Труждающиеся и обремененные аз упокою вы. Толкование Евангелия на каждый день года.28 января

Здравствуйте! Помогите понять слова Христа «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28). Куда мы должны придти? Вот мы пришли в храм, исповедуемся, причащаемся, стараемся жить по заповедям Божиим, а покоя все нет. Мы беспокоимся о наших близких, о детях, о работе, о здоровье… Возможно ли обрести покой в этой жизни? И куда же все-таки идти?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В приведенных словах из святого Евангелия трудящимися и обремененными названы все изнемогающие под тяжестью грехов, изнуренные страстями, обремененные бесплодными трудами ради мнимых благ суетного мира. Такой человек находится в духовной слепоте и не знает спасительной истины. «Как никогда нельзя видеть море без волн, так и такую душу без попечения, без скорби, без страха, без смущения; за первыми следуют другие, их в свою очередь сменяют третьи, и не успеют еще утихнуть последние, как вздымаются новые» (Иоанн Златоуст , святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 38. 4). Придти к Иисусу Христу – значит не только поверить Ему как личному Спасителю, но во всем довериться Ему и жить по тем заповедям, исполнение которых ведет к вечной блаженной жизни. Господь обещает упокоить всех грядущих к Нему, то есть даст каждому душевный мир и радостную надежду на Его всесильную помощь. «Возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11: 29). Господь здесь говорит об иге евангельского закона. По сравнению с мучительным игом греха и страстей оно благое и легкое, так как Господь не только дает сладостную надежду на вечное блаженство, но и Сам помогает иго это нести, подавая нам благодать Святого Духа и всесильную помощь.

Пока человек в мире, ему неизбежно сопутствуют заботы, волнения и испытания. Но жизненные скорби верующего христианина не только не ведут к болезненному унынию, безрадостному состоянию и отчаянию, как у ведущих суетную и греховную жизнь, а помогают духовно возрастать и совершенствоваться. «Первое из благ – стяжать всегда Бога и чрез приближение и восхождение к Нему делаться Его стяжанием» (святитель Григорий Богослов).

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 11, ст. 27 - 30.

27. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29. возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30. ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

(Мф. 11, 27-30)

Желая приоткрыть тайну Своего Богосыновства, насколько апостолы могли ее вместить, Господь наш Иисус Христос говорит ученикам об особом характере отношений между Ним и Богом: Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11, 27).

Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Поскольку Он сказал все предано Мне, то, чтобы не показалось, будто Он иного происхождения и меньше Отца, Он добавил и это, чтобы показать, что Его природа таинственна и непостижима, как и у Отца. Ибо только божественная природа Троицы познает сама себя. Только Отец знает собственного Сына, плод Его природы, только божественное Порождение познает Того, от Которого Оно родилось, только Святой Дух знает глубины Божьи, то есть мысли Отца и Сына».

Необходимо отметить, что у Спасителя не было цели открыть полноту понимания природы Триединого Бога: это произойдет позже, после сошествия Святого Духа на апостолов. А в тот момент Господь не столько говорил людям о Боге, сколько показывал Его, потому что Сам был Богочеловеком.

В этих словах Господа заключен тот смысл, что никто из людей не в состоянии постигнуть величие и благость Сына так же, как величие и благость Отца. И поскольку Сын, то есть Иисус Христос, желал в Своем лице открыть Отца всем без исключения, то призывал всех к Себе: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28).

Господь обращается ко всем изнуренным поисками истины. Под труждающимися, как указывают святитель Кирилл Александрийский и блаженный Феофилакт, подразумеваются иудеи. Дело в том, что для ортодоксального иудея религия была бременем с неисчислимым множеством правил. Человек находился в плену предписаний, регулировавших каждый поступок в его жизни. Конечно, в результате суетного и бесплодного труда в попытке быть добродетельными и исполнять мельчайшие предписания закона иудеи изнемогали. Под обремененными подразумеваются и язычники, которые были измучены тяжестью грехов. Но и те, и другие находились под гнетом греховных страстей, происходящих от гордости и самолюбия, а потому Господь и желает даровать им мир и отдых от страстей.

Святитель Иоанн Златоуст замечает, что этими словами Спаситель желает сказать: «Не тот или другой приходи, но придите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; придите не для того, чтобы Я подвергнул вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; придите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что мне нужно ваше спасение».

Души же тех, которые покоряются и приходят ко Спасителю, Он избавляет от тяжких, обременительных и нечистых помыслов, даруя им радость и веселье, а также способность благоугодно служить Богу.

Христос призывает: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Иудеи употребляли слово « иго» в значении « находиться под влиянием или в повиновении». Они говорили об иге закона, об иге Божьем.

Христос же называет игом Свои евангельские заповеди, потому что они подобно игу налагаются на подходящих к ним и связывают их как между собою, так и со Христом. И хотя эти заповеди кажутся тяжелыми для исполнения, но на деле оказываются легки по причине того, что даруют душевное спокойствие всем тем, кто смиренно их исполняет.

Иго Христа – это также смирение и кротость. Поэтому, кто смиряется пред всяким человеком, тот живет спокойно и без смятения, тогда как гордый постоянно находится в беспокойстве, не желая уступить кому-либо.

Борис Ильич Гладков поясняет, что этими словами Спаситель как бы говорит: «Возьмите иго Мое на себя, исполняйте все заповеди Мои и не думайте, что они трудны или неудобоисполнимы; берите пример с Меня; будьте так же кротки и смиренны, как Я, и тогда вы поймете, что иго Мое само по себе составляет благо как для тех, которые его несут, так и для всех, с кем они соприкасаются, а, если это иго благо, то и бремя несения его должно быть легко (Мф. 11, 29-30)».

Таким образом, иго Христа содержит в себе любовь и в этом суть заповедей Христовых. И действительно, бремя возложено на нас Господом с любовью, чтобы мы несли его в любви, которая и облегчает самое тяжелое бремя. Если мы помним любовь Божию, если мы помним, что наше бремя – любить Бога и любить людей, тогда оно становится радостью и благом. Ведь бремя, которое дано в любви и которое несут с любовью, всегда будет легким.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что Богочеловек Иисус Христос пришел в этот мир для спасения каждого из нас, дабы мы могли почувствовать неописуемую любовь Бога Отца к Своему творению, которое Он передает, вручает Своему возлюбленному Сыну. Сам же Спаситель призывает каждого из нас взять на себя Его иго, то есть жить Им и служить Ему, стяжав смиренное и кроткое сердце в исполнении заповедей Христовых. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Фото бронзовой скульптуры "Иисус принимающий" любезно предоставлено литейной фирмой "Бьендан" (BIONDAN), Италия Мы знаем, что там, за гробом, всех людей ожидает или Царствие небесное, или ад - вечное блаженство или вечные мучения. Только два различных состояния там, за гробом, - и также только два пути и здесь, на земле. Один путь - широкий, гладкий и ровный, легкий, и много идущих по нему; а другой путь - узкий, колючий и трудный. И счастлив, стократно счастлив тот, кто идет по узкому пути: потому что он ведет в Царствие небесное.
Как сказано в Писании, тяжек путь в Царствие небесное, но помощь Господня всегда готова на нем: Иисус Христос готов помогать нам идти по нему. «Отец небесный еще далеко встретит вас на сем пути, облобызает вас, оденет вас первою одеждою, украсит вас перстнем и введет вас в чертог Свой, где пребывает Он Сам и все святые пророки, апостолы, святители и мученики и все праведные, и где вы будете веселиться веселием вечным и истинным. Но когда будут затворены для вас двери Царствия небеснаго, т.е. если вы умрете без покаяния и добрых дел, то как бы вы ни хотели и как бы ни старались идти туда, но вас не пустят».
Как видим, речь идет об Иисусе Христе, принимающем или отвергающем души рабов своих, определяя Судным днем их дальнейший путь. Обратиться к Богу - значит последовать за Иисусом. Надо решиться сделать выбор.
ГОСПОДЬ УКАЗЫВАЕТ НАМ ПРАВЕДНЫЙ ПУТЬ
Энциклопедия "Религия". Вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего и Мессию отличает христианство от иудаизма, в недрах которого оно возникло. Жизнь и учение Иисуса Христа изложены в Новом Завете Библии (см. также Евангелие). В большинстве христианских конфессий Иисус Христос трактуется как Богочеловек, т.е. как сверхъестественным образом соединяющий в себе два начала - Божественное и человеческое. В исторической литературе впервые упоминают об Иисусе Христе такие римские исследователи, как Тацит, Светоний, Плиний Младший, и римско-еврейский историк Иосиф Флавий, относящиеся к концу I - началу II в. Слова милосердия и утешения Иисуса Христа имели касательство ко всем обездоленным, страждущим и изгоям, т.е. к тем людям, кто, с точки зрения благочестивых ревнителей морали, не имел права уповать на вечное спасение. Сын Божий призывал последователей не пропустить час спасения, все принести в жертву во имя Царства Божьего, принять его без всякого предубеждения и опрометчивой самоуверенности. По убеждению Иисуса Христа, Царство Небесное недостижимо при помощи простых усилий и надежды на удачу. Покаяние - это не итог покаянного размышления человека о себе, это - не предпосылка близости Царства Божьего. Покаяние - скорее следствие открытости последнего, открытости будущего для людей.
В девяти заповедях Блаженства (Мт. 5 гл) Иисус Христос начертал путь духовного обновления. Этот путь состоит в смирении, покаянии, кротости, стремлении к добродетельной жизни, в делах милосердия, чистоте сердечной, миротворчестве и исповедничестве.
Господь учил не привязываться к земным благам, потому что: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мк 8:36). Ведь человек, стремящийся к обогащению, далек от Бога, потому что «где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Лк 12:34). Находиться в благодатном общении с Богом - это высшее благо для человека, поэтому Христос призывает: «Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это всё (остальное) приложится вам» (Лк 12:31). «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35).
К Христу можно обратиться всегда, в любое время и в любом месте, причем обратиться непосредственно, без каких бы то ни было посредников, и Он не требует от нас ничего, кроме доверия к Нему: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). Как заповеди блаженства, так и все учение Спасителя проникнуто верой в победу добра и духом радости: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». «Вот Я с вами есть до скончания века» - и обещает, что всякий верующий в Него не погибнет, но наследует жизнь вечную (Мт 5:3-12; Ин 3:15). Уместно привести и другие высказывания евангелистов: «Вы, друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его. Но Я назвал вас друзьями, потому что сказал (и исполнил) все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:14-15). «Я - свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12). «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:1-29).
«Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царство Божие» (Лк 11. 20 п).
В других источниках также можно найти подтверждение этим канонам. Вся христианская жизнь в том, чтобы предавать «души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа» (Деян 15.26), а высшая радость - быть удостоенными «принять бесчестие» (5.41) и «умереть... за имя Господа Иисуса» (21.13).
О Себе Самом Иисус Христос учил как о СПАСИТЕЛЕ человечества: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее... пришел для того, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (искупления - выкупа, спасения; Мт. 18:11; 20:28). Сын Божий взял на Себя миссию спасения людей, исполняя волю Своего Отца, который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Он есть путь, истина и жизнь, и что никто не придет к Отцу, как только через Него (Ин 14:6).
Господь Иисус Христос раскрывает человеку важнейшие основы веры и жизни, дает направление его мыслям и стремлениям. Рассмотрим внимательнее путь, который указал нам Господь Иисус Христос. Он сказал: “Кто хочет идти за Мною, то отвергни себя, возьми крест свой и иди за Мною.
Таким образом, последователю Иисуса Христа необходимо начать с «отвержения себя». Это значит, что надо отказаться от всех своих дурных привычек, исторгнуть из сердца привязанность к материальным благам (деньгам, роскоши, мирской славе, власти и т.д.), не питать в себе дурных желаний, подавлять в себе худые помыслы, избегать случаев, ведущих к греху, ничего не делать из упрямства или самолюбия, но все делать из любви к Богу и во славу Его святого имени. Словом, отвергнуть себя - значит, по словам апостола Павла, быть мертвым для греха и живым для Бога.
Нести своей крест - значит не только терпеливо переносить трудности, случающиеся с нами по не зависящим от нас обстоятельствам, но также налагать на себя посильный подвиг, сообразный со словом Господним и нужный нам для духовного совершенствования.
Наконец, ученику Иисуса Христа надо идти за Ним. Это значит, что во всех делах и поступках своих надо стараться подражать делам и поступкам Иисуса Христа. Как жил и поступал Иисус Христос, так и мы должны жить и поступать.
Иисус Христос помогает нам идти по этому пути; дает нам Духа Святого, посылает Ангела Своего охранять нас, дает наставников и руководителей и даже Сам берет нас за руку и ведет к спасению. Господь, принимающий нас всех к себе домой.
В результате проповеди Иисуса Христа в Палестине возникло новое религиозное направление под названием Христианство. На настоящий момент (2008г.) в мире насчитывается более 1 млрд. человек, называющих себя христианами. Существуют различные христианские конфессии, отличающиеся друг от друга во взглядах на некоторые вопросы вероучения.
ВСЕХ ЛИ ПРИНИМАЕТ ГОСПОДЬ?
Привлекая людей в Свое Царство, Господь призывает их к праведному образу жизни, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мт 4:17). Покаяться - значит осудить всякий свой греховный поступок, переменить свой образ мыслей и решиться, с Божией помощью, начать новый образ жизни, основанный на любви к Богу и ближним.
Человек становится праведным не мгновенно. Главным сеятелем соблазнов и всякого зла среди людей является дьявол. Говоря о плевелах в Своем Царстве, Господь всех призывает бороться с соблазнами и молиться: «Остави нам долги наша, как и мы оставляем (прощаем) должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого». Зная духовную слабость и непостоянство верующих, Господь облек Апостолов властью прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, останутся» (Ин 20:23). Прощение грехов предполагает, что согрешивший искренне сожалеет о своем дурном поступке и желает исправиться.
«И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя веру их, сказал Иисус расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф 9:2).
Как пишет Иоанн Сергиев - с момента искупления Господом человеческой души и человеческого рода - «мы приглашаемся в сообщество херувимов, серафимов, престолов, господств, ангелов и архангелов вместо падших, возгордившихся духов. Эти возгордились и сказали в себе Богу: как-то Ты восполнишь наш недостаток, который для Тебя нестерпим и ощутителен, как для Премудрого, не терпящего ни в чем недостатка и дисгармонии в мире Своем?»
Надо помнить - зло не вечно будет терпеться в Царстве Христа: «Всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно. Сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:34). Людей, упорствующих в своих грехах или не покоряющихся учению Церкви, Христос повелел исключать из среды благодатного общества, говоря: «Если Церкви не послушает, то да будет тебе он как язычник и мытарь» (Мт 18:17).
Истинно обратившиеся ко Христу должны все время стоять на страже, чтобы не принять заблуждение вместо истины. Кто думает, будто не имеет большого значения, в какие доктрины они веруют, коль скоро они принимают Иисуса Христа как своего Спасителя, те находятся в опасном положении. Кому-то кажется, что Бог примет их, если будут соблюдать не Его Закон, а какие-то другие законы, если будут выполнять какие-то другие условия, а не то, что Господь изложил в Евангелии, и при этом делать вид, будто соблюдают Его заповеди и выполняют Его требования. Это роковое заблуждение, и если они не отрекутся от данной ереси и не начнут выполнять Его требования, то не смогут стать членами царской семьи... «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мт 7:21)
Вся жизнь и учение Спасителя были направлены к тому, чтобы заложить новые духовные начала в человеческую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближним, стремление к нравственному совершенствованию и святости. На этих началах нам и следует строить свое религиозное мировоззрение и свою жизнь.
Веру в Божество Христа нельзя насадить в людские сердца ни цитатами, ни формулами. Здесь нужна личная вера, личное волевое усилие. Как было две тысячи лет тому назад, так будет и до конца мира: для многих Христос останется «камнем преткновения и камнем соблазна... да откроются помышления их сердец» (1 Пет 2:7; Лк 2:35). Богу угодно было отношением ко Христу обнаружить сокровенное направление воли каждого человека. И помочь грешной душе, желающей искупления.

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28–30).

Здесь Иисус не просто говорит слово, Он делает предложение. Это не слово, которое надо выслушать и подумать, что с ним делать. Господь конкретно говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Для нас, как людей русскоговорящих, эта фраза звучит несколько загадочно. Складывается впечатление, что смысл этих слов, которые Иисус сказал для церкви, зашифрован. Но хотел ли Господь шифроваться? Некоторые пытаются создать новые переводы Библии, чтобы Слово стало более понятным. Но человек, жаждущий истины, будет сам искать понимания написанного.

Итак, «придите ко Мне» ‒ в этой фразе все понятно. Дальше – «все труждающиеся». Труждающиеся – это люди, которые взвалили на себя самый тяжелый труд. Они трудятся наиболее тяжелым образом, то есть не просто поработали и закончили трудиться, но они находятся в состоянии постоянного тяжелого труда. Это люди трудящиеся плюс еще и обремененные. Что такое бремя? Это устаревшее слово, сейчас его практически не говорят. Бремя – это ноша, груз, то, что тяготит человека, и также это ответственность. То есть бремя – это ответственность, которую человек несет на себе. Я думаю, вам уже понятно, что в этом месте слово «ответственность» обозначает состояние, при котором становится очень тяжело из-за того, что ты за что-то отвечаешь.

И вырисовывается картина: мы видим перед собою человека, который много трудится, который взвалил на себя очень много ответственности и несет эту ношу. И это не значит, что сегодня он ее несет, а завтра нет. Этот человек постоянно чувствует на своих плечах эту ношу, ответственность, он находится в постоянном труде и в постоянных заботах. Когда вы постоянно чувствуете на себе ответственность, это очень сильно тяготит душу. Особенно хорошо об этом знают мужчины, потому что ноша той ответственности, которую они взваливают на себя, порой невыносима тяжела.

Господь обращается к людям, которые взвалили на себя так много, что нести становится очень тяжело. И не просто обращается, но с самых первых слов делает предложение: придите ко Мне все те, кто много трудится, кто взвалил на себя много ответственности, кто носит на себе неразрешенные проблемы, с которыми не может никак разобраться. К таким именно людям Господь обращается и говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Человек всегда ищет возможность успокоиться. Обычно люди, которые хотят от всего успокоиться, пытаются забыться, например, в выпивке. Пошли, выпили – и забылись. Или выпили валерьянки и успокоились. Так успокаивается мир. Бремена лишают человека покоя, они вытесняют его. Человек труждается, он обременен заботами, носит на себе тяжести из-за проблем – и не может с ними разобраться. Эта ноша на плечах очень тяжела и постоянно дает о себе знать, из-за этого люди лишаются всякого покоя, потому что им нужно разрешить свою ситуацию.

Я очень редко встречала людей, которые безразличны к тому, что у них много проблем. Я видела, как люди становились алкоголиками, они просто запивали свое горе, свою неспособность решать проблемы, пытались через алкоголь найти этот покой. Все эти бремена имеют такое свойство, что как только ты возлагаешь их на свои плечи, берешь за что-то ответственность, ты уже не можешь успокоиться, пока ситуация не разрешится. Пока не дойдешь до конца, ты все время находишься в беспокойном состоянии. Люди лишаются сна, лишаются покоя, отдыха. И даже если они находятся в другом месте, в мыслях они не могут расстаться со своими проблемами. Ответственность настолько глубоко входит в них, что не заметить ее очень трудно, она в разуме постоянно о себе напоминает, потому что за этим уже стоит враг. Человек хотел бы об этом забыть, но не может, каждая проблема постоянно дает о себе знать.

Проблема может касаться знакомых людей – они умеют разговаривать и дают о себе знать. Если проблема внутрисемейная, то хозяину дома проедят плешь близкие, родственники и все, кто знает об этом. Стоит только человеку взять на себя проблему, как ему не дадут покоя, враг будет использовать всех и вся. Если это работа, то начальник не даст покоя. То есть всегда найдется тот, кто будет стоять сверху, постоянно напоминать тебе об этой проблеме и буквально вдавливать эту ношу в тебя, утяжелять ее словами. Вот к таким людям Иисус и обращается.

Есть еще такое значение в словаре: «обремененный делами», то есть человек обременен именно делами. Про таких людей говорят: «Света белого не видят» ‒ они заняты, загружены делами. Человек загружен, «ему вздохнуть некогда, работы по горло», он завален работой. И всё это фразы, в которых человек высказывает свою боль и тяжесть, которую несет внутри себя. Это люди, которых Иисус знает, и к ним Он обращается. Господа почему-то не интересуют другие люди, а именно эти, которые взвалили всё на свои плечи, и порой даже не знают, когда это произошло.

В современном мире вся эта тяжесть стала еще тяжелее. Прогресс, который надвинулся на людей, дает возможность не только развиваться технике и всему остальному, но вместе с ним развивается также и бремя, которое ложится на плечи людей, на их мозг, нервную систему, и становится очень тяжело душе человека всё это нести.

Дальше: «Возьмите иго Мое на себя» – вот интересный момент. Господь предлагает сделку. Он говорит: «Вы придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», и делает следующее предложение: «Возьмите иго Мое на себя».

Что такое «иго»? Мы все о нем знаем из истории: монголо-татарское иго, турецкое иго, персидское иго… «Иго – это угнетающая, порабощающая сила; в узком смысле ‒ гнет завоевателей над побежденными» (Википедия). Иисус практически предлагает угнетение. Это порабощающая сила, гнет завоевателя над побежденными. Господь делает предложение, основанное на том, чтобы Ему стать победителем в вашей жизни, а вам – побежденными. Господь делает предложение каждому быть побежденным, Он предлагает вам Свою победу над вами.

Господь сначала сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные». Он обещает таким людям успокоить их. Как я уже сказала, люди мира уверены, что для того, чтобы успокоиться, надо просто выпить стакан водки – и ты успокоишься. Но бремена, проблемы от этого не решатся. Как же Бог собирается меня успокаивать? Мало того, Он дальше говорит: «Позволь Мне тебя завоевать. Позволь Мне стать победителем над тобою», – предлагает научиться: «И научитесь от Меня». Чему научиться? Он говорит: «Ибо Я кроток и смирен сердцем».

Здесь как раз и раскрывается та тайна, которая ведет нас к тому самому покою, о котором говорит Господь. Когда Он говорит «успокою», Он говорит это тем людям, которые лишены покоя, у которых нервная система уже расшатана. Потому что когда у человека есть прореха, враг наносит удары по нервной системе, сатана разрушает ее. Его цель – нервная система человека. Обремененность, труд, обеспокоенность, проблемы, которые человек берет на себя, – всё это бьет по нервной системе.

Итак, Господь в этой ситуации говорит: «Я успокою вас». У Бога есть истинное успокоение, и больше нигде его нет. Давид говорил: «В Господе успокаивайся, душа моя», потому что страдает именно душа. Из-за этих страданий открываются двери, через которые заходит гнев, раздражение, злоба – именно из-за того, что человек слишком много трудится. Слово о труде, которое было сказано Адаму, давалось как проклятие человеку за то, что он отвернулся от Господа Бога своего. В результате человек без Бога взвалил на себя массу всякой ответственности, которая не принесла ему ни радости, ни покоя. Он не смог стать богом, как мечтал. Он стал обремененным человеком с разрушенной нервной системой, раздраженным, злым, гневным, потому что ничего не получается из-за отсутствия мудрости и всего прочего.

Господь говорит: «Научитесь от Меня» – вот этот важный момент, потому что важно от Него научиться, чтобы не носить эти бремена на себе. Он говорит: «Ибо Я кроток и смирен сердцем». Это не значит, что нам предлагается Учитель, который кроток, смирен сердцем, и нам будет с ним очень хорошо, потому что он очень добрый. Он будет таким хорошим, кротким, смиренным, как овечка, и нам будет так приятно с ним учиться. Нет. Чтобы найти успокоение, вам необходимо быть кроткими и смиренными сердцем, вот в чем дело. Человек кроткий, приближенный к Богу, смиренный ‒ это тот, кто позволил Богу себя победить. Это положение сердца, когда ты сдаешься перед Ним всё больше и больше, сдаешь все свои позиции, на которых ты когда-то воевал с Ним, находясь на них. К чему призвал нас Господь? Прежде всего Он призвал нас к тому, чтобы мы примирились с Богом. Нам необходимо примириться с Ним для того, чтобы иметь сердце кроткое, приближенное к Богу, смиренное сердце, способное склониться перед Ним. Сердце, которое позволит себя, если нужно, связать, как овцу, и положить на жертвенник. И если нужно – запрячь и пахать. Неважно, что сделает Господь, Он всегда это сделает с любовью. Это не будет тем самым бременем, которое вы носите на себе без Него, бремя, которое вас уничтожает.

Когда вы носите на себе все эти бремена, вы должны понимать, что они вас поработили. А за этим всегда стоит сатана, потому что не бывает так, чтобы мы оставались без господина: либо Господь Иисус Христос будет нашим господином, либо сатана. Когда человек носит на себе ответственность перед кем-то: перед другим человеком, перед собой, перед семьей – он носит на себе бремена, которыми руководит сатана.

И когда вы приходите к Нему и отдаете Ему все эти бремена, Господь прежде всего говорит: «Для того чтобы это не носить, тебе необходимо позволить Мне тебя завоевать, победить тебя, твой характер. И тебе необходимо научиться. Если ты будешь учиться у Меня, ты станешь кротким и смиренным». Что бы ни давал вам Господь, всё это ведет к кротости, близости с Ним и смирению. Важно позволить сделать себя иным человеком, новым творением в Иисусе Христе.

Господь говорит: «Ибо иго Мое благо». Опять иго. Он продолжает предлагать нам завоевать нас. А что такое завоевать? Из истории вы помните, что это полное порабощение. Порабощение ‒ это когда люди не могут делать все то, что они хотели бы. И в этот момент никто больше не смеет завоеванное присваивать себе. Это завоеванное принадлежит только завоевателю, будь то люди, их имущество и всё остальное. Господь предлагает нам позволить себя завоевать. Не взять на себя Его бремена, как некоторые понимают, а принять Его завоевание.

Обычно в мире как? Чтобы что-то завоевать, нужно было идти войной – убить кого-то, завоевать, овладеть. А Господь говорит: «Возьмите иго Мое на себя» – именно возьмите, примите иго, согласитесь добровольно, без воинственного завоевания.

Когда Господь говорит: «Возьмите бремя Мое на себя», Он показывает, что то бремя, которое есть у Него, на наших плечах уже не будет выглядеть как бремя ответственности, которое мы несли на себе. Его бремя – это всё то, что предлагает Господь, чему Он предлагает нам научиться, что обещает нам Его слово, что Он предлагает нам иметь. Это та забота, которая вытекает именно из Его слов: «Я научу вас». Это является тем самым бременем для нас, потому что Он учит тому, как быть праведными, святыми, как научиться жить в Царстве Божьем, Он предлагает именно это бремя взять на свои плечи – научиться.

Господь предлагает нам Свою учебу, чтобы мы научились и понесли на себе эту ответственность и обязанность, у которых всегда есть сопровождение ‒ это ваше собственное старание. Потому что мы должны взять на себя Его учебу, возложить на свои плечи, как люди, которые приняли решение научиться и которые несут на своих плечах именно это бремя. И Господь говорит, что оно легко.

«Завоевать, окружить, поработить…» Господь может овладеть нами только через любовь. Хотя Господь не говорит нам, что мы рабы, тем не менее, люди, которых Он призывает, добровольно становятся рабами, и закон это позволяет сделать.

Люди, которые действительно хотят успокоиться, нуждаются прежде всего в учении, в учебе, потому что все бремена приходят исключительно из-за невежества. Господь предлагает взять на себя бремя обученности – научиться от Него, и тогда люди найдут покой и успокоение. То, что Господь предлагает – это мудрость, премудрость, благоразумие. Люди, наученные Господом, не будут возлагать на себя массу ненужной ответственности, не будут ходить путями, где на них возложат бремя, которое они не смогут понести на себе. Господь будет исцелять нервную систему.

Если, посмотрев на это слово, вы увидели в себе человека, который воистину возложил на себя все эти тяжкие бремена, я советую вам поблагодарить Господа за это слово и сказать:

«Господь, я принимаю Твое предложение. Ты сказал: «Придите», и я прихожу к Тебе. Ты сказал: «Труждающиеся и обремененные» – я именно такой человек. Моя нервная система вся разрушена, я не нахожу успокоения, я взвалил на себя кучу бремен, проблем, которые не могу никак решить. Они мучают меня, я нервничаю из-за этого, раздражаюсь, гневаюсь, это всё присутствует во мне.

Господь, исходя из того слова, которое Ты сказал сегодня, я признаю, что я – невежда. Именно из-за того, что я не обучен, со мной происходит все это, хоть я и называюсь Твоим именем, но при этом я не живу как человек, который научился от Тебя, который знает, как идти за Тобою. Я человек, который еще не принял Твое иго на себя, я не позволил Тебе себя завоевать. Отныне я позволяю Тебе это, Господь, завоюй меня, будь моим Завоевателем. Я беру на себя это бремя – быть обученным Тобою, и знаю, что именно Ты поможешь мне нести его и приведешь меня к победе. Прошу Тебя также, приведи меня к кротости и смирению, потому что для того, чтобы слушаться Тебя, мне необходимо это иметь. И тогда я найду покой моей душе. Благодарю Тебя и славлю. Аминь».

« Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ». Мтф. 11:28.

Детство Людмилы прошло в живописных местах Приишимья. Их небольшой бревенчатый домик как бы притулился к зеленой опушке на краю Синицинского бора. Неподалеку находился большой луг, который на две, почти равные части, разрезала небольшая речушка, впадающая в Ишим и которую местные жители называли Пескариха.

Лесхоз, в котором работал ее отец, располагался здесь же в поселке не далеко от города. Жили не богато, но Людмила, выросшая на природе, умела ценить богатства не ветшающие: хвойную свежесть окружающего леса, красоту колосящихся хлебных полей, зеленые волны заливных лугов, а еще больше она ценила красоту в людях.

Не ту красоту кричащую, бросающуюся в глаза, а красоту тихую, неприметную, скромную, которая сокрыта в душе человеческой. Ее тянуло к людям простым, открытым, чистым душою и милосердным. Такие люди и с природой говорят, как с живой и с людьми обращаются, как с сокровищем.

В девятнадцать лет по любви и с благословения родителей она вышла замуж за соседского паренька Николая. И хоть прожили они не долго, но счастливо. Николай души в ней не чаял, каждое ее желание предупреждал, возвращаясь с работы, то цветов полевых нарвет, то ягод наберет, то сладостей купит.

Но счастье человеческое недолговечно, через три года Николай погиб в автокатастрофе, оставив её одну с годовалым сыном.

Поплакала, поплакала молодая вдова и утешилась, глядя на чудного малыша, который ни на минуту не отходил от мамы.

В трудах и заботах летело время, Людмила и не помышляла более о замужестве. Но как-то в лесхозе появился новый тракторист Виктор, парень из себя вроде ничего, работящий и общительный, только вот к рюмочке неравнодушный, он и предложил молодой вдове выйти за него замуж.

Поскольку надежд на новое счастье не было, родители настояли: «Выходи, Людка, кто тебя с ребенком-то теперь возьмет, может женится, образумится, пить-то и бросит».

«И правда, – подумала Людмила, – возможно человек от неустроенности пьет, не зная, куда себя деть, а будет у него семья, появятся заботы, глядишь, выпивку и оставит». Так и уговорили ее.

Виктор некоторое время после регистрации и скромного застолья не пил и с Людмилой был ласков и обходителен. Чувствовалось, что ему нравится жить семейной жизнью, ощущать к себе заботу и внимание. С работы он спешил домой, старался помочь жене по хозяйству управиться и обустроить дом. Но шло время и то, что вначале казалось праздником, потихоньку превратилось в обыденность и потеряло свою свежесть и привлекательность. Все чаще Виктор стал задерживаться на работе с друзьями, иногда выпивать, а потом и вовсе приходить домой пьяным.

Шло время, у них родился совместный сын, и Виктор, на радостях, совсем запил. Остановился он только две недели спустя, придя домой грязным, пропахшим табаком и винным перегаром. Несколько дней отлеживался, а потом по настоянию жены поехал в город кодироваться от алкогольной зависимости.

Почти год он не пил и у Людмилы появилась надежда, что в их семью снова вернется мир и счастье. Человек так устроен, что ему всегда хочется верить в доброе, чистое, светлое, но, к сожалению, Виктор снова запил.

Людмила не отступала. Она мужественно, боролась за свое счастье. Как могла, пыталась сохранить семью, стараясь поддерживать Виктора в борьбе с грехом. Она убеждала и ругала его, лечила и кодировала, да так и не смогла одолеть зеленого змея. Семья потихоньку рушилась.

Виктор после каждого запоя страдал, переживал, он сам понимал, что погибает, но сделать с собой ничего не мог. Грех был сильнее его, и поэтому, немного поправившись, он снова и снова срывался в запой. Так он пил и лечился, снова пил и лечился, кодировался, зарекался, но все впустую.

Незаметно шли годы, подрастали дети, прибавлялась седина, а Виктор падал и падал, опускаясь все ниже в трясину греха. Людмила переживала, все ее надежды на лучшую жизнь окончательно разрушились. Муж-пьяница, – может ли быть, что хуже?

Дети вынуждены были постоянно видеть это безобразие. «Не хочу, чтобы они выросли в такой грязи и повторили путь отца, не хочу, чтобы их руки когда-нибудь взяли стакан», – думала Людмила. Сколько грязи, ссор и побоев ей пришлось вынести за десяток лет совместной жизни- известно только Богу. В трудные минуты жизни, когда не было никаких сил выносить страдания, она склоняла свои колени перед иконой и говорила: «Господи, если Ты есть, если есть у Тебя глаза и уши, если Ты меня можешь видеть и слышать, то забери меня к себе. Я устала, Господи!

Я не хочу больше так жить! Я хочу умереть и остаться в Вечности мо лодой и красивой, и чтобы душа моя с Тобой пребывала, Господи!»

Дьявол тут как тут, он хороший помощник в таких делах, торопил ее покончить с жизнью, много разных смертей предлагал, говоря: – Быстрее, быстрее вешайся, там за пределами смерти уже нет никаких страданий, там тишина и бесконечный покой.

Но Людмила отвечала: – Не могу я это сделать в доме. Дети будут бояться жить здесь. Тогда он гнал ее в лес. Словно какая-то неведомая сила влекла её из дома в горельник, что у брусничного ряма, к сломанной сосне: – Там, в лесной глухомани, ты найдешь покой душе своей, – говорил голос. Но Людмила не спешила, что-то останавливало ее, не доверяла она этим голосам.

А дьявол делал все новые и новые предложения: то предлагал броситься в колодец, то с моста под поезд и скоро решить все проблемы, но она чувствовала враждебность этих сил и медлила.

В такие моменты сердце Людмилы искало Бога, она плакала, томилась, хотела говорить с Ним, но не знала, где найти Его. Иногда ей казалось, что Бог совсем близко, надо сделать лишь небольшое усилие, только протянуть к Нему руки, и Он ответит.

«Где Ты, Господи, и как найти Тебя? Я так устала без Тебя, Бог мой, приди ко мне и утешь мое сердце!» – взывала Людмила.

Она чувствовала, что где-то рядом течет совсем другая жизнь, где люди свободны, счастливы и совершенны, живут в радости и любви. Ведь не может же такого быть, что человек рождается только для страданий, труда и болезней.

«Господи, для чего Ты создал всю эту красоту, для чего создал этот прекрасный мир, если я не могу им наслаждаться, если нет этой красоты в сердце моем, – думала Людмила, – одни скорби и страдания. Все попрано грехом, изуродовано и поругано. Неужели впереди одна беспросветная тьма? Нет, Господи! Не может быть, не верю!»

Решение пришло мгновенно – разойтись! Людмила больше и дня не хотела жить с Виктором под одной крышей, не хотела, чтобы сердца ее детей были изуродованы пьяною жизнью отца. Так в тридцать три года она снова осталась одна. Жизнь ее стала спокойней, в ней появились некоторые радости, а главное появилось время, когда Людмила могла принадлежать самой себе. И пусть этого времени было не много, но она посвящала его поискам смысла человеческого бытия, истины и Бога. Читая старую Библию, по крупицам собирала знание о Нем.

А жизнь шла своим чередом: подрастали сыновья, появлялись новые заботы, приходилось много работать, чтобы дать детям хотя бы самое необходимое. Но поиски Бога не прекращались. Часто смотря в звездное небо, она думала: «Ведь есть же Тот, Кто создал все это, Кто дал нам жизнь, неужели Ему все равно, что я здесь без Него страдаю и мучаюсь? В чем смысл моего существования? Для чего я живу? Где мне найти тебя, Господи?» – такие вопросы все чаще и чаще тревожили душу Людмилы.

Незаметно подросли дети, а вместе с ними выросли проблемы. Однажды старший сын Василий, которому шел семнадцатый год, пришел домой пьяным – это Людмилу убило. Не зная, что делать, она упала на колени и со слезами до утра молилась, сотрясая кулаками небо. «Где Ты, Господи? Призри на мои страдания. Ты видишь, какая невыносимая боль сковала мое сердце. Я не хочу такой доли для сына! Не хочу, чтобы дети мои повторили путь отца. Спаси нас, Господи! Только Ты можешь сделать то, что мне оказалось не под силу. Услышь меня грешную и земную!»

Всю ночь Людмила не находила себе места и, простирая руки, взывала к небу, пытаясь докричаться до Бога. Ей казалось, что Господь где-то рядом, что Он зовет и ждет, но где? Она не знала, как найти Его и от того страдала и мучилась. Всем нутром своим, ощущая потребность в Боге утром, одевшись, она пошла искать Его! Никого из верующих в своем поселке она не знала и потому направилась в церковь, рассуждая: «Где же еще быть Богу, как ни в церкви?»

Пройдя несколько километров до райцентра, она остановилась у храма и, притулившись к большой белой березе, плакала, не решаясь войти. «Господи! Неужели Ты не видишь меня, неужели не слышишь? Я же здесь, Господи! Я пришла к Тебе через многие годы, через боль и страдания, через разочарования и потери, я принесла Тебе мою разбитую жизнь, помоги мне, Бог мой! Я ищу тебя!» – снова и снова взывала Людмила.

Но ответа не было. Лишь стая пестрых голубей суетилась на площади, собирая крошки хлеба и забавно поднимая клювики, пила воду из талой лужицы.

«Я же рядом, Господи, неужели Ты не видишь меня? Я у храма Твоего, я жду Тебя, взгляни на меня и ответь!»

Она смотрела на величественный крест, высоко взметнувшийся в синее весеннее небо, на золоченые купола, сияющие на солнце, прислушивалась к торжественному перезвону колоколов и тихо плакала. «Где Ты, Бог мой, я почти нашла Тебя, Господи, но не знаю куда идти, к какой иконе подходить, кому ставить свечи, кому молиться и что говорить? Где Ты, Господи? Пошли человека, который приведет меня к Тебе. Я не могу найти Тебя, Бог мой».

Шло время, Людмила стояла у храма, вспоминая всю свою нелегкую бабью жизнь и жалуясь на свою горькую долю, взывала к Господу. Так в слезах и молитвах она простояла весь день, терпеливо ждала и тихо плакала, но никто не пришел, чтобы привести ее к Богу. Не дождавшись, она медленно пошла домой.

Пришла вечером замерзшая и вся в слезах, обо всем рассказала матери, прося ее на следующий день вместе с ней пойти в церковь. Но мать, не понимая отчаянного состояния дочери, наотрез отказалась пойти с ней. Сестра тоже не захотела несколько верст идти по размытой весенним паводком дороге, неизвестно для чего.

А Людмила не находила себе места. Вся ее измученная душа желала увидеть Бога живого и Милосердного!

«Придите ко Мне все!» – ясно слышала она тихий и ласковый голос, зовущий ее. Голос звучал почти реально, он не давал покоя: «Придите ко Мне все…, придите ко Мне все…» – снова и снова нежно, но настойчиво звучал призыв.

Голос звучал все сильнее и сильнее, она не находила себе места, металась по комнате, подходила к иконе, выглядывала во двор. Затем в изнеможении присела у окна и, вытирая слезы, упрямо твердила: «Мне к Богу надо! Мне к Богу надо! Он зовет меня! Я слышу Его голос, Он зовет меня!»

Близкие загадочно переглядывались между собой, думали, что с ней что-то не так, что-то случилось, совсем рехнулась баба, наверное, с ума сошла. Наконец, мать, не выдержав ее бесконечных причитаний, сорвалась и, останавливая ее, закричала: «Зачем тебе Бог? Что ты себе выдумала, дура! Какую блажь в голову вбила? Живут же люди без Бога! Все живут, и ты живи! Не мучься дурью, найди себе мужика и живи как все бабы! Успокойся!»

Сестра, тоже не зная, как остановить ее, ругалась.

«Но я к Богу хочу! К Богу хочу!», – снова и снова упрямо твердила Людмила.

И вот, наконец, сестра, сжалившись, говорит: «Ладно, пойдем, я знаю одну, она в молитвенный дом ходит. Отведу тебя к ней, может она поможет тебе».

Людмила пошла. Шли они долго, почти на другой край поселка и пришли к небольшому аккуратно выбеленному домику, с голубыми ставнями и чисто убранным палисадником.

Вошли, и первое, что Людмила увидела, эта женщина была «живая!» Глаза её светились каким-то теплым и радостным огнем, она была вся открытой и лучистой, как весеннее солнце, от нее веяло чем-то новым и неземным.

Увидев ее, Людмила, так и ахнула: «Господи, вот бы и мне, хоть немного побыть такой же счастливой, как она. Хоть один бы день пожить в любви и радости. Я так устала, Господи, нести на своих плечах этот тяжелый груз забот. Не оставь меня, мой Бог!» Она упала на колени и тихо заплакала: «Помоги мне, добрая женщина, я к Богу хочу».

Женщина протянула Людмиле свои руки и, опустившись рядом с ней на колени, стала молиться. Простые слова молитвы лились мягко, они, как нежное журчание ручейка, успокаивали сердце Людмилы. Женщина молилась так, как будто говорила с кем-то, находящимся здесь, в этой комнате и от кого у нее не было никаких секретов. Слова молитвы были тихими, но искренними и доверчивыми, и от этих слов небо вдруг ожило. Оно то поднималось, то опускалось и всей своей чистотой и свежестью обнимало Людмилу.

С глаз ее непрерывно текли слезы, и тяжелый груз освобождал душу. Губы тихонько повторяли нехитрые слова молитвы, затем она все смелее и смелее стала призывать Господа в свою жизнь, прося не оставлять ее одну. Постепенно в ее сердце пришел мир, радость и бесконечная любовь наполнила душу.

«Господи, прости меня грешную! Я так долго искала Тебя, так долго шла к Тебе, Господи, и вот, наконец, нашла! Ты не там, где кресты, Господи! – сквозь слезы твердила Людмила. – Нет! Ты не в золоте куполов и не в праздничном перезвоне. Ты не в рукотворных храмах живешь, Господи! Ты здесь в тишине и любви устроил себе обитель.

Я нашла тебя, Бог мой! И уже никогда не оставлю». Неземная радость объяла Людмилу, она ликовала и всем своим сердцем чувствовала присутствие Божие. Небо опустилось на землю, и Ангелы на небесах радовались еще одной кающейся грешнице.

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все.

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем…,

Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.

Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» Деян. Апост. 17:24-30.

Дорогая душа, если ты все еще одиноко страдаешь в этом лживом и развращенном мире, если тебе негде приклонить голову и излить свое сердце, знай, что Бог зовет тебя!

Он ждет тебя и стучится в твое сердце.

Он говорит с тобой через страдания, проблемы и радости.

Когда ты падаешь – Он поднимает тебя, когда ты страдаешь – Он утешает, когда грешишь – Он обличает, но никогда не оставляет одну.

Он любит тебя и терпеливо ждет!

Он, Отец наш Небесный, желает сделать тебя счастливой здесь на этой земле и в Вечности.

Олег ЗАМУРУЕВ