Total war rome 2 обзор игромания. Rome II — обзор политической системы. Rome II - обзор политической системы

В этой статье, я продолжаю рассказывать вам об агентах, доступных в игре Total War: Rome 2, а также об их способностях. Сегодня мы поговорим о Сановнике.

Сановник – очень интересный агент. Это не Воитель с мечем, призывающий всех в бой и не Соглядатай, который действует тихо исподтишка. Сановник это скорее хитрец, непревзойдённый интриган и одновременно с этим, умелый управленец.

Благодаря своим способностям, он универсален и может помочь вам как в военных делах, так и в гражданских.

Его способности помогут вам:

  • Навести порядок в провинции.
  • Устроить беспорядок в провинции врага.
  • Убить другого или персонажа или агента.
  • Переманить персонажа противника.

Все способности Сановника в Total War: Rome 2.

Военное хозяйство. Как я написал выше, Сановники отличные управленцы, поэтому если вы прикажете ему вести дела одной из ваших армий, то он благодаря своим способностям сможет:

  • Снизить расходы на содержание армии.
  • Повысить командные способности генерала.
  • Уменьшить возможность подрывных действий чужих агентов.

Гражданские власти. Сановник умеет не только умело управлять армией, но и вашей провинцией. Благодаря этому таланту, он может:

  • Уменьшить административные расходы.
  • Повысить одобрение населения.
  • Снизить стоимость строительства.
  • Повысить сопротивляемость действиям агентов противника.

Еще Сановник может сделать Генерала противника и его армию, намного уязвимей для следующих атак агентов.

Искажение приказов. Способность очень поможет вам, если вы не успеваете подготовиться к встрече нападающей армии. Просто отправьте своего Сановника к врагу и с помощью способности «Искажение приказов» он сможет затормозить наступление армии на один ход. Также в случае успеха этой способности, в бою вражеской армии повысится время перезарядки способностей полководца.

Смертельная угроза. Эта способность подразумевает то, что ваш Сановник умело распускает слухи, чем ухудшает настроение дух в армии врага. Это действие влияет на:

  • Силу солдат противника при натиске.
  • Силу солдат противника в рукопашной атаке.
  • Понижает эффективность стрельбы.
  • Повышает уязвимость армии противника на стратегической карте.

Коррупция. Если хотите чтобы провинцию вашего недруга захлестнула коррупция, отправьте туда вашего Сановника. С помощью этой способности, он снизит контроль противника над своей провинцией, тем самым повысит коррупцию. Кроме того, Сановник увеличит шансы на успех у других ваших агентов.

Подстрекательство. Подстрекательство подразумевает то, что Сановник отправиться во вражескую провинцию и попытается поднять недовольство граждан, против своих правителей. Эта способность снижает порядок и приводит к беспорядкам.

Подкуп торговцев. Если вы хотите подорвать экономику чужой провинции, в этом вам поможет умение «Подкуп торговцев». Подкупив торгашей, Сановник нанесет ей экономический ущерб.

Насаждение культуры. Вы надеюсь, знаете, что культура в Total War: Rome 2 играет большую роль? Насаждение культуры – очень полезный навык. Как вы знаете, на общественный порядок провинции, влияет однородность культуры. Что это значит? Если в провинции преобладает «родная» для нее культура, это положительно сказывается на общественном порядке. Сановник с помощью умения «Насаждения культуры» распространяет вашу культуру, соответственно чужеродную — для противника.

Способности, с помощью которых можно убить или переманить вражеского агента.

Наемное убийство. Это талант, с помощью которого Сановник может устранить агента неприятеля. В отличие от Воителя, который разбирается с противником собственными руками, Сановник более осторожен и нанимает для этих целей наемников, которые делают всю грязную работу за него.

Предательство. Это, пожалуй, самый изящный способ устранить противника. Сановник втирается к нему в доверие, а затем при удачной возможности предает ничего не подозревающую цель. Если предательство завершиться успешно, вражеский агент исчезнет.

Провокация. Это еще один способ устранить жертву, при этом не навлекая на себя подозрений. Сановник провоцирует противника, в результате чего тот нападает на него. И Сановнику ничего не остаётся, как убить напавшего, якобы в целях самообороны 🙂 Тем самым оставшись чистым перед законом.

Убеждение. Зачем убивать противника, если его можно заставить перейти на сторону вашей фракции? Способность «Убеждение» позволяет вашему агенту, попытаться убедить противника служить вашей фракции.

Принуждение. То же что и «Убеждение» и «Искушение», только Сановник не пытается подкупить или уговорить цель, а попросту угрожает ей. Если угроза сработает, то у вас станет на одного агента больше 🙂

Как видите, Сановник очень интересный и полезный персонаж! Такой себе серый кардинал и хитрец, у которого есть очень большой арсенал различных методов для того чтобы добиться поставленной цели в Total War: Rome 2.

Спустя 12 лет одна из самых лучших (и сложных) стратегий в истории выходит на iPad. Лайф выяснил, как играется классика на современных планшетах.

Мобильные стратегии принято ругать за примитивность - жмёшь на одну кнопку, ничем не управляешь, а только поступательно закидываешь реальные деньги, чтобы ускорить строительство очередного офисного центра. Кажется, расклад сил поменялся, пусть и за счёт компьютерной классики 12-летней давности: Rome: Total War, когда-то наверняка укравшая у вас остаток осени 2004 года, вышла на iPad. И это важное событие - независимо от того, брали ли вы когда-то Каир тремястами лучников или нет.

Pax Romana

Это именно тот "Рим", что мы знали. Как пишут в определённых местах, "ничего не вырезано и не перекодировано" - стопроцентный порт, переносящий все функции оригинала. Кто помнит, игра условно делится на две части: в одной надо руководить страной, заключать дипломатические договоры, подавлять бунтующее население и отстраивать города - этакая Civilization, застрявшая в славном периоде нескольких веков до н.э. В другой - воевать на поле боя, иной раз управляя тысячами солдат. Первый режим на iPad сделан практически идеально: ответственным за переезд пришлось перерисовать интерфейс - вышло слегка простовато, но удобно. Чтобы посмотреть, скажем, общественные настроения в недавно взятом у египтян городе, достаточно сделать одно нажатие. Чтобы нанять армию - ещё парочку. Единственное, слегка неудобно водить солдат по карте: порой игра неверно считывает ваши команды. Но на полном серьёзе на это жаловаться - всё равно что брюзжать о налоге на выигранный в лотерею миллион - мелочно и гнусно.

Со сражениями сложнее. Руководить армией в 500-1000 человек было непросто и на компьютере - по очевидным причинам, на сенсоре это делается с ещё большим трудом. Каждый отряд (численность сильно урезана и зависит от версии планшета) можно выбрать, щёлкнув по его иконке. Когда дивизий много - скажем, больше десяти, - вы превращаетесь в Доктора Октавиуса: нажать сюда, отщёлкнуть этот отряд, спасти лучников от нападения слонов, подключить к бою спрятанную в лесу кавалерию.

Темп в игре довольно высокий для стратегии таких масштабов, и за перемещениями попросту не успеваешь - где-то обязательно образуется дыра, которая вам аукнется. В мобильном "Риме" есть возможность выделить солдат рамочкой (здесь это скорее эллипс), но даже такая штука мало спасает: пока вы будете чиркать, варвары убьют генерала и обратят в бегство несколько полков. Так что перед глобальными сражениями либо морально готовьтесь страдать, либо отдайте всё на откуп компьютеру.
Пострадать придётся ещё и по другим причинам. Во-первых, игра пойдёт начиная с первого Air и едва ли впечатлит визуально. Лучше Air 2 или Pro. Во-вторых, даже если у вас iPhone 7 Plus, можете выдохнуть: только планшеты. В-третьих, Rome: Total War стоит почти 750 рублей - на фоне объявленного ценника грядущего Марио, конечно, не так возмутительно, но всё же: речь идёт о хите 12-летней давности.

Впрочем, излишне говорить, что это тот случай, когда любые требования отбиваются самой игрой.

Лупанарии и акведуки

Rome: Total War - один из лучших выпусков серии, если не лучший. Здесь можно провести пару вечеров, ни разу не попадая на поле боя, потому что сперва надо разрулить дипломатические проблемы с галлами (заключим союз, потом нападём), выстроить во всех городах по канализационной системе и храму Венеры (чтобы плебс не ворчал) и решить, что делать с Сенатом - особенной историей, которая есть только в Rome: Total War (и сиквеле). Сенат расквартировался в нынешней столице Италии и поначалу в чужую жизнь особо не лезет - раздаёт задания и хмурит брови, когда мы его игнорируем. Но потом империя разрастётся, правительству станет страшно - и придётся либо принимать варварские условия Рима, либо идти гражданской войной. Но этого можно и избежать, предварительно воткнув в верхушку своих парней - а для этого придётся много хитрить и заключать династические браки.
Попутно не забывайте заглядывать в характеристики лучших полководцев и мониторить их окружение. Это не для галочки: например, гей-любовник прибавит вашему дипломату пару очков к убеждению, а завоёванная в дальних странах куртизанка докинет несколько баллов 16-летнему командиру. Всё в лучших традициях древнего Рима - Гелиогабалу бы игра понравилась.

Ну и кому-нибудь из талантливых вояк (Сципиону?), потому что без хитрости и тактической смекалки на местных полях не победить - разве что имея многократное преимущество. Наука войны: копейщики против конницы, лучники в арьергарде, подкрепления - скрытые за ближайшим лесом. Не говоря уж о том, что ваши (и чужие) солдаты, как ни странно, тоже люди - и они могут запаниковать, увидев несущихся на них слонов. А слоны - увидев несущихся на них свиней. Вот такие тут расклады.

Которые интересно вновь перебрать даже спустя 12 лет - ведь классика не стареет. Пусть игрой непросто управлять во время сражений, графика слегка смущает, а в списке доступных языков нет русского (многим это важно), но это Rome: Total War, и никакие огрехи не должны вас сбить с толку. Вперёд, к мировому господству!

Достоинства:

  • это Rome: Total War - одна их лучших стратегий в серии и вообще в мире;
  • мощный синтез стратегического и боевого режимов;
  • атмосфера древнего Рима: рабы, куртизанки, слоны, диктаторы;
  • неплохое качество портирования.

Недостатки:

  • управление в бою могло быть и получше;
  • чересчур высокие системные требования;
  • нет русского языка - комментаторы в App Store уже подвергли игру обструкции.

Первый Рим - тот самый, что на семи холмах, - сгинул под натиском дикарей. Второй - который Константинополь - принял ислам и превратился в Стамбул. Третьим Римом принято считать Москву - вообще, причин тому несколько, но, кроме прочего, московские князья были связаны с византийской правящей династией брачным союзом.

Подсерии Rome в династии Total War повезло больше, чем прототипу: уже и вторая часть выходит, а империи еще очень далеко до заката.

Aeterna urbs

Эллинистическая эстетика англосаксонскому игроку однозначно ближе, чем феодально-ниппонская, которой изобиловала Total War: Shogun II . С какой стороны ни глянь, а у античной эпохи размах куда больше, чем у средневековья в масштабах маленького островного государства. Несколько кланов, отличающихся только гербами-монами, - и десятки народов, взращенных плодородным Средиземноморьем.

Стартовые условия сильно влияют на игровые успехи, поэтому выбор фракции - дело чертовски ответственное.

Описать антураж Rome II можно в двух словах: богатство и простор. И то и другое - очень немаловажно для глобальной стратегии. Тут в наличии все основные очаги европейской, средиземноморской и ближневосточной цивилизации - от Африки на юге и Азии вплоть до индийских границ на востоке до датского полуострова на северном краю.

Макеты городов на карте выглядят прелестно, но в битвах вы обнаружите, что многие из них - близнецы-братья.

Европа разрослась как в целом, так и в деталях. Города и поселения являют собой аккуратную горстку домиков, которая со временем может увеличиться. Леса стали густыми, пустыни - бескрайними, а крупные реки - судоходными (учитывая, что флот участвует в наземных битвах, - весомый довод).

Военная машина на гужевом ходу

Подвластными землями не только любоваться можно, ими еще и управлять надо. Здесь британцы шагнули вперед, хотя административных высот Paradox Interactive им не достичь. В Total War: Rome II все направлено на подготовку к войне, и только.

Разумеется, прежде чем развязывать войну, нужно скопить звонкую круглую сумму и укрепить экономику. И, на наш взгляд, финансовая модель в Rome 2 куда лучше, глубже и понятнее, чем где-либо еще. Одни строения приносят доход в какой-либо отрасли: сельское хозяйство, промышленность (громко сказано!), культура и т.д. Другие увеличивают прибыльность остальных - опять же в зависимости от отрасли. Механизм очень гибкий, позволяет специализировать экономику - и грести золото лопатой.

Античные города волей Creative Assembly объединились в провинции - по четыре на штуку. Ожидаемое и полезное решение в условиях нового масштаба, к которому явно приписали лишний нолик. Провинция служит административной единицей, а города - фундаментами для построек. Если возвести в Александрии лагерь для подготовки солдат, они появятся в поле найма по всему Египту.

Перед ответственным штурмом не скупитесь - пара наемных отрядов не помешает. Только не забудьте уволить их после победы, иначе сядете в долговую яму.

Первый Rome порой смущал списком доступных построек: ограничений не было, и каждый город рисковал пробурить в бюджете осьмнадцатую дыру, потому что здания нужно было содержать. Продолжение упростило градостроителям жизнь: фундаментов в городе немного, а чтобы их стало больше, должно вырасти и население.

НА ЗАМЕТКУ: высокоуровневые здания дают -12 от общественного порядка в ход или пожирают еду в китайских масштабах. Ergo, требуется долгосрочное планирование, и периферия должна кормить столичное ядро.

Обрезали? Обделили? Нет, в данном случае ограничение помогает специализировать поселения. Скажем, отведя участок под поля, мы можем или засеять их, или пустить под пастбища. Одно даст прирост запасов провизии, другое увеличит аграрный доход. Выбирать одно из двух заведомо тяжелее, чем строить все подряд, верно?

Процент налогов определяется сразу для всей страны, поэтому из-за бунтов в свежезахваченных городах придется понижать ставку повсеместно (хотя отдельную провинцию можно совсем освободить от выплат). А вместо массовых игрищ, как в первом «Риме», введены эдикты, которые применяются сразу ко всей провинции.

Разделяй и властвуй

Управление страной в отрыве от военных операций занимает на каждом ходу пару десятков секунд - если не обращать внимания на политику, которую попытались видоизменить.

Стратегический обзор карты - бесценная вещь и отличный детектор грядущих бунтов или потенциально убыточных провинций.

Прежде чем лезть в международные отношения, решите внутренние разногласия. Ну как - решите... заткните дыры и успокойте шумных. При дворе - или в Сенате, или в совете племени - всегда есть несколько охочих до власти клик (перед началом игры, если стартуем за Рим или Карфаген, мы можем выбрать одну из них). Между ними надо сохранять подобие баланса, чтобы вам не организовали к завтраку переворот в столице. Правда, набор рычагов контроля унизительно мал: распустить слухи, женить, добиться повышения или... отправить сплавляться в ладье Харона по Стиксу.

Члены семей - это вам тут не абстрактные портретики, а действующие командиры с разной степенью влияния. Репутацию они наращивают прямо в ходе игры, как правило - длинной цепочкой блистательных побед... А потом генерал-триумфатор вдруг забывает о субординации и решает, что у кого армия, тот и консул. Случается это нечасто, но крови раскол в сенате может попортить изрядно - как и полноценная гражданская война.

ЭТО ДРАМА: Creative Assembly, по мнению горячих голов, достойны колесования за ампутацию семейного древа. Где, когда и у кого родится сын, который в будущем станет знатным полководцем, решит его величество Случай. Недостатка в генералах не предвидится - хоть на зиму заготавливай.

Все факторы дружбы и вражды оформлены в список с циферками: и захочешь - не запутаешься.

Простоват и дипломатический режим. Вопреки похвальбе Creative Assembly о мозговитом ИИ и новинках в области переговоров, со времен Total War девятилетней давности изменилось мало. Торговые соглашения, пакт о ненападении, военные альянсы, вассалитет - и не забудьте, что все ваши внешнеполитические хитросплетения смоет традиционное упорство компьютерных игроков. Воюют до полного разгрома, посылают купцов только после выплаты контрибуции. Военный союз? Нонсенс! Не бывать этому даже за все сокровища Аккада! В конце концов, здесь не Victoria и не Europa Universalis; к услугам дипломатов в Total War прибегают в основном чтобы объявить войну и стребовать дань.

Я плюю на ваши руины!

SEGA однозначно передавила, требуя выпустить Rome II поскорее, поэтому множество проблем решить не успели, но Creative Assembly удержались от соблазна распилить проект на тучу DLC, хотя одно вычленили-таки. Однако трудно представить, почему на Rome 2 обрушились сотни отрицательных отзывов (сплошь 0/10) с раскормленными в слонов мухами и мнимыми трагедиями. Из 1277 отзывов на «Метакритике» аж 747 ругательные, а фраза про «шестьдесят евро за бета-тест», кажется, стала крылатой.

Пресса проявила снисходительность: только два издания из сорока оценили «Рим» ниже, чем на пять из десяти. Зато игру с неожиданной свирепостью порвали на лоскуты сами игроки. Игроманский форум ломится от жалоб на плохую оптимизацию и платное бета-тестирование, хотя игру все равно встретили сдержанно тепло. А вот на «Метакритике» народ основательно запасся тухлыми помидорами: суммарный балл - 4,2 из 10. В последний раз так организованно оценку сбивали новому SimCity (до 1,6!).

Аргументы обвинения все те же. Вот вам примеры.

Нет, подавляющее большинство претензий взято не с потолка. Если ворота сжигаются любым отрядом - зачем тогда тараны и лестницы? А предел численности армий, растущий вместе с расширением империи? Не очень-то он и мешает (благо экспансия тут быстрая и мучительная), зато ограничивает безумный ИИ, который раньше любил плодить десятки крошечных армий и распускать этих тараканов по нашим тылам.

Еще один лидер по числу исков - идентичность агентов. Игроки заявляют, что у шпиона, посла и чемпиона функции одинаковые. Отчасти да, все они умеют убивать полководцев, но и своих способностей у каждого хватает. Только послы умеют подбивать рабов на восстание, только чемпионы - тренировать наши войска, только шпион может отравить гарнизонную еду. Но если рубануть сплеча, то да, функционал одинаковый. Как у полицейского, спецназовца и офицера разведки.

Однако самый внушительный урожай проклятий собрало пропавшее семейное древо. Прежде мы с нетерпением ждали, когда внучатый племянник наконец возмужает и возьмется за меч, выдавали замуж дочерей, и так далее и тому подобное. В Medieval 2: Total War можно было длинной комбинацией из убийств угробить всю династию и покорить страну. Но по нынешним правилам генералы берутся из ниоткуда, причем в солидных количествах - академия, ядрена корень. Оказуалили, не поспоришь, но ставить крест на всей игре из-за пары уступок «простым смертным»?

Катафракт, гастат, фаланга

Военное ремесло - самый смак серии Total War, и к нему относятся бережнее всего. Чем раньше была армия? Списком боевых единиц, желательно - вкупе с командирским отрядом. И что она теперь собой представляет? Автономную боевую формацию, которая сама себе хозяин: обучает бойцов прямо в поле, имеет громкое название и набирает опыт (чтобы потом обрастать полезными преимуществами).



Наградные прибавки такие крошечные, будто их выдавал мольеровский Гарпагон, но за годы службы генерал накопит нехилый суммарный бонус.

Той же дорогой послали и полководцев. Они обучаются, обзаводятся свитой и получают новые боевые возможности - например, грозный рявк на непослушных врагов, чтобы те ринулись обратно к мамкам за новыми штанами.



В конечном итоге почти каждая битва превращается в мешанину рук, ног и клинков - а что вы хотели? Поединки на катанах еще не изобрели, а порох тем более.

Битвы на ручном управлении после Rome: Total War словно бы и не изменились, а вот в «Сёгуне» дела шли иначе из-за отсутствия щитов и присутствия культурных... особенностей (это что за уродец с катаной? самурай? тут что, все самураи?!).

Rome II - это классические столкновения в духе планов, которые рисуют в школьных учебниках истории. Пращники выпустили град камней, отступили за спины мечников, которые оттеснили бронированных увальней к общественным баням, а конница вдоль берега просочилась на вещевой рынок и разгромила там все, что нашла. Умение вовремя выставить против противника именно те отряды, что дадут отпор (и перед битвой предусмотреть вероятность атаки там, где отпора не будет), выжидать и отступать по-прежнему ценно, как вода в пустыне Сахара.

Наши стрелки засели на холме. Враг мог бы бесцеремонно прервать это заседание, да только извилин у него хватило лишь на беспомощное барахтанье у подножия.

ЭТО ДРАМА: град не стрел и пилумов, но шестиэтажных проклятий обрушился на британцев за контрольные точки. Теперь на каждом поле боя, независимо от условий, есть один или несколько флажков. Удержание или захват точки сулят победу. Вроде бы и здравое начинание, да только расположены точки жутко неразумно с тактической точки зрения: например, посреди поля, хотя рядом есть удобный для защиты холм.

Горячие головы не подумали, что флаг можно использовать к собственной выгоде: например, связать армию врага боем, а самим тем временем втихаря сцапать точку без особых потерь.

Беда во всех случаях одна - компьютер. Во-первых, ИИ, который запросто может бросить осадные орудия и ринуться ломать ворота голыми руками (точнее, жечь бросками какой-то горючей дряни). Во-вторых, начинка вашей убермашины: чтобы выкрутить графику на максимум, придется принести в жертву либо производительность, либо немалые деньги на новое железо. Хотя, если оставить настройки «очень высокими», с Rome II справится не только киборг на острие прогресса, но и рабочая лошадка за двадцать килорублей.

Игра, которая с головой погружает в культуру, историю и атмосферу древнего мира. Да и чего уж: Rome II - главная стратегия этого года.

Отправить

Серия Total War - один из столпов, на которых сегодня держится весь жанр стратегий. Rome была одной из самых успешных игр серии, поэтому нет ничего удивительного в том, что со стороны разработчика на ее перезапуск были брошены огромные силы. Да и ожидания фанатов давно преодолели критическую отметку. Еще до релиза было понятно, что изменения в механике будут достаточно глобальными, а масштаб происходящего увеличится в разы.

Квинтилий Вар, верни мне легионы!

Помимо вещи очевидной - роста игры вширь, есть и еще одна, менее очевидная. Речь, конечно, идет о глубине происходящего. Если раньше благодаря серии Total War можно было неплохо изучить историю, то теперь эту науку вы будете знать наверняка. Причем со всеми ее политическими, экономическими и культурными аспектами.

Кампания построена таким образом, что следить здесь нужно буквально за всем. Набрать бравых легионеров, а затем захватить какую-нибудь кельтскую деревню - лишь четверть дела. Чтобы ее удержать, половину жителей желательно вырезать (чтобы выказывать недовольство римской властью было некому), все варварские хижины снести, а на их месте возвести мощеные улицы, каменные дома и акведуки. После всего этого нужно усиленно прививать остаткам населения римскую систему ценностей, а на руководящий пост назначить верного сановника. Только тогда поселение будет расти и процветать.


Вообще плебс имеет обыкновение на удивление быстро поднимать всевозможные бунты и восстания, поэтому надо следить, чтобы ему было предоставлено достаточное количество как хлеба, так и зрелищ. Все это сопровождается жалостливыми картинками на тему того, как плохо живется людям, как быстро у них заканчивается еда и насколько ущемленными они чувствуют себя при влиянии иноземной культуры. Если же подобные сообщения проигнорировать, то очень скоро у ворот такого «несчастного» города появится толпа бородатых варваров, норовящих вернуть все, как было.

Благополучие и довольство населения - только вершина айсберга. Игрок должен выбирать военачальникам и агентам правильных спутников, продвигать своих подопечных на политические должности, следить за расширением и развитием городов, вести многочисленные политические переговоры и оперативно реагировать на случайные события вроде землетрясений и удивительно спонтанных появлений в городах трущоб. В итоге со временем каждый ход превращается в натуральный мозговой штурм с огромным количеством нюансов. Стоит добавить сюда воистину огромную мировую карту с каким-то фантастическим количеством фракций, чтобы понять: завоевывать все это придется очень и очень долго.

Кстати, в погоне за исторической достоверностью Creative Assembly избавились от абстрактных повстанцев, заменив их реальными варварскими племенами и свободными городами. В итоге завершение каждого хода длится довольно долго, потому что приходится ждать, пока свой ход сделает каждый провинциальный царек. А он, в свою очередь, может предлагать вам торговлю или начать попросту клянчить денег. Стоит ли говорить, что внутриигровая энциклопедия пестрит информацией обо всем и вся, а игра тут и там отсылает к реальным историческим событиям.


Впрочем, эта серьезность имеет и свои недостатки. Так, из игры напрочь пропали задорные сценки на движке, которые сопровождали, например, провал наемного убийцы. Канули в лету и проникновенные речи командира перед битвой. В самом начале кампании на игрока моментально наваливают все государственные проблемы сразу. В итоге, если опешивший новичок незнаком с серией, да еще и, чего доброго, пропустил обучение, то, скорее всего, хватит его ненадолго. Кстати обучение также наглядно демонстрирует добротность подхода к разработке. Оно длится порядка трех часов, а в качестве песочницы нам отдают ни много, ни мало Апеннинский полуостров времен Самнитских войн.

Пришел, увидел, победил!

Rome II , как мы уже и говорили, имеет множество структурных изменений по сравнению с другими играми серии. Главным образом они касаются глобальной карты. Во-первых, выглядит она без всяких преувеличений шикарно. Города из абстрактных крепостей, обнесенных забором, превратились в масштабные поселения, внутри которых можно даже увидеть реально находящиеся там здания и инфраструктуру.

Во-вторых, карта по-прежнему разделена на провинции, но вместо одного поселения они теперь состоят из нескольких. Стеной обнесена только столица региона, а управляются все города из одного общего меню. При удержании провинции целиком появляется возможность издавать эдикты, дающие те или иные бонусы всему региону. В-третьих, армию отныне собирают не городские власти (что всегда было довольно странно), а лично военачальник. При этом сам генерал вербуется в нужном городе - ждать, пока ИИ подберет достойного кандидата, больше не нужно.


Сильно преобразились морские сражения. Нет, менее бестолковыми они не стали: корабли все так же сбиваются в бесформенную кучу, а наиболее действенная тактика в такой ситуации - набрать побольше штурмовых квадрирем и затаранить противника до смерти. Тем не менее, смотрится все это на новом движке на порядок эффектнее. Однако главное вовсе не это. Для того чтобы перебросить армию на небольшой островок, раньше часто нужно было строить сперва порт, затем корабли, а потом, рискуя всей армией, прорываться к нему на единственном утлом суденышке. Теперь же сухопутная армия, направленная в воду, просто грузится на транспортные суда (строить отдельно для этого ничего не нужно), которые при необходимости могут даже принять бой. Не менее универсален стал и сам флот. При необходимости он может выступить в качестве подкрепления сухопутным войскам, высадив десант в нужном месте.

Агенты делятся на три типа. Соглядатаи, воители и сановники. Первый - типичный убийца, которого не видно на глобальной карте, второй - эдакий Брюс Уиллис древнего мира, полагающийся на грубую силу. Ну и третий - дипломат, никогда не пачкающий руки самостоятельно, зато успешно пропагандирующий преимущества собственной культуры. К сожалению, как и раньше, даром они не работают, зато отлично подходят для того, чтобы обезглавить вражеское войско или обезвредить назойливого вражеского агента.


Игровых фракций представлено не так уж много, что дает игре неплохой потенциал для грядущих DLC. Некоторые и подавно отличаются только тем, какая фамилия будет стоять во главе страны. Например, в случае с Римом это семейства Юлиев, Юниев и Корнелиев. К счастью, в отличие от оригинального Rome , на карте присутствует лишь одна римская фракция.

Лоск и глянец

Тактический режим в отличие от стратегического изменился не сильно. Ключевое нововведение здесь - возможность активно использовать рельеф. Дело в том, что отряды от противника теперь можно прятать не только в лесу, но и, например, за горой. Правда, и от врага стоит ожидать того же. Благодаря этому геймплей стал немного глубже. Ну и, конечно, нельзя не сказать про существенно выросшие масштабы. Изначально может показаться, что даже в режиме максимального ускорения битвы отряды перемещаются из точки «А» в точку «Б» очень медленно. На самом же деле карты стали настолько огромны, а отряды многочисленны, что при участии нескольких армий происходящее начинает напоминать фильм «Троя» в моменты батальных сцен.


Пользовательские и полностью настраиваемые битвы никуда не делись, как не обошлось и без фирменных исторических битв. Немного удручает лишь их скромное количество. Мультиплеер представлен как поединками на тактической карте, так и сетевой кампанией. Причем последнюю можно проходить в двух режимах: совместном и индивидуальном, в котором главная цель - как раз таки уничтожить своего оппонента.

Радует и проработка местности. Крупные города стали действительно крупными. Здесь есть храмы, театры и даже трущобы, расположенные за стенами города. В порту Александрии стоит знаменитый маяк, а на острове Родос не менее известный колосс. Все это делает поле битвы куда живее, чем оно выглядело раньше. Как нам и обещали, солдаты представляют собой довольно разношерстное войско.


Что еще заслуживает отдельного упоминания, так это искусственный интеллект. Он действительно поумнел. Противник может держать отряды в резерве, прятаться за горами, распределять силы, выманивать игрока на выгодную для него позицию и даже весьма успешно избегать встречи с вашими войсками на глобальной карте. При этом, как и раньше, иногда он совершает просто поразительные глупости. К примеру, имея значительное превосходство в силах, ИИ однажды отправил всю армию, защищающую город, в погоню за полуразбитыми копейщиками, что позволило вашему покорному слуге высадить два отряда с другой стороны поселения и занять центральную площадь, обеспечив тем самым победу.

Понятно, что игра потребляет значительное количество ресурсов компьютера. Rome II может подтормаживать даже на мощных машинах. Встречаются и технические недочеты. Так, даже в режиме «ультра» текстуры бойцов выглядят порой не так, как хотелось бы, а включенное сглаживание не обеспечивает достаточной проработки граней объектов. Тем не менее благодаря тщательной проработке местности и масштабу происходящего выглядит игра очень и очень хорошо.


В завершение хочется сказать про атмосферу. Да, в Rome II есть что-то от сухого и педантичного историка, крайне придирчивого к деталям и выдающего слишком много специализированной информации. Однако ряд факторов очаровывает настолько, что разбираться во всех хитросплетениях истории, политики и экономики хочется самому. Великолепные арты в качестве загрузочных экранов, отличная музыка, сопровождающая нас на протяжении всего действа, сложность, с которой достается каждое отвоеванное поселение - все это заставляет искренне привязаться к игре.

Порой слишком сложная и пересыщенная деталями Rome II способна оттолкнуть многих новичков, однако распробовав ее как следует, оторваться, скорее всего, уже будет невозможно. Внушительный масштаб, тщательная проработка деталей и широкие возможности делают ее главной стратегией этого года

Любители компьютерных стратегий прекрасно знакомы с серией Total War. И когда состоялся анонс Total War: Rome 2 заволновались не только они, но и вся остальная игровая общественность. Как-никак переосмысление оригинальной Rome: Total War было сложной задачей, и ожидания от новой игры были очень велики. Что же получилось у разработчиков из The Creative Assembly? Читайте об этом в нашем обзоре!

С первых минут и до самого конца Total War: Rome 2 полностью погружает игрока в мир античных городов и рослых легионеров. Интересный и захватывающий пролог - только начало, далее игрока ждет длительная и сложная одиночная кампания, а после еще много обещанных разработчиками приключений.

Однако какую бы вы не выбрали цивилизацию для покорения мира, вас не оставит ощущение дежа-вю, как будто бы все это мы уже видели в Rome: Total War . В сиквеле разработчики действительно постарались на славу, но, как это часто бывает, игра все еще нуждается в некоторой доработке.

Удалось ли The Creative Assembly удержать марку качества?

Скорее да, чем нет. Существенно улучшены как мелкие детали игрового процесса, так и его более крупные части. Начать, пожалуй, стоит с того, что карта в игре просто колоссального размера. И хотя городов стало чуточку меньше, это практически не чувствуется - настолько масштабна игра.

Развитие идеи с регионами также оказалось очень удачным решением. Вам потребуется некоторое время на то, чтобы освоить все тонкости работы с новой территориальной единицей, но как только промежуточный этап будет пройден, вы оцените, насколько это мощное решение.

Важно, чтобы в регионе вы могли обучить основных и вспомогательных юнитов, а также обладали всеми типами зданий. Больше не обязательно строить в каждом городе одни и те же здания, более того, разработчики даже зарезали такую возможность на корню. От вас просто требуется подбирать постройки, подходящие под другие условия, например, строить рудники в горах, или совмещать казармы основных войск с храмом Марса, дабы воины получали дополнительный опыт.

Мало отхватить у врага один город - важен полный контроль над всем регионом. До тех пор, пока вы не завладеете им целиком, население в городах будет бунтовать и пытаться свергнуть вашу власть.

Радует и система дипломатии. Она подчерпнула идеи из Civilization, так что вы можете вести переговоры по целому ряду вопросов, а также предлагать свои условия, денежное вознаграждение или ресурсы. Агенты тоже играют намного более важную роль. Во-первых, они насаждают вашу власть в захваченных провинциях и добиваются лояльного отношения населения, а во-вторых, уничтожают вражеских агентов и предводителей. Все свои функции они выполняют за немалые деньги, так что нужно внимательно выбирать из доступных вариантов. В случае провала операции деньги вам никто не вернет, а агента могут поймать или убить.

Очень удобным получился и интерфейс на тактической карте. Как бы диковинно не выглядели пиктограммы юнитов, впервые можно получить такую подробную информацию о каждой боевой единице, быстро отдать нужный приказ или применить специальную способность. Поскольку все выполнено в минималистическом стиле, у вас не должно возникнуть проблем.

Как показала практика, удобнее управлять 40 юнитами единолично, чем поочередно пропускать армии по 20 единиц. Большие карты этому только способствуют: с их помощью вы легко объедините две армии в армаду и устроите «зерграш» врагу. Но самым грандиозным улучшением, пожалуй, можно назвать систему традиций легиона и прокачки генерала.

Теперь вы решаете, какие способности и бонусы получат все ваши легионеры. Тяжелые пехотные подразделения могут получить серьезную прибавку к рукопашному бою, в то время как войска поддержки и конница - бонус к восстановлению отряда или к урону. Именно теперь ваших бойцов можно назвать закаленными в сражениях ветеранами, проверенными временем и жизненными трудностями. В дополнение к этому генерал, главное лицо в армии, получает за каждую битву очки опыта, распределяемые как на него лично, так и на весь легион.

Система технологий тоже претерпела ряд изменений. Разработчики сгруппировали открытия античности и попытались так вплести их в геймплей, чтобы они оказывали определенное влияние. Например, мало просто вкачивать военную мощь, нужно уделять внимание и другим ветвям развития. Особенно общественному порядку и развитию культуры. Лучше захватить город с близкой культурой слабыми юнитами и не иметь проблем, чем пройтись по городам врага огненным смерчем, а затем бегать через всю карту и подавлять восстания, потому что местное население не готово принять блага Римской цивилизации.

Удалось ли The Creative Assembly выпустить игру, претендующую на звание лучшей в серии?

Скорее нет, чем да. По крайней мере, на текущий момент. Можно констатировать, что в Total War: Rome 2 не обошлось без спорных решений в геймплее и негативных изменений. Так, например, отсутствуют сезоны года. Эта важная черта всей серии была убрана, поскольку разработчики решили, что слишком большое количество ходов мешает игрокам получать удовольствие.

Возможно, смена сезонов появится через фундаментальное обновление, с фанатской модификацией или с очередным платным дополнением, однако их отсутствие в основной игре не делает чести разработчикам. Как бы то ни было, это серьезное упрощение не дает возможности прочувствовать все тяготы солдатско-командирской жизни. Сказывается и количество ходов, которое ограничено тремя сотнями. Дальше играть не получится.

Проблемы затронули и интерфейс на глобальной карте, а именно строительство зданий. Пиктограммы, которые заменили традиционные изображения зданий, не дают никакого представления о том, что же будет построено на самом деле, поэтому приходится обращаться к справочным материалам, причем требуется читать не только описание самого здания, но и его последующих улучшений. Проблема в том, что справочная информация доступна только через Интернет, так что начинать играть в Total War: Rome 2 без него просто бессмысленно. Вам в любом случае потребуется помощь.

Лохолизация

Очень большие проблемы испытывает локализация. Как бы не заверяли специалисты «1С-СофтКлаб», но им еще предстоит много работы. Мало того, что качество русской локализации просто хромает, так еще и перевод подчас не несет совершенно никакой нагрузки.

Как видно на скриншоте выше, английский текст просто не успели перевести! Все вышеперечисленные проблемы затрагивают не только названия зданий и сооружений, но и энциклопедию игры. Перевод вводит в заблуждение, особенно это касается характеристик юнитов.

Совет в такой ситуации может быть только один - играйте в английскую версию игры, или подождите, когда локализаторы исправят перевод.

Игровой процесс как он есть

Удивительно, но геймплей в Total War: Rome 2 не претерпел каких-то серьезных изменений. Можно сказать, что перед нами оригинальная первая часть с рядом отличных улучшений. Хотели командовать большим количеством юнитов - пожалуйста, высадить морской десант - на здоровье, использовать больше техники на поле боя - милости просим.

Искусственный интеллект (ИИ) также подвергся немалым улучшениям. Он старается зайти в тыл с помощью конницы, учитывает особенности тех или иных юнитов (фаланга, например, ставится вперед, а по бокам ее прикрывает пехота), занимает более выгодную диспозицию и больше не бросает своего генерала в самую гущу боя.

В мультиплеере дела обстоят не так однозначно. Если в дуэли все решают пинг и количество боевых единиц в вашей армии, то в битве союзных фракций имеет смысл сначала вдвоем завалить одного соперника, а затем общими усилиями уничтожить второго. Ну а пока особой тактикой в мультиплеере похвастаться не получается - просто числом задавят.

Оптимизация, графика и дизайн локаций

Еще один плюс в копилку Total War: Rome 2 они стали намного более холмистыми, а локации в горах так и вовсе представляют из себя сплошные ухабы.

Заключение

Total War: Rome 2 сделала шаг в первую очередь как глобальная стратегия. Теперь мало просто строить всё подряд. Приходится внимательно изучать экономику и ресурсы региона, чтобы строить действительно полезные здания. Перекочевало и разделение городов по типу набираемых юнитов. В конкретном городе можно создавать или основные, или вспомогательные войска, но зато в рамках одного региона у вас будет полный спектр воинов.

Важно хоть иногда заходить в окно дипломатии и просматривать ситуацию о важнейших политических событиях в мире. Авось вы увидите ослабленного войнами соседа, которого можно быстро разгромить или же помочь, дабы забыть о сложных границах на некоторое время.

Что касается тактической части, то она не растеряла черты, делающие ее очень похожей на оригинальную составляющую Rome: Total War . С уверенностью можно сказать, что разработчики отполировали классический геймплей до блеска и даже расширили игру с помощью новых юнитов и интересных дизайнерских решений. В итоге у сиквела имеется практически всё, чтобы называться лучшей частью серии.