Толкования на Ин. год. Римская провинция Финикия. Город Эмеса. Мир Мой даю вам

В Библии много раз встречается слово «мир», но появляется оно не сразу. Первые появления слова «мир» - в значении, близком к нашему обычному пониманию: мир между народами. В исторических книгах Библии ощущается желание мира: Израиль завоевывает себе место в Земле Обетованной, идут бесконечные войны. Но с появлением пророков, возникновением Псалмов и молитв Израиля, обнаруживается, что, на самом деле, за словом «мир» стоит гораздо более глубокое содержание.

Мы, наверное, представляем себе, что означает для народа израильского суббота. Суббота - это знамение Завета, знак отношений израильского народа со своим Богом. Суббота - это центр благочестия. Так вот, главное приветствие в субботний день для израильтян - Шабат шалом , «субботний мир». Слово «мир» в еврейском языке - это шалом . Оно не всегда переводится на наш язык, как «мир». Иногда оно переводится, как «покой». Название города Иерусалим, или Салим - это производное от слова «мир». И так далее, множество употреблений корня «мир» содержится в Библии.

Что это такое? Для меня ключиком стало словосочетание «шабат шалом» - субботний покой. Когда Господь дает Свою заповедь субботы, Он объясняет, почему Он ее дает, связывая субботу с седьмым днем творения. С тем самым седьмым днем, когда творение завершено, и Бог, поглядев на него, сказал, что все великолепно. Все так хорошо, что лучше и не может быть, и это и есть шалом . Это и есть состояние покоя, когда Бог покоится в сотворенном Им мире, а мир покоится в Боге, сотворившем его. Это есть шалом , субботний покой.

Каким же словом мы можем ближе всего описать то, к чему устремлено все Божие творение, то, что Бог замыслил и что Он совершает, - абсолютно идеальное творение? Для меня таким словом оказывается слово «гармония». В этом мире, очень разнообразном, - ведь Бог сотворяет мир не как собрание одинаковых камушков, а как нечто бесконечно разнообразное, - Он выстраивает Свою совершенную гармонию. Гармония - это не унификация, где все одно и то же, а замечательные взаимоотношения между различным. Такую гармонию Бог назначил как цель для Своего творения. И седьмой день - день завершения творения - это день, когда гармония реализована.

Заметим, что на этом пути есть шестой день, в который сотворяется человек. Нет полноты творения без человека, без того, кто может разделить с Богом Его ценности, Его представление о добре и зле, Его замысел, в конце концов - войти в Его волю. Пока нет человека, который мог бы любовью своей ответить на любовь Божию, любовью своей к миру наполнить этот мир благодатью Божией, нет смысла в творении. Во 2-й главе Бытия написано, что даже дождь на землю не падал, потому что незачем было - еще человека не было.

Значит, в представление Божие о шаломе , о предельной гармонии сотворенного мира, входит наше существование. Без нас нет смысла в этом мире и нет никакой гармонии.

Но дальше начинаются проблемы, которые приносит с собой человек. Мы - свободные существа. Бог сотворяет нас свободными. Тем самым, Он идет на риск того, что мы эту свободу направим для разрушения, а не созидания. Гармония - это всегда соподчинение одного другому. Если человек руководствуется не Божиим представлением о добре и зле, а своим собственным, если человек руководствуется своей гордыней, он обязательно начинает себя выпячивать. И тогда гармония - соподчинение - исчезает, и начинают рушиться все замысленные Богом связи. Потому что Бог замыслил их так, чтобы они были гармоничными, но в создании этой гармонии соучаствует человек. Без нас эта гармония недостижима. Но с такими, как мы, оказывается, она тоже недостижима.

Если мы посмотрим на историю человечества, у нас будет все время ощущение внутренней муки. Я не помню, кто когда-то посчитал, сколько дней в истории человечества насчитывается без войны. Получилось совсем немного - не больше недели за все тысячелетия существования человека. Война - это то явление, где предельно выявляется наша немирность, наше противостояние Божьей воле. Поэтому, быть может, мир для нас, в первую очередь, связан именно с отсутствием войны. Но корень войны - не в отношениях между странами, не в отношениях между группами людей. Корень - в сердце каждого человека.

Первое преступление совершается в сердце человека. Первое убийство совершается в сердце человека. Каин убил Авеля, но прежде сделал это в своем сердце. Отец Александр Мень любил говорить, что история Церкви - наука меланхолическая, потому что это история греха человеческого. Да, конечно, всегда Бог прорывается в этот мир Своей святостью, всегда Он находит кого-то, кто может быть приемником Его благодати, для того чтобы этот мир не взорвался и не разрушился полностью, - как Он нашел Ноя, Авраама, многих и многих Своих святых. Но мир во зле лежит, мир во тьме, и история нам об этой тьме постоянно рассказывает.

Очень часто на библейский сайт* приходят вопросы о том, как же Бог все это терпит, и вообще, почему Бог сотворил такой безобразный мир. Недавно меня поразил вопрос, явно от молодого человека: почему Бог не убил Каина? Я задумался: какой же образ Бога стоит за этим вопросом? Есть известная фраза: Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, а затем человек сотворяет Бога по своему образу и подобию. И это представление включает проекцию человеческой нечистоты, злобы, ненависти, собственной задавленности и боли. Поэтому так важно, чтобы в этом мире происходило что-то правильное, нужное, идущее в сторону замысла Божия, в сторону гармонии, в сторону мира, что-то, очищающее образ Божий; так важно помогать людям увидеть подлинный образ Божий, а не то, что они себе выдумали. И в этом, собственно говоря, и есть задача Церкви. Это и есть смысл существования Церкви - свидетельство о Боге, свидетельство о Христе, свидетельство о Божьей любви, о безусловной Божьей любви.

Церковь - это свидетельство о любви Божией. Гармония Божья, мир Божий могут прийти только тогда, когда человек действительно открывает для себя основание мира - Бога - как подлинную, безусловную любовь. И вот тогда, если действительно человек принимает, что источником всяких благ является Бог, проблема мира или немирности, насилия или ненасилия становится на правильное основание. Может быть, именно поэтому так велика ответственность христиан за то, что происходит в мире, потому что нам в такой полноте Он открыл Себя - как Любовь. Он открывает Себя в других религиях, но нигде Он так явно не открыл Свою любовь. И поэтому разные религии могут свидетельствовать о разном знании, понимании, ведении Бога, но наша задача - свидетельствовать именно о любви. И так ужасно мешает наша разделенность на разные группы, разные представления, разные - уже в какой-то степени человеческие - понимания того, что хорошо и что плохо. Так мы теряем - среди своих же братьев и сестер - Единого Бога единой любви, соединяющей всех в единую Церковь.

Единство церковное существует, каждый человек может его обнаружить в своем собственном сердце. И когда обнаруживается единство, обнаруживается исходная роль Божьей благодати во всем, что происходит в этом мире, тогда мы перестаем строить мир, перестаем «бороться за мир», перестаем его «делать», выстраивать по своему представлению, и начинаем открывать.

В книге Чисел приведено самое первое благословение, которое Бог дает людям Своим, которым они могут благословлять друг друга. Бог благословлял Свой народ до этого многократно, но вот даются слова, какими человек может благословлять другого человека: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя, да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя, да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир». Человек, осознающий существование Бога, всегда хочет быть от Него благословленным, получить от Него благодать и что-то такое, что необходимо для жизни. И вот к какому главному слову устремлено это благословение? «...Даст тебе мир». Заметим, что это самое ударное слово во всем этом благословении. К нему устремлена эта молитва. Заметим, что сказано «даст». Это означает, что нет мира во мне.

В нас нет мира. В нас нет источника мира. Мы своими силами ни на что не способны. Мы можем быть по свойствам характера более или менее добренькими - до тех пор, пока нам на мозоль не наступили. Мы можем сохранять видимость мира: можем быть равнодушными, не обращать ни на что внимания. Это тоже очень хороший способ. Но это опять нарушение гармонии, уничтожение шалома , потому что шалом - это связь всего со всем, шалом - это где нет безразличия, где нет «а мне все равно».

Во мне самом нет ничего мирного. Во мне может быть безразличие, равнодушие, во мне может быть лень, отчего я, может быть, ни на кого руку не подниму, может быть еще много разных вещей, которые извне выглядят так: о, какой замечательный человек, как с ним хорошо, приятно, он добрый, удобный. Но мира - нет. В Нагорной проповеди Господь говорит о том, что шестая заповедь - не убий - не обязательно выражается в конкретном убийстве. Нарушение этой заповеди - просто в сердце своем захотеть, чтобы этого человека не было. Если я в сердце своем сказал: «А чтоб тебя...» - это я сказал: «А чтоб тебя не было!» - и значит, в сердце своем совершил убийство. Я могу полениться, я могу испугаться, из-за чего я убийства физически не сделаю. Но внутренне я уже все совершил. Внутренне, в том духовном плане, который и является главным во всем, что сотворяет и совершает Господь, шалом нарушается. И значит, разрушен седьмой день, значит, его нет, значит, Богу опять надо действовать, надо вмешиваться, надо что-то совершать, потому что никто из нас не может перебороть свой грех и стать таким, каким можно войти в Седьмой день.

Тогда Господь приходит Сам. Тогда, для того чтобы мы смогли принять мир, Он приходит, чтобы его дать. И когда Господь на Тайной вечери говорит: «Мир Мой даю вам», Он добавляет: «не так, как мир дает вам». Мир дает, для того чтобы потом вас использовать. Мир если что-то дает, то потом за это столько возьмет, что от вас ничего не останется. Я вам даю, для того чтобы в вас было, для того чтобы была вечность, для того чтобы была подлинная жизнь. Но есть единственный способ у всего, что относится к сфере духа: если ты это хочешь принять, будь готов отдавать. Дух - это не то, что кладется в копилку. Дух - это ветер. Ветер - это то, что проходит сквозь. То, что совершает в нас что-то и проходит сквозь. Стяжание Духа - это стяжание силы ветра, проходящего через нас, потока, идущего от Бога и идущего к другим людям.

Бог - источник мира, потому что Он - Троица, потому что Он и есть идеальная картина, идеальная суть единства многоразличного. В единстве Троицы заложен весь мир, вся полнота мира, какая только возможна. И Господь Иисус открывает нам дверь в жизнь Пресвятой Троицы - дает нам мир, для того чтобы этот мир распространялся вокруг нас, чтобы мы были все вместе, не каждый один, но «мы». Каждый приходит к Богу один, каждый так или иначе встречается с Богом один на один, но результатом это встречи становится поток любви, поток мира, поток правильных отношений с другими людьми, который выстраивает «мы», новое «мы» Церкви Христовой - Его Тело. И этим Телом мы входим вместе со Христом в жизнь Отца.

Мир - это Божий дар. Мы не можем его заслужить. Мы можем о нем только просить. Мы не можем построить его внутри себя - мы можем открыть дверь. Мы не способны к миру сами по себе - но мы можем радоваться, когда в нас есть мир.

«… мир Мой даю вам;

не так, как мир даёт, Я даю вам.

Да не смущается сердце ваше

и да не устрашается»

Ин 14:27


Мне, никчемному рабу Евтолмию, довелось увидеть и пережить сии события, о чем свидетельствую в своих скудных записях. Любил я, и люблю поныне. И утешение моё в Господе Иисусе Христе. Невозможной и недостижимой при жизни казалась мне любовь к госпоже, к которой приставили меня слугой, когда ей исполнилось четырнадцать лет. Не знал я с того момента других женщин, сохранил ей верность и берегу себя для скорой встречи в вечности… встречи с Господом, с моей госпожой и … с её возлюбленным.

Глава 1. В объятиях немеркнущего света

I

219 год. Римская провинция Финикия. Город Эмеса.

Солнце клонилось к горизонту, оставляя светлые блики на мраморной отделке и белых колонах возвышающихся домов богатых горожан. Насыщенный весенним запахом лёгкий ветерок нёс весть о желанной вечерней прохладе. Старец Онуфрий утомлённо присел на пологий камень, достал из сумы кожаную флягу с водой. Пару глотков вернули иноку бодрость, Онуфрий ощутил прилив сил.

Со вчерашнего дня старец не принимал пищи. Хлебные лепешки закончились прошлым вечером. А сегодня никто не впустил его в свой дом, не накормил, не подал милостыни.

Взор инока устремился поверх домов на городскую площадь. С тех пор, как управляющий Эмесой сириец Секунд, ревностный служитель, поставленный римским кесарем, велел разместить на улицах города изощрённейшие орудия пыток для устрашения христиан, в дома реже пускали незнакомцев. А подозрение, что странник может быть скрытым христианином, и вовсе закрывало двери перед просящим милостыню.

Старец перевёл взгляд на тесно прижатые друг к другу жилища небогатых горожан. То и дело до чуткого уха Онуфрия доносился гомон играющих детей, ленивый лай собак, стук передвигающихся колесниц. Город, наполненный жизнью, так боялся утратить это призрачное бытие, что предавал любого в руки ревностного градоначальника Секунда за малейшее подозрение в приверженности опасному и чуждому мировоззрению, презрительно именуемому сектой галилеян.

Инок вспомнил, как злобно выпровождали его, отдавая слугам строгий приказ прогнать странника и не пускать за ворота. Онуфрий с печалью в сердце тихо промолвил:

– Кто осудит сих неразумных за их языческое безумие и страх перед великими мира? Цепляются за жизнь, не ведая истины, не понимая, что всё, что имеют, отнимется у них, и пойдут в муку вечную, в вечную погибель. Господи, прости им, что не знают Тебя, Единого Бога. Прости им, что не узрели подлинной жизни с Тобой и в Тебе, в радости ожидания воскресения и вечности любви.

«Я ведь тоже был таким…» – старец мысленно вернулся в прошлое. Собственный дом, полученный по наследству от богатых родителей, полный двор слуг, пышные застолья, изысканные блюда, череда приятных знакомств – манящие образы мгновенно пронеслись в сознании путника.

«…продай одежду свою и купи меч…» – Онуфрий в точности исполнил завет Господа. Уверовав, раздал имущество бедным, оделся в рубище и приобрёл меч – слово Божие для всякого жаждущего правды.

И теперь, испытывая лишения, гонения и голод, старец ни разу не пожалел о принятом решении. Ведь именно жизненные тяготы позволяли ему непрерывно пребывать в молитве и единении с Богом, храня в сердце единственную надежду на Его милость и любовь. В звании пресвитера Онуфрий проповедовал истину распятого Христа, совершал священнодействия: причащение, крещение и молитвословие, учил истинной вере и обращал человеческие души к Богу.

Старец возвел очи к небу:

– Господь всемогущий, недостойно потрудился я сегодня перед Тобой… никто не услышал о Тебе, никто не задумался о своей погибели… Прошу Тебя, Господи, дай мне ещё один шанс, даруй возможность послужить во Славу Твою, направь меня в дом, где нуждаются в слове Твоём, к людям пресытившимся и жаждущим пищи иной, небесной.

Взор Онуфрия плавно перешёл на освещенное последними лучами заходящего солнца жилище некого горожанина. Цветная мозаика на фасаде, образуя замысловатый узор, игриво переливалась на свету, высокие кипарисы элегантно обрамляли широкое пространство двора. «Нужно спешить… я должен успеть добраться туда до заката», – инок сделал ещё пару жадных глотков, плотно закрыл флягу, спрял её в потрёпанную суму. Затем поднялся и уверенно зашагал в сторону незнакомого дома.

II

Клитофон, хозяин роскошного особняка, небрежно набросив простынь, вышел из банной комнаты, оглянулся и подозвал слугу, угодливо держащего в руках серебряный поднос с изящными кубками и кувшинами, наполненными красным вином и водой. Подоспевший слуга-подросток ловко наполнил кубок, смешав жидкости в нужной пропорции, и тотчас подал пить своему господину.

Утолив жажду, Клитофон направился к небольшому круглому бассейну, расположенному рядом с банной комнатой. Привычным движением совлёк окутывающую тело простыню, отдал её слуге-подростку и неспешно погрузился в теплую воду.

Спустя пару минут, лёжа на спине, созерцая обнажённую статую Венеры из слоновой кости, хозяин дома, казалось, пребывал в полном умиротворении. Внезапно в сознание Клитофона прокралась опечалившая его мысль: «Где мой наследник? Почему жена моя Левкиппия вот уже который год остаётся бесплодной? Кому передам свой дом, землю, пастбища, торговые корабли? Кто будет смотреть на эту роскошь, и наслаждаться покоем, дарованным богами?»

Хозяин вспомнил и подсчитал, сколько золота ежегодно приносил в храм Артемиды в надежде, что боги смилуются и одарят жену долгожданной беременностью. На эти деньги можно было построить еще один дом.

– А вдруг жена бесплодна потому, что мы молимся не своим, а римским и греческим божествам – Юпитеру, Амуру, Артемиде…? Бесплодна, потому что мы забыли традиции предков? Да! Верно! Забыли традиции! Как я не подумал об этом раньше!

Кудряшов С.Н.

МИР ГЛАЗАМИ ХРИСТА.


(От Иоанна 14 глава)

У дороги стояло старое, засохшее дерево.
Однажды ночью мимо него прошел вор и испугался - ему показалось, что это стоит, поджидая его, стражник.
Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось - он принял дерево за свою возлюбленную.
Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался - он решил, что это привидение.
Но дерево было только деревом. ..
Мы видим мир таким, каковы мы сами.

Перед вами стоит стакан с водой. Реалист скажет, что там полстакана жидкости.
Пессимист скажет - стакан наполовину пуст.
Оптимист скажет - стакан наполовину наполнен.

Мир предстает пред нами многоцветием красок, разнообразием форм.

Каждый из нас воспринимает этот мир по- своему. Есть такая картина - "Черный квадрат" Малевича. Есть люди, которые восторгаются этим произведением. Я, например, абсолютно не понимаю, что там гениального. Также как я не понимаю гениальность Пикассо (Герника). Для кого-то это шедевр. А для меня шедевр - это "Явление Христа народу" Иванова.

И в данном случае, как говорят в народе, о вкусах не спорят. Но есть вещи, которые явно показывают, что у человека внутри, чем он живет, как он видит этот мир.

Для примера хочу привести некую античную скульптуру. Когда мы были в Риме, мы посетили Музеи Ватикана. Там находится очень много античных скульптур. Большинство из них без одежды. Так вот одни люди смотрят как красиво они выглядят, как скульптор смог передать все линии тела. Другие смотрят совсем другими глазами и видят лишь голое тело.

Есть одна старая пасторская байка. Дом пастора стоял рядом с домом его прихожанки. Однажды эта прихожанка увидела такую картину - из дома пастора с диким криком выбегает жена, а следом за ней сам пастор с поднятой вверх лопатой и кричит: "Уйди, убью". И так они убежали в глубь сада. На следующий день эта весть разнеслась по всем прихожанам - пастор бьет свою жену. Тогда собрались несколько человек и решили поговорить со своим наставником. Они пришли к нему домой и спросили напрямую, почему он так поступает. На что пастор засмеялся и рассказал следующую историю. Жена разбиралась в кладовке. И вдруг из угла на нее прыгнула здоровенная крыса. От ужаса женщина выскочила на улицу, следом за ней крыса увидела путь спасения. Сам пастор в это время около дома вскапывал грядку. Он мигом сообразил в чем дело и закричал: Уйди, т.е. не мешай, я ее сейчас прибью"

Очень часто мы воспринимаем окружающее не таким, каким оно есть на самом деле. Очень часто мы судим о том, что происходит вокруг нас по тому, какой мир наполняет нас.

Христос говорил Своим ученика вы не знаете, какого вы духа.

Читая Ветхий завет, некоторые люди поражаются насколько жесток Бог. Уничтожаются целые народы, поражаются города, постоянные войны. Я много раз слышал упрек - мол, вы говорите что Бог есть любовь. А на самом деле. Такая жестокость.

Вспомним хотя бы один пример из Библии:

1 И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа.
2 Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта;
3 теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.
(1-я Царств 15 глава)

И таких случаев множество.
Конечно, читая эти строки, поражаешься. Какая жестокость, какая ненависть к этим людям. Нам очень трудно понять замыслы Божии, нам очень трудно видеть мир так, как его видит Бог.

А теперь попробуйте взглянуть на мир глазами Бога. Конечно это нам недоступно, но представьте на минуту, что вы создаете прекрасную планету для жительства. Поселяете там людей. И вдруг там появляется ваш противник, который пытается все разрушить. Он не реагирует на ваши уговоры и просьбы. Он подчиняет себе целые народы. Цель одна - уничтожить то, что создал Бог. Что вы будете делать? Защищать свой народ. Это и делает Бог на протяжении всех событий, описанных в Ветхом завете.

Вспомните, когда ваш ребенок начал делать свои первые шаги, как вы оберегали его и убирали с его пути все препятствия.

Так и Бог, Он избрал этот народ. Избрал не просто ткнув пальцем наугад. А проследив весь путь избранных от Адама.

Когда-то, очень давно Авель, так же увидел, особым, духовным зрением, какая жертва угодна Богу. Уже тогда, Авель смог увидеть замысел Божий по спасению человечества. Авель видел мир глазами Бога. Каин этого сделать не смог, он был далек от замыслов Божиих. И Бог охранять род Авеля.

Этот род сохранил верность Ему от сотворения. И Бог назвал его, этот род, Своим чадом. И тогда становится понятным, почему Бог уничтожал все препятствия не его пути. Искоренял народы, которые могли стать в будущем угрозой для существования народа Израиля и осуществления плана спасения. Бог не мог открыться народам, которые не знали о Нем. Которые не передавали из поколения к поколению информацию об Адаме и спасении грядущей Жертвой. О том, почему Адам был изгнан из Эдема и как заслужить прощение Бога. Господь очень хочет, чтобы мы понимали Его, чтобы мы смотрели на мир Его глазами.

10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
(1-е Коринфянам 2 глава)

Однажды ко Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии. По законам того времени она должна была умереть. Т.к. закон Моисеев говорил об этом прямо. Люди, которые окружали эту женщину не испытывали к ней жалости. В из глазах это была падшая женщина, не достойная жалости. Только презрение. Фарисеи были уверены, что в данном случае вердикт Христа настолько очевиден, что готовы были восторжествовать от радости. Но, едва взглянув на эту женщину, Христос уже знал о ней все.

Сейчас уместно вспомнить другой разговор Христа с женщиной, которую он встретил у колодца.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
(От Иоанна 4 глава)

Так и данном случае Он знал что это за женщина, и что толкнуло ее вступить в эту греховную связь.

Он обратился к народу: "Кто из вас без греха?"
В этом вопросе не столько призыв оставить осуждение этой женщины, и заглянуть внутрь себя. Сколько подтверждение всеохватывающей Божьей любви. Ради этой толпы грешников, которые собрались судить еще одну грешницу, Бог пришел в этот мир. Бог будет жертвовать Собой ради спасения этих людей. В этом огромная сила любви Господа к Своему народу.

Но, к сожалению, мы не всегда можем смотреть на мир глазами Иисуса. И Священное Писание нам говорит, что чем ближе мы к Господу, чем более в нас Духа от Бога, тем более мир меняется в наших глазах.

9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
(1-е Коринфянам 13 глава)

Возрастание во Христе, рождение свыше - вот условия, при которых мы все более и более становимся зрячими.
Писание говорит нам о человеке, которому было показано многое. Я уверен, что это был человек очень близкий к Богу, духовный, способный видеть то, что другим невидимо и непонятно.

2 Знаю человека во Христе (это очень важно), который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
(2-е Коринфянам 12 глава)

Бесспорно, что только рожденному свыше, очень близкого к Богу, доступно видеть то, что не видят люди в мире. Тому есть много свидетельств в Библии. Но я хочу привести один очень характерный пример:

9 Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.
10 И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет.
11 Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.
12 Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части.
(4-я Царств 2 глава)

Научиться смотреть на мир глазами Иисуса Христа.
Это возможно, но надо очень и очень хорошо знать нашего Спасителя.
Однажды Иисус проводил время с народом. Мимо проходили фарисеи и увидели Его беседу с этими людьми.
Скажите, что увидели фарисеи?
Они увидели, что Иисус общается с мытарями и грешниками.
А что видел Иисус в этих людях? Обездоленных, пораженных грехом людей, которые нуждались в ободрениии.

Однажды к колодцу, который находился рядом с селением, пришел молодой человек, попил воды и спросил у старика, который отдыхал возле источника: - Какие люди живут в этом селении? Старик, в свою очередь, спросил у юноши: - А какие люди живут там, откуда ты пришел? - Да не очень, - ответил молодой человек. -Жадные, злые, завистливые, в дом не пустят. - Таких же и найдешь здесь, - сказал старик. Через некоторое время другой странник подошел к источнику утолить жажду с дороги. Увидев старика, он поздоровался и спросил: - Какие люди живут в этом месте? Старик в ответ задал тот же вопрос: - А какие люди живут там, откуда ты пришел? - Прекрасные! Честные, гостеприимные, дружелюбные. Мне не хотелось расставаться с ними. - Таких же найдешь и здесь, - сказал старик. Человек, сидевший в это время у колодца и слышавший оба разговора, спросил: - Как ты мог дать один и тот же ответ этим странникам? На что старик сказал: - Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце. Тот, кто не нашел ничего хорошего везде, где побывал, не сможет отыскать ничего другого ни тут, ни в любом другом месте. Если вам что-то не нравится в окружающем мире, то больше всего нас расстраивает не само явление, а наше мнение о нем.

Я хочу прочитать один короткий стих из стихотворения В.Евсеева:
Наш мир таков, каким его мы видим:
он светел, если в душах наших свет,
он тёмен, если в душах света нет,
но без любви Христа мир тускл и незавиден.
В. Евсеев.

Дорогие друзья!
Как научиться смотреть на мир глазами Иисуса Христа?
Как научиться смотреть на мир глазами, исполненными любви к каждому творению Божию? Не осуждать, не завидовать, не злиться.

В последние минуты жизни, страдая на кресте, Иисус взирал на злобствующую толпу глазами, исполненными любви.

21 Но они кричали: распни, распни Его!
(От Луки 23 глава)

Но Кроткий Агнец взошедший на крест ради этих людей неумолимо шептал:

34 … Отче! прости им, ибо не знают, что делают.
(От Луки 23 глава)

Мир, ради которого пришел Спаситель распинал Его. Но Его любовь не перестала быть. Этот мир, так нуждающийся в спасении и любви Бога Господь оставил нам:

27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
(От Иоанна 14 глава)

Мы назвали себя христианами. И мы должны научиться видеть этот мир таким, каким видит его наш Господь.
Любить тех, кто ненавидит тебя и гонит, любить тех, кто отвергает Слово Господа, оставить осуждение и сплетни. Оставить, запинающий нас грех, чтобы с чистым сердцем и чистым взором, глазами Иисуса Христа смотреть на этот мир.
А Господь всегда готов помочь нам в этом.

Свт. Иоанн Златоуст

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам. Да не смущается сердце ваше, ни устрашает

Прп. Петр Дамаскин

Господь, сказав апостолам: Мир Мой даю вам , - присовокупил: - Не якоже мир дает , то есть не просто, как люди, живущие в той стране, когда приветствуют друг друга, говорят: мир вам. Как и соманитянка сказала: мир тебе, также и Елисей к Гиезию: и речеши мир ти, то есть ей самой, мир ли мужу твоему? мир ли отрочищу? (Ср.: 4 Цар. 4, 23 , ), но мир, превосходящий всякий ум , который Бог дает любящим Его от всей души, ради бывших прежде того браней и бедствий. Посему Господь опять сказал: Во Мне мир имате , - и присовокупил: - В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир (Ин. 16, 33) ; то есть если бы человек терпел многие скорби и переносил многие бедствия от демонов и от людей, но, имея мир Господень, он все их считает за ничто. И еще сказал Господь: Мир имейте в себе (Ср.: Мк. 9, 50). Все это предсказал Он апостолам, потому что они должны были идти на брани и терпеть скорби ради Его. В общем же смысле - на каждого из нас, верующих, нападают страсти и соблазняют его; если же он имеет мир с Богом и с ближними, то все побеждает.

Творения. Книга вторая.

Прп. Варсонофий Великий

Многолюбимый и единодушный брат мой, да будет с тобою мир , который Господь даровал ученикам Своим. Прежде всего дал Он им мир , изгоняя из них все плотские помыслы и всякое разумение диавольское, чтобы сердца их сделались чистыми и чисто приняли учения и заповеди своего Владыки.

Руководство к духовной жизни. Вопрос 184.

Прп. Серафим Саровский

Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим перед смертью Своею, глаголя: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам . О нем также говорит и Апостол Павел: И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе (Флп. 4, 7) ; Мир имейте и святыню со всеми, иже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12, 14) .

Итак, мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтобы получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже наш, мир даждь нам (Ис. 26, 12) .

Поучения.

Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!

Это, ваше Боголюбие, - сказал батюшка о.Серафим, - тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: Мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам . Аще бо от мира были бысте, мир убо любил свое, но якоже избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Обаче дерзайте, яко Аз победах мир .

Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, и дает Господь тот мир , который вы теперь в себе чувствуете; мир , - по слову апостольскому, - всяк ум преимущий . Таким его называет апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому: он свыше даруется от Самого Господа Бога, почему и называется миром Божиим…

Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.

Блж. Феофилакт Болгарский

Апостолы опять почувствовали печаль, когда услышали слова Господа: Я отхожу, а придет Дух. Посему, видя сердце их в смущении, и особенно из-за предстоящих им скорбей и бед, говорит: «мир оставляю вам» , говоря им как бы так: какой вам вред от смятений мира, доколе вы в мире со Мною? Ибо Мой мир не таков, каков бывает у мира. Этот мир часто бывает вреден и бесполезен, но Я даю такой мир, по которому вы друг с другом будете в мире и будете составлять одно тело. А это сделает вас сильнее всех. Хотя многие восстанут на вас, но вы при единодушии и взаимном мире нисколько не постраждете. Потом поелику опять сказал: «оставляю» , а это указывало на Его отшествие и могло привести их в смущение, - прибавляет: . Смущение они испытывали от привязанности и любви к Нему, потому что должны лишиться Его, а страх оттого, что по смерти Его с ними могут случиться бедствия. Но Господь не оставляет без уврачевания ни смущения их от привязанности, ни боязни будущих бедствий, а утишает то и другое, говоря: «да не смущается сердце ваше и да не устрашается» .

Евфимй Зигабен

Мир оставляю вам

Другие люди, умирая, оставляют своим родственникам деньги и имущество, а Иисус Христос оставил Своим ученикам мир: мир, говорит Он, оставляю вам, чтобы вы были в мире и между собою, и со Мною, и чтобы вам нисколько не препятствовало и не вредило возмущение мира.

Мир Мой даю вам

мир, приятный для Меня, соединенный с душевной пользой, а не тот, который приятен для мира и соединен со вредом для души.

Не якоже мир дает, Аз даю вам

потому что мир, или люди, заботящиеся только о мирском, дают мир во зло, а Я даю вам мир во благо. Или иначе: мир дает своим деньги и имущество, а Я даю вам, как Своим, мир. Так как словами: мир оставляю вам , которые указывали на разлуку, Иисус Христос привел учеников в еще большее смущение, то далее Он говорит:

Да не смущается сердце ваше, ни устрашает

Видишь ли, что ученики не столько страдали вследствие любви к Спасителю, сколько вследствие опасения, чтобы их не растерзали враги Его?

Еп. Михаил (Лузин)

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается

Мир оставляю вам : оканчивая вечерю, глава семейств говорил - мир, и затем пением псалмов оканчивалась пасхальная вечеря; это же приветствие говорилось обыкновенно при встрече, при приходе кого-либо в дом (здороваясь) и при yxoде из дому (прощаясь). Господь, окончив вечерю и намереваясь оставить пасхальную горницу и имея в виду, что скоро отходит от учеников Своих, преподает им также мир, но высший мир, чем какой обыкновенно дает мир: мир Мой даю вам и пр. Мир понимается здесь в смысле внутреннего умиротворения возмущенного, смущенного, неспокойного духа (да не смущается сердце ваше). Господь желал бы при отшествии Своем оставить учеников Своих совершенно успокоенными, умиротворенными. Ваша вера, как бы говорит Господь, еще не настолько тверда, как Я вижу, чтобы могла умирить вас миром, обитающим в душе вашей; итак, мир Мой Я даю вам, тот мир, который наполняет душу Мою и теперь, ввиду предстоящих Мне близких страданий и смерти, и который по вере вашей в Меня должен перейти и в вас от Меня. - Не так, как дает мир, Я даю вам : Мое даяние вам мира есть действительное, действенное, тогда как мир, изрекая желание мира, ограничивается именно одним только желанием, будучи бессилен привести это желание в действие, потому что Мое даяние мира вам основывается на непреложных обетованиях и благословении Самого Бога, а мир мира такого основания не имеет. «Внешний мир часто бывает и вреден, и бесплоден, и бесполезен для тех, которые имеют его; а Я даю такой мир, по которому вы будете жить в мире между собою, а это сделает вас особенно сильными» (Злат., ср. Феофил.). Этот мир, который исходит от Христа, должен изгнать из сердца учеников всякое смущение и беспокойство относительно предстоящего отшествия от них Учителя и Господа их (да не смущается) и всякий страх ввиду предстоящих страшных событий крайнего уничижения, страданий и смерти Его (да не устрашается). - Но не только мир и бесстрашие Господь желает вселить в сердце учеников: Он желает им еще радости в сих обстоятельствах. И они действительно возрадовались бы, если бы по слову Господа уразумели все необъятное значение Его отшествия от них.

Это из той же лекции А.И.Осипова "Мир и меч", из которой были два постинга "Оправдание войны и убийства с точки зрения христианства". Алексей Ильич после разъяснения возможности войне и убийству быть праведными перешёл к разъяснению понятия мира:

Ну, два слова может быть я скажу о двух пониманиях мира. Это просто для вашего сведения. Но оно не просто для сведения, оно сейчас имеет... всё БОЛЬШЕЕ значение имеет в нашей жизни. Есть два, существенно отличающихся друг от друга, понятия мира. Вот интересно, в Евангельи Христос говорит: "Мир мой даю вам". Не как мир... уже о мире говорится другом, о человеческом обществе в данном случае... не как МИР даёт вам, "я даю СВОЙ мир" . Он говорит о чём-то... о чём-то другом. Этот мир на греческом языке выражается термином ирИни. Евангелье написано по-гречески, поэтому естественно и греческое слово, ирИни.

Но есть другое понимание мира, совершенно отличное от этого. Это мир как отсутствие войны, раз. Мир как возможность благополучного существования, материального процветания, и всех связанных с этим, так сказать, благ человеческих. Это тоже мир? Тоже мир. Этот мир является центральным понятием, одним по крайней мере из центральных понятий, в ветхом завете. Вы знаете, что ветхий завет написан на еврейском языке. Поэтому и термин соответствующий: "шалОм". ШалОм - это вот этот мир, мир благоденствия. При войне какой же мир? - ясно, того гляди потеряешь всё что имеешь.

Так вот, что говорит христианство? Оно говорит, что если человек имеет мир ирИни... т.е. какой мир? Это мир, проистекающий у человека по мере его освобождения своей души от греха. Проистекающий - вот человек раскаялся - у него мир на душе. Да вот даже с человеком примирился - уже какой мир, какая радость на душе проистекает. Помирился с человеком, испросил прощение. То же самое происходит, когда человек примиряется со своей совестью, т.е. когда очищается он от греха. Очищается, раскаивается. И обретается некий мир души . Этот мир имеет разные степени, в зависимости от того в какой мере человек способен освободиться от всего того, что именуется грехом и страстью. Вот о каком мире идёт речь.

Что он в себе таит, этот мир? По-моему, нетрудно понять. Человек, который имеет ТАКОЙ мир в душе, естественно он не нарушит и отношения между людьми. Т.е. ирИни содержит в себе шалОм. Предполагает его. Люди, с миром душевно, не могут совершить агрессии. Не могут нападать, не могут творить насилия и несправедливости. Потому что у них есть ирИни. Поэтому так важно... Понимаете, христианство когда направляет человека на эту цель и даёт это средство, то тем самым... Посмотрите, кажется чисто нравственная вещь - какое имеет отношение это к проблематике войны там и прочее? На самом деле христианство смотрит в самый корень души человеческой. Указывает на тот источник, откуда проистекают все аномалии нашей жизни. Поэтому стремление к ЭТОМУ миру - сразу, что называется, убивает двух зайцев. Оно действительно преображает самого человека, оно преображает окружающую действительность.

А смотрите какие следствия проистекают из другого мира. Я не знаю ни о каком ирИни. Какой там мир в душе от страстей. Мне главное благополучие. Чтоб войны не было, я мог хорошо жить. Вот какой меня мир интересует: шалОм! Вы чувствуете какой фундамент? Что мы закладываем в основу этого здания. Все мои страсти не только живы, они надеются на своё удовлетворение при шалОме, при ЭТОМ мире . Только здесь, живя в полном благополучии, я могу вполне наслаждаться. Вот глубочайшая ошибка. Неужели трудно понять, что развивая и давая почву, давая пищу всем страстям, я в самом корне разрушаю весь фундамент того здания, который я хочу назвать миром. Прорвётся. ПРОРВЁТСЯ. Когда страсти развиваются, начинаются захватнические инстинкты: там прихватить, здесь отнять. Из шалОма ирИни не проистекает, к сожалению .