
— группировку войск на стратегическом направлении, замкнутую на оперативно-стратегическое командование (ОСК)
— армию
— бригаду
— батальон
— роту
— взвод
— отделение.

Всего восемь инстанций. «Экономия» произошла только на полковом звене – оно якобы исчезло. Но это лишь на первый взгляд. В подчинении ОСК появились новые оперативные объединения – командования ВВС и ПВО. А они в свою очередь состоят из бригад ВКО, которые включают не что иное, как полки (зенитные ракетные, радиотехнические). Вот и нашлась потеря. Выходит, новая организационная структура имеет столько же ступеней войсковой иерархии (а заодно и управленческих инстанций), сколько ликвидированная старая. И стоило ломать копья?!

Одним из аргументов в пользу перехода от дивизионной к бригадной структуре являлся опыт передовых стран. Однако и здесь реформаторы что-то напутали. В вооруженных силах США как были дивизии (механизированные, бронетанковые, пехотные и др.), так и остались. Дивизионная структура также составляет основу сухопутных войск Народно-освободительной армии Китая.

Если вспомнить о том, что война предполагает вооруженное столкновение с противником, то боевые потенциалы противоборствующих войсковых формирований должны быть взаимно сопоставимы. Иными словами, бригада воюет с бригадой противной стороны, а не с ее дивизией или армией. Но этого как раз и не получается. Нормативная полоса обороны (наступления) нашей «компактной» сухопутной бригады почему-то оказалась равной полосе применения «некомпактной» механизированной дивизии – 20 км по фронту .

В случае возникновения военного конфликта с противником, структура вооруженных сил которого совпадает с американской, в этой полосе сойдутся :
с российской стороны:
– два мотострелковых батальона
— два танковых батальона
— два артиллерийских дивизиона
— одна реактивная батарея

со стороны противника:
– две тяжелые бригады
— две бригадные группы
— одна бригада армейской авиации
— одна артиллерийская бригада.

ИТОГО:
— против 170 танков противника мы выставим 84 танка;
— против 394 его БМП и БТР – 263 своих;
— на поле боя встретятся 16 тысяч солдат и офицеров механизированной дивизии с 4,5 тысячи солдат и офицеров мотострелковой бригады российских Сухопутных войск.

А еще к сказанному добавим, что против 118 вертолетов армейской авиации, штатно находящихся в дивизии американской армии (в том числе 24 ударных), мы не выставим ничего ввиду их категорического отсутствия в штате бригады нового облика. К этому прибавим по мелочам:
— трехкратное превосходство предполагаемого противника в артиллерийских орудиях и минометах;
— шестикратное превосходство в реактивных системах залпового огня и др.

Несмотря на эти цифры, некоторые военачальники занялись развешиванием макаронных изделий на органы ощущения российских граждан. Одни сравнивают эффективность нашей новой бригады со старой нашей же дивизией. Другие – с аналогичными соединениями предполагаемого супостата. И (о чудо!) результаты сравнения полностью оправдывают бригадно-батальонную структуру войск. Это похоже на старую шутку о том, что у советского человека зарплата маленькая, но хорошая.

Но самым популярным «козырем» в пользу перехода от дивизии к бригаде приводилась якобы более высокая боевая готовность, мобильность и компактность последней. Здесь не поспоришь. Впрочем, если во главу угла ставить такие критерии, как компактность и мобильность, то стоило бы вообще воевать взводами или отдельными экипажами. Одиночная БМП или танк куда компактнее и шустрее соединения. Впрочем, тогда непонятно: почему в самом высокомобильном роде войск, которым по праву считаются ВДВ, от «неповоротливых» дивизий так и не отказались? Сохранились дивизии в РВСН и ВМФ.

Наряду с уровневой «экономией» преподносится как достижение то, что российские Вооруженные Силы стали трёхвидовыми . Этим они якобы выгодно отличаются от советских, включавших пять видов: СВ, ВМФ, ВВС, Войска ПВО страны, РВСН. Напомним забывчивым реформаторам, что наряду с тремя видами (СВ, ВВС, ВМФ) ВС РФ нового облика включают три самостоятельных рода войск (РВСН, ВДВ, Войска ВКО).

Чем род войск отличается от вида? Сменой вывески главного командования на командование и снижением в воинском звании и окладе командующего и некоторых должностных лиц его аппарата. Вот, собственно, и все. Поэтому с определенным «округлением» понятий мы можем считать современные ВС РФ шестивидовыми.

«Пиджаки» на передовой

Вторым мифом стала заявленная оптимизация системы управления войсками . Здесь следует рассмотреть несколько аспектов. Прежде всего, она является зеркальным отражением рассмотренной организационной структуры, поскольку число управленческих звеньев соответствует количеству этажей организационной вертикали. А там, как было показано выше, существенных прогрессивных новаций нет.

Кроме того, проведенная «оптимизация» штатов в органах управления некоторых войсковых формирований вряд ли способствует повышению качества и оперативности принятия решений и планирования боевых действий, постановки задач подчиненным и контроля их выполнения. Подтвердим сказанное цифрами.

В штате управления механизированной бригады ВС США «Страйкер» состоят 124 человека. Управление нашей мотострелковой бригады нового облика – 87 человек. Первое, что вызывает недоумение: в этом числе управленцев – 25 человек гражданского персонала. Причем в штате военного времени . Учитывая нахождение этих функционеров в 15-километровой зоне от линии фронта в радиусе досягаемости практически всех средств поражения противника, каков их статус в отечественном правовом поле и в рамках международного гуманитарного права?

Для сведения: в штатах военного времени ни стрелковой бригады 1944 года, ни мотострелковой бригады 1999 года не предусматривалось ни одной гражданской клетки. Нет их и в механизированной бригаде американской армии.

Указанную «экономию» на личном составе органа управления бригады нового облика относительно аналогичного по статусу соединения наших заокеанских оппонентов можно было бы оправдать высшей степенью автоматизации процессов управления и лучше организованной связью в Российской армии. Но подобную гипотезу нереально даже допустить. Причем не только в Сухопутных войсках, но и в самых высокотехнологичных видах Вооруженных Сил.

Вспомним, как осуществлялось управление авиацией ВВС в ходе грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года. Мобильный телефон и крепкое словцо главнокомандующего, обращенное напрямую к летчику, минуя всю управленческую цепочку, игнорируя систему командных пунктов. При такой организации управления действительно не нужны ни штабы, ни боевые расчеты…

Следующий аспект – любая система управления тем эффективнее, чем проще и понятнее она сконструирована . Но, боясь признать и исправить допущенные ошибки, все новые решения «мягко встраивали» в старую многослойную управленческую конструкцию. Создаваемая структура становилась все более громоздкой и мудреной. Особенно от этих «рационализаций» пострадали войска и силы, ведущие борьбу в воздушно-космической сфере.

На одной из военно-научных конференций командующий Войсками ВКО, затрагивая проблемы управления дежурными по ПВО войсками, справедливо заметил, что, отвечая за выполнение комплекса задач боевого дежурства в этой сфере в воздушном пространстве всего государства, он руководит лишь формированиями, развернутыми в центральной части России. Остальные войска и силы ПВО (ВКО) подчинены другим лицам: непосредственно – главнокомандующему ВВС, оперативно – командующим военными округами (ОСК). Многовластие и безвластие одинаково разрушительны. Все это порождает безответственность . Повторись сегодня случай, подобный пролету Матиаса Руста, даже найти кандидатов в «стрелочники» будет непросто.

Помимо этого, Вооруженные Силы уже более полутора десятка лет живут без документов, регламентирующих их боевую деятельность . Случайный вектор реформы обусловливает такие же шараханья в документальной базе. Целое поколение офицеров выросло на временных наставлениях, боевых уставах и руководствах, бесчисленных уточнениях и дополнениях к ним. А ведь это юридический фундамент управленческой деятельности командира и штаба. Как была организована работа над написанием соответствующих проектов, несложно представить.

На совещании в октябре 2011 года один из высокопоставленных чиновников Генштаба напутствовал собравшихся ученых: «Проработайте уставы американские, французские, немецкие, английские. Вдумайтесь, и у вас появятся мысли …». И это в армии-победительнице, разгромившей Наполеона и Гитлера, имевшей самую передовую тактику, оперативное искусство и стратегию ведения войны! Мысли у присутствующих, разумеется, при таком подходе не появились…

Кроме всего прочего, бесконечно запутана система военных понятий . Какому-то эффективному гражданскому менеджеру (видимо, из крестьян) понадобилось вместо исторических наименований войсковых формирований ВВС вводить авиационные базы 1, 2 и 3-го разрядов. Напоминает плодоовощные хранилища недавнего прошлого. Не под этим ли впечатлением один авиационный генерал после увольнения в запас возглавил Тверскую сельскохозяйственную академию? И возможно, вскоре весенняя вспашка земли будет называться полевым сражением, сбор урожая корнеплодов превратится в наступательную операцию, а преуспевшим фермерам буду присваиваться очередные звания?

Непонимание, чем отличается орган управления войсковым формированием от самого войскового формирования, привело к несуразным тавтологиям. Например, лицо, управляющее действиями оперативного объединения ВВС, теперь называется «командующий командованием ВВС и ПВО». Кому и зачем понадобилось ломать то, что привычно и работает, на чужеродное и мёртвое?

Кадровые репрессии

Басня номер три: разумно осуществлялась кадровая политика . Напомним последние «достижения» руководителей военного ведомства в этой сфере деятельности. В течение двух лет из Вооруженных Сил были уволены около 200 тысяч офицеров и прапорщиков. Причем в первую очередь кадровым репрессиям (а как это по-другому назвать) были подвергнуты специалисты среднего командного, штабного и инженерного звеньев.

Нынешние майоры и подполковники в 90-е годы были 17-летними юношами. Государство убедило молодых людей, что они востребованы, и давало юридические гарантии установленного законом порядка прохождения военной службы – от принятия присяги до увольнения по достижении предельного возраста. Вряд ли хоть один из нынешних зрелых и опытных офицеров выбрал бы профессию «защищать Родину», зная, что через 15 лет будет вышвырнут из рядов Вооруженных Сил . А те, кто остался служить, оказались совершенно в ином правовом поле, не соответствующем ситуации, в которой они приняли решение посвятить свою жизнь ратному служению державе.

Но дело даже не в разбитых судьбах десятков тысяч верных России военнослужащих. Эти обманутые люди убедят своих детей, племянников и внуков, что не стоит верить государству и посвящать свою жизнь военной службе , что государство сначала заманит, а потом непременно вытрет о них ноги. Происходящие в армии процессы дали самый негативный результат, которому название деморализация . Причем есть целый ряд причин, чтобы считать ее не случайной, а глубоко продуманной.

Как можно объяснить, что тысячи офицеров, у которых имеются причины для законного увольнения из рядов Вооруженных Сил, по нескольку лет находятся «в распоряжении»?
— они частично получают денежное довольствие, но при этом имеют право не выполнять никакие служебные обязанности;
— они занимают штатные клетки в составе частей и подразделений и поэтому (как военнослужащие) не имеют права получать пенсию или устроиться на работу;
— они ожидают выделения квартир, которые (как выясняется) давно украдены чиновниками оборонного ведомства.

Военные суды полны исков от военнослужащих, чьи права ущемлены (различные недоплаты, необеспеченность по видам довольствия, злоупотребления, неверная интерпретация законов и т. д.). У многих из них возникло ощущение, что они и Министерство обороны оказались по разные стороны окопов и ведут непримиримую борьбу друг с другом. Когда такое было?

Лишняя наука

Четвёртая басня: реорганизована система подготовки военных кадров и упорядочен механизм военно-научных исследований . Нигде ошибки так дорого не обходятся, как в вопросах воспитания, обучения и расстановки специалистов. Кадровый потенциал – залог жизнеспособности любой организации. То, как Минобороны проявило заботу о сохранении и приумножении золотого фонда Вооруженных Сил, подрывает основы национальной безопасности.

В течение нескольких лет был приостановлен набор курсантов в военные училища и слушателей в военные академии . Объясняется это избытком . Но те, кто сегодня командует полками и бригадами, знают, что в войсках настоящий кадровый провал. Вместо избытка – нехватка офицеров младшего и среднего звена. Как следствие на вышестоящие должности назначаются неопытные офицеры, не видевшие полигонов, не успевшие принять участия в серьезных войсковых учениях.

Ряду выпускников военных училищ ввиду отсутствия должностей по профессиональному предназначению было предложено сделать позорный выбор – занять сержантскую должность или уволиться из рядов Вооруженных Сил . Разве такая обида не является миной замедленного действия? Разве молодой человек с разбитой офицерской судьбой будет патриотом такого государства?

Наверное, военно-учебных заведений в стране было действительно больше, чем надо. В плане реформы сокращено 40 из них и создано 10 укрупненных военных учебно-научных центров. Впрочем, внятных обоснований их потребного числа и профиля никто не слышал. Но самый чувствительный удар реформаторов почему-то пришелся по высокотехнологичным вузам . Уничтожены школы с мировым брендом – Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е.Жуковского, Военно-воздушная академия имени Ю.А.Гагарина. Не прекращаются интриги вокруг единственного в мире вуза, занимающегося подготовкой комплексных специалистов ВКО, – Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова. Можно ли назвать такие высокоточные попадания случайностью?

Нанесен невосполнимый урон научно-педагогическим кадрам. В 7 (!) раз сокращен профессорско-преподавательский состав военных академий и училищ . Это не водители автобусов и даже не юристы, которых можно быстро набрать или подготовить по необходимости. Преподаватель военно-учебного заведения – штучный продукт, сочетающий бесценный войсковой опыт, знания и культуру. Среди оставшихся за бортом – доктора и кандидаты наук. Они не только умелые методисты, но и носители славных традиций школы. И этот потенциал легко распущен по дачным участкам, охранным предприятиям, гражданским вузам… На то, чтобы вырастить им замену, уйдут десятилетия. Разве это не антигосударственная политика?

В сохранившихся военно-учебных заведениях МО РФ резко понижены штатные категории для тех, кто обучает подрастающее поколение защитников Родины . Сегодня преподаватель (причем и в военном училище, и в военной академии) – майор. Откуда он возьмется? Если из войск – то с должности командира роты (или примерно равной). Для подготовки курсанта (будущего лейтенанта), вероятно, он будет авторитетным преподавателем.

Но в военную академию поступают капитаны, майоры и подполковники, офицеры с должностей командиров батальонов, дивизионов, эскадрилий, их заместителей, начальников штабов. Должность предназначения выпускника военной академии – заместитель командира полка. А диапазон служебных ступеней, к которому она готовит, – вплоть до заместителя командира дивизии. Чему же его научит в области тактики, оперативного искусства, управления, всестороннего обеспечения боевых действий офицер, сам не хлебнувший лиха на этих должностях?

Академическое двухлетнее образование пришло на смену трехлетнему относительно недавно. И сразу почувствовалась разница: уровень теоретической и практической подготовленности офицеров к выполнению обязанностей по должности предназначения снизился. Сузился общий военный кругозор.

Но «реформаторов» это не смутило. Их планы были круче – перейти от академического двухлетнего образования к десятимесячным курсам переподготовки. Это означает, что вместо воспитанного, эрудированного, культурного, подготовленного профессионала, системного управленца мы будем иметь узконаправленного ремесленника, кое-как справляющегося с функциональными обязанностями по своей должности.

Подготовка военных кадров и организация научных исследований практически выведены из компетенции главных штабов и командований . Органы военного управления лишь косвенно влияют на научно-образовательный комплекс. Заказчиком его продукции стало Минобрнауки. Гражданским чиновникам, на которых возложены функции определения необходимого числа и профиля военных специалистов, разработки государственных образовательных стандартов, перспективного планирования научных исследований, проблемы военной безопасности и военного искусства так же далеки и чужды, как командирам полка проблемы глобального потепления или искусственного осеменения кроликов.

Ученый и педагогический коллектив надо откуда-то пополнять. Десятилетиями роль такого «инкубатора» молодых дарований в ВС РФ выполняли адъюнктуры, созданные при вузах и НИИ. Но для того чтобы офицер был готов сформулировать научную задачу и самостоятельно (под руководством опытного ученого) написать квалификационную работу (кандидатскую диссертацию), необходим некий исходный уровень знаний. Планка этого минимума достаточно высока, и лишь единицы выпускников военных академий после трех (тем более двух) лет обучения могли быть допущены к обучению в адъюнктуре.

Заочные соискатели ученой степени, утвердившие тему диссертации, работали без отрыва от выполнения служебных обязанностей, но имели такую же стартовую платформу – академическое образование. Грядущий перевод военных академий на десятимесячные курсы обучения слушателей означает, что подготовка военных ученых и квалифицированных педагогов в стране сворачивается раз и навсегда.

Жилищный хаос

Пятый миф: проявлена небывалая забота Минобороны о военнослужащих, не обеспеченных жильем . Начнем с того, что любое сравнение работы на этом направлении недавно уволенного министра с его предшественниками будет необъективным. Ведь при господине Сердюкове на строительство квартир для офицеров было истрачено более 350 миллиардов рублей.

Таких финансовых вливаний в жилищный комплекс не было при всех постсоветских руководителях ведомства вместе взятых, поэтому оценить их заботу о бездомных подчиненных трудно. На эти средства построено 100 тысяч квартир. Но очередь на получение жилья продвигалась медленно. Квартиры и целые дома, предназначенные для военнослужащих, по разным причинам не заселялись, уходили налево. Увольнялось офицеров больше, чем обеспечивалось жильем. В результате данное обещание обеспечить армию постоянным и временным жильем до 2011 года осталось неисполненным.

За гранью разумного

Шестая басня — о повышении в разы денежного довольствия офицерского состава Российской армии . В свое время наряду с довольно скромным финансовым обеспечением российский законодатель установил весомые социальные льготы для служивого человека:
— бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно;
— компенсацию стоимости проезда в общественном городском и пригородном транспорте;
— льготы по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию;
— определенную формулу расчета пенсий, размеров выходного пособия и т.д.

Принятые законы «О статусе военнослужащих», «О порядке прохождения военной службы» и другие были достаточно прогрессивными. Но по мере прохождения службы офицерами их льготы стыдливо отменялись государством.

Каждое громко объявленное повышение денежного довольствия сопровождалось тихим ущемлением военнослужащих в других правах и возможностях . Вот уже отменены единовременное денежное пособие (три оклада, выдававшиеся в конце года), ежегодная материальная помощь (два оклада). Выходное пособие по увольнению в запас из двадцатикратной величины оклада превратилось в семикратную.

У военных пенсионеров Минобороны при расчете пенсий появился дискриминационный понижающий коэффициент 0,54, которого избежали другие государственные служащие, носящие погоны (судьи военных судов, военнослужащие органов военной прокуратуры, сотрудники военных следственных органов и др.).

А чего стоила отмена экс-министром права на бесплатный проезд к месту проведения отпуска . Например, если офицер, проходящий службу в центре России, решил подлечиться в санатории на Камчатке, то при стоимости путевки порядка 25 тысяч рублей (льготы на приобретение путевок для действующих военнослужащих также отменены), некомпенсируемые затраты на дорогу ему обойдутся еще около 20 тысяч рублей в одну сторону. С учетом обратного пути это составит уже 60–70 тысяч! А если поехать с семьей – втроем, вчетвером… Сумма зашкалит. Неудивительно, что при таком материальном барьере военные санатории оказались невостребованными офицерами, и значительная часть их была то ли закрыта, то ли распродана.

Да и с самим повышением денежного довольствия что-то не срослось . Как это часто практикуется, идея существенно улучшить материальное положение военнослужащих осенила военно-политическое руководство накануне президентских выборов. Соответствующий приказ министра обороны от 30.11.2011 года № 2700 закрепил новый порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих. И в течение двух предвыборных месяцев Минобороны не поскупилось в выплатах.

Но после выборов выяснилось, что по некоторым пунктам денежного довольствия военнослужащим «ошибочно» переплатили. В частности, так произошло с премией за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Вместо положенных по приказу до 25% в течение первых месяцев 2012 года в ряде частей и учреждений премия выплачивалась в размере 35%. Казалось бы, оборонное ведомство ошиблось – его проблема. Нет же, в последующие месяцы для компенсации перерасходов бюджета военнослужащих ограничили премией 15%.

Общая сумма денежного довольствия офицеру тоже оказалась ниже ожидаемой. Например, обещанные 50 тысяч рублей лейтенанту вылились в реальные 36 тысяч рублей (если, конечно, этот выпускник военного училища не служит на подводной лодке или в районе Крайнего Севера, если он не является ветераном войны и т.п.).

Не обошлось и без совершенно необъяснимых перекосов в системе оплаты ратного труда . Например, «вес» спортивной категории «Кандидат в мастера спорта» в денежном эквиваленте для преподавателя кафедры физической подготовки оказался выше, чем аналогичный «вес» ученой степени «Кандидат наук» для преподавателя кафедры тактики или оперативного искусства. Надбавка мастеру спорта выше, чем доктору наук.

Но преподавателем физической подготовки в военную академию или училище может прийти 22-летний выпускник университета физической культуры, а преподавателем оперативно-тактических дисциплин становится офицер, прошедший через определенные военные должности, «отработавший» боевые задачи на полигонах, окончивший военную академию и защитивший диссертацию. Как же должен далеко от реалий военной жизни находиться автор, выдавший соответствующие предложения министру (да и сам руководитель военного ведомства), чтобы допустить такие ляпы.

Воспитание аутсорсингом

Еще одна басня: произошла гуманизация солдатской службы . Сама по себе военная служба антигуманна по определению. Профессия солдата, сержанта, офицера, генерала – физически уничтожать противника или управлять людьми, его истребляющими. Убийство врага на поле брани является законным юридически и благословляется Церковью. Но если не убил ты – убьют тебя, надругаются над твоей семьей и Родиной. Поэтому надо быть сильнее врага, выносливее, умнее.

Достичь такого преимущества – высшая гуманность государства, призвавшего гражданина на военную службу. Для того чтобы воспитать воина-победителя, его надо научить преодолевать трудности, а не создавать тепличные условия службы.

Солдат должен уметь недосыпать, недоедать и прочие недо…
С другой стороны – превозмочь, перебороть, перетерпеть и прочие пере…

Безусловно, всю повседневную и боевую деятельность следует осуществлять в рамках закона. Солдат должен быть защищен от неуставных взаимоотношений и злоупотреблений. Он не обязан копать грядки на даче командира, ремонтировать ему квартиру. Военнослужащего надо максимально оградить от деятельности, не относящейся к боевой подготовке.

Но когда для молодого парня вводится в норму послеобеденный сон и два выходных дня в неделю, когда для занятий физической подготовкой выдается легкий спортивный костюм (а воевать придется в полевой форме, берцах, с автоматом и при полной выкладке), у меня невольно возникает вопрос: этот изнеженный, обласканный юноша сможет защитить мою страну, мою семью в тяжкую годину испытаний? А сможет он пожертвовать собой, исполнив присягу, или перед боем побежит искать защиту в Комитет солдатских матерей?

Говоря о гуманизации военной службы, в качестве одного из достижений отмечается введение . Решением Сердюкова и его команды обслуживание (кормление, уборка, энергообеспечение, ремонт техники) воинских частей было передано сторонним коммерческим организациям. Мотивировалось это необходимостью избавления войск от хозяйственных работ. Вопреки сложившемуся в обществе одобрительному восприятию аутсорсинга хочется сделать ряд принципиальных возражений .

Вероятно, авторы идеи, а также поддержавшие их государственные деятели наивно полагают, что Российская армия – это кремлевская рота почетного караула и войсковые части московского гарнизона. А знают ли они, что, например, боевое дежурство по противовоздушной обороне несут части и подразделения, дислоцированные вдали от населенных пунктов, в тайге и тундре, в степи и болоте, куда никакая «Славянка» не доберется (да и зачем ей эти проблемы)? А взять Ракетные войска стратегического назначения или корабли Военно-морского флота…

Складывается впечатление, что мы строим армию, удобную для мирного времени (для проведения парадов, концертов и показательных инспекций МО РФ), а не для вооруженной защиты государства и народа . Попытка «стащить» все малые военные городки в одно место, укрупнить их и организовать там единый не только нереальна, но и вредна. Ведь войска распределены по территории страны исходя из оперативной целесообразности, а не из удобства хозяйственной деятельности и показухи. И нарушение этого оперативного построения (боевого порядка, системы дислокации) чревато серьезными последствиями в случае войны.

Помимо этого, когда в стране случаются чрезвычайные ситуации, наряду с подразделениями МЧС к ликвидации последствий природных и техногенных катастроф привлекаются части ВС РФ. Заметим, не работяги от «Славянки» за деньги, а солдаты и офицеры бесплатно. Это нормально. И к этому в декабре 2012 года призывали депутаты Государственной думы, когда центр России подвергся суровым зимним испытаниям. Но почему, скажем, очистить снег на территории родной войсковой части для тех же защитников Родины должно быть зазорно? Даже в пионерских лагерях советского времени утро начиналось с уборки территории. И дети от этого хуже не становились.

Наконец, самое главное. Для того чтобы в военное время войсковое формирование эффективно выполняло свою задачу, его боевая деятельность должна быть всесторонне обеспечена . Понятно, что гражданской прислуги на линии огня не будет. Значит, уже в мирное время надо иметь тех, кто будет варить обед, подвозить боеприпасы, ремонтировать технику, одевать, стричь, лечить и т.д., из числа штатного состава подразделений и частей.

В ожидании перелома

Таким образом, даже беглый анализ «достижений» военной реформы последних лет позволяет заключить, что все они из области мифологии. Была ли военная реформа Сердюкова – Макарова обречена на провал априори? Утвердительный ответ на поставленный вопрос следует из интервью, данного бывшим начальником Генерального штаба Н.Макаровым корреспонденту «ВПК» в апреле 2011 года: «Времени на эксперименты у нас не оставалось. Поэтому мы пошли на кардинальное реформирование даже при отсутствии достаточной научно-теоретической базы …».

В разгар преобразований, когда необратимые процессы ломки старой системы уже были запущены, он же признался: «Самое главное – у нас нет пока ответа на вопрос: как расставить приоритеты в строительстве ВС ?». Без комментариев.

И в этом смысле новому министру обороны вместе с его командой не позавидуешь. С одной стороны , будучи человеком порядочным и ответственным за порученный участок работы, Сергей Шойгу, безусловно, оценит доставшееся ему «наследство». И приложит усилия, чтобы изменить ситуацию. Увы, косметическим ремонтом здесь не обойтись, он только углубит кризис. Значит, новая глобальная военная реформа неизбежна.

С другой стороны , получит ли новый министр свободу действий или его свяжут по рукам, заставят продолжить линию предшественника?

Вспоминается, в подобной ситуации оказался генерал армии Игорь Николаевич Родионов, назначенный министром обороны Российской Федерации в 1996 году. Ему предстояло сделать выбор: либо выполнять лоббируемую командой Ельцина, но неприемлемую генералом и губительную для страны концепцию военной реформы, либо уйти в отставку. Как порядочный человек он завершил свою карьеру, а о последовавших за уходом Игоря Николаевича зигзагах военной реформы мы теперь знаем.

В любом случае у Вооруженных Сил России появился шанс . К управлению военным ведомством допущен уважаемый в стране человек с выгодными исходными позициями. Главная из этих позиций – безусловный кредит доверия личного состава армии и флота, чего изначально не было у предшественника. Хочется верить, что это доверие сохранится и впредь, предоставленный нам исторический шанс будет использован и в развитии военного комплекса государства наступит долгожданный перелом .

Основным гарантом независимости и неприкосновенности границ любого государства являются его вооруженные силы. Дипломатия и экономические средства – это, безусловно, важные (и действенные) инструменты международной политики, но жизнеспособной является только та страна, которая в состоянии себя защитить. Вся политическая история человечества является доказательством этого тезиса.

Вооруженные силы Российской Федерации (ВС РФ) в настоящее время являются одними из крупнейших в мире по численности. В рейтингах, составленных экспертными группами, армия России обычно входит в первую пятерку, наряду с вооруженными силами КНР, Индии, США и КНДР. Чи

Сленность армии России определяется указами президента страны, который согласно Конституции РФ является главнокомандующим вооруженными силами. В настоящее время (лето 2019 года) она составляет 1 885 371 человек, в том числе около 1 млн военнослужащих. Сегодня мобилизационный ресурс нашей страны – это примерно 62 миллиона человек.

Россия является ядерным государством. Более того, наша страна обладает одним из крупнейших арсеналов ядерного оружия, а также совершенными и многочисленными средствами его доставки. Российская Федерация обеспечивает замкнутый цикл производства ядерного оружия.

Наша страна имеет один из самых развитых военно-промышленных комплексов в мире, российский ВПК способен обеспечить вооруженные силы практически всей номенклатурой оружия, боевой техники и боеприпасов от пистолетов до баллистических ракет. Более того, Россия является одним из крупнейших экспортеров вооружений в мире: в 2017 году российского оружия было продано на 14 млрд долларов.

Вооруженные силы РФ были созданы 7 мая 1992 года на основе подразделений ВС СССР, однако история российской армии значительно длиннее и богаче. Ее можно назвать наследницей не только вооруженных сил СССР, но и российской императорской армии, прекратившей свое существование в 1917 году.

В наше время комплектование российских вооруженных сил происходит по смешанному принципу: и через призыв в армию , и на контрактной основе. Современная государственная политика в сфере формирования вооруженных сил направлена на увеличение количества профессионалов, проходящих службу по контракту. В настоящее время весь сержантский состав ВС РФ является полностью профессиональным.

Годичный бюджет российских вооруженных сил в 2019 году составлял 3,287 трлн рублей. Это 5,4% от всего ВВП страны.

В настоящее время срок службы в армии России по призыву составляет 12 месяцев. В вооруженные силы могут быть призваны мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.

История армии России

14 июля 1990 года появилось первое российское военное ведомство. Оно получило название «Государственный комитет РСФСР по обеспечению и взаимодействию с Министерством обороны и КГБ СССР». После августовского путча в Москве на основе комитета на непродолжительное время было сформировано Министерство обороны РСФСР.

После распада СССР были сформированы Объединенные вооруженные силы стран СНГ, но это была временная мера: 7 мая 1992 года первый российский президент Борис Ельцин подписал указ о создании Вооруженных сил Российской Федерации.

Первоначально в состав ВС РФ вошли все воинские части, находившиеся на территории страны, а также войска, которые были под российской юрисдикцией. Тогда их численность составляла 2,88 млн человек. Практически сразу возник вопрос о реформировании вооруженных сил.

90-е годы были сложным периодом для российской армии. Хроническое недофинансирование приводило к тому, что из нее уходили лучшие кадры, практически прекратилась закупка новых видов вооружений, многие военные заводы были закрыты, а перспективные проекты остановлены. Практически сразу после создания российских вооруженных сил появились планы полностью перевести их на контрактную основу, но недостаток финансирования долгое время не позволял двигаться в этом направлении.

В 1995 году началась первая чеченская кампания, которая продемонстрировала катастрофическое положение российской армии. Войска были недоукомплектованы, боевые действия показали серьезные недостатки в их управлении.

В 2008 году ВС РФ участвовали в конфликте в Южной Осетии. Он вскрыл большое количество недостатков и проблем современной российской армии. Самыми серьезными из них были низкая мобильность войск и плохая управляемость. После окончания конфликта было объявлено о начале военной реформы, которая должна была значительно повысить мобильность подразделений ВС и увеличить согласованность их совместных действий. Результатом реформы стало сокращение количества военных округов (четыре вместо шести), упрощение системы управления сухопутными войсками, значительное увеличение армейского бюджета.

Все это позволило форсировать поступление в войска новой военной техники, привлечь большее количество профессионалов-контрактников, увеличить интенсивность боевой подготовки частей.

В этот же период полки и дивизии начали реорганизовывать в бригады. Правда, в 2013-м году начался обратный процесс: полки и дивизии начали формироваться вновь.

В 2014 году российская армия сыграла ключевую роль в возвращении Крыма. В сентябре 2019 года началась операция ВС РФ в Сирии, которая продолжается и в настоящее время.

Структура российской армии

Согласно российской Конституции, общее руководство вооруженных сил России осуществляет Верховный главнокомандующий, им является президент страны. Он возглавляет и формирует Совет безопасности РФ, в задачи которого входит выработка военной доктрины и назначение высшего руководства вооруженных сил. Президент страны подписывает указы о срочном призыве на военную службу и увольнении в запас военнослужащих, утверждает различные международные документы в сфере обороны и военного сотрудничества.

Непосредственное управление вооруженными силами осуществляет Министерство обороны. Его основной задачей является проведение государственной политики в сфере обороны, поддержание постоянной готовности ВС, развитие военного потенциала государства, решение широкого ряда социальных вопросов, проведение мероприятий по межгосударственному сотрудничеству в военной сфере.

В настоящее время (с 2012 года) министром обороны России является генерал армии Сергей Шойгу.

Оперативное командование ВС РФ осуществляется Генеральным штабом страны. Его начальником в настоящий момент является генерал армии Валерий Герасимов.

Генштаб проводит стратегическое планирование применения вооруженных сил, а также других силовых ведомств Российской Федерации. Этот орган также занимается оперативной и мобилизационной подготовкой российской армии. В случае необходимости именно под руководством Генштаба происходит мобилизационное развертывание ВС РФ.

Сейчас в состав Вооруженных сил РФ входят три вида войск:

Также неотъемлемой частью ВС РФ являются следующие рода войск:

  • Специальные войска.

Самыми многочисленными являются Сухопутные войска, в их состав входят следующие рода войск:

  • Танковые;
  • Войска ПВО;
  • Специальные войска.

Сухопутные войска – это костяк современной российской армии, именно они проводят наземные операции, захватывают территории и наносят основной урон противнику.

Воздушно-космические силы являются самым молодым видом войск в российской армии. Указ об их формировании был издан 1 августа 2015 года. ВКС были созданы на базе российских военно-воздушных сил .

В состав ВКС входят Военно-воздушные силы, состоящие из армейской, фронтовой, дальней и военно-транспортной авиации. Кроме этого, неотъемлемой частью ВВС являются зенитные ракетные войска и радиотехнические войска.

Еще одним родом войск, который входит в состав ВКС, являются войска ПВО и противоракетной обороны. В их задачу входит предупреждение о ракетном нападении, управление орбитальной группировкой спутников, противоракетная оборона российской столицы, запуск космических аппаратов, проведение испытаний различных видов ракетной и авиационной техники. В структуру именно этих войск входят два космодрома: «Плесецк» и «Байконур» .

Еще одним компонентом Военно-воздушных войск являются космические войска.

Военно-морской флот – это вид вооруженных сил, который может проводить операции на морских и океанских театрах военных действий. Он способен наносить ядерные и обычные удары по морским и сухопутным объектам противника, высаживать десанты на побережья, защищать экономические интересы страны, проводить поисково-спасательные операции.

В состав ВМФ РФ входят надводные, подводные силы, морская авиация, береговые войска и части специального назначения. Подводные силы ВМФ РФ могут выполнять стратегические задачи, на их вооружении находятся подводные ракетоносцы с баллистическими ядерными ракетами.

В состав береговых войск входят части морской пехоты и ракетно-артиллерийские береговые войска.

В состав ВМФ РФ входит четыре флота: Тихоокеанский, Черноморский, Балтийский и Северный, а также Каспийская флотилия.

Отдельным родом войск являются Ракетные войска стратегического назначения – это главный компонент ядерных сил России. РВСН – это инструмент глобального сдерживания, он является гарантией ответного удара в случае ядерного нападения на нашу страну. Основное вооружение РВСН – это стратегические межконтинентальные ракеты с ядерной боевой частью мобильного и шахтного базирования.

В состав РВСН входят три ракетные армии (со штабами в Омске, Владимире и Оренбурге), испытательный полигон Капустин Яр, исследовательские и учебные заведения.

Воздушно-десантные войска также относятся к отдельному роду войск и являются резервом Главнокомандующего. Первые воздушно-десантные части были сформированы в СССР еще в начале 30-х годов. Этот род войск всегда считался элитой армии, он остается ею и по сей день.

В состав ВДВ входят воздушно-десантные и десантно-штурмовые подразделения: дивизии, бригады и отдельные части. Основное назначение десантников – ведение боевых действий в тылу противника. Сегодня в состав ВДВ РФ входит пять дивизий, пять бригад и отдельный полк связи, а также специализированные учебные заведения и учебные центры.

В состав ВС РФ также входят специальные войска. Под этим названием понимается совокупность подразделений, которые обеспечивают нормальное функционирование Сухопутных сил, ВКС и ВМФ. К специальным войскам относятся железнодорожные войска, медицинская служба, дорожные и трубопроводные войска, топографическая служба. К этому роду войск относятся и специальные подразделения ГРУ .

Территориальное разделение ВС РФ

В настоящее время территория России разделена на четыре военных округа: Западный (штаб находится в Санкт-Петербурге), Центральный (штаб в Екатеринбурге), Южный (Ростов-на-Дону) и Восточный со штабом в Хабаровске.

В 2014 году было объявлено о формировании новой военной структуры – стратегического командования «Север», задачей которого является защита российских государственных интересов в Арктике. По сути, это еще один военный округ, созданный на базе Северного флота. Он располагает сухопутными, авиационными и военно-морскими компонентами.

Вооружение армии РФ

Большинство видов вооружения и военной техники, которая ныне используется российской армией, была разработана и изготовлена еще в советский период. Танки Т-72, Т-80, БТР-80, БМП-1 , БМП-2 и БМП-3, БМД-1, БМД-2 и БМД-3 – все это российской армии досталось в наследство от СССР. Схожая ситуация со ствольной и реактивной артиллерией (РСЗО «Град», «Ураган», «Смерч») и авиацией (МиГ-29, Су-27, Су-25 и Су-24). Нельзя сказать, что эта техника катастрофически устарела, ее вполне можно использовать в локальных конфликтах против не очень сильных противников. Кроме того, в СССР было выпущено столько оружия и боевой техники (63 тыс. танков, 86 тыс. БМП и БТР), что их можно эксплуатировать еще многие годы.

Однако эта техника уже значительно уступает новейшим аналогам, принятым на вооружение армиями США, Китая и Западной Европы.

Примерно с середины прошлого десятилетия на вооружение российской армии стали поступать новые образцы боевой техники. Сегодня в ВС РФ активно идет процесс перевооружения. В качестве примеров можно привести танки Т-90

В настоящее время значительные средства вкладываются и в переоснащение российских стратегических сил. Старые ракетные комплексы, созданные еще в СССР, постепенно снимаются с дежурства и заменяются новыми. Идет разработка новых ракет (как, например, «Сармат»). На вооружение приняты подводные лодки-ракетоносцы четвертого поколения проекта «Борей». Для них был разработан новый ракетный комплекс «Булава».

Происходит перевооружение и российского ВМФ. Согласно государственной программе развития вооружений (2011-2020 гг.), в состав ВМФ РФ должны войти десять новых атомных подводных лодок (как ракетных, так и многоцелевых), двадцать дизельных подлодок (проект «Варшавянка» и «Лада»), четырнадцать фрегатов (проекты 2230 и 13356) и более пятидесяти корветов разных проектов.

Если вам надоела реклама на этом сайте - скачайте наше мобильное приложение тут: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.news.android.military или ниже, кликнув на логотип Google Play. Там мы уменьшили кол-во рекламных блоков специально для нашей постоянной аудитории.
Также в приложении:
- еще больше новостей
- обновление 24 часа в сутки
- уведомления о главных событиях

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них