Свобода способная личность. Личные права и свободы граждан, их особенности

Свобода, согласно В. П. Тугаринову, является характерной чертой личности. В современной научной литературе понятие ʼʼсвобода личностиʼʼ интерпретируется неоднозначно. По В. П. Тугаринову свобода – это возможность для человека мыслить и действовать не по внешнему принуждению, а согласно своей воле, отождествляя понятие ʼʼсвободаʼʼ и ʼʼволяʼʼ. Известный итальянский философ Н. А. Аббаньяно утверждает, что свобода означает фундаментальный выбор, самораскрытие человека, полное освобождение от обязательств наряду со столь же полным принятием обязательств. Американский профессор Кемпбел Джеймс полагает, что свобода означает состояние человека, способного делать и поступать на базе выбора во всех важных делах, а ᴇᴦο права – это индивидуальные элементы свободы, например, право избирать или право потреблять алкогольные напитки, которые социально запрещены в данное время.

Шведский мыслитель Ульф Экман, анализируя свободу, подчеркивает˸ ʼʼСвободу ставили превыше всего, воспевали и стремились к ней во все времена. Она есть нечто фундаментальное, заложенное глубоко в сознании и подсознании каждого человека, без чего жизнь становится невыносимой... Для одних свобода означает пребывание в покое, для других – возможность общения с другими людьми. Для многих она означает свободу выбора или же неуправляемость сверху, отсутствие тиранииʼʼ.

Античные мыслители, в частности Платон, исходили из того, что залог свободы каждого гражданина коренится в главном предназначении права – обеспечении справедливости с учетом индивидуальных различий от природы и по социальному положению. Согласно Аристотелю право применяется только к людям свободным и равным. Законы же могут быть или справедливы, или несправедливы, или хороши, или дурны. С точки зрения Аристотеля, свобода – это равная возможность гражданина быть управляемым и править самому. По Флорентину свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, в случае если это не запрещено силой или правом.

По Августину и Аквинскому свобода – это право членов общины быть управляемыми в их собственных интересах.

Сторонники естественной школы права, в частности Вольтер, полагал, что свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов; Монтескье – делать все, что дозволено законами; Локк – следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной воли другого человека. При этом все сторонники школы естественного права под юридическим законом имели в виду не любое предписание законодателя, а лишь разумное, такое, которое соответствует интересам человека и коренится в ᴇᴦο природе, которая непосредственно обусловливает естественное право. И. Кант исходил из того, что государственный строй должен основываться на наибольшей человеческой свободе согласно законам, благодаря которым свобода каждого совместима со свободой всех остальных. Он отграничивал свободную волю, определяемую только чувственными побуждениями, животную, патологическую (arbitrium brutum) от свободной воли независимой от чувственных побуждений, представляемую только разумом (arbitrium liberium). Свобода, считал И. Кант, неразрывно связана с равенством, и вместе они формируют достоинство человека, саму ᴇᴦο личность; внешняя свобода личности проявляется в праве, а внутренняя – в нравственности.

  • - Государство, право и свобода личности___________________________ 81

    де отдельной личности, и в нормальном функционировании ор- ганов государства, обеспечивающих права и свободы людей1. С политической точки зрения отношениями социальной справедливости, при которых только и возможна свобода личности, могут быть отношения, ставящие в... .


  • - ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И СВОБОДА ЛИЧНОСТИ

    В современный период наблюдается значительное возраста- ние интереса к личности, ее свободе, месту в обществе, а также роли в политике, экономике и других социальных отношениях. Весь духовный облик, т.е. взгляды, убеждения, сознательные действия, человека формируется под... .


  • - Государство, право и свобода личности в правовых системах различных государств. Система прав и свобод личности в современных государствах.

    Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством. ... .


  • - Свобода личности

    Свобода - это основной принцип, обязательное условие существования личности. Именно свобода отличает человеческое существо от животного, потому что человек обладает способностью разорвать прочную цепь стимулов и реакций на них, которым подчиняются животные.... .


  • - Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм

    В истории общества есть различное понимание термина «сво­бода». П. Гольбах, например, полагал, что свободы в принципе не существует: «Свобода воли есть химера», - писал он. Л. Бюхнер считал, что свобода - это свобода человека со свя­занными руками, это свобода птицы в... .


  • - Собственность, власть, политика, право, свобода личности как взаимообуславливающие факторы в становлении гражданского общества

    Собственность – исторически определённая общественная форма присвоения материальных благ, прежде всего средства производства. Человеку известны 5 форм С.: первобытнообщинная (родовая), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социолистическая. 1. Роль... .


  • - Проблема человека, его природы и сущности в философии Просвещения XVIII в. Естественные права и свобода личности. Личность и общество, личность и власть.

    Одной из центральных проблем, над которой интенсивно размышляли все без исключения философы-просветители, являлась проблема человека, его сущности, его активности, побуждающих мотивов деятельности человека. В основе просвещенческой "идеи, концепции человека" лежит... .


  • В иерархии ценностных ориентации, детерминирующих деятель­ность и поведение человека, одно из важных мест человек отводит свободе. Свобода личности - это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями. Условием сво­боды личности является возможность выбирать ту или иную цель,-тот или иной способ деятельности, то или иное отношение к ситуа­ции и миру, при этом осознавая свою ответственность за сделанный выбор и его последствия.

    Условием свободы личности является возможность выбирать, ко­торая в истории философии рассматривалась с разных позиций:

    ■ детерминизма;

    ■ индетерминизма;

    ■ альтернативизма.

    Представители детерминизма считали, что во всякой ситуа­ции выбора есть лишь одна реальная возможность, которая и оп­ределяет сам выбор. Остальные возможности лишь формальны. Крайним проявлением детерминизма является фатализм - миро­воззрение, в основе которого лежит тезис абсолютной изначаль­ной предопределенности всех взглядов и поступков человека. Фа­тализм, таким образом, отрицает всякую возможность выбора. Ре­альный путь лишь тот, который заранее предопределен либо тем­ной иррациональной судьбой, либо всемогущим богом, либо неумолимым стечением обстоятельств, установлением жесткой при­чинно-следственной связи.

    Сторонники другой точки зрения - индетерминизма - счита­ют, что у человека есть множество возможностей и человек совер­шенно свободен в выборе одной из них, без всякого принуждения извне.

    Крайней разновидностью индетерминизма является волюнта­ризм - направление философии, признающее волю человека выс­шим принципом бытия. В общественно-политической практике во­люнтаризм не считается с объективными законами исторического развития, а руководствуется лишь субъективными желаниями и стрем­лениями.

    На третьей точке зрения стоят альтернативисты, признающие, что в каждом выборе обязательно присутствуют не менее двух (в противном случае это будет выбор без выбора) реальных воз­можностей. Нет лишь бесконечно многих возможностей, как и нет абсолютной свободы. Личность не вольна в выборе объективных условий своей деятельности - этот выбор также ограничен, но она вольна ставить себе цель действия, более или менее свободна в выборе средств для реализации этих целей. Свобода всегда отно­сительна, ибо является ограниченной. Она ограничена самой жиз­нью, ее пространственно-временными рамками, возможностями вы­бора, законами государства, свободой других личностей. Ш.Мон­тескье определял свободу как «право делать все, что дозволено законами», а немецкий поэт М. Клаудиус считал, что «свобода зак­лючается в праве делать все, что не вредит другим».



    Еще в XVII веке философ Спиноза определил свободу как осоз­нанную необходимость. Гегель раскрыл диалектическое единство свободы и необходимости. В марксизме свобода - это деятель­ность, опирающаяся на «познание необходимости», согласно кото­рому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом зак­лючается «не в воображаемой независимости» от объективных за­конов, а в способности выбирать, «принимать решения со знанием дела». Для марксизма свобода не только осознание необходимос­ти, но еще и действия в соответствии с ней.

    В XX веке на первый план выходит взаимосвязь «свобода-ответственность». Свобода человека, по мнению Сартра, состоит в праве выбирать свое отношение к сложившейся ситуации: человек свободен либо примириться со своей зависимостью от окружаю­щей действительности, либо восстать против нее. Человек прояв­ляет свободу не столько в том, что он может изменить мир, а прежде всего в том, что он может изменить свое отношение к миру, он может делать выбор каждого своего поступка, свобод­ный выбор своей судьбы, выбирая свое отношение к миру, к дру­гим людям, к себе, к жизни, любви, смерти. Свобода состоит в поис­ках самого себя, в выборе самого себя. Выбор в каждой ситуации зависит от ценностей и целей человека, а ценности человек выби­рает сам. Человек, будучи свободным, постоянно чувствует свою ответственность перед окружающим миром и людьми. Наконец, свобода ограничивается ответственностью личности за свой вы­бор действий и их последствий перед другими людьми. И чем больше свободы выбора, тем более человек ответствен за него («кому много дано, с того и взыщется») - такова обратная сторо­на «этого сладкого слова "свобода"». «Хотя мы не всегда дела­ем то, что хотим, тем не менее мы ответственны за то, чем мы являемся. Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за все в ответе» (Сент-Экзюпери).

    Каждый человек стремится к личной свободе. Он хочет жить в соответствии с собственными принципами, интересами, идеалами. Для него важно принимать решения, руководствуясь исключительно личным выбором. И самое главное, самостоятельно избирать жизненный путь. Это необходимо для его внутреннего состояния, для его самоуважения. Ограничивая себя во всем, постоянно руководствуясь мнением других, пусть и важных для него людей, человек становится несчастным. Он становится птицей в клетке. И не может ни улететь, ни расправить свои крылья.

    Тонкая грань между личной свободой и эгоизмом

    От чего нужно пытаться освободиться? Прежде всего, от мнения ничего не значащей толпы, стереотипов и предрассудков. Нужно избегать людей, общение с которыми не приносит радости, и от бессмысленных отношений. Необходимо оставлять работу, которая не доставляет ни малейшего удовольствия. Нужно освободиться, от всего, что нарушает гармонию в душе. Однако в попытках стать ни от кого и ни от чего независимой личностью, люди часто не осознают грань между столь желанной свободой и банальным эгоизмом. Заботясь о своих интереса, они ущемляют свободу других. Российский мыслитель В.М. Бакунин писал: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». И это правда. Человек – существо социальное, проживающее в обществе других людей. И у него есть не только права, но и обязанности. Действовать, исходя из личных предпочтений и интересов можно и нужно, но только в том случае, если от этого не страдают другие. Во всем нужно придерживаться золотой середины.

    Личная свобода в любовных отношениях

    Находясь в отношениях, мужчина и женщина часто неосознанно пытаются ограничить личную свободу друг друга. Однако психологи утверждают, что именно она, такая желанная и прекрасная, – один из важнейших принципов счастливых отношений в паре. Даже самые любящие люди не могут быть счастливы, если ограничивается их свобода личности. Часто бывает так, что человек отказывается от своих увлечений, интересов, общения с друзьями ради любимого. Но это иллюзия счастья. Со временем они начинают хотеть «глоток свежего воздуха». Отношения рушатся. Еще хуже, если один человек из пары полностью претендует на свободу другого. Поэтому очень важно, чтобы у каждого из любящих людей было отдельное собственное жизненное пространство. Оно необходимо для того, чтобы иметь возможность развиваться как личность, общаться с друзьями, уделять внимание собственным увлечениям. Или же побыть в одиночестве и разобраться в себе, если в этом возникает необходимость.

    Свобода личности или личностная свобода, что же это такое? Свобода личности, когда человек может проявлять свободно свою волю, когда человек может действовать в соответствии со своими взглядами, желаниями, интересами. Но стоит учитывать, что свобода не имеет однозначного и общепринятого толкования.

    Но чтобы понять, можно пойти от противного, свобода -это противоположность рабству, здесь имеется в виду, когда мы делаем что-либо в угоду другим и в ущерб себе, это и есть рабство. Нет свободы выбора, как выражать свои желания, так и воплощать их.

    Но также существует теория, довольно распространенная, описанная Фроммом в книге "Бегство от свободы" , где он рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие Согласно с последними данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя „приспособление“ никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия.

    Личностная свобода не является конечной целью, это всего лишь возможность, чтобы добиться своих целей и желаний, разными путями, но как многим она тяжело дается, многие и не задумываются об этом. А многим и не нужная личностная свобода. так как они не знают, что с ней делать, с самого рождения за них часто решали, что есть, что одеть, куда пойти в садик, затем в школу, у многих в институт. Всегда находился рядом тот, кто подсказывал, с кем общаться, на что обращать внимание, из-за этого человек и привыкает жить по "указке", а если указывать ему на это, он как правило прикрывается нормами морали, общественными шаблонами и т.д. Но есть и другой крайне выраженный случай, когда человек свою безответственность, трусость, подлость, может объяснять тем, что он работает с личностной свободой, пытаясь таким образом ее раскрепостить.

    Еще один момент, на который стоит обратить внимание, что свободу стесняет не родители. не государство, не другие люди, а наши страхи, наше беспокойство и тревога.

    Также Вам могут быть интересны книги по направлению

    Вади А. - Стань свободным человеком - Свобода это то, чего хотят все. Свобода это условие счастья. К счастью, свобода человека – его неотъемлемое право. Но всегда ли мы чувствуем себя свободными? Разве всегда мы делаем то, что хотим? Свободе личности мешает то и это, и мы мечтаем о том, что бы мы сделали, если бы… Бывает и наоборот – человек ощущает себя свободным. Что хочет, может купить, куда угодно поехать. Но действительно ли это свободный человек? Что такое реальная свобода личности и как ее обрести?

    Грачева Л.Д. - Тренинг внутренней свободы - Упражнения, представленные в этой книге, направлены на актуализацию творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения, обретение мышечной свободы, освобождение от "брони характера" и т.д. Они используются в программе обучения актеров в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, но с равным успехом могут применяться в обучении любой творческой специальности, так как тренируют не профессиональные навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности, а обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению.

    Леонтьев Д.А. - Стратегия свободы - Проблема свободы - одна из основных в философии. Поиск пу­тей освобождения от любых форм принуждения, цензуры и ограниче­ний, которые выходят за рамки естественной необходимости самосо­хранения общества, является значительным завоеванием философии разума. Однако сегодня появились серьезные сомнения относительно эмансипирующих возможностей разума вследствие неэффективности просвенцения и критики “масс медиа”, манипулирующих сознанием, а точнее - поведением, на основе искусственно создаваемых мифоло­гем. Кроме того, есть достаточно серьезные основания считать рацио­нальное познание не только средством освобождения от грубых форм принуждения, но и инструментом реализации других, может быть, бо­лее либеральных, но вместе с тем более глубоких и действенных меха­низмов власти. Поэтому необходимо по-новому рассмотреть, казалось бы, органичное единство разума и свободы, дополнить критическую рефлексию открытием тех способов, которые используются во взаим­ной игре власти и познания, а также обратить внимание на появление новых форм репрессивности и манипуляции, связанных с управлени­ем разнообразными нормами жизнедеятельности людей.

    Фромм Э. - Бегство от свободы - Одна из основополагающих работ Эриха Фромма - "Бегство от свободы" - посвящена психологическим аспектам власти, зависимости и обретения личностей независимости. "Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться? Почему для одних свобода - заветная цель, а для других - угроза?". "Не существует ли - кроме врожденного стремления к свободе - и инстинктивной тяги к подчинению?.. Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если так, то в чем состоит его сущность?

    Психотехники по направлению


    Моя ответственность.
    Цели: Как повысить самооценку Самопознание Свобода личности
    Аннотация: 52 шаг из тренига "Развитие уверенности".
    Половая дифференциация: унисекс
    Возрастные ограничения: для взрослых
    Проводится: индивидуально
    Используемый подход: гештальттерапия
    Нина Рубштейн
    Вклад в фонд техник привнес: Администратор (701)

    Воскресный вечер.
    Цели: Манипуляция людьми Развитие активности Свобода личности
    Аннотация: Упражнение на личностную свободу.
    Половая дифференциация: унисекс
    Возрастные ограничения: для подростков и старше
    Проводится: индивидуально
    Используемый подход: арт-терапия
    Авторство или источник материалов: неизвестно
    Вклад в фонд техник привнес: Администратор (280)

    Свобода личности неотделима от свободы общества. Ведь цели, которые ставит человек, не есть только результат его воли, они одновременно обусловлены существующим положением вещей, обстоятельствами его общественной жизнедеятельности. Обстоятельства общественной жизни создают для человека многообразие целей, набор возможностей и средств их реализации. И чем полнее и точнее оцениваются человеком действительные возможности и средства общественного развития, тем свободнее он в своем выборе и действиях, тем больший простор открывается перед ним для выдвижения целей и нахождения необходимых средств, предоставляемых обществом в его распоряжение, тем значительнее перспективы творческого созидания нового и его личной свободы.

    Общество, общественные условия – необходимое условие свободы личности. Однако нельзя забывать и о внутренней свободе человека, его духовном самоопределении (свободе духа, власти человека над своим телом и душой). Личная свобода самым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки.

    Ответственность – сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе, и брать на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность как внутреннее чувство и принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется в процессе воспитания и является результатом всей практической деятельности личности. Ответственность, как и свобода, целостна. Однако, как и свобода, она может специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экономической, эстетической. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность. Ответственность – это регулятор поступков личности, внутренняя пружина дисциплины и самодисциплины человека, не позволяющая рассматривать и использовать свободу как вседозволенность. Именно такого рода связь свободы и ответственности отражает объективный конкретно исторический характер взаимоотношения между личностью и обществом.

    Свобода и ответственность всегда проявляются в конкретной деятельности, когда человек, преследуя свои интересы, совершает выбор цели и осуществляет осознанное действие по ее достижению. Достигнутые при этом цели свидетельствуют об уровне (границах) развития его свободы и ответственности. Человек не обладает абсолютной свободой, а, следовательно, и ответственностью, какой бы силой духа, стремлений и желаний их реализовать он не обладал.

    Его свобода, а значит и ответственность, всегда относительны, зависимы, переменны и обладают определенной мерой – пределами возможностей их осуществления.

    Мера свободы и ответственности зависят от объективных условий жизнедеятельности личности, равно как и от нее самой, ее целей, которые она ставит перед собой и которые претворяет в своей деятельности. Личность не просто выбирает цели из того, что ей предлагает общество, она выбирает их с позиций своих возможностей реализовать эти цели именно в данных конкретных условиях своей жизнедеятельности. Реальные возможности личности в выборе и действиях, хотя и могут быть предельно широкими, тем не менее, не могут быть безграничными. Это значит, что сама свобода внутренне противоречива, неопределенна, может ответственно фиксироваться личностью только ситуационно. Личность может со знанием дела и ответственностью делать выбор из множества самых разных вариантов и осуществить автономное действие только в рамках своей конкретной деятельности и на ее основе. Выход человека за рамки ситуации своей конкретной деятельности обязывают его овладеть новым знанием дела, чтобы действовать свободно. Свобода многогранна, а поэтому для личности нет предела в овладении ее разными видами и гранями. В этой связи можно говорить об экономической, политической, духовной свободе, разных уровнях их достижения личностью.

    Человеческий опыт и наука показывают, что даже самые, на первый взгляд, иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Абсолютная свобода воли – это абстракция реального процесса формирования волевого акта человека. Безусловно, волевое решение человека, связанное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является отражением этого внешнего объективного мира. Диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением диалектической взаимообусловленности явлений в мире внешнем. Объективная детерминация (причинная обусловленность) явлений в мире, объективная естественная необходимость отражаются в мире сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления.

    Таким образом, проблема свободы, включающая в себя проблему познания, морали и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое теорию познания, этику и социальную философию.