Учительские университеты. Мы сюда пришли учитьсяНе лениться, а трудитьсяНа уроках я сижуНе шумлю, и не кричуРуку тихо поднимаюЕсли спросят – отвечаю

Конспект занятия по математике для старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Число и цифра 9»

Цель:

Создать условия для знакомства с числом и цифрой 9.

Задачи:

Познакомить с числом и цифрой 9, научить соотносить количество предметов с цифрой.
Развивать математическую речь, навык устного счета в пределах 10, умение работать самостоятельно.
Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация, рабочие тетради Петерсон, раздаточный материал.

Ход занятия:

Организационный момент, психологический настрой

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас -
Математика сейчас.

(демонстрируестя 1-й слайд)

Проверка опорных знаний

Назвать геометрические фигуры, из которых состоят эти забавные цыплята. (1 слайд. Показать и назвать фигуру)

Соедини цифру и количество предметов. (2 слайд)
Соотнесите цифру и количество предметов.
Назовите наибольшее число из данных, наименьшее.

Числовой ряд

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

счет до 10 и обратно;
чем 10 отличается от остальных чисел?
счет от 9 до 6, от 1 до 8;
назовите последующее (за) число 8, 5;
назовите предыдущее (перед) число 10 ,7;
назовите число, больше6, но меньше8, 3 и 5?
какое число стоит слева от 10, справа от8?
назовите соседей числа 8.

Ловушка

На доске записаны примеры с ошибками.
Детям предлагается исправить эти ошибки, обосновав свой ответ.

3 + 2 = 6
8 - 4 = 5
7 - 1 = 5
7 - 7 = 2
6 + 2 = 7
5 + 1 = 7

Тема урока

Сегодня к нам прилетели птицы, которые остаются с нами зимой и не улетают в теплые края.

Как мы их называем? Зимующие. Назвать несколько зимующих птиц.
Сколько голубей прилетело, чтобы мы их покормили? (4 слайд)
Прилетело 8 голубей. А затем прилетел еще один и их стало? 9.
Сегодня мы познакомимся с числом и цифрой 9. Встречаем нашу именинницу.
(5 слайд)

Формирование знаний в практической деятельности

На что похожа цифра 9?
Где мы встречаем цифру 9? (Номер, на часах, девятый месяц сентябрь, 9 мая - День Победы. А бывает 9-ый день недели? Почему?)
Как можно показать цифру 9? Написать, нарисовать, выложить из палочек, вылепить из пластилина. Перевернем цифру 6 и получится 9.
Показать цифру 9 из пластилина (на столах у каждого пластилин заготовка).
Обведите цифру пальчиком. Запомните написание цифры 9. Прописывание в воздухе.
(Слайд 8-10)

Состав числа 9

Компоненты при сложении. Что-то изменилось от перемены мест слагаемых?

Физминутка «Как живешь?»

На каждый мой вопрос вы будете отвечать дружным хором: «Вот так!» и жестом показывать нужные действия. (Физминутка повторяется два раза).

Как живешь?
А идешь?
Как бежишь?
А плывешь?
Ждешь обед?
Машешь в след?
Утром спишь?
А шалишь?

Закрепление знаний в практической деятельности

Работа по тетради Петерсон. Определение места числа 9 в числовом ряду. Прописывание цифры 9.

Дифференцированное задание

1-я группа – самостоятельно решить примеры, которые принес Буратино.

8 + 1 =
1 + 8 =
9 – 8 =
9 - 1 =

2 группа – работает на доске. Сравнить числа, которые написал Буратино. Поставить знак "" или "=".

Итоговая рефлексия

С какой цифрой мы познакомились? Сколько предметов обозначается этой цифрой? Как получить число 9?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

планета Узнавайка

У. –Мы приземляемся на первой планете Узнавайка. Слайд 5

У. - Жаркая планета. Приготовьте числовые веры.

Покажите на числовом веере число, следующее за числом 5. (7, 2, 6)

Как получить следующее число?

Покажите на числовом веере число, идущее перед числом 8. (4, 3, 7)

Как получить предыдущее число?

Молодцы! Вы хорошо поработали. Надо ли нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё знаем? (Надо)

А хотите ли вы узнать что-то новое? (Хотим!)

а) Знакомство с цифрой 9.

Слайд 6

У. - Смотрите, мы пролетаем по нашей Галактике. Кто знает, что это такое?

Сколько планет движется вокруг нас? А можете их назвать?

У. - Существует ли цифра, с помощью которой можно записать это число? Можете ли вы записать число 9 красиво и правильно.

У. - Догадались, какая будет тема урока?

У. – Откройте учебник, стр.16 . Прочитайте тему урока.

Правильно вы догадались?

У.- А что вы хотите узнать о числе 9?

Слайд 7

У. - Внимание на экран.

Слайд 8

У. - На что похожа цифра 9? (Ответы детей.)

У. А ещё есть стихотворение про эту цифру, прочитайте стихотворение С.Я. Маршака в учебнике на с. 16.

У. – Умеете ли вы писать цифру 9?

У. Чему будем сейчас учиться?

Физкультминутка

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – чуть присесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

б) Письмо цифры 9.

У. - Из каких элементов состоит цифра 9? Откуда начнем писать цифру 9?

Слайд 9

У. – Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру 9.

У. -Напишите цифру 9 на ладошке пальчиком.

У. - А теперь по образцу пропишите цифру 9 в полетном задании, отступая каждый раз одну клеточку вправо. Обведите свою самую красивую цифру.

У. –Что учились делать?

У:- Для чего научились?

У. - Запишите номер на нашей ракете.

в) Соотношение между числом и количеством предметов.

У. - Мы уже знаем, что каждое число обозначает свое количество предметов.

У. - В полетном задании обведите столько клеточек, чтобы это соответствовало числу 9.

У. -Сколько клеток обвели?

Запишите рядом цифру 9.

г) Место числа 9 на числовом луче.

- Что будем делать?

У. - Найдите место числа 9 на числовом луче.

У. - Покажите стрелочкой на числовом луче, как вы получите число 9.

Слайд 10

У. – Почему стрелка направлена вправо?

У. -Чтобы найти место числу 9 на числовом отрезке, надо к 8 прибавить 1.

У. - А как записать наше действие в виде равенства?

У. - Как называется число 9 по отношению к числу 8?

У. - А число 8 по отношению к числу 9?

Итог: - Что вы узнали на планете Узнавайка?

Физкультминутка.

Слайд 11

Планета Запоминайка Слайд 12

е) Состав числа 9.

Задание № 3 с. 16 учебника

Ребята, жители этой планеты вырастили цветик “девятицветик. Слайд 13

У. - Сколько лепестков у этого цветка?

Оторвем 1 лепесток. Сколько осталось? (8)

9 – это 1 и 8.

Оторвем 2 лепестка. Сколько осталось? (7)

9 – это 2 и 7.

Аналогично 9 – это 3 и 6

9 – это 4 и 5

У. - Итак, из каких частей состоит число 9?

У. -Для чего необходимо знать состав числа?

У. -Состав числа нужно быстрее выучить наизусть.

Срочно пора отправляться в путь. Садимся в нашу ракету под номером 9 Повторяем снова состав 9, вставляем числа.

Слайд 14 с составом числа

Итог: - Что вы запомнили на планете Запоминайка?

Покидаем эту замечательную планету и летим дальше.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

ТЕМА: «Число и цифра 9».

Занятие по математике для детей старшей группы детского сада.

Программное содержание:

1. Познакомить с составом числа 9.

2. Познакомить с цифрой 9.

3. Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке, и от любого

Числа.

4. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур.

5. Развивать глазомер

6. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и углы.

Демонстрационный материал : мяч, магнитная доска, магнитная мозаика, маркеры, игрушки животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка, собака, кролик), цифры от 1 до 9.

Раздаточный материал : листы бумаги, цветные фишки, карандаши, рабочая тетрадь, фасоль, палочки Кюизенера.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент /психологический настрой/:

«Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас, математика сейчас».

Дети стоят в кругу и ведут счёт /передавая мяч друг другу/: по порядку от 1 до 10, обратный счёт, счёт с заданием /от 3 до 7, от 9 до 4/.

Задание на магнитной доске / на доске выложен числовой ряд/.

Соедини цифру и количество предметов.

Назови соседей цифры.

Назови последующую (за) цифрой 7, 5.

Назови предыдущую (перед) цифру 4, 7.

Назови число больше 6, 3, меньше 8, 5.

Какая цифра стоит слева от 3, справа от 7.

Следующее задание дети выполняют за столами.

«Вот задание. Слушайте внимательно /повторение образования чисел 7 и 8/.

Шесть грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос,

Сколько он грибов принес? (7)

Покажите с помощью красных фишек, сколько грибов нашел Вадим сначала? (6)

Сколько он нашел потом? (1) (положите синюю фишку)

Сколько грибов он нашел всего? Докажите (6+1= 7)

Семь малюсеньких котят

Что дают им – все едят,

А один сметаны просит

Сколько всех котят? (8)

А как вы получили число 8? Покажите с помощью синих и красных фишек? (7+1=8)

У наседки моей

Восемь славных детей

Восемь милых, послушных цыплят

Кто мне может сказать?

Сколько птиц поспешило гулять? (9)

Как получилось число 9? (8+1=9)

«Ребята, посмотрите на цифру 9 /используется монитор ноутбука, цифра 9 разными способами написания.

Обведите цифру 9 в воздухе пальчиком. Запомните написание цифры 9.

На какой предмет цифра 9 похожа? /крючок/

На какую цифру похожа цифра девять? (находят цифру 6 и ставят рядом с цифрой 9.)

Чем отличаются цифры девять и шесть?

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:

«Цифра «девять», иль девятка - Цирковая Акробатка,

Если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет».

/Предложить детям посмотреть видеоролик «Девятка-акробатка»/

Где мы встречаем цифру 9? (Номер на доме и на дверях квартиры, на часах, День Победы? /9 мая/. А бывает 9-ый день недели? Почему? В неделе только 7 дней. Как можно показать цифру 9? Написать, нарисовать, выложить из палочек, вылепить из пластилина) А мы выложим цифру 9 из фасоли.

/Дети выкладывают за столами цифру 9 из фасоли/.

Физ. Минутка «Как живёшь?» (повторяется 2 раза).

«На каждый вопрос нужно отвечать «Вот так!» и жестом показывать нужные действия.

Как живешь?.. А идёшь?.. Как бежишь?.. А плывёшь?

Ждёшь обед?.. Машешь вслед?.. Утром спишь?.. Как шалишь?..»

«Пошалили мы сейчас, но занятие у нас.

Успокоиться охота и приняться за работу!».

Игровое упражнение «Зоопарк».

На столе игрушки животных: волка, лисы, зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки, собаки, кролика.

Воспитатель предлагает детям: «Рассмотрите животных. На какие две группы можно разделить животных? /дикие и домашние/. Давайте диких животных поселим в наш «Зоопарк».

Дети игрушки диких животных помещают в «Зоопарк». Затем воспитатель уточняет:

«Сколько всего животных в нашем зоопарке? /9/

Какой цифрой можно обозначить число девять? /9/

Ребята для того, чтобы посетители в зоопарке знали куда идти, где посмотреть животных рисуют план зоопарка. Мы с вами так же нарисуем план нашего зоопарка. Мы будем его рисовать из геометрических фигур. Сначала вспомним какие фигуры вы знаете.

/Предложить детям видеоролик «Геометрические фигуры»/

Игровое упражнение «План зоопарка» /на листе нарисовать геометрические фигуры/

Воспитатель просит детей разместить геометрические фигуры на территории «зоопарка» (на листах бумаги):

Круг в центре листа;

Ромб в левом верхнем углу;

Овал в нижнем правом углу;

2 квадрата в левом нижнем углу;

Прямоугольник вверху листа;

2 треугольника внизу листа.

Сколько животных мы отметили на плане /8/. А сколько у нас животных в зоопарке? /9/. Сколько животных не хватает? /1/ Необходимо его отметить на плане. Сами отметьте любую геометрическую фигуру в свободном углу, а какой у нас угол на листе бумаги свободный? /дети отвечают - правый верхний/.

Воспитатель подводит итог: сколько геометрических фигур вы нарисовали? /9/

Следующее задание /выполняется с помощью «Цветных палочек Кюизенера»/.

«Нужно взять палочку 9 и выложить её с помощью двух других палочек» /4и5,1и8,6и3…/

Следующее задание – работа в тетради /задание «Цифра 9»/

Обвести цифру 9.

Заштриховать «соседей» цифры 9.

В процессе выполнения заданий выполняется пальчиковая гимнастика:

«Стоит в поле теремок /пальцы двух ладоней встречаются друг с другом/

На двери весит замок /ладони встречаются в общем кулаке/

Кто его открыть бы смог? /крутим кулак в разные стороны/

1 2 3 4 5 – замок будем открывать!/пальцы вновь встречаются друг с другом/»

Занятие заканчивается опросом:

С какой цифрой мы познакомились?

Сколько предметов обозначается этой цифрой?

Как получить число 9?

Конспект урока по математике для учащихся 1 «В» класса

Тема: «Число и цифра 9»

Цели:

Закрепить навыки счета в пределах 9;

Закрепить знания детей о числе и цифре 9;

- Развивать математическое мышление.

План урока:

I .Организационный момент

-Приветствие

-Знакомство

II . Актуализация знаний

1.Устный счёт

2.Задачи в стихах

III .Закрепление изученного материала

3.Восстанови математические записи

4.К каждой из схем составь и запиши по две суммы. Расставь знаки >,< или = между суммами.

IV .Итог урока

I .Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
Сегодня урок математики проведу у вас я, зовут меня Юлия Александровна.
II. Актуализация знаний
- Наш урок начнем с устного счета. Посмотрите на слайд, выполним 1 задание.

Устный счёт

1. Вычисли:

Найди значения данных математических выражений. Посмотрите на слайд. (Что бы получить сумму нужно к трём прибавить три……..) , (сумма чисел 3 и 3 равна 6 ).

3 +3=6 2+1=3 5+2=7 1+3=4

3+5=8 7+1=8 2+3=5 5+1=6

6+2=8 4+3=7 1+5=6 2+6=8

2.Задачи в стихах

1.Сушит белочка опята: Три больших и мелких два. «Посчитайте все, ребята!»- просит тетушка Сова. (3+2=5)

2.Утром встали спозаранку и пошли все на рыбалку. рыбу мальчики ловили. Сколько кошке подарили, если две та съела сразу, три пока еще в запасе? (2+3=5)

3.Листья ежики носили, Мягкую постель стелили. был один листок дубовый, Четыре было же кленовых. Как все листья посчитать, Общее число назвать? (1+4=5)

4.Бегемотики в пруду весело купались. Трое слева, трое справа- Плавали, плескались. Сколько всех, скажите, здесь Чистых бегемотиков? (3+3=6)

III . Закрепление изученного материала.

Откройте свои рабочие тетради на стр. 109 упр.1

- У вас есть одна не прописанная строка с цифрой 9, нашли эту строчку, поставили пальчик.

Цифра 9 состоит из малого овала и большого правого полуовала. Начинают писать цифру немного ниже правого верхнего угла клетки, ведут линию вверх налево, закругляя ее к центру клетки, затем направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишут большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.

Взяли в руки ручку и пишем цифру 9 до конца строки.

Найдите на стр.110 упр.4

1.Дополни математические записи к схемам

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(8)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(1)

Какое число прибавим к единице, чтобы получилось 9?(8)

+1=9

Какое число прибавим к восьми, чтобы получилось 9 ?(1)

8+ =9

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(7)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(2)

Какое число прибавим к двум, чтобы получилось 9 ?(7)

+ +2=9

Какое число прибавим к семи, чтобы получилось 9 ?(2)

2 + =9

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(6)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(3)

Какое число прибавим к трём, чтобы получилось 9 ?(6)

+3=9

Проверка

Какое число прибавим к шести, чтобы получилось 9 ?(3)

6+ =9

Проверка

Какое число прибавим к четырём, чтобы получилось 9 ?(5)

+4=9

Проверка

Какое число прибавим к пяти, чтобы получилось 9 ?(4)

5+ = 9

Проверка

Найдите упр.5 на стр.111

2.Дополни математические записи к схеме

9= +

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(5)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(4)

9= +

Физминутка

В теремке жила девятка:
Спать любила сладко-сладко.
Красный бантик над макушкой,
Хвост веселой запятушкой.
Как-то ей приснился сон:
Чудо-лес со всех сторон,
Девять радужных стрекоз
Ей венок сплели из роз,
Девять быстрых окуней
На волнах играли с ней,
Девять уток с ней летали,
Девять лис ее катали,
Девять ярких мотыльков
К ней спустились с облаков.
А потом притопал слон
И спугнул чудесный сон!

Найдите упр.6 на стр.111

3.Восстанови математические записи.

9= +1 9=8 +

9= +2 9=7 +

9= +3 9=6 +

9= +4 9=5 +

Найдите упр. 8 на стр.112

4.К каждой из схем составь и запиши по две суммы. Расставь знаки >,< или = между суммами.

а)

Посчитайте сколько кругов под первой верхней дугой?(8)

Посчитайте сколько кругов под второй верхней дугой?(1)

+ +

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(1)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(8)

б)

Посчитайте сколько кругов под первой верхней дугой?(7)

Посчитайте сколько кругов под второй верхней дугой?(2)

+ +

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(2)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(7)

в)

Посчитайте сколько кругов под первой верхней дугой?(6)

Посчитайте сколько кругов под второй верхней дугой?(3)

+ +

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(3)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(6)

г)

Посчитайте сколько кругов под первой верхней дугой?(5)

Посчитайте сколько кругов под второй верхней дугой?(4)

+ +

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(4)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(5)

Д)

Посчитайте сколько кругов под первой верхней дугой?(9)

Посчитайте сколько кругов под второй верхней дугой?(0)

+ +

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(0)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(9)

- Отгадайте загадки:

Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась! (Девять)

Глядела цифра в зеркало
И о сестре мечтала.
Но только свойства одного
Его видать не знала.
И получила двойника.
Как капелька водицы
Сестра похожа на нее.
Да только вниз косица. (Шесть и девять)

Вот так циферка, взгляни,

У нее и фокус есть -

Ты её переверни,

И получишь цифру шесть! (Девять)

IV . Подведение итога урока

Ребята мне понравилось как вы активно сегодня работали. Особенно работали хорошо..... Спасибо за урок. До новых встреч.