Тезоименитство - это именины или день ангела-хранителя? В день именин: рождения, крестины, именины

В день именин: рождения, крестины, именины

У Павла I, родившегося 20 сентября (1 октября) 1754 г., и Марии Федоровны (принцессы Монбельяр-Вюртембергской), родившейся 14 (25) октября 1759 г., было десять детей, поэтому дней рождений, отмечаемых сначала в великокняжеской, а затем в императорской семье, хватало. Правда, Ольга прожила недолго, а единственным порфироносным ребенком стал Михаил Павлович. Приведем даты рождения и кончины, в том числе дочерей, скончавшихся за границей, по старому и новому стилю: Александр I (12/23.12.1777 – 19.11/01.12.1825, император с 12/24.03.1801), Константин (27.04/08.05.1779 – 02/15.06.1831), Александра (29.07/09.08.1783 -04/16.03.1801), Елена (13/24.12.1784 – 12/24.09.1803), Мария (04/15.02.1786 -11/23.06.1859), Екатерина (30.04/10.05.1788 – 28.12.1818/09.01.1819), Ольга (11.07.1792 – 15.01.1795), Анна (07/18.01.1795 – 17.02/01.03.1865), Николай I (25.06/06.07.1796 – 18.02/02.03.1855; император с 19.11/01.12.1825), Михаил (28.01/08.02.1798 – 28.08/09.09.1849).

Эти даты пожизненно продолжали отмечаться в два последующих царствования. Причем Николая I пережили только две его сестры – Мария (королева Саксен-Веймарская) и Анна (Голландская королева). При Павле I особо отмечался только день рождения Марии Федоровны 14 октября. Как «торжественный и утомительный день» с танцами накануне запомнился он Александре Федоровне в ее первую осень в России .

С Александром I (12.12.1777 – 19.11.1825) и принцессой Баден-Дурлахской Елизаветой Алексеевной (13.01.1779 – 04.05.1826, Белев), с которой он был в браке с 28 сентября 1793 г., все было проще (дети от М. А. Нарышкиной не в счет). В браке родились две девочки, умершие во младенчестве, – Мария (18.05.1799, Павловск, – 27.07.1800, Царское Село) и Елизавета, или Элиза (03.11.1806, Санкт-Петербург – 30.04.1808) (вторая девочка, как ныне подтверждено документально, была от кавалергарда А. Я. Охотникова).

Брак Николая Павловича с принцессой прусской Александрой Федоровной (01/12.07.1798, Шарлоттенбург, – 20.10/01.11.1860, Царское Село) был многодетным: Александр, Мария, Ольга, Александра, Константин, Николай, Михаил.

Приведем о них краткие биографические справки.

Александр II Николаевич – старший сын императора Николая I и Александры Федоровны (17.04.1818, Москва, – 01.03.1881, Санкт-Петербург), великий князь, император (с 18.02.1855; коронован 26.08.1856). Погребен в Петропавловском соборе. 12.12.1825 объявлен наследником престола.

В первом браке с 16.04.1841 с Марией Александровной, урожденной принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией Гессен-Дармштадтской (27.07/08.08.1824, Дармштадт, – 22.05.1880, Санкт-Петербург), формально дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига II (на самом деле, по мнению многих современников, шталмейстера гессенского двора барона Августа-Людвига де Граней, швейцарца французского происхождения) и герцогини Вильгельминьг, урожденной принцессы Баденской, сестры императрицы Елизаветы Алексеевны. Перешла в православие 05.12.1840. Погребена в Петропавловском соборе. Из восьми детей шестеро родились при Николае I, двое стали порфироносными детьми (когда Александр Николаевич стал императором). Их дети: Александра (18.08.1842 – 16.06.1849), Николай (08.09.1843 – 12.04.1865), Александр (26.02.1845, Санкт-Петербург, – 20.10.1894, Ливадия Ялтинского уезда Таврической губ.), Владимир (10.04.1847, Санкт-Петербург, – 04.02.1909, там же), Алексей (02.01.1850, С.-Петербург, – 01.11.1908, Париж), Мария (05.10.1853, Санкт-Петербург, – 24.10.1920, Цюрих), Сергей (29.04.1857, Царское Село, – 04.02.1905, Москва), Павел (21.09.1860, Царское Село, – 29.01.1919, Петроград). Во втором морганатическом браке с 06.07.1880 со светлейшей княжной Екатериной Михайловной Долгоруковой. Их дети: Георгий (30.04/12.05.1872 – 31.08/13.09.1913), Ольга (27.10.1973 – 10.08.1925), Борис (11.02.1876 – 30.03.1876), Екатерина (09.09.1878 – 22.12.1959) – князья Юрьевские.

Мария Николаевна (Мэри; 6/18.08.1819, Павловск, – 09/21.02.1876, Санкт-Петербург) – второй ребенок Николая Павловича и Александры Федоровны. Погребена в Петропавловском соборе; в 1912 г. перезахоронена в великокняжеской усыпальнице.

В первом браке с 02.07.1839 с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (20.09/02.10.1817, Мюнхен, – 20.10.1852, Санкт-Петербург). Его полное имя и титул: Максимилиан-Евгений-Иосиф-Август-Наполеон, 3-й герцог Лейхтенбергский (по кончине старшего брата с 28.05.1835), князь Эйх-штедтский, 4-й герцог Наваррский, 3-й принц Богарне, второй сын пасынка Наполеона Евгения Богарне (1781–1824) и Амалии Августы, урожденной принцессы Баварской; принц баварского королевского дома; католик по вероисповеданию.

С 1840 по 1852 г. у супругов родилось семеро детей: Александра (28.03.1840 -31.07.1843), Мария (04.10.1841 – 03/16.02.1914), Николай (23.07 или 23.06.1843 – 25.12.1890/06.01.1891), Евгения (20.03.1845 – 04.05.1925; с 07.01.1868 – принцесса Ольденбургская), Евгений (27.01.1847 – 18.08.1901), Сергей (08.12.1849 – 12.10.1877), Георгий (17.02.1852 – 20.04.1912). При рождении – принцы Лейхтенбергские; с 06.12.1852 включены в состав царствующего дома с титулом князей Романовских и титулованием Императорского Высочества. В 1886 г. император Александр III исключил третье поколение Лейхтенбергских из императорской фамилии. Из внуков только герцог Александр Георгиевич (1841–1942) имел титул Императорского Высочества и князя Романовского.

Во втором браке (тайном, он не признан) с графом Григорием Александровичем Строгановым, от которого имела двоих детей (подробнее ниже) .

Ольга Николаевна (Олли, 30.08/11.09.1822, Санкт-Петербург, – 18/30.10.1892, Фридрихсхафен в королевстве Вюртемберг) – великая княжна, вторая и красивейшая дочь Николая Павловича. В браке с 01.07.1846 с вюртембергским наследным принцем Карлом-Фридрихом-Александром (22.02/06.03.1823 – 24.09/06.10.1891), сыном Вильгельма I и его третьей жены Паулины, ставшим 25.06.1864 под именем Карла I королем Вюртемберга; с 1864 г. королева Вюртембергская, автор воспоминаний «Сон юности»; день именин – 11 (23) июля. Детей не было; умерла в резиденции вюртембергских королей – замке Фридрихсхафен.

Александра Николаевна (Адини; 12/24.06.1825, Царское Село, – 29.07/10.08.1844, Царское Село) – великая княжна, третья дочь (четвертый ребенок) Николая I и Александры Федоровны, с 16/28.01.1844 замужем за Фридрихом-Вильгельмом-Георгом-Адольфом (1820–1884), принцем Гессен-Касселя (впоследствии ландграф). В июне 1843 г. заболела туберкулезом, скончалась через год при преждевременных родах шестимесячного ребенка (Вильгельм родился и умер в один день 29.07.1844). Погребена вместе с сыном в Петропавловском соборе, в 1908 г. перезахоронена в великокняжеской усыпальнице.

Константин Николаевич (в семье Кости, или Коко; 09.09.1827, Санкт-Петербург, – 13.01.1892, Павловск) – великий князь, второй сын Николая Павловича, генерал-адмирал (27.08.1831), адмирал (1855), в 1852–1853 гг. временно управлял Морским министерством, а после кончины Николая I вступил в управление флотом и Морским ведомством по званию генерал-адмирала на правах министра (с 23.02.1855 по 1880). Впоследствии также председатель Главного комитета по устройству сельского состояния (1862–1863), наместник Царства Польского (1862–1863), председатель Государственного совета (1865–1881). Занимал различные общественные должности: председатель Императорского русского географического общества (1845), Императорского археологического общества (1852). В браке с 30.08.1848 с великой княгиней Александрой Иосифовной, урожденной принцессой Александрой-Фредерикой-Генриеттой-Паул иной-Мариан-ной-Елизаветой Саксен-Альтенбургской (26.06/8.07.1830 – 23.06.1911). В семье – Санни. Дети: от брака с Александрой Иосифовной: Николай (02.02.1850 – 14.01.1918), Ольга (22.08.1851 – 18.06.1926), Вера (04.02.1854 -29.03.1912); после кончины Николая I: Константин (10.08.1858 – 02.06.1915), Дмитрий (01.06.1860 – 28.01.1919), Вячеслав (01.07.1863 – 15.02.1879). Имел также внебрачных детей от актрисы императорских театров Анны Васильевны Князевой, урожденной Кузнецовой: Сергея, Марину, Анну, Исмаила, Льва. В 1883 г. им было пожаловано отчество Константиновичи, фамилия Князевы и личное дворянство, а с 1892 г. – потомственное дворянство.

Николай Николаевич (Низи, Ниси и Ниски; позднее дядя Низи, Николай Николаевич-старший; 27.07/8.08.1831, Царское Село, – 13/25.04.1891, Алупка) – великий князь, третий сын Николая Павловича, генерал-фельдмаршал (1878), генерал-адъютант (1856); с 1852 командовал бригадой гвардейской кавалерии; с 1852 (фактически с 1856) по 1891 – генерал-инспектор по инженерной части; впоследствии – командир Отдельного гвардейского корпуса (1862–1864), командующий и главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа (1864–1880) и одновременно с 1864 генерал-инспектор кавалерии (1864–1891), главнокомандующий Дунайской армией во время русско-турецкой войны 1877–1878, результатом которой стала освобождение Болгарии. Погребен в Петропавловском соборе. В браке с 25.01.1856 с великой княгиней Александрой Петровной, урожденной принцессой Александрой-Фредерикой-Вильгельминой Ольденбургской (24.05/02.06.1838 – 13/26.04.1900), дочерью принца Петра Георгиевича Ольденбургского, приходившейся великому князю троюродной сестрой. Их дети: Николай, Петр. Дети от балерины Екатерины Гавриловны Числовой (брак не оформлялся): Ольга, Владимир, Екатерина, Николай, Галина (в 1883 г. им пожалована фамилия Николаевы).

Михаил Николаевич (Миша; 13.10.1832, Санкт-Петербург, – 5.12.1909, Канны) – великий князь, младший (четвертый) сын Николая I, генерал-фельдмаршал (1878), генерал-адъютант (1856), впоследствии наместник на Кавказе (1862–1881), член (с 1855) и председатель Государственного совета (1881–1905). В 1852 г. был назначен генерал-фельдцейхмейстером, но управление артиллерией осталось в руках ее инспектора – генерала Н. И. Корфа; Михаил Николаевич командовал только гвардейской конной артиллерией. В Крымскую войну находился в Крыму, участвовал в Инкерманском сражении. В 1856 реально вступил в должность генерал-фельдцейхмейстера, с 1857 – начальник артиллерии Гвардейского корпуса. В дальнейшем – главнокомандующий Кавказской армией (1862–1865) и войсками Кавказского военного округа (1865–1881). Во время русско-турецкой войны 1877–1878 главнокомандующий Кавказской армией. С 16.08.1857 в браке с великой княгиней Ольгой Федоровной (Цецилией Баденской (8/20.09.1839 – 31.03.1891). Их дети: Николай, Анастасия, Михаил, Георгий, Александр, Сергей, Алексей.

День рождения Николая I отмечался, как правило, скромно, часто он совпадал с пребыванием императорской семьи в Царском Селе или в Петергофе. Барон М. А. Корф записал в своем дневнике 29 июня 1843 г.: «25-го числа, против обыкновения, не было ничего в Петергофе, потому ли, что у наследника корь [хотя он уже выздоравливает], или просто по нерасположению Государя… Вдруг разнесли повестки, что их величества не изволят 25-го никого принимать, кроме генералов и флигель-адъютантов… Милостей тоже не было почти никаких. Только при разводе Государь поздравил вел[икого] князя Константина Н[иколаеви]ча поручиком и, сверх того, герцог Лейхтенбергский и Семеновский командир Липранди назначены в Свиту. Бала при дворе в тот день не было, и вся царская семья провела вечер на даче у велик[ой] княгини Марии Николаевны» .

В день рождения отца дети обычно дарили подарки в виде рисунков. Вспоминая об отце, Ольга Николаевна писала: «Себе он не позволял дарить ничего, кроме носовых платков, и время от времени мы баловали его каким-нибудь оружием, которое он неизменно передавал в Арсенал. От нас, детей, он любил принимать собственноручно нарисованные картины» . Поэтому многие из детских рисунков имеют даты 25 июня (день рождения Николая Павловича) или 6 декабря (день именин). «Сохранившиеся на некоторых портретах старые окантовки и крючки, – пишет М. В. Сидорова, – говорят о том, что эти работы, очевидно, висели в комнатах Николая Павловича» . Действительно, в инвентарных описях Зимнего дворца 1910 и 1925 гг. зафиксированы работы, исполненные великими княжнами Марией, Ольгой и Александрой маслом на холсте, и акварели. Многие из них украшали комнаты Николая I . К живописи особенную склонность проявляла Мария Николаевна, которая дополнительно брала уроки у А. Г. Ухтомского, что позволило ей стать просвещенной любительницей произведений искусства, президентом Академии художеств.

Зато день рождения Александры Федоровны, 1 июля, отмечался в Петергофе продолжающимися несколько дней пышными празднествами. Сдвинутый во времени на три недели раньше Петергофский праздник продолжил сложившуюся традицию праздновать 22 июля тезоименитство Марии Федоровны (по 1828 г.).

«22 числа июля есть радостный, нетерпеливо ожидаемый день для всех жителей Петербурга», – писал П. П. Свиньин о празднике тезоименитства Марии Федоровны.

«За несколько недель до наступления оного, – продолжал он, – сие празднество уже делается предметом всеобщих в городе разговоров; содержательницы модных магазинов скачут по дачам и улицам с огромными картонками; гонцы и посыльные спешат в Петергоф для заблаговременного занятия квартир, кои – как вообще бывает в подобных случаях – вдруг вздорожают так, что за две комнаты на улицу просят 200 и более рублей. Накануне, особенно вечером, уже менее слышно шума на главных улицах столицы, и менее приметно движение; но при самом наступлении утра повсюду встречаются экипажи разного рода, заложенные по-дорожному, цугами и в одиночку; от заставы начинается уже неразрывная цепь сих экипажей, из коих многие стараются обогнать друг друга, так что иногда по три рядом скачут вместе и запружают широкую дорогу. Здесь вы видите на дрожках теснятся несколько человек и охотно переносят тряскость и беспокойство; там, в чухонской фуре, помещается целое семейство с большими запасами провизии всякого рода – и все они терпеливо глотают густую пыль, которая, столпом подымаясь от колес карет и колясок, совершенно покрывает их лицо и платье. Сверх того, по обеим сторонам дороги идут многие пешеходы, в коих охота и крепость ног пересиливают легкость кошелька; разносчики, которые отяготив голову огромными лотками фруктов и ягод, в то же время отягощают ее надеждами на барыш и водку, и пр., и пр. Но в сие время особенно приятную картину представляет Бертова пристань, где тысячи народа теснятся и, претерпев несколько взаимных толчков, наконец, шумно вступают на пароход и отправляются открытым морем; любопытно видеть, как каждый старается опередить другого и потом занять выгоднейшее место на пароходе; несмотря на то что в продолжение нескольких дней несколько пароходов беспрестанно отходят в Петергоф и возвращаются обратно, следственно доставляют случай каждому плыть куда угодно, – в сей день ни один из них не имеет менее 200 пассажиров и всякий из них долго не застаивается на месте» .

Супруга великого князя Николая Павловича первый раз присутствовала на Петергофском празднике вскоре после бракосочетания в 1817 г. В этот же день двор совершил поездку в Кронштадт, где император Александр I произвел смотр флоту. На обратном пути, как отмечает историк Н. К. Шильдер, «… император Александр взял ружье, дал по ружью братьям Николаю и Михаилу и велел Адлербергу командовать ружейные приемы, к общей забаве многолюдного общества» . Вечером состоялась обычная великолепная иллюминация.

Только в 1824 г. тезоименитство Марии Федоровны не было отмечено пышными празднествами в связи с отъездом великого князя Николая Павловича с Александрой Федоровной в Пруссию. «Тем не менее, – отметила графиня Шуазель-Гуфье, – множество посетителей прибыло в Петербург и его окрестности, чтобы полюбоваться морем, которое очень красиво. Нам отвели в Петергофе помещение австрийского посланника, в Александровском дворце, в парке, где останавливались обыкновенно приглашенные на праздник иностранные министры» .

После вступления Николая I на престол петергофский праздник вдовствующей императрицы Марии Федоровны отмечался до ее кончины в 1828 г. Но одновременно начал праздноваться день рождения императрицы Александры Федоровны. Газета «Северная пчела» от 26 июня 1826 г. оповестила петербуржцев: «В будущий четверток, 1-го июля, в день рождения… Александры Федоровны будет гуляние на Елагином и Каменностровском островах. В этих местах расставлены будут: музыка, равномерно позволено иметь оную и на шлюпках; гуляния в этот день будут происходить… каждогодно» .

После кончины Марии Федоровны (1828) на придворном небосклоне сияла только одна звезда – императрица Александра Федоровна. Петергофский праздник стал еще масштабнее. Его подробные описания оставили многие современники, в том числе маркиз де Кюстин (1839) и адъютант шведского принца Оскара-Фридриха Венцель Гаффнер (1846).

Маркизу де Кюстину иллюминация парка ассоциировалась с заревом пожара, со сказочным Багдадом из «Тысячи и одной ночи» или еще более сказочным Вавилоном Семирамиды: «Говорят, в день чествования императрицы из Петербурга отправляются шесть тысяч экипажей, тридцать тысяч пешеходов и бессчетное количество лодок, и все эти полчища по прибытии в Петергоф встают вокруг него лагерем. В этот день и в этом месте я единственный раз в России видел толпу… часть гвардии и кадетский корпус; и все эти люди – офицеры, солдаты, торговцы, крепостные, господа, знать, вместе бродят по рощам, откуда двести пятьдесят тысяч лампионов изгнали ночную тьму. Мне назвали именно эту цифру. […] Еще говорят, что все лампионы в парке зажигают за тридцать пять минут тысяча восемьсот человек; та часть иллюминации, которая обращена к замку, загорается за пять минут. Она, среди прочего, охватывает и канал, расположенный напротив центрального балкона дворца… Эта перспектива поистине завораживает: водная гладь обрамлена столькими фонарями и отражает столь яркий свет, что сама кажется огненной… Разным группам лампионов, удачно разбросанным среди листвы, придана оригинальная форма: тут есть цветы величиною с дерево, солнца, вазы, беседки из виноградных лоз – копии итальянских pergola, обелиски, колонны, узорные, на мавританской манер, стены. […] Послы со своими семействами и свитой, равно как иностранцы, представленные ко двору, получают кров и приют за счет императора; для этих целей отведено обширное и очень милое квадратное здание, именуемое Английским дворцом. Расположено оно в четверти лье от императорского дворца, на окраине деревни, в прекрасном парке английской планировки, который столь живописен, что кажется естественным… В этом году иностранцев оказалось более, чем обыкновенно, и им не хватило места в Английском дворце, каковой пришлось отвести для должностных лиц и особ, получивших официальное приглашение; так что ночевать в этом дворце мне не пришлось, но обедаю я там каждый день вместе с дипломатическим корпусом и еще семью-восемью сотнями человек; стол во дворце отменный. Гостеприимство, без сомнения, поразительное!»

Еще ранее, в 1833 г., Долли Фикельмон в дневниковой записи от 7 июля 1833 г. также вспомнила о восточных сказках. Сад «с прелестными фонтанами казался воплощенной в явь сказкой из "Тысячи и одной ночи", – записала она. – Черкесы, что во множестве попадались нам на этих сверкающих аллеях, дополняли своим одеянием и восточными лицами волшебство картины» .

Приведем также описание праздничной иллюминации из дневника Венцеля Гаффнера за 1846 г.: «В десять с половиной часов должны были зажечь фейерверк, но за четверть часа до этого хлынул ливень, заполнивший водой все фонарики, так что их нельзя было зажечь. Во дворец прибыл комендант и доложил государю, что устроить фейерверк невозможно. В ответе императора ясно сказался его характер: для его воли нет ничего невозможного. Он сказал два слова: "Пусть зажигают". Через полчаса, как будто чудом, вспыхнули три миллиона фонариков. Потом мне говорили, что из Кронштадта экстренно было вызвано десять тысяч матросов. Они вылили воду из фонариков, наполнили их снова скипидаром и вставили свежие фитили.

Парк, который окружает дворец, был иллюминирован с одной стороны исключительно цветными фонариками – желтыми, зелеными, красными в бесчисленном количестве. Они были прикреплены на лужайках, составляя разного рода фигуры. Они были расставлены также вдоль берега прудов и, отражаясь в воде, производили очаровательный эффект. В глубине парка возвышалась довольно большая пирамида с буквами "О" и "К" (Ольга и Карл). В парке с другой стороны дворца были устроены многоугольные фигуры, высотою с обыкновенный дом, усеянные бесчисленным количеством фонарей разной формы. Маленький пруд был также окружен фонариками, число которых вследствие отражения в воде казалось вдвое большим. Здесь в глубине на большом щите находилась буква «А» – инициал имени императрицы, – окруженная изображениями славы. Но что было красивее всего, это водопады, освещенные фонариками. Фонтаны также были великолепны. Во всех углах были расставлены оркестры музыки, игравшие мазурки и русские песни. Всюду виднелись толпы мужчин, разодетых в разные цвета. По аллеям прошла большая процессия» .

День рождения любимого младшего брата Николая I Михаила Павловича отмечался непременным балом в Концертном зале Зимнего дворца. Но сам великий князь очень неохотно принимал поздравления и старался переложить эту обязанность на супругу, уединяясь со своими офицерами. Приведем свидетельство М. А. Корфа за 28 января 1843 г.: «Сегодня – рождение вел[икого] князя Михаила Павловича. Приближенные поздравляли его за обеднею, а все прочие, в том числе члены Государственного] совета, только записывались; но в два часа вел[икая] княгиня принимала лично с обыкновенною своею любезностью и ловкостью… Вечером бал у Государя в концертной зале» .

День рождения великого князя Александра Николаевича, получившего титул цесаревича после кончины Константина Павловича в 1831 г. и родившегося в Москве, в Кремлевском дворце, в 1818 г., приходился на 17 (29) апреля. Многие современники оставили свои впечатления (кто с умилением, кто с сарказмом, как А. С. Пушкин) о праздновании его совершеннолетия и церемонии торжественной присяги в 1834 г. В том году наследнику исполнилось 16 лет. Вообще этот возраст не совсем соответствовал понятию «совершеннолетие», которое устанавливало российское законодательство. Возраст совершеннолетия (право распоряжаться имуществом) постепенно возрастал и устанавливался последовательно сначала в 14 лет (1785 г.), когда заканчивался процесс воспитания, потом – в 17, затем – в 18, а с 1830 г. – в 21 год. Но в любом случае и до и после право производить заклад, куплю или продажу недвижимости (без опекуна или попечителя) юноша приобретал только с 21 года. Вероятно, учитывая эти нюансы, 23 апреля 1834 г. цесаревич получил право присутствовать в Правительствующем сенате, а в Государственном совете – только в 1839 г. (да и то без права голоса).

Принесение присяги Александром Николаевичем состоялось в день Св. Пасхи 1834 г. Долли Фикельмон записала в своем дневнике: «В Пасхальное воскресенье, в два часа дня, весь двор и Дипломатический корпус в парадных костюмах собрались в дворцовой церкви. Императорское семейство еще с момента своего появления выказывало признаки глубокого волнения. Митрополит Филарет прочитал по этому случаю несколько прочувствованных молитв. После этого Император сам подвел сына к амвону, у которого юный наследник должен был присягнуть на Евангелии. Все с волнениями слушали, как он своим чистым серебряным голосом произносит эти торжественные слова, но когда он начал молитву, завершавшую присягу, голос его оборвался, и он окончил ее, задыхаясь от рыданий, изливаясь слезами. Император тоже плакал, и мне никогда не забыть выражения ангельского лица Императрицы! Все, вплоть до священников и стоявших на посту старых солдат, плакали, чрезвычайно растроганные! Оттуда все направились в Георгиевский зал, где в полном составе находились офицеры гвардии, подразделения различных полков и кадетских корпусов. Великий Князь дал военную присягу у знамени возле Императорского трона» . Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Глава 306 День независимости Израиля/ Йом-Гаацмаут. День памяти / Йом-Газикарон День независимости Израиля (Йом-Гаацмаут) соблюдается не только жителями Израиля, но и многими евреями диаспоры. 14 мая г. (5 ияра по еврейскому календарю) провозглашено израильское государство.

Из книги Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Календарь. Разговоры о главном автора Быков Дмитрий Львович

24 августа День рождения мыльной оперы (1938) ЛУКОВАЯ ОПЕРА 24 августа 1938 года родился термин «мыльная опера». Главный редактор журнала «Christian Century» Чарльз Клейтон Моррисон (1874?1966) в редакционной статье обозвал дневные радиомелодрамы «мыльными операми», поскольку «заплакать

Из книги Наблюдая за японцами. Скрытые правила поведения автора Ковальчук Юлия Станиславовна

Из книги Русский со словарем автора Левонтина Ирина Борисовна

День рождения Захара Кузьмича Как-то раз я смотрела телепередачу «Следствие вели». Речь в ней шла о сложных взаимоотношениях криминальных авторитетов с Советской властью. В частности, рассказывалось, как некто Натан Френкель, находясь в лагере, написал письмо Сталину, в

Из книги Здравствуйте, дети! автора Амонашвили Шалва Александрович

6. XII. День рождения Чтобы доставить ребенку радость, совсем не обязательно дарить ему горы шоколада, сотни игрушек, целовать бессчетное количество раз, постоянно говорить множество ласковых слов. Ему! очень мало нужно, чтобы пережить настоящую радость, почувствовать себя

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Уроки чтения. Камасутра книжника автора Генис Александр Александрович

34. Крестины Евгений ОнегинГерой нашего времениВечера на хуторе близ ДиканькиМертвые душиОтцы и детиНовьОбломовОбыкновенная историяБратья КарамазовыБесыВойна и мирВоскресениеВишневый садЧайкаБелая гвардияМастер и МаргаритаЗолотой теленок12 стульевПрогулки с

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Дни рождения и «ангелы» Дни рождения и именины государя, царицы и их детей считались не только главнейшими семейными торжествами. В 25-й статье главы X Соборного уложения «О суде» были указаны свободные от работы дни, где в одном ряду с великими церковными праздниками

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги автора

Именины Духовное рождение числилось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, а день ангела либо именины во всю жизнь праздновались каждым, кому дозволяло состояние.С утра именинник либо именинница рассылали гостям именинные пироги;

Строка поиска: именины

Найдено записей : 46

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, небесного покровителя моей дочери. День ее рождения 15 июня, имя - Виктория. Крестили 5 августа - имя при крещении Ника. В церкви дали икону Св. муч. Ники, а на обратной стороне написана молитва и даты - 23 марта и 29 апреля. В свидетельстве о крещении, которое нам дали в церкви, когда крестили ребенка, написано: день ангела 23 марта. А почему не 29 апреля, ведь ближе к дате рождения? Спасибо за Ваш ответ!

Екатерина

Екатерина, именины Вашей дочери можно отмечать дважды, так как память святой мученицы Ники празднуется два раза в году.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, подскажите, грудничка зовут Арина, я так понимаю, что будут крестить Ириной, именины Ирины приходятся как раз на воскресенье, на 2 ноября (крестят у нас только по воскресеньям), но можно ли крестить в день рождения или смерти умершего родственника? Или лучше выбрать другую дату для крещения, не привязываясь к дню именин Ирины?

Варвара

Варвара, лучше не откладывать крещение ребенка. Тем более, если в этот день празднуется память святой, в честь которой девочку будут крестить. В жизни все гармонично: кто-то рождается, кто-то умирает. Не надо искать совпадений.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Сыну 10 месяцев. Хотим покрестить его в октябре. Зовут Всеволод. Именины в декабре. Стоит ли ждать до этого срока, или это не имеет значения?

Елена

Здравствуйте, Елена. Крестить можно не дожидаясь именин. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Хочу подарить на именины икону Милицы Сербской. Заказал икону, когда пришёл забирать, мне сказали, что от новой иконы откололся маленький кусочек краски. Сказали, что икона уже освящена. Что делать в такой ситуации: забрать икону и подарить на именины, или дождаться, когда мастер подкрасит икону, и только потом подарить? И, самое главное, можно ли держать такие иконы (со сколом краски) дома? Заранее спасибо!

Сергей

Конечно, лучше дождаться, когда икону подреставрируют. Естественно, держать такие иконы дома можно, мы же молимся перед старинными иконами, на которых есть утраты, порой даже на ликах.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, батюшка. Прошу вас ответить на мой вопрос. Я беременна, рожать мне в августе. Хочу ребенка назвать по святцам. У меня два церковных календаря за 2013 и 2014 годы и почему-то в них имена не совпадают, например имя Маргарита в 2014 г. 22 августа, а по календарю 2013 г. вообще этого имени в августе нет. В интернете тоже на разных сайтах разная информация. Скажите, пожалуйста, на какой источник информации опираться при выборе имени? Также меня интересует имя Арина, по разным источникам разная информация, где-то написано, что крестят Ариадной, а не Ариной. В других источниках и крестят Ариной. Так как же правильно, и когда у этого имени именины? И еще вопрос. На какой день после рождения ребенка можно крестить? И можно ли брать крестной девочку 9-ти лет? Спасибо большое.

Екатерина

Иерей Сергей Осипов

Добрый день уважаемые батюшки!Прошу вашего совета. Моему сыну одиннадцать лет,в церковь ходит по принуждению, с неохотой. Пост перед исповедью и причастием соблюдает через силу, молитвы читать ему тоже лень. В этом я вижу свою вину, т.к. сама только недавно пришла к вере, а точнее сказать еще иду. Как мне поступить, я боюсь что своим принуждением сделаю только хуже и желание любить Господа и его заповеди совсем у ребенка пропадет. Его сейчас интересует телевизор, компьютер. Учиться тоже ему не хочется. Помогите мне пожалуйста, с чего мне начать? Как себя вести? Заранее благодарю вас! Спаси Господи!

Ольга

Не заставляйте его часто поститься и причащаться, пусть это будет 2-3 раза в год по большим праздникам (Пасха, Рождество, именины), делайте в эти дни праздничные угощенья, пусть ребенок почувствует, что Причастие – это радость, а не мучение.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте! В соответствии с некоторыми источниками, а именно, Святцами, или иначе, Месяцесловом, существует несколько святых жен, нареченных именем Василисса, в том числе: Римская, Египетская, Никомидийская и т.д. Одна из них - преподобная Василисса, которую вспоминают (или именины которой приходятся) 21 июня по старому стилю (4 июля по новому). К сожалению, не могу найти никакой информации о конкретно этой преподобной. Скажите, пожалуйста, что это за преподобная Вассилиса и в каких источниках можно почитать о ней? Сейчас занимаюсь вопросом крещения своей дочери Василисы, она родилась 18 июня, и очень хочется совместить дату крещения дочери и именин преподобной Василиссы. Но хочется узнать об этой преподобной и понять, что я не ошиблась, и такая прп. Василисса существует. И если у Вас есть возможность ответьте, пожалуйста, еще на пару вопросов: 1. Насколько я знаю, маме (т.е. мне) после родов необходимо пройти обряд «очищения», но точно не знаю, что это и как называется. Расскажите об этом, пожалуйста. 2. Нужно ли стараться совместить дату крещения с датой именин преподобного, в честь которого назван ребенок? Заранее спасибо!

Наталья

Наталья! В православном календаре издательства Московской Патриархии указаны четыре святые Василиссы: Египетская (21 января), Коринфская (23 марта и 29 апреля), Никодимийская (16 сентября) и Римская (28 апреля). В этом календаре печатаются святые, признанные или прославленные Русской Православной Церковью. Возможно, есть и другие, но в нашей Церкви их память не празднуется. Почитайте жития этих святых, например здесь: http://days.pravoslavie.ru/ABC/ww.htm#wasilissa , и выберите ту, которая Вам по душе. Несмотря на то, что празднование всех этих святых жен будет еще не скоро, затягивать с крещением дочери не советую. Младенец, просвещенный святым крещением, находится под покровом Божиим, за него можно молиться в церкви и приносить его к причастию Святых Таин Христовых. Вам самой, прежде чем приступать к церковным таинствам, нужно принять от священника специальную молитву, которая должна читаться на сороковой день после родов. На практике эту молитву читают над женщиной сразу после крещения младенца.

иерей Владимир Шлыков

Огромное спасибо Вам за все, что Вы для нас делаете! Подскажите, пожалуйста, кто является моим небесным покровителем и когда у меня именины, если я родилась 3 июня? А также не ошибаюсь ли я: именины Евы 30 декабря?

Нина

Память святой равноапостольной Нины празднуется 27 января – это день Ваших именин. В православном календаре две святые с именем Ева. Память праматери Евы – переходящий праздник, называется он «Неделя святых праотец» и празднуется в предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым. Память преподобномученицы Евы (Павловой) празднуется 27 августа и в день новомучеников и исповедников российских.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, являются ли православными имена Маргарита и Денис? Какие святые связаны с этими именами, когда именины? Заранее спасибо.

Татьяна

Татьяна, Маргарита и Дионисий (Денис) - это православные святые. Святых с такими именами несколько. Если вы хотите узнать чьих-то небесных покровителей с этими именами, то сообщите нам даты рождения этих людей, или сходите в ближайшую церковь, и там Вам подскажут.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Помогите, пожалуйста, разобраться. Меня зовут Анна, родилась я 13 июля. Написано, что моей покровительницей по имени является та, чей день памяти ближе к моему дню рождения. Ко мне ближе - Анна (Агния) Римская, но у неё нет акафиста, и какое всё-таки правильное имя? Агния или Анна (это два совершенно разных имени). Ещё есть преподобная Анна и сын её святой Иоанн, 26 июня, и в этот же день Анна Вифинская, которой тоже нет акафиста. Так какая моя святая покровительница по имени? Мне удалось найти 13 святых с именем Анна и ещё 17 новомучениц с этим именем...

Анна

Анна, действительно, немало святых с таким именем. Но не так принципиально привязывать именины ко дню рождения. Мне думается, что Ваш небесный покровитель - святая праведная Анна, которая празднуется 22 сентября, в день памяти Богоотец Иоакима и Анны. Акафист им есть. Они великие Святые, молитесь им.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Нашла в интернете тему о том, что у каждого рожденного в определенный день - свой ангел хранитель. В моем представлении всегда было, что ангел хранитель - это маленький мальчик с крылышками, который наблюдает за своим подопечным. Я родилась 5 июля, и в том тексте написано, что мне над просить заступничества перед иконой «Всех скорбящих радость» и Казанской иконой Божьей Матери - заступницы родившихся с 22 июня по 22 июля. Святой Кирилл - мой ангел хранитель. Верно ли это?

Наталья

Наталья, как свидетельствует церковное Предание, ангел хранитель дается каждому человеку при крещении. В Священном Писании постоянно подчеркивается служебная миссия ангелов. Об этом говорит само название – «ангел», то есть «вестник», указывающее на род его служения. Ангел хранитель, которого отличает особая близость к людям, - это, прежде всего, небесный друг, который не оставляет верных Богу не только на земле, но и в минуты смерти и после нее. Ангелу Хранителю мы молимся, например, в утренних и вечерних молитвах, так и обращаясь к нему: "Ангел Божий, Хранитель мой святый". Есть ли у ангелов имена, подобные человеческим, мы не знаем. Ангела Хранителя следует отличать от того святого, имя которого ребенку или взрослому дается в Таинстве Крещения. Одно дело - Ангел, другое дело - святой подвижник, живший когда-то, как и мы, на этой земле, в день памяти которого мы отмечаем именины и который является для нас другом и помощником. Если Вас крестили в детстве (до прославления сонма новомучеников Российских), то Ваша небесная покровительница – святая мученица Наталия Никодимийская, память которой празднуется 8 сентября по новому стилю.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как часто можно заказывать обедню о здравии? Хожу в храм по выходным и заказываю Проскомидию и обедню о здравии, но слышала, что обедню заказывать нужно в памятные даты (именины, день рождения и др). Спасибо.

Алла

Алла, заказывать обедню о здравии или о упокоении можно на каждой воскресной службе.

иеромонах Викторин (Асеев)

Ирина

Ирина, ближайший день памяти святого с именем Илия – 26 сентября. В этот день празднуется память мученика Илии Томского (Кюстенждийского). День Ангела Вашей дочери – 6 февраля, в день памяти блаженной Ксении Петербургской.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! скажите, пожалуйста, я родился 26 апреля, а именины я праздную 13 декабря в честь Андрей Первозванного. Я посмотрел в календаре, и там ближайшие именины 28 апреля, муч. Андрея. Не считается ли это грехом, если я считаю днем своих именин 13 декабря? Спаси Господи.

Андрей

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какому ангелу мне молиться и когда день ангела моего? Я рождена 14 февраля. Спасибо!

Лия - это ветхозаветное имя, так звали жену ветхозаветного патриарха Иакова. День ее памяти празднуется за две недели перед Рождеством, в неделю Святых Праотец. Это переходящий праздник, поэтомув разные годы выпадает на разные даты). Каждый год Вам нужно смотреть церковный календарь - за две недели до Рождества Христова празднуется память Святых Праотец, это и есть Ваш день Ангела, точнее - именины. Ваш Небесный Покровитель - святая Лия (Ветхозаветная).

иеромонах Викторин (Асеев)

При крещении решила взять имя Наталия (именины на следующий день после моего дня рождения), батюшка согласился. В другой церкви, узнав об этом, были возмущены, т. к. имя Екатерина есть в святцах, и меня нельзя было крестить под другим именем. Что мне теперь делать?

Екатерина

Зря в «другой церкви» возмущаются – греха в этом нет. Я с такими случаями сталкивался. Но помните, что близкие должны знать ваше новое имя, иначе как же им за Вас молиться.

протоиерей Максим Хижий

Именины… Светлый, радостный праздник, любимый с детства. И как красиво мы называем его - день Ангела! Однако, строго говоря, это название не вполне точно. Этот праздник не имеет отношения к Ангельским чинам. И конечно, это не день рождения, как думают многие.

Уже из самого слова «именины» ясно, что этот день связан с нашим именем. Кого-то родители назвали в честь бабушек и дедушек или других родственников, но прежде всего имена даны нам в честь святых людей. Приняв Таинство Крещения и вступив таким образом в Православную Церковь, мы получаем небесное покровительство того из святых угодников Божиих, чье имя мы носим. Теперь каждый год мы будем особо праздновать день его памяти – такой день есть в церковном календаре у каждого святого, и он повторяется из года в год.

Определить этот день очень просто. Заглянем в святцы или месяцеслов, обычно находящийся в церковном календаре. Найдем имя своего святого и посмотрим число, в которое празднуется его память. Это и есть день наших именин, или выражаясь согласно церковной традиции, день тезоименитства. Однако что делать, если в году несколько дней памяти одноименных святых, а Вы не знаете точно, в честь кого Вас крестили? Ищите ближайший после даты вашего рождения день памяти святого с вашим именем. Например, человек, родившийся в начале мая и названный Георгием, будет праздновать именины 6 мая (по старому стилю - 23 апреля), и его небесным покровителем будет святой великомученик Георгий Победоносец. А именины Георгия, родившегося в конце лета, приходятся на 31 (по старому стилю 18-е) августа - это день памяти святого Георгия I, патриарха Константинопольского.

Впрочем, Церковь допускает исключения из этого правила: вы можете сами выбрать себе любую дату именин из общего перечня указанных дат.

«При выборе святого покровителя не может быть ни приказов, ни строгостей, - пишут сотрудники Центра духовного развития молодежи Московского Данилова монастыря Александр Медведев и Юрий Белановский. - Может быть, лучше всего почитать жития святых и выбрать имя полюбившегося святого. Потому что все люди разные, у каждого свой уклад жизни и вдруг в одном житии ты встретишь что-то общее, что-то похожее, что-то сродное именно тебе и, может статься, никому вокруг тебя. И конечно, такому святому будешь с большей радостью молиться, будешь доверять ему».

Однако почему же все-таки возникло такое название - «день Ангела»? В память о том, что в день Крещения мы получаем от Господа не только небесного заступника-святого, но и Ангела-Хранителя. День этот особый и забывать о нем ни в коем случае нельзя. Нужно проводить его как двунадесятые праздники, прежде всего – обязательно исповедаться и причаститься.

День рождения и именины - разные праздники в жизни одного человека. Для верующих более важен день ангела, а не календарный день рождения.

Тезоименитство: что это?

В православии в который почитается память святого, чье имя было получено человеком при крещении. В каждый день православного календаря поминаются православные деятели и мученики, довольно часто в один день их может быть несколько. Когда младенца приносят на крещение, обычно он получает имя святого, память о котором празднуется в день обряда. Получая имя при крещении, человек получает покровительство своего небесного тезки.

Иногда именины называют "днем ангела", но это не совсем верно. Святой Феодор Эдесский утверждал, что каждому человеку Господь дает двух ангелов. Ангел-хранитель уберегает подопечного от зла и несчастий, помогает совершать добрые поступки и дела. Второго заступника люди получают после крещения - это святой Божий угодник. Он ходатайствует перед Божиим престолом, молится за каждого, кто носит его имя. Святитель Феодор полагал, как, впрочем, и все православные христиане, что молитвы угодников будут услышаны быстрее, чем молитвы земных грешников.

Как определить имя святого

При выборе имени для крещения священник руководствуется не предпочтениями родителей или своими симпатиями, а церковным православным календарем, еще его называют святцами.

В современных святцах содержится более двух тысяч имен святых, которых церковь в разное время канонизировала. Многие из них имеют одинаковые имена, а дни чествования всегда разные, но сложности все равно есть. Например, святых Иоаннов в святцах упоминается более сотни, но покровителем может быть только один. Поэтому день именин тоже один. Тезоименитство - это единственный день в году, когда поминается память о конкретном святом.

Если при крещении ребенку дали имя в честь мученика Дмитрия Солунского (празднуется 22 (9 по старому стилю) ноября), то только в этот день будет днем именин (тезоименитства, днем ангела).

Сегодня есть много имен, которые не обозначены в святцах, в этом случае при крещении подбирается наиболее близкое по звучанию имя. Например, Анжелика - Ангелина, Алиса - Александра, Дина - Евдокия и т.д. Иногда имена подбираются по принципу значения. Так, Светлана при крещении может получить имя Фотиния (photos (греч.)- свет).

Как узнать дату своих именин

В святцах непосвященному человеку легко запутаться, но все же стоит определиться, какой святой является покровителем. Для этого необходимо найти в церковном календаре ближайшую дату памяти с именем того святого, в честь которого нарекли при крещении. Строгое правило: дата тезоименитства следует после дня рождения.

Со святым покровителем стоит познакомиться, прочитать его житие. При желании почтить святого, обратиться к нему нужно прочитать соответствующие молитвы, акафист, кондак. Существует определенный ритуал и правила почитания. Иногда священники дают при крещении имена, согласуясь с внутрицерковными правилами, и тогда имя в святцах и данное при проведении обряда могут не совпадать.

Древнерусские правила празднования

Традиция отмечать именины началась на Руси в XVII веке. По старинным правилам тезоименитство - это особый день в жизни человека, и готовились к нему с тщанием. Пеклись пироги, караваи по специальному рецепту. В день празднования именинник вместе со всей семьей отправлялся в храм, где заказывался молебен о здравии перед иконой святого, в честь которого назван именинник, ставились свечи, происходило прикладывание к иконе.

К вечеру на торжественный ужин собирались гости, где почетное место отводилось крестным родителям. Главным угощением был позднее вместо него гвоздем стола стал торт. Свечи в него не ставятся. По окончании праздника каждый гость получал подарок - пирог, калач. Именинник сам одаривал своих гостей. Если день тезоименитства приходился на дни поста, празднование переносилось на любой день по его окончании.

Подарки на именины

Тезоименитство - это духовный праздник. В этот день также делаются подарки, но они отличаются от тех, что традиционно дарятся на день рождения. На именины принято преподносить подарки, помогающие человеку обратиться к нематериальному наполнению жизни. Самыми уместными при таком подходе становятся именные иконы, православная литература, аксессуары (сосуды для святой воды, красивые свечи, ладанки и пр.).

Сейчас возрождается обычай дарить «мерную» икону. При рождении ребенка снимаются показания его роста, а затем у мастера заказывают икону такого же размера, как и рост младенца. При этом предварительно выясняется будущее крестное имя, а икона посвящается тому святому, в честь которого нарекут младенца.

Служители церкви и тезоименитство

Для каждого священника день, когда празднуется его тезоименитство, это день его духовного рождения. Посвящение в сан сопровождается определенной процедурой, по правилам которой будущему служителю дается новое имя, отличное от того, которое давали при крещении в младенчестве. Поэтому день рождения для человека, ставшего на путь служения Господу, и вовсе не отмечается. Чем выше священник стоит в тем более строги правила празднования. Настоятели храмов в день тезоименитства служат Божественную литургию, праздничную службу в честь своего святого покровителя.

Поздравления с тезоименитством священника могут сопровождаться подарками, молитвами и сердечными пожеланиями долгих лет жизни. В качестве подарка для служителя церкви можно преподнести то, что не будет обременительно для дарящего. Это может быть отрез ткани для облачения, церковная утварь, иконы и более значимые дарения.

Тезоименитство Патриарха - это праздник всего православного мира. В этот день предстоятель православной церкви лично служит литургию в главном кафедральном соборе страны, день его тезоименитства торжественными службами отмечается во всех православных храмах. Это большой праздник для всех мирян и священничества.