Термин культурология ввел. Что же изучает культурология

Проблемы, которые можно отнести к культурологическим, ставились учеными издавна. Необходимость изучения разнообразных форм культуры, ее достижений была осознана как научная проблема еще в эпоху античности. Становление культурологии как науки шло по пути формирования нескольких школ: антропологической, философской, психологической, социологической.

Важным шагом к формированию научной теории стало осмысление человеческой культуры как уникального феномена и понимание необходимости ее самостоятельного изучения. Культурой в качестве объекта научного исследования интересовались философы, историки, социологи, но только в начале XX века возникла необходимость обобщить накопленный эмпирический материал, а затем и исследовать целый ряд обнаруженных закономерностей.

К середине XX века стало очевидно, что следует изучать не только уже сложившиеся формы культуры, но и такие находящиеся в стадии становления и развития явления, как процесс глобализации, охвативший все сферы культуры, научно-техническую революцию, изменившую место и роль техники в системе культуры, активно протекающие процессы массовизации и коммерциализации культуры, а также появление новых видов и способов хранения, обработки и передачи информации. Кроме этого, накапливался достаточно большой опыт исследования разного рода негативных явлений, поэтому крайне актуальной стала задача отделить культуру от антикультуры.

XX век, переживший войны и катастрофы, показал, что единственный критерий, на который стоит ориентироваться в любой сфере деятельности, -- это благо человека. Отсюда задача гуманизации всех видов и направлений человеческой деятельности. Развитие техники заставило остро почувствовать, что человека собственно Человеком делает именно освоение опыта культуры. Кроме этого, в XX веке люди осознали, насколько неповторим и уникален каждый из исторических типов культур на Земле, однако несмотря на такое разнообразие диалог между ними не только возможен, но и необходим для сохранения культурного богатства человечества.

Все эти задачи и привели к появлению новой науки. Американец Лесли Уайт (1900-1975) назвал ее «наукой о культуре» или «культурологией».

В своей работе «Наука о культуре» (1949) Уайт обосновывает необходимость формирования культурологического знания как самостоятельной науки. По его мнению, ни одна из наук не рассматривает результаты духовной деятельности человека. Поэтому необходима еще одна научная дисциплина, которая будет изучать те предметы и явления, которые являются результатом специфической деятельности человека (Уайт называет ее «символической», т.е. зависящей от символической способности человека -- способности наделять предметы и явления неким смыслом, который они изначально не содержат) и не зависят от биологической, телесной (или «соматической») сущности человека. Поскольку эти предметы и явления составляют сферу человеческой культуры, то наука, их изучающая, получает название «культурология».

Называя Лесли Уайта «отцом культурологии», следует признать его заслуги:

  • 1) Уайт ввел само понятие «культурология»;
  • 2) выделил культурологию как самостоятельную науку;
  • 4) определил ее специфический объект изучения -- культуру.

Таким образом, культурологию можно определить как науку, формирующуюся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающую культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия.

Обосновав необходимость культурологии как самостоятельной науки, Л. Уайт определил и ее принципы, которые могут считаться общеметодологическими и для других гуманитарных наук.

Во-первых, это принцип всеобщей связи и развития -- все явления и объекты необходимо исследовать с учетом их генезиса, взаимовлияния друг на друга, роли в мировом культурно-историческом процессе.

Во-вторых, это принцип научного абстрагирования. Он используется для моделирования различных ситуаций во многих науках. Уайт приводит пример из физики -- системы, в которых тело движется прямолинейно и равномерно, без учета силы трения, тоже есть научная абстракция. Но для изучения законов движения в ряде случаев силой трения можно пренебречь. В культурологии подобное научное абстрагирование применяется, когда речь идет о культуре вообще, ее структуре, функциях и т.д. Ведь реально культура существует только в конкретно-исторических формах, в определенных пространственно-временных рамках, ее создают реальные люди. Но при изучении теории культуры этими конкретными факторами наука позволяет пренебречь.

К методам культурологического исследования относятся следующие:

Диахронический метод - метод исследования исторического развития культуры в целом как предмета культурологического изучения.

Синхронический метод - метод исследования культуры с точки зрения соотношения между ее составными частями (элементы находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент) или разных культур, сосуществующих в один период времени.

Сравнительно-исторический метод - мировые культуры исследуются и анализируются в связи с историческими, социальными и другими условиями каждой данной страны, каждой данной эпохи.

Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать элементы, явления культуры в, так сказать, «чистом» виде.

Типологический метод. Данный метод применяется для исследования таких культурологических теоретических проблем, как классификация, систематизация, моделирование. В основе его утверждение, что культура в различных областях нашей планеты складывалась, хотя и в разное время, во многом одинаковым образом.

Современная культурология объединяет целый ряд дисциплин, каждая из которых обеспечивает выполнение задач, стоящих перед этой наукой. Эти дисциплины можно очень условно подразделить на теоретические и исторические.

Теоретическая ветвь включает в себя:

  • - философию культуры, которая изучает наиболее общие проблемы существования культуры;
  • - теорию культуры -- изучение закономерностей развития и функционирования культуры;
  • - морфологию культуры -- изучение различных форм существования культуры, таких, например, как язык, миф, искусство, религия, техника, наука.

Историческая ветвь, в свою очередь, включает:

  • - историю культуры, которая занимается типологией культур, сравнительным анализом развития различных культурно-исторических типов;
  • - социологию культуры, которая исследует функционирование культуры в обществе, взаимосвязь общественных и культурных процессов.
  • - практическую культурологию, которая определяет, на каком уровне человеческая деятельность приобретает характер культурной. Очевидно, что для каждой исторической эпохи этот уровень своеобразен.

Иерархически в культурологии можно выделить два основных профиля познания: собственно культурологию (в узком смысле) - как интегративное знание о целостном феномене культуры в реальном историческом времени и социальном пространстве ее существования - и культуроведение - как совокупность частных научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры по специализированным областям деятельности (экономическую, политическую, религиозную, художественную и пр. культуры).

Категории, т.е. понятия, -- важнейший показатель того, как сформировалась наука, насколько развит ее язык. Система категорий отражает общую структуру научного знания, показывая взаимодействие частных наук и философии как общей методологии; также через категориальный аппарат науки можно проследить ее генезис и взаимодействие с другими отраслями знания.

Категории культурологии - наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания.

В культурологических науках до сих пор не разработан и не систематизирован целостный категориальный аппарат, поэтому формирование корпуса культурологических категорий происходит в основном путем заимствований из философии, социологии, психологии, лингвистики и других областей познания, по мере необходимости модернизируемых в соответствии с аналитическими нуждами культурологии. Вместе с тем немалая часть базовых категорий культурологии не имеет прямых аналогов в других науках (например: категории художественной формы и культурной формы отмечают весьма различающиеся наборы признаков) и нуждается в самостоятельной разработке и обосновании.

Все культурологические категории можно разделить на следующие группы:

  • 1. Всеобщие. Это философские понятия, которые используются во всех отраслях знания, например: «сознание», «бытие», «развитие».
  • 2. Общенаучные. К этой группе относятся понятия, составляющие методологическую основу научного знания: «закономерность», «процесс», «типология», «система» и пр.
  • 3. Заимствованные из других наук. Категории целого ряда наук используются культурологами при изучении пограничных проблем, связанных с литературоведением, историей, искусствознанием, религиоведением: «эпоха», «период», «стиль», «конфессия» и пр.
  • 4. Собственно культурологические. Эти категории либо отражают процессы, наблюдаемые при изучении культуры -- «глобализация», «массовизация», «синтез культур» и пр., либо фиксируют какие-то явления -- «культурная динамика», «архетип», «гуманизм» и пр.

, языкознания , этнографии , религии , социологии и искусствоведения . Однако, в зарубежной научной классификации культурологию как отдельную науку не выделяют . Данная область знаний в англоговорящих странах называется Cultural studies, а в немецкоговорящих странах - Kulturwissenschaft. Феномен культуры в Европе и Америке понимается преимущественно в социально -этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология .

Предмет культурологии

Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная , опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы - экономическую, политическую, религиозную, художественную - с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

Метод культурологии

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: - Генетический: направлен на обнаружение генезиса. - Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).

Основные школы культурологии

Общественно-историческая школа

Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту , Гегелю и Гумбольдту , группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби , а в России - Н. Я. Данилевский .

Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

Расово-антропологическая школа

Основная идея этой школы - показать решающее влияние расового фактора на историческое и культурное развитие. По мнению представителей данной школы, расы не равны между собой, что обуславливает неравенство создаваемых ими ценностей. Всё поведение людей детерминировано биологическим происхождением, расовые смешения вредны, так как они наносят урон развитию культуры. Основные представители: Жозеф Гобино , Людвиг Вольтман , Жорж Лапуж .

Социологическая школа

В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот , П.А.Сорокин , Альфред Вебер .

Символическая школа

Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё - и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр , Эрнст Кассирер , Клод Леви-Стросс .

Культурология в России

Становление культурологической науки в России связано с деятельностью советского-армянского ученого Э.С. Маркаряна (1929-2011) и его первыми научными исследованиями по культурологии в 1960-1970-х гг., открывшими новое направление в советской науке . На рубеже 1980-1990-х гг. культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и направление высшего образования. За последние десятилетия в России сложились школы:
- философии культуры (А. И. Арнольдов, Г. В. Драч, Н. С. Злобин , М. С. Каган , В. М. Межуев, Ю.Н. Солонин , М. Б. Туровский и др.).
- теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков , А. А. Пелипенко , Э. В. Соколов, А. Я. Флиер и др.),
- истории культуры (С. Н. Иконникова, И. В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И. Г. Яковенко и др.),
- социологии культуры (А. С. Ахиезер , Л. Г. Ионин, Л. Н. Коган , А. И. Шендрик и др.),
- культурной антропологии (А.А. Белик, Э. А. Орлова, Ю. М. Резник и др.),
- прикладной культурологии (О.Н. Астафьева, И. М. Быховская и др.),
- культурологии искусства (К. Э. Разлогов , Н. А. Хренов и др.),
- семиотики культуры (Ю.М. Лотман , В. Н. Топоров , Вяч. В. Иванов , Е. М. Мелетинский и др.),
- культурологического образования (Г. И. Зверева, А. И. Кравченко. Т. Ф. Кузнецова, Л. М. Мосолова и др.).
С 1992 г. приступил к работе научно-исследовательский , а в 2006 г. было образовано Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО) , объединившее в своих рядах основную массу российских культурологов. В вузах России ведется широкая подготовка специалистов-культурологов, диссертационными советами присваиваются ученые степени по специальностям теория и история культуры, философская антропология и философия культуры. Как научно-исследовательское направление культурология находится на подъеме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира, глобализация , мультикультурализм и пр.

Примечания

Литература

  • Астафьева О. Н. , Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал / Рос. ин-т культурологии. - 2010. - № 1.
  • Ахутин А. В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии. - М.: Академический проект, 2005. - С. 10-47.
  • Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. - СПб. : Университетская книга, 1998. - 640 с. - 10 000 экз, экз. - ISBN 5-7914-0022-5
  • Доброхотов А. Л. , Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2010. - 480 с.: илл. - (Высшее образование).
  • Пучков А. А. Архитектуроведение и культурология: Избранные статьи. - Киев: Изд. дом А. С.С, 2005. - 608 с. - ISBN 966-8613-06-6 .
  • Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие. 2 переработанное издание. – М.: Согласие, 2010. – 672 с. – ISBN 978-5-86884-134-7
  • Флиер А. Я. Культурология 20 – 11. – М.: Согласие, 2011. – 560 с. – ISBN 978-5-86884-141-5
  • Флиер А. Я. Феномен культурологии: опыт новой интерпретации // Обсерватория культуры. 2011. № 2. С. 4-19.

Ссылки

  • Ассоциация культурологических кафедр и научных центров
  • Костина А. В. Высшее культурологическое образование в XXI веке: перспективы развития // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 11 - Высшее образование для XXI века.
  • Кузнецова Т. Ф. Динамика социогуманитарного знания: судьбы современной культурологии // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение » . - 2012. - № 2 (март - апрель) (архивировано в WebCite).
  • Кузнецова Т. Ф. Картина мира как проблема в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 4. - С. 28-32.
  • Тарасов А. Б. Культурология праведничества // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 155-159.
  • Хорина Г. П. Судьба социалистической идеи в России в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 4. - С. 43-45.
  • Шендрик А. И. Об актуальности культурологии как науки и учебной дисциплины // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 4. - С. 24-28.
  • Пелипенко А.А. В защиту культурологии .

    Культурология - наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

    Предметом культурологи являются объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает условия и механизмы оптимизации культурных процессов на общенациональном уровне, региональном, на уровне социально-культурологической общности.

Необходимо отметить, что культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия различных сторон человеческого общества.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. Также используются такие методы, как:

    Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

    Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

    Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.

    Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

    Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

    Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил французский критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

    Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

    Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

    Как уже говорилось, культура представляет собой многофункциональную систему. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

    Функция трансляции (передачи) социального опыта, нередко её называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в следующих системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, языках, науке, философии, религии и др. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов.

    Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофоне человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего о этому признаку.

    Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей, В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные темы, как мораль и право.

    Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия).

    Ценностная или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаше всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Лекция 6. Культурология как наука о культуре

1. Культура как предмет культурологии

Слово культура произошло от латинского cultura: «населять, культивировать, поклоняться» (последнее нашло свое отражение в понятии cultus – «религиозный культ»).

Во всех случаях раннего употребления слово «культура» означало культивирование или выращивание животных и растений. Со временем первоначальный смысл, в сущности сельскохозяйственный, претерпел решительные изменения и стал использоваться для характеристики процессов развития и совершенствования как личности, так и общества.

В. Даль дает следующее определение понятия культура : культура – обработка и уход, возделывание и возделка, образование, умственное и нравственное.

Важный поворот в интерпретации слова «культура» произошел в XVIII в. Немецкий философ И. Гербер (1744–1803) в книге «Идеи к философской истории человечества» предложил понимать культуру как своего рода набор тех или иных уникальных достижений истории цивилизаций, в результате чего стало возможно говорить о культуре Древнего Египта, Средневековья и т. д.

В современных европейских языках можно выделить четыре основных смысла слова «культура»:

1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного и эстетического развития личности;

2) обозначение состояния общества, основанного на правопорядке и моральных принципах. В этом смысле слово «культура» совпадает с понятием «цивилизация»;

3) указывает на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-либо обществу, группе людей, какому-то историческому периоду;

4) обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.

В отечественной культурологии доминируют два подхода к исследованию культуры. Один из них рассматривает культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Это аксиологическая интерпретация культуры (от греч. axios – «ценность»).

Здесь культура предстает как некий итог, предшествующий деятельности человека, являя собой иерархию значимых для конкретного общества и индивида смысловых образований.

Другое направление акцентирует внимание на деятельност-ной интерпретации культуры, которую также называют праксиологической (от греч. praxis – «дело, действие»).

Здесь культура понимается как совокупность внеприродных механизмов, благодаря которой стимулируется процесс и реализуется активность людей в обществе. Оба этих определения исходят из друидаментального для всей культурологи противопоставления «природа – культура».

Если в общественном сознании культура выступает как собирательный образ, объединяющий религию, науку, искусство и т. д., то культурология использует понятие культуры, которое раскрывает универсальное отношение человека к миру, посредством которого человек осознает мир и самого себя.

Универсальное отношение человека к миру, которым характеризуется культура, определяется смыслом.

Смысл служит посредником между человеком и миром, и мир культуры, в которой мы живем, – это в первую очередь мир смыслов. Эти смыслы могут быть рациональными и иррациональными, осознанными или бессознанными, но если смысл общезначимый, то он имеет отношение к культуре. Именно через смысл можно дать определение культуры как предмета культурологии.

Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесении со смыслом всего существующего.

Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который, передаваясь из поколения в поколение, определяет способ бытия и мироощущения людей.

2. Формирование понятия «культура» и его философское осмысление

Понятие «культура» принадлежит к числу фундаментальных понятий в языке западной цивилизации. Понятиям такого рода всегда трудно дать определение, потому что частное понятие, как правило, определяется через более общее. Кроме того, определение предполагает выделение ряда признаков, характеризующих данное понятие.

Когда же мы сталкиваемся с базовыми понятиями, которые сами по себе являются предельно общими и характеризуются огромным множеством разных признаков, определять их приходится другим способом. В такой ситуации важно проследить историю такого понятия, выявить соотносимые с ним и дополняющие его термины, описать область явлений, которую оно обозначает.

Понятие «культура» происходит из латинского языка. Первоначально слово «cultyra» означало «обработка, уход, возделывание земли, земледелие». Также оно было близким по значению и происхождению к способу «культ» (cultus). Оба они указывают на почитание богов, религию. Уже начиная с I в. до н. э. слово «культура» стало обозначать и воспитание человека, развитие его души, образование.

Впервые такое употребление термина «культура» встречается в трудах великого римского оратора и философа Цицерона. Прекрасно зная древнегреческий язык, он приблизил смысл латинского слова «культура» к смыслу греческого понятия «пайдейа». Греки видели в «пайдейе» (воспитанности, образованности) свое главное отличие от варваров.

Таким образом, культура (образованность) через противопо-становление оказалась связана с понятиями о варварстве, дикости, невежестве.

Другим понятием, которое еще в древней философии было одновременно противопостановленным и взаимодополняющим слова «культура», явилось понятие «природа», «натура» (от лат. natyra – «природа»). Природа противостояла культуре как мир естественности, а не искусственности, инстинктов врожденных, а не установленных человеческим разумом законов и норм морали.

В III–V вв. н. э., в эпоху поздней Римской империи, понятие «культура» сблизилось по смыслу со словом «цивитас» (civitas), которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, который противопоставляли деревенской дикости и невежеству.

Данные значения, главным из которых были «воспитанность», «образованность», закрепились за словом «культура» на очень долгое время.

Мало нового в развитие этого понятия внесли и Средние века (V–XVII вв. н. э.), и эпоха Возрождения (XIV–XVI вв. н. э.). Однако надо отметить, что в период Возрождения «культура» стала в большей степени ассоциироваться с признаками личного совершенства, с соответствием гуманистическому идеалу человека, основанному на образцах античной эпохи.

В эпоху Просвещения (XVIII – начало XIX вв. н. э.) слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия. В этот период оно использовалось вместе с близким по смыслу термином «цивилизация».

Деятели Просвещения полагали, что цивилизованность, или культурность, европейских наций заключается в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах, а проявляется цивилизованность в достижениях европейцев в области ремесел, наук и искусств. Противопоставлением этому являлись дикость и варварство древних и неевропейских народов.

Представители позднего Просвещения немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель разработали концепции исторического развития культуры, ее прогресса. Они рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии.

Идеи прогресса, эволюционного развития стали преобладающими в мировоззрении людей XIX в., которым прогресс культуры начал видеться бесконечным процессом постоянного и все большего его совершенствования. И только в ХХ в. стала ясна вся тщетность этих надежд.

Таким образом, философское понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природных явлений. Культура – это то, что создал человек, природа – то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» являются коррелятивными, т. е. дополняют друг друга и определяются через отличие друг от друга.

Одной из наиболее сложных задач является проведение границы между природными и культурными явлениями. И, пожалуй, нигде эта граница не бывает столь неясной и неопределенной, как в самом человеке.

3. Понятие «культура» в языках различных наук и в разговорном языке

В современном смысле происхождение понятия «культура» связано с областями педагогики (культура как образованность, воспитанность) и философии (культура как искусственный, созданный человеком мир, отличающийся от естественного мира, природы). Кроме того, это понятие уже давно используется не только в этих сферах, но и в разговорной речи, и словарях различных наук. Наиболее характерно это прежде всего для европейских языков, включая русский, поскольку все они в той или иной степени испытали влияние античной традиции. Немаловажен и тот факт, что латинский язык является основой международной научной и философской терминологии, и слово «культура» (в разных формах) заимствовано из латыни языками, широко распространенными во всем мире: французским, английским, испанским и др.

Для разговорного языка, используемого в повседневном общении, свойственно недостаточно четкое определение значений понятия. Таково основное отличие данного типа языка от языка науки, который стремится наиболее точно и однозначно сформировать смысл своих терминов, в то время как в разговорной речи и в базирующемся на ней литературном языке значение слова скорее связано с какими-то признаками, качествами.

Понятие «культура» в русском языке (в его разговорной, литературной и публицистической версиях) связано с такими качествами, как образованность, воспитанность, нравственность.

Часто словом «культура» обозначают определенные сферы человеческой деятельности – искусство, науку, образование, религию, философию, а также интерес к ним у какого-либо человека. К такому пониманию слова «культура» близки по смыслу характерные словосочетания «культурный человек» (человек воспитанный, образованный и вежливый, следующий нормам морали, интересующийся литературой, театром, кино, музыкой и т. д.), «деятель культуры» (чаще всего человек искусства, преподаватель, ученый, философ, священник), «культурные учреждения» (театры, филармонии, библиотеки, учебные заведения и т. п.), «культурные мероприятия» (спектакли, концерты, лекции, киносеансы и др.).

Кроме разговорной речи и литературно-публицистического употребления, слово «культура» широко используется и как научный термин.

Чаще всего этот термин применяется в гуманитарных науках (философия, история, филология и т. п.). Однако в некоторых ситуациях слово «культура» применительно к физике, астрономии или математике.

Можно говорить, например, о «высокой культуре научного исследования», «культуре эксперимента», понимая под «культурой» высокую степень совершенства эксперимента, исследования.

В агрономии «культурой» называют сорт растения, выращиваемого человеком, употребляются сочетания «культурные растения», «зерновые культуры» и др. Это связано с первоначальном латинским значением слова cyltura – «земледелие», «обработка земли».

Рассмотрим в качестве примеров использования термина «культура» в некоторых гуманитарных науках.

В этнографии – науке, занимающейся сравнительным изучением культур различных народов, например племен Африки, Америки, Австралии, Океании, Сибири и др., понятие «культура» используется в крайне широком смысле. Культура какого-либо племени – это система характерных для него обычаев, норм поведения, способов коммуникации (язык, жесты, мимика), отношений родства, общественных связей, трудовых навыков, религиозных представлений и обрядов. Некоторые этнографы полагают, что под культурой следует понимать только результаты деятельности человека, созданные им вещи или явления.

В социологии – науке об обществе – понятие «культура» используется в самых разных значениях. Как правило, «культура» для социолога – это определенные социальные институты, организации деятелей искусства и т. д.

Под «культурой» могут пониматься общественно значимые виды деятельности, такие как наука, искусство, религия, образование, а иногда и спорт.

В некоторых случаях «культура» означает нормы и идеи, помогающие управлять обществом и смягчать конфликты между социальными группами (религиозные заповеди, моральные предписания, правовые нормы, обычаи и т. п.).

Специфический смысл придается термину «культура» в археологии – науке, исследующей остатки жизнедеятельности людей прошлого.

В данном контексте «культура» – это вся совокупность археологических находок, сделанных в какой-нибудь местности и относимых к какому-либо определенному историческому периоду, приписываемых какому-либо виду людей (неандертальцам, кроманьонцам) или племени.

Все остатки жизнедеятельности людей образуют то, что археологи называют «культурным слоем». Часто, но не всегда археологическая культура получает название от современного населенного пункта, рядом с которым открыто историческое захоронение.

В искусствоведении (науке, изучающей искусство прошлого и настоящего времени) существуют различные тенденции в истолковании понятия «культура».

С одной стороны, некоторые искусствоведы склонны отождествлять культуру и искусство, понимать под «культурой» прежде всего искусство во всем его многообразии.

С другой стороны, «культура» в искусствоведческих исследованиях часто образует некую среду, окружающую какое-либо явление искусства, направление в искусстве, личность автора.

Наконец, в филологии , или лингвистике (науке о языке), есть раздел, называемый «культура речи». Он изучает нормы устного и письменного литературного языка.

Владение этими правилами ставит человека на определенный уровень «языковой культуры».

Таким образом, понятие «культура» широко используется как в разговорном и литературном, так и в научном варианте языка.

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

2.5. Культурология в системе гуманитарного знания Культурология как наука тесно связана с другими науками, которые называются социально-гуманитарными, т. е. изучающими общество и человека. Это взаимодействие необходимо, так как позволяет глубже и многограннее

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

10.2. Наука и сознание человека. Наука и нравственность Одним из связующих звеньев между внутренним развитием науки и сознанием людей служит картина мира. Она становится одним из механизмов влияния науки на мировоззрение, поэтому важно разобраться, что она собой

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

Раздел III Практическая культурология

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Из книги Культурология и глобальные вызовы современности автора Мосолова Л. М.

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о

Из книги Любовь и политика: о медиальной антропологии любви в советской культуре автора Мурашов Юрий

Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология 1. Теоретические исследования в культурологииКультурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

Лекция 12. Место и роль россии в мировой культуре 1. Культура России и русский национальный характерНесмотря на богатую историю и культуру, в России можно наблюдать недостаток среднего уровня культуры. Отечественный философ Николай Бердяев отмечал, что русские –

Из книги автора

Культурология и глобальные вызовы современности ©Авторы докладов, 2009©Мосолова Л.М., гл. ред., 2010©Бондарев А.В., составитель, науч. ред., 2010© Изд-во СПбКО, 2010Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было

Из книги автора

Педагогизация любви в русской культуре XIX века и в ранней советской культуре В русской литературе XIX века возникновение и развитие любовных сюжетов существенно связано с проблемой письменной медиализации, с медиумом письма. Письмо Татьяны к Онегину может служить

Из книги автора

Культурология Еще сохранилась память о том времени, когда чиновники предложили исключить культурологию из образовательного стандарта. Культурология стала развиваться в нашей стране в 60-х годах прошлого века. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые

Из книги автора

1.2. Культурология как особое направление научных исследований В западном обществознании («socialsciences») культурология как самостоятельная дисциплина отсутствует, а ее функции выполняет комплекс антропологических дисциплин (социокультурная антропология, этнология и др.). В

Из книги автора

ТЕМА 1 Предмет курса «Культурология» Преобразования последних десятилетий заставили более трезво оценить достижения отечественной культуры. Сначала произошёл переход от их безудержного восхваления к безудержной критике, а затем – к своеобразной ностальгии по