Рождественская звезда сколько концов. Восьмиконечная звезда: значение. Восьмиконечная звезда в православии. Фото морских звезд

Яркие звезды красуются на верхушках рождественских елок по всему миру. Практически каждый знает о звезде, которая вела волхвов к яслям в маленьком городке Вифлеем, где родился Иисус. Вифлеемская звезда описана в Евангелии от Матфея в Новом Завете. Является ли эта звезда библейским вымыслом или же существовала на самом деле? Давайте взглянем на это с точки зрения астрономов, описанной на Phys.org.

© Fr Lawrence Lew

Астрономический вопрос

Чтобы понять Вифлеемскую звезду, нам нужно думать, как думали три волхва. Ориентируясь по этой «звезде на востоке», они сначала прибыли в Иерусалим и сообщили царю Ироду о пророчестве: родился новый правитель израильского народа. Также нам нужно мыслить как царь Ирод, который спросил у трех волхвов, когда появилась звезда, потому что сам он и его двор, по всей видимости, не видели этой звезды в небе.

Эти события дают нам первую астрономическую загадку первого Рождества: как могли придворные мудрецы царя Ирода не знать о появлении такой яркой звезды и как она привела волхвов в Иерусалим?

Затем, чтобы дойти до Вифлеема, волхвы должны были отправиться прямо на юг от Иерусалима; «звезда на востоке» «двигалась перед ними, пока не остановилась над местом, где был младенец». И вот у нас вторая астрономическая загадка первого Рождества: как звезда «на востоке» могла привести волхвов на юг? Северная звезда приводила заблудших странников на север, так почему звезда на востоке не привела волхвов на восток?

Есть и третья часть загадки первого Рождества: как звезда, описанная Матфеем, двигалась «перед ними», а затем остановилась и повисла над яслями в Вифлееме, в которых якобы лежал младенец Иисус?
Чем могла быть «звезда на востоке»?

Любой астроном знает, что ни одна звезда не способна на такое. Ни комета, ни Юпитер, ни сверхновая, ни парад планет, ни что бы там ни было еще не может вести себя так в ночном небе. Можно было бы допустить, что слова Матфея описывают чудо, лежащее за пределами законов физики. Но Матфей тщательно подбирал слова и дважды написал «звезда на востоке», что позволяет предположить, что эти слова имели особое значение для читателей его Евангелия.

Можем ли мы найти другой объяснение, которое будет соответствовать словам Матфея и которое не потребует нарушения законов физики? Которое впишется в современный уклад астрономии? Как ни странно, ответ будет «да».

Астроном Майкл Молнар указывает, что «на востоке» - это буквальный перевод греческой фразы en te anatole, что было техническим термином, используемым в греческой математической астрологии 2000 лет назад. Он описывает, и очень конкретно, планету, которая поднимается над восточным горизонтом незадолго перед восходом Солнца. Спустя несколько моментов после появления планеты она исчезает в ярком свете Солнца в утреннем небе. Получается, никто не видит эту «звезду на востоке», если не взглянет на нее в определенный момент.

Теперь привнесем немного астрономии. В ходе человеческой жизни почти все звезды остаются на своих местах. Звезды загораются и гаснут каждую ночь, но не движутся относительно друг друга. Звезды Большой Медведицы появляются из года в год на одном и том же месте. Но планеты, Солнце и Луна отличаются от неподвижных звезд; по факту, слово «планета» произошло от греческого названия «блуждающей звезды». Хотя планеты, Солнце и Луна движутся приблизительно по одному и тому же пути на фоне звезд, они движутся с разными скоростями, поэтому иногда закрывают друг друга. Когда Солнце закрывает планету, мы не можем видеть ее, но когда Солнце обгоняет планету, она снова появляется.

Теперь снова обратимся к астрологии. Когда планета появляется снова в утреннем небе незадолго до восхода Солнца, впервые за много месяцев, в течение которых она пряталась в сиянии светила, этот момент известен астрологам как гелиакический восход. Гелиакический восход - это особое первое появление планеты, и есть то, что греческие астрологи называли en te anatole. В частности, гелиакический восход Юпитера считался греческими астрологами важным событием для всех, кто родился в этот день.

Астрономия

Таким образом, «звезда на востоке» относится к астрономическому событию, которое было астрологически важным в контексте древнегреческой астрологии.

А как насчет неожиданной стоянки звезды над теми самыми яслями? Библейский аналог «зависшей звезды» происходит от греческого слова epano, которое тоже было важным для древних астрологов. Оно означает определенный момент, когда планета останавливает свое движение и начинает двигаться не в западном, а в восточном направлении. Это происходит, когда Земля, которая вращается вокруг Солнца быстрее Марса, Юпитера или Сатурна, догоняет другую планету.

Таким образом, редкое сочетание астрологических событий (нужная планета появилась перед Солнцем; Солнце было в нужном зодиакальном созвездии; ряд положений планет, важных для астрологов) позволило древнегреческим астрологам предположить, что в тот самый день родился воистину царь царей.
Волхвы, глядящие в небо

Молнар считает, что те самые волхвы, по сути, были очень мудрыми и математически подкованными астрологами. Они также знали о ветхозаветном пророчестве, что новый царь родится в семье Давида. Скорее всего, они наблюдали за небесами в течение многих лет, ожидая выравнивая объектов, которое предвестит рождение нового царя. Когда мощный набор астрологических предзнаменований был собран, волхвы решили, что настало время найти младенца.

Если волхвы Матфея на самом деле предприняли путешествие для поиска новорожденного царя, яркая звезда не могла их направлять; она только подсказала им, когда нужно отправляться в путь. И они не могли найти младенца в яслях. В конце концов, ребенку было уже 8 месяцев к тому времени, когда они разгадали астрологическое послание, которое, по их мнению, предвестило рождение будущего царя. Знамение появилось 17 апреля 6 года до н. э. (с гелиакического восхода Юпитера в то утро, за которым к обеду его покрыла Луна в созвездии Овна) и продолжалось до 19 декабря 6 года до н. э. (когда Юпитер перестал двигаться на запад, на мгновение застыл и начал движение на восток относительно застывших на фоне звезд). За самое короткое время, которое понадобилось волхвам, чтобы достичь Вифлеема, младенец Иисус уже немного подрос.

Заинтересовавшись этим вопросом, просмотрел свои фотографии, сделанные в храме Рождества в Вифлееме в октябре 2014 года - как мне и запомнилось, в самом храме попадались и шестилучевые звёзды:

И восьмилучевые:

Розетка же в мраморной плите, покрывающей пол рождественского вертепа над местом, на котором, по преданию, и родился младенец Христос, была и вовсе с 14 лучами.
Моя фотография этой розетки по сути является техническим браком - не надеясь на результат, щелкнул кнопкой висевшей на пузе камеры, когда пригнувшись, заглянул под сень, покрывающую это священное для христиан место, а получилось весьма символично - мне, безбожнику, была явлена сила шевеленки при низкой освещенности сего святого места - а посему удалить сей шедевр рука не поднялась;):

Сайт www.pro-israel.ru пишет про эту розетку, отождествляемую многими с Вифлеемской звездой, следующее:

В четвертом веке нашей эры над Пещерой был построен Храм Рождества Христова - один из наиболее древних Храмов в Израиле. В 1717 году монахами-францисканцами католического ордена в Пещере Рождества была установлена серебряная Звезда Вифлеема.

Вифлеемская серебряная Звезда, установленная в Пещере, имеет 14 лучей, символизирующих 14 остановок Крестного Пути Иисуса в Иерусалиме - Виа Долороса (лат. Via Dolorosa , букв. «Путь Скорби») .

Надпись на латыни «Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est — 1717» переводится как «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» и указывает на год установки серебряной звезды францисканцами. В 1847 году турки похитили серебряную Звезду Вифлеема.

Позже турецким султаном была подарена монахам Звезда, изготовленная заново.

Насколько вновь изготовленная звезда по количеству лучей, весу и цене соответствовала первоначальной - остаётся только догадываться.

Если полагать, что Вифлеемская звезда как событие представляла собой реально существовавшее астрономическое явление - например, взрыв Новой или Сверхновой звёзд, сияние которых настолько мощное, что видно даже днём (или, как гласит Писание, "на восходе"), то в этом случае говорить о числе лучей реальной звезды бессмысленно - даже в случае преломления в атмосфере и появления гало лучей могло быть 2, максимум - 4.

Знакомые многим по фотографиям 5, 6, 8 или более лучей в гало вокруг ярких объектов - не более чем оптический эффект рассеяния в оптической системе фотокамеры и/или светофильтрах, и при неинструментальном наблюдении невооруженным глазом (а о каких оптических инструментах могла идти речь в конце I в до н.э.?) столько лучей реально не наблюдается.

Если же вифлеемская звезда представляла из себя комету, у которых иногда наблюдается по несколько хвостов, то и тут о 6, 8 или 14 хвостах, да еще центральносимметрично расположенных, речи не идёт.

Таким образом, число лучей на изображениях вифлеемской звезды - число переменное, зависящее только от прихоти изображающего её художника и исповедуемой последним символики;).

Впрочем, о том, что число лучей звезды варьировалось, можно судить по остаткам мозаичного пола, оставшегося от первого храма Рождества, построенного в IV веке - тут мы видим орнамент с 4 или 8, кому как покажется, лучами:

Не могу не отметить также интересный оптический эффект, который возникает, если смотреть на крест на одной из часовен храма Рождества - при определенных ракурсах кажется, что это - шестилучевая звезда:

Хотя на самом деле на куполе - два кованых из проволоки креста, расположенных в перпендикулярных плоскостях:

Впервые такую необычную конструкцию креста я увидел на творении Антонио Гауди в парке Гюэль в Барселоне - как оказалось позднее, идея такого креста принадлежала Гауди не полностью, а была аллюзией на крест храма Рождества в Вифлееме:

Впрочем, Вифлеемский храм порадует исследователей символизма даже пятиконечными звёздами:

Какой же из всего сказанного следует вывод?

Элементарный - единого канона изображения Вифлеемской звезды не существует, и всякая звезда на христианских храмах вполне может быть отсылкой к звезде Вифлеемской, будь она о 4, 6, 7, 8 или 14 лучах.

Согласно Евангелию от Матфея, Вифлеемская звезда — яркое небесное тело, которое указало волхвам путь к дому, где родился младенец Иисус. Звезда зажглась на востоке, когда Иисус появился на свет, и привела волхвов в Иерусалим, откуда царь Ирод направил их в Вифлеем Иудейский. «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» , — говорится в Евангелии от Матфея.

Если допустить, что описанные в Евангелии события являются правдой, встает вопрос о том, что представляла собой Вифлеемская звезда. Очевидно, что привлечь внимание волхвов могло только действительно необычное и яркое небесное тело, однако,

по мнению богословов, звезда вообще могла не являться реальным небесным объектом.

Так, толкователь Священного Писания Феофилакт Болгарский писал: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу» .

Соединение планет

В 1614 году немецкий астроном Иоганн Кеплер выяснил, что в 7 году до н.э. произошла серия из трех соединений Юпитера и Сатурна. Ученый предположил, что сближавшиеся друг с другом планеты могли быть видны с Земли, и именно это явление стало известно под названием «Вифлеемская звезда». Впрочем, современные расчеты показывают: расстояние между планетами составляло около двух диаметров Луны, а это значит, что Юпитер и Сатурн вряд ли могли произвести на волхвов такое впечатление.

В 3-2 годах до н.э. произошла серия из семи соединений космических тел, включая три соединения Юпитера и Регула (самой яркой звезды в созвездии Льва), а также необычайно близкое соединение Венеры и Юпитера 17 июня 2 года до н.э. и в августе 3 года до н.э. Впрочем, эти события являются не слишком хорошими претендентами на роль Вифлеемской звезды:

соединения планет были видны на западе при заходе Солнца, а значит, не могли указать волхвам путь на юг и привести их из Иерусалима в Вифлеем.

Комета

Комета Галлея была видна с Земли в 12 году до н.э. в течение примерно 60 дней и теоретически могла бы являться неплохим кандидатом на роль звезды, однако в то время астрономы уже умели отличать кометы от других космических тел и считали их плохим предзнаменованием.

Новая или сверхновая

Еще один похожий на вспыхнувшую новую звезду объект наблюдался корейскими и китайскими астрономами в 5 году до н.э. Этот объект был виден на протяжении 70 дней и при этом не двигался - так же, как и Вифлеемская звезда, которая как бы «висела» над домом Марии и ее младенца.

В 2005 году возникла гипотеза о том, что

Вифлеемская звезда была сверхновой звездой, вспыхнувшей рядом с галактикой Андромеды, отдаленной от Земли на расстояние 2,52 млн световых лет.

Несмотря на то что обнаружить следы сверхновой звезды или определить точное время ее вспышки в другой галактике чрезвычайно сложно, ученым удалось найти остатки сверхновой в галактике Андромеды.

Гелиакический восход

Одна из теорий гласит, что выражение «на востоке», употребленное в Евангелии, можно трактовать не просто как указание на сторону света, а хоть и малоизвестный, но вполне конкретный астрономический термин — гелиакический восход. Это выражение означает первый после некоторого периода невидимости утренний восход звезды или планеты. До гелиакического восхода звезда на протяжении некоторого времени находится на дневном небе и является невидимой, после чего в определенный момент восходит на восточной стороне неба на фоне утренней зари.

Впрочем, другие переводчики древнего текста уверяют, что Евангелие не содержит специфичной астрономической лексики и выражением «на востоке» автор хотел только указать на сторону света.

Покрытие Юпитера

Астроном Майкл Мольнар утверждает , что звездой на Востоке стали события, случившиеся 20 марта и 17 апреля 6 года до н.э., — покрытие Юпитера Луной. Покрытие — это астрономическое явление, при котором один космический объект проходит перед другим, заслоняя его часть.

Ученые полагают, что

покрытие Юпитера Луной не могло быть видимым с Земли невооруженным глазом, а значит, его вряд ли можно было бы принять за яркую звезду.

С другой стороны, когда волхвы пришли к царю Ироду, который направил их из Иерусалима в Вифлеем, царь был удивлен этим визитом. Это означает, что «путеводной звезды» волхвов он не видел — а вот они, будучи людьми образованными и сведущими в астрономии, вполне могли заметить покрытие.

Несмотря на немалое количество теорий, которые могли бы объяснить появление на небе Вифлеемской звезды, ни одна из них не является общепризнанно верной.

Вифлеемская звезда - загадочное небесное явление, которое, согласно Евангелию от Матфея, волхвы назвали «звездой». В Евангелии от Матфея сказано, как именно шли волхвы, чтобы поклониться Богомладенцу-Христу, и в этом рассказе есть определенная загадка. Дело в том, что ко Христу их вела… звезда. Именно так: они увидели в небе очень яркую, ни на что не похожую звезду и пошли за ней. Волхвы знали из преданий, что это небесное явление приведет их к новому Царю Иудейскому, который будет Спасителем мира. Звезда, как сказано в Евангелии, вела волхвов до Вифлеема и остановилась над домом, где поселилось Святое Семейство. Они с радостью поклонились Младенцу и Деве Марии и принесли Христу дары - золото как Царю, ладан - как Богу, и смирну - как Человеку, Который должен умереть ради спасения людей. Далее волхвы вернулись к себе на родину и там, по преданию, тоже проповедали рождение Спасителя. Они почитаются как «три святых царя», их мощи находятся в Кельнском соборе.

Но вот вопрос: могла ли какая-то звезда действительно вести волхвов? Не выдумка ли это? Некоторые критики Евангелия утверждали, что эта история – позднейшая вставка в Священное Писание, сделанная греками, чтобы «разукрасить» событие Рождества, о котором очень скупо рассказали евангелисты. И действительно, все это похоже на сказку… Так как же относиться к рассказу о звезде? И неужели современная Церковь действительно верит, что по небу двигалось некое тело, указывая путь волхвам?

Начнем с «позднейших вставок». Эту версию вполне можно было бы допустить, но… Текст Евангелия много раз анализировали на предмет авторского стиля и исторической достоверности. Доказано, что события, описанные в Евангелии, не противоречат другим историческим источникам, а манера их изложения, скорее, свидетельствует о том, что авторы ничего не придумали от себя, иначе целый ряд эпизодов выглядел бы принципиально иначе. Ведь если уж выдумывать какие-то истории, чтобы Евангелие казалось более достоверным, то зачем описывать то, что может вызвать недоумение? Вряд ли какому-то заинтересованному в «продвижении» Евангелия лицу пришло бы в голову нарочно упоминать про эпизод со звездой. Логичнее было бы написать, что волхвов вел небесный ангел – для сознания верующих людей это выглядело бы более логично.

А часто упоминаемая Вифлеемская звезда, как раз наводит на противоположную мысль – о том, что автор ничего не придумал, а записал все, как случилось на самом деле. Так была ли Вифлеемская звезда или нет?

Справедливости ради надо сказать, что вопрос этот возник не сегодня. В разные времена люди пытались найти на него ответ, и каждая эпоха предлагала какое-то свое толкование. Христианские писатели первых веков думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. В Средневековье ее считали разумной силой, как раз-таки ангелом, который явился в образе Вифлеемской звезды.

Интересное объяснение этого явления предложил в XVII веке знаменитый астроном Кеплер . Он доказывал, что виденная волхвами Вифлеемская звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера и Сатурна. Свои вычисления Кеплер основывал на том, что 17 декабря 1603 года произошло подобное совпадение этих двух планет, а в следующую весну к ним присоединилась третья планета – Марс. По астрономическим вычислениям Кеплера, такое же совпадение (Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб) должно было происходить и в 747 году от основания Рима, а в следующем, 748 году (то есть примерно в то время, когда родился Иисус Христос), к этим двум планетам должен был присоединиться Марс. Из Евангелия понятно, что явившаяся волхвам Вифлеемская звезда вела их не весь путь. Она перестала быть видима, когда они пошли в Иерусалим, и вновь показалась, когда из Иерусалима они вышли в Вифлеем. Так что присоединение Марса в 748 году вполне согласуется с евангельским повествованием. Это небесное явление известно в астрономии под названием «парад планет». Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы ХХ века посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину звездного неба в год рождения Иисуса Христа, и яркой звезде там было уделено особое внимание.

Было и другое предположение: Вифлеемская звезда – это не что иное, как комета Галлея . О появлении кометы писал римский историк Кассий Дион . Однако сообщение Кассия относится к 742 году от основания Рима. Получается 12 год до Рождества Христова, то есть слишком рано для евангельских событий. Наконец, в наше время американские астрономы предположили, что волхвы наблюдали сверхновую, или рождение новой звезды, в созвездии Козерога весной 5 года до Рождества Христова. Эта теория кажется интересной и вполне вероятной.

Однако стоит ли привязываться к одной из этих теорий? Скажем, тот же Кеплер объяснял слова евангелиста Матфея, что «Вифлеемская звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними до тех пор, пока наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец», примерно следующим образом: Евангелие передает впечатление, которое сложилось у магов при постоянном их внимании на звезду по пути из Иерусалима в Вифлеем, то есть попросту оптический обман. И дальше: «Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели».

Действительно, Библия – это не учебник астрономии. И если кто-то из учителей Церкви настаивает на сверхъестественной природе Вифлеемской звезды, он имеет в виду вовсе не конфликт науки с верой.

Для христиан Рождество Спасителя, приход Бога на землю – это очевидное чудо. И Вифлеемская звезда – сопутствующее ему явление. Какая, по большому счету, разница, каково ее происхождение? Если в маленький поселок Вифлеем, находящийся в провинции Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, то вовсе не звезда стала для них «движущей силой». Она лишь указывает путь. Волхвов приводит сюда чудо рождения Бога. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о Вифлеемской звезде.

Поэтому, какой бы не была Вифлеемская звезда, сути это не меняет. Даже если Иоганн Кеплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды – это не противоречит евангельской истории. И не противоречит логике восточных мудрецов, которые оставили все свои дела и пошли в далекую страну, чтобы встретить Христа. Волхвы шли не потому, что их вела Вифлеемская звезда, а потому, что искали Бога. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах, а в убогом вертепе – пещере, где в непогоду прячут животных. То есть сначала они поверили Богу, а потом уже пошли за звездой. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя…

Вифлеемская звезда – что это? Какое отношение она имеет к Таинству Рождества Христова? Обо всём этом Вы сможете узнать, когда прочитаете нашу статью!

«Я есмь корень и потомок Давида,
звезда светлая и утренняя».
(Откр. 22:16)

В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда загорится она – первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды.

Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» – Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» – Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова » римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.)

Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г. он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.

А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался сященномученик Игнатий Богоносец († нач. II в.), научное обоснование дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501-1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры. В 1977г. английские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10г. до н.э. по 13г. н.э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в 5г. до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.

Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена (IIIв.): «Она была из рода тех звезд, – пишет он в сочинении «Против Цельса», – которые показываются временно и называются кометами. (…) Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907г. немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А.И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12г. до н.э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».

Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними. Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с земли. Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в 12г. до н.э., а перепись населения, указанная в Лк.2:1,2, по указу императора Августа, проводилась в 6-7 гг. н.э. во время правления Квириния в Сирии. К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29г. н.э. (см. начало), Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? (…) И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» – пишет святитель Иоанн Златоуст (см. его «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI-VIII).

С его мнения мы и начнем небольшой обзор размышлений святых отцов и богословов о загадочной звезде. По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда – не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».

Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI – нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».

Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово » говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество . Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. (…) Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то [приказаний], служила кому-то и появлялась ради кого-то» – говорит свт. Василий.

В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро – исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в своем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников». Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».

Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет [Он] солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).

Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, – призывает нас святитель Григорий Богослов, – принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя »).