Страстная неделя году какого числа календарь. Великая Страстная неделя: что можно есть и что нельзя? Приметы и обычаи

  • Иеромонах Ириней (Пиковский) . 24 лекция. (Православные просветительские курсы)
  • Иеромонах Дорофей (Баранов) .
  • Диакон Владимир Василик .
  • Анна Сапрыкина. (материнские заметки)
  • Юрий Кищук . . Мысли в Страстную седмицу
  • Дни Страстной седмицы

    Богослужение

    Богослужебные особенности Страстной

    • Николай Завьялов .
    • Гермоген Шиманский .
    • Священник Михаил Желтов .

    Иконография

    • . ФОТОГАЛЕРЕЯ

    Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, - говорится в Синаксаре, - превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

    По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

    Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, - все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее - до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

    Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

    Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, - плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства - неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю - переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

    Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

    Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит - размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

    Путь Страстной седмицы - путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря - говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы - оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы - одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

    Страстная неделя 2016 согласно церковному календарю называется Страстной или Чистой Седмицей и считается самым строгим и суровым моментом сорокадневного Великого Поста, предшествующего святому празднику Христова Воскресенья. Каждый из дней этого периода именуется Великим. В первые три дня в храмах совершается божественная литургия Преждеосвященных Даров, а священник, подчиняясь требованиям церковного устава, прочитывает всю Псалтирь, пропуская только лишь 17 кафизму. В четверг и утром в субботу проводится литургия Великого святого Василия, а в пятницу вспоминаются страдания Иисуса на Голгофском кресте. Завершается семидневка в воскресенье, когда весь религиозный мир благодарит Бога за явленное людям чудо и отмечает светлый праздник Пасхи.


    Страстная неделя в 2016 году: какого числа она начинается и заканчивается

    В 2016 году Страстная Седмица начинается сразу после Вербного воскресенья – 25 апреля, а заканчивается 30 числа – непосредственно перед Пасхой. В это время от верян требуется максимум смирения и сдержанности. Не рекомендуется ходить в увеселительные заведения, посещать всевозможные празднества и принимать участие в любых других мероприятиях подобного рода.

    В Страстную неделю церковь советует как можно больше молиться, думать на возвышенные темы, читать библейские тексты и вспоминать о страданиях, которые принял за все человечество Христос на горе Голгофа.

    Есть вещи, которые категорически нельзя делать в этот ответственный период. К ним относятся:

    • употребление алкоголя;
    • курение;
    • получение плотских удовольствий.


    Страстная неделя: что можно есть и что нельзя

    Меню Страстной недели неслишком отличается от классического рациона Великого поста. В пищу по-прежнему не употребляют молочные, мясные, рыбные и яичные изделия.

    Согласно церковным канонам и правилам, с понедельника по четверг и в субботу разрешается есть растительные невареные продукты (фрукты и сухофрукты, сырые овощи, орехи, мед), а пить – только воду. В Страстную пятницу всякая еда полностью запрещается, и только старикам, беременным женщинам и тяжело больным людям позволяется небольшой легкий и постный ужин.


    Дни недели в Страстной Седмице: значение и символизм

    1. В Великий понедельник уделяют внимание памяти патриарха Иосифа, считающегося прообразом страдающего за людей Иисуса. В этот же день перечитывают и переосмысливают евангельское повествование о том, как Христос проклял смоковницу, неспособную к плодоношению. Смысл этой притчи сводится к тому, что душа живет опустошенной без молитвы, искреннего покаяния, самоотверженной веры и добрых дел.
    2. В Великий вторник вспоминают обличающие слова Иисуса, сказанные в адрес фарисеев, а также изучают притчи, произнесенные Спасителем в Храме Иерусалима. По старинному обычаю, в домах готовят «соченое молоко» и поят им скотину, свято веря, что это снадобье убережет животных от сглаза и болезней.
    3. Великую среду посвящают обсуждению чудовищного поступка Иуды, предавшего Христа за мизерную сумму в 30 серебренников. Кроме того, вспоминают и прочие важные события, случившиеся в этот, по-своему, знаменательные день: тайную вечерю, молитва Иисуса в Гефсиманском саду и пр.
    4. В Великий или Чистый Четверг с восходом солнца моются в бане, убирают жилище, до блеска начищают кухонную утварь и готовят традиционные пасхальные блюда.
    5. В самый «черный» день Страстной Седмицы – Великую пятницу – скорбят по замученному на кресте Иисусу. В церквях священники не проводят литургию, а веряне не занимаются домашними делами, не едят и не пьют до захода солнца и не моются.
    6. В Великую субботу с почтением встречают грандиозное божественное чудо – схождение на землю благодатного огня.
    7. Заканчивается Страстная неделя 2016 Пасхой – Великим Воскресеньем Христовым – самым главным и почитаемым светлым праздником всего религиозного мира.

    Страстная неделя является завершающей частью самого строго Великого Поста. Ко всему этому она символизирует скорбь православных людей.

    Церковь предписывает верующим усиленно молиться в эти дни, отказаться от всех увеселительных мероприятий. По возможности вовсе не отмечать важные события.

    Также вся неделя предписывает строго ограничиваться в еде, а последние дни можно вовсе воздержаться от приема съестного.

    Страстная неделя в 2016 году, какого числа

    Длиться Страстная неделя в 2016 году будет, начиная с 25 апреля, заканчивая 30 числом. Соответственно 1 мая православные люди будут отмечать праздник Великой Пасхи.

    У каждого из семи дней недели есть свое определенное значение.

    Согласно Библии в эти дни Иисус терпел страшные муки, поэтому человеческий род обязан отдать дань в виде некоторых ограничений. Нужно даже ограничиться в общении с другими людьми и посвятить свои мысли смыслу жизни и бытия, много молиться за спасение души нужно в течение всего времени. Спаситель слышит каждого просящего в эти дни и помогает ему.

    В народе сформировались свои обычаи. Всю предстоящую неделю люди усиленно готовятся к Пасхе.

    Со временем церковные и народные обряды переплелись между собой. Но остаются низменными, манера поведения и дозволенность в пище.

    Что можно есть в Страстную неделю

    С понедельника по четверг, а также в субботу, верующие должны употреблять в пищу только сырые продукты. Рацион преобладает растительный.

    Пятница день когда был распят Иисус, еда категорически запрещена. Условия смягчены только для беременных, пожилых и тяжелобольных людей. Им после того как зайдет солнце разрешен небольшой постный ужин.

    Сырые овощи и фрукты, орехи, сухофрукты, вода, мед, хлеб - все в небольшом количестве начиная с понедельника можно употреблять в пищу. Не стоит забывать что прием пищи ограничивается в один-два приема.

    Все направлено на очищение души и тела. По возможности следует ограничиться от просмотра телевизора, пользования интернетом и телефоном. Человек в течение всей недели ищет гармонию и покой.

    Именно эти дни помогают очиститься от всего злого. В это время есть возможность искупить грехи, либо попытаться их замолить.

    Страстная неделя по дням

    В этот день разрешено заниматься уборкой дома, закупкой продуктов. Все должно быть максимально готово к наступлению Великого праздника.

    До наступления понедельника отмечается праздник . Эти дни верующие люди также придерживались ограничения в пище, поэтому начиная со Страстной недели порции заметно сокращают, а количество раз уменьшают до двух приемов еды в день.

    В церкви вспоминают о том дне когда Иисус находился в Иерусалиме. Это было начало страшных пыток и истязаний, над ним.

    2. Вторник 26 апреля , является временем для уединения и посвящению себя молитвам к Господу.

    Женщины в эти дни продолжают заниматься подготовкой к празднику. Они планируют приготовление блюд, подсчитывают необходимое количество продуктов.

    В 2016 году день Великого вторника совпал с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Как известно, в церкви этот праздник всегда отмечается с большим размахом. Согласно уставу в Благовещенье можно кушать рыбу. Поэтому рацион будет немного разбавлен.

    Убираться и выполнять грязную работу запрещено. Служители церкви отмечают, что Благовещенье выпало в период самой Страстной недели, поэтому по возможности лучше все же отказаться от употребления рыбы, можно добавить немного растительного масла в пищу.

    Обязательно нужно посетить церковь, чтобы оказать свое уважение празднику. Продумать свой рацион заранее в этот день будет нелишним.

    3. В среду 27 апреля , можно смело продолжать все свои дела, которые были начаты в понедельник, но отложены в связи с празднованием Благовещения.

    Существуют блюда, которым необходимо настоятся перед подачей на стол, поэтому приготовление заливных блюд, начало окраски яиц и прочие продукты, которые могут храниться некоторое время, можно заготовить.

    4. Четверг 28 апреля , считается чистым. В этот день принято заканчивать генеральную уборку, мыться в бане.

    Также хорошо считать деньги, в народе говориться что это помогает увеличить семейный бюджет. Многие делают заговоры на . Люди верят, что она способна исцелить от болезней и снять порчу с человека. Также обряды, проводимые с заговоренной солью, защищают от дурного глаза.

    Этот день самый значимый. До окончания службы в Храме не разрешается употреблять пищу. Разрешено пить воду, только и всего. После окончания службы, можно отведать немного хлеба.

    Принято говорить о страданиях и муках Иисуса Христа, о том как его распяли на кресте. Люди в этот день вновь переживают события произошедшие много лет назад.

    Церковь желательно посетить два раза, за это время успеть освятить часть еды. В субботу выпекают пироги и куличи, но при этом необходимо продолжить воздерживаться от приема пищи и ограничиться, только хлебом и водой.

    Вечером проходит служба, в ходе которой после Крестного Хода священник доносит благую весть до всех верующих о том, что Христос Воскрес!

    Это значит Пасха наступила и Пост окончен. По возвращении домой можно приступать к ритуальному обеду из освященной пищи.

    Страстная неделя (седмица) - последняя неделя Великого Поста, во время которой вспоминаются последние дни земной жизни Иисуса Христа. У каждого дня есть также определенное значение для верующих.

    Великий Понедельник: верующие вспоминают в этот день Иосифа, ветхозаветного патриарха. Он был в юности продан братьями в рабство египтянам, но в результате получил там власть и братья пришли к нему за помощью, поскольку их семью настигла бедность. Тогда они не узнали своего брата, но в последствие Иосиф им открылся и не держал зла на братьев, пригласил семью жить в Египте. Второй библейский сюжет, связанный с Великим Понедельником — это проклятие Иисусом бесплодной смоковницы. Смоковница выступает в этом предании символом души, не относящей духовных плодов и не стремящейся к добродетелям.

    Великий Вторник: в этот день вспоминаются две притчи: о десяти девах и о талантах. Великий вторник связан с учениями о Страшном Суде и поэтому притчи трактуются в контексте спасения души. В притче о десяти девах богословы видят, в первую очередь, следующий смысл: добродетели и добрые дела помогают очистить душу от греха, но их не так много. Поэтому их света не всегда хватает. Тем же, кто покупает добродетель и не заботится о своей душе, ворота в рай будут закрыты. Об исключении из божьего царства за игнорирование достижения добродетелей говорит и притча о талантах.

    Великая Среда: вспоминаются грешница, омывшая миром ноги Христа. По преданию, когда Иисус был в Вифании, в доме прокаженного Симона, Женщина стала возливать на него драгоценную миру. Были те, кто ста причитать: ведь ее можно было отдать бедным. Тогда Иисус сказал, что бедные есть всегда, а он — нет, и она помазала его перед смертью.

    Великий Четверг: верующие в этот день вспоминают события тайной вечери и омовение Иисусом ног своих учеников. В эпизоде с омовением ног Спаситель преподает урок: сам принимаяч перед своими учениками роль раба, он омывает их ноги, фактически поучая быть слугой ближнему своему. Также вспоминают молитву спасителя в Гефсиманском саду. Здесь богословы усматривают яркое проявление двух волей в Иисусе Христе: божественной, готовой к подвигу и смерти за спасение людей, которой противостоит человеческая плоть. Плоти свойственен не только страх смерти: она готова отречься от страданий.

    Великая Пятница: один из самых ключевых дней Поста : читаются Страсти Христовы — 12 Евангелие, которые повествуют о суде над Спасителем, его муках, приговорении к казни, страдания на кресте и смерть. После заката солнца воздерживаются от еды вплоть до окончания пасхальной службы.

    Великая Суббота: в этот день верующие люди идут в церковь для освящения еды — яиц, куличей и пасхи. Вспоминается пребывание Господа в гробе. В этот же день в Иерусалиме сходит благодатный огонь.

    Когда будет страстная неделя в 2016 году?

    В 2016 году страстная неделя выпадает на последнюю неделю апреля, начинаясь с 25 числа, а Пасхальное Воскресенье совпадает с началом нового месяца — мая, на первое число.

    Страстная неделя — одна из самых тяжелых в духовном плане и одна из самых строгих недель Великого Поста . Но каждый из нас может таким образом совершить свой небольшой подвиг. Всего наилучшего и не забывайте нажимать на кнопки и

    13.04.2016 00:50

    Главной проблемой соблюдения Великого поста является отказ от животной пищи. Сюда входит не только мясо, ...

    Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и даже не Великий пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идем навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идет навстречу нам. Идет через страдания, через Тайную Вечерю, арест, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.

    Протодиакон Андрей Кураев

    Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой . В Православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению.

    Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.

    В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

    В

    Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.