Проект по развитию речи (средняя группа) на тему: Проект по развитию связной речи детей среднего возраста. Педагогический проект в детском саду. Средняя группа

Паспорт педагогического проекта

Леонович Надежда Викторовна

Антоновская Елена Владимировна

Развитие речи детей средней группы в игровой деятельности

Название проекта

«Вместе весело играть»

Тип проекта

Обучающий, игровой

Участники проекта

Дети средней группы (6 группа)

Воспитатели

Продолжительность проекта

Проблема

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Актуальность

проблемы

Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Развитие связной речи.

Гипотеза проекта

Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

Предполагаемый результат

При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Методы проекта

Наглядные, словесные, практические, игровые

Мероприятия

Сентябрь

Дидактические игры:

«Что делает?»

«Подбери пару»

«Назови одним словом»

«Собери урожай»

Подвижные игры:

«У медведя во бору»

«Ловишки»

«По ровненькой дорожке»

«Мой весёлый звонкий мяч»

Театрализованные игры:

Игра –драматизация «Репка»

Сюжетно-ролевые игры:

«Парикмахерская»

«Магазин»

Октябрь

Дидактические игры:

«Угадай»

«Какое небо»

«Горячо – холодно»

«Вчера, сегодня, завтра»

Подвижные игры

«Воробушки и кот»

«Птички в гнёздышках»

«Листопад»

«День – ночь»

Театрализованные игры:

Игра – инсценировка по русской народной сказке «Война грибов»

Сюжетно-ролевые игры:

«Строители»

«Больница»

Ноябрь

Дидактические игры:

«Из чего сделана посуда»

«Узнай по описанию»

Подвижные игры:

«Море волнуется»

«Гуси –лебеди»

«Подбрось – поймай»

Театрализованные игры:

Сюжетно-ролевые игры:

Декабрь

Дидактические игры:

«Найди свой цвет»

«Раздели на группы»

«Какое время года?»

«Закончи предложение»

Подвижные игры:

«Ловишки с ленточками»

«Вертушки»

«Метель»

«Попади в мишень»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация сказки «Колосок»

Сюжетно-ролевые игры:

«Айболит»

Январь

Дидактические игры:

«Слушай внимательно»

«Чего не хватает»

«Кто в домике живёт»

«Что лишнее»

Подвижные игры:

«Жмурки»

«Найди своё место»

«Самолёты»

«Зайка беленький сидит»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация «Теремок»

Сюжетно-ролевые игры:

«Моряки»

Февраль

Дидактические игры:

«Кто что делает»

«Кто больше»

«Раздели поровну»

«Что изменилось»

Подвижные игры:

«Лохматый пёс»

«Перехватчики»

«Хитрая лиса»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация «Кто сказал мяу?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Шофёры»

«Автобус»

Март

Дидактические игры:

«Магазин»

«Выбери картинку»

«Кто первый»

«Хорошо-плохо»

Подвижные игры:

«Мышеловка»

«Пустое место»

«Куропатки и охотники»

«Серый волк»

Театрализованные игры:

Игра –драматизация «Колобок»

Сюжетно-ролевые игры:

«Ателье»

Апрель

Дидактические игры:

«Найди лишний предмет»

«На кого похож»

«Как называется»

Подвижные игры:

«Мяч в кругу»

«Бездомный заяц»

«Догони меня»

«Охотники и зайцы»

Театрализованные игры:

Игра инсценировка по рассказу В Бианки «Первая охота»

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин игрушек»

«Салон красоты»

Дидактические игры:

«Найди на рисунке»

«Один – много»

«Столько-сколько»

«Сравни»

Подвижные игры:

«Уголки»

«Сделай фигуру»

«Затейники»

«Птички на ветках»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация «Кошкин дом»

Сюжетно-ролевые игры:

«Пожарные»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

Дидактические игры,

Подвижные игры,

Театрализованные игры,

Сюжетно – ролевые игры.

Актуальность проекта

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Цель и задачи проекта

Цель проекта : Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Задачи проекта :

Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Формирование грамматического строя речи.

Расширение словарного запаса.

Развитие связной речи

Этапы реализации проекта

1. Предварительный :

Выдвижение гипотезы;

Определение цели и задач проекта;

Изучение необходимой литературы;

Подбор методической литературы;

Разработка тематического плана для реализации проекта;

Диагностика детей.

2. Основной .

Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.

3. Заключительный .

Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.

Структура проекта

Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.

Литература:

  1. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  2. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
  3. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
  4. Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;
  5. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи»;
  6. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;
  7. Е.А.Тимофеева «Подвижные игры»;
  8. А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
  9. М.Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
  10. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
  11. М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
  12. З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
  13. «Игра дошкольника» под ред. С.Л.Новосёловой;
  14. А.П.Усова «Роль игры в воспитании детей»;
  15. А.И.Максакова, Г.А.Тумакова «Учите, играя».

Номинация: краткосрочные проекты в детском саду в средней группе, проект овощи и фрукты-полезные продукты.

Цель проекта : расширение знаний детей 4-5 лет о продуктах питания (описание продукта, его полезные свойства, способ или место его добывания, приготовление блюд из него).

Задачи проекта : развить устную связную монологическую и диалогическую речь детей, расширить и активизировать словарный запас детей, упражнять детей в проектной деятельности, научить детей защищать свои проекты, стимулировать детей и их родителей к созданию совместного семейного проекта, развивать творческое воображение детей.

Актуальность проблемы : недостаточное развитие устной связной монологической речи детей 4-5 лет, недостаточно сформированные навыки и умения детей в проектной деятельности, недостаточный уровень знаний о продуктах питания у детей 4-5 лет.

Проблемная ситуация : отсутствие в группе достаточной информации о разнообразных продуктах питания, создание семейного проекта «Полезные продукты питания».

Запланированный результат : защита (презентация) детьми своих проектов.

Комплектация воспитанников : подгрупповая, индивидуальная.

Количество участников : все дети группы.

Длительность: 1 неделя.

Дата проведения : сентябрь 2017 года.

Формы совместной деятельности:

  1. Занятия по разделам «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»:
  • рассматривание продуктов питания на плакате и в детских энциклопедиях;
  • беседы на тему «Какие продукты питания мы знаем?», «Где можно найти информацию о продуктах питания?» (из книг, от взрослых и другое);
  • рассказы детей о любимых продуктах питания и блюдах;
  • отгадывание загадок о продуктах питания;
  • чтение статей о продуктах питания из детских энциклопедий.
  1. Занятия по разделу «Социально-коммуникативное развитие»:
  • Дидактические игры «Фрукты и овощи» (лото), «Раздели продукты питания по группам» (фрукты, овощи, мясо, рыба, хлеб и другое).
  1. Занятия по разделу «Художественное-эстетическое развитие» (консультация для родителей):
  • оформление семейного проекта «Полезные продукты питания».
  1. Защита (презентация) детьми своих проектов.

План реализации проекта

1 день.

Деятельность педагога: формулировка вопроса «Какие продукты питания мы знаем?» перед детьми 4-5 лет, постановка проблемы, беседа на тему «Где можно найти необходимую информацию о продуктах питания? (источники); рассматривание продуктов питания на плакате и в детских энциклопедиях.

Деятельность детей: ответы на поставленный вопрос, вхождение в проблемную ситуацию, участие в беседе, участие в рассматривание плаката и детских энциклопедий.

2 день.

Деятельность педагога: дидактическая игра (лото) «Фрукты и овощи».

Деятельность детей: участие в дидактической игре.

Деятельность родителей: помощь детям в создании и оформлении проектов, подготовка детей к защите проектов.

3 день.

Деятельность педагога: чтение статей о продуктах питания в энциклопедии, беседа на тему «Мои любимые продукты питания и блюда».

Деятельность детей: слушание статей, рассказы о своих любимых продуктах питания и блюдах.

Деятельность родителей: помощь детям в создании и оформлении проектов, подготовка детей к защите проектов.

4 день .

Деятельность педагога: дидактическая игра «Раздели продукты питания по группам» (фрукты, овощи, мясо, рыба, хлеб и другое), загадки о продуктах питания.

Деятельность детей: участие в дидактической игре, отгадывание загадок.

Деятельность родителей: помощь детям в создании и оформлении проектов, подготовка детей к защите проектов.

5 день .

Деятельность педагога: организация защиты (презентации) детских проектов «Полезные продукты питания», помощь детям при защите проектов.

Деятельность детей: защита (презентация) своих проектов.

Деятельность родителей: помощь детям в создании и оформлении проектов, подготовка детей к защите проектов.

Результаты краткосрочного проекта «Полезные продукты питания»

  • Расширение знаний о продуктах питания у детей средней группы № 3;
  • Формирование навыков и умений детей средней группы № 3 в проектной деятельности (развитие устной связной монологической и диалогической речи, развитие умения выступать перед сверстниками и слушать выступающих);
  • Участие 17 детей в презентации своих семейных проектов на тему «Полезные продукты питания» (17 проектов).

Номинация: проектная деятельность в ДОУ готовые проекты в средней группе, проект овощи и фрукты в детском саду.

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «Детский сад № 278»
Месторасположение: Пермский край, город Пермь

Елена Заяц
Проект по развитию связной речи детей средней группы «Составление описательных рассказов на тему «Домашние животные»

Вид проекта : педагогический.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети средней группы № 3 , воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания , познанием окружающего мира, развитием личности в целом .

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии , философии и педагогике как «узел» , в котором сходятся различные линии психического развития - мышление , воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической , лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития .

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи , обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи , обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств , допустимых в разговорной речи , но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью , которая представляет собой развернутое высказывание , состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание , повествование, рассуждение . Формирование связности речи , развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой , непосредственной , выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей : связность речи - это связность мыслей . В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи . По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития .

Цель проекта : обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее.

Задачи проекта :

Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, опорные схемы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных .

Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животного с опорой на схему .

Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ .

Учить детей составлять рассказ , сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать животных .

Учить детей подбирать к животному слова – эпитеты , характеризующие его и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.

Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет

(иллюстрацию) .

Предполагаемый результат : проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей .

Сведения об участниках :

Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом .

Этапы проведения проекта :

Понедельник

1. Беседа » .

3. Рассматривание предметных картинок с изображением домашних животных .

4. Произношение чистоговорки :

«Са-са-са - прилетела к нам оса.

Су-су-су - кот прогнал осу»

5. Чтение сказки В. Сутеева «Три котенка» .

6. П/и. «Лошадки» .

1. Беседа «Домашние животные и я » .

2. Д/и. «Путаница» («Кто где живет?» ).

3. Игры на звукоподражание.

4. Чтение сказки В. Сутеева «Про козленка, который умел считать» .

5. П/и. «Кролики» .

6. Просмотр мультфильма «Котенок по имени «Гав» .

Среда

1. Беседа «Служебные собаки» .

2. Д/и. «У кого пропал детеныш .

3. Игр. сит. «Потерявшийся котенок»

5. Заучивание отрывка из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом» .

6. П/и. «Кот и мыши» .

1. Беседа «Чем питаются домашние животные » .

3. Р. О. С. «Как правильно вести себя с бродячими животными »

4. Чтение сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» .

5. П/и. «Лохматый пес» .

6. Просмотр мультфильма «Кошкин дом» .

1. Беседа «Мой питомец»

2. Д/и. «Назови ласково» .

3. Составление описательного рассказа по теме »

4. Чтение сказки С. Михалкова «Три поросенка» .

5. П/и. «Пастух и стадо» .

Работа с родителями :

1. Анкетирование родителей «Речевое поведение родителей с ребенком» .

2. Консультация «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста».

3. Детско-родительский досуг «Мы и наши друзья - домашние животные » .

Литература

1. Попова Л. Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» стр. 65

2. Данилина Т. А. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом» стр. 62

3. Доронова Т. Н. «Вместе с семьей» стр. 84

4. Давыдова О. И. «Работа с родителями в ДОУ» стр. 121

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательных рассказов об игрушках» Конспект занятия по развитию речи. Тема: Составление описательных рассказов об игрушках. Цель: учить детей в составлении описательных рассказов.

Конспект НОД по развитию речи (старшая группа). Составление творческих рассказов «Невиданные космические животные» Конспект НОД по развитию речи (старшая группа)Тема: Составление творческих рассказов: «Невиданные космические животные» Муниципальное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Составление описательных рассказов о диких животных» Тема: «Составление описательных рассказов о диких животных». Воспитатель: Ключка Лариса Ивановна ЦЕЛЬ: 1. Развивать связную речь детей,.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №79 комбинированного вида» Конспект занятия по развитию речи для.

Конспект занятия по развитию речи «Кто, кто в теремочке живет? Составление описательных рассказов об овощах» Коррекционно-образовательные цели. Закрепление знаний детей об овощах (цвет, форма, место произрастания, какой на вкус, какой на ощупь,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательных рассказов о диких животных. Программные задачи: 1. Активировать словарь детей за счет названий диких животных и их детенышей. 2. Упражнять в употреблении существо тельнике.

Цель: -активизация, закрепление, лексического (слова, словарь) материала, обогащение словарного запаса; -развивать умение дифференцировать.

НОД Тема: «Домашние животные». Составление рассказов по картине «Козы». Задачи. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать.

"Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить" В настоящее время проблемы, связанные с процессом.

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Составление описательных рассказов о петушке, мышке и хлебе» Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Составление описательных рассказов о петушке, мышке и хлебе» Цель: Формировать.

Библиотека изображений:

Лариса Балтина

Предлагаю вашему вниманию долгосрочный проект по развитию речи с использованием мнемотаблиц.

Говорить путано умеет всякий,

говорить ясно немногие.

Галилео Галицей.

Введение

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи.

В практике своей работы я использую различные методы и приёмы развития речи. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, составление плана, повторное чтение с договариваем, дидактические игры и др. Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста может мнемотехника.

Актуальность

Изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

Недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

Бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора выделено создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Главная цель моего проекта: Создать условия для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

Задачи проекта:

Обучающие:

Создать условия для увеличения круга знаний детей об окружающем мире.

Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.

Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приёмов мнемотехники.

Развивающие:

Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.

Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам.

Воспитательные:

Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.

В работе с родителями:

Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Активное включение родителей в образовательный процесс.

Тип проекта : информационно - творческий

Вид проекта: долгосрочный

Ожидаемый результат:

Повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаются в образовательный процесс;

Повысится: точность, связность и выразительность речи;

Развиваются творческие способности;

Повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;

Дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;

Родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.

Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

Аннотация к проекту

Для развития познавательно-речевых способностей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течении месяца содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций.

Обучение пересказу литературных произведений начинают со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом используется приём совместного рассказа.

Схема обучения пересказу сказки:

1. Рассказывание сказки с одновременным показом настольного театра.

2. Повторный рассказ воспитателя с детьми. Воспитатель начинает фразу, дети продолжают. Например, Жили-были дед (и баба) Была у них (курочка-ряба) Дети находят на столе предметные картинки или мне-моквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности.

3. Показ иллюстраций, воспитатель обращает внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Используется приём художественного слова: читаются потешки, песенки на тему сказки.

4. Привлечение детей к обыгрыванию сказки

Работа по использованию мнемотаблиц состоит из 3 этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодировние информации: символы в образы.

3 этап: После кодирования осуществляется перерассказ сказки с помощью взрослого.

Для детей среднего дошкольного возраста необходимо брать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Исполнители проекта : Дети средней группы, их родители и воспитатели группы.

Этапы реализации проекта:

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта.

3. Подбор наглядно-дидактического материала.

4. Организация развивающей среды в группе.

Литература.

1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.

2. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Программа «От рождения до школы»- М. : мозаика синтез, 2014.

3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.

4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1998.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.

6. Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издатель-ство ГНОМ и Д», 2001.

8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1993.

9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1984.

10. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л. Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001.

Реализация плана мероприятий:

1. Работа по плану мероприятий

2. Создание презентации.

3. Работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование по вопросам использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста).

План мероприятий с детьми

(ответственные за выполнение плана – воспитатели группы)

Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба». (работа по схеме)

Рассказывание русской народной сказки «Теремок».(работа по схеме)


Чтение русской народной сказки «Репка».(работа по схеме)


Чтение русской народной сказки «Колобок».(работа по схеме)


Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».(работа по схеме)


Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».(работа по схеме)


Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».(работа по схеме)


Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».(работа по схеме)


Работа с родителями

1. Родительское собрание: Развитие речи детей на пятом году жизни: «Мнемотехника для детей дошкольного возраста» - ноябрь.

2. Консультация для родителей "Как учить ребенка описывать увиденное?" - декабрь.

3. Папки передвижки «Что такое мнемотехника?», «Мнемотехника для детей среднего дошкольного возраста» - декабрь.

4. Семинар –практикум «Как работать с мнемотаблицами» - январь.

5. Папка передвижка "Составляем и используем мнемотаблицы дома" - февраль.

6. Консультация для родителей "Развиваем и обогащаем словарный запас детей" - март.

7. Оформление с родителями рисунков для выставки: «Ох уж эти сказки!» - май.

8. Привлечение родителей к изготовлению костюмов к презентации сказки - июнь.

9. Итоги работы по проекту: презентация сказки «Волк и семеро козлят» - июль.

Заключительный этап: июль 2018г

Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.

Отгадывание загадок по сказкам.

Дидактическая игра «Наши сказки».

Вспомним сказку по коллажу.

Инсценирование детьми сказок с помощью мнемотаблиц.

Презентация результатов реализации проекта: Показать драматизацию сказки «Волк и семеро козлят», детям других групп и родителям.

Мониторинг детей по развитию речи.

Составление плана на расширение проекта по использованию приёмов мнемотехники в работе с детьми в старшей группе.

Вывод:

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми младшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Вместе с тем, уточнения средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Паспорт проекта Проблема У детей плохо развита связная речь. Что для этого нужно делать? Цель Формирование у детей социально – коммуникативно й компетентности. Причины У детей плохо сформирована связная речь, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Недостаточно уделяется времени в НОД для развития связной речи. Родители мало уделяют внимания на эту проблему. Тема Коммуникация. Название проекта «Речевой ручеёк» Тип проекта Информационно – практико – ориентированный; долгосрочный (2 месяца), групповой, межпредметный.

Системная паутинка проекта

Задачи Формировать умение составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Совершенствовать умение, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней. Упражнять в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок, короткие рассказы. Обогащать словарь, грамматический строй речи. Развивать умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Развивать речевую активность дошкольников. Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.

План подготовки и реализации проекта Деятельность педагогов Разработать цикл мероприятий по теме проекта. Подобрать художественную литературу. Подготовить картотеку игр и игровых упражнений. Сделать дидактические настольные игры. Сделать схемы и мнемотаблицы. Подготовить наглядный речевой материал: сюжетные картины, предметные картинки. Оформить газету «Речевой ручеек» Деятельность детей Участие в беседах, мероприятиях по составлению рассказа по предметным картинкам, сюжетным картинам, пересказ текстов, описание игрушек. Игры: сюжетно - ролевые, дидактические и настольные. Чтение художественной литературы и беседы по содержанию. Рисование рисунков, выполнение работ по аппликации и лепке по теме проекта. Работа с мнемотаблицами. Деятельность родителей Чтение детям художественных произведений, беседа по содержанию. Составление с детьми рассказов о любимых игрушках, знакомых предметов. Игры с детьми на развитие словотворчества. Совместные рисунки детей и родителей.

Результат Конспекты мероприятий. Газета «Речевой ручеек» (рассказы детей по сюжетным картинкам) Фотовыставка: «Как мы играем в детском саду». Выставка рисунков и рассказов: «Предметы вокруг нас». Оформление и пополнение речевого уголка пособиями. Ресурсы Кто? Что? Дети, воспитатели, родители. Книги, иллюстрации; дидактические и настольные игры; мнемотаблицы; бумага, карандаши, краски; конструктор и строительный материал; художественные произведения. Форма презентации Открытое проведение непосредственно – образовательной деятельности: «В гости к куклам» (коммуникация, познание, социализация, здоровье, музыка, художественное творчество) Ожидаемые результаты Формирование коммуникативной компетенции: развитие связной речи, умения общаться с детьми, взрослыми. Развитие умения использовать в общении различные коммуникативные средства.

№ Мероприятия Срок 1. 2 . 3. 4 . 5. 6 . 7 . Беседы с родителями о важности проблемы развития речи детей. Консультация стендовая «Игротека в кругу семьи» Папка - передвижка «О роли родителей в развитии речи детей». Участие в оформлении выставки рисунков и рассказов: «Предметы вокруг нас». Участие в оформлении и пополнении речевого уголка « Речевичок ». Консультация логопеда «Как придумать сказку или забавную историю?» Памятка для родителей «Упражнения для развития связной речи » 23.10.12. – 25.10.12г. в теч. месяца 6.11.12. - 16.11.12г. в теч. проекта в теч. проекта 26.11.12 . – 7.12.12г. 14.12.12г. Работа с родителями

План работы с детьми через интеграцию образовательных областей Социализация: Сюжетно-ролевые игры: «К куклам в гости», «Едем на автобусе», «Плывем на корабле» и др. Дидактические игры: «Готовим обед», «Найди и расскажи» , «Веселый куб», «Угадай по описанию» , «Подзорная труба», «Цепочка» и др. Подвижные игры со словами: «Лохматый пес», «Два Мороза», «Подарки», «Гуси - лебеди» и др. Физическая культура: Развитие потребности в физическом совершенствовании, развитие физических качеств, воспитание культуры движений. Познание: 1. Беседы: «Кто такие писатели?», «Кто такие поэты?» 2. Знакомство с мнемотаблицами 3. НОД: «Путешествие в прошлое одежды», «Путешествие в прошлое кресла» Коммуникация: Беседа: «Надо ли учиться говорить?» НОД: «Составление рассказа –описание игрушек», «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»», «Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»» и др. Художественное творчество: 1. Рисование: «Маленький гномик» 2. Аппликация «Корзина с грибами» 3. Лепка: «Девочка в зимней одежде» Здоровье: Пальчиковые игры, физминутки, логоритмика. Чтение художественной литературы: Чтение рассказов, стихов, рассказывание сказок. Загадывание загадок. Заучивание наизусть стихотворений. Безопасность: Беседы об основных источниках опасности в детском саду, на улице, в быту Труд: Формирование представлений о разных профессиях, наблюдение за работой сотрудников д /с Музыка: Слушание муз.произведений, беседы

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Формирование коммуникативной компетенции: развитие связной речи, умения общаться с детьми, взрослыми. Развитие умения использовать в общении различные коммуникативные средства. Составление рассказа по серии сюжетных картинок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В мире животных" Цель проекта: формирование представления у дошкольников о животном мире, взаимосвязях в природе, которые помогают детям обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и сво

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №93 г. Карталы» ПроектТема: "В мире животных"для детей средней группы...

Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»

Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...