Ссср в 1964 1982 гг время брежнева. Возникновение оппозиции существовавшему режиму. Отсутствие реформ – «застой»

Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)

После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. – генеральный секретарь, с 1977 г. – одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя Совета Министров СССР занял А.Н. Косыгин.

И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества. Ведущее место в управлении страной заняло неофициальное «малое» Политбюро, куда входили министр обороны Д.Ф. Устинов, министр иностранных дел А.А. Громыко, секретарь ЦК М.А. Суслов, председатель КГБ Ю.В. Андропов, которые определяли внутреннюю и внешнюю политику.

Основой курса становится «стабильность», означавшая отказ от всяких попыток радикального обновления общества. И власть, и общество устали от чрезвычайных условий и постоянного напряжения, в которых страна жила предыдущие полвека.

Политическое развитие. Характерными чертами политического развития страны во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. стали централизация и бюрократизация управленческого аппарата. Принимавшиеся резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни оставались декларативными.

Правление Брежнева явилось «золотым временем» для бюрократии. При Сталине она жила под постоянным страхом ареста, при постоянных хрущевских реорганизациях она также чувствовала себя неспокойно. После смерти Сталина и смещения Хрущева элита хотела спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, желала оградить себя от кадровых перестановок. Брежнев идеально подходил на роль выразителя интересов чиновничества.

Общая численность управленцев к концу правления Брежнева составила почти 18 млн. человек (на 6-7 работающих – один управленец). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. На содержание такого аппарата к середине 1980-х гг. ежегодно расходовалось более 40 млрд. руб., или 10% бюджета.

К началу 1980-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тыс. различных приказов, инструкций и других подзаконных актов, которые регламентировали каждый шаг хозяйственников, сковывали их инициативу.



В 1977 г. принята новая Конституция СССР. В ней отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. 6-я статья официально закрепила положение КПСС как «ядра» советской политической системы, «руководящей и направляющей силы» общества развитого социализма. Важнейшей задачей провозглашалось формирование и укрепление новой интернациональной общности – советского народа.

Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 1980-х гг. 19 млн. человек. Реальная власть сосредоточилась в аппарате, который достиг почти 500 тыс. человек. Рядовые коммунисты отстранялись от реального участия в определении политики партии.

Из Устава партии был исключен пункт о сменяемости кадров, ослаб контроль над номенклатурой. Начался кадровый «застой». Высшая элита страны с 1970-х гг. начинает все больше воспроизводить себя не за счет выдвиженцев снизу, а путем отбора и подготовки кадров в элитных школах. Таковыми были Академия общественных наук при ЦК КПСС, Высшая партийная школа и др.

К концу 1970-х гг. высшее руководство страны превратилось в настоящую геронтократию. Средний возраст членов Политбюро к концу правления Брежнева достиг почти 70 лет. Заседания Политбюро, принимавшего важнейшие политические решения, зачастую длились не более 15-20 мин. Сам Брежнев, переживший в 1976 г. тяжелую болезнь, так и не восстановился после нее, и с конца 1970-х гг. пытался отойти от руководства страной, но соратники убедили его остаться. Для них он был гарантом сохранения собственной власти.

«Застой» эпохи развитого социализма стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые включали госдачи, спецпайки, спецлечение и т.п. Однако их нельзя было перевести в личную собственность и передать детям. Это вызывало желание сменить строй.

Расцвели такие явления, как кумовщина, клановость, коррупция. Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положением, стремление пристроить родственников к «хлебной» должности, в элитарный вуз и пр.

Началось сращивание партийно-государственного аппарата с теневой экономикой. Масштабы последней приобретали все более угрожающий характер. В середине 1970-х гг. дельцы теневой экономики отчуждали себе примерно седьмую часть доходов трудящихся, к началу 1980-х гг. – 18%, к 1985 г. – 21%, а в 1989 г. – 25%.

Застойные явления в жизни советского общества 1970-х – первой половины 1980-х гг. затронули также сферу идеологии. Была свернута критика Сталина, со страниц газет и журналов изгонялись упоминания о массовых репрессиях 1930-х – начала 1950-х гг. («неосталинизм»), усилились гонения на любые проявления инакомыслия. Реальная жизнь все сильнее расходилась с официальной идеологией.

С середины 1960-х гг. в СССР формировалось диссидентское движение (в переводе «диссиденты» – инакомыслящие, несогласные). Диссиденты требовали неукоснительного соблюдения прав человека. Власть против них применяла репрессивные меры (аресты, ссылка, помещение в психиатрические лечебницы, увольнение с работы, исключение из партии). Символами правозащитного и диссидентского движения стали академик А.Д. Сахаров (выслан в Горький) и писатель А.И. Солженицын (депортирован за границу).

Диссидентами была налажена публикация за рубежом запрещенных в стране книг и нелегальное их распространение на территории СССР («тамиздат»). Возникла так называемая неподцензурная печать («самиздат»). Деятельность диссидентов оказывала большое влияние на общественное мнение в стране и сыграла значительную роль в расшатывании основ советского государства.

Экономическое развитие. Снижение качества управленческого слоя повлияло и на экономическое развитие страны.

В 1965 г. была проведена экономическая реформа под руководством А.Н. Косыгина. В промышленности восстанавливался отраслевой принцип управления, вместо совнархозов вновь образовывались министерства. Предприятия частично переходили на хозрасчет: в их распоряжении оставалась прибыль от реализации сверхплановой продукции. Эту прибыль предприятия могли направлять на развитие производства или стимулирование труда персонала.

По важнейшим социально-экономическим параметрам восьмая пятилетка (1966-1970) была наилучшей за послевоенный период. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе ВАЗ, КамАЗ, Ижевский автозавод). Однако реформа не изменила основ хозяйственного механизма, а многие ее меры из-за сопротивления бюрократии были свернуты.

С начала 1970-х гг. темпы роста экономики стали снижаться: темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1966-1970) до 3,8% в одиннадцатой пятилетке (1981-1985), снизились темпы роста производительности труда.

Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом. Промышленность продолжала сохранять экстенсивный характер. Стержнем экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы. На долю предприятий военно-промышленного комплекса приходилось около 2/3 продукции советского машиностроения.

Форсированными темпами развивалась добыча нефти и газа в Западной Сибири. В 1980 г. топливно-энергетический комплекс СССР давал 10% мировой добычи нефти и газа. Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ), строительство которой началось в 1974 г.

В результате ставка делалась на закупки за рубежом промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь – нефти).

В сельском хозяйстве упор был также сделан на экономические рычаги – повышение заготовительных цен, увеличение капиталовложений, перевод колхозников на гарантированную зарплату и пенсии. Увеличивался выпуск сельскохозяйственной техники, повышалось ее качество. Завершилась электрификация сельского хозяйства, осуществлялись химизация, мелиорация. Высокими темпами велись сельское строительство, на селе строились дороги, проводилась газификация. Развивалась аграрная наука, сельское хозяйство насыщалось специалистами.

Масштабными были программы развития Нечерноземья (1974) и Продовольственная программа (1982).

Бичом народного хозяйства оставались отвлечение на «шефскую помощь» селу во время уборочной страды до 20% всего активного населения страны и огромные, до 30-40%, потери урожая. Сельское хозяйство все меньше справлялось с задачами продовольственного снабжения страны. С 1970-х гг. в разряд дефицита все чаше попадали мясо, колбасы, а в ряде районов – сыры и молочные продукты.

Развитие образования. С 1966 г. в стране начинался переход средней школы на новые учебные планы и программы. Их характеризовали: преемственность в изучении материала с 1-го по 10-й класс, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4-го класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов. В результате с середины 1960-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем в течение 10 лет (к середине 1970-х гг.) – ко всеобщему среднему образованию.

Развитие науки. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны с помощью космических аппаратов. В 1965 г. была сфотографирована обратная сторона Луны. Выдающимся достижением явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о ее атмосфере. Выдающиеся открытия были сделаны в области плазмы, квантовой физики.

Социальная политика. В социальной политике упор делался на рост благосостояния населения. Реальные доходы в расчете на душу населения за 1965-1975 гг. выросли на 46%, в 1976-1980 гг. – еще на 18%, в 1981-1985 – на 10%. Соответственно, вырос уровень потребностей, которые советская промышленность удовлетворить была не в состоянии. Дефицит товаров восполнялся импортом, на который расходовались «нефтедоллары». Но и в этом случае выросшие запросы полностью не покрывались.

Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском. Советские люди пользовались бесплатным образованием, медицинским обслуживанием, государство несло большие расходы на содержание жилищного фонда.

Главным достижением в этот период стало масштабное жилищное строительство. На протяжении 1970-х гг. в стране ежегодно вводилось более 100 млн. кв. м жилья, что позволило улучшить жилищные условия более чем 107 млн. человек. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры, причем выдавались они бесплатно.

Внешняя политика.С конца 1960-х и до конца 1970-х гг. конфронтация сменилась «разрядкой» международной напряженности. СССР подписал договоры: о нераспространении ядерного оружия (1968); договор ОСВ-1 с США (1972) об ограничении противоракетной обороны; договор ОСВ-2 (1979) по ограничению ракет средней дальности.

Кульминацией «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Государства обязалась соблюдать принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем.

В начале 1970-х гг. США признали наличие военно-стратегического паритета (равенства) с Советским Союзом.

В отношениях с социалистическими странами СССР продолжал политику «старшего партнера». В 1968 г. было подавлено восстание в Чехословакии («Пражская весна»), в которой хотели построить «социализм с человеческим лицом». В Чехословакию были введены войска.

Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение китайскими войсками в районе острова Даманский на р. Уссури.

В 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска, началась советско-афганская война (1979-1989). После ввода войск в Афганистан отношения со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор ОСВ-2.

Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.

Правление Ю.В. Андропова и К.У. Черненко. Первая половина 1980-х гг. отмечена частой сменой высшего руководства страны («гонка на катафалках»). В ноябре 1982 г. умер Брежнев. Новым руководителем страны стал 68-летний Ю.В. Андропов (1982-1984), успевший отметиться борьбой с коррупцией и укреплением трудовой дисциплины. После его смерти (февраль 1984 г.) к власти пришел тяжело больной 72-летний К.У. Черненко (умер в марте 1985 г.). Ничем заметным он не запомнился. Затем генеральным секретарем ЦК был избран самый молодой, 54-летний член Политбюро М.С. Горбачев.

29. Первые пятилетние планы развития народного хозяйства СССР и их значение.

Первый пятилетний план (1929--32) был разработан на основе Директив Пятнадцатого съезда ВКП (б) (1927), утвержден 5-м Всесоюзным съездом Советов (1929). Он явился логическим продолжением и развитием идей долгосрочного плана ГОЭЛРО. Главная задача 1-й пятилетки состояла в построении фундамента социалистической экономики, дальнейшем вытеснении капиталистических элементов города и деревни, в укреплении обороноспособности страны. План предусматривал задания и мероприятия, направленные на превращение СССР из аграрной в развитую индустриальную державу, на коллективизацию значительного числа крестьянских хозяйств. Работа по подготовке плана проходила в острой борьбе против троцкистов, отстаивавших лозунг т. н. "сверхиндустриализации", и правой оппозиции, требовавшей равнения на "узкие места" в народном хозяйстве, низких темпов развития, особенно отраслей тяжёлой промышленности.

Центральной частью плана явилась его строительная программа, которая была направлена на осуществление коренных сдвигов в технике производства, его организации (преобладание крупных социалистических предприятий) и размещении. При этом учитывались технико-экономические показатели будущих предприятий, необходимость быстрого развития хозяйства национальных окраин. Общий объём капитальных вложений за пятилетие составил 7,8 млрд. руб., что в 2 раза больше, чем было вложено за предыдущие 11 лет (1918--28). Половина всех капитальных вложений направлялась на развитие промышленности (из них свыше 75% в отрасли тяжёлой индустрии) и транспорта.

Ряд производственных и строительных заданий 1-го пятилетнего плана был дополнен и конкретизирован решениями 16-го съезда партии о создании 2-й угольно-металлургической базы на Урале и в Сибири.

Основными источниками капитальных вложений были прибыль и рентные доходы государственных и кооперативных предприятий. Важную роль играли средства трудящихся, получаемые государством посредством выпуска и размещения среди рабочих, колхозников и служащих облигаций государственных займов. Для выполнения строительной программы была повышена доля накопления в национальном доходе с 21,3% в 1928 до 26,9% в 1932. Широко развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение пятилетки. В результате пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца.

Введено в действие 1500 новых крупных государственных промышленных предприятий, заново создан ряд новых отраслей: тракторо-, автомобиле-, станко- и приборостроение, производство алюминия, авиационная и химическая промышленность. В чёрной металлургии -- важнейшей отрасли тяжёлой промышленности, ставшей основой индустриализации страны, созданы электрометаллургия, производство ферросплавов и сверхтвёрдых сплавов, качественных сталей. Коренным образом реконструированы нефтяная и др. отрасли тяжёлой промышленности.

Вступили в строй Днепрогэс им. В. И. Ленина, Зуевская, Челябинская, Сталинградская и Белорусская районные тепловые электростанции. Создана 2-я угольно-металлургическая база на востоке СССР -- Урало-Кузнецкий комбинат. Построены Кузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе, Кузбассе и Караганде, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Кондопожский и Вишерский целлюлозно-бумажные комбинаты, Березниковский азотнотуковый завод, Ивановский меланжевый комбинат, 1-й Государственный подшипниковый завод в Москве и многие др. предприятия.

Национальный доход СССР увеличился почти в 2 раза, промышленное производство -- более чем в 2 раза, производительность труда в промышленности -- на 41%. Произошли крупные структурные сдвиги в промышленности и во всей экономике страны. Удельный вес продукции группы "А" в валовой продукции всей промышленности повысился с 39,5% в 1928 до 53,4% в 1932. Доля промышленности в общем объёме валовой продукции промышленности и сельского хозяйства увеличилась с 51,5% до 70,2%. Продукция машиностроения и металлообработки выросла в 4 раза. В 1932 почти 78% посевных площадей принадлежало колхозам, совхозам и др. государственным хозяйствам, которые давали 84% товарной зерновой продукции страны.

В годы пятилетки проведена основная работа по осуществлению плана ГОЭЛРО. Программа строительства электростанций, намеченная этим планом, была перевыполнена. Мощность электростанций СССР за эти годы возросла почти в 2,5 раза, выработка электроэнергии -- в 2,7 раза.

Социалистическая индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства сопровождались значительным расширением культурной базы, ростом числа квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Численность учащихся в высших учебных заведениях в 1932/33 учебном году увеличилась по сравнению с 1927/28 в 3 раза, в техникумах -- более чем в 3 раз, удвоилось число учащихся в начальных школах.

В итоге выполнения задач 1-й пятилетки построен фундамент социалистической экономики -- мощная тяжёлая индустрия и механизированное коллективное сельское хозяйство, что означало утверждение социалистической собственности на средства производства. В стране была ликвидирована безработица и введён 7-часовой рабочий день.

Особенно значительный хозяйственный и культурный рост происходил в республиках и областях. При общем по Союзу увеличении производства в 2 раза, в национальных республиках и областях этот показатель возрос в 3,5 раза. Линия на ускоренную индустриализацию национальных республик и областей проводилась и в последующих пятилетках. Успехи 1-й пятилетки развеяли миф буржуазной печати о нереальности советских экономических планов, неоспоримо показали огромные возможности и преимущества социалистического планового хозяйства.

1. Более чем двадцатилетие жизни советского общества - 1964 - 1985 гг. - приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения. (В годы горбачевской перестройки 1985 - 1991 гг. данно­му историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование «годы застоя». Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название «развитой социализм» (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным). В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой - по имени Л.И. Брежнева — нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:

— 1964 — 1968 гг. — ранняя;

— 1968 — 1977 гг. - средняя;

— 1977 — 1985 гг. - поздняя.

Если ранняя и средняя брежневская эра - 1964 - 1977 гг. - в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений. Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были:

— попытки экономических реформ;

— укрепление новой системы власти;

— отход от критики сталинизма.

2. Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее прове­дения.

Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики».

Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты - положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану - в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.

Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.

3. Возвращение к жесткой административно-командной системе

к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 - 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения - улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:

— административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;

— дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.

Данная политика первоначально приносила успех - «нефте­доллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глу­бокому кризису:

— в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;

— цены на нефть и газ в мире резко упали;

— Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;

— экономика привыкла к «нефтедолларам», которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.

Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.

4. В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:

— фактически в стране правило трио Брежнев - Подгорный - Косыгин;

— но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;

— в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;

— тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение - группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве - предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).

Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:

— Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР;

— В.В. Щербицкий - в 1972 - 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;

— Д.А. Кунаев - в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;

— В.В. Гришин - в 1967 - 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;

— А А. Громыко - в 1957 - 1985 гг. министр иностранных дел СССР;

— Д.Ф. Устинов - в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР;

— К. У. Черненко -. секретарь ЦК КПСС;

— М.А. Суслов - секретарь ЦК КПСС;

Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов - в делах КГБ; Устинов - в оборонных вопросах; Кунаев - в Казахстане и т. д.). Это выгодно отлича­ло его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев - Подгорный - Косыгин.

В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение - главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.

5. Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Данная Конституция:

— как документ была усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции 1936 г.;

— однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 - 1977 гг.;

— СССР конституционно объявлялся общенародным государством;

— в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.

6. В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:

— улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;

— в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет - стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»;

— августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.

Социально-экономическая политика .

В 1965 г. новое руководство страны начало ряд важных экономических реформ . Первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев (с 1966 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС ) сформулировал стратегический курс в развитии сельского хозяйства :

    увеличение капиталовложений для проведения комплексной механизации , химизации , мелиорации ;

    повышение закупочных цен на сельхозпродукцию;

    отмена ограничений на развитие личных подсобных хозяйств.

Под руководством председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина (1964-1980 ) началась крупная реформа в управлении промышленностью :

    в целях ускорения научно-технического прогресса (НТП ) восстановлен отраслевой принцип управления (министерства);

    предпринята попытка частично заменить административные методы управления экономическими . Для этого изменена система планирования : сокращено число плановых показателей; главными показателями стали прибыль и стоимость реализованной продукции ; части прибыли оставлялась на предприятиях и её использовалась для развития производства, материального стимулирования работников, решения социальных задач;

    введение на предприятиях элементов хозрасчета .

На основе этих реформ был подготовлен план восьмой пятилетки (1966-1970), давший наилучшие количественные и качественные показатели. В 1968 г. начался отход от политики реформ. Уже в девятой пятилетке (1971-1975) показатели роста снизились. Замедление темпов экономического развития обусловлено рядом причин :

    огромными масштабами экономики,

    снижением темпов роста капитальных вложений;

    исчерпанием возможностей экстенсивного роста, удорожанием сырья и трудовых ресурсов;

    получение высокой прибыли от экспорта энергоресурсов.

Среди экономических достижений брежневской эпохи – строительство Волжского автозавода (автомобили «Жигули»), объединения «КамАЗ» (большегрузные автомобили), Байкало-Амурская магистраль (БАМ) , освоение нефтегазовых месторождений Севера и Сибири.

Внутренняя политика .

Первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев (1964 -1982 ) в 1977 г. возглавил и Президиум Верховного Совета СССР . В первые годы были исправлены многие ошибки, допущенные Хрущевым, проводилась политика омолаживания руководящих кадров в партийных и советских органах. Хрущевский курс на быстрый переход к коммунизму был заменен тезисом о построении «развитого социализма ». Этот тезис закреплен в новой Конституции СССР (принята 7 октября 1977 г.). В ней говорилось о переходе к общенародному государству трудящихся, подтверждались социальные, экономические и политические права граждан СССР, в 6-й статье закреплялся статус КПСС как «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы» . Но многие нормы носили формальный характер (выборность Советов и руководящих органов КПСС), результатом стал «кадровый застой » в высшем слое партийных, советских и государственных чиновников. Это снижало возможность осуществления назревших реформ. На фоне ослабления жесткости политического режима в стране развивалась «теневая экономика », коррупция , взяточничество и т.п. Страна нуждалась в переменах.

В этот период появилась открытая политическая оппозиция в форме «диссидентского» движения (наиболее активные деятели: писатель А. Солженицын , физик А. Сахаров , музыкант М. Ростропович ). Распространялась запрещенная властями информация, запрещенные художественные произведения (самиздат ), проводились демонстрации и др. Часть диссидентов (несогласных ) была приговорена к различным срокам заключения или выслана за рубеж.

После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 ) генеральным секретарем ЦК КПСС и председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Ю.В. Андропов (1982 -1984 ). Он продвигал в руководство партией политиков нового поколения (М.Горбачев , Н.Рыжков , Е.Лигачев ), начал борьбу против коррупции, прогулов. В феврале 1984 г. он скончался, и его пост занял тяжело больной К.У. Черненко (1984 -1985 ).

Внешняя политика .

1) В отношениях со странами социалистической системы СССР стремился к контролю за внутриполитическими процессами и внешней политикой союзных государств. «Доктрина Брежнева» (термин, распространенный на Западе ) не допускала их отхода от социалистического пути развития и признавала «ограниченный суверенитет » соцстран. Эта позиция проявилась в 1968 г., когда в Чехословакию были введены войска ряда стран ОВД (т.н. «Пражская весна »). Проблемой оставались отношения с Китаем , испортившиеся при Хрущеве. В марте 1969 г. произошел вооруженный советско-китайский конфликт на острове Даманский .

2) В отношениях с западными странами начался период разрядки международной напряженности , углубления взаимовыгодного мирного сотрудничества. В 1970-х гг. был достигнут паритет (равенство ) с США в ракетно-ядерном потенциале. Разрядка наглядно проявилась в следующем :

    принятие Программы мира (1971 ), призывавшей к ликвидации военных очагов в «третьем мире», обеспечению коллективной безопасности в Европе, запрещению всех видов оружия массового поражения, ликвидации иностранных военных баз, качественному сокращению военных расходов;

    1972 г - в ходе визита президента Р. Никсона в Москву подписан советско-американский договор об ограничении стратегического вооружения (ОСВ-1 ) и Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО );

    1973 г. - в ходе визита Л.И. Брежнева в США подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны , заключены соглашения о сотрудничестве, в т.ч. совместной космической программе «Союз-Аполлон» (реализована в 1975 );

    Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) , в котором участвовали СССР, США, Канада, 33 европейских государства. 30 июля - 1 августа 1975 г. в г. Хельсинки подписан Заключительный акт СБСЕ , зафиксировавший основополагающие принципы взаимоотношений государств :

    признание послевоенных границ,

    уважение независимости, суверенитета, территориальной целостности государств,

    отказ от применения силы и угрозы ее применения,

    невмешательство во внутренние дела друг друга и пр.

Хельсинкское совещание 1975 г. стало пиком разрядки , после которого началось усиление «холодной войны». Вашингтон встал на путь свертывания «разрядки». Поводом послужили две ошибки брежневского правительства: 1) решение о размещении в западных районах СССР нового поколения ракет средней дальности, 2) ввод советских войск в Афганистан (декабрь 1979 ) для поддержки афганской революции. Это привело к падению международного авторитета СССР . Ситуацию осложнил политический кризис в Польше (1980 ). В ответ на эти действия США и их союзники объявили о введении ряда экономических санкций против СССР, бойкотировали летние Олимпийские игры в Москве (июль-август 1980 ). С 1983 г. США начали создание системы космической обороны.


Период 1964 – 1982 годов – это время правления Л. И. Брежнева, которое вошло в историю как период «застоя». Характерными чертами данного периода являются снижение темпов экономического роста, экстенсивный путь развития сельского хозяйства и промышленности, усиление партийного контроля над всеми сторонами жизни общества, «коллективное руководство», преследование диссидентов, расширение системы льгот и привилегий для номенклатуры, период «разрядки» в международных отношениях. Как видно, за период произошло много событий. Рассмотрим самые важные.

В 1965 году была проведена экономическая реформа. Они были связаны с большими преобразованиями в сельском хозяйстве и промышленности. Колхозникам разрешалось иметь личное подсобное хозяйство, что стимулировало их работу; они стали получать заработную плату. В промышленности совершенствовалось планирование и повышалась самостоятельность предприятий, заинтересованность трудовых коллективов. Итогом этой реформы было повышение темпов экономического роста, строительство 1900 крупных промышленных предприятий. Но эффект проведенных реформ оказался ограниченным, многие их цели не были достигнуты; экономика становилась нерентабельной, то есть затраты ресурсов на выпуск единицы продукции оказались высокими. Исторической личностью, который подготовил эту реформу, был А. Н. Косыгин, с октября 1964 года являющийся председателем Совета Министров СССР.

Ещё одним важным событием этого периода является принятие Конституции 1977 года. Она утверждала торжество «развитого социализма». Новая Конституция декларировала право на жилище, здоровье, свободу творчества и ряд демократических свобод: совести, слова, печати, собраний, митингов, шествий, тайны переписки, телефонных переговоров. Однако, в итоге реализация этих прав и свобод часто наталкивалась на деятельность органов государственной безопасности (КГБ). Статья 6 Конституции законодательно утверждала идейно – политическую и властную монополию партийных органов во всех сферах жизни общества. Не случайно эта статья стала объектом борьбы антикоммунистических сил в годы перестройки.

Другой исторической личностью этого периода является Суслов М. А. – главный идеолог того времени. Он контролировал деятельность отдела культуры, отделов агитации и пропаганды, отдела нации, отдела школ и вузов. Министр иностранных дел А. А. Громыко, из – за подозрительности прозванный «Мистер нет» был очень осторожным политиком в период «разрядки». Были заключены договора: ОСВ – 1, ОСВ – 2, Хельсинское соглашение. Но случился срыв разрядки, по чьей вине – спорно.

Рассмотрим причинно – следственные связи. Оба события – и косыгинская реформа, и принятие Конституции 1977 года были продиктованы общими причинами: изменением политического режима в стране, необходимостью стимулирования экономики, т.к. преимущества централизованного управления экономикой выглядели иллюзией. Следствием этих событий было относительное благополучие жителей страны, выросли среднегодовые темпы прироста национального дохода. В 1969 году реформы сошли на нет, т.к. административно – командная структура не уступила место рыночным механизмам. В стране началось правозащитное движение.

Взгляд историков на события этого периода неоднозначен. С одной стороны, именно с в это время люди стали жить стабильно и спокойно. Многие люди могли позволить себе поездки за границу, автомобиль, роскошь в виде золотых украшений. Причины застоя связаны с предшествовавшим периодом советской истории, когда сложились те формы и методы управления экономикой, которые и привели к торможению. Но, с другой стороны, причины застоя связаны с личностью Брежнева, его окружением, т.е. субъективными факторами.
В целом, эпоха «застоя» считается периодом относительной стабильности и благосостояния людей и страны в целом. Россияне были окружены «социалистическим лагерем» и хотя средства и формы удержания государств СССР рядом с нами плечом к плечу были далеко не демократичными («Гражданская весна» в Чехословакии), как – то спокойней жилось и дружно.

Учитель истории МКОУ "Мюрегинская СОШ" Абидова П.Г.

1964–1982 Брежнев у власти

Новые слова в политическом лексиконе: «волюнтаризм», «субъективизм», которые якобы преодолела партия, стали на многие годы эвфемизмами хрущевской оттепели и характеристиками самого Хрущева, имени которого с тех пор старались не упоминать: он жил на даче под присмотром «органов» и, как выяснилось потом, очень беспокоил своих преемников, ибо стал писать мемуары. Переворот 1964 г. был осуществлен в интересах политической верхушки, задерганной непоседливым, беспокойным Хрущевым и жаждавшей покоя, размеренной, предсказуемой работы и законного, комфортабельного отдыха. Первым секретарем ЦК КПСС стал Леонид Ильич Брежнев, которому в 1964 г. исполнилось 58 лет. Это был вполне ординарный партработник, без блеска, но человек исполнительный, деловой, здравый, в молодые и зрелые годы не лишенный обаяния и юмора, любивший жизнь и те радости (без излишеств), что она ему приносила: элегантные костюмы, охота, рыбалка, сигареты «Мальборо». Кажется, что кроме власти главной страстью Брежнева были автомобили, точнее – быстрая, если не сказать сумасшедшая, езда на них. Брежнев слыл заботливым семьянином, поддерживал отношения с множеством друзей и земляков с Украины, из Днепропетровска. Он их никогда не забывал и расставлял на важные посты, куда бы ни забрасывала его жизнь номенклатурного работника: в Молдавию, Казахстан, Москву. Впоследствии благодаря этому заговорят о «днепропетровской мафии».

Брежнев устраивал многих. Он был в меру прогрессивен, но и в меру консервативен. Поначалу боялись, что с его приходом сталинисты восстановят культ и памятники своего бессмертного вождя. Но сталинизации не произошло. Брежнева устроил некий баланс оценок Сталина, когда скупые отрицательные характеристики генералиссимуса равномерно сочетались с положительными, но умеренными оценками его заслуг в годы войны и строительства социализма. Но в целом с каждым новым изданием учебников истории партии и СССР в них все более скупо говорилось о беззакониях сталинской поры. Прекратились реабилитации, о сталинском прошлом старались забыть, стремились избежать упоминаний о репрессиях, поглотивших миллионы людей. Цензура пропускала только туманные намеки о судьбе невинно погибших в тюрьмах и лагерях ГУЛ АГа. О казненном писателе и художнике было принято писать в предисловии издания его книги так: «В 1938 году оборвался его творческий путь…» Формально у власти был триумвират: Л. И. Брежнев руководил партией, А. Н. Косыгин – правительством, а формальным главой государства (председателем Президиума Верховного Совета) был Н. А. Подгорный. Однако в 1970-х гг. Брежнев постепенно «съел» своих коллег по триумвирату, а заодно и тех, кто представлял для него потенциальную опасность. В 1977 г. Брежнев стал главой государства вместо Подгорного, а в 1980 г. на место Косыгина поставил своего человека из Днепропетровска Н. А. Тихонова.

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

Социал-демократы вновь у власти (1982–1991) Выборы 1982 года стали свидетельством того, что избиратели устали от расколов в буржуазном лагере и его неспособности энергично взяться за решение экономических проблем. Социал-демократическое правительство Улофа Пальме с

Из книги Однажды Сталин сказал Троцкому, или Кто такие конные матросы. Ситуации, эпизоды, диалоги, анекдоты автора Барков Борис Михайлович

ЛЕОНИД ИЛЬИЧ БРЕЖНЕВ. Однажды Брежнев и Никсон решили расслабиться после переговоров, или Колхоз «Пшкан» Брежнев выговаривает своему референту:- Почему вы написали мне такой длинный доклад?- Леонид Ильич, вы зачитали все четыре экземпляра.* * *Президент Америки Никсон

Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Леонид Ильич Брежнев (Род. в 1906 г. – ум. в 1982 г.) Руководитель Советского государства с 1964-го по 1982 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1966 г. Маршал Советского Союза (1976 г.), Герой Социалистического Труда (1961 г.), Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981 гг.). Кавалер

Из книги Англия. История страны автора Дэниел Кристофер

Лейбористы у власти, 1964–1970 годы Лидер лейбористов Гарольд Вильсон (1916–1995) импонировал публике саркастическим складом ума и непринужденной манерой, в которой он вел телевизионные выступления. В конце концов, этот грубоватый остряк с Севера куда больше соответствовал

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1982–1985 Андропов и Черненко у власти Классическая музыка, передаваемая по радио целый день с раннего утра до позднего вечера, стала для миллионов советских людей знаком приближения очередного «праздника похорон». Так называли это время школьники и студенты, отпущенные с

Из книги Георгий Жуков. Стенограмма октябрьского (1957 г.) пленума ЦК КПСС и другие документы автора История Автор неизвестен --

БРЕЖНЕВ Товарищи! Вопросы строительства и укрепления Советской Армии всегда являлись предметом особой заботы нашей Коммунистической партии. Все мы знаем, сколько сил и внимания уделял этому вопросу Владимир Ильич Ленин, который по праву является основателем,

Из книги Евреи, Христианство, Россия. От пророков до генсеков автора Кац Александр Семёнович

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ЦК КПСС ЛЕОНИД ИЛЬИЧ БРЕЖНЕВ (1906–1982) Родился 19 декабря 1906 года (1 января 1907 года по новому стилю) в селе Каменское (впоследствии – город Днепродзержинск) Екатеринославской губернии в семье рабочего. Русский.В 1923–1927 годах учился в Курском

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Глава 31. 1964–1982 СССР в годы правления Брежнева После крутых изменений в политике при Хрущеве приход Брежнева на пост Генерального секретаря партии означает возвращение к большей размеренности в политической жизни, что выражается, среди прочего, в необычайной, по

автора Медведев Рой Александрович

«Поднятая целина». Л. И. Брежнев и Н. С. Хрущев в 1954–1964 годах Лишь формально занимая пост заместителя начальника Главного политического управления Советской Армии и ВМФ, Л. И. Брежнев не принимал никакого участия в драматических событиях 1953 года. Маленков в то время

Из книги Политические портреты. Леонид Брежнев, Юрий Андропов автора Медведев Рой Александрович

Л. И. Брежнев во главе КПСС. Борьба за влияние и власть в 1964–1970 годах Хотя итоги октябрьского Пленума ЦК КПСС были для советских людей неожиданными, все же он не стал особенной сенсацией и не вызвал каких-либо волнений в народе и среди членов партии. Несмотря на то что

Из книги Политические портреты. Леонид Брежнев, Юрий Андропов автора Медведев Рой Александрович

Глава 3 Л. И. Брежнев как человек и государственный деятель. 1964–1974 годы В своем большинстве советские люди помнят Брежнева в первую очередь таким, каким он появлялся перед нами на телевизионных экранах в последние восемь лет своей жизни – больным, немощным, с трудом

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

6.1.4. ?. И. Брежнев до и после октября 1964 г. Леонид Ильич Брежнев (1906-1982) считался выходцем из простой рабочей семьи. Имел среднее специальное (мелиоративный техникум) и высшее (металлург) образование. На партийную работу во второй половине 1930-х гг. попал в период «ежовщины»,

автора Рейфман Павел Семенович

Из книги Из истории русской, советской и постсоветской цензуры автора Рейфман Павел Семенович

Глава восьмая. «Теперь по Брежневу мы движемся вперед»(1964–1982) Часть 2 Политика и спорт. Шахматные баталии. Керес. Ботвинник. Спасский. История гроссмейстера Корчного. Последние годы правления Брежнева. Репрессии в сфере изобразительного искусства. Разгон «бульдозерной

Из книги Лубянка - старая площадь автора Бредихин В Н

Л. БРЕЖНЕВ Секретарь Президиума Верховного Совета СССРМ. ГЕОРГАДЗЕМосква, КремльЦХСД, ф. 89, оп. 25, д. 21, л. 4 (копия). № 57 Сов[ершенно] секретно Экз. единственный Рабочая записьЗАСЕДАНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС8 июня 1978 годаПредседательствовал тов. БРЕЖНЕВ Л.И.Присутствовали: тт.