Шаманские секреты. Шаманские ритуалы. Не знаю как, но работают! Как можно обратится к шаману за помощью


Шаманизм сегодня значительно помолодел, утверждают эксперты.

Если раньше «общаться с духами» могли в основном старики-долгожители, которые множество лет провели наедине с природой, сегодня средний возраст шаманов 25—30 лет, однако это никак не сказывается на доверии к ним.

Более того, если раньше шаманы принимали далеко не всех, часто даже приехавшим давали от ворот поворот, сегодня их деятельность поставлена на коммерческие рельсы, они охотно призывают духов и бьют в бубен, чтобы за деньги вылечить болезни, заглянуть в прошлое или в будущее. И — как уверяют некоторые специалисты — их предсказания удивительно точны, а потому желающих пообщаться с шаманами с каждым днем все больше и больше.

«За лето 2015-го мы отправили в экскурсионные туры к шаманам почти 8 тысяч человек, — рассказывает представитель тур компании « Пионер-тур» Евгений Айгистов. — Специально составлены программы на разный бюджет. Можно поехать к „дорогим" ханты-мансийским шаманам в Югру, там их мало, но каждый сеанс похож на мини-спектакль; можно отправиться в республики Бурятия или Тува, где шаманизм признан национальной религией, там созданы шаманские общества, проходят публичные шаманские сеансы, дар общения с духами есть у каждого второго, а потому услуги относительно дешевы. Отдельные расценки — на туры к шаманам в Перу, Эквадор и Мексику, они готовы гадать „за еду“, но дорог сам перелет».

В чем же секрет успеха шаманов? Чем они так привлекают тысячи людей и насколько точны их пророчества? Давайте попробуем разобраться.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ПОТОП И ИНОПЛАНЕТЯНЕ

Исследователи шаманизма любят цитировать «дедушку Савея» — так называли Семена Васильева, одного из самых известных шаманов Якутии, скончавшегося в 2013 году. «Меньше чем через год после моей смерти начнется война на Украине, погибнет много мирных жителей, — говорил он.
Через два — Европа содрогнется от нашествия беженцев, которых на улицы выйдет столько, что машине негде будет проехать. Через 40 лет случится землетрясение сильное в Европе, много людей погибнет. А Америку к 2050 году затопит почти полностью».

Шаман Савей

Как мы видим, пророчества про Украину и Европу сбылись, и это не фальсификация — они записаны на видеопленку много лет назад. Это позволяет предположить, что и другие страшные пророчества могут сбыться.
Говорил «дедушка Савей» и о других загадочных вещах.

«Россию хотели разбомбить инопланетяне, но передумали, так что ничего с нашей страной не будет, — говорил он. — Инопланетяне летают вокруг нас, каждую ночь летают, просто видят их не все. Их вторжение на Землю произошло много лет назад, цель пребывания у нас — изучение и наблюдение за человечеством. При этом представителей внеземных цивилизаций могут увидеть лишь избранные, от простых глаз они скрыты».

После смерти Васильева многие его ученики стали говорить о том, что научились выходить на контакт с его душой и теперь он помогает им предсказывать будущее. Так, шаман Федот стал настоящей звездой в Якутии, когда в канун 2015 года в выпуске новостей на местном ТВ рассказал, что нас ждет непростой год.

«До конца зимы придет смерть за известным политиком, он умрет не своей смертью, а убийц не найдут». — лишь после убийства Бориса Немцова в феврале 2015-го все поняли, кого имел в виду шаман.

«Пищу будут закапывать в землю, много отравленных продуктов пришлют с Запада» — как нельзя точно пророчество описывает сцену уничтожения тонн санкционных продуктов, которые нелегально ввезли в Россию, а потом раздавили гусеницами тракторов и закопали в землю.

А от предсказаний Федота на 2016 год просто становится страшно. Что он имел в виду — пока остается только гадать. И надеяться, что все обойдется.

«Людей накроет черная каракатица, раздавит, сотни жертв»; «Проблемы с водой в Африке и Европе. В первом случае — неоткуда влаге взяться, в другом — отравление, нельзя пить»; «Летом — глобальный сбой техники, шаг назад в развитии цивилизации».

МОЛНИЯ УБЬЕТ ЗНАМЕНИТОСТЬ

Шаман Карагай — единственный официальный представитель Верховного шамана Тувы, известен тем, что ведет активную деятельность в интернете, у него есть свой сайт, на страницах которого он время от времени размещает пророчества.

Некоторое время назад Карагай предупредил, что 2015 и 2016 годы станут для России временем испытаний, но страна их с легкостью выдержит. «Россия мощнейшая страна! Недаром ее хранит дух медведя, а он — самый сильный и древний дух! Все будет хорошо, но не сразу. Будет череда увольнений во власти, много голов полетит, кто-то сядет в тюрьму. Рубль будет творить непотребства, вызывая слезы у людей. Но все это мелочи по сравнению с тем, что войны не будет, Россию не втянут, несмотря на то, что многие этого хотят».
Шаман Карагай

Кстати, недавно Карагай был гостем редакции известной столичной газеты. Во время интервью у шамана спросили, может ли он разогнать тучи. Он ответил, что это очень просто, вышел на крышу редакции — дождь прекратился.

Рассказывая об этом чуде, Карагай поведал журналистам, что засуха или очень сильный дождь всегда являются «небесными санкциями». Если где-то давно нет дождей, бог дает знать, что засуха в человеческих душах, и хочет, чтобы мы пролили слезы, покаялись. Если дождь, наоборот, сильный, затапливает все вокруг, он хочет смыть чьи-то грехи.

Шаман Аким Буян из Кызыла славен тем, что подчиняет себе не дожди, а молнии. По легенде, в детстве в Акима ударила молния, и он стал слышать голоса духов, после чего пошел в ученики к старейшине-шаману из рода Черных Волков.

«Молния никогда не убивает, — говорит шаман. — Она либо наделяет человека даром, из-за чего многие становятся ясновидящими или обладателями каких-то способностей, либо забирает душу на небеса, чтобы возвысить в ранг святых. На тех, кого убила молния, нужно молиться, обращаться к ним, как к богам, они слышат и всегда помогут».

Предсказания о будущем у Акима Буяна также связаны с молнией.

«В 2018 году на глазах у тысяч людей громовержец заберет известного во всем мире человека», — обещает он, поясняя, что некую знаменитость (политика или звезду шоу-бизнеса) разряд молнии убьет прямо во время выступления на публике, на глазах толпы.

«В ближайшие 10 лет NASA откроет возможность использования молний для космических целей, а также будут опубликованы секретные разработки Николы Теслы, которые ранее считались утраченными», — обещает Буян.

СЕКРЕТНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ СПЕЦСЛУЖБ

Еще один шаман, получивший мировую известность, — житель Кольского полуострова Эльвиль, также являющийся исследователем и автором книг, посвященных культуре, истории, традициям шаманизма. В июле 2002 года ему было видение: смотрящий на север великан, который стоял одной ногой в Европе, а второй в Азии.

Великан принял чашу с водой, которую он получил с небес. С этой чаши начинает выливаться вода, ее ручьи соединяются с реками Европы и Азии. Вода быстро начинает прибывать. Вскоре реки выходят из берегов, начинается потоп. Множество людей не успевает спастись. Во время спасения имущества люди пропускают фразу, доносящуюся с неба: «Предупреждение свершилось!»

А вот что предсказывает Эльвиль на ближайшее будущее.

«Образование союза славянских государств с его дальнейшим распадом. Эпидемия новых смертоносных вирусов-убийц, полученных методом мутации. Появление искусственного человека — до 2020-го. Нахождение на Земле новых форм жизни. Значительное увеличение длительности жизни и катастрофическое уменьшение рождаемости».

К слову, последнее пророчество подтверждает и чукотский шаман Кочап Тыкентекьев: «В ближайшее десятилетие будет открыт секрет долголетия, а в ближайшие четверть века жить до ста лет станет нормой. Падение рождаемости — во всех странах, люди не смогут рожать — будут очень хотеть детей, но не смогут, возможно, это даже спланированный эксперимент спецслужб, о котором мы узнаем не сразу».

КОНЕЦ СВЕТА И ВОЗРОЖДЕНИЕ

Красноярский энтузиаст-исследователь Степан Марков, более 20 лет собиравший предсказания шаманов Сибири, Дальнего Востока и Центральной Азии, еще 15 лет назад составил хронологическую последовательность совпадающих пророчеств.

Согласно ей, вплоть до 2035 года на Евразийском континенте, а также в водах, омывающих эту огромную территорию, произойдет не менее полутора тысяч природных катаклизмов. Из них самыми разрушительными станут землетрясения с эпицентром в Северной Монголии, примерно в 2015 году, в 2022 году — на южной оконечности Курильской гряды, в 2030 году — на Филиппинах.

Подземные толчки вызовут мощные цунами, удару которых подвергнутся острова Тайвань, Сахалин и Хоккайдо. Из-за подземных ударов стихии в Северной Монголии существенно изменится рельеф Саян и очертания озера Байкал. К слову, сам Байкал будет мельчать, и к 2040 году от былого легендарного озера останутся только воспоминания.

К этому же году следует ожидать существенного понижения температуры не только в Евразии, но и на всей планете. В этот период вероятнее всего наступит так называемый ледниковый период, от которого сильнее всего пострадают юго-западные районы Европы и Африка, где население вымрет почти полностью. В целом в мире к 2050 году численность человечества уменьшится на 1,5 миллиарда человек.

Однако после 2050 года температура на планете начнет расти. Но это не принесет долгожданного процветания. Начавшиеся многолетние засухи приведут к массовому голоду. Площадь пустынь на планете увеличится более чем в четыре раза.

Сухой и жаркий период на Земле может затянуться более чем на полтора столетия, что также приведет к существенному сокращению численности людей. И только начиная с 2200 года изменившаяся внешне и внутренне человеческая раса вступит в долгий период благоденствия.

Впрочем, жить, готовясь к эпидемиям и катастрофам, не стоит. Известный исследователь шаманизма, профессор-культуролог Лидия Колодезникова пишет в своих статьях, что большинство современных шаманов не более чем рекламный трюк, уловка, чтобы привлечь туристов, ради которых и устраивается красочное шоу с бубнами, ритуальными танцами и жертвоприношениями.

Местные жители называют «ряжеными» тех, кто работает с туристами, участвует в телепрограммах, никогда к ним не обращаются и уж тем более не верят их пророчествам.

Известный американский разоблачитель паранормальных явлений и псевдонаучных теорий Джеймс Рэнд с 2012 по 2014 годы изучил предсказания 150 шаманов со всего мира (среди них — 20 из России) и получил неожиданную статистику: лишь 4% их пророчеств сбылись. Комментарии тут, как говорится, излишни...

Шаманизм – одна из древнейших систем врачевания, а потому помощь шамана в ряде случаев просто бесценна. Лечение тела и рассудка человека – вот главная задача целителя. Впадая в транс, шаман пересекает и обретает дар ясновидения. При этом его душа выходит из тела, освобождая место онгонам – духам предков рода, тотемным животным или птицам.

Когда нужна помощь шамана в лечении тела и духа

Присутствующие при обряде люди могут в это время общаться с духами, вселившимися в тело шамана. Все это к тому, что шаман выполняет почетную функцию посредничества между духами и людьми. Людям часто бывает нужна помощь шамана в лечении. Талантливые шаманы, получившие свой дар от представителей старших поколений в роду, многое умеют. Дают правильные советы. Лечат. Возвращают заблудшую душу. Слова шамана носят лишь рекомендательную окраску, а как поступить, человек решает сам.

Можно ли прибегать к помощи шаманов? Бывает, что не только можно, а необходимо. Шаманизм блестяще соединяет в себе духовное и практическое. Всегда шаман был уважаемым человеком в роду. К нему ходили за советом, просили здоровья для себя и близких, удачи в охоте.

И сегодня к шаманам обращаются с любыми житейскими вопросами: когда лучше жениться, когда собираться в дорогу.

А, когда к шаману приходит больной человек, тот первым делом выявляет причину недуга. Для этого приходится камлать. После камлания шаман чистит энергетику человека, меняет его код, ставит защиту от негатива и открывает дороги. Камлание применяется не только для исцеления, но и с целью получения пророчеств, процветания рода и для благополучия всего человечества.

Мне помог справиться с трудностями и защитить себя от недоброжелателей, Оберег от сглаза и порчи . Он защищает человека от сил зла, Энергетических вампиров на работе и в семье, специально наведенной порчи, и злых помыслов врагов. Посмотреть и заказать его можно только на официальном сайте

Помощь настоящего шамана в Москве

В шаманизме есть предание о похищенных душах. Именно похищение душ живых является причиной многих заболеваний. Энергетическая оболочка может быть пробита из-за внезапного сильного испуга, либо в результате намеренных колдовских действий. Через пробоину в энергоструктуре улетает душа.

Человек становится флегматичным, безжизненным, начинает болеть. После обряда по возвращению души человек преображается, появляются энергия и . В России помощь шамана можно получить не только на Алтае, или в Бурятии, но и в Москве. Современные российские шаманы – люди уважаемые, культурные и умные. Свой незаурядный ум они используют для систематизации полученных знаний, и для того, чтобы в короткие мгновения увидеть пришедшего за помощью человека со всех сторон, отсечь лишнее и выявить подлинную причину заболевания.

Во время практики шаману приходится сталкиваться с темной энергией, от которой нужно уметь защищать себя. Для этого есть специальные предметы, оберегающие своего владельца от грязной энергетики: бубен шамана, колокольчики, тали - большой круглый медный амулет, который целитель вешает на шею. &1

Сила шаманов. Боевая и лечебная магия индейцев Дикого Запада Стукалин Юрий Викторович

Обращение к шаману и шаманские церемонии

Шаман никогда лично не предлагал больному своих услуг, тот должен был сам пригласить его. Этот мудрый обычай, несомненно, служил сдерживающим фактором, не дававшим развиться у шамана жажде к наживе. Людей, требующих большой платы за свои услуги или призывающих своих пациентов проводить все новые и новые лечебные церемонии, могли обвинить в колдовстве и том, что они сами наслали болезнь. У западных апачей от услуг такого шамана вскоре отказывались, и он мог стать бедняком в течение нескольких месяцев. У мускогов шаманы получали небольшую плату за церемонию, а потом в случае выздоровления больного его усилия оплачивались сполна. Подобная практика существовала и среди оджибвеев. Шайенский шаман обычно не назначал размер оплаты за свои услуги. Когда он входил в жилище больного, ему говорили, что он получит за свою работу. А Марк Большая Дорога, шаман сиу из резервации Пайн-Ридж 1950-х годов, не брал плату за свои услуги. Он выполнял многочисленные табу, возложенные на него его духами-покровителями, одно из которых заключалось в запрете брать деньги за свои церемонии.

Поскольку большинство заболеваний можно было определить по соответствующим симптомам, больной часто заранее знал, какой именно шаман обладал Силой , необходимой для лечения его болезни, и приглашал именно его. Теоретически шаман не был обязан откликаться на любой призыв о помощи, но на практике отказывали редко. Предполагалось, что шаман никогда не откажется прийти на помощь. По словам индейцев: «Больной сам принимал решение и обращался к шаману, которого считал наиболее сильным. Ты обращался к шаману, и он сразу говорил тебе, сможет он помочь или нет. Почти любой хороший шаман мог по крайней мере сказать тебе, какое зло стало причиной болезни, хотя он мог послать тебя к другому шаману, который был способен помочь тебе». Шаманы, обладавшие огромной Силой , по словам индейцев, могли принести некоторое облегчение в любом случае. Иногда шаман пытался помочь, но не добивался никакого результата и даже не мог определить причину заболевания. У чирикауа апачей, в отличие от навахо, отдельного класса шаманов, которые только ставили диагнозы, не было. В результате многообразия источников Силы и различной степени взаимодействия между Силой и шаманом у чирикауа апачей не существовало двух совершенно одинаковых лечебных церемоний, хотя все ритуалы подчинялись определенной схеме.

Магическая связка была очень важным элементом духовной защиты для воина Равнин

Приходя к шаману, апачи (чирикауа и западные) всегда приносили кусочек бирюзы и орлиное перо. Поиск подходящего шамана иногда занимал много времени. Человек рассказывал о своих симптомах, тот проводил лечебные церемонии, но не мог помочь. Тогда человек шел к следующему. Так он мог сменить много шаманов. Если больной не мог сам прийти к шаману, к нему с просьбой о помощи шли его родственники. У навахо больной или попавший в беду человек никогда сам не шел к шаману. Это обычно делал ближайший член семьи, который шел к шаману, предлагал ему плату и назначал время.

Ближайший родственник больного ассинибойна посылал шаману ружье или лошадь, чтобы тот взялся за лечение. Иногда дар был маленьким, и шаман, считая, что он не достоин его усилий, отклонял предложение, пока его услуги не оплачивались в полной мере. Эдвин Дениг сообщал, что порой после нескольких визитов вся собственность родственников больного переходит в руки шамана и его помощников, которые также получают небольшую плату за музыкальное сопровождение процедуры. При этом, однако, размер оплаты, требуемый шаманом, зависел от того, насколько богатой была семья больного. Только получив достаточные дары, шаман приходил в палатку больного. Иногда шаман мог просто бессовестно обобрать больного. Чирикауа апачи вспоминали один из таких случаев: «Шаманка завладела всем имуществом той несчастной женщины. Она долго лечила ее и постоянно просила что-нибудь в уплату. В итоге она заявила, что для лечения больной следует перебраться в ее лагерь. Один человек предупреждал ее, что если она отправится туда, то уже никогда не вернется. И он оказался прав».

Шаманы акомов были обязаны оказывать помощь любому человеку, обратившемуся к ним. Больной мог воспользоваться услугами одного шамана или целого шаманского общества. Если болезнь была очень серьезной, звали все шаманское общество. Шаман, приходивший к больному, приносил с собой орлиные перья, трещотку из бутылочной тыквы, амулеты и травы. Он пел, молился и курил, после чего осматривал пациента, чтобы определить место попадания колдовской «стрелы », которую он «изымал », высасывая ее, или «прогонял » орлиными перьями. И в том и в другом случае перья использовались, чтобы «отогнать болезнь ». При необходимости шаман приходил к больному днем и вечером в течение четырех суток. Если к концу этого срока состояние больного не улучшалось, призывали другого шамана или целое шаманское общество.

У навахов и сегодня проведение церемоний остается весьма дорогостоящим делом. Например, шаман получает от 25 долларов за короткий вариант Ночного Пути и более 1000 долларов за полную церемонию, проводимую в течение девяти ночей. Обычно часть оплаты включает в себя корзины, одежду, ювелирные украшения, одеяла и т. п. Кроме того, шамана кормят на протяжении всей церемонии, а для собравшихся гостей устраивают пиршество. Раньше основную часть вознаграждения выплачивали домашним скотом, но во второй половине XX века такая форма стала менее популярной. Вся стоимость проведения полной церемонии Ночного Пути, включая оплату услуг шамана и его помощников, огромна и может обойтись семье больного в сумму от 3000 до 10 000 долларов. Некоторым семьям требуется более двух лет, чтобы даже с помощью различных родственников собрать необходимую сумму для организации Ночного Пути. Зачастую после церемонии некоторым семьям требуется время, чтобы привести в порядок свои финансовые дела. Но уже в 1990-е годы получаемых за проведение Ночного Пути денег было недостаточно для нормальной жизни, и большинство шаманов помимо этого участвуют в других церемониях, а также работают. Несмотря на это, шаманы Ночного Пути пользуются большим уважением среди соплеменников.

Хотя большинство болезней лечилось церемониально, при помощи опытных шаманов, некоторые недуги считались настолько банальными, что люди могли сами позаботиться о себе, либо лечение проводил любой опытный человек, не обязательно шаман. К ним могли относиться обморожения, ожоги, ревматизм, зубная боль и некоторые другие. Человек порой заболевал из-за неумеренности в чем-либо, мог ослабить себя перенапряжением или получить травму в результате неосторожности, несчастного случая или чрезмерной отваги. В старости здоровье людей также ослабевает. Можно было заразиться туберкулезом или венерическими заболеваниями «по собственной глупости», как говорили индейцы. Например, в случаях лунатизма апачи на ночь привязывали лунатика к другому человеку, чтобы он не мог уйти, не разбудив его. Они рассказывали, что один воин по ночам брал копье и бегал по скалам, а другой постоянно забирался на деревья, и применение таких простых мер принесло требуемый результат. Иногда приходилось приглашать шамана и для решения проблем, при которых церемониальное лечение не требовалось, но было необходимо знание специальных навыков. Например, у кроу, если кто-то давился пищей или случайно проглатывал кость, обращались к шаману, который лечил больных, «высасывая» из их тел инородные предметы. Но и в вышеперечисленных случаях причиной всему могли быть недоброжелатели (колдуны) и злые Силы , и если болезнь не проходила или была тяжелой, приглашали шамана, который пел, молился и исполнял различные церемонии, используя при этом необходимые лекарственные средства. Заболевший шаман также зачастую пользовался услугами другого шамана.

Здоровье, по мнению индейцев, является естественным состоянием человека, свидетельствующим о гармонии между ним и сверхъ естественным миром. В случае нарушения этой гармонии в тело человека проникали Силы зла, а потому основные методы были направлены на их изгнание из тела больного. Сиу, например, применяли три метода лечения больных – использование священных камней, заклинаний и растений. Первый метод применяли вакан-хан , как называли шаманов высшего разряда, которые могли контролировать Силу священных камней, вызывать хорошую погоду и принимать активное участие в общеплеменных церемониях. Заклинателей, изгоняющих злых духов, называли вапийя – «те, кто восстанавливает ». Шаманов, лечивших лекарственными растениями, называли пежута-вичаку – «доверяющий корням растений ». Нередко шаман использовал в лечении сразу несколько методов, но каждый из них (шаманов) получал широкую известность именно благодаря какому-нибудь одному, который у него был основным. Несмотря на некоторое различие шаманских практик у разных племен, их можно поделить на три универсальных метода, которые применялись самостоятельно или в комбинации друг с другом.

Ритуал с бизоньим черепом, сиу

1. Молитвенные церемонии . Наиболее важными считались песнопения и молитвы, в которых шаман призывал сверхъестественные Силы изгнать зло, вызвавшее болезнь. Несмотря на различные методы, в большинстве из них использовались бубны, трещотки и свистки, звук которых отгонял злых духов, а также песни и заклинания. Кроме того, у каждого шамана существовали определенные методы раскрашивания себя и больного. Во время ритуального лечения использовались амулеты и содержимое священных связок. Неотъемлемой частью процедуры у равнинных племен было окуривание дымом священной «душистой травы » (полынью), курительная трубка и табак.

2. Магическое лечение или «Магические представления» . Также использовалось психологическое воздействие на пациента при помощи всевозможных фокусов и трюков. Шаман «высасывал» из тела больного различные предметы – иглы, кусочки шерсти и т. п., объясняя, что именно они причиняли несчастному боль. Был случай, когда один из шаманов черноногих «изъял» из тела пострадавшего живую белую мышь – первого такого зверька, увиденного дикими индейцами. Неизвестно, где он раздобыл удивительное животное, но его «колдовские возможности», несомненно, помогали пациенту убедиться в силе лекарских способностей шамана. Эдвин Дениг оставил любопытное сообщение: «Мы должны отметить, с риском столкнуться с недоверием, что в двух разных случаях и при наличии свидетелей мы обследовали абсолютно обнаженного шамана-лекаря – его рот, руки и все тело в поисках спрятанных червей, змей и т. п. Эти осмотры проводились без предварительного уведомления шамана-лекаря, которого индейцы никогда прежде так не осматривали, а потому он не был готов к тому, но все же одобрительно согласился, после чего продолжил свои процедуры, и в нашем присутствии, не оставляя при этом видимых следов на теле пациента, высасывал (из тела пациента ) и выплевывал огромных червей, сгустки крови, пучки волос, кожу и прочие вещи, слишком крупные для того, чтобы их можно было легко припрятать. Трюк был проделан прекрасно и так и остался непонятным для нас». Кроме того, анализ шаманских методов показывает, что помимо всевозможных фокусов многие из них обладали сильными гипнотическими способностями.

Танцор племени хупа

3. Лекарственные средства и процедуры . Кроме молитвенного лечения, шаманы обладали знаниями лекарственных трав, кореньев и средств животного происхождения. Поскольку причиной болезней были злые духи, которые входили в тело человека, их можно было изгнать с помощью настоев или отваров из лекарственных растений. Но даже в этом случае, по словам оджибвеев, не каждый человек, знавший лекарственные снадобья, мог лечить болезни. Для этого он должен был обладать Силой , которую необходимо питать и взращивать. Именно соединение лекарственных свойств растений и этого дара свыше давало необходимый результат. Шаман сиу Без Плоти рассказывал: «Шаманы узнают свои методы лечения больных от духов в видении. Духи говорят им, что и как применять. Их лекарственными средствами почти всегда являются растения или их корни… Лекарства изгоняют болезнь из тела с потом, рвотой, калом, мочой и дыханием. Проще всего и быстрее изгнать болезнь с потом. Следующим по эффективности является дыхание. Затем идет дефекация. С мочой тоже получается хорошо. А вот с рвотой изгнать болезнь очень тяжело, но некоторые болезни по другому из тела никак не выгонишь». Для этих целей шаманы чаще всего использовали бани-потельни, клизмы и т. д. Джон Хантер, попавший к индейцам в плен и проведший среди них около двадцати лет, писал, что индейцы восточной части Великих равнин применяли в качестве рвотного внутреннюю часть коры черной акации, дикую горечавку при желудочных расстройствах. Вместо употребления рвотных средств шаман оджибвеев мог воспользоваться мягкой полоской внутренней части древесной коры, которая вставлялась в горло, чтобы вызвать рвоту.

Для примера можно рассмотреть лечебную церемонию, в которой хорошо прослеживается комбинация всех трех методов. О ней рассказал индеец, которого в годы его молодости вылечил шаман сиу: «Когда он (шаман ) вошел в мою палатку, то сел спиной к огню. Через некоторое время он поднялся, подошел ко мне и сел около моей головы, осматривая меня. Затем он взял прядь моих волос надо лбом и связал ее жгутом травы, оставив остальные волосы распущенными, после чего положил меня лицом на восток, а сам начал приготовления. Шаман достал свисток, небольшой бубен и трещотку, которой он бил в бубен. Он также достал черную материю, которой завязал свои глаза. Припав на одно колено, лицом ко мне, и ударяя трещоткой в бубен, который держал в правой руке, он сказал: «Юноша, постарайся запомнить мои слова. Ты узреешь Силу , от которой я получил право лечить болезни, и эта Сила сегодня будет использована для тебя». Затем он пересказал видение, в котором он получил свою шаманскую Силу . Когда он поднимался, я заметил лошадиный хвост, привязанный к его ремню на боку. Стоя шаман протягивал свой бубен к сторонам света, ударяя в него со всей силы иногда громче, иногда тише. Деревянная плошка, которую он принес с собой, была поставлена у моей головы. Затем двинулся ко мне, продолжая бить в бубен. Когда он приблизился, его дыхание было столь мощным, что мне показалось, оно может сдуть меня. Сильно выдыхая, он ударил себя по обоим бокам. Он все еще пересказывал свое видение и пел, но когда он на мгновение замолчал, я услышал крик красного ястреба, а присутствовавшие люди говорили, что даже видели голову ястреба, высовывавшуюся изо рта шамана. Он склонился надо мной, и я ожидал, что он начнет высасывать яд (болезнь ) из моего тела, но вместо этого почувствовал прикосновение птичьего клюва к тому месту, где была боль. Клюв вошел так глубоко, что я ощутил птичьи перья на своем теле. На некоторое время шаман замер, а затем так резко выпрямился, что сам попал в неприятное положение. Стало ясно, что он проглотил яд (болезнь ). Поблизости стоял мальчик, державший в руках набитую табаком трубку. Шаман четырежды затянулся и выпустил дым. Ему следовало избавиться от яда. Эта часть церемонии прошла с великой энергией и боем бубна. Временами он бил ногой по земле, стараясь избавиться от яда… В итоге шамана вырвало ядом в деревянную плошку. Он сказал людям, что изъял из моего тела весь яд, что в теле ничего не осталось и я поправлюсь. Открыв свою шаманскую сумку, он достал какие-то травы и положил их в чашку с холодной водой. Размешав содержимое, он велел мне выпить его, и еще такую же дозу на следующий день, и тогда я поправлюсь менее чем за десять дней. Я сделал, как он сказал, и приблизительно через десять дней был совершенно здоров».

Черноногие

Религиозные и шаманские практики американских индейцев ассоциировались с магическими числами. Обычно священным числом было «четыре», означавшее стороны света, и иногда «шесть» – в этом случае к сторонам света добавлялись «верх» и «низ». Именно по этой причине количество лекарственных средств, предписываемых шаманом больному, или количество дней, в течение которых он должен был их принимать, зачастую равнялось одному из священных чисел. Джон Хэйвуд писал в 1823 году, что шаманы чероков почитают числа «четыре» и «семь», потому что, по их словам, после того, как на земле появились первые люди, им было указано свыше, что болезни тела следует лечить в течение четырех или семи ночей.

Когда шаманское лечение не помогало и больной умирал, тому, по мнению индейцев, могло быть несколько причин, в числе которых: ошибка шамана, слабость Силы его духов-покровителей, слишком позднее обращение к шаману, когда болезнетворных духов уже было невозможно изгнать из несчастного. Иногда, если больной умирал, шаман подвергался большой опасности и мог быть убит родственниками умершего. В этом случае шаман бежал и укрывался в других лагерях. По этой причине даже белые люди порой опасались давать больным индейцам лекарства. Один из них отмечал по этому поводу: «Давать им (индейцам ) лекарства очень рискованно, поскольку, если больной умрет, белые люди будут обвинены в его отравлении, а если поправится – индейский доктор (шаман ) получит и плату, и почет».

После поселения в резервации американские власти запретили все шаманские методы лечения, но позволяли некоторым старикам использовать лекарственные растения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Специальные виды туризма автора Бабкин А В

5.2. Буддийские праздники и церемонии Существуют четыре основные традиции проведения буддийских праздников и церемоний: тибетская, японско-китайская, тхеравады и западной буддийской общины. В разных странах и регионах буддийские праздники отличаются. Буддийские

Из книги Энциклопедия этикета от Эмили Пост. Правила хорошего тона и изысканных манер на все случаи жизни. [Этикет] автора Пост Пегги

VII ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕРЕМОНИИ И ТОРЖЕСТВА

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

ВЫБОР УЧАСТНИКОВ СВАДЕБНОЙ ЦЕРЕМОНИИ Обычно в состав участников свадебной церемонии помимо свидетелей включают от двух до шести подружек невесты и шаферов. Даже если бывает трудно кому-то отказать, двух свидетельниц приглашать не принято. В том случае, когда невесте

Из книги Главные спортивные события – 2012 автора Яременко Николай Николаевич

ПЛАНИРОВАНИЕ СВАДЕБНОЙ ЦЕРЕМОНИИ Когда, где и на сколько приглашенных?Как только жених и невеста приблизительно определят время свадьбы, им следует выяснить, в какой именно день будет свободен их священник, а также помещение для проведения церемонии в церкви или

Из книги Сила шаманов. Боевая и лечебная магия индейцев Дикого Запада автора Стукалин Юрий Викторович

РЕПЕТИЦИЯ СВАДЕБНОЙ ЦЕРЕМОНИИ В репетиции свадебной церемонии участвуют жених и невеста, их спутники и родители невесты. Поскольку родители жениха в самой церемонии активного участия не принимают, то и на репетиции им присутствовать ни к чему. Если же они, тем не менее,

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

41. СВАДЕБНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ И ПРИЕМЫ За час-два до начала церемонии невеста и подружки невесты начинают облачаться в свадебные наряды. Все подружки невесты одеваются в одной комнате обычно это происходит либо в доме невесты, либо в специально отведенном помещении церкви. В

Из книги автора

НАЧАЛО ЦЕРЕМОНИИ Звуки музыки, выбранной для шествия процессии, являются тем знаком, по которому священник в сопровождении жениха и его свидетеля выходит к алтарю. Он поднимается по ступеням и поворачивается лицом к собравшимся. Жених останавливается у ступеней, ведущих

Из книги автора

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ЦЕРЕМОНИИ Когда церемония завершена, священник поздравляет молодоженов. Звучит органная музыка, сопровождающая шествие свадебной процессии к выходу из церкви. Невеста берет свой букет у свидетельницы, которая поднимает ее фату, если до этого момента

Из книги автора

СВАДЕБНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ Мы достаточно подробно рассмотрели обряд бракосочетания у представителей трех наиболее распространенных в Соединенных Штатах вероисповеданий протестантского, иудаистского и католического. Однако иногда

Из книги автора

Из книги автора

Церемонии открытия и закрытия Церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр – самое рейтинговое телевизионное событие в мире. Наверное, даже финальный матч чемпионата мира по футболу собирает у экрана меньше зрителей. Ожидается, что 27 июля у телеэкранов во всем мире

Из книги автора

Глава 1 Шаманы, их Сила и церемонии Шаманы и различия между ними «У них в каждом лагере есть по несколько докторов – мужчин и женщин, называемых ими предсказателями, – писал Эдвин Дениг в 1854 году, – каждый из которых занимается как лечением, так и магией. Обычно это старые

Молодой шаман традиции Тенгри Ховаган Тобет Кам (Бауыржан Жылкыбаев) рассказывает о чудесах шаманизма и страданиях шаманов, возрождении тюркского мира и объединении "Великой степи", а также о том, почему Азия не должна стремиться к европейским стандартам.

— Бауыржан, что такое шаманизм? Это сотворение чудес? Что-то вроде вызвать дождь или отменить бурю?

— Стандартное представление в наше время. Шаман — некий старец, живущий в Сибири, в тайге, танцующий вокруг костра и бьющий в бубен. Но это отнюдь не так. В наше время шаманом может быть молодой человек, который мало чем отличается от других. В вашем вопросе формулировка - сотворить чудеса. Я хотел бы акцентировать: шаман - человек, который тесно связан с таким понятием как «чудо». На самом деле вся фишка в том, что вызвать дождь - не чудо. Чудом является сам дождь. Люди теряют самую главную нить. Шаман является неким посредником между миром людей и миром духов. Когда говоришь «посредник», думают, что это человек, который помогает людям. На самом деле, это человек, который помогает и людям, и духам. Люди приносят духам пищу, подношение - чалама, хадаки. Духи через шамана помогают людям. Шаман творит то, что люди называют чудесами. В том числе и дождь.

— Ну это же чудо. Любой человек не может создать дождь.

— Мочь или не мочь - это не чудо. Сам дождь - чудо. Даже с научной точки зрения — как образуется и конденсируется влага, как образуются облака, передвигаются с континента на континент и выливаются. Вот это и есть чудо.


— Согласен.

— Солнце на огромном расстоянии от планеты Земля. Оно, с одной стороны, несет угрозу для человечества, с другой стороны, каждое утро дарит тепло и радость. Когда осенью пасмурно, у людей нет настроения. Но стоит появиться солнышку, и настроение поднимается. Люди не могут это объяснить. И в суете сует люди не замечают простых вещей. А чудеса в обыденности. Они вокруг нас. Шаман - тот человек, который напоминает людям, что есть чудо. И как с этим управляться.

— Если шаман - обычный человек, как все, и чудо вокруг (вся жизнь - чудо), тогда что сделать обычному человеку, чтобы стать шаманом?

— Хотеть стать шаманом - неправильное хотение. Стезя шамана предполагает много жертв, начиная от страданий, болезней до смерти близких людей. Это не дар, как многие называют. Дар предвидения или дар общения с духами. Это некая ноша, некая миссия, которую выполнять не так легко. И как говорил мой учитель: «Человек, сумевший задать правильный вопрос, большую часть ответа на него знает сам». И вместо вопроса «Как мне стать шаманом?» нужно спросить: «Зачем мне это нужно? Как я смогу, став шаманом, изменить себя и окружающее меня пространство?»

— В чем тяжесть этой ноши?

— Путь шамана преследуют болезни. Вы слышали, наверное, о таком понятии как «шаманская болезнь». Перед тем как пройти обряд инициации и встать на путь шамана, если говорить на шаманском языке, приходят духи, которые, кстати, сами избирают человека. Не человек выбирает духов. Если человек интересен духу, если у него нет страха, то дух его избирает. Шаманской болезни обычно предшествует период долгого уединения. Как правило, больницы в таких случаях не могут поставить диагноз, не могут снять симптомы болезни. Если говорить на шаманском языке, то духи его разбирают - снимают кожу, снимают мясо, вытаскивают глаза и уши, как бы это смешно ни звучало. Вам покажется, что человек лежит на кровати. А в эфемерном плане его разобрали. Для шамана это реально, когда духи приходят и разбирают его. Вместо старых глаз дают новые глаза, которые могут видеть больше, чем раньше. Новые уши, новые руки. После шаманской болезни человек перерождается - с новой судьбой, новой дорогой, новой миссией.

— Это сопровождается психическими расстройствами?

— Все зависит от психики человека. Это очень неприятно и в физическом плане. Если к шаману обращаются люди, он должен помочь. Он не может мотивировать отказ усталостью или отсутствием времени. Если он может помочь, он обязательно это сделает. Многие считают, что шаман - посредник, то есть помощник людям. Но бывают такие шаманские обряды — у нас они называются похоронами, как ни крути от этой церемонии нам никуда не деться. И в шаманской традиции есть такая традиция как проводы души. Когда человек умирает, нужно проводить душу, чтобы человек не потерялся в колесе перерождений. Чтобы каждая частица его души была на месте. Одна из задач шамана - провести проводы души в нижний мир.

— Шаманизм и его представления полностью лежат в тенгрианской традиции? Но некоторые разделяют — вера наших предков шаманизм, другие говорят - тенгрианство. В чем разница?

— Посетив Монголию, Хакасию, Туву, я понял, что есть разграничения шаманизма как монголо-бурятской традиции и традиции Тенгри — как сибирской традиции. Не буду категоричным, а просто выскажу свою точку зрения. Шаманизм и тенгрианство не имеют различий. И спорить нет смысла, потому что термин «тенгрианство» еще не изучен всесторонне. Я использую этот термин, но я его не знаю и не понимаю. Это как в исламе. Не говорят же, что имамы занимаются имамизмом.

— Действительно.

— Или патриарх Кирилл в России. Никто не говорит же, что он занимается патриархизмом. Это заповеди тенгрианства. Шаманизм представляет собой понятие гармонии - гармоничного мировоззрения, гармоничного состояния духа. Понимание, что у всего есть свой дух-хранитель - у булыжника на дороге, у ручейка, у деревца, у каждой птички. Для понимания этого не нужны деления - тенгрианство наше, шаманизм — нет. Единство и гармония бытия присутствует и в шаманизме, и в тенгрианстве.

— Если тысячелетиями шаманы служили гармонии, творили чудеса, то почему сейчас так мало чудес или люди не воспринимают мир как чудо? Почему столько боли, страданий, столько мусора на улицах, войны? В чем проблема нынешней цивилизации и нашей культуры?

— Хочу ответить притчей. Моя любимая притча о розе и полевой ромашке. Они росли рядом. Роза - цветок гордый, красивый. Грациозная роза имеет свою природную защиту в виде шипов. Полевая ромашка росла рядом и говорила: «Какая красивая роза! Какой цвет, какой аромат, какой стан». И ромашка стремилась быть похожей на эту розу. Прожили они свою жизнь. И закончилось это тем, что ромашка не стала розой, но и не прожила полноценную жизнь ромашки. Ситуация в нашей стране мне напоминает эту притчу. Мы живем не своими жизнями, не своими умами. Не своими ценностями. Живем ценностями этики, морали, социальных правил, законов. Мы стремимся к европейским стандартам в плане экономики, политики, процветания. Но у нас нет видения собственного будущего на основе своих традиций, исконно присущих только нам, тюркскому народу. Казахстан никогда не будет Германией. И как ни крути, менталитет казахстанца никогда не будет, как менталитет американца. Не потому, что кто-то лучше или хуже.

— Просто мы разные.

— У нас разные географические широты, разные корни и духи, которые в нас сидят. И каждый день, примеряя на себя чужие маски и чужую обувь, которая либо мала, либо велика, мы не сможем уйти далеко. Мое мнение — нужно больше возрождать свои традиции, обычаи. Начиная с языка, заканчивая политической ареной, мировой ареной. И всегда нужно говорить, что у нас свой путь. Как это было в истории. Все великие цивилизации двигались своим путем.

— Вы как шаман, наверное, заглядывали в будущее нации? Что может порадовать наш народ или огорчить?

— Я не буду никого радовать и не буду только пугать. Предстоит все. Не хочется говорить ничего плохого, но так как Казахстан - Центральная Азия и у нас много союзников, что сейчас происходит — вы и сами видите, он окажется в этом водовороте поскольку постольку. А радостное, что наша родина выйдет максимально сухой их этого водоворота. В ближайшие 3-5 лет начнется возрождение Турана. Того государства, которого сейчас нет. Это будет не заслуга Казахстана. Это будет конгломерат тюркского мира - таких стран как Татарстан, Башкортостан, Турция, Казахстан, Узбекистан.

— Вся Великая степь.

— По ощущениям - сильные вибрации, что скоро тюркский мир начнет объединяться. Этому будут предшествовать большие трудности. Как для Казахстана, так и для его союзников. Но мы выйдем максимально сухими из воды. И мне как тюрку, как казаху радостно, что Туран возродится в виде конгломерата тюркских государств. Это будет великая держава с процветающей экономикой, со счастливым гордым населением, которое будем смело строить будущее, не забывая свои корни и своих предков.

— Да будет так! Спасибо! Вы очень порадовали!

Из рассказа Кларел Светланы:

«Мы жили в Бурятии, а по соседству с нами жил шаман. К нему приезжало много народу, его уважали и боялись.

Однажды мой брат по глупости развязал завязки на дереве шамана и покидал их. Через несколько дней он сгорел от бензина, но я думаю, что несчастье произошло из-за того дерева. Как вы считаете, может ли это быть причиной гибели моего брата?»

Работа с шаманскими завязками (называются они наузы) практикуются и среди наших мастеров. В работе шамана есть некоторые отличия от нашей школы. Вот основное правило его работы: шаман, завязывая наузы, называет по именам двенадцать умерших родственников того человека, кого лечит в этот момент. С южной стороны дерева завязывают наузы для здоровья, с северной стороны — наузы на врагов, если, к примеру, их надо наказать или же уничтожить. С западной стороны наузы делают на любовь и дружеские отношения. С восточной стороны — чтобы развязать войну или же на ссору между людьми.

Необходимо знать, что нельзя в один день делать наузы на любовь и ссору, даже если речь идет о разных, неродных людях.

Никто, кроме шамана, не имеет права снять с дерева наузы, это очень опасно.

Известно, что от этого, во-первых, заболевает сам шаман, а во-вторых, тот человек, который по незнанию или из пакости снял веревочки. Если такой искатель приключений снимет наузы с северной стороны, то через некоторое время он погибнет. Как скоро это случится, зависит от силы ангела-хранителя данного человека.

Зная приемы и правила работы шаманов, а именно: нападение, защита, лечение, наказание, отнятие силы, воли, энергии и полного уничтожения, можно поставить защиту.

Нельзя рассматривать действие шамана как нечто злое, несущее погибель. Он ведь тоже делает свою работу: лечит людей, вызывает духов, исцеляет скот. Любой человек, обладающий многогранными знаниями, справедливо заслуживает искреннего уважения. Любая наука — это тяжелый самоотверженный труд. Если же вы, не научитесь уважать или, что еще важнее, правильно оценивать знания того мастера, против работы которого собираетесь выступать, то вы просто-напросто проиграете и ваш больной не получит от вас той защиты, на которую он рассчи-тывает, прибегая к вашей помощи. Если больной испорчен мастером, ни в коем случае нельзя недооценивать своего противника. А шаман соперник более чем достойный.

Аня обратилась к мастеру из Москвы, сказав ему, что у нее серьезное заболевание. Девушка была уверена, что это работа шамана, так как заказчик ее погибели прямо сказал об этом Ане:

Ты скоро сдохнешь. Я за тебя шаману барана отдал. Киллер мог бы промахнуться, шаман никогда. Так что радуйся, овца, последним дням своей жизни.

Вскоре Аня заметила, что ноги у нее стали неметь и стынуть, как ледышки, хотя на дворе был июль. Ночью горлом шла кровь, мучило сердцебиение. Она обратилась к врачам, но те лишь руками разводили: давление, температура — все было в норме. Посоветовали ей обратиться к невропатологу, а еще лучше к психиатру.

Жизнь медленно покидала девушку. Есть она не хотела, даже спать не спала. Все ей чудилось, будто кто-то ходит вокруг ее постели ночью. Она ясно слышала глухие удары то ли барабана, то ли бубна и мелодичное позвякивание колокольчиков.

В конце концов она решила пойти по объявлению к знахарю с родословной в каком-то там поколении. Несколько дней ее лечили с помощью свечей и отливаний, всякий раз уверенно обещая, что скоро она поправится. Через неделю мастер ей сказал:

— Я отказываюсь дальше проводить сеансы. Я не знаю, кому вы так насолили и что там за шаман, но я не собираюсь из-за вас ложиться в могилу. Во уже два дня, как мне физически и морально плохо. Прошу вас больше не приходить.

Вылечили ее таким образом. Сушеные воловьи жилы были вдеты в «цыганскую» иглу. (Такая игла должна быть в наборе для работы у каждого мастера). Свежую голову черного холощеного (кастрированного) барана положили на постеленную белую ткань. Завязали на голове барана красную повязку, как завязывают глаза дети, играя в жмурки. На повязке, в том месте, где у барана глаза, вышили крестом воловьей жилой. Затем крест-накрест завязали углы белой ткани так, чтобы получился узелок с головой (такой, как будто вы решили что-то отнести в узелке).

Когда будете работать самостоятельно, аккуратно следите, чтобы повязка не слетела с глаз барана. Узел с головой отнесите в лес или рощу. Положите его под дерево и скажите так:

Духи земные, духи подземные. Духи высшие и духи низшие. Закройте глаза и уста у того, кто через договор с вами решил погубить (имя больного). Как я закрыла и зашила у черного барана глаза и как он не видит нас, так и вы, духи, не замечаете того, кто вам обещан. Именем Акуль-Бадаши, именем Ала-Уфали, именем воды, земли и светила да сбудется то, о чем я просила. И да будет так. Ныне, присно и во веки веков. Аминь.


Галлюциногены и музыка в работе шаманов.

Шаманство не подчинено единой школе. Знания каждого шамана зависят от родословных истоков. Существуют алтайские шаманы, северные шаманы, бурятские, тунгусские, индийские, амазонские шаманы, шаманы Казахстана и другие.

Почти все шаманы используют в своих ритуалах галлюциногены, природные психодислептические вещества, которые, по их утверждению, необходимы для подготовки духа при переходе в низшие миры, чтобы установить там связь с мертвыми душами. Поскольку призраки видны в скользящем, плавающем состоянии, шаманы пытаются приспособиться к их теням. С помощью галлюциногенов шаманы облегчают невыносимую боль в момент отделения внешней души от оболочки тела.

Наиболее известные галлюциногены, которые в избытке произрастают в южных краях. Северные шаманы, как правило, пользуются ядовитыми грибами.

Все шаманы, применяющие сильнодействующие природные средства, обычно страдают болезнью печени и рано умирают.

Шаманы другой школы выходят на мертвых духов посредством заклинаний и прочих колдовских ритуалов. Наиболее часто для слияния с потусторонними духами используется танец. Каждое движение в таком танце имеет свое значение в невидимом для простого смертного разговоре с помощниками духов.

Вспомните танцы из индийских фильмов, где каждое движение бровей, глаз, рук о чем-то говорит. Обученный человек может перевести целые предложения: здесь и объяснения в любви, и протест, и тревога, и мольба, и обещания, и угрозы. Это так же, как если бы радист расшифровал послание из знаков азбуки Морзе. Вот и шаманы в своих танцах говорят с теми духами, к которым обращаются за помощью и за советом. Важна так-же ритуальная музыка, удары бубна и колокольчиков.

Большое значение имеет одежда шамана. Шаман обычно завязывает косички. Цвет веревочек и количество косичек зависит от той проблемы, за которую берется шаман, чтобы помочь своему клиенту.

Шаманами становятся по родословной. Особенно сильными считаются шаманы-духовники, которых назначают на шаманство еще в детстве, а потом постепенно передают им знания. Шаманы обычно не выходят замуж и не женятся. Живут они в отдалении от племени. Просто так беспокоить шамана не принято. Обращаются к нему за помощью в трудные моменты жизни. Шаман может вылечить, вернуть потерянную душу (если человек при смерти), исполнить сокровенные мечты (в разумных пределах, разумеется), найти вора, наказать врага по просьбе обиженного, вылечить скот и т.д.

Ритуалы шамана изнурительны. Во время работы шаман теряет много сил, теряет в весе. Шаману приносят подарки, еду и воду.

Шаманы преданно служат своим духам, а духи за это помогают им. Так же, как знахари, они молятся святым. Святые же, видя смирение и чистоту намерений, помогают исцелять тех, о ком просят шаманы.

В работе шаманов и знахарей много схожего. Например, если в момент танца шамана попасть в его тень, можно погибнуть. Нельзя подглядывать за шаманом, так же, как и за знахарем, в момент его работы. Нельзя не заплатить шаману за проделанную работу. Пожалеешь денег - можно совершенно разориться. О шаманах, как и о знахарях, не говорят плохо даже за глаза: кулы (помощник духа) узнает и накажет неприятностями или болезнью. Нельзя выдавать себя за шамана — это очень опасно, рано или поздно наступит расплата, так как духи ловят лживые слова и не потерпят искажения их ритуалов.

Шаман-провидец.

У шамана-провидца есть три помощника, три духа: один хранитель, один посланец, один посредник. Обычно такой шаман работает в темноте или ему завязывают глаза, чтобы обострилось внутреннее зрение. Шаманы-провидцы называют свои предсказания «Большие Сны». В зависимости от того, к какому именно духу обращается шаман, берется и соответствующий бубен. Бубны изготавливаются из разных пород дерева: из вяза, рябины, ивы, черемухи, ореха, корня лиственницы, ясеня, дуба, красного дерева и так далее. Кожа на обтяжку бубна также выбирается по назначению. Используют кожу молодого оленя, кабарги, косули и других животных.

Шаман-провидец, как я уже говорил, обладает вторым внутренним зрением. Он может, находясь в трансе, преодолевать пространство и вторгаться в потусторонний мир. Возвращаться назад из такого «путешествия» очень болезненно. По-этому шаман-провидец старается не брать в работу несерьезные просьбы типа: где мне найти коз-ленка. Жалко, конечно, животное, но здоровье шамана намного дороже.

Известны случаи, когда шаман не мог вернуться из «путешествия» и погибал, не выходя из транса. В таких случаях говорят, что он не смог открыть обратную дверь мертвого мира.

У народов Азии и Казахстана шаманы-провидцы украшают бубны кровавым декором. Кровь употребляется как человеческая, так и белого барашка. Раньше (втайне) не щадилась кровь иноверцев.

Если шаман невзлюбит пришедшего с просьбой о предсказании человека, то может сказать совсем не то, что увидел.

Особо точные предсказания удается извлечь через духов в полнолуние.

Не ходят к шаману в дождь и по нечетным числам.

Как шаман направляет удар через животное.

Чтобы вылечить человека или, наоборот, навредить ему, шаман использует проводника — животных или птиц. Так же делают и наши мастера, но обряды и заклинания отличаются друг от друга. Поскольку я пишу о работе шаманов, то и буду говорить о их способах и методах.

Скажем, человек заболел. Что делают в таких случаях? К дереву, которому не менее трех лет, привязывают за веревочку красного цвета курицу. Отходят на некоторое расстояние и бросают в направлении ствола отломленные от этого дерева палочки с заклинаниями, не обращая внимания на то, как шарахается и мечется курица. На курицу смотреть совсем нельзя. Если ваш взгляд хоть раз упадет на нее, считайте, что ритуал загублен и бесполезен. Курица должна быть только черной. Достать черную (обратите внимание — черную) курицу очень трудно, а использовать в работе одну и ту же нельзя. После прочтения заклинания курицу отвязывают, следя за тем, чтобы она вас не поклевала до крови. Кровь также служит помехой в работе. Затем курицу отпускают. Я знаю, что она после этого подыхает, а человек остается жить и быстро выздоравливает. Вот такое заклинание следует читать:

Духи Арак, Ииула, Амба-Ала. Жертвую вам эту птицу. Ее крылья черны, ее клюв красен, у нее желтые, круглые глаза, у нее теплая, вязкая кровь, у нее есть печень и сердце. Возьмите ее вместо (имя больного). Духи, возьмите ее себе. У нее сладкая кровь и белое мясо. Арак, Ииула, Амба-Ала. Это я (свое имя) отдаю эту птицу взамен (имя больного).

Есть многим оберегов от колдовства сильных шаманов. Вот один из них. Повесьте пучок перьев на веревочке, прочитайте оберег и сожгите на весу пучок перьев.

Заклинаю и повелеваю чашей, из которой пьют все духи, не подходить посланникам духов, не искать ко мне путей и подступов: ни через дверь, ни через окно, ни через трубу, ни по ветру, ни через воду, ни через огонь, ни через животных, ни через птиц, ни через землю, ни через небо, ни через бубен, ни через камланье, ни через отражение в зеркале и воде. Ибо я знаю пятую заповедь древних шаманов.

Защита от шамана.

Если вы знаете, что против вас задействован по чьей-то просьбе шаман или вы поссорились с самим шаманом, не отчаивайтесь. Повторяю еще раз: если есть яд, то есть и противоядие. Но об этом поговорим позже.