Православные христиане чтят память епископа самосатского евсевия. Церковный Православный праздник июля

Опубликовано 05.07.18 00:46

5 июля 2018 года отмечается народный праздник Ульянин день. Церковь сегодня вспоминает мучеников Галактиона, его жены Иулиании и их сына Сатурнина Константинопольского.

О мучениках известно мало. Они были христианами. Пострадали от рук язычников, о чем упоминается в греческих сборниках о древних святых. Галактиона они утопили в море, а его жену Иулианию и сына Сатурнина сожгли на костре.

5 июля считается днем встреч инткббэч влюбленных. Накануне отмечается День Ульяна. В народе говорят, что сначала он искал Ульяну, по полям и лугам ходил, звал ее. А она сидела на берегу реки, смотрела на воду и забыла о встрече. Сегодня же Ульяна пошла его искать - и нашла.

Сегодня принято собирать купальницу (народное название растения - кошачья дрема). На следующий день с нее заваривают банные веники.

В Ульянин день люди чистят колодцы. По народным наблюдениям вода в них после этого становится чище и приобретает оздоровительный эффект.

По приметам, если на камнях видна влага - скоро пойдет дождь.

Вечером выпала роса - на следующий день будет хорошая погода.

Осадки 5 июля - к богатому урожаю зерновых, а если в ночном небе виден яркий месяц, то год будет урожайным.

День Конституции Армении

В Армении такой праздник отмечают каждый год 5 июля. В 1995 году в такой день проект Основного закона, который был подготовлен идеологами правящей тогда в стране партии - Армянского общенационального движения - был вынесен на общенародный референдум, а потом его одобрил народ Армении. Такой закон образца 1995 года и стал первой Конституцией независимой Армении.

Василий, Гавриил, Галактион, Геннадий, Григорий, Ульяна, Федор.

  • 1439 - была подписана Флорентийская уния.
  • 1841 - Томас Кук открыл первое в мире туристическое агентство.
  • 1865 - создана Секретная служба США.
  • 1881 - в Египте открыта уникальная древнеегипетская гробница с захоронениями фараонов.
  • 1922 - введены «нансеновские паспорта» для беженцев.
  • 1924 - открылись VIII летние Олимпийские игры в Париже.
  • 1946 - во время показа мод в Париже модельер Луи Риар представил новый женский купальник - бикини.
  • Фаддей Булгарин 1789 - русский писатель.
  • Павел Кукольник 1795 - русский историк.
  • Павел Нахимов 1802 - русский флотоводец.
  • Уильям Джон Ранкин 1820 - шотландский инженер и физик.
  • Павел Чистяков 1832 - русский художник.
  • Клара Цеткин 1857 - немецкая социалистка.
  • Жан Кокто 1889 - французский деятель искусства.
  • Георгий Дементьев 1898 - советский эколог, зоолог.
  • Сергей Образцов 1901 - советский театральный деятель, режиссер и актер.
  • Владимир Сутеев 1903 - советский художник.
  • Жорж Помпиду 1911 - французский государственный деятель.
  • Виктор Куликов 1921 - советский военачальник.

Церковь чествует четырех мучеников, пострадавших в период гонения на христиан при императоре Деции в III веке.

Эти мученики жили около 250 года в правление императора Деция и проконсула Востока Валериана. Святой Карп был сыном языческого жреца. Он уверовал во Христа, крестился и спустя некоторое время стал епископом Пергамской Церкви, основанной святым Иоанном Богословом. Папила происходил из Фиатиры. Наставленный в вере и крещенный Карпом, он был рукоположен в диакона и пребывал вместе с епископом и духовным отцом в Пергаме, чтобы проповедовать слово Божие. Они не пожелали подчиниться эдикту императора, который повелевал передать властям священные сосуды и одежды, поэтому были арестованы и приведены к проконсулу.

Перед Валерианом христиане бесстрашно исповедали Господа и объявили, что перенесут любые муки, но не отрекутся от Христа ради почитания безжизненных идолов. Уверенность Карпа и Папилы вызвала гнев проконсула. Он велел привязать их позади лошадей и заставил бежать перед своей колесницей от Фиатиры до Сард – расстояние примерно в 60 километров. В Сардах их привязали к дыбе и с живых сняли кожу железными крючьями. Поскольку Карп улыбался во время пыток, изумленный правитель спросил о причине. Святой ответил:

«Я увидел славу Господа и возрадовался!»

Агафодор, слуга Карпа, последовавший за ним, в это время получил уверение от ангела в том, что и ему надлежит кровью исповедать Христа. Он приблизился к палачам и громким голосом заявил о вере в истинного Бога. Его тотчас схватили, подвесили на дыбе вместе с Папилой и Карпом и били розгами с такой жестокостью, что он отошел ко Господу.

Папилу привязали к четырем кольям большой высоты и били камнями. Бог защитил Своего слугу – он вышел невредимым из этого испытания. И вновь Папила предстал вместе с Карпом перед правителем. Тогда их протащили по колючему кустарнику, били по животам, после чего отдали на растерзание хищникам в амфитеатре. Но там – о чудо! – лев заговорил человеческим голосом, дабы упрекнуть в жестокости тех, кто истязал святых мучеников Христовых. Те заткнули себе уши, лишь бы не признать, что даже не имеющие разума звери исповедуют Христа. Затем они гвоздями прибили к ногам святых железные сандалии и бросили в пылающую печь. Посреди бушующих языков пламени Карп воскликнул:

«Будь благословен, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, удостоивший меня, грешного, стать причастником Твоего наследия!»

В тот миг, когда души обоих мучеников отошли к Богу, христианка по имени Агафоника воскликнула:

«И я тоже увидела славное торжество и желаю воссесть там, чтобы приобщиться к нему!»

Несмотря на тщетные уговоры родных, напоминавших ей о долге по отношению к маленькому ребенку, она, отринув природную слабость своего пола, бросилась в огонь со словами:

«Господи, помоги мне, ибо к Тебе я прибегаю!»

Так ее душа отошла в небесные чертоги, чтобы разделить райское блаженство со сподвижниками.

День памяти святого Вениамина (XIV век). До принятия монашества был купцом. Являлся иноком Киево-Печерской лавры. Погребен в Феодосиевых (Дальних) пещерах.

Преподобный Вениамин Печерский жил в XIV веке и до принятия монашества «был купцом великим». Однажды во время Богослужения святому Вениамину глубоко в сердце запали слова Спасителя: яко неудобь богатии в Царствие Небесное внидут (Мф. 19, 23). Раздав свое имение нищим, святой Вениамин стал иноком, «угождаючи Господу Богу в постах и молитвах даже до смерти». Погребен в Феодосиевой пещере.

Обретение мощей священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского и Кашинского

Празднование происходит три раза в год: 25 февраля, 7 мая и 26 октября. Верующие собираются на богослужение и перед иконой молятся об избавлении от физических и душевных болезней, просят о помощи в работе, о ниспослании благополучия и помощи в бедах. В специальных песнопениях прихожане воздают хвалу Иверской Богоматери и ее чудесам.

В некоторых местах с иконой совершают крестный ход. Это было особенно распространено в прежние времена: считалось, что Иверская Богоматерь оберегает от стихийных бедствий и посылает богатый урожай, поэтому верующие обходили селение с иконой в руках.

Праздник призван напоминать о том, что небесные силы не оставляют человека в трудную минуту.

Иверская икона Божьей Матери или Вратарница, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Православная церковь 26 октября отмечает праздник в честь перенесения чудотворного образа в Москву - точная копия Иверской иконы Божьей Матери была доставлена с Афона в 1648 году. По преданию, один из самых почитаемых образов Божьей Матери создал Святой апостол Лука - евангелист написал икону во дни земной жизни Пресвятой Богородицы и по Ее благословению.

Впервые эта икона Божьей Матери упоминается в IX веке - в тот период Святые образа предавались поруганию и уничтожению как в храмах, так и домах. Древняя икона Божьей Матери во время жестокой борьбы с христианской религией хранилась у благочестивой вдовы, которая жила недалеко от города Никеи (территория современной Турции) вместе с сыном.

По преданию, воины, выискивавшие и уничтожавшие иконы по приказу греческого императора Феофила, ворвались однажды ночью в дом вдовы. Увидев икону, один из них ударил копьем по лику Божьей Матери. Удар пришелся по правой щеке Богоматери, и из раны потекла кровь.

Женщина, не теряя надежды спасти святыню, упросила воинов оставить икону Божьей Матери до утра, пообещав им за это вознаграждение. Корыстолюбивые иконоборцы согласились, растерянные кровью, выступившей на иконе.

Женщина отнесла икону к морю и опустила образ в воду, чтобы спасти его от уничтожения. Икона на глазах изумленной вдовы и ее сына, вертикально встав, ликом к берегу, отправилась в путешествие по морю.

Что стало с вдовой в дальнейшем – неизвестно. Что касается ее сына – он стал монахом Иверского монастыря на Святой горе Афон. Историю древней иконы, ставшей священным преданием монастыря, рассказал монахам именно он.

Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы, поэтому Иверскую Божью Матерь изображают всегда с небольшой ранкой на лике.

Весть о чудотворной Иверской иконе Божьей Матери на Руси распространилась в XVII веке - архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, список чудотворного образа в Москву попросил прислать архимандрита Иверского Афонского монастыря Пахомия. Благословение написать икону Пресвятой Богородицы для России получил священник Иамвлих Романов. Перед началом братия Иверского монастыря - все 365 монахов - с вечера до рассвета провела великое молебное пение и освятила воду со святыми мощами.

Святой водой облили чудотворную икону Божьей Матери, а затем облили новую доску, из кипарисного дерева, приготовленную для написания иконы. После Божественной литургии иконописцу передали Святую воду и частицы Святых мощей - смешав их с красками, он приступил к написанию иконы Божьей Матери.

27 октября 2018 года по народной традиции отмечают праздник Параскевы Грязнухи, обязанный своим названием дождливой и слякотной погоде в эту пору года. Согласно поверьям, рукодельницам в этот день запрещалось прясть, однако можно было работать со льном. Православная церковь посвящает эту дату памяти святой Параскевы-Петки Сербской, которая считается покровительницей зимней женской работы.

Название народному празднику Параскевы дала сырая и ненастная погода, характерная для этого времени года. В эти дни часто появляется первый снег, поэтому другое название праздника – Параскева Порошиха. В старину праздник также называли Трепальницей из-за обычая начинать в этот день обработку льна.

Несмотря на наступление долгих осенних вечеров, на Параскеву запрещалось прясть, поскольку это грозило слепотой. Рукодельницам разрешалось лишь трепать лён и шить. В народе святую Параскеву, в честь которой был назван праздник, считали покровительницей зимней женской работы.

Особый статус праздник получал, если приходился на пятницу. Согласно народным поверьям, это был особенно благоприятный день для беременных женщин и рожениц. Считалось, что в этот день святая Параскева оберегает мать и будущее дитя. Чтобы не разгневать свою покровительницу, женщины старались в этот день не расчёсывать волосы.

На Параскеву было не принято громко смеяться. Это грозило печальной и одинокой старостью. Вдовы и старые девы в этот день с помощью специального заговора старались вымолить для себя супруга. Молодые девушки надевали лучшие наряды, пошитые своими руками, чтобы продемонстрировать мастерство женихам и будущим свекровям.

Народные приметы этого дня гласят, что обилие грязи на дорогах предвещает приход зимних холодов через 4 недели. Сухая, ветреная погода – к засухе и плохому урожаю. Обилие ягод рябины на деревьях – к дождливому лету.Ясное, усыпанное звёздами ночное небо – к щедрому урожаю в будущем году.

Церковное почитание святой Параскевы Сербской

Параскева родилась в Сербии в 11 веке. После смерти своих родителей, девушка стала вести скромную благочестивую жизнь, во всём подражая христианским святым. Приняв решение жить для прославления Имени Божьего, она старательно порабощала своё тело постом и молитвой. Выбрав своим подвигом во имя служения Господу отшельничество, Параскева удалилась в Иорданскую пустыню.

Подобно древним пророкам она питалась лишь дикорастущими злаками и пила воду, употребляя их только после захода солнца. Страдая от дневного зноя и ночного холода, девушка стойко терпела все лишения. Молитвой и силой своей веры она смогла побороть козни дьявола, который смущал и устрашал её, приняв облик разных диких зверей.

Однажды, во время ночной молитвы к святой явился Ангел Небесный, который велел ей вернуться в родной город, где Параскеве было суждено провести последние дни земной жизни. По пути в Епиват, преподобная посетила храмы Константинополя, чтобы поклониться великим христианским святыням. В родном городе она прожила всего несколько лет, после чего с молитвой перешла в мир иной.

После смерти Параскеву похоронили по христианскому обычаю и надолго забыли о ней. По прошествии многих лет, мощи святой были найдены нетленными и перенесены в храм, где от них происходили многие чудеса исцеления.

Тропарь священномученику Евсевию Самосатскому, глас 4

И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ния обре́л еси, Богодохнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Евсе́вие./ Моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: И нравам Апостольским сопричастником и престола их наследником став, делами ты, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Евсевий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.

Кондак священномученику Евсевию Самосатскому, глас 4

Благоче́стно во святи́тельстве пожи́в/ и муче́ния путь проше́д,/ и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы, святи́телю Евсе́вие,/ но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: В сане святительском благоговейно послужив и мучения путь пройдя, ты упразднил идольские жертвы, святитель Евсевий, но как имеющий ко Христу Богу, моли о спасении душ наших.

Говорил еще Господь апостолам, что если какой город не примет их и слов их слушать не станет, то «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» () . А что будет нам за неслушание слов Божественного Откровения? Нашей безотрадности и меры не будет.

После стольких осязательных доказательств не верить истине Божией есть то же, что впадать в хулу на Духа Святого, в богохульство. И однако же, мы не робеем. Одного спириты утешают: «Какой суд! Только родиться лишний раз придется». Другому книжники натолковывают: «Кого судить? Всё атомы: разлетятся, и всему конец».

Но придет, други, час смерти; разлетятся мечты эти, как призраки, и существенность предстанет во всей своей неумолимости. Что тогда?... Бедное время наше! Ухитрился враг губить души наши. Знает, что страх смерти и суда самое сильное средство к отрезвлению души, - и заботится всячески разогнать его, и успевает. Но погасни этот страх, отойдет страх Божий; а без страха Божия совесть становится безгласною. И стала душа пуста, стала облаком безводным, носимым всяким ветром учений и всякими порывами страстей.

«Меня давно интересует один вопрос… Что должны испытывать молодожены в первую брачную ночь, с христианской точки зрения? Почему бывает так, что они даже не прикасаются друг к другу? Здесь какой-то мистический смысл?

Игумен Петр (Мещеринов):
В первую брачную ночь муж и жена познают полноту любви, объединяющую их не только на духовном и душевном, но и телесном уровне. Христиане не составляют из этого, общего для всех людей и данного Богом естественного чина жизни, никакого исключения. Если супруги не прикасаются друг ко другу, то здесь не только нет никакого мистического смысла, но это тревожный симптом. Им нужно или обратиться к врачам соответствующей специальности, или пересмотреть свои совершенно не христианские, псевдоаскетические лжедуховные взгляды на норму плотского общения в супружеской жизни».

Тропарь священномученику Евсевию Самосатскому, глас 4

И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ния обре́л еси, Богодохнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Евсе́вие./ Моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: И нравам Апостольским сопричастником и престола их наследником став, делами ты, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Евсевий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.

Кондак священномученику Евсевию Самосатскому, глас 4

Благоче́стно во святи́тельстве пожи́в/ и муче́ния путь проше́д,/ и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы, святи́телю Евсе́вие,/ но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: В сане святительском благоговейно послужив и мучения путь пройдя, ты упразднил идольские жертвы, святитель Евсевий, но как имеющий ко Христу Богу, моли о спасении душ наших.

«И ввергнут их (творящих соблазны и беззакония) в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» () .

Так совершится разделение добра и зла, света и тьмы. Теперь течет период смешения их. Господу угодно было так устроить, чтобы тварная свобода возрастала и крепла в добре чрез борьбу со злом; зло допущено и в сопредельности с свободою внутри, и в соприкосновении с человеком вовне. Оно не определяет, а искушает. Чувствующему искушение необходимо не падать, а вступать в борьбу.

Побеждающий освобождается от одного искушения, и подвигается вперед и вверх, чтобы там вступить в новое искушение. Так до самого конца жизни. О, когда бы уразуметь нам это значение искушающего нас зла, чтобы по этому уразумению устроить и жизнь свою! Борцы увенчиваются, наконец, переходя в другую жизнь, где нет ни печалей и болезней во вне и где они совнутрь, как ангелы Божии, становятся чистыми без приражения искусительных движений и мыслей. Так заготовляется торжество света и добра, которое во всей славе своей откроется в последний день мира.

«Меня давно интересует один вопрос… Что должны испытывать молодожены в первую брачную ночь, с христианской точки зрения? Почему бывает так, что они даже не прикасаются друг к другу? Здесь какой-то мистический смысл?

Игумен Петр (Мещеринов):
В первую брачную ночь муж и жена познают полноту любви, объединяющую их не только на духовном и душевном, но и телесном уровне. Христиане не составляют из этого, общего для всех людей и данного Богом естественного чина жизни, никакого исключения. Если супруги не прикасаются друг ко другу, то здесь не только нет никакого мистического смысла, но это тревожный симптом. Им нужно или обратиться к врачам соответствующей специальности, или пересмотреть свои совершенно не христианские, псевдоаскетические лжедуховные взгляды на норму плотского общения в супружеской жизни».