Социальный состав октябристов. Политическая программа октябристов и их деятельность

Состав партии:деловая интеллигенция,торгово-промышленная и финансовая буржуазия,крупные помещики.Возглавлял Шипов,потом его сменил А.Г,Кучков. Партия была основана в начале ноября 1905 года, получила название от конституционного Манифеста 17 октября 1905 года. Октябристы выступали за сохранение единства и нераздельности Российской империи, конституционную монархию с двухпалатным представительством, политической свободы в рамках Манифеста 17 октября. Аграрный вопрос Октябристы предлагали решить главным образом путём уравнения крестьян в гражданских и имущественных правах с другими сословиями, регулирования мелкой земельной аренды, содействия расселению и переселению крестьян, облегчения их выхода из общины, признания государственных и удельных земель фондом для наделения крестьян и т.д. Программа предусматривала преобразование и распространение местного и городского самоуправления на всю Россию. Рабочий вопрос в программе был обозначен нечетко.

20.Царизм во время первой мировой войны. Кризис верхов. Падение монархии.

1 августа 1914г. Германия объявила войну России. Было вовлечено 38 гос-в (империалистич), 1,5млрд.чел. Покупательная способность-50 млн.руб. каждый день войны упала до 27коп.

Не допуская либералов к власти царизм пошел на сотрудничества с ними в экономической сфере:1)была разрешена деятельность земского и городского союзов;2)были созданы военно-промышленные комитеты;3)были созданы особые совещания по усилению снабжения армии;4)4 особых совещаний по обороне,перевозке продовольствия и топлива.

Кризис верхов:1)военные поражения;2)частая сменяемость министров;3)распутинщина.

Первая Мировая война обострила все проблемы и ускорила революцию. Дума выражает недоверие правительству, ее поддержал госсовет. Правительство(министры) оказались в изоляции. Самодержавие подошло у своему краху,даже не осознав глубины кризиса, охватившего страну. Февраль 1917г. оказался последним месяцем в истории Николаевской монархии.

4-6.Советское общество в 60-90-е гг.,особенности экономического развития страны,проблемы власти.

Соц.-экон. проблемы развития России XIX-XX вв. В России из-за догоняющего типа развития одновр. необх. было решать вопросы первонач. накопления капитала, индустриализации и развитого монополистического капитализма. Все это обостряло экон. положение, созд. впечатление безвыходности ситуации. К тому же русская буржуазия недаром долго пребывала в сост. зависимости от царизма. Это выраб. в ней неспособность отстаивать свои интересы и установить свою диктатуру. В глазах народа это свидет. о порочности пути буржуазного развития как такового, делало очевидным и выводы теории марксизма о необх-ти свержения власти буржуазии и построения нового, социалистического общ-ва.

Отсутствие диалога м/у бурж. интеллигенцией и народом приводило к тому, что борьба монологов внутри общества превращ. в борьбу монологов партий и органов власти. Временное правительство, во главе которого стоял Львов, выдвинуло лозунги: “Война до победного конца”, “Мир и согласие в тылу”, “Свобода и порядок”, “Осущ-е реформ после окончания войны и созыва Учред. собрания”. Но солдаты требовали немедленного заключения мира. Крестьяне развернули массовый захват помещ. земель. Ими было засеяно до 20% полей в имениях помещиков. Рабочие самовольно ввели 8-часовой рабочий день, постоянно требовали увеличения заработной платы, т.к. условия в растущей инфляции (400% за полгода) деньги постоянно обесценивались. В рез-те экон. пол-е в стране ухудшилось, настроение общ-ва приобретало экстремистский характер.

В преодолении трудностей Временное прав-во надеялось на инициативу мест. Но местные Советы, отказываясь признавать власть чиновников, присылаемых из центра, вместе с тем, как и прежде, видели в центральном прав-ве распределителя средств из неимущей казны. Идеал бурж. предприимчивости столкнулся с традиц. идеалом “справедливого распределения” гос. доходов. Но так и не дождавшись денег, поняв бессилие Врем. прав-ва, Советы стали объявлять о своей незав-ти от центр. власти. Это подрывало гос. единство России. Собств. незав. республики были провозглашены не только в Финляндии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, на Кавказе, но и в др. областях – у казаков, в Екатеринбурге, Царицыне, Красноярске, Енисейске и даже в Петроградском и Шлиссельбургском уездах Петроградской губернии.

Власть Врем. прав-ва от времени к времени слабела. Неоднократная смена состава кабинета министров не решала проблемы. Правительственные кризисы становились все более затяжными и глубокими. Скоро выяснилось, что возглавить народ сможет такой лидер, кот. потребует прекращения войны, ликвидации бурж. гос-ва и частной собств-ти: передачи заводов рабочим, а земли крестьянам. На это были готовы пойти лишь незначит. по численности левые группы: партии большевиков, левых эсеров и анархисты. Наиб. акт. из них были большевики во главе с Лениным.

В 1905-1917 большевики проявили полит. гибкость. Они пошли на принятие крест. лозунга конфискации всей помещ. земли и её национализации. В 1917 они заимствовали лозунги эсеров, в частности о передаче земли крест. общинам, а заводов – рабочим. Это была прямая опора на силы традиционализма, лозунги “крестьянской войны”. Выдвигая такие требования, большевики, уступив инициативу в дни Февральской револ. и уступившие влияние в Советах правым социалистам, к лету 1917 превратились в одну из осн. полит. сил страны. С именем Ленина связывались надежды на полную справедливость, народ. власть и окончание войны. В глазах народа он стал вождем, имеющим чудесную, всепобеждающую силу, наследником Разина и Пугачева. В самом начале сентября происходят перевыборы Петроградского Совета. Большевики получают в нем большинство. А председателем избирается Троцкий.

Партия октябристов («Союз 17 октября») возникла в ноябре 1905 г. и придерживалась позиции умеренно консервативного либерализма. Ее социальную основу составляли крупная финансовая и торгово-промышленная буржуазия, часть помещиков и деловой интеллигенции. Лидеры: П. А. Гейден, А. И. Гучков, М. В. Родзянко, М. А. Стахович, Н. А. Хомяков, Д. Н. Шипов и др. Летом 1917 г. партия октябристов прекратила свое существование.

Высочайший манифест 17-го октября 1905 года, являющийся дальнейшим развитием закона 6 августа 1905 г. о Государственной думе, приобщает народ русский к деятельному участию, в согласии с Царем, в государственном строительстве. Народному представительству, прочно опирающемуся на широкие народные массы, черпающему свою силу, силу знания нужд народных и силу своего авторитета из общего избирательного права, манифест представляет выдающееся влияние в делах законодательства и управления страной. Как непременное условие для осуществления этих прав политической свободы и для упрочения начал гражданской свободы устанавливаются в качестве основных элементов правового строя неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. Таким образом, манифест 17 октября знаменует собою величайший переворот в судьбах нашего отечества: отныне народ наш становится народом политически свободным, наше государство - правовым государством, а в наш государственный строй вводится новое начало - начало конституционной монархии.

Новый порядок, призывая всех русских людей без различия сословий, национальностей и вероисповеданий к свободно-политической жизни открывает перед ними широкую возможность законным.путем влиять на судьбу своего отечества и предоставляет им на почве права отстаивать свои интересы, мирной и открытой борьбой добиваться торжества своих идей, своих убеждений. Новый порядок вместе с тем налагает на всех, кто искренне желает мирного обновления страны и торжества в ней порядка и законности, кто отвергает одинаково и застой и революционные потрясения, священную обязанность в настоящий момент, переживаемый нашим отечеством, момент торжественный, но полный великой опасности, дружно сплотиться вокруг тех начал, которые провозглашены в манифесте 17 октября, настоять на возможном скором, полном и широком осуществлении этих начал правительственной властью с прочными гарантиями их незыблемости и оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленных к полному и всестороннему обновлению государственного и общественного строя России.

Какие бы разногласия не разъединяли людей в области политических, социальных и экономических вопросов, великая опасность, созданная вековым застоем в развитии наших политических форм и грозящая уже не только процветанию, но и самому существованию нашего отечества, призывает всех к единению, к деятельной работе для создания сильной и авторитетной власти, которая найдет опору в доверии и содействии народа и которая одна только в состоянии путем мирных реформ вывести страну из настоящего общественного хаоса и обеспечить ей внутренний мир и внешнюю безопасность.

С этой целью на почве признания начал, возвещенных в Высочайшем манифесте, образуется союз, в который приглашаются войти как отдельные лица, так и целые партии, программа коих в основных чертах совпадает с программой союза. Союз этот получает наименование «Союз 17 октября» и провозглашает следующие основные положения.

1. Сохранение единства и нераздельности российского государства

Положение это обязывает признать, что жизненным условием для укрепления внешней мощи России и для ее внутреннего процветания является ограждение единства ее политического тыла, сохранение за ее государственным строем исторически сложившегося унитарного характера. Вместе с тем положение это обязывает противодействовать всяким предположениям, направленным прямо или косвенно к расчленению Империи и к замене единого государства государством союзным или союзом государств. При широком развитии властного самоуправления на всем пространстве Империи, при прочно установленных основных элементах гражданской свободы, при участии равно всех русских граждан без различия национальности и вероисповеданий в создании правительственной власти, при признании отдельными национальностями самого широкого права на удовлетворение и защиту своих культурных нужд в пределах, допустимых идеей государственности и интересами других национальностей, такое положение, отрицающее идею федерализма в применении к русскому государственному строю, вполне допускает объединение отдельных местностей Империи в областные союзы для разрешения задач, входящих в пределы местного самоуправления, и нисколько не препятствует местным особенностям и интересам различных национальностей найти себе выражение и удовлетворение в законодательстве и управлении, основанных на признании безусловного равенства в правах всех русских граждан. Исключительно за Финляндией признается особое положение, дающее ей право на известное государственное автономное устройство при условии сохранения государственной связи с Империей.

2. Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанном f на общем избирательном праве

Это положение обязывает к признанию начала общего избирательного права, открывающего возможность всем русским гражданам участвовать в осуществлении государственной власти. Это положение, далее, призывает к коренному преобразованию нашего государственного строя на началах конституционных и к прочному закреплению за народным представительством дарованных ему манифестом прав деятельного участия, рядом с Монархом, в законодательных трудах и управлении страной.

Это же положение признает и закрепляет за монархическим началом в изменившихся условиях политической жизни России новый государственно-правовой характер. Прежний неограниченный Самодержец, всемогущий по идее, но связанный в действительности всеми путами приказного строя, слабый вследствие отчужденности от всего народа, становится конституционным Монархом, который, хотя и находит пределы своей воли в правах народного представительства, но в самом единении с народом, в союзе с землей, в новых условиях государственного строя получает новую мощь и новую высокую задачу быть верховным вождем свободного народа. Являясь в народном сознании по прежнему воплощением государственного единства, служа неразрывной связью преемственно сменяющихся поколений, священным стягом, вокруг которого в минуту грозной опасности собирается народ русский, монархическое начало отныне получает новую историческую миссию величайшей важности. Возвышаясь над бесчисленными частными и местными интересами, над односторонними целями различных классов, сословий, национальностей, партий, монархия именно при настоящих условиях призвана осуществить свое предназначение - явиться умиротворяющим началом в той резкой борьбе, борьбе политической, национальной и социальной, для которой открывается ныне широкий простор провозглашением политической и гражданской свободы. Укрепление в русской политической жизни этих начал, противодействие всякому посягательству, откуда бы оно ни шло, на права Монарха и на права народного представительства, как эти права определяются на почве манифеста 17 октября, должно входить в задачи «Союза». Только этим путем, путем единения Монарха с народом может быть создана та сильная, уверенная в себе правительственная власть, которая сумеет вернуть нам мир.

3. Обеспечение гражданских прав

В политически свободном государстве должна господствовать и гражданская свобода, создающая единственно надежную основу для всестороннего развития как духовных сил народа, так и естественной производительности страны. Манифест 17 октября на первое место ставит дарование незыблемых основ гражданской свободы. Развитие и укрепление этих начал в законодательстве и правах составляет одну из главнейших задач Союза.

Сюда входит прежде всего: свобода вероисповеданий, свобода слова, устного и печатного, свобода собраний и союзов. Сюда же относятся обеспечение свободы передвижения, выбора места жительства и рода занятий, обеспечение свободы труда, промышленности, торговли, свободы приобретения собственности и распоряжения ею. Гражданская свобода предполагает также неприкосновенность личности, жилища, переписки, собственности граждан. Все эти права, огражденные законом, имеют один естественный предел в правах других граждан и в правах общества и государства. Никто не может быть арестован, подвергнут какому-либо насилию, обыску, лишению имущества и т. п. без постановления соответственной судебной власти. Всякое лицо, задержанное по какому-либо обвинению, должно в точно определенный и кратчайший срок, например, в 24 часа в городах, быть представлено судебной власти или освобождено. Для ограждения всех этих прав от посягательств, как со стороны частных лиц, так и со стороны лиц должностных, они должны быть поставлены под защиту уголовных законов, при этом должна быть установлена судебная ответственность должностных лиц, каково бы ни было их положение.

4. Неотложность созыва Государственной думы

Дальнейшее развитие политических форм должно находиться в органической связи со всей предшествующей исторической жизнью России. Созыв, как того требуют некоторые партии, учредительного собрания, собственною властью определяющего свою компетенцию, предполагает как бы отсутствие всякого правительства, заключает в себе полный разрыв связи с прошедшим и поведет к пересмотру таких начал нашего политического и общественного быта, кои не могут быть поколеблены без тяжелого революционного потрясения всей страны.

Обусловленная этим отсрочка в созыве Государственной думы отдалит на неопределенное время восстановление нормального хода государственной жизни и законодательной работы, а вместе с тем и разрешение некоторых неотложных вопросов, связанных с жизненными интересами широких масс населения. В виду этого Союз высказывается против созыва учредительного собрания, которое только отдалит столь желанный час успокоения страны.

Государственная дума первого призыва должна взять на себя проведение ближайших на очереди политических реформ, направленных к усовершенствованию народного представительства, как-то: пересмотр положения о Государственной думе, избирательного закона и т. п. Наряду с этим она должна приступить к разрешению таких насущных вопросов экономических, социальных и иных, неотложная необходимость разрешения коих выдвинута самою жизнью.

Приступив к органической созидательной работе, Государственная дума, по мнению Союза, должна себе наметить для разработки и постепенного разрешения следующие вопросы первостепенной государственной важности:

а) крестьянский вопрос

Из насущных реформ на первом месте должны быть поставлены меры к решительному и бесповоротному приобщению крестьян к полноте гражданских прав наравне с остальными гражданами. Сюда относятся: отмена исключительных законоположений, юридически принижающих податные сословия, отмена административной опеки, признание мирского землевладения институтом гражданского права. Помимо настойчивых государственных забот в поднятии производительности земледелия, мерами к подъему благосостояния являются: регулирование мелкой земельной аренды, преобразование деятельности крестьянского поземельного банка, содействие расселению и переселению, признание государственных и удельных земель, фондом для удовлетворения земельной нужды бывших крестьян и других разрядов мелких землевладельцев, разверстание черезполосных крестьянских и помещичьих земель с обязательным отчуждением отрезков, мешающих хозяйственной цельности владений, и, наконец, при недостаточности этих мер, допустимое в случаях государственной важности отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью;

б) рабочий вопрос

Рабочий вопрос является в настоящее время одним из самых острых вопросов и имеет все права на особенные заботы со стороны Государственной думы. Он не может быть, однако, решен удовлетворительно в интересах самого же рабочего или без поддержки промышленности вообще: только правильно развивающаяся промышленность страны может обеспечить рабочего. Союз полагает, что Дума должна поставить себе общую задачу пересмотра, усовершенствования и расширения законодательства о рабочих в соответствии с местными особенностями отдельных производств с началами, принятыми в этой области в наиболее просвещенных промышленных государствах. Сюда также относятся меры по обеспечению рабочих и их семей в случае болезни, инвалидности и смерти, меры к постепенному осуществлению страхования рабочих во всех видах труда, меры к ограничению рабочего времени для женщин и детей в особо вредных для здоровья производствах.

Вполне признавая свободу профессиональных союзов и свободу стачек как средств защиты рабочими своих интересов, следует, однако, признать необходимым законодательным путем регулировать условия этой экономической борьбы. Для этого, с одной стороны, должен быть выработан ряд действительных мер к устранению случаев насилия над личностью и посягательства на имущество, как способ принуждения к вступлению в союз или к участию в стачке, а с другой стороны, должны быть выделены в особую группу такие производства, предприятия и учреждения, от коих зависит жизнь и здоровье населения, важные общественные и государственные интересы, безопасность государства, интересы обороны, а условия работы и службы в Таких отраслях, за которыми должно быть признано государственное значение, должны быть подчинены особым узаконенным, ограждающим интересы рабочих и служащих, но подчиняющим их высшему государственному интересу;

в) развитие и укрепление начал местного самоуправления

Необходимым условием для обновления политической и общественной жизни России и для полного проведения провозглашенных манифестом начал свободы, является преобразование местного земского и городского самоуправления с расширением его прав и круга деятельности, с приданием ему должной самостоятельности и упразднением административной опеки, с устройством мелкой земской единицы, с устранением сословности. с распространением начала самоуправления, по возможности, на всей местности Империи и с привлечением к участию в самоуправлении возможно широкого круга лиц. Участие в обновленном самоуправлении будет лучшей школой политической свободы для народа;

г) заботы о народном образовании

Имея в виду, что лишь при повышении умственного уровня народа и при распространении в его среде образования можно ожидать, что он достигает и политической зрелости и хозяйственного благосостояния, что сама судьба выполняемой ныне политической реформы в значительной мере зависит от степени сознательности, с которой население отнесется к осуществлению дарованных ему прав. Союз высказывается за то. чтобы нужды народного просвещения были выдвинуты в законодательных работах Думы на первый план и чтобы на удовлетворение этих нужд были ассигнованы самые широкие средства. В частности, должны быть приняты все меры, чтобы в скорейшем времени могло быть практически осуществлено всеобщее начальное обучение. Рядом с этим должно быть увеличено число средних и высших учебных заведений, особенно технических, в пределах действительной общественной потребности с представлением самой широкой свободы частной и общественной инициативы в деле открытия и содержания учебных заведений. Одновременно должны быть пересмотрены программы, с целью их упрощенил и приближения к потребностям жизни и должна быть у станов - лена прямая, преемственная связь между различными ступенями школ.

д) реформы судебная и административная

Упорядочение форм общежития и упрочение гражданской свободы возможно лишь тогда, когда население страны находит опору и защиту всех своих прав в суде и когда деятельность административных властей поставлена в границы, ясно очерченные в законе. Исходя из этих положений, «Союз 17 октября» ставит себе задачей проведение в Государственной думе таких реформ, кои направлены к введению бессословного суда, руководствующегося общими для всего населения законами, к введению выборного начала в местную юстицию, к установлению независимости суда от воздействия администрации и упразднению судебно-административных учреждений, к ограждению гласности судопроизводства и расширению компетенции суда присяжных. В сфере административного строя, кроме общего его упрощения и подчинения его деятельности строгим нормам закона, следует установить доступный всем способ обжалования распоряжений и действий административных властей, порядок строгой ответственности уголовной и гражданской за нарушение этими властями установленных законов и прав частных лиц, а для; уничтожения тягостной всем волокиты надлежит установить в

законе срочность работ администрации: е) меры экономические и финансовые

В виду громадных расходов, предстоящих в ближайшие годы государственному казначейству для осуществления неотложных и важных культурных задач, а также в интересах государственной обороны в деле пересоздания наших военных, сухопутных и морских сил, нельзя рассчитывать на сокращение государственной сметы расходов и на облегчение общего податного бремени. Но уже в ближайшее время возможно осуществить еще более рациональную и справедливую налоговую систему и переложить податную тягость с более слабых плеч на плечи более сильные. С целью подъема народного благосостояния, увеличения государственных доходов и в интересах распределения обложенных в соответствии с платежными силами плательщиков, предполагается:

1) меры содействия подъему производительных сил особенно в области сельскохозяйственной промышленности;

2) организация доступного населению сельскохозяйственного, промышленного и торгового кредита;

3) широкое распространение технических знаний с целью поднятия производительности народного труда;

4) меры к наилучшему использованию народных богатств, причем должен быть облегчен доступ к эксплуатации лесных и минеральных богатств, принадлежащих государству;

5) развитие прямых налогов, на основе прогрессивного подоходного обложения с постепенным понижением косвенного обложения предметов первой необходимости;

6) развитие сети железных, а равно водяных, шоссейных и грунтовых дорог.

Как бы, однако, ни были необходимы и действительны все указанные правительственные меры, следует помнить, что подъем народного благосостояния возможен лишь при том условии, чтобы нашему национальному характеру были возвращены те драгоценные качества, которых он лишился под влиянием старого порядка, основанного на правительственном надзоре, правительственной опеке, правительственной помощи. Политическая и гражданская свобода, провозглашенная манифестом 17-го октября, должна пробудить к жизни дремлющие народные силы, вызвать дух смелой энергии и предприимчивости, дух самодеятельности и самопомощи и тем самым создать прочную основу и лучший залог нравственного возрождения.

Подписали в Москве 10 ноября 1905 г.: гр. П. А. Гейден, Д. Н. Шипов, А. И. Гучков, М. В. Красовский, М. А. Стахович, кн. Н. С. Волконский, С. И. Четвериков, Г. А. Крестовников, Н. А. Хомяков, М. В. Родзянко, С. Н. Маслов, Н. И. Гучков. Подписали в С.-Петербурге 14 ноября 1905 г.: барон П. А. Корф, граф В. В. Гудович, Н. Н. Перцов, А. Н. Никитин, Г. Г. Лерхе, Ф. Е. Енакиев, барон А. И. Притвиц, Н. А. Тарасов, А. Я. Брафман, Ю. Н. Милютин, А. А. Столыпин, И. А. Лихачев, И. С. Крючков, Л. А. Зиновьев, граф В. А. Тизенгаузен, В. С. Люстих, А. Н. Брусницын, В. П. Марков, барон И. Л. Остен - Сакен, барон П. П. Бирдерлинг, Н. А. Резцов

Сборник программ политических партий в России. СПб., 1906. Вып. 2. С. 42-56.

- (октябристы), праволиберальная политическая партия, объединяла крупных землевладельцев и предпринимателей. Организационное оформление партии завершилось в 1906. Названа в честь Манифеста 17.10.1905, знаменовавшего, по мнению октябристов,… … Русская история

- (октябристы), политическая партия в России. Сформировалась к 1906. Название от Манифеста 17 октября 1905. Выступала с требованием народного представительства, демократических свобод, гражданского равенства и др. Численность вместе с примкнувшими… … Современная энциклопедия

- (октябристы) праволиберальная партия чиновников, помещиков и крупной торговой промышленной буржуазии России. Организационное оформление партии завершилось в 1905. Название в честь Манифеста 17 октября 1905 г. по мнению октябристов, вступление… … Политология. Словарь.

“Союз 17 октября” - СОЮЗ 17 ОКТЯБРЯ (октябристы), политическая партия в России. Сформировалась к 1906. Название от Манифеста 17 октября 1905. Выступала с требованием народного представительства, демократических свобод, гражданского равенства и др. Численность вместе … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (октябристы), праволиберальная партия чиновников, помещиков и крупной торгово промышленной буржуазии России. Организационное оформление партии завершилось в 1906. Названа в честь Манифеста 17 октября 1905, знаменовавшего, по мнению октябристов,… … Энциклопедический словарь

- («Союз 17 октября»,) контрреволюционная партия, объединявшая верхи торгово промышленной буржуазии и крупных помещиков России. Создана в ноябре 1905 после опубликования царского Манифеста 17 октября 1905 (См. Манифест 17 октября 1905). См … Большая советская энциклопедия

См. Октябристы … Советская историческая энциклопедия

- … Википедия

- … Википедия

- … Википедия

Книги

  • Отчет Общества Одесский союз русских людей. 1 октября 1913 года. , . 7-й год деятельности Одесского союза русских людей: отчеты и речи, произнесенныя на торжественном годичном собрании 1-го октября 1913 г. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…
  • Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной Войны, 1941-1945 гг. (комплект из 6 книг) , . Публикуемые документы свидетельствуют о вкладе, который внесла советская дипломатия в общее дело разгрома фашизма, всемерно содействуя осуществлению главных задач антигитлеровской коалиции -…

8 (21) февраля 1906 г. в Москве открылся I Всероссийский съезд партии «Союз 17 октября». На съезде, проходившем до 12 (25) февраля, завершилось окончательное оформление структуры и организации партии октябристов.

Партия «Союз 17 октября» возникла в 1905 г. после издания Манифеста 17 (30) октября «Об усовершенствовании государственного порядка» , даровавшего гражданам России политические права и свободы. В числе основателей и членов «Союза17 октября» находились видные земские деятели (граф П. А. Гейден, М. А. Стахович, князь Н. С. Волконский), столичные профессора, адвокаты, деятели науки и культуры (Л. Н. Бенуа , В. И. Герье, Ф. Н. Плевако, В. И. Сергеевич), издатели и журналисты (Н. Н. Перцов, А. А. Столыпин, Б. А. Суворин), представители торгово-промышленного мира и банковских кругов (Н. С. Авдаков, Э. Л. Нобель, братья Рябушинские). Возглавил партию крупный московский домовладелец и промышленник А. И. Гучков.

К весне 1906 г. в стране действовало 260 отделов партии «Союз 17 октября», большинство из них возникло в губерниях Европейской России с относительно развитым дворянским землевладением; на национальных окраинах империи число октябристских организаций было невелико. В Москве и Петербурге существовали отделения Центрального комитета партии, а также городские советы, которые направляли деятельность районных партийных организаций. Печатным органом партии были газеты «Голос Москвы», «Слово» и др. В 1906 г. октябристы издавали до 50-ти газет на русском, немецком и латышском языках.

Партия октябристов представляла и защищала интересы помещиков. Они отстаивали «сильную монархическую власть», считая закономерными все её действия, направленные на подавление революционной ситуации в стране. В своей программе октябристы поддерживали политику российского правительства, выступая за сохранение единства и нераздельности Российской империи, конституционную монархию, в которой император, как носитель верховной власти, должен был быть ограничен постановлениями «Основных законов». Гражданские права в программе октябристов включали свободу совести и вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, собраний, союзов, передвижения.

Аграрный вопрос «Союз 17 октября» предлагал решить путём уравнения крестьян в гражданских и имущественных правах с другими сословиями, содействия расселению и переселению крестьян, облегчения их выхода из общины, признания государственных и удельных земель фондом для наделения ею крестьян, а также содействие покупке земли крестьянами у частных владельцев при посредстве Крестьянского банка. Октябристы активно поддерживали аграрную реформу П. А. Столыпина .

Члены «Союза» признавали свободу рабочих организаций, союзов, собраний и право рабочих на стачки на почве экономических, профессиональных и культурных нужд. Они были сторонниками расширения народного образования, декларировали необходимость реформы суда и административного управления. Октябристы выступали за ограничение продолжительности рабочего дня, введение страхования рабочих, а также требовали сокращения налогового обложения населения.

В ноябре 1913 г. на конференции «Союза 17 октября» резко был подвергнут критике курс российского правительства. Предметом особой тревоги лидеров «Союза» явилось нарастание кризисных явлений в политической жизни страны. Уже в декабре 1913 г. думская фракция октябристов раскололась на три части. Первая мировая война привела к окончательной дезорганизации «Союза».

В июле 1915 г. было прекращено издание газеты «Голос Москвы», а вскоре - и деятельность самой партии. Однако вплоть до лета 1917 г. некоторые крупные деятели «Союза 17 октября» (А. И. Гучков, М. В. Родзянко, И. В. Годнев) продолжали играть заметную роль в политической жизни России.

Лит.: Павлов Д. Б., Шелохаев В. В. Союз 17 октября // Политические партии России: история и современность. М., 2000; Петрово-Соловово В. М. «Союз 17 октября», его задачи и цели, его положение среди других политических партий. М., 1906; Программы главнейших русских партий. М., 1917; Рохас Пардо М. У. Социальная программа партии «Союз 17 октября» и её реализация в Государственной Думе России, 1906-1914 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2003; Союз 17 октября [Электронный ресурс] // Хронос. 2000. URL : http:// www. hrono. ru/ organ/ ukaz_ s/ soyuz17 okt. php ; Союз 17 октября [Электронный ресурс] // Томское краеведение. Б. д. URL : http:// tomskhistory. lib. tomsk. ru/ page. php? id=1773 ; Шелохаев В. В. Партия октябристов в период первой российской революции. М., 1987.

См. также в Президентской библиотеке:

Сборник программ политических партий в России: в 2-х вып. / Под ред. В. Водовозова. СПб., 1905-1906. Вып. 2. 1906 .

«Союз 17 октября», контрреволюционная партия крупных помещиков и торгово-промышленной буржуазии в России, пред­ставлял правое крыло либерализма. Октябристы являлись под­линными хозяевами реформируемого капиталистического госу­дарства.

Первое упоминание о Союзе появилось в печати 30 октября 1905 года: в заметке «Союз 17 октября», опубликованной в газете «Слово», сообщалось, что «под таким названием орга­низуется союз политических партий, которые в основу своей политической программы полагают манифест 17 октября... союз составит ядро, вокруг которого объединятся уже функциони­рующие политический клуб, партия правого порядка и целый ряд других возникших и возникающих партий центра». Ини­циатива создания «Союза» принадлежала лидерам «меньшин­ства» земско-городских съездов А.И. Гучкову и Д.Н. Шипову.

В воззвании Союза совершенно игнорировалось, что Мани­фест 17 октября отвоеван революционным пролетариатом, и этот акт изображался как добровольный дар царя, открываю­щий возможность законным путем отстаивать свои интересы. Идеалом октябристов была «сильная монархистская власть», но говорилось также о необходимости развития начал консти­туционной монархии с народным представительством, осно­ванном на общем избирательном праве. Воззвание провозгла­шало единство и нераздельность России, только за Финлянди­ей признавалось право на известное автономное устройство. Отвергалась необходимость созыва Учредительного собрания, так как оно «заключает в себе полный разрыв связи с прошед­шим» и «только отдалит; столь желанный час успокоения стра­ны». Вместе с тем октябристы стояли за «неотложность» со­зыва Государственной Думы и пытались укрепить в народе веру в Думу как залог мирного развития страны.

Аграрный вопрос предполагалось решить путем уравнения крестьян в гражданских и имущественных правах с другими сословиями, признания мирского землевладения институтом гражданского права, содействия расселению и переселению крестьян, создания из государственных и удельных земель фонда для удовлетворения земельной нужды крестьян,

Октябристы обещали пересмотреть, усовершенствовать и расширить рабочее законодательство, ввести обеспечение рабо­чих и их семей в случае болезни, инвалидности и смерти, осу­ществить страхование рабочих во всех видах труда, ограни­чить рабочее время для женщин и детей и в особо вредных для здоровья производствах. «Союз» признавал свободу стачек и союзов, но стоял за запрещения их на предприятиях и в уч­реждениях, от которых зависит жизнь и здоровье населения.

«Союз 17 октября» с самого начала (за небольшим исклю­чением) находился под покровительством царской админист­рации: ему беспрепятственно разрешались собрания, рассыл­ка партийной литературы и пр. Иногда администрация сама деятельно распространяла воззвания «Союза 17 октября» и других партий «центра» путем рассылки их по волостным правлениям, церковно-приходским попечительствам и т. д.


«Союз» имел провинциальные отделения, число которых в годы наивысшего подъема движения доходило до 52. Одна­ко многие из них отличались крайней реакционностью. По признанию самих октябристов, пропаганда идей «Союза» в широких демократических кругах (т. е. среди про­стого народа) была малоэффективной.

На окраинах в «Союз» вступали почти исключительно рус­ские чиновники. Так, из Гродно сообщали, что из 158 членов местного отделения было «несколько лиц неясной профессии и 6 мещан-католиков», остальные - чиновники. Настроение этой публики было открыто черносотенное. С полным основанием фабрикант А.М. Немировский в письме к А.И. Гучкову от 17 февраля 1906 года утверждал, что «в провинции имеются даже просто разбойничьи комитеты, которые занимаются травлей евреев, превосходя в этом отношении союзы «истинных»».

В годы первой русской революции либеральная буржуазия претендовала на общенациональное руководство. Но вследствие своего классового положения она боялась революции больше, чем реакции. В период подъема народных выступлений первой русской революции октябристы оказали существенные услуги правительству, вели пропаганду против революционеров, угова­ривали рабочих прекратить поскорее «братоубийственное крово­пролитие». Октябристы безоговорочно одобряли подавление москонского вооруженного восстания «грубой силой», считая, что вооруженное восстание нельзя подавить увещеваниями и лек­циями. Вместе с тем, победа и усиление реакции не могли не внушать тревоги и не возрождать оппозиционных настроений среди буржуазии. По мнению П.А. Гейдена, правительство тем опасно, что неискренно, и поэтому нельзя доверять ему.

В начале 1906 года среди имущих классов прочно держал­ся взгляд, что только скорейший созыв Государственной Думы может «разоружить революцию». Считая Думу единственным средством «успокоения» страны, либеральная буржуазия ис­пытывала тревогу по поводу стремления «крайних» партий воспрепятствовать ее созыву.

Фракция октябристов в Первой Государственной Думе име­ла 16 депутатов, во Второй - 54. Изменение избирательного закона 3 июня 1907 года дало октябристам резкое увеличение избирательных мест в Третьей Государственной Думе - до 154 депутатов, в Четвертой - 98- В думской деятельности октябри­сты блокировались с черносотенцами и кадетами, способствуя проведению реакционного правительственного курса.

В декабре 1913 года партия октябристов раскололась на три фракции: «левых октябристов» (16 человек - И.В. Годнев, С.И. Шидловский, Хомяков и др.), земцев - октябрис­тов (57 чел. - Родзянко, М.И. Антонов, А.Д. Протопопов и др.) и правых октябристов (13 чел. - Н.П. Шубинский, Г.В. Скоропадский и др.).

С объявлением Первой мировой войны ок­тябристы выступили с призывом поддержать правительство, участвовать в земском и городском союзах и военно-промышленных комитетах. Когда выяснилась полная неспособность царизма управлять страной, октябристы подписали 22 авгус­та 1915 года соглашение 6 фракций о создании «Прогрессив­ного блока». После Февральской революции один из лидеров октябристов, А.И. Гучков, входил в состав буржуазного Временного правительства. После победы Октябрьской рево­люции 1917 года октябристы боролись против Советской рес­публики, занимая видные посты в белогвардейских организа­циях и правительствах.