В чем секрет энергии Шакти? Что говорят тантра и йога о роли женщины? Тридеви — шакти Вишну, Шивы и Брахмы в матрице Мироздания

Шива («благосклонный», «милостивый», «благой») - в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидательное разрушение); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом Брахмой и поддержателем Вишну. Согласно Шива-пуране, является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Является одной из древнейших божественных сущностей человечества; сохранились упоминания о нём в доарийской (дравидийской) мифологии. Традиция поклонения Шиве называется шайвизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадев. Также является основателем Йоги.

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу - третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути).

Функции
В шиваизме является верховным богом, творцом, поддержателем и разрушителем, защитником праведности, победителем демонов, подателем всех благ и управителем всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;
в других направлениях индуизме на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла - махаюги, с целью создания пространства для нового творения;
считается создателем сакрального звука («ом») и санскрита, языка культа;
имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа);
его свита - духи и демоны; бескорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение.

ШАКТИ
Ша́кти (санскр. शक्ति śakti? - мощь, сила) - в тантре, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы.

В индуизме каждый бог имеет свою шакти, и все вместе они представляют Личности (персонализации) и Силы (энергии) единого Брахмана.

Слово «шакти» имеет много значений. Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности. Шакти - это Божественная Мать. Шакти - это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют богиню, супругу бога Шивы. Шакти - это внутренняя энергия человека. Шакти - это космический женский принцип. Шакти - это женское начало человека, его женская половина. Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу. Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Деви, Бхавани, Трипурасундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - различные формы Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо её аспект.

Шива - это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог.
Шива - это один из трёх главных богов индуистского пантеона (два других - Вишну и Брахман).
Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман - Божественную мудрость).
Шива - это Сила, разрушающая Вселенную в конце её существования (при этом Брахман - это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование).
Шива - это космический мужской принцип.
Шива - это высшее сознание человека.
Шива - это сила, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования.
Шива - это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы.
Шива - это название высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг.

Есть и другие значения слова Шива.

Шакти - это великая вселенская бесконечная Божественная энергия, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной Реальности.
Шакти - это Божественная Мать.
Шакти - это проявленный мир.
Шакти - это Мать-Природа.
Шакти - это богиня индуистского пантеона, супруга бога Шивы.
Шакти - это внутренняя энергия человека.
Шакти - это космический женский принцип.
Шакти - это женское начало человека, его женская половина.
Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу.

Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Дэви, Бхавани, Трипура, Сундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - являются различными формами Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо аспект Шакти.

О Шиве и Шакти

· ...Пребывающие в неведении по глупости своей заявляют, что Шива и Любовь - две разные вещи и не знают, что только Любовь есть Шива. Если человек познает, что Любовь и Шива - одно, то он навсегда становится Любовью, как и Шива. Всюду пребывает Божественная Форма, Всюду - Шива-Шакти... Всюду - Божественный Танец. Как Шива пребывает всюду, так и Милость Шивы вездесуща. Всё, всё является Его Божественной игрой... (из "Тирумандирама")

· ...О Шакти! Ты - солнце, освещающее внутреннюю тьму неведения, Ты - источник сладости осознавания, текущий для неведения, ...ради которого стоило погружаться в океан рождений и смертей... Ты - единственная, кто даёт свободу от страха и исполняет желания... О Хранительница миров! Ты способна подарить больше, чем мы способны пожелать... Поистине счастливы те, кто поклоняются Тебе, волне сознания и блаженства, чья обитель - то ложе, на котором пребывает Высший Шива... О Божественная, пронзившая землю в муладхаре, воду в свадхистане, огонь в манипуре, воздух в сердце, эфир над сердцем и сознание меж очей и так идущая вверх - в тайном лотосе сахасрары ты наслаждаешься со своим повелителем Высшим Шивой... (из "Ананда лахари")

БУДДА

Происхождение тантризма первоначально связано с кулом Шакти, Великой Богини-Матери, оно имеет корни в доарийской дравидской культуре.

Ранний тантризм складывался под влиянием ведической религии, более поздний - брахманизма и буддизма, однако черты древнего почитания Богини-Мери хорошо сохранились и поныне.

В «Нируттара-Тантре» * сказано:

...«Невозможно достичь освобождения без постижения Шакти».

В Гайатри-Тантре* говорится:

...«С помощью соединения с Пракрити* вся Вселенная обладает энергией, поэтому она называется «Шакти».

Тантристы стремятся поставить себя в идеальное отнение с Шакти, а через нее - и с Шивой.

Санскритское слово «шакти» происходит от глагола «шак» - «иметь силу, быть способным».

Божества традиционного индуистского пантеона в тарических изображениях оставались узнаваемыми, но принали гораздо более грозный облик, появляясь с атрибути орудий убийства, в огне, крови, истощенными, пожирими сырое мясо, пьющими вино и кровь, украшенными чепами и костями, бродящими среди горы трупов.

Милость таких богов можно было получить, принося кровавые жертвы, умерщвляя плоть, практикуя обычаи, яяющиеся для непосвященных ужасными и отвратитьными.

Изображения тантрических божеств часто напоминают персонажи из фильмов ужасов. Причем, нет никаких сомний, что эти кошмарные, на взгляд европейца, существа яяются объектами поклонения. Вот как описывает «Кали-Кавача» * Богиню Кали:

...«Я видел Ее Многообразную, Четырехрукую, Играющую языком, Облаченную в Стороны Света, Обнаженную, Прекрасную и Темную, как лепестки синего Лотоса.

Подобную полной Луне, Разбивающую полчища врагов, а также Череп, Меч, Лотос, Жест Блословения.

Бесстрашную, Кроваволикую, Оскалившую ужасный лик, Безудержно Хохочущую, Стоящую на Трупе и Украшенную Гирляндой из Черепов.

Так, созерцая Великую Кали, следует прочесть Кавачу («броня»)».

Однако Тантрические образы не следует понимать буально - здесь видны лишь персонифицированные те или иные состояния психики и символы. Например:

«четырехрукая» символизируют четыре состояния сознания:

Турийа - «четвертое», трансцендентное состояние;

Сушупти - бессознательное состояние;

Свапна - сон со сновидениями; и

Джаграт - бодрствование.

Четыре руки - символ четырех уровней речи, божесенного Логоса:

Паравак - высший, невыразимый, причинный урень речи;

Пшийапти - уровень, в котором появляется первичный образ идеи;

Вайккари - собственно речь, произносимая органами;

Чадхйама - средний, промежуточный уровень.

«играющая языком» - очень красноречивый эротеский жест, указывающий на биполярную природу Кали. С одной стороны, Она - Мать и Возлюбленная, постнно пребывающая в восторге нежности и любовного воуждения, с другой стороны, Она - «хищница», облизающаяся на очередную жертву, втретьих, Она демоница, своими чарами околдовывающая мир и дразнящая его.

«облаченная в стороны света», «обнаженная» (дигамбари), означает «истину без покровов», первоанную силу, заставляющую все замереть в ужасе, любви, желании, отвращении и нежности одновременно.

«безумно хохочущая» (аспект Кали-Трипура-Бхаави ) - символизирует сворачивание форм, ангиляцию, молниеносное просветление. Поклонение ей абсолютно беолезно ради достижения материальных благ, власти, батства и прочего.

Смех (хаса) означает одновременно и радость, и ужас, сержащийся в самой Кали. В ее мантре также звучит ее победный «сатанинский» смех: «ХАСАЙМ, ХАСАКА - РИМ, ХАСАЙМ».

«стоящая на трупе» - под трупом подразумеваея сам Шива, который кинулся под ноги Кали, дабы усмирить ее буйство, и она замерла в блаженном изуении. Так родился образ Дакшина-Кали - «Благой Кали». Шива в образе трупа - шавасана, символизирует сознание Абсолюта, а Кали - динамическую энергию. И еще: «Шива без Шакти - труп», таково тантрическое учение.

«украшенная гирляндой из черепов» - символирует пороки и различных демонов, побежденных Кали, а также пятьдесят букв санскритского алфита.

«человеческий череп» или голова, иногда чаша из чера (нарамунди ) - символизирует умерщвленное и отсечеое эго или малое «Я» непросветленного существа. Чаша из черепа - символ Единства Бытия и Сознания.

Пространство снаружи и внутри чаши едино, и только тонкая перегородка отделяет миропроявление от Абсолюта, частное от всеобщего, внутреннее от внеего, которые в действительности представляют собой едую полноту Бытия и Сознания.

«меч» (кадга) - символ преобразующей силы, отсекщей привязанности, рассекающей скорлупы, умерщвлщей сознание плотского человека. Меч имеет серповиую форму и это не случайно.

Эта форма соотносится с серпом луны, которая является унерсальным архетипом женского начала. Кроме того, кда концы этого серпа обращены вверх, то это является сиолом воды. Именно этот символ визуализируется в сваистане (см. дальше), соотносящейся с сексуальностью, водой и пр.

«лотос» (падма ) - символ чистоты, духовного роста, инициатического восхождения.

«жест благословения» - (варадамудра) - поднятая вверх рука, ладонью вперед, означает защиту, покровителтво, заверение в безопасности.

В иконографии для четырехруких форм божества хараерно то, что в двух руках Бог держит предметы, связанные с насилием и наказанием, а в двух других руках предметы защы и благословения.

Текст «Кали-Кавачи» прямо указывает на защиту:

...«Ом! Да уничтожит моих врагов Богиня Калика, Образ ужаса, исполняющая все желания, Благая Богиня, прославляемая всеми богами!

Освобождает от смерти и от рождения, да зитит нас везде Богиня Махакали*, воплощение биджи* Хум!

Ради уничтожения врагов почитаю ту Кали - Воюбленную Ша нкары, которой был убит великий демон Нишумбха* и великий Дайтья Шумбха*. Да пожрут моего ненавистника Брахми*, Шайви *, Варахи*, Нарасимха*, Кумари*, Айндри* и Чамунди *.

О, Калика! Ужасная, Скалящаяся! Любящая кровь! О, та, чьи уста полны крови, и кровью покрыты груди!

Моих врагов: Пожри! Пожри! Убей! Убей! Умертви! Умертви! Рассеки! Рассеки! Разорви! Разорви! Изгони! Изгони! Удали! Удали! Иссуши! Иссуши! Во благо предлагаю Кали моих врагов, во благо!».

«темная, как лепестки синего лотоса »: очень часто высшие божества индуистского пантеона изображтся с телами черного, синего или голубого цветов. Таков Кришна, Шива, Кали и некоторые другие. Темный или черный цвет символизирует метафизическую, апофатичеую тьму, символ непознаваемого и трансцендентно. Голубой или синий - цвет неба, цвет пространства сознания (чид акаша*).

О черном цвете богини Кали, воплощении Паати Рамакришна говорил:

...«Можно ли сказать, что Кали черная? Она кажется черной на расстоянии, но если истинно ее почувствовать - она совсем не черная.

Акаша (эфир), небо, воздух не имеет цвета, но если смотреть из глубокого колодца - кажется черным.

Вода океана кажется голубой, но зачерпните нного воды рукой и вы увидите, что она на сом деле не имеет никакого цвета.

Разве моя Божественная Мать черна?

О, ум, что говоришь ты?

Хотя и черная, Она своими развивающимися волосами, освещает лотос сердца».

Природа Шивы

Культ Шивы, высшего бога в тантризме, по всем признакам так же стар, как и сам человеческий род.

Уникальность Шивы выражается тем, что в индуиском пантеоне Шива сохраняет свой отчужденный хараер. Он обитает на севере, вдали от населенных мест, на ге Кайлас* в Гималаях, где пребывает как божествеый подвижник, погруженный в медитацию, отрешеый от всего Мира.

В образе Шивы, получает наиболее яркое воплощение единство аскетичного и эротичного начал.

На священных изображениях древних Тантр Шива был представлен с рыжими волосами и рыжей бородой. Его голову украшал медный шлем с козлиными рогами, руки и ноги вымазаны кровью, а тело покрыто пеплом. В оой руке он держал человеческий череп, в котором было налито вино, в другой - палицу, на которой остались остатки головы.

В Шиве видится суровое и страшное божество, Боаушитель. Он представляет собой разрушающую, униожающую силу природы. Ужасна его сила и вместе с многочисленными толпами своего окружения он угрожает своим врагам всякого рода бедствиями.

Образ Шивы уникален. Он обладает всеми разнообраыми аспектами и чертами, имеет множество форм и имен: Махешвара (Великий Господь), Махабхаава (Беспощадный, Владыка Смерти), Рудра (Ревущий, Тот-Кто-Заставляет-Плакать), Ишана (Ужасный), он карающий людей, творящий Высший Суд.

Он непоколебимый Судия и Владыка всех живых и мертвых, он четырехрукий Шива-Лила («Танцующий Шива», уничтожающий эту материальную Вселенную).

«Тантра, Постижение Высшей Реальности» так описывает его:

...«Я знаю его, древнего, свободного от немощи. Он - душа всего.

Он - всепроникающ и наполняет Собой все.

В связи с ним говорят о нерожденности.

О Нем говорят как о Вечном».

«Кайвалья-Упанишада» * говорит:

«Я меньше малого и подобен Великому.

Я - весь этот многообразный мир.

Я - древний.

Я - Пуруша*.

Я - Золотой Владыка, наделенный образом Шивы».

«Маханирвана-Тантра» * говорит так: «Медитируем на образ Бхайравы, который носит серьги в своих ушах и змею, как священный шнур, пояс из змей и змей в волоса х, чье тело - синее, как вечернее небо.

Он носит красную гирлянду из черепов, искусно украшающее его тело.

Он держит капалу* в своих руках.

Он держит в руках кинжал, и его глаза пылают огнем.

При любых жертвоприношениях Он - защитни к, устраняющий все препятствия, он дарует уех и победу.

Он обитает на кладбища х, поедая плоть трупов.

В своих руках Он держит череп, из которого пьет кровь и пьянящие напитки.

Он обнажен, но неодолим.

Он принимает облик скелета.

Он наставник духов и повелитель всех демониц.

Он - нищенствующий Прашупати*, которому слат бхуты* и якши*.

Третий глаз Его пылает огнем и как покровитель Трех Миров, имеет три головы.

Он тощий и глаза его желтого цвета.

Он обладает утешающим нравом, но может и разрушать.

Все его три глаза тогда наливаются кроваво-красным огнем.

Он Господь духов, как признанный учитель, их сущность.

Он знает все, что существует во Вселенной, будучи ее покровителем.

Как величайший воин,

Он дарует и владение и власть.

Он - Учитель Высшего Знани я, Уничтожитель времени и смерти.

Он - проявление Бога Шивы и живет во мраке.

Бесстрашный Супруг Богини Кали-Майи, Дурги-Бхайрави.

Он податель всех богатств.

Он упражняется в своем умении околдовывать людей, привязывая их ко всему бренному, отнимая у них жизнь,

ражая их бессознательностью и бездеятельностью и оставляя затем в гором разочаровании.

Он - защитник всего мира, вечный и обладающий властью творить любые виды иллюзий».

«Ниларудра-Упанишада» * говорит:

Я видел Его, спускающегося с неба вниз на землю.

Я видел сметающего злого Рудру с синей шеей и пучком волос на голове.

Страшный Он спустился с неба и твердо ступил на землю.

Люди! Смотрите на Него - с синей шеей, темнокрасного.

Он идет, не причиняя людям зла, Рудра с целительным лекарством.

Да уйдет от тебя глазная болезнь, что погубила твои глаза.

Да будет слава Твоему блеску!

Да будет слава Твоему духу!

Да будет слава Твоим рукам!

И также - слава твоей стреле.

Стрелу, которую Ты, о, Обитатель гор, держишь в Своей руке, чтобы метнуть ее.

Сделай ее благодетельной, о, Хранитель гор, не причиняй вреда моим людям. С благодетельной речью, о, Житель гор, мы обращаемся к Тебе, чтобы все живое у нас было здоровым и довольным.

Твоей благодетельнейшей стрелой, Твоим Луком, Твоим благодетельным выстрелом - всем милостиво дай нам жить!

Твой благодетельный образ, о, Рудра, не ужасен, не являет зла.

Воззри на нас этим несущим покой образом, о, Обитатель гор!

Toт, кто темный, красноваторичневый, а также - рыжеватый, темнокрасный, и те, что воуг со всех сторон тысячами примыкают к Рудре - поистине их гнев мы смягчаем мольбами».

Вот как описывает «Шримад-Бхагаватам» появление Шивы:

...«В начале Брахма* произвел на свет четырех мудрецов - Санаку*, Сананду*, Санатану* и Санат-Кумара*.

Ни один из них нисколько не испытывал ни малейшего желания заниматься материальной деятельностью - все они были необыкновенно возвышенными личностями, поскольку их семя двигалось вверх, и они отказались исполнить просьбу отца - производить потомство.

Ум Брахмы охватил великий гнев. Но как ни старался Брахма сдержать свой гнев, он не смог этого сделать, гнев вырвался у него из межбровья и принял форму ребенка с телом красносинего цвета.

Появившийся на свет ребенок закричал: «О, вершитель судеб и учитель Вселенной, назови мое имя и место!».

Всемогущий Брахма, родившийся в цветке Лотоса, успокоил ребенка ласковыми речами и, отвечая на его просьбу, сказал: «Не плачь. Я нременно исполню твое желание.

О, повелитель полубогов! За то, что ты так отчаянно кричал и плакал, люди станут называть тебя Рудрой.

Сын мой, я уже определил места твоего будущего пребывания, ими станут: сердце, чувства, жизненный воздух, небо, воздух, огонь, вода, земля, солнце, луна и аскезы.

Мой мальчик, у тебя будет также одиннадцать других имен: Манью, Ману (прародитель человечества), Махинаса, Махан, Шива, Ратидхваджа, Уграрета, Бхава, Кала (Всепожирающий, Время), Вамадева и Дхритаврата.

Кроме того, о, Рудра, у тебя будет одиннадцать Рудрани*: Дхи, Дхрити, Расала, Ума, Ниют, Сарпи, Ила, Амбика, Парвати, Свадха и Дикша.

Мальчик мой, прими своих жен и отпраяйся в отведенные места пребывания: поскольку теперь ты - один из повелителей живых существ, тебе надлежит значительно увеличить население Вселенной».

Безгранично могущественный Рудра, тело, которого было красносинего цвета, произвел на свет многочисленное потомство, и все его отпрыски были точьв - точь похожи на него - внешностью, силой и неистовым нравом.

Потомки Рудры, заполонившие все места, стали вести себя агрессивно.

Обращаясь к Рудре, Брахма сказал: «О, лучший среди полубогов, тебе не следует больше производить на свет подобных существ.

Извергая из глаз языки пламени, они стали опуошать все вокруг и даже осмелились напасть на меня.

Сын мой, будет лучше, если ты посвятишь себя аскезам.

Это принесет благо всем живым существам и сделает счастливым тебя самого.

Шиву индусы именуют Махадевой, великим Богом. Если верна догадка, что печати, найденные при раскопках доарийских городов, изображают именно Шиву, то, следовательно, его чтили в стране очень давно (9). Мифы связывают Шиву с Гималаями и наделяют именем Пашупати, Владыки скота, из чего можно заключить, что первоначально он был покровителем горных пастухов.
Арьи отождествили этого туземного бога со своим Рудрой (Ревущим), повелителем грозы и бури. Однако в ведический период он затерялся в толпе бесчисленных божеств, и о нем долго почти нигде не упоминают. Столетия спустя в Махабхарате появляется сказание о том, как Шива силой отвоевал себе место среди богов(10). И наконец индуизм провозглашает его олицетворением божественного могущества.
Хотя Шиву изображают человекоподобным, образ его далеко выходит за чисто человеческие пределы. Он не просто небесный великан, подобный Индре или богам Гомера; в нем стали чтить то неисповедимое, грозное, внушающее трепет, что связывается со сверхчеловеческим и запредельным.
Символика шиваизма куда серьезней, чем может показаться. Ведь величие галактических пожаров, пугающая бездонность космоса - ничто в сравнении с непостижимой реальностью их Творца. Даже Библия, столь далекая от натурализма, учит о Боге как об "огне поядающем". Но в шиваистских образах слишком сильны стихийные и даже демонические элементы. В итоге "страх Божий", священное благоговение, становится непереносимым ужасом, когорый вселяется в душу человека от самой мысли об этом природном Божестве (11). Разрушитель миров, Шива представляется индусу страшным и подавляющим воображение. У него синий лик, обрамленный извивающимися змеями, его украшает ожерелье из черепов. Его называют Натараджа, "танцующий царь", ибо его экстатическая пляска несет конец всему преходящему. То, что в мироздании нет ничего незыблемого, обусловлено характером Шивы.
Может показаться странным, что Шиву называют также и "благим", и "создателем". Однако этот парадокс объясняется тем, что в глазах индуса разрушение не есть полный конец, но составляет лишь фазу в бесконечном космическом круговороте. Все распавшееся по воле Шивы не исчезает, а входит в царство божественного Покоя. Поэтому к нему обращались с такими словами.

Ты произвел этот тройственный мир Со всем, что подвижно и что неподвижно, В Тебя же, Владыка, все уходит по истечении юг. (12)

Шива как бы несет в себе загадочное двуединство эроса и смерти, которое человек наблюдает в природе. Это бог буйный и неистовый; праиндийцы, вероятно, поклонялись в его лице производительной силе бытия. Поэтому эмблемой его стал, как и в Финикии, фаллос, или лингам. В одном из гимнов Шива прославляется как "могучий телец", и не случайно греки отождествляли его с Дионисом (13). Он дарует не только опьянение жизнью, но и власть над ее энергией. Вот почему Шиву называют "Великим йогом", наставником аскетов, которые добиваются обладания мировой праной.
Таким образом, в Махадеве запечатлелась двуликость Природы, рождающей и истребляющей, внушающей одновременно страх и благоговение. Но еще яснее это проявляется в женской ипостаси Шивы Шакти.
Она издавна почиталась в Индии как Богиня-Мать, которая, соединяясь со своим божественным супругом, давала жизнь всем существам (14). Прорастание растений, половая энергия животных и человека - область ее владычества. Идея космической сексуальности символизируется знаком "йони-лингама" и, вероятно, нашла отражение в священной формуле индусов: "Ом мани падме хум"(15).
Образ Шакти во многом был ближе и понятнее, чем образ неприступного Шивы. Шакти мыслилась не просто богиней, но сверхбогиней, Махадеви. Культ ее временами приобретал форму "женского монотеизма". Уже у первобытных народов высший Бог иногда назывался Матерью. Эмоциональные корни этого понять нетрудно: "Мать" представлялась существом более близким и любящим, чем "Отец". Кроме того, в религиях, которые считали мир не творением, а порождением Сущего, было так естественно обратиться к Его "материнскому" образу. Для того, чтобы почувствовать дух поклонения Шакти, достаточно вспомнить слова Рамакришны, воспевавшего в своих гимнах Мать Вселенной. Его молитвы проникнуты такой теплотой, искренним восхищением и преданностью, что их можно сравнить лишь с самыми возвышенными проявлениями благочестия. Объясняя смысл культа Шакти, Рамакришна говорил: "Моя Мать, первичная Божественная энергия, находящаяся внутри мира явлений и вне его. Дав рождение миру, она живет в нем"(16). Подобные представления знакомы и Западу (культы Деметры и Кибелы, идеи Софии и "Вечной женственности").
Однако в шактизме есть и другой аспект, тесно связанный с мистическим эротизмом учения тантры, которая коренится в земледельческой магии. Пытаясь подчинить природные силы, люди искали способов слияния с ними. Поэтому обряды тантры превращались в своего рода "узаконенную раскованность", как это было в дионисизме. То, что в обычной жизни индус считал грехом, в ритуале становилось священным. Во время тайных тантристских действ участники их ели мясо, пили вино и обладали женщинами, тем самым надеясь войти в союз с космическими стихиями, заключенными в Шакти(17). Тантризм проник даже в йогу, которая ставила одной из своих целей взнуздать "змея Кундалини". Эту энергию отождествляли с самой богиней и верили, что именно она одаряет своих поклонников сверхъестественным могуществом.
В Шакти видели не только благословенную Мать, Парвати, светлую зарю Ушас, но и жуткое существо, подобное Природе, пожирающей своих детей. Тогда ее именовали Дургой (Неприступной) и Кали (Черной). Ее многорукие изваяния, особенно распространенные на юге Индии, напоминают чудовищных мексиканских идолов.
Эта неоднозначность культа Шивы-Шакти была связана не только с попыткой представить непредставимое, изобразить сверхчеловеческое, но прежде всего с тем, что индуизм не отделял Бога от природы. Любовь и священный трепет рождались в подлинно религиозном переживании, в то время как обоготворение естественных сил влекло за собой замутнение нравственного сознания. Подобно тому как стихии не знают ни греха, ни добродетели, так Шива и Шакти нередко представлялись богами внеэтическими. В одном из текстов тантры этот релятивизм выражен с предельной ясностью:

Все равно, что друг, что враг;
Что дочь, все равно, что жена;
Все равно, что шлюха, что мать;
Что прачка, все равно, что брахманка,
Все равно, что лохмотья, что богатый наряд,
Что алмаз, все равно, что навоз;
Все равно, что ад, что рай;
Что грех, все равно, что заслуга (18).

Точно так же в Китае пантеист Чжуан-цзы рассматривал мораль как второстепенную условность, изобретенную людьми для собственного удобства(19).
Неудивительно, что подобные взгляды, пусть даже сильно смягченные, могли давать повод к злоупотреблениям. Уже в древности многие индусы смотрели на тантриков с отвращением и подозрительностью. И хотя обвинения против них чаще всего были основаны на непонимании, легко представить, как этот натуралистический и магический культ приводил к извращенным эксцессам, оргиям и демонизму.

9. См.J. Масkау. Еаrlу Indus Civalization. London, 1948, р. 67, Я. Гусева. Индуизм М., 1977, с. 90 сл.
10. Махабхарата XII, 284.
11. В своих лекциях по философии культа о П. Флоренский сделал попытку богословски истолковать христианское понятие о "страхе Божием", но странным образом исходил только из религиозной психологии ветхозаветного и даже языческого мира (см. БТ, т. 17, М, 1977, с. 88 сл). Более убедительная интерпретация проблемы "религиозного страха" дана в написанной в те же годы работе Р. Отто "Священное" (англ. пер. R. Оtto. Тhе The Idea of Holy. London, 1959).
12. Махабхарата, III, 81, 109.
13. Аррчан. Индика, VII, 4-9; Страбон. География, XV, 1, 8. Примечательно, что фигура из Мохенджо-Даро (III тыс. до н. э.), в которой обычно видят Шиву, украшена рогами. Это лишний раз указывает на сходство Шивы с богом-быком Вакхом.
14. По словам Д. Сармы, "шактизм есть, несомненно, результат арианизации массы неарийских культов и древних верований" (D. Sarma. Hinduism, р. 30).
15. Пуссен указывает на то, что "мани" и "падма" первоначально означали женские и мужские гениталии и соединение их символизировало космическую сексуальность (J.Наstings. (ed.) Encyclopedia of Religion and Ethic, v. XII, р. 196).
16. Провозвестие Рамакришны, с. 107.
17. См.: Д. Чаттопадхьяя. Локаята даршана. Пер. с англ. М. , 1961, с. 344 сл. Хотя тантрическая литература относится к средневековому времени, истоки тантризма и культа Шакти гораздо древнее Вед. Отождествление со стихиями через ритуал вкушения и обладания восходит к культам, в которых магия переплеталась со страстным стремлением обрести единение с Божеством. См. о подобных обрядах в первобытной религии. Л. Штернберг. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 160 сл.
18. Цит по: А Пятигорский. Тантризм.-ФЭ, т. 5, с. 181.

Невероятно, но без женской энергии Шакти духовный рост личности невозможен! Оказывается…

В тантре¹ существуют два важных полюса энергии, известные как Шива² и Шакти³. Эти энергии действуют по-разному и оказывают различное влияние на пространство и человека.

В человеческом обществе Шиве и Шакти со­ответствуют мужчина и женщина. Во вселенском масштабе ас­пекты Шивы и Шакти представляют время и пространство. В духовной жизни Шиве и Шакти соответствуют ум и прана⁴. В текстах хатха йоги эти два аспекта называются Ида и Пингала. Ида представляет сознание, а Пингала - жизненную силу или прану.

Эти аспекты представляют собой противоположные полюса энергии. Обычно они никогда не соприкасаются, но во время творения они встречаются в точке соединения во всех сферах. Во вселенском разуме они соединяются в ядре, и при их соеди­нении в материи происходит взрыв. Времени соответст­вует положительная энергия, а пространству - отрицательная.

Как взаимодействуют энергии Шивы и Шакти?

Мужчина и женщина пред­ставляют собой два разных полюса энергии. Эти полюса подробно обсуждаются в древней тантрической традиции. Часто можно встретить изображение Кали, которая, почти обнаженная, стоит одной ногой на земле, а другую поставила на Шиву. У нее свирепое выражение лица, язык в крови, а на шее ожерелье из 108 человеческих черепов. Это Кали в пробуж­денном состоянии.

Также попадаются изобра­жения Шивы, сидящего в позе лотоса, хотя они довольно ред­ки. Половина его тела - Шива, а другая половина - Шакти. Шиву и Парвати иногда изображают в виде гуру и ученика. Шива сидит в позе лотоса, а Парвати расположилась у его ног. Шива учит ее секретам тантры.

Примерно в 200 километрах от Мунгера есть важный центр тантры под назва­нием Тарапитха. Там можно увидеть изображение Шакти, кормящей грудью бога Шиву.

Таковы взаимоотношения между Шивой и Шакти на раз­ных уровнях эволюции и пробуждения. На одном этапе Шива выступает в роли гуру, а Шакти в роли ученика - то есть женщина - это ученик, а мужчина - гуру.

На другом уровне они вообще не отличаются друг от друга. Шива и Шакти соединены в одном теле, одной структуре и одной идее.

На третьем уровне эволюции Шакти главенствует, а Шива занимает подчиненное место.

Это философская интерпретация стадий пробуждения Шакти, внутренне присущая каждому человеку.

Каково духовное предназначение женщины?

В тантрической традиции женщина считается стоящей выше мужчины в том, что касается посвящений тантры. Это никоим образом не следует считать социальным притязанием. Это чисто духовная позиция по отношению к эволюции высшего сознания.

Строение женщины, ее эмоции и ее психическое развитие безусловно выше, чем у мужчины. Пробуждение духовной силы (кундалини⁴) гораздо легче происходит в теле женщины, чем в теле мужчины. Кроме того, есть еще один важный момент, который следует принимать во внимание. В отличие от женщины мужчина, который входит в более глубокие области ума, возвращаясь, не способен принести с собой эти переживания.

Погружаясь очень глубоко в свое сознание, человек переживает определенный опыт. Но когда он возвращается из более глубокого состояния ума к грубому осознанию, между этими переживаниями и сознательным умом опускается завеса.

У женщин такая завеса не опускается. Помимо этого, психическое существо женщины высоко заряжено духовным осознанием. Внешние выражения, которые мы находим у женщины или девушки - любовь к прекрасному, нежность, симпатия, понимание - представляют собой проявления ее внутреннего состояния.

«Если бы все женщины покинули этот мир, он бы превратился в пустыню. В нем не было бы благоуха­ний, цветов, улыбок, или красоты».

Это показывает, что внут­реннее осознание женщины очень восприимчиво и готово вы­рваться наружу. В сфере кундалини йоги тело женщины также энергизируется определенным центром.

В мужском теле Муладхара чакра сложно располагается в очень тесной области. Мужчины вы­полняют Мула Бандху, и ничего не происходит. Но в теле женщины Муладхара чакру можно даже потрогать пальцами. По­этому в женском теле пробуждение может происходить гораздо быстрее, чем в теле мужчины.

Еще один важный момент состоит в том, что женщина все­гда была главным переносчиком энергии, а мужчина - средой. В Индии существуют шестьдесят четыре храма, посвященных шестидесяти четырем аспектам женской энергии.

Что говорит тантра о роли женщины?

Изучая книги о тантре, мы ясно видим в них одну центральную тему: Шакти выступает в роли творца, а Шива служит средст­вом. Шива никогда не считался творцом. Именно Шакти играет главную роль не только в сексуальной жизни, но и в духовных практиках, воплощающих процессы творения, и в проведении большинства духовных ритуалов.

У индуистов всеми религиозными и другими ритуалами руководят, в основ­ном, женщины; мужчины просто присутствуют. Будь то обычная общественная церемония, религиозная церемония, поклонение божеству или день поста, их проводит именно женщина. Мужчина дол­жен просто следовать ее указаниям. Такова индийская тради­ция, известная как посвящение мужчине от женщины.

Какие есть типы посвящений?

Калачакра — это посвящение сын принимает от матери. Оно особенно распространено на севере Биха­ра. Посвящение калачакры даже сегодня преобладает в облас­ти, простирающейся до границ Непала на севере, Ассама на востоке и Уттар Прадеша на западе.

Согласно этой традиции, сын считает свою мать богиней. Подобно тому, как христиане и индуисты ходят в храм и там поклоняются своим богам, точно так же сын каждое утро поклоня­ется матери. Это не просто социальное уважение, которое он проявляет к старшей в семье, это духовное поклонение, обус­ловленное не тем, что она его мать, а тем, что она - его гуру (учитель).

То же происходит и в Вама Марге, но здесь женщине покло­няется не сын, а партнер. Вама марга — это духовный путь, который можно практиковать вместе с партнером. Женщина благословляет своего мужчину. Здесь именно женщина дает этот знак мужчи­не, а не мужчина женщине.

Таковы две важные роли женщины в тантре.

Шакти на первом месте

В тантре роль посвящающего переходит от мужчины к женщи­не. Рамакришна Парамахамса всегда считал свою жену Сараду дэви или богиней. Слово «дэви» на санскрите означает «про­светленная» или «великая».

Когда Рамакришна женился, он был очень молод, а его жена была еще ребенком, но он все рав­но считал ее Божественной Матерью. Он всегда относился к ней с уважением и почитанием.

В схеме эволюции Шакти идет первой, а Шива следует за ней.

Если в духовной жизни придерживаться тех же принципов, то следует пони­мать, что в любой сфере женщина выступает как инициатор, а мужчина как соучастник. Даже если мужчина достиг более высокого осознания, ему все равно будет трудно донести это до других без помощи женщины.

Какую роль женщине отводит хахта-йога?

В тантре существует еще один путь, именуемый Дакшина Марга, или ведическая тантра. Здесь учас­тие женщины - будь то в роли дочери, матери, или жены - не является необходимым, поскольку считается, что обе силы уже присутствуют в самом духовном искателе.

Ида - это женский аспект, а Пингала - мужской. Союз ментальной и пранической сил равноценен союзу между мужчиной и женщиной. Таковы представления хатха- йоги.

Ида соответствует Шакти, а Пингала - Шиве. Когда они со­единяются в Аджна чакре, происходит настоящее единение.

Считается, что Шакти обитает в Муладхаре, а Шива — в Сахасраре. Обитая в Сахасраре, Шива пребывает в вечной йога-нидре - пассивный, безразлич­ный, без имени и формы. Он не имеет никакого отношения к созиданию и разрушению. Он обладает абсолютным и одно­родным сознанием.

Шакти пребывает в Муладхаре, и ее пробуждают с помощью специальных прак­тик йоги. Она становится возбужденной и поднимается по центральному каналу вверх. Когда Шакти достигает Аджна чары, про­исходит их соединение с Шивой.

Танец Шивы

Воссоединение происходит, когда встречаются два полюса энергии. Энергия кундалини из Аджна чакры поднимается к Сахасрара чакре и там Шива соединяется с Шакти. Когда Шива пробуждается из своей глубокой йога-нидры, он начинает танцевать. Танец Шивы символизирует пробуждение силы в человеке.

Затем Шива и Шакти спускаются по одному и тому же пути к Муладхаре. Они вместе нисходят на мирской уровень, более грубый план. Вот почему в крийя-йоге есть восходящий и нисходя­щий пути энергии.

Возможно ли создание нового общества?

На Востоке роль женщины огромна, однако ее положе­ние в современных культурах весьма далеко от этого.

Чтобы в наши дни возродить прежнюю роль женщины, необходимо изменить все общест­венное мировоззрение. Социальная жизнь должна будет основываться на новой концепции религиозных реалий, в которой понимается и принимается роль женщи­ны в духовной эволюции человечества. Только так можно перейти на более высокий уровень развития общества.

Нава Йогини Тантра

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Тантра - общее обозначение эзотерических индийских традиций, представленных главным образом в буддизме, бон ииндуизме, использующих особые тайные практики и инициации, которые ведут к освобождению и духовному развитию, и считающих данные методы наиболее эффективными (Википедия).

² Шива - индуистское божество, входящее вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду тримурти и верховный бог в шиваизме (Википедия).

³ Шакти - в тантре, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы; в более широком смысле - женская творческая сила Шивы, реже - Вишну и других богов индуизма (Википедия).

⁴ Узнать больше о пробуждении энергии Кундалини, вы сможете в этой

ШИВА И ШАКТИ

Индуисты, особенно шиваиты, находят у великого Шивы множество заслуг, подвигов и ипостасей, приписывают ему множество важных функций. Однако при этом считается, что вся сила и мощь гигантских потенций Шивы не столько в нем самом, сколько в его шакти, духовной энергии, которая не всегда при нем: она появляется и проявляется лишь при определенных обстоятельствах. Во-первых, эта энергия как бы накапливается в нем в периоды его аскетических бдений и созерцаний (вспомним мощь разряда, поразившего Каму). С глубокой древности в Индии существовало представление о великой сверхъестественной силе аскета-отшельника. Это представление нашло отражение в эпосах, особенно в Махабхарате, и стало общепринятым. В специфической форме шакти оно и было приложено к Шиве, ставшему кем-то вроде первоаскета, покровителем аскетов, их божеством.

Во-вторых, энергия шакти в Шиве оказалась тесно сплетенной с его мужской животворящей силой. Считалось, что в момент соединения Шивы с его женской половиной эта энергия многократно усиливается, концентрируется. Множество легенд в индийской мифологии посвящено описаниям различных приключений Шивы, происходивших в момент или вследствие его любовного соединения. Семя Шивы, даже случайно упавшее с неба на землю, рождало богов. Культ лингама (по некоторым легендам Линга-пураны, сам Шива предложил поклоняться лингаму) получил

столь широкое распространение в Индии потому, что был тесно связан с шакти и с моментом соединения мужского и женского начал (каменный столб лингама в изображениях всегда соединен с основанием в виде округлого кольца-скобы, символизирующей женское начало, йони).

Однако понятие шакти в индуизме не ограничилось духовной силой и мужскими потенциями Шивы. С течением времени оно распространилось, более того, фактически переместилось на само женское начало, олицетворенное женами Шивы, теми самыми древнеиндийскими богинями плодородия, которые под различными именами известны и почитаемы в Индии, которым приносят жертвы, в том числе и человеческие.

Культ жен Шивы тесно связан с распространившейся в индуизме идеей, согласно которой энергетическая сила Шивы, его шакти, с помощью которой человек скорей и проще всего может достигнуть своей высшей конечной цели, мокши, быстрее и легче воспринимается через посредство великого женского начала, которое иногда просто именуется Шакти, даже богиней Шакти. Олицетворениями этой Шакти, супруги Шивы, стали считаться многочисленные богини плодородия, и прежде всего наиболее известные и популярные из них - Дурга и Кали.

ДУРГА И КАЛИ

Сводное имя их, как и других ипостасей жен Шивы, - Дэви, но в то же время Дэви имеет и самостоятельный культ, ей посвящено множество храмов. И все же наиболее известна она в ипостасях Дурги и Кали.

Множество шиваитов почитает этих богинь. Некоторые из них, шактисты, даже предпочитают их, поклоняясь им в первую очередь. Богиня Дурга, грозная, десятирукая, сопровождаемая львом, считается грозой демонов и в то же время олицетворяет Великую Мать, женское начало в природе. Храмы Дурги всегда полны, а осенью ее активные почитатели устраивают в ее честь пышный фестиваль, который в некоторых частях Индии, особенно на северо-востоке, в Бенгалии, является главным и наиболее красочным праздником года. В дни этого праздника, Дурга-пуджи, который тянется 10 суток, на берегу Ганга близ Калькутты выстраиваются многие сотни и тысячи скульптурных керамических изображений богини, богато и с фантазией убранных и разукрашенных. Толпы участников праздника оценивают и сравнивают их, авторы лучших произведений испытывают законную гордость, а брахманы перед статуями совершают в течение трех дней по нескольку ежедневных богослужений, приносят идолам богини в жертву различные виды продуктов. В последний день на закате солнца все статуи подносятся к реке. Их помещают на плоские деревянные плоты и пускают по воде. Под торжественное пение участников они одна за другой погружаются в священные воды Ганга.

В облике Кали жена Шивы проявляет себя более сурово. Вообще облик Кали суров и страшен; это трехглазое чудище с оскаленными зубами, высунутым языком, множеством (чаще -четырьмя) рук, в которые вложено оружие. Ее серьги - в виде тел младенцев, ожерелье - из черепов. Праздники в ее честь красочны и популярны. Но ее боятся и потому почитают, принося кровавые жертвы: в калькуттском центральном храме богини, Калитхат, приносят в жертву живых козлят. Кали считается покровительницей всех занятых нечистыми делами, в том числе профессиональных преступников, грабителей и убийц, не говоря уже о членах касты душителей-тхагов, убивающих людей в ее честь.

В поклонении Дурге и Кали, равно как и великой Дэви и другим богиням, включая и тех, кто не является женами Шивы (жена Вишну Лакшми, богиня наук и искусств Сарасвати и др.), отражен древний культ женского начала, плодородия и размножения. Но в рамках системы развитого индуизма этот культ принял, как упоминалось, облик шактизма и приобрел своих исступленных поклонников. Более всего этот культ распространился в северо-восточной части Индии. Именно здесь получила широкое распространение идея, согласно которой энергетическая сила шакти реализуется в момент слияния мужского и женского начал, что сыграло свою роль в расцвете в индуизме культа камы.

Культ камы, искусства любви, тесно связан с культами Шивы и Шакти. Культура половой любви в Индии в древности была в центре внимания, а опыт и знания в этой сфере являются достоянием жрецов специальных каст. Уже на рубеже нашей эры было разработано учение о трех ценностях (триварга): дхарме (духовно-религиозные), артхе (материальные) и каме (любовно-чувственные). Культ камы, поставленной рядом с дхармой и артхой, был возведен на высокую ступень серьезного социального значения. Искусством любви должен был владеть каждый, причем культ чувственных наслаждений не сказывался негативно на моральном стандарте общества. Семья в Индии всегда была крепка - не исключено, что благодаря все той же каме: искусство любви было призвано компенсировать отсутствие практики браков по любви.

Вечными носителями и практиками камы считались в Индии храмовые танцовщицы-девадаси (португ. баядеры) - жрицы любви в специальных храмах, отдававшиеся брахманам-жрецам храма и платившим храму паломникам. Красота и искусство этих жриц всегда привлекали; профессия их, как правило, была наследственной: дочери становились девадаси. Искусство камы в Индии никогда не рассматривалось как форма проявления инстинкта. Напротив, оно считалось символом упорядоченных культивированных взаимоотношений людей, имевших целью наисовершеннейшее удовлетворение мужчины и женщины. В мифах не раз упоминается о том, что мужчина обязан дать такое удовлетворение воспылавшей к нему страстью женщине, даже если она замужем.

ВИШНУ

Если культ Шивы в Индии всегда был тесно связан с шакти и камой, то культ третьего члена тримурти - Вишну - имел иной характер. Вишну мягок и непротиворечив, его основная функция -сохранительная. Он прост и максимально близок людям, особенно склонным к эмоциональному (а не рациональному) восприятию божества, - именно такие преобладают среди вишнуитов. Четырехрукий Вишну обычно изображается восседающим на плывущем по первобытным водам вселенной тысячеглавом драконе Шеше или на троне в виде белого лотоса. Он миролюбив, но склонен к проказам. Так, в облике черепахи Вишну научил богов приготовить из первобытного океана напиток, дабы стать бессмертным. Затем в облике нимфы Мохини он внес раздор в стан божественных сил, дав выпить напиток богам и отказав в нем демонам, что явилось причиной появления другого демонического напитка- яда, грозившего погубить всех (только Шива, выпивший яд, спас положение). Наконец, в облике карлика Вишну явился как-то к демону Бали и попросил клочок земли. Бали не отказал карлику, но как только Вишну стал мерить землю (речь шла о трех шагах), то превратился в великана, причем первыми двумя шагами он охватил весь мир, а третьим вдавил самого Бали под землю, позволив ему раз в год возвращаться (еще и теперь на юге Индии празднуют день возвращения Бали).

Характерны отношения Вишну с его женой. Богиня Лакшми всегда рядом с мужем, она нежно любит его. Не столько энергетическая сила шакти (хотя шактисты видят ее и здесь), сколько нежная женская любовь, возвышенная и самоотверженная, символизирует отношения Вишну с его супругой как в его основном облике собственно Вишну, так и во всех других обликах-аватарах, в которых Вишну выступал в антропоморфном виде. Таких превращений-аватар у Вишну бесчисленное множество. Однако основных считается десять. В первых четырех он выступает в облике животных: в качестве рыбы он спасает легендарного царя Ману от потопа (индийская версия ближневосточного мифа о великом потопе); в качестве черепахи дает советы о напитке бессмертия; в облике вепря извлекает землю из вод; в облике человека-льва помогает поразить царя-демона. Это же он делает и в своем пятом обличье - карлика-великана. Остальные пять известных аватар Вишну - Парашурама (прославившийся своими подвигами воин), Рама, Кришна, Будда и мессия Калка, приход которого еще ожидается. О Будде как аватаре Вишну упоминалось: это символ включения буддизма в систему индуизма. Воин - символ доблести и геройства. Но наиболее любимые в Индии аватары Вишну - это Рама и Кришна.

Ключевые слова этой страницы: , .