Речь на народном собрании в защиту перикла. Заслушать отчет каждой группы. IV. Изучение новой темы

В V веке до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - способен участвовать в управлении государством. Власть в Афинах принадлежала демосу. Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл.

Предыстория

Основы демократии (от греч. demos - «народ» и kratos - «власть», т.е. «власть народа») в Греции в VI в. заложили законы Солона (см. «Зарождение демократии в Афинах »).

Наибольшего расцвета демократия достигла в Афинах в V в. до н.э. Любой мужчина, достигший 20-летнего возраста мог участвовать в управлении государством (при этом не могли участвовать в управлении государством женщины и рабы).

Возвышение Афин началось после победы над персами (см. «Нашествие персов на Элладу »).

Законодательная власть

Народное собрание: могло участвовать все взрослое мужское население (только граждане), собирались 3-4 раза в месяц. Занимались решением государственных вопросов. Путем открытого голосования народное собрание избирало 10 стратегов. Тайным голосованием собрание принимало законы, решение об объявлении войны и т.п.Совет пятисот: в него входили граждане старше 30 лет, избирались путем жеребьевки на год. Члены совета заседали ежедневно и получали жалованье. Решения совета выносились на обсуждение Народного собрания.

Исполнительская власть

Должностные лица (кроме стратегов) избирались жеребьевкой на год. При Перикле была введена оплата труда магистратов, поэтому теперь ту или иную должность мог занять любой гражданин, независимо от имущественного статуса.

Судебная власть

Суд присяжных (гелиэя), в который каждые 5-6 лет избиралось 6 тыс. человек не моложе 30 лет.

События

443 г. до н.э. - Перикл впервые избран первым стратегом. Он занимал эту должность в течение 15 лет. Это была наиболее важная должность в государстве. Первый стратег был военачальником и руководил внешней политикой.

431-404 гг. до н.э. - Пелопоннесская война между Спартой и Афинами, в которую были втянуты большинство греческих полисов. Закончилась поражением Афин.

Участники

Перикл - афинский политический деятель и военачальник. При нем афинская демократия достигла расцвета. Инициировал постройку на общественные деньги зданий и храмов.

Анаксагор - философ, учитель Перикла. Был вынужден покинуть Афины из-за обвинения в безбожии.

Фидий - скульптор, руководил работами по скульптурному оформлению Парфенона на Акрополе.

Граждане - коренные афиняне, оба родителя которых были гражданами, имели право участвовать в управлении государством.

Переселенцы (метеки) - чужеземцы, живущие не в том полисе, в котором родились. Они платили налог за право жить в Афинах, не имели политических прав.

Рабы - жители, не имевшие никаких прав.

Заключение

Окончание Пелопоннесской войны и победа Спарты принесли мир ненадолго. В связи с недовольством по поводу главенства Спарты между греческими полисами вновь начались междоусобные войны, которые привели к ослаблению греческих городов.

Между тем Македонское царство - государство на севере Балканского полуострова - становилось все сильнее.

Афинская демократия при Перикле

Главным органом власти в Афинах было Народное собрание. В Собрании участвовали граждане, только мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3-4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. Приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники Пирея, а также земледельцы, если только сельские работы не были в разгаре. Приходили богатые купцы и землевладельцы.

Народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н. э., Собрание выбирало Перикла (рис. 1) первым стратегом.

Тайным голосованием - подачей белых или чёрных камешков - Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Любой гражданин мог выступить в Собрании со своим предложением (например, принять новый закон). Однако голосовали не сразу: предложение должен был обсудить Совет пятисот. Лишь на одном из следующих Собраний гражданам сообщали результаты обсуждения. Причём независимо от того, одобрил Совет пятисот сделанное предложение или нет, его ставили на голосование.

Собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов. Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором (Оратор - человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.) и умел говорить с демосом. «Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?» - спросил Перикл. «Да, да! Слишком много!» - раздались голоса. «Раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства». Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. «Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!» - зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

За государственную службу платили деньги из казны. В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка - стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным. (Бобы - плоды растений, например, фасоли.)

Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Вся жизнь Перикла была отдана государственным делам. Афиняне шутили, что в городе он знал только те улицы, что вели от его дома в Народное собрание и Совет пятисот. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксагор был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший греко-персидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его жены Аспасии - одной из образованнейших женщин Эллады.

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

При Перикле афинская демократия достигла своего расцвета. Афины были самым могущественным государством Эллады.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.

Царствование Перикла считается расцветом афинской демократии и развитием могущества Афинской державы. Перикл прославился и как гениальный военный стратег и как выдающийся политик. Давайте узнаем как развивались события того времени и как складывалась судьба Перикла и Афин.

Перикл родился в 492 г. до н. э. Отцом его был герой греко-персидских войн Ксантипп, а мать Перикла принадлежала к знатному роду Алкмеонидов, давшему Афинам многих видных политических деятелей.

Как и у многих афинян из почтенных семей, у Перикла имелись достойные наставники. Музыке его учил музыкант и мыслитель Дамон, философии - известный греческий учёный Зенон.

Свой жизненный путь Перикл начал военным. «Он был храбр в походах и искал опасностей», - писал о нём древнегреческий историк Плутарх. Но в то время особой славы на военном поприще он себе не добыл. Перикл был молод и честолюбив, занятие политикой было в традициях его семьи, и в середине 60-х гг. V в. до н. э. он появился на по­литической арене. В это время в Афинах разгоре­лась схватка между демократами - сторонниками правления большинства граждан - и аристокра­тами, приверженцами правления немногих знат­ных родов. Перикл, хотя и происходил из знатного рода, стал на сторону демоса - народа, возможно

потому, что Алкмеониды всегда поддерживали де­мократию, или же Перикл понял, что величие Афин и его собственная слава - именно в демокра­тическом устройстве государства.

Ступив на политическую стезю, Перикл подру­жился с Эфиальтом, вождём афинского демоса. Вместе они добились ослабления роли Ареопага, яв­лявшегося не только высшим государственным со­ветом и хранителем традиций, но и оплотом знати. Вступив в открытую борьбу с аристократами за вли­яние в Афинах, Перикл добился изгнания их вождя Кимона. Его обвинили в измене. Вскоре после этого Эфиальт был убит единомышленниками изгнанни­ка. В 461 г. до н. э. Перикл встал на место погибшего друга, и с этого момента начинается «век Перикла» - век, уместившийся в 32 года, но значитель­ный, как целое столетие.

Итак, Перикл возглавил демократическую пар­тию. В этом положении ему совершенно необходимо было заручиться поддержкой народа и стать для него вождём и авторитетом. Перикл понимал, как много в политике зависит от симпатий афинских граждан. Вождь аристократов Кимон был готов на всё, чтобы снискать их лю­бовь: устраивал обеды для бедных, дарил им одежду, даже убрал изгородь в своей усадьбе, чтобы все желающие могли рвать плоды в его саду. Перикл так поступать не мог и не желал, не только потому, что он не был так богат, как Кимон, - подобные поступки были не в его характере.

Перикл считал, что, соря деньгами и подарками, можно сделаться любимцем народа, но не вождём. Любовь народа непостоянна в отличие от авторитета признанного лидера. Перикл сразу заметно выде­лился из числа афинских политиков. Он не оскорб­лял людей заносчивостью и не опускался до па­нибратства, не выставлял напоказ свою персону и не стремился пос­тоянно напоминать о себе. Наобо­рот, Перикл стал редко появлять­ся на людях. «Его видели идущим лишь по одной дороге - на пло­щадь и в Совет», - сообщает Плу­тарх. В Народном собрании он вы­ступал только в особо важных случаях, простые дела поручая соратникам. В обхождении с людьми Перикл отличался рассу­дительностью и завидным спо­койствием. Это было непросто, потому что злые языки были щедры на колкости по отношению к политическим деятелям. Он терпеливо сносил насмешки, не роняя собственного достоинства, чем вызывал уважение горожан. Кроме того, Перикл никогда не заигрывал с толпой, не строил фантастических планов и не обе­щал золотых гор. Он обратил на себя внимание как на человека серьёзного. Ещё большему росту его авторитета способствовали мероприятия, которые он предлагал во имя укреп­ления афинского государства.

Когда в 460 г. до н. э. демократы во главе с Периклом пришли к власти, первой их заботой стала внешняя политика. Одной из задач было укрепле­ние Делосского морского союза. Так называлось объединение греческих городов во главе с Афинами, созданное в 478 г. до н. э. для борьбы с иранцами. Иранцы давно уже прямо не угрожали Афинам, но в 454 г. до н. э. афиняне вновь столкнулись с ними в Египте, где оказывали помощь восставшим ли­вийцам. Иранцы одержали победу, что очень встре­вожило афинян и их союзников.

Перикл перед лицом нависшей опасности пред­ложил следующее: в критической ситуации надо забыть раздоры и подчинить интересы союзников Афинам, потому что ни один город в союзе не мог сравниться с ними по силе и величине флота. Де-лосский союз, по замыслу Перикла, должен был превратиться в Афинскую державу, распоряжав­шуюся военными силами и денежными средствами всех союзных городов, которых было около 200. Военные силы союза складывались из общественного флота, а средства - из казны, в которую каждый город платил ежегодный взнос. Эта казна храни­лась на острове Делос. Сославшись на угрозу на­шествия, Перикл настоял, чтобы казна Делосского союза была перевезена в Афины. В 454 г. до н. э. Афины стали обладателями союзных денег, рас­поряжаясь ими по своему усмотрению.

Второй проблемой были отношения со Спартой. Она возглавляла Пелопоннесский союз, сложив­шийся во второй половине VI в. до н. э. и включав­ший древнегреческие полисы Пелопоннеса. В Спар­те у власти стояла аристократия, и по всей Элладе её приверженцы видели в этом государстве защит­ника своих интересов. Взоры же всех сторонников демократичес­кого устройства были обращены к демократическим Афинам, кото­рые оказывали им поддержку, расширяя при этом своё влияние и укрепляя могущество.

Воспользовавшись неурядица­ми в Спарте, Афины вмешались в дела её союзников в Пелопоннесе. В 457 г. до н. э. началась война. Аристократы, сплотившиеся во­круг Спарты, были встревожены усилением своих противников во многих городах. Война шла долго и с переменным успехом. В её хо­де Перикл проявил себя как хра­брый воин и рассудительный пол­ководец. «Как стратег Перикл славился больше всего своей осто­рожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно бы­ло опасно, а исход его сомните­лен», - писал Плутарх. Он часто удер­живал граждан от необдуманных дей­ствий, спас Афины, когда они не были готовы от­разить наступление вторгшихся в Аттику спар­танцев. Перикл подкупил их военачальника, и тот отвёл войска. Всюду, где было возможно, Перикл устанавливал власть Афин.

Война завершилась в 445 г. до н. э. Тридцатилет­ним миром, который также называют «Перикловым», подчёркивая этим заслуги вождя афинян в его заключении. Он сумел убедить сограждан в том, что отказ от переговоров со Спартой и продолжение военных действий принесёт беды самим Афинам. Мир обязывал оба государства не вмешиваться в дела друг друга; Спарта признавала Афинский мор­ской союз, а Афины отказывались от владений в Пелопоннесе. Но Перикл не был удовлетворён та­ким положением. Он мечтал видеть Афины цент­ром Эллады, величайшим государством греческого мира, и пытался с этой целью созвать общегрече­ский «конгресс». Спартанцы, вовремя понявшие его замыслы, нарушили планы Перикла, но поме­шать ему укреплять могущество Афин в самих Афинах они не могли.

В 444 г. до н. э., оценив заслуги Перикла перед государством, афиняне избрали его стратегом - главнокомандующим. Это звание он носил 15 лет. Влияние его противников - аристократов было по­дорвано войной со Спартой. Их вождь Фукидид (не путать с историком Фукидидом!) был в 443 г. до н. э. изгнан из Афин. Перикл победил, и с этих пор 14 лет ему не было равных. «Афины достигли при нём высшего могущества. Он руководил массой, по­тому что приобрёл власть, не прибегая к недостой­ным средствам… и не имел нужды льстить толпе, но, пользуясь уважением, мог резко противоречить ей», - писал историк Фукидид.

За редкий ораторский дар Перикла прозвали Олимпийцем. Говорили, что он, «подобно Зевсу, ме­чет молнии, поражая словами, и само убеждение сидит у него на устах».

Перикл не был великим реформатором. Он толь­ко довершил то, что было сделано его предшествен­никами, Солоном и Клисфеном. Он добивался того, чтобы Афины стали идеальным государством, пре­вратились в процветающую демократию, которая могла бы защитить народ от внешних врагов и охра­няла бы своими законами права всех свободных граждан.

Полноправных граждан в Афинах было мало. Увеличение их числа вело к сокращению тех благ, которыми они пользовались, например при распре­делении хлеба во время голода. Защищая права афинского демоса, Перикл ещё в 451 г. до н. э. пред­ложил закон о гражданстве, по которому гражда­нином считался только тот, у кого отец и мать были афиняне. Количество полноправных афинян, та­ким образом, было ограничено, а попасть в их чис­ло, чтобы воспользоваться привилегиями, стало практически невозможно.

Заботясь о том, чтобы все граждане в равной ме­ре могли пользоваться своими правами и занимать государственные должности, Перикл добился уста­новления платы членам Совета пятисот - архон­там, по существу - правительству, ведавшему де­лами, выносимыми в Народное собрание; гелиастам - заседателям в суде; войску и флоту. Теперь участвовавшие в управлении государством рядовые граждане не терпели убытки, отвлекаясь от своего ремесла, как это было раньше, когда должности не оплачивались и их могли занимать только состоя­тельные люди.

Перикл знал, что бедность граждан - беда для государства и повод к волнениям. Он настоял на выделении пособий для сирот и калек. На деньги государства воспитывались сыновья погибших на войне. Другой способ искоренить нищету - дать людям возможность трудиться и зарабатывать себе на жизнь. При Перикле в Афинах развернулось грандиозное строительство. Надёжным куском хле­ба были обеспечены не несущие военную службу каменотёсы, плотники, резчики, строители дорог… «Весь город находился как бы на жалованье - сам себя содержал и украшал», - писал Плутарх.

Начиная строительство, Перикл думал не только о борьбе с нищетой и праздностью граждан, но и об укреплении оборонительных сооружений. Длинные стены, протяжённостью 7 км, связавшие Афины с портом Пирей, были построены ещё в 456 г. до н. э. Перикл мечтал создать памятник вечной славы Афин. По его инициативе Акрополь украсился но­выми величественными храмами. Были возведены Парфенон - храм Афины Парфенос; Пропилеи - монументальное сооружение, обрамляющее вход в Акрополь; храмы Ники и Афины Паллады. В ко­роткий срок Афины превратились в политический и культурный центр Эллады. Сюда стекались ма­стера и философы, зная, что найдут учеников и слу­шателей. Сам Перикл был дружен с историками Геродотом, Фукидидом, философами Зеноном, Сок­ратом, Протагором, Анаксагором, трагиком Софок­лом, скульптором Фидием. Они были частыми гос­тями в доме стратега, и тогда душой этого необык­новенного общества становилась красивая и образо­ванная жена Перикла Аспасия, гетера, на которой он женился вопреки неодобрительным пересудам афинян и сплетням недоброжелателей.

Поверженные аристократы упрекали Перикла в том, что на украшение Афин он тратит деньги из казны Афинского морского союза. Афины действи­тельно давно пользовались казной как своим ко­шельком. Перикл же отвечал на это со всей прямо­той, что Афины не обязаны отчитываться в деньгах, потому что защищают союзников, которые только платят взнос, но не дают ни корабля, ни воина; а деньги принадлежат не тому, кто их платит, а тому, кто их получает, если он выполняет то, за что за­плачено. Перикл мог позволить себе такой ответ: могущество Афин за время его правления настоль­ко возросло, что афиняне не слишком стали счи­таться с мнением своих союзников. Афинский мор­ской союз превратился в Афинскую державу - «архэ», а Афины - в гегемона, диктующего свою волю (см. ст. «Древняя Греция»).

Укрепляя Афинское государство, Перикл пом­нил о главном его враге - Спарте. Союзники Спар­ты, аристократические города, требовали реши­тельных действий против демократических Афин, влияние которых быстро росло. Особенно волновал­ся старинный соперник Афин - Коринф. В нём с тревогой наблюдали, как афиняне расширяют тор­говлю с греческими колониями в Италии и на Си­цилии, постепенно вытесняя коринфян. Очередной

конфликт, возникший между союзни­ками Спарты и Афинами, ещё больше накалил обстановку. Имевшие самое непосредственное отношение к междуусобице ко­ринфяне обвинили Афины в нарушении условий Тридцатилетнего мира. Союзники в один голос тре­бовали от спартанцев обуздать зарвавшегося сопер­ника. Выслушав все жалобы и призывы, Спарта предъявила Афинам ультиматум, одним из требо­ваний которого было изгнание из государства Алкмеонидов, т.е. Перикла. На него теперь должны бы­ли смотреть как на виновника войны, вспоминая, что именно по предложению Перикла Афины вме­шались в конфликт пелопоннесских городов.

Давно известно, что тому, кто избрал своей судь­бой политику, редко приходится рассчитывать на благодарность современников. Несмотря на все ус­пехи Афин, самому Периклу приходилось в это вре­мя тяжело. «Почему вы, афиняне, устаёте получать добро от одних и тех же людей?» - эти слова Фемистокла, героя войны с иранцами, изгнанного из Афин, мог повторить и Перикл. Человека, 30 лет жизни отдавшего демократии, стали обвинять в ти­рании. Не смея пока прямо напасть на Перикла, враги обрушились на его жену и друзей: Фидий умер в тюрьме, Аспасию с трудом удалось защитить от обвинений.

Ультиматум Спарты был отклонён, и в 431 г. до н. э. спартанцы вторглись в Аттику. Началась война эллинов с эллинами - Пелопоннесская вой­на. Перикл призвал жителей Ат­тики укрыться за Длинными стенами в Афинах. Он удерживал рвущихся в бой афинян, предлагая по­ложиться на флот, который он отправил разорять побережье Пелопоннеса. Спартанцы действительно отступили, но облегчения это не принесло. Вместе с беженцами, которые жили в городе в грязи и тес­ноте, пришла чума. Перепуганные граждане стали искать виновного в своих бедах, и гнев их обру­шился на Перикла.

Впервые за 15 лет, в 430 г. до н. э., Перикла не избрали стратегом. Его обвинили в растрате и при­говорили к штрафу, забыв, что в своё время, про­возглашая Перикла первым гражданином государ­ства, его главными заслугами признавали патри­отизм и неподкупность. Соперники могли торжест­вовать, но ни у кого из «других стратегов и ораторов не оказалось ни влияния, достаточного для такой высокой власти, ни авторите­та, обеспечивающего её надёжное ис­полнение», - писал Плутарх. Афиняне так при­выкли к советам и предложениям Перикла, что не знали, как без него поступать. Поняв на собствен­ном опыте, что незаменимые люди всё же есть, пе­ременчивые афиняне в 429 г. до н. э. вновь выбрали Перикла стратегом. Но он слишком устал, ему было 60 лет. Он потерял друзей в борьбе с противниками, чума унесла его родных. В том же году Перикл умер.

Заслугами Перикла были могущество Афинской державы и бессмертная красота великого города. Его победой была окрепшая афинская демократия - господство полноправных граждан.

Перикл умер в Афинах, не зная, к счастью, что они уже никогда не будут так сильны и величест­венны, как в дни, когда он, как свидетельствовал Плутарх, «сосредоточил в себе и сами Афины, и все дела, зависящие от афинян, - взносы, союзников, армию, острова, море, великую силу и верховное владычество».

По материалам энциклопедии.

Начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Затем его переизбирали еще 15 раз.

Историки рассказывают, что Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он славился как замечательный оратор. Красноречие (умение правильно и убедительно говорить) было очень важным качеством для политика. Ведь тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения . Чтобы достичь успеха, нужно было убедить народное собрание в своей правоте. За силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом.

Перикл отдавал все свои силы и все время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. "Хотя он сделал город... величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов - писал историк Плутарх, - он ни на одну драхму (драхма - афинская монета) не увеличил своего состояния по сравнению с тем, которое оставил ему отец".

Перикл внес несколько изменений в управление полисом, в права граждан. Тем самым он продолжил реформы Солона и Клисфена. При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия.

2. Народное собрание.

Главным органом управления было народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого и мать, и отец были афинянами. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц и обычно проходило в центре города на холме Пникс. На собрании решали все основные вопросы жизни города-государства, принимали новые законы .

Любой гражданин имел право высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Один современник писал: "Всякий, вставши, подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, купец, судовладелец, богатый, бедняк, благородный, безродный". После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против - черный.

3. Должностные лица.

Народное собрание выбирало многочисленных должностных лиц полиса (мы могли бы назвать их чиновниками). Через год они отчитывались перед собранием. Тех, кто плохо работал, наказывали, чаще всего они платили штраф. Должностные лица занимались разными вопросами: следили за поступлением в казну денег, за соблюдением законов и правил торговли на рынке, за чистотой на улицах и т. д.

4. Суд.

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа.

5. Введение оплаты.

Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли приходить на заседания народного собрания и суда, быть чиновниками. Бедняки должны были постоянно работать: крестьяне - обрабатывать свою землю, ремесленники - трудиться в мастерской. Для них каждый раз возникал вопрос: пойти сегодня назаседание или заработать деньги на жизнь? Перикл считал, что это неправильно. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.

Как рассказывают древние авторы, по его предложению государство стало оплачивать судей. Когда они заседали, то получали денег столько, сколько нужно, чтобы прожить один день. Потом ввели оплату некоторых должностей. Позднее начали платить и тем, кто приходил на заседание народного собрания. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Перикл добился и установления пенсий сиротам и инвалидам.

Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание. Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

6. Строительство в Афинах при Перикле.

Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

7. Военная сила Афин.

Перикл много сделал для укрепления могущества своего полиса. Главную силу Афин он видел во флоте. Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время тоже платили деньги.

Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли. Афинский порт Пирей превратился в крупнейший центр торговли. Здесь собирались иногда до 400 кораблей. От торговли афиняне имели большую выгоду.

При Перикле было завершено строительство стен от Афин до Пирея (их называли Длинными стенами). В Пирее было многолюдно и шумно. Здесь заключали торговые сделки, продавали и покупали большие партии товаров.

8. Рабы.

Значительную часть жителей Афин составляли рабы. "Рабы есть у всех", - утверждал один из писателей. "Мы - свободные, ведь живем трудом рабов", - вторил ему известный оратор. Невольники трудились на полях, в мастерских, в домах граждан. Больше всего рабов использовали на серебряных рудниках, где они трудились день и ночь.

Главным источником рабов была война. Многие рабы рождались уже в доме господина. Греков среди рабов было мало, ведь попавших в плен обычно выкупали родственники. В основном рабов привозили из других стран - Фракии, Северного Причерноморья и Малой Азии. В Греции было несколько известных рынков рабов. В первый день каждого месяца торговали рабами и на афинской агоре. Раб поднимался на помост, и глашатай восхвалял его достоинства с целью повысить цену. Раб был совершенно бесправен. Он не имел ни имущества, ни семьи. В нем не видели человека, его называли говорящим орудием. Иногда рабы бежали от хозяев. Пойманных били плетьми и выжигали на лбу надпись: "Держи меня. Я убегаю".

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Афинский государственный деятель Перикл (443–429 до н.э.) привлек средние и бедные слои афинских граждан к управлению государством. Впервые в европейской истории в государстве возникла истинная демократия – власть народа. Перикл ввел оплату должностей, наделил обедневших граждан землей в клерухиях – гражданских колониях. Однако политические права граждан имели немногие. Главную роль играл высший законодательный орган Народное собрание, в котором принимали участие 45 000 человек из 315 000 жителей Афин. Вне гражданского общества стояли женщины, метеки (лично свободные переселенцы) и рабы. Власть народа в Афинах сочеталась с авторитаризмом Перикла, подчинившего себе Народное собрание (умеренная демократия).

Родоначальники демократии – древние греки – собирались на агоре – городской центр (в переводе "я собираю"). Здесь проходили диспуты и беседы на политические темы. Демократия возникла именно из диспутов и бесед. Кто не приходил на общее собрание (а оно происходило через каждые 10 лет), платил штраф. Любой свободный грек имел право высказаться – о войне, мире, религии, налогах с гетер и т.п., – если он не был привлечен к уголовной ответственности. Если кто-либо голосовал за войну или повышение налогообложения, то эго значило, что прежде всего ему самому придется идти воевать и платить налоги. Это совсем не то же самое, что посылать на войну наемников или облагать налогом других людей. Принимаемые греками решения касались их самих.

В Афинах высшую должность мог занять даже сапожник. Выбирали по жребию. не существовало бюрократии, служащих и государственного аппарата. Руководство страны не оплачивалось. Единственная доступная ему власть – сила убеждения. Перикл первым убедил всех греков в том, что надо платить за руководство государством. После этого руководящие должности могли занимать бедняки. Бесплатное руководство было по силам осуществить прежде всего богатым.

Греческая демократия охватывала не весь, а часть народа – около 1/10 всего населения. В Афинах не имели права голоса рабы, метеки (переселенцы) и женщины. Наиболее важные вопросы обсуждались Народным собранием (экклесия), здесь же принимались все законы. Исполнительную власть осуществляли избранные должностные лица – магистраты. Высшая судебная власть принадлежала суду присяжных (гелиэя). Демократия в Афинах означала право каждого гражданина избирать и быть избранным на любую должность в государстве.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать не то общество, которое начисто лишено классов, а то, где их три, и каждый, выполняя предписанные функции, занимает свое место в иерархии. Кстати сказать, Платон был недалек от истины: самыми стабильными и длительными считаются кастовое и сословные общества, где каждая страта занимала строго отведенное место в иерархии. Напротив, общества, где революционеры сметали всякие социальные барьеры и классовые перегородки, в скором времени распадались.

На языке современной социологии это называется:

1) пожизненным закреплением человека за своей профессией; 2) пожизненным закреплением человека за своим сословием; 3) ограничение либо запрещение как горизонтальной (профессиональной), так и вертикальной (межклассовой и межсословной) социальной мобильности. На этом основании мы вправе сделать вывод: Платон был сторонником закрытого общества.

Социологический практикум

С точки зрения политологии, Платон был сторонником уравнительного коммунизма, а с позиций социологии – закрытого общества (как мы только что выяснили). А как бы вы охарактеризовали взгляды нынешних российских членов КПРФ?

Именно греки придумали слово, которое сегодня стало для нас самым необходимым, – экономика, или "ойкономия", заведование домашним хозяйством, а также домострой, домоуправление. Первоначально ойкономия означала умение главы дома, отца фамилии, управлять этим домом, т.е. руководить женой, чадами и домочадцами. У Платона "ойкономия" приобретает еще и политический оттенок (управление полисом), а понятие "койнония" и вовсе социологический смысл. Оно обозначает не только семейный труд, но и человеческие взаимоотношения, т.е. человеческое общество.

Платон считал жесткое разделение общественного труда основой устойчивости общества и основным механизмом поддержания социального порядка (рис. 3.3). Общество пребывает в состоянии хаоса и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Общество, где каждый человек выполняет предписанные функции и занимает свое место в иерархии, надо считать стабильным.

Наилучшей формой правления Платон считал аристократию – власть избранных. В порядке снижения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из нее обычно вырас тает тирания, – наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. Ведь тиран приходит к власти как ставленник народа.

Рис. 3.3.

В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном – законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.

2000 лет назад Платон говорил, что демократия ведет к анархии в обществе и правлению толпы

Обучать управлению государством надо всех граждан (кроме рабов) полиса. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств – практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умения правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т.п.

И социализация, и воспитание продолжаются у Платона всю жизнь. Только не всем даются они в равной степени. Неучи опускаются па самое дно общество – в андеркласс (рабы, беглые, попрошайки, спившиеся, продажные и бездомные). Недоучки оседают в низшем классе, пополняя ряды ремесленников и крестьян. Хорошисты попадают в рыцарскую страту воинов, которые во все времена относились к аристократии. И, наконец, круглые отличники, а их всегда меньшинство, вырастали в мудрых правителей.

Он первым предложил технологию рекрутирования и воспитания государственных мужей. Платон считал, что править должны лучшие. Их необходимо не только правильно отбирать, но и правильно воспитывать, а главное – не допускать к частной собственности, которая извращает нравы людей. Частный собственник власти – эго олигарх, но не объективный ко всем гражданам мудрец.

Платон – величайший мыслитель всех времен, родоначальник политической теории и социологии.

Карл Поппер

Великий мыслитель мечтал о том времени, когда во главе государства будут стоять самые мудрые и просвещенные. И эти времена наступили. Во всех цивилизованных странах общество стремится поставить у руля самых образованных и просвещенных. Другое дело, что такое не всегда удается. Но и Платону, думается, это было бы не под силу, даже предоставь ему все возможности. Сегодня, как и предвидел Платон, высоко ценится не столько материальный капитал (денежное богатство, частная собственность), сколько интеллектуальный (знания, квалификация, воспитание). Разумеется, это еще не воплощение задуманного в жизнь, ведь Платон говорил о нравственных требованиях, предъявляемых к элите, а сегодня все говорят о духовном кризисе, в разной степени поразившем разные страны.

Такова в общих чертах социологическая теория правильного государства Платона, где он пытается ответить на вопрос всех вопросов: "Как правительству удержаться у власти и получить поддержку населения?" Платон был первым, кто задумался о сущности политики и организации политической жизни, кто попытался, обобщая главным образом собственные наблюдения, изучить их сущность (рис. 3.4).

Рис. 3.4. "Государство" Платона

  • Добренькое В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 2. С. 434.

Цели: познакомить с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии; формировать умения работать с текстом учебника и историческими документами, сравнивать и анализировать первоисточники, обобщать факты и формулировать выводы, аргументированно доказывать свою точку зрения; на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.

Оборудование: интерактивная доска для игры «Древо познания».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства. Они гордились тем, что, являясь простым народом, принимают участие в управлении государством.

— Вспомните, какова заслуга Солона и Фемистокла в истории Древней Греции.

— Что такое демократия?

— Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.

— Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время.

Тема урока: «Афинская демократия при Перикле».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. Чем занималось Народное собрание.

2. За государственную службу платили деньги из казны.

3. Перикл, его друзья и враги.

III. Работа по теме урока

1. Чем занималось Народное собрание

В трагедии Эсхила «Персы» хор, отвечая на вопрос: «Кто же над афинянами господин?», поет: «Не рабы они у смертных, неподвластны никому!»

— Чем гордились афиняне?

В V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

— Вспомните, как называлось такое общественное устройство.

Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» — гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники, крутильщики корабельных канатов, лодочники, а также трактирщики в Пирее и Афинах, земледельцы Аттики. Весь этот в массе своей небогатый люд управлял Афинским государством.

Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе — пологом холме под открытым небом в западной части города.

Следовательно, верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию — высшему органу власти, выражавшему волю народа.

— Разделитесь на три группы. Работая с текстом п. 1 § 40 и дополнительным материалом, первая группа исследует структуру Народного собрания, вторая — его функции, а третья — функции афинского суда.

Дополнительный материал для первой и второй групп

Права гражданина

Греческий философ Аристотель так писал о правах гражданина. Если в отношении какого-либо жителя Афин возникают сомнения, гражданин ли он, то дело передается в суд. Если суд не признает права этого человека, то государство продает его в рабство. Каждый афинянин, избранный на должность по управлению Афинским государством, подвергается проверке в Совете пятисот. Председательствующий задает вопросы: «Кто твой отец и из какого он дема (территориальный округ в Древней Аттике)? Кто отец отца? Кто твоя мать? Кто отец твоей матери и из какого он дема?» Затем спрашивает: «Где находятся могилы твоих предков? Заботишься ли ты о своих родителях?» Выслушав ответы, председательствующий говорит: «Пригласи свидетелей в подтверждение своих слов». После всех выступлений Совет пятисот решает голосованием, можно ли афинянина, проходящего проверку, утвердить в должности.

Вопросы для первой группы

— Как происходила проверка прав граждан?

— Почему было важно знать, гражданин ли данный житель или нет?

— Какова цель созыва Народного собрания?

— Как часто оно собиралось?

— Каков его состав?

— Кто не имел права принимать в нем участия?

Вопросы для второй группы

— Чем занималось Народное собрание?

— Что представляла собой должность первого стратега?

— Каким образом утверждалась эта должность на Народном собрании?

— Почему в Афинах так ценилось ораторское искусство?

Дополнительный материал для третьей группы

Суд (гелиэя)

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли принимать участие все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тыс. судей, но обычно они заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа. Позже, в V в. до н. э., существовал такой порядок. Ежегодно составляли список судей, в него по жребию попадали афиняне независимо от знатности и богатства, не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках. Все судьи давали клятву: «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти. Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого. Я, как судья, не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени. Я клянусь в этом Зевсом, Аполлоном, Деметрой. Если нарушу клятву, пусть погибну я сам и мои потомки». Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном разбирательстве. Судьи сидели на деревянных скамьях. Председателем обычно был архонт. Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели. Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию. Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: черный означал обвинение, белый — оправдание. Затем служители на глазах у всех производили подсчет камешков. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделялись поровну.

Вопросы для третьей группы

— Кто мог принимать участие в суде?

— Как проходил суд в Афинах?

— Мог ли такой суд быть справедливым?

— Почему?

— Какой элемент демократии мы можем выделить, читая этот документ?

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

2. За государственную службу платили деньги из казны

Знаменитым вождем афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл. Народное собрание выбирало его пятнадцать раз на главную в Афинах должность первого стратега.

— Работая с текстом п. 2 § 40, определите, что нового Перикл привнес в демократическую систему.

— Как вы думаете, укрепило демократию в Афинах принятие этих изменений? Почему?

3. Перикл, его друзья и враги

V в. до н. э. называют золотым веком афинской демократии, или веком Перикла. Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию. Однако не все восхищались этим политическим деятелем. Были и те, кто его ненавидел.

— Как вы думаете, почему к Периклу было столь неоднозначное отношение?

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, познакомимся с дополнительными материалами.

Дополнительный материал

Отец Перикла Ксантипп и его мать Агариста принадлежали к самым знаменитым афинским родам. Уже при рождении Перикл, сильный и здоровый ребенок, поразил всех необыкновенными размерами и формой головы. Этот недостаток так и остался у него на всю жизнь, и, чтобы скрыть его, на портретах Перикла всегда изображали в шлеме. Зато сочинители комедий всячески издевались над необыкновенно большой головой Перикла и называли его Луковицеголовым.

Перикл получил прекрасное образование. Его обучали и музыке, и стихосложению. Слушал он лекции философа Зенона, который был мастер спорить и умел рядом ловких возражений поставить противника в безвыходное положение. Но больше всего сблизился с Периклом переехавший в Афины из Малой Азии философ Анаксагор, которого современники прозвали Разумом. Этот человек утверждал, что событиями управляют не боги, а разум, при помощи которого можно понять весь окружающий нас мир.

Большие познания и природные способности сделали выступления Перикла прекрасными по форме и глубокими по содержанию. Все это предвещало Периклу успешную политическую карьеру. Походка его была размеренной, одежда всегда лежала аккуратными складками, речь оставалась неизменно спокойной и уверенной. В течение сорока лет Перикл был одним из тех, кто стоял во главе государства, его влияние настолько усилилось, что народ полностью доверил ему управление государством. В течение пятнадцати лет Перикл ежегодно избирался первым стратегом. Он заботился о благе государства, не делая никаких послаблений прихотям отдельных граждан и не поддаваясь толпе, когда она хотела принять неверное решение. При нем были введены денежные выплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей (участие в судопроизводстве в качестве присяжных, занятие разного рода должностей, служба в армии и во флоте). Такой порядок позволял любому гражданину, вне зависимости от его материального положения, пользоваться всеми политическими правами. Тратя большие средства на осуществление больших градостроительных проектов, Перикл старался превратить родной город в главный центр культурной жизни Эллады. При Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра, велось строительство общественных зданий (Парфенон, Пропилеи, Одеон), дававшее работу многим гражданам. Внешняя политика Перикла была направлена на расширение и укрепление Афинской державы. В качестве стратега он лично руководил рядом военных кампаний и экспедиций. Много сделал Перикл для укрепления Афинского морского союза и установления контроля над важнейшими торговыми путями. Перикл заботился о поддержании мощи многочисленного флота, обеспечивавшего военные и экономические интересы Афин в Эгейском и Черном морях. Когда он умирал, друзья и родственники, сидя у постели Перикла, вспоминали, как велики были его доблесть и ум. Сорок лет участвовал он в политической жизни, одерживая победы над врагами Афин. Друзья говорили, думая, что умирающий потерял сознание и не слышит их. Вдруг Перикл приподнялся и сказал: «Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, но о самом великом, что я сделал, не говорите ничего. Ведь за годы моего правления ни один афинянин не был казнен по моему приказу».

Только когда Перикл умер, афиняне поняли, какого замечательного руководителя они потеряли. Даже противники вынуждены были признать огромный авторитет Перикла, основанный на любви и поддержке народа. Многие не замечали этого, пока Перикл был жив, но теперь, когда он умер, это стало ясно каждому. Популярность Перикла объясняется тем, что проводимая им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. Он закрепил морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками. Греция при Перикле достигла высшей степени развития. При нем Афины стали крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

Поэты воспевали могущество Перикла:

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название Пропилеи. Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла был выстроен новый храм, получивший название Парфенон.

При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

Отрывок из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха

По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно так же, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.

Но то, что доставляло жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление... это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании...

Враги Перикла — завистники и недоброжелатели из числа знатных — воспользовались тем, что на строительство и создание статуй были затрачены огромные деньги, взятые из казны. Первый стратег был обвинен в неумелой трате громадной суммы.

— Какие черты Перикла положительно характеризуют его?

— Какие качества и поступки вызывали острую неприязнь у определенной части афинян?

— Вспомните, как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов.

— Отчитывался ли Перикл о своей деятельности?

— Какие качества стратега Перикла отразились в данных эпизодах? (Перикл мог убедить в своей правоте любого, обладал красноречием, искусством оратора.)

— Могла ли возникнуть подобная ситуация в любой другой стране Древнего мира? О чем это говорит?

— Чем можно объяснить популярность Перикла?

(Учащиеся делают следующие выводы.)

Проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нем Афины стали крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

В Афинах были востребованы личные качества политика: ораторский талант и понимание потребностей народных масс.

— Теперь давайте послушаем самого Перикла.

Из речи Перикла

(по рассказу древнегреческого историка Фукидида)

Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним, и повинуемся властям и законам, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным... Мы не думаем, что открытое обсуждение законов может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами «за» и «против».

В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ-то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству... вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а предоставляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

— Как сам Перикл определяет демократию?

— В чем он видит главное преимущество демократического строя?

— В какой мере определение Периклом демократии соответствует современным представлениям о ней?

— Насколько актуальны для сегодняшнего дня демократические принципы, выработанные двадцать пять веков назад?

IV. Закрепление изученного материала

1. Игра «Древо познания»

— Предлагаю вам сыграть в игру.

(На интерактивной доске дерево с листьями зеленого и красного цветов, На зеленых листьях учащиеся записывают положительные стороны афинской демократии, на красных — отрицательные.)

2. Тест

— Вот и подошло к концу наше путешествие. Но прежде чем мы с вами расстанемся, давайте повторим то, что вы сегодня узнали на уроке. Для этого выполним небольшой тест.

1. Перикл начал управлять Афинами в:

1) 420 г. до н. э.

2) 443 г. до н. э.

3) 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность стратега:

3. Перикл происходил из семьи:

1) аристократа

2) торговца

3) ремесленника

4. Перикл в первую очередь думал о:

1) покорении персов

2) могуществе Афин

3) создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

1) платили за государственную службу

2) строили водопроводы

3) обучали женщин в школе

V. Подведение итогов урока

— Давайте вернемся к проблемным вопросам нашего урока. Можно ли считать Афинское государство образцовым? Действительно ли афинская демократия при Перикле является образцом для подражания? Можно ли считать эпоху Перикла золотым веком демократии?

Домашнее задание

§ 40. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — подготовить сообщение о друзьях Перикла.

2. Для средних учеников — подготовить сообщение о врагах Перикла.

3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».