С какими учреждениями осуществляется межведомственное взаимодействие. Формы межведомственного взаимодействия по профилактикенаркомании и наркотизма. Актуальность диссертационного исследования

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Пензенской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 и статьей 22 (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:

(преамбула в ред. )

1. Утвердить прилагаемый Регламент межведомственного взаимодействия органов государственной власти Пензенской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан

(п. 1 в ред. )

3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы социальной политики.

Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ

Регламент межведомственного взаимодействия органов государственной власти Пензенской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан

Утвержден
постановлением
Правительства Пензенской области
от 22 декабря 2014 г. N 898-пП

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент разработан в целях реализации положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с последующими изменениями) и регулирует отношения между органами государственной власти Пензенской области, возникающие при осуществлении межведомственного взаимодействия в связи с реализацией полномочий Пензенской области в сфере социального обслуживания.

(п. 1.1 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 23.03.2018 N 171-пП)

2. Органы государственной власти Пензенской области, осуществляющие межведомственное взаимодействие

2.1. Межведомственное взаимодействие осуществляют следующие исполнительные органы государственной власти Пензенской области (далее - органы государственной власти):

2.1.1. Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.

2.1.2. Министерство здравоохранения Пензенской области.

2.1.3. Министерство образования Пензенской области.

2.1.4. Министерство физической культуры и спорта Пензенской области.

2.1.5. Министерство культуры и туризма Пензенской области.

(п. 2.1 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 23.03.2018 N 171-пП)

2.2. Органы государственной власти участвуют в межведомственном взаимодействии самостоятельно, а также через свои подведомственные организации.

3. Виды деятельности, осуществляемые органами государственной власти в рамках межведомственного взаимодействия

3.1. Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в рамках межведомственного взаимодействия осуществляет следующие виды деятельности:

а) выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и определение необходимых им форм социального обслуживания исходя из потребностей граждан, состояния их здоровья, возможности самообслуживания и конкретной жизненной ситуации;

б) организация обследования социально-бытовых условий проживания граждан, оказание помощи в получении документов, необходимых для зачисления на социальное обслуживание на дому;

в) выдача бланков заключений и справок гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, для дальнейшего заполнения в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Пензенской области (далее - медицинские организации Пензенской области);

г) осуществление совместно с медицинскими организациями Пензенской области закрепления заведующих отделениями социального обслуживания на дому за участковыми врачами-терапевтами в целях оказания содействия в предоставлении медицинской помощи гражданам;

д) оказание гражданам социальных услуг, в том числе содействие в обеспечении граждан (по заключению врачей) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

е) организация совместно с работниками медицинских организаций Пензенской области занятий по санитарно-гигиеническому образованию работников организаций социального обслуживания Пензенской области;

ж) обеспечение методическими материалами (буклетами) медицинские организации Пензенской области, информирующие граждан об услугах, оказываемых организациями социального обслуживания Пензенской области.

3.1.1. Выявление инвалидов, нуждающихся в реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, оказание содействия в реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в том числе разъяснение инвалидам по вопросам обращения в центры занятости населения в целях поиска работы, трудоустройства, обучения (переобучения).

3.1.2. Осуществление мероприятия социальной реабилитации инвалидов, в том числе:

а) информирование инвалидов о порядке обеспечения техническими средствами реабилитации, содействие инвалидам в получении заключения врачебной комиссии медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Пензенской области, подтверждающего нуждаемость инвалида в техническом средстве реабилитации и малообеспеченных граждан в протезно-ортопедических изделиях;

б) разработка предложений по получению инвалидами (детьми-инвалидами) курса реабилитационных услуг в государственных реабилитационных организациях, подведомственных Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области;

в) организация проведения круглых столов, дней открытых дверей, работы школы (школы-лектория) для детей-инвалидов и их родителей, информационно-методических семинаров с участием специалистов Министерства здравоохранения Пензенской области.

3.1.3. Информирование населения о ситуации на рынке труда.

3.1.4. Трудоустройство на постоянные и временные места работы пенсионеров и инвалидов.

3.1.5. Содействие в занятости активных граждан пожилого возраста и инвалидов.

3.1.6. Осуществление мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве.

3.2. Министерство здравоохранения Пензенской области в рамках межведомственного взаимодействия осуществляет следующие виды деятельности:

а) оказание организационно-методической помощи руководителям организаций социального обслуживания Пензенской области по взаимодействию заведующих отделениями социального обслуживания на дому с участковыми врачами-терапевтами в целях оказания содействия в предоставлении медицинской помощи гражданам;

б) проведение обследования граждан, направляемых из организаций социального обслуживания граждан Пензенской области в медицинские организации Пензенской области с целью определения наличия или отсутствия медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию, в соответствии со Стандартами медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, а в случаях их отсутствия - в соответствии с иными нормативными документами федерального уровня, регламентирующими оказание медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях;

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 14.04.2017 N 184-пП)

в) обеспечение стационарного медицинского обследования выявленных детей в возрасте от 3 лет (включительно) до 18 лет, направляемых в специализированные организации для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в случае отсутствия родителей, законных представителей, лиц, их заменяющих, невозможности установления их местонахождения или иных обстоятельств, препятствующих извещению этих лиц, или незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам;

г) участие в санитарно-гигиеническом просвещении работников организаций социального обслуживания Пензенской области;

д) обеспечение получения несовершеннолетними, проходящими социальную реабилитацию в специализированных организациях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинской помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

е) подготовка заключений врачебных комиссий с участием врачей-психиатров в отношении лиц, признанных недееспособными, помещаемых в организации социального обслуживания Пензенской области;

ж) проведение диспансеризации граждан, проживающих в организациях социального обслуживания Пензенской области;

з) предоставление инвалиду направления на медико-социальную экспертизу при выявлении необходимости изменения группы инвалидности;

и) предоставление выписки из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного (форма N 027/у, утвержденная приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030) и заключения врачебной комиссии об отсутствии (наличии) медицинских противопоказаний для получения реабилитационных услуг;

к) участие в проведении круглых столов, дней открытых дверей, в работе школ (школ-лекториев) для детей-инвалидов и их родителей, клубов для инвалидов, организованных Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.

3.3. Министерство образования Пензенской области в рамках межведомственного взаимодействия осуществляет следующие виды деятельности:

а) предоставляет информацию, необходимую для оказания социальных услуг, а также запрашивает и предоставляет информацию, необходимую для осуществления социального сопровождения;

б) информирует получателей социальных услуг, в том числе родителей, опекунов, попечителей, иных законных представителей несовершеннолетних детей, о видах помощи, оказываемой Министерством образования Пензенской области, его структурными подразделениями, а также подведомственными организациями;

в) организует деятельность по информированию Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о гражданах, нуждающихся в социальном обслуживании, при выявлении таких граждан;

г) организует и участвует в семинарах, совещаниях, иных совместных мероприятиях по вопросам осуществления межведомственного взаимодействия;

д) реализует в пределах своей компетенции государственные программы Пензенской области в сфере социального обслуживания;

е) участвует в формировании и развитии волонтерского движения в Пензенской области.

3.4. Министерство физической культуры и спорта Пензенской области, Министерство культуры и туризма Пензенской области оказывают содействие организациям социального обслуживания Пензенской области в организации отдыха, досуга и занятости граждан.

(п. 3.4 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 23.03.2018 N 171-пП)

4. Порядок и формы межведомственного взаимодействия

4.1. Межведомственное взаимодействие осуществляется в следующих формах:

4.1.1. обмен информацией, используемой при предоставлении социальных услуг и осуществлении социального сопровождения, в том числе в электронной форме;

4.1.2. осуществление совместных действий (мероприятий) в рамках реализации индивидуальной программы получателя социальных услуг.

4.2. В целях осуществления согласованных действий, оказания помощи по вопросам, возникающим в процессе межведомственного взаимодействия, планирования совместной деятельности и обмена опытом создаются межведомственные рабочие группы, комиссии, координационные советы, межведомственные совещательные органы. Органы государственной власти определяют и направляют для участия в работе координационных и совещательных органов своих представителей.

4.3. Соглашениями о взаимодействии, заключенными между органами государственной власти, указанными в разделе 2 настоящего Регламента, определяются порядок и организационно-технические условия межведомственного взаимодействия органов государственной власти.

5. Требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме

6. Механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в том числе порядок привлечения организаций к его осуществлению

6.1. Механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению определяется на основании соглашений о взаимодействии, указанных в разделе 4 настоящего Регламента.

6.2. Порядок привлечения организаций к осуществлению социального сопровождения:

6.2.1. Организации, подведомственные органам государственной власти, предоставляющие помощь, не относящуюся к социальным услугам, привлекаются к осуществлению социального сопровождения на основании соглашений о взаимодействии, заключенных между Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области и органами государственной власти.

6.2.2. Иные организации, предоставляющие помощь, не относящуюся к социальным услугам, привлекаются к осуществлению социального сопровождения на основании соглашений (договоров) о взаимодействии (сотрудничестве), гражданско-правовых договоров, заключенных указанными организациями с организациями социального обслуживания граждан.

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 14.04.2017 N 184-пП)

7. Порядок осуществления государственного контроля (надзора) и оценки результатов межведомственного взаимодействия

7.1. Государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с порядком организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области.

7.2. Оценка результатов межведомственного взаимодействия осуществляется по следующим критериям:

Соблюдение срока и порядка подготовки межведомственного запроса;

Соблюдение сроков подготовки и направления ответа на межведомственный запрос органов государственной власти;

Наличие необходимой информации для предоставления социального сопровождения в ответе на межведомственный запрос.

7.3. Порядок проведения оценки результатов межведомственного взаимодействия между органами государственной власти, указанными в разделе 2 настоящего Регламента, определяется Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.

Межведомственное взаимодействие можно рассматривать как разновидность социального взаимодействия. Сторонами взаимодействия выступают социально ориентированные субъекты (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственные им организации, учреждения, некоммерческие организации и иные), достигающие своих целей посредством определенных профессионально специализированных мер и действий.

Основными путями и средствами оптимизации межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы при решении проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

Обеспечение процессов взаимодействия необходимой законодательной базой; научно-методическое обоснование комплексной работы;

Четкое разграничение функций между участниками взаимодействия на всех уровнях совместной работы;

Предоставление учреждениям полномочий и средств в соответствии с выполняемыми функциями и поставленными задачами;

Обеспечение управленческих структур и учреждений квалифицированными кадрами; организация единого информационного пространства;

Создание общей концепции совместных действий;

Оптимизация работы межведомственного координирующего звена и иные.

Деятельность органов и учреждений системы профилактики по оказанию помощи осужденным несовершеннолетним к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы, а также несовершеннолетним, возвращающимся из СУВУ ЗТ, осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

Принцип межведомственного взаимодействия - определяет порядок формирования отношений между субъектами системы профилактики посредством согласования планов мероприятий и действий по их реализации, контроля за их выполнением;

Принцип распределения сфер ответственности - предполагает конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей;

Принцип индивидуального подхода - реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка и семьи, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях;

Принцип законности - предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в работе с осужденными несовершеннолетними и их семьями;

Принцип комплексности - предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и их семьями и воздействие на них с учетом всех аспектов: экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, психологических.

Важной формой межведомственного взаимодействия является обмен информацией, характеризующей положение семей и детей на подведомственной территории и необходимой для осуществления деятельности в их интересах, с органами власти, государственными и негосударственными учреждениями, организациями и службами.

1

В статье представлено описание существующей системы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей группы риска и результатов реализации в образовательной организации проекта, основанного на превентивном подходе в межведомственном взаимодействии при работе с семьями группы риска. Рассмотрено понятие «семья группы риска» и система межведомственного взаимодействия при работе с проблемными семьями. Основное внимание уделено изучению существующей системы межведомственного взаимодействия и изучению ее эффективности. Представлена модель организации социального сопровождения семей с детьми и результаты анкетирования специалистов, работающих в системе профилактики, позволившие выявить специфику межведомственного взаимодействия. В статье обосновывается необходимость организации и координации работы на базе образовательного учреждения. Представляется паспорт проекта «Дружная семья», направленного на работы с семьями группы риска на базе образовательного учреждения. Описываются результаты анкетирования участников проекта. Называются наиболее востребованные участниками проекта мероприятия. Приводятся сведения о динамике состоящих на учете семей.

семья группы риска

семья социально опасном положении (соп)

межведомственное взаимодействие

превентивный подход

образовательная организация

1. Алексеева Л.С. Российская семья в условиях социальных рисков // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 1. – С. 42-51.

2. Бутаева М.А. Причины и угрозы кризиса семьи в современной России (философские аспекты) // Социальная политика и социология. – 2010. – № 2. – С. 63-67.

3. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход (пособие для социальных работников и педагогов): монография. – М.: Изд-во Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2009. – 111 с.

4. Широкалова Г.С. Семья из группы риска в повседневности бытия // Семья: феноменология повседневности: коллективная монография. – Н. Новгород, 2016. – С. 61-77.

5. Маметьева О.С., Кузьменко Н.И. Семья «группы риска» как объект социальной работы // Наука сегодня: сборник научных трудов по материалам международ. науч.-практ. конф.: в 4-х частях. – Научный центр «Диспут», 2015. – С. 106-108.

6. Барсукова Т.М. Профилактика семейного неблагополучия на новом рубеже социальной работы // Социальное обслуживание. – 2011. – № 9. – С. 37-39.

7. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // Социс. – 2009. – № 7. – С. 109-113.

8. Ахлюстина Е.В., Петушкова О.Г Алгоритм реализации кейс-менеджмента в деятельности специалистов по сопровождению семей «группы риска» // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: электронный сборник статей по материалам XIX студенческой междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 216-224.

Актуальность исследования обоснована тем, что в России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование семьи. Согласно исследованиям российских социологов (Алексеева Л.С. , Карцева Л.В. и др.) для начала XXI века характерной тенденцией социального развития является значительный рост семейного неблагополучия. Нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье, а педагогическая несостоятельность родителей снижает воспитательный потенциал семьи. Специалисты все чаще говорят о семьях «группы риска». Изучением данной проблемы занимались отечественные учёные: Беличева С.А. , Широкалова Г.С. , Маметьева О.С. и Кузьменко Н.И. и др.

«Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных условий своей жизни более других подвержена отрицательным влияниям со стороны общества. Основной причиной отнесения семей к категории «группы риска» являются сложные жизненные обстоятельства, семейное неблагополучие. Ситуацию семейного неблагополучия ученые (Барсукова Т.М. , Беличева С.А. , Мустаева Ф.А. и др.) рассматривают как ситуацию затруднения либо невыполнимости семьёй в полной мере её главных функций и удовлетворения необходимых потребностей членов семьи. В зависимости от глубины нарушений в исполнении внутрисемейных функций можно говорить о риске перехода семьи в социально опасное положение (СОП). Особенностью таких семей является отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребёнка.

Методы исследования. В статье представлен анализ педагогической и специальной литературы, результаты анкетирования (специалистов в области социального сопровождения семей) и участников проекта.

Цель статьи - описание существующей системы работы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей группы риска и результатов реализации в образовательной организации проекта, основанного на превентивном подходе в межведомственном взаимодействии при работе с семьями группы риска.

При всех усилиях государства и различных ведомств, направленных на сохранение семейного благополучия, из года в год растет количество семей, отличающихся неблагополучием. В таблице представлена статистика семейного неблагополучия и её динамика по г. Магнитогорску с 2013 по 2016 г., подтверждающая теоретические выводы ученых (табл.1).

Таблица 1

Статистические данные о семьях, состоящих на учете в г. Магнитогорске

Всего, состоящих на учёте

Семья «группы риска»

Семья, находящаяся в социально опасном положении

По статистике, за 2013-2015 годы произошло увеличение семей, находящихся в социально опасном положении, но прослеживается динамика значительного уменьшения семей и детей категории «группа риска» в период 2014-2016 годы. В 2016 году, наоборот, впервые произошло значительное снижение СОП, но наблюдается увеличение количества детей, проживающих в них. Данная статистика говорит о том, что к категории семей, находящихся в социально опасном положении, чаще стали относиться многодетные семьи, так как количество семей уменьшилось, а численность детей возросла.

Исследователи единогласны во мнении, что эффективными мерами в деятельности субъектов при работе с семьями «группы риска» являются меры ранней профилактики. Чем раньше будет определено семейное неблагополучие, тем успешнее будет организовано социальное сопровождение семей группы риска и минимизирован риск перехода в группу семей СОП. В случае выявления причин семейного неблагополучия решение проблемы возможно в тесном сотрудничестве всех специалистов, в том числе специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. В этом случае первоочередной задачей является организация результативного межведомственного взаимодействия.

Ориентируясь на задачу - повышение эффективности социального сопровождения семей группы риска, разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и принята для исполнения во всех субъектах Российской Федерации модельная программа по внедрению социального сопровождения семей с детьми. На её основе разработана модель организации социального сопровождения семей (рисунок).

Модель организации социального сопровождения семей с детьми

Из модели следует, что работа, осуществляемая с семьями, многоаспектна. Основой ее является составление индивидуальной программы социального сопровождения семьи (ИП ССС). При этом модель работы ориентирована на формальные показатели, и из нее «выпадает» несовершеннолетний, зачастую являющийся страдающим при неблагоприятных внутрисемейных отношениях. Для изучения мнения специалистов органов и учреждений системы профилактики и безнадзорности правонарушений, работающих с несовершеннолетними и их семьями, была разработана анкета. В данной анкете уделялось внимание вопросам по проблеме социального неблагополучия детей, проживающих в семье; сущности и специфике межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей «группы риска», нормативно-правовой базе, используемой специалистами, а также вопросам, затрагивающим государственную семейную политику.

Опрос проводился среди специалистов органов и учреждений системы профилактики города Магнитогорска. В опросе приняли участие 100 человек: из них 46% - социальные педагоги, работающие в средних общеобразовательных школах, 30% - специалисты социальной защиты населения, 14% - специалисты подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Ленинского и Правобережного районов, 6% - специалисты районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского и Правобережного районов, 4% - специалисты учреждения здравоохранения.

Результаты исследования показали, что основными проблемами современных семей с детьми являются материальные трудности, отсутствие отдельного жилья, проблема воспитании детей, ухудшение детско-родительских отношений, безработица и другие.

Главными факторами, формирующими семейное неблагополучие, являются: отсутствие контроля со стороны родителей их алкоголизм, разрушение семейных ценностей, жестокое обращение с детьми, ущемление прав детей, правовая некомпетентность семей и недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей, низкая эффективность нормативно-правовой базы. Как показали результаты исследования, межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей «группы риска» является недостаточно эффективным и требует совершенствования. Центром такой работы, по нашему замыслу, является образовательное учреждение, а ключевой фигурой - социальный педагог.

Исходя из этого, был разработан и реализован в 2016-2017 г. проект «Дружная семья», направленный на совершенствование социального сопровождения семей группы риска (табл.2). Целью проекта являлось уменьшение числа семей «группы риска», переход их в категорию условно-адаптированных и, возможно, благополучных семей. Основная идея проекта заключалась в организации работы с семьей на базе образовательного учреждения и привлечения специалистов разных ведомств в соответствии с индивидуальным запросом семей - участников проекта на основе технологии кейс-менеджмента .

Таблица 2

Паспорт проекта «Дружная семья»

Наименование

Школа по гармонизации детско-родительских отношений

«Дружная семья»

Основание для

разработки проекта

Уменьшение количества семей «группы риска», состоящих на учёте в МОУ «СОШ № 34». Своевременно оказанная социально-педагогическая и психологическая помощь семье позволит ей перейти в статус условно-адаптированной и возможно благополучной

Цель проекта

Содействовать межведомственному взаимодействию при оказании психолого-педагогической поддержки семьи «группы риска»

Основные

мероприятия

Оперативное совещание при директоре школы.

Совещания при зам. директора по воспитательной работе.

Мероприятия для родителей.

Мероприятия для детей

реализации проекта

Краткосрочный - 8 мес. С 30.09.2016 по 31.05.2017 г. (затем дети семей ГР в летний период будут находиться с 5 по 22 июня 2017 г. в школьном летнем лагере)

Исполнители

Администрация и педагогический коллектив МОУ «СОШ № 34», субъекты системы профилактики Ленинского района

Ожидаемые

результаты

Повышение воспитательного потенциала семьи.

Гармонизация детско-родительских отношений.

Вовлечение родителей и детей в совместную досуговую деятельность (совместное времяпрепровождение).

Осознание важности сохранения семейных ценностей и традиций.

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, правовых знаний, ответственности за воспитание детей.

Улучшение психоэмоционального состояния детей и родителей

Система контроля за исполнением проекта

Текущий и заключительный контроль за реализацией проекта осуществляется зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 34»

В проекте участвовали семьи «группы риска», состоящие на учёте в МУ «ЦСПСД» г. Магнитогорска, обучающиеся в МОУ «СОШ № 34», а также семьи полные и неполные, многодетные, семьи с неродными родителями, с опекаемыми детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

В ходе реализации проекта ожидаемым результатом является повышение ответственности родителей за воспитание детей, осознание родителями важности сохранения семейных ценностей, традиций; приобщение родителей проводить совместный досуг с детьми, улучшение жилищно-бытовых условий проживания детей в семье; нормализация психологического климата в семье, гармонизация детско-родительских отношений и пр.

Межведомственное взаимодействие при социальном сопровождении семей с детьми в ходе реализации проекта было направлено на раннее выявление и решение проблем семьи, предотвращение семейного неблагополучия, помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. В проекте приняли участие субъекты системы профилактики Ленинского района г. Магнитогорска: ПДН ОП «Ленинский», МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Магнитогорска», МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района, отдел опеки и попечительства. Данные учреждения оказали социальное сопровождение семьям «группы риска» в виде социальной, психологической, педагогической, юридической видов помощи, помощь в трудоустройстве подростков и родителей, а также оказание срочных социальных услуг.

После реализации проекта по социальному сопровождению семей группы риска в МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска был проведён опрос родителей, принявших участие в проекте. Опрос проводился среди родителей семей «группы риска», состоящих на учёте в МУ «ЦСПСД» и состоящих на внутришкольном учете в МОУ «СОШ № 34» г. Магнитогорска. В опросе приняли участие 30 человек, из них: 80% - женщины, и 20% - мужчины. Возрастная структура опрашиваемых респондентов выглядит следующим образом: 27-30 лет - 20%; 31-40 лет - 50%; 41 и старше - 30%.

Подавляющее большинство (50%) опрошенных семей относятся к неполным семьям. По типу семьи распределились следующим образом: по 20% - полные семьи и семьи с неродным родителем; 10% - опекунская. Также в проекте приняли участие многодетные и малообеспеченные семьи, которым в процессе реализации проекта была оказана превентивная помощь.

Ответ на вопрос «Какие мероприятия, реализуемые в ходе проекта, Вам больше всего понравились?» выявил, что психолого-педагогические практикумы, а именно тренинги для родителей и приёмы релаксации, понравились 40% респондентов; совместная деятельность родителей и детей, особенно новогодняя елка и поездка в ДООУ «Уральские Зори» - 25%; психолого-педагогические консультации - 20%; педагогические поручения - 10%. Это говорит о том, что родителей заинтересовали мероприятия, повышающие их психолого-педагогическую грамотность, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений.

При ответе на вопрос «По Вашему мнению, все ли мероприятия проекта были полезными, интересными и содержательными для Вас» 80% родителей ответили положительно; 15% затруднились ответить, и только 5% ответили отрицательно. Это показывает, что большее число участников проекта положительно оценивают свое участие в нем и готовность решать накопившиеся проблемы.

На вопрос «Намерены ли вы в дальнейшем обращаться в социально-педагогическую службу школы для решения проблем семьи?» 100% родителей ответили положительно.

В результате реализации проекта по социальному сопровождению число семей группы риска, принявших участие в проекте и состоящих на учёте в МОУ «СОШ № 34», уменьшилось с 21 до 5. Численность неблагополучных семей, состоящих на учёте в МУ «ЦСПСД» и участвовавших в проекте, также уменьшилась с 10 до 6.

На основании изученного отечественного опыта межведомственного взаимодействия и на основании результатов исследования нами было разработано усовершенствованное «Положение межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей "группы риска"», направленное на совершенствование работы по выявлению нуждаемости семей с детьми в оказании им помощи посредством социального сопровождения. Данное положение одобрено ГКДНиЗП Администрации г. Магнитогорска (подписан акт о внедрении).

1. Исследование позволило установить, что межведомственному взаимодействию при сопровождении семей группы риска уделяется достаточно много внимания как со стороны ученых-теоретиков, так и со стороны государства, что находит проявление во множестве научных статей и специальных публикаций по теме, с одной стороны, и в совершенствовании нормативно-правовой базы, с другой. Однако при этом количество семей «группы риска» не уменьшается, и существует опасность их перехода в категорию семей социально опасного положения.

2. В статье представлена модель, отражающая специфику межведомственного взаимодействия при комплексном решении проблем семьи. При этом из общей стройной системы межведомственного взаимодействия исключено звено «образовательное учреждение». Этот факт сказывается на эффективности работы с семьями группы риска, что подтверждает мнение специалистов, работающих в системе профилактики.

3. Для совершенствования системы межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей «группы риска» требуется организация работы в образовательных учреждениях, позволяющая реализовать основные идеи превентивного подхода.

4. В статье показано, что создание целевых проектов, реализуемых на базе образовательного учреждения, интегрирующих усилия различных ведомств, является эффективным средством совершенствования межведомственного взаимодействия при работе с семьей группы риска в образовательном учреждении.

Библиографическая ссылка

Петушкова О.Г., Ахлюстина Е.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ СОЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27232 (дата обращения: 19.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

По совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, разработанные в соответствии с пунктом 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 21 декабря 2016 г. № 14.

Приложение
к Минобрнауки России
от 23.08.2017 № ТС-702/07

Методические рекомендации
по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

I. Общие положения

Методические рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с пунктом 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 21 декабря 2016 г. № 14.

Настоящие Методические рекомендации адресованы органам и учреждениям, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), и призваны способствовать повышению эффективности работы по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и(или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Межведомственное взаимодействие-совместные согласованные действия (решения) субъектов (участников) межведомственного взаимодействия по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении;

Информационное межведомственное взаимодействие - обмен документами и информацией, в том числе в электронной форме, между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении;

Субъекты (участники) межведомственного взаимодействия - органы и учреждения системы профилактики, иные органы и организации, участвующие в пределах их компетенции в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Порядок (регламент) межведомственного взаимодействия - документ, определяющий перечень субъектов (участников), осуществляющих межведомственное взаимодействие, виды деятельности, осуществляемой в рамках межведомственного взаимодействия, порядок и формы межведомственного взаимодействия, требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме, порядок осуществления контроля и оценки результатов межведомственного взаимодействия.

II. Принципы межведомственного взаимодействия

Межведомственное взаимодействие должно быть основано на принципах:

Законности;

Разграничения компетенции между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия;

Исключения дублирования процедур сбора и обработки информации о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия;

Индивидуального подхода в организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

Обеспечения конфиденциальности полученной в процессе межведомственного взаимодействия информации.

Кроме того, применяемые подходы к методологии отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы рекомендуется осуществлять на основе принципа презумпции добросовестности родителей в осуществлении родительских прав. В соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации воспитание ребенка для родителей является неотъемлемой составляющей частью осуществления родительских прав, поэтому органам и учреждениям системы профилактики при выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, рекомендуется в первую очередь признавать и уважать права и обязанности родителей, несущих по закону ответственность за ребенка.

Таким образом, принцип презумпции добросовестности родителей подразумевает под собой добросовестность действий родителей в отношении их детей до тех пор, пока соответствующими органами и учреждениями системы профилактики (например, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органом опеки и попечительства или другим уполномоченным органом) не будут зафиксированы и установлены обратные факты, свидетельствующие о недобросовестном поведении родителей в отношении их детей.

III. Субъекты (участники) межведомственного взаимодействия

Организацию и координацию межведомственного взаимодействия на территории субъекта Российской Федерации осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющая деятельность на территории субъекта Российской Федерации (далее - комиссия субъекта Российской Федерации).

Организацию и координацию межведомственного взаимодействия на территории муниципального образования (городского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородских территорий городов федерального значения) осуществляет территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданная органом местного самоуправления (далее - территориальная [муниципальная] комиссия).

Субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия являются:

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Органы управления социальной защитой населения;

Органы, осуществляющие управление в сфере образования;

Органы опеки и попечительства;

Органы по делам молодежи;

Органы управления здравоохранением;

Органы службы занятости;

Органы внутренних дел;

Учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Создаваемые в указанных органах учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, другие органы, учреждения и организации могут участвовать в межведомственном взаимодействии в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и(или) законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также постановлениями комиссий субъектов Российской Федерации и(или) территориальных (муниципальных) комиссий.

Комиссиям субъектов Российской Федерации и территориальным (муниципальным) комиссиям при организации и координации межведомственного взаимодействия с учетом индивидуального подхода к работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, рекомендуется использовать весь потенциал субъектов (участников) межведомственного взаимодействия.

Председатели комиссий субъектов Российской Федерации, председатели территориальных (муниципальных) комиссий несут персональную ответственность за организацию работы соответствующих комиссий по координации вопросов межведомственного взаимодействия.

IV. Формы межведомственного взаимодействия

Межведомственное взаимодействие может быть организовано в следующих формах.

1. Межведомственный анализ и межведомственное прогнозирование используются в целях сбора сведений (информации), необходимых для выявления проблем в организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Межведомственный анализ направлен на совместные аналитические разработки субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, где на основе полученных результатов может строиться дальнейшее прогнозирование результативности профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Совмещение потоков информации, организуемых различными субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия, позволяет предвидеть появление новых проблем в семье, являющейся объектом межведомственного взаимодействия (например, возможные конфликты между несовершеннолетним и его родителями [иными законными представителями]).

Представляется необходимым совокупность полученных данных анализировать органом осуществляющим организацию и координацию межведомственного взаимодействия (комиссией субъекта Российской Федерации, территориальной [муниципальной] комиссией) с точки зрения прогноза вариантов развития событий, что предопределяет расстановку и тактику использования различных профессиональных сил.

2. Проведение заседаний комиссии субъекта Российской Федерации, территориальных (муниципальных) комиссий, а также созданных ими совещательных органов (в случае создания таковых): рабочих групп, советов, штабов, консилиумов и иных органов.

3. Совместная разработка руководящих указаний, правил, порядков, регламентов, обязательных для выполнения субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия при их совместной работе, установление которых до начала совместной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, влияет на конечный результат взаимодействия.

4. Согласование документов, необходимых как для организационных аспектов реализации межведомственного взаимодействия, так и для осуществления самой совместной профессиональной деятельности.

5. Проведение совместных комплексных целевых мероприятий, проверок, проектов, операций и т.д.

Данная форма может иметь две разновидности.

Во-первых, это комплекс мероприятий, рассчитанных на длительный срок с последовательным накоплением информации, профессионального опыта по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, и поэтапным введением сил и средств различных субъектов (участников) межведомственного взаимодействия (реализация межведомственных программ социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении).

Во-вторых, это краткосрочные, единичные совместные действия субъектов (участников) межведомственного взаимодействия (например, обследование жилищно-бытовых условий, в которых проживает семья).

При реализации данной формы орган, осуществляющий организацию и координацию межведомственного взаимодействия (комиссия субъекта Российской Федерации, территориальная [муниципальная] комиссия) по согласованию с иными субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия может определить круг участников мероприятия, обладающих профессиональными навыками, необходимыми для выполнения поставленных задач.

6. Выработка единой стратегии совместного взаимодействия (например, в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

Результаты совместной выработки стратегии могут быть реализованы в предложениях при подготовке различных организационно-тактических мероприятий, комплексных операций, совместных планов работы, ведомственных актов (приказов, постановлений) или локальных решений.

7. Рабочие встречи руководителей либо иных представителей субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, которые организуются для повышения оперативности взаимного информирования, реагирования на возникшую проблему (например, борьбу с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями не совершеннолетних).

На таких встречах достигаются договоренности о координации действий и обмене информацией, готовятся планы совместных мероприятий.

8. Информационное межведомственное взаимодействие, которое реализуется посредством информационного обмена между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием современных технологий (например, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», локальных межведомственных сетей, баз данных и иных).

Данная форма позволяет проводить сетевые консультации, вебинары, селекторные совещания, телеконференции.

При организации межведомственного взаимодействия одновременно могут применяться различные формы межведомственного взаимодействия.

V. Информационное межведомственное взаимодействие

Информационное межведомственное взаимодействие осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Условия обмена информацией, требования к ее содержанию и формам представления, в том числе в электронном виде, рекомендуется закрепить в порядке (регламенте) межведомственного взаимодействия, который может иметь статус нормативного правового акта либо утверждаться постановлением комиссии субъекта Российской Федерации и(или) территориальной (муниципальной) комиссии.

При разработке требований к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронном виде, целесообразно предусмотреть:

Создание (определение) оператора системы межведомственного взаимодействия, который будет осуществлять обеспечение ее функционирования в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации;

Возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационных систем, подключенных к системе межведомственного взаимодействия. Доступ участников межведомственного взаимодействия к электронным сервисам для осуществления межведомственного взаимодействия рекомендуется предоставлять для получения информации, содержание и объем которой необходимы в целях реализации полномочий, возложенных на субъектов (участников) межведомственного взаимодействия;

Защиту передаваемых документов и(или) информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанных документов и (или) информации в систему межведомственного взаимодействия;

Хранение документов и(или) информации, содержащейся в электронных сервисах информационных систем субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, подключенных к системе межведомственного взаимодействия и мониторинга работоспособности электронных сервисов;

Условия организации межведомственного взаимодействия;

Форму представления межведомственного запроса и ответа на данный запрос;

Ответственность за несвоевременное предоставление документов и(или) информации в рамках межведомственного взаимодействия.

Обзор документа

Представлены Методические рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Указаны формы взаимодействия, участники. Регулируются вопросы обмена информацией.