Спас-Угол (Московская область). Спас-Угол. Церковь Спаса Преображения

Село с названием Спас-Угол – это родина Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Нельзя же, в самом деле, обойти вниманием человека, который учил нас не путать «отечество» с «его превосходительством». :)

Место это расположено на самом севере Московской области, близ Талдома. Есть версия, что название Спас-Угол происходит от местоположения села на стыке – на «углу» – трех губерний, Московской, Тверской и Ярославской. А известно оно – по первым упоминаниям – с начала XVI века. Здесь стояла родовая усадьба Салтыковых, здесь родился будущий писатель и вице-губернатор. Однако сейчас усадьбы не существует – как многие другие, в первые послереволюционные годы она сгорела.

И тем не менее музей в селе Спас-Угол есть. Возник он, правда, далеко не сразу. Сама идея была высказана в 1976 году, когда отмечали 150-летие со дня рождения Салтыкова-Щедрина. Ну, а открыли музей еще через десять лет, в 1986 году.

Да, открыли в здании местной церкви. Которая тоже непосредственно связана с фамилией Салтыковых. Собственно говоря, храм известен столько же, сколько и село (которое от него тоже получило часть своего названия). А нынешнее, каменное здание было выстроено «усердием помещицы Надежды Ивановны Салтыковой» – то есть бабушки писателя. Сохранилось ее на этот счет прошение и первые наброски проектов.

Четырехэтажную колокольню отстроили позже, в 1830-х годах. И в таком виде церковь просуществовала до советских времен, когда ее, понятно, закрыли. Здание использовали под склад.

Ничего удивительного, таким образом, что церковное здание в конце 1980-х приспособили под музей. Правда, скоро ситуация опять поменялась: в начале 1990-х в селе возникла православная община и музею пришлось потесниться.

Выгладит это теперь так: здание просто поделили на два учреждения. Соответственно, две таблички и два входа.

Понятно, что для музея такое урезание пространства означало и уплотнение – а местами и сокращение – экспозиции. Но она, тем не менее, весьма насыщена. Главная ее часть носит название «Пошехонская старина». Что абсолютно не случайно – по сути, в этом произведении Салтыков-Щедрин описал собственную семью и собственных родителей.

Отец, Евграф Василевич Салтыков, получил хорошее образование, знал несколько языков. Служил в коллегии иностранных дел, дослужился до довольно высокого чина коллежского советника (этот гражданский чин был приравнен к военному чину полковника). Годам к сорока вышел в отставку, уехал в имение и женился. На юной особе, мало на него – если верить сыну-писателю – похожей. Но дадим слово самому Михаилу Евграфовичу: «Брак этот был неровен во всех отношениях. Отец был порядочно образован; мать – круглая невежда; отец вовсе не имел практического смысла, мать цепко хваталась за деловую сторону жизни ». Это из «Пошехонской старины, но вполне автобиографично.

А вот и детский портрет нашего героя.

Вообще о салтыковской фамилии и о жизни усадьбы здесь рассказывают много любопытного. Так что весьма стоит не ограничиваться самостоятельным просмотром экспозиции, а и послушать экскурсовода.

Здесь же – раздел, посвященный крестьянскому быту.

Материалы, посвященные деятельности Михаила Салтыкова как государственного чиновника (он, напомню, дослужился до вице-губернатора).

Ранние и поздние издания, прижизненные карикатуры, книжные иллюстрации (кто только Салтыкова-Щедрина не иллюстрировал!).

История многочисленных театральных и кинопостановок по произведениям Салтыкова-Щедрина.

Наконец, даже многочисленные сувениры, которые у нас неизменно выпускают к разнообразным юбилеям – Салтыкова-Щедрина при этом тоже не обошли.

В общем, понятно, что фонды музея обширны, а вот места для экспонирования мало. И – понятно также – встал вопрос о возможном восстановлении усадьбы.

Сама по себе это вещь вполне осуществимая – вспомним хотя бы блоковское .

Есть ли документальная основа для восстановления усадьбы в селе Спас-Угол? Да, сохранились описания и планы, на основе которых стало возможным исполнить макет.

Обнаружились акварели с изображением некоторых усадебных интерьеров.

Известен план усадьбы второй половины XIX века.

Из того, что на нем обозначено, сохранилось, помимо церкви, родовое кладбище Салтыковых (оно известно как минимум с 1611 года).

Эта аллея вела к усадебному дому. Место его тоже выяснено.

И что же? Представьте, когда все музеи жалуются на стесненное положение в связи с кризисом, здесь, в Талдомском районе, всерьез надеются на восстановление усадебного дома.

Во всяком случае, недавно состоялась торжественная закладка камня на месте главного дома усадьбы – в присутствии потомков писателя, местной власти, спонсоров, священнослужителей и даже духового оркестра. Ну, и понятно, жителей села и прочих праздных зевак.

Что ж, планы амбициозные и будем ждать их реализации. Но и сейчас посетить музей Салтыкова-Щедрина интересно. В любой день, кроме понедельника и последней пятницы месяца.

Как добраться: Ориентируемся в любом случае на город Талдом.

Общественным транспортом : до Талдома из Москвы на электричке с Савеловского вокзала или автобусом № 310 от метро Савеловская. Далее из Талдома – местный автобус № 27 до Спас-Угла. Во всех случаях обязательно проверяйте расписание.

На автомобиле : по Дмитровскому шоссе, далее после Дмитрова через А-108 – на шоссе Р-112, мимо поворота на Вербилки до села Квашёнки, где свернуть по указателю направо на Спас-Угол (дополнительный ориентир – полуразрушенная церковь в стиле классицизма).

Ну, и еще: как выяснилось, именно в Талдомском районе расположен известный природный заказник «Журавлиная родина », где останавливаются во время своих перелетов серые журавли. Журавлей удалось повидать, о чем обещаю тоже рассказать в ближайшее время. :)

Через год после Октябрьской революции усадьба Салтыковых в Спас-Угле была конфискована, а потом сгорела. В сельской церкви до 70-х годов хранили семенной картофель.

Главная достопримечательность села Спас-Угол это музей Салтыкова-Щедрина. Музей занимает часть помещения действующей церкви Спас-Преображение (1797 г.).

Рядом установлен памятник писателю. Свои воспоминания о жизни в Спас-Углу Салтыков-Щедрин перенес на страницы своего последнего романа «Пошехонская старина», в котором усадьба называется Малиновцем (хотя село с таким названием существует в 3-х километрах от Спас-Угла).

"Я вырос на лоне крепостного права... Все ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе."

В экспозиции представлены предметы барского и крепостного быта. В музее можно увидеть макеты домов усадьбы Салтыковых в Спас-Угле, а также в селе Заозерье Ярославской области Угличского района (дома не сохранились).

При церкви Спас-Преображение (1797 г.) сохранилось родовое кладбище Салтыковых. Здесь находится могила отца Салтыкова-Щедрина и других родственников писателя. Сам писатель похоронен на Волковом кладбище (Санкт-Петербург), рядом с .

Интересно, что на колокольне церкви в роли колоколов висят газовые баллоны. Дело в том, после революции настоящие колокола сбросили. В 2000-х годах денег на новые колокола не нашлось, поэтому временно повесили газовые баллоны, которые и продолжают там висеть. По крайней мере так было в 2012 году (нет ничего постояннее временного ).

В селе сохранились - родник Иорданка с целебной водой, часть усадебного парка с аллеями и прудами.

Историческая справка

Спас-Угол впервые упоминается в писцовой книге в 1627 году. Название происходит от имени церкви Спаса-Преображения и расположения села на сходе (углу) трёх губерний: Московской, Тверской и Ярославской.

Как добраться

Расположен в 110 км к северу от Москвы (90 км от МКАД).

На автомобиле - по Дмитровскому шоссе, затем повернуть на трассу Р112 и ехать до , затем до Спас-угла.

На электричке - из г. Москвы с Савеловского вокзала до ст. , затем добраться до Спас-угла.

Карта

Изображения

Музей Салтыкова-Щедрина в церкви Спас-Преображение Памятник Салтыкову-Щедрину Схема бывшего поместья Салтыковых Вход в церковь и музей
Музей Салтыкова-Щедрина Юбилейный фарфор, посвященный Салтыкову-Щедрину Макет главного дома поместья Салтыковых в Спас-Угле Могила отца Салтыкова-Щедрина
Газовые баллоны вместо колоколов колокольни церкви Спас-Преображение

Дом-музей М. Е. Салтыкова-Щедрина (Киров, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Музей Салтыкова-Щедрина открылся в 1968 г. В бывшую Вятку писатель был сослан в 1845 г. и провёл здесь семь лет. Он жил в типовом деревянном доме И. Х. Раша, мастера с бумажной фабрики. Это было по столичным меркам довольно тесное и скромное жилище. Но в советские годы его подновили специально для открытия первого в стране дома-музея писателя. В 1997 г. экспозицию реорганизовали, выставив в музее оригинальные предметы 19 века, и сегодня несколько залов наглядно отражают быт тех времён. В первом можно увидеть картины, книги и периодические издания, меблировку и копии документов. Второй представляет собой восстановленную гостиную с предметами интерьера - не оригинальными, но бывшими в использовании в середине 19 века.

В третьем зале показан рабочий кабинет со старинными бюро и креслами, точь-в-точь как в жилище средней руки чиновника. Это основа и ядро музейной экспозиции, которая «нарастала» как раз вокруг мемориального кабинета Щедрина. Увы, оригинальные меблировка и утварь, которой пользовался писатель, не сохранились.

В 1997 г. экспозицию реорганизовали, выставив в музее оригинальные предметы 19 века, и сегодня несколько залов наглядно отражают быт тех времён.

Первоначально после открытия нынешний Дом-музей Щедрина выполнял более широкие функции литературного музея. В 1980 г., когда открылся Музей Грина в Кирове, направление деятельности Музея Щедрина стало более узким. Сегодня ежегодно вместе с областной научной библиотекой музей проводит Салтыковские чтения.

В музее можно узнать не только о вятском периоде жизни писателя, но и о деталях его биографии вообще. Кроме того, здесь уже много лет подряд проходят ежегодные выставки, благодаря которым можно узнать побольше о творчестве вятских писателей.

В музее можно бесплатно фотографировать.

В настоящее время музей является одним из отделений Кировского областного краеведческого музея.

Практическая информация

Адрес: ул. Ленина, 93.

До музея легко добраться от ж/д вокзала троллейбусом № 4, остановка «Филармония».

Время работы: с 10:00 до 18:00 ежедневно, кроме понедельника.

Вход: для взрослых: 100 RUB (с экскурсией 120 RUB), для дошкольников и инвалидов: 50 RUB (с экскурсией 60 RUB), для школьников, студентов и пенсионеров: 60 RUB (с экскурсией 80 RUB).

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Музей расположен в родовом поместье Салтыковых, на родине писателя Салтыкова-Щедрина, в селе Спас-Угол Московской области, и был открыт 27 июля 1986 г. Экспозиция «Пошехонская старина» развернута в единственном из сохранившихся памятников архитектуры XVIII в. — церкви Спас-Преображение (1797 г.). Спас-Угол — старинное русское село, ранее принадлежавшее Тверской губернии, теперь находится в Талдомском районе Московской области. Впервые упоминается в писцовой книге в 1627 году.

М. Е. Салтыков жил в Ермолине в 50-е годы, а детство его прошло в селе Спас-Угол, затерявшемся в лесной глуши, «совсем где-то в углу, среди болот и лесов», вследствие чего жители его по-простонародному назывались «заугольниками» и «лягушатниками», как говорится в «Пошехонской старине». Представленное в этой хронике поместье Затрапезных Малиновец как раз и выглядит как вотчина Салтыковых — село Спасское, что оказалось в углу уезда и губернии одновременно. Малиновцем называлась одна из близлежащих деревень, возникшая на том месте, где был богатый малинник в лесу. «Лягушатниками» называли жителей салтыковского поместья у реки Жабни. «Текучей воды было мало. Только одна река Перла, да и то неважная»,- пишет Салтыков-Щедрин, переименовывая Нерль, а Вьюшку обозначая Юлой в «Пошехонской старине».

Упоминает он и пруд, где водились большие караси, имея в виду действительное озеро Золотая вешка в деревне Бревново, и стекольные заводы, «которые в немного лет без толку истребили громадную площадь лесов». Подобная история произошла на самом деле с арендованными матерью писателя у князей Волконских заводами.

Все земли, примыкавшие к селу Спас-Угол, после революции принадлежали крупному птицеводческому совхозу. В восьмидесятых годах Совхоз «Спутник» был единственный в районе, где работала экспериментальная бригада, чей труд оценивается по конечному результату. На центральной площади благоустроенного современного села были выстроены новые дома, в здании сельсовета размещалась библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина и небольшой музей.

Спасо-Преображенская церковь — памятник конца XVIII века, в котором смешались классицизм и барокко. С ней была тесно связана вся жизнь семьи Салтыковых, крестили здесь и Михаила Евграфовича, впоследствии ставшего яростным противником религиозного ханжества (писателю, например, доводилось видеть скандалы набожного отца с крепостным попом и репетицию похорон своего папеньки). На Спасо-Преображенском кладбище находится усыпальница Салтыковых: могила деда писателя — поручика лейб-гвардии Семеновского полка, возвысившего род Салтыковых при Екатерине II, отца сатирика, ставшего прототипом старика Головлева в «Господах Головлевых», Василия Порфирьевича Затрапезного в «Пошехонской старине» и Игнатия Кузьмича Кро-шина в «Противоречиях», а также младшего брата Михаила Евграфовича — Дмитрия, воплотившегося на страницах «Господ Головлевых» в Иудушке — образе, в котором заклеймены ханжество и предательство.

От усадьбы сохранился лишь частично сад. Въезд в нее украшали некогда белые ворота, от них к дому вели две аллеи, просматривающиеся и сейчас. Дом, где родился писатель,- большая беспорядочная постройка в два этажа с мезонином и двумя террасами, воздвигнутая, как иронически замечал Салтыков-Щедрин, по правилам «ярославской архитектуры», — сгорел в 1919 году. В нижнем, полуподвальном этаже размещались кладовые, мастерские и жили некоторые дворовые. Остальные два этажа занимали господа и комнатная прислуга. Вокруг дома располагались флигеля, хозяйственные постройки, затем шли парк, сад, оранжереи и теплицы, а далее — каскад прудов. Вспоминая о своем детстве здесь, Салтыков-Щедрин говорил: «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем. Детство и молодые годы мои были свидетелями самого разгара крепостничества».

С окраины парка открывается вид на деревню. Построена она, в основном после войны, но расположилась там же, где находилась во времена Салтыкова-Щедрина. Крестьянский вопрос был решен в России лишь спустя 29 лет после смерти писателя. Когда в стране началась массовая коллективизация, в Спас-Угле организовали сельхозартель, которой по решению местных крестьян, присвоили имя великого земляка. В память о писателе на территории усадьбы, в парке напротив школы, открыт памятник (скульптор Л. А. Бернштам).

Со Спас-Углом связано еще одно имя. В конце лета 1887 года тут приземлился воздушный шар Д. И. Менделеева, взлетевшего в Клину для наблюдения солнечного затмения. Ученого радушно принял племянник писателя — новый владелец Спас-Угла В. Д. Салтыков.

…Снова по обе стороны дороги разворачивается пошехонский ландшафт — обширные поля, заболоченные низины, редкие перелески, сменяющиеся серыми труднопроходимыми лесами. Когда-то земли, лежащие по берегам Шехоны — так называли в старину Шексну,- именовали «Пошехонье». Это слово с давних пор стало нарицательным, обозначая захолустье, дикость, а пошехонцы сделались героями анекдотов о темноте человеческой. В Петербурге даже вышла книга «Анекдоты, или Веселые похождения старинных пошехонцев», которые-де с высокой ели пытались московские диковинки разглядеть, а другой раз толокном реку замесили.

«Прошу читателей,- писал Салтыков-Щедрин,- не принимать Пошехонья буквально. Я разумею под этим названием вообще местность, аборигены которой, по меткому выражению русских присловий, в трех соснах заблудиться способны». Роман «Пошехонская старина» навсегда останется лучшим путеводителем по окрестностям Талдома.

Город Вятка издавно был известен, как место содержания ссыльных людей. Среди отбывавших в разные годы ссылку, в Вятке жили архитектор Ал.Витберг, просветитель и издатель Флорентий Павленков, писатели Владимир Короленко и Михаил Салтыков-Щедрин.

В 1968 году в Вятке открылся литературный музей с мемориальным кабинетом писателя Михаила Салтыкова-Щедрина. Несколькими годами позже он получил статус дома-музея и стал первым музеем писателя.

Русский писатель, сатирик Салтыков-Щедрин находился в ссылке в Вятке с мая 1848 по декабрь 1855 года. Михаил Евграфович снимал дом, со всеми надворными постройками у мастера Медянской бумажной фабрики Иоганна Христиана Раша, баварского подданного, принявшего российское подданство.
В доме всего пять жилых помещений, расположенных анфиладой: столовая, гостиная, кабинет, спальня, людская. Планировка сохранилась в том виде, в каком она была во времена ссылки писателя.

Надворные настройки были восстановлены в 1982 году. Территория усадьбы обнесена высоким забором. От ворот к зданию гости музея проходят по деревянному настилу.

Среди восстановленных построек колодец, украшенный резьбой.

Такая же резьба украшает наличники флигеля.

Во флигеле расположен небольшая экспозиция посвященная деревянному зодчеству старой Вятки и резьбе по дереву.

Основу постоянной экспозиции, открытой в 1997 году, составляют подлинные предметы XIX века. Их по крупицам собирали сотрудники музея - из архивов губернского правления и вятских знакомых писателя, выкупали у частных владельцев. В музее представлены редкие собрания книг и документов, фотографии, журналы и газеты того времени.

В столовой расставлена мебель, воссоздающая обстановку дворянского быта. Письменный стол, стул с высокой резной спинкой, кожаный диван, этажерка.

В комнате, где находился кабинет писателя, воссоздана обстановка, характерная для квартиры чиновника середины XIX века. Стол-секретер и кресло занимают центральное место в кабинете.

Главная комната дома -гостиная служила Салтыкову-Щедрину для приема гостей. Пианино с клавишами из слоновой кости - возможно именно на нем музицировала жена вятского губернатора Наталья Середа. В городе ходили слухи о ее связи с писателем.

В комнате, которая когда-то была спальней писателя, представлены произведения писателя на разных языках народов мира, скульптурный портрет работы К.Коциенко и В.Бондарева, изделия мастеров дымковской игрушки.

Восьмилетнее пребывание Михаила Салтыкова-Щедрина в Вятке позволили ему собрать богатейший материал, который впоследствии лег в основу "Губернских очерков".

"О провинция! Ты растлеваешь людей, ты истребляешь всякую самодеятельность ума, охлаждаешь порывы сердца. уничтожаешь все, даже самую способность желать!... Какая возможность развиваться, когда горизонт мышления так обидно суживается, какая возможность мыслить, когда кругом нет ничего вызывающего на мысль? Да, жалко, поистине жалко положение молодого человека, заброшенного в провинцию! Незаметно, мало-помалу, погружается он в тину мелочей и, увлекаясь легкостью этой жизни, которая не имеет ни вчерашнего, ни завтрашнего дня, сам бессознательно делается молчаливым поборником ее. А там подкрадывается матушка-лень и так крепко сожмет в своих объятьях новобранца, что и очнуться некогда. Посмотришь кругом: ведь живут же добрые люди, и живут весело - ну, и сам станешь жить весело."

М.Е.Салтыков-Щедрин "Губернские очерки"