Торжественное открытие XXV Международных Рождественских образовательных чтений. XXV Международные Рождественские чтения. «1917–2017: уроки столетия
25-27 января 2017 года от Рождества Христова в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла XXV Международные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия».
Крупнейший церковно-общественный форум, отмечающий в этом году свой юбилей, объединил архипастырей, представителей государственной власти, священнослужителей, монашествующих, педагогов, деятелей образования, науки и культуры, представителей разных общественных групп и молодежных организаций. От имени свыше 10 000 участников Чтений, собравшихся в Москве, а также сотен тысяч, принявших участие в региональном этапе, свидетельствуем:
1. Обозревая путь, пройденный нашим народом за минувшее столетие, участники Чтений выражают свою веру в то, что Бог, действующий в истории непрестанно и направляющий человечество к конечной цели бытия ― ко спасению, Своим Промыслом исправляет и обращает во благо даже человеческие грехи и заблуждения. Ярким примером этого является судьба нашего народа в минувшем столетии. Вопреки отступлению многих людей от веры, утрате духовных устоев и потере христианских нравственных ориентиров, целенаправленной политике по изничтожению Православной Церкви в странах канонической ответственности Московского Патриархата в период после 1917 года Господь устроил все поистине премудрым образом: рубеж XX и XXI столетий стал временем нового обращения людей ко Христу, временем духовного возрождения и преображения нашего народа.
2. Глубинной причиной нескольких революций, приведших к захвату власти радикальными политическими силами, братоубийственной Гражданской войне, репрессиям в отношении отдельных лиц и социальных групп, страданиям людей и многочисленным жертвам, следует признать утрату обществом живой и искренней веры в Бога, порожденное этими утратами и оказиями способность критически воспринимать привнесенные извне философские и политические идеи, отказ от сохранившихся в религиозной традиции нравственных норм.
3. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, кровью засвидетельствовавших верность Христу и Божественной правде, стал подлинно евангельским ответом на беспрецедентные гонения на Русскую Церковь в нашей стране, разрушение храмов, глумление над святынями, над религиозными чувствами и убеждениями людей. Во многом благодаря именно их подвигу стало возможным возрождение веры и церковной жизни в странах канонической ответственности Московского Патриархата.
4. Промыслительным видится восстановление Патриаршества и избрание святителя Тихона на московский Патриарший престол, осуществленные на Поместном Соборе 1917-1918 гг., накануне гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Фигура Патриарха стала символом стояния в вере и преданности святоотеческой традиции.
5. Эмиграция православных соотечественников, сохранивших веру в условиях иноверного и инославного окружения, создала условия для знакомства иностранцев с Православием. Следствием этого стало приобщение многих из них к Православной Церкви. В этом также нельзя не видеть промыслительное действие Господа, заботящегося о Церкви Своей.
6. Особым испытанием для Церкви и нашего народа стала Великая Отечественная война. Эта трагедия подвигла наших соотечественников к осознанию важности духовных основ жизни. Переживаемые тяготы способствовали объединению людей, недавно разделенных братоубийственной бранью, обращению к нравственным идеалам служения Отечеству и ближним.
7. Патриотическая позиция Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны содействовала изменению отношения государства к Православию, что сделало возможным избрание Патриарха, открытие храмов и монастырей, возобновление деятельности духовных учебных заведений и появление официального церковного журнала. Это, однако, не устраняло конфликта государства с Церковью, которая мыслилась прямым конкурентом советской идеологии.
8. Показателем внутренних противоречий между советской властью и Церковью стало возобновление в конце 50-х в начале 60-х годов XX века репрессий против тех, кто осмеливался публично высказывать религиозные взгляды, закрытие и разрушение храмов, дискриминация верующих.
9. 1988 год ― 1000-летний юбилей Крещения Руси ― стал новой вехой в истории нашего народа. Фактически государство отказалось от политики атеизма и признало ошибочность дискриминации в отношении религии. Это стало очередным подтверждением слов Спасителя о том, что «врата ада не одолеют» созданную Им Церковь (Мф. 16:18).
10. Следует признать, что вопреки давлению атеистической формы секуляристской идеологии христианские ценности сохранились как в свидетельстве верных чад Русской Православной Церкви, так и в лучших проявлениях культуры, включая целый ряд созданных в советское время произведений литературы, искусства, кинематографа. Важное свидетельство о Боге продолжала нести и русская литература XIX века. Искусство имманентным образом доносило до людей богозаповеданные идеалы.
11. Давая справедливую оценку преступлениям против веры и Церкви, совершавшихся в эпоху господства советской идеологии, нельзя не отметить жертвенность многих людей, готовность проявлять лучшие качества, искренне служить своей Родине. Следствием этого стали, в частности, многие важные научные открытия и технические достижения, подъем образования, развитие и всемирное распространение культуры нашего народа.
12. 1990-е годы стали временем духовной свободы. Разрушение препятствий для духовного возрождения народа и церковной миссии открыло возможность обращения ко Христу миллионов людей, открытия тысяч храмов и сотен монастырей, развития богословского и религиозного образования.
13. Вместе с тем серьезной проблемой, возникшей в тот же период, стала ценностная дезориентация общества, а также абсолютизация псевдо-гуманистических идеалов, пропаганда морального произвола, потребительства и социал-дарвинизма. Христианство подверглось новому давлению, когда вместо атеизма навязывалась необходимость секулярной реформации. Церковь противопоставила этому евангельскую проповедь с использованием всех возможных, имеющихся у нее общественных и медийных ресурсов.
14. Распад единого государства, также произошедший в начале 1990-х годов, был сопряжен с многочисленными конфликтами между отдельными этносами и социальными группами. Произошли разрывы экономических, культурных и общественных связей. Но во всех переживаемых испытаниях Русская Православная Церковь оставалась со своим народом.
15. Сегодня для объединения общества, укрепления связей между странами с общей историей и культурой принципиально важно усиление роли Русской Православной Церкви как консолидирующего института и гаранта сохранения духовной традиции, предупреждения ее новых разрывов.
17. Представители и особенно лидеры любых политических и общественных сил должны осознавать ответственность за последствия своих действий, какими бы благими намерениями они ни руководствовались. Этому нас учит опыт потрясений ХХ века и в особенности 1917 года. В основе любых преобразований должно лежать стремление к консолидации народа, сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей, преодолению разобщенности и розни.
18. Следует признать, что Русская Православная Церковь является единственным социальным институтом, не терявшим преемственности на всем протяжении истории стран ее канонической ответственности: дореволюционной истории во всем многообразии ее эпох, советской и постсоветской истории. Причина тому - основание Церкви Богом и Спасителем, и сочетание в ней земных трудов с устремлением к вечному. В историческом бытии это влечет за собой, в том числе, особую роль Церкви в объединении общества и сохранении в нем мира.
XXV Рождественские чтения проходили в Москве с 25 по 27 января 2017 года. Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря, приняла участие в XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. В этом году основная тема Рождественских чтений была обозначена следующим образом: "1917- 2017: уроки столетия". Открытие этого масштабного мероприятия состоялось 25 января в Государственном Кремлевском дворце съездов в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. На открытии присутствовало почти 6000 человек.
Матушка Илариона рассказала, что история Рождественских Чтений восходит к 1993 году. Основная тематика докладов и обсуждений была посвящена вопросам педагогики и образования, и аудитория была в основном учительско-преподавательская. Церковь придавала большое значение этим встречам. Традиционно открывал Рождественские Чтения Патриарх. В последние годы Рожественские Чтения носят международный характер и на них обязательно приглашаются представители светской власти. К формату Рождественских Чтений добавились Парламентские встречи, которые посвящены вопросам общественной жизни и влияния Православной веры на здоровье нации.
Рождественские Парламентские встречи — важнейшая часть Международных Рождественских образовательных чтений. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые принял участие в Парламентских встречах в январе 2014 года. Тогда Святейший Владыка выступил в Совете Федерации. Это было первое в истории посещение Верхней палаты Российского парламента Предстоятелем Русской Православной Церкви. В 2015 году Рождественские парламентские встречи проводились на площадке Государственной Думы, а в 2016 году — вновь в Совете Федерации. «Цель Рождественских Парламентских встреч и заключается в выстраивании эффективного диалога между Русской Православной Церковью, Государственной Думой, различными конфессиями и обществом в целом», — сказал В.В. Володин, отметив, что Русская Православная Церковь вносит особый вклад в создание условий для такого диалога.
В Рождественских Чтениях сейчас участвуют представители всех епархий. Заранее объявляются конкурсы, и в рамках Рождественских Чтений подводятся итоги конкурсов и происходит награждение лауреатов. В этом году состоялось награждение победителей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Святейший Патриарх Кирилл вручил победителям конкурсов дипломы и грамоты, а Вячеслав Володин — подарки и цветы.
Таким образом, Рождественские Чтения — это большое событие не только церковной жизни, но и общественной жизни страны. Это взаимное стремление духовных и светских властей преодолеть духовный раскол в обществе.
Матушка Илариона подчеркнула, что монастырское направление в работе Рождественских Чтений появилось не так давно. Сейчас стоит задача разработки документов, регламентирующих жизнь монастырей.
Ведь рост количества монастырей по России значительный. Если в послевоенные годы в СССР было всего 16 монастырей, то на текущий момент насчитывается 890 монастырей, включая обители ближнего и дальнего зарубежья. Таким образом их количество приближается к уровню дореволюционной России, когда в стране насчитывалось 1025 монастырей и монашеских общин, готовившихся получить статус монастыря. Необходимость проводить собрания игуменов и игумений, как в рамках Рождественских чтений, так и в формате отдельных конференций, обусловлена тем, что минувшие 25 лет активного восстановления монастырей прошли в совершенно новых исторических условиях. Теперь требуется глубоко осмыслить этот опыт, преодолеть возникшие трудности, сформулировать основные положения внутренней и внешней жизни монастырей в соответствии с канонами и правилами общецерковной жизни.
Матушка сообщила, что количество насельников в некоторых новых монастырях не велико, что неудивительно. С одной стороны, в начальный период возрождения монастырей и невозможно продвигаться "широким фронтом", так как усвоение монашеской традиции требует длительного индивидуального внимания к каждому новому человеку. С другой стороны, в наше время утрачиваются традиционный для русского народа коллективизм и взаимовыручка, самоотверженность и терпеливость, что усложняет жизнь в монашеской общине. Но ведь именно в монастыре и можно преодолеть самоизоляцию, научиться понимать ближних и соборно молиться. Через это, по свидетельству подвижников благочестия, можно стать истинной личностью, — человеком, исполняющим волю Божию.
Внутри Рождественских Чтений 26 января и 27 января проходили отдельные заседания, посвященные проблематике монастырей и монашествующих. На этих заседаниях председательствовал Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, который является Председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Темы выступлений были посвящены урокам истории 1917-2017 года. Чтобы понять глубину обсуждаемой тематики, назовем лишь некоторые из них:
- «Монашество перед вызовами революционной эпохи»
- «Святые и подвижники благочестия в истории Русской Церкви XX века»
- «Значение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской для вселенского Православия» и др.
Часть работы проходила в рамках заседаний отдельных секций:
Секция 1: «За Христа пострадавшие»: значение опыта новомучеников и исповедников Русской Церкви для современного монашества.
В рамках заседаний этой секции были заслушаны несколько докладов: Архимандрита Макария (Веретенникова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : «За Троицу Святую» — подвиг исповедничества монашествующих в 20-е-30-е годы XX века»;
Епископа Дмитровского Феофилакта, наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря на тему «В горах и пещерах»- аскетический опыт монашествующих в годы гонений на Церковь».
Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря выступил с докладом «Светильники духа»- служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке», в котором в виду обширности темы ограничился рассказом о духовном наставничестве некоторых из братии Данилова монастыря в 1920-1930-е годы и в послевоенное время. Особое внимание в докладе было уделено личности настоятеля Данилова монастыря епископа, а с 1923 года архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского). По воспоминаниям современников, это был монах строгой, по-настоящему аскетической жизни, вызывающий у хорошо знавших его людей глубокое уважение и любовь. Самые известные из даниловских духовников - преподобный Георгий (Лавров); архимандрит Симеон (Холмогоров); архимандрит Поликарп (Соловьев); архимандрит Стефан (Сафонов); архимандрит Серафим (в схиме Даниил, Климков); иеромонах Павел (Троицкий). О них известно благодаря воспоминаниям их духовных чад, а также из следственных дел 1920-1930-х годов, которые в наши дни стали доступны для исследователей. С первых лет восстановления Данилова монастыря братия и сотрудники работают в архивах, стараясь по крупицам восстановить историю обители и ее насельников.
Тему подвига новомучеников и исповедников Российских на примере насельниц Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря раскрыла настоятельница монастыря игумения Мария (Солодовникова) , в докладе «Верные хранительницы монашеских преданий» — исповеднический подвиг монахинь в годы гонений», в котором она подробно рассматривает подвиг женского монашества, имевшего опыт высокой духовной жизни, известного широкой социальной благотворительностью, которое в глазах новой богоборческой власти было классовым и идеологическим врагом. Монахини Борисоглебского Аносина монастыря понесли крест мученичества, проявив мужество и стойкость. Аносина пустынь часто называли «женской Оптиной пустынью»: здесь так же было развито старчество - традиция духовного окормления монашествующих, особенно новоначальных сестер.
Работа Секции 2: «Уроки истории» — устроение жизни современных монастырей в свете осмысления трагических событий XX века» проходила под председательством Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. Он же сделал доклад на тему «Духовный авторитет игумена как основа единства братства». В докладе Высокопреосвященнейший Владыка Георгий отметил, что сегодня не утихают споры о том, кем должен быть игумен — духоносным старцем, пекущимся о своем спасении и спасении братии, или талантливым администратором, хозяйственником, строителем, имеющим при себе опытного духовника? Что имеет преимущество - его возраст, духовный опыт, долголетие пребывания в постриге, или образование, житейский опыт и административный талант. Владыка считает, что раскрытие во всей полноте темы возможно только, если обратиться к письменному монашескому наследию и на примерах показал важность духовного авторитета игумена для духовного единства монашеского братства.
В заключении Матушка Илариона сказала, что в основном доклады касались вопроса преемственности монашеской и монастырской традиции, многие настоятели и настоятельницы монастырей, игумены и игумении, являются духовными чадами Новомучеников и Исповедников Российских, и в этом заключается большая сила и надежда для духовного возрождения нации.
С 25 по 27 января 2017 г. в г. Москве состоялись 25 Международные Рождественские Образовательные Чтения 2017 – «1917 – 2017: уроки столеия».
Рождественские чтения открылись Божественной литургией в храме Христа Спасителя. Богослужение возглавил митрополит Ростовский и Новочеркаский Меркурий.
Его Высокопреосвященству сослужили архипастыри и пастыри, в числе которых от Воронежской митрополии были митрополит Воронежский и Лискинский Сергий и епископ Россошанский и Острогожский Андрей.
После Божественной литургии в храме Христа Спасителя все приглашенные гости переместились в Государственный Кремлевский дворец, на заключительную часть открытия «Рождественских образовательных чтений 2017», где на торжественном заседании под почетным председательством Его Святейшества Святейшего Патриарх Московского и всея Руси Кирилла, присутствовали представители Президента Российской Федерации, Совета Федерации, правительства Р.Ф., правительства Москвы, министр Иностранных дел России Сергей Лавров, министр культуры Владимир Мединский, министр МЧС России Владимир Пучков, архипастыри и пастыри, представители и приглашенные гости от епархий Русской Православной Церкви.
На Божественной литургии в храме Христа Спасителя присутствовало около 15 тысяч приглашенных гостей ближнего и дальнего зарубежья, а в Кремлевском Государственном Дворце на торжественном заседании и концерте присутствовало более 6 тысяч приглашенных гостей.
Председатель оргкомитета Рождественских Чтений митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий предоставил слово Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В своем выступлении Святейший Патриарх Кирилл подвел духовно-нравственные итоги основным историческим событиям в жизни Русской Православной Церкви и нашего государства за минувшее столетие. Святейший Патриарх говорил о подвиге новомученников и исповедников Церкви Русской в годы гонений, о духовно-нравственных традициях и основах общества начала ХХ века, которые смогли оболгать в то тяжелое для нашего отечества время, и о возрождений этих традиций в начале XXI века. Особенно подчеркивалась мысль, что преступно менять ход мирно-текущих событий в государстве, военными и насильственными методам, которые наносят тяжелейшие потрясения и скорби для самого государства и его народа.
От Верхнемамонского благочиния в Рождественских чтениях 2017 участвовали благочинный Верхнемамонского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов), заместитель главы администрации Верхнемамонского района по социальным вопросам Бухтояров Сергей Иванович, помощник благочинного по образованию и директор духовного Центра им. Тихона Задонского Иванова Елена Ивановна, помощник благочинного по социальному служению Жилякова Нина Ивановна.
26 января благочинный Верхнемамонского церковного округа о. Тихон участвовал в работе направления: «Древние монашеские традиции в условиях современности». Место проведения работы этого направления стал Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Председательствовал на заседании направления архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С докладами на заседании выступали: Запальский Глеб Михайлович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова – «Монашество перед вызовами революционной эпохи»; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, Председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского экзархата – «Святые подвижники благочестия в истории Русской Церкви 20-го века» (читал игумен Авксентий, наместник Богородице – Рождественского мужского монастыря Туровской епархии); митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия, Кипрская Православная Церковь – «Значение подвига новомученикови исповедников Церкви Русской для вселенского Православия»; митрополит Горийский и Атенский Андрей, Грузинская Православная Церковь – «Монашество Грузии в годы гонений на Церковь».
Затем работало несколько секций по разным направлениям, выступления были очень интересные и содержательные. Материалы выступлений будут опубликованы.
Фоторепортаж
Последние новости раздела
На первой седмице, 13 марта, в Свято-Мирофановском храме благочинный Верхнемамоского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов) и клирик Свято-Митрофановского храм...
11 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, благочинный Верхнемамонского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов) в Свято-Митрофановском храме с. Верх...
Уважаемые студенты и преподаватели!
С 25 по 27 января 2017 года в Москве пройдут XXV Международные Рождественские образовательные чтения. Тема предстоящих Чтений – «1917 – 2017: Уроки столетия».
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Чтения начнутся 25 января 2017 года, в среду, Божественной литургией в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя (09:00; улица Волхонка, 15; станция метро «Кропоткинская»), которую возглавит Святейший Патриарх.
В этот же день, 25 января, состоится Торжественное открытие Чтений (15:00; Кремль, Государственный Кремлёвский Дворец; станции метро «Библиотека имени В.И. Ленина», «Боровицкая», «Александровский сад», выход к Александровскому саду и ЦВЗ «Манеж»). Проход на территорию Кремля через Кутафью башню начнётся с 13:00 по пригласительным билетам.
26–27 января пройдёт работа по направлениям. 27 января (16:30; Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя; улица Волхонка, 15; станция метро «Кропоткинская», вход в Зал со стороны Пречистенской набережной по пригласительным билетам) – церемония закрытия Чтений.
В рамках IV НАПРАВЛЕНЯ «ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА» этих чтений в МПГУ пройдет
Конференция «Роль православных духовных ценностей в развитии русской культуры. История и современность».
Сопредседатели:
- протоиерей Сергий Киселев, настоятель храма святителя Николая Мирликийского, Патриаршего подворья в с. Здехово М.О.
- Серов Юрий Алексеевич, председатель правления «Содружества православных деятелей культуры, науки и образования».
- Ломов Станислав Петрович, академик-секретарь Отделения общего среднего образования РАО, доктор педагогических наук, профессор. Заведующий кафедрой живописи МПГУ
Куратор: Северова Людмила Александровна, преподаватель МПГУ.
Время проведения: 26.01.17 в 11:00
Место проведения: Московский педагогический государственный университет, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.
Проезд: м. «Таганская – кольцевая».
Конференция
Начало: 11:00.
- Петрова Марина Владимировна, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственной Треттьяковской галереи. Художник В.И.Суриков “Посещение царевной женского монастыря”.
- Минералова Ирина Георгиевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы МПГУ. Псалом 136 в поэзии, музыке, живописи: грани культуры и веры.
- Трофимова Нина Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы МПГУ. Молитвы в древнерусском воинском повествовании.
- Абашева Диана Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы МПГУ. Библейские мотивы в поэзии Л.А. Мея.
- Шевцова Лариса Ивановна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы МПГУ. Православная онтология в повестях Н.В. Гоголя.
- Пржиленская Ирина Борисовна, доктор социологических наук, и.о. заведующей кафедрой культурологии МПГУ. Роль традиционных духовных ценностей в развитии российского образования.
- Баранова Вера Ивановна, доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии МПГУ. Особенности преподавания основ религиозной и светской этики в высшей школе.
- Зверева Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии, МПГУ. Культура речи духовный выбор современной российской молодежи.
- Козарезова Ольга Олеговна, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии. Методы духовного воспитания в высшей школе.
- Колесенский Иван Сергеевич, студент МГОУ. Духовный путь Александра Свирского и его роль в православии.
- Швецова Елена, студентка МГОУ. Догматическое богословие в символике иконы Андрея Рублева «Троица».
- Барсукова Виктория Николаевна, студентка МГОУ. Смысловой код иконы «Страшный суд».
- Соколовская Ирина, студентка МГОУ. Православные ценности в семейных традициях.
- Севагина Наталья Сергеевна, научный сотрудник Государственной Треттьяковской галереи. “
Павел Федотов. Поиск любви в мире одиночества”.