Сообщение про жак ив кусто небольшой. Интересные факты из жизни Жак-Ива Кусто (1 фото). Навсегда в Монако

Жак-Ив Кусто́ (фр. Jacques-Yves Cousteau ; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция - 25 июня 1997, Париж, Франция) - знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор Ордена Почётного легиона. Известен как (фр. Commandant Cousteau ).

Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг.

Биография Ранние годы

Жак-Ив Кусто родился в небольшом городке Сент-Андре-де-Кюбзак винодельческого региона Бордо, в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто. Даниэль Кусто был юристом, и семья много путешествовала. Сын стал интересоваться водой в раннем возрасте. В 7 лет он стал страдать хроническим энтеритом, поэтому семейный врач не рекомендовал большие нагрузки. Из-за болезни Кусто стал очень тощим. Во время Первой мировой войны Даниэл Кусто стал безработным, но после войны он снова нашёл работу в компании американца Евгения Хиггинса. Ему пришлось много путешествовать, братья Пьер-Антуан и Жак-Ив учились в школе. Большую часть года они жили в школе-интернате. Кусто рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море. В 1920 году Евгений Хиггинс вернулся в Нью-Йорк, семейство Кусто последовало за ним. Жак-Ив и Пьер-Антуан стали учиться в школе в США и научились бегло говорить на английском языке. Там же, во время семейного отдыха в штате Вермонт, братья совершили свои первые погружения. В 1922 году Хиггинс и Семья Кусто вернулись во Францию. В США Жак-Ив заинтересовался механикой и дизайном. Во Франции он построил автомобиль с батарейным питанием. Это увлечение помогло ему в его работе в дальнейшем. На сэкономленные и заработанные деньги Кусто купил себе свою первую кинокамеру.

Хотя Жак-Ив интересовался многими вещами, учёба ему не давалась. Спустя некоторое время родители решили отправить его в специальный интернат, который он закончил с отличием.

Армия

В 1930 году он поступил в Брестское военно-морское училище. Он был двадцать вторым, мало того, группа, в которой он учился, первой ушла в кругосветное плавание на корабле «Жанна д’Арк». Военную академию он закончил в чине прапорщика, по распределению был отправлен на военно-морскую базу в Шанхай, также побывал в СССР, где много фотографировал, но почти все материалы были изъяты. Кусто решил пойти в Академию морской авиации, его манило небо, но после автомобильной аварии на горной дороге от авиации пришлось отказаться. Кусто сломал несколько рёбер и пальцы на левой руке, повредил лёгкие, и у него парализовало правую руку. Курс реабилитации проходил восемь месяцев. Для восстановления в 1936 году поступил инструктором на крейсер «Сюфрен», приписанный к порту Тулон. Однажды он пошёл в магазин и увидел очки для подводного плавания. Нырнув в них, он понял, что отныне жизнь его безраздельно принадлежит подводному царству.

* Плавучая лаборатория Кусто на буксире у "Калипсо", 1964 год

Этапы

В 1937 году женился на Симоне Мельхиор, которая родила ему двух сыновей, Жан-Мишель (1938) и Филипп (1940-1979, погиб в авиакатастрофе «Каталины»). Во Второй мировой войне участник французского движения сопротивления.

С начала 1950-х годов Кусто вёл океанографические исследования с помощью судна «Калипсо» (Списанный минный тральщик Британских Королевских ВМС). Признание пришло к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия» в 1953 году, написанной в соавторстве с Фредериком Дюма. Фильм, снятый по мотивам книги, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь».

В 1957 Кусто был назначен директором Океанографического музея Монако. В 1973 он основал некоммерческое «Общество Кусто» по охране морской среды.

В 1991 году, через год после смерти супруги Симоны от рака, он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1979) и сын Пьер (1981), рождённые до женитьбы.

Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

* Жак-Ив Кусто готовится протестировать новый акваланг, 1965 год

Морские исследования

Согласно его первой книге, «В мире безмолвия» , Кусто начал погружаться в воду, используя маску, трубку и ласты, вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Талье в 1938 году. В 1943 году он испытал первый прототип акваланга, разработанный им совместно с Эмилем Ганьяном. Это впервые позволило проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало улучшению современных знаний о подводном мире. Кусто стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему.

Биология

До того как стало известно о способности морских свиней к эхолокации, Кусто предположил возможность её существования. В своей первой книге, «В мире безмолвия» он сообщил, что его исследовательское судно «Élie Monier» движется к Гибралтарскому проливу и заметил группу свиней, следующих за ними. Кусто изменил курс судна на несколько градусов от оптимального, и свиньи некоторое время следовали за кораблём, а затем поплыли к центру пролива. Было очевидно, что они знали, где лежит оптимальный курс, даже если люди не знали. Кусто сделал вывод о том, что китообразные имеют что-то вроде сонара, бывшего в то время относительно новым элементом на подводных лодках. Он оказался прав.

Наследие

Кусто любил называть себя «океанографическим техником». Он был, в действительности, выдающимся шоумэном, педагогом и любителем природы. Его работа для многих людей открыла «голубой континент».

Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Так называемый «дивульгационизм», простой способ обмена научными концепциями, начал вскоре использоваться и в других дисциплинах и стал одним из наиболее важных характеристик современного телевещания.

В 1950 году он арендовал корабль «Калипсо» у Томаса Лоэла Гиннесса за символический один франк в год. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съёмок.

С 1957 года был директором Океанографического музея Монако.

В мае 1985 года команда Кусто обзавелась еще одним судном. Это двухмачтовая яхта «Алсион» (Alcyone) с экспериментальным турбопарусом, использующим для получения тяги эффект Магнуса.

Кусто скончался 25 июня 1997 года. Общество Кусто и его французский партнёр «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня.

В последние свои годы, после второй женитьбы, Кусто стал участвовать в правовой битве со своим сыном Жаном-Мишелем за использование имени Кусто . По распоряжению суда Жану-Мишелю Кусто было запрещено вносить путаницу между его профессиональным бизнесом и некоммерческими начинаниями его отца.

В Санкт-Петербурге именем Кусто была названа школа № 4 с углублённым изучением французского языка.

* Жак-Ив Кусто на борту "Калипсо", 1979 год

Слухи о принятии ислама

Несмотря на слухи, первоначально опубликованные в ряде исламских СМИ, есть очевидные свидетельства того, что Кусто никогда не принимал ислам и был похоронен по христианскому обряду на католическом кладбище. В официальном письме Фонда Кусто говорится: «Мы совершенно точно утверждаем, что Командир Кусто не становился магометанином и курсирующие слухи не имеют никакого основания» .

Награды
  • Командор ордена Почётного легиона
  • Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»
  • Военный крест 1939-1945
  • Офицер ордена Морских заслуг
  • Командор ордена искусств и литературы
Избранная библиография
  • The Silent World (1953; совм. с Фредериком Дюма).
  • The Living Sea (1963; совм. с Джемсом Дагеном).
  • World Without Sun (1965).
  • The Shark: Splendid Savage of the Sea (1970; совм. с Филиппом Кусто).
  • La vie et la mort des Coraux (1971; совм. с Филиппом Диоле).
  • Mighty monarch of sea (1972; совм. с Филиппом Диоле).
  • Dolphins (1975).
  • La vie au bout du monde (1979; совм. с Ивом Паккале).
  • Jacques Cousteau’s Amazon Journey (1984; совм. с Моуз Ричардс).
  • Jacques Cousteau: The Ocean World (1985)
Переводы на русский язык
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия. Сокр. пер. с англ. - М.: «Молодая гвардия», 1957. - 221 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф., Даген Дж. В мире безмолвия; Живое море. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1966. - 462 с.
  • Кусто Ж.-И. Мир без солнца. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967. - 96 с.
  • Кусто Ж.-И. «Калипсо» и кораллы. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1974. - 63 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн. Подводные исследования Ж.-И. Кусто. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1974. - 191 с.
  • Кусто Ж.-И. Жизнь и смерть кораллов. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1975. - 176 с.
  • Кусто Ж.-И, Диоле Ф. Затонувшие сокровища. Сокр. пер. с франц. - М.: «Прогресс», 1975. - 206 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1976. - 429 с.
  • Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Подводные исследования Ж.-И. Кусто. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1977. - 186 с.
  • Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Очерки об обитателях подводного мира. Осьминоги и кальмары. Пер. с англ. - М.: «Знание», 1980. - 48 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Сюрпризы моря. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1982. - 302 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Лососи, бобры, каланы. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1983. - 285 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. Жизнь на краю земли. Патагония, Огненная Земля, архипелаг южночилийских островов. Пер. с франц. - Л.: Гидрометеоиздат, 1984. - 302 с.
  • Кусто Ж.-И., Паккале И. В поисках Атлантиды. Пер. с франц.; В. Щербаков. Золотой чертог Посейдона. - М.: «Мысль», 1986. - 319 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Блистательный пират; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин. Пер. с англ. - М.: «Мысль», 1996. - 350 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Армада», 1997. - 475 с (Переиздание: Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «Армада-пресс», 2002. - 475 с.)
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. - М.: «Армада», 1997. - 410 с (Переиздание: Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Чтобы не было в море тайн; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. - М.: «Армада-пресс», 2002. - 410 с.)
  • Кусто Ж.-И. Мир без солнца; Кусто Ж.-И, Диоле Ф. Затонувшие сокровища. Пер. с франц. - М.: «Армада», 1998. - 362 с.
  • Кусто Ж.-И., Дюма Ф. В мире безмолвия; Кусто Ж.-И., Даген Дж. Живое море. Пер. с англ. - М.: «АСТ», «Астрель», 2003. - 527 с.
  • Кусто Ж.-И., Кусто Ф. Блистательный варвар морей; Кусто Ж.-И., Диоле Ф. Могучий властелин морей. Пер. с англ. Л. Жданова, 2003. - 381 с.

Жизнь легендарного французского исследователя океана состоит из невероятных амплитуд: Жак-Ив Кусто то поднимался на вершину успеха и любви аудитории, то оказывался сброшен обратно к безденежью и непониманию. Первую половину жизни преодолевать этот путь ему помогала первая жена — Симона Кусто, в девичестве Мельхиор. Если бы не она, вряд ли мир узнал бы о легендарном «Калипсо» и его капитане.

Авария

Семья адвоката Даниэля Кусто много путешествовала. Двое его сыновей обожали плавать и играть в воде, а у родителей была возможность обеспечить им такой досуг. Особенно увлекся младший: скоро он стал совершать короткие погружения, а получив свои первые очки для подводного плавания, понял, чему посвятит жизнь.

Мальчика звали Жак-Ив Кусто.

Окончив военно-морскую академию, он хотел освоить еще и морскую авиацию, но судьба жестоко дала понять: две стихии для него — это слишком. Управляя автомобилем на горном серпантине, Кусто попал в аварию и получил серьезные травмы. Правую руку парализовало — и от идеи управлять самолетом пришлось отказаться.

Будущее, еще недавно манившее множеством возможностей, теперь сузилось до рамок реабилитации, которую Жак-Ив должен был пройти, если хотел снова вернуться в море. И здесь ему впервые пришла на помощь Симона Мельхиор.

С этой дочерью адмирала они общались уже несколько месяцев. Кусто не скрывал, что влюблен, и надеялся на взаимность, но авария спутала все планы — захочет ли Симона быть рядом с калекой?

Она захотела. Симона приходила каждый день и они подолгу гуляли, разговаривая и мечтая. Кусто позднее признавался, что именно тогда размытые мечты о море превратились в цель. В 1937 году они поженились, и Жак-Ив стал работать над своим первым и самым важным изобретением — аквалангом.

Поддержка Симоны

Механика и конструирование тоже входили в число увлечений Кусто. В юности он сам собрал машинку с двигателем, работающим от батарейки. Восстанавливаясь после аварии, Жак-Ив много плавал и погружался в воду, но долго продержаться там не мог — и стал думать, как это исправить.

В 1943 году он представил первый прототип современного акваланга. Изобретение занимало все его время и деньги. Но Симона предоставила мужу полную свободу, взяв на себя заботы о доме и двух сыновьях. Когда о Жаке-Иве Кусто заговорили как о изобретателе, он стал искать спонсоров для дальнейших исследований моря.

К концу 40-х Кусто смог увлечь своими идеями ирландского миллионера Томаса Лоела Гиннеса. Тот купил для него бывший британский минный тральщик «Калипсо» и согласился сдавать его в аренду за символическую плату — 1 франк в год. Кусто оставалось лишь нанять команду, переделать корабль в исследовательское судно и выйти в море — но на все это нужны были деньги.

Вновь на помощь пришла Симона. Она продала все свои фамильные драгоценности и не переставала уверять мужа, что он на правильном пути. Когда «Калипсо» был готов к отплытию, Жак-Ив решил, что именно она должна первой ступить на его палубу.

Мировой успех


Всего за три года Кусто оправдал доверие супруги. Первый же фильм, снятый на борту «Калипсо» («В мире безмолвия») получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Одну за другой он выпускал книги и продолжал снимать то, что любил больше всего на свете — подводный мир.

Но такая работа требовала постоянных денежных вливаний — на зарплату команде, топливо для корабля, новую современную технику. Кусто все меньше времени проводил в океане и все больше — в поездках к потенциальным спонсорам. Роль неофициального капитана — или, как ее называли матросы «Пастушки» «Калипсо» — отошла к Симоне.

Жак-Ив прилетал ненадолго, снимался в самых кульминационных сценах своей «Одиссеи» и снова улетал. В семье начался разлад.

Стюардесса


Во время очередного перелета Кусто познакомился со стюардессой по имени Франсин. Девушка младше его на 30 лет, но он в прекрасной физической форме и к тому же знаменитость — и роман не заставил себя долго ждать.

Симона и дети ничего не знали. У старшего сына Жана-Мишеля отношения с отцом не сложились — тот разочаровал Кусто, выбрав профессию архитектора. Все надежды капитан возлагал на младшего Филиппа, который много времени проводил на борту «Калипсо» и наравне с остальными участвовал в подводных съемках.

В 1979 году Филипп управлял морским бомбардировщиком «Каталина» и не сумел посадить его на воду. Оторвавшийся двигатель пробил кабину пилота — тело Филиппа так и не нашли. Едва оправившись после смерти сына, Симона получила новый удар: Кусто признался в своей связи с Франсин.

Разводиться он не собирался: изредка появляясь в обществе в сопровождении любовницы, он представлял ее как свою племянницу. Симона попросила у мужа только одно: позволить ей и дальше жить на «Калипсо». За долгие годы плавания судно стало ей домом, а его команда — настоящей семьей. Кусто согласился.

В год смерти Филиппа Франсин родила ему дочь Диану, а еще через два года на свет появился сын Пьер.

Война наследников


Жак-Ив Кусто и Франсин поженились через несколько месяцев после того, как Симона скончалась от рака в 1991 году. Ему был 81 год, ей 36 — и она изрядно устала от своего подпольного положения. Франсин настояла на том, чтобы запретить старшему сыну Кусто использовать его фамилию в коммерческих целях — и отношения Жана-Мишеля с отцом разладились окончательно.

Печальная судьба постигла и «Калипсо» — в 1996 году ее протаранила баржа, и судно затонуло.

«Из-за огромной пробоины судно опустилось на дно причала. Местные рабочие подготовили смету ремонтных работ, но Франсин ее не утвердила», — вспоминал главный механик корабля Жан-Мари Франс.

Кусто пережил свой корабль ровно на год — он скончался в 1997-м от инфаркта миокарда. Долгие годы после его смерти Франсин то собиралась ремонтировать «Калипсо», то отказывалась от этой нерентабельной идеи. Многие из ближнего окружения Кусто считали, что это своеобразная месть кораблю, который был домом для первой жены капитана.

В биографии Кусто в 1930 году была окончена морская школа, после чего он недолгое время служил мичманом. Покинув военно-морское обучение из-за травм, поселился в Тулоне. Затем Жак-Ив всерьез заинтересовался нырянием, поскольку часто выходил в Средиземное море. Экипировавшись скафандром вместе с аквалангом (автономный вид такого скафандра изобрели Кусто вместе с Э. Ганьяном), Кусто стал погружаться в воду на 90 м.

Также Жаком-Ивом Кусто были открыты многие приборы, принадлежности, техника для ныряния. Например, камера для подводных съемок, подводные лампы, видеокамеры. На подводной лодке «Калипсо» Кусто вместе с командой опускались на глубину 7250 м. Заснятые им документальные фильмы долгое время транслировались на телевидении разных стран.

Путешественником по морским глубинам была написана книга «В мире безмолвия» (1953, вместе с Ф. Дюма), по ее мотивам снят фильм (в 1956 лента удостоена награды «Оскар»). В 1957 году Кусто возглавил Океанологический музей, при этом не оставляя подводных экспедиций. В 1973 им было основано общество по охране морской среды, поскольку Кусто очень тревожило уничтожение экосистем в различных регионах мира. За свою биографию Жак-Ив-Кусто получил множество премий, наград.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Этот рассказ о человеке, жизнь которого вышла за рамки обыденного, она была предрешена на нечто более значительное.

Этот рассказ о французском исследователе Жаке-Иве Кусто. Он изучал моря и океаны путем непосредственного погружения в подводный мир. Кусто наблюдал, исследовал и рассказывал людям о диковинах и красотах подводного царства.

Жак-Ив Кусто родился в начале XX века, 11 июня 1910 года, в небольшом французском городке Сен-Андре-де-Кубзак. Так как работа его отца, Даниэля, требовала постоянных разъездов, Жак-Ив с детства полюбил путешествия. Он увлекался спортом, занимался регби, так же, как и его старший брат Пьер-Антуан. Жак-Ив рано научился плавать, ему так понравилось это занятие, что впоследствии без водной стихии он себя уже не представлял. Образование будущий знаменитый исследователь морей и океанов получил в Морской школе.

Был в жизни Жака-Ива Кусто период, когда он увлекся небом, но судьба его сложилась так, что он стал работать в мире без солнца, под водой.

Чем знаменит Жак-Ив Кусто? Кто же он всё-таки такой?

— французский океанограф, взявший у ирландского миллионера Томаса Лоэла Гиннесса в аренду корабль. Кусто переделал его в научно-исследовательское судно, наполнил оборудованием для погружений и исследований и занялся изучением Мирового океана.

— талантливый организатор, собравший команду из 12 человек, 10 из которых были исследователи, бороздившие все моря и океаны мира,

— ученый, исследователь флоры и фауны подводного мира, человек, подробно описавший жизнь и поведение жителей морских глубин – лангустов, акул, мероу, черепах, а также птиц — пеликанов, чаек, олушей, фрегатов и многих других,

— режиссер, сценарист, создатель фильмов о море (самый известный фильм — «Мир тишины»), обладатель Оскара и Золотой пальмовой ветви за картины о море,

— романтик, знаток моря,

— борец за экологию, за чистую воду и прозрачный воздух, противник варварского уничтожения животных, сторонник мысли о необходимости личной ответственности в деле сохранения многообразия жизни,

— конструктор, создающий и испытывающий маски, очки, ласты, акваланги, автономные подводные аппараты, а также разработчик подводного батискафа, подводной телевизионной системы,

— писатель, чьи книги издавались огромными тиражами. Книги Кусто переведены на десятки языков мира (двадцатитомная «Энциклопедия океанов», «Сюрпризы моря», «Жизнь на краю земли», «В мире безмолвия», «Могучий властелин морей» и др.)

Кусто донес до нас информацию о подводных мирах так, как никто другой. Он с любовью описывал морские чудеса и с негодованием рассказывал о фактах хищнической ловли и охоты.

За что мы ценим великого океанографа Кусто?

— за то, что он не просто глубокий исследователь морей и океанов, но и замечательный популяризатор красот, сюрпризов и чудес подводного царства (он создал 120 фильмов, написал 50 книг),

— за то, что он – блестящий фотограф и мы, благодаря этому факту, можем любоваться отличными снимками океанических глубин,

— за то, что он неутомимый экспериментатор. Те технические новинки, к которым Кусто имел самое прямое отношение, произвели настоящую революцию в изучении морей и океанов. Кусто сразу понял, что без инновационных технических средств изучение Мирового океана невозможно,

— за то, что он всесторонне изучал нашу голубую планету Земля,

— за то, что он был смелым, увлекающимся человеком, с пытливым разумом и добрым сердцем.

Кусто жил и дышал морем. Его жизнь была сплошным морским путешествием. Он умел удивляться сам и удивлял других.

Жак-Ив Кусто́ (фр. Jacques-Yves Cousteau ; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция - 25 июня 1997, Париж, Франция) - знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Известен как Капитан Кусто (фр. Commandant Cousteau ).

Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг.

Ранние годы

Жак-Ив Кусто родился в небольшом городке Сент-Андре-де-Кюбзак винодельческого региона Бордо, в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто. Его отец Даниэль Кусто (23 окт. 1878-1969) был вторым ребёнком из четырёх детей нотариуса из Сент-Андре-де-Кюбзак, при рождении записанным под двойным именем Пьер-Даниэль. Зажиточный нотариус сумел дать сыну хорошее воспитание и образование. Даниэль изучал право в Париже, став самым молодым доктором права во Франции. Работал в США частным секретарём богатого предпринимателя и франкофила Джеймса Хазена Хайда (англ.). Женился на Элизабет Дюрантон (Duranthon; род. 21 нояб. 1878), дочери фармацевта из его родного городка; семья обосновалась в 17-м округе Парижа по адресу 12, проулок Дуази (фр.). 18 марта 1906 года у них родился первенец Пьер-Антуан. Четыре года спустя в доме деда в Сент-Андре-де-Кюбзак родился Жак-Ив. Семья Даниэля много путешествовала. Жак-Ив стал интересоваться водой в раннем возрасте. В 7 лет ему поставили диагноз - хронический энтерит, поэтому семейный врач не рекомендовал большие нагрузки. Из-за болезни Кусто стал очень тощим. Во время Первой мировой войны Даниэль Кусто стал безработным, но после войны он снова нашёл работу в компании американца Юджина Хиггинса (англ.). Ему пришлось много разъезжать по делам, его сыновья учились в школе и большую часть года проводили в школе-интернате. Кусто рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море.

В 1920 году Юджин Хиггинс вернулся в Нью-Йорк, семейство Кусто последовало за ним. Жак-Ив и Пьер-Антуан стали учиться в школе в США и научились бегло говорить по-английски. Там же, во время семейного отдыха в штате Вермонт, братья совершили свои первые погружения. В 1922 году Хиггинс и Семья Кусто вернулись во Францию. В США Жак-Ив заинтересовался механикой и дизайном. Во Франции он построил автомобиль с батарейным питанием. Это увлечение помогло ему в его работе в дальнейшем. На сэкономленные и заработанные деньги Кусто купил себе свою первую кинокамеру.

Хотя Жак-Ив интересовался многими вещами, учёба ему не давалась. Спустя некоторое время родители решили отправить его в специальный интернат, который он закончил с отличием.

Воинская служба

В 1930 году он поступил в военно-морскую академию. Он был двадцать вторым, мало того, группа, в которой он учился, первой ушла в кругосветное плавание на корабле «Жанна дʼАрк». Военную академию он закончил в чине прапорщика, по распределению был отправлен на военно-морскую базу в Шанхай, также побывал в СССР, где много фотографировал, но почти все материалы были изъяты. Кусто решил пойти в Академию морской авиации, его манило небо, но после автомобильной аварии на горной дороге от авиации пришлось отказаться. Кусто сломал несколько рёбер и пальцы на левой руке, повредил лёгкие, и у него парализовало правую руку. Курс реабилитации проходил восемь месяцев. Для восстановления в 1936 году поступил инструктором на крейсер «Сюфрен», приписанный к порту Тулон. Однажды он пошёл в магазин и увидел очки для подводного плавания. Нырнув с ними, он понял, что отныне жизнь его безраздельно принадлежит подводному царству!

Этапы

В 1937 году женился на Симоне Мельхиор, которая родила ему двух сыновей, Жан-Мишель (1938) и Филипп (1940-1979, погиб в авиакатастрофе «Каталины»). Во время Второй мировой войны - участник французского движения сопротивления .

С начала 1950-х годов Кусто вёл океанографические исследования с помощью судна «Калипсо» (Списанный минный тральщик Британских Королевских ВМС). Признание пришло к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия» в 1953 году, написанной в соавторстве с Фредериком Дюма. Фильм, снятый по мотивам книги, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь».

В 1957 Кусто был назначен директором Океанографического музея Монако. В 1973 он основал некоммерческое «Общество Кусто» по охране морской среды.

В 1991 году, через год после смерти супруги Симоны от рака, он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1979) и сын Пьер (1981), рождённые до женитьбы.

Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Морские исследования

Согласно его первой книге, «В мире безмолвия» , Кусто начал погружаться в воду, используя маску, трубку и ласты, вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Талье в 1938 году. В 1943 году он испытал первый прототип акваланга, разработанный им совместно с Эмилем Ганьяном. Это впервые позволило проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало улучшению современных знаний о подводном мире. Кусто стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему.

Биология

До того как стало известно о способности морских свиней к эхолокации, Кусто предположил возможность её существования. В своей первой книге, «В мире безмолвия» он сообщил, что его исследовательское судно «Élie Monier» движется к Гибралтарскому проливу и заметил группу свиней, следующих за ними. Кусто изменил курс судна на несколько градусов от оптимального, и свиньи некоторое время следовали за кораблём, а затем поплыли к центру пролива. Было очевидно, что они знали, где лежит оптимальный курс, даже если люди не знали. Кусто сделал вывод о том, что китообразные имеют что-то вроде сонара, бывшего в то время относительно новым элементом на подводных лодках. Он оказался прав.

Наследие

Кусто любил называть себя «океанографическим техником». Он был, в действительности, выдающимся педагогом и любителем природы. Его работа для многих людей открыла «голубой континент».

Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Так называемый «дивульгационизм», простой способ обмена научными концепциями, начал вскоре использоваться и в других дисциплинах и стал одним из наиболее важных характеристик современного телевещания.

В 1950 году он арендовал корабль «Калипсо» у Томаса Лоэла Гиннесса за символический один франк в год. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съёмок.

С 1957 года был директором Океанографического музея Монако.

В мае 1985 года команда Кусто обзавелась ещё одним судном. Это двухмачтовая яхта «Алсион» (Alcyone) с экспериментальным турбопарусом, использующим для получения тяги эффект Магнуса.

Кусто скончался 25 июня 1997 года. Общество Кусто и его французский партнёр «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня.

В последние свои годы, после второй женитьбы, Кусто стал участвовать в правовой битве со своим сыном Жаном-Мишелем за использование имени Кусто . По распоряжению суда Жану-Мишелю Кусто было запрещено вносить путаницу между его профессиональным бизнесом и некоммерческими начинаниями его отца.

В Санкт-Петербурге именем Кусто была названа школа № 4 с углублённым изучением французского языка.

Награды

Командор ордена Почётного легиона

Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»

Военный крест 1939-1945

Офицер ордена Морских заслуг

Командор ордена искусств и литературы

Медаль Говарда Поттса (1970)

Медаль прогресса (Фотографическое общество Америки) (1977)

Президентская медаль Свободы (1985)