Святой с головой лошади. Кое-что о псах праведных. Почитание Христофора в других странах

Сейчас многие начинают понимать мракобесную суть религий, и чтобы сохранить своё влияние церковная братва начала активное наступление на неокрепшие души детей. С младших классов детям начинают искажать мировоззрение...

В школьную программу с младших классов введены уроки «Основы православной культуры», которой на Руси никогда не было. Цель данных уроков: навязать религиозную идеологию, исказить мировоззрение детей и сформировать у них опасное доверие к служителям религиозного культа.

По распоряжению министерства просвещения в школах с 1-го по 11-й классы проводятся уроки «Основы православной культуры», которые навязывают детям религиозные взгляды на мироустройство, не соответствующие реальным природным процессам. Сейчас многие начинают понимать мракобесную суть религий , и чтобы сохранить своё влияние религиозные деятели начали активное наступление на неокрепшие души детей.

О какой культуре может идти речь? Как следует из текстов Библии, это т. н. «культура», по сути, является историей порабощения и уничтожения разумной части иудейского народа гермофродитами, которые, обладая запредельными возможностями, выступали в роли богов, называясь Господом, Яхве, Иеговой, Сафаофом.

У русского народа была ведическая культура, которую начал уничтожать князь Владимир , современники называли его кровавым.

Проанализируем текст учебника «Основы православной культуры» для 4-го класса, написанный протодиаконом Андреем Кураевым.

Уже во 2-ом уроке детям даётся ложная информация о том, что слово «культура» из латинского языка и означает то, чего нет в дикой природе. В то время как латинский язык возник на тысячи лет позже русского языка, и слово «культура» образовалось из культа уров – высокоразвитых людей, живших на Земле.

Православие объясняется как перевод греческого слова ортодоксия – правильное учение.

У наших предков оно означало: правь славить, т.е. чтить и славить правила, нравственные законы, по которым они жили. Понимание необходимости соблюдения нравственных законов обеспечивало славянскому миру здоровье и развитие нации, о чём доходчиво рассказывает Алексей Губенков в статье «Законы предков – путь выживания».

Сам термин «православие» в искажённом виде возник лишь в 1943 году. До этого у нас была ортодоксальная (правоверная) религия, а ещё раньше князь Владимир крестил Киевскую Русь в греческую религию. Греческая религия – это культ Дионисия с человеческими жертвоприношениями. И все четыре культа, существующие на Земле (Адониса, Озириса, Аттиса, Дионисия), вышли из негритянских культов: Вуду и Чёрной Матери Кали-Ма тоже с человеческими жертвоприношениями. Таким образом, все религии – это культы смерти.

Недаром, все религиозные праздники начинаются не при свете Солнца – , а при свете Луны, в полночь, когда беснуется нечистая сила.

Далее, детям объясняется, почему нельзя лгать. Первое объяснение – светское: «не лги, чтобы тебе не лгали в ответ». И это разумное объяснение, потому что к человеку всегда возвращается суть его поступков. А второе объяснение – религиозное: «не лги, потому что Бог всё видит». Таким образом, у детей формируют не чувство ответственности, а чувство страха, что за ним всё время кто-то следит. А если Бог не видит, в это время за другими наблюдает (у него ведь только два глаза), то можно грешить?

О боге говорится, как о творце нашего мира. Детям даётся не научно обоснованная информация о возникновении планет, жизни на них, а ложные мифы.

Как же священники не бояться лгать, если ложь – это грех?

В 4-ом уроке даётся ещё одно объяснение слову «православие» – это умение молиться. А молиться – значит, просить о чём-то бога. Из детей делают попрошаек. Их не учат добиваться успеха своим упорством, трудом, а воспитывают потребителей. Даются искажённые понятия, что выше закона может быть только любовь, а выше справедливости – милость. Т.е. можно не соблюдать законы, не быть справедливыми ни к себе, ни к другим. Милость – это милостыня, это «не заработная плата, не заслуженная награда», а попрошайничество.

В 5-ом уроке есть фраза, что бог – это союзник человека в том, чтобы человек не сходил с пути добра. А какому добру учит человека Библия ? А учит она тому, что: «девочки гоев с 3-летнего возраста могут подвергаться насилию» (Талмуд, Abada Saran 37a); «убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Числа,гл.31; Судей,гл.21); «убейте людей сильных в народе каждом»; призывает к уничтожению целых народов, захвату земель, принадлежащих другим народам; красочно расписаны примеры сутенёрства собственных жён, гомосексуализма, изнасилований и т. п.

6-й урок учит детей не противиться злу и любить врагов. Это значит – любить всех фашистов, насильников, педофилов, убийц. И если тебя убивают, надо позволить этому свершиться, не сопротивляться ни в коем случае...!

Здесь же рекомендуется не собирать себе сокровища на Земле, а делать добро людям. Только сами служители церкви не спешат следовать этому завету Иисуса, а призывают прихожан нести в церковь как можно больше денег. Но почему-то даже часть этих пожертвований не тратится на бездомных и малоимущих, а используется только для нужд самой церкви и её служителей.

В Нагорной проповеди Христос, якобы, даровал всем вечную жизнь после смерти физического тела в царстве небесном. Только забыл упомянуть, что каждая Сущность (или Душа) попадёт на тот уровень этого небесного царства, который она заслужила своими делами. И человек, совершающий безнравственные поступки, окажется в месте, не совместимом с продолжением жизни даже для Сущности (или Души). Все процессы, происходящие с Сущностью человека после смерти, описаны в книге «Откровение » Светланы Левашовой.

В уроке 7-ом даётся объяснение, что нельзя жить по присказке: «моя хата с краю», но «Завет Христа» просто убеждает детей в том, что нельзя сопротивляться, нельзя бороться с несправедливостью, надо быть жертвой и всё терпеть. И на подобных противоречиях построены все уроки. В «Боговоплощении» говорится, что у Бога нет тела, значит, нет глаз, рта, рук и т. д. Тогда каким образом Бог наблюдает за всеми, чем он смотрит? Чем он писал свою «святую» книгу книг Библию? Если диктовал кому-то, то как, не имея рта и языка?

Рождение и смерть Иисуса не соответствуют даже данным, указанным в Библии. Иисус (Радомир) как раз и боролся с этой религией , за что и был распят 16 февраля 1086 года в Константинополе, где жили галаты. В этот день в данном месте произошли одновременно солнечное затмение и землетрясение, о чём чётко указано в Библии и зафиксировано в летописях и хрониках разных народов. А родился он НА ЗАРЕ (переделано в Назарет) 4 июля 1054 года, именно тогда в космосе взорвалась сверхновая звезда, о чём тоже сообщает Библия. Так что служители церкви и автор Андрей Кураев беззастенчиво лгут, нагло нарушая заповеди своего же Бога.

В части «Распятие» автор радостно, со смакованием описывает процесс умерщвления на кресте живого человека. А «крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям». Таким образом, можно все орудия убийства и само убийство любого человека воспринимать не как насилие, жестокость, садизм, а как богоугодное дело, совершаемое для блага человечества.

Урок 8-й сообщает, что «Христос «берет на себя грехи всего мира » и все последствия, которые могли бы вызвать грехи людей. Библия говорит, что «смерть человека – это следствие его греха». А если Христос взял на себя все грехи человечества, то люди должны жить вечно, но этого до сих пор не происходит.

Какими могут быть последствия греховных, т. е. безнравственных деяний людей, от которых Христос, якобы, всех освободил:

  • природные катаклизмы исчезли с лика земли? Нет, стихийные бедствия продолжаются по всему миру
  • болезни перестали беспокоить народы? Они становятся разнообразными и непредсказуемыми, и не поддающимися лечению
  • люди перестали умирать? Население Земли сокращается с небывалой скоростью
  • добро победило зло? Наоборот, зло внедряется в сознание людей всеми возможными способами и преподносится как норма, в том числе и с помощью религии
  • исчезли преступность, растление, развращённость? Количество тюрем и заключённых в них по всему миру не уступает количеству церквей и религиозных деятелей, которые сами, зачастую, являются преступниками

Таким образом, и грехи, и их следствия остались и продолжают своё шествие по планете.

Пасха празднуется в полнолуние, время активности демонов и нечистой силы, которое называется в данном учебнике, «как время победы жизни и света». Источником жизни у славян всегда было Солнце, а Луна – искусственный спутник Земли, всегда считалась символом смерти. К тому же пасха празднуется ежегодно в разные даты, хотя время смерти человека не может изменяться по чьему-то усмотрению и не зависит ни от небесных светил, ни от времени года, ни от чего другого. Дети получают ложную, искажённую информацию, блокирующую развитие человека. Единственное правильное указание в учебнике, что пасха это древнееврейский праздник.

К тому же, ни в одной стране во время пасхи христиане не красят яйца, как в России. Стало быть, для всех остальных яйцо не является символом жизни? Александр Новак в статье «Что мы празднуем на Пасху ?» детально разъясняет суть и Пасхи, и остальных нынешних и славянских праздников.

В уроке 9-ом в рассуждениях о душе объясняется, как реагировать ребёнку на украденную у него вещь: «Бог дал, Бог взял». И ни слова об ответственности за воровство. А если бог кому-то дал твою вещь, то и ты можешь у кого-то взять чужую вещь, и тебе Бог даст. Формируется искажённое понятие о честности, несмотря на заповедь: «не укради».

Уроки с 10-го по 13-й описывают правила поведения и общения людей, которые, по сути, являются правильными, но детям не сообщается об ответственности за свои поступки и о последствиях безнравственных действий для жизни, здоровья, судьбы. Подробнее об этом можно прочесть в статье на сайте РуАН «Карма работает автоматически ».

Уроки 14-й и 15-й дают описание храмов, икон и молитв. Обращаясь с молитвой к определённому образу на иконе, человек надеется получить помощь. Но люди, изображённые на иконах, жили много веков назад, и после смерти могли воплощаться неоднократно в другие физические тела, под другими именами, и на свои прежние имена они уже не откликаются. Поэтому все обращения к ним напрасны. К тому же некоторые из них при своей жизни, описанной в Библии , сами были преступниками, поэтому святыми считаться никак не могут. А если т. н. «святые» достигли космического уровня развития и вышли за пределы земных уровней, то, тем более, мысль человека никогда не будет ими воспринята. Чтобы достучаться до Сущностей высокого уровня развития, человеку необходимо самому в своём развитии выйти на подобный уровень. Но тогда человек уже не будет нуждаться ни в чьей помощи, а сможет оказывать её сам и себе, и другим людям.

16-й и 17-й уроки являются обобщающими и закрепляющими пройденный материал.

Причём введена обязательная сдача зачётов, а в старших классах с выставлением оценки. И в некоторых областях России за изучение данного предмета выставляется оценка в аттестат. Хотя изначально этот материал должен был носить ознакомительный характер и изучаться на добровольной основе.

В 1-ом классе – знакомство с религиозными книгами и картинами в библиотеках и музеях. Понятие о Евангелии, иконах, храмах, Отечестве. Кто такой Спаситель, семейные православные ценности.

Во 2-ом классе – знакомство с Библией, жизнь Иисуса Христа , церковные праздники.

В 3-ем классе – раскрытие смысла Евангелия, изучение икон, изучение Ветхого Завета.

В 5-ом классе даётся представление о том, что Бог – творец всего мира, и большое внимание уделяется молитве, обучению молиться, заучиванию молитв.

В 6-ом классе – знакомство с церковными праздниками, описание жизни и смерти Иисуса, 10 заповедей. Рекомендуется обязательное посещение богослужений в храме.

В 7-ом классе – продолжение изучения Нового Завета , обязательное знание наизусть молитв.

В 8-ом классе – сюжеты Ветхого и Нового Заветов, устройство храмов, религиозное и церковное искусство.

В 9-ом классе – знакомство с религиями мира и историей православной церкви.

В 10-ом классе – знакомство с мифами, религиозными обрядами, древними религиями.

В 11-ом классе – изучаются современные мировые конфессии.

Из приведённого перечня понятно, что детей не просто знакомят с информацией о возникновении и развитии религиозных учений, а насильно принуждают выполнять церковные обряды.

В некоторых школах для преподавания приглашаются служители церкви. В школу к детям допускаются совершенно чужие, незнакомые люди, которых и о которых никто ничего не знает. То, что они служат в церквах, не означает, что они являются нравственными людьми и не могут нанести вреда детям. При храмах открывают воскресные школы для детей. У детей формируется доверие к людям в рясе. Таким образом, любой ребёнок без страха за свою жизнь может пойти куда угодно с человеком в рясе, которого встретит на улице.

Учителя учатся 5 лет в институте, где их знают и могут дать характеристику. Учителя всегда на виду: работают в коллективе, общаются с родителями и детьми. Кроме того, учителя должны предоставлять справку из органов правопорядка об отсутствии судимости, справку от психиатра, регулярно проходят медицинский осмотр.

От попов никаких справок не требуют, медицинский осмотр они тоже не проходят. Тогда как многие из них являются гомосексуалистами , которые заражают друг друга венерическими болезнями.

По школьной программе основ безопасности жизнедеятельности учителя и родители стараются внушить детям, что общаться, уходить куда-то с незнакомыми людьми может быть опасно для жизни и здоровья. И в то же самое время попы допускаются к общению с детьми. Взрослые говорят детям, что это святые люди. Таким образом, учителя и родители формируют у детей доверие к этим бородатым дядям. Поэтому любой служитель церкви или другой человек, надев рясу, на воспитанном у ребёнка доверии к данному персонажу, может увести ребёнка и сделать с ним всё, что угодно. В данном случае и учителя, и родители сознательно подвергают жизнь и здоровье детей потенциальной опасности.

Можно возразить, что не все служители культа порочны, есть и порядочные люди. Да, но и среди окружающих нас людей тоже много нравственных, добрых, справедливых. А как вы учите детей определять, кто из окружающих плохой или хороший? Да, никак не учите! Просто запрещаете любое общение с чужими людьми и со знакомыми в ваше отсутствие. Но зато попов (с не известным прошлым, возможно, больными инфекционными и венерическими болезнями ) без всякого страха допускаете к детям.

А кто вам сказал, что они святые? Это они вам так сказали, или вы сами это решили? А попам кто это сказал? Господь бог? Он с ними запросто беседовал и документ выдал? Или попы сами, по своему усмотрению, возомнили себя равными своему Господу? Но если так, то сначала следует узнать, чему их учит Господ?

А учит он служителей церкви тому, что: «девочки гоев с 3-летнего возраста могут подвергаться насилию» (Талмуд, Abada Saran 37a); «убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Числа,гл.31; Судей,гл.21); «убейте людей сильных в народе каждом»; призывает к уничтожению целых народов, захвату земель, принадлежащих другим народам; красочно расписаны примеры сутенёрства собственных жён, гомосексуализма, изнасилований и т. п.

«Хороший» учебник для т. н. «учителей».

А раз служители культа Иеговы обязаны выполнять его указания, то не кажется ли вам преступным допускать к таким ученикам Господним своих детей?! Разве работники образования, в обязанности которых входит, в том числе, и сохранение жизни и здоровья детей, не должны оберегать их от контактов с посторонними людьми? Чем руководствуется министерство просвещения и министр, привлекая в образовательные учреждения людей, не несущих никакой ответственности за сохранение жизни и здоровья обучающихся?

Причём, педагогические работники получают специальное образование для работы с детьми, а какое образование у попов? Если они обучаются по учебнику под названием Библия, то это книга, со страниц которой льются потоки крови, в том числе и детской. Можно это назвать культурой?! Нашим детям навязывается чуждое мировоззрение, в основе которого лежит насилие.

В последнее время стало модным приглашать служителей религиозного культа в детские сады , школы, больницы, учреждения для участия в торжествах и освящения различных предметов, а также людей, включая подростков и маленьких детей. А какую информацию закладывают священники в т. н. «святую воду»? Любая отрицательная мысль остаётся в памяти воды и оказывает разрушительное влияние на окружающих.

В 1995 году японский доктор Экито Массару провёл эксперимент с водой и рисом: он взял три банки с рисом, залил их водой и в течение месяца каждый день говорил 1-й банке «спасибо», 2-й банке «дурак», на 3-ю не обращал внимания. Через месяц в 1-й банке рис остался белым и чистым, вода забродила и издавала приятный запах. Во 2-й банке рис почернел. В 3-й банке рис покрылся зелёной плесенью.

Если мысли могут делать такое с водой, представьте, как т. н. «святая вода» может влиять на нас, наших детей, если в неё не заложена положительная информация. Вода впитывает ту информацию человека, которая соответствует его внутренним качествам. Таким образом, какими положительными и отрицательными качествами обладает человек, такая информация и будет заложена в воду, с которой этот человек соприкасался.

Чтобы создать структурированную воду, нужно иметь, кроме эфирного и астрального тел, ещё четыре ментальных тела. А это уровень высоконравственного, разумного человека, обладающего экстрасенсорными способностями.

Все существующие религии находятся на уровне нижнего астрала, т. е. на уровне насильников, убийц, грабителей , всё в соответствии с Библией. Поэтому служители всех религиозных культов естественным образом оказываются привязанными к этому же уровню. На данном уровне невозможно создать что-то такое, что может помочь людям, нет у попов нужных способностей. Не зря, наверное, взлетающие ракеты после освящения тут же взрываются. Просто в воду заложена разрушительная информация.

Кроме того, есть факты совершения преступлений служителями религиозного культа.

Приведу только некоторые:

– Николай Киреев (39 лет) – священник храма Ленинградской области , занимался сутенёрством. Приезжал в Витебск и вывозил женщин в Петербург в качестве живого товара. Таких поездок у него было около четырёх за последние несколько лет – сообщила официальный представитель областного управления Следственного Комитета Белоруссии Светлана Сахарова. Молодых девушек похищали, помещали в квартиру, которая служила притоном, и оттуда вывозили в притоны Петербурга.

– Николай Ашимов – епископ в Хабаровском крае , развращает монахов, которых он стрижёт. Монахи становятся гомосексуалистами. Потом эти монахи совращают других молодых людей. Монах Климент (Михаил Кохов), подстриженный епископом Николаем, длительное время откровенно домогался 19-летнего алтарника прихода Успения Пресвятой Богородицы Комсомольска-на-Амуре. Галина Вячеславовна Серова – мать юноши, обличила содомию архирея со товарищи и сообщила о совращении её сына.

– Андрей Кисилёв (50 лет) – настоятель храма Богоявления Господня г. Барнаула , 20.07.2018 года изнасиловал девочку 2005 года рождения, учащуюся средней школы, на берегу реки Обь в селе Черемное. Протоирей является участником «Академии пошлых парней», читает «Откровенные анекдоты».

– Иоанн Дарий – иерей – священник храма в честь Георгия Победоносца в городе Сургуте, устроил пьяный дебош и управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

– Священник в городе Шуя под Иваново в состоянии алкогольного опьянения за рулём 26 октября 2017 года сбил женщину, которая скончалась.

– Жительница Орловской области рассказала, что местный сельский настоятель пытал пса на глазах у её сына (Новости «Говорит Москва» 171178).

– Папа Римский в интервью итальянской газете La Republica 14.07.2014 года сообщил данные, которые собирали его советники: 2% = 8000 католических священников, епископов, кардиналов являются педофилами и растлевают малолетних.

– Патриарх Кирилл , в миру Кирилл Гундяев, в 1996 году через свой фонд «Ника» без таможенных пошлин, под видом гуманитарной помощи ввёз в Россию...нет, не продовольствие, а тонны сигарет и алкоголя, вытеснив с рынка импортёров, плативших пошлины. Именно на никотине Кирилл Гундяев составил свой первый стартовый капитал в несколько сотен миллионов долларов, сознательно участвуя в разрушении здоровья людей, в т.ч. детей, в уничтожении народов России. После Кирилл Гундяев был причастен к беспошлинному экспорту нефти, отлову камчатского краба, добыче уральских самоцветов, учреждению банков, скупке акций и недвижимости. В 2004 году состояние Кирилла Гундяева = 1,5 млрд.$, а в 2006 году журналисты «Московских Новостей» насчитали 4 млрд. $.

В период перестройки, когда русские люди месяцами не получали зарплату и им нечего было есть; когда зимой отключали отопление и в квартирах от мороза лопались батареи; когда в детские сады завозилась недоброкачественная пища и дети массово травились; когда народ грабили с помощью дефолтов и девальвации, нашими «святыми отцами» было начато интенсивное восстановление храмов. Они тратили на строительство храмов сотни миллионов долларов в то время, когда русские люди умирали от голода и холода прямо у них на глазах. Было построено 22 тысячи храмов, закрыто 27 тысяч школ.

Таким образом, моральный облик служителей религиозного культа оставляет желать лучшего и никак не может являться примером для подрастающего поколения. А основываясь на экстремистских и бесчеловечных постулатах Библии, вряд ли служители церкви могут преподать детям созидательную информацию. Да и сами они, обучившись на примерах жестокости и насилия, которыми напичканы все страницы Библии, не могут оставаться нравственными людьми.

А кому верующие молятся?

Господу, который нас же уничтожал – наш русский народ , ненавидел все народы Земли, кроме покорённых им иудеев. Открытым библейским текстом призывал пытать, сжигать, насиловать маленьких детей, женщин, стариков, мужчин. Господу, «который хочет, чтобы мы целовали руки попам, выклянчивали у разрисованных дощечек здоровья и денег. Тех, кто этого делать не захочет, он отправит на ужасные вечные муки! Он всех нас очень любит!»

Когда человек вступает в какую-либо организацию, партию, он изучает устав, цели и задачи данной организации, партии. Следовательно, все те, которые вступают, приняв крещение , в организацию под названием «христианство», невольно или сознательно соглашаются с фашистскими призывами Господа, содержащимися в основном документе – Библии, и дают разрешение на то, чтобы все описанные в Библии изуверства происходили с ними и их детьми, внуками, родными, близкими. Потому что цель и задача Господа, которому ничего здесь не дорого, – унижение и уничтожение человека, что ясно следует из текстов Библии. Значит, этот Господь нам совсем не друг! И попы, которые ему молятся и готовы выполнить любое его поручение – нам тоже не друзья!

Это самый загадочный из всех святых, а иконы с его изображением до сих пор в опале у церкви. На них святой Христофор изображен с собачьей головой. Это может кому-то показаться богохульством. Но греки, создавая эти иконы, и не думали осквернять святые чувства.

Именно таких людей описывал святой апостол Андрей Первозванный после своего миссионерского путешествия по землям, где сейчас располагается пакистано-иранская граница…

О житии этого необычного святого с головой собаки можно найти немало упоминаний в церковной литературе. Согласно им, святой Христофор на вид был столь свиреп, что римский император Деций Траян, правивший в 250-е годы, впервые увидев его, от страха упал со своего трона.

Георгий Александру, греческий писатель, собирая факты о житии святого апостола Андрея Первозванного, о котором он написал книгу «Воздвигший Крест во льдах», отыскал немало упоминаний о киноцефалах, племени, к которому мог принадлежать святой Христофор.

Как уверяет писатель, апостол Андрей побывал на северо-востоке Пакистана. Там он и встретил людей с непривычной и даже ужасающей внешностью. Об этих же племенах упоминал и путешественник Марко Поло. Это он назвал их киноцефалами. Описывая этих существ, он говорил, что они похожи на собак породы мастиф. Устрашающей внешности они якобы добивались тем, что рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши. Младенцам они стягивали черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму. И все это для того, чтобы устрашать врагов.

Существуют разные версии, как Христофор с песьей головой стал святым. Вот что гласит легенда. Во времена императора Деция Траяна он был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину. Христофор говорил, что согласится служить тому, кто страшней и могущественней его. Затем он понял, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться. Однако, узнав, что дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он покинул его и стал ревностным служителем Божьим, обратив в христианство множество народа.

По другой же версии великан Христофор согласился перенести через реку Христа и удивился его тяжести, а тот сказал, что несет на себе все тяготы мира. Чем и убедил Христофора, что могущественней Христа нет никого на свете!

Пытаясь крестить население Ликии, Христофор встретил яростное сопротивление и погиб. Церковь чтит его как великомученика. Правда, в 1722 году Священный синод постановил не рисовать святого Христофора с песьей головой…
Впрочем, согласия по поводу места рождения святого Христофора среди историков, как древних, так и нынешних, нет.

Средневековый летописец Павел Диакон писал, что германское племя лангобардов, которое знаменито по первым крестовым походам, имело дружеские отношения с киноцефалами. Почему же собакоголовых боялись? Говорят, будто, убивая, они с жадностью припадали к ранам врагов и пили кровь.

Исследователь Адам Бременский излагает предание, что киноцефалы - это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере. О них осталось много легенд, часть из которых поэт Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме ».

В ней говорится, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы и даже боевому слону оттяпало хобот. Монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме - полярной ночи. Не исключено, что это современный Приполярный Урал.

Север России вплоть до XVIII века был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Николай Карамзин упоминал, будто о таинственных горах на берегу океана любили потолковать в Москве в XVI веке. Причем среди обитателей Полярного Севера москвичи упоминали людей с собачьими головами. Да и путешественник Герберштейн, оставивший свои свидетельства в русском дорожнике XVII века, писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.

В ХХ веке река Обь упоминается французским философом Рене Геноном. К тому же свидетели, видевшие псеглавцев, называли их жителями высокогорья. Но эти края считаются и местом обитания снежного человека. Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть псеглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак. Так стало быть, племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем снежных людей?

22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. - отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов - людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis - собака.

Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником. В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века.

Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи.

Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине». К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы.

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду.

По причине кажущейся современному человеку фантастичности легенды о святом Христофоре Римо-Католическая Церковь исключила его в 1969 году из списка общецерковных святых. Но потом видимо реабилитировала в связи с большим его почитанием на Западе (в основном как покровителя путешественников). Зайдите в любую церк. лавку при католическом храме - по количеству продаваемых освящённых фигурок святой уступает только разве изображениям Мадонны. Правда у католиков нынче он изображается исключительно в антропоморфном виде - путник, несущий на плечах Христа.

22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником . В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как во фресках Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия, 913–920 гг.), первого слоя церкви Агиос Стефанос (Х в.), церкви святых врачей в Кастории (конец XII в.) и в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.) .

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI–VII веков из Македонии . Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен» , то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки. Более ранних примеров до нас не дошло, хотя они, по всей видимости, существовали: первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах XI–XII веков . Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого . К сожалению, никаких конкретных сведений ни о самом храме, ни о его внутреннем убранстве не сохранилось.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке . В левой руке святой держит крест.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых .

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине» . К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия» . На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы .

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки представляется неубедительным.

Изучение иконографии и истории почитания святого Христофора выявляет новые стороны русской религиозной жизни XVII–XIX веков.

Максимов Е.Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М.А. Коростовцева. М., 1975. Сб. 1. С. 82.

Сарабьянов В.Д. Церковь святого Георгия в Старой Ладоге. М., 2002. С. 182–183.

Подробнее об этом образе см.: Балабанов К., Крстевски Ц. Керимачке иконе из Винице. Београд, 1991.

Цит. по: Снигирева Э.А. Образ святого Христофора: Предания и действительность // Проблемы формирования и изучения музейной коллекции Государственного музея истории религии. Л., 1990. С. 53.

Лосева О.В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. С. 335, 355. священник. Животные в церковной живописи // О церковной живописи. Сб. ст. СПб., 1998. С. 234



22 / 05 / 2007

Икона - образ, к которому мы обращаемся в своих молитвах. Это некий посредник между нами и святым, изображенным на полотне. И, наверное, для только ступивших на духовный путь православных верующих будет удивительным то, что есть некий мученик Христофор Псеглавец, изображаемый на иконах с головой собаки.

Житие

Святой Христофор Псеглавец родился в III веке нашей эры в Римской империи. По преданию, он был настолько красив, что, не желая искушать греховными помыслами окружающих, молил Господа обезобразить себе лицо. Бог сделал так, как и просил Христофор, увенчав его тело головой пса.

До крещения святой носил имя Репрев, что означало «непригодный». Христофор исповедовал веру в Иисуса Христа, еще будучи не посвященным в великое таинство. Многие люди открыто протестовали против его слов и даже избивали его. Христофор со смирением сносил все побои и издевательства, продолжая нести в мир веру Христову.

К императору Декию

Однажды святой Христофор за очередную проповедь во был побит неким Вакхом, служащим у императора. К удивлению воина, святой перенес побои со смирением. После этого к Христофору пришла целая армия численностью в 200 человек и повела ни в чем не повинного юношу к императору. На пути ко дворцу происходили небывалые чудеса: трость, на которую опирался Христофор, внезапно зацвела. Дорога к императору была долгой, и вскоре воины пожелали есть. Но хлеба на всех не хватало, поэтому многие остались голодны. Христофор, подобно самому Иисусу Христу, совершил чудо - приумножил пищу так, что все насытились ею вдоволь.

Армия, сопровождавшая святого, поразилась этим чудесам. Все воины уверовали во Христа и решили креститься, что они и сделали, вернувшись домой.

Жестокие мучения

Император, с нетерпением ждавший возвращения армии с проповедником веры Христовой, встретил Христофора с ужасом - такой безобразной внешности он еще никогда не видел.

Но это не помешало Декию принудить святого отречься от Господа. Для этого он подослал двух девиц, которые обманным путем должны были заставить Христофора принести жертву языческим богам. Но при общении со святым некогда блудницы уверовали в истинного Господа. Они были обращены в христианство.

Придя к императору, женщины провозгласили себя верующими в Иисуса Христа, за что их казнили. Воины, сопровождавшие Христофора, также были убиты за обращение в христианство. Самого святого Декий приказал бросить в раскаленный ящик. Христофор по милости Божией не чувствовал никакой боли. Император, оказавшийся вне себя от ярости, продолжал пытки и мучения святого. В конце концов страдальцу отрубили голову.

Несмотря на свою недолгую жизнь, святой Христофор Псеглавец смог обратить тысячи идолопоклонников в христианство. Многие, узнав о его тяжелой смерти и невредимости во время мучений, желали креститься во имя Христа.

После казни святого один из епископов смог забрать тело Христофора для погребения, подкупив воинов. Смерть угодника Божьего плохо отразилась на самом императоре: он заболел странной болезнью, от которой никак не мог излечиться. Этот недуг доставлял ему много боли и мучений. В тот момент Декий осознал, что всему виной убийство Христофора. Обессиленный император подозвал к своей постели жену и попросил частицу тела новопреставленного. Декий был уверен, что именно так он сможет излечиться и избавиться от страшных страданий и мук. Воины смогли собрать землю, на которую была пролита кровь святого. Они смешали ее с водой и дали императору выпить. Сделав несколько глотков, Декий скончался. Вот так и окончил свое существование жестокий император. Его мучения прекратил святой Христофор Псеглавец, житие которого осталось в веках.

Другая версия появления необычного образа

Отдельные исследователи считают, что существование такой странной для православной верующих иконы, на которой святой изображен с собачьей головой, связана с деятельностью коптов-египтян, уверовавших во Христа. Как известно, жители этой страны в ранние времена были язычниками, поклонявшимися множеству богов. Эти идолы часто изображались с головой птицы, кошки, лошади и т. д. Образ святого Христофора совместил в себе черты православной веры и отголоски язычества. Этому тоже есть свое объяснение: копты, желая распространить христианскую религию на египетской земле, носили с собой икону святого Христофора. Таким образом, переход от идолопоклонства к истинной религии был для южных жителей гораздо легче.

Иконы святого Христофора

Православная и по-разному интерпретируют внешний вид этого святого. Вплоть до XVII века мученик изображался с головой собаки. В России считалось, что угодник Божий происходил из рода кинокефалов, в котором все люди рождались с подобными особенностями. С другой стороны, икона святого Христофора с головой собаки должна восприниматься символически. При этом его ужасающая внешность рассматривается как признак былого идолопоклонства и жестокости.

В католической церкви сформировалось несколько иное отношение к Христофору. В переводе с английского его имя означает «носитель Христа». Именно поэтому на западнохристианских иконах святой изображается как великан, несущий на своих плечах младенца Иисуса. Одна из летописей, составленная иноком Доминиканы в далеком XIII веке, гласит, что однажды святой мученик Христофор, будучи еще не крещеным, переносил через речку малыша, который ему показался невыносимым грузом. Святой ощущал себя так, будто на своих широких плечах он держит всю землю. Догадки Христофора не подвели: он перенес на себе самого Иисуса Христа, явившегося ему в образе ребенка.

Образ святого-великана лег в основу многих зарубежных произведений литературы, музыки и живописи Средневековья. Также в 18-м веке наблюдалась тенденция возведения скульптур Христофора в храмах Европы. Подобные святыни сохранились во Франции, в Считалось, что верующий человек должен хотя бы раз в день помолиться перед этой скульптурой. Это спасает от внезапной смерти и других напастей.

В период Реформации скульптуры святого-великана были удалены практически во всех уголках Европы с внешних стен соборов и храмов.

Те, кто видел западную и русскую икону Христофора, не смогут узнать святого на полотнах византийских иконописцев. На них он изображен как юноша в патрицианских одеждах или в доспехах. Такими фресками были украшены некоторые соборы и храмы Византии.

Чудеса

Наибольший интерес у многих вызывает именно та икона святого Христофора, на которой он изображен с головой собаки. Самой древней иконой святого считается образ, датированный 6-м веком. На этой иконе мученик изображен рядом с другим святым - Георгием Победоносцем. Оба юноши облачены в доспехи и держат копья. Между ними расположен крест.

Особое почитание святого Христофора на Руси пришлось на XVI век. При этом люди молились перед иконами мученика, изображенного и воином, и кинокефалом. Считалось, что в древние времена Христофор защищал русские города от всяких напастей, в том числе от болезней. Удивительным кажется факт прекращения эпидемии в Москве, совпавший с началом постройки храма в Кремле в честь данного мученика. В это же время в Новгороде заразная болезнь начала отступать после возведения храма в честь святого Христофора.

Сохранившиеся образы

Многие древние иконы святого Христофора дошли и до наших дней. Часть из них хранится в музеях и галереях. Если вам удастся посетить Третьяковскую галерею в Москве, то вы сможете там увидеть одну из дверей иконостаса Троицкого храма, расположенного в Архангельской области, на которой изображена икона Христофора. Данные шедевры интересны тем, что на них мученик представлен в полный рост и с собачьей головой.

В Историческом музее сохранилась небольшая иконка святого, находившаяся в частной коллекции. На ней Христофор, облаченный в доспехи и красный плащ, молится перед Господом Богом, находящимся на небесах и взирающим на Своего Угодника. Святой предстает пред нами как прекрасный юноша, а не безобразный кинокефал. Кажется, будто этот образ - картина не внешнего, а внутреннего состояния, ведь именно такой прекрасной, чистой и всеобъемлющей была душа Христофора.

Решение об изменении иконы

Святой Христофор широко почитался в России вплоть до XVIII века. Именно в это время в стране встал вопрос о том, как мученик должен быть представлен на иконах. Одни протестовали против его изображения с головой пса, считая это абсолютно недопустимым, в то время как другие уже привыкли к такому образу. В связи с этим подобные иконы еще долго оставались у русского населения.

Все решилось во время правления Петра I. Священный Синод постановил, что подобные изображения, противоречащие человеческому естеству, являются непотребными, в связи с чем первоначальный образ Христофора заменили прекрасным юношей в доспехах. При этом законодательный орган государственной власти все же советовал не принимать подобных жестких решений относительно икон, широко почитаемых в народе.

Живший в то время известный святитель Дмитрий Ростовский был категорически против изображения Христофора в виде кинокефала. Того же мнения придерживался и митрополит Антоний, который обратился в Священный Синод с просьбой переделать икону великомученика, изобразив его с человеческой головой. Ходатайства священнослужителей не увенчались успехом. Маленькие иконы и образы продолжали успешно продаваться во всех церковных лавках.

И только в отдельных соборах и церквях умелые иконописцы исправляли изображения Христофора Псеглавца. Следы подобной реставрации в этих храмах можно заметить и сейчас - на нимбе угодника Божьего виднеется линия от исправленного лика собаки.

Стоит отметить, что после 18-го века святой мученик Христофор изображался уже не только с собачьей, но и с лошадиной головой. Одна из таких икон сейчас хранится в России, в Музее религии. Некоторые исследователи считают, что новое изображение великомученика связано с неумением иконописцев вырисовывать голову пса, хотя многим подобный довод кажется неубедительным.

Почитание Христофора в других странах

В католической церкви день памяти святого отмечается 24 июля. Следует отметить, что эта дата была исключена из общего календаря Ватикана в конце 60-х годов 20-го века. Тем не менее, жители Европы продолжают почитать святого Христофора и отмечать его престольный праздник.

Мощи святого, некогда хранившиеся в Византии, были вывезены в один из городов Хорватии. Именно благодаря их чудотворной силе местные жители были спасены от вражеской осады. В честь мученика хорваты назвали одну из прибрежных крепостей.

В западнохристианской религии Христофор принадлежит к святым, покровительствующим путешественникам. Именно по этой причине официально исчезнувший из списка угодников Божьих мученик почитается моряками, таксистами, машинистами. В России святой Христофор - покровитель водителей. А в некоторых странах Европы есть отдельные центры, специализирующиеся на выпуске медальонов, предназначенных для путешественников.

На монетах, которые часто помещаются в машине, есть надпись, которая гласит, что тот, кто верит в этого мученика, не погибнет в автокатастрофе. Вот так заботится о нас святой Христофор. Амулет, созданный в его честь, будет иметь подобную силу, если искренне верить в заступничество мученика.

По молитвам святой Христофор способен исцелить от зубной боли и облегчить состояние больного эпилепсией. Мученик может спасти человека от удара молнией, от заразного заболевания. К Христофору в молитвах часто обращаются торговцы и садовники.

Некоторые населенные пункты и даже острова находятся под защитой мученика. Это город в Хорватии на острове Раб, г. Роермонд, находящийся в Нидерландах, Вильнюс и другие.

Покровитель Литвы

Святой Христофор является опекуном данной страны. Его изображение можно увидеть на Как и говорилось ранее, в западнохристианской культуре он изображается великаном. Именно такую скульптуру установили в середине прошлого века на территории костела Святого Николы. В честь Христофора также была названа одна из школ и главный оркестр Вильнюса.

В Литве мученик является покровителем творческих людей - работников искусства, живописи, певцов, благотворителей и т. д. Один из главных музыкальных конкурсов страны назван в честь Христофора. Желанный приз - небольшая скульптура святого. Эта награда в Литве считается очень почетной.

Собор Христофора в Гаване

В начале 18-го века на Кубе был выстроен храм в честь этого великомученика. До сих пор неизвестно, кто является автором данного сооружения. Предполагают, что собор святого Христофора выстраивался по проекту одного из иезуитов, так как постройка по своему стилю сильно отличается от остальных храмов Гаваны. Внутреннее убранство составляют фрески с изображением и Успения Царицы Небесной. Церковь святого Христофора хранит в своих стенах статую покровителя храма, создание которой относят к 17-му веку.

Монастырь в честь мученика Христофора

Данный комплекс является заброшенным. Расположенный в Египте, он приютил в своих стенах несколько старых монахинь. Сейчас в нем нет важных святынь. Но тем не менее, инокини продолжают молиться за весь мир Богу и угоднику Христофору, вспоминая его мучения во имя Христа.

Святой Христофор - покровитель водителей

Этого мученика поначалу считали защитником путешественников только в католической церкви. Ведь именно оттуда пришла версия о существовании великана, переносившего людей через бурный речной поток. Считается, что одно время святой мученик Христофор Песьеглавец жил на побережье отшельником, изредка помогая людям перебираться на другой берег. Именно тогда к нему явился Христос в образе ребенка, которого мученик перенес через реку. Есть мнение, что именно Иисус дал отшельнику имя Христофор - «несущий Христа».

В первое время святой особо почитался мореплавателями. С появлением наземного транспорта - а затем и автомобилей - Христофор стал оберегом для автомобилистов, а также для тех, чей труд связан с ношением тяжестей - комплектовщиков, грузчиков и других.

Медальоны

В настоящее время стала очень популярной продажа амулетов, освященных в честь этого мученика. Конечно, приобрести их и повесить их в машине не возбраняется, но при этом нужно помнить, что спасителен не сам медальон, а ваша вера. Если относиться к подобным вещам с точки зрения фетишизма, то о православии здесь не может быть и речи. Такое мировоззрение очень близко к язычеству, когда люди буквально обожествляли деревянных идолов. Поэтому прежде чем приобретать подобные вещи, трезво оцените свое отношение к религии. Если в вашем сердце действительно теплится спасительный огонек веры, можете спокойно приобретать подобный медальон.

Молитвенное обращение

Попросить помощи у святого можно посредством молитвы. Она имеет особенную силу, если взывать к Высшим силам с верой и искренностью. Молитва святому Христофору содержит обращение к главному Творцу нашего мира - Господу. В этих строках мы подтверждаем Его всемогущество, прося помочь нам благополучно добраться домой. В молитве мы взываем к милосердию Бога, говоря о том, что Господь вездесущ и всемогущ. А в конце мы вспоминаем имя мученика Христофора, призывая его молиться о наших душах и спасении.

Стоит заметить, что молимся мы святым для того, чтобы те были нашими заступниками перед лицом Божиим. Неверно думать, что какой-либо угодник главенствует. Любой святой - это посредник между нами и Господом. Поэтому, прося о помощи, не забывайте молиться самому Богу.

Достоверность жизнеописания Христофора

У некоторых людей после ознакомления с житием святого возникают отдельные вопросы по поводу реальности его существования. Конечно же, основной темой для подобных полемик является внешность Христофора. Вполне возможно, что приписывание ему уродства есть не что иное, как ошибка переводчиков. Христофор происходил из рода cananeus, что было транскрибировано как «собачий». Не исключено, что это слово нужно было перевести как «хананит», что означало одну из средиземноморских провинций. Тогда получается, что Христофор по своей наружности был самым обычным человеком, проявившим непоколебимую веру в Господа.

Исследователи также обнаружили некоторые исторические несоответствия. Например, император Декий возглавлял Римское государство всего 2 года, тогда как в житии написано, что он казнил угодника Божьего на четвертом году своего правления. Есть утверждение, что Псоглавец святой Христофор был замучен другим императором - Максимином Дазой. Некоторые уверены, что под словом «Декий» подразумевалось не конкретное имя, а аллегория. «Дектиос» в переводе на русский означает «вместилище» (злых сил).

Тем не менее, святой Христофор, житие которого вызывает ряд сомнений, до сих пор почитается верующими за его чудеса, совершенные во время земного бытия и после смерти. И даже запрет Ватикана на упоминание Христофора в церковном календаре не смог повлиять на отношение к нему.

Среди большого количества святых, почитаемых христианами, есть и мученик Христофор, который на иконах изображен в довольно необычном образе. Этого святого традиционно изображают с головой собаки или лошади, однако, встречается он довольно редко и православным христианам практически не известен.

РОГОЖСКАЯ РИЗНИЦА Святой мученик Христофор.
г. Ветка. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 44,9х37,6 см. На тыльной стороне надпись киноварью: «В домъ Алезандра Дими/трiева Шышкина».
Мученик Христофор представлен псоглавым, по пояс, в повороте влево. На левом плече тонкое красное копье, которое он придерживает левой рукой, правая рука поднята в двуперстии. Человеческие глаза смотрят на зрителя, коричневые волосы длинными локонами ниспадают на плечи. Доспех, застежка плаща и наконечник копья золотые, с черневым рисунком по тому же листовому золоту, которое покрывает также нимб святого, фон и поля иконы. Личное письмо исполнено обычным санкирным приемом: на светло-коричневую подложку кладется более светлое красноватое охрение с последующими высветлениями. В результате передается смуглый цвет кожи. Мастеру удается придать звериной личине благостное умильно-доверчивое выражение. В моделировке тканей ощутима зависимость от стилистики барокко и рококо. На плаще рисунок и притенения складок коричнево-малиновые, завершающие высветления исполнены золотопробельным приемом. В верхней части средника надпись: «С(ВЯ)ТЫЙ МУ(ЧЕНИК) ХРИСТОФОРЪ».
Колорит иконы строится на сочетании малинового тона плаща с голубым тоном рубахи святого и с коричневым тоном личного. Плотное желтое золото служит их объединению и созданию условной глубины. Работа мастера цветом, приемы моделировки формы, а также цвет и ритм полосок, составляющих обрамление средника и всей иконы, характерны для иконописи Ветки конца XVIII в. // В.М. Сорокатый.

Редкий кадр
При входе в Покровский храм имеется еще одна практически неизвестная икона с образом св. Христофора.

Святой мученик Христофор изображён в числе мучеников



Последним веским аргументом к организации исследования оказалось письмо читателя сайта "Старове":

"Вечер добрый! Был сегодня в магазине церковной утвари и икон “Софрино” РПЦ МП. Хотел заказать образ мученика Христофора древнего письма (с пёсьей головой). Мне говорят: “Изображение не каноническое. Запрещено Святейшим Синодом в XVIII веке. Не всё, что есть в интернете, правильно. Истинное изображение – такое…” (и показывают мне на своём компьютере мученика Христофора в образе человека, несущего на плечах Богомладенца). Я отвечаю: “Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды, каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев. Подобное написание Христофора до сих пор используется во многих поместных Православных Церквях”. Мне отвечают: “Это не наше дело. Духовник завода запретил изготавливать. То, что Вы хотите – кощунство. Не знаем, где и как Вы будете такую икону заказывать, кто Вам её будет делать, но истинное изображение только у нас”.
Вот так вот… “Яко не бывшими” стали не клятвы, а постановления Собора 1971 г. и всех последующих Соборов РПЦ. Речь идёт о магазине художественно-производственного предприятия “Софрино” РПЦ МП. В Москве два фирменных магазина: 1) на Кропоткинской (центральный); 2) в Сокольниках (на территории Храма Воскресения Христова), где я и пытался сделать заказ."

Никоново-Петровские “новины” в действии: “исправленный” образ св. мученика Христофора поверх древней фрески в Ярославле

В основу данной заметки легло научное исследование С.К. Черновой – ведущего специалиста Череповецкого музейного объединения.
В Череповце также хранится изображение св. мученика Христофора Псеглавца, датированное 17 веком, однако это не единственное место, где заинтересовались историей необычного образа. Блогер carabaas делится историей появления образа св. мученика Христофора с собачьей головой из коллекции икон Ростовского музея:
В Ростовском музее эта икона эта находится изначально, и попала туда по распоряжению новообрядческого Архиепископа Ионафана (благословением которого был создан сам музей в 1883 г.). Предыстория появления иконы была описана в Епархиальных Ведомостях так:
“При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села “Богородского в Осеку” усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма”…
Христофор – святой мученик, почитаемый Православной и Католической церквями, живший, по преданию, в 3 веке н.э. Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность. Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).

Примеры традиционного изображения св. муч. Христофора

Восточная традиция почитания св. мч. Христофора

Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея – Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.
Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.

Святой Христофор. Греческая икона. Константинополь

Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор». Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. (см.: Жития святых, на русском языке. С.290). Одним из чудеммученико было то, что он остался невредимым после того, как император приказал поместить его в раскалённый медный ящик.

Святой Христофор. Греческая икона. 18 век

В Антиохии память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием Христоносец (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х – XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).

Святой Христофор. Греческая икона

Икона из Егорьевского историко-художественного музея

Святые Христофор и Георгий поражают змей. Терракота. Виника. Македония. 6-7 вв

Святой Христофор и Ярославские чудотворцы. Русская икона. 18 век. ГИМ

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Современный образ св.Христофора, созданный под влиянием католических легенд

Старообрядческая житийная икона святого Христофора

Святой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинка

Поздние варианты написания главы св. мученика Христофора на Руси

Святые Флор, Лавр и Христофор. Пермская икона.1888

Современная икона св. Христофора Псеглавца

В России же почитание Святого Христофора не столь распространенное, и на иконах, продающихся в церковных лавках РПЦ МП можно встретить лишь изображение Святого в человеческом обличье с Божественным Младенцем на плечах. Образ Христофора-Киноцефал в неизменном виде почитается лишь в среде старообрядческой Церкви и остался лишь на тех редких иконах и храмовых росписях, которые не успели «отмодерировать» новообрядцы.