Уроки игры на вистле

Вистл (от англ. tin whistle, в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл, первое более распространено) — народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран.

Устройство и звучание

На базовом уровне это довольно простой инструмент, даже проще блокфлейты. Однако традиционный стиль игры на вистле предполагает изучение достаточно сложной системы пальцевой орнаментации (украшений). К тому же традиция исполнения большинства ирландских (и не только) народных мелодий предполагает игру в достаточно быстром темпе (джиги, риллы, польки).
Вистл состоит из свистка и тела с шестью игровыми отверстиями на лицевой стороне.
Распространенные англоязычные названия различных частей инструмента:
Вистл — диатонический инструмент с диапазоном примерно в 2 октавы. Аппликатура простая, вилочные аппликатуры и закрытие отверстий наполовину используются редко, за исключением пониженной седьмой ступени, позволяющей играть во второй тональности. С помощью усложнённой аппликатуры можно добиться почти полного хроматического ряда.
Наиболее распространенный строй — D (ре второй октавы), также производятся тинвистлы в большинстве тональностей от G (соль второй октавы) до G (соль первой), инструменты в A и G иногда считаются уже лоу-вистлами.

История

Разные варианты духовых инструментов можно найти в любой стране мира. Не стала исключением и территория современной Великобритании. Упоминания о первых вистлах датируются 11-12 веками. Дудочки легко сделать из подручных материалов, поэтому они особо ценились среди простого люда. К XIX веку сформировался определенный стандарт - продольная форма и 6 отверстий для игры. В это же время жил Роберт Кларк - англичанин, который внес наибольший вклад в развитие этого инструмента. Хорошие флейты вырезали из дерева или кости - довольно трудоемкий процесс. Роберта посетила идея сделать вистл из металла, а именно из белой жести. Так появился современный тин-вистл (в переводе с англ. tin — жестяной). Кларк собирал дудки прямо на улицах, а затем продавал их по очень доступной цене. Дешевизна и колоритное хрипловатое звучание покорили людей. Больше всего их полюбили ирландцы. Жестяная флейта быстро прижилась в стране и стала одним из самых узнаваемых народных инструментов.


Tin Whistle Low Whistle

На базовом уровне это довольно простой инструмент, даже проще блокфлейты. Однако стиль игры на вистле предполагает изучение достаточно сложной системы пальцевой орнаментации (украшений). К тому же традиция исполнения большинства ирландских (и не только) народных мелодий предполагет игру в достаточно быстром темпе (джиги, риллы, польки).

Имеет шесть игровых отверстий. Тональность вистла определяется самой нижней нотой, которую можно на нем извлечь (закрывая все дырки). Вистл относят к диатоническим инструментам, что означает что все его ноты расположены по чистым квинтам или квартам образуя натуральный лад(C D E F G A B для тональности C; D E F# G A B C# для тональности D). С помощью вилочных аппликатур или полуприкрытых отверстий можно добиться хроматического звукоряда, но на практике необходимость в этом возникает редко.


Разновидности
Самый распространенный и каноничный строй вистлов: сопрано Ре (D). Именно на него стоит обратить внимание новичку. Это де-факто стандарт, практически всегда на сейшенах люди играют именно на D вистлах. На вистле в таком строе можно без геморроя играть в тональностях Ре мажор и Соль мажор, этого достаточно для подавляющего большинства ирландской музыки и для существенной части музыки Шотландии, Уэльса и Англии. Если нужна другая тональность, обычно берут отдельный инструмент с нужной тональностью (или транспонируют само произведение).

Список диапазонов (подробнее читай: http://tinwhistle.ru/art_7.php)
Sopranino - Соль (G)
Soprano - Фа (F), Ми (E), Ми-бемоль(Eb), Ре(D), До-диез(C#)
Mezzo Soprano - До(C), Си(B), Си-бемоль(Bb), Ля(A)
Alto - Соль-диез(G#), Соль(G), Фа-диез(F#), Фа(F)
Tenor - Ми(E), Ми-бемоль(Eb), Ре(D), Ре-бемоль(Db)
Baritone - До(C), Си(B)
Bas - Си-бемоль(Bb), Ля(A), Соль(G)
Все вистлы можно разделить на две разновидности: это, собственно, вистлы (или высокие вистлы) и лоувистлы. Четкой границы (точнее единого мнения о том, где она находится) между ними нет. Чаще всего говорят, что лоувистлы начинаются с альтовых вистлов в строе Соль, т.е. высокие вистлы - это диапазон Soprano и Mezzo Soprano, все остальные диапазоны ниже - лоу.

Материал и особенности
Каноничным вариантом считаются металлические вистлы, бюджетным -- пластик, наиболее распространенным и компромисным -- пластиковый свисток и металлическое тело. Дорогие мастеровые вистлы делают также из дерева. Вистлы бывают настраиваемыми и не настраиваемыми. У настраиваемых вистлов свисток подвижен относительно тела что можно использовать для подстройки (однако особо на это не расчитывай, обычно подстройкой можно сдвинуться на полтона-тон, но не больше). Дополнительный плюс настраиваемого вистла -- возможность снять свисток, что облегчит чистку. Бывают также вистлы с регулируемой громкостью, что достигается путем возможности изменения размера окошка свистка (чем уже окошко в ширину, тем слабее и, как правило, хуже звук, можешь поэкспериментировать со скотчем).
Существуют вистлы с коническим каналом.
Основное его назначение это стабильность строя в обеих октавах.

Покупка вистла
Гайд по покупке вистла, который нагло стянут мною из одной группы в вк - http://paste.org.ru/?je3yhj
Российские интернет-магазины с вистлами - dpshop.ru , ta-musica.ru . Сборник ссылок на оффициальные сайты различных компаний и мастеров по вистлам: http://whistle.jeffleff.com/makers.html
http://www.chiffandfipple.com/inexp.html (Выбор недорогого вистла, сравнительное описание)
http://www.chiffandfipple.com/tutorial.html (Туториал по разновидностям, отличиям)

Модели вистлов
Если говорить о цене и качестве, то вистлы часто делят на категории недорогих (“Inexpensive”) и дорогих, мастеровых, изготавливаемых вручную ("High-end", "expensive", "high quality whistles"). Интересно, что даже профессиональные исполнители часто предпочитают дешевые вистлы, допиливая их под себя до нужного состояния (т.н. “твик вистла”). Имей ввиду что некоторые профессиональные вистлы сложны для новичка (они могут иметь большее давление и расход воздуха, в расчете на профессиональных вистлеров). Вообще вистл (наряду с блокфлейтой) - один из самых дешевых инструментов среди духовых, вы легко можете найти хороший инструмент начального уровня за 1-3 тыс. рублей, и даже цена мастеровых качественных высоких вистлов редко переваливает за 10-15 тыс. руб. Лоувистлы более дороги, но обычно цены на них не переваливают за 400$. Минутка сочувствия волынщикам и саксофонистам:’(

Некоторые модели бюджетных вистлов:
Generation - очень распространенные, дешевые высокие вистлы с пластиковым свистком и телом из никеля или латуни (на выбор), которые штампуются кое-как. Часто можно услышать фразу - “если вы купили Generation, то вы купили либо потрясающий инструмент либо барахло, как повезет”. К сожалению, процент барахла обычно выше, поэтому если есть возможность - покупайте в оффлайне, когда есть возможность сразу проверить звучание. Впрочем люди часто берут Generation-ы именно для того, чтобы собственноручно твикнуть его и получить вполне сносный инструмент. Есть даже люди которые специально целенаправленно скупают Generation-ы и ему подобные вистлы, твикают их и перепродают, один из самых известных таких мастеров - Jerry Freeman (его твикнутые вистлы очень уважают в среде профессиональных вистлеров). Еще одна деталь, которая влияет на популярность Generation-ов - хороший выбор различных тональностей (G, F, Eb, D, C, Bb) за малые деньги.
Feadog, Walton, Clare - дешевые высокие вистлы, похожи на Generation. Отзывы о них обычно плохие, но их часто берут с целью твикнуть. #расскажите, кто знает подробнее.
Oak # допишите кто знает о них
Clarke - аутентичные вистлы с коническим (сужающимся к концу) металлическим телом. Выпускается несколько различных моделей различающихся характером звука. Тональности - только сопрано До и Ре. Самые популярные модели - Sweetone (очень простой и легкий в плане игры, с достаточно точным строем, часто рекомендуемый новичкам) и Original (с большим расходом воздуха и узнаваемым шипящим тембром, т.н. “чифом”, за который его так любят). Среди данных вистлов могут попадаться не слишком качественные (особенно это касается модели “Meg”), но реже чем среди Generation. Время от времени поступают сообщения о том, что пластиковые свистки вистлов Sweetone и ему подобных трескаются и лопаются, я думаю это из-за особой формы тела вистлов, в поперечном сечении тело вистлов Sweetone имеет не совсем круглую, а скорее овальную или даже каплевидную форму, и будучи надеваемым на круглый свисток растягивает его, что может приводить к трещинам. Лично мой Sweetone не избежал этой печальной участи, хотя возможно я сам виноват, так как пару раз хорошенько его ронял, в любом случае мне повезло - треснул он столь удачно, что это никак не повлияло на положение и целостность свистка, звук не изменился.
Shaw - формой очень похож на вистл Clarke Original, но (насколько я слышал) он громче, имеет еще больший расход воздуха чем Original, и характерный хриплый грубоватый тембр. # допишите кто знает о них
Tony Dixon - довольно популярные вистлы, чаще всего имеют пластиковый свисток и пластиковое / металлическое цилиндрическое тело. Существует довольно много моделей различающихся формами свистка, материалом, возможностью подстройки и тональностями. Диксон продает как высокие вистлы, так и лоувистлы. В целом это довольно хорошие инструменты, не без огрехов конечно, но довольно хороши в плане цена-качество. Заметьте, что некоторые модели Диксонов поставляются с двумя сменными свистками, один из которых превращается инструмент в простенькую поперечку. Воспринимайте это как бонус, не стоит целенаправленно покупать эти модели из-за поперечного свистка, т.к. качество звука с ним хуже чем у нормальных поперечных флейт, лучше купите полноценную поперечку, если она вам нужна.
Susato - чрезвычайно качественные и популярные пластиковые вистлы. Обладают чистым, довольно громким звуком. Опять же доступно несколько линеек с различными моделями, как со съемным свистком так и цельные. Сусато производят как лоувистлы так и высокие вистлы, количество доступных тональностей одно из самых высоких среди данной ценовой категории. Интересно, что в рамках отдельного диапазона (сопрано, альт) вистлы из одной линейки моделей стандартизированны по размерам таким образом, что съемный свисток можно прикреплять к различным телам. Таким образом, имеется возможность заказать несколько тел вистлов в разных тональностях из одного диапазона и один свисток, который по необходимости устанавливается на нужное тело, что экономит деньги и место в сумке. Вистлы сусато это чуть ли не единственные вистлы, которые можно приобрести со специальными ключами на дырках которые облегчают игру на лоувистлах с большими расстояниями между дырками. Хотя с другой стороны, привыкнув к этим удобствам возможно в дальнейшем вам будет сложнее переходить на модели других производителей, а так же у вас могут появиться проблемы с игрой некторых орнаментов, так что лоувистл с ключами можно рекомендовать людям с небольшими кистями рук, которым сложно играть на лоу вистлах, но очень хочется.

Более дорогие, профессиональные и полупрофессиональные:
Hiltch (мастер Галь Хилч)
Overton/Goldie (мастер Колин Голди)
Chieftain, Kerry Optima (мастер Фил Харди)
Burke
Harper
Karavaev whistles - вистлы российского мастера А. Караваева.

Редко какая ирландская музыка обходится без вистла. Веселые джиги, быстрые польки, медленные душевные эйры – везде можно услышать голоса этих аутентичных инструментов. Вистл представляет собой продольную флейту со свистком и шестью отверстиями. Изготавливается, как правило, из металла, но часто можно встретить и варианты из дерева или пластика.

Они очень дешевы, а научиться азам игры гораздо проще, чем на блокфлейте. Возможно, именно это принесло инструменту такую популярность среди фолк-музыкантов по всему миру. А может, виной стал тому яркий, немного с хрипотцой, звук, который навевает мысли о зеленых холмах Ирландии и хмельных средневековых ярмарках.

История вистла

Разные варианты духовых инструментов можно найти в любой стране мира. Не стала исключением и территория современной Великобритании. Упоминания о первых вистлах датируются 11-12 веками. Дудочки легко сделать из подручных материалов, поэтому они особо ценились среди простого люда.

К XIX веку сформировался определенный стандарт – продольная форма и 6 отверстий для игры. В это же время жил Роберт Кларк – англичанин, который внес наибольший вклад в развитие этого инструмента. Хорошие флейты вырезали из дерева или кости – довольно трудоемкий процесс. Роберта посетила идея сделать вистл из металла , а именно из белой жести.

Так появился современный тин-вистл (в переводе с англ. tin – жестяной). Кларк собирал дудки прямо на улицах, а затем продавал их по очень доступной цене. Дешевизна и колоритное хрипловатое звучание покорили людей. Больше всего их полюбили ирландцы. Жестяная флейта быстро прижилась в стране и стала одним из самых узнаваемых народных инструментов.

Разновидности вистлов

Сегодня существует 2 вида вистлов. Первый – это классический tin whistle , придуманный Робертом Кларком. Второй – low whistle – появился только в 1970-х годах. Он примерно в 2 раза больше своего меньшего брата и звучит на октаву ниже. Звук же получается более глубокий и мягкий. Особого распространения не получил, и чаще всего применяется для аккомпанирования тин-вистла.

Ввиду примитивной конструкции, играть эти флейты могут лишь в одном строе. Производители выпускают разные варианты вистлов для игры в различных тональностях. Самая распространенная – Ре второй октавы (D). Именно такую тональность имеет подавляющее большинство композиций ирландской фолк-музыки. Первый инструмент каждого вистлера должен быть именно в Ре.

Основы игры на вистле – как научиться играть?

Если вы знакомы с блокфлейтой, понять суть тинвистла – дело десяти минут. Если нет – ничего страшного. Это очень простой в освоении инструмент. Немного усердия – и уже через пару дней вы будете уверенно наигрывать простые народные песенки.

Сначала нужно правильно взять флейту. Для игры вам потребуется 6 пальцев – указательный, средний и безымянный на каждой руке. Большими пальцами вы будете удерживать инструмент. Левую руку расположите ближе к свистку, а правую – к концу дудки.

Теперь попробуйте закрыть все отверстия. Прикладывать силу не нужно – просто положите подушку пальца на дырочку. Когда все будет готово – можно начинать играть. Нежно подуйте в свисток. Слишком сильный поток воздуха вызовет «передув» – очень высокую визжащую ноту. Если вы плотно закрыли все дырки и дуете с нормальной силой – получится уверенно звучащая нота Ре второй октавы (D) .

Теперь отпустите безымянный палец правой руки (он закрывает самое дальнее от вас отверстие). Высота звучания изменится, и вы услышите ноту Ми (E) . Если, к примеру, отпустить все пальцы – получится До диез (C#) .

Список всех нот показан на картинке.

Как видно, в распоряжении вистлеров всего 2 октавы. Не очень много, но хватает, чтобы сыграть большинство композиций. Схематичное изображение дырочек, которые нужно закрыть, называется аппликатурой. В сети можно найти целые сборники мелодий именно в таком варианте. Чтобы научиться играть, можно даже не знать нотной грамоты. Идеальный инструмент для начинающих музыкантов!

Возможно, вы обратили внимание на плюсик в аппликатурах. Он означает, что дуть нужно сильнее, чем обычно . То есть, чтобы сыграть ноту на октаву выше, нужно зажать те же самые отверстия и просто усилить поток воздуха. Исключение составляет нота Ре. В ее случае лучше отпустить первую дырочку – звук получится чище.

Другая важная часть игры – артикуляция . Чтобы мелодия получалась яркой и не смазывалась – ноты нужно выделять. Попробуйте во время игры сделать языком движение, как будто вы хотите сказать слог «ту». Таким образом, вы выделите ноту, сделаете акцент на смене высоты звучания.

Когда вы сможете одновременно перебирать пальцами и «ту-кать», приступайте к изучению своей первой мелодии. Для начала выбирайте что-нибудь помедленнее, желательно, в пределах одной октавы. И уже через несколько дней тренировок вы будете в состоянии сыграть что-нибудь, вроде саундтрека к фильму «Храброе Сердце» или известной бретонской песенки «Ev Chistr ‘ta Laou!».

Орнаментация для вистла, ирландской флейты и ирландской волынки

Одной из самых характерных особенностей вистла и ирландской флейты является устоявшаяся система применяемой пальцевой орнаментации. Пальцевая орнаментация - это особые движения пальцами выполняемые при игре для украшения и внесения разнообразия в мелодию. Перечисленная ниже орнаментация является неотъемлемой частью традиционной ирландской музыки, если вы хотите играть "канонично", "традиционно" и "по-ирландски", вам следует её использовать.

Важно понимать, что несмотря на то, что сама система орнаментов является довольно устоявшейся, то, какие орнаменты (а также какую артикуляцию и фразировку) использовать и в каких случаях - дело личного вкуса музыканта. Не существует “правильных” и “неправильных” стилей игры какой-либо народной мелодии (есть лишь традиционные и не традиционные), вы можете встретить десятки вариантов исполнения какой-нибудь “Foggy Dew”, и никто не запрещает вам придумать еще один, собственный вариант. В этом главная сила и прелесть любой фолк музыки.
Хотя с другой стороны полезно знать и ценить существующую традицию, существуют мелодии, которые принято играть тем или иным устоявшимся образом. Так, например, в джиге Humours Of Ballyloughlin череда нижних ре в 8-м, 16 и т.д. тактах очень часто исполняются в виде крэна, в первой части слип-джиги Elizabeth Kelly’s Delight часто можно услышать слайды при переходе к нескольким сильным долям, например во 2, 6 тактах, а в джиге Fraher’s большинство тактов играют с роллами.
Но никто на вас не обидится, если вы предпочтете играть их по-своему. В конечном счете это формирует стиль исполнения, по которому можно отличать игру одного музыканта от игры другого.

Орнаменты, используемые в ирландской музыке, исполняются практически всеми музыкантами независимо от инструмента, их используют волынщики, флейтисты и вистлеры, ирландские скрипачи, игроки на ирландском бузуки и т.д. Большинство орнаментов пришло от волынщиков. В случае духовых инструментов, орнаменты гораздо удобнее исполнять на инструменте с открытыми игровыми отверстиями без механики, именно поэтому традиционные музыканты предпочитают играть на поперечных флейтах простой системы, а не на флейтах Бёма, у которых игровые отверстия закрыты клапанами.

Одно из самых лучших объяснений орнаментации с примерами и упражнениями дано у Грея Ларсена в его книге "Основной курс по ирландской флейте и тинвистлу" , настоятельно рекомендуется. Еще одна хорошая книга: Сonal O’Grada - Irish Traditional Flute Technique

Приведем наиболее известные часто используемые орнаменты. Далее для удобства объяснения предполагается вистл сопрано Ре:

Каты (cuts, chips, (upper) grace notes) - ритмическое украшение, для исполнения которого музыкант на очень короткое время открывает одно из игровых отверстий над последним закрытым отверстием (если смотреть сверху вниз) при игре нот Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля. Для ноты Си кат исполняется тем же пальцем, что закрывает отверстие для извлечения ноты Си. Звук ката настолько короткий по длительности в любом темпе, что его высота неразличима на слух. Это является важным отличием ритмического ката от мелодических мелизмов классической музыки (форшлаги, морденты).
Каты можно применять для разделения повторяющихся нот, т.е. вместо того, что бы разделять ноты прерыванием потока выдыхаемого воздуха, музыкант исполняет кат, который делит непрерывный звук на две одинаковые ноты (к слову на волынке это основной способ разделения повторяющихся нот, т.к. волынщик не имеет возможности прервать звук дыханием). Каты также используют для ритмического подчеркивания перехода к более низкой или более высокой ноте, чаще всего таким образом подчеркивают сильные доли (ноты, начинающиеся с удара метронома). Каты могут усиливать ритм и привносить дополнительную энергию в мелодию, а также разнообразить игру идущих подряд нот. Каты является составной частью роллов и крэннов.
Опытный музыкант может очень тонко управлять силой и длительностью ката, делая их очень легкими и мягкими, или очень грубыми и акцентированными, что достигается преимущественно контролем за высотой поднятия пальца, исполняющего кат (чем выше - тем более длительным и акцентированным получается кат). Одновременно с катом музыкант может добавить языковую (игра с атакой) и глоточную ("гортанные смычки" по Ларсену) артикуляцию для еще большего усиления эффекта акцентирования.
Научиться играть каты:
http://www.youtube.com/watch?v=-1CQqbT0bIw
http://www.youtube.com/watch?v=KJYa_jYk4ug

Удары, страйки (hits, strikes, taps, tips, pats, slaps) - ритмическое украшение, для исполнения которого музыкант на очень короткое время закрывает отверстие (ударяет по отверстию) под последним закрытым отверстием (если смотреть сверху вниз) при игре нот Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си. Для ноты До-диез страйк исполняется быстрым и коротким закрытием верхнего отверстия. Как и в случае с катом, страйк имеет очень малую длительность и его высота неразличима на слух.
Страйки применяют для того же, для чего применяют каты. Страйки являются составной частью роллов.
Как и в случае с катами, опытный музыкант может варьировать силу страйка, в основном управляя длительностью закрытия отверстия пальцем, исполняющим страйк, а также управляя площадью закрываемого отверстия (страйк по половине отверстия будет звучать мягче и менее выражено, в сравнении с ударом (и закрытием) всей площади игрового отверстия). Добавление языковой и глоточной артикуляции также доступно.
Научиться играть страйки:
http://www.youtube.com/watch?v=U_VCDA1yYco
http://www.youtube.com/watch?v=xfgXsEcb1GY

Роллы (rolls) - комбинация ката и страйка при игре нот Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си.
Различают несколько разновидностей роллов, в основном в зависимости от длительности ролла и количества катов (очень хорошо об этой классификации написано в книге Ларсена), но ролл всегда состоит минимум из одного ката и одного страйка (т.к. череда только лишь катов даст другой орнамент - крэнн, а череда страйков - что то вроде трели).
Если вспомнить о применении катов и страйков для разделения повторяющихся нот, можно сказать что обычный ролл - это группа 3 или 4 одинаковых восьмых нот, разделенных катами и страйками.
Ролл - один из самых широко используемых составных орнаментов ирландской музыки, в мелодии с роллами появляется характерное “журчание” и переливы, у слушателя возникает впечатление, что мелодия имеет более быстрый темп и больше нот, чем есть на самом деле.
Большинство исполнителей при игре ролла придерживаются строгого порядка - сначала кат, затем страйк, дальше (если нужно) опять кат. Но возможны и другие схемы, не сильно впрочем различающиеся по эффекту: страйк-кат, кат-страйк-страйк, страйк-кат-страйк и т.д.
Очевидно, что каноничный ролл не может быть исполнен для нот Ре и До-диез (для вистла сопрано Ре) т.к. в одном случае нет возможности исполнить кат, а в другом случае страйк.
Научиться играть роллы:
http://www.youtube.com/watch?v=Wh2zOT8wTs8
http://www.youtube.com/watch?v=wOt9gPpN95w

Крэнны, краны (crans) - общее название нескольких техник, которые позволяют исполнить нечто похожее на ролл, обычно для ноты Ре. Допустимо исполнение и для других нот (для которых возможен кат), но для Ре, не имеющей альтернатив в виде ролла, их применяют чаще всего. Состоит из быстрой череды (чаще всего из двух или трех) катов, исполняемых одним или (последовательно) несколькими пальцами.
Научиться играть крэнны:
http://www.youtube.com/watch?v=zj0mzSbEe4k

Слайды, бенды (slides, bends) - медленное, постепенное открытие / закрытие игрового отверстия при переходе на одну или более ступеней выше / ниже. В результате получается более плавный, растянутый переход от одной ноты к другой. В отличие от глиссандо, слайд - это всегда слитный переход между двумя нотами, не важно на сколько ступеней.
Слайды часто применяют при игре медленных мелодий, например эйров, но при должной сноровке их можно успевать играть и при быстром темпе. Хорошо комбинируются с другими орнаментами (часто можно услышать слайд переходящий в вибрато или в ролл)
Научиться играть слайды:
http://www.youtube.com/watch?v=pDtb02yZJlc
http://www.youtube.com/watch?v=sfzNX6uwp_Q
В ирландской традиционной музыке слайдами также называют особый вид мелодий с размером 12/8 или 6/8. Эти мелодии похожи на сингл-джиги (одиночные джиги), но имеют больше ритмических акцентов и играются в более быстром темпе. Не путайтесь.

Вибрато (vibrato) - На флейте и вистле можно исполнять два вида вибрато - пальцевое и дыхательное. Среди исполнителей на вистле и ирландской флейте пальцевое вибрато считается более традиционным. Пальцевое вибрато - связано с изменением тона и высоты звука (причем высота меняется в сторону понижения). Исполняется путем открывания-закрывания открытых дырок под открытой дыркой, находящейся под последней закрытой дыркой (закрывая-открывая самое верхнее открытое отверстие получим уже другое украшение - трель). Существует несколько техник отличающихся количеством участвующих пальцев (чем больше пальцев тем интенсивнее вибрато) и способом закрывания отверстий (полное/частичное (невозможно на флейтах системы Бёма) закрытие). Дыхательное вибрато - связано с изменением высоты (в обе стороны) и громкости звука. Исполняется путем изменения характера вдуваемой струи с помощью диафрагмы, связок, мышц живота. Стоит заметить, что дыхательное вибрато - единственный способ исполнения вибрато для ноты Ре (для вистла сопрано Ре).
Важно также отметить разницу в исполнении вибрато между классическими и традиционными музыкантами (причем речь идет не только о флейтистах, но так же, например, и о скрипачах). Для классического музыканта вибрато является неотъемлемым элементом мелодии и звука вообще, для традиционного музыканта - вибрато это украшение, которое он использует очень избирательно и эпизодически, порой не используя его вовсе.
http://www.youtube.com/watch?v=k10q2OZpnsc
http://www.youtube.com/watch?v=wXcAYmtwILA

Хаммероны, Двойные удары (hammer-ons, double taps) - не путайте с гитарными хаммеронами, эти пришли опять же от волынщиков. Исполняются путем многократных ударов по закрываемому отверстию, обычно при переходе на ступень ниже. Т.е. прежде чем палец закрывает отверстие, он несколько раз отскакивает от отверстия.
Научиться играть хаммероны:
http://www.youtube.com/watch?v=Bj9HbOIqp7M
Вы также можете скачать видео-тьютор “Vinnie Kilduff - Learn to play the tin whistle” и отматать примерно к 44:40

Трели (trills) - то, что получается если быстро открывать-закрывать последнее закрытое отверстие при игре какой-либо ноты - череда повторений ноты и ноты ступенью выше. В ирландской музыке трели редки и не слишком каноничны, но встречаются у некоторых исполнителей.