Родион путятин. Протоиерей Родион Путятин: Проповеди. Читаем Евангелие вместе с Церковью

Untitled document

В честь пророка Божия Илии и в ваше назидание, слушатели, мне хочется сказать какое-нибудь слово. Расскажу вам один вчерашний случай. Шли мы мимо вашего храма. У вас еще не кончилось всенощное бдение; мы обрадовались этому – подошли к церкви и увидели великолепное освещение вашего храма, и услышали стройное ваше пение. Как это хорошо, по-христиански, по-православному; ревнитель славы Божией пророк Илия, без сомнения, радовался, что вы в честь него составили такой торжественный праздник. Но послушайте, что мы тут же увидели. Не могу умолчать об этом. Когда взрослые с благоговением стояли и молились в церкви, в это время малые дети бесчинничали, бегали, смеялись около церкви, а из видевших это ни у кого не нашлось ревности вразумить, унять их, вступиться за славу Божию, за честь пророка Божия. Это нехорошо, не по-христиански; не так должны вести себя дети православных родителей.

И мы это терпим, и мы это допускаем, и мы на это смотрим равнодушно, и нам дела нет до этого. Ах, слушатели, будьте внимательны к подобным случаям. Мы сами бесчестим Бога, когда не останавливаем других бесчинствующих, мы сами оскорбляем Бога, когда позволяем им при себе говорить или делать оскорбительное для Бога. Не наше дело, вы говорите обычно. Нет, слушатели, наше дело, наша обязанность, наше существенное дело, наша священная обязанность – останавливать и вразумлять бесчинствующих. Я еще скажу: мы сами бесчестим, оскорбляем Бога, когда допускаем других делать и говорить что-нибудь бесчестное и оскорбительное для Бога. Особенно мы грешим, тяжело грешим перед Богом, когда не останавливаем, не вразумляем детей бесчинствующих, неблагоговейно стоящих за божественной службой во храме Божием.

Дети, бесчинствующие во время церковнй службы, – пустые дети, стыд для родителей, бесчестие для соседей, пагуба для селения, язва для будущего поколения, ибо от таких детей, если не исправятся, не могут рождаться хорошие дети: от худой яблони и плоды худые. Таким образом вы, не унимающие детей, позволяющие им стоять бесчинно в церкви, много грешите и будете отвечать на том свете не только за своих детей, но за внуков и правнуков.

Не так судил, не так поступал прославляемый нами святой пророк Илия. Он всегда вступался за славу Божию, никому не спускал, никого не щадил. Он мечом и огнем наказывал всех, кто Богу осмеливался не воздавать чести. Он и царю Ахаву прямо говорил: ты худо делаешь, Бога бесчестишь, подданных развращаешь.

Святой пророче Божий Илие! Вдохни в нас твою святую любовь к славе Божией, пошли нам твою пламенную ревность по Богу, чтобы мы и словом, и делом прославляли Бога. Аминь.

Отчего это, слушатели, происходит, что мы сколько ни каемся во грехах, а грешить не перестаем, сколько ни даем обещаний воздерживаться от грехов, а не воздерживаемся? Это происходит, конечно, оттого, что мы имеем слабую волю. Люди с твердой волей в обещаниях тверды, их желание – свято, их слово – закон.

Как же нам помочь в своей слабости? Вот как можно несколько помочь. Надобно после покаяния приносить приличные плоды, а это значит, за каждый грех понести какое-нибудь наказание, за каждое худое дело сделать какое-нибудь добро. Итак, если ты имеешь привычку осуждать, обижать, гневаться, то раскайся, дай обещание не делать сего, и впредь положи за каждый гнев, за каждую обиду, за каждый пересуд класть хотя бы по нескольку земных поклонов. Если ты имеешь привычку льстить или обманывать, то раскайся, дай обещание не делать сего и впредь положи за каждую лесть или обман потерпеть что-нибудь вдвое. Если ты имеешь привычку лишнее или непозволенное есть и пить, то раскайся, дай обещание не делать сего и впредь положи за каждый таковой случай поститься день или два.

Вообще, какой бы порок тобой ни обладал, противополагай ему какое-нибудь доброе дело. Если в тебе мало отвращения ко греху, то тебя заставит удержаться от греха наказание, уже тебе известное. А чтобы твое обещание было для тебя тверже, проси духовного твоего отца, чтобы он наложил на тебя это наказание, чтобы он дал тебе епитимию. Важно свое наказание, но еще важнее то, которое на нас налагает духовный отец наш.

Говорят некоторые: много раз я брал епитимию, но все нет пользы, а потому не хочу и брать, знаю, что не выдержу. А почему же ты знаешь? Ты прошлый год не воздерживался от порока, так в настоящий год, может быть, воздержишься. Возьми наказание какое-нибудь потяжелее, дай обещание позначительнее, сражайся с самим собой, сражайся, сколько сил в тебе есть, – без труда ни от чего не отстанешь; Царство Божие усилием приобретается, и только усиленные искатели входят в него (см.: Мф. 11, 12). Если же при всех усилиях и при всех наказаниях, какие будешь налагать на себя, ты не отстанешь от худой привычки, то и это одно уже хорошо, что ты усиливался отстать от нее. И не переставай бороться с нею; если не ныне, то завтра, рано или поздно, Господь поможет тебе победить ее, только молись Ему усердно и не ослабевай в подвиге.

Посему как худо делают те христиане, которые не ходят на исповедь потому будто, что они после исповеди не могут воздержаться от пороков! Что нам, говорят они, повторять духовнику одни и те же пороки? Жалкие, они не знают, что грех совершенно овладел ими, ибо и малейшего усилия к освобождению от него не хотят сделать; не знают, что готовят себя прямо в ад, ибо всегда отлагающие покаяние, без сомнения, и умрут без покаяния. Нет, христиане, не слушайтесь таких внушений: что мне повторять одни и те же грехи пред духовником? Это внушает диавол, он радуется, когда люди под каким-либо предлогом оставляют покаяние.

Итак, будем каяться в грехах пред духовником и всегда приносить плоды, достойные покаяния.

Христе Иисусе! Тьмами обещах Тебе, о Иисусе мой, покаяние, но солгах окаянный; тем же, Иисусе мой, вопию Ти: нечувственне пребывающую мою душу просвети, Христе, светом Твоим! Аминь.

Протоиерей Родион Путятин
В Великий пост

Путятин, Родион Тимофеевич

Протоиерей, известный духовный проповедник; родился в 1807 г. в селе Путятине, Сапожковского уезда Рязанской губ., где отец его был священником; в 1830 году он окончил курс Рязанской Духовной Семинарии, а в 1834 г. - Московской Духовной Академии (со степенью магистра богословских наук) и был назначен профессором словесности в Ярославскую Духовную Семинарию; 25-го января 1835 г. П. рукоположен был во священника к Тихановской церкви, в 1837 г. занял место помощника инспектора Семинарии, в 1840 г. переведен в Ярославский Кафедральный собор, а в 1844 г. - к церкви Сошествия св. Духа. В 1845 г. (22-го февраля), по прошению, П. был уволен от службы в Семинарии и в том же году (12-го марта) определен увещателем во всех Ярославских присутственных местах, а 8-го сентября перемещен в Рыбинский Спасо-Преображенский собор протоиереем и, вместе с тем, благочинным всех церквей г. Рыбинска. В 1866 г. (28-го ноября), согласно прошению, П. по слабости здоровья был уволен от должности благочинного, а 4-го ноября 1869 г. скончался в г. Рыбинске, 62 лет от роду.

Путятин священствовал почти 35 лет, сначала в Ярославле, а затем 24 года в Рыбинске. С 1846 г. он был сотрудником Попечительства о бедных духовного звания и с большой заботливостью и любовью относился к делу помощи больным, бедным, скорбящпм и угнетенным, отдавая им свои силы и средства. Особенно энергичную деятельность на пользу ближнего П. проявил во время холеры 1848 г.: с утра до вечера ходил он по улицам Рыбинска со Святыми Дарами, напутствовал внезапно заболевших и отправлял их в больницы. Последние два года жизни, по болезни, П. редко принимал участие в богослужении, но у себя дома неутомимо трудился над своими поучениями. Как проповедник, П. всегда пользовался постоянным и большим вниманием своих слушателей. Густой толпой теснились они у его кафедры и расходились только по окончании проповеди. Правда, что опытный и предусмотрительный проповедник, П. никогда не злоупотреблял вниманием своих слушателей, не вдавался в излишние рассуждения, не говорил более того, что слушатели могли понять без больших для себя усилий. Он умел быть близким ко всем, для всех быть понятным и, обращая свое слово к народу, предлагал всегда "краткие поучения", без утомляющего разнообразия и обилия мыслей. По содержанию своему поучения П.-преимущественно нравственного характера, догматических мало. Высоко ценя свет учения, считая, что просвещение необходимо для народа, П. призывал слушателей отдавать свои силы и средства на дело просвещения. Он знал жизнь, знал нужды окружающей его среды, и это знание давало слову его характер народной проповеди, близкой и понятной простому, мало образованному человеку. Но проповеди его тем особенно ценны, что при своей необыкновенной простоте они вполне выдерживают достоинство церковной поучительной речи; в простых, задушевных словах всегда высказывается высокая нравственная истина. Прот. Путятин проповедовал в Рыбинске, но его деятельность стала известна всей России, слово его слышалось в самых отдаленных епархиях, где местные священники поучали народ чтением печатных поучений знаменитого народного проповедника. В печати "Краткие Поучения" прот. П. появились в 1842 г., а в 1869 г. вышло уже 16-е их издание, которое хотя и называлось "Полным Собранием Поучений прот. P. Путятина", но заключало в себе только 147 слов его, а их было в то время более 300. Многие из них печатались в духовных журналах, напр.: в "Душеполезном Чтении", в "Страннике", в "Ярославских Епархиальных Ведомостях". Некоторые из поучений, напр. "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I, изд. 1876 г.).

В отчете Императорской Публичной Библиотеки за 1865 г. (стр. 29) указан болгарский перевод кратких поучений пр. Р. Путятина, под заглавием: "Слова говорены от архимандрита Филларета, настоятеля в церкви святителя Николая в Варна. Цариград. В печатница-та на Ц. Вестник и сдружие", 1861.

Собрания проповедей пр. Р. Путятина печатались под различными названиями: "Краткие Поучения" (вышло 12 изданий: 1842-1845, 1847, 1849, 1851, 1851, 1853, 1860. Москва); к ним четыре дополнительных: 1844, 1859, 1861 и 1863; "Новые Поучения", М. 1854 и СПб. 1870; "Катихизические беседы", Рыбинск. 1862 г.; "Поучения", Рыбинск. 1868 и 1870;"Полные Собрания" изданы в 1864, 1865, 1868, 1869 гг. в Рыбинске, Москве, Ярославле; "Полные Собрания" издаются и после смерти проповедника; 18-е издание (СПб. 1874 г.) и последующие значительно дополнены и снабжены портретом автора. До 1906 г. вышло 25 изданий, последнее в 1901 году.

А. А. Титов, "Ярославские Епархиальные Ведомости, неофициальная часть. Список и указатель статей... 1860-1892 г.", Сергиев Посад. 1893 г., стр. 188; "Ярославские Епархиальные Ведомости" 1869 г., №№ 44, 47, стр. 381, 383, 386; 1872 г., стр. 121 (неофициальная часть); "Нижегородские Епархиальные Ведомости" 1869 г., № 22; "Киевские Епархиальные Ведомости" 1869 г., №23; "Московские Епархиальные Ведомости" 1869 г., № 47 ("Памяти П." свящ. Г. В.); "Подольские Епархиальные Ведомости" 1870 г., № 1 (неофиц. ч.); "Иллюстрированная Газета" 1869 г., № 46, стр. 335; "Православное Обозрение" 1869 г., № 11, стр. 448; "Народная Школа" 1869 г., № 12, стр. 37; "Воскресное Чтение" 1869 г., № 13, стр. 312; "Церковные Ведомости" 1894 г., № 48, стр. 1726, прибавление; "Русский Архив" 1871 г., № 3, стр.484-510; "Странник" 1860 г., т. І, № 3, отд. III, стр. 102-103 (Свящ. М. Архангельский); "Отечественные Записки" 1854 г., № 8, Отд. IV, стр. 75; "Современник" 1854 г., № 7, стр. 19; "Биржевые Ведомости" 1869 г., № 309; Предисловие к 18-му изданию Полного Собрания Поучений пр. Р. Путятина, СПб. 1874 г.

Н. Гайворонская.

{Половцов}

Путятин, Родион Тимофеевич

(1807-1869) - известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии; был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных духовного звания. "Краткие поучения" П. стали появляться в печати с 1842 г.; до 1894 г. их вышло 22 издания. Некоторые из них печатались и в духовных журналах. Распространенности поучений П. способствовали доступный для простого народа своеобразный язык, знание народной жизни и искренность, увлекавшая слушателей. Некоторые из его поучений, например "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I).

Ср. некрологи в "Ярославских Епархиальных Ведомостях" (1869, №№ 44 и 46) и "Московских Епархиальных Ведомостях" (1869, № 47).

В. P-в.

{Брокгауз}


. 2009 .

Смотреть что такое "Путятин, Родион Тимофеевич" в других словарях:

    Путятин (Родион Тимофеевич, 1807 1869) известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии, был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных… … Биографический словарь

    - (1807 1869) известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии; был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных духовного звания. Краткие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Протоиерей в Ростове; писат. проповед.; † 1869 г. Дополнение: Путятин, Родион Тимофеевич, известный проповедник, протоиерей соборный в Рыбинске; † 4 ноября 1869 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо Преображенский собор. Православный храм Спасо Преображенский собор … Википедия


(1807-1869 гг.)

Родион Путятин родился в семье священника. Образование получил в Рязанской семинарии и в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1834 г. со степенью магистра. Во время пребывания в Академии у него сложилась гомилетическая теория, которой он держался во все время своего пастырского служения. Позднее протоиерей Р. Путятин писал:

«И тогда еще я замышлял держаться в проповеди главным образом исторических фактов, примеров из прологов, Четий-Миней. Наконец, я положил написать краткие поучения об истинах веры и деятельности из этих исторических опытов».

Священническое служение его протекало с 1835 г. в Ярославле, а с 1845 г. в Рыбинске. С принятием священства Родион Путятин начал проповедническую деятельность, которую считал своим первейшим долгом. Уже в 1842 г. появился в печати первый выпуск его «Кратких поучений» (всего 12), количество их с течением времени увеличивалось, и после смерти автора в 1869 г. осталось более 300 поучений, носящих название кратких и катехизических. Они переиздавались около 30 раз, цифра, которой не достигали в России ни чьи поучения. Однако при рассмотрении их становится очевидным, что каких-либо очевидных внешних достоинств эти поучения не имеют. Чему же они обязаны своим беспримерным успехом? Прежде всего – соответствием духовным нуждам простого русского народа. Осознав непригодность проповеди в форме синтетического слова или рассуждения, написанного по всем правилам ораторского искусства, со множеством мыслей, выраженных языком отвлеченным и образным, протоиерей Р. Путятин осмелился выступить с проповедью в небывалом тогда виде краткого аподиктического поучения, какая и оказалась вполне отвечающей нуждам большинства русских людей. Влияние кратких поучений не замедлило обнаружиться: во многих местах, сельские пастыри стали не только читать их, но и составлять свои по данному образцу, иногда и превосходя самый образец. Тем не менее проповедям протоиерея Р. Путятина принадлежит преимущество почина.

Что же представляют собой «Краткие поучения» протоиерея Р. Путятина в плане содержания и формы? Содержание у них – истины общехристианские, излагаемые в самом доступном виде, по сути для первоначального ознакомления с христианским учением. Есть у него поучения догматического характера, но подавляющее большинство – нравоучительные. Проповедуя для простого народа, которому сложно было удержать в своей памяти сразу несколько мыслей, проповедник ограничивался изложением одной – двух. При этом, памятуя, сколь авторитетно было тогда слово священника для простого народа, протоиерей Р. Путятин оставлял по большей части эти мысли без особого развития и доказательства, говорил аподиктически, заботясь только об одном – о ясности выражения и общедоступности своих поучений. С этой же целью проповедник поясняет свои мысли историческими примерами и образами, заимствуя их из Библии и житий святых, а также из жизни народа, нередко говорит языком самого народа и даже как бы смотрит его глазами на мир. В словах проповедника народ видит свои мысли, чувства и взгляды и принимает это с удовольствием и сознательно, чем и объясняется популярность поучений и их необычайный успех.

Нельзя сказать, чтобы протоиерей Р. Путятин совсем не имел предшественников. Уже святитель Димитрий Ростовский ясно сознавал, что проповедь, написанная по правилам ораторского искусства, не годится для простого народа и потому составлял особые проповеди для «простого и препростого» народа в Ростове. В конце ХVIII – начале XIX вв. Санкт-Петербургский митрополит Михаил (Десницкий) писал поучения под названием «Как простолюдинам молиться Богу в кратких беседах предложенные». Но первым посвятил себя делу проповеди для простого народа именно протоиерей Р. Путятин.