Призвание первых апостолов. Тайна призвания. Призвание апостолов

О призвании первых апостолов ― рыбарей Петра, Андрея, Иакова и Иоанна ― рассказывают нам три евангелиста: Матфей (Мф. 4, 11‒22), Марк (Мк. 1, 16‒20) и Лука (Лк. 5, 1‒11), причем первые два кратко, как бы констатируя лишь самый факт призвания, а св. Лука подробно, описывая предшествовавший этому призванию чудесный улов рыбы. Как повествует нам св. евангелист Иоанн, еще на Иордане последовали за Господом намеченные Им первые ученики Его Андрей и Иоанн, затем пришли к Господу Симон, Филипп и Нафанаил. Но возвратившись с Исусом в Галилею, они мало-помалу обратились к своим прежним занятиям ― к рыбной ловле. Теперь Господь призывает их к постоянному следованию за Собой, повелевая им оставить рыбную ловлю и посвятить себя иному труду ― уловляя людей для Царствия Божия. Слух о пришествии Мессии быстро распространился по Галилее, и толпы людей стекались послушать Его учение. Все теснились вокруг Него, и вот, однажды, когда Он был на берегу Геннисаретского озера, называвшегося также морем (вероятно, благодаря бывшим на нем сильным бурям), Ему пришлось сесть в лодку чтобы отплыть несколько и учить из нее народ. Бы́сть же належáщу Емý нарóду (однажды, когда народ теснился к Нему), да бы́ша слы́шали (чтобы слышать) слóво Бóжiе, и Тóй бѣ́ стоя́ при éзерѣ Генисарéтстѣ , и (у)ви́дѣ (л Он) двá корабля́ (две лодки) стоя́ща при éзерѣ. ры́барiе же от шéдше от нею́ (выйдя из них), плакáху мрéжа (ἔπλυνον , вымывали сети). Влѣ́зъ (войдя) же въ еди́нъ от кораблю́, и́же бѣ́ Си́моновъ, моли́ (просил) егó от земли́ отступи́ти мáло (от берега отплыть несколько), и сѣ́дъ учáше изъ корабля́ нарóды . Господь убегает от славы, а она тем более преследует Его. Когда народ теснился около Него, Он всходит на корабль, чтобы с корабля учить стоящих на берегу моря, так что все находились пред лицом Его, и никто не ушел за спину. Окончив поучение, Господь велел Симону, которому принадлежала лодка, отплыть на глубину и закинуть сети: Я́коже престá глагóля (когда же перестал учить), речé къ Си́мону, поступи́ въ (отплыви на) глубинý, и ввéрзите мрéжа (закиньте сети) вáшя въ лови́тву (для лова). За то, что Он учил с корабля, Он не оставил владетеля его без награды. Он даже вдвойне его облагодетельствовал: одарил его множеством рыб и сделал Своим учеником. Подивись смотрению Господа, как Он каждого привлекает через свойственное и сродное ему средство, например: волхвов — посредством звезды, а рыбарей — посредством рыб. Заметь кротость Христа, как Он умоляет Петра отплыть от земли, ибо молил , разумей, вместо умолял. Опытный рыбак, трудившийся всю ночь неудачно, Петр был уверен, что и новый лов не будет успешен. И отвѣщáвъ (в ответ) Си́монъ речé (сказал) Емý, Настáвниче, объ нóщь всю́ трýждьшеся (трудились), ничесóже я́хомъ (ничего не поймали). Заметь и то, как благопокорен был Петр: Человека, Которого не видал, он принял на свой корабль и во всем ему повинуется. Когда Сей сказал ему, чтобы он отплыл на глубину, тот не отяготился, не сказал: всю ночь я трудился и ничего не приобрел, и Тебя ли теперь послушаю, и вдамся в новые труды? Ничего такого он не сказал, но напротив: по глагóлу (по слову) же Твоемý, ввéргу мрéжю (закину сеть). Так Петр был тепл в вере и прежде веры! За то и поймал он столько рыб, что не мог один вытащить их. Произошел столь чудесный улов, что даже сеть прорывалась. И сé сотвóрше (это сделав), я́ша (поймали) мнóжество ры́бъ мнóго . Протерзáшежеся (прорывалась) мрéжа и́хъ . Петр и Андрей должны были позвать на помощь своих товарищей, находившихся в другой лодке, Иакова и Иоанна, чтобы те помогли им вытащить пойманную рыбу: И поманýша причáстникомъ (дали знак товарищам), и́же бѣ́ху во друзѣ́мъ корабли́ (находившимся на другой лодке), да пришéдше помóгутъ (чтобы пришли помочь) и́мъ . Знаками пригласили соучастников, то есть общников, бывших на другом корабле. Знаками пригласил их потому, что пораженный необычайной ловлей не мог говорить. И прiидóша (пришли), и испóлниша (наполнили) óба корабля́, я́ко погружáтися и́ма (так что они начинали тонуть). Рыбы оказалось столько, что наполненные ею обе лодки начали тонуть. Далее, объятый ужасом Петр, в глубоком благоговении припал к ногам Исусовым просит Исуса сойти с корабля, говоря о себе, что он грешник и недостоин быть вместе с Ним: (у)ви́дѣвъ же (это) Си́монъ Пéтръ, припадé къ колѣ́нома I сýсовома, глагóля, изы́ди (выйди) от менé, я́ко мýжъ (потому что я человек) грѣ́шенъ éсмь Гóсподи . В этих словах он хотел выразить сознание своего недостоинства перед величием и могуществом Чудотворца. У́жасъ бо одержáше (объял) егó, и вся́ сýщыя (всех, бывших) съ ни́мъ, о лови́твѣ (от этого лова) ры́бъ, я́же я́ша (ими пойманных). Тáкожде же (также и) I якова и I оáнна, сы́на Зеведéова, я́же бѣ́ста обéщника (бывших товарищами) Си́монови . Словом кротости Господь успокаивает Петра и предрекает ему его будущее высокое предназначение: И речé къ Си́мону I сýсъ, не бóйся, отсéлѣ (отныне) бýдеши человѣ́ки ловя́ . По свидетельству евангелистов Матфея и Марка, Господь сказал обоим братьям Петру и Андрею: гряди́та (прiиди́та , идите) по Мнѣ́ (вслѣ́дъ Менé , за Мною), и сотворю́ вы́ (вáсъ бы́ти) ловцá человѣ́комъ , а затем призвал к такому же следованию за Собой других двух братьев Иакова и Иоанна Зеведеевых. Оставив свои сети, а последние два и отца своего, они последовали за Исусом. И извлéкше (вытащив) óба корабля́ нá землю (на берег), остáвльше вся́ (оставили всё), вслѣ́дъ Егó идóша (последовали за Ним). Если хочешь, понимай это и в переносном смысле. Корабль есть синагога иудейская. Петр представляет образ учителей Закона. Учители, бывшие до Христа, всю ночь трудились (ибо время до пришествия Христова — ночь) и ничего не достигли. А когда пришел Христос и настал день (см.: Рим. 13, 12), то апостолы, поставленные на место законоучителей, по слову , то есть по заповеди Его, закидывают сеть Евангелия и уловляют множество людей. Но апостолы одни не могут вытащить сеть с рыбами, а приглашают и соучастников своих, и сообщников, и влекут вместе с ними. Это суть пастыри и учители Церкви всех времен; они, преподавая и объясняя учение апостольское, помогают апостолам ловить человеков. Обрати внимание и на выражение: ввéргу мрéжю (закину сеть). Ибо Евангелие есть сеть, имеющая изложение речи смиренное, простое и приближенное к простоте слушателей; поэтому и говорится, что оно закинуто. Если же кто скажет, что через закидывание сети означается глубина мыслей, то и с этим можно согласиться. Итак, исполнилось слово пророка, сказавшего: Сé Áзъ послю́ (вот, Я пошлю) ры́бари мнóги, речé Госпóдь, и ловя́тъ (будут ловить) и́хъ, и посéмъ (потом) послю́ имъ мнóги ловцы́ (охотников), и ловя́тъ и́хъ от вся́к i я (погонят их со всякой) горы́, и от (со) вся́каго холмá, и от пещéръ кáменныхъ (из ущелий скал; Иер. 16, 16). Рыбарями назвал он святых апостолов, а ловцами ― правителей и учителей Церкви последующих времен.

В первые же дни Своего пребывания в Капернауме, Господь Иисус призвал четырех апостолов: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Нужно было, чтобы они были свидетелями Его жизни, учения и чудес, до самого Его вознесения на небо. ПРОХОДЯ ЖЕ БЛИЗ МОРЯ ГАЛИЛЕЙСКОГО , – повествует евангелист, – Господь знал, что в это время четыре будущих Его апостола занимаются там рыбной ловлей, и пришел призвать их к апостольству: ОН УВИДЕЛ ДВУХ БРАТЬЕВ: СИМОНА, НАЗЫВАЕМОГО (которого Господь еще раньше, при первом свидании, назвал именем Петр) ПЕТРОМ, И АНДРЕЯ, БРАТА ЕГО , которого наименовала Первозванным, ЗАКИДЫВАЮЩИХ СЕТИ В МОРЕ, ИБО ОНИ БЫЛИ РЫБОЛОВЫ , люди бедные, простые, неученые; вот из каких людей избрал Себе Господь первых апостолов, да не похвалится перед Ним мудрый мудростью своей. И ГОВОРИТ ИМ: ИДИТЕ ЗА МНОЮ, И Я СДЕЛАЮ ВАС ЛОВЦАМИ ЧЕЛОВЕКОВ . Мир со всей его суетой то же, что бурное море; души человеческие то же, что рыбы в этом море житейском. Мрежа или невод, коим апостолы уловляют людей, это – Святое Евангелие. Как рыбарь извлекает неводом рыбу из моря, так апостолы проповедью Евангелия Христова извлекают души из грешной суеты житейской, из бездны неверия, в благодатный корабль Христов, т. е. в Божию, которая приводит их в светлое Царство Небесное. Воистину счастлив тот, кто уловлен мрежею Христовой и обретается на корабле Церкви Православной. Небесный Кормчий не попустит ему впасть в челюсти глубинного змия, диавола, если только сам он пребудет на корабле Христовом, т. е. не уйдет из Православной Церкви в расколы и ереси. Но поняли ли тогда апостолы-рыбари, что означает это обещание Христово – сделать их ловцами человеков? Едва ли... И, однако же, они ни на минуту не задумались, не остановились даже, чтобы передать кому-нибудь свои рыболовные сети, дабы они без пользы не пропали: они просто их бросили и с полной готовностью тотчас же последовали за Иисусом: И ОНИ ТОТЧАС, ОСТАВИВ СЕТИ, ПОСЛЕДОВАЛИ ЗА НИМ .

Такова сила Божественного слова Иисусова. Но велика была и их вера Христу: хотя Он и призвал их, но не принуждал; могли и не пойти, но, однако же, пошли, и пошли тотчас же. Вот такого же послушания желает и от нас Христос Спаситель наш: чтобы мы ни на минуту не откладывали того, чего требует Его закон. И как тогда говорил Он апостолам: «идите за Мною» , так и теперь всех Он призывает к Себе: «придите ко Мне все..» . (). Если и ты, христианин, услышишь слово Божие или голос твоей собственной совести, призывающий тебя на молитву или на дело доброе, Богу угодное, то ведай, что это Христос невидимо мимо ходит и взирает, и зовет тебя. Пошли апостолы за Христом, это значит – стали неразлучными спутниками, учениками Его, и всем сердцем отдались на Его святую волю. С ними Христос Спаситель идет далее по берегу. ОТТУДА, ИДЯ ДАЛЕЕ, УВИДЕЛ ОН ДРУГИХ ДВУХ БРАТЬЕВ, ИАКОВА ЗЕВЕДЕЕВА И ИОАННА, БРАТА ЕГО, В ЛОДКЕ С ЗЕВЕДЕЕМ, ОТЦОМ ИХ, ПОЧИНИВАЮЩИХ СЕТИ СВОИ . Им не на что было купить новые сети, и потому они чинили старые, изорванные сети; в такой бедности Иаков и Иоанн питались от праведных трудов своих и, связанные союзом братской любви, они не покидали старика отца и служили ему, как любящие дети. Мать их, благочестивая Саломия, впоследствии сама ходила с другими святыми женами во след Господа и служила Ему, чем могла. И ПРИЗВАЛ ИХ – призвал их Господь Иисус, конечно, тем же властным словом Своим: «идите за Мною» . Он не обещал им даже того, что обещал Симону и Андрею, но и они, по примеру своих товарищей по ловле рыб, безпрекословно, без всяких колебаний, последовали за Господом. При этом им нужно было расстаться с тем, что дороже рыболовных сетей: оставить отца своего, но и сила сыновней любви не могла устоять против силы слова Иисусова; И ОНИ ТОТЧАС, ОСТАВИВ ЛОДКУ И ОТЦА СВОЕГО, ПОСЛЕДОВАЛИ ЗА НИМ . Достойно примечания, что Господь не говорит апостолам: «оставьте мрежи, оставьте корабль и отца своего», Он говорит: «идите за Мною» (); но когда они хотят исполнить это слово, то оказывается, что надо начать именно с оставления и мрежей, и отца. Значит, кто желает действительно быть на пути к небу, тому необходимо оставить все земные привязанности, все, что препятствует ко спасению души. «Вот случай, – замечает блаженный Феофилакт, – когда нужно оставлять отца: когда он препятствует к добродетели и богоугождению». Должно веровать, что Отец Небесный, за твое послушание воле Его, не только самого тебя приведет на небо, но и противящегося отца твоего земного может привлечь туда же твоей верой.

Итак, послушные гласу Господа новопризванные апостолы, рыбари, простились со своим озером, с прежним занятием, с отцом и пошли за Господом. Так, можно сказать, рыболовное судно стало колыбелью христианства, а его повивальными пеленами – рыболовные сети. И ХОДИЛ ИИСУС ПО ВСЕЙ ГАЛИЛЕЕ , проходил по всем местам области, чтобы творить людям различные благодеяния духовные и телесные. Не ученики собирались к Учителю, как имеющие в Нем нужду, но Учитель ходит повсюду, чтобы собрать учеников. Не болящие ищут Врача, дабы получить от Него исцеление, но Врач ищет болящих, чтобы подать им исцеление. Воистину, как Сам сказал Он: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (). И служил Он, проходя по Галилее, УЧА В СИНАГОГАХ ИХ , т. е. в тех местах, куда Евреи собирались по праздникам, чтобы молиться, читать и слушать слово Божие. Сонмища или синагоги для Евреев были почти то же, что для нас, православных христиан, церкви Божии: только жертв не могли они приносить в синагогах, так как жертвы можно было приносить только в храме Иерусалимском. Христос Спаситель каждую субботу приходил в синагогу, молился здесь, как всякий благочестивый израильтянин, подавая и нам пример не дома только молиться, но и в церкви Божией, особенно в праздники, установленные. И Евреи могли видеть, что Он не враг Закона, что Он охотно исполняет все его предписания; могли слышать из уст Его, что Он не противник Моисею, потому что после молитвы Спаситель открыто поучал в синагоге народ, И ПРОПОВЕДУЯ ЕВАНГЕЛИЕ ЦАРСТВИЯ , возвещал радостную весть, что настало, наконец, давно желанное время, о котором предсказывали Моисей и все пророки, что открывается Царствие Божие на земле. Невидимо было это Царство Божие, о котором говорил Господь; никогда Иудеи не слыхали такого учения, какое Он проповедовал, и вот, чтобы уверить их в истине Своего Божественного учения, Он подтверждал слова Свои дивными чудесами, И ИСЦЕЛЯЯ ВСЯКУЮ БОЛЕЗНЬ , всякую застарелую, неизлечимую болезнь, И ВСЯКУЮ НЕМОЩЬ , всякую случайную немощь, В ЛЮДЯХ . Быстро пошла народная молва о новоявленном Пророке, Чудотворце: И ПРОШЕЛ О НЕМ СЛУХ – слава о Нем – ПО ВСЕЙ СИРИИ , по всей той области Римской, которая простиралась от реки Ефрата до моря Средиземного, и от Малоазийских областей до пустынной Аравии. И ПРИВОДИЛИ К НЕМУ ВСЕХ НЕМОЩНЫХ, ОДЕРЖИМЫХ РАЗЛИЧНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ И ПРИПАДКАМИ, И БЕСНОВАТЫХ , т. е. одержимых злыми духами, которые Божиим попущением овладевают людьми за их нечистую, греховную жизнь, особенно за гордость, нераскаянность во грехах.

Овладевают такими бесы и мучают их; приводили к Спасителю И ЛУНАТИКОВ , которых особенно мучил бес в полнолуние, которые бродят во сне по крышам домов и лазят, где придется, И РАССЛАБЛЕННЫХ , или разбитых параличом, лежащих без движения, И ОН ИСЦЕЛЯЛ ИХ всех, исцелял не человеческой силой, не врачебным искусством каким, а Своей всемогущей Божественной силой – одним прикосновением, даже одним словом Своим. И так много было этих чудесных знамений, что евангелист Матфей не считает нужным описывать каждое чудо отдельно, а только кратко упоминает о всех вообще. Христос разливал вокруг Себя, по выражению святителя Иоанна Златоуста , целое неизреченное море чудес.

Есть предание, которое вошло в Русскую Православную Церковь, как определенное верование, что святой апостол Андрей Первозванный, когда ему была определена та часть мира, в которую он должен был пойти, посетил также и места Киевской Руси, и был на Киевских холмах, и благословил эти холмы, и сказал, что здесь, на этих холмах, будет воздвигнут дивный город, который обратится ко Христу. И поэтому имя святого Андрея, Апостола Первозванного, имеет совершенно особое значение для русского человека, для верующего, и всегда было в истории России так, что Андрей Первозванный был тем Апостолом, который начал, можно сказать, крещение Руси, водрузив Крест на Русь. За тысячу лет, почти что, до того, как само Крещение Руси совершилось.

Как это удивительно! Совершилось как бы небесное предзнаменование, небесное указание, ибо это было еще до того, как оно осуществилось. В молитвах, когда Святой Апостол Андрей перешел из сей жизни в иную, он стал еще до Крещения Руси уже молитвенником за нее, как бы готовил ее, молясь перед престолом Божиим на небесах за Русь. Это была как бы Небесная Русь, которая воплотилась уже во дни Святой Ольги и Святого Владимира.

И здесь следует нам обратить внимание на Евангелие, которое читается в день Святого Апостола Андрея – призвание его. И, когда он первый видит, слушая сначала слова своего первого учителя Иоанна Предтечу о том, что Иисус, как показал Иоанн Предтеча, является тем Агнцем Божиим, который берет на себя грехи мира, он идет к Иисусу сам, и Христос его призывает к апостольству. И он идет и зовет своего брата Симона и говорит ему: «Я нашел Мессию, Христа».

Призвание апостолов Андрея и Петра. Роспись Покрово-Никольского храма г. Клайпеда, Литва. Фото: pokrov.lt

Он увидел Христа, и после этого Симон идет ко Христу, и Христос впервые дает ему имя Петр – камень, скала. И позднее скажет: «На этой скале Я воздвигну Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». На вере Петра, когда Петр исповедует Его позже. Интересно, что Андрей исповедует раньше, Петр позже, не в тот еще момент. И получает эти изумительные слова Христовы о том, что Церковь не будет одолена никогда вратами ада, позже, после апостола Андрея. И интересно, что в Евангелии дальше говорится о том, как зовут также и Нафанаила, и как приходит Нафанаил и сначала не верит, сомневается. И Христос ему говорит: «Я знаю тебя, Я видел тебя под смоковницей».

У каждого из нас бывает такой момент, когда мы можем сказать, что мы под смоковницей. Это тайна. Тайна наша и тайна Божия, когда совершается нечто такое, что мы абсолютно уверены: есть некая сила Божия. Мы не знаем, что было тогда с Нафанаилом под смоковницей, молился ли он, получил ли ответ от Бога или, наоборот, было что-нибудь, какое-нибудь видение было – это Евангелие нам не говорит, но ясно, что был такой момент, таинственный и божественный.

И вот Нафанаил, когда слышит эти слова, узнает Того, Кто видел его под смоковницей, духовно. И говорит ему, исповедуя: «Ты – Царь Израилев, Ты – Сын Божий». Вы видите, как с одной стороны человек видит Бога в лице Иисуса Христа, как Андрей. И Бог видит человека, как в случае Нафанаила, под смоковницей. И такое происходит соединение в этом Евангельском повествовании, соединение человеческого и божественного, которое осуществляется и воплощается в личности Самого Христа.

Вот так и нам с вами надо с одной стороны посмотреть лучше, как было сказано Нафанаилу: «Прииди и посмотри, прииди и виждь», так и мы сейчас говорим многим: «Приди и посмотри, посмотри, послушай, почитай Евангелие и увидишь тогда Христа, Кто и Что Он есть. Это с одной стороны, а с другой стороны имей в виду, что Бог видит тебя всегда, всюду, даже под смоковницей, и может быть, именно под смоковницей, то есть в тот тайный момент, который, ты думаешь, принадлежит только тебе одному».

Да даст же Господь всем нам быть верными и истинными искателями правды, чтобы Господь открылся нам, как Он открылся своим апостолам и как Он призвал святого Андрея Первозванного, первого Крестителя Руси. Аминь.

Евангелие на Литургии в неделю 18-ю по Пятидесятнице
От Луки, глава 5, стихи 1-11

1 В то время Иисус стоял у Генисаретского озера

2 и увидел две лодки, причалившие к берегу; а рыбаки, сойдя на берег, мыли сети.

3 Войдя в одну из лодок - а была это лодка Симона, - Он попросил его немного отвести ее от берега, и затем, сидя в лодке, продолжал из нее учить народ.

4 Когда же Он кончил Свои слова, Он сказал Симону: «Отплыви на глубокое место, и закиньте сети для лова».

5 И Симон сказал Ему в ответ: «Наставник, мы всю ночь трудились и ничего не поймали; но раз Ты велишь, я закину сети».

6 И сделав это, они захватили многое множество рыбы, так что их сети стали прорываться.

7 Тогда они подали знак своим сотоварищам на другой лодке, чтобы те плыли к ним на помощь; те подплыли и до того нагрузили обе лодки рыбой, что лодки начинали погружаться в воду.

8 Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: «Господин мой, уйди от меня, потому что я человек грешный!»

9 Ужас напал и на него, и на всех присутствовавших вместе с ним при этом улове,

10 также и на Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея, которые были товарищами Симона. И сказал Симону Иисус: «Не страшись; отныне твоим уловом будут люди».

11 И они, вытащив лодки на берег, все оставили и пошли за Ним.

Перевод Сергея Аверинцева

Каждого человека Господь призывает быть с Ним. И судьба наша зависит от того, как мы отвечаем на этот божественный зов. А бывало и так, что от достойного ответа некоторых людей менялись судьбы мира. В Ветхом Завете так произошло с «отцом всех верующих», Авраамом. И так было уже в новозаветную эпоху, эпоху Христовой Церкви, куда первыми были призваны двенадцать учеников, ставшие апостолами.

Но почему именно этих людей выбрал Господь для того, чтобы их трудами созидать на земле Свою Церковь? В том ли дело что именно эти люди, большей частью галилейские рыбаки, были самыми достойными, самыми мудрыми и нравственными из тех, кто жил тогда среди Израиля?

Евангелие дает понять другое: это были самые обычные люди, но у них было одно общее свойство души: они всем сердцем искали Бога и всем сердцем ожидали Его Мессию - Христа. Не потому ли они и были избраны? Они искали Бога, и Бог ответил им; они ожидали Христа - и встретили Его. Как только Господь начал Свою Проповедь - после Крещения, поста и возвращения из пустыни, - за Ним сразу же пошли люди, чтобы слышать Его слово и видеть Его чудеса. В один из этих дней Господь и выбрал Себе первых учеников. Итак, Генисаретское озеро; на берегу толпятся люди; их столько, что многим не видно и не слышно Иисуса. И вот Он входит в рыбацкую лодку и, отплыв от берега, говорит к народу. Хозяин лодки - Симон, будущий Петр. Он уже знаком с Иисусом - его приводил к Господу Андрей, брат Петра и тоже рыбак, ученик Иоанна Предтечи.

Закончив проповедь, Иисус обращается к Петру, сидящему тут же в лодке, и велит ему отойти на глубину и закинуть сети. Петр знает, что рыбы нет: для рыбака, трудившегося всю ночь и ничего не поймавшего, тщетность новой попытки очевидна. Но Петр повинуется этому Человеку, потому что он слышал Его Слово. Он закидывает сети в воды, которые только что были пусты. Ужас напал на рыбаков, когда сети начали прорываться, не выдерживая тяжести чудесного улова. И Симон, припав к коленям Иисуса, просит Его: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5, 8).

В этот момент Симону Петру приоткрылось, что Тот, кто был с ним в лодке, больше, нежели учитель и наставник. Петр испытал священный трепет, он ощутил, что рядом с Тем, Кто с ним в лодке, человек лишь «прах и пепел». Вокруг лодки была вода, выйти было некуда; «оставь меня, выйди из моей жизни» - вот что значили на самом деле вырвавшиеся у Петра слова. Всем своим существом Петр почувствовал, что прежняя Его жизнь Иисуса не вмещает, и если Господь входит в нее, то нужно, оставив весь мир, идти за Ним.

Петр - человек импульсивный, слова эти - результат его потрясения. Господь же, зная, что причиной им охвативший Петра страх Божий и благоговение, отвечает не на слова, но на глубинное движение его сердца. И Господь одобряет Петра. «Не бойся, - говорит Он, - отныне будешь ловить человеков» (Лук.5.10). Это - метафора. «Ты доставал из пучины рыб, а будешь спасать людей» - вот ее смысл. Передавая в Евангелии эти слова Господа, апостол Лука употребил греческий глагол ζωγρέω - ловить живьем.

В Септуагинте (греческом тексте Ветхого Завета) он означает также спасение людей от смерти (см. Числ. 31. 18). И Петр, а с ним и его друзья - братья Иаков и Иоанн, вытащив лодки на берег, оставляют их и идут вслед за Господом.

Затем было три года, которые они провели с Иисусом. Их Учитель совершал чудеса, исцелял безнадежно больных, возвращал к жизни уже умерших, и самое главное - учил как «власть имеющий», и слова Его были словами вечной жизни. И Петр от лица всех учеников уже назвал Иисуса Христом, Сыном Живого Бога.

Но ученики, так же, как и большинство их современников, полагали, что Мессия приходит, чтобы восстановить былую славу Израильского Царства. И когда Господь открывает им, что Ему предстоит принять смерть, это слово еще не вмещается в их души. Когда же Христос был казнен и погребен, вся их вера, надежда, любовь - вся их жизнь казалась разбитой и потерявшей смысл. Так же, как и вера Авраама, вера апостолов прошла через катастрофические испытания.

И тогда история с лодками и чудесным уловом повторяется снова. Господь снова творит то же чудо, чтобы возродить учеников к вере. Эта новая история начинается со знака крушения всех надежд: ученики возвращаются к тому, что они оставили, когда пошли за Христом.

«Иду рыбу ловить», - говорит Петр. «Идем и мы с тобою», - соглашаются другие. И так же, как тогда перед призванием, они трудились всю ночь безрезультатно, и сети их были пусты.

Но вот проходит ночь и наступает утро. И с берега их окликает воскресший Господь. И Петр, когда-то просивший Иисуса выйти из его лодки, теперь сам бросается в воду и плывет к берегу, к Господу. Следом приплывает лодка с множеством пойманной рыбы - как и в тот раз, по слову Господа (см.: Ин. 21, 3-11).

И слова Господа о Петре, что он станет «ловцом человеков», начнут исполняться именно теперь, после Воскресения Христова. Проповедь апостола Петра привлечет ко Христу сердца миллионов людей - не только тех, что видели его и слышали его живое свидетельство, но и всех тех, кто на протяжении двух тысячелетий читает в Новом завете о Петре и его призвании.

Иерей Михаил Браверман

ПРИЗВАНИЕ ПЕТРА, АНДРЕЯ, ИАКОВА И ИОАННА НА АПОСТОЛЬСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

(Матфей, 4:18-22; Марк, 1:16-20)

(18) Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, (19) и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. (20) И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. (21) Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. (22) И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

(Мф. 4:18-22)

Прежде всего, требует уточнения хронология событий, связанных с призва­нием будущих Апостолов на служение. В приведенном фрагменте из Евангелия от Матфея говорится: «Симона, называемого Петром». Из этого выражения ясно, что уже тогда Симон носил это свое прозвище. Из рассказа Иоанна узнаем, что Иисус так назвал Симона, брата Андрея, при их первой встрече, когда они были еще учениками Иоанна Крестителя: «(40) Одним из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. (41) Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; (42) и привели его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1:40-42). («Кифа» - слово сиро-халдейское, а «Петр» - греческое; и то и другое означают «камень». Впоследствии Иисус Христос объяснил, почему Он так назвал Симона. Он сказал: «Ты - Петр (то есть камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). См. ВРУЧЕНИЕ КЛЮЧЕЙ ПЕТРУ .)

Итак, сопоставляя свидетельства Матфея и Марка о призвании Петра, Андрея, Иакова и Иоанна (подробности, расширяющие эти свидетельства, приводит Лука; см. ЧУДЕСНЫЙ УЛОВ ) с рассказом Иоанна о призвании Андрея, Петра, Иоанна, Иакова, Филиппа и Нафанаила, происшедшем ранее (Ин. 1:35-51), следует заключить, что после первого призвания ученики Иисуса не всегда следовали за Ним во время Его путешествий, а иногда возвращались к своим прежним занятиям. Но после второго призыва они сделались неотлучными Его спутниками, а вскоре и избранными в число двенадцати Апостолов.

Многие ученики Иисуса до их призвания на апостольское служение были рыбаками. Иисус мог называть их «ловцами человеков», как бы намекая на их прежнюю профессию. К тому же он сравнивает Царство Небесное с неводом, закинутым в море и захватившим рыб разного рода (Мф. 13:47).

Наиболее полно рассказ Матфея и Марка иллюстрирует ватиканския фреска Доменико Гирландайо.

Доменико Гирландайо. Призвание Апостолов Петра и Андрея (1481).

Ватикан. Сик­стинская капелла.

И хотя она известна под названием «Призвание Апос­толов Петра и Андрея», внимательный взгляд обнаружит, что художник изобразил также призвание Иакова и Иоанна. Иными словами, на фреске запечатлены три момента этой истории (Христос как бы идет по берегу озера слева направо (по отношению к зрителю) - «Оттуда, идя далее...» (Мф. 4:21); так же следуют и эпизоды рассказа): в левой части фрески на заднем плане Христос. обращается к Петру и Андрею, находящимся в лодке; в центре на переднем плане Христос, очевидно, произносит свои главные слова: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», Апостолы стоят перед Ним коленопреклоненные (обе эти сцены встречаются в западной живописи как отдельные иконографические типы изображения призвания первых Апостолов); наконец, в правой части фрески на заднем плане Христос уже в сопровожде­нии Петра и Андрея обращается к Иакову и Иоанну, сидящим вместе с их отцом в лодке. Г. Шиллер утверждает, что в центре коленопреклоненными стоят Петр и Иаков (
Schiller G ., р. 155). Это, по-видимому, неверно, поскольку этих же двоих учеников мы видим среди сопровождающих Христа в тот момент, когда он только призывает Иакова и Иоанна.

Хотя сюжет призвания Петра и Андрея встречается в западной живописи наиболее часто, известны примеры иллюстрирования призвания второй пары учеников - Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея. Такова картина Марко Базаити: Христос стоит на берегу озера; Его сопровождают уже последовавшие за Ним Петр и Андрей; из причалившей к берегу лодки выходят Иаков и Иоанн, первый уже преклонил колено перед благословляющим его Христом. Несмотря на то что и Матфей и Марк, чьи рассказы мог иметь в виду художник, единодушны в утверждении, что Иаков и Иоанн оставили «лодку и отца своего», Базаити изображает то, как он, их отец, также делает шаг из лодки навстречу Христу.

Изображение толпы людей в этой сцене - вольность Гирландайо. Евангелие не говорит в данном случае ни о присутствии других учеников Христа, ни о других людях. Многолюдное общество на берегу озера, которое изобразил Гирландайо, не подпадает под определение «работников», о которых мельком упоминает Марк, говоря о Зеведее, что еще как-то можно было бы истолковать как указание на многолюдье в момент призвания Апостолов. Некоторое оправ­дание этой вольности художника дает другой рассказ - Луки - о призвании Петра и Андрея: «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, (2) увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети» (Лк. 5:1-2) (см. ЧУДЕСНЫЙ УЛОВ ). В персонажах, облаченных во флорентийские одежды XV века, современники художника обнаруживали много сходства со своими со­гражданами.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Доменико Гирландайо. Призвание Апостолов Петра и Андрея (1481). Ватикан. Сик­стинская капелла.

Марко Базаити. Призвание сыновей Зеведея (ок. 1500). Венеция. Галерея Академии.

© Александр МАЙКАПАР