Шаманы и шаманизм. Магия шаманизма. Шаманы лечат тело и рассудок Помогают ли шаманы

Шаманизм – одна из древнейших систем врачевания, а потому помощь шамана в ряде случаев просто бесценна. Лечение тела и рассудка человека – вот главная задача целителя. Впадая в транс, шаман пересекает и обретает дар ясновидения. При этом его душа выходит из тела, освобождая место онгонам – духам предков рода, тотемным животным или птицам.

Когда нужна помощь шамана в лечении тела и духа

Присутствующие при обряде люди могут в это время общаться с духами, вселившимися в тело шамана. Все это к тому, что шаман выполняет почетную функцию посредничества между духами и людьми. Людям часто бывает нужна помощь шамана в лечении. Талантливые шаманы, получившие свой дар от представителей старших поколений в роду, многое умеют. Дают правильные советы. Лечат. Возвращают заблудшую душу. Слова шамана носят лишь рекомендательную окраску, а как поступить, человек решает сам.

Можно ли прибегать к помощи шаманов? Бывает, что не только можно, а необходимо. Шаманизм блестяще соединяет в себе духовное и практическое. Всегда шаман был уважаемым человеком в роду. К нему ходили за советом, просили здоровья для себя и близких, удачи в охоте.

И сегодня к шаманам обращаются с любыми житейскими вопросами: когда лучше жениться, когда собираться в дорогу.

А, когда к шаману приходит больной человек, тот первым делом выявляет причину недуга. Для этого приходится камлать. После камлания шаман чистит энергетику человека, меняет его код, ставит защиту от негатива и открывает дороги. Камлание применяется не только для исцеления, но и с целью получения пророчеств, процветания рода и для благополучия всего человечества.

Мне помог справиться с трудностями и защитить себя от недоброжелателей, Оберег от сглаза и порчи . Он защищает человека от сил зла, Энергетических вампиров на работе и в семье, специально наведенной порчи, и злых помыслов врагов. Посмотреть и заказать его можно только на официальном сайте

Помощь настоящего шамана в Москве

В шаманизме есть предание о похищенных душах. Именно похищение душ живых является причиной многих заболеваний. Энергетическая оболочка может быть пробита из-за внезапного сильного испуга, либо в результате намеренных колдовских действий. Через пробоину в энергоструктуре улетает душа.

Человек становится флегматичным, безжизненным, начинает болеть. После обряда по возвращению души человек преображается, появляются энергия и . В России помощь шамана можно получить не только на Алтае, или в Бурятии, но и в Москве. Современные российские шаманы – люди уважаемые, культурные и умные. Свой незаурядный ум они используют для систематизации полученных знаний, и для того, чтобы в короткие мгновения увидеть пришедшего за помощью человека со всех сторон, отсечь лишнее и выявить подлинную причину заболевания.

Во время практики шаману приходится сталкиваться с темной энергией, от которой нужно уметь защищать себя. Для этого есть специальные предметы, оберегающие своего владельца от грязной энергетики: бубен шамана, колокольчики, тали - большой круглый медный амулет, который целитель вешает на шею. &1


10 вопросов шаману Борису Дашицыренову

Как Вы стали шаманом?

Лет пять назад я начал видеть духов. Они являлись мне повсюду. Каждый раз я испытывал тревогу и беспокойство. В голове царила словно неразбериха. Я не знал, что происходит, и никому не говорил об этом. Был еще такой характерный случай. Утром просыпаюсь, и слышу, кто-то шепчет в ухо: «Не ходите сегодня кататься на лыжах. Скажи обязательно маме». Я не понял, в чем дело, поехал к маме домой, а они действительно собрались ехать на Верхнюю Березовку.

Но тогда мы не придали значения моему утреннему видению. И мама подвернула ногу, катаясь на лыжах. Затем родители все чаще начали замечать за мной такие странности и обратились в общество шаманов «Тэнгэри». Там сказали, что мне нужно посвящение. Так я стал шаманом-целителем при этой же общине.

Чем шаман отличается от обычного человека?

Внешне и в быту ничем, конечно, не отличается (смеется). Единственное, могут быть более развиты интуитивные способности. Вообще, шаман тогда только шаман, когда он в атрибутах и читает молитву. И еще момент. При посвящении мы все даем клятву: не украдем, не обманем, не совершим вреда, будем всегда помогать людям. И соответственно ведем себя всегда, не позволяя себе проступков.

Что Вы думаете про передачу «Битва экстрасенсов»?

Это, в первую очередь, шоу. Возможно, там многие обладают способностями. Но, я считаю, с таким даром нельзя шутить и делать такого рода рекламу. Думаю, таким образом и сила теряется.

Чем отличаются шаманы от лам?

Шаманы общаются с предками. Лама следует учению Будды. Но принцип у всех одинаков – помочь человеку.

В каких случаях человеку лучше обращаться к шаману, а в каких к ламе?

Я думаю, здесь разницы нет. Кто как верит. Кому-то шаманы по душе, кому-то ламы. Однако, если в роду были шаманы, то нужно обязательно обратиться к шаманам. А ходить можно и к тем, к другим.

Были ли в Вашей практике удивительные случаи за этот год?

Недавно наш учитель делал обряд якутам. И во время него он начал говорить на чистейшем якутском языке, который до этого не знал. Это предок якутов вселился в него и разговаривал через него со своими потомками. Кроме того, два года назад мы, наша община, начали поклоняться Бухэ-батору, который дарует силу. И после этого мы, да и все вы, заметили, что за это время появилось больше чемпионов среди бурятских спортсменов. Я думаю, наши обряды дают свои плоды.

Как правильнее: бороться с жизненными трудностями или наблюдать, спокойно их принимая?

Трудности нужно решать. Нельзя пускать на самотек. Конечно, бывают разные ситуации, когда кажется, что ничего нельзя сделать. Но в этом случае, можно хотя бы придти в дацан или к шаману. Ведь еще когда-то давно все верховные шаманы обещались помогать людям всегда, никогда не быть сторонними наблюдателями. Я думаю, если вы обратитесь к предкам в трудную минуту жизни, они вам все равно помогут.

Почему кто-то не верит или перестает верить в высшие силы?

Если человек не верит, то он либо еще не сталкивался с проявлением высших сил, либо очень разочаровался в жизни. На мой взгляд, неверие – это наказание. Потому что, если человек без веры, значит, у него нет надежды. А без надежды – как без защиты.

Как можно отличить настоящего шамана, ламу от ненастоящего?

Если вам ставят тарифы за сделанную работу – это ненастоящие ламы и шаманы. Бывает, что сами обряды требуют затрат – когда нужно купить барана, украсить березу, поднести угощение богам. Но за свою помощь шаман или лама не должен просить денег. Посетители могут только сами решить, сколько дать по своим возможностям и желанию.

Лично Вы в кого верите?

В Бога. В богов бурятской земли, в своих духов и наших предков. А в целом, какая разница, вера в кого вам помогает. Главное, вы верите. И нам, шаманам и ламам, делить здесь нечего. Не суть важно, от какого бога идет сила. Помоги, а люди сами придут к тебе.

(1)

Как шаманское исцеление может помочь вашему здоровью?

Люди обычно приходят к шаману с длинным списком проблем, над которыми они хотят работать, включая серьезные проблемы со здоровьем, эмоциональные и физические травмы. Некоторые медики направляют пациентов к шаману, чтобы помочь им лучше восстановить здоровье или высвободить .

Что настолько эффективно в исцелении шамана?

Шаман работает на том уровне, от которого мы обычно отдаляемся в нашей современной деловой жизни. Это помогает воссоединить энергетику человека. Шаман создает состояние релаксации и радикального присутствия, в котором целительные энергии могут быть приведены ко всему вашему существу, в обход самых обычных сопротивлений, способствуя , в которое вы, возможно, перестали верить.

Какую пользу вы можете ожидать от сеанса исцеления?

В конце сеанса вы получите бесценные сведения о различных исправлениях вашей ситуации. Вы почувствуете мир и надежду, в своем уме и теле. В большинстве случаев вы также почувствуете немедленные духовные, психические и физические сдвиги. Эффекты исцеления будут продолжаться в течении 1-2 месяцев.

Предлагается ли какое-либо последующее лечение?

Любому человеку достаточно 3 недели сеансов исцеления. Этого более чем достаточно, чтобы вытолкнуть из любого оврага. Эффект исцеления будет продолжаться ещё долгое время и организм будет набирать свою силу.

Как часто я должен посещать шаманское исцеление?

Большинство людей, считают полезным возвращаться к , один раз в год.

Связан ли шаманизм с какой-то религиозной практикой?

Шаманизм — это не религия и он не противоречит каким-либо религиям. Верования людей всегда полностью соблюдаются. Хотя шаманское исцеление работает на духовном уровне, для людей не требуется никакой веры, нет необходимости понимать всё, просто быть открытым к исцелению.

Этика шамана всегда уважает вашу свободную волю. Шаманское исцеление часто может измененить жизнь, но это право полностью принадлежит вам. Ничего не может произойти без вашего ведома. Многие люди приходят за сменой образа жизни и всегда уходят с тем, зачем пришли.

Из рассказа Кларел Светланы:

«Мы жили в Бурятии, а по соседству с нами жил шаман. К нему приезжало много народу, его уважали и боялись.

Однажды мой брат по глупости развязал завязки на дереве шамана и покидал их. Через несколько дней он сгорел от бензина, но я думаю, что несчастье произошло из-за того дерева. Как вы считаете, может ли это быть причиной гибели моего брата?»

Работа с шаманскими завязками (называются они наузы) практикуются и среди наших мастеров. В работе шамана есть некоторые отличия от нашей школы. Вот основное правило его работы: шаман, завязывая наузы, называет по именам двенадцать умерших родственников того человека, кого лечит в этот момент. С южной стороны дерева завязывают наузы для здоровья, с северной стороны — наузы на врагов, если, к примеру, их надо наказать или же уничтожить. С западной стороны наузы делают на любовь и дружеские отношения. С восточной стороны — чтобы развязать войну или же на ссору между людьми.

Необходимо знать, что нельзя в один день делать наузы на любовь и ссору, даже если речь идет о разных, неродных людях.

Никто, кроме шамана, не имеет права снять с дерева наузы, это очень опасно.

Известно, что от этого, во-первых, заболевает сам шаман, а во-вторых, тот человек, который по незнанию или из пакости снял веревочки. Если такой искатель приключений снимет наузы с северной стороны, то через некоторое время он погибнет. Как скоро это случится, зависит от силы ангела-хранителя данного человека.

Зная приемы и правила работы шаманов, а именно: нападение, защита, лечение, наказание, отнятие силы, воли, энергии и полного уничтожения, можно поставить защиту.

Нельзя рассматривать действие шамана как нечто злое, несущее погибель. Он ведь тоже делает свою работу: лечит людей, вызывает духов, исцеляет скот. Любой человек, обладающий многогранными знаниями, справедливо заслуживает искреннего уважения. Любая наука — это тяжелый самоотверженный труд. Если же вы, не научитесь уважать или, что еще важнее, правильно оценивать знания того мастера, против работы которого собираетесь выступать, то вы просто-напросто проиграете и ваш больной не получит от вас той защиты, на которую он рассчи-тывает, прибегая к вашей помощи. Если больной испорчен мастером, ни в коем случае нельзя недооценивать своего противника. А шаман соперник более чем достойный.

Аня обратилась к мастеру из Москвы, сказав ему, что у нее серьезное заболевание. Девушка была уверена, что это работа шамана, так как заказчик ее погибели прямо сказал об этом Ане:

Ты скоро сдохнешь. Я за тебя шаману барана отдал. Киллер мог бы промахнуться, шаман никогда. Так что радуйся, овца, последним дням своей жизни.

Вскоре Аня заметила, что ноги у нее стали неметь и стынуть, как ледышки, хотя на дворе был июль. Ночью горлом шла кровь, мучило сердцебиение. Она обратилась к врачам, но те лишь руками разводили: давление, температура — все было в норме. Посоветовали ей обратиться к невропатологу, а еще лучше к психиатру.

Жизнь медленно покидала девушку. Есть она не хотела, даже спать не спала. Все ей чудилось, будто кто-то ходит вокруг ее постели ночью. Она ясно слышала глухие удары то ли барабана, то ли бубна и мелодичное позвякивание колокольчиков.

В конце концов она решила пойти по объявлению к знахарю с родословной в каком-то там поколении. Несколько дней ее лечили с помощью свечей и отливаний, всякий раз уверенно обещая, что скоро она поправится. Через неделю мастер ей сказал:

— Я отказываюсь дальше проводить сеансы. Я не знаю, кому вы так насолили и что там за шаман, но я не собираюсь из-за вас ложиться в могилу. Во уже два дня, как мне физически и морально плохо. Прошу вас больше не приходить.

Вылечили ее таким образом. Сушеные воловьи жилы были вдеты в «цыганскую» иглу. (Такая игла должна быть в наборе для работы у каждого мастера). Свежую голову черного холощеного (кастрированного) барана положили на постеленную белую ткань. Завязали на голове барана красную повязку, как завязывают глаза дети, играя в жмурки. На повязке, в том месте, где у барана глаза, вышили крестом воловьей жилой. Затем крест-накрест завязали углы белой ткани так, чтобы получился узелок с головой (такой, как будто вы решили что-то отнести в узелке).

Когда будете работать самостоятельно, аккуратно следите, чтобы повязка не слетела с глаз барана. Узел с головой отнесите в лес или рощу. Положите его под дерево и скажите так:

Духи земные, духи подземные. Духи высшие и духи низшие. Закройте глаза и уста у того, кто через договор с вами решил погубить (имя больного). Как я закрыла и зашила у черного барана глаза и как он не видит нас, так и вы, духи, не замечаете того, кто вам обещан. Именем Акуль-Бадаши, именем Ала-Уфали, именем воды, земли и светила да сбудется то, о чем я просила. И да будет так. Ныне, присно и во веки веков. Аминь.


Галлюциногены и музыка в работе шаманов.

Шаманство не подчинено единой школе. Знания каждого шамана зависят от родословных истоков. Существуют алтайские шаманы, северные шаманы, бурятские, тунгусские, индийские, амазонские шаманы, шаманы Казахстана и другие.

Почти все шаманы используют в своих ритуалах галлюциногены, природные психодислептические вещества, которые, по их утверждению, необходимы для подготовки духа при переходе в низшие миры, чтобы установить там связь с мертвыми душами. Поскольку призраки видны в скользящем, плавающем состоянии, шаманы пытаются приспособиться к их теням. С помощью галлюциногенов шаманы облегчают невыносимую боль в момент отделения внешней души от оболочки тела.

Наиболее известные галлюциногены, которые в избытке произрастают в южных краях. Северные шаманы, как правило, пользуются ядовитыми грибами.

Все шаманы, применяющие сильнодействующие природные средства, обычно страдают болезнью печени и рано умирают.

Шаманы другой школы выходят на мертвых духов посредством заклинаний и прочих колдовских ритуалов. Наиболее часто для слияния с потусторонними духами используется танец. Каждое движение в таком танце имеет свое значение в невидимом для простого смертного разговоре с помощниками духов.

Вспомните танцы из индийских фильмов, где каждое движение бровей, глаз, рук о чем-то говорит. Обученный человек может перевести целые предложения: здесь и объяснения в любви, и протест, и тревога, и мольба, и обещания, и угрозы. Это так же, как если бы радист расшифровал послание из знаков азбуки Морзе. Вот и шаманы в своих танцах говорят с теми духами, к которым обращаются за помощью и за советом. Важна так-же ритуальная музыка, удары бубна и колокольчиков.

Большое значение имеет одежда шамана. Шаман обычно завязывает косички. Цвет веревочек и количество косичек зависит от той проблемы, за которую берется шаман, чтобы помочь своему клиенту.

Шаманами становятся по родословной. Особенно сильными считаются шаманы-духовники, которых назначают на шаманство еще в детстве, а потом постепенно передают им знания. Шаманы обычно не выходят замуж и не женятся. Живут они в отдалении от племени. Просто так беспокоить шамана не принято. Обращаются к нему за помощью в трудные моменты жизни. Шаман может вылечить, вернуть потерянную душу (если человек при смерти), исполнить сокровенные мечты (в разумных пределах, разумеется), найти вора, наказать врага по просьбе обиженного, вылечить скот и т.д.

Ритуалы шамана изнурительны. Во время работы шаман теряет много сил, теряет в весе. Шаману приносят подарки, еду и воду.

Шаманы преданно служат своим духам, а духи за это помогают им. Так же, как знахари, они молятся святым. Святые же, видя смирение и чистоту намерений, помогают исцелять тех, о ком просят шаманы.

В работе шаманов и знахарей много схожего. Например, если в момент танца шамана попасть в его тень, можно погибнуть. Нельзя подглядывать за шаманом, так же, как и за знахарем, в момент его работы. Нельзя не заплатить шаману за проделанную работу. Пожалеешь денег - можно совершенно разориться. О шаманах, как и о знахарях, не говорят плохо даже за глаза: кулы (помощник духа) узнает и накажет неприятностями или болезнью. Нельзя выдавать себя за шамана — это очень опасно, рано или поздно наступит расплата, так как духи ловят лживые слова и не потерпят искажения их ритуалов.

Шаман-провидец.

У шамана-провидца есть три помощника, три духа: один хранитель, один посланец, один посредник. Обычно такой шаман работает в темноте или ему завязывают глаза, чтобы обострилось внутреннее зрение. Шаманы-провидцы называют свои предсказания «Большие Сны». В зависимости от того, к какому именно духу обращается шаман, берется и соответствующий бубен. Бубны изготавливаются из разных пород дерева: из вяза, рябины, ивы, черемухи, ореха, корня лиственницы, ясеня, дуба, красного дерева и так далее. Кожа на обтяжку бубна также выбирается по назначению. Используют кожу молодого оленя, кабарги, косули и других животных.

Шаман-провидец, как я уже говорил, обладает вторым внутренним зрением. Он может, находясь в трансе, преодолевать пространство и вторгаться в потусторонний мир. Возвращаться назад из такого «путешествия» очень болезненно. По-этому шаман-провидец старается не брать в работу несерьезные просьбы типа: где мне найти коз-ленка. Жалко, конечно, животное, но здоровье шамана намного дороже.

Известны случаи, когда шаман не мог вернуться из «путешествия» и погибал, не выходя из транса. В таких случаях говорят, что он не смог открыть обратную дверь мертвого мира.

У народов Азии и Казахстана шаманы-провидцы украшают бубны кровавым декором. Кровь употребляется как человеческая, так и белого барашка. Раньше (втайне) не щадилась кровь иноверцев.

Если шаман невзлюбит пришедшего с просьбой о предсказании человека, то может сказать совсем не то, что увидел.

Особо точные предсказания удается извлечь через духов в полнолуние.

Не ходят к шаману в дождь и по нечетным числам.

Как шаман направляет удар через животное.

Чтобы вылечить человека или, наоборот, навредить ему, шаман использует проводника — животных или птиц. Так же делают и наши мастера, но обряды и заклинания отличаются друг от друга. Поскольку я пишу о работе шаманов, то и буду говорить о их способах и методах.

Скажем, человек заболел. Что делают в таких случаях? К дереву, которому не менее трех лет, привязывают за веревочку красного цвета курицу. Отходят на некоторое расстояние и бросают в направлении ствола отломленные от этого дерева палочки с заклинаниями, не обращая внимания на то, как шарахается и мечется курица. На курицу смотреть совсем нельзя. Если ваш взгляд хоть раз упадет на нее, считайте, что ритуал загублен и бесполезен. Курица должна быть только черной. Достать черную (обратите внимание — черную) курицу очень трудно, а использовать в работе одну и ту же нельзя. После прочтения заклинания курицу отвязывают, следя за тем, чтобы она вас не поклевала до крови. Кровь также служит помехой в работе. Затем курицу отпускают. Я знаю, что она после этого подыхает, а человек остается жить и быстро выздоравливает. Вот такое заклинание следует читать:

Духи Арак, Ииула, Амба-Ала. Жертвую вам эту птицу. Ее крылья черны, ее клюв красен, у нее желтые, круглые глаза, у нее теплая, вязкая кровь, у нее есть печень и сердце. Возьмите ее вместо (имя больного). Духи, возьмите ее себе. У нее сладкая кровь и белое мясо. Арак, Ииула, Амба-Ала. Это я (свое имя) отдаю эту птицу взамен (имя больного).

Есть многим оберегов от колдовства сильных шаманов. Вот один из них. Повесьте пучок перьев на веревочке, прочитайте оберег и сожгите на весу пучок перьев.

Заклинаю и повелеваю чашей, из которой пьют все духи, не подходить посланникам духов, не искать ко мне путей и подступов: ни через дверь, ни через окно, ни через трубу, ни по ветру, ни через воду, ни через огонь, ни через животных, ни через птиц, ни через землю, ни через небо, ни через бубен, ни через камланье, ни через отражение в зеркале и воде. Ибо я знаю пятую заповедь древних шаманов.

Защита от шамана.

Если вы знаете, что против вас задействован по чьей-то просьбе шаман или вы поссорились с самим шаманом, не отчаивайтесь. Повторяю еще раз: если есть яд, то есть и противоядие. Но об этом поговорим позже.

Молодой шаман традиции Тенгри Ховаган Тобет Кам (Бауыржан Жылкыбаев) рассказывает о чудесах шаманизма и страданиях шаманов, возрождении тюркского мира и объединении "Великой степи", а также о том, почему Азия не должна стремиться к европейским стандартам.

— Бауыржан, что такое шаманизм? Это сотворение чудес? Что-то вроде вызвать дождь или отменить бурю?

— Стандартное представление в наше время. Шаман — некий старец, живущий в Сибири, в тайге, танцующий вокруг костра и бьющий в бубен. Но это отнюдь не так. В наше время шаманом может быть молодой человек, который мало чем отличается от других. В вашем вопросе формулировка - сотворить чудеса. Я хотел бы акцентировать: шаман - человек, который тесно связан с таким понятием как «чудо». На самом деле вся фишка в том, что вызвать дождь - не чудо. Чудом является сам дождь. Люди теряют самую главную нить. Шаман является неким посредником между миром людей и миром духов. Когда говоришь «посредник», думают, что это человек, который помогает людям. На самом деле, это человек, который помогает и людям, и духам. Люди приносят духам пищу, подношение - чалама, хадаки. Духи через шамана помогают людям. Шаман творит то, что люди называют чудесами. В том числе и дождь.

— Ну это же чудо. Любой человек не может создать дождь.

— Мочь или не мочь - это не чудо. Сам дождь - чудо. Даже с научной точки зрения — как образуется и конденсируется влага, как образуются облака, передвигаются с континента на континент и выливаются. Вот это и есть чудо.


— Согласен.

— Солнце на огромном расстоянии от планеты Земля. Оно, с одной стороны, несет угрозу для человечества, с другой стороны, каждое утро дарит тепло и радость. Когда осенью пасмурно, у людей нет настроения. Но стоит появиться солнышку, и настроение поднимается. Люди не могут это объяснить. И в суете сует люди не замечают простых вещей. А чудеса в обыденности. Они вокруг нас. Шаман - тот человек, который напоминает людям, что есть чудо. И как с этим управляться.

— Если шаман - обычный человек, как все, и чудо вокруг (вся жизнь - чудо), тогда что сделать обычному человеку, чтобы стать шаманом?

— Хотеть стать шаманом - неправильное хотение. Стезя шамана предполагает много жертв, начиная от страданий, болезней до смерти близких людей. Это не дар, как многие называют. Дар предвидения или дар общения с духами. Это некая ноша, некая миссия, которую выполнять не так легко. И как говорил мой учитель: «Человек, сумевший задать правильный вопрос, большую часть ответа на него знает сам». И вместо вопроса «Как мне стать шаманом?» нужно спросить: «Зачем мне это нужно? Как я смогу, став шаманом, изменить себя и окружающее меня пространство?»

— В чем тяжесть этой ноши?

— Путь шамана преследуют болезни. Вы слышали, наверное, о таком понятии как «шаманская болезнь». Перед тем как пройти обряд инициации и встать на путь шамана, если говорить на шаманском языке, приходят духи, которые, кстати, сами избирают человека. Не человек выбирает духов. Если человек интересен духу, если у него нет страха, то дух его избирает. Шаманской болезни обычно предшествует период долгого уединения. Как правило, больницы в таких случаях не могут поставить диагноз, не могут снять симптомы болезни. Если говорить на шаманском языке, то духи его разбирают - снимают кожу, снимают мясо, вытаскивают глаза и уши, как бы это смешно ни звучало. Вам покажется, что человек лежит на кровати. А в эфемерном плане его разобрали. Для шамана это реально, когда духи приходят и разбирают его. Вместо старых глаз дают новые глаза, которые могут видеть больше, чем раньше. Новые уши, новые руки. После шаманской болезни человек перерождается - с новой судьбой, новой дорогой, новой миссией.

— Это сопровождается психическими расстройствами?

— Все зависит от психики человека. Это очень неприятно и в физическом плане. Если к шаману обращаются люди, он должен помочь. Он не может мотивировать отказ усталостью или отсутствием времени. Если он может помочь, он обязательно это сделает. Многие считают, что шаман - посредник, то есть помощник людям. Но бывают такие шаманские обряды — у нас они называются похоронами, как ни крути от этой церемонии нам никуда не деться. И в шаманской традиции есть такая традиция как проводы души. Когда человек умирает, нужно проводить душу, чтобы человек не потерялся в колесе перерождений. Чтобы каждая частица его души была на месте. Одна из задач шамана - провести проводы души в нижний мир.

— Шаманизм и его представления полностью лежат в тенгрианской традиции? Но некоторые разделяют — вера наших предков шаманизм, другие говорят - тенгрианство. В чем разница?

— Посетив Монголию, Хакасию, Туву, я понял, что есть разграничения шаманизма как монголо-бурятской традиции и традиции Тенгри — как сибирской традиции. Не буду категоричным, а просто выскажу свою точку зрения. Шаманизм и тенгрианство не имеют различий. И спорить нет смысла, потому что термин «тенгрианство» еще не изучен всесторонне. Я использую этот термин, но я его не знаю и не понимаю. Это как в исламе. Не говорят же, что имамы занимаются имамизмом.

— Действительно.

— Или патриарх Кирилл в России. Никто не говорит же, что он занимается патриархизмом. Это заповеди тенгрианства. Шаманизм представляет собой понятие гармонии - гармоничного мировоззрения, гармоничного состояния духа. Понимание, что у всего есть свой дух-хранитель - у булыжника на дороге, у ручейка, у деревца, у каждой птички. Для понимания этого не нужны деления - тенгрианство наше, шаманизм — нет. Единство и гармония бытия присутствует и в шаманизме, и в тенгрианстве.

— Если тысячелетиями шаманы служили гармонии, творили чудеса, то почему сейчас так мало чудес или люди не воспринимают мир как чудо? Почему столько боли, страданий, столько мусора на улицах, войны? В чем проблема нынешней цивилизации и нашей культуры?

— Хочу ответить притчей. Моя любимая притча о розе и полевой ромашке. Они росли рядом. Роза - цветок гордый, красивый. Грациозная роза имеет свою природную защиту в виде шипов. Полевая ромашка росла рядом и говорила: «Какая красивая роза! Какой цвет, какой аромат, какой стан». И ромашка стремилась быть похожей на эту розу. Прожили они свою жизнь. И закончилось это тем, что ромашка не стала розой, но и не прожила полноценную жизнь ромашки. Ситуация в нашей стране мне напоминает эту притчу. Мы живем не своими жизнями, не своими умами. Не своими ценностями. Живем ценностями этики, морали, социальных правил, законов. Мы стремимся к европейским стандартам в плане экономики, политики, процветания. Но у нас нет видения собственного будущего на основе своих традиций, исконно присущих только нам, тюркскому народу. Казахстан никогда не будет Германией. И как ни крути, менталитет казахстанца никогда не будет, как менталитет американца. Не потому, что кто-то лучше или хуже.

— Просто мы разные.

— У нас разные географические широты, разные корни и духи, которые в нас сидят. И каждый день, примеряя на себя чужие маски и чужую обувь, которая либо мала, либо велика, мы не сможем уйти далеко. Мое мнение — нужно больше возрождать свои традиции, обычаи. Начиная с языка, заканчивая политической ареной, мировой ареной. И всегда нужно говорить, что у нас свой путь. Как это было в истории. Все великие цивилизации двигались своим путем.

— Вы как шаман, наверное, заглядывали в будущее нации? Что может порадовать наш народ или огорчить?

— Я не буду никого радовать и не буду только пугать. Предстоит все. Не хочется говорить ничего плохого, но так как Казахстан - Центральная Азия и у нас много союзников, что сейчас происходит — вы и сами видите, он окажется в этом водовороте поскольку постольку. А радостное, что наша родина выйдет максимально сухой их этого водоворота. В ближайшие 3-5 лет начнется возрождение Турана. Того государства, которого сейчас нет. Это будет не заслуга Казахстана. Это будет конгломерат тюркского мира - таких стран как Татарстан, Башкортостан, Турция, Казахстан, Узбекистан.

— Вся Великая степь.

— По ощущениям - сильные вибрации, что скоро тюркский мир начнет объединяться. Этому будут предшествовать большие трудности. Как для Казахстана, так и для его союзников. Но мы выйдем максимально сухими из воды. И мне как тюрку, как казаху радостно, что Туран возродится в виде конгломерата тюркских государств. Это будет великая держава с процветающей экономикой, со счастливым гордым населением, которое будем смело строить будущее, не забывая свои корни и своих предков.

— Да будет так! Спасибо! Вы очень порадовали!