Святая праведная гликерия дева новгородская. Глике́рия Гераклейская, дева



Святая праведная Гликерия, дева Новгородская

Гликерия († ок. 1522, Вел. Новгород), прав. дева (пам. 13 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородская. Г. была дочерью Пантелеимона - старосты новгородской Людогощей (Легощей) ул. Сведения о Г. в связи с обретением ее мощей сообщает Новгородская 2-я (Архивская) летопись (2-я пол. XVI в.). Мощи прав. девы были обретены 14 июня 1572 г. за новгородской ц. святых Флора и Лавра на Людогощей ул., очевидно на церковном кладбище, в основном нетленными («тело цило, а не все» - ПСРЛ. Т. 30. С. 192), со сложенными крестообразно на груди руками, в гробу «верх земли»; имя Г., а также указание на ее происхождение, вероятно, сохранились на белокаменном надгробии (в 1-й трети XVI в. надгробия уже имели надписи). Как сообщила Новгородскому архиеп. Леониду пожилая местная жительница Анастасия, Г. хоронили здесь ок. 50 лет назад, т. е. ок. 1522 г. В честь Г. был устроен крестный ход с пением молебнов, «и положили тую девицу на ином месте», т. е., вероятно, в ц. святых Флора и Лавра. В тот же день при гробе Г. получил исцеление 4-летний Агафон, сын подьячего Сувора Богдана, по этому случаю «у владыкы» (т. е. в Новгородском кремле) весь день звонили в колокола. 11 авг. 1572 г. у гроба св. девы произошло 2-е чудо - она «простила человека очима» (Там же. С. 194). Дни обретения мощей и прославления Г. совпали с пребыванием в городе царя Иоанна IV Васильевича (июнь-авг. 1572), в эти месяцы часто совершались по городу крестные ходы во главе с архиепископом, в Новгород из Москвы были возвращены мн. чтимые иконы, на Софийскую звонницу подняты новые колокола.

Исцеления при гробе Г. стали основанием для ее канонизации, происшедшей, вероятно, в том же году (одновременно с прославлением св. Иакова Боровичского и, возможно, по мнению А. С. Хорошева, прп. Тихона Лухского). Днем памяти святой, местно чтившейся в Новгороде, стал день памяти мц. Гликерии - 13 мая; в нек-рых работах (Е. Е. Голубинский, Н. П. Барсуков) можно встретить утверждение, что память святой чтится 23 мая. Ц. святых Флора и Лавра (построена в 1379) была кардинально перестроена на старом фундаменте в 1674-1695 гг., затем в 1830 г., когда к ней с зап. стороны были пристроены паперть с приделом и колокольня. Вероятно, с этого времени мощи Г. находились под спудом в юго-зап. углу храма. Надпись на раке Г. (опубликована Барсуковым) содержала ошибочную дату ее смерти - 7015 (1505) г. В сер. XIX в. во имя Г. был освящен придел в Тихвинской ц. в московском Симоновом Новом в честь Успения Божией Матери мон-ре. Церковь во имя святых Флора и Лавра была разрушена во время обстрелов Новгорода в 1941-1943 гг., в наст. время здесь разбит сквер им. Лени Голикова, раскопки на месте храма не производились.

Канонизация Г. подтверждена включением ее имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было подтверждено 10 июля 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор известен с 1831). В службе Собору Г. упоминается наряду с др. св. женами Новгорода, имеется отдельный тропарь Г. под 13 мая (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 453; Ч. 2. С. 68-69), молитва и кондак (Трофимов А. Святые жены Руси. М., 1994. С. 112-114).

Источники: ПСРЛ. Т. 30. С. 192, 194.

Литература: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 221; Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 95-97; Краснянский Г., свящ. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых и угодников Божиих. Новгород, 1876. С. 86; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134-135; Описание о российских святых. С. 264; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 56-57; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 28-30; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 142; Голубинский. Канонизация святых. С. 114-115; Хорошев А. С. Политическая история рус. канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 177, 178, 183, 184; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 319, 380.

М. В. Печников


Святая мученица Гликерия Ираклийская

Гликерия [греч. Γλυκερία] (II в.), мц. Ираклийская (пам. 13 мая), пострадала при имп. Антонине Пии (138-161). Происходила из семьи рим. анфипата (консула) Макария. Вместе с родителями жила во фракийском г. Траянополе. Осиротев, Г. сблизилась с христ. общиной и вела целомудренную жизнь. Когда имп. Антонин Пий начал гонения на христиан, в Траянополе должен был состояться праздник в честь Зевса - лампадофория (или лампадодромия), во время к-рого по городу двигалась процессия с зажженными факелами. Г. опередила толпу язычников, собиравшихся войти в храм, и заявила, что поскольку она самого знатного происхождения, то первой должна принести жертву Зевсу. Когда рим. наместник игемон Савин (Сабин) спросил, где же ее лампада, Г. велела погасить лампады присутствующих, сняла покров с головы и все увидели у нее на лбу знамение креста. По молитве Г. статуя Зевса упала и разбилась. В мученицу полетели камни, но они не только не коснулись ее, но образовали вокруг девушки нечто вроде укрепления. Г. схватили и заключили в темницу, где ее посетил иерей Филократ. На следующий день Г. подвергли мучениям: привязав за волосы к ветвям дерева, ее тело строгали железными орудиями, затем били по лицу. Не добившись отречения от Христа, Г. оставили в темнице без воды и пищи. Придя через неск. дней, Савин обнаружил, что перед Г. стоят блюда с яствами, к-рые приносили ей ангелы. Отправившись по делам в г. Ираклия (Фракия), Савин взял Г. с собой. Там ее, ведомую под конвоем, приветствовали христиане. По приказу Савина Г. была брошена в печь, но осталась невредимой. Затем палачи содрали кожу с головы девушки и положили ее обнаженную на острые камни в темнице. Но когда стражник Лаодикий на др. день вошел к ней, то не узнал ее, настолько цветущий вид имела Г. От страха, что настоящей мученице удалось бежать и его ждет суровое наказание, Лаодикий хотел покончить с собой, но Г. остановила его, объяснив, что ее исцелила вера во Христа. Тогда Лаодикий исповедал себя христианином и был усечен мечом (его память также отмечается 13 мая). Когда Г. отдали на съедение львам, первая львица легла у ног мученицы, вторая загрызла ее, не растерзав тела. Еп. Ираклийский Дометий похоронил Г., от ее мироточивых мощей происходили исцеления. Савин в час гибели мученицы умер от водянки.

Церковь во имя Г. в Ираклии в 591 г. посетил имп. Маврикий, о чем сообщает совр. ему историк Феофилакт Симокатта, к-рый также рассказывает о чуде от мощей Г.: однажды епископ Ираклии решил заменить медный сосуд, в к-рый стекало миро, на серебряный и купил последний в К-поле. Но когда новый сосуд поставили к мощам, истечение мира прекратилось. Выяснив, что сосуд раньше принадлежал чародею Павлину, епископ сообщил об этом патриарху К-польскому свт. Иоанну IV Постнику. Виновники этого происшествия были казнены по настоянию патриарха. В 610 г. церковь посещал также имп. Ираклий, что свидетельствует о почитании Г. в Ираклии по крайней мере до VII в. Согласно местному преданию, в VIII в. мощи Г. были перенесены на о-в Лемнос. Однако глава мученицы, по нек-рым сведениям, осталась в Ираклии, где продолжала почитаться, в ц. вмч. Георгия Победоносца.

Сохранилось анонимное греч. Житие Г. в краткой, изданной в «Acta Sanctorum» (BHG, N 699), и в пространной редакциях, а также рассказ о чуде Г. Никифора Каллиста Ксанфопула (BHG, N 699m).

В греч. и зап. календарях память Г. отмечается 13 мая, однако в ряде визант. рукописей память мученицы указана 10, 12 или 15 мая, а в Иеронимовом Мартирологе - 8 июля (MartHieron. P. 358).

Мощи Г. привезены в Москву в 1604 г. архиеп. Феодосием Амиклонским от К-польского Патриарха Рафаила (Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 318). Они упомянуты в описи Благовещенского собора 1680-1681 гг. (Христианские реликвии. С. 114).

Ист очники : BHG, N 699-699m; ActaSS. Mai. T. 3. P. 12*-15*, 188-193; SynCP. Col. 679-680, 64; ЖСв. Май. С. 430-443; Феофилакт. Ист. Кн. 1. Гл. 11.

Лит ература : Büttner Th. Die Verehrung der hl. Glykeria // BZ. 1897. Bd. 6. S. 96-99; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 179-180; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie // AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 249-252; ΘΗΕ. T. 4. Σ. 568-569; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 97; Sauget J.-M. Gliceria // BiblSS. Vol. 7. Col. 57-58; Aubert R. Glyceria // DHGE T. 21. Col. 230-231. .

О . Н . Афиногенова

Свя-тая Гли-ке-рия му-че-ни-че-ски по-стра-да-ла за Хри-сто-ву ве-ру во II ве-ке во вре-мя го-не-ния на хри-сти-ан им-пе-ра-то-ра Ан-то-ни-на (138-161). Она про-ис-хо-ди-ла из знат-но-го ро-да, отец ее, Ма-ка-рий, был гра-до-на-чаль-ни-ком Ри-ма, впо-след-ствии он пе-ре-се-лил-ся во фра-кий-ский го-род Тро-я-но-поль. Свя-тая Гли-ке-рия ра-но ли-ши-лась от-ца и ма-те-ри. Сбли-зив-шись с хри-сти-а-на-ми, она об-ра-ти-лась к ис-тин-ной ве-ре и еже-днев-но по-се-ща-ла храм Бо-жий. Пра-ви-тель Тро-я-но-по-ля Са-вин, по-лу-чив им-пе-ра-тор-ский при-каз о при-нуж-де-нии хри-сти-ан к при-не-се-нию жертв идо-лам, на-зна-чил для жи-те-лей го-ро-да день об-ще-го по-кло-не-ния идо-лу Зев-су. Свя-тая Гли-ке-рия твер-до ре-ши-ла по-стра-дать за Хри-ста и рас-ска-за-ла о сво-ем на-ме-ре-нии хри-сти-а-нам, про-си-ла их мо-лить-ся о том, чтобы Гос-подь по-слал ей твер-дость к пе-ре-не-се-нию стра-да-ний. В день празд-ни-ка Зев-са свя-тая Гли-ке-рия, на-чер-тав на сво-ем че-ле зна-ме-ние Кре-ста, яви-лась в ка-пи-ще; свя-тая ста-ла на воз-вы-ше-ние в лу-чах солн-ца, сня-ла по-кры-ва-ло с го-ло-вы, по-ка-зав всем свя-той крест, на-чер-тан-ный на ее че-ле. Она го-ря-чо мо-ли-лась Бо-гу, чтобы Он вра-зу-мил языч-ни-ков и со-кру-шил ка-мен-но-го идо-ла Зев-са. Вне-зап-но по-слы-шал-ся гром, ста-туя Зев-са рух-ну-ла на пол и раз-би-лась на мел-кие ча-сти. В яро-сти пра-ви-тель Са-вин и жре-цы при-ка-за-ли на-ро-ду по-бить свя-тую Гли-ке-рию кам-ня-ми, но бро-шен-ные кам-ни не кос-ну-лись свя-той. Свя-тую Гли-ке-рию за-клю-чи-ли в тем-ни-цу, ку-да к ней при-шел хри-сти-ан-ский свя-щен-ник Фило-крат и укре-пил му-че-ни-цу на пред-сто-яв-ший ей по-двиг. Утром, ко-гда на-ча-лись ис-тя-за-ния, вне-зап-но сре-ди му-чи-те-лей по-явил-ся Ан-гел, и все они па-ли на зем-лю, объ-ятые ужа-сом. Ко-гда ви-де-ние ис-чез-ло, то по при-ка-зу Са-ви-на, ед-ва об-рет-ше-го дар ре-чи, свя-тую вновь от-ве-ли в тем-ни-цу, дверь ко-то-рой креп-ко за-пер-ли и за-пе-ча-та-ли лич-ным перст-нем пра-ви-те-ля, чтобы ни-кто не смог к ней про-ник-нуть. Во все вре-мя за-клю-че-ния Ан-ге-лы Бо-жии при-но-си-ли свя-той Гли-ке-рии пи-щу и пи-тие. Спу-стя мно-го дней Са-вин при-шел в тем-ни-цу и сам снял пе-чать. Вой-дя к свя-той, он был по-ра-жен, уви-дев ее жи-вой и здо-ро-вой. От-пра-вив-шись в го-род Ирак-лию, Са-вин по-ве-лел ве-сти ту-да же и свя-тую Гли-ке-рию. Из это-го го-ро-да вы-шли ей на-встре-чу ирак-лий-ские хри-сти-ане с епи-ско-пом До-ме-ти-ем во гла-ве, ко-то-рый пе-ред все-ми про-из-нес мо-лит-ву Гос-по-ду об укреп-ле-нии свя-той в му-че-ни-че-ском по-дви-ге. В Ирак-лии свя-тую Гли-ке-рию вверг-ли в рас-ка-лен-ную печь за от-каз при-не-сти жерт-ву идо-лам, но огонь в ней сра-зу по-гас. То-гда пра-ви-тель в безум-ной яро-сти при-ка-зал со-драть с го-ло-вы свя-той Гли-ке-рии ко-жу. По-том об-на-жен-ную му-че-ни-цу бро-си-ли в тем-ни-цу на ост-рые кам-ни, она же непре-рыв-но мо-ли-лась, и в пол-ночь в тем-ни-цу явил-ся Ан-гел и ис-це-лил ее ра-ны. Тем-нич-ный страж Ла-оди-кий, при-шед-ший утром за свя-той, сна-ча-ла ее не узнал, ду-мая, что му-че-ни-ца скры-лась и хо-тел се-бя убить, бо-ясь на-ка-за-ния, но свя-тая Гли-ке-рия оста-но-ви-ла его. По-ра-жен-ный чу-дом, Ла-оди-кий уве-ро-вал в Ис-тин-но-го Бо-га и про-сил мо-литв свя-той, чтобы и ему по-стра-дать и уме-реть за Хри-ста вме-сте с нею. "Сле-дуй за Хри-стом, и ты спа-сешь-ся", - от-ве-ти-ла ему слав-ная му-че-ни-ца. Ла-оди-кий воз-ло-жил на се-бя узы, ко-то-ры-ми бы-ла свя-за-на свя-тая, и на су-де объ-явил пра-ви-те-лю и всем при-сут-ство-вав-шим о чу-дес-ном ис-це-ле-нии свя-той Гли-ке-рии Ан-ге-лом и ис-по-ве-дал се-бя хри-сти-а-ни-ном. Но-вый из-бран-ник Бо-жий был немед-лен-но усе-чен ме-чом. Хри-сти-ане, тай-но взяв его остан-ки, с че-стью пре-да-ли их по-гре-бе-нию, а свя-тая Гли-ке-рия бы-ла от-да-на на рас-тер-за-ние зве-рям. С ве-ли-кой ра-до-стью вы-шла она на казнь, но вы-пу-щен-ная на свя-тую льви-ца сми-рен-но под-полз-ла к ней и, лас-ка-ясь, ли-за-ла ей но-ги. На-ко-нец, свя-тая с мо-лит-вой об-ра-ти-лась к Гос-по-ду, про-ся, чтобы Он взял ее к Се-бе. В от-вет она услы-ша-ла го-лос с неба, при-зы-вав-ший ее к небес-но-му бла-жен-ству. В это вре-мя на свя-тую бы-ла вы-пу-ще-на дру-гая льви-ца, ко-то-рая бро-си-лась на му-че-ни-цу и умерт-ви-ла ее, но не рас-тер-за-ла. Епи-скоп До-ме-тий и ирак-лий-ские хри-сти-ане с че-стью по-хо-ро-ни-ли свя-тую му-че-ни-цу Гли-ке-рию. Она по-стра-да-ла за Хри-ста око-ло 177 го-да. Свя-тые мо-щи ее про-сла-ви-лись ис-те-че-ни-ем це-леб-но-го ми-ра.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Заказать икону святого

Житие

Мученица Гликерия Гераклейская была родом из знатной семьи.После знакомства с христианами приняла православие и стала ежедневно посещать собрания верующих. Однажды в день, назначенный городскими властями для обязательной языческой жертвы, святая Гликерия, начертав на лбу Крест, пришла в капище. Здесь она взмолилась Господу Иисусу Христу, и храмовый идол рухнул. Девушку попытались закидать камнями, но они не причинили ей вреда. Её заключили в тюрьму, а утром во время пыток все увидели рядом с Гликерией Ангела, при виде которого палачи в страхе упали на землю. После этого святую долгое время морили голодом и не давали воды, но Ангелы Божии приносили ей еду и питьё, и она вновь осталась жива. Обезумевшие язычники придумывали новые и новые изощрённые мучения, чтобы заставить Гликерию отречься от веры, но всё было тщетно. Однажды, когда избитую, еле живую святую вновь исцелил Ангел, то это увидел стражник её темницы по имени Лаодикий. Воин уверовал во Христа, и был вскоре за это убит. Святая Гликерия была отдана на растерзание львам. Но первый зверь не тронул её. После чего девушка попросила Господа Бога забрать её к Себе. В это время на мученицу спустили второго льва, и хищник убил её, но оставил тело невредимым. Христиане с честью похоронили останки мученицы, мощи же её вскоре стали источать целебное миро.

Дочь Пантелеймона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась около 1522 года. В скудости сведений о святой виден знак потаенности ее жизни и делания.

14 июля 1572 года тело ее было найдено нетленным через 50 лет после кончины. По свидетельству современника событий, «сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, что помнила, как девицу ту провожали лет с пятьдесят…» , и после погребения ее произошли чудесные исцеления. Новгородская летопись под 1572 годом повествует, что за церковью святых Флора и Лавра «обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цало (т.о. цело) а не все» . После открытия мощей архиепископ Новгородский Леонид торжественно положил мощи святой в храме святых мучеников Флора и Лавра . В тот же день получил исцеление от болезни при гробе праведницы четырехлетний сын подъячего Богдана Суворова, после чего были и другие исцеления. Эти исцеления стали основанием для канонизации святой.

Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. Сверху иконы - изображение Софии - Премудрости Божией с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, затем идут шесть рядов изображений святых Новгородской земли. Среди них в четвертом ряду - изображение преподобной Анны Новгородской, а в шестом ряду - святой праведной Гликерии. В Тихвинской церкви Московского Симонова монастыря в середине XIX века был устроен придел в честь святой Гликерии.

Молитвы святой праведной Гликерие, деве Новгородской

Молитва первая

О святая праведная Гликерие, дево Новгородская, яко света теплая на свещнице горящая пожила еси во славу Христа Бога и многими чудесы прославленная! Не забуди нас, яко молитвенница наша пред Пречистой Матерью Господа нашего Иисуса Христа, сохрани юных во святей вере, целомудрии и чистоте, укроти вражду и злобу действом диавола воздвизаемую, подай мужество и крепость во искушениях. Благодать приемше исцелений, подай здравие сущим в болезнех, умоли Господа, да дарует мир граду твоему и отечеству нашему, да не оскудеет в земле нашей вера православная, испроси исправление греховнаго жития нашего и вечное спасение, да с тобою сподобимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая, чтомая в Новгородской Флоровской церкви

Блаженная дево Гликерия, угоднице Христова! Услыши нас грешных, молящихся тебе. Приими молитву нашу и принеси ю к милостивому и человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Умоли Его благосердие, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей; и испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам без порока прейти поприще временныя жизни, избави нас от воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий к селению праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих лица Божия доброту неизреченную. Услыши моление наше, дева Гликерие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога Триипостаснаго, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Тропарь святой праведной Гликерие, деве Новгородской

Тропарь

глас 8

Вышния красоты желающе, нижния сласти телесныя далече от себе отринула еси, и нестяжание паче суетнаго мира возлюбивши, ангельское житие провождала еси, Гликерие, дево блаженная, моля Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак

глас 3

Веселися, Великий Новград, великое сокровище стяжав, мощи твои, святая праведная дево Гликерие, благодать исцелений подающии всем с верою и любовию приходящим к ним. И ныне предстоя с ликом святых жен русских пред Престолом Святой Троицы, молися оставление грехов даровати чтущим святую память твою.

Величание

Величаем тя, святая праведная дево Гликерие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.

Мученица Гликерия дева пострадала за Христа около 177 г. Она происходила из знатного рода. Сблизившись с христианами, она обратилась к истинной вере и ежедневно посещала храм Божий. В день, назначенный для жертвоприношения, св. Гликерия, начертав на своем челе знамение Креста, явилась в языческое капище и своей молитвой сокрушила идола. За это святую хотели побить камнями, но камни чудесно не коснулись ее.
Во время мучений ей явился Ангел, при виде которого мучители в ужасе пали на землю. Тогда святую стали морить голодом и жаждой, но она оставалась невредимой, так как Ангелы Божии приносили ей пищу и питие. Затем Гликерию отправили в г. Ираклию, где, за отказ принести жертву идолам, ее бросили в раскаленную печь. По молитве св. Гликерии огонь в печи погас. После этого, содрав кожу с ее головы, св. мученицу связанную и обнаженную положили на острый камень. Ночью Ангел Господень исцелил Гликерию и освободил от оков.
Пораженный этим чудом темничный страж Лаодикий уверовал в истинного Бога и, наставленный в вере святой мученицей, принял мученическую кончину. Святая же была отдана на съедение зверям. Однако выпущенная на нее львица стала смиренно лизать ей ноги. Наконец, св. Гликерия с молитвой обратилась к Богу, прося, чтобы Он взял ее к себе. В ответ она услышала голос, призывающий ее к небесному блаженству. Вскоре на св. мученицу выпустили другую львицу, которая умертвила ее, но не растерзала. Ираклийские христиане с честью похоронили святую мученицу, мощи которой прославились истечением благоуханного и целебного мира.

Кондак, глас 3:

Деву любящи и Богородицу Марию, соблюла еси нетленно твое девство: любовию же ко Господу усердствовавши, пострадала еси мужемудренно даже до смерти. Сего ради и сугубым тя, дево мученице, венцем венчает Христос Бог.

(days.pravoslavie.ru).