Пз 6 тигр. Трофейный танк "тигр". Эксплуатация и изменения

Танк "Тигр" разработан фирмой "Хеншель" в 1942 году и выпускался серийно с августа 1942 года до августа 1944 года. Танк имел сварной корпус коробчатого сечения с вертикальным расположением лобовых и бортовых листов толщиной 80 мм - 100 мм. В передней его части находилось отделение управления, в котором размещались механик-водитель и стрелок-радист, здесь же были смонтированы механизмы силовой передачи. Боевое отделение с массивной цилиндрической башней располагалось посередине танка. В башне монтировалась мощная полуавтоматическая зенитная пушка калибра 88-мм и с длиной ствола 56 калибров. Бронебойный снаряд этой пушки с дистанции 1000 метров пробивал броню 115-мм, а подкалиберный с дистанции 500 м - 180-мм.

Двенадцатицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения располагался в задней части корпуса. Ходовая часть имела катки большого диаметра, располагавшиеся в шахматном порядке. Для повышения проходимости была использована гусеничная лента шириной 72 см. При этом для обеспечения перевозки танка по железной дороге эту ленту следовало менять на более узкую. Танк "Тигр" получился очень тяжелым, с большим удельным давлением на грунт и, соответственно, с низкой проходимостью. В его конструкции имели место технические дефекты. Первое использование танков - в сентябре 1942 года и в январе 1943 года на Волховском фронте было неудачным: несколько танков было подбито, один захвачен и подвергнут тщательному изучению. Следствием этого стало ускорение создания танков ИС-2 и Т-34-85, а также разработка методов борьбы с новым танком. Танк поступал на вооружение отдельных тяжелых танковых батальонов и танковых дивизий.

Танк "Тигр"


Номенклатура бронетехники

Танки второго поколения Panzerkampfwagen ("Панцеркампфваген"), с которыми Германия сражалась во Второй мировой войне, изначально обозначались акронимом "PzKw", что сбивало с толку самих военных, так как за аббревиатурой "РzКw" скрывались бронетранспортеры. Соответственно, для боевых бронированных машин выбрали буквенные индексы "PzKpfw", или "Pz.Kpfw", что случилось, однако, не ранее примерно середины войны. Чтобы отличать одну модель от другой, использовались римские цифры, как, например, PzKpfw IV; версии же их обозначались сокращенным словом "аусфюрунг" (модель), сокращенно Ausf. Также применялась отдельная маркировка SdKfz ("зондеркрафтфорцойг" - машина специального назначения), которая не отражала вариантов - различий между разными версиями одного и того же технического средства. Так, все 12 модификаций PzKpfw III назывались также SdKfz 141. Число индекса изменялось только применительно к основной машине.

Три последних немецких танка Второй мировой войны имели, кроме того, "персональные имена" - "Тигр", танк "Пантера" и "Тигр II", который позднее стал называться "Королевским Тигром" ("Кёнигстигер"). Таким образом, полная версия названия выглядела, например, так: PzKpfw V "Пантера" Ausf.G. В иных случаях обозначения танков меняли задним числом - например, PzKpfw VI "Тигр" Ausf Н (SdKfz 181) перекрестили в PzKpfw VI "Тигр I" Аusf Е. "Тигр II" в итоге превратился в PzKpfw "Тигр II" Ausf B (SdKfz 182). Обозначение модели (Ausf.) не всегда четко следовало алфавитному порядку, как необязательно использовались все буквы. В случае с "Тигром" оригинальные индексы (Н и Р) говорили о том, какой фирме принадлежала разработка - "Хеншель" или КБ Ф. Порше. Подварианты порой получали арабские цифры, следовавшие за буквенным обозначением: допустим, PzKpfw IV F2.

Танки одного и того же типа, но с разными орудиями различались по ссылкам на марку главного вооружения или же его номинальный калибр, собственный типовой индекс или даже длину ствола. Так, PzKpfw III с короткоствольной 75-мм пушкой мог называться PzKpfw III (75). Различие между "Тиграми" и "Королевскими Тиграми" проводилось за счет указания индекса их главного вооружения. "Тигр" стал PzKpfw VI (8,8-см KwK 36L/56), а "Королевский Тигр" - PzKpfw VI (8,8-см KwK 43L/71). Использовались и какие-то особые обозначения, если они облегчали задачу идентификации той или иной машины. С 1938 года опытные образцы и экспериментальные танки впервые были снабжены аббревиатурой "VК" ("Фолькеттенкрафтфарцойг" -полностью гусеничная машина), за которой следовал четырехзначный номер, причем первая пара цифр отражала массу изделия в тоннах, тогда как вторая отличала один прототип от другого. Если же одни и те же технические требования выполнялись двумя или более производителями, присутствовала первая буква названия фирмы в скобках: так, например, (Н) после VК 3001 говорила о том, что танк создан в КБ "Хеншель".

С 1943 года и далее экспериментальные или же просто разрабатывавшиеся модели стали снабжать буквой "Е" в индексе ("энтвиклюнгстюп" - разрабатываемый тип), после чего следовало примерное указание на вес, т.е. классификацию по массе.

Обычно пользуются наименованиями:
"Тигр", подразумевая под ним PzKpfw VI "Тигр I" Ausf Н/Е (SdKfz 181) с пушкой KwK 36 L/56, и
"Королевский Тигр" для обозначения PzKpfw "Тигр II" Ausf В "Кёнигстигер" (SdKfz 182) с орудием Кw/К 43L/71.

Номенклатура бронетехники

Танк "Тигр". История создания и модернизация

Начиная с 1937 года немецкии генеральный штаб требовал более тяжелый и мощный танк, чем строившиеся тогда серийные PzKpfw III и IV. Его боевая масса должна была быть не меньше 30 т, и ему отводилась роль танка прорыва. Но с разработкой новой машины не торопились. Однако в 1940 году стало ясно, что PzKpfw III и IV не в состоянии справиться с толстой броней французских и английских танков. Еще более неприятный сюрприз преподнесли вермахту через год советские Т-34 и КВ. В сложившейся ситуации был объявлен конкурс на тяжелый танк, вооруженный мощной 88-мм пушкой с высокой начальной скоростью снаряда. Орудие должно было устанавливаться в башне кругового вращения.

Первые танки "Тигр" имели на корпусе мортирки для выстреливания противопехотных мин типа "S" и на башне - дымовые гранатометы NbK39. На танках более позднего выпуска одна фара устанавливалась в передней части корпуса между смотровым прибором механика-водителя и пулеметом. Танки раннего выпуска оснащались бинокулярным телескопическим прицелом TZF9с, тогда как на более поздние устанавливался монокулярный прицел TZF9E. 495 первых "Тигров" оборудовались также так называемыми воздушными трубами, которые позволяли преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4 метров.

Одним из наиболее существенных изменений было использование на последних 800 "Тиграх" стальных опорных катков. Танки, которые эксплуатировались в условиях бездорожья, имели воздушные фильтры типа "Фейфель". На "Тиграх" применялись гусеницы двух типов - транспортировочные с траками шириной 520-мм и боевые с траками шириной 725-мм. Использование двух типов гусениц было связано с тем, что "Тигр" не вписывался по ширине в габариты железнодорожного вагона. Перед погрузкой на платформу с танка снимали один ряд опорных катков и "обували" его в другие более узкие, гусеницы.

Тактико-технические характеристики танка Рz.Крfw.VI(Н)

"Тигр" раннего периода выпуска

Боевая масса, кг: ...........................56000

Высота, м:...................................2.93
Двигатель:......................Мауbach HL 210Р30
Мощность, л.c.: ..............................600
Максимальная скорость, км/ч:


Расход топлива на 100 км, л:

Вооружение:
пушка...........................88-мм КwК 36 L/56
пулеметы.........................2 х 7.92-мм МG34
дымовые гранатометы...............6 х NbК 39 90-мм
Боекомплект, шт.:
снарядов...................................... 92
патронов.....................................4500
Броневая защита

Корпус



Башня
борт.........................................80/0
крыша.........................................25

Тактико-технические характеристики танка Рz.Крfw.VI(Н)

На первых 250 танках в качестве силовой установки применялись двигатели "Майбах" HL210Р30 мощностью 650 л. с. Остальные машины оснащались 700-сильными двигателями "Майбах" HL230Р45. И те и другие силовые установки представляли собой 12-цилиндровые V-образные рядные карбюраторные моторы жидкостного охлаждения. Танки, которые выпускались с середины 1943 года, покрывались циммеритом и имели дополнительный перископ заряжающего. Остальные машины отличались видоизмененным дульным тормозом 88-мм пушки KwK 36 L/56. На башне и корпусе были предусмотрены крепления для дополнительных гусеничных траков.

В 1942 году фирма "Рейнметалл-Борзинг" разработала новый тип башни с 75-мм пушкой KwK 42 L/70. Готовилось также перевооружение "Тигров" 88-мм пушкой KwK43 L/71. В момент своего появления и на протяжении еще некоторого времени "Тигр" был самым мощным танком мира. Его 88-мм пушка с боекомплектом из 92 выстрелов, не имела себе равных, а лобовую броню не мог пробить ни один снаряд. Эти качества "Тигра" вынудили союзников разработать особую тактику борьбы с ним.

Однако, в ряде случаев немцы так неудачно использовали его, что танк не мог проявить всех своих возможностей. Тем не менее, союзникам не понадобилось слишком много времени, чтобы понять, какую опасность представляет "Тигр" на поле боя. Гитлер проявлял к этому танку особый интерес и прикладывал немало усилий, чтобы поскорее ввести его в строй.

Танки PzKpfw VI Sd Kfz 181 Ausf. H1 "Тигр", 1943 год

Корпус танка "Тигр" имел довольно простые очертания и выполнялся из катаной стали. Отсутствие углов рационального наклона брони компенсировалось ее толщиной: лобовая броня - 100-мм, бортовая - 80-мм, верх корпуса - 26-мм. Толщина маски достигала 110-мм, и она служила противовесом длинному орудийному стволу танка. Вращение башни обеспечивалось гидравлическим приводом который приводился в действие от коробки передач. Таким образом, когда двигатель танка не работал, вращение башни осуществлялось вручную.

"Тигр" был первым немецким танком с ходовой частью, в которой опорные катки устанавливались в шахматном порядке. Эта система с торсионной подвеской обеспечивала плавный ход машины и относительное удобство экипажа. Однако при эксплуатации танков на Восточном фронте в зимнее время между катками набивались грязь и снег, которые замерзали за ночь и к утру блокировали ходовую часть "Тигров".

Тактико-технические характеристики танка Рz.Крfw.VI(E)

"Тигр" позднего периода выпуска

Боевая масса, кг: ...........................57000
Длина, м:....................................8.45
Ширина, м:................................3.4-3.7
Высота, м:...................................2.85
Экипаж, чел.:...................................5
Двигатель:......................Maybach HL 230Р45
Мощность, л.с.: ..............................700
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе......................................38
по грунтовой дороге..........................10-20
Запас хода по шоссе, км: .....................140
Запас топлива, л: .............................534
Расход топлива на 100 км, л:
по шоссе.....................................270
по грунтовой дороге............................480
Вооружение:
пушка...........................88-мм КwK 36 L/56
пулеметы.........................3 х 7.92-мм МG34
Боекомплект, шт.:
снарядов......................................92
патронов.....................................5700
Броневая защита
(толщина/угол наклона), мм/град:

Корпус
лоб (верх)..................................100/10
лоб (низ)...................................100/24
борт.........................................80/0
корма........................................80/8
крыша.........................................25
днище.........................................25
Башня
лоб.........................................100/8
борт.........................................80/0
крыша.........................................25
маска пушки.............................100-110/0

Тактико-технические характеристики танка Рz.Крfw.VI(E)

В 1943 году на базе стандартного "Тигра" был разработан танк управления. Он имел уменьшенный боекомплект - вместо ликвидированной боеукладки устанавливалась дополнительная радиостанция. Демонтировался также спаренный с пушкой пулемет MG-34. На корпусе танка управления устанавливались две штыревые антенны. Всего было построено 84 танка этого типа.

Танки PzKpfw VI Sd Kfz 181 Ausf. E "Тигр", весна 1945 года
Нажмите на танк, чтобы увеличить (откроется в новом окне)

Небольшое количество танков PzKpfw VI "Тигр" Ausf. Н1 (Е) было переоборудовано в ремонтно-эвакуационные машины. В 1945 году планировалось переоборудовать некоторое количество "Тигров" в огнеметные танки. На машинах "Фламмтигр" огнемет устанавливался вместо курсового пулемета MG-34 калибра 7,92-мм. Экспорт танков "Тигр" в третьи страны был незначительным, и, прежде всего, по той причине, что его производство не покрывало собственные нужды Германии. Тем не менее, летом 1943 года 2-3 "Тигра" получили итальянцы, но после капитуляции Италии немцы забрали танки обратно. Летом 1944 года три "Тигра" получила венгерская армия. Один танк закупила Япония. В разобранном виде его должны были доставить в Страну восходящего солнца на борту океанской подводной лодки.
Всего было выпущено 1354 танка типа PzKpfw VI "Тигр" Ausf. Н1 (Е).

Производство тяжелого танка Тигр, потери и наличие в войсках

Год и
месяц
Произ-
водство
Поступление
танков в войска
Потери Наличие
в войсках
на 1 -е число
новых из
ремонта
1942
Апрель
Май
Июнь 1
Июль 0
Август 8 9
Сентябрь 3 2 9
Октябрь 10 8 3 11
Ноябрь 21 14 16
Декабрь 34 35 30
1943
Январь 35 30 1 11 65
Февраль 32 33 0 3 85
Март 41 39 0 16 108
Апрель 46 47 0 4 134
Май 50 47 0 17 177
Июнь 60 55 0 0 207
Июль 65 57 0 34 262
Август 60 74 0 41 286
Сентябрь 85 55 0 34 319
Октябрь 50 85 0 37 339
Ноябрь 56 36 0 29 387
Декабрь 67 80 0 65 394
1944
Январь 93 87 0 62 409
Февраль 95 102 1 13 434
Март 86 88 1 32 526
Апрель 104 94 3 96 583
Май 100 85 5 21 584
Июнь 75 104 5 92 654
Июль 64 65 8 195 671
Август 6 16 11 94 549
Сентябрь 6 125 433
Октябрь 1 39 314
Ноябрь 18 19 276
Декабрь 4 2 274
1945
Январь 2 62 276
Февраль 3 ? 216
Март 0 ? ?
Апрель ? ? ?

Производство тяжелого танка Тигр, потери и наличие в войсках

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Башня и корпус - сварные с соединени­ем броневых листов в шип. Первые 495 танков оснащались оборудованием, позво­лявшим им преодолевать водные преграды глубиной до 4 м. Последние 800 танков имели опорные катки с внутренней аморти­зацией. Начиная с 251-й машины на бронетехнике устанавливался двигатель Maybach HL 230 Р45. Со второй половины 1943 г. первона­чальная конструкция командирской башен­ки заменена новой, унифицированной с "Пантерой". Вносились и другие, менее су­щественные изменения.

Формирование пер­вых тяжелых танковых батальонов армии - 501- го и 502-го - началось в мае 1942 г.

Впервые "тигры" были применены осенью 1942 г. на северо-западном участке Восточного фронта в составе 502-го тяже­лого танкового батальона армии. Спустя два меся­ца в Северной Африке вступили в бой "тиг­ры" 501-го батальона. В январе 1943 г. под Ростовом-на-Дону вступили в бой Pz.6E 503-го тяжелого танкового батальона.

5 марта 1943 г. появилось новое штат­ное расписание, полностью изменившее структуру подразделений тяжелого танкового батальона армии. По новому штату штабная рота батальона тяжелых танков включала три Pz.VIE, в том числе, два командирских танка. Рота тяжелых танков состояла из штабной секции и трех взводов. В штаб­ной секции имелось два Pz.6E, а в каждом взводе было по четыре Pz.6E. Таким об­разом, батальон тяжелых танков образца 1943 г. насчитывал 45 танков "Тигр".

По состоянию на 1 июля 1943 г. Вермахт на Восточном фронте располагал тремя тяжелыми танковыми батальонами и тан­ковой ротой в составе моторизованной дивизии "Великая Германия". Кроме того, по одной танковой роте "тигров" имелось в каждой из моторизованных дивизий 2-го танкового корпуса СС. Таким образом, в операции "Цитадель" приняли участие только 139 (по другим данным - 144) тя­желых танков "Тигр", что составляет при­мерно 7,5% от общего количества немец­ких танков, задействованных в наступле­нии под Курском. В июле - августе 1943 г. в боях на Курской дуге советские войска уничтожили 73 "Тигра", а к концу года - 274 танка. При этом в 1943 г. в строй пос­ле ремонта вернулись только 19 единиц танкового оружия этого типа!

В боях на Украине зимой 1943 - 1944 гг. на довольно ограниченной территории между Киевом, Житомиром, Бердичевым, Белой Церковью и Черкассами действова­ла наиболее крупная за время Второй ми­ровой войны группировка тяжелых танко­вых батальонов. С сентября по март здесь практически одновременно сражались 503-й, 506-й, 507-й и 509-й тяжелые тан­ковые батальоны, а также "тигры" 2-го танкового корпуса СС

Первые три "Тигра" из 501-го тяжелого танкового батальона выгрузились в Бизер- те 23 ноября 1942 г. Еще 17 машин были доставлены в течение следующих двух ме­сяцев. С начала декабря 1942 г. "тигры" группами по две - три машины принимали участие в стычках с англо-американскими войсками. В ходе Тунисской кампании в серьезном сражении тяжелым немецким танкам довелось участвовать только один раз. Да по сути такое сражение и было всего одно. В середине февраля 1943 г. 5- я немецкая танковая армия под командо­ванием генерал-полковника фон Арнима начала операцию "Фрюлингсвинд" ("Весенний ветер"), известное также как сра­жение в проходе Кассерин На начало опе­рации в 501-м батальоне имелось 11 бо­еспособных "тигров".

К середине дня 14 февраля бронетехни­ка 2-го армейского корпуса США оказа­лась в окружении. Было подбито 68 аме­риканских танков. 3-й батальон америка­нского 1-го танкового полка потерял 44 "шермана", из этого числа 15 машин за­писали на свой счет танкисты 501-го тяже­лого танкового батальона.

В марте - апреле 1943 г. в Тунис при­были 11 "тигров" 504-го тяжелого танко­вого батальона. 501-й и 504-й батальоны в период с 20 по 24 апреля 1943 года в боях уничтожили, по меньшей мере 75 танков противника. Однако это была уже агония немецкой армии в Африке. 13 мая 1943 г. немецкие и итальянские войска в Тунисе капитулировали. Все уцелевшие к этому времени танки обоих батальонов были взорваны экипажами и попали в руки со­юзников.

К началу высадки союзников в Норман­дии в июне 1944-го немцы располагали на Западе 102 "тиграми" в составе трех тя­желых танковых батальонов ОС: 101, 102 и 103-го.101-й тяжелый танковый батальон ОС в боях у Фалеза был разгромлен. Всего же в 1944 г. немцы потеряли 756 "тигров", при этом из ремонта вернулись в строй только 60. На начало ноября 1944 г. Вермахт и войска ОС располагали 317 "тиграми" на Восточном фронте, 84 - на Западном и 36 - в Италии. К 1 марта 1945 г. Красной Армией и войсками западных союзников было уничтожено 1032 танка этого типа. На ту же дату, по официальной немецкой статистике, в армии резерва имелось 43 "тигра", включая пять учебных, а во фрон­товых частях - 142 машины, включая 31 командирскую.

Единственной страной, куда реально экс­портировались "тигры", была Венгрия - в 1944 г. она получила 3 машины.

На базе танка Pz.VIE выпускались само- ходно-артиллерийские установки, коман­дирские танки и эвакуационные тягачи.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.6E Tiger

БОЕВАЯ МАССА, т: 56.9. ЭКИПАЖ, чел?: 5,

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8450, ширина - 3705, высота - 3000, клиренс - 470,

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 36 калибра 88 мм; 2 пулемета MG 34 калибра 7Г92 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 92 артвыстрела, 5100 пат­ронов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ, бинокуляр­ный телескопический прицел TZF 9а.

БРОНИРОВАНИЕ мм: лоб - 100; борт, корма - 82; крыша, днище - 28; башня - 28 -100.

ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 230Р45,12-цили- ндровый, карбюраторный, у- образный, жидкостного охлаждения, мощность 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об/мин., рабочий объем 23 095 см3

ТРАНСМИССИЯ: безвальная коробка пе­редач (8 вперед, 4 назад) со встроенным многодисковым главным фрикционом с трением в масляной ванне* фрикционно- шестеренчатый механизм поворота, бор­товые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 24 опорных катка в че­тыре ряда на борт, ведущее колесо пеорднего расположения со съемными зубчаты­ми венцами (зацепление цевочное); под­веска - индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 96 траков шириной 725 мм, шаг трака 130 мм.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч: 40.

ЗАПАС ХОДА, км: 100

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35; ширина рва, м - 2,3: высота стенки, м - 0,79; глубина брода, м -1,2

В советской историографии нападение гитлеровской Германии на СССР нередко представляется настоящим танковым нашествием. Неуязвимые бронированные полчища пронзали словно нож масло оборонительные порядки Красной армии, а советские танки «горели как спички» и никуда, в общем-то, и не годились. Разве что за исключением Т-34 . Но ведь их было так мало.

На самом деле ситуация была несколько иной. У немцев было не так уж и много бронетехники, но главным было другое: в целом она серьезно уступала новейшим разработкам советской оружейной промышленности.

Большая часть немецкого танкового парка была представлена легкими машинами, имевшими противопульное бронирование и слабое вооружение. Ничего подобного советским среднему танку Т-34 или тяжелому КВ у немцев не было и в помине. Открытый бой с этими машинами не сулил танкистам Вермахта ничего хорошего, более того, немецкая противотанковая артиллерия оказалась бессильна против брони советских исполинов.

Самый тяжелый немецкий танк Т-IV, с которым Германия начала войну с СССР, значительно уступал советским машинам как по защищенности, так и по вооружению. С учетом опыта первых месяцев боевых действий на Восточном фронте он был модернизирован, но этого было недостаточно. Немцам нужен был собственный тяжелый танк, который мог бы на равных противостоять советским КВ и «тридцатьчетверкам».

История создания «Тигра»

Работы над немецким тяжелым танком начались задолго до начала Второй мировой войны . Еще в 1937 году немецкая компания «Хеншель» получила задание создать тяжелый танк прорыва массой более 30 тонн.

После начала Второй Мировой войны идея создания тяжелого танка для Германии стала еще более актуальной. Уже после начала конфликта конструкторам компаний «Хеншель» и «Порше» поручили разработать новый тяжелый танк массой уже более 45 тонн. Прототипы новых машин показали Гитлеру 20 апреля 1942 года, в день его рождения.

Машина, представленная компанией «Хеншель», оказалась более «консервативной», простой и дешевой, чем танк их конкурентов. Единственным серьезным новшеством, которое применили в ее конструкции, стало «шахматное» расположение катков, используемое прежде на бронетранспортерах. Этим разработчики стремились улучшить плавность хода и точность стрельбы.

Образец от «Порше» был более сложен, имел продольные торсионы и электрическую трансмиссию. Он стоил дороже, требовал немало дефицитных материалов для производства, поэтому меньше подходил для условий военного времени. Кроме того, танк «Порше» имел низкую проходимость и очень небольшой запас хода.

Примечательно, сам Порше был настолько уверен в победе, что еще до конкурса приказал начать серийный выпуск ходовой части нового танка. Но он проиграл этот конкурс.

На вооружение была принята машина «Хеншеля» — но с некоторыми существенными замечаниями. Первоначально на этот танк планировали установить 75-мм орудие, на тот момент уже не удовлетворявшее военных. Поэтому башню для нового танка взяли у его конкурирующего прототипа «Порше».

Именно этот своеобразный гибрид и стал одним из самых легендарных танков Второй мировой войны - Panzerkampfwagen VI Tiger Ausf E (Pz.VI Ausf E).

За время войны было выпущено 1354 единицы Рanzerkampfwagen VI Ausf E. Кроме этого, появилось несколько модификаций этого танка, включая Panzerkampfwagen VI Ausf. B Tiger II или «Королевский тигр», а также «Ягдтигр» и «Штурмтигр».

В свой первый бой «Тигр» вступил в конце лета 1942 года под Ленинградом, и дебют оказался для машины весьма неудачным. В массовом порядке эти танки гитлеровцы стали применять в начале 1943 года, их апофеозом стала Курская дуга.

До сих пор не утихают споры относительно этой машины. Есть мнение, что Panzerkampfwagen VI «Тигр» - лучший танк Второй мировой войны, но есть и противники этой точки зрения. Часть экспертов считает, что серийное производство «Тигров» было ошибкой, дорого стоившей Германии.

Чтобы разобраться в этом вопросе, следует познакомиться с устройством и техническими характеристиками этого незаурядного танка, понять, в чем были его сильные и слабые стороны.

Устройство танка «Тигр»

«Тигр» имеет классическую компоновку корпуса с двигателем, расположенным в задней части корпуса, и трансмиссией, размещенной спереди. В передней же части машины находилось отделение управления, в котором были места механика-водителя и стрелка-радиста.

Кроме того, в переднем отсеке разместили органы управления, радиостанцию и курсовой пулемет.

Среднюю часть машины занимало боевое отделение, в котором помещались остальные три члена экипажа: заряжающий, командир и наводчик. Здесь же была размещена основная часть боекомплекта, приборы наблюдения и гидропривод поворота башни. В башне было установлено орудие и спаренный с ним пулемет.

Кормовую часть «Тигра» занимало силовое отделение, в котором находился двигатель и топливные баки. Между силовым и боевым отделением была установлена броневая перегородка.

Корпус и башня танка сварные, из броневых катаных листов с поверхностным цементированием.

Башня подковообразной формы, вертикальная часть которой сделана из цельного металлического листа. В передней части башни находилась литая маска, в которой было установлено орудие, пулемет и прицельные приспособления. Поворот башни производился при помощи гидропривода.

На Pz.VI Ausf E был установлен 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 230P45 с водяным охлаждением. Моторное отделение было оборудовано автоматической системой пожаротушения.

«Тигр» имел восемь передач – четыре вперед и четыре назад. Мало какие автомобили того времени могли похвастать такой роскошью.

Подвеска танка индивидуальная, торсионная. Катки расположены в шахматном порядке, без поддерживающих роликов. Переднее колесо ведущее. Первые машины имели катки с резиновым бандажом, потом их заменили на стальной.

Любопытно то, что на «Тиграх» применяли два типа гусениц разной ширины. Более узкие (520 мм) использовались для транспортировки танка, а широкие гусеницы (725 мм) предназначались для движения по пересеченной местности и для боя. На такую меру пришлось пойти из-за того, что танк с широкими гусеницами просто не помещался на стандартную железнодорожную платформу. Естественно, такое конструкторское решение не добавляло радости немецким танкистам.

Pz.VI Ausf E был вооружен 88-мм пушкой 8,8 cm KwK 36 – модификацией знаменитого зенитного орудия Flak 18/36. Ствол заканчивался характерным двухкамерным дульным тормозом. В танковую пушку были внесены небольшие изменения, но характеристики зенитного орудия в целом изменены не были.

Рanzerkampfwagen VI Ausf E имел прекрасные средства наблюдения, изготовленные на заводе Цейса. Есть сведения, что более качественная оптика немецких машин позволяла им начинать бой раньше утром (еще в предрассветной темноте) и заканчивать боевые действия позже (в сумерках).

Все танки Pz.VI Ausf E были оборудованы рацией FuG-5.

Применение танка «Тигр»

Танк Pz.VI Ausf E «Тигр» применялся немцами на всех театрах военных действий Второй мировой войны. После принятия «Тигра» на вооружение немцы создали новую тактическую единицу – тяжелый танковый батальон. В его состав входили сначала две, а потом три танковые роты тяжелых танков Pz.VI Ausf Е.

Первый бой «Тигров» произошел под Ленинградом, около станции Мга. Он был не слишком удачным для немцев. Новая техника постоянно ломалась, один из танков завяз в болоте и был захвачен советскими войсками. С другой стороны, советская артиллерия была практически бессильна против новой германской машины. То же самое можно сказать и о снарядах советских танков.

Успели повоевать «Тигры» и на африканском театре военных действий, и на Западном фронте после высадки союзников в Нормандии.

В сражениях Второй Мировой войны танк Pz.VI Ausf E показал высокую эффективность и заслужил превосходные отзывы как от высшего командования Вермахта, так и от рядовых танкистов. Именно на «Тигре» воевал самый результативный немецкий танкист оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман, на счету которого 117 вражеских танков.

Модификация этой машины, «Королевский тигр» или «Тигр II» выпускался с марта 1944 года. Всего было сделано чуть меньше 500 «Королевских тигров».

На него установили еще более мощную 88-мм пушку, которая могла справиться с любым танком антигитлеровской коалиции. Еще более была усилена броня, что делало «Королевский тигр» почти неуязвимым для любого противотанкового средства того времени. Но его ахиллесовой пятой стала ходовая часть и двигатель, что делало машину малоподвижной и неповоротливой.

«Королевский тигр» стал последним серийным германским танком времен Второй мировой войны. Естественно, в 1944 году эта машина, даже если бы она обладала сверхъестественными характеристиками, спасти Германию от поражения уже не могла.

Небольшое количество «Тигров» немцы поставили вооруженным силам Венгрии, которая была их наиболее боеспособным союзником, это произошло в 1944 году. Еще три машины отправили в Италию, но после ее капитуляции «Тигры» вернулись обратно.

Преимущества и недостатки «Тигра»

Был ли «Тигр» шедевром инженерного гения Германии — или оказался пустой тратой ресурсов воюющей страны? Споры на этот счет продолжаются до сих пор.

Если говорить о неоспоримых преимуществах Pz.VI, то необходимо отметить следующее:

  • высокий уровень защищенности;
  • непревзойденная огневую мощь;
  • удобство работы экипажа;
  • прекрасные средства наблюдения и связи.

К недостаткам, которые неоднократно подчеркивали многие авторы, нужно отнести следующее:

  • слабая подвижность;
  • сложность производства и высокая стоимость;
  • низкая ремонтопригодность танка.

Достоинства

Защищенность. Если говорить о достоинствах «Тигра», то главным из них следует назвать высокий уровень защиты. В начале своей карьеры этот танк был практически неуязвим, а экипаж мог чувствовать себя в полной безопасности. Советские 45-мм, английские 40-мм и американские 37-мм противотанковые артсистемы не могли причинить вреда танку на минимальных дистанциях даже при попадании в борт. Не лучше обстояли дела и танковыми пушками: «тридцатьчетверки» не могли пробить броню Pz.VI даже с расстояния 300 метров.

Советские и американские войска применяли против Pz.VI зенитные орудия, а также пушки больших калибров (122 и выше). Однако все эти артсистемы были весьма малоподвижными, дорогостоящими и очень уязвимыми для танков. Кроме того, ими распоряжалось высокое армейское начальство, поэтому оперативно перебросить их для остановки прорыва «Тигров» было весьма проблематично.

Отличная защищенность давала экипажу «Тигра» высокие шансы выжить после поражения танка. Это способствовало сохранению опытных кадров.

Огневая мощь. До появления на поле боя ИС-1 у «Тигра» не существовало проблем с уничтожением любой бронированной цели как на Восточном, так и на Западном фронтах. 88-мм пушка, который был вооружен Pz.VI, пробивала любой танк, кроме советских ИС-1 и ИС-2, появившихся уже в конце войны.

Удобство для экипажа. Почти все, кто описывает «Тигр», говорят о его отличной эргономике. Экипажу было удобно воевать в нем. Часто отмечают также прекрасные средства наблюдения и прицельные приспособления, отличавшиеся продуманной конструкцией, и качественным исполнением.

Недостатки

Первое, о чем стоит упомянуть, – это низкая подвижность танка. Любая боевая машина является совокупностью многих факторов. Создатели «Тигра» максимально усилили огневую мощь и защищенность, пожертвовав подвижностью машины. Масса танка составляет более 55 тонн, и это приличный вес даже для современных машин. Двигатель с мощность 650 или 700 л. с. – это слишком мало для такой массы.

Есть и другие нюансы: компоновка танка, с расположением двигателя сзади, а трансмиссии впереди увеличила высоту танка, а также делала коробку передач не слишком надежной. У танка было довольно высокое давление на грунт, поэтому эксплуатация его в условиях бездорожья была проблематичной.

Еще одной проблемой стала чрезмерная ширина танка, приведшая к появлению двух типов гусениц, что прибавило головной боли обслуживающему персоналу.

Довольно много трудностей вызывала шахматная подвеска, которая оказалась весьма сложной в обслуживании и ремонте.

Существенной проблемой являлась также сложность производства и высокая стоимость танка. Нужно ли было Германии, испытывавшей острый недостаток ресурсов, вкладываться в серийное производство машины стоимостью 800 000 рейхсмарок. Это в два раза больше, чем стоил самый дорогой танк того времени. Возможно, логичнее было сконцентрировать усилия на производстве сравнительно дешевых и проверенных Т-IV, а также САУ?

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что немцы создали действительно хороший танк, который в поединке «один на один» практически не имел равных. Сравнивать его с машинами союзников довольно сложно, потому что аналогов ему практически нет. «Тигр» был танком, созданным для усиления линейных частей, и он весьма эффективно выполнял свои функции.

Советские ИС-1 и ИС-2 – это танки прорыва, а M26 «Першинг» — это скорее типичный «единый танк». Только ИС-2 на завершающем этапе войны мог быть равным соперником Pz.VI, но при этом серьезно проигрывал ему в скорострельности.

Технические характеристики танка «Тигр»

Боевая масса, кг: 56000
Длина, м: 8,45
Ширина, м: 3.4-3.7
Высота, м: 2,93
Экипаж, чел.: 5
Двигатель: Мауbach HL 210Р30
Мощность, л.c.: 600
Максимальная скорость, км/ч.
по шоссе 38
по грунтовой дороге окт.20
Запас хода по шоссе, км: 140
Запас топлива, л: 534
Расход топлива на 100 км, л:
по шоссе 270
по грунтовой дороге 480
Вооружение:
пушка 88-мм КwК 36 L/56
пулеметы 2 х 7.92-мм МG34
дымовые гранатометы 6 х NbК 39 90-мм
Боекомплект, шт.:
снарядов 92
патронов 4500
Броневая защита (толщина/угол наклона), мм/град:
Корпус
лоб (верх) 100/10
лоб (низ) 100/24
борт 80/0
корма 80/8
крыша 25
днище 25
Башня
лоб 100/8
борт 80/0
крыша 25
маска пушки 100-110/0

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Тяжёлый танк «Тигр» в экспозиции трофейной боевой техники в ЦПКиО имени Горького. Москва, март 1944 года. Хорошо видны мортирки для пуска противопехотных мин типа «S».

«Тигр», «Тайгер», «Тигрис» - это слово, произносимое на русском, английском, польском, французском языках солдатами армий антигитлеровской коалиции, заставляло учащённо биться сердца если не от страха, то от ощущения смертельной опасности. В эти минуты в сознании солдат возникал отнюдь не облик свирепой полосатой кошки, а образ неуязвимой стальной громадины, изрыгающей огонь и смерть.

Созданный «сумрачным германским гением», этот, без всякого сомнения, самый грозный немецкий танк Второй мировой войны представлял собой совершенный образец боевой техники. И если два других самых знаменитых танка тех лет - Т-34 и «Шерман» - во многом обязаны своей известностью гигантским объёмам производства, то «Тигр» - исключительно выдающимся боевым качествам. И можно лишь горько сожалеть, что качества эти использовались в борьбе за неправое дело…

Реальная работа по созданию нового тяжёлого танка в рамках программы Pаnzerkampfwagen VI началась в конце января 1937 года, когда фирма Henschel получила заказ на проектирование боевой машины под условным индексом DW1 (Durchbruchwagen - машина прорыва). Корпус этого 30-тонного танка состоял из двух частей, соединявшихся друг с другом болтами - металлургические заводы ещё не могли в то время изготовить катаные броневые листы большого размера толщиной 50 мм. Ходовая часть состояла из пяти обрезиненных опорных и трёх поддерживающих катков на борт, ведущего колеса переднего расположения с гребневым зацеплением и гусеницы шириной 300 мм. Подвеска - индивидуальная, торсионная. Проходившее испытания шасси танка с балластом вместо башни оснащалось 280-сильным двигателем Maybach HL 120, коробкой передач Maybach Variorex и механизмом поворота типа Cletrac. Максимальная скорость движения 35 км/ч.

Разрабатывавшийся с сентября 1938 года вариант DW2 имел отличия от своего предшественника в конструкции коробки передач, стояночного тормоза, гусениц, бортовых передач, ведущих колёс и подвески. На танк предполагалось установить башню от Pz.Kpfw.IV с 75-мм пушкой и спаренным пулемётом MG 34. Второй пулемёт должен был устанавливаться в лобовом листе корпуса справа. Как и в первом случае, дело ограничилось постройкой и испытаниями шасси.

У опытного танка VK 3001(H), последовавшего за двумя первыми прототипами и созданного, как и они, под руководством начальника отдела перспективных разработок фирмы Henschel Эрвина Адерса, толщину лобовой брони корпуса довели до 60 мм, применили гусеницу шириной 520 мм и расположили опорные катки в шахматном порядке. 6-цилиндровый двигатель Maybach HL 116 мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин позволял 30-тонной боевой машине двигаться со скоростью 35 км/ч. Были изготовлены три опытных шасси, которые использовались для испытания различных узлов и агрегатов. Когда в мае 1941 года Гитлер приказал начать разработку самоходных противотанковых установок с мощными пушками калибра 105 и 128 мм, для построенных VK 3001(H) нашлось иное применение. На базе двух шасси этого типа фирма Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе изготовила тяжёлые САУ 12,8 cm Panzer-Selbstfahrlafette V. 128-мм пушка Ger?t 40 с длиной ствола 61 калибр и начальной скоростью снаряда 910 м/с, созданная на базе зенитного орудия, была установлена в открытой сверху рубке в кормовой части корпуса. Для размещения орудия массой 7 т пришлось удлинить ходовую часть, введя восьмой опорный каток. В рубке с толщиной стенок 30 мм размещались 5 членов экипажа и 18 пушечных выстрелов. Масса машины достигла 36 т. Обе самоходки отправили на Восточный фронт, где одну из них осенью 1943 года захватили советские войска. В настоящее время эта уникальная машина является экспонатом танкового музея в Кубинке.

Параллельно с фирмой Henschel над проектом нового тяжёлого танка работала и фирма Porsche. Машина VK 3001(Р) - первая созданная в цехах нового завода Nibelungenwerke - получила фирменное название «Леопард» (Leopard) и обозначение Тур 100. Были построены два опытных образца шасси, оставшиеся без башен, так и не поступивших от фирмы Krupp. Главной особенностью поршевских шасси стала электромеханическая трансмиссия. Два двигателя, изготовленные венской фирмой Simmering-Graz-Pauker AG, мощностью по 210 л.с. каждый вращали два генератора, которые, в свою очередь, приводили в движение два электромотора. От них крутящий момент передавался на ведущие колёса. Танк должен был получить модифицированную башню от Pz.IV с 75-мм короткоствольной пушкой. В дальнейшем на «Леопард» планировалось установить 105-мм пушку L/28. В 1941–1942 году обе машины проходили испытания, часто прерывавшиеся из-за многочисленных неполадок в трансмиссии.

В мае 1941 года во время совещания в Бергхофе Гитлер предложил новую концепцию тяжёлого танка, обладавшего повышенными огневой мощью и броневой защитой и призванного стать ударной силой танковых соединений, в каждом из которых предполагалось иметь по 20 таких машин. В свете предложений фюрера и с учётом результатов испытаний опытных тяжёлых танков были разработаны тактико-технические требования, а затем выдан заказ фирме Porsche на разработку танка VK 4501(Р) с 88-мм пушкой и фирме Henschel - на VK 3601(H) с пушкой с коническим стволом. Изготовить прототипы предполагалось к маю - июню 1942 года.

Работа по сборке машины Sonderfahrzeug II, или Тур 101, официально именовавшейся в документах управления вооружений как Panzerkampfwagen VI, VK 4501(Р) Tiger (Р), велась в цехах завода Nibelungenwerke. Компоновка как самого танка, так и моторно-трансмиссионного отделения осталась такой же, как у VK 3001(Р). Два расположенных параллельно друг другу 10-цилиндровых V-образных карбюраторных двигателя воздушного охлаждения Тур 101/1 мощностью 320 л.с. каждый с помощью клиноременной передачи приводили во вращение роторы двух генераторов. От последних электроэнергия подавалась на два электромотора, вращавших ведущие колёса танка. Всю электрическую часть трансмиссии поставила фирма Siemens-Schuckert. Что касается башни, то она разрабатывалась в инициативном порядке фирмой Krupp в тесном сотрудничестве с Porsche.

Между тем фирма Henschel быстро проектирует, изготавливает и выводит на испытания свой VK 3601(H), проходивший по документам также как Panzerkampfwagen VI Ausf.B. С шасси не возникло никаких проблем: моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть были хорошо отработаны на предшествующих моделях. Боевая машина массой 36 т, защищённая 100-мм лобовой бронёй, достигала скорости 40 км/ч. Что же касается башни и вооружения, то для этого танка они так и не были созданы. Дело в том, что фирма Krupp предлагала свой Ger?t 725 - 75-мм пушку с коническим стволом. Но когда выяснилось, что бронебойный снаряд этой пушки включает в себя вольфрамовый сердечник массой 1 кг, от неё поспешно отказались - боеприпасы этой пушки «съели» бы весь вольфрамовый лимит вермахта. Успешно прошедшая испытания, на которых, кстати, присутствовал министр вооружений А. Шпеер, машина оказалась не у дел. Впрочем, ненадолго…

Заметим, что VK 3601(H) с самого начала рассматривался в качестве промежуточной модели, как ступенька к следующей, более мощной боевой машине. Недаром планируемый выпуск этого танка был ограничен 172 экземплярами. Поскольку первоначальный вариант вооружения оказался неудачным, а сроки поджимали, нужно было искать какое-то новое решение. И его нашли - на танк была установлена крупповская башня, разработанная для VK 4501(Р). Правда, для этого потребовалось увеличить диаметр башенного погона в свету с 1650 до 1850 мм, что вызвало изменение верхней части корпуса. У VK 3601(H) появились надгусеничные ниши, а масса возросла до 45 т. Конструктивные изменения повлекли за собой и смену индекса: танк стал называться VK 4501(H). Главным же было то, что на машине Э. Адерса, так же как и на танке Ф. Порше, «прописалась» 88-мм танковая пушка.

Самоходно-артиллерийская установка 12,8 cm Panzer-Selbstfahrlafette V.

Это орудие было разработано фирмой Friedrich Krupp AG с использованием качающейся части зенитной пушки 8,8-cm Flak 18/36 - знаменитой «acht-acht» («восемь-восемь»), без сомнения самого известного артиллерийского орудия Второй мировой войны. В танковом варианте, получив дульный тормоз и электроспуск, пушка стала именоваться 8,8-cm KwK 36.

Впрочем, для танка фирмы Henschel предусматривался и второй вариант вооружения - 75-мм пушка KwK 42 L/70 в башне фирмы Rheinmetall-Borsig. Особенностью этой башни, изготовленной лишь в качестве деревянной модели в натуральную величину, был кормовой пулемёт MG 34 в шаровой установке. Машина с рейнметалловской башней имела индекс Н2, с крупповской - Н1.

В марте 1942 года Гитлер предложил отправить прототипы тяжёлых танков на фронт, дабы провести испытания в реальных боевых условиях. Вскоре после этого весьма сомнительного предложения он объявил, сколько танков должно быть готово к октябрю 1942 и к марту 1943 года. Было полным отрывом от реальности требовать к концу сентября 1942 года поступления 60 машин от Porsche и 25 - от Henschel, а к концу февраля 1943-го - ещё 135 боевых машин от обеих фирм. Тут необходимо отметить, что оба танка ещё до начала каких-либо серьёзных испытаний фактически уже были запущены в производство. В заводских цехах Nibelungenwerke началась сборка опытной партии сразу из 10 машин VK 4501(Р), а фирме Krupp заказали 90 башен. Вслед за этим Ф. Порше планировал выпустить 35 танков к январю 1943 года и 45 к апрелю. Ещё дальше пошёл его конкурент: изготовление первых 60 машин VK 4501(H) началось уже в середине 1941 года, и хотя к весне 1942-го был готов только один экземпляр, узлы и агрегаты остальных не пропали - их использовали впоследствии при сборке серийных «тигров».

20 апреля 1942 года, в день рождения Гитлера, оба танка были показаны фюреру в его ставке «Волчье логово» (Wolfsschanze) в Восточной Пруссии. Причём при доставке VK 4501(H) возникли определённые трудности, поскольку гусеницы танка выступали за габарит железнодорожной платформы на 50 мм с каждой стороны. На время перевозки танка пришлось перекрывать движение на всех участках железнодорожной линии Кассель - Растенбург. Не обошлось без проблем и с танком Ф. Порше - при выгрузке с платформы своим ходом тяжёлая машина увязла в грунте. Хеншелевцы предусмотрительно использовали для этой цели 70-тонный железнодорожный кран, а поршевцы решили блеснуть. В конце концов им всё-таки пришлось прибегнуть к помощи крана.

На следующий день обе машины прибыли в ставку. В 10.30, как это следует из воспоминаний Эрвина Адерса, начали собираться руководители рейха и вермахта. Геббельс и Геринг отсутствовали. Когда в 11.00 появился Гитлер, сотрудники фирм-изготовителей выстроились для представления фюреру. Затем состоялось награждение Фердинанда Порше Крестом за военные заслуги I класса. После торжественной части Гитлер около получаса осматривал машину Порше, внимательно выслушивая объяснения конструкторов. Танку Хеншеля он уделил всего 2–3 минуты, задал Адерсу один вопрос и отошёл. Затем состоялся показ танков в движении.

После обеда прибыл Геринг. В присутствии его и министра вооружений Шпеера состоялись испытания на скорость. На участке 1000 м VK 4501(Р) развил максимальную скорость 50 км/ч, а его конкурент на участке 850 м - 45 км/ч. При этом двигатель VK 4501(H) перегрелся настолько, что возникла угроза пожара. После охлаждения двигателя танк был вновь готов к действию. Главный инженер фирмы Henschel Курт Арнольд предложил Шпееру сравнительные испытания на манёвренность, судя по всему, не без тайного умысла: он хорошо знал слабые места машины Порше. Сырая, недоведённая электротрансмиссия серьёзно затрудняла маневрирование VK 4501(Р), например, с огромным трудом танк совершал повороты на 90°. На этом фоне VK 4501(Н) показал себя с самой лучшей стороны - многотонная машина крутилась буквально на пятачке, приводя в восторг зрителей.

Pz.Kpfw.VI Tiger Ausf.H1 (машина раннего выпуска).

Впрочем, эта демонстрация танков, по сути, ничего не решала - впереди были настоящие испытания на полигоне Берка, куда в мае 1942 года прибыли два VK 4501(Р) и один VK 4501(H). В результате у танка фирмы Porsche, как и в случае с VK 3001(Р), выявили низкую надёжность электротрансмиссии. Кроме того, машина имела неудовлетворительную проходимость и маленький запас хода - всего в 50 км. Поскольку Гитлер хотел использовать новые танки и в Северной Африке, этот показатель должен был равняться как минимум 150 км. Разместить же дополнительное количество топлива в танке оказалось невозможно из-за отсутствия места. Легко было предвидеть и многочисленные трудности, которые могли возникнуть при эксплуатации боевой машины на фронте. Необычная трансмиссия требовала переподготовки механиков-водителей и специалистов ремонтных служб.

Один из первых серийных «тигров» на заводском дворе. Размещение фар на передней части корпуса характерно для ранних моделей.

Взвесив все «за» и «против», несмотря на особое расположение Гитлера к доктору Порше, проводившая испытания комиссия приняла решение в пользу танка фирмы Henschel. Гитлер вынужден был согласиться. Машина получила обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) Tiger Ausf.H1, а после принятия на вооружение в 1944 году танка Tiger II название изменили на Tiger Ausf.E или Tiger I. Уже изготовленные на заводе Nibelungenwerke 90 шасси VK 4501(Р) было решено использовать в качестве базы для тяжёлых штурмовых орудий, вооружейных 88-мм противотанковой пушкой, созданной на базе зенитки Flak 41 с длиной ствола в 71 калибр, - будущих «Фердинандов».

Башня раннего выпуска.

В начале августа 1942 года началось серийное производство нового тяжёлого танка, что, впрочем, не означало конец испытаний. Они продолжались, но уже на главном танковом полигоне вермахта в Куммерсдорфе. Первый танк прошёл к тому времени 960 км. По среднепересечённой местности машина развивала скорость до 18 км/ч, расход топлива составлял при этом 430 л на 100 км.

Мортирки для стрельбы дымовыми гранатами:

1 - вид спереди; 2 - вид сзади.

Монтаж башни в заводском цехе.

К 18 августа 1942 года были выпущены первые 4 «тигра». Пятую и шестую машины 27 августа отправили в Фаллингбостель, где формировались 501-й и 502-й тяжёлые танковые батальоны. Сборка танков осуществлялась на заводе фирмы Henschel в Касселе. К производству башен была привлечена фирма Wegmann. В процессе серийного производства в конструкцию танка, выпускавшегося в одной модификации, практически непрерывно вносились изменения и улучшения. У первых же серийных машин был изменён ящик для снаряжения и ЗИПа, крепившийся на корме башни. На прототипах использовался ящик, позаимствованный у Pz.Kpfw.III. Лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия на правой стенке башни заменили на люк-лаз. Для самообороны от вражеской пехоты по периметру корпуса были смонтированы мортирки для противопехотных мин типа «S». Эта мина, боевая часть которой включала 360 стальных шариков, выстреливалась на небольшую высоту и разрывалась. Кроме того, на башнях танков ранних выпусков устанавливались дымовые гранатомёты NbK 39 калибра 90 мм (по три с каждой стороны). Последние также можно было использовать для стрельбы минами типа «S». На машинах поздних выпусков для этой цели служило «оружие ближней обороны» - Nahverteidigungswaffe - мортирка, установленная внутри танка и стрелявшая через амбразуру, расположенную на крыше башни за люком заряжающего.

Со второй половины 1943 года на «тигры» стали устанавливать новую командирскую башенку (с 391-й машины), унифицированную с башенкой «Пантеры» и имевшую устройство для крепления зенитного пулемёта MG 34, а также перископический прибор наблюдения перед люком заряжающего. Были внесены изменения в спусковой механизм пушки, в стопор пушки по-походному, крепление спаренного пулемёта, сиденья членов экипажа и др. На её бортах разместили укладку запасных траков, которые до этого располагались только на нижнем лобовом листе корпуса. Пять траков крепились с левой, а три - с правой стороны.

Крыша моторного отделения с установленным оборудованием для подводного вождения:

1 - выхлопные патрубки; 2 - труба ОПВТ; 3 - воздушные фильтры типа Feifel; 4 - колпак над окном воздухооттока; 5 - трубы подачи воздуха к воздушным фильтрам двигателя; 6 - трубы подачи воздуха к фильтрам типа Feifel.

Подверглась изменениям и силовая установка танка. На первых 250 машинах устанавливался двигатель Maybach HL 210P30, на остальных - Maybach HL 230Р45. Для эксплуатации в африканской пустыне и в южных районах России на кормовом листе корпуса монтировались воздушные фильтры типа Feifel.

Первые 495 танков оснащались оборудованием для подводного вождения, позволявшим преодолевать своим ходом по дну водные преграды глубиной до 4 м. Над специальным лючком в крыше моторного отделения устанавливалась трёхметровая телескопическая труба для подачи воздуха в двигатель. Выхлоп производился непосредственно в воду. Все люки танка имели резиновые уплотнения. С особой тщательностью герметизировалась моторная перегородка, чтобы выхлопные газы не проникали в обитаемые отделения танка. В ходе испытаний на заводском полигоне, где для этой цели был построен специальный бассейн, танк с работающим двигателем находился под водой до 2,5 часа. В то время «Тигр» был единственным серийным танком в мире, оснащённым в массовом порядке оборудованием подводного вождения, которое нашло широкое применение в танкостроении лишь в 50-е годы. Правда, в войсках это оборудование практически не использовалось и от него со временем отказались.

Слабым местом ходовой части «Тигра», от которого никак не удавалось избавиться, был быстрый износ и последующее разрушение резиновых бандажей опорных катков. Начиная с 800-й машины на танк начали устанавливать опорные катки с внутренней амортизацией и стальными бандажами. При этом наружный ряд одинарных катков был снят.

На «тиграх» использовались два типа гусениц - транспортные, шириной 520 мм, и боевые, шириной 725 мм. Первые применялись для перевозки по железной дороге, дабы вписаться в габарит платформы, и для движения своим ходом по дорогам с твёрдым покрытием вне боя. (При перевозке танков часто снимались и наружные опорные катки.) При использовании транспортных гусениц удельное давление на грунт возрастало до 1,53 кг/см 2 .

В 1943 году 84 танка переоборудовали в командирский вариант. Боекомплект уменьшили до 66 выстрелов, сняли спаренный пулемёт и разместили дополнительное радиооборудование. В зависимости от назначения командирские танки Pz.Bef.Wg. Tiger Ausf.E существовали в двух вариантах, отличавшихся набором радиостанций. Sd.Kfz.267 с радиостанциями Fu 5 и Fu 8 предназначался для дивизионного звена, а Sd.Kfz.268 с Fu 5 и Fu 7 - для командиров рот и батальонов.

Несколько «тигров» были переоборудованы в БРЭМ, причём, судя по всему, собственными силами войсковых частей - «фирменного» варианта такой машины не существовало. Одна машина с демонтированной пушкой и установленным на башне крановым оборудованием была захвачена союзниками в Италии. В отдельных случаях в качестве тягачей использовались шасси танка без башни. В основном же для эвакуации подбитых тяжёлых танков с поля боя применялись БРЭМ Веrgepanther и полугусеничные тягачи FAMO (Sd.Kfz.9).

«Тигр» 501-го тяжёлого танкового батальона в Тунисе, 1943 год. Хорошо видны инерционные воздушные фильтры типа Feifel на кормовом листе корпуса.

Осенью 1943 года по настоянию Гитлера в стандартную башню Н1 в опытном порядке установили 88-мм пушку KwK 43 с длиной ствола в 71 калибр. Но в это время уже шла разработка танка VK 4503 - будущего «Королевского тигра», размеры башни которого куда больше подходили для нового орудия.

Производство тяжёлого танка «Тигр»

Единственной страной, куда экспортировался «Тигр», стала Венгрия - наиболее стойкий и храбро сражавшийся союзник Германии. Танки туда поставили в июле 1944-го. Их количество (по разным источникам) колеблется от 3 до 13 единиц. Это были машины разного выпуска, переданные, по-видимому, из одного из тяжёлых танковых батальонов с Восточного фронта. На 7 декабря 1944 года четыре «Тигра» находилось в составе 2-й венгерской танковой дивизии. Судя по фотографиям, эти машины имелись и в составе 1-й кавалерийской дивизии, сражавшейся с советскими войсками в восточной Польше.

Летом 1943 года три танка передали во временное пользование итальянцам. После капитуляции Италии их вновь вернули под знамёна панцерваффе.

«Тигр» - первый из захваченных американскими войсками в Северной Африке. На правой стенке башни - лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия, позже заменённый на люк-лаз.

Любопытная история произошла с японцами, проявлявшими повышенный интерес к новым немецким танкам. 7 июня 1943 года японский посол в Германии генерал Ошима наблюдал под Ленинградом боевые действия 502-го тяжёлого танкового батальона, затем посетил фирму Henschel и танковый полигон, где «тигры» проходили заводские испытания. Вскоре фирма получила указание передать японцам два комплекта документации, переснятой на микроплёнку. В сентябре 1943 года уже стоял вопрос о продаже Японии одного «Тигра». Предполагалось доставить его вместе с танком «Пантера», также закупленным японцами, в Бордо, а оттуда в разобранном виде - на подводной лодке в Японию. Довольно трудно представить, каким образом намеревались это осуществить - ведь разобрать танк на мелкие части просто невозможно. Корпус танка, например даже без башни и ходовой части весил 29 т и имел весьма внушительные размеры.

«Тигр» - трофей армии США в музее Абердинского полигона.

Вверху: Pz.Kpfw.VI Ausf.H2 (проект). Внизу: Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E с 88-мм пушкой KwK 43 L/71.

Фирма Henschel не преминула извлечь из сделки неплохую выгоду. Полностью комплектный «Тигр» (а именно в таком виде его хотели получить японцы) с 92 артвыстрелами, 4500 патронами к пулемётам, 192 - к пистолету-пулемёту, радиостанцией и оптикой обходился вермахту в 300 тыс. рейхсмарок. Дальневосточному союзнику его «толкнули» за 645 тыс. рейхсмарок. В эту сумму, правда, входила и стоимость разборки и упаковки. 14 октября 1943 года танк отправили в Бордо. После того как в феврале 1944 года был осуществлён платёж, «Тигр» стал японским. Впрочем, подводной лодки из Страны восходящего солнца он так и не дождался. Решением Главного командования сухопутных войск 21 сентября 1944 года танк был реквизирован и вновь передан в распоряжение германского вермахта.

Pz-Kpfw. Tiger Ausf.E (машина позднего выпуска).

Из книги Техника и вооружение 2001 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания Разработка боевой машины пехоты началась в СССР в 1960 г. К тому времени в достаточной степени были отработаны не только гусеничные, но и колесные варианты вездеходного шасси. Кроме того, в пользу колесного варианта говорила высокая оперативная

Из книги Бомбардировщик B-25 «Митчелл» автора Котельников Владимир Ростиславович

История создания В 70-е годы развернулись работы по созданию машины в развитие БМП-1 – предполагалось внести изменения в комплекс вооружения и размещение экипажа БМП.Упор делался на возможность поражения равных себе машин, легких оборонительных сооружений, живой силы

Из книги Р-51 «Мустанг» автора Иванов С. В.

История создания В марте 1938 г. Авиационный корпус армии США разослал различным самолетостроительным компаниям техническое задание 38-385 на двухмоторный штурмовик-бомбардировщик. Был объявлен конкурс на лучшую конструкцию, обещавшую большие заказы. Фирма «Норт

Из книги Авиация и космонавтика 2013 05 автора

История создания «Одним из «чудес» войны было появление в небе Германии дальнего истребителя сопровождения («Мустанг») в тот самый момент, когда в нем возникла наибольшая потребность» - генерал «Хэп» Арнольд, главнокомандующий ВВС США. «По моему мнению. P-51 сыграл

Из книги Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 1 автора Иванов С. В.

Су-27 история создания Рассказывая о ходе работ по проектированию будущего истребителя Су-27 нельзя не упомянуть о некоторых «промежуточных» вариантах, оказавших огромное влияние на компоновочную схему и окончательный вид самолета.Напомним читателям, что в 1971 году в КБ

Из книги Средний танк Т-28 автора Мощанский Илья Борисович

История создания К началу 1939 года в Советском Союзе остро встал вопрос создания современного истребителя. Потенциальные противники обзавелись новыми машинами Bf 109 и А6М Zero, в то время как советские ВВС продолжали летать на «ишаках» и «чайках».Все больше и больше

Из книги Славянская броня Гитлера автора Барятинский Михаил

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Экранированные танки Т-28 проходят по Красной площади. Москва, 7 ноября 1940 года.В конце 20-х годов наиболее активно танкостроение развивалось в трёх странах - в Великобритании, Германии и Франции. При этом английские фирмы вели работы широким фронтом,

Из книги Авиация и космонавтика 2013 10 автора

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ До наших дней сохранились только четыре экземпляра легкого танка LT vz.35 - в Сербии, Болгарии, Румынии и США. В наихудшем состоянии находится машина из военного музея в Софии - у нее полностью отсутствует вооружение, в наилучшем - танк в Военном музее на

Из книги Авиация и космонавтика 2013 11 автора

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Танк Pz.38 (t) Ausf.S, находящийся в музее Словацкого национального восстания в г. Баньска-Быстрица.23 октября 1937 года в министерстве обороны Чехословакии состоялось совещание с участием представителей министерства, генерального штаба, Военного института

Из книги Бронеколлекция 1996 № 05 (8) Легкий танк БТ-7 автора Барятинский Михаил

Су-27 история создания ПрочностьПри проектировании самолета Су-27 ОКБ П.О. Сухого впервые столкнулось с интегральной компоновкой самолета, в которой несущими свойствами обладало не только крыло, но и фюзеляж. Это наложило определенные условия на конструктивносиловую

Из книги Бронеколлекция 1999 № 01 (22) Средний танк «Шерман» автора Барятинский Михаил

Су-27 история создания Фото и СтадникаБоевая живучестьЕще в период создания боевых самолетов Су-2 и Су-6 в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны ОКБ П.О. Сухого накопило значительный опыт работ по обеспечению боевой живучести (БЖ) самолетов от огня

Из книги Средний танк «Чи-ха» автора Федосеев Семён Леонидович

История создания В январе 1933 года харьковский завод № 183 получил задание на разработку новой машины, в которой предполагалось устранить все недостатки предшественников-БТ-2 и БТ-5. Тактико-техническими условиями на новый танк предусматривалась установка на нем

Из книги Тяжелый танк ИС-2 автора Барятинский Михаил

История создания Единственным средним танком, принятым на вооружение армией США между двумя мировыми войнами, был М2. Эта ничем не выдающаяся боевая машина, тем не менее, стала этапной для американского танкостроения. В отличие от всех предшествовавших образцов, главным

Из книги Средний танк Т-34-85 автора Барятинский Михаил

История создания Японское танкостроение начиналось со средних танков. В 1927 году арсенал в Осака («Осака Рикугун Зохейшо») построил опытный двухбашенный танк № 1 и однобашенный № 2, который позже получил название «Тип 87». В 1929 году на основе английского «Виккерс МкС» и

Из книги автора

История создания Заживо сгоревшим в танках посвящается... Танк ИС-2 из 7-й гвардейской тяжелой танковой бригады у Бранденбургских ворот. Берлин, май 1945 года.Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13: первый танк

Из книги автора

История создания Т-34-85 с пушкой Д-5Т. 38-й отдельный танковый полк. Танковая колонна "Димитрий Донской" была построена на средства Русской Православной церкви.По иронии судьбы, одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне -под Курском была одержана

Середина 1942 года ознаменовалась выходом на боевую арену нового грозного игрока - тяжелого немецкого танка Pz.Kpfw. VI Tiger. Эта машина, учитывающая все реалии современного боя, стала грозным соперником для всех танков противника и не только для них. Оснащение зенитной пушкой 88-мм калибра позволяло ей бороться даже с низколетящими самолетами.

История разработки этого танка уходит в окончание первой мировой войны. В середине 20-х годов именно на основе опыта военных действий для сухопутных войск были разработаны секретные требования для тяжелого танка, имеющего массу 20 тонн. Эта машина должна была иметь скорость, вдвое превышающую стандартную для подобной техники тех времен: 40 км/ч. Мало того, танк должен был уметь плавать и преодолевать рвы в 2 метра шириной.

Эти требования вылились в разработку целого семейства танковых прототипов под общим названием Grosstraktor, разрабатываемых сразу тремя фирмами - Даймлер-Бенц, Круп, Рейнметалл-Борзиг. Получившиеся танки боевой ценности не имели, так как за неимением броневой стали их делали из котельного железа. Случившийся мировой кризис поставил крест на дальнейших разработках. Начиная с 1933 года, работы над тяжелыми танками возобновились, и это позволило промышленности наработать по ним определенный потенциал, хотя единой концепции до лета 1941 года так и не было.

К началу Восточной кампании в Германии уже вовсю шла работа над проектом VK3001 - танком 30-тонного класса. Однако к 1942 году выяснилось, что эти разработки также не соответствуют текущему моменту. На первое место вышел новый проект 40-тонного танка VK4501 Tiger, общая концепция которого прорабатывалась еще в мае 1941 года.
Конструкторы компаний NibelungenwcrkeAG и Хеншель взялись за работу, применяя весь свой накопленный за предыдущие годы опыт. Танк решили оснастить 88-миллиметровым орудием KwK-36. Расчеты показали, что новая машина должна была иметь массу не менее 45 тонн.

Для нового танка фирма Крупп использовала свои более ранние наработки по так и не построенным башням. Конструкторы увеличили только их размеры с учетом более массивного орудия. Интересно, что главный конструктор NibelungenwcrkeAG Фердинанд Порше, еще не приступив к работе над «Тигром», в июле 1941 года уже заказал 90 башен для проектируемой машины.

Работы над танком в компаниях-разработчиках шли днями и ночами. Все хотели сделать первые образцы к дню рождения Гитлера - 20 апреля 1942 года. Они успели. 17 апреля оба прототипа были готовы к отправке на полигонные испытания.
19 апреля обе машины прибыли в Восточную Пруссию, где их ждали сложные испытания. Первым из них стала разгрузка с платформ. Их снимали железнодорожным краном, причем танк Порше тут же увяз в грязи, из которой его вытаскивали все тем же краном. Ходовая часть у него была очень сложной и просто не подходила для такого тяжелого танка. Подводила и сложность конструкции, что приносило множество проблем ремонтникам. Разработка Хеншель подарком тоже не была, но все-таки, была проще и надежней.

Испытания перед Гитлером не выявили явного фаворита. Обе машины имели массу недостатков, которые требовалось устранять. Гитлер, однако, склонялся к тому, чтобы пальму первенства отдать машине Порше. Однако очередные испытания машин, проведенные в мае под Эйзенахом, привели к окончательному результату: разработка Порше непригодна для танка, а за основу берется работа фирмы Хеншель. После проведенных испытаний из официальных документов исчезло обозначение VK4501. Теперь у этой программы появилось другое - Tigerprogramm.

Первое же участие в боях показало, что германская армия получила достойную машину. Ее толстую броню не могла пробить ни одна противотанковая пушка Красной Армии. Ни один танк не мог подойти к «Тигру» на дистанцию действительного огня. Советские тяжелые танки КВ-1 сразу же стали устаревшими.

Бои на Курской дуге еще раз продемонстрировали преимущества «Тигра», но стоимость этих машин и сложность производства просто зашкаливали. Промышленность Германии не могла делать их в достаточных для танковых войск Вермахта количествах. Количество производящихся машин постепенно росло. Пик их выпуска пришелся на апрель и май 1944 года, когда было выпущено 104 и 100 машин соответственно. Однако уже в августе заводы выпустили последние 6 танков «Тигр».

Чтобы как-то компенсировать их относительно небольшое количество в войсках, тяжелые танковые батальоны превратились командованием в своеобразные «пожарные команды». Их мощью пытались заделать бреши в обороне, которых после Курской битвы становилось все больше. И все же до самого окончания боевых действий эти танки продолжали оставаться настоящими машинами для убийства. Отношение их побед к собственным потерям составило 8:1. Таких результатов не смогли достигнуть никакие другие танки Второй мировой войны. Экипажи именно этих машин добились самых впечатляющих побед над противником, хотя, конечно же, к количеству уничтоженных ими вражеских танков следует относиться с известной долей критики. Далеко не все их победы были реальными.