Торжественное открытие XXV Международных Рождественских образовательных чтений. XXV Международные Рождественские чтения. «1917–2017: уроки столетия

25-27 января 2017 года от Рождества Христова в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла XXV Международные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия».

Крупнейший церковно-общественный форум, отмечающий в этом году свой юбилей, объединил архипастырей, представителей государственной власти, священнослужителей, монашествующих, педагогов, деятелей образования, науки и культуры, представителей разных общественных групп и молодежных организаций. От имени свыше 10 000 участников Чтений, собравшихся в Москве, а также сотен тысяч, принявших участие в региональном этапе, свидетельствуем:

1. Обозревая путь, пройденный нашим народом за минувшее столетие, участники Чтений выражают свою веру в то, что Бог, действующий в истории непрестанно и направляющий человечество к конечной цели бытия ― ко спасению, Своим Промыслом исправляет и обращает во благо даже человеческие грехи и заблуждения. Ярким примером этого является судьба нашего народа в минувшем столетии. Вопреки отступлению многих людей от веры, утрате духовных устоев и потере христианских нравственных ориентиров, целенаправленной политике по изничтожению Православной Церкви в странах канонической ответственности Московского Патриархата в период после 1917 года Господь устроил все поистине премудрым образом: рубеж XX и XXI столетий стал временем нового обращения людей ко Христу, временем духовного возрождения и преображения нашего народа.

2. Глубинной причиной нескольких революций, приведших к захвату власти радикальными политическими силами, братоубийственной Гражданской войне, репрессиям в отношении отдельных лиц и социальных групп, страданиям людей и многочисленным жертвам, следует признать утрату обществом живой и искренней веры в Бога, порожденное этими утратами и оказиями способность критически воспринимать привнесенные извне философские и политические идеи, отказ от сохранившихся в религиозной традиции нравственных норм.

3. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, кровью засвидетельствовавших верность Христу и Божественной правде, стал подлинно евангельским ответом на беспрецедентные гонения на Русскую Церковь в нашей стране, разрушение храмов, глумление над святынями, над религиозными чувствами и убеждениями людей. Во многом благодаря именно их подвигу стало возможным возрождение веры и церковной жизни в странах канонической ответственности Московского Патриархата.

4. Промыслительным видится восстановление Патриаршества и избрание святителя Тихона на московский Патриарший престол, осуществленные на Поместном Соборе 1917-1918 гг., накануне гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Фигура Патриарха стала символом стояния в вере и преданности святоотеческой традиции.

5. Эмиграция православных соотечественников, сохранивших веру в условиях иноверного и инославного окружения, создала условия для знакомства иностранцев с Православием. Следствием этого стало приобщение многих из них к Православной Церкви. В этом также нельзя не видеть промыслительное действие Господа, заботящегося о Церкви Своей.

6. Особым испытанием для Церкви и нашего народа стала Великая Отечественная война. Эта трагедия подвигла наших соотечественников к осознанию важности духовных основ жизни. Переживаемые тяготы способствовали объединению людей, недавно разделенных братоубийственной бранью, обращению к нравственным идеалам служения Отечеству и ближним.

7. Патриотическая позиция Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны содействовала изменению отношения государства к Православию, что сделало возможным избрание Патриарха, открытие храмов и монастырей, возобновление деятельности духовных учебных заведений и появление официального церковного журнала. Это, однако, не устраняло конфликта государства с Церковью, которая мыслилась прямым конкурентом советской идеологии.

8. Показателем внутренних противоречий между советской властью и Церковью стало возобновление в конце 50-х в начале 60-х годов XX века репрессий против тех, кто осмеливался публично высказывать религиозные взгляды, закрытие и разрушение храмов, дискриминация верующих.

9. 1988 год ― 1000-летний юбилей Крещения Руси ― стал новой вехой в истории нашего народа. Фактически государство отказалось от политики атеизма и признало ошибочность дискриминации в отношении религии. Это стало очередным подтверждением слов Спасителя о том, что «врата ада не одолеют» созданную Им Церковь (Мф. 16:18).

10. Следует признать, что вопреки давлению атеистической формы секуляристской идеологии христианские ценности сохранились как в свидетельстве верных чад Русской Православной Церкви, так и в лучших проявлениях культуры, включая целый ряд созданных в советское время произведений литературы, искусства, кинематографа. Важное свидетельство о Боге продолжала нести и русская литература XIX века. Искусство имманентным образом доносило до людей богозаповеданные идеалы.

11. Давая справедливую оценку преступлениям против веры и Церкви, совершавшихся в эпоху господства советской идеологии, нельзя не отметить жертвенность многих людей, готовность проявлять лучшие качества, искренне служить своей Родине. Следствием этого стали, в частности, многие важные научные открытия и технические достижения, подъем образования, развитие и всемирное распространение культуры нашего народа.

12. 1990-е годы стали временем духовной свободы. Разрушение препятствий для духовного возрождения народа и церковной миссии открыло возможность обращения ко Христу миллионов людей, открытия тысяч храмов и сотен монастырей, развития богословского и религиозного образования.

13. Вместе с тем серьезной проблемой, возникшей в тот же период, стала ценностная дезориентация общества, а также абсолютизация псевдо-гуманистических идеалов, пропаганда морального произвола, потребительства и социал-дарвинизма. Христианство подверглось новому давлению, когда вместо атеизма навязывалась необходимость секулярной реформации. Церковь противопоставила этому евангельскую проповедь с использованием всех возможных, имеющихся у нее общественных и медийных ресурсов.

14. Распад единого государства, также произошедший в начале 1990-х годов, был сопряжен с многочисленными конфликтами между отдельными этносами и социальными группами. Произошли разрывы экономических, культурных и общественных связей. Но во всех переживаемых испытаниях Русская Православная Церковь оставалась со своим народом.

15. Сегодня для объединения общества, укрепления связей между странами с общей историей и культурой принципиально важно усиление роли Русской Православной Церкви как консолидирующего института и гаранта сохранения духовной традиции, предупреждения ее новых разрывов.

17. Представители и особенно лидеры любых политических и общественных сил должны осознавать ответственность за последствия своих действий, какими бы благими намерениями они ни руководствовались. Этому нас учит опыт потрясений ХХ века и в особенности 1917 года. В основе любых преобразований должно лежать стремление к консолидации народа, сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей, преодолению разобщенности и розни.

18. Следует признать, что Русская Православная Церковь является единственным социальным институтом, не терявшим преемственности на всем протяжении истории стран ее канонической ответственности: дореволюционной истории во всем многообразии ее эпох, советской и постсоветской истории. Причина тому - основание Церкви Богом и Спасителем, и сочетание в ней земных трудов с устремлением к вечному. В историческом бытии это влечет за собой, в том числе, особую роль Церкви в объединении общества и сохранении в нем мира.

XXV Рождественские чтения проходили в Москве с 25 по 27 января 2017 года. Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря, приняла участие в XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. В этом году основная тема Рождественских чтений была обозначена следующим образом: "1917- 2017: уроки столетия". Открытие этого масштабного мероприятия состоялось 25 января в Государственном Кремлевском дворце съездов в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. На открытии присутствовало почти 6000 человек.

Матушка Илариона рассказала, что история Рождественских Чтений восходит к 1993 году. Основная тематика докладов и обсуждений была посвящена вопросам педагогики и образования, и аудитория была в основном учительско-преподавательская. Церковь придавала большое значение этим встречам. Традиционно открывал Рождественские Чтения Патриарх. В последние годы Рожественские Чтения носят международный характер и на них обязательно приглашаются представители светской власти. К формату Рождественских Чтений добавились Парламентские встречи, которые посвящены вопросам общественной жизни и влияния Православной веры на здоровье нации.

Рождественские Парламентские встречи — важнейшая часть Международных Рождественских образовательных чтений. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые принял участие в Парламентских встречах в январе 2014 года. Тогда Святейший Владыка выступил в Совете Федерации. Это было первое в истории посещение Верхней палаты Российского парламента Предстоятелем Русской Православной Церкви. В 2015 году Рождественские парламентские встречи проводились на площадке Государственной Думы, а в 2016 году — вновь в Совете Федерации. «Цель Рождественских Парламентских встреч и заключается в выстраивании эффективного диалога между Русской Православной Церковью, Государственной Думой, различными конфессиями и обществом в целом», — сказал В.В. Володин, отметив, что Русская Православная Церковь вносит особый вклад в создание условий для такого диалога.

В Рождественских Чтениях сейчас участвуют представители всех епархий. Заранее объявляются конкурсы, и в рамках Рождественских Чтений подводятся итоги конкурсов и происходит награждение лауреатов. В этом году состоялось награждение победителей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Святейший Патриарх Кирилл вручил победителям конкурсов дипломы и грамоты, а Вячеслав Володин — подарки и цветы.

Таким образом, Рождественские Чтения — это большое событие не только церковной жизни, но и общественной жизни страны. Это взаимное стремление духовных и светских властей преодолеть духовный раскол в обществе.

Матушка Илариона подчеркнула, что монастырское направление в работе Рождественских Чтений появилось не так давно. Сейчас стоит задача разработки документов, регламентирующих жизнь монастырей.

Ведь рост количества монастырей по России значительный. Если в послевоенные годы в СССР было всего 16 монастырей, то на текущий момент насчитывается 890 монастырей, включая обители ближнего и дальнего зарубежья. Таким образом их количество приближается к уровню дореволюционной России, когда в стране насчитывалось 1025 монастырей и монашеских общин, готовившихся получить статус монастыря. Необходимость проводить собрания игуменов и игумений, как в рамках Рождественских чтений, так и в формате отдельных конференций, обусловлена тем, что минувшие 25 лет активного восстановления монастырей прошли в совершенно новых исторических условиях. Теперь требуется глубоко осмыслить этот опыт, преодолеть возникшие трудности, сформулировать основные положения внутренней и внешней жизни монастырей в соответствии с канонами и правилами общецерковной жизни.

Матушка сообщила, что количество насельников в некоторых новых монастырях не велико, что неудивительно. С одной стороны, в начальный период возрождения монастырей и невозможно продвигаться "широким фронтом", так как усвоение монашеской традиции требует длительного индивидуального внимания к каждому новому человеку. С другой стороны, в наше время утрачиваются традиционный для русского народа коллективизм и взаимовыручка, самоотверженность и терпеливость, что усложняет жизнь в монашеской общине. Но ведь именно в монастыре и можно преодолеть самоизоляцию, научиться понимать ближних и соборно молиться. Через это, по свидетельству подвижников благочестия, можно стать истинной личностью, — человеком, исполняющим волю Божию.

Внутри Рождественских Чтений 26 января и 27 января проходили отдельные заседания, посвященные проблематике монастырей и монашествующих. На этих заседаниях председательствовал Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, который является Председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Темы выступлений были посвящены урокам истории 1917-2017 года. Чтобы понять глубину обсуждаемой тематики, назовем лишь некоторые из них:

  • «Монашество перед вызовами революционной эпохи»
  • «Святые и подвижники благочестия в истории Русской Церкви XX века»
  • «Значение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской для вселенского Православия» и др.

Часть работы проходила в рамках заседаний отдельных секций:

Секция 1: «За Христа пострадавшие»: значение опыта новомучеников и исповедников Русской Церкви для современного монашества.

В рамках заседаний этой секции были заслушаны несколько докладов: Архимандрита Макария (Веретенникова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : «За Троицу Святую» — подвиг исповедничества монашествующих в 20-е-30-е годы XX века»;

Епископа Дмитровского Феофилакта, наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря на тему «В горах и пещерах»- аскетический опыт монашествующих в годы гонений на Церковь».

Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря выступил с докладом «Светильники духа»- служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке», в котором в виду обширности темы ограничился рассказом о духовном наставничестве некоторых из братии Данилова монастыря в 1920-1930-е годы и в послевоенное время. Особое внимание в докладе было уделено личности настоятеля Данилова монастыря епископа, а с 1923 года архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского). По воспоминаниям современников, это был монах строгой, по-настоящему аскетической жизни, вызывающий у хорошо знавших его людей глубокое уважение и любовь. Самые известные из даниловских духовников - преподобный Георгий (Лавров); архимандрит Симеон (Холмогоров); архимандрит Поликарп (Соловьев); архимандрит Стефан (Сафонов); архимандрит Серафим (в схиме Даниил, Климков); иеромонах Павел (Троицкий). О них известно благодаря воспоминаниям их духовных чад, а также из следственных дел 1920-1930-х годов, которые в наши дни стали доступны для исследователей. С первых лет восстановления Данилова монастыря братия и сотрудники работают в архивах, стараясь по крупицам восстановить историю обители и ее насельников.

Тему подвига новомучеников и исповедников Российских на примере насельниц Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря раскрыла настоятельница монастыря игумения Мария (Солодовникова) , в докладе «Верные хранительницы монашеских преданий» — исповеднический подвиг монахинь в годы гонений», в котором она подробно рассматривает подвиг женского монашества, имевшего опыт высокой духовной жизни, известного широкой социальной благотворительностью, которое в глазах новой богоборческой власти было классовым и идеологическим врагом. Монахини Борисоглебского Аносина монастыря понесли крест мученичества, проявив мужество и стойкость. Аносина пустынь часто называли «женской Оптиной пустынью»: здесь так же было развито старчество - традиция духовного окормления монашествующих, особенно новоначальных сестер.

Работа Секции 2: «Уроки истории» — устроение жизни современных монастырей в свете осмысления трагических событий XX века» проходила под председательством Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. Он же сделал доклад на тему «Духовный авторитет игумена как основа единства братства». В докладе Высокопреосвященнейший Владыка Георгий отметил, что сегодня не утихают споры о том, кем должен быть игумен — духоносным старцем, пекущимся о своем спасении и спасении братии, или талантливым администратором, хозяйственником, строителем, имеющим при себе опытного духовника? Что имеет преимущество - его возраст, духовный опыт, долголетие пребывания в постриге, или образование, житейский опыт и административный талант. Владыка считает, что раскрытие во всей полноте темы возможно только, если обратиться к письменному монашескому наследию и на примерах показал важность духовного авторитета игумена для духовного единства монашеского братства.

В заключении Матушка Илариона сказала, что в основном доклады касались вопроса преемственности монашеской и монастырской традиции, многие настоятели и настоятельницы монастырей, игумены и игумении, являются духовными чадами Новомучеников и Исповедников Российских, и в этом заключается большая сила и надежда для духовного возрождения нации.

С 25 по 27 января 2017 г. в г. Москве состоялись 25 Международные Рождественские Образовательные Чтения 2017 – «1917 – 2017: уроки столеия».

Рождественские чтения открылись Божественной литургией в храме Христа Спасителя. Богослужение возглавил митрополит Ростовский и Новочеркаский Меркурий.

Его Высокопреосвященству сослужили архипастыри и пастыри, в числе которых от Воронежской митрополии были митрополит Воронежский и Лискинский Сергий и епископ Россошанский и Острогожский Андрей.

После Божественной литургии в храме Христа Спасителя все приглашенные гости переместились в Государственный Кремлевский дворец, на заключительную часть открытия «Рождественских образовательных чтений 2017», где на торжественном заседании под почетным председательством Его Святейшества Святейшего Патриарх Московского и всея Руси Кирилла, присутствовали представители Президента Российской Федерации, Совета Федерации, правительства Р.Ф., правительства Москвы, министр Иностранных дел России Сергей Лавров, министр культуры Владимир Мединский, министр МЧС России Владимир Пучков, архипастыри и пастыри, представители и приглашенные гости от епархий Русской Православной Церкви.

На Божественной литургии в храме Христа Спасителя присутствовало около 15 тысяч приглашенных гостей ближнего и дальнего зарубежья, а в Кремлевском Государственном Дворце на торжественном заседании и концерте присутствовало более 6 тысяч приглашенных гостей.

Председатель оргкомитета Рождественских Чтений митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий предоставил слово Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В своем выступлении Святейший Патриарх Кирилл подвел духовно-нравственные итоги основным историческим событиям в жизни Русской Православной Церкви и нашего государства за минувшее столетие. Святейший Патриарх говорил о подвиге новомученников и исповедников Церкви Русской в годы гонений, о духовно-нравственных традициях и основах общества начала ХХ века, которые смогли оболгать в то тяжелое для нашего отечества время, и о возрождений этих традиций в начале XXI века. Особенно подчеркивалась мысль, что преступно менять ход мирно-текущих событий в государстве, военными и насильственными методам, которые наносят тяжелейшие потрясения и скорби для самого государства и его народа.

От Верхнемамонского благочиния в Рождественских чтениях 2017 участвовали благочинный Верхнемамонского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов), заместитель главы администрации Верхнемамонского района по социальным вопросам Бухтояров Сергей Иванович, помощник благочинного по образованию и директор духовного Центра им. Тихона Задонского Иванова Елена Ивановна, помощник благочинного по социальному служению Жилякова Нина Ивановна.

26 января благочинный Верхнемамонского церковного округа о. Тихон участвовал в работе направления: «Древние монашеские традиции в условиях современности». Место проведения работы этого направления стал Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Председательствовал на заседании направления архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С докладами на заседании выступали: Запальский Глеб Михайлович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова – «Монашество перед вызовами революционной эпохи»; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, Председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского экзархата – «Святые подвижники благочестия в истории Русской Церкви 20-го века» (читал игумен Авксентий, наместник Богородице – Рождественского мужского монастыря Туровской епархии); митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия, Кипрская Православная Церковь – «Значение подвига новомученикови исповедников Церкви Русской для вселенского Православия»; митрополит Горийский и Атенский Андрей, Грузинская Православная Церковь – «Монашество Грузии в годы гонений на Церковь».

Затем работало несколько секций по разным направлениям, выступления были очень интересные и содержательные. Материалы выступлений будут опубликованы.


Фоторепортаж

Последние новости раздела


На первой седмице, 13 марта, в Свято-Мирофановском храме благочинный Верхнемамоского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов) и клирик Свято-Митрофановского храм...


11 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, благочинный Верхнемамонского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов) в Свято-Митрофановском храме с. Верх...

Уважаемые студенты и преподаватели!

С 25 по 27 января 2017 года в Москве пройдут XXV Международные Рождественские образовательные чтения. Тема предстоящих Чтений – «1917 – 2017: Уроки столетия».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Чтения начнутся 25 января 2017 года, в среду, Божественной литургией в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя (09:00; улица Волхонка, 15; станция метро «Кропоткинская»), которую возглавит Святейший Патриарх.

В этот же день, 25 января, состоится Торжественное открытие Чтений (15:00; Кремль, Государственный Кремлёвский Дворец; станции метро «Библиотека имени В.И. Ленина», «Боровицкая», «Александровский сад», выход к Александровскому саду и ЦВЗ «Манеж»). Проход на территорию Кремля через Кутафью башню начнётся с 13:00 по пригласительным билетам.

26–27 января пройдёт работа по направлениям. 27 января (16:30; Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя; улица Волхонка, 15; станция метро «Кропоткинская», вход в Зал со стороны Пречистенской набережной по пригласительным билетам) – церемония закрытия Чтений.

В рамках IV НАПРАВЛЕНЯ «ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА» этих чтений в МПГУ пройдет

Конференция «Роль православных духовных ценностей в развитии русской культуры. История и современность».

Сопредседатели:

  • протоиерей Сергий Киселев, настоятель храма святителя Николая Мирликийского, Патриаршего подворья в с. Здехово М.О.
  • Серов Юрий Алексеевич, председатель правления «Содружества православных деятелей культуры, науки и образования».
  • Ломов Станислав Петрович, академик-секретарь Отделения общего среднего образования РАО, доктор педагогических наук, профессор. Заведующий кафедрой живописи МПГУ

Куратор: Северова Людмила Александровна, преподаватель МПГУ.

Время проведения: 26.01.17 в 11:00

Место проведения: Московский педагогический государственный университет, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.

Проезд: м. «Таганская – кольцевая».

Конференция

Начало: 11:00.

  1. Петрова Марина Владимировна, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственной Треттьяковской галереи. Художник В.И.Суриков “Посещение царевной женского монастыря”.
  2. Минералова Ирина Георгиевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы МПГУ. Псалом 136 в поэзии, музыке, живописи: грани культуры и веры.
  3. Трофимова Нина Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы МПГУ. Молитвы в древнерусском воинском повествовании.
  4. Абашева Диана Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы МПГУ. Библейские мотивы в поэзии Л.А. Мея.
  5. Шевцова Лариса Ивановна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы МПГУ. Православная онтология в повестях Н.В. Гоголя.
  6. Пржиленская Ирина Борисовна, доктор социологических наук, и.о. заведующей кафедрой культурологии МПГУ. Роль традиционных духовных ценностей в развитии российского образования.
  7. Баранова Вера Ивановна, доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии МПГУ. Особенности преподавания основ религиозной и светской этики в высшей школе.
  8. Зверева Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии, МПГУ. Культура речи духовный выбор современной российской молодежи.
  9. Козарезова Ольга Олеговна, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии. Методы духовного воспитания в высшей школе.
  10. Колесенский Иван Сергеевич, студент МГОУ. Духовный путь Александра Свирского и его роль в православии.
  11. Швецова Елена, студентка МГОУ. Догматическое богословие в символике иконы Андрея Рублева «Троица».
  12. Барсукова Виктория Николаевна, студентка МГОУ. Смысловой код иконы «Страшный суд».
  13. Соколовская Ирина, студентка МГОУ. Православные ценности в семейных традициях.
  14. Севагина Наталья Сергеевна, научный сотрудник Государственной Треттьяковской галереи. Павел Федотов. Поиск любви в мире одиночества”.