В какой день варят миро. Состав и хранение. Можно ли мазать елей на лоб во время месячных

Целебное масло мирры популярно во всём мире. Его уникальные свойства упоминаются ещё в Библии. Получают такой продукт из смолы одноимённого дерева. Это масло ценится благодаря своим чудодейственным свойствам.

Что это такое?

В действительности масло мирры - это древесная смола. Её скопление происходит в тех местах, где кора дерева повреждается. В связи с тем, что в этой смоле содержатся эфиры, кажется, что кора ароматизирована. Само масло получается путём дистилляции.

Внешне мирровое масло похоже на тянущуюся жидкость. Аромат у него - это сочетание нот древесины и дыма. Цвет - желтоватый, может быть бледным, а иногда встречается масло яркого янтарного оттенка.

Полезные свойства для медицины

Это ещё не все вещества, которые содержатся в масле мирры. Но именно они дают возможность врачам рекомендовать это средство, чтобы:

  • снять воспалительный процесс в лимфоузлах;
  • улучшить кровообращение;
  • ускорить заживление тканей после операций;
  • восстановить иммунитет;
  • нормализовать работу желудка и кишечника;
  • восстановить функции матки;
  • скорректировать менструальный цикл;
  • расслабиться.

Мирра - это великолепное противогрибковое средство. Достаточно нескольких процедур с использованием этого эфирного масла, чтобы избавиться от такой проблемы. В медицине широко применяется и его отхаркивающее свойство. Поэтому при бронхитах и всевозможных простудах обязательно прописывают ингаляции с маслом мирры.

Масло мирры. Свойства и применение в косметологии

Угри, сыпь, дерматиты различного характера могут быстро исчезнуть, если правильно применить мирровое масло. Если регулярно его использовать, то можно даже подтянуть овал лица, избавиться от мелких морщин и рубцов, попрощаться с венозными сеточками, вернуть былую упругость.

В каких целях косметологи используют мирровое масло?

  1. Для сухой кожи, чтобы устранить трещины и восстановить нормальный водный баланс.
  2. Для увядающей кожи, чтобы помочь клеткам регенерироваться, вернуть упругость, эластичность.
  3. Для проблемной кожи, чтобы убрать все воспаления.

Важно отметить, что масло мирры помогает справиться с ожогами, убрать послеоперационные рубцы, а также вылечить такие серьёзные болезни, как лишай, экзема или даже герпес.

Как правильно выбрать?

Масло миррового дерева сегодня производят несколькими способами:

  1. Методом дистилляции.
  2. Углекислой экстракцией.

Если это дистиллированное масло, то у средства будут более эффективные и мягкие свойства. Его можно будет без опаски наносить на чувствительную кожу. Масло, полученное путём экстракции, требует особого внимания. Нужно внимательно и аккуратно наносить его, т. к. оно может легко вызвать аллергию или другие неприятные проявления.

Противопоказания

Несмотря на многочисленные полезные свойства масла мирры, у него есть и свои противопоказания для приёма внутрь:

  • Болезни печени.
  • Воспаления кишечника.
  • Почечные инфекции.

Строго противопоказан приём растения, его экстрактов беременным женщинам. Оно увеличивает тонус матки, что может привести к выкидышу или преждевременным родам.

Правильное использование

Нужно правильно использовать масло «Мирра». Применение во многом зависит от проблемы, которую нужно победить. Чтобы ухаживать за волосами, кожей тела и лица можно средство добавлять в уже привычные косметические препараты. На каждые 10 мл базовой основы достаточно 5-7 капель масла.

Есть проблемы с полостью рта? Мирру используют для полосканий. В тёплой чистой воде просто растворяют 2-3 капельки средства.

Мышечные боли и частые спазмы ест возможность победить, если делать компрессы с мирровым маслом. Они должны быть обязательно холодными. В стакан воды добавляют 7 капель средства. В раствор окунают тряпочку из натурального материала. Затем её следует приложить непосредственно к больному месту.

Активно масло мирры используют в ароматерапии. Оно успокаивает, позволяет избавиться от бессонницы, убирает депрессию, сильное напряжение и нервные расстройства. 5 капель средства нужно добавить в аромалампу. Это позволит в полной мере насладиться приятным запахом мирры и нормализовать свои эмоции.

Ароматические ванны помогут расслабиться. Необязательно полностью погружаться в воду с маслом мирры. Можно сделать эффективные ванночки для ног или для рук. Это поможет отдохнуть от лишних хлопот.

Мирра для ногтей

Эфирное масло мирры благотворно влияет на ногти. С его помощью можно укрепить ногтевую пластину, избежать расслоения, залечить трещинки и воспаления, которые присутствуют на кутикуле. Оно прекрасно питает ногти, а также лечит их, т. к. обладает антисептическим действием.

Питательное средство можно сделать и самостоятельно, в домашних условиях. Для этого потребуется:

  • 4 капельки миррового масла.
  • 15 капель
  • 1 большая ложка миндального масла.
  • 10 капелек лимонного эфирного масла.
  • Большая ложка

Получившуюся смесь переливают в ёмкость из тёмного стекла. Ей нужно настояться около суток. Только потом можно использовать. 1 капля на 1 ноготь ежедневно и ногти будут здоровыми, блестящими и красивыми.

Мирра для кожи

Для красоты кожи лица и тела эфирное мирровое масло можно применять несколькими способами:

  • В чистом виде.
  • В качестве добавки к имеющимся средствам.
  • Как ингредиент «домашней» косметики.

Некоторые рецепты очень просты и доступны каждой женщине:

  1. Омолаживающая маска-лифтинг. Понадобятся овсяные хлопья (50 гр). Их нужно тщательно перемолоть в муку. В таком виде их заливают 30 мл жирных сливок. В этот состав добавляют 5 капель миррового масла. Готовое средство наносят на кожу, через 20 минут смывают, а поверх накладывают питательный крем. Результат - чистота и упругость кожи уже спустя несколько сеансов.
  2. Маска от рубцов поможет убрать следы от угрей, ран, воспалений. 3 капли эфирного гвоздики и мирры добавляют в 10 мл обычного крема. Готовый препарат наносят на нуждающиеся в том участки. Смывать маску не нужною Достаточно подождать, пока всё средство впитается.
  3. Маска - активное увлажнение. Это идеальное средство, которое спасает от сухости кожи. Понадобится 2 измельчённых листа шпината, 15 мл витамина Е и совсем немного (буквально 3-4 капли) масла мирры. Маска наносится на четверть часа, потом смывается.

Что такое Ми́ро?

Ми́ро (ст.-слав. мѵ́ро от др.-греч. μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека. В православии используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. В католицизме и в Армянской апостольской церкви кроме таинства миропомазания используется при рукоположении священников и епископов и при освящении храмов и алтарей. Ранее в православной традиции использовалось также при помазании на царство. Освящённое миро хранится в православных храмах в специальном сосуде — мирнице , которая устанавливается на престоле.

В Библии впервые о мире сообщает книга Исход:

Мироварение

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолчённые благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице в малом соборе Донского монастыря. С 1763 до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, благодаря этому известная также как Мироваренная (Мироварная), где до сих пор сохраняется мироваренная печь сделанная тогда же, а в XIX веке дополненная декоративной сенью (навесом)

«По древнему обычаю, при таинственном освящении мира в Успенском соборе в память общения нашей отечественной церкви с восточной, прибавляется из алавастра в состав мира несколько капель и пополняется новым, чтобы никогда не иссякал сей священный источник» («Древности Российского государства»).

В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению — митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. После молебна совершается малое освящение воды. Святой водой окропляются все вещества, приготовленные для мироварения, а также она добавляется в котёл, в который затем вливаются масло и вино.

Патриарх благословляет рукой котёл и зажигает трикирием огонь под ним. После этого начинается непрерывное чтение Евангелия духовенством в течение трёх дней.

В Великий Вторник в мироваренный котёл добавляют виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — виноградное вино и елей, сваренный в четвёртую седмицу Великого поста. В среду в присутствии архиерея заканчивается мироварение и после остывания мира в котёл вливаются благовонные масла и всё тщательно перемешивается.

Освящение приготовленного мира

Освящение мира происходит в Великий Четверг за богослужением в Богоявленском соборе. Предварительно из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр — сосуд с освящённым миром, хранимым в Церкви издревле с добавлением в него мира от каждого нового освящения.

На Литургии в во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Алавастр ставится патриархом на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, тайно читает молитву и добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира, а также пополняет алавастр новоосвящённым миром.

После освящения миро рассылается по всем епархиям и монастырям РПЦ.

Миропома́зание

Миропома́зание (др.-греч. χρίσμα, лат. chrisma ) — священнодействие в христианских церквях; является таинством в православии, католицизме, Древних восточных церквях и в некоторых протестантских церквях; через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. По мнению Православной церкви, как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных дарах Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар. По мнению Католической церкви, Святой Дух снисходит на христианина в момент крещения, а конфирмация лишь углубляет связь соСвятой Троицей и умножает дары Святого Духа.

Историческое происхождение

Установление таинства миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещёный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием » (1Ин. 2:20, 2Кор. 1:21).

Лаодикийский собор (343 год) закрепил следующее 48 правило: «Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия » . Этим собор закрепил практику совершения миропомазания сразу после крещения, что вероятно не всегда совершалось во времена Лаодикийского собора.

О таинстве миропомазания писали богословы первых веков христианства :

  • Григорий Богослов (IV век): «Если оградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и самым действенным способом, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древний Израиль ночной и охраняющей кровью первенцев и помазанием (Исх. 12:13), тогда что может с тобой случиться? ».

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о миропомазании пишет следующее :

В Православной церкви внешняя сторона таинства заключается в том, что епископ, а гораздо чаще священник, ритуально мажет некоторые части тела человека особо освящённым ароматическим маслом —миром, через которое передаётся божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем помазывает ему крестообразно лоб, глаза,ноздри, уши, грудь, руки и ноги. При каждом помазании каждой части тела священник повторяет слова молитвы: «Печа́ть да́ра Ду́ха Свята́го. Ами́нь ».

Изначально апостолы на новокрещённых возлагали руки, но когда в отдалённые местах это стало практически невозможно, стали освящать особым чином благоухающее масло и раздавать священнослужителям для помазания новообращённых. После смерти апостолов, миро стали освящать только собор архиереев (их непосредственных преемников) во главе с предстоятелем той или инойПоместной церкви.

Миропомазание совершается обычно сразу после таинства крещения, однако может совершаться и отдельно, например, как дополнение крещения, совершённого мирянином. Без миропомазания человек не допускается до причащения, даже если он уже крещён.

Миропомазание совершается над человеком второй раз в жизни, если человек поставляется через церковь на царство, так называемое инаугурационное миропомазание (помазание на царство, греч. τò χρίσμα τῆς βασιλείας) монархов. В Полном православном богословском энциклопедическом словаре в двух томах 1913 года написано, что помазание на царство это вторая, высшая, степень таинства Миропомазания.

Согласно 105 главе Большого Требника через миропомазание принимаются лица, крещенные в младенчестве в православии, но затем воспитанные с самого раннего детства вне православной веры.

Допускается принятие в православие через миропомазание (а не через крещение) лиц из христианских конфессий, в которых сохраняется правильная форма крещения, например над католиками, старообрядцами. Над лютеранами и кальвинистамитаинство миропомазания совершается обязательно, эти деноминации принимаются и через крещение в православие. Над представителями Древних восточных церквей согласно 95 правилу Трулльского собора миропомазание не совершается (люди, приходящие в православие, должны приниматься через письменное отречение от своих ересей). В древности через миропомазание в Православную церковь, согласно 7 правилу 2 Вселенского собора, принимались ариане, македониане, савватиане, новациане, четыренадесятники, аполинириане. Принимались в православие через миропомазание и представители монофизитства, в греческих древних евхологиях и в славянских кормчих сохранился чин принятия армян и яковитов (у русских называвшийся чин принятия хвалисин) .

Кроме того, совершается помазание миром престола православного храма при его освящении.

Елеопомазание

Елеопомазание — обряд православной и некоторых других Церквей, состоящий в помазании священником лба верующего освящённым маслом — елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на помазуемого.

Исторически восходит к установленному через Моисея указанию помазывать освящённым маслом Аарона, его сыновей, а затем всех их потомков, ставших священнослужителями в Иерусалимском Храме (до его постройки — в скинии). Елеопомазание упоминается и в Новом Завете (Иак. 5:14) как обряд, совершаемый пресвитером над больным.

Елеопомазание совершается:

  • на воскресной и праздничной утрени. В России это происходит после чтения Евангелия (на полиелее), в Греции — по окончании утрени. Верующие после поклонения праздничной иконе и Евангелию подходят к священнику, который их помазывает с произнесением слов «Во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха» , или «Сла́ва Го́споди свято́му воскресе́нию Твоему́» , или «Пресвята́я Богоро́дица спаси́ нас» , или «Святы́й (имярек) моли́ Бо́га о нас» . В Типиконе это описано так:

И исхо́дит иерей с кадилом, предыду́щу ему́ свети́льнику, кади́т на анало́гии ико́ну свята́го апо́стола, и отда́в кади́ло стои́т одесну́ю страны́ анало́гиа: и прихо́дит игумен ко анало́гию, и твори́т два покло́ны, и целу́ет ико́ну свята́го апо́стола. И по целова́нии еди́н покло́н: и взем струче́ц на то устро́енный, помазу́ет себе́ от канди́ла святы́м еле́ем крестообра́зно, на челе́ свое́м: и бра́тия подо́бне целу́ет ико́ну свята́го, игу́мен же помазу́ет святы́м еле́ем иере́а, и про́чую бра́тию. По пома́зании же свята́го еле́а, пое́м час пе́рвый.

Архиепископ Вениамин (Румовский-Краснопевков) полагает, что к елею из кандила (лампады) следует добавлять и елей, освящённый на литии. Он же возводит эту традицию, как «нерушимую связь» между Законом Моисеевым и христианством.

На Афоне помазание совершается во время пения т. н. хвалитных псалмов. В некоторых монастырях сохраняется старинный обычай помазания при помощи двух пальцев.

  • во время таинства крещения перед погружением в купель. Помазание «елеем радования» («елеем заклинания», «елеем оглашенных») известно с древних времён, о нём сообщают Ипполит Римский, Амвросий Медиоланский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Симеон Солунский и другие. Это действие, по мнению учителей церкви, напоминало крещаемому о «духовной брани» и готовило его к миропомазанию, а также отгоняло нечистую силу. После погружения в купель ранние христиане помазывали «елеем благодарения» (впоследствии этот обряд был вытеснен миропомазанием).
  • над усопшим. Это также весьма древний обычай. По мнению Дионисия и Симеона Солунского, он связан с предыдущим и символизирует завершение «жизненного подвига».

Помазание также совершается по желанию верующих елеем из лампад от почитаемых икон и мощей.

Что такое Мироточе́ние?

Мироточе́ние — явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой влаги (так называемое миро) на иконах и мощах святых. Явление представляет собой появление на иконе светлого маслянистого вида вещества, испускающего благоухание. Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу (в данном случае мироточение иногда называют «елеоточением » или «росоточением »).

Для некоторых верующих мироточение является одним из чудес, однако дискуссии о причинах и характере этого явления ведутся как среди богословов, так и учёных. Проведению научного объективного исследования феномена мироточения препятствует отсутствие способов надёжного воспроизведения этого явления.

Священное Писание не сообщает ничего о мироточении, все упоминания о данном явлении содержатся только в Священном Предании. К наиболее ранним сообщениям о мироточении относятся:

  • благовонное миро из гробницы апостола Иоанна Богослова, исходившее ежегодно;
  • мироточение мощей апостола Филиппа (согласно апокрифу «Деяния апостола Филиппа », памятник II—III веков);
  • «Мученичество Феодота» (III век) сообщает об истечении мира от останков мученика;
  • многочисленные сообщения об обильном мироточении мощей Димитрия Солунского (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году);
  • мощи св. Николая Чудотворца, находящиеся с 9 мая 1087 года в крипте базилики святого в городе Бари (Италия), постоянно источают миро, которое ежегодно извлекается священниками через небольшое отверстие в крышке гробницы.

Современные примеры:

  • Монреальская Иверская икона Божией Матери по многочисленным свидетельствам почти непрерывно мироточила в течение 15 лет (1982—1997).
  • В 2009 году во время богослужения в воинской части в Севастополе святая икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец» замироточила с кровью.

Когда икона источает миро, это может считаться добрым знаком, умилением образа. Лабораторные анализы показывают, что миро - это жидкость органического происхождения. Каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, было установлено, что "это самые настоящие слезы". Миро возникает на иконе буквально "из ничего".

Теперь и в нашем храме есть такое чудо - Мироточит икона святого князя Александра Невского!

Освященное масло применяется во всех православных обрядах. Что это такое? Из чего готовят церковное масло, как правильно его применять? Постараемся детально разобраться в этой теме.

Церковное масло.

Что такое церковное масло

В разных источниках можно встретить термины: лампадное масло, елей, миро и мирра. Впрочем, последнее не является священным маслом, как считают многие.

Елей представляет собой оливковое масло. К нему добавляют благовонные масла без резкого запаха, например, розовое. Во время приготовления елея священнослужитель читает молитвы. Наибольшую силу имеют смеси, приготовленные на мощах святых.

Есть несколько видов церковных масел. Отличаются они составом, способом приготовления и назначением

Миро – масляная смесь с душистыми травами и благовониями. В нее может входить до 40 ингредиентов, одним из которых обязательно будет высококачественный елей. Готовит миро глава церкви. Оно варится на протяжении трех дней. Для того чтобы масло не возгоралось, обязательным составляющим является виноградное вино.

Лампадное масло – качественное оливковое масло, иногда с добавками благовоний.

Мирра – смола деревьев произрастающих на Аравийском полуострове и Сомали. Обладает устойчивым ароматом и пикантным вкусом. Реже встречается масло мирры. Не имеет ничего общего с церковными обрядами.

Применение церковного масла

В доме любое освященное масло хранится возле иконостаса. Нельзя ставить его возле бытовых предметов и среди косметики. Лампадное масло выливают в лампадку и ставят перед иконами. Это его единственное назначение.

Елей используется в церковных ритуалах, таких как крещение, соборования, помазание важных гостей.

Миро – чаще применяется во время крещения.

В случае если вы заболели или что-то беспокоит:

  • добавьте несколько капель в еду;
  • помажьте лоб или часть тела, которая беспокоит, крестообразным движением;
  • в случае когда вы не знаете молитв, помолитесь своими словами. Если елей приготовлен на святых мощах, эффективнее будет читать молитвы, обращаясь к святому, на чьих мощах проводили обряд;
  • промокните маслом небольшой кусочек ткани, прикладывайте его к больным местам. Когда он придет в негодность, его необходимо сжечь.

Наиболее целителен елей, который освящается во время литии или соборования.

Масло и смола мирра имеют много целебных свойств и часто используются в народной медицине и косметологии.

Задавая себе вопрос, как использовать церковное освященное масло, не забывайте о силе веры. Только так можно будет получить положительный результат.

Миро - благовонная смесь ароматических веществ на основе оливкового масла и белого вина.

Миро переводится с греческого как «ароматное масло».

Помазание миром символизирует схождение Святого Духа. В апостольские времена этим символом было возложение рук на человека (при крещении). Со временем уверовавших и крестившихся стало такое количество, что возложение рук оказалось физически невозможным и было заменено на миропомазание.

Алавастр - круглый высокий сосуд без ручек для хранения мира. В древности такие сосуды из алебастра (отсюда и название) использовались для хранения благовоний. Сейчас в Русской Православной Церкви алавастром называют сосуд, который хранится в Крестовом храме и содержит в себе миро от каждого нового освящения еще со времен апостолов.

Миро в Ветхом Завете

Состав и применение мира впервые были описаны в Библии в Книге Исход:

И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [ сиклей ], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания (Исх 30 :22–25) .

Смирна - смола, получаемая от деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом и пряным вкусом.

Сикль - в разное время вес сикля = 11,17–12,2 г.

Кассия - ароматная кора дерева, близкого коричному, распространенного в Аравии.

Гин -6592,8 см 3 .

Приводятся четкие указания Моисею по применению мира в ветхозаветные времена:

И помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками, Мне (Исх 30 :26–30) .

Таким образом, изначально миро использовалось для помазания скинии (скиния - переносной походный храм евреев) и священников, которые будут в ней служить Богу. В дальнейшем миром помазывали не только их, но и ветхозаветных пророков и царей.

В истории Русской Церкви

В XVII веке подбором ингредиентов для приготовления мира занимался Аптекарский приказ , в ведении которого находились аптеки и больницы. Именно от его сотрудников зависело количество ингредиентов для мира.

С XV по XVIII век в Русской Православной Церкви миро варилось в Патриарших палатах Московского Кремля. В 1763 году для мироварения специально была выделена Крестовая палата Кремля, позднее переименованная в Мироваренную. Печь и сосуды для приготовления мира сохранились в ней по сей день.

С 1946 года основным местом приготовлением мира в Русской Церкви становится Донской монастырь, в Малом соборе которого установлена мироваренная печь.

В современной практике Русской Церкви

В состав мира входят оливковое масло, белое вино и около 40 благовоний, таких как ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз, гвоздичное, розовое, лимонное масло. Количество благовоний меняется в зависимости от имеющихся ингредиентов.

Фотографии пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси

Миро варится один раз в несколько лет в строго определенном для этого месте и рассылается в епархии, во все храмы и монастыри всей поместной - Русской Православной Церкви. Чем больше территория поместной Церкви, тем чаще варится миро.

Приготовлять и освящать миро имеет право только Предстоятель автокефальной (само стоятельной) церкви - Патриарх (4) или митрополит. В Русской Православной Церкви самостоятельно приготовлять и освящать миро начали с 1448 года, после отделения от Константинопольского Патриархата.

Миро варится в специ альной печи (2) Предстоятелем Церкви с понедельника по среду Страстной седмицы Великого поста. Во время мироварения священники непрерывно читают Евангелие.

В Великий Четверг во время Литургии совершается освящение мира (4) . Во время него из алавастра добавляется несколько капель древнего мира и алавастр пополняется новым миром.

В русской православной традиции миро используется для совершения (таинство, соединенное в своем чинопоследовании с таинством Крещения), освящения храма и антиминса (антиминс - плат для совершения Литургии). Во времена монархии миро применялось при помазании на царство.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина

И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания.
(Исход 30:22-25)

27 сентября в Первопрестольном Святом Эчмиадзине пройдет воистину важное и историческое событие — чин освящение Святого мира. Священное миро варят и освящают раз в 7 лет. Побывать в Армении и увидеть все своими глазами желают многие. Ведь Святое миро — одна из главных святынь для всех традиционных христианских конфессий.

Святое миро (ст. слав. моуро; греч. Μύρον («ароматное масло») ; араб. murr) – благовонный состав из множества ароматических веществ, употребляемый для священнодействий еще с Ветхозаветных времен.

В Ветхом Завете состав и употребление святого мира были открыты Богом пророку Моисею. Миро предназначалось для священного помазания – им должно было помазать, и через это освятить богослужебные принадлежности и Аарона вместе с сыновьями. Изготовивший миро для иных целей и помазавший им других людей обрекался на истребление (Исх. 30: 22-33).

В Новозаветное время благовонное вещество, именуемое «миром» стало употребляться для совершения по заповеди Спасителя второго рождения «от Духа» (Ин. 3:5), которое потому получило название таинства миропомазания. Первоначально апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещеных, низводя на них Духа Святого, что становилось Личной Пятидесятницей, таинством Духа Святого, для каждого новопросвещаемого (Деян. 8:17, 19:16). Однако, из-за быстрого роста числа христиан пастыри вскоре оказались не в состоянии совершить таинство через возложение рук на каждого, почему ученики Христовы и обратились к Ветхозаветной обрядовой форме и стали использовать состав по образцу заповеданного Богом Моисею. Преемники учеников стали совершать чин освящения мира и уже этим Святым миром омазывать всех.

В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещеных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ», которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро имели только епископы. От них миро получали священники.

В Армянской Апостольской Церкви освящать миро имеет право только Католикос Всех Армян. Освященное им миро из Первопрестольного Эчмиадзина развозится по всему свету, где живут армяне.

По преданию, освященное Иисусом Христом миро принес в Армению апостол Фаддей. Этим священным миром он помазал царя Абгара, излечив его болезнь. После этого апостол уехал в селение Тарон, где спрятал сосуд со священным маслом под вечнозеленой елью. Его благодаря видению в виде света, падающего туда, нашел Святой Григорий Просветитель и смешал со своим освященным миром. А на этом месте была построена церковь Святого Иоанна Крестителя.

Основной компонент мира — цельное оливковое масло, к которому добавляются 40 видов различных трав, цветы, корни и листья ароматных растений, а также бальзам — сок особого вечнозеленого дерева, которое растет в Египте. В одном котле варится оливковое масло и бальзам, в другом — ароматные травы, смешанные с оливковым маслом, вином и розовой водой. Горлышко котла с растениями замазывают тестом, чтобы благовоние не испарялось. Так миро варится три дня и три ночи. Оба котла хранятся отдельно до освящения мира, и только тогда смешивается их содержимое и в новое миро вливается старое.

За сорок дней до освящения Мира котел покрывается специальной вуалью и устанавливается на главном алтаре кафедрального собора. Каждый день до чина освящения Святого мира после вечернего Богослужения проходит чин освящения оливкового масла.

В день освящения мира под пение гимна «Дивнославный Боже» Патриарший крестный ход выходит из кафедрального собора и направляется к специально воздвигнутому алтарю святого Трдата. Святые отцы возносят на алтарь священные реликвии Армянской Церкви - пронзившее Господа Копье, Крест с частицей Древа Животворящего Креста и десницу святого Григория Просветителя. Его Святейшество произносит эти слова: «Да будет благословенно и освящено это Миро знаменем Святого Креста, этого Святого Евангелия, Святой Десницей (или Копьем) и таинством этого дня именем Отца, Сына и Святого Духа…»

Католикос Всех Армян сперва освещает миро Святым Крестом. Святой Григор Нарекаци в 93-й главе «Молитвеной книги» пишет, что это масло не даст никакой пользы человеку, если оно не будет освящено Животворящим Крестом Господним. Крест с частицей Древа Господня, который сейчас используют для освящения Мира, был изготовлен в 1652 году специально для Католикоса Пилипоса Первого Агбакеци (1632-1655 гг.).

Святым миро совершаются: таинство миропомазания, которое совершается после Крещения; помазание священников во время рукоположения, епископов и Католикосов; миром освящаются основы нововозведенных церквей, купольный крест, во время открытия церкви Святой алтарь, образ Богоматери с Младенцем Христом, колонны и стены церкви. Ранее в православной традиции использовалось также при помазании королей.

Кроме того, каждый год, 6 января, в праздник Богоявления, после Святой литургии во время Водосвятия Святое миро изливается в купель, символизирующую Иордан, в память о снисхождении Святого Духа на Иисуса во время Крещения. С этим событием связана интересная народная история, которую рассказывают историки Аристакес Ластивертци и Киракос Гандзакеци. Так, в 11 веке Католикос Петрос Гетадардз по велению императора Василия Второго в Трабзоне с большой торжественностью совершает чин освящения воды. Когда Католикос Всех Армян выливает миро на воду, появляется яркий луч света и течение реки обращается в другую сторону, свидетельствуя о священности и божественной происхождении Священного масла. С этого времени Католикоса называют Гетадардз, то есть тот, кто поменял течение реки.

Святое миро является символом и видимым знаком присутствия в Церкви Духа Святого. Это особая жидкость, исполненная аромата, с которым не может сравниться ни один другой аромат. Освящение Святого Мира - это завет жить, и идти по жизни с Христом, с Господом, с дарованной Им любовью. Католикос Всех Армян Гарегин Второй так охарактеризовал Священный елей: «Святым Миром мы рождаемся от купели Крещения как народ Божий, со Святой Армянской Апостольской Церковью. Миропомазанием познаем и сохраняем армянскую и христианскую самобытность, национальную целостность. С миропомазанием мы побеждали во всех войнах во имя Веры и Родины. Святая Мощь и Свет Мира соединяли и соединяют наше прошлое, настоящее и будущее наших чад».

Святое миро сообщает каждому христианину залог спасения во едином Господе Иисусе Христе. Дар Святого Духа, сообщаемый через помазание Святым Миром, дается в изобилии и безгранично, ибо «не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3:34) и «от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16).

Мариам Погосян