Сборную России на Международной олимпиаде по информатике представят выпускники «Сириуса. В России определили самых одаренных детей - vserosplym

В попытке найти в школьном образовании поводы для гордости, в Москве разыскали победителей олимпиад по информатике, лингвистике и математике, чемпионов по шахматам и других юных гениев. Дети сообщили редакции массу умных мыслей, впрочем, оказалось, что в школу они почти не ходят.

Полина Шувалова. 13 лет, чемпионка Европы по шахматам

«Играть меня научила бабушка. С 5 лет я занимаюсь 6 дней в неделю по 4 часа. В 7 лет я сразу поступила в третий класс, но в школу никогда не ходила, занимаюсь дома, только экзамены прихожу сдавать. В школе нельзя выбирать преподавателей, к тому же ты ограничен своим классом. А мне нужно много времени на шахматы. Я просыпаюсь, занимаюсь шахматами, уроками, потом опять шахматами, потом обед, потом опять уроки или шахматы.

Самую большую свою победу я одержала на первенстве Европы в 2013 году — получила 9 очков из 9 возможных. Сейчас я женский мастер ФИДЕ (Международная шахматная федерация. — Прим. ред.), до международного мастера мне остался один балл: у меня есть два, а нужно три. В своей возрастной категории я то ли вторая, то ли первая в Европе — не слежу за рейтингами.

Для меня шахматы — работа, где нужно очень много трудиться. Часто игра длится 5-6 часов, это очень тяжело. Очень интересна психологическая сторона: ты не просто делаешь сильные ходы, но и следишь за противником, за его реакциями, чувствами, взглядом. В упор смотреть на оппонента, конечно, невежливо, но это и не как в футболе, где все внимание на мяче. Я, кстати, очень люблю футбол и летом часто играю во дворе. Думаю, если бы не занялась шахматами, играла бы в футбол. А так я много общаюсь с шахматистами, мы собираемся у кого-нибудь дома, играем в мафию или блиц — это такие быстрые шахматные партии .

Чтобы добиться серьезных результатов в шахматах, нужно быть очень уверенным в себе. Недавно я прочла книгу Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить», там главная идея в том, что нужно смотреть на вещи трезвым взглядом. Когда волнуешься, нужно представить себе худшее, что может случиться, и смириться с этим».

Егор Лифарь. 12 лет, пятиклассник, призер Всероссийской олимпиады по информатике среди девятиклассников

«Мы с семьей приехали из Новороссийска, потому что с программированием там не очень. В Москве я учусь в 5-м классе, и по результатам Всероссийской олимпиады по информатике у меня третий результат среди девятиклассников. Среди всех классов я 10-й, в России — примерно 50-й среди школьников.

Мне нравится программировать, потому что это правда очень весело — решать задачи, писать код, дебагать его, радоваться, когда он заработает. Хакеры, которые бьют по клавишам с огромной скоростью и взламывают Пентагон, — такое только в фильмах бывает на самом деле у нас все намного медленнее. Мой брат Игорь научил меня сначала паскалю, а чуть больше года назад перевел на C++, и он круче в разы. Чтобы научиться на нем писать, мне понадобилось дня четыре, и теперь я каждый день осваиваю что-то новое.

По вторникам у меня кружок программирования в СУНЦ (специализированный учебно-научный центр МГУ им. М.В.Ломоносова. — Прим. ред.), в четверг занимаюсь с тренером, в пятницу у меня контест: в течение 5 часов без перерыва я решаю задачи, это подготовка к олимпиаде. Еще занимаюсь математикой, чтобы понимать, как решать задачи. Конечно, интерполяционный многочлен Лагранжа можно и не знать, но базовые темы — комбинаторику, теорию графов или теорию чисел — освоить нужно. Некоторые задачи по программированию не решаются без этого.

Я хотел бы связать свою жизнь с программированием. Сначала стать разработчиком, а потом руководителем команды разработчиков. Хотел бы кодить в какой-то крупной компании, как «Яндекс». Вот у «Яндекс.Музыки», например, куча пользователей, для каждого можно спрогнозировать, что ему понравится, зная, что он уже слушал, — это круто. Сам я слушаю The Doors, The Beatles и Arctic Monkeys.

Я читаю geektimes.ru, megamozg.ru, habrahabr.ru и guidehop.com, и некоторые из них уже несколько раз, к сожалению, блокировали в России».

Рагда Ханиева. 13 лет, финалистка вокального шоу «Голос. Дети » на Первом канале

«Мне сейчас 13 лет, а петь я начала в девять. Не помню уже, как именно — просто Всевышний так сделал. Сначала я читала стихи на детских конкурсах и фестивалях — Тютчева, Рождественского, Пушкина, конечно. Прекрасный стих Рождественсого «Человеку надо мало…» — один из моих любимых. А сейчас я уже не могу жить без музыки. Сначала пела дедушке военные песни, он ветеран Великой Отечественной войны. Потом брат во время Кубка FIFA в 2010 году дал мне послушать официальный гимн, и я влюбилась в эту песню, каждый день слушала ее и в итоге выучила. Английский я тогда почти не знала, еле-еле запомнила на слух. И это была моя самая первая английская песня. Я и на китайском тоже пою, как-то в Китае исполняла «Катюшу» и «Подмосковные вечера». А вообще я восхищаюсь Бейонсе и Рианной — это мои иконы. Песни Pretty Hurts и Drunk in Love мои любимые, я их часто переслушиваю. Но к определенному жанру я не привязана, мне вся музыка интересна».

Первый отборочный этап «Голос. Дети» — слепое прослушивание, где судьи сидят спиной к исполнителю и поворачиваются, если он им понравился. На песню Дженнифер Хадсон And I Am Telling You, которую пела Рагда Ханиева, обернулись все судьи, в наставницы она выбрала Пелагею.

«Вокалом я не занимаюсь, не занималась и не буду заниматься: занятия могут кардинально изменить голос, и к естественному тембру уже не вернуться. Но последние три месяца я хожу в музыкальную школу рядом с домом — занимаюсь сольфеджио и фортепиано. Освою фортепиано и перейду на скрипку.

Мама говорит, что учеба — это главное. В школу я на этой неделе я еще не ходила, но стараюсь не отставать, поэтому ко мне домой приходят преподаватели. С математикой я никогда не подружусь, это совершенно не мое — даже если я прозанимаюсь часа два, потом мигом все забываю.

Во время финала «Голоса» деньги от СМС-голосования поступали в фонд «Обнаженные сердца», так зрители спасли много детских жизней. Для меня счастье осознавать, что и я помогла этим очаровательным детям. Сейчас я раз-два в месяц хожу в онкологические центры на Ленинском и Каширском шоссе. Пою для детей и дарю им мыло, которое сама варю. Однажды установила рекорд и за день сварила 200 кусочков мыла.

Я не певица, я музыкант и свою жизнь, конечно, вижу так: хочу дарить людям радость, музыка ведь лекарство. Попозже думаю поехать учиться в музыкальную школу в Англию. А потом вернуться в Россию, это моя родина».

Мария Аристова. 16 лет, призер Международной олимпиады по лингвистике

«Я интересуюсь социолингвистикой, тем, как язык используется разными людьми в зависимости от их пола, возраста и других аспектов. В 8-м и 10-м классах каждый ученик нашей школы «Интеллектуал» защищает личный проект. Я в своей работе исследую различия в мужской и женской повествовательной речи. Испытуемым я даю один из комиксов датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа, там нет реплик, и ребята должны рассказать увиденную историю. Пока что мне кажется, что повествовательная речь мальчиков и девочек моего класса не отличается.

В целом комиксы Бидструпа выглядят примерно так.

Я еще не выбрала, какой лингвистикой хочу заниматься — компьютерной или полевой. Сейчас я учу английский, немецкий и латынь. Но успела поучить и испанский, и китайский, и французский. Очень хочу выучить ирландский или древнеисландский или какой-нибудь семитский язык. Хожу на лекции Зализняка, читаю Кронгауза, Успенского «Слово о словах».

На олимпиадах лингвистические задачи в основном на логику. Они самодостаточные, тебе не нужно знать никаких дополнительных иностранных языков для ее решения, но широкий кругозор и знание иностранных языков помогает отвлечься от русского и смотреть шире. То есть иногда очень полезно вспомнить, что девочка в немецком языке среднего рода.

В самой сложной задаче Международной олимпиады были даны слова на одном африканском языке и их перевод на русский в перепутанном порядке. Нетривиальность задачи была в том, что у этого африканского племени странные понятия — они считают, что душа находится в печени человека, поэтому все чувства связаны с ней. Нужно было об этом догадаться. Чаще всего в таких задачах используются языки затерянных африканских и индейских племен, на которых говорят 10 человек в мире».

Максим Дидин. 16 лет, победитель Международной олимпиады по математике

«В школу я пошел только с 5-го класса, до этого меня всему учили родители. С папой я занимался математикой и шахматами с 2 лет, а на школьных уроках математики ни разу в жизни не бывал: я негативно отношусь к типовым заданиям, к решению похожих друг на друга задач. В математике ко всему нужно уметь прийти самому. Любую отдельную теорему можно забыть и вывести самостоятельно. Математика бесконечна. А доказательства нужно искать самые простые и красивые. Если в задаче что-то не нравится, есть какое-то сложное условие, от него всегда можно избавиться.

Физика — это та же математика, только нужны еще руки для экспериментов. Химия тоже интересная наука. Уксуса, соды и перекиси достаточно, чтобы сделать удивительные вещи. Мне повезло, что у нас большой дом, у меня в кладовке своя лаборатория. Родители, конечно, волнуются, просят получать меньше водорода и лить меньше нашатырного спирта.

Но больше всего я люблю геометрию. Она такая красивая — что-нибудь подрисовал, и все стало понятно. Правда, стереометрию я на бумаге чертить почти не умею, в основном все представляю в уме.

Благодаря олимпиадам я побывал в ЮАР, Индии и Иране, в Сингапуре, Индонезии. На меня большое впечатление произвела Южная Африка. В Кейптауне удивительная дикая природа, плоская Столовая гора, по которой можно часами гулять. На Яве мне не очень понравилось — очень много людей и жарко, хотя через море видно вулкан Кракатау. Еще одна из олимпиад проходила на Кавказе, мне очень понравилось, я никогда до этого не видел таких гор.

Вообще, судить о способностях человека по результатам олимпиады не всегда справедливо. Многое зависит от удачи — иногда удается решить самую сложную задачу, но не получается среднюю. Мне недавно сняли целых три балла за глупые описки, времени не хватило нормально дописать предложение. Я вообще очень криво пишу».

Фотографии: Мария Кушнир. Интервью: Рената Серебрякова

В попытке найти в школьном образовании поводы для гордости, в Москве разыскали победителей олимпиад по информатике, лингвистике и математике, чемпионов по шахматам и других юных гениев. Дети сообщили редакции массу умных мыслей, впрочем, оказалось, что в школу они почти не ходят.

(Всего 5 фото)

Спонсор поста: GL-20 : Строите коттедж или загородный дом? Смело обращайтесь в «ДомСтрой». Наши специалисты проведут необходимый комплекс монолитных, теплоизоляционных, кровельных работ и приедут на место строительства со всем материалом.
Источник: afisha.ru

1. Полина Шувалова. 13 лет, чемпионка Европы по шахматам

«Играть меня научила бабушка. С 5 лет я занимаюсь 6 дней в неделю по 4 часа. В 7 лет я сразу поступила в третий класс, но в школу никогда не ходила, занимаюсь дома, только экзамены прихожу сдавать. В школе нельзя выбирать преподавателей, к тому же ты ограничен своим классом. А мне нужно много времени на шахматы. Я просыпаюсь, занимаюсь шахматами, уроками, потом опять шахматами, потом обед, потом опять уроки или шахматы.

Самую большую свою победу я одержала на первенстве Европы в 2013 году - получила 9 очков из 9 возможных. Сейчас я женский мастер ФИДЕ (Международная шахматная федерация. - Прим. ред.), до международного мастера мне остался один балл: у меня есть два, а нужно три. В своей возрастной категории я то ли вторая, то ли первая в Европе - не слежу за рейтингами.

Для меня шахматы - работа, где нужно очень много трудиться. Часто игра длится 5–6 часов, это очень тяжело. Очень интересна психологическая сторона: ты не просто делаешь сильные ходы, но и следишь за противником, за его реакциями, чувствами, взглядом. В упор смотреть на оппонента, конечно, невежливо, но это и не как в футболе, где все внимание на мяче. Я, кстати, очень люблю футбол и летом часто играю во дворе. Думаю, если бы не занялась шахматами, играла бы в футбол. А так я много общаюсь с шахматистами, мы собираемся у кого-нибудь дома, играем в мафию или блиц - это такие быстрые шахматные партии.

Чтобы добиться серьезных результатов в шахматах, нужно быть очень уверенным в себе. Недавно я прочла книгу Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить», там главная идея в том, что нужно смотреть на вещи трезвым взглядом. Когда волнуешься, нужно представить себе худшее, что может случиться, и смириться с этим».

2. Егор Лифарь. 12 лет, пятиклассник, призер Всероссийской олимпиады по информатике среди девятиклассников

«Мы с семьей приехали из Новороссийска, потому что с программированием там не очень. В Москве я учусь в 5-м классе, и по результатам Всероссийской олимпиады по информатике у меня третий результат среди девятиклассников. Среди всех классов я 10-й, в России - примерно 50-й среди школьников.

Мне нравится программировать, потому что это правда очень весело - решать задачи, писать код, дебагать его, радоваться, когда он заработает. Хакеры, которые бьют по клавишам с огромной скоростью и взламывают Пентагон, - такое только в фильмах бывает, на самом деле у нас все намного медленнее. Мой брат Игорь научил меня сначала паскалю, а чуть больше года назад перевел на C++, и он круче в разы. Чтобы научиться на нем писать, мне понадобилось дня четыре, и теперь я каждый день осваиваю что-то новое.

По вторникам у меня кружок программирования в СУНЦ (специализированный учебно-научный центр МГУ им. М.В.Ломоносова. - Прим. ред.), в четверг занимаюсь с тренером, в пятницу у меня контест: в течение 5 часов без перерыва я решаю задачи, это подготовка к олимпиаде. Еще занимаюсь математикой, чтобы понимать, как решать задачи. Конечно, интерполяционный многочлен Лагранжа можно и не знать, но базовые темы - комбинаторику, теорию графов или теорию чисел - освоить нужно. Некоторые задачи по программированию не решаются без этого.

Я хотел бы связать свою жизнь с программированием. Сначала стать разработчиком, а потом руководителем команды разработчиков. Хотел бы кодить в какой-то крупной компании, как «Яндекс». Вот у «Яндекс.Музыки», например, куча пользователей, для каждого можно спрогнозировать, что ему понравится, зная, что он уже слушал, - это круто. Сам я слушаю The Doors, The Beatles и Arctic Monkeys.

Я читаю geektimes.ru , megamozg.ru , habrahabr.ru и guidehop.com , и некоторые из них уже несколько раз, к сожалению, блокировали в России».

3. Рагда Ханиева. 13 лет, финалистка вокального шоу «Голос. Дети» на Первом канале

«Мне сейчас 13 лет, а петь я начала в девять. Не помню уже, как именно, - просто Всевышний так сделал. Сначала я читала стихи на детских конкурсах и фестивалях - Тютчева, Рождественского, Пушкина, конечно. Прекрасный стих Рождественсого «Человеку надо мало…» - один из моих любимых. А сейчас я уже не могу жить без музыки. Сначала пела дедушке военные песни, он ветеран Великой Отечественной войны. Потом брат во время Кубка FIFA в 2010 году дал мне послушать официальный гимн , и я влюбилась в эту песню, каждый день слушала ее и в итоге выучила. Английский я тогда почти не знала, еле-еле запомнила на слух. И это была моя самая первая английская песня. Я и на китайском тоже пою, как-то в Китае исполняла «Катюшу» и «Подмосковные вечера». А вообще я восхищаюсь Бейонсе и Рианной - это мои иконы. Песни Pretty Hurts и Drunk in Love мои любимые, я их часто переслушиваю. Но к определенному жанру я не привязана, мне вся музыка интересна».


Первый отборочный этап «Голос. Дети» - слепое прослушивание, где судьи сидят спиной к исполнителю и поворачиваются, если он им понравился. На песню Дженнифер Хадсон And I Am Telling You, которую пела Рагда Ханиева, обернулись все судьи, в наставницы она выбрала Пелагею.

«Вокалом я не занимаюсь, не занималась и не буду заниматься: занятия могут кардинально изменить голос, и к естественному тембру уже не вернуться. Но последние три месяца я хожу в музыкальную школу рядом с домом - занимаюсь сольфеджио и фортепиано. Освою фортепиано и перейду на скрипку.

Мама говорит, что учеба - это главное. В школу я на этой неделе я еще не ходила, но стараюсь не отставать, поэтому ко мне домой приходят преподаватели. С математикой я никогда не подружусь, это совершенно не мое - даже если я прозанимаюсь часа два, потом мигом все забываю.

Во время финала «Голоса» деньги от СМС-голосования поступали в фонд «Обнаженные сердца», так зрители спасли много детских жизней. Для меня счастье осознавать, что и я помогла этим очаровательным детям. Сейчас я раз-два в месяц хожу в онкологические центры на Ленинском и Каширском шоссе. Пою для детей и дарю им мыло, которое сама варю. Однажды установила рекорд и за день сварила 200 кусочков мыла.

Я не певица, я музыкант и свою жизнь, конечно, вижу так: хочу дарить людям радость, музыка ведь лекарство. Попозже думаю поехать учиться в музыкальную школу в Англию. А потом вернуться в Россию, это моя родина».

4. Мария Аристова. 16 лет, призер Международной олимпиады по лингвистике

«Я интересуюсь социолингвистикой, тем, как язык используется разными людьми в зависимости от их пола, возраста и других аспектов. В 8-м и 10-м классах каждый ученик нашей школы «Интеллектуал» защищает личный проект. Я в своей работе исследую различия в мужской и женской повествовательной речи. Испытуемым я даю один из комиксов датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа, там нет реплик, и ребята должны рассказать увиденную историю. Пока что мне кажется, что повествовательная речь мальчиков и девочек моего класса не отличается.

В целом комиксы Бидструпа выглядят примерно так.

Я еще не выбрала, какой лингвистикой хочу заниматься - компьютерной или полевой. Сейчас я учу английский, немецкий и латынь. Но успела поучить и испанский, и китайский, и французский. Очень хочу выучить ирландский или древнеисландский или какой-нибудь семитский язык. Хожу на лекции Зализняка, читаю Кронгауза, Успенского «Слово о словах».

На олимпиадах лингвистические задачи в основном на логику. Они самодостаточные, тебе не нужно знать никаких дополнительных иностранных языков для ее решения, но широкий кругозор и знание иностранных языков помогает отвлечься от русского и смотреть шире. То есть иногда очень полезно вспомнить, что девочка в немецком языке среднего рода.

В самой сложной задаче Международной олимпиады были даны слова на одном африканском языке и их перевод на русский в перепутанном порядке. Нетривиальность задачи была в том, что у этого африканского племени странные понятия - они считают, что душа находится в печени человека, поэтому все чувства связаны с ней. Нужно было об этом догадаться. Чаще всего в таких задачах используются языки затерянных африканских и индейских племен, на которых говорят 10 человек в мире».

5. Максим Дидин. 16 лет, победитель Международной олимпиады по математике

«В школу я пошел только с 5-го класса, до этого меня всему учили родители. С папой я занимался математикой и шахматами с 2 лет, а на школьных уроках математики ни разу в жизни не бывал: я негативно отношусь к типовым заданиям, к решению похожих друг на друга задач. В математике ко всему нужно уметь прийти самому. Любую отдельную теорему можно забыть и вывести самостоятельно. Математика бесконечна. А доказательства нужно искать самые простые и красивые. Если в задаче что-то не нравится, есть какое-то сложное условие, от него всегда можно избавиться.

Физика - это та же математика, только нужны еще руки для экспериментов. Химия тоже интересная наука. Уксуса, соды и перекиси достаточно, чтобы сделать удивительные вещи. Мне повезло, что у нас большой дом, у меня в кладовке своя лаборатория. Родители, конечно, волнуются, просят получать меньше водорода и лить меньше нашатырного спирта.

Но больше всего я люблю геометрию. Она такая красивая - что-нибудь подрисовал, и все стало понятно. Правда, стереометрию я на бумаге чертить почти не умею, в основном все представляю в уме.

Благодаря олимпиадам я побывал в ЮАР, Индии и Иране, в Сингапуре, Индонезии. На меня большое впечатление произвела Южная Африка. В Кейптауне удивительная дикая природа, плоская Столовая гора, по которой можно часами гулять. На Яве мне не очень понравилось - очень много людей и жарко, хотя через море видно вулкан Кракатау. Еще одна из олимпиад проходила на Кавказе, мне очень понравилось, я никогда до этого не видел таких гор.

Вообще, судить о способностях человека по результатам олимпиады не всегда справедливо. Многое зависит от удачи - иногда удается решить самую сложную задачу, но не получается среднюю. Мне недавно сняли целых три балла за глупые описки, времени не хватило нормально дописать предложение. Я вообще очень криво пишу».

Фотографии: Мария Кушнир. Интервью: Рената Серебрякова

Среди трех десятков участников Егору удалось занять 12-е место. Корреспондент «НР» решила подробно расспросить ученика 3-го класса «Б» о том, как ему удалось так успешно выступить. — Лифарь Егор Игоревич, — просто представился юный математик и так же спокойно рассказал о своей дружбе с цифрами и задачами с самого раннего возраста. — Моя мама Оксана Ивановна Лифарь начала заниматься со мной математикой еще с пяти лет по детским книжкам с разными заданиями. Потом мы перешли на учебники Петерсона, их я тоже прорешал с первого класса по шестой. Сейчас еще занимаюсь в Центре дополнительного образования имени Бернулли. Занятия проходят в Новороссийске, в школе № 5, я и мой друг Никита Кеба ходим туда, а наш учитель Игорь Владимирович Федоренко приезжает из Краснодара. — Егор, как ты попал на краевую олимпиаду? — Мы приехали туда с мамой на автобусе вместе с ребятами из Новороссийска, в основном все они — ученики восьмых классов. Олимпиада проходила несколько дней в Кубанском государственном университете, мы там обедали, а жили в гостинице. Когда нам раздали задания, мне сказали: реши хотя бы одну задачу. А я решил две, а потом еще одну. — Тебе никто из старших не подсказывал? — Мы все сидели далеко друг от друга за разными столами, и взрослые смотрели, кто как решает. Додумался сам. Судя по всему, Егор ничуть не загордился от такого успеха. На олимпиаде ему очень понравилось: было весело, кормили вкусно, да еще и день рождения самого Егора подоспел — с тортом, пиццей и подарками. — Мне подарили 3-D пазлы, из них можно собрать макет собора, как в Петербурге, я уже одну стену собрал, — рассказал Егор и тут же сообщил, что очень любит свою семью и учительницу — Татьяну Сергеевну Камышову, которая дает ему много интересных заданий. Егор считает, что ему есть в кого быть отличником. — Папа Игорь Иванович Лифарь (сейчас он в рейсе) занимался со мной русским языком, а старший брат — Игорь Игоревич (второкурсник МГУ) — информатикой. Моя мама в четвертом классе решала один вариант контрольной по математике за 15 минут, а брат — победитель всероссийских олимпиад по информатике. Перечисляя языки программирования, которые Егор освоил с помощью брата, мой собеседник вызвался сам записать в журналистском блокноте их названия — Pascal и C++. Он был готов написать и название своей работы, с которой на городской научно-практической конференции занял 1-е место — «Графические объекты в декартовых координатах генерации изображения средствами языка программирования Pascal». Вот так-то! Столь объемное название научного труда я записала сама, но Егор, как мне показалось, готов был и доклад пересказать, и даже его законспектировать. Казалось бы, при такой увлеченности одним предметом на остальное и времени не остается. Но только не у Егора! Он с удовольствием общается с лучшими друзьями — Сашей Савенковым, Арсением Канидьевым, Даниилом Шевченко. Еще успевает по всем остальным предметам, любит кататься на велосипеде, выращивать цитрусовые, читать книги. — Мама меня ругает, что если я увижу книгу, то оторвать меня от нее уже невозможно, — признается Егор, — но там ведь так интересно написано! У Егора есть две большие мечты: первая — стать программистом, как старший брат, а вторая — побывать на тропическом острове, где много попугаев и обезьян. — Я просто обожаю попугаев, у меня дома живет один. Однажды он увидел ручной скейт и нечаянно на нем прокатился. Это получилось случайно, но ему очень понравилось! Теперь он катается на скейте, сколько захочет: мы попугая в клетке не держим. Учитель начальных классов гимназии № 6 Татьяна Камышова рассказала, что за все 30 лет ее педагогической практики такой ученик, как Егор Лифарь, появился впервые. — И что удивительно: если в математике у Егора настоящий прорыв, то по остальным предметам он учится на «отлично», не разделяя уроки на «главные» и «неглавные», ему интересны все, — пояснила Татьяна Сергеевна. — Еще удивительно, что, даже приехав с очередной олимпиады, Егор успевает сделать все уроки. В нашем классе подобралась команда сильных «олимпиадников» — это как раз те лучшие друзья, которых назвал Егор. Я иногда прошу Егора составить задание для математического диктанта для своих же одноклассников. И он отлично справляется и с этим!

В августе в Тегеране пройдет 29-я Международная олимпиада по информатике среди школьников. В составе национальной сборной Россию представят двое участников июньской смены Образовательного центра «Сириус» - 7-классник Егор Лифарь из Москвы и 10-классник Денис Шпаковский из Челябинска. В Центре ребята занимаются олимпиадной информатикой и программированием всероссийского и международного уровней.

С 10 по 28 июня в Образовательном центре для одаренных детей впервые организована образовательная программа по информационным технологиям. Ее участниками стали 48 школьников из числа победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике за 2016/17 учебный год.

Сильнейшие юные информатики страны съехались в «Сириус» из 13 регионов и представляют Белгородскую, Иркутскую, Кировскую, Московскую, Нижегородскую Самарскую, Свердловскую, Челябинскую и Ярославскую области, Республики Татарстан и Удмуртия, Москву и Санкт-Петербург.

Руководит сменой Андрей Сергеевич Станкевич, кандидат технических наук, доцент кафедры компьютерных технологий Университета ИТМО, бессменный тренер по спортивному программированию. Под его руководством университетская сборная 15 лет подряд становится чемпионами и призерами Международной студенческой олимпиады по программированию.

Смена многопрофильная, но основной упор мы делаем на подготовку к олимпиадам (всероссийской и международной). В «Сириусе» проводим занятия по современной информатике и технологиям программирования. Школьников разделили на три группы - по уровню их подготовки и рейтингу. В частности, ребята решают аналогичные международной олимпиаде задачи, посещают профильные лекции по сложным структурам данных, - рассказывает Андрей Станкевич.

Самый юный участник смены - он же самый юный член национальной сборной страны по информатике - Егор Лифарь. В свои 14 лет Егор занимается информатикой по 6-8 часов в сутки и считает это делом своей жизни, с которым хочет связать профессиональное будущее.

Средний возраст участников международных олимпиад - 16-17 лет и в этом отношении Егор - уникальный школьник. Начав в 3 классе участвовать в профильных олимпиадах по информатике вместе с 8 и 9-классниками, он сразу обратил на себя внимание педагогов математики в родном Новороссийске. Теперь Егор учится и живет в Москве, а в августе он выступит за сборную России в Тегеране.

Его коллега по сборной Денис Шпаковский - десятиклассник физико-математического лицея №31 г. Челябинска. Денис заинтересовался программированием в 6-м классе, стал посещать занятия кружка по изучению программирования на языке PASCAL, в 9-м - занялся олимпиадным программированием, одновременно изучая другой язык программирования С++.

Соперников нельзя недооценивать. Поэтому приходится много готовиться, чтобы хорошо выступить, - рассказывает в преддверии поездки на 29-ю Международную Олимпиаду по информатике Денис Шпаковский. Волнения, по словам школьника, у него нет, но есть многочасовые тренировки круглый год, по 5-6 часов.

Егору и Денису может пригодиться опыт другого участника июньской смены - Михаила Анопренко. Школьник из Санкт-Петербурга входил в национальную сборную на Международной олимпиаде по информатике-2016, проходившей в Казани. На прошлогодней олимпиаде, участниками которой стали национальные команды из 80 стран мира, россияне завоевали три золотых медали и заняли второе общекомандное место следом за командой Китая.

В попытке найти в школьном образовании поводы для гордости, в Москве разыскали победителей олимпиад по информатике, лингвистике и математике, чемпионов по шахматам и других юных гениев. Дети сообщили редакции массу умных мыслей, впрочем, оказалось, что в школу они почти не ходят.

Полина Шувалова. 13 лет, чемпионка Европы по шахматам

«Играть меня научила бабушка. С 5 лет я занимаюсь 6 дней в неделю по 4 часа. В 7 лет я сразу поступила в третий класс, но в школу никогда не ходила, занимаюсь дома, только экзамены прихожу сдавать. В школе нельзя выбирать преподавателей, к тому же ты ограничен своим классом. А мне нужно много времени на шахматы. Я просыпаюсь, занимаюсь шахматами, уроками, потом опять шахматами, потом обед, потом опять уроки или шахматы.

Самую большую свою победу я одержала на первенстве Европы в 2013 году - получила 9 очков из 9 возможных. Сейчас я женский мастер ФИДЕ (Международная шахматная федерация. - Прим. ред.), до международного мастера мне остался один балл: у меня есть два, а нужно три. В своей возрастной категории я то ли вторая, то ли первая в Европе - не слежу за рейтингами.

Для меня шахматы - работа, где нужно очень много трудиться. Часто игра длится 5–6 часов, это очень тяжело. Очень интересна психологическая сторона: ты не просто делаешь сильные ходы, но и следишь за противником, за его реакциями, чувствами, взглядом. В упор смотреть на оппонента, конечно, невежливо, но это и не как в футболе, где все внимание на мяче. Я, кстати, очень люблю футбол и летом часто играю во дворе. Думаю, если бы не занялась шахматами, играла бы в футбол. А так я много общаюсь с шахматистами, мы собираемся у кого-нибудь дома, играем в мафию или блиц - это такие быстрые шахматные партии .

Чтобы добиться серьезных результатов в шахматах, нужно быть очень уверенным в себе. Недавно я прочла книгу Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить», там главная идея в том, что нужно смотреть на вещи трезвым взглядом. Когда волнуешься, нужно представить себе худшее, что может случиться, и смириться с этим».

Егор Лифарь. 12 лет, пятиклассник, призер Всероссийской олимпиады по информатике среди девятиклассников

«Мы с семьей приехали из Новороссийска, потому что с программированием там не очень. В Москве я учусь в 5-м классе, и по результатам Всероссийской олимпиады по информатике у меня третий результат среди девятиклассников. Среди всех классов я 10-й, в России - примерно 50-й среди школьников.

Мне нравится программировать, потому что это правда очень весело - решать задачи, писать код, дебагать его, радоваться, когда он заработает. Хакеры, которые бьют по клавишам с огромной скоростью и взламывают Пентагон, - такое только в фильмах бывает на самом деле у нас все намного медленнее. Мой брат Игорь научил меня сначала паскалю, а чуть больше года назад перевел на C++, и он круче в разы. Чтобы научиться на нем писать, мне понадобилось дня четыре, и теперь я каждый день осваиваю что-то новое.

По вторникам у меня кружок программирования в СУНЦ (специализированный учебно-научный центр МГУ им. М.В.Ломоносова. - Прим. ред.), в четверг занимаюсь с тренером, в пятницу у меня контест: в течение 5 часов без перерыва я решаю задачи, это подготовка к олимпиаде. Еще занимаюсь математикой, чтобы понимать, как решать задачи. Конечно, интерполяционный многочлен Лагранжа можно и не знать, но базовые темы - комбинаторику, теорию графов или теорию чисел - освоить нужно. Некоторые задачи по программированию не решаются без этого.

Я хотел бы связать свою жизнь с программированием. Сначала стать разработчиком, а потом руководителем команды разработчиков. Хотел бы кодить в какой-то крупной компании, как «Яндекс». Вот у «Яндекс.Музыки», например, куча пользователей, для каждого можно спрогнозировать, что ему понравится, зная, что он уже слушал, - это круто. Сам я слушаю The Doors, The Beatles и Arctic Monkeys.

Я читаю geektimes.ru, megamozg.ru, habrahabr.ru и guidehop.com, и некоторые из них уже несколько раз, к сожалению, блокировали в России».

Рагда Ханиева. 13 лет, финалистка вокального шоу «Голос. Дети » на Первом канале

«Мне сейчас 13 лет, а петь я начала в девять. Не помню уже, как именно - просто Всевышний так сделал. Сначала я читала стихи на детских конкурсах и фестивалях - Тютчева, Рождественского, Пушкина, конечно. Прекрасный стих Рождественсого «Человеку надо мало…» - один из моих любимых. А сейчас я уже не могу жить без музыки. Сначала пела дедушке военные песни, он ветеран Великой Отечественной войны. Потом брат во время Кубка FIFA в 2010 году дал мне послушать официальный гимн, и я влюбилась в эту песню, каждый день слушала ее и в итоге выучила. Английский я тогда почти не знала, еле-еле запомнила на слух. И это была моя самая первая английская песня. Я и на китайском тоже пою, как-то в Китае исполняла «Катюшу» и «Подмосковные вечера». А вообще я восхищаюсь Бейонсе и Рианной - это мои иконы. Песни Pretty Hurts и Drunk in Love мои любимые, я их часто переслушиваю. Но к определенному жанру я не привязана, мне вся музыка интересна».

Первый отборочный этап «Голос. Дети» - слепое прослушивание, где судьи сидят спиной к исполнителю и поворачиваются, если он им понравился. На песню Дженнифер Хадсон And I Am Telling You, которую пела Рагда Ханиева, обернулись все судьи, в наставницы она выбрала Пелагею.

«Вокалом я не занимаюсь, не занималась и не буду заниматься: занятия могут кардинально изменить голос, и к естественному тембру уже не вернуться. Но последние три месяца я хожу в музыкальную школу рядом с домом - занимаюсь сольфеджио и фортепиано. Освою фортепиано и перейду на скрипку.

Мама говорит, что учеба - это главное. В школу я на этой неделе я еще не ходила, но стараюсь не отставать, поэтому ко мне домой приходят преподаватели. С математикой я никогда не подружусь, это совершенно не мое - даже если я прозанимаюсь часа два, потом мигом все забываю.

Во время финала «Голоса» деньги от СМС-голосования поступали в фонд «Обнаженные сердца», так зрители спасли много детских жизней. Для меня счастье осознавать, что и я помогла этим очаровательным детям. Сейчас я раз-два в месяц хожу в онкологические центры на Ленинском и Каширском шоссе. Пою для детей и дарю им мыло, которое сама варю. Однажды установила рекорд и за день сварила 200 кусочков мыла.

Я не певица, я музыкант и свою жизнь, конечно, вижу так: хочу дарить людям радость, музыка ведь лекарство. Попозже думаю поехать учиться в музыкальную школу в Англию. А потом вернуться в Россию, это моя родина».

Мария Аристова. 16 лет, призер Международной олимпиады по лингвистике

«Я интересуюсь социолингвистикой, тем, как язык используется разными людьми в зависимости от их пола, возраста и других аспектов. В 8-м и 10-м классах каждый ученик нашей школы «Интеллектуал» защищает личный проект. Я в своей работе исследую различия в мужской и женской повествовательной речи. Испытуемым я даю один из комиксов датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа, там нет реплик, и ребята должны рассказать увиденную историю. Пока что мне кажется, что повествовательная речь мальчиков и девочек моего класса не отличается.

В целом комиксы Бидструпа выглядят примерно так.

Я еще не выбрала, какой лингвистикой хочу заниматься - компьютерной или полевой. Сейчас я учу английский, немецкий и латынь. Но успела поучить и испанский, и китайский, и французский. Очень хочу выучить ирландский или древнеисландский или какой-нибудь семитский язык. Хожу на лекции Зализняка, читаю Кронгауза, Успенского «Слово о словах».

На олимпиадах лингвистические задачи в основном на логику. Они самодостаточные, тебе не нужно знать никаких дополнительных иностранных языков для ее решения, но широкий кругозор и знание иностранных языков помогает отвлечься от русского и смотреть шире. То есть иногда очень полезно вспомнить, что девочка в немецком языке среднего рода.

В самой сложной задаче Международной олимпиады были даны слова на одном африканском языке и их перевод на русский в перепутанном порядке. Нетривиальность задачи была в том, что у этого африканского племени странные понятия - они считают, что душа находится в печени человека, поэтому все чувства связаны с ней. Нужно было об этом догадаться. Чаще всего в таких задачах используются языки затерянных африканских и индейских племен, на которых говорят 10 человек в мире».

Максим Дидин. 16 лет, победитель Международной олимпиады по математике

«В школу я пошел только с 5-го класса, до этого меня всему учили родители. С папой я занимался математикой и шахматами с 2 лет, а на школьных уроках математики ни разу в жизни не бывал: я негативно отношусь к типовым заданиям, к решению похожих друг на друга задач. В математике ко всему нужно уметь прийти самому. Любую отдельную теорему можно забыть и вывести самостоятельно. Математика бесконечна. А доказательства нужно искать самые простые и красивые. Если в задаче что-то не нравится, есть какое-то сложное условие, от него всегда можно избавиться.

Физика - это та же математика, только нужны еще руки для экспериментов. Химия тоже интересная наука. Уксуса, соды и перекиси достаточно, чтобы сделать удивительные вещи. Мне повезло, что у нас большой дом, у меня в кладовке своя лаборатория. Родители, конечно, волнуются, просят получать меньше водорода и лить меньше нашатырного спирта.

Но больше всего я люблю геометрию. Она такая красивая - что-нибудь подрисовал, и все стало понятно. Правда, стереометрию я на бумаге чертить почти не умею, в основном все представляю в уме.

Благодаря олимпиадам я побывал в ЮАР, Индии и Иране, в Сингапуре, Индонезии. На меня большое впечатление произвела Южная Африка. В Кейптауне удивительная дикая природа, плоская Столовая гора, по которой можно часами гулять. На Яве мне не очень понравилось - очень много людей и жарко, хотя через море видно вулкан Кракатау. Еще одна из олимпиад проходила на Кавказе, мне очень понравилось, я никогда до этого не видел таких гор.

Вообще, судить о способностях человека по результатам олимпиады не всегда справедливо. Многое зависит от удачи - иногда удается решить самую сложную задачу, но не получается среднюю. Мне недавно сняли целых три балла за глупые описки, времени не хватило нормально дописать предложение. Я вообще очень криво пишу».

Фотографии: Мария Кушнир. Интервью: Рената Серебрякова