Таты кто они такие. Любовь к языку, пронесенная через века

На современных этнических картах Закавказья и, в частности, на карте Азербайджана ареал расселения татов практически не выделяется, между тем, ираноязычные таты составляют довольно значимый процент населения современного Азербайджана. По разным данным, число татов в этой стране колеблется от 1 до 2 млн. До последнего времени в их число включали так называемых «татов-иудеев», а также «татов- христиан». Однако современные исследователи не находят каких-либо этнических связей между различными группами татов. Таты-иудеи ныне в научных кругах обозначаются, как горские евреи, а таты-христиане считаются неотъемлемой частью армянского этноса, в силу исторических событий воспринявших язык персов, но сохранивших армяно-григорианскую веру. После депортации и резни армян в Азербайджане таты-христиане переселились в Армению, основав ряд поселений недалеко от Еревана.

Принято считать, что первые иранские поселения в Закавказье появились в эпоху Ахеменидов, а во время правления Сасанидов регион стал компактно заселяться ираноязычными группами. После появления тюрков в Закавказье и, в частности, на территории нынешнего Азербайджана многие этнические группы подверглись усиленной ассимиляции, в том числе и таты. Процесс этот продолжается и сегодня.

По сведениям «Свода статистических данных о населении Закавказского края», извлеченных из посемейных списков 1886 г. (Тифлис,1893), таты составляли почти половину - 49% мусульманского населения Бакинского, 24% – Кубинского уездов. В источнике отмечается, что в целом в Азербайджане проживает 119.663 татов. Области проживания татов в источнике указаны в нижеследующем порядке: Бакинский уезд – 44.989, Кубинский уезд – 58.510, Геокчайский уезд – 14.555. Кроме того, татские поселения имелись в Сюнике, в частности, в районе Мегри, а также в некоторых других районах Восточной Армении. Кавказский календарь 1907 г. выявляет крупные поселения татовмусульман на Апшеронском полуострове, а также в северо-восточных и центральных районах современного Азербайджана.

Вот список татских селений, по данным статистики 1907 г.

Абдуль-оба, Айдикент, Айдинляр, Аллах-ярли, Алпаут, Амирджан, Ангелан, Араб-кишляг, Араскюш, Армяки, АрмяниДигах (бывшее армянское поселение в Кубинском участке), Аспарсанд-кишляги, Афурджа, Бинагады, Билиджи, Бильгя-1, Бильгя-2, Ахмед-булах, Баладжары, Балаханы, Бурган, Велибостан, Вардах, Гаджи-кишляги, Гасан-Гирей-кишляги, Гедык, Гендоб, Геокмалы, Гиланы, Гимейды, Гюлязы, Гюлях, Гюмур, Гюневша, Гюней-кишлаги, Данге, Дара, Дарагянды, Дараджа-Гейдар, ДараЗакрат, Дегирман, Дерк, Джугутляр, Дигя, Иснов, Калей-Худаб, Карс, Кевна, Кеш, Кизиль-казьма, Кон-хирт, Кюнчал, Мардакян, Масазыр, Памба, Пиремсиян, Пчух, Рустов, Ручух, Сар-тард, Саядхизы, Сиазан, Сюгюб, В. Телаби и Н. Телаби, Тух, Фатьмаи, Шихово. Вышеуказанные населенные пункты находились в Бакинской губернии; жители этих населенных пунктов во время переписи назвали себя татами, в остальных же селениях таты писались тюрками. Основным населением города Баку в начале прошлого столетия были таты. В 1921 г. число татов в Азербайджане превышало 100 тысяч. В 1931 г. зафиксировано 60,5 тысяч татов, а уже в 1989 г. 10 тысяч. По переписи 1999 г. в Азербайджане, по официальным данным, лишь 10,9 тыс. человек признали себя татами. Однако только в одном селении татов – Лахидже – проживает более 10 тысяч человек, следовательно, официальные статистические данные народонаселения в Азербайджане не могут отражать реальную картину расселения татов в этой стране и особенно их численность.

Этнолингвисты из США провели исследование среди татов-мусульман Азербайджана в 2005 г. Несмотря на сильную ассимиляцию, жители ряда районов Азербайджана по-прежнему себя называют татами. Так, например, в Дивичинском районе отмечено 15 селений, население которых себя именует татами. В Сиазаньском районе таких селений 5 (Сиазань, Сейдан, ДагКушчу, Зарат и Эришкуш). В Кубинском районе 47, в том числе и селение Заргава, где армянское население было исламизировано и далее записано татами или тюрками. В Хизинском районе 17 селений – жители которых себя считают татами. В Исмаилинском районе таких населенных пунктов 21, а в Шемахинском районе - 8. Ираноязычные селения имеются и в других районах Азербайджана, например, в Евлахском или Казахском, однако татское население в этих районах уже больше века записано азербайджанцами. В некоторых регионах Азербайджана таты компактно соседствуют с тюрками, лезгинами, шахдагскими народностями и тюркизированными армянами, особенно в Исмаилинском и Шемахинском районах. В Дивичинском, Сиазаньском районах таты и сейчас составляют большинство населения, но лишь жители некоторых селений себя именуют татами. Татские селения разбросаны также в Хизинском, Кубинском, Агдашском районах, а также на Апшероне.

В некоторых районах имеются локальные группы татов, где применяются разные этнонимы. Таты, жители Апшерона, называют себя парсами, а жители горных селений северо-востока именуются даглы. Отдельным этнонимом пользуются жители крупного селения Лахиджа Исмаилинского района. Они именуют себя по названию своего села. Много татов, выходцев из Азербайджана, проживают в России, особенно в Москве и в Московской области, некоторые исследователи отмечают, что среди азербайджанцев, проживающих в России, численно преобладают таты и талыши (другой ираноязычный этнос, также подвергшийся сильной ассимиляции в Азербайджане). Окончания фамилий у татов в большинстве тюркские – как и названия многих татских сел.

В Азербайджане периодически меняются названия населенных пунктов, особенно в районах с мультикультурным населением. Так, за последние 15 лет переименованы почти все лезгинские, аварские, цахурские, талышские, рутульские и шахдагские селения, а также татские селения, названия которых имели иранское происхождение. А в некоторых случаях названия татских селений просто искажаются, приобретая тюркскую форму звучания, например Зардов (по-татски) и Зырдоба (по-тюркски). Однако процесс ассимиляции среди татов также происходит добровольно. Многие ираноязычные группы в Азербайджане себя считают тюрками, не придавая особого значения сохранению национального самосознания. Эксперты отмечают, что таты Азербайджана никогда не имели возможности обучаться на родном языке, даже в самых крупных татских селениях обучение велось только на тюркском, что создавало парадоксальную ситуацию, когда, живя среди своих, многие таты себя считали азербайджанцами. Вливаясь в тюркскую среду, таты начинают играть в ней заметную роль. Многие видные политические деятели, а также представители азербайджанской интеллигенции имеют татское происхождение. Татами по происхождению являлись первый секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР Вели Ахундов, председатель Центрального исполнительного комитета CССР Газанфар Мусабеков, председатель КГ Б Азербайджана Ильгусейн Гусейнов, председатель Совета Министров Азербайджанской ССР Садых Рагимов, министры Азербайджанской ССР Сатар Зульфугаров, Эльмира Гафарова, первый президент Азербайджанской ССР Аяз Муталибов и многие другие. Кроме Азербайджана, таты проживают также в Дагестане и Иране. В Дагестане татский этнос также подвергся сильной ассимиляции и опять же тюркизировался, став частью терекемейцев – особой группы азербайджанцев, проживающих на юге Дагестана.

По религии таты в основном мусульмане-шииты, малая часть – сунниты. Однако, как отмечается в ряде исследований, таты, как и персы, изначально были зороастрийцами, и в некоторых традициях современных татов все еще прослеживаются следы зороастризма. Часть исследователей ранее отмечали некоторые особенности татов-шиитов и татовсуннитов, в частности, влияние окружающих народов на ираноязычный этнос. Там, где таты жили с лезгинами и другими дагестанскими народами, были заимствованы религиозные и культурные обычаи этих народов, и появлялись некие границы между татами, суннитами и шиитами. В Апшероне, а также в Кубинском, Хизинском, Исмаилинском и Шемахинском районах Азербайджана имелись селения исламизированных армян. Жители этих сел впоследствии стали считаться татами и тюрками.

Не имея возможности для развития своей национальной культуры, языка и этнических особенностей, таты практически растворились среди тюрков современного Азербайджана. Этническое самосознание сохранилось лишь у тех татов, которые жили изолированно, однако и в этом случае не удалось избежать частичной культурной ассимиляции. Нефтяной бум и связанная с этим внутренняя миграция из татских селений в Баку и другие крупные города окончательно смоют все следы этого ираноязычного народа. Осознавая, чем завершится история татов в Азербайджане, научные круги актуализировали татскую тематику, возможно, это поможет остановить окончательную ассимиляцию татов в Азербайджане.

Арман Акопян

Прежде чем выяснять, где проживают таты, желательно узнать, кто они такие. С самого начала необходимо оговорить, что слово «таты» первоначально не представляло собой этноним. То есть это не название племени. Скорее, это понятие социальное.

Социальный термин

Татами тюрки называли оседлые племена, обозначая этим термином образ жизни людей и положение в обществе. И не просто оседлые племена, а покоренные ими. Поэтому название носило уничижительный характер. Позднее тюрки под термином «тат» подразумевали человека, находящегося в услужении. Поэтому говорить о том, что существует национальность таты, надо с оговоркой. В течение времен на различных территориях этот термин имел отличные друг от друга значения. Так, в период раннего Средневековья все население Средней Азии и говорящее на иранском языке, называлось татами. В Иране этот термин применялся к оседлым ирано-язычным племенам.

Сейчас скорее национальность

Время шло, и племена превратились в народность. В наше время словосочетание «национальность таты» встречается повсеместно. Иногда с оговоркой, что нет четкого определения, что такое национальность. Что само это понятие или упрощается, или сознательно искажается. Так или иначе, или языковая группа, персы Закавказья или иранский этнос, из названий понятно, что там, где существуют таты, там тепло. Это южные в основном нарды. В зависимости от региона проживания, у татов существует много самоназваний - парси и лохиджихон, даглы и тати. У каждого народа своя интересная история. Чем старше возраст народа, тем насыщенней история. Первое упоминание о татах относится, по мнению некоторых историков, ко времени Хазарского каганата, то есть к VII-X векам. Таты необычайно многообразны. В своем составе они имеют как христиан (в основном монофистов), иудеев, так и мусульман (суннитов и шиитов).

Нет единого мнения

Отдельной группой сюда входят таты - горские евреи. Хотя другие историки аргументированно доказывают, что категорически нельзя совмещать эти понятия, характеризующие совершенно разные народности. или гьивры, - еврейский субэтнос (это название определяет группу людей, проживающих компактно и отличающихся от своего этноса небольшими, но характерными особенностями, обусловленными историей образования). Таты - народ в основном иранского племени или персы. А горские евреи - народ, корнями уходящий в Иудею. На территории России в начале XX века горские евреи, боясь преследований по национальному признаку, записывались татами. Возможно это стало из-за проживания на одних территориях и общего языка - и таты, и горские евреи говорили на татском языке вплоть до появления Азербайджанской республики. Чего греха таить, в Советской России всегда существовало негласное притеснение евреев. Сейчас, спустя век, для жителей Дагестана таты, горские евреи - понятия идентичные, слова-синонимы.

Евреи, когда надо совершить алию

Однако, когда после перестройки многие евреи потянулись на историческую родину, таты стали доказывать, что они горские евреи. Таким образом, запутанное стало еще более запутанным, и ни по одному вопросу нет единого мнения. В конце XIX века высказывалось мнение, что таты произошли от иранцев, переселенных к Каспию еще при Шапуре II (309-381), шахиншахе Персии. А евреи, переселившиеся сюда же из Ирана в V веке нашей эры, восприняли татский язык, но остались верны своей религии. По другим источникам, персы появились в Закавказье в 558-330 годах до нашей эры, когда династия Ахеменидов, воинственных царей Древней Персии, успешно ведших захватнические войны, присоединила эти территории в виде сатрапий, или военно-административных округов. Так или иначе, но таты - народность, корнями уходящая в Древнюю Персию.

Не самый большой народ в мире

Сейчас численность этого народа составляет 350 тысяч человек во всем мире, существуют территории, где проживают таты, и можно, несмотря на отсутствие единства мнений, составить себе более-менее четкое представление, кто они такие, почему и где именно поселились. Во всех точках мира можно найти представителей этой народности, но есть определенные места, где проживают таты компактно. Самое большое количество представителей этой национальности на сегодняшний день находится в Азербайджане. Следующая по численности проживающих татов - Россия, здесь они сконцентрированы на севере Дагестана. Кроме того, они живут в Грузии, Турции, а некоторые исследователи полагают, что и таджики имеют с татами общие корни. На территории этой страны они тоже проживают.

Наибольшее число татов проживают в Азербайджане

Вернемся к Азербайджану, где проживают таты в большем количестве, чем в других странах. Как уже отмечалось выше, из-за политики, проводимой царями из династии Сасанидов (в частности, Шапура II), таты на территорию современного Азербайджана прибыли из Ирана и поселились в Ширване, исторической области Закавказья, которая находится на западном берегу Каспия и простирается от дельты Куры в южной своей части до Дербента на севере. Подавляющее большинство переселенцев исповедовали иудаизм. Но таты на этих территориях охотно ассимилировались с местным населением. В XIII была проведена исламизация этой народности. В 30-е годы прошлого века, после введения понятия азербайджанец, многие таты стали считать себя ими.

Любовь к языку, пронесенная через века

Несмотря на ассимиляции, принятие другого языка, исламизацию, боязнь преследования по национальному признаку, таты в Азербайджане живут и сейчас, в узком кругу общаются на «татском». Более того, в Азербайджане принята по сохранению этого языка. Изданы букварь и учебники. Апшеронский, Хызынский, Дивичинский и Губинский - это те районы, где живут таты, из среды которых вышло много знаменитых людей. Например, всемирно известный композитор Кара Караев говорил о том, что считает своей родиной Апшерон, а не Азербайджан. Надо сказать, что в этой стране сохранилась небольшая, но довольно замкнутая община татов-иудеев, далекие предки которых, по их убеждениям, были одним из потерянных колен израильского народа, уведенным царем Навуходоносором в плен еще до нашей эры. Данные о количестве татов очень разнятся. Можно сделать вывод, что подлинная численность не установлена, а настоящее количество татов в этой стране - как мусульман, так и иудеев - значительно выше декларируемой.

Дагестан - средоточие татов в России

Таты в России живут на территории Дагестана, который является многонациональной республикой. В небольших количествах встречаются и в других республиках Закавказья. Всего в РФ их насчитывается 19,4 тысячи человек. И в России вокруг этой народности не утихают споры. Одни утверждают, что всех говорящих на татском языке, относящемся к иранской ветви индоевропейских языков, которое представляет собой наречие новоперсидского, надо считать одним этносом, другие с этим никак не соглашаются. Существует версия, что в VI веке после подавления в Иране маздакитского движения 15 тысяч колонистов были высланы на строительство Дербентских укреплений и стены. Семь поселков по наши дни населены татами - Джалган, Митаги и Кемах, Зидьян и Бильгади, Гимейди и находящийся южнее Рукель.

Статус самобытного народа

В наше время таты Дагестана получили государственный статус как самобытный народ, говорящий на одном языке. Правда, этот язык, относящийся к индоевропейской семье, здесь имеет диалекты - южный и северный, который является одним из литературных языков республики. Таты - нация (устоявшаяся общность людей) трудолюбивая, оседлая, занимающаяся в основном земледелием. Из общего количества пахотных земель Дагестана большая часть возделывалась ими. Представители народности обрабатывали труднодоступные горные склоны, превращая их в плодородные земли. Кроме того, там, где проживают таты, их всегда ценили как виноградарей, искусных обработчиков кожи и больших мастеров по производству медной посуды. Долгое время уклад их жизни был патриархальным или полупатриархальным. Главную роль играл старейший, которому все беспрекословно подчинялись. У них была своеобразная одежда и сохранившаяся по сей день богатая кухня. Интересный татский фольклор, включающий в себя сказания, притчи и сказки, сохранился благодаря народным сказителям. В большой многонациональной семье этот этнос занимает свое достойное место, а споры о том, кто есть истинный тат, будут продолжаться еще очень долго.

А где еще живут таты

Адыгея и Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия, Северная Осетия и Чечня - это республики, где живут таты в России. Правда, очень незначительными группами, не более 2-3 тысяч. Это не диаспоры, которые подразумевают сплоченную устойчивую этническую группу, часть народа вне своей страны, живущего согласно нравам и обычаям своей родины. Это просто представители другой национальности, что на Кавказе не редкость. Еще одна где проживают таты, - Грузия. Азербайджан, Дагестан и Иран - родина татов-шиитов, а Грузия и Армения - бывшие республики союза, где проживают в основном таты-христиане. Но они в большинстве своем считают себя армянами и грузинами и недоумевают, почему многие из них говорят на азербайджанском языке.

Если христиане - то монофисты

Действительно, проследить становление отдельных народов довольно трудно, еще труднее, если они несколько раз меняли вероисповедание и место пребывания. Это относится к такой народности, как таты. История их очень запутана. Не все, особенно неспециалисты, понимают, как можно прийти из Ирана иудеем, принять мусульманство, говорить на местном языке, сохраняя свою культуру, ассимилироваться с коренным населением, а затем еще и переселиться к соседям, общаясь при этом на азербайджанском языке. Необходимо оговорить, что таты-христиане в большинстве своем были монофистами. А это христианское даже не учение, а доктрина архимандрита Евтихия из Константинополя. Она отвергается, как ересь, православной, католической и многими протестантскими церквями. Может быть, поэтому, таты Армении и Грузии не делают различия между собой и основным населением. Надо еще отметить, что понятия «горные таты» не существует вообще. Есть села в горной части Дагестана, где живет эта народность, например Рукель - село, расположенное на склоне горы под названием Джалган. В одной статье сказано, что чисто татских сел в Дагестане не осталось. Жители горных поселений спускаются в равнины, а многие иммигрируют из страны.

Таты проживают на территории Дагестана и Азербайджана с незапамятных времён. Первые сведения о татах на Кавказе, по свидетельству историков, относятся к временам Хазарского каганата - это 7-10 века нашей эры. Занимались они, в основном, садоводством, рыбными промыслами, торговлей, ковроткачеством. Таты говорят на персидском наречении, но среди них есть и иудеи, и мусульмане, и христиане. Подобное религиозное многообразие трудно отыскать у других народов, но в тоже время на формирование этнического характера татов большое влияние оказала общекавказская культура. Говорит Наида Авшалумова, заведующая отделом редакции татского вещания Государственной телерадиокомпании "Дагестан", дочь классика национальной литературы Хизгила Авшалумова.

Наида Авшалумова: В отличие от других народов Дагестана, таты, говорящие на языке иранской группы индоевропейской семьи, имеющих два взаимопонимаемых диалекта - южный и северный. Буквально, можно сказать, еще 90-100 лет назад две трети татского населения проживало в 30 аулах и селениях, в некоторых селениях таты проживали совместно с табaсaранцами, лезгинами, кумыками, и другими народностями. Та часть татского населения, которая исповедует ислам, они, естественно, тоже являются татами. Есть таты, проживающие и в Дербенте, так называемые азербайджанские таты, таты-мусульмане. Но все том, что, исповедуя ислам, они говорят на едином татском языке, на том же самом, на котором говорят таты-иудеи, только, может быть, с небольшими диалектными различиями. Однако, еще один момент, о котором я хочу сказать: истоки устного творчества татов имеют иранскими корни и связаны с историей и культурой древнего Ирана.

Олег Кусов: Во второй половине 20 века таты поддержали движение за переселение евреев из Советского Союза в Израиль. Возможно, после этого и начался спор о том, имеют ли отношение таты к горским евреям. Впервые история упоминает о горских евреях в шестом веке нашей эры. Заслуженный деятель искусств Дагестана, художественный руководитель детского коллектива "Виртуозы Дагестана. Счастливое детство" Шаулми Матаев считает, что между татами и горскими евреями нельзя искать различия. С ним беседует наш постоянный автор Магомед Мусаев.

Магомед Мусаев: Шаулми Самойлович, термин еще существует "горские евреи", обычно так пишут: "таты (горские евреи)".

Шаулми Матаев: Не знаю, я тат или евреи, но вера иудейская, значит, я считаюсь евреем.

Магомед Мусаев: Теряют ли себя таты как народ в Дагестане?

Шаулми Матаев: Я бы не сказал, что да, но и нет тоже не скажу. Таты - это такая национальность, которая очень ревниво относится ко всему, то, что не их, и с большой любовью относятся к тому, что их. Вот, скажем, язык, одежда, все равно, хоть осовременились таты, но какой-то стиль сохраняется нашего восточного одеяния. Дома, например, мы говорим на своем татском языке. Особенно в ритуалах, в празднествах - свадьбы, я бы сказал, что в основном все татское, все еврейское у нас сохранено.

Магомед Мусаев: Раньше существовали отдельные села с татским населением, компактное проживание татов.

Шаулми Матаев: Я прекрасно знаю эти села. В Южном Дагестане Маджалис, в Северном Дагестане это Аксай, Костек. К сожалению, единичные семьи остались в том же Маджалисе.

Магомед Мусаев: Наибольшее количество татов все-таки в Дербенте?

Шаулми Матаев: Будем говорить, что Дербент - столица татов, и ранняя, и сейчас.

Магомед Мусаев: В иврите есть такое слово "галутиют", что значит - мировосприятие еврея, проживающего в Галути. Насколько совместимое это местечковое "шалом алейхемское" мировосприятие с татским характером?

Шаулми Матаев: Есть большое различие и мало совпадает с тем, о чем вы сейчас говорили. Наш татский герой, он и воинственный, и умный, и хитрый. У татских народов пугливость не ощущается. Потому что мы такой же воинствующий народ, как все на Кавказе.

Магомед Мусаев: У тат одна родина - Кавказ? Или же таты больше тяготеют к Израилю, земле народа Израиля?

Шаулми Матаев: Я могу ответить словами моих друзей, моих родственников на этот вопрос. Дело в том, что, встречаясь с израильтянами, я уже пять раз там был, многие евреи, уехавшие отсюда, они считают, что полсердца оставили в Дагестане, полсердца увезли в Иерусалим. Эта фраза уже говорит о том, что да, конечно, и Кавказ наша родина, да, конечно, и Израиль наша родина, родина предков.

Магомед Мусаев: Насколько антисемитизм характерен или нет для менталитета дагестанцев?

Шаулми Матаев: Антисемитизм - такое резкое слово. В Дагестане погромы, так, как это было на Украине, так как это было в других государствах, в Дагестане мы такого не помним. Я, например, считаю, что мы - таты, мы всегда являлись частицей Дагестана. Во время Великой Отечественной войны было, если я не ошибаюсь, семь героев Советского союза, заслуженные деятели искусств, народные артисты, первая женщина-горянка, которая получила в Дагестане героя Соцтруда. Ну, разве погром мог быть в Дагестане, если такие звезды, такие лица могли родиться в Дагестане? У татов, как и у любой национальности, проживающей на земле совместно с другими, естественно, есть взаимовлияние и речи, и поведения, и в культуре, в музыке. Действительно, мы - таты живем в Дагестане, мы такой же, как и аварцы, как калмыки, нас очень трудно различить, потому что мы живем на одной земле. Не может быть такого, чтобы взаимовлияния не было. Если бы мы переняли у кумыков какое-то слово и ввели в речь, и кумыки тоже что-то переняли у татов. Скажем, то же Астек, Аксай, где половина на половину жили и евреи, и кумыки. Тут без взаимовлияния никак не могло обойтись.

Олег Кусов: Магомед Мусаев продолжает беседовать о взаимоотношениях татов и горских евреев с общественными деятелями республики.

Магомед Мусаев: Любовь и братские чувства татов к Дагестану и дагестанцев находят живой отклик у дагестанцев вне зависимости от их языковой и религиозной принадлежности. В Дагестане вы нигде не увидите ни свастик, ни антисемитских лозунгов нацистского или псевдорелигиозного содержания. Тему продолжит главный редактор популярного в Дагестане еженедельника "Молодежь Дагестана" Гаджи Абашилов.

Гаджи Абашилов: Я очень рад, что на доме, где долгие годы жил Тахо Израилов в Махачкале, основатель, создатель государственного академического танца республики Дагестан "Лезгинка", открыта мемориальная доска. И дагестанцы, этнические дагестанцы предложили назвать действующий популярный профессиональный ансамбль "Лезгинка" именем Тахо Израилова. Так что говорить о каком-то антисемитизме - это бессмысленно сегодня. Мне приятно, что, даже покинув Дагестан и Россию, живя в Хадере или в Нетанье, Хайфе или Иерусалиме, они живут мыслями о Дагестане и о России. И абсолютно точно могу сказать, ни один еврей, ни один тат не сжег ни один мостик, не оборвал ни одну пуповину, которые связывали и продолжают связывать их с Дагестаном и Россией. И на днях буквально к нам приехал Амиров Максим, он после трех лет жизни в Иерусалиме вернулся в Махачкалу. Он сказал: "Все же я понял: Махачкала - мой родной и любимый город". Он приехал, чтобы жить здесь, работать здесь, он хочет что-то еще сделать, не только для евреев-татов, горских евреев. Одни мусульмане, другие иудеи, христиане. Мы должны быть толерантны не только на трибуне, мы в жизни должны быть толерантны.

Магомед Мусаев: Таты, где бы они ни жили, отличаются трогательной привязанностью к родному языку. Пожалуй, именно этим обусловлена и исключительная доброжелательность татов по отношению ко всем носителям персидской речи. За последние годы довольно существенно укрепились позиции ираноязычных общин и в Израиле, впервые за всю историю существования этого государства пост президента занял выходец из Ирана Муше Кацав. Вместе с тем нельзя не упомянуть, что в Советском Союзе длительное время с завидным постоянством и настойчивостью татскому народу прививалась мысль о том, что у них в этническом плане нет ничего вне иранства. Многие из татов посчитали своим патриотическим и религиозным долгом заявить о своей принадлежности прежде всего к семитам, к древним евреям. Как бы то ни было, татские евреи являются по иудейским законам евреями. Именно так их рассматривают и в Израиле. Точка зрения всемирно известного дагестанского ученого-хазаролога профессора дагестанского университета Магомедова Мурада.

Марад Магомедов: С проблемой хазар я столкнулся в начале 60-х годов, с тех пор занимаюсь изучением этой сложной, основательно запутанной проблемой. Вы знаете, все-таки, когда еврейское население было на территории Ирана, Ирака, конечно же, способствовали распространению иудаизма. Дело в том, что ученые сейчас очень долго спорили, кто такие таты, кто такие евреи, их происхождение. Происхождение мы знаем - они выходцы из Передней Азии, из Палестины. Дело в том, что когда это массовое население евреев оказалось в приморском Дагестане, здесь были также и иранцы, в том числе и таты. Дело в том, что Сасанидские правители прилагали большие заботы, чтобы охранять северные границы своей империи, и они в массовом порядке переселяли Дербент и прилегающие территории из Ирана для охраны этой границы. Среди них, конечно же, были частично и таты. Но поскольку здесь превалировали евреи, вполне возможно, что какая-то часть татов и приняла иудейскую религию, такая вероятность она не оспаривается. В последующем они опять неоднократно возвращались и к своей религии. Мы знаем случаи, когда таты принимали мусульманскую религию. Так что в этом плане они тоже были народом, который в силу политических обстоятельств вынужден был прибегать к той или иной форме религии. Судить, насколько хазарские каганы способствовали иудеизации населения, входившего в Хазарский каганат, конечно же, если иудейская религия была объявлена официально государственной религией, конечно, видимо, предпринимались огромные усилия, чтобы иудаизировать в религиозным плане все народы, входившие в состав хазарского каганата. Но следует забывать, что принятие иудейской религии хазарами произошло после того, как они были вытеснены из Дагестана на Волгу и Дон. Ведь там произошел акт принятия хазарами иудейской религии. Я не думаю, что на территории Кавказа и Закавказья хазары особенно злобствовали, заставляя другие народы принимать религию. Видимо, проблема иудаизма татов имеет более древнее происхождение, чем история Хазарского каганата.

Магомед Мусаев: Картина происхождения татов, или как их называют горских евреев, в Дагестане была неполной, если мы бы не встретились с директором еврейско-татского центра Кареном Гуршумовым. В центре созданы все условия для тех, кто стремится приобщиться к истории, культуре и языку еврейского народа, для тех, кто намерен совершить алию.

Карен Гуршумов: Наша организация существует с 90-го года, официально зарегистрирована и помогает еврейскому населению во всех связанных вопросах с изучением языка, традицией, историей, возрождением, связанных с выездом, конечно же, в Израиль. На сегодняшний день численность населения совместно со смешенными, я думаю, не превышает шести тысяч в Дагестане. Основная часть еврейского населения находится в Дербенте, до четырех тысяч, и в Махачкале до двух тысяч, частично по всем городам республики Дагестана. Алия на протяжении десяти лет в Израиль и другие страны Европы, Америку, Австралию из Дагестана составила до 30 тысяч. По данным Союза горских евреев в Израиле, горско-еврейское население в Израиле составляет на сегодняшний день до ста тысяч человек, конкретно из Дагестана цифра до 30 тысяч человек - это приемлемая цифра. Если говорить о татско-еврейском населении, дать значение, кто такие таты, кто такие евреи, до 30-х годов было записано в документах у горских евреев просто чисто "горский еврей", у ашкиназийских евреев просто "еврей". В период советской власти татизация горско-еврейского населения, где многие изменили в документах горских евреев на татов. В нашей школе воскресной ведутся занятия как на иврите, как и на татском, приобщаются дети к культуре, к татской культуре, так как родившиеся здесь, и к дагестанской культуре, прежде всего. Соответственно, возрождается язык иврит, традиции и культура древнего еврейского народа. Преподаватели и руководитель нашей воскресной школы. Заведующий учебными программами Лидия Меломедовна, я думаю, несколько слов о школе она скажет и даже на иврите.

"Как тебя зовут?" - "Меня зовут Лидия". -"Ты говоришь на иврите?" - "Да, я говорю но немного". - "Что тебе дает иврит?" - "Иврит мне дает возможность читать Тору и говорить с друзьями в Израиле". -"Ты хочешь поехать в Израиль или остаться в Дагестане?" - "Я мечтаю поехать в Израиль".

Олег Кусов: В московской религиозной общине горских евреев "Бейт Талхум" я воочию убедился, что таты не чувствуют себя чужими. Наравне со всеми посещают службу. Но всё же некоторые исследователи истории горских евреев видят существенные различия между ними и татами. Услышал я такое мнение и в "Бейт Талхуме". В синагоге меня познакомили с изданием "Горские евреи. История, этнография, культура", составитель - Валерий Дымщиц. О проблеме татов и горских евреев речь заходит уже в первой главе книги.

"Всякий раз, как только речь заходит о горских евреях, начинается путаница между понятиями "горские евреи" и "таты". Даже в специальной литературе иногда из-за недостатка знаний, иногда сознательно, стремясь поставить под сомнение принадлежность горских евреев к еврейскому народу, смешивают татов и горских евреев. Известно, что часть татов-мусульман действительно ведет свое происхождение от горских евреев, однако на сегодняшний день нет никаких оснований утверждать, что горские евреи и таты - это один народ. Прежде всего сами горские евреи и таты ощущают свою принадлежность к разным, хотя и взаимосвязанным этническим общностям. Необходимо внести ясность в этот вопрос. Нет никакого сомнения, в том, что, несмотря на значительную культурную, языковую и, может быть, историческую близость горские евреи и таты-мусульмане представляют собой два различных этноса. Абсолютное большинство татов-мусульман проживают в Азербайджане, причем таты записаны в паспортах и, следовательно, в переписях, как азербайджанцы, а горские евреи, как правило, как евреи. Иначе дело обстоит во входящем в состав Российской Федерации Дагестане. Здесь таты считаются одним из местных народов. Причем, основную массу татоязычного населения Дагестана составляют горские евреи, татов-мусульман в Дагестане почти нет. В советские годы весьма активно насаждалось представление о том, что все носители татского языка вне зависимости от вероисповедования, составляют единый татский народ, один из многих народов Дагестана. Горские евреи в Дагестане начали массово записываться в паспортах татами, дабы избежать национальной дискриминации в качестве евреев. Так во время переписи 1979-го года свыше 20 тысяч горских евреев предпочли назвать себя татами. Таким образом, можно утверждать, что запись в паспорте "тат", во-первых, могла появиться только в Дагестане, а, во-вторых, скорее свидетельствует о горско-еврейском происхождении владельца этого паспорта. В результате такого своеобразного решения горско-еврейского, а заодно и татского вопросов, статистические данные по численности горских евреев и татов оказались заведомо фальсифицированы, а этнонимы "горский еврей" и "тат" перепутаны. Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта. Причем пишущие на этом языке называли себя татским, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейскими писателями. Сам по себе этноним "таты" впервые появился в 8 веке. Таты не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и шире - всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. Этноним "таты" встречается на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, в Сибири, в Венгрии, в Иране. В настоящее время кроме северного Кавказа он используется для именования ираноязычного населения южного иранского Азербайджана. Слово "тат" также отчетливо слышится в этнониме таджик, обозначающем ираноязычное население Средней Азии. Что касается восточного Кавказа, то там таты проживают на Апшероне и в районе Шемахи. Причем в этих районах они сильно тюркизированы. И в предгорьях Кавказа на севере Азербайджана районы Кубы, где они все еще сохраняют языковую и культурную самобытность. Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом.

Олег Кусов: Это был отрывок из книги "Горские евреи. История, этнография, культура".

Татско-еврейский спор длиться не первый год, и, по всей видимости, разрешится ещё не скоро. Но он уже принёс положительные плоды - истину ищут в дискуссиях учёные-историки, богословы. Таты и горские евреи, пытаясь разрешить свои противоречия, держаться подальше от политиков и чиновников. На Кавказе этнический фактор очень часто используется для достижения определённых политических целей. Таты и горские евреи на своём примере убеждают других - на межнациональные темы спорить необходимо, но только тогда, когда эти споры не преследуют неблаговидных политических целей.

В последнее время в периодической печати опубликовано немало статей, посвященных различным вопросам истории и культуры татов.
Со статьями выступают не только специалисты, но и те, кто не имеет никакого отношения не только к науке, но и к затрагиваемым вопросам в целом. А между тем период плюрализма мнений – это не время вседозволенности, когда каждый думает, что он может что угодно говорить и о чем угодно писать. И в периодической печати сейчас нередко печатают что попало по тому или иному вопросу, не советуясь со специалистами. Это уже другая крайность. Мы не имеем права отрицать то, что было достигнуто наукой до перестроечного периода.
В современной историографии появляются «новые» концепции, в своей сущности не содержащие принципиально нового, а являющиеся всего лишь новым изданием ошибочных идей, выдвинутых еще авторами досоветского периода.
Подобный подход имеет место и при освещении проблем, связанных с татским этносом. Я не раз выступал на конференциях, на страницах печати об истории, происхождении, самоназвании татского этноса. И еще в очередной раз хочу убедительно подтвердить, как бы это ни было обидно некоторым лжеученым и лжепатриотам этого народа, что таты — один из древних этносов Кавказа иранского происхождения. Дагестанское население издавна контактировало с иранским миром. Еще в начале I тысячелетия до н.э. киммерийцы, затем скифы и сарматы длительное время обитали в Дагестане, затем совершали походы в Закавказье и Переднюю Азию. А в раннем средневековье южнее Дербента, на прикаспийской территории Дагестана, возникло владение ираноязычного племени, под названием маскат (маскут).
В III в. н.э. сасанидский Иран укрепился в районе Дербентского прохода, затем, в правление Иездигерда II (439-457 гг.), здесь были возведены фортификационные сооружения. В середине VI в. на их основе возникала грандиозная система оборонительных сооружений, возведенных из камня.
Чтобы укрепить свои позиции в Азербайджане и Дагестане, сасанидские правители переселили иранцев в район Дербента. Потомками этих переселенцев, как пишет известный знаток истории Кавказа XIX в.
А.-К.А. Бакиханов, являются жители селений Джалган, Рукель, Камах, Мугарты, Зидьян, Гимейди, Митаги и Бильгади, известные под названием «таты».
А.В. Комаров в работе «Народонаселение Дагестанской области», говоря о татах, пишет, что их язык уже в 70-е годы
XIX в. начал заменяться тюрко-азербайджанским.
В царской России татам иудейского вероисповедания дали название «горские евреи» по аналогии с так называемыми европейскими евреями, что не соответствовало ни происхождению их, ни даже самоназванию. С этим названием согласен И. Семенов. Касаясь вопроса о названиях и самоназваниях горских евреев, в своей работе «О происхождении горских евреев» он пишет: «В
XIX веке, после завоевания Кавказа Россией, официальные власти стали применять в отношении восточно-кавказских евреев эпитет «горские». С тех пор словосочетание «горские евреи» вошло и в русскую исследовательскую литературу».
Разве с названием «горские евреи», данным представителями царской власти целой исторической народности, можно согласиться? Разве это соответствует действительности? Ведь имя этноса – это выражение прежде всего того, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов.
Профессор Н.А. Анисимов, автор первой татской грамматики, еще в 1932 г. писал, что предки всех татов являются единым народом, несмотря на разные вероисповедания.
На самом же деле «горский еврей» («дагджууд») – это не название народности, а кличка, утверждающая, что они горские жители. Несколько лет назад отдельные представители татского этноса, считавшие себя «горскими евреями», хотели доказать существование горско-еврейского языка, но в силу отсутствия аргументов их надуманные предположения, а именно таковыми они и были, с позором рухнули. Вероисповедание еврейского народа определяется словом иудей (иудаизм). Беда в том, что в силу своей некомпетентности и неинтеллектуальности многие спутали научные, философские и религиозные понятия. А может, и из политических соображений. Над этим тоже надо сегодня задуматься.
Хочу еще раз подчеркнуть, что слово «еврей» не самоназвание национальности, а понятие вероисповедания. Так, уже старые люди вместо того, чтобы сказать «мы иудеи», говорили и говорят «мы евреи, а точнее и вернее - «ишу джуурим». Горские евреи - это кличка татов, живущих в горной местности.
Дагджууд – горец-иудей, житель гор, исповедующий иудаизм. Так татов называли соседние народы. Так считали и считают специалисты, знатоки истории татского народа В.В. Бартольд, Н.Я. Марр, С.А. Токарев, П. Семенов, И. Анисимов, Я. Агарунов, P.M. Магомедов, Х.Д. Авшалумов, И.М. Дьяконов, М. Бахшиев, И.Ю. Мататов, Ф.М. Бахшиев, Л. X. Авшалумова и др.
Если говорить о татском этносе, то, имея единый язык и социально-экономический уклад жизни, они в прошлом приняли и исповедуют три мировые религии: иудаизм, ислам, христианство. У татов с евреями-ашкенази нет ничего общего, кроме религии, религиозной атрибутики и религиозных праздников. Язык евреев (ашкенази) – идиш и иврит, а таты говорят на татском диалекте иранского (персидского) языка - фарси. У татов свои обычаи, традиции, ритуалы, свой уклад, менталитет. Даже в религии имеются расхождения. В частности, пожилые люди молельный дом никогда не называли синагогой; у них свое слово – нумаз. Пасху называют нисому, хрустящие хлебцы – не маца, а гогол.
В статье, посвященной истории создания татской литературы, ветеран татской культуры Я.М. Агарунов писал: «На Кавказе живут таты-иудеи, таты-мусульмане и таты-армяне. У них разные религии, но язык и быт общие. Они веками говорят между собой на татском языке. Правда, есть отличия в диалектах».
Тот факт, что таты и так называемые «горские евреи» – один народ, подтверждается и антропологическими материалами. Так, К.М. Курдов в статье «Таты Дагестана» писал: «Таты-мусульмане должны быть охарактеризованы теми же чертами, что и горские евреи.
Территория, занимаемая татами, не представляла собой единого массива. Этноним «тат» на протяжении веков неоднократно менял свое содержание. Наиболее раннее его упоминание встречается в одной из нескольких монументальных надписей древнеперсидских царей из династии Ахеменидов (надпись относится приблизительно к V веку до н.э.). Там термин «тат» обозначает одно из древнеиранских племен».
В раннем средневековье слова «тат» и «таджик» считались однокоренными и близкими по смыслу, означая ираноязычное население Среднего и Ближнего Востока.
На протяжении многих веков история татов развивалась в русле истории дагестанских и других кавказских народов. Начиная с раннего средневековья переселившиеся таты несли с собой на Кавказ, в том числе и в Дагестан, свой духовный опыт, закрепившийся в памяти народа. Этот психодуховный опыт таты передавали из поколения в поколение.
Татский язык относится к иранской ветви индоевропейских языков и составляет наречие новоперсидского языка. Все это нашло отражение в разделе «Татский язык», опубликованном в коллективном труде «Основы иранского языкознания» Во всяком случае, относить татов к так называемым европейским евреям (ашкенази), с которыми они не имеют ни общего языка, ни культуры, ни традиций и обычаев и не родственны по происхождению, нет оснований.
Постоянное общение с дагестанскими народами наложило отпечаток на жизнь татов, на их мировоззрение. Разделяя исторические судьбы народов Дагестана, восприняв большинство признаков духовной и материальной культуры дагестанских горцев, таты считаются одной из народностей Дагестана.
В постсоветский период отдельные лица пытаются изменить этническое название татов. Так, по мнению И.Г. Семенова, «наблюдавшийся во второй половине XIX – начале ХХ века взрыв интереса к истории и культуре горских евреев в советский период сменился чрезмерной политизацией вопроса об их этнической идентичности, что в конечном счете привело к так называемой татизации».
В чем же суть так называемой «татизации»? В том, по всей видимости, как считает вышеназванный автор, что таты (иудейского вероисповедания) в какой-то период активно стали менять в паспортах старое наименование «горские евреи» на «таты».
У народа должно быть название: аварцы, даргинцы и т.д. Это бесспорно. Уже в 20-30-е годы вопрос о наименовании народа обсуждался на Всесоюзном совещании работников татской культуры в Москве, во всесоюзном журнале «Просвещение национальностей» в статье «Власть Советов и таты (горские евреи)» и т.п. По инициативе представителей татской интеллигенции старшего поколения в 20-30-е годы XX в. Н. Анисимова, Е. Мататова, А. Бинаева, И. Беньяминова, Р. Разилова, А. Агарунова и многих других при одобрении и руководства республики и Научно-исследовательского института истории языка и литературы Дагестана этот вопрос был вынесен на Вседагестанский съезд Советов. Съезд принял решение записать в Конституцию республики наименование данного народа «таты», которое относилось бы ко всем группам населения с единым этносом и татским языком независимо от их религиозной принадлежности. Это положение было и в принятых позже Конституциях Республики Дагестан, запись в паспортах осуществлялась по волеизъявлению граждан данной национальности. Одни уже тогда стали записывать себя татами, другие по религиозному признаку – горскими евреями.
Во-первых, как выше отмечено, такой народности как «горские евреи» не существует - это кличка татов, проживавших в горах. Еще в 60-е годы XX века один из представителей интеллигенции татского народа из Дербента писал, что он согласится с прозвищем «горский еврей», если его убедят на фактах, что на земле проживают еще и такие народности, как степные евреи, приморские евреи, лесные евреи, полевые евреи и т.п.
Во-вторых, татизация этноса произошла не в советский период, таты известны истории тысячелетиями. Многие исследователи досоветского периода А.-К.А. Бакиханов, И.Ш. Анисимов и др. считали татов одним из древних этносов Кавказа. Так, И.Ш. Анисимов на основе разнообразных материалов пришел к выводу о том, что горские евреи - потомки татов. И. Семенов безуспешно пытается опровергать это. В книге «Таты – самобытная народность Кавказа» говорится: «Что касается мнения, будто ассимиляция евреев в татов-иудеев могла произойти позднее, когда они жили на Восточном Кавказе, то и оно не имеет под собой научной базы».
Известный публицист, ветеран труда, сын видного государственного и общественного деятеля Е. Мататова Михаил Мататов выступил с большой статьей на страницах «Экономической газеты». Называется она «ВААД (Федерация еврейских организаций и общин России) приватизирует татский народ» (№34, август 2001 г.).
Если проблему этнонимов можно было бы решать таким образом, как «деятели» ВААДа, то очень легко лишить каждый народ собственного имени. «Используя деньги еврейских толстосумов, – говорится в статье, – ВААДовцы и подобные им организации издают книги, брошюры, газеты, в которых грубо искажают историю и взаимоотношения татов с горцами других вероисповеданий».
Прав профессор ДГУ А. Абдусаламов, который пишет: «Что же касается «нового этнонима, то назвать татов «горскими евреями» все равно, что назвать кумыков «равнинниками», «степняками», представителей автохтонных этносов Дагестана – одним словом «тавлу» (горцы), чеченцев – «мичихич» (МД №29, 19 июля 2002 г.,с.8).
Татов в Дагестане считают своим историческим народом. Они получили государственный статус как один из коренных и самобытных горских народов республики со своим единым татским языком, со своей национально-культурной общностью. Таты, как и другие народы, создали оригинальные в своем роде и однотипные с фольклорными произведениями народов Дагестана, Азербайджана, ираноязычных стран творения устной литературы. Написаны труды, посвященные татской литературе, изучению татского литературного языка, завершена работа над татско-русским словарем.
На татском языке издавался альманах «Ватан Советиму», издаются газета «Ватан» («Родина»), учебники, художественная и научно-публицистическая литература, ведутся республиканские радио- и телепередачи и т.д. В Дербентском педагогическом училище было открыто отделение татского языка и литературы.
Для меня таты – наши земляки, дагестанцы, веками живущие с нами в Дагестане. Как историка меня давно интересует татский вопрос.
В 1997 г. мной была издана книга «Загадки этнонимов Дагестана», в которой достаточное место отведено и татскому этносу.
Согласно заключению Института этнографии АН СССР горские евреи «образовались из татов, принявших когда-то иудаистскую религию, очевидно, проникшую с севера от хазар, и не имеют прямой связи с евреями Палестины». Далее в нем говорится, что «все группы населения Азербайджанской ССР и Дагестанской АССР с татским языком, независимо от их религиозной принадлежности, следует считать единой татской народностью (Заключение Института этнографии АН СССР от 1 февраля 1979 г.)»
Таты уже давно трансформировались в местное население Кавказа. Дальнейшее изучение темы о татах позволит еще глубже и объемнее понять их прошлое, верования и этнопсихологию, т.е. все то, что способствует восприятию татов как неповторимого, уникального, как и любой другой народ, этноса Кавказа.
Но вот что меня сегодня удивляет и возмущает: откуда и от кого пошла эта татофобия? Ведь любой здравомыслящий человек, не говоря уже об ученых и подвизавшихся в науке людях, видят, какая малая доля татского населения осталась в Дагестане. И вместо того чтобы защитить самоназвание этого этноса и уберечь его от полного исчезновения с карты республики, которая гордится и кичится толерантностью, или, как говорят на языке народов Дагестана, «сабуром», (кстати это слово есть и в языке татов), некоторые лжеученые и лжепатриоты не унимаются.
А потому здравомыслящим ученым еще раз хочу напомнить слова писателя Фазиля Искандера: «Богу угоден каждый узор на ковре народов». Вчитайтесь и вникните в глубину этой мысли.

кто такие таты? ирокез Про татов знал, что они являются горскими евреями, но не знал, что среди их представителей есть очень много известных людей, а именно: Илизаров Г.А знаменитый на весь мир травматолог, Танх.С.И- основатель Дагестанского ансамбля «Лезгинка», Ефрем Амирамов, известный певец и композитор, Жасмин (Сара Семендуева) эстрадная певица, Катя Огонёк (Кристина Пинхасова) королева русского шансона, Геннадий Хазанов, Юсуфов И.Х. министр энергетики. Из форума госких евреев «Название, или термин, “тат” интересовало многих ученых, в т. ч. Б. В. Мюллера, Ф. Д. Лушкевича и других. Слово “тат” на протяжении веков имело различное значение. В Иране оно применялось вначале как общее название оседлых ираноязычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны. Как утверждает профессор М. Р. Гасанов, в нашей стране татами называют все этнические группы, говорящие на татском языке (с некоторыми диалектическими различиями). В книге М. Р. Гасанова “Дагестан и иранский мир” содержится любопытный вывод: согласно заключению Института этнографии Академии наук СССР, пишет он, горские евреи (то есть “дагджууд&rdquoобразовались от татов, принявших когда-то иудаистскую религию, очевидно, проникшую с севера от хазар. “В отношении татов иудейского вероисповедания в быту применялось название “дагджууд” (что в переводе означало горец, исповедующий иудаизм); это определяло религиозную, а не национальную принадлежность, так же, как и татов мусульманской веры именовали “татами-мусульманами”. Уклад жизни татов долго оставался полупатриархальным с родовыми пережитками. Старший в роду мужчина был вершителем судеб членов рода. В основе быта лежали адаты: беспрекословное подчинение старшим, обязательная помощь односельчанину, строгое соблюдение правил гостеприимства и др. Бытовали кровная месть и многоженство. Жена выполняла любое указание мужа, на улице закрывала лицо платком, не имела права разговаривать с посторонними мужчинами. Женщин не допускали в религиозные школы и молельные дома, девушек выдавали замуж по воле родителей. Татоязычные этнические группы владели азербайджанским языком в Азербайджане и Южном Дагестане, кумыкским, даргинским, лезгинским - в остальной части Дагестана. Между татами и соседними кавказскими народами существовали добрососедские отношения, что является следствием и одинаковых социально-экономических условий жизни, и общности бытовых форм, сложившихся в течение веков. Некоторые ученые считают, что горские евреи таты это потомки хазар. Можно приводить много статей и версий о происхождении горских евреях татах, которые противоречат друг другу, но это бессмысленно, дискуссии по этой теме будут всегда. Если уж ученые точно не знают то куда нам!» «.осетинский и татский языки не являются близкородственными. существует большая иранская группа языков которая делится две большие части: восточную и западную. в западную входят такие языки как курдский, белуджский, фарси(таджикско-персидский),а также выделившийся из последнего татский. в восточной группе- памирские языки, пушту(афганистан), ягнобский и осетинский. уже одного этого факта достаточно чтоб осознать отсутствие этнической связи осетин с населением Ирана. но ребята типа Баксана и ему подобных не утруждают себя даже тем, чтоб элементарно заглянуть в схематическую классификацию иранских языков, чем проявляют неуважение к обсуждаемой ими теме(или отсутствие интереса), и фактически лишают себя морального права делать какие-либо высказывания по данному вопросу. в общем и целом можно сказать, что предки осетин(языковые и культурные) являлись представителями скифо-сарматского кочевого мира евразийских степей(севернее Кавказа).предки татов попали на Кавказ в 6 веке из Ирана(южнее Кавказа).таким образом предки наших народов двигались на Кавказ с разных направлений, относились к разным языковым подгруппам иранской группы, и существовали в разных условиях разных цивилизациях- кочевая скифо-сарматская, и оседлая персидская. и честно говоря, изначально мы не были похожими, а сходство со временем на общей кавказской почве могло только увеличиваться». «Между прочим, знаете ли о том что в 1944м когда чеченцев и ингушей выселяли, еврейский раввин собрал грозненских евреев и запретил трогать оставленное вайнахами имущество. И по возвращению в 57м между вайнахами и евреями не было имущественных споров как с русскими, которые жили в домах оставленных вайнахами» «Во мне течет много кровей, в том числе и татская, и я горец кавказец, прежде всего, об этом мне не дают забыть менты в Москве, да я и горжусь этим!» _________________ Я родом из той части света, где жизни теряли свои мужчины, герои, поэты от пули, кинжала, любви. Кто скажет, что я неудачник, не верьте словам подлеца, ведь в жизни моей есть мой Нальчик с могилой священной Отца. (Ефрем Амирамов Цитировать Раиса Юрченко 8 февраля 2016 г. в 20:22Дагестанские татыСлово «тат» на протяжении веков имело различное значение. В раннее средневековье татами именовали все ираноязычное население Среднего Востока и Средней Азии. В Иране слово «тат» применялось вначале как общее название оседлых ираноязычных племен, не считавших себя персами, затем стало названием одной из народностей этой страны. В глазах туркмен хорезмийские узбеки были не турками, а татами. В период распада СССР вокруг еврейского вопроса подняли много шума, и некоторые ученые пытались изменить этнические названия евреев. Эта дискуссия до сих пор продолжается. В газете «Дагестанская правда» от 30.06.2002 г. кандидат философ. наук Г. Османов пишет: чтобы выехать за границу, предпочтительнее было стать горскими евреями. И эта часть населения, которая ранее добровольно записывалась татами, а теперь хотела выехать подняла крик о том, что их, дескать, обманули и заставили так записаться».Одни исследователи, которые писали в прошлом и пишут в настоящее время о дагестанских тататх (кавказских татах) считают их, говорящих на одном языке, едиой татской национальностью, а другие отрицают такое мнение. «Такую идею этнического единства татов, - пишет В.Викторин, - отстаивали ученые-гуманитарии из иудейской среды: И.Ш. Анисимов, Я.М.Агарунов, Х.Д. Авшалумов, Л.Х. Авшалумова, М.Е. Мататов, И.Ю. Мататова, Л.Х. Давыдова и др. Но была выдвинута и иная версия..., свою национальную особенность осознают лишь горские евреи...». Это естественно: азербайджанские таты-шииты давно отказались от этнонима «тат», то же самое произошло с дербентскими татами-шиитами; христиане-таты, которые проживают в Грузии и Армении, считают себя армянами, грузинами, подобно тому, как городские жители г. Кизляра и г. Буденновска «кегецеран» в быту пользуются «тайным языком» татского типа - это потомки беженцев конца XVIII в. с юга, из Закавказья, от нашествия «одноязычных» им персов1.Большинство исследователей считает (В.В. Бартольд, Н.Л. Марр, И.М. Дьяконов, Т.Т. Семенов), что дагестанские таты - единый народ, говорящий на татском языке, относящемся к иранской ветви индоевропейских языков, представляющем наречие новоперсидского языка.В книге «Народы Кавказа» известный этнограф проф. М.М. Ихилов в разделе «Горские евреи» пишет, что язык горских евреев - татский (особое наречие новоперсидского языка). Их предки еще в древности поселились на территории южного (Иранского) Азербайджана, где и восприняли татский язык, сохранив при этом иудейскую религию.В «Географическом словаре» П. Семенов в 1885 г. писал, что «кавказские таты есть остатки тех иранцев, которые поселились на Каспийском побережье при Шапуре II (309-381 гг.). Они говорят языком, который не что иное, как испорченный народный говор персидского языка».«Персидские государства, - писал А. Комаров, - Сасанидской династии, владевшие Дагестаном и возобновившие в VI в. Дербентские укрепления и стену, разновременно вывели из Персии много людей и поселили их как в городе, так и за стеною. Потомками этих переселенцев могут быть признаны жители семи селений известные под общим именем «тат», сохранившие доселе татское наречие персидского языкаИз этих селений шесть, а именно: Джалган, Митаги, Кемах, Зидьян, Бильгади и Гимейди - находятся у самой стены, на южной ее стороне, а селение Рукель в трех верстах от нее, тоже к югу». М.Е. Мататов отмечает, что «переселенные их потомки на Кавказ в качестве военных колонистов 15 тысяч евреев не были по религиозному вероисповеданию иудаистами». Некоторые исследователи считают татов-иудаистов переселенцами на Кавказ в качестве военных колонистов после подавления движения маздакит из Ирана. «Как известно, религиозно-философское учение маздакизма, - пишет зав. кафедрой истории религии ДГУ, профессор Людмила Хизгиловна Авшалумова, - чуждо монотеистической иудейской религии как по духу и содержанию, так и по всем другим своим основным положениям. Оно содержит идею о необходимости установления социального и имущественного равенства людей, общности имущества и жен... Иудаизм не признает установления имущественного равенства путем насильственного отторжения чужой собственности... Иудаизм велит своим последователям почитать царя, какой бы он ни был веры, считая его власть от Бога, и подчиняться назначенным им начальникам. Поэтому предположение о том, что ученые поддерживали движение маздакитов, в наказание были отправлены военными поселенцами на Кавказ, вызывает у ученых серьезные сомнения»2. Н.А. Анисимов считал, что предки татов-иудаистов, когда пришли в Дагестан, не были иудеями, а 6ыли язычниками.По данным исследователей-арабистов, известно время распространения ислама в районах Дербента и его окрестностях (VIII-XII вв.). Возможно, в эти же годы часть татов приняла ислам. Когда же другая часть дагестанских татов приняла иудаизм? На сегодняшний день этот вопрос остается загадкой.М-Р. Гасанов считает, что таты III-IV вв. были язычниками, а в VIII-IX вв. после вторжения в Иран и на Кавказ арабов часть татов приняла ислам, а другая часть, жившая на Кавказе, стала исповедовать иудаизм, приняв его у иудаизированных хазаров.Тут необходимо уточнение. На огромной территории салтово-маяцкой культуры (известно пять вариантов этой культуры, среди них и дагестанский вариант) Хазарского каганата ни один археолог-хазаровед не находил ни одного иудейского погребения, в т.ч. и на территории Дагестана. Погребальный обряд на этой территории оставался языческим (Ахлал Аусам). Несмотря на такое положение, появляются статьи, в которых авторы пишут, что часть татов (дагестанских) приняла иудаизм у хазар. Известно, что среди памятников Хазарского каганата (VII - VIII вв.) нет ни одного, который можно было бы связать с хазарами-иудеями, и объединяющей религией, определявшей духовную жизнь в каганате, верование и обрядность, было язычество3.Действительно, таты Дагестана - это единый народ, что подтверждается и антропологическими материалами. Например, К.М. Курдов в статье «Таты Дагестана» писал: «Таты-мусульмане должны быть охарактеризованы теми же чертами, что и горские евреи».В селении Терекемейского магила и из северо-табасаранского селения Марага, Мугатырь, Дарвах и Хучни, - писал Амсабарин - говорят на азербайджанском тюркском языке, а жители селений Джалган, Рукель, Кемах, Зидьян, Гемейди говорят на татском языке, который, подобно языку местных евреев, относится к веткам персидского языка. Предание гласит, что табасаранский народ раньше был иудейским. Хотя это предание нельзя отнести ко всему населению, но можно отнести к тем сельским обществам, которые в настоящее время говорят на еврейском языке»4. Отрывок, сообщающий, что табасаранцы говорили на еврейском (на татском - Г.Ф.) языке, и выражение «табасаранский народ раньше был иудейским» свидетельствуют о том, что на территории табасаранцев действительно жили дагестанские таты-мусульмане и таты-иудеи.По каким же признакам горские евреи (таты-иудеи) должны относиться по расовому типу к евреям? На основе религии однозначно нельзя определить народ (нацию), сравним: осетины-христиане и осетины-мусульмане. Если кто-то пытается доказать, что горские евреи являются еврейской нацией, необходимо, прежде всего, обследовать территорию их обитания (с I тыс. до н.э. и I тыс. н. э.) и найти древнееврейские могильники с иудейским обрядом погребения. На сегодняшний день ни одному археологу (соответственно и ни одному антропологу) не удалось обнаружить ни одного иудейского погребения, относящегося как к I тыс. до н. э., так и к I тыс. н.э. Исследователи также не имеют письменных источников, на основе которых безоговорочно можно было бы определить время появления иудаизма на территории, где живут горские евреи.«Местные раввины, - пишет Н. Анисимов, - не сведущи в вопросах истории вообще, а своей народности в частности, поэтому их объяснения не имеют ничего общего с научной истиной и не могут быть объективны». Таты-иудаисты не знали Талмуда до присоединения Кавказа к России, поэтому они и не были иудеями, когда пришли из Ирана. «Талмуд был полностью завершен в IV-VI вв. Известно, что Талмуд свободно издавался в Багдаде. Почему же переселенцы из Ирана, предки нынешних татов-иудаистов, захватив с собой свои семьи, домашний скарб и прочее имущество, -продолжает Л.Х. Авшалумова, - не взяли с собой эту священную книгу, хотя бы первую и более раннюю ее часть – Мишну, которая была завершена и издана еще в начале III в., задолго до их переселения на Кавказ? ...Если евреи Европы, Испании, Франции Германии, Англии в средние века в результате разнузданного антисемитизма, избиения, жестокого гонения, нередко бежали из одной страны в другую в поисках прибежища, но не потеряли Талмуд, сохранили его как свою священную книгу, то таты-иудаисты, которые жили оседло, где в отличие от средневековой Европы, имела место большая веротерпимость, обладали неизмеримо большими возможностями сохранить свою святыню»5.Ученые-исследователи XIX и XX вв. писали и пишут, что таты-иудеи появились в Дагестане с IV в. нашей эры, что татский народ не отличался как внешностью, так и одеждой от других горных народов и почти ничего письменного или достоверно устного не сохранилось у них о своем прошлом6.И. Черный в своей работе «Горские евреи» писал во второй половине XIX в., что горские евреи исповедуют иудаизм, дают своим детям древнееврейские имена. Определение национальной принадлежности человека по именам и фамилиям так же не верно, как и по религиозному признаку. У 90 % женщин-таток – не библейские, а типично восточные имена. У европейских евреев почти сплошь немецкие или славянские фамилии. Выходит, если судить по фамилиям, то их признать немцами, поляками, белорусами, русскими7.Проблема иудаизма, иудейских древностей остается во многом трудной, запутанной проблемой хазарской археологии. «Дело в том, что очевидные следы иудейского культа у обитателей европейской степи были обнаружены за пределами Хазарского каганата, что на всей громадной территории каганата только в двух портовых городах (Мангупа, Чуфут-Кале) сохранились какие-то следы иудейских (погребений), но и там нельзя считать вполне доказанным, что они относились к Хазарской эпохе. Исследователь-хазаровед отмечает, что попытки удревнить кладбища крымских пешерных городов Мангупа и Чуфут-Кале и обнаружить там погребения хазарского времени безосновательны; древнейшие надгробья Мангупа отнесены к XIV веку. Известно, что территория Мангупа также была включена в список письма пространной редакции Иосифа»8.Караимский ученый Авраам Фиркович в конце 40-х гг. XIX в. нашел на кладбище Чуфут-Кале много гробниц с еврейскими надписями, которые списал и истолковал по-своему. В некоторых надписях переделывал буквенные записи в числовые, чтобы удревнить дату погребения. Известно, что в пространной редакции ответного письма хазарского кагана Иосифа к испанскому еврею Шафруту обращение хазар в иудейство было отнесено к 621 году (в составе Хазарского каганата находился Чуфут-Кале). Чтобы оправдать эту дату, А. Фиркович переделал дату погребения Эсфири Соломоновны с 1376 г. на 625 г. На основании этой подделки в дальнейшем появилась ложная история о хазарах и хазарском государстве9. До сих пор среди исследователей - хазароведов нет единого мнения по поводу подлинности письма испанского еврея Хасдая ибн Шафрута и ответного письма хазарского царя Иосифа, проживавшего около 920-960 гг. Вся история Хазарии связана именно с этими письмами.В книге «Народы Дагестана» читаем: «Известно, что государственной религией в Хазарском каганате был иудаизм, и исследователи связывают процесс иудаизации хазар с культурно-экономическим влиянием на них предков современных горских евреев».Наследующей странице этой же книги читаем; «Преследование евреев в Византии в начале VII в., а затем и в начале VIII в. усилило их приток в Дагестан (в Дагестане в это время идут кровопролитные войны между арабами и дагестанцами совместно с Хазарским каганатом - Г.Ф.), а затем они бежали в Хазарию».В статье «Разделенные злым роком» Ф. Бахшиев пишет: «Таты и горские евреи - это один народ, а если говорить с научной точки зрения - нет горскоеврейского языка, нет горскоеврейской культуры, нет горскоеврейских традиций и обычаев, нет горскоеврейской национальности. И, наконец, само понятие «горский еврей» -абсурд. Есть национальность «тат», представители которой имеют свой язык (диалект фарси), свою культуру, свои обряды и традиции и т.д.»10.Появление еврейских топонимов, встречающихся на территории Дагестана, связано с XVII-XIX вв. и не имеет отношения к периоду существования Хазарского каганата вообще и дагестанскому периоду (30-е годы VII - 40-е годы VIII в.) в частности. Как мы видим, большинство исследователей (В.В. Бартольд, Н.Я. Марр, Г.Ф. Дебец, И. Анисимов, Н. Ани-симов, Р.М. Магомедов, С.Ш. Гаджиева, И.М. Дьяконов, М.Р. Гасанов, Х.Д. Авшалумов, Л.Х Ав-шалумова, М.Е. Мататов, Ф. Бахшиев, автор этих строк и др.) считают дагестанских татов (татов-мусульман, татов-иудеев) единым этносом, не имеющим отношения к еврейскому этносу.Г.Б. Мусаханова считает, что, когда говорят «татский язык, газета, театр, литература, радио и т.д.», речь идет о письменности, литературе и культуре именно горских евреев, а не собственно татов11. «Наши исследования, - читаем в книге «Народы Дагестана», - показывают, что горские евреи и та часть населения, которая называет себя татами, в действительности ныне являются представителями единого горско-еврейского этноса».Наши исследования, как и исследования В.В. Бартольда, Н.Я. Марра, П. Семенова, С.А. Токарева, И. Анисимова, Н. Аниси-мова, Я. Агарунова, Р.М. Магомедова, И.М. Дьконова, Х.Д. Авшалумова, Л.Х. Авшалумовой, Г.Ф. Дебеца, А.Г. Гаджиева, М.Р. Гасанова и многих других, показывают, что дагестанские таты, исповедующие иудаизм, не имеют отношения к еврейскому этносу, а являются единым татским этносом, независимо от вероисповедания (ислам, иудаизм, христианство), объединенным общей историей, языком и культурой.Этой статьей нам не хотелось бы продолжать бессмысленный диалог на тему: евреи, таты, горские евреи или не евреи Дагестана. Дагестанские таты получили государственный статус как один из коренных и самобытных горских народов республики со своим единым татским языком, со своей национально-культурной общностью, и для нас таты - просто наши земляки, дагестанцы, веками живущие с нами на одной земле.1 Викторин В. Горский «татский» иудаизм на Северном и Восточном Кавказе... /Тезисы. М., 2002. С. 202-203. 2 Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. - Махачкала, 1997. С. 88-89. 3 Плетнева СА. Очерки хазарской археологии. М., 2000. С. 217. 4 Гасан Эфенди Алкадари. Асари Дагестан. Махачкала, 1994. С. 11, 14. 5 Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. - Махачкала, 1997. С. 82-93. 6 Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы. М., 1888. С. 1. 7 Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. - Махачкала, 1997. С. 78. 8 Щетрухин В.Г. Заключение в книге Плетневой СЛ. «Ученики хазарской археологии». С. 228. 9 Федоров Г.С. Хазары: миф или реальность. Сборник статей. Махачкала, 2004. С. 152-160. 10 Бахшиев Ф. Разделенные злым роком. Дагестанская правда. 19 июля 1991 г. 11 Мусаханова Г.В. Народы Дагестана. № 1, 2002. С. 6.