Протоиерей владислав цыпин: интервью. История Русской Церкви (1917–1997)

  • Электронная библиотека
  • Последние новости
  • протоиерей Владислав Цыпин, профессор

    14.08.2010 |

    профессор, доктор церковной истории, доктор богословия.

    Биография .

    Родился 22 января 1947 г. В 1968 году окончил романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета. С 1968 по 1969 гг. — младший научный сотрудник Научно-исследовательского института резиновых и латексных изделий. С 1971 по 1973 гг. — старший библиотекарь Библиотеки им. Ленина. С 1973 по 1975 гг. — редактор в Библиотеке им. Ленина. С 1976 по 1982 гг. работал переводчиком в Московском Центральном бюро научно-технической информации. С 1982 г. — внештатный переводчик Издательского отдела Московской Патриархии. С 1 февраля 1984 года — преподаватель новых языков Сектора заочного обучения МДАиС.

    В 1985 году окончил МДС (экстерном). Рукоположен в сан диакона 4 декабря 1985 г., рукоположен в сан иерея 15 февраля 1986 г. В 1987 году экстерном окончил МДА, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «К вопросу о границах Церкви». 16 декабря 1987 года ему присвоено учёное звание доцента. В декабре 1988 года утверждён в должности Ответственного секретаря Учебного комитета с возведением в сан протоиерея. Назначен клириком храма Большого Вознесения в Москве. 23 апреля 1997 года за труд «Церковное право. Курс лекций» удостоен степени Магистра богословия. 12 октября 1998 года удостоен ученой степени доктора церковной истории за труд: «История Русской Церкви. 1917-1997» и утверждён в звании профессора. Является заведующий церковно-практическим отделением МДА. Преподаёт в МДАиС предметы: «Церковно-каноническое право», «Церковная история» и «История Западной Европы». В настоящее время — заместитель председателя Учебного комитета, также является председателем Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви. Входит в состав Синодальных Комиссий: по канонизации святых, богословской. Член редакционных советов «Богословских трудов» и «Православной энциклопедии». В 2005–2007 гг. - член Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. С декабря 2008 г. по январь 2009 г. - член Комиссии по подготовке Поместного Собора. С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 23 декабря 2009 года на Епархиальном собрании Московской городской епархии был избран Епархиальный суд из пяти лиц, в число которых вошёл и Владислав Цыпин. В настоящее время также профессор Сретенской духовной семинарии. Ранее преподавал в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, Росийском православном университете имени святого апостола Иоанна Богослова.

    Научный руководитель нескольких диссертаций, выполняемых в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Сфера научных интересов: каноническое право, церковная история, история России. Автор семи книг и более 150 статей, главным образом по истории Русской Церкви XX столетия и церковному праву. Дважды удостаивался премии Митрополита Московского Макария (Булгакова) третьей степени.

    Награды :

    • наперсный крест (1986 г.)
    • сан протоиерея (1988 г.)
    • крест с украшениями (1989 г.)
    • орден преп. Сергия Радонежского II степени (1997 г.)
    • медаль: «В память 850-летия Москвы» (1998 г.)
    • медаль свят. Иннокентия (2000 г.)
    • орден свят. Макария III степени (2004 г.)
    • орден св. князя Владимира III степени (2007 г.)
    • митра (2010 г.)
    • орден Кирилла Туровского II степени (9 мая 2012, орден Белорусской Православной Церкви)
    • орден святителя Макария, митрополита Московского II степени (2017 г.)

    Библиография .

    Кандидатская диссертация: «К вопросу о границах Церкви», 1987 г.
    История Русской Православной Церкви: Синодальный период. Новейший период
    История Русской Православной Церкви: Синодальный период. Новейший период. 2-е изд., исправленное и дополненное

    Сайт Богослов.ru

    1. Σχετικά με την πρόσφατη αλληλογραφία μεταξύ των Προκαθημένων των δυο κατά τόπους Εκκλησιών του Πατριαρχείου Κωνσταντινουπόλεως και της Εκκλησίας Τσεχίας και Σλοβακίας
    2. О недавней переписке предстоятелей двух поместных Церквей: Константинопольского Патриархата и Церкви Чешских земель и Словакии.
    3. Русская Православная Церковь в Великую Отечественную войну.
    4. Духовные школы Русской Православной Церкви и церковные науки
    5. Город в церковных канонах и значение диптиха в Православной Церкви
    6. Вопрос о епархиальном управлении на Поместном Соборе 1917–1918 годов
    7. АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси (по страницам «Православной энциклопедии»)
      Цыпин Владислав, протоиерей
    8. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность
    9. В.Н. Якунин. Внешние связи Московской Патриархии и расширение ее юрисдикции в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
    Глава VI. Русская Православная Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Сергии (1936– 1943) Глава VII. Русская Православная Церковь при патриархе Сергии (Страгородском) Глава VIII. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии I (Симанском) (1944– 1970) Глава IX. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Пимене (1970–1990) Глава X. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II Глава XI. Церковная диаспора Глава XII. Религиозное просвещение Епархии Русской Православной Церкви Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) Основные события церковной и государственной истории новейшего периода Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 марта 1997 г.)

    Книга «Истории Русской Церкви» посвящена судьбе православия в России в ХХ столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от власть предержащих и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую , ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата – все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг., еще не прославлены в сонме святых царская семья, и многие мученики за веру и исповедники, не преодолены окончательно и негативные явления ушедшей в прошлое зависимости Церкви от враждебного ей государства. Именно поэтому задача исследователя, взявшего на себя труд описания живой, продолжающейся церковно-исторической эпохи, существенно отлична от задач, стоящих перед исследователями завершенных периодов истории,– здесь не может быть ни всеобъемлющих обобщений, ни окончательных выводов и приговоров. Вполне сознавая это, автор настоящего исследования протоиерей стремится к более точному и продуманному описанию событий, фактов и людских судеб, предпочитая не давать им оценку, а представить суждения о них самих участников событий. В этом смысле настоящая книга является, несомненно, лишь введением в историю Русской Церкви ХХ в., материалом для будущих капитальных исследований, собранным и систематизированным одним из свидетелей этой эпохи.

    От редакции

    Учебник издан как 9 книга (приложение) истории Церкви митр. Макария Булгакова: Москва, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 831 с.

    Девятая, заключительная, книга «Истории Русской Церкви» посвящена судьбе православия в России в ХХ столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от власть предержащих и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую Церковь, ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата – все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг., еще не прославлены в сонме святых царская семья, и многие мученики за веру и исповедники, не преодолены окончательно и негативные явления ушедшей в прошлое зависимости Церкви от враждебного ей государства. Именно поэтому задача исследователя, взявшего на себя труд описания живой, продолжающейся церковно-исторической эпохи, существенно отлична от задач, стоящих перед исследователями завершенных периодов истории,– здесь не может быть ни всеобъемлющих обобщений, ни окончательных выводов и приговоров. Вполне сознавая это, автор настоящего исследования стремится к более точному и продуманному описанию событий, фактов и людских судеб, предпочитая не давать им оценку, а представить суждения о них самих участников событий. В этом смысле настоящая книга является, несомненно, лишь введением в историю Русской Церкви ХХ в., материалом для будущих капитальных исследований, собранным и систематизированным одним из свидетелей этой эпохи.

    Книга начинается описанием Поместного Собора 1917–1918 гг. и завершается решениями архиерейского Собора 18–23 февраля 1997 г. Придерживаясь хронологического принципа, автор избирает деление на главы по времени служения первоиерерхов Русской Православной Церкви, отступая от него только в главах 5 и 11, посвященных церковной истории русской эмиграции и зарубежных епархий, и в главе 12, в которой развитие духовного образования и науки представлено как единый исторический процесс. Исходя из доступных сегодня материалов, автор описывает преимущественно историю епископата и высшего церковного управления, причем, как специалист в области церковного права, протоиерей Владислав уделяет большое внимание канонической и церковно-юридической стороне. В то же время за пределами его исследования, ограниченного объемом издания, неизбежно остаются важнейшие стороны жизни Церкви – судьба монастырей, приходская жизнь и т. д., требующие своих историков.

    Помимо авторского текста в книге представлены традиционные для настоящего издания справочно-библиографические материалы, с небольшими, однако, изменениями. Учитывая, что в 20–50-х гг. одной из форм гонений на было требование постоянных перемещений епископата на кафедрах (часто за год архиерей менял 2–3 кафедры), хронологический принцип составления списка архиеерев по кафедрам был заменен на более простой – алфавитный. Список монастырей, составленный по времени их открытия, заменяется алфавитным списком действующих монастырей на 1 марта 1997 г.

    * * *

    Автор настоящего труда – , доцент Московской Духовной Академии, автор книг: «История Русской Православной Церкви. 1917–1990 «Учебник для православных духовных семинарий» (М., 1994), «Русская Церковь. 1917–1925» (М., 1996), «Церковное право» (М., 1996), многочисленных статей в сборниках, журналах, других периодических изданиях. Протоиерей Владислав Цыпин исполняет обязанности ответственного секретаря Учебного комитета при Священном Синоде, является членом синодальных комиссий по канонизации святых, богословской и др.

    СССР
    Россия Россия Научная сфера: Место работы: Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер : Известен как: Награды и премии:

    Владислав Александрович Цыпин (22 января , деревня Чуевка , Тамбовская область) - священнослужитель Русской православной церкви , митрофорный протоиерей , историк церкви , богослов . Профессор, доктор церковной истории , доктор церковного права , кандидат богословия , заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви .

    Биография

    В 1968 году окончил романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета .

    С 1968 по 1969 годы - младший научный сотрудник Научно-исследовательского института резиновых и латексных изделий.

    С 1971 по 1973 годы - старший библиотекарь Библиотеки им. Ленина . С 1973 по 1975 годы - редактор в Библиотеке им. Ленина.

    С 1976 по 1982 годы работал переводчиком в Московском Центральном бюро научно-технической информации.

    С 1982 года - внештатный переводчик Издательского отдела Московского Патриархата.

    С 1 февраля 1984 года - преподаватель новых языков Сектора заочного обучения Московской духовной академии и семинарии .

    4 декабря 1985 года рукоположён в сан диакона .

    15 февраля 1986 года рукоположён в сан иерея .

    В 1987 году экстерном окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «К вопросу о границах Церкви». 16 декабря того же года ему присвоено учёное звание доцента .

    В декабре 1988 года утверждён в должности ответственного секретаря Учебного комитета с возведением в сан протоиерея .

    23 апреля 1997 года за труд «Церковное право. Курс лекций» удостоен степени магистра богословия . 12 октября 1998 года удостоен учёной степени доктора церковной истории за труд: «История Русской Церкви. 1917-1997» и утверждён в звании профессора .

    Дважды (в 1997 и 1999 годах) награждён Макариевской премией .

    В 2005-2007 годах - член Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью .

    10 декабря 2008 года решением Священного Синода назначен членом созданной тогда же Комиссии по подготовке Поместного Собора . Как член данной комиссии стал участником данного собора, прошедшего в январе 2009 года.

    Преподавательская и научная деятельность

    Является заведующим церковно-практическим отделением Московской духовной академии. Преподаёт в Московской духовной академии и семинарии предметы: «Церковно-каноническое право», «Церковная история» и «История Западной Европы». В Сретенской Духовной Семинарии преподает «Церковно-каноническое право», «Церковную историю». В настоящее время - заместитель председателя Учебного комитета, также является председателем Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви. Входит в состав Синодальных Комиссий: по канонизации святых, богословской. Член редакционной коллегии научно-богословского альманаха «Богословские труды » и редакционного совета «Православной энциклопедии ». Научный руководитель нескольких диссертаций, выполняемых в Общецерковной аспирантуре и докторантуре . Сфера научных интересов: каноническое право, церковная история, история России .

    Труды

    • Кандидатская диссертация: «К вопросу о границах Церкви», 1987 г.
    • История Русской Православной Церкви: Синодальный период. Новейший период
    • История Русской Православной Церкви: Синодальный период. Новейший период. 2-е изд., исправленное и дополненное

    Напишите отзыв о статье "Цыпин, Владислав Александрович"

    Примечания

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Цыпин, Владислав Александрович

    Князь Василий продолжал:
    – «Пусть дерзкий и наглый Голиаф от пределов Франции обносит на краях России смертоносные ужасы; кроткая вера, сия праща российского Давида, сразит внезапно главу кровожаждущей его гордыни. Се образ преподобного Сергия, древнего ревнителя о благе нашего отечества, приносится вашему императорскому величеству. Болезную, что слабеющие мои силы препятствуют мне насладиться любезнейшим вашим лицезрением. Теплые воссылаю к небесам молитвы, да всесильный возвеличит род правых и исполнит во благих желания вашего величества».
    – Quelle force! Quel style! [Какая сила! Какой слог!] – послышались похвалы чтецу и сочинителю. Воодушевленные этой речью, гости Анны Павловны долго еще говорили о положении отечества и делали различные предположения об исходе сражения, которое на днях должно было быть дано.
    – Vous verrez, [Вы увидите.] – сказала Анна Павловна, – что завтра, в день рождения государя, мы получим известие. У меня есть хорошее предчувствие.

    Предчувствие Анны Павловны действительно оправдалось. На другой день, во время молебствия во дворце по случаю дня рождения государя, князь Волконский был вызван из церкви и получил конверт от князя Кутузова. Это было донесение Кутузова, писанное в день сражения из Татариновой. Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений. Стало быть, это была победа. И тотчас же, не выходя из храма, была воздана творцу благодарность за его помощь и за победу.
    Предчувствие Анны Павловны оправдалось, и в городе все утро царствовало радостно праздничное настроение духа. Все признавали победу совершенною, и некоторые уже говорили о пленении самого Наполеона, о низложении его и избрании новой главы для Франции.
    Вдали от дела и среди условий придворной жизни весьма трудно, чтобы события отражались во всей их полноте и силе. Невольно события общие группируются около одного какого нибудь частного случая. Так теперь главная радость придворных заключалась столько же в том, что мы победили, сколько и в том, что известие об этой победе пришлось именно в день рождения государя. Это было как удавшийся сюрприз. В известии Кутузова сказано было тоже о потерях русских, и в числе их названы Тучков, Багратион, Кутайсов. Тоже и печальная сторона события невольно в здешнем, петербургском мире сгруппировалась около одного события – смерти Кутайсова. Его все знали, государь любил его, он был молод и интересен. В этот день все встречались с словами:
    – Как удивительно случилось. В самый молебен. А какая потеря Кутайсов! Ах, как жаль!
    – Что я вам говорил про Кутузова? – говорил теперь князь Василий с гордостью пророка. – Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона.
    Но на другой день не получалось известия из армии, и общий голос стал тревожен. Придворные страдали за страдания неизвестности, в которой находился государь.
    – Каково положение государя! – говорили придворные и уже не превозносили, как третьего дня, а теперь осуждали Кутузова, бывшего причиной беспокойства государя. Князь Василий в этот день уже не хвастался более своим protege Кутузовым, а хранил молчание, когда речь заходила о главнокомандующем. Кроме того, к вечеру этого дня как будто все соединилось для того, чтобы повергнуть в тревогу и беспокойство петербургских жителей: присоединилась еще одна страшная новость. Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale [грудной ангины], но в интимных кружках рассказывали подробности о том, как le medecin intime de la Reine d"Espagne [лейб медик королевы испанской] предписал Элен небольшие дозы какого то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь. Рассказывали, что князь Василий и старый граф взялись было за итальянца; но итальянец показал такие записки от несчастной покойницы, что его тотчас же отпустили.
    Общий разговор сосредоточился около трех печальных событий: неизвестности государя, погибели Кутайсова и смерти Элен.
    На третий день после донесения Кутузова в Петербург приехал помещик из Москвы, и по всему городу распространилось известие о сдаче Москвы французам. Это было ужасно! Каково было положение государя! Кутузов был изменник, и князь Василий во время visites de condoleance [визитов соболезнования] по случаю смерти его дочери, которые ему делали, говорил о прежде восхваляемом им Кутузове (ему простительно было в печали забыть то, что он говорил прежде), он говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого и развратного старика.
    – Я удивляюсь только, как можно было поручить такому человеку судьбу России.
    Пока известие это было еще неофициально, в нем можно было еще сомневаться, но на другой день пришло от графа Растопчина следующее донесение:
    «Адъютант князя Кутузова привез мне письмо, в коем он требует от меня полицейских офицеров для сопровождения армии на Рязанскую дорогу. Он говорит, что с сожалением оставляет Москву. Государь! поступок Кутузова решает жребий столицы и Вашей империи. Россия содрогнется, узнав об уступлении города, где сосредоточивается величие России, где прах Ваших предков. Я последую за армией. Я все вывез, мне остается плакать об участи моего отечества».
    Получив это донесение, государь послал с князем Волконским следующий рескрипт Кутузову:
    «Князь Михаил Иларионович! С 29 августа не имею я никаких донесений от вас. Между тем от 1 го сентября получил я через Ярославль, от московского главнокомандующего, печальное известие, что вы решились с армиею оставить Москву. Вы сами можете вообразить действие, какое произвело на меня это известие, а молчание ваше усугубляет мое удивление. Я отправляю с сим генерал адъютанта князя Волконского, дабы узнать от вас о положении армии и о побудивших вас причинах к столь печальной решимости».

    Профессор, доктор церковной истории, доктор церковного права, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

    Биография

    В 1968 году окончил романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета.

    С 1968 по 1969 годы - младший научный сотрудник Научно-исследовательского института резиновых и латексных изделий.

    С 1971 по 1973 годы - старший библиотекарь Библиотеки им. Ленина. С 1973 по 1975 годы - редактор в Библиотеке им. Ленина.

    С 1976 по 1982 годы работал переводчиком в Московском Центральном бюро научно-технической информации.

    С 1982 года - внештатный переводчик Издательского отдела Московского Патриархата.

    С 1 февраля 1984 года - преподаватель новых языков Сектора заочного обучения Московской духовной академии и семинарии.

    В 1985 году экстерном окончил Московскую духовную семинарию.

    В 1987 году экстерном окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «К вопросу о границах Церкви». 16 декабря того же года ему присвоено учёное звание доцента.

    В декабре 1988 года утверждён в должности ответственного секретаря Учебного комитета с возведением в сан протоиерея.

    23 апреля 1997 года за труд «Церковное право. Курс лекций» удостоен степени магистра богословия. 12 октября 1998 года удостоен учёной степени доктора церковной истории за труд: «История Русской Церкви. 1917-1997» и утверждён в звании профессора.

    Дважды (в 1997 и 1999 годах) награжден Макариевской премией.

    В 2005-2007 годах - член Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью.

    В январе 2009 года участвовал в работе Поместного собора Русской православной церкви как член Комиссии по подготовке собора.

    23 декабря 2009 года на Епархиальном собрании Московской городской епархии был избран Епархиальный суд из пяти лиц, в число которых вошёл и Владислав Цыпин.

    Преподавательская и научная деятельность

    Является заведующим церковно-практическим отделением Московской духовной академии.

    Преподаёт в Московской духовной академии и семинарии предметы: «Церковно-каноническое право», «Церковная история» и «История Западной Европы».

    В Сретенской Духовной Семинарии преподает «Церковно-каноническое право», «Церковную историю». В настоящее время - заместитель председателя Учебного комитета, также является председателем Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви.

    Входит в состав Синодальных Комиссий: по канонизации святых, богословской.

    Член редакционной коллегии научно-богословского альманаха «Богословские труды» и редакционного совета «Православной энциклопедии».

    Научный руководитель нескольких диссертаций, выполняемых в Общецерковной аспирантуре и докторантуре.

    Сфера научных интересов: каноническое право, церковная история, история России.

    Глава VI. Русская Православная Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Сергии (1936– 1943) Глава VII. Русская Православная Церковь при патриархе Сергии (Страгородском) Глава VIII. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии I (Симанском) (1944– 1970) Глава IX. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Пимене (1970–1990) Глава X. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II Глава XI. Церковная диаспора Глава XII. Религиозное просвещение Епархии Русской Православной Церкви Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) Основные события церковной и государственной истории новейшего периода Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 марта 1997 г.)

    Книга «Истории Русской Церкви» посвящена судьбе православия в России в ХХ столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от власть предержащих и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую , ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата – все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг., еще не прославлены в сонме святых царская семья, и многие мученики за веру и исповедники, не преодолены окончательно и негативные явления ушедшей в прошлое зависимости Церкви от враждебного ей государства. Именно поэтому задача исследователя, взявшего на себя труд описания живой, продолжающейся церковно-исторической эпохи, существенно отлична от задач, стоящих перед исследователями завершенных периодов истории,– здесь не может быть ни всеобъемлющих обобщений, ни окончательных выводов и приговоров. Вполне сознавая это, автор настоящего исследования протоиерей стремится к более точному и продуманному описанию событий, фактов и людских судеб, предпочитая не давать им оценку, а представить суждения о них самих участников событий. В этом смысле настоящая книга является, несомненно, лишь введением в историю Русской Церкви ХХ в., материалом для будущих капитальных исследований, собранным и систематизированным одним из свидетелей этой эпохи.

    От редакции

    Учебник издан как 9 книга (приложение) истории Церкви митр. Макария Булгакова: Москва, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 831 с.

    Девятая, заключительная, книга «Истории Русской Церкви» посвящена судьбе православия в России в ХХ столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от власть предержащих и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую Церковь, ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата – все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг., еще не прославлены в сонме святых царская семья, и многие мученики за веру и исповедники, не преодолены окончательно и негативные явления ушедшей в прошлое зависимости Церкви от враждебного ей государства. Именно поэтому задача исследователя, взявшего на себя труд описания живой, продолжающейся церковно-исторической эпохи, существенно отлична от задач, стоящих перед исследователями завершенных периодов истории,– здесь не может быть ни всеобъемлющих обобщений, ни окончательных выводов и приговоров. Вполне сознавая это, автор настоящего исследования стремится к более точному и продуманному описанию событий, фактов и людских судеб, предпочитая не давать им оценку, а представить суждения о них самих участников событий. В этом смысле настоящая книга является, несомненно, лишь введением в историю Русской Церкви ХХ в., материалом для будущих капитальных исследований, собранным и систематизированным одним из свидетелей этой эпохи.

    Книга начинается описанием Поместного Собора 1917–1918 гг. и завершается решениями архиерейского Собора 18–23 февраля 1997 г. Придерживаясь хронологического принципа, автор избирает деление на главы по времени служения первоиерерхов Русской Православной Церкви, отступая от него только в главах 5 и 11, посвященных церковной истории русской эмиграции и зарубежных епархий, и в главе 12, в которой развитие духовного образования и науки представлено как единый исторический процесс. Исходя из доступных сегодня материалов, автор описывает преимущественно историю епископата и высшего церковного управления, причем, как специалист в области церковного права, протоиерей Владислав уделяет большое внимание канонической и церковно-юридической стороне. В то же время за пределами его исследования, ограниченного объемом издания, неизбежно остаются важнейшие стороны жизни Церкви – судьба монастырей, приходская жизнь и т. д., требующие своих историков.

    Помимо авторского текста в книге представлены традиционные для настоящего издания справочно-библиографические материалы, с небольшими, однако, изменениями. Учитывая, что в 20–50-х гг. одной из форм гонений на было требование постоянных перемещений епископата на кафедрах (часто за год архиерей менял 2–3 кафедры), хронологический принцип составления списка архиеерев по кафедрам был заменен на более простой – алфавитный. Список монастырей, составленный по времени их открытия, заменяется алфавитным списком действующих монастырей на 1 марта 1997 г.

    * * *

    Автор настоящего труда – , доцент Московской Духовной Академии, автор книг: «История Русской Православной Церкви. 1917–1990 «Учебник для православных духовных семинарий» (М., 1994), «Русская Церковь. 1917–1925» (М., 1996), «Церковное право» (М., 1996), многочисленных статей в сборниках, журналах, других периодических изданиях. Протоиерей Владислав Цыпин исполняет обязанности ответственного секретаря Учебного комитета при Священном Синоде, является членом синодальных комиссий по канонизации святых, богословской и др.