Страны опек: цели, влияние, возможности. Страны, входящие в состав опек Организация объединяющая государства экспортеров нефти называется

1. Саудовская Аравия

Саудовская Аравия является ведущим мировым экспортером и вторым по величине производителем нефти. Согласно данным, опубликованным на сайте картеля, страна экспортировала 7,5 млн баррелей в день в 2016 году.

5 ноября 2017 года в Саудовской Аравии были отстранены от власти и арестованы 11 высокопоставленных чиновников, в том числе министры и члены королевской семьи. Большинству из них предъявлены обвинения во взяточничестве, отмывании денег и других злоупотреблениях. Среди них - миллиардер Аль-Валид бин Талаль.

Некоторые эксперты полагают, что экстраординарная чистка - попытка наследника короля принца Мохаммеда бин Салмана укрепить свою власть, устранив потенциальных соперников. И это может повлечь за собой политическую неопределенность, напряженность и возможные беспорядки, которых история крупнейшего производителя нефти никогда не знала.

Россия - крупнейший в мире экспортер нефти, не входящий в картель ОПЕК, экспортировала более 5 млн баррелей нефти в сутки в 2016 году - страна увеличила экспорт нефти год к году на 4,8% - до 253,9 млн т, следует из данных Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК.

По прогнозам ОПЕК ближайшие пять лет спрос на нефть в мире вырастет на 5 млн баррелей в сутки, а к 2040 году - на 14,7 млн баррелей в сутки прежде всего за счет развивающихся стран. Но в России ожидается постепенное сокращение добычи нефти из-за истощения старых месторождений и санкций США, которые запрещают поставку в страну технологий для сланцевой добычи и проектов в Арктике.

В долгосрочной перспективе добыча нефти в России, по прогнозам ОПЕК, снизится до 11,2 млн баррелей в сутки в 2025 году и до 11,1 млн баррелей в сутки в 2030 году и останется на этом уровне в 2035 году и в 2040 году. В результате Россия уступит США мировое лидерство по объемам добычи нефти, а доля российской нефти в мировом потреблении сократится с 11,4% в 2017 году до 9,9% в 2040-м.

Хотя Ирак является вторым по величине производителем и экспортером нефти среди членов ОПЕК, Багдад еще не снизил объем производства до уровня, на который он согласился прошлой зимой. Страна экспортировала 3,8 млн баррелей в день в 2016 году, согласно данным, опубликованным ОПЕК.

Канада занимает третье место в мире по запасам нефти, по последним данным опубликованным World Factbook, Канада экспортирует чуть более 3,2 млн баррелей в день. Страна, не входящая в картель, экспортирует почти столько же, сколько два ведущих экспортера в Африке. Канада может существенно помешать ребалансировке нефтяного рынка. По мнению Кевина Бирна из IHS Markit, в ближайшие годы только Штаты будут обгонять Канаду по росту добычи.

По прогнозам Канадской ассоциации производителей нефти (CAPP), добыча нефти вырастет на 270 000 баррелей в день в 2017 году и еще на 320 000 баррелей - в 2018 году. В общей сложности это почти треть всех объемов, который условились изъять с рынка ОПЕК и другие крупные производители.

Согласно данным ОПЕК, в 2016 году Объединенные Арабские Эмираты экспортировали почти 2,5 млн баррелей в день в 2016 году. Около 40 % ВВП страны напрямую зависят от добычи нефти и газа. ОАЭ присоединились к ОПЕК в 1967 году.

По оценкам ОПЕК, в 2016 году Кувейт экспортировал более 2,1 млн баррелей в день. На долю нефтегазового сектора Кувейта приходится около 60% ВВП страны, а также 95% всех экспортных доходов.

В 2016 году Иран экспортировал почти 2 млн баррелей в сутки по данным ОПЕК. В октябре президент США Дональд Трамп принял новую стратегию в отношении Ирана. В ней Тегеран обвиняется во вмешательстве в конфликты в Сирии, Йемене, Ираке, Афганистане. Трамп заявил, что Иран не соблюдает дух ядерной сделки, подписанной в 2015 году и пригрозил изменить условия сделки по иранской ядерной программе, и если это одобрит Конгресс США. Это станет возобновлением санкций США против Ирана, что повлияет на способность международных компаний вести там дела.

8. Венесуэла

В 2016 году Венесуэла, страна-учредительница картеля, экспортировала около 1,9 млн баррелей в день. Хотя Венесуэла может похвастаться крупнейшими запасами нефти в мире, в настоящее время страна находится в разгаре полномасштабного кризиса.

Международное рейтинговое агентство S&P объявило о снижении рейтинга Венесуэлы до дефолтного уровня. Венесуэла стронулась с нехваткой продовольствия, колоссальной инфляцией и уличными столкновениями. Продолжающиеся беспорядки были вызваны многолетним экономическим кризисом, усугубленным трехлетним спадом цен на нефть. Доходы от нефти составляют примерно 95% процентов всех экспортных поступлений страны.

9. Нигерия

Нигерия - самая густонаселенная страна в картеле ОПЕК, она же - крупнейший экспортер и производитель нефти в Африке. Согласно данным, опубликованным ОПЕК, в 2016 году страна немного опередила Анголу по экспорта нефти - с результатом чуть более 1,7 млн баррелей в день.

10. Ангола

В 2016 году Ангола экспортировала 1,7 млн баррелей в день по данным ОПЕК. Добыча нефти и связанная с ней вспомогательная деятельность составляют примерно 45 % ВВП Анголы и около 95% ее экспорта. После присоединения к ОПЕК в 2007 году Ангола стала шестым по величине экспортером нефти в картеле.

Общемировые доказанные запасы нефти (по состоянию на 2015 год) составляют 1657,4 млрд. баррелей. Самые большие запасы нефти – 18,0% всех мировых запасов – находятся на территории Венесуэлы. Доказанные запасы нефти в данной стране составляют 298,4 млрд. баррелей. Саудовская Аравия является второй по величине нефтяных запасов страной в мире. Объем ее доказанных запасов составляет около 268,3 млрд. баррелей нефти (16,2% общемировых). Доказанные запасы нефти в России составляют примерно 4,8% мирового – около 80,0 млрд. баррелей, в США – 36,52 млрд. баррелей (2,2% общемировых).

Запасы нефти в странах мира (по состоянию на 2015 год), баррелей

Производство и потребление нефти по странам

Мировым лидером по добыче нефти является Россия – 10,11 млн. барр./сутки, на втором месте Саудовская Аравия - 9,735 млн. барр./сутки. Мировым лидером по потреблению нефти являются США – 19,0 млн. барр./сутки, на втором месте Китай - 10,12 млн. барр./сутки.

Производство нефти по странам мира (по состоянию на 2015 год), барр./сутки


данные http://www.globalfirepower.com/

Потребление нефти по странам мира (по состоянию на 2015 год), барр./сутки


данные http://www.globalfirepower.com/

Эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) ожидают, что мировой спрос на нефть вырастет на 1,4 млн барр./сутки в 2016 году до 96,1 млн барр./сутки. В 2017 году, согласно прогнозам, мировой спрос достигнет 97,4 млн барр./сутки.

Мировой экспорт и импорт нефти

Лидерами по импорту нефти в настоящее время являются США – 7,4 млн. барр./сутки и Китай – около 6,7 млн. барр./сутки. Лидерами по экспорту являются Саудовская Аравия – 7,2 млн. барр./сутки и Россия 4,9 млн. барр./сутки.

Объем экспорта по странам мира в 2015 году

место страна объем экспорта, барр./день изм.,% к 2014 году
1 Саудовская Аравия 7163,3 1,1
2 Россия 4897,5 9,1
3 Ирак 3004,9 19,5
4 ОАЭ 2441,5 -2,2
5 Канада 2296,7 0,9
6 Нигерия 2114,0 -0,3
7 Венесуэла 1974,0 0,5
8 Кувейт 1963,8 -1,6
9 Ангола 1710,9 6,4
10 Мексика 1247,1 2,2
11 Норвегия 1234,7 2,6
12 Иран 1081,1 -2,5
13 Оман 788,0 -2,0
14 Колумбия 736,1 2,0
15 Алжир 642,2 3,1
16 Великобритания 594,7 4,2
17 США 458,0 30,5
18 Эквадор 432,9 2,5
19 Малайзия 365,5 31,3
20 Индонезия 315,1 23,1

данные ОПЕК

Объем импорта по странам мира в 2015 году

место страна объем импорта, барр./день изм., % к 2014 году
1 США 7351,0 0,1
2 Китай 6730,9 9,0
3 Индия 3935,5 3,8
4 Япония 3375,3 -2,0
5 Южная Корея 2781,1 12,3
6 Германия 1846,5 2,2
7 Испания 1306,0 9,6
8 Италия 1261,6 16,2
9 Фрация 1145,8 6,4
10 Нидерланды 1056,5 10,4
11 Таиланд 874,0 8,5
12 Великобритания 856,2 -8,9
13 Сингапур 804,8 2,6
14 Бельгия 647,9 -0,3
15 Канада 578,3 2,6
16 Турция 505,9 43,3
17 Греция 445,7 6,0
18 Швеция 406,2 7,5
19 Индонезия 374,4 -2,3
20 Австралия 317,6 -28,0

данные ОПЕК

На сколько лет хватит запасов нефти?

Нефть относится к невозобновляемым ресурсам. Доказанные запасы нефти (на 2015 год) составляют примерно 224 млрд т (1657,4 млрд баррелей), предполагаемые - в 40-200 млрд т (300-1500 млрд баррелей).

Мировые разведанные запасы нефти оценивались к началу 1973 года в 77 млрд т (570 млрд баррелей). Таким образом, в прошлом разведанные запасы росли (также растёт и потребление нефти - за последние 40 лет оно выросло с 20,0 до 32,4 млрд баррелей в год). Однако, начиная с 1984 г., годовой объём мировой нефтедобычи превышает объём разведываемых запасов нефти.

Мировая добыча нефти в 2015 году составляла около 4,4 млрд т в год, или 32,7 млрд баррелей в год. Таким образом, при нынешних темпах потребления, доказанных запасов нефти хватит примерно на 50 лет, предполагаемых запасов - ещё на 10-50 лет.

Рынок нефти в США

По состоянию на 2015 год США импортировали примерно 39% общего объема потребления нефти и 61% добывали самостоятельно. Основными странами экспортерами нефти в США являются Саудовская Аравия, Венесуэла, Мексика, Нигерия, Ирак, Норвегия, Ангола и Великобритания. Примерно 30% импортируемой в США нефти и 15% от общего объема потребления нефти в США - нефть арабского происхождения.

По оценкам экспертов, стратегические запасы нефти в США в настоящее время составляют более 695 млн баррелей, а коммерческие запасы нефти - около 520 млн баррелей. Для сравнения в Японии стратегические запасы нефти составляют около 300 млн баррелей, а в Германии - около 200 млн баррелей.

Добыча нефти в США из нетрадиционных источников в 2008-2012 годах увеличилась приблизительно в пять раз, составив к концу 2012 года почти 2,0 млн баррелей в день. К началу 2016 года 7 крупнейших бассейнов сланцевой нефти давали уже около 5,0 млн баррелей ежедневно. Средняя доля сланцевой нефти, или как ее часто называют, легкой нефти из плотных пластов, в общей добыче нефти в 2016 году составила 36% (по сравнению с 16% в 2012 году).

Добыча традиционной сырой нефти в США (включая конденсат) составила в 2015 году на 8,6 млн барр./сутки, что на 1,0 млн барр./сутки меньше, чем в 2012 году. Общий объем добычи нефти в США, включая сланцевую, в 2015 году составил более 13,5 млн барр./сутки. Большая часть прироста в течение последних лет была обусловлена увеличением добычи нефти в Северной Дакоте, Техасе и Нью-Мексико, где применялись технологии гидроразрыва пласта (ГРП) и горизонтального бурения для производства нефти из сланцевых пластов.

В процентном выражении (прирост на 16,2% по сравнению с предыдущим годом) 2014 год стал лучшим за более чем шести десятилетий. Ежегодное увеличение добычи нефти регулярно превосходило 15% в первой половине 20-го века, но эти изменения были меньше в абсолютном выражении, потому что уровни производства были значительно ниже, чем они есть сейчас. Добыча нефти в США росла в каждом из предыдущих шести лет. Эта тенденция последовала за периодом с 1985 по 2008 год, в котором добыча нефти падала в каждый год (за исключением одного года). В 2015 году рост добычи нефти в США приостановился по причине резкого падения цен на нефть во второй половине 2014 года.

Согласно последним оценкам МЭА, добыча традиционной нефти в США в 2016 году составит 8,61 млн барр./сутки, в 2017 году - 8,2 млн барр./сутки. Спрос на нефть в США в 2016 году составит в среднем 19,6 млн барр./сутки. Прогноз средней цены на нефть на 2016 год повышен до $43,57 за баррель, на 2017 год - до $52,15 за баррель.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 6 минут

А А

Организация стран – экспортёров нефти

ОПЕК является русской аббревиатурой OPEC – The Organization of the Petroleum Exporting Countries, что в переводе означает Организация стран – экспортеров нефти.

Она была основана в 1960 году, и в настоящее время её действительными членами являются следующие государства:

  • Саудовская Аравия.
  • ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты).
  • Кувейт.
  • Катар.
  • Венесуела.
  • Эквадор.
  • Алжир.
  • Иран.
  • Ирак.
  • Ливия.
  • Нигерия.

Поскольку страны – экспортеры нефти, входящие в этот картель, добывают почти половину всей мировой нефти, ОПЕК способна существенно влиять на нефтяные котировки. 40 процентов общемирового экспорта черного золота приходится на долю этого картеля. В 1962-ом году ОПЕК был зарегистрирован ООН как полноправная межправительственная организация.

Основные цели этой организации:

  • унификация нефтяной политики и координация совместных действий стран-членов;
  • организация эффективной индивидуальной и коллективной защиты их коммерческих интересов;
  • контроль стабильности мировых нефтяных цен;
  • обеспечение соблюдения следующих интересов стран, входящих в картель, а именно:
  1. поддержание устойчивого уровня доходов;
  2. эффективное, рентабельное и регулярное снабжение потребителей добываемой продукцией;
  3. справедливое распределение получаемых от инвестиций в нефтяную отрасль доходов;
  4. охрана окружающей среды.

Полноправными членами этой организации являются страны – основатели ОПЕК. Для вступления в эту организацию других нефтедобывающих стран они должны подать заявки, которые рассматриваются на конференции и могут быть либо одобрены, либо отклонены. Для вступления в ОПЕК заявку должны поддержать не менее трех четвертей её действительных членов.

Структура ОПЕК

Высшим органом этой организации является Конференция министров стран-ленов. Кроме того, текущее управление осуществляет Совет директоров, который представлен одним делегатом от каждого государства.

Конференция намечает основные политические направления ОПЕК, а также устанавливает пути реализации политики картеля и определяет средства, необходимые для её практического воплощения. Кроме того, этот орган управления рассматривает доклады и рекомендации, которые предоставляет Совет директоров, а также утверждает бюджеты, необходимые для реализации проводимой политики. По поручению Конференции Совет директоров готовит рекомендационные доклады по всем вопросам, которые, так или иначе, представляют интерес для ОПЕК.

Совет директоров (управляющих) также назначается Конференцией. В него, как правило, входят министры нефти, нефтяной промышленности или энергетики стран-членов ОПЕК. Также на Конференции выбирается президент и назначается генеральный секретарь картеля.

Секретариат подчиняется Совету директоров. Генеральный секретарь – это высшее должностное лицо этой организации и её официальный полномочный представитель. Он также руководит Секретариатом ОПЕК.

Его основная задача – организация текущей работы и руководство ею. В настоящее время (начиная с 2007-го года) этот пост занимает Абдалла Салем аль-Бадри. Секретариат ОПЕК состоит из трех департаментов.

В структуре этой организации есть специальная экономическая комиссия, в ведении которой – все вопросы, касающиеся стабильности мировых рынков нефти и соблюдения справедливого уровня цен.

Для того, чтобы нефть ОПЕК сохраняла свое глобальное стратегическое значение как первостепенный энергоресурс (основная задача ОПЕК), эта комиссия постоянно мониторит все изменения, происходящие на мировых энергетических рынках, и регулярно приносит новости в Конференцию об их характере и возможных причинах.

Начиная со дня своего основания (1960-ый год) главной своей задачей ОПЕК поставила выработку и последующее представление единой позиции всех стран, входящих в неё, для того, чтобы ограничить влияние крупнейших мировых нефтяных корпораций на рынок.

Однако в реальности организация до 1973-го года не смогла изменить расстановку сил на этом рынке. Существенные изменения в эту расстановку внес внезапно вспыхнувший в 1973-ем году вооруженный конфликт, в которой, с одной стороны, участвовали Сирия и Египет, а с другой – Израиль.

Активная поддержка Соединенных Штатов позволила Израилю достаточно быстро вернуть себе потерянные территории, в результате чего в ноябре стороны подписали соглашение о прекращении военных действий.

В октябре того же 1973-го года страны ОПЕК выступили против проводимой Штатами политики и ввели эмбарго на продажу нефти этой стране, одновременно подняв на 70 процентов отпускные цены на нефть для тех западноевропейских стран, которые выступали в качестве союзников США.

За одну эти новости подняли стоимость барреля черного золота с 3-х долларов США до 5,11. В январе 1974 года организация еще увеличила цену – до 11,65 американских долларов за баррель. Все эти события произошли в тот момент, когда уже 85 процентов американцев не могли себя представить без личного автомобиля.

Несмотря на введенные президентом Никсоном жесткие меры по ограничению использования энергоресурсов, внутренняя экономическая ситуация резко ухудшилась. На Западе наступил серьезный спад экономического развития. На пике этого кризиса галлон бензина в США вместо 30-ти центов стал стоить 1,2 доллара.

Уолл Стрит на эти новости отреагировал мгновенно. С одной стороны, волна суперприбылей резко подняла цены на акции нефтедобывающих компаний, а с другой – все остальные акции подешевели к конце 1973-го в среднем на 15-ть процентов.

Индекс Доу Джонса за этот временной промежуток упал с 962-х до 822-х пунктов. Несмотря на то, что в марте 1974-го эмбарго против Соединенных Штатов сняли, последствия этого решения ОПЕК еще долго не удавалось гладить. Доу Джонс падал в течение следующих двух лет, и за период с 1973-го до декабря 1974-го снизился на 45 процентов – с 1051-го до 577-ми пунктов.

В пику кризису западной экономики, нефтяные доходы основных арабских нефтедобывающих государств в это же время росли очень быстрыми темпами.

К примеру, Саудовская Аравия увеличила свою прибыль с 4 миллиардов 350 миллионов до 36 миллиардов долларов. Для Кувейта этот показатель скакнул с 1,7 миллиарда до 9,2, а в Ираке – с 1,8 до 23,6 миллиардов американских долларов.

Огромные доходы от продажи черного золота привели к тому, что в 1976-ом ОПЕК создает в своей структуре Фонд международного развития, который представлял из себя мощный финансовый институт, целью которого стало финансирование дальнейшего развития отрасли.

Штаб-квартира этого Фонда была организована в Вене (так же, как штаб-квартира ОПЕК). Основной задачей этого Фонда стало организация всемерного содействия для обеспечения сотрудничества между странами ОПЕК и другими развивающимися государствами.

Фонд ОПЕК выдает займы на льготных условиях, и делятся эти займы на три вида:

  • для реализации одобренных ОПЕК проектов;
  • для воплощения в жизнь государственных программ развития нефтяной отрасли;
  • для поддержания платежного баланса.

Материальные ресурсы, которыми распоряжается Фонд, состоят из взносов, которые добровольно вносят государства-члены организации, а также из прибылей, получаемых в результате инвестиционной и кредитной деятельности самого Фонда.

Конец 70-х годов прошлого века ознаменовался сокращением мирового потребления нефтепродуктов, и тому было несколько причин.

Во-первых, на мировом нефтяном рынке активизировались страны, не являющиеся членами ОПЕК.

Во-вторых, на потребление энергоресурсов сильно повлиял экономический спад в западных странах.

В-третьих, усилия по уменьшению потребления энергоресурсов стали давать свои плоды.

Дошло до того, что США, крайне обеспокоенные высокой активностью Советского Союза в этом регионе (особенно – после того, как советские войска вошли в Афганистан), во избежание возможных экономических потрясений в нефтедобывающих странах пригрозил использованием военной силы, если ситуация с поставками нефти повториться. Все это привело к постепенному снижению нефтяных котировок.

Несмотря на все принимаемые меры, 1978 год стал годом второго нефтяного кризиса, главными причинами которого были революция в Иране и мощный политический резонанс, вызванный израильско-египетскими договоренностями, достигнутыми в Кемп-Девиде. В 1981-ом стоимость барреля достигла отметки 40 долларов.

Наиболее полно слабость ОПЕК стала видна в начале 80-х годов двадцатого столетия, когда полномасштабное освоение новых месторождений черного золота в странах, не входящих в картель, а также широкое повсеместное внедрение энергосберегающих технологий и общая стагнация мировой экономики резко уменьшила спрос на это сырье в наиболее развитых с промышленной точки зрения странах. Результат – практически двукратное падение цен на нефть.

В течение последовавших за этим пяти лет на рынке было все спокойно, и нефтяная цена плавно снижалась.

Все изменил декабрь 85-го, когда добыча нефти странами ОПЕК резко возросла (до 18-ти миллионов баррелей в сутки). Это было началом настоящей ценовой войны, которую спровоцировала Саудовская Аравия.

В результате этого процесса нефтяные котировки всего за несколько месяцев рухнули более, чем вдвое – с 27-ми американских долларов за баррель до 12-ти.

Следующий нефтяной кризис начался в 1990-ом.

В августе этого года Ирак напал на Кувейт, что привело к резкому скачку нефтяных цен – с июльских 19-ти долларов до октябрьских 36-ти. Стоит сказать, что потом цены на нефть вернулись на свой прежний уровень, причем еще до того, как США начали военную операцию “Буря в пустыне”, которая привела к поражению Ирака и закончилась экономической блокадой этого государства.

Несмотря на то, что в большинстве стран-членов ОПЕК постоянно наблюдалось перепроизводство черного золота, и на то, что конкуренция со стороны не входящих в картель стран на рынке нефти значительно возросла, нефтяные котировки в течение 90-х годов были достаточно стабильны (если сравнивать резкие колебания восьмидесятых).

Очередное падение стоимости барреля началось в самом конце 1997-го, что привело к крупнейшему за всю историю нефтяному мировому кризису 1998-го.

Многие эксперты обвиняют в этом кризисе как раз ОПЕК, которая в ноябре 1997-го на своей конференции в Джакарте приняла решение об увеличении уровня нефтедобычи, в результате чего организация вроде как экспортировала дополнительные нефтяные объемы, и цены на нефть резко пошли вниз. Однако, в защиту ОПЕК стоит сказать, что совместные усилия этой организации и не входящих в неё нефтедобывающих государств, предпринятые в 1998-ом году, дали возможность предотвратить дальнейший обвал мировых цен. Если бы не эти меры, многие аналитики сходятся на том, что черное золото могло подешеветь до 6-ти – 7-ми долларов за баррель.

Кризис, начавшийся в конце 2014-го и продолжающийся до сих пор, вынудил ОПЕК вновь сесть за стол переговоров с прочими нефтедобывающими державами. Принятое этой организацией решение ограничить экспорт нефти в 2016-ом году, перенесенное и на 2017-ый, и сокращение объемов добычи благотворно сказалось на нефтяных котировках, хотя говорить об окончательной стабилизации рынка энергоресурсов пока рановато.

Проблемой этой организации является наличие у её членов противоположных интересов.

К примеру, Саудовская Аравия и прочие государства Аравийского полуострова – малонаселенные, однако их нефтяные запасы – огромны, что привлекает крупных западных инвесторов. Другие страны-члены картеля, такие, как Нигерия, обладают гораздо большей численностью населения, в результате чего многие решения ОПЕК приводят к снижению уровня жизни в этих странах, а также заставляют их залезать в долги.

Вторая проблема более интересна – «куда девать получаемые деньги»?

Грамотно распорядиться огромными нефтяными доходами (как это сделали, например, ОАЭ) достаточно непросто. Многие правительства стран ОПЕК затевали различные «стройки века» «во славу своих народов», однако эти проекты не всегда были разумным вложением капиталов.

Третья и главная проблема – технологическая отсталость государств картеля.

Решить эту проблему могли бы урбанизация и индустриализация, и шаги в этом направлении уже предпринимаются.

Четвертая проблема – отсутствие квалифицированных национальных кадров.

Внедрение новых современных технологий должно осуществляться высококвалифицированными профессионалами, а их в странах картеля подчас просто нет. Проблема решается с помощью иностранных специалистов, однако это порождает массу противоречий, которые постепенно усиливаются по мере развития общества.

Все одиннадцать государств ОПЕК сильно зависят от нефтяных доходов, кроме, пожалуй, ОАЭ, в которых их доля в бюджете постепенно снижается. В настоящее время доля бюджетных доходов в Арабских Эмиратах от экспорта нефти составляет менее 30-ти процентов, а в Нигерии этот показатель находится на уровне 97 процентов, поэтому эта страна экспортирует почти всю добываемую у себя нефть. Диверсификация экономики и снижение зависимости от «нефтяной иглы» – вот путь, который может помочь развитию стран, для которых экспорт нефти и газа зачастую является единственным источником пополнения казны.

Организация стран-экспортеров нефти, основанная в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля,который в 1962 году зарегистрирован в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти.

Краткая экономическая характеристика государств - членов ОПЕК (в 2005 году)

--
Алжир Индонезия Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия ОАЭ Венесуэла
Население (тыс. человек) 32,906 217,99 68,6 28,832 2,76 5,853 131,759 824 23,956 4,5 26,756
Площадь (тыс. км 2) 2,382 1,904 1,648 438 18 1,76 924 11 2,15 84 916
Плотность населения (человек на км 2) 14 114 42 66 153 3 143 75 11 54 29
ВВП на душу населения ($) 3,113 1,29 2,863 1,063 27,028 6,618 752 45,937 12,931 29,367 5,24
ВВП в рыночных ценах (млн $) 102,439 281,16 196,409 30,647 74,598 38,735 99,147 37,852 309,772 132,15 140,192
Объем экспорта (млн $) 45,631 86,179 60,012 24,027 45,011 28,7 47,928 24,386 174,635 111,116 55,487
Объем экспорта нефти (млн $) 32,882 9,248 48,286 23,4 42,583 28,324 46,77 18,634 164,71 49,7 48,059
Текущий баланс (млн $) 17,615 2,996 13,268 -6,505 32,627 10,726 25,573 7,063 87,132 18,54 25,359
Подтвержденные запасы нефти (млн баррелей) 12,27 4,301 136,27 115 101,5 41,464 36,22 15,207 264,211 97,8 80,012
Подтвержденные запасы природного газа (млрд куб. м) 4,58 2,769 27,58 3,17 1,557 1,491 5,152 25,783 6,9 6,06 4,315
Объем добычи сырой нефти (1,000 барр/день) 1,352 1,059 4,092 1,913 2,573 1,693 2,366 766 9,353 2,378 3,128
Объем добычи природного газа (млн куб. м/день) 89,235 76 94,55 2,65 12,2 11,7 21,8 43,5 71,24 46,6 28,9
Мощности по переработке нефти (1,000 барр/день) 462 1,057 1,474 603 936 380 445 80 2,091 466 1,054
Поизводство нефтепродуктов (1,000 барр/день) 452 1,054 1,44 477 911 460 388 119 1,974 442 1,198
Потребление нефтепродуктов (1,000 барр/день) 246 1,14 1,512 514 249 243 253 60 1,227 204 506
Объем экспорта сырой нефти (1,000 барр/день) 970 374 2,395 1,472 1,65 1,306 2,326 677 7,209 2,195 2,198
Объем экспорта нефтепродуктов (1,000 барр/день) 464 142 402 14 614 163 49 77 1,385 509 609
Объем экспорта природного газа (млн куб м) 64,266 36,6 4,735 -- -- 5,4 12 27,6 7,499 --

Основные цели ОПЕК

Основными целями создания Организации являются:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
  • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
  • Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
  • Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  • cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Организационная структура ОПЕК

Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров, в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

История развития и деятельности ОПЕК

Задачей ОПЕК с 1960-х годов являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом.

17 октября 1973г. ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в эту страну и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,65). Эмбарго было введено в тот момент, когда уже около 85% американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике кризиса цена галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2.

Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% - с 1051 до 577 пунктов.

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК - многосторонний финансовый институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающи­мися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций фонда.

Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти, высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

Несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.

Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое. После этого на нефтяном рынке в течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны. Несмотря на постоянное перепроизводство нефти в большинстве стран ОПЕК и возросшую конкуренцию со стороны других нефтедобывающих стран, цены на нефть на протяжении 1990-х годов оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х годах.

Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и эксперты приводят множество различных причин этого резкого падения цен на нефть. Многие склонны возлагать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября 1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти, вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополнительные объемы нефти, и произошло понижение на нее цен. Усилия, предпринятые странами-членами и нечленами ОПЕК в 1998 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и цена на нефть, по оценке некоторых экспертов, могла бы упасть до 6-7 долларов за баррель.

Проблемы развития стран ОПЕК

Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.

Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.

Таким образом, все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого - 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

Реализацией международных товарных соглашений, регулирующих деятельность в отдельных сегментах рынка, занимаются Международные товарные организации (МТО) в форме:

  • Международных организаций;
  • Международных советов;
  • Международных консультативных комитетов;
  • Международных исследовательских групп (МИГ).

Все указанные институты занимаются изучением состояния мировых товарных рынков, а именно: сложившимся соотношением спроса и предложения на конкретные сырьевые товары, динамикой цен и условий .

В настоящее время функционируют Международные советы по оливковому маслу, олову, зерну.

Действуют МИГ по каучуку, свинцу и цинку, меди.

Действует Международный консультативный комитет по хлопку, Комитет по вольфраму.

Иран обладает вторым по объёму после Саудовской Аравии запасом нефти (18 млрд тонн) и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Особенное внимание уделяется диверсификации экономики благодаря развитию точного машиностроения, автомобильного машиностроения, ракетно-космической промышленности, а также информационных технологий.

Крупным экспортером нефти является Кувейт . Добыча нефти обеспечивает 50% ВВП Кувейта, ее доля в экспорте страны составляет 90%. В стране развиты также нефтепереработка и нефтехимия, производство стройматериалов, удобрений, пищевая промышленность, добыча жемчуга. Осуществляется опреснение морской воды. Удобрения составляют важную часть экспорта страны.

Ирак обладает вторыми по величине запасами нефти в мире. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти.

Таким образом, большинство стран ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности . Пожалуй, единственная из стран-членов организации, представляющая исключение, — это Индонезия , которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

В период кризиса стратегический путь для стран, зависящих от экспорта нефти, — диверсификация экономики, причем за счет освоения новейших ресурсосберегающих технологий.