В чем значение приручения человека огня. Приручение огня человеком. Энергия – это способность тел совершать работу

К такому парадоксальному выводу пришли археологи, чья статья опубликована на сайте журнала PNAS 14 марта.

Одна из двух кремневых пластин, покрытых черной смолой, из местонахождения Кампителло, Италия (Campitello Quarry), возрастом более 200 тыс. лет. Иллюстрация к обсуждаемой статье

"Приручение" огня – безусловно, одна из важнейших инноваций в истории древнего человечества. Именно огонь (вроде бы) позволил людям освоить северные регионы нашей планеты (а как же иначе можно было выжить в широтах, где температура зимой падала ниже нуля?). Согласно гипотезе Ричарда Рэнгема (Гарвардский университет, США), именно переход к термообработке пищи способствовал ускоренному росту мозга у гоминид (приготовление пищи на огне сделало ее легче усвояемой, что способствовало высвобождению энергии, необходимой для питания крупного мозга).

Когда же появилась данная технология, и когда использование огня стало для людей обычным делом? Первые (но не бесспорные) свидетельства использования огня имеют возраст 1.6 млн лет (об этих свидетельствах мы еще поговорим). Также считается, что уже гораздо позднее особо продвинутые технологии использования огня позволили африканским сапиенсам покорить Старый Свет, потеснив неандертальцев…

Проблема в том, что в отличие от орудийной деятельности, технологии, связанные с «контролируемым огнем», гораздо сложнее распознать по археологическим материалам.

Что обычно находят археологи на древних стоянках? Каменные орудия либо их фрагменты, и иногда остатки трапез. Если и был тут очаг – от него остается немного. Если стоянка находилась на открытой местности – то ветер или вода легко могли стереть все следы использования огня. В пещере вероятность, что что-то сохранится, больше. Чаще всего такими следами могут быть отложения, на которых находился очаг (их можно выявить по цвету и изменениям структуры); каменные орудия со следами нагрева; обугленные кости и древесный уголь.

Однако не только человек мог оставить такие следы.

А если тут было вулканическое извержение? Удар молнии, лесной пожар? Обугленные кости могли попасть в пещеру вместе с водным потоком. Мало ли что могло произойти за десятки тысяч лет! Вот если таких находок в пещере много, если они сосредоточены в одном месте, в сочетании с явными следами длительного пребывания человека, если всё это, судя по геологическому контексту, не было перемешано, а лежит «на своих местах» - только в таком случае можно считать, что огонь здесь, вероятно, разводил именно человек.

Авторы публикации - Паола Вилла из Колорадского университета в Боулдере (США) и Вил Рубрукс из Лейденского университета (Нидерланды) в поисках таких надежных свидетельств провели детальный анализ 141 палеолитического местонахождения. Авторы исследования обратили основное внимание на Европу, где есть большое количество хорошо изученных археологических памятников разного возраста.

Известно, что люди появились на юге Европы более миллиона лет назад (древнейшим местонахождением является в Испании). А на север Европы люди продвинулись более 800 тысяч лет назад (таким возрастом датируется английское местонахождение Хэпписбург / Happisburgh 3).

Поразительно, но при всем этом явные свидетельства использования огня человеком имеют возраст не более 300-400 тысяч лет! Такие датировки получены для двух местонахождений – Бичес Пит (Beeches Pit) в Англии и Шёнинген (Sch?ningen) в Германии.

Более древние свидетельства дружбы европейцев с огнем крайне скудны и ненадежны. Если говорить об открытых местонахождениях – отсутствие следов огня можно списать на кратковременность пребывания людей на них, либо на геологические процессы. Но аналогичная картина наблюдается и в пещерах. Авторы рассматривают 6 известных пещер: Треугольная (Россия), Козамика (Болгария), (Италия), (Испания), (Франция), (Испания).

Особенно удивительно отсутствие следов использования огня на таких богатых археологическими материалами стоянках, как и . В Араго найдено большое количество каменных орудий и костных останков. Следы огня обнаружены в Араго только в верхних слоях, моложе 350 тыс. лет. В нижних же уровнях (начиная с примерно 550 тыс. лет назад) – ни угля, ни обожженых костей… При том, что люди постоянно жили здесь в течение нескольких сотен тысяч лет! В Гран Долина – ситуация такая же, за исключением нескольких углей, которые явно попали сюда снаружи. «Это поразительно», пишут авторы статьи. Получается, что люди обитали в Европе, где зимой бывало совсем не жарко, в течение 700 000 лет, не зная огня!

И только в более поздние эпохи использование огня, судя по археологическим данным, становится обычным делом. В частности, на стоянках неандертальцев найдено большое количество продуктов горения. В качестве топлива употреблялось как дерево, так и кости. И судя по всему, неандертальцы отнюдь не ждали удара молнии или «падения метеорита», они сами умели добывать и хранить огонь.

Особенно интересны находки, говорящие о том, что неандертальцы уже 200 тысяч лет назад не только «грелись у первобытного костра», но и с помощью огня добывали из древесной коры смолу, которую использовали для прикрепления каменных наконечников к деревянным рукояткам (см. фото).

Подобные технологии известны и у африканских древних сапиенсов (стоянка Пиннакл Поинт / Pinnacle Point в Южной Африке, возрастом 164 тысячи лет). Получается, что неандертальцы до такого смогли додуматься раньше, чем сапиенсы. Поэтому говорить о технологическом превосходстве древних сапиенсов, по крайней мере, в области «пиротехники», нет никаких оснований.

А за пределами Европы?

Авторы рассматривают и стоянки древних людей в Азии и в Африке. В Азии, судя по всему, применение огня -также как в Европе - становится обычным делом между 400 и 200 тыс. л.н. Например, в пещере Кесем в Израиле () древесный пепел является главной частью пещерных отложений, сопряженных со следами деятельности человека, т.е. здесь постоянно использовался огонь.

Авторы приводят, однако, одно исключение – местонахождение в Израиле, возрастом 780 тысяч лет. Здесь найдена обугленная древесина и множество маленьких фрагментов орудий (размером до 2 см) с явными следами нагрева. Такие фрагменты обычно остаются, если изготовление орудий происходило вблизи огня. Археологи считают, что подобные микроартефакты со следами горения – лучшие индикаторы того, что когда-то здесь был очаг.

Можно сделать вывод: уже 780 тысяч лет назад некоторые популяции людей использовали огонь, но общечеловеческой эта технология стала гораздо позже.

Этот очаг – вовсе не очаг?…

Теперь - о древнейших следах использования огня в Африке. К таковым относят многочисленные обожженые кости в , ряд находок в и , возрастом 1.5 – 1.6 млн. лет .

По мнению авторов статьи, хотя эти находки сделаны в местах, где жили гоминиды, «нет доказательств, что именно гоминиды использовали этот огонь». Возможно, речь идет об огне природного происхождения. Грозы с молниями в Африке, кстати, случаются гораздо чаще, чем в Европе – пишут авторы.

Очень странно. В Чесованье, вроде бы, даже найден целый … Он тоже появился от удара молнии?

Итак, по крайней мере в Европе люди стали регулярно использовать огонь достаточно поздно, не ранее второй половины среднего плейстоцена. «Это конечно не отвергает возможности случайного и эпизодического использования огня людьми в более древние эпохи».

Но как прожить без огня в Европе?

А вот так. «Мы полагаем, что ранние гоминиды НЕ нуждались в огне для колонизации северных областей», - пишут авторы статьи. Активный образ жизни и богатая белком пища помогали людям переживать холода. Ели они сырое мясо и рыбу (как некоторые современные охотники-собиратели), и видимо это не помешало их мозгам расти.

В конце концов, что мы знаем о выносливости наших далёких пращуров? Может быть, они могли зимой на снегу спать? Ведь современные люди – это «продукт длительной адаптации к изменениям в их рационе и образе жизни», и о том, как изменился наш организм в результате такой адаптации, известно очень мало…


Раньше люди не добывали, а находили огонь – точно так же сейчас находят золото и драгоценные камни. Не секрет, что огонь тогда берегли, как зеницу ока. Случалось, что пламя появлялось от удара молнии. Первобытные люди с ужасом в глазах смотрели на «горячего зверя», слизывавшего с деревьев кору и сжигавшего всё на своём пути. Но наши предки были смелыми людьми. Однажды один из них решился схватить горящую палку и принести в пещеру эту диковинку. Нам неизвестно, кем был первый покоритель огня и где именно это произошло. Возможно, таких людей было несколько. Как бы там ни было, но нашлись смельчаки, приручившие «горячего зверя», как приручают других диких зверей.


Каким образом зажигался огонь? Самые архаичные народы (например индейцы Амазонки) добывают огонь трением двух веток дерева между пальцами или с помощью лука; от их нагревания зажигаются стружки или сухой мох. При ударе кремня о кремень высекают искры, к которым сразу подносят какой- либо легковоспламеняющийся материал; этот прием сложнее предыдущего. С появлением железа возникает кресало – куском железа о кремень выбивают искру, которая зажигает фитиль – рыхлое вещество, состоящее из высушенных грибов. Долгое время добывание огня оставалось трудным делом, поэтому костер старательно охраняли: поддерживать пламя или оберегать тлеющие головешки было священной обязанностью женщин. С тех пор слова "огонь" и "очаг" символизируют семью…


Огонь и исходящий от него свет внес важнейшие изменения в поведение людей. Активность больше не ограничивалась дневным временем. Кроме того, многие крупные животные и кусающие насекомые избегали огня и дыма. Огонь можно назвать поваром. Очень многое из того, что мы едим, приходится предварительно варить, жарить, печь… Огонь готовит нам пищу, и занимается он этим уже много лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и бросали в воду небольшие камешки, раскаленные на костре, так сварили первый суп. А потом зарыли в золу завернутое в листья мясо получилось первое жаркое. Нанизали на прутик кусочки мяса, подержали их над костром так и сейчас делают шашлыки. Человек кормил огонь и огонь кормил человека!


Огонь может быть и земледельцем. Когда человек догадался, что можно не только собирать зерна диких растений, но и выращивать хлеб, ему понадобились поля. Как убрать траву, кустарник, лес? Вместе с первым земледельцем вышел на работу и огонь. Вырубленный лес сжигали, вот и получалось поле. А сейчас с помощью огня иногда борются с сорняками. Весной, когда сорняки идут в рост, пускают на поле специальную машину, из которой бьют вниз струйки дыма и огня.


Мы можем назвать огонь строителем. Глину смешали с песком, обожгли так получился кирпич. А вот гранит обжигать не надо, он и так твердый. Но, чтобы добыть гранит, давным-давно поступали так. На огромном камне, на скале разводили большой костер. Скала раскалялась. Потом на нее лили холодную воду. И скала растрескивалась на маленькие кусочки. Огонь может быть и стеклоделом! Когда-то путешественники развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось стекло. В него превратился песок, спекшийся с белыми камнями – содой. Прозрачным оно стало не сразу, зато красивым было с самого начала. Сначала из него делали украшения, затем догадались изготовлять посуду, очки, телескопы, аквариумы


Человек позвал с собой в дорогу огонь. Огонь нагревал воду в котле, превращал ее в пар, пар вертел колеса. Так появились паровые машины. В наше время мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы. И всем им нужны бензин, нефть, мазут или еще какое-нибудь горючее. Горючее так и называется, потому что оно горит. Огонь может быть волшебником. Он только тем и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем не похожие на первые. На что ни посмотри, всюду огонь хоть немного, да поработал. Вот бумага (детский альбом): уж она-то, кажется, огня боится, но без огня и ее самой не было бы. Ведь делают бумагу из измельченного дерева, из крошечных волоконцев, и их приходится разогревать. Бумагу варят, как и стекло, как и сталь.


Огонь дал нам всё, но правильно обращаться с ним мы так и не научились. В неумелых руках пламя может превратиться в пожар, принести материальный ущерб, а в некоторых случаях – забрать человеческую жизнь. Будьте осторожны и не играйте с огнём. Возможно, от этого зависит чья-то жизнь!

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание»

на тему «Как человек огонь приручил»

Подготовительная группа.

Воспитатель Полеева Вера Алексеевна

МДОУ д/с №31 общеразвивающего вида

п. Новый Быт, Чеховский р-н

Программные задачи:

  1. познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека;
  1. показать значимость его открытия в современной жизни; акцентировать внимание на то, что именно человек «приручил» огонь, сделал его необходимы людям.

Материал:

  1. блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба;
  2. колосок или горсточка злаковых зерен;
  3. пинцет и шприц;
  4. кусочек кирпича и гранитный камешек;
  5. стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы;
  6. столовая ложка и ваза для цветов;
  7. игрушечные паровоз и ракета.

Ход занятия

В начале занятия детям предлагается вимательно рассмотреть разложенные предметы и подумать, какое же великое открытие древнего человека объединяет все эти вещи.

Воспитатель (показывает блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба). Как вы думаете, какое отношение к этим предметам имеет огонь? Оказывается, огонь можно назвать поваром. Многое из того, что мы едим, приходится варить, жарить, печь. Огонь готовит нам пищу и занимается этим уже сотни тысяч лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья, а чтобы вода не остывала, бросали в нее небольшие камешки, раскаленные на костре, - так варили первый суп. А потом зарывали в золу завернутое в листья мясо - получалось первое жаркое. Нанизывали на прутик кусочки мяса, держали их над костром - так и сейчас делают шашлыки. Чтобы огонь не погас, человек постоянно подбрасывал в костер прутья. Так человек «кормил» огонь, а огонь «кормил» человека!

Воспитатель (показывает колосок). А как огонь может помочь колоску вырасти? Оказывается, он может быть и земледельцем. Когда человек стал выращивать хлеб, ему понадобились поля. Как убрать траву, кустарник, лес? Вместе с первым земледельцем вышел на работу и огонь. Вырубленный лес сжигали, и получалось поле. И сейчас огнем иногда борются с сорняками. Весной, когда сорняки идут в рост, пускают на поле специальную машину, из которой бьют вниз струйки дыма и огня.

Воспитатель (обращает внимание детей на пинцет и шприц). Как вы думаете, а для чего нужен огонь этим предметам? Оказывается, он может быть и врачом. У многих народов древности гость, входя в дом, должен был перешагнуть через костер. Потому что хозяева верили: огонь прогоняет зло, если под злом понимать вредные микробы. Почти все опасные микробы гибнут при высокой температуре. Сейчас на пакетиках с молоком печатают: «пастеризованное». Значит, прогретое так, что микробы в молоке погибли. Когда же люди узнали о вредных микробах, медики стали свои инструменты стерилизовать. Много уже найдено лекарственных средств, которые убивают микробов, но и сейчас еще огонь часто заботится о нашем здоровье!

Показывая детям кусочек кирпича и гранитный камешек, воспитатель спрашивает: «А нужен ли этим предметам огонь, как вы думаете? Оказывается, и этим предметам нужен огонь, потому что огонь мы можем назвать строителем. Глину смешали с песком, обожгли - получился кирпич. А вот гранит обжигать не надо - он и так твердый. Но чтобы добыть гранит, давным-давно поступали следующим образом: на огромном камне, на скале, разводили большой костер. Скала раскалялась. Потом на нее лили холодную воду, и скала растрескивалась на маленькие кусочки.

Воспитатель показывает детям стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы, спрашивает: «Как вы думаете, нужен огонь для изготовления этих предметов? Оказывается, огонь может быть стеклоделом. Однажды путешественники развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось первое стекло. В него превратился песок, спекшийся с содой. Прозрачным оно стало не сразу, зато было красивым . Сначала из него делали украшения , затем догадались делать посуду, телескопы, очки,аквариумы...

Воспитатель предлагает обратить внимание на столовую ложку и вазу для цветов, задает детям вопрос: «Как огонь может помочь сделать эта вещи? (Ответы детей.)

Воспитатель. Оказывается, все, что сделано из металла, тоже встречалось с огнем. В жарких печах из руды выплавляют металл. Затем в других печах варят, превращая металл в сталь. И ее расплавляют на огне, потому что, горячая, она лучше слушается человека, лучше принимает нужную форму. Вот такой огонь - металлург!

Воспитатель . Оказывается, огонь может быть хозяином дорог. В паровозе огонь нагревал воду в котле, превращал ее в пар, пар вертел колеса. Теперь мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы. И всем им нужны бензин, нефть, мазут или еще какое-нибудь горючее. Горючим оно называется потому, что горит. И в небо человека тоже поднял огонь. Первые воздушные шары наполняли горячим воздухом; огонь вырывается из сопла реактивного самолета, без огня не взлетают космические ракеты...

Воспитатель (показывает альбом для рисования). А зачем огонь необходим бумаге? (Ответы детей.)

Воспитатель . Огонь может быть волшебником. Он только тем и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем не похожие на изначальные. На что ни посмотри, всюду огонь хоть немного да поработал. Вот бумага (альбом для рисования): уж она-то, кажется, огня боится, но без огня и самой бумаги бы не было. Ведь делают ее из измельченного дерева, из крошечных волоконец, и их приходится нагревать. Бумагу варят, как и стекло, как и сталь. Вот как многому огонь научился у человека! Человек сделал огонь своим помощником! Все, о чем мы говорили, придумывал сначала какой-то человек-изобретатель. Он пробовал, ошибался, исправлял свои ошибки и, наконец, добивался результата. И становился примером для многих других людей, которые тоже использовали эту технику.

Огонь начали разводить первобытные люди еще несколько тысяч лет тому назад. Так, в пещерах Европы, где ранее жили люди, антропологами в Южной Африке были найдены угли, которые говорили о том, что именно в этом месте люди разводили огонь.

Как же люди все-таки научились разжигать костры?

«Приручение» огня относится к периоду позднего палеолита. Примерно двести тысяч лет тому назад первобытный человек научился сначала сохранять, а позже и добывать огонь.

В Африке, где обитали первобытные люди, грозы и молнии были привычным явлением. Они постоянно воспламеняли лес. А оказать сопротивление огню никто не мог. Однако после пожара на земле оставались еще дымящиеся угольки, благодаря которым можно было добыть огонь.

Сложно себе вообразить, но хранение раскаленных углей на протяжении несколько десятков тысяч лет было единственным способом получения огня. После затухания костра люди оставались без огня, и тогда им снова приходилось отыскивать следующий пожар, дабы собрать тлеющие угли и опять заполучить костер.

Позднее люди научились добывать огонь собственными силами. Костер добывали при помощи трения палочки о сухое дерево. При стремительной прокрутки палочки древесина нагревалась до такой температуры, которая способна разжечь немного сухой травы.

Похожим способом первые поселенцы Австралии и тихоокеанских островов получают огонь и по сей день. А в Европе, Северной Африке и в некоторых районах Америки для добывания костра люди использовали кресало и кремень. Эти инструменты являли собой камни твердых пород, в которых содержалось большое количество кремния. Высекаемые гальками искры разжигали трут, в качестве которого чуть позже применяли промасленный кусок веревки.

Наидревнейшие инструменты для получения огня кресало вошли в жизнь человечества столь прочно, что использовались и до двадцатого столетия. Помимо того, кремнем и кресалом пользуются и по се день. Например, зажигалка, которая состоит из металлического колесика и кремния из магниевого сплава. Однако в зажигалке взамен труту используются либо смоченный керосином хлопчатобумажный шнур, либо малогабаритная газовая горелка.

С эволюцией цивилизации проблема получения огня решалась разными способами. Изначально огонь просто сберегали в виде раскаленных углей в глиняных горшках или в кострищах. Потом были найдены способы заполучения костра с помощью кремня и кресала. Чуть позднее, когда люди научились производить и подвергать обработке стекло, огонь можно было получить стеклом - лупой, направляющей солнечные лучи на поверхность высохшего трута. До того как появились спички, прошло очень большое количество времени.

Впервые спички были изобретены в 30-х годах девятнадцатого века. Они являли собой высеченные деревянные палочки, на которых была нанесен состав смеси, которая включала в себя белый фосфор. Во время трения спички о любую шершавую поверхность головка разгоралась и воспламеняла деревянную основу спички.

Спички производились из осины, которая является самой пластичной древесиной и в случае производственной обработки не дает сколов и трещин. Позднее спички стали изготавливать из картона, что дало возможность облегчить и снизить стоимость их производства.

Первые спички были наделены хорошими потребительскими качествами, но они были небезопасны. Фосфорная спичка могла загореться от легкого трения о твердую поверхность, что приводило к печальным последствиям. Но все же опасней была смесь, которой покрывали головку спички, поскольку она включала в себя белый фосфор, который является очень ядовитым.

В Швеции в 1855 году были созданы безопасные спички. Их назвали «шведскими» и очень быстро распространились по всему свету. На сегодняшний день они известны, как обыкновенные спички, которые люди используют ежедневно.

Для безопасности спичек состав головки был кардинально переработан. Теперь головка спички включает в себя окислитель, в качестве которого используется бертолетова соль, горючего материала - серы, и клеящего вещества. Таким образом, современная спичка не содержит ядовитого белого фосфора, но потеряла способность загораться от легкого трения о любую шероховатую поверхность.

Чтобы зажечь спичку нужно потереть ее о боковую поверхность коробка, на которую нанесено специальный материал, состоящий из смеси сульфида сурьмы, красного фосфора и клея.

Использование огня не только внесло изменения в жизнь первобытного человека, оно самым прямым образом оказало воздействие на его мышление. Первые инструменты труда - это попытка древних людей адаптироваться к окружающей среде, добыть пропитание, защититься от разных хищников и стихий. Применение огня является первоначальной попыткой изменить окружающую среду, адаптировать ее к своим нуждам.

Огонь дал человеку защиту от ветров и морозов. Он позволил приготавливать пищу и таким образом отказаться от употребления сырого мяса. Огонь раскрыл древнему человеку такие полезные ремесла, как создание посуды из глины и обожженного кирпича. В конце концов, применение огня дало возможность людям группироваться в сообщества, выделяющиеся от примитивной ватаги высокой организацией.

Что же служило древнему человеку топливом? Изначально топливом служила древесина. Позже, когда человек обучился выращивать скот, в качестве топлива начали использовать высушенный навоз животных. Он применяется до настоящего времени - в пустынях, степях, проще говоря, везде, где нет или практически нет лесов. Еще спустя некоторое время, в качестве топлива люди стали применять каменный уголь и торф.

Огонь также пускали в ход и в аграрном производстве. Научившись выращивать полезные растения, люди подготавливали ниву к засеву, испепеляя траву. Пепел костров стал первым удобрением, которым воспользовался в своих целях человек.

Из пещер, в которых жили пращуры современного человека, огонь перенесли в дома. В конечном счете, очаг, а потом печь были той основой, вокруг которой строились крыша и стены. Огню придавали священное значение. Не случайно древние греки считали, что огонь был преподнесен в дар человечеству Прометеем, которого за такой подарок постигло жестокое наказание Богов. А в современных религиях свеча является неотъемлемым атрибутом богослужения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Огонь начали разводить первобытные люди 1000 назад. Так, в пещерах, где ранее жили люди, были найдены угли, которые говорили о том, что именно в этом месте люди разводили огонь. Как же люди все-таки научились разжигать костры? Примерно 200 тыс.лет тому назад первобытный человек научился сначала сохранять, а позже и добывать огонь. В Африке, где обитали первобытные люди, грозы и молнии были привычным явлением. Они постоянно воспламеняли лес. А оказать сопротивление огню никто не мог. Однако после пожара на земле оставались еще дымящиеся угольки, благодаря которым можно было добыть огонь.

3 слайд

Описание слайда:

Сложно себе вообразить, но хранение раскаленных углей на протяжении несколько десятков тысяч лет было единственным способом получения огня. После затухания костра люди оставались без огня, и тогда им снова приходилось отыскивать следующий пожар, дабы собрать тлеющие угли и опять заполучить костер.

4 слайд

Описание слайда:

Позднее люди научились добывать огонь собственными силами. Костер добывали при помощи трения палочки о сухое дерево. При стремительной прокрутки палочки древесина нагревалась до такой температуры, которая способна разжечь немного сухой травы.

5 слайд

Описание слайда:

Изначально огонь просто сберегали в виде раскаленных углей в глиняных горшках или в кострищах. Потом были найдены способы заполучения костра с помощью кремня и кресала. Чуть позднее, когда люди научились производить и подвергать обработке стекло, огонь можно было получить стеклом - лупой, направляющей солнечные лучи на поверхность высохшего трута. До того как появились спички, прошло очень большое количество времени.

6 слайд

Описание слайда:

Впервые спички были изобретены в 30-х годах девятнадцатого века. Они являли собой высеченные деревянные палочки, на которых была нанесен состав смеси, которая включала в себя белый фосфор. Во время трения спички о любую шершавую поверхность головка разгоралась и воспламеняла деревянную основу спички. Спички производились из осины, которая является самой пластичной древесиной и в случае производственной обработки не дает сколов и трещин. Позднее спички стали изготавливать из картона, что дало возможность облегчить и снизить стоимость их производства. Первые спички были наделены хорошими потребительскими качествами, но они были небезопасны. Фосфорная спичка могла загореться от легкого трения о твердую поверхность, что приводило к печальным последствиям. Но все же опасней была смесь, которой покрывали головку спички, поскольку она включала в себя белый фосфор, который является очень ядовитым.

7 слайд

Описание слайда:

В Швеции в 1855 году были созданы безопасные спички. Их назвали «шведскими» и очень быстро распространились по всему свету. На сегодняшний день они известны, как обыкновенные спички, которые люди используют ежедневно.

8 слайд

Описание слайда:

Огонь дал человеку защиту от ветров и морозов. Он позволил приготавливать пищу и таким образом отказаться от употребления сырого мяса. Огонь раскрыл древнему человеку такие полезные ремесла, как создание посуды из глины и обожженного кирпича. В конце концов, применение огня дало возможность людям группироваться в сообщества, выделяющиеся от примитивной ватаги высокой организацией. Что же служило древнему человеку топливом? Изначально топливом служила древесина. Спустя некоторое время, в качестве топлива люди стали применять каменный уголь и торф.

9 слайд