Проблемы с письмом в начальной школе дисграфия. Система упражнений для преодоления дисграфии у младших школьников. Проговаривайте проблемные слова

Когда у ребенка (взрослого человека) выявляются сложности (вплоть до отсутствия возможности? аграфии) с овладеванием письменной речью, то можно с уверенностью сказать, что это дисграфия.

Причины дисграфии у детей и взрослых

Развитие способности высказывать письменно свои мысли напрямую связано с устной речью – умением различать фонемы, четко произносить звуки, говорить связно, грамотно выстраивая фразы.

Причины дисграфии у младших школьников бывают спровоцированы как медицинскими проблемами, так и обусловлены условиями, в которых осуществляется социальное, психологическое становление малыша. При этом могут присутствовать также:

  • дизартрия (звуки выговариваются неверно из-за проблем со структурами организма, отвечающими за речь);
  • алалией (ребенок практически не разговаривает или говорит очень плохо и мало);
  • афазией (пропадает уже установившаяся речь);
  • дислалией (неверно выговариваются звуки, но нет структурных поражений) и пр.

Медицинские причины? это повреждение мозга из-за:

  • сложной беременности (родов);
  • инфекций;
  • гипоксии и т.д.

Социальные и психологические условия:

  • вынужденность одномоментного овладевания рядом языков из-за семейных обстоятельств (как пример, билингвизм);
  • проблемы с речью у лиц в окружении малыша;
  • недостаток общения посредством разговорных навыков;
  • отсутствие настороженного отношения к особенностям речи малыша со стороны значимых взрослых;
  • начало обучения грамоте на фоне недостаточной готовности;
  • конституциональные черты;
  • наличие иных проблем (психических, речевых и т.п.).

У взрослых факторами, предрасполагающими к дисграфическим проблемам, служат в структурах мозга:

  • хирургические вмешательства;
  • опухолевые образования;
  • травмы;
  • инсульт и др.

Классификация и виды

Предложен целый ряд классификаций, основанных на причинно-следственных взаимодействиях. Наиболее распространено выделение 6-ти видов.

Оптическая

Довольно редко встречается сама по себе, но часто сопутствует иным формам. Для нее типичны:

  • проблемы с пространственным, зрительным мировосприятием;
  • слабая зрительная память;
  • проблемы с восприятием понятий величины, формы, цвета;
  • сложности с различением буквенных изображений.

Проявляется:

  • заменой (неправильным изображением) на письме похожих внешне букв (л-м, э-с и пр.).

Акустическая

Причиной патологии служат трудности дифференциации звуков, которые похожи по звучанию (проблемы с фонематическим слухом). Проявляется:

  • заменой букв, которые соответствуют парным звукам (ж-ш, д-т, е-и и пр.);
  • перестановкой и/или пропусками букв.

Аграмматическая

Несформированность умения правильно выстраивать речь? причина данного типа. Проявления:

  • неправильное применение рода, предлогов, числа;
  • неверное упоминание окончаний падежей;
  • пропуски ряда членов в предложении;
  • неверный порядок слов;
  • нарушения взаимосвязей между предложениями, внутри одного.

Артикуляторно-акустическая

Патология вызвана неверным выговариванием звуков. Проявляется:

  • написанием, как самому пациенту «слышится», как он сам произносит.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Патология заметна в предложениях (при их делении на слова) и словах (проблемы со слогами/звуками). Проявления:

  • буквы/слоги меняются местами, пропускаются, добавляются лишние;
  • появляется склонность к неверному написанию слов слитно и/или раздельно;
  • появляется склонность к сливанию предлогов с иными словами;
  • появляется склонность к отделению корня от приставки.

Моторная или диспраксическая

Обуславливается двигательными проблемами во время письма, а также со связыванием зрительных отображений слов и звуков с моторными. Проявляется в виде структурных искажений, замен предложений и отдельных слов.

Представляем вашему вниманию видео, в котором рассказывается о причинах и признаках дисграфии:

Диагностика

Мероприятия подразумевают изначальное исключение физиологических факторов, слуховых и зрительных патологий и предполагают консультацию узких специалистов – невролога, окулиста, ЛОРа. Для выявления уровня сформированности речи пациент обязательно обследуется логопедом. Зачастую дисграфия и дислексия встречаются у ребенка одновременно.

При постановке диагноза важными моментами являются дифференцирование дисграфии с простым незнанием грамматических основ, а также определение типа патологии.

Проводятся обследования:

  • речевого, общего развития;
  • слуха, нервной системы, зрения, артикуляционного аппарата;
  • моторики (ручной, речевой);
  • по выявлению «главной» руки;
  • по оценке выговаривания звуков, способности к проведению звукового анализа;
  • специфических черт и объема словарного запаса, точности речевого построения;
  • аналитический разбор работ, которые пациент выполняет письменно;
  • на основе выполненных заданий на списывание, составление описаний, написание под диктовку, чтение и пр.

Лечение

Коррекция проводится с учетом механизма и типа нарушения. При наличии показаний назначаются медикаментозное и/или реабилитационное (физио- и гидротерапия, лечебная физкультура, массаж и пр.) лечение.

Коррекционная работа

Логопед оказывает пациенту помощь в:

  • восполнении пробелов при произнесении звуков;
  • формировании верной грамматически речи и обогащении словаря;
  • развитии связности речи;
  • развитии памяти, двигательной активности, пространственной ориентации, мыслительных процессов, восприятия на слух, способности к звуковому анализу/синтезу.

Сформированные в результате устойчивые навыки устной речи далее закрепляются посредством письменных упражнений.

Упражнения для устранения и коррекции дисграфии

Исходя из вида нарушения, логопед предлагает проведение ряда специфических упражнений. Однако имеются и примеры общего уровня, которые можно осуществлять своими силами в домашних условиях.

  • «Лабиринты» . Задания подобного рода, требующие проведения безотрывной линии, направлены на тренировку крупной моторики (предплечья, руки). Правильное их выполнение предполагает своевременную смену положения руки, но не листа бумаги.
  • «Пропущенные буквы» ? вставление отсутствующих букв в большой текст. Задание может осуществляться с помощью текста-подсказки, в котором заполнены все пробелы. Назначение упражнения? развитие внимания, уверенности письменного навыка.
  • Разъяснение постановки знаков препинания в тексте.
  • Проговаривание вслух непосредственно в момент письма согласно правилам написания.
  • «Корректурная правка» ? вычеркивание из довольно объемного текста заданной буквы, а на следующем этапе? вычеркивание одной и подчеркивание другой. Способствует запоминанию зрительного образа букв, устойчивости внимания.

Подобные упражнения, в отрыве от занятий со специалистом, не способны разрешить проблему, но позволяют значительно увеличить результативность лечения дисграфии у младших школьников.

Профилактика

Профилактические мероприятия эффективны до начала освоения грамоты и включают:

  • устранение проблем устной речи;
  • стимуляцию своевременного развития представлений о пространстве, сенсорных функций, способности различать звуки/буквы на слух или зрительно;
  • выявление и лечение проблем медицинского характера.

В начальной школе многие дети имеют затруднения при грамотном письме. Следует отметить, что некоторые из них не могут грамотно писать не потому, что испытывают затруднения с грамматикой и пунктуацией, проблема носит более сложный характер, обусловленный несформированной высшей психической деятельностью. Конечно, ошибки в тексте встречаются практически у всех учеников начальной школы, но лишь у 12-20% учащихся причина кроется в дисграфии. Дисграфия — это серьезное нарушение в психике детей, которое необходимо устранять на раннем этапе.

Дети, страдающие этим расстройством, во время письма совершают серьезные ошибки: путают слова, повторяют одно и то же слово и путают буквы. Данное заболевание не является признаком задержки интеллектуального развития и поддается коррекции.

На что стоит обратить внимание:

  • Частые фонетические ошибки (слово — сово», медведь — мевет и т.д.);
  • Ошибки в очень простых словах (напр. в слове «как»);
  • Пропуск слогов, неверные окончания и т.д.

Для того чтобы писать грамотно и нормально читать, достаточно обладать средним интеллектом. Однако не стоит раньше времени бить тревогу, если кто-то из учащихся испытывает затруднение во время обучения. Важно понимать, что дисграфия никаким образом не влияет на умственное развитие. Такой человек адекватно воспринимает устную информацию и способен обучаться. Затруднения возникают именно с визуальной информацией. Часто можно встретить «отзеркаленные» буквы в тексте, который написал человек, страдающий данным недугом.

Дисграфия и дислексия являются схожими по своей природе недугами, поэтому часто люди страдают от обоих расстройств сразу.

Какие дети попадают в фактор риска:

  • левши;
  • бывшие левши (родители или учителя переучили ребенка на правую руку);
  • дети, начавшие раннее обучение в школе;
  • дети, растущие в мультиязычной семье;
  • дети, страдающие рассеянным вниманием;
  • дети, которые рано начали заниматься с логопедом.

Коррекция дисграфии является прерогативой логопедов. Специалист порекомендует необходимые упражнения и научит правильному подходу к обучению. Однако нелишним будет обратиться к психологам, так как причиной недуга могли стать: дефицит общения, некорректная или нечеткая речь окружающих, очень раннее начало обучения грамоте и т.д. В результате появившаяся психологическая травма.

Виды дисграфии

Специалисты разделяют дисграфию на следующие виды:

  • Артикуляторно — акустическая.
  • Акустическая.
  • Проблемы звукового анализа.
  • Аграмматическая.
  • Оптическая.

Коррекция дисграфии – это совместная работа учителей, родителей и логопеда. Для того чтобы в полной мере понять природу данного расстройства, следует разобраться в предмете более углубленно.

  1. Человек, невнятно произносящий отдельные звуки и путающий в речи букву «р» и «л» подвержен артикуляторно — акустической дисграфии. Неспособность правильно произнести какую-либо букву часто приводит к ее умышленному пропуску. К примеру, обследуемый испытывает затруднение при выговоре чередующихся согласных, что приводит к некорректному произношению слов: «приток – питок», «трансформация – тансфомация», «тридцать – тицать», «творог — толог» и т.д.
  2. Если человек путает буквы, то причина этому может заключаться в акустической дисграфии. Звонкие и шипящие звуки в одном слове провоцируют человека некорректно произносить и писать некоторые слова.
  3. Суммирование нескольких слов в одно, является причиной патологии, характерного для неправильного звукового анализа. Например, человек вместо «красивый интерьер» произносит «кратирьер». Часто люди, страдающие от данного расстройства склоны к написанию предлогов отдельно от слов, так как слышат между ними ярко выраженную границу: «извечный – из вечный», «перевал — пере вал» и т.д.
  4. Неспособность согласовывать слова является явным признаком аграмматического расстройства. В качестве примера можно привести следующие словосочетания: непростой решения, сложная задачи и т.д.
  5. Очень часто встречается расстройство, при котором дети пишут некоторые буквы, форма которых ярко выражена наоборот. Буквы словно отзеркаленны (Я, Р, В, Ь и т.д.). Такое расстройство обусловлено оптической дисграфией.

Это основные формы недуга, на практике часто встречаются более сложные варианты, которые суммируют в себе несколько форм. Несмотря на наличие такого количества форм, лечение дисграфии во многом проходит по одной методологии.

Дисграфия у взрослых встречается не менее часто, чем у детей. Причиной возникновения данного расстройства может стать опухоль, черепно-мозговая травма, менингит, асфиксия, родовые травмы и т.д.

Дисграфия у взрослых проявляется, так же как и у детей: ошибки во время письма, которые человек повторяет из раза в раз, при этом хорошо зная грамматику и орфографию. Часто люди, страдающие данным недугом, путают буквы, которые внешне схожи по написанию (ъ-ь, в-ь, ш-щ, г-р и т.д.)

Советы родителям, чьи дети нуждаются в коррекции речи и письма

Ни в коем случае не ругать детей с недугом и не кричать на них. Такое поведение приведет лишь к усугублению ситуации. Обследуемый должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей. Вся работа должна проходить в комфортной обстановке. Следует понимать, что на детей оказывается некий прессинг, который может повлиять на их психику и сформировать психологические барьеры, способные ограничить их дальнейшую жизнь.

Если преподаватель обращается с учениками грубо и постоянно упрекает в ошибках, то дети могут вырасти в аморфных людей, которые будут бросать любое начинание при первой же неудаче или ошибке.

Страдающие дисграфией вовсе не неизлечимы. В 70-80% случаев, если заняться исправлением недуга в дошкольном возрасте, то проблема решится. Следует внимательно относиться к ребенку, в таком случае его проблемы будут видны на раннем этапе, что в разы увеличит вероятность их устранения.

Обращаться за помощью следует только к опытному логопеду. Также необходимо показать ребенка психоневрологу, который сможет выявить вспомогательные отклонения. Не стоит пренебрегать услугами репетитора. Репетитор будет заниматься только одним учеником в удобной для него обстановке, зная особенности своего подопечного и учитывая их во время обучения.

В каждом деле необходима система, для достижения наилучших результатов, лечение дисграфии не исключение. Следует проводить занятия систематически, не нарушая график.
Также обязательно следует определить причины патологии.

Диагностика дисграфии у детей

Диагностика дисграфии подразумевает прохождение обследований у невролога, офтальмолога, отоларинголога и логопеда. Как уже говорилось ранее дисграфия и дислексия имеют схожие характеристики, поэтому помощь квалифицированных специалистов поможет выявить оба расстройства и устранить их.

В первую очередь необходимо точно определить, не является ли неграмотная речь обследуемого следствием патологии, а не банального незнания правил правописания.

Обследование будет проходить в несколько этапов:

  • Вначале будут исследованы письменные работы и проведен их анализ.
  • Далее необходимо послушать устную речь и определить наличие отклонений. Во время исследования ведется наблюдение за жестикуляцией манерой изъясняться, также определяется ведущая рука.
  • Во время всего обследования специалисты исследуют словарный запас, произношение различных звуков, восприятие звуков и слоговую структуру, которую составляет обследуемый во время разговора.
  • После того как исследования речи завершатся, начинается исследование письменной речи. Обследуемый переписывает сначала печатный, рукописный текст, затем выполняет диктант, составляет описания по изображениям, читает слога, слова и тексты.

Когда все процедуры закончены, логопед анализирует результаты и выносит заключение. Дислексия и дисграфия у детей, как правило, ярко выражены и их определение зачастую не составляет особых затруднений у специалиста.

Многим может показаться, что вышеуказанные процедуры можно провести дома, без помощи специалиста, но это абсолютно неверно. Для того чтобы выполнить максимально точное обследование, необходимо обладать опытом и необходимыми знаниями. В противном случае можно совершить ряд ошибок, что приведет к неправильному заключению и неверному пониманию как лечить патологию.

Коррекция дисграфии у детей школьного возраста

Лечить дисграфию необходимо совместными усилиями. Работая вместе с преподавателями, родителями и логопедом, ребенок может избавиться от данного отклонения.

Если ребенок испытывает трудности в разговорной речи, то необходимо обеспечить его систематической практикой. Такой специальный диктант должен отличаться от обычного. Следует четко проговаривать слова, указывать знаки препинания. Перед началом диктанта следует четко прочитать весь текст.

Следует избегать возникновения отрицательных эмоций. В негативной обстановке дети воспринимают любое лечение как что-то навязываемое и подсознательно будут стремиться абстрагироваться.

Не стоит проявлять чрезмерное внимание и крайнюю озабоченность данным отклонением. От повышенного внимания к проблеме, ребенок решит, что с ним что-то не так и начнет воспринимать себя неполноценным, что в корне не соответствует действительности.

Необходимо привить ребенку настроение достижение грандиозной цели. Следует хвалить (в меру) ребенка и поощрять его приятными сюрпризами, чтобы он относился к лечению с особым рвением и был нацелен на достижение отличного результата.

Лечение у логопеда будет происходить по другой системе. Логопеды основывают лечение на специальной азбуке и наборе специфических речевых игр. Упражнение с азбукой сводится к тому, что детям предлагается сложить слово и обозначить его грамматические элементы. Данное упражнение помогает запомнить структуру слов, внешний вид букв и учит правильному произношению.

Далее логопед дает ребенку понимание различий твердых и мягких и глухих звуков. Ребенок повторяет слова и подбирает свои, которые соответствуют требуемым звукам. Вовремя работы идет анализ звуков, букв и слогов из которых состоят слова.

Существует отличное упражнение, которое необязательно проходить вместе с логопедом. Ребенок пишет какой-либо текст (необязательно под диктовку) и проговаривает каждое слово. Очень важно, чтобы ребенок четко произносил слабые доли.

Пример: «сколькО стоИт мОлОко». Ведь в устной речи данная фраза произносится совсем по-другому – «сколька стоет малако».

Слабые доли в данном примере – это звуки, которые при быстрой речи могут изменяться, не влияя на смысл слова. С виду простое упражнение, но при систематическом занятии, оно очень действенно.

Профилактика дисграфии у ребенка

Узнав про дисграфию и поняв, что такое отклонение может отрицательно сказаться на ребенке в будущем, автоматически приводит к выводу, что чем раньше оно будет обнаружено, тем лучше. Желательно определить, есть ли у ребенка данный недуг еще до того, как он приступит к изучению грамоты.

Существует множество упражнений, которые отлично подходят для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста:

  • Определение предмета по контурному изображению.
  • Поиск одинаковых предметов на картинке.
  • Игра в лабиринт. На листке бумаги чертится лабиринт, ребенку необходимо провести ручкой линию через весь лабиринт не касаясь стен.
  • Определить предмет по отдельным деталям.
  • Поиск лишнего предмета на картинки, который не соответствует остальным (например, среди овалов и кружков, лишним будет треугольник или квадрат и наоборот).
  • Соотношение предметов с их силуэтом. Существуют специальные развивающие игрушки, например куб с отверстиями разной формы, в которые необходимо вставить фигурки той же формы, что и отверстия.

Коррекция дисграфии – не самый простой процесс, как для ребенка, так и для родителей. Придется проделать большую работу и проявить все свои сильные стороны, чтобы поддержать ребенка и помочь ему избавиться от недуга. Самые главные специалисты для ребенка – это его родители. Работайте с ребенком, заручитесь поддержкой логопеда и все получится.

Коррекционные упражнения для младших школьников с дисграфией.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме.

Основная причина таких ошибок - недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью - это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике.
Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Выделяют пять форм дисграфии: 1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

Примерные задания, направленные на предупреждение и коррекцию

артикуляторно – акустической дисграфии:
1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:
1. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ван, ym.a, лу.а, б.нокль.
2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (
шуба, уши, кошка ).
3. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например:
сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк и др.
4. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:
Па-(пар)
па- -(парк)
па- - -(паром)
па- - - -(паруса)
6. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

7. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.
Р У Ч К А
роза угол чаша каша аист
8. Преобразовать слова:
- добавляя звук:
рот - крот, мех - смех, осы - косы; луг - плуг ;
- изменяя один звук слова (цепочки слов):
сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон ;
- переставляя звуки:
пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, волос - слово .
9.Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (
парк, ива, карп, пар, рак, Ира ).
10. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова:
дом - мак - кот - топор - рука.
11. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
12. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д. Например: п........... (простокваша).

13. Составить графическую схему предложения.
---- предложение
-- -- слова
- - - - слоги
. . . . звуки

14.Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке:

нос - сон, кот - ток, сор -рос, топ - пот.
15. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов:
рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).
16. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки; например: "курица", "осы" "шуба", "карандаш", "арбуз". Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают (кошка ).
17. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.
18. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки:

"сом", "косы", "мак", "топор", "забор".
19. Какой звук убежал? (Крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама ).
20. Найти общий звук в словах:
луна - стол, кино - игла, окна - дом.

21. Раскладывание картинок под графическими схемами. Например:
прямоугольники, разделенные на части, обозначают слово и слоги. Кружочки-звуки.
22.Придумать слова к графической схеме.
23. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.
24. Назвать деревья, цветы, животных, посуду и т. д., слово-название которых соответствует данной графической схеме.

Также ведется работа над развитием речевого аппарата и голоса.

1. Дыхательная гимнастика.

Цель: выработка правильного носового дыхания.

1.1.Поглаживание носа от кончика вверх - вдох, при выдохе похлопайте пальцами по ноздрям со звуком МММ.

1.2.Расширьте ноздри - вдох, расслабьте - выдох.

1.3. Широко открыть рот и подышать носом.

1.4. Четырехфазное дыхательное упражнение. Вдох - задержка - выдох - задержка.

(Упражнения для дыхательной гимнастики даны в методической литературе).

2. Беззвучно произнести А - Э - О, с поворотом головы.

Цель: активизировать работу мягкого нёба и глотки.

3. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога .

Цель: отработка дыхания, ритма речи, укрепления мышц губ и языка.

БА- БА-БА

БА- БА -БА

БА- БА- БА

ВО -ВО-ВО

ВО- ВО -ВО

ВО-ВО- ВО

ПЫ -ПЫ-ПЫ

ПЫ- ПЫ -ПЫ ПЫ-ПЫ- ПЫ

ЛА -ЛА-ЛА

ЛА - ЛА -ЛА

ЛА- ЛА- ЛА

4. Орфографическое чтение вслух.

Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому, что дети помогают себе, проговаривая, правильно артикулируя слова при чтении именно так, как они пишутся, Не к а рабль, не кораб о ль, а именно к О ра БЛ ь.

5. Чтение чистоговорок

Цель: отрабатывать чёткую артикуляцию; развивать чувства ритма и рифмы; развивать творчество детей (придумывание чистоговорок)

6. Скороговорки .

Очень важным этапом работы над речевым аппаратом является работа со скороговорками, работая с которыми, педагог решает многие задачи:

    развивает фонематический слух каждого ребёнка;

    уточняет артикуляцию звуков, отрабатывает чёткость артикуляции;

    развивает память;

    способствует снятию страха перед произнесением трудных слов;

    работает над памятью;

    обеспечивает благоприятный эмоциональный настрой ученику;

    развивает правильное дыхание;

    помогает почувствовать мелодию, ритм, темп речи; способствует увеличению скорости не только говорения, но и чтения.

Например: "Топали мы, топали, до тополя дотопали", "Пошла Поля полоть в поле", "Мама мылом Милу мыла, не любила Мила мыло", "Попугая не пугают, попугая не купают, попугая покупают".
2. Акустическая форма дисграфии . Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

Что делать? Упражнения по развитию фонематических процессов

1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные) .

Цель: развитие фонематического восприятия; включение в работу слухового, зрительного, тактильного, двигательного, речедвигательного анализатора. При дифференциации согласных лучше работать в таком порядке: услышали, произнесли, отличили, записали. При произнесении слогов подключается движение рукой: звонкие звуки находятся вверху, а глухие внизу. На первых порах ребёнку на слух очень трудно повторить правильно за педагогом. Однако согласованная работа речи с движением руки даёт удивительные результаты.

Педагог говорит БА и показывает рукой вверх, говорит ПА - показывает рукой вниз.

Зрительное и слуховое восприятие

Педагог говорит и показывает вместе с детьми БА – ПА.

К зрительному и слуховому восприятию подключается речь и движение руки в воздухе

Педагог говорит, показывает рукой и просит ребёнка повторить.

Концентрация внимания, память слуховая и двигательная.

Педагог показывает только рукой и просит ребёнка повторить.

Внимание, двигательная память, зрительное восприятие

Педагог показывает рукой и просит озвучить и подтвердить рукой.

Внимание, двигательная память, зрительное восприятие, речь

Педагог говорит, а детей просит показать рукой рисунок высказывания.

Слуховое восприятие, двигательная память

Педагог просит, основываясь на слух, повторить за ним оппозиционные слоги.

2. Найди по звуку слово.

Цель: После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак " + ", соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак " - ", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом.

З-С

Б-П

Д-Т

Сыр

Палка

Дыня

Фокус

Шуба

Зонт

Банка

Тыква

Вата

Кошка

Жук

Сани

Блузка

Тело

Фабрика

Губы

Штанга

После устной работы предложить записать слова, которые запомнили, в левый столбик с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими.

3. Назови слово, которое отличается от остальных.

Цель: различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов.

УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА –ТАЧКА

4. «Съедобное-несъедобное». Ход игры. Логопед произносит три слова, похожих по звучанию. Ребенок должен назвать только то, что можно есть:
картошка – ложка – окрошка
конфета – котлета – ракета

5. Игры с мячом.

Игры с мячом направлены не только на развитие фонематических процессов, но и: на развитие общей и мелкой моторики; на ориентировку в пространстве; на регуляцию силы и точности движений; на развитие глазомера, ловкости; на активизацию непроизвольного внимания; на нормализацию эмоциональной сферы.

5.1. "Я знаю пять слов".

Цель: развивать координацию движений; расширять словарный запас; находить нужные слова.

Ход игры: ребёнок произносит ряд слов, одновременно с каждым словом ударяя мяч об пол.

5.2 . Любопытный.

Цель: развитие фонематических представлений и воображения, развитие навыков структурирования предложений.

Ход игры: педагог объясняет суть игры и показывает образец. Выбирается звук, на который будут начинаться слова в предложении. Педагог задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку. Учащиеся должны ответить так, чтобы слова ответа начинались с заданного звука.

5.3. Будь внимательным .

Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.

Ход игры: педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.

На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

6. Игры со словами.

Практика показывает, что одним из любимых занятий детей являются упражнения с буквами и словами. Подобные задания со словами и буквами продуктивны по профилактике дисграфии. Дети активно составляют и загадывают слова. Это работа-игра, от которой они получают удовольствие и эмоциональный заряд.

Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные.

Угадай слово . *Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-.

*Затем предлагается самостоятельно записать слова, предложения только согласными.

Школа, улица, сумка. Ветер по морю гуляет.

(Отрабатывается механизм избирательности при письме).

Сапоги, молоко

(Используется при работе со словарными словами.)

Шк:л:, :л:ц:, с:мк:

В:т:р п: м:р: г:л::т.

5.3

Подбери слова к заданным схемам.

А-, -а-а,

Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар.

Каша, Маша, папа, жаба, лама.

5.4.

Составь слова из данных букв. (л,к,ж,у,а)

(р,ы,б,а,к)

Лужа, жук, лук, уж, лак.

Рыба, бык, рак, бак, краб, брак, рыбак

5.5.

Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА

Кол-книга, окно-озеро, шар-шуба, кот-кефир, аист-арбуз

5.6.

Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв

Кот, каша, булка, машина

5.7.

Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ

Соль, тесто, роль, рис, отель, лес, лось, литр, лист, :..

5.8.

Расшифруй слова и назови одним словом.

а ) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с

б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь

а) тапки, туфли, ботинки, сапоги - обувь

б)ночь, утро, вечер, день - сутки

5.9.

"Арабское письмо". Записать слова, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Начинать с коротких слов.

(карандаш, окно, книга, домик)

школу в идут дети

(Дети идут в школу)

5.10.

"Путаница". В сложных словах дети часто при чтении и письме пропускают или меняют местами буквы и слоги, укорачивают слово. Выполняя это упражнение, произнося бессмысленные слова, развиваем навык правильного чтения, т.к. это сложнее, чем читать знакомое слово, которое дети могут прочитать по догадке.

5.10.1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА на слоги

ЧЕ-РЕ-ПА-ХА

5.10.2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца.

ХА-ПА-РЕ-ЧЕ

5.10.3.Прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов

РЕ-ПА-ХА

5.10.4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2

РЕ-ХА-ЧЕ-ПА,

ХА-ЧЕ-ПА-РЕ

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

пропуски букв и слогов;

перестановка букв и (или) слогов;

недописывание слов;

написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";

повторение букв и (или) слогов;

контоминация - в одном слове слоги разных слов;

слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего. Помочь ребенку сформировать понятие «слово». Показать значение предлогов, например, перемещая один предмет относительно другого с комментариями: карандаш на книге, под книгой, в книге, между книгами и т.д. Для лучшего понимания, что такое слово, можно, например, написать слово на карточке, а потом разрезать ее. Тогда из слова, например лиса, получится два не слова (две части, не имеющие смысла).

1.Подружи слова . Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.

Птица летит над небом.

На столе лежит красная яблоко.

На дереве выросли сладкие слива.

И Аллы зацвел роза.

Учитель пишет в доске.

Паша рисует за альбомом.

2.Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности. Вставь гласные. Запиши.

Б_лк_.

Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_йхв_ст. _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_йз_м_йт_пл_. _н_ ч_ст_ с_д_т н_ с_чк_.

3.Сбежавшие гласные. Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.

Смьрзтмрь–днрзтржь. е а о е о и а о е

Бзтрд н втщшь _ pбкпрд. Е уа е ыаи и ыу и уа

Н мйстрблй, _ мйстдрзй. е ие о уе а ие о уе

Длврм-птхчс. Дeея - оее а.

Нвхдрзйнжвй,_ стрх н трй. Оыуеаиа а аы е аыа

Правильные ответы:

Семь раз отмерь-один раз отрежь.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Делу время- потехе час.

4. Буквы-прилипалы. Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ(запиши).

Слклолронлаллстлулплилтзлиллмлал.

Уыпыадуытыныазыемылыюсывыерыкыаыюыщыиыесынеыжыинкыи

Лаеса аи паолаебаудауатабаеалыамаи.

Сльнмрззгнмлкхзврй в нрк.

Проверь себя: Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.

5.Морской бой. Прочитай шифр и напиши слова.

А1Г3 – Г2А4Д3 –

Д1Б2 – Б3Д2 –

Г4Д4 - Б4А2 –

А1Г3 – фартук Г2А4Д3 – ракушка

Д1Б2 – сундук Б3Д2 – утюг

Г4Д4 - обруч Б4А2 – свитер

6. Филворд. Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и

горизонтали)

4. Аграмматическаядисграфия. Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день").Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическаядисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

Что делать? Для освоения законов предложения можно составлять предложения по схемам. Исправлять специально сделанные взрослым ошибки (исправить ошибки в речи иностранца, который учится говорить на русском языке). Игра «Живое слово». Составить предложение; распределить, кто каким будет словом; встать по порядку, составляя предложение, не забыв в конце поставить (посадить на корточки) точку. Разделить сплошной текст на слова и предложения.

1. Тексты без границ слов. Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно

Белки.

Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипу

шистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзи

мубелкижиливлесу.

Ответраистужипряталисьвтѐпломгнезде.Онирадысветлойвесне.

2. Тексты без заглавных букв и точек. Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.

зима в лесу

повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости

это птицы с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют

плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге в новой

шубке заяц новый красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке ѐж

накрылся листьями зарылись в мох лягушки только голодный и злой волк

бродит на лесной опушке

3. Восстанови предложение и рассказ. Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений. Озаглавьте его.

ѐжика, подарил, дедушка, ребятам

в, он, летом, жил, сарае

ежик, в, зимой, норе, уснул

голодный, ежик, вернется, весной

мыши! берегитесь

4. Отличаем похожие буквы.

А. Расшифруй эти глаголы. Следи за написанием букв, обозначение шифровки

п-3 , т-2

3о2и3ь ко23и3ь с2 е3ь 3олс3е3ь 3о23а3ь ки2я3и3ь 2омни3ь 2о2и3ь.

Расшифруй и запиши предложения.

О3 3о2о3а ко2ы3 2ыль 2о 2олю ле3и3

3о2ор и 2ила-инструмен3ы

До 2оры ос3ры 3о2оры.

Б.Расшифруй слова, где буква « д» - ↓.

очка, у↓о↓, ↓е↓ушка, ↓орога, чу↓ак, ↓ела. ↓, ра↓ость, ↓у↓ит, ро↓ня. о↓наж↓ы,

Ом, у↓очка, ↓ое↓аетО↓елал, ↓еньги ↓о↓елать, ↓ога↓аться

Расшифруй слова,где буква «б» - .

аочка, аушка, унить, уенцы,очка, урал,умага,оы, заота,

илет, заыл, оратно,арарис,уен,усы, уежал, аушка,уквы.

Расшифруй словосочетания и запиши «б» - ,« д» - ↓.

орый ↓е↓ушка

е↓ный ↓я↓я

езои↓ная ↓ворняга

о↓ливый ычок

авний ↓руг

В.Из данных слов составь и запиши предложения. Вставь буквы б,д

1) На, _ыло, _ятла, _упло, _у_е.

2) _а_ушка, гри_ы, _етям, и, _руснику, со_ирала.

3) У, _е_а, _оро_а, Мороза, _елоснежная, _линная.

4) На, _ыло, _лю_це, я_локо, _льшое.

5) Около,_ереза, _ыла, _ома, старая, _елая, _ольшая.

5. Оптическаядисграфия основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.

Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор. Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

Работа над зрительным восприятием

    «Корректурная правка». Для развития зрительного внимания, при зеркальном написании букв хорошим упражнением служат корректурные пробы:

    Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

    Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

    Зачеркни неверные буквы или обведи в кружок правильно написанные буквы.

    Напиши буквы, в которых содержится данный элемент (показывая элемент строчной буквы) Например: О - этот элемент при письме есть в строчных буквах: Б, В, О, А,Ф, Я.

    Подчеркнуть те слоги и слова, которые написаны до черты.

СЕ в строке: СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕССЕ

ОБ в строке: БОБИОБОВБАБОБАОБВОБООББО

КОТ в строке: ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО

ЧАШКА в строке: ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧКА ЧАШКА

    Найди спрятанное слово в строчке:

ГАЗЕТАВРОАТИВСЛШКТДОМТРЬНА(газета, дом) ШАОНИПАМВЕЬТРИОЧКИТРАПАКЕТ(очки,пакет)

    Вписать вместо буквы Д стрелку вниз, Б - стрелку вверх:

ДЕНЬ, ДРУГ, БАБУШКА. ДЕДУШКА, ДРОБЬ, БРОВЬ, ВОДА, ТРУБА, БЕГЕМОТ, ЛАНДЫШ.

    Перепиши без ошибок следующие строки:

ЕНАЛССТАДЕ НОРАСОТАННА

ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА АММАДАМА

    Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).

    Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

    В ряду правильно написанных букв найти одну неправильную.

    Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах.

    Разобрать несколько букв в наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу» и спрятались на рисунке.

2. «Муха». Данное упражнение помогает развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги, и различать букву и её зеркального двойника. Начало отчета всегда ведётся от центра квадрата. Вначале дети должны двигать фишкой (ручкой) по квадрату, затем мысленно представлять её перемещение. На следующем этапе дети с закрытыми глазами должны определить путь мухи и ответить, где она остановилась. В дальнейшем предлагается рисование букв. 5клеточек - вниз, 1- вправо, 4- вверх, 2 вправо, 1-вверх, 3-влево.Должна получиться буква "Г", которую можно заштриховать.

3. «Перевёрнутый текст». Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст.

4 . «Чтение слов по полубукве». Чтение строк с прикрытой нижней половиной строки (с прикрытой верхней половины строки).

Цель: формирование зрительного представления о букве. Формирование способности быстрого схватывания одного и даже нескольких слов.

5 . «Деформированный текст ».

Цель: развивать умение видеть слова, написанные разным шрифтом.

Дети выпал идут первый в пушистый школу снег . У ребята них вышли в руках на портфели улицу .

Алгоритм работы: Прочитать предложение. Выяснить о чем говорится в предложении. Отметить особенности прочитанного текста. Прочитать, что написано печатным шрифтом, а потом курсивом. Списать предложения, написанные печатным шрифтом. Прочитать текст.

Определённую роль в развитии ребёнка играет мелкая моторика, которая находятся в прямой связи с развитием речи и формируется к 7-8 годам. Поэтому приучать к красивому каллиграфическому письму букв надо обязательно. Чтобы ребенок понимал, что пишет и мог прочитать и проанализировать правильность написанного им.

Что делать? Работа над мелкой моторикой

1. Росчерк . Работая с росчерком необходимо соблюдать следующие условия: темп речи, при произнесении стиха, должен совпадать с темпом работы руки. На каждое движение руки есть свой слог или слово. При этом ребёнок должен сам себя контролировать: совпадает ли движение руки с тем, что он говорит. Сначала ребенок за педагогом повторяет эти движения в воздухе, приучая руку плавно двигаться, а потом переносит эти движения на бумагу. Росчерк позволяет решать такие задачи: развитие мелкой моторики; синхронизация зрительного, двигательного, речевого анализатора.

Лепесток, лепесток получается цветок

Вот лошадка у ворот, уши, грива, глазки, рот.

2.Пальчиковая гимнастика

2.1. Игры - потешки с пальчиками.

А) Вышли пальчики гулять, а вторые догонять (два пальчика). Пальчики двигаются по столу.

Третьи пальчики пешком (три пальчика), а четвёртые бегом (четыре пальчика).

Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал (большой палец).

Б) Большой палец поочередно прикасается с нажимом к указательному, среднему, безымянному, мизинцу.

2.2 Волшебная палочка.

Свернуть из листа бумаги волшебную палочку (можно менять инструкцию: кто тоньше, длиннее, аккуратнее, быстрее сделает волшебную палочку). Из данной палочки сделать букву (О,П,Б,В,Р,З)

2.3. Массаж .

Взять ручку или карандаш, лучше с ребристыми краями, положить между ладошками и покатать по всей длине ладони.

3. Штриховка. Любые геометрические фигуры штриховать тонкими линиями слева направо, сверху вниз.

Итак, данные упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, на развитие мелкой моторики, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения расширяют арсенал педагогических средств. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса, развития языкового чутья.

Литература.

1. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения.[Текст]/ А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Ось-89", 2001.

2. Козляникова, И.П., Чарели, Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург,1992.

3. Репина, З. А. Нарушение письма у школьников с ринолалией. [Текст]/З.А. Репина. - Екатеринбург,1999.

4. Суслова О.В. Методическая разработка «Комплекс упражнений по профилактике дисграфии у младших школьников»- LogoPortal.ru

5.Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класса. С.-Петербург 2010г.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Упражнения для преодоления дисграфии у младших школьников.

Цель: Дифференциация гласных звуков.

1.Вставьте пропущенные гласные в слоги и слова:

«а» или «я» «О» или «Ё» «у» или «ю» «ы» или «и»

1) м….. б… к…. ш…

к…. р… т…. г….

н… д… в… д…

т… л…. ц.. ф…

2) м…т в…л к..ст к…т

м…л в…л пь…т б..л

м.. л м…л бь..ют б..л

в….л г….л д…л заб..л

б….л п..дм…л ст..к н..ть

вз…л зав..л пл..н..л н..ть

Цель: Дифференциация гласных и согласных звуков.

2.Составить из данных слогов слова:

та, во, ро -……… ты, бе, ге -……. Ве, ка, шал - ……….

лод, хо-…………. Ту, ар, тро-……. Ле,ви, чок,со - ………

мо, гра, та- ……… би, рать,за-……. Пи,кра,ва-……………

чик, бор,за-……… до,про,во,вод-…… лен,дарь,ка-………….

Цель: Дифференциация гласных букв А - Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.

Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласными А - Я. Объясните выбор гласных .

ШЛ_ПАЛ_ПК_ Т_ПКА Т_ЖЕСТЬ

К_МЕНЬМ_ТАТ_ЩИТК_ША

Т_ НЕТКР_ СИТЬГЛ_ 3СТ_ РЫЙ

Цель: Дифференциация гласных букв У - Ю словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие логического мышления.

4. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю

Кат…ша кормит к…р.

К…ры кл…ют зерна.

Л… ша л…бит л…к. ….лю надела …бку.

Л…ба и Л…ша г…ля…т.

Я вста… рано …тром.

Ил…ша рис…ет ваз… .

Закончи предложения словом, которое начинается со звука [у].

Я увидел в зоопарке … Папа купил…

В пруду плавает… По траве ползёт...

Цель: Дифференциация гласных букв Ы - И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

5. Вставьте пропущенную букву ы или и. Запишите слова. Прочитайте их.

р…с, м…с, м…р, с…р, к…т, р…сь, б…т, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та, с…ро, с…ла, м…л…, в…л…, в…л…, л…с…, р…л…, п…л…, п…л…

6.Закончи предложения словом, которое заканчивается на звук [ы]

В январе ударили сильные… В цирке выступают …

Папа принес…Мы засолили на зиму …

Цель: Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

7.Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.

Приблудный

Юля , Ира, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.

Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия.

9 .Вставьте в слова пропущенные буквы.

а) …лакон, …агон, …орота, …торой, …люс, ….орона, …оробей, …орма, …рукты, …орточка, …игура, …ратарь, …ильм, …лот, …ыркает, …ото, …орель, …етер, …ихрь, …ихор.

б) ци…ра, про…од, с…ерток, ке…ир, с…екла, сара…ан, ко…ер, ли…тер, сли…а, сли…очный, соло…ей, пер…ый, сал…етка.

в) …ежли…ый, …рукто…ый, …ор…ался, …иолето…ый, …ланели…ый, го…орли…ый, …ар…ор, …е…раль, …ести…аль, …отогра…ия, …а…ли, …ыдерги…ает

10.Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

В классе показы…али учебный …ильм. Зимой надо откры…ать …рамугу.

Аля надела шар… и …арежки. У …арюши мехо…ая шубка. В походе нужны …онари и …ляжки. У …ити но…ые …арежки.

11. Распределите слова в 3 столбика. В первый слова,в которых 1 гласный звук, во второй слова,в которых 2 гласных звука, в третий -слова, в которых 3 гласных звука.

Пень, слова, картон, зима, вздор, сад, вымпел, молоко, картофель, пшено, ананас, умница, игла, яма, дом, куст, пчела, птица.

Ученики начальных классов часто страдают логопедическим заболеванием - дисграфией. Она характеризуется некоторыми видами нарушения письма: дети пишут так, как говорят, пропускают буквы, изменяют окончания. На самом деле это очень серьёзная проблема. Если не уделить внимание её решению, у ребёнка может развиться комплекс неполноценности. Сверстники в школе будут насмехаться над ним, что приведёт к потере уверенности в своих силах. Поэтому дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения и профилактика будут представлены ниже) должна стать важной темой для обсуждения среди родителей.

Причины появления

Учёные до сих пор не выявили точные причины, из-за чего возникает это заболевание. Данный вопрос ещё до конца не изучен, однако большинство экспертов сходится во мнении, что основанием для развития недуга является наследственность. Причины дисграфии у младших школьников:

  1. Наследственность. Как уже было отмечено, это основной повод для появления заболевания. Дети принимают от родителей незрелость головного мозга в определённых отделах. Из-за этого происходит задержка в развитии некоторых функций.
  2. Функциональные источники. Здесь имеются в виду различные телесные заболевания. По этой причине возникает нарушение психоречевого развития, а также ребёнок теряет способность к чтению и письму. должна быть направлена прежде всего на устранение причин появления заболевания.
  3. Недоразвитие головного мозга. Любые травмы или повреждения могут вызвать дисграфию. Причём поражение мозга могло случиться в результате патологий при беременности, асфиксии или воздействия инфекции.
  4. Социально-психологическое влияние. Безусловно, нельзя забывать об этом факторе. Данное заболевание у детей может развиться из-за неправильной речи окружающих людей, дефицита общения, а также невнимания к письму и чтению ребёнка со стороны родителей.

у младших школьников

Выделение форм заболевания поможет родителям корректно применять упражнения, рекомендованные логопедам. Необходимо знать, что существуют три основных вида этого недуга:

  1. Акустический. Эта форма дисграфии появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребёнок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает письмо, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. Похожие звуки смешиваются и часто путаются, например б-п, з-ж, с-ш и другие. Акустическая дисграфия оказывает влияние на мягкость согласных в письме (любит - лубит ). Также ребёнок часто пропускает буквы. Коррекция акустической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью упражнений, направленных на улучшение слухового пространства.
  2. Моторный. Эта проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. При этом ребёнок может выполнять другие действия. Нарушение сочетания зрительного и звукового образов обычно является причиной возникновения моторной формы заболевания. Коррекция дисграфии у младших школьников этого типа направлена на полное избавление от этого недуга. В результате ребёнок сможет правильно писать и сопоставлять образы.
  3. Оптический. Дисграфия данного вида проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно выводить буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании различных элементов. В большинстве случаев происходит перестановка похожих букв (т-п ). Проявлением этого заболевания является зеркальное письмо слева направо у левшей с определёнными нарушениями головного мозга. Оптическая дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения освещены в статье) является важной проблемой в современном мире. Нарушение зрения - нередкий случай. Поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание. у младших школьников позволяют конкретизировать лечение в определённой ситуации.

Как можно обнаружить дисграфию?

Если родители подозревают возможность развития данного заболевания, необходимо пройти обследование у невролога или окулиста. Уровень речевого роста проверяет логопед. Главное - верно определить, есть ли у ребёнка дисграфия или это просто банальное незнание норм правописания.

На наличие дисграфии включает в себя:

  • Проверку устной речи. Особое внимание нужно уделить этому аспекту, особенно произношению звуков, словарному запасу, правильности построения предложений.
  • Оценку письменной речи. После первого этапа необходимо проверить письмо. Для этого ребёнку предлагают выполнить определённые задания. Чаще всего это переписывание текста, проведение диктанта и чтение по буквам и слогам. По результатам этих упражнений определяется степень развития письменной речи.
  • Исследование слуха и зрения ребёнка. А также наблюдение за состоянием ручной и речевой моторики.

Очень важна профилактика дисграфии у младших школьников. Задания для выявления данного заболевания могут быть различными. Чаще всего используется метод определения фонематических способностей. Такие упражнения позволяют ребёнку продемонстрировать свои навыки:

  • различать конкретный звук в словах;
  • выделять картинки, название которых начинается с одинакового звука;
  • повторять несколько слогов подряд за учителем;
  • слышать неправильное произношение и указывать на ошибки.

Если ребёнок совсем мал и ещё не ходит в школу, у него также может развиться дисграфия. Проверить это можно по рисункам малыша. Дети, которые любят рисовать и часто этим занимаются, практически не подвержены этому заболеванию. Если же ребёнок не любит это делать, а все его картинки состоят из прерывистых или дрожащих линий, есть высокая вероятность развития дисграфии.

Способы исправления недуга

Дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения и лечение помогут справиться с проблемой) не терпит отлагательств. Как только проблема будет выявлена, сразу необходимо начинать занятия. В случае развития заболевания с ребёнком следует заниматься логопеду и психологу.

Программа по коррекции дисграфии у младших школьников определяется в зависимости от формы недуга. Родители должны серьёзно отнестись к этой проблеме и выполнять рекомендации специалистов. Отличным вариантом будет перевод ребёнка в логопедическую школу, однако далеко не в каждом городе она существует. Чаще всего родителям необходимо самим заниматься с детьми.

Коррекция дисграфии у младших школьников осуществляется следующими способами:

  • проведение занятий для улучшения памяти;
  • увеличение словарного запаса;
  • запоминание норм правописания;
  • письменные задания различного характера;
  • реабилитация в виде массажа, приёма успокоительных препаратов при необходимости.

Этапы терапии

Устранение дисграфии у младших школьников осуществляется в четыре шага:

  1. Диагностика. Здесь следует часто проводить различные диктанты для проверки существующего уровня грамматики. Полученные результаты нужно проанализировать и сделать первые выводы.
  2. Подготовка. Здесь уделяют внимание развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики. Очень важно выявить понимание пространственных связей.
  3. Коррекция. С этого этапа начинается непосредственно лечение существующих отклонений. Вся работа направлена на три аспекта: грамматический, лексический и фонетический. Цель - исправить нарушения, нормализовать процесс письма и чтения.
  4. Оценка. Завершающий шаг, на котором происходит проверка всех результатов, родителям даются последние рекомендации.

Эффективные методы коррекции дисграфии

Здесь будут более подробно рассмотрены самые действенные способы коррекции заболевания:

  1. Модель слова. Это упражнение выглядит следующим образом: ребёнку дают картинку, на которой нарисован предмет и схема слова. Задача школьника заключается в том, что нужно назвать предмет, а затем произнести все звуки слова по порядку. Затем каждый звук соотнести с буквой и написать всё слово.
  2. Способ Эббигауза. Школьник получает лист со словами, в которых пропущены буквы. Ему необходимо вставить недостающие буквы и переписать все слово полностью.
  3. и букв. Ребёнку дают картинку с изображением определённого предмета. Ему необходимо назвать эту вещь и написать слово. Затем поставить ударение, разделить по слогам и произнести их вслух. Каждый звук необходимо отделить и подчеркнуть соответствующим цветом. Затем нужно сравнить их количество с числом букв.
  4. Исправление погрешностей. Здесь каждый получает несколько слов с намеренно допущенными ошибками. Задача школьника - исправить это и переписать слова в правильном варианте.

Самое распространённое логопедическое заболевание - дисграфия у младших школьников. Коррекция, упражнения, способствующие её лечению, предложены вашему вниманию ниже.

Задание «Пишем вслух»

Наверное, это одно из самых эффективных упражнений. Его ничем не заменить, суть заключается в проговаривании вслух написанного с обязательным выделением слабых долей. Это нужно делать не спеша, чётко выговаривая каждую букву. Например: кОрова даёт мОлОко.

Упражнение направлено на повышение уровня грамотности. Слабые доли представляют собой звуки, которым при беглой речи не уделяется внимание, и они произносятся неверно. Важным моментом является проговаривание слова до конца, выделение окончаний. Дети, страдающие дисграфией, очень редко могут написать слово полностью. Часто в конце они ставят палочки, которые можно принять за буквы. Однако количество этих линий не соответствует числу букв, которые должны быть в этом слове.

С помощью этого задания осуществляется коррекция акустической дисграфии у младших школьников. Упражнения, направленные на лечение заболевания, довольно разнообразны. Но основополагающим является «Пишем вслух». Нужно приучить ребёнка к проговариванию каждого написанного слова, и тогда результат не заставит себя долго ждать.

Упражнение «Корректор»

Для реализации этого задания понадобится скучный текст или сложная книга. Дело в том, чтобы ребёнок не был заинтересован в чтении. Единственное требование - крупные буквы, чтобы различать, что написано. Для начала необходимо выбрать лёгкую букву (обычно гласную), которую ребёнок знает и не делает ошибок в её написании, например «а». Задачей школьника будет найти упоминания этой буквы и зачеркнуть её.

Затем следует переходить к более сложному этапу. Можно увеличивать количество букв, желательно выбирать схожие по написанию, например «л» и «м». Понять, что именно вызывает трудности у ребёнка, очень просто. Нужно провести диктант, в процессе написания которого школьник сделает определённый ошибки. На основании этих погрешностей можно выявить слабые стороны в грамматике.

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью этого упражнения. Оно очень эффективно, так как нужно напрягать не только мозг, но и глаза. Необходимо подчеркнуть, что текст не должен вызывать интереса у ребёнка. Ему нужно не читать, а находить облик буквы.

Упражнение «Найди и объясни»

Для выполнения этого задания понадобятся несколько диктантов, написанных ребёнком. Он должен объяснить каждую запятую, поставленную в том или ином предложении. Если у него не хватает знаний, нужно по ходу рассказывать школьнику правила. Ещё лучше, если педагог будет подталкивать ученика к правильному ответу, чтобы он сам догадался и мог сформулировать своё решение.

Выполняя упражнение, важно помнить, что нельзя перегружать ребёнка. Из каждого диктанта рекомендуется разобрать пять-шесть предложений. Правильный ответ необходимо озвучивать несколько раз. Например, запятая между существительным «солнце» и местоимением «мы» разделяет части сложноподчинённого предложения. Необходимо отметить, что после каждого диктанта обязательно нужно проводить работу над ошибками.

В рамках этого задания осуществляется коррекция акустической дисграфии у младших школьников. Упражнения «Найди и объясни» и «Пишем вслух» являются наиболее эффективными для решения этой проблемы.

Задания «Лабиринт» и «Найди пропущенную букву»

Эти два упражнения довольно популярны, и большая часть родителей используют их в развитии способностей ребёнка. Они также полезны для коррекции дисграфии.

«Лабиринт» отлично развивает крупную моторику детей. В настоящее время существует огромное количество различных сборников, где можно найти отличные головоломки. Лабиринты при желании могут нарисовать сами родители. Главной задачей ребёнка является проследить пальцем или ручкой от начала запутанных ходов до конца. Организация профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников может основываться на этом упражнении. Оно является наиболее простым и универсальным.

Упражнение «Найди пропущенную букву» направлено на Для его выполнения нужен исходный текст, где всё находится на своих местах. Затем в этом же материале нужно убрать буквы, оставив на их месте пропуски. Задача ученика - заполнить недостающие элементы. Не следует убирать текст-исходник, так как ребёнку нужно на чем-то основываться.

При поиске материала нужно учитывать тот факт, что он должен заинтересовать ученика. В этом случае выполнение задания превратится в игру. В последнее время всё чаще развивается дисграфия у младших школьников. Коррекция, упражнения и профилактика этого недуга просто необходимы для ограждения ребёнка от неприятных последствий.

Исправление почерка

Дело в том, что для ребёнка с дисграфией почерк вызывает определённую сложность. Обычно такие дети пишут либо очень мелко, либо чрезвычайно крупно. Размашистость в почерке не является отрицательным явлением, за это ругать ребёнка не стоит.

Для того чтобы научить школьника правильно писать, понадобится около трёх недель. Для начала нужно приобрести тетрадь в клетку и попросить воспроизвести на бумаге текст. Буква не должна выходить за пределы клетки - главное правило. Нужно следить за этим и всячески поддерживать ребёнка.

Нельзя перегружать детей, несколько правильно написанных строчек в день - отличный результат. Даже если родители устали заниматься с ребёнком, категорически запрещено это показывать, а тем более повышать тон. В качестве письменных принадлежностей рекомендуется использовать ручки с ребристой поверхностью, а также карандаши в виде треугольника.

В домашних условиях можно поиграть с ребёнком, дав в руки перо и чернила. Тогда он будет стараться правильно писать, чтобы не испортить игру.

Многие эксперты в этой области выделяют следующие положения:

  • Методы коррекции дисграфии довольно разнообразны, но одинаково эффективны. Родители должны заниматься с детьми, ведь от этого зависит будущее ребёнка.
  • Выполнение заданий требует усидчивости и терпения. Кроме того, упражнения должны проводиться регулярно, не меньше часа в день.
  • Если специалист задал большой объём информации для переработки, то текст необходимо разбить на несколько частей. Так будет проще и ребёнку, и взрослому. Нельзя допускать переутомления, так как это приведёт к капризам и снижению работоспособности.
  • Самой распространённой ошибкой является переписывание домашнего задания несколько раз. Родители не должны заставлять детей этим заниматься, ведь это не приведёт ни к чему хорошему. Наоборот, ребёнок будет допускать большое количество ошибок, что приведёт к нежеланию заниматься.
  • Очень важна поддержка, даже в самой незначительной ситуации. Ребёнок справился с заданием? Нужно похвалить его, но в меру. В этом вопросе потребуется деликатность, здесь нельзя переусердствовать. За неудачи ни в коем случае не унижать ребёнка. Тем более запрещается выдумывать обидные прозвища. Это отрицательно влияет на детскую психику.

Профилактика

Предупреждение дисграфии у младших школьников может выражаться в нарушении слухового распознавания речевых звуков. Ещё с 3 лет необходимо постоянно проверять этот момент. Если ребёнок этого возраста имеет проблемы, их легко решить при помощи регулярных упражнений.

В последнее время большую популярность получило обучение детей иностранному языку (чаще всего английскому) с 3-4 лет. Дети в этом возрасте отлично запоминают новую информацию и легко её воспринимают. Однако при неправильном подходе к обучению у ребёнка может развиться дисграфия или дислексия.

Следует обратить внимание также на правильность произношения слов взрослыми людьми. Если родители будут повторять за детьми, это может привести к определённым проблемам. Если ребёнок говорит неправильно, его необходимо сразу научить, как это нужно делать. Тогда он будет лучше запоминать, и речь будет развиваться быстрее.