Прокимен пятидесятницы. Богослужебные указания на период Троицы

Троицкая родительская суббота

На богослужении Троицкой субботы (перед Пятидесятницей) поминаются все «от века усопшие» православные христиане, отцы и братия наша.

Последование службы этой субботы — такое же, как и службы субботы мясопустной (см. выше). Различие в службах состоит только в том, что в службе Троицкой субботы песнопения Октоиха, помещенные на ряду в Цветной Триоди, всегда 6-го гласа, потому что в предыдущее воскресенье поется 6-й глас, а в мясопустную субботу - песнопения Октоиха рядового гласа.

Примечание. Если в Троицкую субботу случится праздник святого с полиелеем (см.; например: Типикон, 25 мая), то служба его переносится на четверг 7-й седмицы. Если же случится храмовой праздник, то служба Троицкой субботы переносится на четверг (Типикон, 54-я храмовая глава).

Святая Пятидесятница

В этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).

Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.

В день Пятидесятницы на общество учеников, как начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.

Чрезвычайное благодатное действие произвел Дух Святой на учеников Христовых и апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели1. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.

Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же»1.

Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость2.

«Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники

совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари

богословцы показа, весь собирает собор церковный...»3.

В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.

Все наше богослужение — общественное и частное - начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение...» заканчивается обращением ко Святой Троице.

Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный4. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.

История праздника

Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда — песнопение литургии: «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.

Особенности богослужения

На великой вечерне среди стиховных стихир - впервые после Великой Субботы — поется стихира: «Царю Небесный...» (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на «И ныне»). По «Ныне отпущаеши», на «Бог Господь» и в конце утрени — тропарь праздника, глас 8-й:

«Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры

ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми

уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе».

На утрени , по полиелее, величание:

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго

Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным

учеником Твоим».

Прокимен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Евангелие — от Иоанна, зач. 65-е. «Воскресение Христово видевше...» не поется. Канонов два: св. Космы Маиумского «Понтом покры...» и св. Иоанна Дамаскина «Божественным покровен...». К тропарям припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».

По 3-й песни — седален праздника, по 6-й песни — кондак, гл. 8-й:

«Егда снизшед, языки слия, разделяше языки

Вышний: егда же огненныя языки раздаяше,

в соединение вся призва, и согласно сла-

вим Всесвятаго Духа» и икос.

На 9-й песни вместо «Честнейшую…» поется припев:

«Апостоли сошествие Утешителя зряще удивишася,

како в виде огненных язык явися Дух Святый»1.

Затем — ирмос 1-го канона. Тот же припев поется к тропарям обоих канонов. После 9-й песни - (на катавасию) ирмос второго канона:

«Радуйся, Царице, матеродевственная славо: всяка бо

удобообращательная благоглаголивая уста витийствовати не могут,

Тебе нети достойно: изумевает же ум всяк Твое

Рождество разумети. Темже Тя согласно славим».

(Этот же ирмос служит задостойником на литургии). «Свят Господь Бог наш» не поется2.

На литургии — антифоны праздника. Входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя».

Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся»3. Прокимен: «Во всю землю изыде вещание их...». (Этот прокимен поется до отдания — см. Типикон). Апостол — Деян., зач. 3-е. Евангелие — от Иоанна, зач. 27-е. Причастен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву».

Задостойник: ирмос «Радуйся, Царице...» (поется до отдания праздника).

В конце литургии, после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя...», в первый раз после Великой Субботы поется: «Видехом свет истинный...». Отпуст — праздничный (см.: Служебник).

К особенностям службы Пятидесятницы относится и то, что великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии. На вечерне к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошения. Вход бывает с кадилом (но если служит архиерей, то вход совершается с Евангелием), и поется великий прокимен: «Кто бог велий...».

Особенностью вечерни является то, что на ней читаются три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением (колена преклоняются впервые после Пасхи)1. Священник читает их в царских вратах на коленях, лицом к народу.

Первая молитва читается сразу же после входа и пения великого прокимна «Кто бог велий...». Вторая — после сугубой ектении «Рцем вси...». Третья — после «Сподоби, Господи...».

В первой молитве, возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против козней вражиих. Во второй молитве верующие просят дарования им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего их в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. В третьей молитве, обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших отцев и братий наших2.

После каждого чтения бывает сокращенная малая ектения, начинающая прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

После молитв произносится просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву...» и поют стиховные стихиры. Окончание вечерни - обычное, но отпуст — особый (см. Служебник).

Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерне указанных возвышенных молитв св. Василия Великого (впервые совершаемом с коленопреклонением со дня Пасхи).

С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще с ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23,10-17; Числ. 28,26). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. С того времени, по обычаю апостолов, и христиане украшают храмы и дома зелеными древесными ветвями и цветами. Эти украшения напоминают также ту священную дубраву, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников.

Вместе с тем, деревья и цветы вечно обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и к жизни во Христе, Господе н Спасителе нашем (Ин., гл. 15).

День Святого Духа

Песнопения в этот день — те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу.

Всенощного бдения на день Святого Духа не полагается, но на практике в этот день совершается такая же служба, как и в день Святой Пятидесятницы. Полиелея нет. Великое славословие.

«Честнейшую» не поется, поется ирмос 9-й песни.

На литургии поются изобразительны. Произносится входный стих, как в день Пятидесятницы, но вместо «Елицы...» — «Святый Боже...». Отпуст — праздника Пятидесятницы.

Праздник Пятидесятницы имеет 6 дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую субботу. На литургии до отдания праздника по входе — «Приидите, поклонимся... Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа».

Седмица по Пятидесятнице, как и Светлая — сплошная (отменяется пост в среду и пятницу). Такое разрешение поста бывает не по причине наступающего Петрова поста и не для того, чтобы мы приступили к этому посту, насытившись мясоядением, но в честь Святого Духа, пришествие Которого мы только что праздновали в течение двух дней (в воскресенье и понедельник), и в честь семи даров Святого Духа.

Наконец, разрешение поста установлено и в честь Святой Троицы.

Один из церковных писателей XIII века пишет: «Разрешаем пост на седмице по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый равночестен Отцу и Сыну и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Рядовая служба Минеи (сщмч. Феод о́́та, еп. Анк и́́рского) переносится на повечерие вторника Пятидесятницы (8 июня).

Календарные заметки:

Служба только по Триоди.
На утрене с великим славословием «Честнейшую» не поем.
На литургии входный стих, что и в праздник. Поется Трисвятое. Прокимен, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (в остальные дни попразднства прокимен праздника, глас 8-й: «Во всю землю изыде вещание их…»). Вместо «Достойно» - «Радуйся, Царице…» (до отдания). Отпу́ст вечерни, утрени и литургии во все дни до отдания: «Иже в видении огненных язык…».
В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.

На малом повечерии поется канон Святому Духу (см. в Цветной Триоди).

На полунощнице по 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й; по 2-м – кондак праздника, глас 8-й. «Господи, помилуй» (12) и малый отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи...» не произносится).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покрове́н…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всесвяты́й Дух...» (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа). «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. По традиции, к 9-й песни канона – припев: «Ап о́́столи, сош е́́ствие Ут е́́шителя зр я́́ще, удив и́́шася, к а́́ко в в и́́де о́́гненных яз ы́́к яв и́́ся Дух Свят ы́́й».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Язы́цы иногда́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды).

Ектении, и отпуст праздника: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.

Входный стих Пятидесятницы: «Вознеси́ся, Господи, си́лою Твое́ю, воспое́м и пое́м си́лы Твоя́» .

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, пр о́́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Задостойник Пятидесятницы.

Причастен праздника: «Дух Твой Благи́й…».

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

Примечание. В седмицу Пятидесятницы «оставл я́́ются же и междоч а́́сия час о́́в, и и́́же в повеч е́́риях пев а́́емый кан о́́н Пресвят ы́́я Богор о́́дицы» (см.: Цветная Триодь, «В понедельник Святаго Духа», «зри»).

В богослужебных книгах этот день имеет иное название: «Понедельник Святаго Духа».

«В Уставе этого дня св. Феодот называется священномучеником и епископом; тропарь ему положен тоже священномученический. Поводом к этому могло послужить то, что корчемница св. Феодота была молитвенным храмом и алтарем для иереев, сам он был учителем веры и благочестия и убеждал других к страданию за Христа, так что в некотором отношении исполнял пастырские дела. Но он – не священномученик, а мученик... Память его совершается вторично в день кончины свв. седми дев, 18 мая, и в Уставе в тот день он называется мучеником» (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 216; ср.: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. М., 1997р. Т. 3. С. 212, 185–186). Следует также отметить, что наименование в богослужебных книгах св. Феодота 7 июня священномучеником характерно как для славянской литургической традиции (ср.: Устав. М., 1610. Л. 727 об.; Устав. М., 1634. Л. 109; Устав. М., 1641. Л. 684 об.), так и для греческой (ср.: Минея-Июнь. Венеция, 1843. С. 25, 27; Венеция, 1852. С. 22, 23; Венеция, 1868. С. 25, 27).


Тропарь праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), глас
8 :

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, // Человеколюбче, слава Тебе .

Кондак праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), глас 8 :

Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;// и согласно славим Всесвятаго Духа .

Задостойник праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) :

Припев:

Апостоли, сошествие Утéшителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый .

Причастен праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) :

Дух Твой Благий наставит мя на землю праву .

Величание праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) :

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтим Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, // послал еси божественным учеником Твоим .

Братья и сестры, с праздником!

Вот и наступило долгожданное празднество Святой Троицы, на котором почивший Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Алексий думал вознести соборную молитву перед чудотворной иконой «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева в родных для нее стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Благодарим всех наших многочисленных друзей за праздничные поздравления в адрес нашего сайта и взаимно желаем радости о Господе и ниспосланном нам Утешителе. Как отрадно осознавать, что разумных людей, способных трезво оценивать хронику текущих событий, в нашей стране намного больше, нежели слепо верящих всякого рода витиям, которых в порядочном обществе принято считать нерукопожатными. Можно подумать, что этим слепцам в детстве не читали ни «Крысолова», ни «Крошку Цахеса»…

Жаль их, которые на всех углах кричат теперь о своей победе в борьбе за рублевскую «Троицу», и сразу вспоминаются пронзительные строки Игоря Талькова:

Где победу в войне над собой

Отмечает народ.

Покажите мне такую страну,

Где каждый обманут…

Их маленький «гуру» Левон Нерсесян, который, как все трусливые подстрекатели, привык прятаться за спину толпы («мы с вами», «нашаборьба» и т.д. и т.п.), вовсю настраивает этих слепцов против «чиновников в саккосах», как он выражается, скрытно пропагандируя свою секту. По-прежнему Л.В. Нерсесян продолжает пиариться в «ящике» на фоне рублевского шедевра, занудно бубня перед телекамерами, что «Троица» Андрея Рублева «не является чудотворной».

Поразительно, но одурманенным этим третьяковским «фюрером» слепцам и в голову не приходит, что их водят за нос. То им заявляют, что памятники древнерусской живописи такого уровня никуда не вывозятся, а на самом деле тайно составляют списки бесценных икон для выставки в Америке (http ://expertmus .livejournal .com /31332.html ). То категорически настаивают на экспонировании икон в «аутентичной среде», незаконно изымая из основного собрания Музея имени Андрея Рублева «кирилловские доски» (http://community.livejournal.com/rublev_museum/8406.html ), а на просьбу Церкви о временном переносе «Троицы» в Троицкий собор, где испокон века хранилась эта чудотворная святыня, отвечают злонамеренно спровоцированным скандежем.

И хотя в этот юбилейный год 400-летия явления прп. Сергия во время героической обороны Лавры появились многочисленные публикации в Сети с архивными материалами по истории реставрации иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева, почему-то никого из фанатов Нерсесяна ни судьба, ни история реставрации, ни реальное состояние святыни не интересует. А зачем? Они на слово верят своему маленькому «гуру», который клевещет на Патриарха, Церковь, а в паре с такими же беспринципными прохиндеями и на известных сотрудников нашего музея. Им совершенно наплевать, что нерсесяновский информатор Светлана Липатова без году неделя в Музее имени Андрея Рублева, в нашем музее практически не появляется, у нее нет никаких научных планов и отчетов, о происходящем в музее С.Н. Липатова знает понаслышке, тем не менее распространяя лживые сплетни.

И эти, с позволения сказать, «борцы за третьяковскую Троицу» нынче злорадствуют и торжествуют. Нет, дорогие братья и сестры, красоту нельзя подменить красивостью, духовность - душевностью, «Живоначальную Троицу» - «ветхозаветной» (так значится на этикетке под рублевской «Троицей» в Третьяковке!), иконопочитание - нерсесяновщиной.

А посему с праздником всех вас и в качестве небольшого подарка к всенародно любимому Троицыну дню разрешите предложить вашему вниманию статью давнишнего друга нашего музея и замечательного коллеги Василия Григорьевича Пуцко.

Особенности службы праздника в основном те же, что и в другие Господские двунадесятые праздники. На великой вечерне на стиховне впервые после Великой Субботы поется стихира «Царю Небесный» Эта же стихира поется на утрене по 50 псалме и на хвалитех на «и ныне».

На литии, на «Бог Господь» и после великого славословия – тропарь праздника. На утрене по полиелее – величание, «Воскресение Христово видевше».

Канонов праздника два: «Понтом (морем) покры» (глас 7) и «Божественным покровен» (глас 4). К тропарям припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (в Киево-Печерской Лавре к тропарям канона в Пятидесятницу припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). На 9 песни вместо «Честнейшую Херувим» поется припев: «Апостоли сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый». И затем ирмос первого канона. Этот же припев – и к тропарям 9 песни. Катавасия: «Радуйся, Царице». «Свят Господь Бог наш» – не поется.

По Уставу Пятидесятница, как и Неделя Ваий, не имеет особых праздничных припевов на 9 песни, потому что оба эти праздника приходятся на воскресный день, в который в древности никогда не опускалась песнь Богородицы («Честнейшую Херувим»). В дальнейшем в церковную практику вошло петь перед ирмосом указанный выше припев.

В Киево-Печерской Лавре на 9 песни в Пятидесятницу поются припевы: первый – «Величай, душе моя, в Трисх Лицех сущее Едино Божество» и второй – «Величай, душе моя, Иже от Отца исходящаго Святаго Духа». На Литургии в Киево-Печерской Лавре задостойник поется с первым или со вторым припевом.

На Литургии антифоны праздника (только в день праздника). Входное: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» (только в день праздника). Пятидесятница – один из пяти великих праздников, когда Трисвятое на Литургии заменяется крещальной песнью: «Елицы во Христа крестистеся». Задостойник – ирмос «Радуйся, Царице» без припева (поется до отдания праздника). В конце Литургии после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя» в первый раз после Великой Субботы поется «Видехом свет истинный». Отпуст – праздника.

К особенностям службы праздника Пятидесятницы относится также то, что Литургию полагается служить позже, а вечерню ранее положенного для них времен.

Поэтому Великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после Литургии.

На вечерне к обычным прошениям великой ектений присоединяются особые прошения. Вход бывает с кадилом и поется великий прокимен: «Кто Бог велий». Особенностью вечерни является то, что читаются три молитвы святого Василия Великого с коленопреклонением. В день Пятидесятницы колена преклоняются впервые после Пасхи. Эти молитвы читаются:

А) после входа и пения великого прокимна «Кто Бог велий»;

Б) после ектений: «Рцем вси»;

В) после молитвы: «Сподоби, Господи».

Священник читает молитвы на коленях в царских вратах лицом к народу. В первой молитве, возносимой к Богу Отцу, христиане исповедуют свои грехи, испрашивают их прощения и благодатной небесной помощи против козней вражиих. Во второй молитве к Богу Сыну верующие молятся о даровании им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. В третьей молитве, также обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода и во ад сошедшему, Церковь молится о упокоении душ усопших отцов и братии наших. После каждого чтения бывает малая ектения, начинающаяся прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». После молитв произносится ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу», поются стихиры на стиховне и бывает обычное окончание вечерни. Отпуст на вечерне – особый.

Вечерня в день Пятидесятницы совершается раньше своего времени – сразу же после Литургии – для того чтобы народ в духовно сосредоточенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал на вечерне при чтении упомянутых возвышенных молитв святого Василия Великого.

С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью – ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай перешел к нам от Ветхозаветной Церкви Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на Апостолов. С апостольских времен христиане украшают храмы и дома зелеными ветвями и цветами. Украшение зеленеющими ветвями храмов и домов напоминает также и о священной дубраве Мамре, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников (Быт., гл. 18). Вместе с тем, деревья и цветы обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, а также служат призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем (Ин., гл. 15).

Боже великий и вечный, святой и человеколюбивый, удостоивший нас и в этот час стать пред неприступною Твоею славою для пения и хвалы чудес Твоих! Умилосердись над нами, недостойными рабами Твоими, и подай благодать с сокрушенным сердцем без колебаний приносить Тебе трисвятое славословие и благодарение за великие Твои дары, которые Ты совершил и всегда совершаешь для нас. Вспомни, Господи, немощь нашу и не погуби нас с беззакониями нашими, но сотвори великую милость Твою со смирением нашим, чтобы, избежав тьмы греха, мы ходили во дне правды и, облекшись в доспехи света, пребывали огражденными от всяких вредоносных козней лукавого и со дерзновением прославили за всё Тебя, единого истинного и человеколюбивого Бога. Ибо как воистину и подлинно велико, Владыка всего и Творец, Твоё таинство: и распадение на время Твоих творений, и после этого соединение и упокоение на веки! Воздаем Тебе благодарность за всё: за вступление наше в этот мир и за исхождение из него, которое, по Твоему неложному обещанию, укрепляет в нас надежды наши на воскресение и нетленную жизнь, которой мы насладимся во второе будущее пришествие Твоё. Ибо Ты – и воскресения нашего Предначинатель, и неподкупный и человеколюбивый Судия живших, и Владыка и Господь воздаяния, и Тот, Кто стал подобно нам причастным плоти и крови по крайнему снисхождению, и наши невинные страсти, благоволив добровольно их испытать, принял по глубокому Своему милосердию, и в том, что претерпел Сам, быв искушён, нам, искушаемым, сделался добровольным помощником, поэтому и привёл нас всех вместе в Своё бесстрастие. Прими же, Владыка, мольбы и моления наши и упокой всех отцов, у каждого из нас, и матерей, и братьев, и сестёр, и детей, и иных родных и единоплеменных, и все души, прежде почившие в надежде на воскресение и жизнь вечную, и помести духи их и имена в книге жизни, на лоне Авраама, Исаака и Иакова, в стране живых, в Царстве Небесном, в раю сладостном, вводя всех их посредством светлых Ангелов Твоих в святые Твои обители, воскрешая вместе и тела наши в день, который Ты назначил, по святым Твоим и неложным обещаниям. Это же не смерть для рабов Твоих, Господи, когда мы удаляемся от тела и к Тебе, Богу возвращаемся, но это только переселение от более тягостного к лучшему и приятнейшему, к упокоению и радости. Если же в чём мы и согрешили пред Тобою, милостив будь и к нам, и к ним, так как никто не чист от скверны пред Тобою, хотя бы один день продолжалась жизнь его, кроме одного Тебя, явившегося на земле безгрешным, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого все мы надеемся получить милость и отпущение грехов. Поэтому и нам и им, как благой и человеколюбивый Бог, ослабь, отпусти, прости грехопадения наши, вольные и невольные, совершенные сознательно и по неведению, явные и сокрытые, в деле, в мысли, в слове, во всём нашем образе жизни и душевных движениях. И скончавшимся свободу и облегчение даруй, нас же, находящихся здесь, благослови, подавая добрую и мирную кончину нам, как и всему народу Твоему, и недра Твоей милости и человеколюбия раскрывая пред нами при страшном и грозном Твоём пришествии, и сделай нас достойными Царства Твоего.