Православные монастыри закарпатья. Церкви закарпатья. Деревянная церковь Архангела Михаила

Неподалеку от Хуста, среди лесных зарослей Карпатских гор, от взора простых обывателей сокрылся небольшой уголок Афона – Свято-Пантелеимонов монастырь, где до сих пор соблюдаются строгие афонские правила. Основанная 81 год назад афонским иеросхимонахом, постриженником Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, одноименная закарпатская обитель стала как бы символом преемственности православного иночества Закарпатья от монашеского центра на Святой Горе. Уже само название обители свидетельствовало о подражании и наследовании традиций Афонского Пантелеимонова монастыря, где в начале ХХ века духовно возрастали многие православные подвижники Закарпатья . Претерпев эпоху советского безбожия и атеистических гонений, обитель возродилась вновь в начале 1990-х годов.

Своим благочестием, достойным подражания, он привлек к себе внимание игумена Афонского Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Мисаила (Сапегина) , который 18 августа 1926 постригает Михаила в рясофор с именем Мелетий. Пробыл о. Мелетий на Афоне до 1927 года и по болезни вынужден был вернуться домой. Выздоровев, о. Мелетий был назначен прп. Алексием (Кабалюком) экономом гимназических курсов для православных священников в селе Иза, являвшемся в то время православным центром на Закарпатье.

29 апреля 1931 по благословению прп. Алексия (Кабалюка) он был рукоположен в иеродиакона, а 1 мая в иеромонаха епископом Битольским Иосифом (Цвиевичем) . В 1934 году о. Мелетий снова поехал на Афон, где принял великую схиму с именем Лука и после шестимесячного пребывания на Святой Горе вернулся пешком в Хуст . В целом о. Мелетий побывал на Афоне за свою жизнь три раза.

С разрешения епископа Дамаскина (Грданича) он 18 июня 1934 поселился в лесной пуще в 5 километрах западнее Хуста в урочище «Колесарово» или «Камень», где выкопал в скале пещеру и начал пустынное житие. В городе об этом никто не знал, но со временем люди увидели, что в одно и то же время ночью на горе горел свет и они пришли посмотреть, что там такое. Они увидели о. Мелетия, который молился в пещере. Об этом узнал хустянин Василий Росоха и предложил о. Мелетию свой земельный участок. Отец Мелетий обратился в епархиальное управление за разрешением на строительство монастыря. Оттуда поступило письмо за подписью о. Иоанна Кополовича следующего содержания: "Из канцелярии епархиального управления имею честь сообщить Вам, что его Преосвященство благоизволил дать Вам благословение на постройку келии на земле В.Росохи на горе "Колесарово" возле Хуста ".

Итак, в 1934 году скит был основан . Отец Мелетий начал строительство небольшой кельи и часовни в честь Святого Пантелеимона. Здесь он ввел строгие афонские правила, заимствованные им из Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. Богослужение начиналось в 12-м часу ночи и продолжалось до утра, а в праздник – целую ночь. Есть можно было только два раза в день. Вовсе не употребляли мяса. Своей аскетической жизнью о. Мелетий манил к себе молодых людей. В 1950 году в скиту проживало уже шесть монахов и один послушник. Из них двое были нетрудоспособны, по причине болезней и старости . Монахи построили церковь из дерева размером 11 на 5 м кв. .

В монастыре занимались домашним хозяйством и различными ручными работами. Для содержания скота построили сараи 6 на 5 м. Имея 2 га земли, монахи выращивали картофель, средний урожай которого в 1949 году составлял 30, а 1950 году – 25 центнеров .

В 1951 году была построена колокольня 4 на 3 м кв. и 2 дома: 1) 8 на 8 м кв., , 2) 4 на 5 м кв. и мастерская 10 на 3 м кв.

Возрастное распределение среди братии в 1951 году было таким: с 19 до 40 лет – 5 чел., с 41 до 55 лет – 1 чел., за 55 лет – 1 чел., всего: 7 чел. .

В 1946 году настоятелем скита становится о. Серафим (Шандра М. И.). Он родился 1 мая 1910 года в селе Приборжавское Иршавского района . Окончил 4 класса народной школы. С 1931 по 1933 гг. служил в чехословацкой армии. С 1933 по 1935 жил с родителями. В 1935 году уехал в Югославию, но через год возвращается в родную деревню. 1936 пострижен в монахи. С 1939 по 1941 год проживал в Бедевлянском монастыре. В 1941 году поступает в скит Колесарово .

В 1952 году под давлением советских властей скит закрыт и превращен в 3-й приход города Хуст. Настоятелем назначен о. Анания (Бонь) . В связи с этим епископ Иларион рядом указов переводит послушника Грицко Г. В. , о. Захарию , о. Мелетия , о. Исаию , о. Серафима . Но монахи во главе с о. Мелетием не хотели покидать родной скит вплоть до 1956 года.

27 марта 1956 в связи с этим секретарь епархии М. Логойда издал указ, которым предписывалось: в виду того, что о. Мелетий, о. Серафим, о. Анания, незаконно живущие в Колесарово, "направляю их: о. Мелетия в Теребельський монастырь, о. Серафима настоятелем прихода в Александровку, о. Анания настоятелем прихода в М. Березный" .

Деревянную церковь сняли с регистрации действующих церквей 1 июня 1961 и 8 августа разобрали . После этого о. Мелетий продолжал тайно служить на дому, хотя в селе все думали, что он слепой. Скончался 30 сентября 1983 г., похоронен на местном кладбище.

Пантелеимоновский монастырь в Колесарово возобновил свою деятельность лишь после падения советской власти в начале 1990-х годов. 9 августа 1991 епископ Мукачево-Ужгородский Евфимий (Шутак) освятил первый камень престольного храма в честь святого Пантелеимона .

Возглавил монастырь духовный сын о. Мелетия архимандрит Дионисий (Бонь). Он родился в 1936 г. в селе Монастырец. С 12 лет был послушником о. Мелетия при Пантелеимоновском ските. Когда обитель закрыли, он отправился в Россию, где 15 лет служил настоятелем приходов в Костромской области. Он как человек очень добродушный и набожный привлекал молодых людей, желающих вести аскетическую жизнь.

До сих пор в монастыре сохранены строгие афонские правила и не каждый выдержит их. Молитвы монахов настолько сильны, что люди, приходя с тяжелыми болезнями, исцеляются.

Освятив первый камень и собрав некоторые пожертвования, монахи во главе с архимандритом Дионисиием и при участии хустского архитектора И.Д. Мельника начинают в 1992 году строительство новой церкви Святого Пантелеимона. Ее решили строить на том же месте, где раньше была старая церковь .

Монахи отремонтировали старые деревянные домики, сарай и другие хозяйственные постройки, которые чудом были сохранены тремя монахинями. Они поселились здесь в 1961 году после закрытия церкви и оберегали имущество монастыря целых 30 лет. Теперь они уверенно доживают свой век в монастыре, зная, что о них обязательно позаботятся. Собрав средства, монахи купили три небольших колокола и установили их на колокольне.

Чтобы сделать храм Святого Пантелеимона большим и просторнее, монахи решили снести склон земли, который нависал над церковью. И перед ними появилась прочная скала, высотой более 13 метров. Чтобы не допустить сползания грунта, построили защитную стену из бетона, а в ней оставили небольшие дверцы, за которыми выкопали кладовую для свечей. Поскольку скала очень прочная, монахи решили выкопать здесь и пещерный храм. В 1993 году начались работы по возведению пещерного храма, за два месяца рабочие выкопали и вывезли на тачках тонны земли . В 1995 году пещерный храм в честь прп. Иова Почаевского был готов и освящен епископом Мефодием . Эта церковь расположена на глубине 7 метров и имеет размеры 6 на 15 м кв. и является зимней церковью монастыря .

В 1998 году в монастыре проживало 5 человек . Над пещерной церковью в 2000 году монахи построили также летний храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Роспись сделал художник М. Щербан. Ю. Исаак из с. Приборжавское вырезал из дерева иконостас, подобного которому еще нет на Закарпатье. Алтарь храма и иконы иконостаса расписал В. Якубец. В это же время построен небольшой двухэтажный дом из кирпича для размещения в нем комнат для паломников и келий для монахов. В 2001 году монахи получили в подарок от Михаила Гинцяка колокол весом 1350 килограммов, его освятил епископ Хустский и Виноградовский Иоанн.

В 2002 году было начато возведение дома под трапезную, кухню, келью для повара, приемную настоятеля.

Монастырь, как уже отмечалось, живет по своим строгим внутренним уставам, которые основываются на афонских правилах. Служба ежедневно начинается в 12-м часу ночи и продолжается до 6-ти утра. Еженедельно проводится обычная служба, на которой всегда присутствуют до 100 человек. В день Святого Пантелеимона сюда приходит до пяти тысяч паломников.

На 2003 год в монастыре проживало 5 человек. По возрасту все монахи имели от 23 до 30 лет, кроме архимандрита Дионисия. По сану: 1 архимандрит, 2 монаха, 2 послушника.

Монахи ведут домашнее хозяйство, на 2 полях выращивают кукурузу и картофель, содержат 2 коровы и кур, тем самым обеспечивая себя полностью продовольствием. Все средства, поступающие от мирян, идут на развитие монастыря .

Кладбище монастыря является совместным с сельским. Здесь в 1983 году похоронен о. Мелетий (Рущак) . В 1985 году благодарными учениками была установлена мраморная плита на кресте умершего, на ней выбиты слова: "Крепко ты держал свой путь святой в душе великой и простой".

В монастырь подведена дорога с твердым покрытием, но зимой сюда можно дойти только пешком. Возле тропы, ведущей к монастырю, расположен источник с целебной водой, выкопаный о. Мелетием еще в 30-е годы ХХ века.

Юрий Данилец,
кандидат исторических наук,
руководитель Закарпатского отделения Международного института афонского наследия в Украине

Источники и литература:

1. ГАЗО. – Ф. Р – 1490. – Оп. 4д. – Д. 14. – Л. 40.
2. Проща о. Мелетія //Слово. – 2002. – №6. – С. 6.
3. Проща о. Мелетія... –С. 7.
4. Пагиря В. Указ. соч. – С. 75.
5. ГАЗО. – Ф. Р 1490. – Оп. 4д. – Д. 14. – Л. 46.
6. Там же. – Л. 41.
7. Там же. – Л. 43.
8. Там же. – Л. 42.
9. Там же. – Л. 46.
10. Там же. – Л. 43.
11. Там же. – Л. 40.
12. Там же. – Л. 50.
13. Там же. – Л. 57.
14. Там же. – Л. 53.
15. Там же. – Л. 54.
16. Там же. – Л. 55.
17. Там же. – Л. 56.
18. Там же. – Л. 51.
19. Там же. – Л. 59.
20. Сирохман М. Указ.соч. – С. 804.
21. Звіт настоятеля Свято-Пантелеймонівського монастиря... – С. 1.
22. Там же. – С. 2.
23. Там же. – С. 1.
24. Сирохман М. Указ.соч. – С. 804
25. Звіт настоятеля Свято-Пантелеймонівського монастиря... – С. 2.
26. Игумен Гавриил (Кризина). Указ. соч. – С. 121
27. Звіт настоятеля Свято-Пантелеймонівського монастиря... – С. 2.
28. Проща о. Мелетія... – С. 8.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Почаевская Лавра
Волынь - древнейшая среди христианских земель Древней Руси; вслед за первопрестольным Киевом, одной из первых она была бы вправе отмечать тысячелетие своего крещения. Но, может быть, самые ранние проповедники Слова Божия появились здесь еще раньше: по преданиям западная часть нынешней Волыни уже в конце IX века входила в епархию равноапостольного Мефодия (+ 885), простиравшуюся от Моравии до волынских рек Буга и Стыри. И кто знает, не тогда ли уже пришли сюда первые иноки, которым полюбилась гора, получившая впоследствии имя Почаевской, покрытая густым лесом и имевшая множество пещер.


История не сохранила для нас каких-либо сведений об их жизни. Однако мы знаем, что более века спустя другой святой, которого Церковь почтила именем равноапостольного, - великий князь Владимир приводит на Волынь духовенство греческое и болгарское и принимается здесь за крещение подвластных ему сел и городов. В этих краях основывает он и новый город - Владимир-Волынский, где ставит храм, освященный во имя Василия Великого, святого, именем которого сам он был наречен при своем крещении. В 992 году он учреждает здесь епископскую кафедру и строит соборную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, и Владимир-Волынский становится центром церковной и политической жизни западно-русской окраины.
Вместе с принятием христианства возникла на Руси и тяга к монашеству, к "узкому пути" спасения, и стремление это тотчас встретило поддержку и поощрение со стороны самых высоких слоев древнерусского общества.
По преданию (никаких письменных документов не сохранилось от этого периода), где-то около 1240 года появляются на Почаевской горе, спасаясь от татарского погрома, уцелевшие киевские иноки. Мы не знаем их имен, но книги, посвященные русским святым, донесли до нас сведения о преподобных угодниках Киево-Печерской Лавры, из среды которой вышли первые насельники горы Почаевской. По духу они - отцы, наставники, братья их.
У истока многих русских обителей стоит чудо - явление самой Пресвятой Богородицы или же особое Ее присутствие. Это явление, даруется ли оно одному или нескольким, становится как бы незримым краеугольным камнем, полагающим начало общежительной жизни монахов. На долгие последующие века служит оно знаком чудесного избранничества учрежденной обители, свидетельством небесного покрова и благоволения, распростертого над нею Царицей Небесной. Не обошло такое благоволение и заступничество Матери Божией и той горы, которую облюбовали для себя первые добравшиеся сюда иноки. Еще в древности место это сделалось чудодейственным и благодатным, несущим на себе невидимый знак избранничества. И пронеслась в народе молва: "Поча Діва творити чудеса". По мнению некоторых исследователей, в живой разговорной речи "Діва" утратило начальный звук "д" и конечный "а", и так из двух слов "Поча Діва" возникло одно - Почаів.

Святые места Закарпатья
Приезжая в Закарпатье, поражаешься обилию возвышающихся среди гор деревянных храмов. Здесь можно встретить храмы, построенные как в поздневизантийском, романском, готическом архитектурном стиле, так и в стиле раннего реннесанса, барокко. Многие из них - ценнейшие памятники архитектуры XV-XIX столетия. По количеству древних храмов - их около 60 - Закарпатье занимает одно из первых мест в Европе.
Монастырские строения возводились прямо на территории лесистых малолюдных Карпатских гор. Святые обители соседствуют с первозданной природой - лесами, реками, озерами и горными водопадами. Православные храмы в основном принадлежат двум православным епархиям Закарпатья - Мукачевской и Хустской.

У каждого монастыря своя уникальная история. Так, Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь – один из самых древних и крупных центров православия на Закарпатье.

История Мукачевского монастыря берет начало в XI веке от дочери великого князя Ярослава Мудрого Анастасии и ее мужа венгерского короля Андрея I. По преданию, Мукачевскую обитель основали приехавшие из Киева с Андреем I монахи Киево-Печерского монастыря. В 1339 году наместник города Мукачево Федор Корятович воздвигнул новые стены монастыря и передал в собственность обители много земель. Впоследствии монастырь становится центром православия и культуры Закарпатья.
До сегодняшнего дня в монастыре сохранилась библиотека, возникшая еще в XVII веке, в которой собрано много ценных церковно-славянских книг, изданных в Остроге, Киеве, Львове, Чернигове. В библиотеке и сегодня можно увидеть редчайшие памятники письменности, в том числе «Закарпатское Евангелие» (1401 г.) и Библию русского первопечатника Ивана Федорова (1581 г.).
Кроме того на территории маленького Закарпатья находится 30 православных монастырей, которые являются столпами веры на века.

Приглашаем Вас, Ваших друзей, семью посетить святые места, где сошла Божья благодать…


Даты тура:
см. расписание туров
Длительность тура: 2 дня / 1 ночь
Маршрут: Львов - Ужок - Кострино - Малый Березный - Ужгород - Горцы - Четфалва - Колодное - Стебливка - Александровка - Бороняво - Хуст - Джублик - Мукачево - Свалява - Львов

ПРОГРАММА ТУРА:

1 день
Прибытие во Львов. 08.00- Выезд из Львова.
Переезд в Ужок, осмотр деревянной церкви . На границе трех стран, у живописного карпатского перевала вверх прижался один из самых деревянных храмов Украины - шедевр бойкивской сакральной архитектуры церковь св. Михаила (1745), которая занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Переезд в Кострино , осмотр деревянной церкви . Украшением села есть деревянная церковь св. Покровы (1645), построенная в с.Сянки на Львовщине и в 1703 г. привезли на настоящее место.
Переезд в с.Малый Березный, молитва к чудотворной иконе.
Переезд в Ужгород, экскурсия по храмам . При осмотре города основной акцент сделаем на осмотр его храмов, в первую очередь осмотрим известный храм города - Кафедральный Крестовоздвиженский собор (1841), Синагогу (1904), Римо-католический костел св. Георгия (1775) и шедевр сакральной деревянной архитектуры лемковскую Михайловскую церковь (1777), перенесенную из села Шелестово в Закарпатский музей народной архитектуры и быта (скансен).
Переезд в Перечин, обед в ресторане "Подкова". Предлагаемое меню: борщ, куриный стейк, картофель запеченный с сыром и беконом, салат, блин, компот. Стоимость 85 грн.
Переезд в Горцы, обзор ротонды . В этом пригороде Ужгорода находится одна из старейших каменных храмов Украины, памятник архитектуры мирового значения - Горская ротонда (X-XIИI в.). Храм в плане шестиугольным, а внутри находятся уникальный стенопись (XIII в.) в стиле итальянской проторенессансной школы Джотто.
21:00 Позднее поселение в селе Четфалва, Береговский р-н. Ужин в усадьбах после поселения и состоит из блюд венгерской национальной кухни: бограч-гуляш, венгерские голубцы, сладости, вино/палинка, компот. Стоимость 75 грн.

2 день
Завтрак в усадьбах, предлагаемое меню: колбаса, сыр, лангош с джемом (похожи на оладьи), масло, хлеб, кофе/чай. Стоимость 55 грн.
Обзор церкви в Четфалве. Пограничное венгерское село у реки Тиса, в котором находится великолепный архитектурный ансамбль, удачно соединил в себе, оборонный каменный протестантский храм (XIV вв.) и современную деревянную церковь Святого Духа (2001). Украшением села также самая высокая в Закарпатье стройная готическая колокольня (XVIII в.).
Переезд в Колодное, обзор церкви. Здешняя церковь св. Николая (1779) является самой высокой и живописным из всех деревянных храмов Хустского района.
Обзор церкви в селе Стебливка. Небезразлична греко-католическая община этого села пытается восстановить один из самых совершенных образцов т.н. «Марамороской готики» церковь Рождества Богородицы (XVI в., 1797), которая сгорела в 1994 году.
Посещение монастыря в Бороняво. В этом известном паломническом месте можно увидеть Боронявский чудотворную икону Пресвятой Богородицы (1785) в Благовещенском Василианском монастыре.
Переезд в Хуст, обзор храмов . В столице Карпатской Украины, что славится своими живописными руинами замка (XI-XVI вв.), мы осмотрим жемчужину закарпатского сакрального строительства протестантский храм.
Обед в ресторане "Старый замок". Меню: салат овощной, солянка, картофель пюре с мясом по-венгерски, хлеб, чай. Стоимость - 90 грн.
Переезд в с.Джублик, обзор монастыря и молитва . Так называемое "Украинское Междугорье", известное паломническое место в Закарпатье, в котором находится монастырь Собора Пресвятой Богородицы, построенный на месте, где двум девушкам Елене и Марьянке в 2002 г. явилась Богородица. После этого в Джублыке с 2003 года началось кровоточения креста, а также это единственное место на земле где было появление Пресвятой Семьи. К этому паломническому месту из Львова идет самый длинный крестный путь в мире.
Вместо мощного замка в Мукачево, который Вы наверное видели несколько раз, предлагаем Вам посмотреть женский православный Николаевский монастырь (XIV в.), что построил князь Федор Корятович.
Обзор церкви в Сваляве . Столица минеральных вод Закарпатья скрывает от нас жемчужину деревянной сакральной архитектуры - церковь святого Михаила (1588), которая является одной из двух церквей такого типа в Закарпатье.
23:30 ориентировочное время прибытия во Львов. Отъезд ночным поездом в Одессу. (№107 Ужгород-Одесса)

СТОИМОСТЬ ТУРА:
895 грн.

В стоимость ВХОДИТ:
  • проезд автобусом туристического класса,
  • проживание,
  • сопровождение гида-экскурсовода,
  • экскурсионное обслуживание в туристических объектах,
  • страхование на время путешествия.
В стоимость НЕ ВХОДИТ и дополнительно оплачивается:
  • входные билеты в туристические объекты,
  • питания,
  • ж/д билеты
Стоимость входных билетов:
  • Ужгородский скансен: общий, пенсионный - 35 грн., Студенческий - 20 грн., Ученический - 15 грн.

В августе 2007 года мы - Таня Константинова с Никитой, Андрей и Татьяна Силаевы - открыли для себя удивительный край - Закарпатскую Русь, в которой проживают русины, не считающие себя украинцами. Это - Ужгородская область с городами Мукачево, Хуст, Рахов, Ясин и Ужгород..

Распространение христианства в Угорской Руси (так назывался этот край) началось в 863 году и связано с именами Кирилла и Мефодия, крестившими славянское население принадлежавших тогда Болгарии юго-западных Карпат. Болгарский князь Михаил долго сопротивлялся греческому влиянию, но в 870 году крестился и сам.

Угорская Русь стала настоящей монашеской республикой со множеством храмов и монастырей, но она постоянно подвергалась попыткам обращения русинов в латинство, особенно после разделения церквей в 1054 году. В XI веке дочерью Ярослава Мудрого Анастасией и ее мужем венгерским королем Андреем I был основан один из древнейших монастырей - Свято-Никольский, что укрепило духовную борьбу за православие.

Позднее, с распространением протестантизма в Европе, Угорская Русь также подверглась этому влиянию. В противовес австро-венгерские Габсбурги усиленно насаждали католичество самыми неимоверными способами. Наконец, в 1648 году, чтобы защитить себя от невыносимых притеснений, 63 священника подписали в Ужгороде акт унии с римской церковью. Народ же долгое время не хотел подчиняться папам. История Угорской Руси, и в первую очередь церковная история, это история борьбы различных конфессий.

Века австро-венгерского ига не прошли бесследно: в начале 1900-х годов православная проповедь в Прикарпатской Руси превратилась в миссионерство, и первым этот тяжкий крест понес преподобный Алексий Карпаторосский (в миру Александр Кабалюк). Он был одним из организаторов возрождения Православия в Прикарпатье, за что подвергался преследованию со стороны властей, был объявлен "православным преступником" и более 4-х лет находился в заключении. Получив благословление на свой подвиг от патриарха Иерусалимского, он привез с Афона на родину чудотворный образ Богоматери Скоропослушница, всегда сопровождавшей его во время опасных скитаний и не раз спасавшей его жизнь. После освобождения преподобный возродил 20 монастырей. Его называют "Закарпатским апостолом". Мощи святителя находятся в Свято-Никольском женском монастыре, а чудотворная икона "Скоропослушница" - в Свято-Успенском женском монастыре с.Домбоки под Ужгородом.

Крестовоздвиженский собор г. Ужгорода

После 1919 года Прикарпатская Русь оказалась в составе Чехословацкой республики. В это время происходило возрождение и расцвет православия под протекторатом Сербской Церкви. Строилось много церквей, открывались монастыри. С 1939 года Прикарпатская Русь была оккупирована союзной фашистской Германии хортиской Венгрией - это время жесткого военного режима, истребления православия, насаждения католицизма. Происходило уничтожение людей по национальному и религиозному признаку.

После 1946 года Прикарпатская Русь стала Закарпатьем в составе Советского Союза, и всех карпатороссов насильно записали украинцами. В связи с нестабильным политическим положением Прикарпатской Руси происходила большая миграция - русины рассеяны по всему миру. Самая большая диаспора в США - 800 тыс. человек (столько же, сколько сейчас в Закарпатье). Предстоятель Русской Православной Церкви зарубежом митрополит Лавр - русин.

В настоящее время 80% верующих - православные и униаты. После войны много православных клириков-карпатороссов пришло в Россию для укрепления русского священства. Во время посещения Валаама нам рассказывали о большой группе монахов, приехавших из Закарпатья в самом начале возрождения обители.

Сейчас в Закарпатье идет активное строительство монастырей, храмы которых зачастую выполняют роль приходских. В настоящее время действуют 30 монастырей. Несмотря на трудности их строительства и отсутствие устойчивой традиции православного каменного зодчества, во многих современных храмах прослеживаются мотивы национального деревянного зодчества.


Мукачевский замок
Свалява. Свято-Кирилло-Мефодиевский монастырь, где мы были на архиерейской службе. Монастырь заложен в 1996 году, когда на это место пришли две монахини, одна из которых сейчас стала настоятельницей
Матушка Феодосия, которая опекала нас в этой поездке В Карпатских горах после дождя
Оленья ферма, куда нас привез наш водитель Иван после поездки на красивейшее озеро Синевирь. Мы ходили среди оленей, кормили их хлебом
Мукачевская и Ужгородская епархии
Религии. Христианство. Православие. Русь

В 14 веке году литовско-русский князь Фёдор Корятович переселился в Угорскую Русь, и, получив в удел Мукачевское княжество, оказывал содействие Мукачевскому Свято-Николаевскому монастырю. С тех пор мукачевские епископы поселились здесь, и обитель сделалась средоточием духовной жизни края.


Мукачевский Свято-Николаевский монастырь


После смерти венгерского короля Карла Роберта в 1342 году ужгородская доминия переходит во владение римокатолика Филиппа Другета. Для православного населения Закарпатья настали тяжелые времена, православная церковь теряла права. В эти годы, по-видимому, епархия зависела от митрополитов Угро-влахийских. В 1596 году здесь стала вводиться Брестская уния, однако мукачевские архиереи принимали деятельное участие в сохранении православия в крае. 24 апреля 1646 года в костеле Ужгородского замка 63 священника в присутствии Егерского католического епископа подписали Ужгородскую унию.

Согласно ей мукачевские епископы должны были утверждаться римской курией, а униатскому духовенству предоставлялись все права и привилегии римокатолического. Большинство православного духовенства не поддержало унию, что соглашение подписали всего 63 из 690 священников Мукачевской епархии. В связи с переходом края в унию, православный епископ Мефодий (Раковецкий) перенес свою кафедру в Марамарош в 1690 году, а последний православный Мукачевско-Марамарошский епископ Досифей был замучен в Хустском замке в 1735 году. Монастыри и храмы передавались греко-католикам (униатам). Фактически православная церковь была признана властями вне закона. Перегод в унию позволил сохранить церковно-славянский язык и византийский обряд в церкви.

Лишь в начале XX столетия возникает движение за восстановление православной веры. Австро-венгерские власти всячески препятствовали его распространению и организовали преследования. В 1903—1904 годах был организован первый Марамарош-Сигетский процесс, на котором семеро православных исповедников были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Во второй половине 1913 года уже 32 человека были арестованы за переход в православие. Второй Марамарош-Сигетский процесс завершился 3 марта 1914 года открытым осуждением перешедших в православие исключительно за религиозные убеждения.


Кафедральный собор Почаевской иконы Божией Матери в г. Мукачево


По окончании Первой мировой войны и с распадом Австро-Венгерской империи Закарпатье вошло в состав Чехословакии на правах автономной части республики. Её конституция провозглашала свободу вероисповедания, и местное население массово возвращалось в православие. В 1920 году у президента Чехословакии было выхлопотано признание полномочий Сербской православной церкви в Закарпатье, после чего, по архиерейский собор Сербской церкви принял решение о посылке епископа Нишского Досифея в Чехословакию. Был выработан устав новой Церкви, и для его утверждения у центральных властей епископ Досифей направляется в Прагу, где 28—29 августа 1921 года проходил Второй Собор Чехословацкой Церкви. Преемники епископа Досифея, также носили титулы сербских епархий, а в 1930 году епископ Битольский Иосиф был назначен архиереем уже с титулом экзарха Карпатской Руси. 2 августа 1931 года он восстановил Мукачевскую кафедру, и в этом же году Сербская церковь получила право назначать на постоянное служение правящего архиерея с титулом Мукачевский и Пряшевский.

После освобождения Закарпатья Советской армией в 1944 году вскоре последовало его присоединение к СССР, после чего, по обоюдному соглашению между Русской и Сербской Православными Церквями, закрепленному на заседании Священного Синода Русской православной церкви 22 октября 1945 года, Мукачевская епархия в составе земель, вошедших в СССР, перешла под омофор Московского Патриарха. Словацкая часть Мукачевской епархии, оставшаяся в составе Чехословакии, вошла в Чешскую епархию.

Решением Священного Синода Украинской православной церкви от 29 июля 1994 года из Мукачевской епархии была выделена Хустско-Виноградовская епархия.