Сообщение о адаме и еве. Путеводитель по библии. Созданная из ребра и послушная

Был ли первый человек совершенным без Евы? Исследовал тему архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор Киевской духовной академии.

Священное Писание повествует о сотворении Евы из ребра Адама. Этот рассказ следует понимать не в буквальном значении творения «из ребра» как кости. Само еврейское слово sela имеет много значений, в том числе и ребро, и грань, и сторону. То есть употребление этого слова следует рассматривать как указание на глубинную связь Евы с Адамом. Ева не творится так, как Адам, в нее отдельно не входит «дыхание жизни» (Быт. 2:7), она происходит из уже существующего человека Адама, с которым навсегда связана как с источником. Сам Адам, видя Еву, опознает ее как обладающую его природой: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:23).

Первый человек Адам был создан совершенным, и тем не менее в Писании повествуется, что Бог создал Адаму Еву. Интересно указание причины творения Евы: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).

Это библейское «не хорошо» не следует рассматривать как свидетельство какого-то несовершенства Адама, которое могло быть ликвидировано только творением Евы. Первый человек создан совершенным и не нуждался в усовершенствовании своей природы.

В богословской литературе присутствует несколько вариантов ответа на вопрос о причине создания Евы.

Один из них базируется на том, что человек создан не просто по образу Божьему, но по образу Бога-Троицы. Соответственно, это приводит к заключению, что Адам в одиночку не может в полной мере быть образом Троицы. «Бог сотворил не одного человека, не одинокую самозамкнутую монаду, единицу, а “мужчину и женщину”, которым повелел “плодиться и размножаться” (см.: Быт. 1:27–28). Как Бог Един в трёх Ипостасях, так и человек создаётся как существо многоипостасное», – пишет митрополит Иларион. Такой подход позволяет говорить о том, что человек в отношениях с другим человеком реализует себя как личность.

Святитель Григорий Нисский полагает, что Адам, Ева и их ребенок представляют образ Троицы и таким образом реализуют не только совершенства природы, но и совершенство личностных отношений, построенных по образу отношений Ипостасей Святой Троицы. Владимир Лосский пишет: «Как в Боге личное начало требует, чтобы единая природа выражалась в различии Лиц, так и в созданном по образу Божию человеке. Человеческая природа не может быть обладанием монады, она требует не одиночества, а общения. Это – благое различение любви». Итак, хотя Адам был сотворен совершенным по природе, однако как личность он нуждался в иной человеческой личности, отношения с которой строились бы по образу отношений Лиц Пресвятой Троицы. Именно поэтому Бог и творит Адаму Еву. Для нее Адам выступает в качестве источника ее природы. Сам Адам опознает Еву как единосущную ему: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:23) .

При этом сон Адама понимается святыми отцами не просто как засыпание, а как экстаз, во время которого он видел все, что с ним происходило, то есть видел, как из него творится Ева .

С другой стороны, у святых отцов можно встретить мнение, согласно которому Ева сотворена в предвидении грехопадения. Такой точки зрения придерживались свт. Григорий Нисский, прп. Максим Исповедник, блж. Феодорит и др. Прп. Иоанн Дамаскин, также разделявший это мнение, пишет: «Бог знал, что человек совершит преступление и подвергнется тлению, то Он создал из него жену, помощницу ему и подобную ему. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения».

Таким образом, создание Евы рассматривается как способ сохранения рода человеческого, так как после грехопадения, которое Бог предвидел, человек станет смертным, и если бы не возможность размножения, то человек исчез бы как вид. Однако такая интерпретация заставляет задаться вопросом, не получается ли так, что Бог создал Еву в предвидении грехопадения и при этом она сама стала причиной падения Адама, что в таком случае приводит к заключению о некой неизбежной связи между сотворением Евы и грехопадением. Ведь и апостол Павел пишет: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:13).

В. Н. Лосский в «Догматическом богословии», ссылаясь на свт. Григория Нисского, пишет: «Бог создал пол в предвидении возможности – но именно только возможности – греха, чтобы сохранить человечество после грехопадения. Половая поляризация давала человеческой природе известную защиту, не налагая на нее никакого принуждения; так дают спасательный круг путешествующему по водам, отчего он вовсе не обязан бросаться за борт. Эта возможность становится актуальной лишь с того момента, когда в результате греха, который сам по себе не имеет ничего общего с полом, человеческая природа пала и закрылась для благодати». В данной мысли акцентируется внимание на создании пола в предвидении грехопадения, то есть можно сказать, что именно женский пол создан в предвидении грехопадения, но не сама Ева, и таким образом обосновать, с одной стороны, создание полового различия и, с другой, женщины. Исходя из этого, предложим следующий ответ: Ева в любом случае была сотворена для Адама, но именно такая половая поляризация создана в предвидении грехопадения.

Действительно, в творениях святых отцов можно встретить идею о том, что если бы не произошло грехопадение, то брачные отношения создавались бы не так, как сейчас. «Был, наверное, и другой предназначенный Богом способ, каким люди могли бы плодиться и размножаться, если бы первый человек сохранил заповедь и не впал бы в скотство, злоупотребив собственными силами», – пишет прп. Максим Исповедник. При этом у богослова присутствует концепция о том, что все тварное возникло через разделение.

Таким образом, разделение человеческой природы на мужской и женский пол находится в рамках разделения тварных сфер бытия, а человек как объединяющий мир невидимый и мир видимый должен быть сродным этим мирам. С миром ангельским человек соединен своей душой, с миром животным – своим телом, а почти весть мир животных двуполый. Следовательно, и человек как объединяющий миры должен был иметь два пола. «Человеческое естество есть среднее между двух некоторых, одно от другого разделенных и стоящих на самых крайностях, между естеством Божественным и бестелесным и между жизнью бессловесной и скотской, потому что в человеческом составе можно усматривать часть того и другого из сказанных естеств, из Божественного - словесность и разумность, что не допускает разности в мужском и женском, поле, и из бессловесного – телесное устроение и образование, разделяемое на мужской и женский пол», – говорит свт. Григорий Нисский.

Несмотря на различные мнения святых отцов о причине создания Евы, они едины в том, что Ева имеет равное достоинство с Адамом, но отличается он него своим предназначением. Кроме того, между супругами есть иерархия отношений (Быт. 2:18; 1 Кор. 11:3), которая, однако, не должна пониматься как уничижительное положение . «Ибо жена, хотя и подчинена нам, но как свободная и равночестная. Так и Сын, хотя повинуется Отцу, но как Сын Божий, как Бог», – пишет свт. Иоанн Златоуст .

Интересно токование этих слов Блж. Августином, который обращает внимание на то, что в Бытии эти слова произносятся Адамом, а Господь Иисус Христос говорит об этих словах как о произнесенных Богом (Мф 19:4–5), и на основании этого сопоставления святитель приходит к выводу, что слова эти хотя и сказал Адам, но по внушению Духа Святого, то есть по сути Адам изрекает пророчество: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. Хотя, по свидетельству Писания, эти слова были словами первого человека, однако Господь в евангелии объявил, что их изрек Бог. Не читали ли вы, говорит Он, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Отсюда мы можем думать, что вследствие экстаза, который наведен был на Адама, он мог сказать эти слова по вдохновению свыше, как пророк» (Августин Иппонский, блж. О Книге Бытия буквально).

Следует обратить внимание на полный вариант стиха 1 Кор. 11:3: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог». Выражение о главенстве мужа над женой контекстуально включает в себя также отношения Бог-Отец – Христос, Христос – муж. Очевидно, что такой контекст не позволяет говорить просто о каком-то внешнем подчинении, предполагающем начальствующий формат.

«Сефер ха-Зо́гар» (еврейская «Книга сияния») была создана на основе различных источников около 150 года иудейским раввином Шимоном бен-Иохаи. К раввинской литературе она не относится, но некоторыми евреями считается священной и признается у каббалистов главной книгой. Одним из отличительных моментов ее содержания является рассказ о первой женщине Лилит.

Ева была не первой женой Адама

По «Сефер ха-Зо́гар», трактатам гностиков, арабским мифам, другим легендам и источникам, у Адама прежде Евы была другая жена по имени Лилит. Её Бог вылепил из глины, как и Адама. Лилит - это персонаж с очень сложной символикой, имеющей общие черты с древнейшим культом Великой Матери, которая представляет собой ночное демоническое существо, приносящее смерть. Возможно, её прототипом послужила индийская богиня Дурга, одна из жён Шивы, защищающая мировой порядок и разрушающая все, что мешает дальнейшему развитию. В этом случае прослеживается такая логическая цепочка: Лилит разрушила то, что тормозило Адама в его дальнейшем развитии и дала ему возможность начать новую жизнь с Евой.

Согласно еврейским источникам, Лилит была красивой, но непослушной женой, не пожелавшей делить ложе с Адамом. Она улетела от него. Яхве после жалоб Адама послал к непокорной жене трёх ангелов, чтобы они пригрозили ей смертью. Но Лилит заявила, что является равной Адаму посланницей Бога и вправе действовать по своему усмотрению. В более поздней демонологии она стала супругой Сатаны.

В мифологии Древней Месопотамии подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами.

В Библии Лилит упоминается сугубо как ночной демон:

«И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой» (Книга пророка Исаии. 34:13-14).

Лилит считалась убийцей и одновременно покровительницей людей, особенно младенцев. Именно её культу приписывают обычай носить в качестве защиты красную нитку на руке.

Сколько детей было у Адама и Евы?

Писание повествует о первых людях: Адаме, Еве и их сыновьях: землепашце Каине и скотоводе Авеле. Когда Адаму было 130 лет, родился ещё один сын: Сиф – именно он стал предком Ноя и родоначальником всего человечества (Авель погиб от руки брата, а Каин утонул во время Потопа). В Библии нет чёткого указания на других детей, а ведь Адам прожил 930 лет, и времени у него, чтобы зачать других детей, было достаточно. Этот факт всегда служил поводом для критики: откуда же взялась жена Каина, которая упоминается в Библии? Значит, существовали и другие люди.

На эту критику ответил ещё Иоанн Златоуст: женой Каина стала одна из сестёр, о которых в Библии не говорится. А не говорится потому, что духовной единицей христианства является троица: например, три Лица единого Бога; или мать, отец и сын; или три сына Адама (называть остальных детей было излишне).

По поводу браков с сёстрами ортодоксальная христианская Церковь заявляет следующее: в древние времена инцест не мог нанести ущерб, так как не были еще накоплены мутации, способствующие вырождению при родственных браках. Такова официальная теория.

Мировоззрение гностиков

Гностицизм – одно из распространённых течений христианства, рассматривающее религию с позиции познания. Это философское направление считалось искоренённым к V веку, но впоследствии оно нашло новых последователей. Уильям Блейк, гностический поэт начала XIX века, писал: «Оба читаем Библию день и ночь, но ты читаешь черное там, где я читаю белое».

Гностики отвергают библейский взгляд на женщину как на источник зла. По их мнению, Ева пробудила Адама и подвигла к совершенствованию. Гностик Тертуллиан утверждал: мужчина обязан женщине за то, что она привела его к жизни и осознанию.

В трактате из Гностической коллекции Наг-Хаммади, Евангелии Истины, змий предстает мудрейшим существом в Раю. В тексте превозносится его доброта, а на Создателя бросается тень. На вопрос «Каков же он, этот Бог?» там дается такой ответ: Божий запрет относительно плодов древа мотивирован завистью, ибо Он не желал подарить человеку высшее знание. То есть, по мнению гностиков, божество, изгнавшее первых людей из Рая, на самом деле и есть злобный и завистливый дух. Несмотря на его противодействие, Адам и Ева приобрели способность к познанию мира и передали его сыну Сифу и дочери Норее.

По версии Л.Н. Гумилёва, Бог Яхве не кто иной, как огненный демон, судя по тому, что он явился Моисею в горящем и не сгорающем терновом кусте (Неопалимая купина).

Аналоги Адама и Евы по мифам различных народов

В мифологии большинства народов можно найти сюжет о двух прародителях, от которых пошёл весь народ.

Удивительно, что по легендам Австралии, существованию первых людей также пытался помешать змей. Согласно мифологии аборигенов пятого континента, в древности земля была ровной и гладкой, звери походили на людей, а люди на богов, но тот период закончился катастрофой. Предками современного человечества были две сестры: Мисилгое и Боалере, которые пришли на юг из страны Вавилак. Мисилгое ждала ребёнка. На время родов женщины остановились у источника Миррамина неподалёку от реки, которая сейчас называется Гойдер. Родился мальчик, его назвали Джанггалангом. Однако гигантский змей Юрлунггур, обитавший в источнике, разгневался оттого, что кровь Мисилгое замутила воду. Ночью змей проглотил младенца и женщин, он изогнулся до неба, тело его стало радугой, язык – молнией, а голос – громом. Он призвал к себе всех змей, живущих в поднебесье, и рассказал им о случившемся. Но те высмеяли его и сказали, что он сделал глупость. Тогда Юрлунггур исторг из себя живых сестёр и ребёнка и опять погрузился на дно источника. Вскоре после этого сёстры встретили мужчин Вонгар, и началась история человечества.

Жители Таити, по преданиям, ведут свой род от четы, которая спаслась в дни Потопа, найдя убежище на вершине горы Питохито. Когда вода отступила, семья начала новую жизнь, а их дети - мальчик и девочка - стали родоначальниками всех таитян.

У ацтеков в «Легенде о Солнцах» упоминаются первый мужчина Тата и его супруга Нена, уцелевшие во время Потопа. О них заботился бог Тескатлипока, отвечающий за созидание, перемены и разрушение, божество судьбы и удачи. В мифологии ацтеков также присутствует змей - крылатый Кетцалькоатль, который и сотворил людей и ассоциировался с дождём и плодородием (как в Индии).

Сложнейшей структурой обладает мифология древних палеоазиатских народов, таких как чукчи, ительмены и коряки. Их предок-прародитель именуется Большим Дедом, Ачиченяку. Его символическим воплощением является ворон.

Какие события могли лежать в основе мифа об Адаме и Еве

73,5 тысячи лет назад произошло сильнейшее извержение вулкана Тоба на острове Суматра в Индонезии. Огромные облака вулканического пепла надолго закрыли земную поверхность от солнечных лучей. И произошёл новый эволюционный виток - на несколько сотен лет наступила космическая зима, эра оледенения. Вымерло множество видов живых существ. Популяция людей на планете сократилась, по мнению некоторых учёных, до 4000 человек. Ледяные шапки на полюсах вобрали в себя огромное количество воды. На оставшейся территории уровень мирового океана резко упал, обнажился плейстоценовый шельф. Таким образом оставшиеся на планете люди получили дополнительные возможности для миграций, а сам сюжет развития человечества от пары прародителей сохранился в мифологиях народов всего мира.

Брак является самым древним установлением, так как берет свое начало в Едемском саду от дней сотворения. Бог Сам сочетал первую брачную пару.

В шестой день творческой недели, превратив мир в весьма удобный дом для человека, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытие 1:26). Так Он и сделал. В Священном Писании говорится далее: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (ст. 27) .

Как совершилось это чудо, рассказывается в следующей главе, из которой мы узнаем, что после сотворения Адама Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (ст. 21-24).

Очень часто многие не обращают должного внимания на эту великолепную сцену. Люди обычно усмехаются, читая рассказ о «ребре», словно это старая легенда или же глупая басня. Но как много они теряют!

На первый взгляд, действия Бога могут показаться странными. Сотворив землю посредством повеления: «Да явится суша»; создав леса: «Да произрастит земля зелень»; наполнив океаны рыбой: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую»; почему не сказать следом: «Да явится женщина»? Почему Он этого не сделал? Зачем, создав Адама, это самое чудесное существо в удивительном новом мире, Он извлек из его совершенного тела ребро, чтобы из него сделать ему спутницу на всю жизнь?

Вероятно, для этого у Бога была какая-то веская причина. И она на самом деле была. Бог хотел, чтобы человек с самого начала понял, что его жена - это истинно часть его самого, и поступать с ней следует так, как поступаешь с самим собой.

В Библии говорится, что Бог сотворил Еву в качестве «помощницы» Адаму. Она должна была находиться постоянно рядом с ним, всячески помогать ему, вместе с ним работать, планировать будущее и делить радость жизни. Она должна была стать образцом, предшественницей таких помощниц мужчинам.

Бог наделил ее разумом, прекрасным здоровым телом, способностью видеть, слышать, обонять, чувствовать, думать, помнить, анализировать. Какими совершенными делает Бог черты ее лица, ее длинные волосы. С какой любовью и старанием вкладывает в ее ум и сердце всю нежность, мягкость, терпение и сострадательную любовь - все те качества, которые Он хочет видеть в каждой будущей матери! И вот, уже перед Ним предстает самое прекрасное из созданий; ее глаза сияют радостью жизни, а нежная улыбка, озаряющая ее лицо, придает ему невыразимую, несравненную красоту. Медленно, грациозно она делает свои первые шаги, когда Бог «приводит ее к человеку».

Адам открывает глаза. Перед ним стоит существо настолько прекрасное, настолько изысканное, благородное и милое, что ему даже не верится в реальность увиденного.

Это - любовь с первого взгляда. Тут же, в одно мгновение оба они осознают, что принадлежат друг другу. Взявшись за руки, они уходят прочь, получив благословение от своего Создателя.

Перечитывая эту дорогую для нас старую историю, мы вспоминаем о главной цели, которую преследовал здесь Бог. Она состояла в том, чтобы осчастливить двух людей. Когда Он соединил мужчину и женщину, то сделал это с самыми добрыми намерениями. Он знал, что в совместной жизни могут они насладиться всеми ее самыми лучшими благословениями.

В Ветхозаветном тексте происхождение Евы описывается как акт творения живого существа из части - ребра - уже существующего, Адама. Бог погрузил последнего в глубокий сон, затем вынул из его грудной клетки одно из ребер и сотворил из этой кости для Адама спутницу (Бытие 2:21-24). Созданные из одного тела, мужчина и женщина являются двумя половинками единого целого.

Созданная из ребра и послушная

Этим положением утверждается не только единство партнеров в семейном союзе, но и подчиненное положение жены по отношению к мужу. Поскольку женщина не была сотворена по «образу и подобию Бога» из глины, что произошло с первым человеком, то она в какой-то мере является существом более низкого ранга. Жена должна подчиняться, почитать и бояться своего супруга (Послание Павла к Ефесянам , 5:33).

Почему Бог создал Еву именно из тела Адама, объясняет околоцерковная христианская и каббалистическая литература (Книга Зоар , Курманские свитки, Алфавит Бен —Сиры и пр.). До Евы была еще одна попытка подарить Адаму спутницу. Бог создал ее так же, как и мужчину, из глины. Но эта женщина - Лилит - возомнила себя равной мужу. Гордыня подтолкнула непокорное создание к бунту, за что оно и было наказано божественным проклятием.

Бог «сделал выводы» из сложившейся ситуации. Ева появилась уже из ребра будущего мужа, чтобы всегда помнить о своей подчиненной роли в супружеской паре. Но почему именно из ребра, а не из какой-либо другой части тела, об этом сама Библия умалчивает. Пытливый человеческий ум не мог обойти стороной эту тему. Со временем появилось множество толкований неразъясненного момента.

Не ребро, а приапова кость

Зайони Зевит , профессор Американского еврейского университета и известный исследователь Библии, предложил другую версию: праматерь была рождена совсем не из ребра, а из другой кости, приаповой . В биологии она называется «бакулюм ». Этот элемент есть у самцов многих млекопитающих (грызунов, летучих мышей, обезьян). Располагается бакулюм в пенисе, что способствует более длительной эрекции и увеличивает шансы на зачатие именно от этого самца.

Приапова кость у многих обезьян - ближайших к нам, с точки зрения биологи, существ - очень маленькая. К примеру, у шимпанзе она равна каким-то 6 мм. У мужчин же ее нет вообще. Британский антрополог Матильда Бриндл предположила, что у предков человека бакулюм мог существовать, но на каком-то этапе эволюции он исчез.

Причина такой «утраты» не ясна. Это и подтолкнуло людей, пытающихся объяснить эволюционный процесс с точки зрения Библии, утверждать, что Адам лишился приаповой кости в процессе создания Господом Евы. Никаких доказательств этому ни в Ветхом Завете, ни в трудах подвижников церкви нет.

Особенности перевода

Пролить свет на события времен создания мира помогает первоисточник современного Ветхого Завета, написанный древними евреями. В оригинале упоминается слово ἡ πλευρά (pleura ). На древнееврейском оно обозначало не только человеческое ребро, но и - в более широком смысле - сторону, часть тела, бок, а также край какого-то предмета, образования, местности. Древние стратеги называли «плеурой » фланг войска.

Вполне очевидно, что изначально в Писании указывалось, что Господь взял бок или половинку Адама и создал из нее Еву. Удивительно, сколько тысячелетий пережило метафорическое выражение «половинки друг друга», так и не утратив своего сакрального смысла!

А ведь в Септуагинте - переводе оригинала Ветхого завета с древнееврейского на древнегреческий - это значение было потеряно. Древним грекам было свойственно более приземленное понимание мира и любви. Для них единство душ заменяло неутолимое физическое влечение, желание обладать. Вероятно, переводчики просто не нашли в древнегреческом достойных аналогов слову «плеура » и подставили вместо этого «ребро», применив одно из его значений.

Так и родилась Ева из ребра Адама. В конце концов, не так уж и не правы были переводчики. Ребро - наиболее подходящая в теле человека кость. Если бы Создатель изъял у Адама челюсть, тазобедренный сустав, бедро или предплечье, он сделал бы первого мужчину убогим калекой, а это наверняка не совпадало с Божьим замыслом.

Но, однажды Адам и Ева ослушались Бога. И Он изгнал их из рая. Это случилось так.
Господь разрешил им есть плоды от всякого дерева в саду, кроме плодов от дерева, которое называлось деревом познания добра и зла. Бог сказал, что если они ослушаются этой заповеди, то умрут.
Но сатана, враг Бога и людей, решил погубить Адама и Еву. Однажды он подошел к Еве в облике змея и сказал: "Подлинно ли сказал Бог: "Не ешьте ни от какого дерева в раю?"" Ева ответила: "Плоды от всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы нам не умереть". Тогда змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать ее, говоря: "Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло".
Когда Ева после слов змея посмотрела на дерево, оно показалось ей хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что давало знание. Она сорвала с него плод и съела его, и дала есть также мужу своему Адаму. И сказал Бог Адаму: "За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: "Не ешь от него", - то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей... В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься". Господь изгнал Адама и Еву из прекрасного сада и они не могли больше возвратиться. Поэтому они так печальны на этой картинке.
Так произошло грехопадение первых людей. По слову Бога они умерли духовной смертью‚ а затем и физической. Духовная смерть значит, что прерывается духовное общение с Богом Творцом. Но Бог уже тогда обещает спасение всему человечеству от греха через Своего Сына Ииcуca Христа. Об этом вы прочитаете позже в этой же книге.

Эти два юноши - дети Адама и Евы. Один из них, Авель. Пас овец, а брат его, Каин, был земледельцем.
Однажды Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных овец своих и от тука их. И призрел Господь на Авеля на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. Тогда сказал Господь Каину: "Почему ты огорчился и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним".
Однако Каин не преодолел греха и продолжал завидовать брату. Однажды, когда оба брата были в поле, Каин напал на Авеля и убил его. Кровь первого умершего на земле человека обагрила землю.
Господь наказал Каина за грех и сделал его изгнанником и скитальцем на земле.
К какому ужасному греху может привести таящаяся в сердце зависть! Поэтому, чтобы избежать греха, нужно бодрствовать, молиться и побеждать грех силой Господа.
БЫТИЕ 4:2-12

Потоп. Ной строит ковчег.

Прошло много столетий, и на земле появилось множество людей - потомков Адама и Евы. Вначале многие из них боялись Бога и служили Ему, но постепенно все стали поступать против воли Бога. Только один человек, по имени Ной, оставался верным своему Создателю и исполнял Его волю. Апостол Петр назвал его "проповедником правды" (2 Послание Петра 2:5). Дух Божий обитал в сердце Ноя. Он очень любил Бога.
Господь увидел, что велико развращение людей на земле, и что мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; каждый извратил путь свой на земле. Тогда Бог сказал: "Истреблю с лица земли всех людей, которых Я сотворил... ибо Я раскаялся, что создал их"
Ной же обрел благодать пред очами Господа. Бог обратился к нему и сказал: "Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в нем и осмоли его смолою внутри и снаружи... И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть под небесами, в которой есть дух жизни; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и ты войдешь в ковчег, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою".
Услышав это повеление Божие, Ной начал строить ковчег. (Ковчег - это большой корабль). Он часто говорил окружающим людям, что скоро начнется потоп и истребит весь мир, и призывал их покаянию от злых дел и к обращению к Богу. Но никто не хотел слушать его.
БЫТИЕ 6:5-18