Психической болезнью пляской святого витта. "пляска святого витта"-что за болезнь такая, почему так названа? и кто этот святой витт? Безумные пляски: чем они привлекали людей

Я не врач, но посмотреть могу, и ролик-то этот чудесный мне показался симптоматичным как и многое.

Как удивительно в этом ролике представлены усталость, одиночество, стремление к импульсивным иррациональным поступкам (действую, потому что так чувствую -- это, кстати, и в фильмах многих демонстрируют -- чувствую-решаю-иду до конца...) , и тяга к разрушению тоже присутствует


Как тут не вспомнить средневековую пляску святого Вита)

В XIV веке Европу охватила эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов жизней.
Основным способом лечения оставались, как водится, истовая молитва, покаяние, целование креста и скрупулезное отправление всех церковных обрядов.
В разгар этого бедствия наступил праздник святого Вита, который всегда сопровождался массовыми пирами и танцами.

Изможденные и отчаявшиеся люди, напившись вина, принимались ритмически плясать, доводили себя до истерического состояния и, уже не в силах остановиться, падали замертво.
Зловещее, заразительное веселье передавалось от одного городского района к другому, от деревни к деревне, оставляя за собой бездыханные человеческие тела.

Кошмарный эпизод, зафиксированный летописцами, получил отражение в художественной литературе (наиболее известна россиянам пушкинская пьеса Пир во время чумы), а также в современной психологической и медицинской терминологии, где пляска святого Вита означает известный клинический симптом:
"Непроизвольные движения рук, ног, туловища, нередко мимических мышц лица называются хореическими гиперкинезами.
В начале заболевания они носят едва заметный, “случайный” характер.
Нередко на ранних стадиях заболевания явных гиперкинезов не видно, но улавливается некоторое двигательное беспокойство человека, ему “не сидится на месте”.
В дальнейшем, по мере развития заболевания, хореические гиперкинезы усиливаются, затрагивают все новые и новые группы мышц.

Характерными проявлениями заболевания являются также нарушения памяти, мышления, интеллектуальной деятельности, то есть когнитивные нарушения (или расстройства познавательной функции головного мозга).
В первую очередь страдает кратковременная память, нарушается концентрация внимания, человек становится рассеянным. Одновременно утрачивается аналитическая функция головного мозга, способность к абстрагированию, обобщениям и логическим умозаключениям, мышление становится примитивным, наблюдается утрата привычных интересов.

Страдают личностные характеристики человека, изменяется характер, появляются эмоционально-волевые и нередко психические нарушения".

О том, как выглядело «танцевальное безумие» Вита, позволяют средневековые исторические источники.

Запись в Большой бельгийской хронике (Magnum Chronicon Belgicum) от 1374 года, которая гласит:
«В этом году в Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец, в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям».

Существуют и более подробные описания массовых плясок:
«За восемь дней до праздника Марии Магдалины (14 июля) неистовая пляска показалась впервые у одной женщины.
Магистрат отправил ее в часовню св. Вита в Цаберн, где она и успокоилась.
Но в течение следующих четырех дней заболело еще тридцать четыре мужчины и женщины.
Магистрат запретил бить в барабаны и трубить.
Все заболевшие также были отведены к св. Виту.
Но, несмотря на эти меры, число их в несколько дней увеличилось до двухсот.
Вновь заболевших в свою очередь отправили отдельными партиями в часовню св. Вита в Цаберн и Ротенштейн, иных пешком, а иных в экипажах, чтобы там подействовать на них молитвами и другими священными -обрядами».

Святой Вит (лат. Santus Vitus) был историческим персонажем и жил на Сицилии во времена начала упадка Римской империи. По легенде, он с детства был наделен даром исцелять больных, и люди, впечатленные этими чудесами, обращались в веру Вита — христианство. Среди чудес, совершенных святым Витом, упоминается исцеление от беснования сына римского императора Диоклетиана. Видимо, поэтому впоследствии он считался покровителем больных эпилепсией, так как все судороги в то время считались бесовскими проделками.

В Средние века считалось, что всякий, кто спляшет перед статуей святого Вита в день его памяти (15 июня), будет пребывать в добром здравии весь год.
Святой Вит считается покровителем танцоров, актеров, эпилептиков, а также медников и пивоваров, помогает не проспать и спасает от гроз и нападения диких -животных.

Хронология плясок
Подобные явления удивительны уже сами по себе, но действительно поражает их количество и распространенность (приводится по монографии Чижевского «Земля в объятиях -солнца»):

1021 год. Эпидемия в Дессау (Германия).
Несколько крестьян стали плясать и продолжали пляску до тех пор, пока некоторые из них не упали замертво; у прочих, оставшихся в живых, проявления болезни остались в виде -судорог.

1237 год.
Неистовая пляска в Утрехте (Нидерланды).
Двести человек собрались на Мозельском мосту и плясали до тех пор, пока мост не обрушился и все они не погибли в -реке.

1337 год.
Более ста детей, прыгая и танцуя, прошли через Штейгервальд (провинция в Южной Германии) в соседний город Арюштад, где упали в изнеможении.
Многие из этих детей умерли, другие навсегда остались подверженными пляске св. -Вита.

1370 год.
В Европе наблюдалась мания плясок.
«Танцоры» наполняли улицы, особенно в Германии и в -Нидерландах.

1375 год.
Эпидемия прошла из Ахена по всей Германии, главным образом вдоль Рейна и Мозеля, дойдя до границ Голландии.
Больные «начинали неистово плясать и кружиться… по многу часов, пока у них не появлялось столь сильное стеснение в груди, что они падали -ниц».
Многие утверждали, что видели под ногами струящиеся по земле потоки крови, из которых они старались выскочить и потому высоко подбрасывали -ноги.

1479-1480 гг.
В Италии приняла повальное распространение эпидемия неистовой пляски, за которой укрепилось название -«тарантизм».

1728 год.
Эпидемия конвульсионеров в Париже на Сен-Медорском кладбище.
Больные предавались фантастической пляске, кривляньям и -подергиваниям.

За повторность и большое количество участников подобные массовые пляски в современной литературе получили наименование психопатических эпидемий. Но эти эпидемии были не только танцевальными. К случаям массового помешательства такие исследователи, как Владимир Бехтерев, Виктор Кандинский и Карл Ясперс, относят бесоодержимость, групповые самосожжения, самобичевания, вспышки суицидов и тому подобные явления. Разумеется, фактические данные об этих событиях неполны и недостаточны. Кроме того, исторические источники, из которых их можно получить, в большинстве случаев искажены религиозными представлениями тех времен, ведь хроники событий велись в основном -священнослужителями.

Гипотезы
Итак, данные о танцевальных и других психических эпидемиях недостаточны для разработки фундаментальной научной теории, но исследователи предлагают несколько -гипотез.

Вариант 1. Истерия
Психиатр Владимир Бехтерев считал массовые пляски истерическими припадками. В его монографии «Внушение и его роль в общественной жизни» (1898) справедливо отмечены схожесть клинической картины, а также и возможность индукции, то есть «заразности» -истерии.

Вариант 2. Солнце
Александр Чижевский приводит весьма подробное исследование и хронологическое описание эпидемий пляски и связывает их возникновение с изменением солнечной активности. С этой теорией весьма трудно спорить, но тем не менее интересно, почему танцевальные эпидемии к ХХ веку поутихли — ведь солнце никуда не -делось.

Вариант 3. Нервные заболевания
С клинической точки зрения синдром навязчивого танца с помрачением сознания, конечно же, представляется связанным с наследственными нервными заболеваниями типа вышеупомянутой болезни Гентингтона или синдрома Туретта, при которых поражены экстрапирамидная система и базальные ганглии головного мозга. Но учитывая, что наибольшая частота их встречаемости 5-7 на 100 тысяч населения, можно предположить, что связь этих болезней с пляской святого Вита ограничивается названием и схожей -клиникой.

К повторяющимся и массовым заболеваниям со сходной клинической картиной могут привести инфекция или интоксикация.
Недостатка ни в том ни в другом в средневековой Европе не -было.

Вариант 4. Спорынья
Идею о связи эрготизма и пляски святого Вита в 1952 году выдвинул английский исследователь Юджин Бэкман (Backman Eugene Louis). Эрготизм действительно может объяснить и массовость пляски, и психопатические синдромы. Тем более что спорынья не только присутствовала в Европе, а еще и считалась признаком хорошего урожая, то есть с ней не боролись, и зараженная рожь вполне могла попасть в пищу, а плохое питание и авитаминоз, характерные для Средневековья, только усугубляли клиническую -картину.

Спорынья (маточные рожки) — один из давно известных грибов. Все алкалоиды спорыньи очень токсичны. Симптоматика клавицепстоксикоза (или эрготизма) обусловлена способностью алкалоидов вызывать сокращение гладких мышц и сужение сосудов и оказывать действие на нервную систему. Различают две формы эрготизма: гангренозная — «антонов огонь» (которая сопровождается нарушением трофики тканей вследствие необратимого сужения капилляров преимущественно в конечностях и ушных раковинах), и конвульсивная — «злые корчи». Факторы, обусловливающие эти две формы эрготизма, окончательно не выяснены. Предполагают, что конвульсивный вариант связан с дефицитом витамина -А.

Вариант 5. Пожары
Во время подготовки статьи у меня появилась собственная версия: возможно, пляска святого Вита была связана с поражением нервной системы угарным газом и токсическими продуктами горения. Тут можно снова вспомнить связь с эпидемиями чумы. Как известно, для того, чтобы остановить заразу, сжигались не только трупы умерших, но и всё, к чему прикасались больные. Город во время чумы представлял собой грандиозное пожарище. Велика вероятность, что это горение происходило в условиях дефицита кислорода с выделением угарного -газа.

В 1497 году напуганные жители Люксембурга, чтобы защититься от страшных плясок святого Вита, стали выплясывать свой танец в честь местного святого Виллиброрда, основателя города, прося у него избавления от недуга. На эти реликтовые пляски святого Виллиброрда можно посмотреть и сейчас — сопровождаемые незатейливой мелодией, исполняемой на скрипках, мандолинах, трубах и барабанах, они дожили до сегодняшнего дня и каждый год собирают в Эхтернахе множество туристов и -паломников.

Учитывая неполноту и неточность данных, невозможно сейчас определить, какая из предложенных теорий наиболее близка к истине.
Также нельзя точно сказать, объяснялись ли все упомянутые эпизоды одной причиной или имели чисто внешнее сходство.
В любом случае пляска святого Вита представляет большой интерес как медицинское, культурное и историческое -явление.

В то время католическая церковь считала танцующих одержимыми дьяволом или жертвами проклятий. Иногда несчастных обвиняли в ереси.

Хорея Гентингтона – серьезное врожденное генетическое заболевание. Оно ухудшает качество жизни людей и неизлечимо. Почему его иногда называют «пляской святого Вита»? Кто был этот Вит? Согласно церковному преданию, святой Вит — это мальчик 7-12 лет. Он принял христианство в период его зарождения. Вит отправился в Рим, где изгнал бесов из сына императора Диоклетиана. Но когда он отказался молиться римским богам, его арестовали и бросили ко львам. Но хищники не тронули бедолагу. Тогда Вита бросили в котёл с кипящим маслом, где он умер в жутких мучениях.

В XVI веке в Германии бытовало поверье, согласно которому человек мог обрести отменное здоровье, танцуя перед статуей святого Вита. Для особо отчаявшихся людей эти танцы стали настоящим наваждением. А затем их стали путать с неврологическим заболеванием – хореей. Через какое-то время оно приобрело название, как хореомания или «пляска святого Вита».

Самые ранние «пляски» были отмечены в Европе в VII веке. Танцевать начинал один человек, а затем к нему присоединялось все больше и больше людей. Танцующая толпа двигалась вместе в состоянии настоящего транса по несколько часов, дней, иногда недель и даже месяцев. Последствия такого безостановочного движения были суровыми. Вывести людей из состояния «пляски святого Вита» было невозможно. Танцующие люди падали, мгновенно засыпали, а проснувшись, ничего не помнили и вели себя как ни в чем не бывало. Но это был только самый лучший исход. Чаще состояние танца в трансе приводило к сердечным приступам, инсультам, обезвоживанию, переутомлению, голоду и смерти.

В то время католическая церковь считала танцующих одержимыми дьяволом или жертвами проклятий. Иногда несчастных обвиняли в ереси. К тому же такое странное поведение связывали с разразившейся в те века эпидемией чумы. Предполагалось, что чума приводила к коллективному помешательству, что являлось либо отдельным симптомом болезни, либо реакцией на многочисленные смерти вокруг. Про хорею в те времена никто не слышал. Зато более приземленные медики считали, что «пляски святого Вита» происходили в состоянии наркотического опьянения.

В хореомании винили гриб спорынью, который поражает рожь и пшеницу. Спорынья содержит много алкалоидов, при употреблении которых могут произойти судороги и длительные спазмы мускулатуры, а в отдельных случаях – смерть. Так же хореоманию связывали с эпилепсией, энцефалитом, тифом и даже с укусами пауков.

В наши дни «пляска святого Вита» стала наследственным неврологическим заболеванием — хореей Гентингтона. Именно она чаще всего объясняет у человека непроизвольные движения рук, ног, туловища, напоминающие своеобразный танец. Впервые об этом заболевании было сообщено подробно в 1872 году на заседании Медицинского научного общества штата Огайо в США Джорджем Гентингтоном. Это довольно распространенное наследственное заболевание нервной системы. Из 100 000 человек ею заболевает 5-7 индивидов. Обычно усиленно прогрессировать хорея начинает в среднем возрасте.

Больные хореей Гентингтона испытывают постоянную мышечную активность. Она отнимает у них много сил и люди начинают чувствовать себя вялыми и разбитыми. Иногда избыточная двигательная активность сменяется общей заторможенностью. Характерными проявлениями хореи так же являются нарушения памяти, мышления, интеллектуальной деятельности. С прогрессированием заболевания изменяется характер человека, появляются эмоционально-волевые и психические нарушения. Развитие хореи Гентингтона приводит к инвалидности. К сожалению, ее последствия необратимы.

Как и в давние времена, так и в наше время лечения «пляски святого Вита» не существует. Все применяемые препараты направлены на облегчение состояния больных. Комплексное лечение хореи в ряде случаев замедляет развитие заболевания и улучшает качество жизни больных.

Я перешел к пляске святого Вита и выяснил, как и следовало ожидать, что ею я тоже страдаю; тут я заинтересовался этим медицинским феноменом и решил разобраться в нем --досконально.

Джером Клапка -Джером.

Трое в одной лодке, не считая собаки

Каждый, кто изучал неврологию, знает, что пляской святого Вита называется редкое наследственное нервное заболевание — хорея Гентингтона. Но немногим известно, что изначально пляской святого Вита называли удивительное и широко распространенное в средневековой Европе явление, о котором и будет идти речь в нашей -статье.

Судить о том, как выглядело «танцевальное безумие» Вита, позволяют средневековые исторические источники. Наиболее полный их анализ приводит Александр Чижевский — ученый, основоположник таких новаторских научных отраслей, как космическое естествознание и гелиобиология. Именно в рамках гелиобиологии им было проведено масштабное исследование событий общественной жизни, в том числе и средневекового феномена пляски. Исторические факты и его собственные гипотезы изложены им в обширной и весьма интересной монографии «Земля в объятиях солнца» (1995 -год).

Александр Чижевский цитирует запись в Большой бельгийской хронике (Magnum Chronicon Belgicum) от 1374 года, которая гласит: «В этом году в Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец, в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям». Существуют и более подробные описания массовых плясок. Одно из них мы встречаем у Чижевского: «За восемь дней до праздника Марии Магдалины (14 июля) неистовая пляска показалась впервые у одной женщины. Магистрат отправил ее в часовню св. Вита в Цаберн, где она и успокоилась. Но в течение следующих четырех дней заболело еще тридцать четыре мужчины и женщины. Магистрат запретил бить в барабаны и трубить. Все заболевшие также были отведены к св. Виту. Но, несмотря на эти меры, число их в несколько дней увеличилось до двухсот. Вновь заболевших в свою очередь отправили отдельными партиями в часовню св. Вита в Цаберн и Ротенштейн, иных пешком, а иных в экипажах, чтобы там подействовать на них молитвами и другими священными -обрядами».

Святой Вит (лат. Santus Vitus) был историческим персонажем и жил на Сицилии во времена начала упадка Римской империи. По легенде, он с детства был наделен даром исцелять больных, и люди, впечатленные этими чудесами, обращались в веру Вита — христианство. Среди чудес, совершенных святым Витом, упоминается исцеление от беснования сына римского императора Диоклетиана. Видимо, поэтому впоследствии он считался покровителем больных эпилепсией, так как все судороги в то время считались бесовскими проделками. Еще в юности он был замучен римлянами в 303 году, потому что так и не отказался от своей -веры.

В Средние века считалось, что всякий, кто спляшет перед статуей святого Вита в день его памяти (15 июня), будет пребывать в добром здравии весь год. Святой Вит считается покровителем танцоров, актеров, эпилептиков, а также медников и пивоваров, помогает не проспать и спасает от гроз и нападения диких -животных.

Хронология плясок

Подобные явления удивительны уже сами по себе, но действительно поражает их количество и распространенность (приводится по вышеупомянутой монографии «Земля в объятиях -солнца»):

1021 год. Эпидемия в Дессау (Германия). Несколько крестьян стали плясать и продолжали пляску до тех пор, пока некоторые из них не упали замертво; у прочих, оставшихся в живых, проявления болезни остались в виде -судорог.

1237 год. Неистовая пляска в Утрехте (Нидерланды). Двести человек собрались на Мозельском мосту и плясали до тех пор, пока мост не обрушился и все они не погибли в -реке.

1337 год. Более ста детей, прыгая и танцуя, прошли через Штейгервальд (провинция в Южной Германии) в соседний город Арюштад, где упали в изнеможении. Многие из этих детей умерли, другие навсегда остались подверженными пляске св. -Вита.

1370 год. В Европе наблюдалась мания плясок. «Танцоры» наполняли улицы, особенно в Германии и в -Нидерландах.

1375 год. Эпидемия прошла из Ахена по всей Германии, главным образом вдоль Рейна и Мозеля, дойдя до границ Голландии. Больные «начинали неистово плясать и кружиться… по многу часов, пока у них не появлялось столь сильное стеснение в груди, что они падали -ниц». Многие утверждали, что видели под ногами струящиеся по земле потоки крови, из которых они старались выскочить и потому высоко подбрасывали -ноги.

1479-1480 гг. В Италии приняла повальное распространение эпидемия неистовой пляски, за которой укрепилось название -«тарантизм».

1728 год. Эпидемия конвульсионеров в Париже на Сен-Медорском кладбище. Больные предавались фантастической пляске, кривляньям и -подергиваниям.

За повторность и большое количество участников подобные массовые пляски в современной литературе получили наименование психопатических эпидемий. Но эти эпидемии были не только танцевальными. К случаям массового помешательства такие исследователи, как Владимир Бехтерев, Виктор Кандинский и Карл Ясперс, относят бесоодержимость, групповые самосожжения, самобичевания, вспышки суицидов и тому подобные явления. Разумеется, фактические данные об этих событиях неполны и недостаточны. Кроме того, исторические источники, из которых их можно получить, в большинстве случаев искажены религиозными представлениями тех времен, ведь хроники событий велись в основном -священнослужителями.

Гипотезы

Итак, данные о танцевальных и других психических эпидемиях недостаточны для разработки фундаментальной научной теории, но исследователи предлагают несколько -гипотез.

Вариант 1. Истерия

Психиатр Владимир Бехтерев считал массовые пляски истерическими припадками. В его монографии «Внушение и его роль в общественной жизни» (1898) справедливо отмечены схожесть клинической картины, а также и возможность индукции, то есть «заразности» -истерии.

Вариант 2. Солнце

Александр Чижевский приводит весьма подробное исследование и хронологическое описание эпидемий пляски и связывает их возникновение с изменением солнечной активности. С этой теорией весьма трудно спорить, но тем не менее интересно, почему танцевальные эпидемии к ХХ веку поутихли — ведь солнце никуда не -делось.

Вариант 3. Нервные заболевания

С клинической точки зрения синдром навязчивого танца с помрачением сознания, конечно же, представляется связанным с наследственными нервными заболеваниями типа вышеупомянутой болезни Гентингтона или синдрома Туретта, при которых поражены экстрапирамидная система и базальные ганглии головного мозга. Но учитывая, что наибольшая частота их встречаемости 5-7 на 100 тысяч населения, можно предположить, что связь этих болезней с пляской святого Вита ограничивается названием и схожей -клиникой.

К повторяющимся и массовым заболеваниям со сходной клинической картиной могут привести инфекция или интоксикация. Недостатка ни в том ни в другом в средневековой Европе не -было.

Вариант 4. Спорынья

Идею о связи эрготизма и пляски святого Вита в 1952 году выдвинул английский исследователь Юджин Бэкман (Backman Eugene Louis). Эрготизм действительно может объяснить и массовость пляски, и психопатические синдромы. Тем более что спорынья не только присутствовала в Европе, а еще и считалась признаком хорошего урожая, то есть с ней не боролись, и зараженная рожь вполне могла попасть в пищу, а плохое питание и авитаминоз, характерные для Средневековья, только усугубляли клиническую -картину.

Спорынья (маточные рожки)  — один из давно известных грибов. Все алкалоиды спорыньи очень токсичны. Симптоматика клавицепстоксикоза (или эрготизма) обусловлена способностью алкалоидов вызывать сокращение гладких мышц и сужение сосудов и оказывать действие на нервную систему. Различают две формы эрготизма: гангренозная — «антонов огонь» (которая сопровождается нарушением трофики тканей вследствие необратимого сужения капилляров преимущественно в конечностях и ушных раковинах), и конвульсивная — «злые корчи». Факторы, обусловливающие эти две формы эрготизма, окончательно не выяснены. Предполагают, что конвульсивный вариант связан с дефицитом витамина -А.

Р. В. Куцик, Б. М. Зузук,

Спорынья (маточные рожки) — Claviceps purpurea (Fries)

Tulasne (Аналитический обзор), Журнал Провизор 12, 2002

Вариант 5. Пожары

Во время подготовки статьи у меня появилась собственная версия: возможно, пляска святого Вита была связана с поражением нервной системы угарным газом и токсическими продуктами горения. Тут можно снова вспомнить связь с эпидемиями чумы. Как известно, для того, чтобы остановить заразу, сжигались не только трупы умерших, но и всё, к чему прикасались больные. Город во время чумы представлял собой грандиозное пожарище. Велика вероятность, что это горение происходило в условиях дефицита кислорода с выделением угарного -газа.

В 1497 году напуганные жители Люксембурга, чтобы защититься от страшных плясок святого Вита, стали выплясывать свой танец в честь местного святого Виллиброрда, основателя города, прося у него избавления от недуга. На эти реликтовые пляски святого Виллиброрда можно посмотреть и сейчас — сопровождаемые незатейливой мелодией, исполняемой на скрипках, мандолинах, трубах и барабанах, они дожили до сегодняшнего дня и каждый год собирают в Эхтернахе множество туристов и -паломников.

Учитывая неполноту и неточность данных, невозможно сейчас определить, какая из предложенных теорий наиболее близка к истине. Также нельзя точно сказать, объяснялись ли все упомянутые эпизоды одной причиной или имели чисто внешнее сходство. В любом случае пляска святого Вита представляет большой интерес как медицинское, культурное и историческое -явление.

...философ, вдруг поднявшись на ноги, закричал: "Музыкантов! непременно музыкантов!" - и, не дождавшись музыкантов, пустился среди двора на расчищенном месте отплясывать тропака. Он танцевал до тех пор, пока не наступило время полдника, и дворня, обступившая его, как водится в таких случаях, в кружок, наконец плюнула и пошла прочь, сказавши: "Вот это как долго танцует человек!" Наконец философ тут же лег спать, и добрый ушат холодной воды мог только пробудить его к ужину. За ужином он говорил о том, что такое козак и что он не должен бояться ничего на свете...
Н.Гоголь. Вий

Цитата сообщения красавицаумница

Время танцевать - время умирать. Пляска святого Витта

Это случилось в середине июля 1518 года. Мадам Троффеа вышла из дома и принялась... танцевать.
Никакого празднества в Страсбурге в тот день не было. Но женщина плясала и плясала - без остановки на протяжении шести дней подряд. А на седьмой на узких улочках французского города замысловатые па выделывали уже 34 танцора...
Поначалу городские власти, вспомнив, видимо, о том, что подобное лечится подобным, решили поправить здоровье пляшущих горожан... танцами до упаду. Для чего выделили для нужд недужных самую просторную залу в городском муниципалитете и наняли музыкантов.


«Лекарство» оказалось неэффективным. К концу августа число подпрыгивающих горожан выросло до 400 человек. В краткие минуты просветления они взывали о помощи, говорили, что вовсе не хотят плясать, но какая-то сила словно заставляет их кружиться. События принимали скверный оборот. Несколько десятков человек скончались от физического переутомления, от сердечных приступов и ударов. Беседы со священниками, показательные молебны также ничего не дали.

В конце концов плясунов погрузили на телеги и вывезли из города с глаз долой. После этого эпидемия в Страсбурге резко пошла на убыль и в начале сентября стихла. Что же касается самих танцоров, то их дальнейшая судьба неизвестна: говорили, будто их отправили в некое «целебное» место, располагавшееся неподалеку от города. Однако, что произошло с ними на самом деле, никто не знает.

Множество сохранившихся документов XVI столетия — записи врачей, тексты проповедей, местные хроники, протоколы заседаний городского совета — не позволяют сомневаться: случившееся в Страсбурге — отнюдь не плод фантазии средневековых летописцев.

«Пляска святого Вита» — этот необычный термин известен многим людям, не имеющим отношения к истории медицины и неврологии. Святой Вит жил на Сицилии и был замучен римлянами в 303 году во времена гонений на христиан, развернутых императором Диоклетианом. Спустя 1 200 лет — с XVI века — его имя стало ассоциироваться с «пляской». Тогда по всей Германии распространилось поверье, что всякий, кто спляшет перед статуей святого Вита в день его памяти (15 июня), будет здоров весь год. Тысячи людей толпились вокруг статуй святого в этот день, и их пляски нередко носили весьма экспансивный, эмоциональный характер. В конце концов пляской святого Вита стали называть заболевание, самым ярким внешним проявлением которого являются непроизвольные движения рук, ног, туловища больных, нередко напоминающие своеобразный танец. В действительности же этот недуг именуется хорея Сиденгама и представляет собой нейродегенеративное наследственное заболевание головного мозга. И увы — ни молитвы святому Биту, ни танцы перед его статуями выздоровления не приносят...

«Танцевальная лихорадка 1518 года» была в действительности. И вот уже почти пятьсот лет она не дает покоя ученым. Исследователей волнует один-единственный вопрос: что именно заставило тогда людей плясать до полного изнеможения?

В частности, Юджин Бакмэн, автор книги «Религиозные танцы в христианстве и популярной медицине» (1952), искал биологические или химические причины танцевальной лихорадки. Вместе с рядом других ученых середины XX века Бакмэн склонялся к тому, что во всем виновата спорынья — плесневый грибок, растущий на стеблях мокрой ржи. Попадая в организм человека вместе, например, с хлебом, она может вызвать конвульсии и галлюцинации.

Однако у этой гипотезы много противников. Да, спорынья действительно вызывает галлюцинации и бред, порой даже конвульсии, но она не дает энергию, необходимую для «танцевального марафона».

Согласно теории Роберта Бартоломью, социолога из австралийского Университета Джеймса Кука, неутомимые плясуны состояли в какой-то еретической секте и исполняли экстатический танец. Но и это объяснение не выдерживает критики. Если верить историческим документам, а не верить им оснований нет, то танцевать несчастные не хотели. Испуганные, отчаявшиеся, они молили о помощи, но — увы — никто не мог облегчить их страдания. К тому же, будь танцоры сектантами, церковь не стала бы с ними церемониться и живенько обвинила в ереси. Однако ничего подобного не произошло.

СВЯТОЙ ВИТ НЕ ВИНОВАТ

«Время танцевать, время умирать»—так называется книга Джона Уоллера, в которой он раскрывает тайну «танцевальной лихорадки в Страсбурге». По его мнению, танцевальная эпидемия в городе вспыхнула неслучайно. Ей предшествовала целая цепь несчастий и катастроф, вызвавших невиданные страдания.
Неожиданные заморозки и сильный град на корню погубили урожай.

В Страсбурге царил голод. Люди умирали десятками. Чтобы выжить, им приходилось забивать всех сельскохозяйственных животных, занимать деньги и в качестве последнего средства — выходить на улицу просить милостыню. Голод сопровождался эпидемиями болезней: оспа, сифилис и проказа гуляли по Эльзасу, унося сотни жизней. Немудрено, что в сердцах людей поселились тревога и страх.

И как всегда бывает в таких ситуациях, очень кстати вспомнилась раннехристианская легенда, гласившая: «Если чем-то рассердить святого Вита, то он нашлет проклятие в виде танца, избавиться от которого можно будет только путем долгих молитв». Впрочем, тот же святой Вит мог, согласно преданиям, принести и крепкое здоровье, как минимум, на год. Для этого нужно было сплясать перед его образом. А раз так, то, выходит, и удивляться появлению танцоров на улицах Страсбурга не приходится...

Профессор Уоллер, впрочем, считает, что святой Вит к танцевальной лихорадке никакого отношения не имеет. Он возлагает вину за случившееся на... феномен, известный под названием массовое психогенное заболевание — так медики называют массовые истерии, которым предшествуют очень сильные стрессы и страдания. Джон Уоллер полагает, что жертвы танцевальной лихорадки против своей воли впадали в состояние транса, а выйти из него не могли.

МАССОВАЯ ИСТЕРИЯ

Танцевальная лихорадка в Страсбурге была далеко не единственным случаем массового психогенного заболевания, но самым задокументированным и поэтому широко известным.

Между тем до 1518 года Европа как минимум 10 раз успела столкнуться с подобными эпидемиями. Например, в 1374 году танцевальная лихорадка охватила множество городов и деревень на северо-востоке Франции, на территории современной Бельгии и Люксембурга. А самая последняя «пляска смерти» была зафиксирована в 1840-х годах на Мадагаскаре. Из описаний врачей известно, что «люди дико плясали в состоянии транса, убежденные, что ими овладели духи».

ЕЩЕ ПСИХОПАТИИ

Самым необычным случаем массового психогенного заболевания является эпидемия смеха в Танганьике, случившаяся в 1962 году.

Все началось с какой-то шутки в женской школе-интернате в деревне Кашаша, расположенной на западном берегу озера Виктория недалеко от границы с Кенией. Эпизодические приступы смеха, продолжавшиеся несколько минут, охватили нескольких школьниц. Но очень быстро эпидемия смеха распространилась на всю школу.

После того как учебное заведение закрыли, «болезнь передалась родителям школьниц, а затем и остальным жителям сначала Кашаши, а через какое-то время и окрестных деревень».

Жертвы, преимущественно женского пола, испытывали от смеха боли, временами теряли сознание, страдали от сыпи, приступов неконтролируемого плача, у них возникали проблемы с дыханием... Но не смеяться не могли! Странная эпидемия смеха закончилась лишь через полтора года.

Самая же «пикантная» истерия известна как эпидемия коро. Как минимум с 300 года до н. э. у мужчин во всех уголках земного шара возникает необъяснимый страх лишиться... гениталий. Им в голову приходят всевозможные ужасы: что их «красу и гордость» украдут, что она усохнет, станет меньше, короче и т. д. и т. п. Особенно часто эпидемии коро отмечались в Африке и Азии. Последняя вспышка коро была зафиксирована в 1967 году в Сингапуре. "Страх потерять гениталии тогда охватил больше тысячи мужчин, которые пытались защитить свое мужское достоинство при помощи «брони» из колышков, зажимов и прочих неудобных и малоэффективных приспособлений.

Захар РАДОВ


absentis
И коро, и Танганьика - те же причины, кстати, что и пляски Витта. Автор тов. Радов, не понимая того, как бы троллит профессоров Бартоломью с Уоллером, вставив в текст картинку пляшущих мальчиков (сама гравюра из книги 19 века в статье о хорее). Их скрюченные пальцы намекают нам на причину заболевания и на заблуждения Бартоломью-Уоллера (а их так и надо вместе рассматривать, ошибки у них одинаковые, как под копирку, только выводы из этих ошибок разные, то есть с потолка). У Бартоломью есть еще эксклюзивный прикол - он пишет о пляске в 14 18 году (эта ошибка выяснена еще 120 лет назад, более того в книге упомянутого Бакмэна ссылка на это есть, а книга эта есть в списке литературы у Бартоломью, но он ее, стало быть, даже не читал; такие вот кхм.. профессоры:)

Первые упоминания о необычном заболевании, именуемом сейчас , встречаются еще в западноевропейских исторических документах XVI-XVIII веков. Многие обращали внимание на самое яркое внешнее проявление заболевания - непроизвольные движения рук, ног, туловища больных, нередко напоминающие своеобразный танец. Неврологи называют подобный вид насильственных (то есть не поддающихся произвольному контролю) движений хореей . Из глубокого средневековья до наших дней дошло еще одно название заболевания - “пляска святого Витта”; этот необычный термин известен многим людям, не имеющим отношения к истории медицины и неврологии. Святой Витт был историческим персонажем и жил на Сицилии во времена начала упадка Римской империи. Этот юный христианин был замучен римлянами в 303 году во времена гонений на христиан, развернутых императором Диоклетианом. Спустя 1200 лет (с XVI века) его имя стало ассоциироваться с “пляской”. Тогда по неизвестным причинам по всей Германии распространилось поверье, что всякий, кто спляшет перед статуей святого Витта в его день (15 июня), получит заряд бодрости на весь год. Тысячи людей толпились вокруг статуй святого в этот день, и их пляски нередко носили весьма экспансивный, эмоциональный характер. В конце концов, хорею стали называть “пляской святого Витта” и даже пытались прибегать к помощи этого святого с целью излечения.

Во всем виновата наследственность

Современный научный этап в изучении заболевания ведет свой отсчет с 1872 года, когда на заседании Медицинского научного общества штата Огайо Джордж Хантингтон представил блестящее клиническое описание заболевания, основанное на анализе многих собственных наблюдений. Не случайно наследственная хорея была названа именем этого американского врача. Последующие десятилетия были периодом накопления клинических фактов и результатов анализа родословных, попытками их систематизации. В 1983 году болезнь Хантингтона стала первым наследственным неврологическим заболеванием, при котором была установлена точная локализация патологического гена на определенной хромосоме. Спустя 10 лет ученые смогли расшифровать точную структуру патологического гена заболевания. Одновременно были разработаны методы ДНК-диагностики, позволившие устанавливать носительство патологического гена задолго до непосредственного появления симптомов болезни. Ярким примером наследственного характера заболевания является история одной семьи, в которой хорея Хантингтона передавалась на протяжении 350 лет из поколения в поколение. Эта семья эмигрировала из английского города Бьюрес в графстве Суффолк в американский город Уотертаун в штате Массачусетс. Обитатели пуританского Массачусетса (как и их собратья в Англии) относились ко всему чужому крайне подозрительно и видели во всем признаки колдовства. Они преследовали ведьм из Уотертауна вплоть до их казни.

На гравюре - мальчики, страдающие хореей Хантингтона. Джордж Хантингтон открыл современный научный этап в исследовании заболевания.

Болезнь передается наследственным путем по аутосомно-доминантному типу, означающему наследование от одного из больных родителей (независимо от их пола) с вероятностью 50% для каждого ребенка. Болеют лица обоего пола. Важной характеристикой аутосомно-доминантного механизма наследования гена БГ является так называемый вертикальный путь передачи, с наличием случаев заболевания в каждом поколении, без пропусков. Если в каком-то поколении все родственники являются генетически здоровыми, то дальнейшее наследование заболевания в роду прекращается - через поколение БГ не “перескакивает”. В каждом последующем поколении наблюдается более раннее начало заболевания и более тяжелое его течение. Это явление получило название “антиципация”. Близко к этому феномену находится и так называемый “эффект отцовской передачи”, заключающийся в том, что заболевание с более ранним началом и более тяжелым течением развивается преимущественно при передаче по отцовской линии.