Рассказ выгода от десятины православие. Церковная десятина

Церковная десятина

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

Десяти́на (ивр. маасер ; греч. δεκάτη; лат. decima) - десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме , христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Десятина в иудаизме

Согласно Танаху , десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму , который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов , не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами.

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов - прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам , что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века , не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

Литература

  • Albright, W. F. and Mann, C. S. Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.)
  • The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago , Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.)
  • Fitzmyer, Joseph A. The Gospel According to Luke, X-XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.)

Литература

  • Десятина // Православная энциклопедия . Т. 14, С. 450-452.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • священник Константин Пархоменко. Десятина (15.12.2010)
  • Theologian Russell Kelly on tithing (англ.)
  • Tithing в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz). (англ.)
  • Tithe A biblical study why Christians need not tithe. (англ.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Церковь (строение)
  • Словарь бизнес-терминов
  • Десятина (церковная) - (tithe, от староангл. tenth), обязательное отчисление десятой части доходов верующих в пользу церкви. Введена впервые у древн. евреев, в Европе распространилась после Турского (567) и Макон ского (585) синодов, в Англии получила силу закона в 10… … Всемирная история

    ДЕСЯТИНА - церковная десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ДЕСЯТИНА - 1) церковная Д. десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер… … Юридическая энциклопедия

    ДЕСЯТИНА - [евр. , ; греч. δεκάτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10 й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д … Православная энциклопедия

    Церковная иерархия - Клир (греч. κλήρος жребий) в христианстве духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян. В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода. Содержание … Википедия

    ДЕСЯТИНА - (лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) 1) Д. церковная десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. народов, в частности у евреев, от к рых перешла… … Советская историческая энциклопедия

    десятина церковная - отчисления в пользу служителей церкви десятой части доходов верующих. Существовала в древние времена у многих народов. Упоминается в Библии. Сохранялась в феодальной Европе, а также в России. В настоящее время существует у адвентистов … Энциклопедический словарь

Десятина ветхозаветная, десятина новозаветная, современная десятина.
История, значение и цель. Куда и кому нужно отдавать десятину от своих доходов?

Десятина ветхозаветная

Откуда возникло такое понятие "десятина", или "церковная десятина" и каковы ее история, цель и значение?
Когда в христианских собраниях заходит речь о десятине, т.е. о десятой части зарплаты (дохода) верующего, то часто используется стих из Книги пророка Малахии, звучащий так:

"Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями . Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня.

Принесите все десятины в дом хранилища , чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф (Мал.3:8-12)".

Слышащие это наполняются страхом, желая отдавать, чтобы не подпасть Божьему проклятию. Но, также в этих стихах Библии есть и слова ободрения, - это Божье обещание наградить за исполнение заповеди, получить защиту своих полей и садов от насекомых-вредителей, т. е. дать человеку урожая больше, чем он имел до того, как стал приносить десятую часть своего дохода.

Вот только куда и кому приносить сегодня десятины? Нам нужно будет во всем этом внимательно разобраться. Да и можем ли мы сегодня использовать этот стих из Книги пророка Малахии для своей жизни, ведь мы живем во времена не Ветхого, а Нового Завета?

Впервые о десятине в Св. Писании упоминается в связи с Авраамом, когда он отделил десятую часть из своих добыч некоему Мелхиседеку, названному царем Салимским и священником Бога Всевышнего (Быт.14:18-20; Евр.7:1-4). Что нам еще известно о Мелхиседеке? Ничего более, кроме того, что он благословил Авраама и Господа. Какое могло быть священство до Закона Божьего, данного народу Израильскому через Моисея? Мы можем только догадываться, ведь история об этом умалчивает, одно ясно, что некоторое понятие о десятине уже было до Моисеева Закона, если только не предположить, что Авраам принес это даяние священнику произвольно, не руководствуясь какими-то духовными законами того времени. Да и какие могли быть в те древние времена духовные законы, подобные Закону Моисееву? Каждый поступал по совести, если она, конечно же, не была утрачена.

Вот, например, праведник Енох знал голос Господа и угодил Богу, за что и был переселен в вечную жизнь, как сказано: "Бог взял его". Знал голос Господа и праведник Ной, потому и жизнь на земле продолжается, ведь не был бы Ной послушен Богу, не было бы и нас с вами на этой земле. Выходит так, что какие-то понятия и знания о Боге в те давние времена все же существовали, но где их корень? Несомненно, Бога лично знал Адам, он-то похоже и передал своим детям заповедь о жертвоприношениях, которыми они старались угодить Богу, чтобы вызвать к себе Его расположение. Не исключено, что Адам передал и множество других наставлений о Боге, чем впоследствии и руководствовались его потомки - праведники.

Жертвоприношения, приносимые Богу детьми Адама, не есть ли подобие той десятины, о которой спустя многие века Бог говорил народу Израиля? Жертвенные животные в родстве Адама, десятина Авраама священнику Мелхиседеку, десятина, данная колену Левия посредством Закона Моисеева, - вот уже просматривается некоторая цепочка даяния Богу у древних. Что же далее? Что же сделал Иисус Христос? Отменил ли ветхозаветную десятину Божий Сын - Посланник Небес, принеся в мир учение Нового Завета? Вот Его слова к книжникам и фарисеям, щепетильным в соблюдении этой заповеди:

"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру ; сие надлежало делать, и того не оставлять (Мат.23:23)".

Итак, Иисус не сказал, что люди, скрупулезно отделявшие свои десятины, были не правы, но увещевал их соблюдать и другие заповеди, забытые ими. Почему же тогда в Писаниях Нового Завета, Апостолы о десятине молчат, никого не призывая отдавать "церковный десяток"? Неужели, после рождения Церкви Иисуса Христа, в силу вступает иной закон о материальных приношениях Богу? Ведь с пришествием на землю Сына Божьего храмовые богослужения были утрачены, - завеса храма разорвана Самим Богом, жертвы из животных упразднены единой и совершенной жертвой Христа (Евр.9гл.). При всем этом левитское священническое служение, более не имеет силы и результата, а все десятины по закону Моисееву, как мы знаем, были тесно привязаны к жертвеннику и скинии (впоследствии храму). Выходит так, что если нет храмового жертвенника, то нет более и десятины и приношения. Так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос нам прежде необходимо разобраться в том, зачем Богу нужны были жертвы из животных. Вот стих из Псалма:

"Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби ; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс.49:7-15)".

Как видим, Богу вовсе не нужны подобные жертвы, Он не голоден, чтобы все это есть. Так зачем тогда была нужна десятина ветхозаветная, состоящая из животных и плодов земли? В первую очередь все это было нужно для самих людей, для их спасения. Такие жертвы Богу - это и образ и дисциплина, это и проверка сердца жертвующего. Однажды Каин тоже принес жертву, но Богу не понравилось как. Не понравилось состояние его сердца, в котором Он усмотрел зло и ненависть к брату (Быт.4:7), что открылось внезапно, став очевидным и для окружающих. Уже в Новом Завете читаем, как гордость, тщеславие и ложь сгубили Ананию и Сапфиру, хотя они принесли в церковь немалую денежную жертву.

Бог повелел жертвовать Ему и смотрит на сердце жертвующего, как он это сделает, будет ли считать копейки, или щедро отдаст Господу, сотворившему его и дающего ему всякое земное благо. Десятина "по-фарисейски" - это считать каждую травинку: девять травинок мне, - десятую Богу. А если число травинок мяты или тмина у такого "щепетильного" фарисея выходило нечетным, и оставалась еще одна, то может быть он делил ее еще на десять частей? Такая жертва исходит от сердца скупого, жадного. Такая десятина более напоминает откуп от "бремени" "Божьего налога". Разве к этому призывал людей Бог, давая заповедь о десятине? Богу не нужны эти травинки, потому что все, как на небе, так и на земле принадлежит только Ему. Что же хотел от человека Господь? Он желал научить народ истинной жертвенности, склоняющей сердце в смирении, направляющей к Господу, что впоследствии Он и открыл нам в Своем Сыне Иисусе Христе.

Итак, смысл десятины - это проверка сердца жертвующего. Но, поступать по закону Моисееву у людей не получалось, как сказано:
"Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу (Евр.7:18-19)".

Люди ничего не могут делать без Бога, о чем и сказал Иисус:

"Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Иоан.15:5)".

Никто не может жертвовать Богу разумно, сам, без Бога:
"потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению (Фил.2:13)".

Потому Бог и дал нам Сына Своего Единородного, чтобы Он, живя в нас Своим Святым Духом производил, то, что угодно Отцу Небесному. Потому во Христе открывается иной закон о жертвоприношениях Богу и он отличен от закона, данного через Моисея.

Новозаветная десятина

"..закон был для нас детоводителем ко Христу ..(Гал.3:24-25)".

Итак, со времени пришествия на землю Сына Божьего в силу вступает иной закон, и это уже не закон левитских десятин, а закон добровольных приношений на служение Церкви, для взаимопомощи, - для помощи нуждающимся верующим, людям бедным и нищим.
Апостолы, путешествуя со своим Учителем Иисусом Христом, имели при себе ящик для сбора пожертвований, употребляемых на их служение. Неужели тогда Иисус отдавал десятину от собранных пожертвований на левитское служение, которое Он Сам же и пришел упразднить? И разве такое поведение Сына Божьего можно назвать бунтом против установленного Богом закона о десятинах и пожертвованиях на скинию или храм? Нет же, это стало новым порядком сбора церковных средств, что впоследствии хорошо усвоили Апостолы, о чем и говорит Павел в своих посланиях Церквам:

"При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние , чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим (1Кор.16:1-3)".

"..Не было между ними никого нуждающегося ; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян.4:34-35)".

Использовали ли Апостолы для наставления к Церквам слова из Книги пророка Малахии? Разве говорили они в собраниях верующих такие слова: "Проклятьем вы прокляты! Вы не отдаете десятину и тем самым обкрадываете Бога!"? Нет же, как видим из посланий Апостолов к собраниям, ни о какой десятине речь более не шла, но все, что было связано с Церковью и финансами, рассматривалось лишь как возможность помочь бедным и нищим, т. е. всем тем, кто был в нужде.

Итак, когда более не стало скинии и храма, нет служителей - левитов и нет жертв, о которых был дан строгий закон, чтобы десятины из скота, семян и плодов приносить Господу на жертвенник, то теперь, со времени Нового Завета, открылся и новый жертвенник - это любовь к ближнему посредством даяния нуждающимся.

Пользовались ли служители "Новой Церкви" привилегиями засовывать руку в ящик с пожертвованиями, чтобы затем наполнить свои карманы? Так поступал предатель Иуда, но мы знаем его конец. Ел ли Апостол Павел от десятины и пожертвований? Вот его слова:
"Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии . Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать (Деян.20:33-35)".

Конечно же, мы верим Апостолу Павлу. Имея большие финансовые возможности при обилии приношений (2Кор.8:20) Апостол ими не искусился, не оделся в княжеские наряды, не взял себе слуг и служанок, не повесил на свою шею золотую цепь, не стал "мазать" золотом крышу молитвенного дома, не увлекся употреблением в пищу изысканных яств, но оставался верен Господу, не взирая на все тяготы своего огромнейшего духовного труда, непрестанно трудясь при этом и физически, своими руками, о чем мы уже читали выше. Да и какую десятину отдавал Апостол Павел, и кому, когда он отдавал Богу и своим ближним самого себя?

Современная десятина

Многие современные пасторы почему-то решили, что денежная десятина по праву принадлежит только им, хотя без смущения говорят своей пастве: "Вы отдаете Господу!" Объясняя это они называют себя современными служителями-левитами, которым когда-то принадлежала часть ветхозаветной десятины. Кто были левиты? Разве они все были служители? Левитами называлось одно из "колен" Израиля, это был как бы особый народ, в котором разумеется далеко не все служили при скинии, но здоровые мужчины возрастом от 30 до 50 лет из сынов Каафовых, Гирсоновых, Мерариных, которые должны были выполнять работы связанные со скинией, а потому левит не есть служитель, как таковой. Но что делали левиты, служащие в скинии? Они сжигали на жертвеннике десятины, принесенные в виде животных.

По закону им принадлежала только некоторая часть от приносимой жертвы. Разве современные пасторы сжигают те деньги, которые приносят им прихожане? "Какое безумие: сжигать десятины прихожан!" - воскликнет кто-то. Да, безумие, так почему тогда в церквах говорится о ветхозаветном законе десятины, но не исполняется весь закон, как он был дан? А если это был для нас лишь образ, то обязательная ветхозаветная десятина не является законом для христиан. Никакой служитель сегодня не вправе пугать народ словами проклятия из книги пророка Малахии и также не имеет права обещать благословения до избытка, потому что все это ушло в прошлое, вместе со скинией собрания и храмом. Но как же мы тогда должны сегодня поступать в отношении наших финансов, и если отдавать свои деньги Богу, то как это правильно делать?

Вернемся к пасторам, собирающим десятины. Многие из них произвольно, на себя и по своим понятиям, тратят десятины, принесенные им паствой, не поступая по духу Нового Завета. Они не дают себе отчета в том, что перед Богом дадут ответ за каждую купюру и монету, принесенные им верующими, так как люди несут Господу, а не им, о чем открыто и объявляется в собраниях. Кто-то на это возразит: "Но они же тратят эти деньги на служение!" На служение? Вот их служение - огромные денежные затраты на непрестанные конференции и съезды, праздничные пиры, лагеря отдыха, строительство роскошных домов "молитвы" с дорогой отделкой внутри, огромные дисплеи, дорогие ударные установки и множество другой техники. А где в это время находятся бедные и нуждающиеся? Одни в пренебрежении, остаются никем не замеченными, другие изгнаны посредством отношения со стороны окружающих, потому что часто попадаясь на глаза обличают своим видом их совесть, тем самым как бы мешая таким верующим "жить красиво". Какое служение было в первой церкви, которая знала Христа, знала Его силу и чудеса, жила по Его Духу? В такой церкви на первом месте была лишь одна цель денежного сбора - помощь нищим и бедным, т. е. всем нуждающимся.

Однажды на выходе, в одном из христианских собраний стоял обычный бомж с протянутой рукой. То время года уже было холодное и у бомжа была больна нога. Некоторые верующие уходя с собрания клали в его руку копейки, кто был щедрее - железные рублики. Тут на выход настала очередь старшего служителя христианской "миссии милосердия". Поравнявшись с бомжем он начал строго отчитывать его: "Зачем ты тут стоишь? Я же говорил тебе, - не стой здесь, а иди в соц-защиту!" "Но у меня нет денег на автобус", - виновато оправдывался бомж, - "Да и паспорта у меня нет, а они там говорят нужно (..) рублей, чтобы восстановить паспорт". Служитель миссии что-то еще ворча поспешил удалиться, видимо дел у него было назначено много, помимо того, чтобы гонять бомжей с выходов из церковных собраний.

Чем занимаются сегодня нынешние пастора? Соответствуют ли они сегодня библейским стандартам жертвенного сердца христианина? Способны ли они взять подобного бомжа в свою дорогую машину, чтобы повозить его, накормить и сделать ему хотя бы паспорт? Или те десятины от их паствы слишком малы, чтобы заниматься подобными делами?

Вспомним о воздаянии:
"Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан (Прит.21:13)".

Конечно, не все так поступают, как тот формальный служитель милосердия, и у Господа есть жертвенные сердца и есть истинные служители, несущие служения наркозависимым, бомжам, алкоголикам, беспризорникам и.т.д., потому что верят словам Апостола Иакова, сказавшего:
"Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания , а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела : что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак.2:14-17)".

Вот еще один случай из множества подобных. Одна христианка осталась с несколькими детьми на руках, когда муж бросил ее, уйдя к другой женщине. Церковную общину нисколько то не беспокоило и она с детьми долго жила впроголодь, получая некоторое пособие от государства, при этом ее долг за квартиру постоянно увеличивался. Ее проблемы отчасти решились, когда она уже закончив свое заочное образование нашла работу по специальности и другую поддержку, но эта община конечно же потеряла ее, как свою прихожанку. Где сегодня церковные десятины? Почему бедные и нищие в церквах остаются в пренебрежении? Разве не для них все эти десятины? Разве не им принадлежат сегодня все эти пожертвования? Бог олицетворяет Себя с бедными этого мира. Он будет судить каждого, кто гонит из своих собраний бедных и нищих словами: "Пусть идут работать, нечего им помогать!" В Своем Слове Бог говорит о бедных не так как подобные служители. Вот Его слова устами Соломона:
"Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Прит.19:17)".

Итак, новозаветная десятина есть удел нищих и бедных, а не богатых и пресыщенных, разворовывающих церковные десятины и пожертвования тратами на свои собственные цели. На чем можно еще заключить такие выводы, могущие кому-то показаться слишком смелыми? Опять же обратимся к Ветхому Завету. Один из видов десятин приносимых Богу - была десятина собираемая один раз в три года. Вот это постановление:
"Когда ты отделишь все десятины произведений [земли] твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались , тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома [моего] святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл..(Втор.26:12-13)".

Вот, именно это повеление Божье и есть тот образ десятины новозаветной, принадлежащей бедному, когда не стало более народа левитов, обслуживающих скинию собрания и которым принадлежала десятина от всего народа Израильского, но об этом сегодня учить не принято.
Я не против того, чтобы в церквах оставался установленный людьми порядок в отношении десятин, но каждому, жертвующему в церковное собрание свои финансы, нужно внимательно разобраться в том, куда расходуются собранные средства. Разве это просто любопытство, не есть ли это естественная рассудительность?

Как написано: "Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим (Прит.14:15)" . Если в собрании верующих нет прозрачности в вопросе десятин и пожертвований и старшие служители ведут дела с церковными финансами как-то запутанно, неясно, то таким ничего более давать не нужно. Истинный пастор будет печься о людях бедных и это будет очевидно для всех.

Сегодня многие молодые семьи вынуждены ютиться, живя со своими родителями, или арендовать временное жилье, хотя они являются членами многочисленных христианских общин. Бывает так, что бедному брату желающему жениться, но не имеющему своего собственного жилья говорят такие слова: "Ты не можешь жениться, ты безответственный, сначала заработай на квартиру, а потом женись". Неужели Новый Завет более не в силе и этот любящий Господа брат должен оставаться без жены всю оставшуюся жизнь, зарабатывая себе на отдельное жилье? Ведь для некоторых, имеющих небольшие или средние зарплаты такая задача просто не по силам. Любовь Божья могла бы по-другому повести пастора и прихожан, прими они ее в свои сердца, но жадность говорит: "Копи, собирай, не отдавай нуждающемуся! Потрать на роскошь, потрать на себя!"

Может быть тысячи людей начали бы каяться, увидев Божью любовь в сердцах верующих, и тогда решились бы многие проблемы с трудностями евангелизации, на которую некоторые тратят немалые средства. Как можно было бы в подобных ситуациях поступать? Община, имеющая собрание всего лишь около трехсот или четырехсот взрослых человек, может иметь месячную десятину около 350.000 рублей, если, по самым скромным подсчетам, брать в среднем по тысяче рублей (на дек. 2012) на человека. Прибавим к этому сбору такую же сумму от целевого сбора на нужду с квартирой и умножим на два месяца. Вот, и у молодоженов будет уже маленькая квартирка. В год таких квартирок могло бы быть уже целых шесть! Не будут ли эти квартирки сиять лучами Божьей славы на протяжении многих лет? Конечно, и неверующие родственники, и соседи и другие люди узнавая об этом будут удивляться и умиляясь говорить: "Нет, это не секта, мы слышали, что в секте наоборот стараются у человека все выманить, это же настоящие верующие люди!" Кто-то из услышавших непременно захочет посетить собрание, и возможно, покаявшись в своих грехах, останется в такой общине, на служение Богу Живому и Истинному.

Не так ли было заведено в первой Церкви у Апостолов? Напомню стих, уже упоминавшийся выше, для тех, кто считает, что это лишь наивные мечты и ничего подобного никогда не достичь:
"..Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян.4:34-35)".

Видим, что классовые различия между людьми в первохристианской Церкви стирались, когда богатые и имеющие избыток отдавали свои средства на нужды нищих и бедных, тем самым провозглашая Божье Царство на земле и приготовляя себе великую награду на Небесах. Сами ли люди решили так поступать? Нет, они поступали по заповеди Господа Иисуса. Вот как Он говорил:
"Продавайте имения ваши и давайте милостыню ..(Лук.12:33)".

Да, тут речь шла не о десятинах, а о чем-то большем, о чем сегодня умалчивают многие пасторы. Если бы в христианских общинах прихожане богатые и имеющие излишек не стремились к тому, чтобы обогатиться еще более, а поступали по Духу Нового Завета, то людей бедных и нуждающихся в их собраниях более не стало бы. Тогда вместе с автором Книги Деяний, смотря на современную Церковь, мы бы сказали: "..не было между ними никого нуждающегося..".

В чем же секрет первых христиан, почему такой успех в служении Господу? Почему так много кающихся? Потому что они поняли истинный смысл жертвенности, ожидая награды не земной, а вечной, о которой так сказал Сам Господь:
"Не собирайте себе сокровищ на земле , где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе , где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мат.6:19-21)".

Сколько бы сегодня не собрали в свои "закрома" лжепастыри, все это сгорит в огне Божьего Суда и сколько бы прихожане христианских собраний сегодня не обогащались, даже если соберут все золото мира, то это ничего не значит, в сравнении с потерей души, обольщенной любостяжанием, как написано:
"..какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мар.8:36-37)".

"Но как же! - возразит кто-нибудь, - Если я продам половину своего пустующего дома и продам ненужное мне поле, и отдам этим бедным молодоженам из церкви, то вдруг что случись завтра и у меня возникнет нужда? Так же я и сам могу обеднеть!" Рассуждающий так уже беден, потому что не доверяет Богу, во власти Которого и есть тот самый завтрашний день, о котором Он так сказал:
"Итак не заботьтесь о завтрашнем дне , ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы (Мат.6:34)".

Да, это есть полное доверие Богу, Который сотворил все молекулы вселенной, а потому с Таким Богом, у доверяющего Ему, нет никакого страха перед будущим. Пусть растает сковывающий совесть лед равнодушия в сердцах верующих, пока есть еще время милости, и пусть народом Божьим будут прокляты эти жертвенники маммоне, поставленные рядом с кафедрами скупых и жадных пасторов и проповедников, не желающих помогать бедному. Пусть на таковых обманщиков выдающих себя за религиозных вождей придет день Божьего гнева, за то, что они ненавидят бедного.

О не любящих брата или сестры во Христе сказано так:
"Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца ; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (1Иоан.3:14-18)".

Спасайтесь из рук таких пасторов и бегите к Иисусу, чтобы не подвергнуться наказанию вместе с ними! Всякий, кто дает десятину и пожертвования пасторам, которые презирают людей бедных и под различными предлогами не хотят им помогать, тот дает свои финансы богатому. Об этом в Писании сказано так:
"Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет (Прит.22:16)".

Не верьте им, что принося десятины в их ящики вы будете благословенны и пожнете в сотни раз больше, перестаньте верить лжи дьявола, это не есть учение Нового Завета! Новый Завет - это отдать себя Христу и жить по Его воле. Отдай себя и свои финансы Иисусу, спрашивай у Него, куда и на что тебе их тратить. Церковная десятина - это не есть Божья заповедь, это человеческое установление, потому не грех не отдавать ее пасторам и служителям, но не отдавать себя и свои финансы Иисусу, на Его святые нужды - есть грех.

Не верьте лжи, что если вы не отдадите ваши десятины вашему пастору, то проклятия непременно придут на вас. Повторю свою мысль еще раз: не отдавать свои деньги в церковную копилку не есть грех, но не отдавать собранные средства и свой избыток, в первую очередь на истинно нуждающихся, на которых указывает нам Господь, - это и есть то обкрадывание Бога, согласно книге пророка Малахии. Вот именно за это придет на верующего Божье проклятие. Кто-то скажет: "Это противоречие, то ты говоришь, что Малахия сегодня уже не актуален и проклятия более нет, то сам ссылаешься на Малахию!" Скажу таковым: противоречия тут нет, также, как и нет для нас более ветхозаветного проклятия за буквальное неисполнение заповеди о тех десятинах из животных и плодов, но есть другое проклятие, приходящее за нелюбовь к нуждающемуся ближнему, который есть посланный к тебе Самим Христом.

С чего я это взял? Давайте прочтем:
"..Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мат.25:41-43)".

Некоторые верующие, пытаясь успокоить свою совесть, так говорят в своих сердцах: "У нас в церкви нет бедных, а этот и тот сами виноваты, пусть идут работать, нечего им помогать!". "Отправлять" работать того, кто нуждается в помощи? Бог будет судить тех, кто так говорит и кто так учит, такие сами попадут в подобные ситуации и никто им уже не поможет. Даже в Ветхом Завете было дано ясное повеление о помощи нуждающимся, которые посылаемы Самим Богом, для испытания сердец:
"..ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей ..(Втор.15:11)".

Увидьте нуждающихся, пока есть еще для этого время. Конечно же, помощь не должна быть безрассудной, но во всем нужно искать водительства Божьего, потому что встречаются и среди верующих обманщики, выпрашивающие деньги, хотя такие не бедны и явной нужды у них нет. Как различить? В этом вопросе я подойду не со своими мерками, а напишу то, что Господь велел передать: "Беден тот, кто не имеет хлеба, крова и одежды. Нищий - это тот, кто живет на улице и умирает от голода. В достатке живет тот, кто имеет жилье, пропитание и одежду. Богатый - это тот, кто имеет серебро, золото и много денег. Всякий, кто украл у бедного, даст отчет Создавшему бедного. Вот какой отчет: где бедный? Где сироты? Где бомжи? Нет в живых многих, потому Бог будет судить. Украли у бедного, не помогли вдове...".

Иисус сказал так:
"..от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься .. (Мат.12:37)".

Осудится Богом всякий лгущий на Его Слово. Верующие, которые собирают себе земные сокровища, как бы говорят в своих сердцах: "жизнь человека зависит от изобилия его имения! Нам нужно иметь много всего, чтобы обезопасить себя от руки несчастья, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне!"

Почему они так решили? Иисус уже давно предупредил народ о том, что это вовсе не так:
"..смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения .
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет
(Лук.12:15-21)".

И еще одну, уже хорошо известную многим историю на подобную тему рассказал нам Господь Иисус, это была история о богаче и нищем Лазаре:
"..Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача , и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках .. (Лук.16:19-23)".

***
Пройдут года, наступят дни,
Когда веселие богатых прекратится
Шум их пиров заглушит треск огня,
Пресыщенность их в стоны обратится
Одежды богачей уже изъела моль,
Богатство их сгнило, остался прах
Судьёй их будет - нищих боль,
Кто притеснял, того осудит страх
О, друг мой! Не завидуй богачам,
Глаза свои закрой на блеск их жизни;
Не собирай себе богатство на земле,
Направь свой взор к другой отчизне!

Непрестанные "пиры" у многих христиан, предлагаемые в виде роскошных свадебных столов, нескончаемых "Дней Рождений", других праздников и встреч, привели многих к ожирению тел, безпечности и духовной слепоте, так, что они подобно тому богачу более не видят вокруг себя нуждающихся людей. Вспомним, что Иисус говорил относительно пиров:

"Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лук.14:12-14)".

Разве эти слова Господа относятся лишь только к тому начальнику фарисейскому, но не имеют никакого отношения к христианам и мы не можем делать с того никаких выводов? Неужели бедные и далее будут пренебрегаемы в церквах, когда средства принадлежащие им по праву, продолжают поедаться людьми пресыщенными?

Господь открыл нам, что Он плачет о многих бомжах и нищих, которые умерли, потому что им не оказали своевременной помощи. Речь тут шла конечно же о безпечии по этим вопросам многих верующих, желающих вечного спасения, желающих войти в святые Небеса. Неужели Христос так и будет плакать об умерших от болезней, голода и холода, когда Его "Тело-Церковь" вне Его воли пресыщается на нескончаемых празднествах, забавляется, шутит и хохочет? Или подобные собрания уже давно не есть Его святое Тело, а всего лишь отсеченная ветвь от Лозы Истинной, готовой к сожжению Его вечным Судом по причине безполезности и негодности?

Где же путь истины? Вот, Иисус рядом с тобой, Он возле твоего стола, Он рядом с твоей кроватью, ищи Его и найдешь Его. Отдай Ему свои десятины, отдай Ему десятину своего времени от времени твоего бодрствования, чтобы начать видеть Его и слышать Его, пока есть еще драгоценное время. Молись к Иисусу и говори так: "Иисус, помоги мне, Ты мне все дал, Ты и забирай, Ты Сам распоряжайся моими финансами, я посвящаю их Тебе".

Как Господь открыл нам, - трубы Ангелов уже звучат и скоро начнет трубить третий Ангел, после чего третья часть воды на земле будет заражена, а за ним протрубит Ангел четвертый и померкнет третья часть Солнца. Пятый Ангел протрубит и бесы выйдут мучить людей и нападать на тех, кто не имеет защиты от Бога, это будет по причине полного взятия Святого Духа от земли. Затем, шестой Ангел протрубит и начнется война, которая охватит весь мир, а за ней уже время трубы седьмой, когда Церковь будет забрана.

И пусть не думают враги Христа или безпечные верующие, что не будет так или еще не скоро, вот, все это надвигается стремительно, как ураган и никто не избегнет. А пока есть еще на земле время на то, чтобы желающим вечного спасения пересмотреть свою жизнь, искренно покаяться и исправить все то, что еще можно исправить, потому что после трубного звука пятого Ангела не будет уже возможности запасти масло в светильники свои, так как время благодати закончится и смертный ужас охватит безпечных.

Да благословит Господь слышащих. Аминь.

Но обсуждаем исключительно саму идею, которую в частном порядке высказал протоиерей Всеволод Чаплин. Не проект ее введения, не постановление Священного Синода или решение архиерейского Собора - а исключительно идею саму по себе. Эта важная оговорка, поскольку в медиа-пространстве уже циркулируют слухи, будто Церковь собирается вводить десятину.

А сама по себе идея десятины, безотносительно к тонкостям ее реализации - идея совершенно нормальная. Действительно, если Церковь - это не какие-то они в рясах и клобуках, а все мы , верующие во Иисуса Христа и стремящиеся ко спасению, то и должны из наших доходов Церковь содержать. Так было в древние времена, так и сейчас заведено у западных христиан - почему же у нас должно быть иначе? Жаба душит?

Такова идея. Но невозможно, обсуждая ее, не задумываться о реализации, иначе будет как в известной песенке: «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Овраги тут неисчерпаемы.

Начнем с того, что введение десятины потребует изменения всего устройства нашей церковной жизни - придется разрабатывать новый приходской устав, придется менять механизмы взаимоотношений приходов с епархиями, придется и в целом иначе строить отношения Церкви с государственными властями. Это огромные изменения, требующие аккуратнейшей, тщательной проработки. Тут не косметический ремонт, а полная переделка всего здания, и на любом этапе такой перестройки можно ошибиться, тем самым заложив мину в будущее.

Почему? Да потому что не может быть так, что механизм финансирования Церкви будет новым (десятина), а все остальное останется по-старому (полная закрытость системы, келейное принятие решений и проч.). Мы, миряне, теперь платим десятину? Отлично, но тогда мы же и решаем, как распоряжаться этими деньгами, ремонтировать ли крышу храма или содержать детский приют, или на всё затариться свечами, или вместо всего этого купить батюшке «ландкрузер». (Что-то мне подсказывает, что батюшке придется все-таки на раздолбанной «девятке» ездить). И насчет взносов в епархию - это уж мы тогда будем решать, сколько. И вообще, раз мы, приходская община, полностью содержим наш храм - значит, мы же и решаем, кто у нас на приходе будет настоятелем, и не позволим услать нашего чудесного батюшку в какую-нибудь Тму-Скорпионь, и не примем никакого отца Анаксиоса. У нас теперь будет рычаг давления. Кто платит, тот заказывает музыку. Иначе никакой десятины от нас не дождетесь, у нас огромный опыт укрывательства от налогов, а уж тут… не инквизицию же на нас натравят, верно?

Казалось бы, это просто замечательно! Вот она, демократия в действии, вот он, дух раннехристианской Церкви! Но есть одно большое «но». Ладно, если у нас хороший приход, возглавляемый хорошим пастырем. А если у нас рулит младостарец? Если у нас скучковались царебожники какие-нибудь, или диомидовцы, или еще кто-то подобного рода? Тогда мы легко превращаемся в секту, которая формально остается в рамках Русской Православной Церкви, но воздействовать на которую священноначалию будет в сто раз труднее, чем в нынешних реалиях.

Словом, тут есть над чем думать.

Но есть и другая проблема. Десятина, если войдет в практику, одних крепче привяжет к приходу, а других, напротив, оттолкнет. Просто потому, что люди разные - и по своим финансовым возможностям, и по психологическим особенностям, и по духовным. Кому-то платить десятину - как нечего делать, а для кого-то это окажется страшным, непосильным бременем. И такой неплатящий тут же столкнется с общественным осуждением. Мы же понимаем, что атмосфера подлинной христианской любви присутствует далеко не всюду. «А этот вот десятину не заплатил!» - будут тыкаться в спину косые взгляды. Человек быстро осознает, что он тут чужой, и уйдет.

А кто-то вообще не придет - из тех, чья дорога к Церкви сложна и извилиста. Если раньше такой человек воспринимал Церковь как место, где его могут спасти, то теперь он будет воспринимать ее как место, где с него хотят поиметь деньги. Если членство в Церкви будет увязано с выплатой десятины, то акцент сместится со спасения именно на десятину (а наши светские СМИ приложат к этому все усилия, можно не сомневаться).

Надо же понимать, что кроме глубоко верующих, глубоко воцерковленных прихожан и кроме атеистов с антиклерикалами существует множество людей разной степени церковности. Те, кого чохом называют «захожанами», хотя все они разные и сводить их к общему знаменателю неправильно. Так вот, эти люди вряд ли начнут платить десятину, поскольку еще не доросли до ее подлинно христианского понимания. Но, не платя десятину (и зная, что платить ее надо), они потеряют и то слабое чувство причастности к Церкви, которое ныне их как-то держит на плаву. Если Церковь - только для тех, кто платит десятину, то мы тут чужие, мы тут нежеланные гости, Бог нас тут не услышит… пойдем лучше туда, где нам будут рады и не скажут «кошелек или вечная жизнь!» Именно так люди начнут рассуждать.

А есть и просто очень бедные люди, особенно в провинции. Им действительно трудно было бы платить десятину, даже при всем желании. Представьте воцерковленную женщину, мать-одиночку с двумя детьми, она работает оператором на почте и получает шесть тысяч рублей (цифра, кстати, совершенно реальная). Отдать 600 рублей приходу - это значило бы оставить детей без котлет и без игрушек. Что будем делать? Ясно, что людей с низкими доходами нужно от десятины освобождать. Но как именно это делать? Что считать низкими доходами? Каков механизм освобождения? Эта женщина заявление, что ли, должна написать на имя настоятеля, приложив справку из бухгалтерии по форме НДФЛ-2? Представляете, какие унизительные чувства при этом у нее будут?

Словом, тут надо семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Или не отрезать.

Одной из обязанностей средневекового христианина было содержать церковь. Размер выплат паствы своим пастырям был четко определен - одна десятая часть от дохода. Проще говоря - десятина Если народ выражал недовольство поборами, церковные власти отвечали просто: так заповедал Господь.

О церковной десятине в Новом Завете сказано всего несколько раз. При этом слова Иисуса по этому поводу довольно туманны. Но если в Новом Завете вопрос церковных сборов обойден молчанием, то Ветхий Завет о десятине знает все.

Заповеди патриарха

В первый раз десятина упоминается в связи с патриархом Авраамом. Авраам разбил войско эламского царя Кедорлаомера и его союзников и захватил много добычи. По возвращении его вышел приветствовать правитель города Салима, священник Мелхиседек, единоверец Авраама. Он дал победителю небесное благословение. Авраам же, как пишет Библия, «дал ему десятую часть из всего». Поскольку Мелхиседек был не только светским, но и духовным лидером, эта десятая часть была пожертвованием Богу.

Выделение десятой части военной добычи было в те дни явлением обыденным. Так поступали не только иудеи, но и жители всего Ближнего Востока. Делалось это в знак большой любви и уважения к одаряемому. Чаще всего пожертвование шло на украшение храмов. Ведь лучше всего наглядно показать мощь светских и духовных вождей могли красивые и богатые культовые сооружения.

Внук Авраама, Иаков, богатством не располагал. Он мечтал о высоком положении и достойной жизни. Но для этого ему нужно было во что бы то ни стало добиться милости Творца. Так что Иаков заключил со своим Богом соглашение: «Еели Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22).

Вот и все упоминания о десятине до времени Моисея, который получил от Бога скрижали с правилами поведения и ввел новые законы для своего не слишком послушного народа. Ветхозаветный патриарх так боялся возвращения своего народа к язычеству, что готов был дать священническому колену Ле-вия дополнительный стимул -материальный. Он законодательно закрепил получение прежде добровольной десятины за левитами. Именно при Моисее одноразовое пожертвование превратилось в ежегодный храмовый сбор.

Хитрая арифметика

В Моисеевом законе вменялось брать десятую часть от всего, что произрастает на земле, и каждое десятое животное в стаде. Народу нововведение объяснили просто: левиты никаких доходов не имеют, но служат посредниками между человеком и Богом. Бог достоин хорошей жертвы -именно на эти цели и идет собираемая десятина. Проведение ритуалов было занятием недешевым, левиты использовали дорогостоящие воскурения, золотую и серебряную утварь. Одежда для священнослужителей изготавливалась из дорогих тканей. Даже скиния (переносной храм) собиралась из дорогих материалов. А помимо всего прочего левитов нужно было еще и кормить.

Когда у израильтян появился постоянный храм в Иерусалиме, десятину стали приносить в главное святилище страны. На праздник собирались люди со всех концов государства. Они принимали участие в праздничном богослужении и трапезе. Десятину нельзя было заменить деньгами, она принималась только натуральными продуктами и животными. Если по какой-то причине доставка в главный храм была невозможна, то разрешалось купить замену натуральной десятины в самом Иерусалиме.

Но так происходило не каждый год. Если бы жители Израиля возили десятину только в Иерусалим, местные храмы скоро бы захирели, а вдовы и сироты, которым выделялась часть десятины, умерли с голоду. Так что периодически часть собранной десятины оставляли на местах. Был разработан особый семилетний цикл сбора и распределения десятины. Праздничная десятина собиралась каждые два года с пропуском третьего. Десятина на бедность собиралась через два года на третий. Каждый седьмой год, который приравнивался к седьмому дню творения, когда Бог отдыхал, сборов не было.

При этом всем собираемая десятина вовсе не равнялась десяти процентам! Каждый год десятая часть собиралась на нужды левитов. И каждый год так же добровольно собиралась «дополнительная десятина» - либо на праздники, либо на бедных. Этот сбор был равен не десяти, а девяти процентам. Так что израильтяне фактически отдавали на религиозные и богоугодные цели не десять, а девятнадцать процентов своего урожая и приплода.

Десятиной не облагались продукты животного происхождения, ремесленные изделия, ткани - только плоды земли и животные. Правда, ко времени новой эры редко кто уже соблюдал предписание свозить десятину в Иерусалим. Город был богатый. Все, что требовалось, покупали за деньги. Покупку можно было сделать прямо в Иерусалимском храме.

Яблоко раздора

Иисус учил, что все пожертвования и милостыни должны быть добровольными, иначе они ничего не стоят в глазах Бога. И первые христиане признавали только добровольные пожертвования. Размер таких даров, конечно же, не был твердо установлен. Но по мере превращения церкви в мощнейший институт была законодательно закреплена и ветхозаветная десятина.

Отцы церкви сначала ввели это новшество сугубо для истинно верующих. На Турском соборе в 567 году верных христиан лишь «приглашали» поддерживать церковь в соответствии с ветхозаветными установлениями. А менее чем через двадцать лет на Маконском соборе десятину сделали обязательной. Причем тех, кто отказывался платить, отлучали от церкви! Церковь к тому времени владела уже огромными земельными наделами. К концу VIII века, во времена правления императора Карла Великого, отказ от выплаты десятины стал караться светскими властями смертной казнью.

Первоначально десятину обязали платить только крупных феодалов, но постепенно эта обязанность легла на все население. Десятину стали брать не только с полей, садов, огородов и стад. Теперь ее платили ремесленники, торговцы и менялы. А при папе Александре III десятиной обложили даже проституток!

Святых отцов интересовал только доход. И доход был колоссальный. Служители церкви научились умножать и приращивать десятину. Иногда они передавали право ее сбора местным феодалам в обмен на защиту и поддержку. А иногда споры о том, кому собирать десятину, приводили к серьезным распрям между духовенством и светской знатью. Случались даже вооруженные конфликты. Вплоть до XIX века десятина ежегодно оседала в церковных закромах.

Византийский пример

С началом движения Реформации часть Европы ушла из-под власти католической церкви. Протестанты секуляризировали церковные земли и прекратили сбор десятины. А первой католической страной, отменившей добровольно-принудительную жертву, стала революционная . Конвент упразднил сбор обязательной дани. Вслед за этим десятина постепенно исчезла и в других европейских странах. Дольше остальных продержалась , где ее собирали еще в середине XIX века.

Православные священники действовали точно так же, как их западноевропейские собратья. Церковная десятина собиралась и в Византии, и в принявшей православие Киевской Руси. Недаром, наверное, первая христианская церковь в Киеве носила название Десятинной.

Правда, на начальном этапе десятину платили только князья. Но по мере упрочения православия эта обязанность легла и на всех жителей страны. Монгольское завоевание значительно помогло приучить народ выплачивать требуемую сумму - монгольский сбор на церковные нужды был равен как раз десяти процентам. Так что и после развала Золотой Орды православные беспрекословно отдавали священнослужителям десятипроцентный налог.

Для удобства сбора средств страна была даже разделена на десятины - так назывались епархиальные округа, которые сегодня именуются благочиниями. Во главе каждого такого округа стоял десятильник - мытарь, занимающийся изъятием десятин. Отменили десятину в только к концу XVIII века - как в Европе.

В Ветхом Завете о десятине впервые упоминается в истории о патриархе Аврааме, который передал десятую часть военной добычи Мелхиседеку, царю Салима и священнику Бога Всевышнего: «Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14: 20). Патриарх Иаков обещал отдать Богу десятину, если Он сохранит его в пути: «если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем… из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28: 20-22). Однако нет прямого подтверждения, что десятина носила регулярный или общеобязательный характер. «Православная энциклопедия» отмечает, что «наиболее раннее свидетельство о регулярной десятине – слова из Книги пророка Амоса: «Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам. 4: 4; VIII в. до Р. Х.)» .

Под десятиной понималась десятая часть из всего, что производит своим трудом человек: «И всякая десятина на земле из семян земли или плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня… И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу » (Лев. 27: 30-32). Архимандрит Никифор (Бажанов) в своей «Библейской энциклопедии» поясняет: «Скот приносили как десятину следующим образом: его выпускали из хлевов под жезлом, находящимся в чьих-либо руках, который касался каждого десятого по счету животного, после чего оно делалось собственностью левитов, несмотря на то, хорошо ли оно было или худо, и заменять его уже не позволялось».

Следует отметить, что десятина шла в пользу храмовых служителей – левитов, не имевших земельных наделов, которые были положены другим жителям Иудеи, и потому нуждавшихся в средствах существования. Десятина в данном случае составляла своеобразную компенсацию, выделяемую им взамен отсутствовавшего надела земли. Одну десятую часть от полученной десятины левиты вносили на содержание перво­священника (см.: Чис. 18: 21–32).

Но не только десятина была способом жертвы Богу – существовали и другого рода пожертвования. Так, в Исх. 22: 29–30 читаем: «Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею и с ослом твоим: семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне ». Первенцы людей посвящались Богу, а первенцы от животных приносились на восьмой день в жертву Богу.

Главный смысл приношения десятины в Ветхом Завете – научиться бояться Господа: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно, … десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни» (Втор. 14: 22–23). Ветхозаветный человек был убежден, что земля и ее плоды принадлежат Богу, который дал ее Израилю во владение: «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23: 1). Именно поэтому пророк Малахия называет неуплату десятины «обкрадыванием Бога»: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями» (Мал. 3: 8).

Десятина в Новом Завете

В Новом Завете заповедь о десятине прямо не отменяется, но и не предписывается. Христос обличает буквализм соотечественников: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23: 23). Интересно, что десятиной хвалится фарисей из евангельской притчи: «…даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 12).

В апостольских посланиях мы не находим требований или указаний для христиан следовать системе десятин. Однако апостол Павел неоднократно пишет о необходимости материальной поддержки Церкви, в частности ее служителей. Так, в Первом послании к Коринфянам он говорит: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9: 13-14). Следует отметить, что Апостол не определяет конкретную сумму или часть дохода, которую должны собирать христиане на нужды Церкви, но предлагает: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16: 2). Такие пожертвования должны совершаться верующими добровольно: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).

Десятина в истории Церкви

По сообщению «Православной энциклопедии», до начала III в. регулярная десятина в Церкви не практиковалась. Однако уже тогда иерархи высказывали сожаление, что христиане не хотят даже десятую часть своего имущества передать Церкви для поддержки неимущих.

В качестве обязанности для каждого христианина десятина была установлена в Западной Церкви в V в. На Востоке такого распространения десятина не получила.

В Киевской Руси десятина регулярно не взималась. Первое упоминание о ней находится в древнейшем документе – Уставе князя Владимира. В нем имеется следующее указание: десятая часть княжеских доходов передается на содержание каменного собора (который в связи с этим получил название «Десятинной церкви») и всей митрополии. Доктор церковной истории прото­иерей Владислав Цыпин отмечает, что «принципиальное отличие десятины, существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что она взималась не со всего населения, а только с княжеских доходов на основании пожалования и поэтому была многократно меньше, чем на Западе».

Впоследствии на Руси была учреждена должность «десятильник», а позднее – «десятский священник», в ведении которого был сбор десятины. В XVIII в. эти должности были упразднены.

Следует ли вносить десятину
на храм?

На сегодняшний день в Православной Церкви нет обязательной для всех десятины, а только добровольные пожертвования, что практиковалось и во времена апостолов. Среди верующих можно встретить тех, кто, ссылаясь на библейское правило, старается жертвовать десятую часть своих доходов. Заметим, что это дело их личного благочестия.