Традиции и правила петрова поста. Петров, Петра и Павла или Апостольский пост. Питание и сроки поста

Каждый год, через неделю после праздника Пятидесятницы, начинается Петровский пост. С какого числа он берёт своё начало, зависит от дня Пасхи и следующей за ним через 50 дней Пятидесятницы. Окончание же его всегда совпадает с днём памяти святых апостолов Петра и Павла, в честь которых он установлен ― 12 июля. Таким образом, начало Петровского поста меняется, а окончание - нет. По этой причине продолжительность его может быть от 8 до 42 дней. В народе этот пост часто называют Петровками.

и Павел

Эти величайшие служители Божьи, именуемые за свои заслуги первоверховными апостолами, в своей земной жизни были совершенно противоположными людьми не только по принадлежности к различным социальным слоям общества, но и по своему развитию и душевному складу. Причём если один из них ― Пётр ― был учеником Христа в дни его земной жизни, то другой ― Павел ― никогда не сподобился лично созерцать Спасителя и подвязался на служение ему уже после вознесения.

Об апостоле Петре, старшем брате апостола Андрея Первозванного, известно, что он был простым рыбаком, бедным и неграмотным. Никогда ничему, кроме своего ремесла, не учился, и все его жизненные заботы сводились к хлебу насущному, который он зарабатывал тяжёлым трудом. Пётр сразу всей своей душой уверовал во Христа и следовал за ним во все дни его земного служения. Он был обычным слабым человеком и по малодушию своему трижды отрёкся от Учителя, но глубочайшее покаяние позволило ему стать тем камнем, на котором было возведено здание Церкви Христовой.

В отличие от Петра имел благородное происхождение, был человеком начитанным, образованным и в начале своего жизненного пути непримиримым гонителем христиан. Когда же Господь исполнил его сердце истинной верой, то он весь жар своей души и силу разума направил на проповедь его учения. С тем же жаром, с каким он прежде преследовал учеников Христа, уверовав, он стал их наставником и опорой. Петровский пост установлен в память об этих двух людях, олицетворяющих собой беззаветную веру и холодный разум, помноженный на силу и энергию ― качества, из которых складывается истинный миссионер.

Установление Петровского поста

Почитание этих великих служителей Божьих началось ещё в первые века христианства. Тогда же был установлен церковью и Петровский пост. Особенно же широкое распространение он получил после того, как в Риме и Константинополе были воздвигнуты храмы в их честь. Именно день освящения Константинопольского храма ― 12 июля ― был выбран для празднования памяти этих первоверховных апостолов.

В России этот праздник и предшествующий ему Петровский пост появились в глубокой древности. В простонародье он часто назывался «Петрови», а порой даже «Петровки-голодовки». Здесь нет какого-либо непочтения к религии, просто в те дни, когда начинается Петровский пост, запасы прошлогоднего урожая подходили к концу, а до нового оставалось ещё очень долго ― отсюда и голод, и горько-ироническое название.

Объяснение названия

Иногда у людей не воцерковлённых, но проявляющих интерес к православным ценностям, возникает вопрос, связанный с названием этого поста. Их недоумение вызывает тот факт, что Петровский пост, установленный в преддверии праздника, посвящённого двум величайшим столпам церкви, носит имя лишь одного из них. Не говорит ли это о доминирующей роли апостола Петра? Разумеется, нет, они абсолютно равны в своих деяниях и заслугах, а название поста установлено исключительно в силу его благозвучия.

Установление Нового Завета Божьего

Следует подробнее остановиться ещё и на таком важно вопросе: почему день, когда начинается Петровский пост, следует за праздником Пятидесятницы? Ответ на него можно найти в трудах святых отцов церкви. Они указывают на то, что происшедшее на пятидесятый день после исхода из гроба Спасителя нашего Иисуса Христа является свершением Нового Завета Божьего с людьми.

Этот новый Сионский Закон, начертанный в сердцах людей, пришёл на смену ветхому - Синайскому, заповеди которого были высечены на каменных скрижалях. В этот день благодать Духа Святого была ниспослана для укрепления чад святой церкви в их брани Христовой. Именно для очищения души и тела перед выполнением столь важной миссии и установлен Петровский пост. Во дни же самого праздника Пятидесятницы он был бы неуместен, так как это период пребывания Спасителя со своими учениками.

И ещё важная для всех информация. Вопрос, который задают все, кто намерен впервые держать Петровский эти дни? Следует сразу отметить, что он не является столь же строгим, как Великий пост. Не благословляется лишь вкушение мясной и молочной пищи. Рыбные же блюда разрешены во все дни, за исключением среды и пятницы. Более того, по субботам, воскресеньям и в дни храмовых праздников не возбраняется употребление вина.

Важно учесть и такую деталь, что если календарь Петровского поста в какой-то определённый год сложился так образом, что его окончание ― праздник святых апостолов Петра и Павла - выпадает на среду или пятницу, то этот день также является частью поста, хотя и с некоторыми послаблениями. Во всех же прочих случаях в праздник поста нет.

Труд над самим собой

Но не только ограничения в пище включает в себя Петровский пост. Что можно есть, а что нельзя, выяснить несложно. Важно глубоко понять, что пост - это прежде всего работа над состоянием собственной души, при которой отказ от и обычных мирских развлечений является лишь вспомогательным средством. Это правило вполне соответствует каждому из постов, установленных православной церковью, но Петровский имеет в этом отношении свои особенности.

Послушание благовестия

Дело в том, что пост установлен в честь праздника святых апостолов ― провозвестников воскрешения Христова, отворившего двери Царствия Божия всем, кто уверовал в него. Именно в служении слову Божию определена основная задача апостольства. Со временем это послушание было возложено на иерархов церкви ― епископов и священников. Они стали преемниками апостолов и продолжают их великое дело. Однако это совсем не означает, что миряне вправе от него устраниться.

Нести людям слово Божие - это труд, достойный награды в любое время года, тем более в период поста, являющегося преддверием праздника первоверховных апостолов. Каждый православный христианин в эти дни мог бы попробовать свои силы на этом благородном поприще. Здесь открывается очень широкий простор деятельности.

Апостольство внутреннее и внешнее

Это апостольское служение каждый должен направить прежде всего на самого себя. Существует даже такой термин ― «внутреннее апостольство». Под ним подразумевается труд, цель которого - донести благую весть до собственного сознания. Успех в этом начинании даст возможность человеку внутренне принять все то, чему учит его святая церковь. Он обретёт способность искренне воспринимать Божью церковь как мать, и молитва станет для него истинным общением с Богом.

Преуспевший в апостольстве внутреннем способен будет и к трудам на ниве внешнего апостольства, то есть к проповеди христианских истин среди своих ближних. В этом, несомненно, состоит долг каждого православного человека, ведь мы ответственны перед Богом за всех, кто окружает нас, и за всё происходящее вокруг. Здесь очень важно не поддаться искушению, исходящему от врага рода человеческого и подчас старающемуся внушить нам, что наших немощных сил никогда не хватит на выполнение такой задачи. Главное - верить в Бога, а он, если будет на то его воля, ниспошлёт силы.

Что же касается тех пищевых и прочих ограничений, о которых говорилось выше, то они помогают нам на время поста отрешиться от суеты земной и всецело посвятить себя святому делу. Каждый в эти дни должен стать в той или иной степени апостолом и предварять своё служение постом и молитвой. Да, мы немощны, слабы и часто бываем попросту невежественны, но ведь такими были и апостолы. Их сила заключалась в вере, а всё остальное они стяжали нашествием Духа Святого и благодатью Божией, изливаемой на всех, кто готов её воспринять.

c 14 / 27 июня по 28 июня / 11 июля в 2016 году

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы .

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, - один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.

Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви. Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви - каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески - Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла - все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!

Во время Петрова поста по церковному монастырскому уставу следует воздерживаться только от продуктов животного происхождения. А в понедельник, среду и пятницу также от рыбы, вина и масла.

Фото: Ted Major/www.flickr.com/

Но это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся в Петров пост мягче - согласуя это со своим духовником и в зависимости от своих жизненных обстоятельств.

Пища без растительного масла.

На трапезе разрешается рыба.

Пища с растительным маслом.
Разрешается есть овощи, фрукты и хлеб.

Пища с растительным маслом.
Разрешается есть овощи, фрукты и хлеб.

Пища без растительного масла.
Разрешается есть овощи, фрукты и хлеб.

На трапезе разрешается рыба.

На трапезе разрешается рыба.

Пища без растительного масла.
Разрешается есть овощи, фрукты и хлеб.

Пища с растительным маслом.
Разрешается есть овощи, фрукты и хлеб.

Пища с растительным маслом.
Разрешается есть овощи, фрукты и хлеб.

На трапезе разрешается рыба.

Пища с растительным маслом.
Разрешается есть овощи, фрукты и хлеб.

На трапезе разрешается рыба.

На трапезе разрешается рыба.

На трапезе разрешается рыба.

Комментарий протоиерея Максима Козлова:

В ответ на вопрос «Как правильно провести Петров пост?», в первую очередь, я бы посоветовал читателям сайта «Фомы» не пропустить этот пост вовсе. Не будем делать вид, что в это время летнего поста мы также будем готовы сосредоточиться на личном покаянии, как в дни печальные Великого поста. Но это не значит, что нужно махнуть на него рукой. Здесь стоит подойти с несколько иной стороны. Найти некую цель, помимо пищевых ограничений, которые тоже должны быть согласованы с вашими силами.

Вспомним, что Петров пост посвящён памяти апостолов. Апостолы – первые проповедники христианства, первые миссионеры. Так вот, если бы мы в эти недели несколько больше сосредоточились на том, чтобы своей жизнью не давать соблазна людям, не отталкивать их от церкви – это то, что точно может сделать каждый. Постарались бы свою веру сделать более сознательной. Несколько расширили свои познания относительно церковных традиций, чтобы ответы окружающим были не от ветра головы, а от некоторого знания церковного предания. Если мы хотя бы 2-3 книжки прочитаем, которые сделают несколько глубже наше осознание православия, потрудимся немного вместо сидения в социальных сетях или перед телевизором, тогда смысл поста будет этим исполнен.

1:502 1:512

Вслед за апостолами Петром и Павлом, которые ограничивали себя в еде во время подготовки к евангельской проповеди, Петров пост соблюдают православные христиане всего мира.

1:832 1:842

Его начало следует в понедельник, через неделю после Святой Троицы, а заканчивается в День Святых апостолов Петра и Павла 12 июля.

1:1086 1:1096

В течение этого времени Православная церковь воспевает разум и твердость сподвижников Спасителя.

1:1280 1:1290

Календарь питания на Петров пост 2016

1:1371


2:1878

2:9

Петров пост считается одним из самых легких многодневных постов на протяжении года.

2:167

Так, согласно церковным канонам строгий пост следует соблюдать только по средам и пятницам .

2:343

В понедельники Петрова поста разрешается горячая пища без масла

2:469

Во все остальные дни допускается употребление в пищу рыбы, морепродуктов, растительного масла и грибов.

2:667 2:677 2:800 2:938 2:1030 2:1175 2:1248

2 июля 2016 года, суббота

2:1414 2:1542 2:127 2:264 2:355 2:499 2:572

9 июля 2016 года, суббота - церковь разрешает есть рыбу, грибы, блюда с растительным маслом.

2:738

10 июля 2016 года, воскресенье - разрешается есть пищу с маслом и рыбу.

2:873 2:996

12 июля 2016 года, вторник - Праздник Петра и Павла. Петров пост завершается.

2:1136 2:1146

Подробнее о питании в Петров пост

2:1223



3:1731

3:9

Собственно день Петра и Павла, чаще всего, не является постным днем, исключение приходится только на те случаи, когда он выпадает на среду или пятницу. Тогда на стол положено подавать постное меню со значительными послаблениями: во время трапезы позволена рыба и растительное масло.

3:535 3:545

Во время всего поста по понедельникам, средам и пятницам православным христианам один раз в день положено сухоядение.

3:770

Этим термином обозначают вкушение сырой пищи - на стол подают воду, хлеб и соль, сухие и свежие фрукты, в том числе чернослив, курагу, инжир, финики и изюм, сырые овощи, различные орехи и мед.

3:1116 3:1126

По вторникам и четвергам предписывается воздержаться от употребления рыбы . Она разрешена только по субботам и воскресеньям, а также в дни памяти великих святых , если они выпадают на период Петрова поста. В такие праздники на Руси пекли рыбники - особые открытые пироги, в которых рыба запекалась целиком.

3:1696 3:9

Основной же пищей во время Петрова поста являлись разнообразные овощи и зелень. В меню включали постные холодные зеленые щи, окрошки и ботвиньи, а все остальные блюда, супы и рассольники щедро заправляли всевозможной рубленой зеленью, ели в достаточных количествах ягоды, грибы, крупы и бобовые, пекли постные блины с припеком, расстегаи и кулебяки.

3:651 3:661

Древние рецепты Петрова поста

3:732


4:1239 4:1249

Некоторые древнерусские рецепты Петрова поста сохранились до наших дней; более того - они усовершенствовались и адаптировались к условиям нынешнего времени.

4:1543

4:9

Для того чтобы приготовить рыбник понадобится взять слоеное тесто (можно магазинное), разделить его на две части, на одну из которых выложить начинку из тертого сырого картофеля, рыбного филе и нарезанного кольцами лука.

4:420

Посоленную и поперченную начинку накрывают вторым слоем теста, закрепляют слои, смазывают желтком и запекают в духовке до готовности. Иногда картофель и лук в этом рецепте заменяют капустой.

4:774 4:784

Подобным образом можно приготовить шаньги из гречневой каши - для этого рыбную начинку следует заменить смесью отварной гречки с жареным луком.

4:1056 4:1066

Если же вы решите приготовить луковник, то тогда придется целых шесть раз чередовать слои теста и лука, обжаренного до золотистого цвета.

4:1325 4:1335

Чрезвычайно прост в приготовлении изумительный картофельный салат с грибами: к измельченному отварному картофелю, соленым огурцам и маринованным грибам добавляют зеленый лук, заправляют растительным маслом, уксусом и специями по вкусу.

4:1786

4:9

Совсем немного времени понадобиться, чтобы приготовить грибную икру - понадобиться измельчить отварные и соленые грибы, обжарить их на растительном масле вместе с измельченным луком, заправить специями и зеленью.

4:409 4:419

Пикантность свекольного салата заключается в том, что к измельченной отварной свекле добавляют натертый хрен; заправляют салат душистым подсолнечным маслом с зеленью и специями.

4:756 4:766

Также прост рецепт классической русской постной похлебки , когда к отваренной до полуготовности перловке добавляют картофель, коренья и капусту, варят до готовности, заправляют томатным пюре, специями и зеленью.

4:1162 4:1172

Грибные щи могут стать гордостью любой хозяйки, при этом готовятся они просто и быстро. В бульон к отваренным грибам и кореньям добавляют картофель и предварительно обжаренную с луком мукой и томатной пастой квашеную капусту. Готовые щи заправляют чесноком, зеленью и специями.

4:1689

4:9

А овощное рагу или оладьи, голубцы или гречневый суп с грибами каждая хозяйка может приготовить, исключительно проявив собственную фантазию.

4:276 4:286

Несправедливо забытая в современной кулинарии, фасоль играет в меню Петрова поста одну из наиболее важных ролей: ее, к примеру, можно отварить, выложить слоями с обжаренным на масле луком, от души поперчить и запечь в духовке.

4:711 4:721

Как ни странно, но во время Петрова поста на Руси чрезвычайно популярны были штрудели, а попросту запеченные рулеты с яблочной, картофельной или любой иной начинкой.

4:1031 4:1041

Предаваясь подобным кулинарным изысканиям, не стоит все же забывать, что любой православный пост не является диетой, а дан нам для осмысления и раздумий. Придерживаться же ограничений в питании стоит в меру своих сил, возможностей и с учетом состояния здоровья.

4:1525

Пирог из кабачков в духовке

Простой, и в то же время нестандартный, рецепт пирога из кабачков с сыром в духовке. Пирог получается легким, нежирным, не оставляет ощущения тяжести. Чем-то он похож на штрудель - и по вкусу, и по внешнему виду. Тесто - нечто среднее между омлетом и блинным тестом.

Наряду с обжаренным репчатым луком можно использовать зеленый лук. А вместе с кабачками в пирог можно положить кусочки томатов (совсем немного). Тесто на пирог готовится со сливками. Они, конечно же, вкуснее молока и насыщают блюдо более ярким сливочным вкусом. Но, если вы опасаетесь лишних калорий, можете заменить их молоком или даже кефиром.


5:1692

Ингредиенты для приготовления:
- свежие кабачки - 400 гр.,
- лук-репка - 200 гр.,
- пшеничная мука - 120 гр.,
- натуральные сливки (жирность не выше 20 %) - 200 гр.,
- сыр - 100 гр.,
- куриные яйца - 3 - 4 шт.,
- подсолнечное масло - 2 стол. ложки,
- сливочное масло - 2 стол. ложки,
- поваренная соль и черный перец - по вкусу,
- специи по вкусу - 1 чайная ложка.

5:613 5:623

Приготовление

Очищаем лук, ополаскиваем его в холодной воде. Рубим головку пополам и далее шинкуем на полукольца.

5:842

Ставим на плиту сковороду, нагреваем. Кладем кусочек крестьянского сливочного масла и пару ложек подсолнечного.
Выкладываем в растопленное масло нашинкованный лук. Припускаем до мягкого состояния. Лук должен слегка начать золотиться, но не обжариться полностью. Солим лук, посыпаем перцем.

5:1380 5:1390

Моем кабачки (лучше взять молоденькие, нежные). Нарезаем тоненькими, но не прозрачными, кольцами. Либо полукольцами, если кабачки уже нельзя назвать миниатюрными.

6:2195

6:9

7:514

Теперь берем терку и натираем на ней кусочек сыра.
Разбиваем в чашку куриные яйца, вливаем в них сливки, взбалтываем.
Всыпаем белую муку, добавляем специи.

7:803 7:813

Хорошенько размешиваем до однородной жидкой массы, без комочков.

8:1441 8:1451

Отправляем в тесто кусочки кабачков и лука.

9:2039

Размешиваем, пока весь состав не разойдется равномерно.

Форму для выпекания обмазываем любым маслом. Перекладываем состав в эту посуду.
Сверху посыпаем сырной стружкой.

10:822 10:832

Включаем и разогреваем духовой шкаф до 180С. Отправляем форму в него. Выпекаем до готовности (определяем деревянной палочкой, на которую в итоге не должно цепляться сырое тесто). Обычно приготовление занимает от 40 минут до 1 часа, в зависимости от мощности духовки.

11:1820 11:9

В ходе выпекания пирог может раздуться как пузырь, а потом осесть. Не пугаемся, такое интересное поведение пирога считается нормальным в данной выпечке.

13:1302

Пирог вынимаем из печи, разрезаем на порционные кусочки и подаем горячим. В качестве соуса к пирогу можно предложить сметану.

14:2042

В основном пост у большинства людей сопряжён лишь с воздержанием от пищи, мол попостился, отказался от мяса, молока, сладкого и очистился от грехов. Только данное определение далеко от истины. Человек, ограничивающий себя в чем-либо, меняется в характере, становится вспыльчивым и сердитым, в крайнем случае замкнутым. У некоторых, соблюдающих пост, может возникнуть чувство превосходства над остальными. Всё это от лукавого.

Пост подразумевает, кроме ограничения в приёме пищи, духовную работу над собой. В эти дни происходит наплыв искушений, поэтому необходим максимальный контроль мыслей и желаний, прежде всего (Не возжелай!). Посты существуют во всех мировых религиях. Кроме очищения и оздоровления плоти они несут главное - духовную очистку. У христиан вера делится на два основных течения: католицизм и православие.

В Русской православной церкви наибольшее количество постов, приуроченных к церковным праздникам. Есть многодневные, до 42 дней, и однодневные. Один из них - Петровский пост.

Зарождение

Когда начинается Петровский пост? Называемый иначе - Апостольным, пост приурочен к празднику в честь апостолов Петра и Павла, заканчиваясь в этот день. Праздник выпадает на 12 июля. Ранее его называли постом Пятидесятницы, практикуемого с самых ранних времён Православия. Относится к числу весьма важных постов в православном христианстве. Полностью установился он после постройки храма Петра и Павла, когда в день памяти этим святым, 29-го июня (по н. с. 12 июля), его освятили.

Данный пост подготавливает христиан к работе над собой, воздержанию от пищи и дурных мыслей, сопровождаемому молитвами к празднованию Петра и Павла. В народе этот пост называли «Петровка» или «Петровка-голодовка». Второе название обусловлено тем, что в начале лета от собранного урожая почти ничего не оставалось, а нового долго ждать.

Апостолы Пётр и Павел всегда постились перед проповедями. До того, как этот пост приурочили апостолам, его проводили, возмещая упущенное, в Великий пост. Те, кто по состоянию здоровья либо находясь в поездке или по другой какой-либо причине не смог блюсти Великий пост, могли восполнить пропущенное в Петровский, среди лета, с большим количеством овощей и фруктов.

Когда начинается Петровский пост?

Время начала поста полностью зависит от Пасхи, начинается он всегда с понедельника, через неделю от Троицы, на 50-й день после Пасхи, дата которой зависит от лунного календаря. Поэтому дата праздника Христова Воскресения получается не закреплённой. Отсюда, когда начало православного Петровского поста, сразу ответить точно сложно, он выпадает на разные числа и месяцы, в то время как конец фиксируется на праздник Петра и Павла. От этого продолжительность поста плавает в промежутке от 8 до 42 дней.

Ввиду природной потребности пищи для тела, во время отказа от неё и абсолютного контроля над собой верующий укрепляет собственную волю, столь необходимую в покорении плотских потребностей. В эти дни рекомендуется поразмышлять об подлинном смирении и своём кресте, представить и понять, какой духовный подвиг совершили апостолы Петр и Павел.

Различия в воздержании мирских с аскетами и священниками

Конечно же, воздержание в эти периоды живущих в миру разительно отличается от соблюдения поста священником или монахом. Обусловлено это может быть работой, состоянием здоровья, жизненными обстоятельствами. С другой стороны, постящийся должен видеть эти обстоятельства субъективно, избегая излишних попустительств в воздержании.

Отпечаток образа жизни наносит глубокое воздействие на восприятие мира и пути, ведущего каждое мгновение вверх или вниз. Монахи воспринимают и соблюдают правила и обычаи, заложенные в обители, или должностью в церковной иерархии. Поэтому пост у монахов в любом случае строже, нежели у мирян. У аскетов все мирские обстоятельства отпадают, приходится соблюдать устав.

Они должны постоянно молиться, часто всенощно, что изнуряет к тому же воздержание в пище. Однако монахи лишены всех мирских забот, на начальных этапах - стенами монастыря или церкви, на следующих - последователями. Благодаря этому священники глубже входят в духовную жизнь. Такое различие происходило во все времена.

Молитвы и таинства

Молитвы и другие таинства православного христианства требуется учиться читать и принимать. В высказывании «По молитве и дано будет» роль играет на текст, а само чтение. Многие, служащие Господу, прослышаны про теплоту и слёзы, указывающие, что молитва удалась. Правильная приносит благо, только, насколько возвышенна, настолько и приложить труда требует.

Предписание гласит о том, что не к сердечной теплоте со слезами надо стремиться. А стараться прочесть с каждым разом лучше и искренней, тогда благодать сама снизойдёт, соизмеримая со степенью смирения. Когда найдут слёзы с теплотой в душе и сокрушением, чтоб не возгордиться.

Что можно есть в Петровский пост?

Пост менее строгий, чем Великий, хоть и ограничено употребление подсолнечного масла и рыбы. Но всё же иногда, в зависимости от дня недели, можно позволить эти продукты. Большинство верующих желают составить себе меню на Петровский пост.

Для чего нужно знать, что можно есть в Петровский пост и по каким дням? Абсолютно запрещены мясо, птица, молочные продукты, яйца и блюда из перечисленного. Не употреблять в пищу весь фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку. Распитие спиртных напитков, естественно, неуместно.

  • По понедельникам разрешено есть горячую пищу из овощей, грибов и круп. Без добавки масла.
  • По вторникам - овощи, грибы, крупы, фрукты с добавлением растительного масла, рыба.
  • По средам строгий пост. Есть можно только сырые овощи, фрукты, хлеб. Раз в день, вечером.
  • По четвергам - растительная пища (овощи, фрукты, грибы, крупы) с растительным маслом, рыба.
  • По пятницам - строгое воздержание, на ужин лишь сырые овощи и фрукты.
  • По субботам и воскресеньям разрешаются овощи, грибы, крупы, растительное масло, рыба, вино, в два приема.

Это список продуктов, разрешённых к употреблению в Петровский пост для мирян. Людям, принявшим постриг в монахи или священнослужителям, ограничения назначаются намного строже. Придерживаться их среди лета не так уж сложно, ведь в эту пору много фруктов и овощей. Даже без мяса, животных жиров и других продуктов, попадающих под запрет во время поста.

Среди лета достаточно найдётся овощей, круп и бобовых, заменяющих обычный рацион, делая его разнообразным и вкусным.

Блюда

Несколько блюд Петровского поста с весьма приятным и ароматным вкусом:

  • Гороховый суп без навара, кроме овощного и бобового.
  • Голубцы с грибами, вместо фарша из мяса.
  • Очень простой в изготовлении салат с картошкой, солёными огурцами, маринованными грибами, зеленью. Все это приправлено уксусом, специями и маслом.
  • Рыбные лепёшки с картошкой.
  • Зелёный борщ с крапивой, без навара.
  • Гречневый суп с грибами.
  • Овощное рагу.

Кроме перечисленных блюд существует множество рецептов приготовления закусок, салатов, первых и вторых блюд, десертов и напитков.

Для чего нужно знать, что можно есть в Петровский пост и по каким дням? Как уже указывалось, в эти дни соблюдать необходимо не только ограничения в пище. Нужно следить за своим поведением, придерживаться определённых правил и рекомендаций. Это касается не только монахов и священнослужителей (у них ещё строже требования), но и людей, живущих в миру.

Издревле в такие дни приостанавливались все суетные дела, требовалось правильно составить питание в Петровский пост по дням, вести размышления о духовном, творить богоугодные дела и заниматься благотворительностью.

Уважительные причины послабления строгости соблюдения поста

Конечно же, не стоит лоб расшибать, как в поговорке: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт!». В зависимости от образа жизни, связанного с работой, болезнью или другими уважительными обстоятельствами, необходимо придерживаться поста более мягко, в смысле еды и времяпровождения. Столько брать на себя, чтобы не надорваться.

Может статься, что у человека особенности, связанные со здоровьем. Таким людям строго поститься не следует, сам недуг - уже пост, вынуждающий придерживаться некоторого поведения и действий. Людям с ограниченными способностями передвижения это знакомо, как и тратящим много сил в течение дня (спортсмены, военные, моряки, связанные с тяжёлым физическим трудом, умственной нагрузкой, усиленным обучением). Есть общие правила, но жизненные обстоятельства у каждого свои.

Пост для детей

Особого отношения требуют дети. Тут задача родителя не ограничивать сразу и полностью, строго по всем предписаниям. Ребёнок в таком случае будет исполнять, но для него это будет тяжело физически и морально. Растущему организму требуется постоянное потребление животного, растительного белка, всех минералов и витаминов. Поэтому лучше уговорить его для начала меньше есть конфет в пост, потом исключить их полностью. Так ребёнок, когда вы договариваетесь через выдвигаемые вами аргументы, начинает осознанно работать над собой в пост, что важнее самого поста.

«Главное не то, что входит, а то, что выходит!» — наставлял Иисус Христос. Поэтому сосредотачиваться нужно не на еде, а на сердце. Что исходит от человека в окружающий мир? Ругань, раздражение, отрицательные поступки и другие действия, с эмоциями разрушающие отношения между близкими, ведут к нарушениям отношений с Богом.