Смотреть что такое "X век" в других словарях. Антироссийская пропаганда с ХУ и до начала Х1Х века

Согласно григорианскому календарю, девятнадцатый (XIX) век продолжался с 1801 года по 1900 включительно. Поговорим о том, каким был XIX век, остановимся на основных событиях этой эпохи.

Ключевые события XIX века

  • Урбанизация - процесс роста значимости городов в жизни социума. Как правило, катализатором урбанизации служил небывалый рост промышленности внутри городов.
  • Промышленный переворот или индустриализация - процесс перехода от традиционного (сельскохозяйственного) развития экономики на промышленное производство, главным образом благодаря техническому и научному прогрессу.
  • Рост колоний в различных уголках земного шара.
  • Расцвет культуры, литературы, живописи, который в истории искусства и литературы был назван "Золотым веком". Большой прорыв в области искусства нужно отметить в Российской Империи. Великий русский поэт А.С. Пушкин по праву считается главной фигурой "Золотого века" русской литературы и словесности. Он сделал большой вклад в русскую поэзию - стал реформатором художественного языка.

Конкретные исторические события века

Девятнадцатое столетие богато на исторические события, изменившие мир и повлекшие за собой коренные преобразования в обществе, политике, экономике многих стран. Рассмотрим основные из них.

  1. В 1806 году пала Священная Римская Империя. Это был союз многих стран Европы. Причиной распада и разделения частей империи между странами-победителями послужила русско-австро-французская война 1805 года. Австрия, Великобритания и Россия понесли серьезное поражение в ходе боевых действий.
  2. Отечественная война 1812 года с Наполеоном, которая значительно повысила рост национального самосознания народа Русской Империи.
  3. Наполеоновские войны 1803-1815гг.
  4. Русско-турецкие войны 1828-1829 гг. между Россией и Османской Империей. Два года тяжелейших боев, унесших жизни тысяч русских солдат, увенчались заслуженной победой Российской Империи и подписанием Адрианопольского мирного договора. Одним из важнейших пунктов мирного договора стал торговый доступ России к Черноморским проливам.
  5. 1861 год - отмена крепостного права в Российской империи указом императора Александра II.

Также вам может быть интересна статья

Русское изобразительное искусство Х в. - 1917 г.

Академия театрального искусства опубликовала в 2004 году «Универсальные синхронистические таблицы. Истории, философия, наука, искусство, литература. Факты, имена, даты» вторым изданием. Раздел русского изобразительного искусства и архитектуры оказался недостаточно полным для получения представления развития русского искусства на протяжении его почти тысячелетнего его развития. А сопоставление времени создания произведений архитектуры, живописи, скульптуры, отдельных художников дает более точное представление о путях развития художественной жизни страны в целом.

Синхронистическая таблица по русскому искусству Х- начала ХХ века соответствует курсу русского искусства, читаемому в Санкт-Петербургской Академии театрального искусства.

В таблицах дата создания произведения искусства не всегда отражает действительное время его создания. Особенно это относится к произведениям ранних веков. Среди исследователей существуют различные мнения, по поводу создания того или иного произведения искусства. Были выбраны те даты, которые наиболее традиционны для искусствоведческой науки. Определенная трудность существует и с датировкой создания архитектурных сооружений, т.к. исследователи обычно указывают или дату окончания проекта, или дату окончания строительства, или весь период от создания проекта до его воплощения.

При выборе произведений художника отбирались несколько наиболее значимых работ, которые дают, более или менее, полное представление о их творчестве.

Годы жизни художника, архитектора указываются при его первом упоминании. В дальнейшем, они не указываются.


989-996 Десятинная церковь в Киеве

1017-1032 Собор св.Софии в Киеве. Мозаики и фрески собора.

Середина Х1 в.: Икона "Петр и Павел". Новгородский художественный музей-заповедник.

ХП в.

1108-1113 Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

1113 Николо-Дворищенский собор в Новгороде.

1144 Алимпий (?). Икона "Богоматерь Оранта" – («Великая Панагия»). Москва. ГТГ

1119 Георгиевский собор Юрьего монастыря в Новгороде.

1130-1140-е гг. Икона "Св.Георгий.. Москва. Успенский собор Московского Кремля.

Первая половина ХП в. Икона Владимирской Божьей матери. Москва. ГТГ.

ХП в. Икона "Ангел Златые власы". СПБ., ГРМ

1156 Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове.

1158-1160 Успенский собор во Владимире.

1164 Золотые ворота во Владимире.

1165 Церковь Покрова на Нерли. Скульптурный декор.



1130-1190-е гг. Икона "Благовещение". Москва, ГТГ.

1130-1190-е гг. Икона "Спас Нерукотворный".. Москва. ГТГ

1194-1197 Дмитриевский собор во Владимире. Скульптурный декор.

1198 Росписи храма "Спаса Нередицы" под Новгородом.

ХШ в.

1230-1234 гг. Скульптурный убор Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

ХШ в. Икона "Успение". Москва. ГТГ

ХШ в. Икона "Богоматерь Одигитрия" («Путеводительница»). Москва. ГТГ

ХШ в. Икона "Никола". СПБ., ГРМ.

ХШ в. Икона "Иоанн Лествичник, Георгий и Власий". СПБ., ГРМ

ХШ в. Икона "Никола Липный". (Новгородский историко-архитектурный музей заповедник.

Х1У в.

Около 1300 г. Икона "Архангел Михаил". Москва, ГТГ.

Нач. Х1У в. Икона "Св. Георгий в житии". СПБ., ГРМ.

Около 1314 г. Икона Богоматерь Толгская". Ярославский областной музей изобразительного искусства.

Около 1327. Икона "Богоматерь Толгская" ("Тронная"). Москва, ГТГ.

Ранний Х1У в. Икона "Борис и Глеб". СПБ., ГРМ.

1363 Церковь Успения на Волотовом поле, близ Новгорода. Фрески.

1367 Первый каменный Кремль в Москве.

1374 Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

К. 1360 - 1370-е гг. Фрески церкви Федора Стратилата в Новгороде.

1378 Феофан Грек (1330-е-1405/1415). Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Поздний Х1У в. Икона «Чудо Георгия о змие». СПБ., ГРМ.

К. Х1У в. Икона «Архангел Гавриил». СПБ., ГРМ.

Х1У в. Икона "Спас Нерукотворный". Москва, ГТГ



Х1У в. Икона «Воскресение – Сошествие во ад». СПБ., ГРМ.

Х1У в. Феофан Грек. Икона «Успение Богоматери».

ХУ в.

1405 Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев (Ок. 1360-1430). Роспись Благовещенского собора Московского Кремля.

1405 Феофан Грек. Икона «Богоматерь». Москва. Благовещенский собор Московского кремля.

Н. ХУ в. Феофан Грек. Икона « Преображение».. Москва, ГТГ.

художественный музей-заповедник.

1408 Рублев А., Черный Д. Роспись Успенского собора во Владимире.

1410-1420 Рублев А. Икона «Троица».

1420-е гг. Рублев А. Иконы «Звенигородского чина». Москва, ГТГ.

1433 Грановитая палата Новгородского Кремля.

1467 Икона «Молящиеся Новгородцы». (Новгородский историко-архитектурный музей заповедник.

1475-1479 Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского кремля.

1482 Дионисий (1430/1440-1508?). Икона «Богоматерь Одигитрия». СПБ., ГРМ.

1480-е гг. Мастерская Дионисия. Икона «Митрополит Алексей с житием». Москва, ГТГ.

1484-1489 Благовещенский собор Московского Кремля.

1487-1491 Марко Руффо, Пьетро Соляри. Грановитая палата Московского Кремля.

1485-1495 Алевиз Новый, Пьетро Соляри. Стены Московского Кремля.

Поздний ХУ в. Икона «Флор и Лавр». Москва, ГТГ.

Поздний ХУ в. Икона «Битва новгородцев с суздальцами». Москва, ГТГ.

1500 Мастерская Дионисия. Икона «Распятие». Москва, ГТГ.

ХУ1 в.

1502-1503 Дионисий. Росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря под Вологдой.

1505-1509 Алевиз Новый. Архангельский собор Московского Кремля.

1532 Церковь Вознесения в с. Коломенском.

1554 Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково под Москвой.

1554-1560 Постник, Барма. Собор «Покров что на рву» («Собор Василия Блаженного») в Москве.

1505-1600 Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле («Колокольня Ивана Великого»).

1595-1602 Федор Конь. Крепостные сооружения Смоленска.

ХУ1 в. Икона «Притча о слепце и хромце». СПБ., ГРМ.

ХУ1 в. Икона «Видение Иоанна Лествичника». СПБ., ГРМ.

ХУП в.

1647-1650 Церковь Ильи Пророка в Ярославле.

1668 Ушаков С. (1626-1986). Икона «Древо государства Российского». Москва, ГТГ.

1671 Ушаков С. Икона «Троица». СПБ., ГРМ.

1680-1681 Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле.

1693 Церковь Покрова в Филях. Под Москвой.

Годы

1704-1707 Зарудный И.П. Церковь Архангела Гавриила («Меншикова башня») в Москве.

1710-1714. А.Шлютер. Летний дворец Петра 1 в Петербурге

1714 Растрелли К. (1675-1744). Анна Иоановна с арапчонком.

1717 План застройки Санкт-Петербурга.

1714-1717 Зубов А.Ф. (1682/83-1751). Панорама Санкт-Петербурга.

1714-1725 Система фонтанов в Петергофе.

1720-е гг. Никитин И.Н. (ок. 1680-после 1742). Портрет канцлера Г.И.Головкина.

1720-е гг. Никитин И.Н. Портрет напольного гетмана.

1725 Никитин И.Н. Петр 1 на смертном одре.

1729 Матвеев А.М. (1701/1704- 1739). Автопортрет с женой.

1712-1733 Трезини Д.А. (Ок. 1670-1734). Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.

1730-1734 Земцов М.Г. (1688-1743). Церковь Симеона ия и Анны в СПБ.

1722-1742 Трезини Д.А. Здание двенадцати коллегий.

1720-е-1747 Растрелли К. Памятник Петру 1. Установлен в 1800 г.

Ок. 1750 г. Вишняков И.Я. (1699-1761). Портрет Сары Фермор.

1752-1757 Растрелли В.В. (1700-1757). Большой дворец в Царском селе.

1757 Основание Императорской Академии Художеств.

1754-1762 Растрелли В.В. Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

1762 Антропов А.П. (1716-1795). Портрет Петра Ш.

1763 Лосенко А.П. (1737-1773). Портрет актера Ф.Г.Волкова.

1748-1764 Растрелли В.В. Смольный монастырь в Санкт-Петербурге.

1762-1764 Ломоносов М.В. (1711-1785). Мозаика «Полтавская баталия».

1762-1764 Ринальди А. (Ок. 1709-1794). Китайский дворец, Катальная горка в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом.

1769 Левицкий Д.Г. (1735-1812). Портрет А.Ф.Кокоринова.

1769 Гордеев Ф.Г. (1744-1810). Прометей.

1770 Лосенко А.П. Владимир и Рогнеда.

1772 Рокотов Ф.С. (1735-1808). Портрет Н.Е.Струйского.

1772 Рокотов Ф.С. Портрет А.П.Струйской.

1773 Лосенко А.П.Прощание Гектора с Андромахой.

1770-е Левицкий Д.Г. Портреты воспитанниц Смольного монастыря благородных девиц.

1773 Шубин Ф.И. (1740-1805). Портрет А.М.Голицына.

1773-1777 Фельтен Ю.М. (1730-1801). Ограда Летнего сада со стороны Невы в Санкт-Петербурге.

1768-1782 Фальконе Э.-М. (1716-1791). Памятник Петру 1 («Медный всадник») в Санкт-Петербурге.

1783 Левицкий Д.Г. Екатерина П – законодательница в храме богини правосудия.

1784 Прокофьев И.П. (1758-1828). Актеон, преследуемый собаками.

1768-1785 Ринальди А. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге.

1784-1786 Баженов В.И. (1737-1799). Пашков дом в Москве.

1780-е гг. Казаков М.Ф. (1738-1812). Большой зал бывшего Дворянского собрания в Москве.

1783-1787 Кваренги Дж. (1744-1817). Эрмитажный театр в Санкт-Петербурге.

1764-1788 Кокоринов А.Ф. (1726-1772), Вален-Деламот Ж.Б. (1729-1800). Здание Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

1783-1789 Кваренги Дж. Главное здание Академии Наук в Санкт-Петербурге. 1783-1789 Старов И.В. (1745-1808). Таврический дворец в Санкт-Петербурге

Вторая половина 1780-х гг. Рокотов Ф.С. Портрет В.Н.Суровцевой.

1790 Боровиковский В.Л. (1757-1825). Портрет О.Ф.Филипповой.

1786-1793 Казаков М.Ф. Здание Московского Университета.

1797 Боровиковский В.Л. Портрет М.И.Лопухиной.

Ок. 1798 г. Шубин Ф.И. Портрет А.А.Безбородко.

Вторая половина 1790-х гг. Боровиковский В.Л. Портрет Е.Н.Арсеньевой.

1799 Козловский М.И. (1753-1802). Памятник А.В.Суворову в Санкт-Петербурге.

1799 Боровиковский В.Л. Портрет А.В.Куракина.

Первая половина Х1Х века

1800 Шубин Ф.И. Портрет Павла 1.

1797-1800 Баженов В.И., Бренна В. (1745-1820). Инженерный (Михайловский замок) в Санкт-Петербурге.

1780-1801 Камерон Ч. (1730-е-1812). Архитектурный ансамбль в Павловске под Санкт-Петербургом.

1804 Кипренский О.А. (1782-1836). Портрет А.К.Швальбе.

1809 Кипренский О.А. Портрет Е.В.Давыдова.

1805-1811 Тома де Томон (1750-1813). Здание Биржи в Санкт-Петербурге.

1801-1811 Воронихин А.Н. (1759-1814). Казанский собор в Санкт-Петербурге.

1813 Демут-Малиновский В.И. (1779-1848/49). Русский Сцевола.

1821/1822 Венецианов А.Г. (1780-1847). Гумно.

1806-1823 Захаров А.Д. (1761-1811). Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Первая половина 1820-х гг. Венецианов А.Г. На пашне.

1821-1824 Бове О.И. (1784-1834). Большой театр в Москве.

1824 Бруни Ф.А. (1799-1875). Смерть Камиллы сестры Горацио.

1819-1825 Росси К.И. (1775-1849). Михайловский дворец.

1827 Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина.

1827 Шедрин С.Ф. (1791-1830). Терраса на берегу моря.

1819-1829 Росси К.И. Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге.

1828-1832 Росси К.И. Александринский театр в Санкт-Петербурге.

1828 Кипренский А.О. Автопортрет.

1829 Щедрин С.Ф. На веранде.

1829-1832 Брюллов К.П. (1799-1852). Всадница.

1830-1833 Брюллов К.П. Последний день Помпеи.

1829-1834 Монферран О. (1786-1858). Александровская колонна в Санкт-Петербурге.

1828-1834 Стасов В.П. (1769-1848). Нарвские триумфальные ворота.

1831-1834 Иванов А.А. (1806-1858). Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением.

1835 Иванов А.А. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения.

1813-1836 Толстой Ф.П. (1783-1873). Медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года и военным действиям 1813-1814 годов.

1841 Бруни Ф. А. Медный змий.

1841 Брюллов К.П. Портрет Ю.П.Салтыковой.

1845 Иванов А.А. Аппиева дорога.

1848 Федотов П.А. (1815-1852). Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)

1839-1849 гг. Тон К.А. (1794-1881). Большой Кремлевский дворец в Москве.

1850 Айвазовский И.К. (1871-1900). Девятый вал.

КРИЗИС НАТУРФИЛОСОФИИ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - ХХ ВЕКАХ. № 17.

НАТУРФИЛОСОФИЯ – сформировавшаяся в древней Греции часть философии, умозрительно (путем размышлений) изучающая явления природы (натуры). (Другие части философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, методология, этика, эстетика, логика и др.).

По мере формирования экспериментального естествознания в ХУП веке и его дальнейшего бурного развития, начиная с первой трети Х1Х века, в европейской философской мысли зреет идея о том, что натурфилософия в век науки не нужна. Это одна из центральных идей позитивизма О. Конта. С нее и начинается кризис натурфилософии .

Какие предлагаются выходы из кризиса? Они нашли свое отражение, например, в следующих философских течениях:

1. Позитивизм . Философия (как и религия) не дает позитивного, научного знания. Следовательно, от философии надо отказаться в пользу науки как позитивного знания. Получается: ФИЛОСОФИЯ ОТЖИЛА СВОЕ, ДОЛЖНА УСТУПИТЬ МЕСТО НАУКЕ.

2. Марксистская философия (диалектический материализм) утверждает, что она - вершина развития философии и, одновременно конец философии. Энгельс писал, что вместе с формированием марксовой философской доктрины философии в определенном смысле приходит конец. Марксистская философия – это подлинно научная философия. Получается: ФИЛОСОФИЯ (марксистская) ТОЖДЕСТВЕННА НАУКЕ.

3. Иррационализм принижает интеллектуальные, рационалистические способности человека в сфере познания, а, следовательно, науку как наиболее яркое выражение этих способностей. На первое место выдвигаются другие познавательные способности – сверхразумные, иррациональные, например, интуиция, озарение. Наука здесь оценивается весьма негативно, поскольку она, много рассказав о природе, неспособна дать ответы на самые главные вопросы бытия, например «В чем смысл жизни, суть человеческого существования». Ответы на эти вопросы может дать философия, например, экзистенциализм. Получается: ФИЛОСОФИЯ ЛУЧШЕ, ПОЛЕЗНЕЕ НАУКИ.

Позитивизм и его эволюция

ПОЗИТИВИЗМ - от латинского – положительный. Философское направление, основанное на изучении знания данного в опыте, то есть положительного, позитивного знания. Позитивизм, в целом, считает, что:

1. Подлинное, положительное знание может быть получено лишь с помощью специальных наук, которые основываются на фактах, опыте.

2. Философия, занимающаяся мировоззренческими вопросами, не имеет права на существование, не имеет смысла.

3. Философия имеет право на существование лишь в том случае, если будет изучать язык науки.

Реальные факты, послужившие возникновению позитивизма:

– бурное развитие наук, начавшееся в конце Х1Х века, приносит массу нового конкретно-научного знания;

– отсюда: происходит сокращение традиционных онтологических проблем философии (натурфилософии), многое уходит в область естествознания;

– усиливается гносеологическая и методологическая функции философии: философы все чаще имеют дело со знанием добытым науками;

– возникают вопросы достоверности этих знаний и способах их использования философией.

Этапы позитивизма.

Первая форма позитивизма.

Основатель - Огюст Конт (1797-1857), ввел в оборот сам термин. Продолжатели – Герберт Спенсер (1820-1903), Джон Милль (1806-1873).

Конт и Спенсер считали, что интеллектуальная эволюция человечества прошла три стадии своего развития.

1. Теологическая - все явления (в том числе и природные) объяснялись на основе сверхъестественных, религиозных представлений.

2. Метафизическая – иначе – философская, то есть объяснение явлений природы с точки зрения философии.

3. Позитивная – иначе – научная, то есть объяснение мира с позиций науки. Конт считал, что эта стадия начинается с появления подлинной науки об обществе – СОЦИОЛОГИИ, понятия, которое ввел в научный оборот он сам.

Суть первой формы позитивизма.

НАУКА – не есть отражение объективной действительности, и представляет собой систематизацию данных чувственного опыта, получаемых в ходе наблюдения.

ЗАДАЧА ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ – исследовать структуру научного знания, то есть систематизировать и обобщать факты. При этом факт – это не предмет и не процесс («стакан», «часы идут»), а зафиксированное в чувственном опыте событие.

ЗАДАЧА НАУКИ – описывать факты, отвечая на вопрос «как» но не на вопрос «почему».

К концу Х1Х века первая форма позитивизма сталкивается с серьезными трудностями, вызванными развитием естествознания (в математике – появление неевклидовых геометрий; в физике – открытие электрона и микромира). Все это требовало изучения тех самых философских (метафизических) проблем, которых хотел избежать позитивизм.

Вторая форма позитивизма – ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ или махизм по имени создателя – Э.Маха (1838-1916). Соавтор – Р. Авенариус (1843-1896).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА – существует ли объективная реальность и как к ней относится сознание. Решали этот вопрос с позиций субъективного идеализма, то есть утверждали, что вещи являются субъекту в форме ощущений, названных элементами. Устойчивые комплексы элементов запечатлеваются в памяти и выражаются в речи.

ЗАДАЧА НАУКИ – исследовать законы связи между элементами и между комплексами элементов.

Критика махизма с позиций диалектического материализма содержится в книге В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

Третья форма позитивизма – НЕОПОЗИТИВИЗМ (или логический позитивизм). Его возникновение связано с дальнейшим развитием естествознания, прежде всего математики: а) возрастает абстрактность математики (бесконечно малые величины, теория множеств и т.д.); б) математика сближается с логикой – возникает математическая логика.

Все это приводит к кризису оснований математики: в этом образце достоверности и истинности возникают нелепости и парадоксы. Это поставило ряд методологических и логических проблем:

1. Каковы причины парадоксов и способы их устранения?

2. Проблема истинности математического знания.

3. Как абстрактные математические формулы связаны с действительностью? Например, чему соответствует в реальности бесконечно малая величина.

Развитие квантовой механики также поставило перед наукой и философией ряд новых проблем, например, проблему осмысленности научных предложений, возможность опытной проверки абстрактных положений, таких как цикличное течение времени, эффект близнецов и др.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – возникает в 20-е годы ХХ века. Основные идеи сформировались в рамках так называемого «Венского кружка» - группы интеллектуалов Венского университета, объединившихся по инициативе руководителя кафедры философии Морица Шлика. Другие представители: Р.Карнапп (1891-1970), Б.Рассел (1872-1970), Л.Витгенщтейн (1889-1951) и др. Неопозитивизм весьма сложная философская система как по существу решаемых проблем и обращении к сложнейшим проблемам современного естествознания, так и потому, что имеет по нескольку вариантов решения одной и той же проблемы разными философами одной и той же школы.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ.

1. Все мировоззренческие (философские) проблемы не имеют смысла и должны быть изгнаны как из языка науки, так и из обыденного языка. Вся прежняя философия, религия, атеизм лишены научного смысла, занимаются псевдопроблемами, ищут ответа на вопросы, которые в принципе неразрешимы. Например, первичен дух или материя? В чем единство мира? Существует ли Бог? Таким образом, прежняя философия не может быть знанием о природе и обществе. Все это должны изучать специальные науки. А философия должна исследовать только язык науки, осуществлять анализ языка науки.

2. Все научные знания, за исключением математических и логических, имеют эмпирическое (опытное) происхождение. Следовательно, имеют научный смысл лишь тогда, когда они верифицируемы (принципиально проверяемы).

3. Верификация – это процесс установления истинности научных суждений в результате их эмпирической проверки. Верификация распадается на два этапа:

а) проверка предложения на наличие в нем смысла , для чего нужно свести всякое научное утверждение к совокупности протокольных предложений, которые фиксирует чувственный опыт субъекта; например, «снег бел», «сейчас я вижу красное»; если предложение соответствует факту, то оно имеет смысл. Так предложение «снег бел» - имеет смысл, предложение «мир – материален» не имеет смысла.

б) проверка предложения на истинность, в процессе сопоставления его с чувственным опытом. Например: температура данного тела = 60 градусов;

температура человеческого тела = 37 градусов;

След-но, данный предмет для человека – горячий

4. Принцип конвенционализма – в основе научных теорий, аксиом, законов лежит конвенция (соглашение) между учеными. Этот принцип был сформулирован в связи с появлением неевклидовых геометрий. Основатель конвенционализма французский физии Пуанкаре, считал аксиомы геометрии лишь удобными условностями. Затем принцип был распространен и на физические теории, например, принцип инерции – это тоже произвольное соглашение.

5. Принцип физикализма был выдвинут в 30-е годы ХХ века. Он требовал перевода всякого знания на терминологию физики. Считалось, что это обеспечит успех в любой области научного знания

Четвертая форма позитивизма - ПОСТПОЗИТИВИЗМ – его начало связано с выходом в свет в 1959 году книги Карла Поппера (Англия) «Логика научного открытия» и книги Томаса Куна (США) «Структура научных революций».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТПОЗИТИВИЗМА.

1. Главное внимание следует уделять истории науки вместо анализа ее языка.

2. Необходимо изучать особенности развития научного знания: как возникает новая теория? Как она добивается признания? Возможны ли продуктивные контакты между представителями конкурирующих теорий? Каковы критерии выбора конкурирующих теорий?

3. Смягчается противопоставление между эмпирическим и теоретическим научным знанием. Если логический позитивизм считает, что надежно лишь эмпирическое знание, то постпозитивизм утверждает относительность границ между эмпирическим базисом науки и теориями.

4. Признается отсутствие жестких границ между наукой и философией и осмысленность философских предложений, бессмысленных с точки зрения логического позитивизма.

5. Развитие науки происходи не линейно, поступательно, а путем революций, то есть таких преобразований, когда происходит пересмотр фактов, теорий, методов исследования, иначе - всего базиса науки. Важное место здесь принадлежит понятию, выдвинутому Т.Куном - ПАРАДИГМА. Последняя представляет собой совокупность принципов, законов, аксиом, основных научных положений, принятых научным сообществом в качестве базовых, истинных на определенном этапе развития знаний о мире. (Не забыт принцип конвенционализма). Например, принципы евклидовой геометрии, идеи Декарта, законы механики Ньютона лежат в основе механистической парадигмы.

6. Важна проблема фальсификации, понимаемая как процедура установления ложности гипотезы или теории. Отказ от предшествующей теории возможен лишь тогда, когда появляется новая теория, обеспечивающая прогресс познания.

ВЫВОД : главное, что сближает всех представителей позитивизма (подавляющее большинство из них – это ученые из разных областей естествознания) – это то, что в центре их внимания, так или иначе, находится НАУКА, научное знание, его ценность, особенности и специфика развития. Поэтому позитивизм часто называют самосознанием науки.

Философия марксизма. (Диалектический материализм)

Представители философии марксизма: Маркс Карл (1818 – 1883) – основная экономическая и философская работа «Капитал»; Энгельс Фридрих (1820 – 1895). Основные работы: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы».

Основные принципы и положения философии марксизма.

1. Материалистическое решение основного вопроса философии, то есть вопроса об отношении сознания и материи. Его смысл впервые изложен в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» - 2 глава. Этот вопрос имеет две стороны : первая – что первично, материя или сознание? Марксизм утверждает - первична материя. Вторая – познаваем ли мир? Марксизм признает - мир познаваем.

2. Соединение материализма и диалектики в единую философскую систему – диалектический материализм. Здесь следует: вспомнить, что и материализм, и диалектика существовали еще со времен античности; определить, что такое материализм (см. пункт 1) и в чем сущность диалектики. Диалектика включает в себя два принципа: принцип развития, принцип всеобщей взаимосвязи явлений процессов. Таким образом, диалектический материализм утверждает: мир материален и функционирует по законам диалектики. Имеются в виду законы, сформулированные еще Гегелем: 1. закон единства и борьбы противоположностей; 2. закон взаимных количественных и качественных изменений; 3. закон отрицания отрицания.

3. Учение о материи, движении, пространстве и времени.

Учение о материи. Этот материал может быть раскрыт на основе работ Ф. Энгельса и В. И. Ленина. За все время существования философии в ней сформировались два разных подхода к пониманию материи:

- Субстратная концепция . Здесь материя – это некий исходный строительный материал, из которого состоят все вещи, например, вода, огонь, атомы и т.д.

- Гносеологическая концепция . Здесь материя не связывается с конкретными свойствами вещей. Представителем гносеологической концепции был В.И. Ленин. Он сформулировал следующее определение: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и существует независимо от них». Суть определения в следующем: единственным свойством материи признается свойство быть объективной реальностью, то есть существовать вне человеческого сознания; материя отображается органами чувств человека; материя не отождествляется с конкретными свойствами предметов.

Учение о движении.

Движение – это любое изменение, любой переход из одного состояния в другое. Изменения бывают количественные и качественные . Это означает, что движение и изменение – это тождественные понятия. Движение – это атрибут материи, способ ее существования: весь мир, все его формы находятся в движении, изменении.

Движение обладает следующими свойствами:

- Абсолютность – движение происходит везде и всегда, при всех условиях.

- Относительность - поскольку ни один конкретный объект не существует вечно, то и движение материального тела преходяще и в этом смысле относительно.

- Самодвижение - источник движения находится внутри самой материи – это борьба противоположностей.

- Противоречивость – движение представляет собой единство двух противоположных процессов – изменчивости и устойчивости, то есть любое движение связано со своей противоположностью – покоем.

Учение о пространстве и времени.

Понятие «пространство» отражает:

1. Расположение объектов . Предметы, явления определенным образом расположены друг относительно друга. Для обозначения этого люди пользуются, например, такими словами: справа, слева, выше, ниже.

2. Протяженность . Любое тело имеет определенные границы, занимает тот или иной объем в пространстве, то есть, имеет свои пространственные границы

Итак, пространство - это понятие, которое характеризует протяженность, структурность объектов, их взаиморасположение.

Понятие «время» отражает:

- Длительность протекания процессов . Поскольку тела, явления постоянно изменяются, то они есть процессы, развертывающиеся в определенном порядке. Они сменяют друг друга. Эта особенность и определяется понятием «длительность».

- Последовательность протекания процессов . Для объяснения смысла этого термина можно употреблять такие слова: раньше, позже, одновременно.

Итак, время – это понятие, которое характеризует длительность и последовательность смены состояний процессов.

4. Материалистическое понимание истории: развитие общества представляет собой закономерный исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Главным фактором общественного развития являются экономические и, прежде всего, производственные, отношения, характеризующие отношение людей к средствам производства, к собственности. В каждом обществе они есть фундамент, базис, на котором «выстраивается » все остальное общественное здание.

Существует несколько типов производственных отношений и все многообразие социальных организмов (стран, государств) можно свести к нескольким основным типам. Они в марксизме получили название – общественно-экономическая формация. Каждая формация основана на определенном способе производства, который представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. В обществе действует закон соответствия производительных сил уровню развития и характеру производственных отношений. Развитие производительных сил ведет к смене производственных отношений и смене типа общества. Обычно это происходит путем революции. Общая направленность процесса смены типов общества - от первобытности к коммунизму. Все это расценивается марксисткой философией как непреложный закон истории, открытый К.Марксом.

Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм - разновидность философии иррационализма.

Один из предшественников экзистенциализма - датский философ Кьёркегор (1813 – 1855) утверждал, что жизнь человека изменчива , динамична , противоречива , сложна и многогранна . Поэтому с помощью разума открыть истины жизни невозможно. Человеческое существование или – ЭКЗИСТЕНЦИЯ - неподвластно разуму. Однако его можно познать с помощью интуиции.

Экзистенциализм формируется в 20-30-е годы ХХ века. В нем выделяют два основных направления:

1. Религиозный экзистенциализм . Представители: русский философ Лев Шестов (1866 – 1938), французский философ Габриель Марсель (1889 – 1973).

2. Атеистический экзистенциализм . Его представители немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889 – 1976), французские философы Жан Поль Сартр (1905 – 1980), Альбер Камю (1913 – 1960).

Основные положения атеистического экзистенциализма.

1. Философия принципиально отличается от науки. Наука стремится к общезначимым истинам, дает ясные однозначные формулировки. Философия изучает тайны человеческого бытия, существования и предлагает не общезначимые, а личные истины. Поэтому у каждого человека может быть своя личная философия, которая представляет собой особого рода веру. Экзистенциализм изучает внутренний мир человека, который невозможно адекватно выразить словами, то есть логическими, рациональными формами. Наука же изучает явления предметного, природного мира, которые можно описать рационально, логически.

2. Главной проблемой философии экзистенциализма является бытие, существование человека , то есть чувства, эмоции, переживания, совесть, весь внутренний мир.

3. Основной категорией в этой философии является понятие «экзистенция », которое впервые определил Кьёркегор. Экзистенция - это особый способ переживания существования.

Существование бывает двух видов: внешнее, неподлинное и подлинное.

Внешнее существование подразумевает, что человек живет обычной повседневной жизнью со всеми ее заботами. Такое существование не является подлинным, потому что здесь теряется индивидуальность личности, которая превращается в «среднего человека» (Хайдеггер), человека, живущего «КАК ВСЕ».

Подлинное существование начинается с признания неотчуждаемой свободы других людей и своей собственной свободы. Для того чтобы приблизиться к подлинному существованию необходимо: во-первых , отвлечься, отрешиться от внешнего мира, «заключить мир в скобки»; во-вторых, отвлечься от того, что человек приобрел с помощью образования и жизненного опыта, то есть в ходе повседневной жизни.

Сделав первое и второе человек, остается наедине с самим собой . В этом случае у него открывается возможность понять смысл своего существования и перейти к подлинному бытию. Одним из инструментов, помогающих человеку подойти к подлинному существованию, является стремление «заглянуть смерти в глаза », то есть сосредоточиться на осознании собственной неизбежной смерти. Для этого нужно попасть в «пограничную ситуацию » (например, ожидать смертной казни в тюремной камере, неизлечимо заболеть) и испытать страх, отчаяние.

Страх в экзистенциализме – понимается как метафизический ужас, в результате которого может наступить прозрение, рассматриваемое как способ познания . Поэтому экзистенциализм и есть философия иррационализма. В результате прозрения человеку может открыться зияющая бездна бытия, о которой он не имел ни малейшего представления, когда спокойно прозябал в сутолоке повседневных дел.

Итак, экзистенциализм учит, что размеренно протекающая человеческая жизнь ничего не знает о себе самой, и только в моменты потрясений и катастроф, когда с сознания спадает пелена повседневности, открываются трагические истины человеческого существования. Когда человек осознал свое подлинное бытие – экзистенцию - для него в жизни покоя больше нет. У него остается только риск выбора действий, решений. Причем этот выбор не гарантирует успеха. В этом и заключается подлинное существование. Оно намного труднее, чем бездумное бытие в рамках привычного порядка вещей. Многие люди, возможно, большинство по различным причинам (например, боязнь одиночества, бремени ответственности) предпочитают быть несвободными, вести не подлинное существование.

В центре внимания экзистенциализма - смерть, страх, забота, тревога, чувство вины. Именно они, утверждают экзистенциалисты, позволяют понять подлинный смысл бытия. Здесь налицо абсолютизация роли отрицательных эмоций в жизни человека. Человеческое сознание рассматривается не как познающее (что характерно для рационализма), а, прежде всего, как страдающее, тревожащееся, озабоченное выяснением смысла жизни.

А (у), предлож. о веке, на веку; мн. века, ов; м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Прошла четверть века. В глубине веков; из глубины веков (о том, что берёт начало в далёком прошлом). Многие народные… … Энциклопедический словарь

Муж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. |… … Толковый словарь Даля

Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? века, чему? веку, (вижу) что? век, чем? веком, о чём? о веке и на веку; мн. что? века, (нет) чего? веков, чему? векам, (вижу) что? века, чем? веками, о чём? о веках 1. Век это временной период… … Толковый словарь Дмитриева

ВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.»… … Толковый словарь Ушакова

См. время, долго, жизнь в кои веки, во веки веков, доживать век, загубить век, испокон века, испокон веков, испокон веку, на веки веков, на веки вечные, ни во веки веков, от века до века, отжить свой век, промаяться век, промаячить век, спокон… … Словарь синонимов

ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… … Толковый словарь Ожегова

Век неспокойного солнца … Википедия

Век вековать

Век свековать - ВЕК ВЕКОВАТЬ. ВЕК СВЕКОВАТЬ. Устар. Экспрес. 1. Долго жить; проживать жизнь. Так и осталась Алёна одна век вековать (Бажов. Ермаковы лебеди). Ну, брат, сказал Кустоломов, квартирка у тебя, конечно, незавидная, да ведь тебе не век здесь вековать… … Фразеологический словарь русского литературного языка

век - вековать времяпрепровождение век кончается действие, субъект, окончание век начался действие, субъект, начало век прожить окончание, времяпрепровождение век прошёл действие, субъект, окончание доживать век окончание,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

The Age of Stupid Жанр … Википедия

Книги

  • Век Джойса , И. И. Гарин. Если писать историю как историю культуры духа человеческого, то XX век должен получить имя Джойса - Гомера, Данте, Шекспира, Достоевского нашего времени. Элиот сравнивал его `Улисса` с…
  • Век надежд и крушений , Олег Волков. Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Главным произведением в сборнике "Век надежд и крушений" одного из старейшин отечественной литературы Олега Васильевича Волкова, издаваемого к его…