Православная вера в жизни казака. Казаки возвращаются. Казак без веры не казак

Со школьной скамьи нам вдалбливали в голову, что жизненным кредо казаков от рождения до смерти было служение Богу, царю и Отечеству. Царь и Отечество как-то сразу сливались в одно понятие (царя, конечно). А вот какому богу (или богам) молились далекие предки КАЗАКОВ-АРИЕВ?

Не вдаваясь в теологические споры, отметим лишь, что византийское (библейское) христианство, из которого вышел (в смысле сформировался) сегодняшний Московский Патриархат Русской Православной Церкви, получило распространение лишь после распятия самого Христа. Крещение части КАЗАЧЬЕГО этноса (проживавшего наряду с другими народами на Кубани, Северном Кавказе, в Приазовье, Причерноморье, др.) в середине второго тысячелетия нашей эры, не снимает вопроса о вероисповедании КАЗАКОВ до этого времени.

Трудно представить, а тем более точно определить, какого именно вероисповедания придерживался закаленный в боях и походах народ-воин. Но одно можно сказать точно: это была вера свободного, не знавшего рабства человека. Эта вера определяла самобытную культуру, традиции и менталитет всего КАЗАЧЬЕГО этноса. Большинство исследователей этого вопроса приходят к мнению, что принятию КАЗАКАМИ христианства способствовало их долгое совместное проживание с родственными им народами ранее принявшими эту веру. На основе ведической Веры Казаков -Ариев и формируемого ею религиозно-философского мировоззрения в очаге АРИЙСКОЙ цивилизации, раскинувшейся на территории Поволжья, Южного Урала, Северного Казахстана, Алтая, Средней Азии, в начале возникли другие древнейшие мировые религии - ведическое православие, тенгрианство, зороастризм, буддизм, а уже потом христианство и ислам.

КАЗАЧЬЯ Вера несла в себе солнечную, живую и реалистичную идеологию: КАЗАКИ жили в природе, считая себя ее частью, растворяясь в ней. Их вера проповедовала уважение ко всем видам живого и растительного мира. КАЗАКИ не считали себя рабами божьими или еще чьими-то, не унижали себя перед богом, уверенные в своем с ним родстве и рассматривали себя как его потомков. Обращаясь к богу просто и естественно, они не имели храмов, а лишь места, удобные для отправления религиозных культов (например, городская площадь в Аркаиме или майдан в КАЗАЧЬЕЙ станице).

Понятие ада отсутствовало, а значит, отсутствовал и духовный террор. По усопшему не скорбели, а, напротив, провожали скорее празднично, с состязаниями и играми. Казачья Вера была радостной, не противоречащей естеству, являлась духовным достоянием КАЗАЧЬЕГО народа, воспитывая свободных членов родовой общины.

Парализующие идеи суеверного влияния не поднимают человека к Богу, а валят его на колени в рабской покорности, обезличивают, лишают веры в свои силы, сбивая в стадо покорных скотов. Не случайно один из великих представителей сибирского казачества (как считают многие исследовали) - Чингисхан презрительно относился ко всем посредникам между богом и человеком. Напоминание о наших слабостях не помогает человеку, надо воспитывать в нем силу и уверенность. Это знали и хорошо понимали наши предки. Именно это осознание позволяло им, отстаивая свою веру, принимать за нее смертные муки на кострах и кольях, с содранной кожей или будучи сваренными заживо в котлах.

В КАЗАЧЬЕЙ вере (восточная традиция АРИЕВ) выше всего ценилось понимание смысла, что, собственно, и порождает религию (как форму поклонения богу), укрепляет культуру и способствует успехам науки, прогрессу.

Существенным отличием КАЗАЧЬЕЙ православной ведической веры от других, что в дальнейшем было перенесено ими и на христианство, являлись тесная связь священнослужителей (волхвов, характерников) с КАЗАЧЬИМ населением, выборность всех КАЗАЧЬИХ священнослужителей (а в дальнейшем и церковнослужителей христианства) и подотчетность их КАЗАЧЬЕЙ общине. КАЗАЧЬЕ духовенство занималось только делами веры, все материальные заботы несла КАЗАЧЬЯ община.

Коренным образом отличается от КАЗАЧЬЕЙ веры библейское византийское христианство. В соответствии с западной традицией сначала возникла сама религия - христианство, последователи которого вынуждены были неукоснительно следовать установленным догматам, зачастую противоречащим здравому смыслу и жизненному опыту.

В результате разного понимания и трактовки этих догматов последователями спустя тысячелетие единое учение разделилось на враждующие течения: католицизм, протестантство, православие (мало общего имевшее с КАЗАЧЬЕЙ православной верой), что вылилось не просто в многолетние богословские споры, а в мракобесие, кровопролитные религиозные войны, костры инквизиции и не помешало расцвету сектантства и суеверий.

Почему же КАЗАКИ приняли христианство?

Наивно было бы предполагать, что вольнолюбивый, не знавший рабства КАЗАЧИЙ народ, добровольно поменяет светлую веру своих предков на незавидную участь рабов божьих, то есть служение существующей власти (как светской, так и церковной). Видимо, проживая на границах Золотой Орды и теснимые с одной стороны исламом, а с другой христианством они были вынуждены сделать выбор в пользу той веры, которую уже приняли родственные им народы. Но все равно исполняемые КАЗАКАМИ до «окаянных петровских времен» христианские обряды и обычаи, тогда по своей сути мало чем отличались от их православной КАЗАЧЬЕЙ Веры.

С момента уничтожения КАЗАЧЬЕЙ государственности и распространения власти догматического библейского христианства (Московского Патриархата Русской Православной Церкви) над КАЗАЧЬИМИ землями (начиная с правления Петра I) православная КАЗАЧЬЯ вера повсеместно подверглась жестоким гонениям.

История учит: кто не знает своего прошлого, не имеет будущего.

И современным КАЗАКАМ надо об этом помнить.

Для многих современных людей, казачество – это исключительно исторический термин, и лишь немногие знают, что и в наше время живут продолжатели доблестного дела своих предков. Я говорю про Уссурийское казачье Войско – особое, исключительное явление в истории российского казачества. В чем его уникальность?

В том, что духовным стержнем уссурийского казачества с момента его основания православная вера, а сами казаки были главными и ревностными защитниками Святой, Соборной и Апостольской церкви. Они были глубоко верующими людьми, и ведь иначе и быть не могло! Вся их жизнь проходила в суровых походах и ожесточенных боях, балансировала на самой грани, между жизнью и смертью. Эти мужественные люди лучше всех прочих чувствовали всей своей душой не только скоротечность жизни, но и понимали, что за смертным порогом их ждет вечность с Богом, и поэтому в своей службе всегда руководствовалось Евангельскими словами Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15,ТЗ). И на протяжении всей своей истории существования, казаки жизнью и подвигами подтверждали верность этой истине, а в своих молитвах они просили у Бога защиты и победы над врагами. И Господь отзывался на их искренний призыв! И за их глубокую, искреннюю веру Он отводил им важнейшую роль на протяжении всей истории Российского государства.

Статус самостоятельного Войска уссурийское казачество приобрело более двух с половиной столетий назад. Связана она с одним из главных исторических событий в судьбе нашей Родины — присоединением к России сибирских и дальневосточных земель. Начался этот процесс еще в XVI в. известными походами Ермака, а уже в следующем столетии русские люди вышли к берегам Тихого океана. В передовых рядах землепроходцев были служилые люди — казаки. В результате похода Е. Хабарова в 1649-1652 гг. к России было присоединено Приамурье, а в 1655 г. сподвижник Хабарова О.Степанов во главе казачьего отряда совершил первое плавание на Уссури. Окончательно эти земли вошли в состав нашего государства в середине XIX века. И в этом историческом для России событии важнейшую роль сыграли казаки, включая и тех, кто положил начало Уссурийскому Войску.

Годы советской власти — особый период в жизни казаков, который характеризовался неоднократными попытками властей ликвидировать казачество. Принудительное переселение на новое место жительства явилось тяжелым испытанием для большинства семей, которые лишились своих домов, хозяйств, мест работы и учебы. Бытовая неустроенность, материальная нужда членов выселенных казачьих семей, психологические драмы, подорванное здоровье, ранние смерти — это была подлинная трагедия казачества. Победой закончилась для них Великая Отечественная война 1941-45 гг., как и прежде, с верой в Бога они мужественно несли свой крест. С честью выполнив свой казачий долг, скромные труженики войны вернулись на прежние рабочие места, на земли, давшие им приют, и стали вести общепринятый образ жизни, и только в глубинной, семейной памяти свято хранили они родовые казачьи традиции, не востребованные до поры до времени.

Такое время наступило на рубеже 80-90 годов, когда начала рушиться тоталитарная система, созданная большевиками. Наряду с положительными переменами, как всегда на исторических поворотах страны, стали возникать негативные тенденции. Разрываемая на части некогда единая Великая Россия, с определением границ стала остро нуждаться в дополнительных гарантах территориальной целостности и безопасности. И, как и раньше, на призыв поддержать, сохранить родную страну, первыми откликнулись казаки.

17 июня 1997 г. Президент РФ подписал Указ № 611 “Об утверждении Устава Уссурийского войскового казачьего общества”. А в день 26 июня 1997 г. по праву стал общевойсковым праздником: днем получения Войском свидетельства о включении в Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. Это исторический момент – точка отсчета возрождения уссурийского казачества.

Но подлинное возрождение невозможно без духовного преображения, без возвращения к истокам, у которых стоит и всегда стояла Православная вера. В казачьей среде самый главный принцип формулировался так: «казак без Веры – не казак». Ведь мало возродить форму, важно возрастить и духовную основу — святую Веру. Добровольное служение, готовность защитить родную веру и Отечество до отречения от себя, до самопожертвования — эти чувства были характерными для казаков всех веков, без них нельзя по-настоящему назвать себя Казаком. Сегодня перед уссурийским казачеством вновь открывается возможность ревностно служить Родине и вере. Оно должно быть славно не только службой земной, но и неустанным служением Господу Богу. И возрождение его должно начаться с возрождения каждым его собственной души, чтобы главным украшением и светочем Казака была вера и молитва, а эти воины Христовы могли бы с честью вновь произнести девиз благочестивого российского казачества: «Слава Богу, что мы казаки!».

Недавно во Владикавказе с кратким визитом побывал председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский). Специально для «Православной Осетии» архиерей дал краткое интервью по вопросам возрождения казачества.

– Полтора года назад вы возглавили Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. А ранее занимались вопросами казачества?

– Нет. Тема казачества мне была совсем не знакома. Я двадцать лет был священником в Нижегородской епархии. Это не казачий регион и казачество там слабо развито. Хотя вырос я на Урале, но в те годы о казачестве было не принято говорить, поэтому я имел лишь общее представление.

В конце 2009 года меня утвердили в должности наместника Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Это было символично, учитывая значение для казачества Донской иконы Божией Матери. Как известно, эта икона была поднесена донскими казаками московскому князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году. Весной 2010 года мне поручили возглавить Синодальный комитет по казачеству. Пришлось быстро входить в эту тему. В этом деле мне хорошо помог атаман Всевеликого войска Донского Виктор Петрович Водолацкий.

Когда берешься за послушание с Божией помощью, все получается. Я сразу совершил около 15 поездок по казачьим областям и ознакомился с их деятельностью. В результате казачество я полюбил навсегда. Это же феномен: несмотря на многие годы гонений, несмотря на репрессии, в наши дни тысячи граждан признают себя казаками, желают служить на благо Отечества! Как не относиться с уважением к таким людям!

– Вы уже наметили свою программу действий в деле возрождения казачества?

– Конечно, у меня есть конкретные планы и инициативы. С Божией помощью они будут осуществляться. Здесь необходимо учитывать, что казачество всегда было второй силой наравне с регулярной армией в России, и теперь постепенно нужно к этому возвращаться. Правда, само казачество к этому пока не готово. Именно поэтому государству надо заниматься проблемами казачества, а Церкви – духовно укреплять казаков, чтобы они были способны решать задачи, которые жизнь перед нами ставит. Задачи казаков почти не изменились с XIX века: на Юге России они всегда занимались укреплением границ». Кому, как не коренному населению этим заниматься? Они знают нравы и обычаи народов Северного Кавказа. На казаках лежит большая ответственность, а мы им будем помогать.

Может показаться, что возрождение казачества идет медленно, но по другому и быть не может. Ведь все надо создавать с нуля. Прежде на это ушли сотни лет, а теперь за несколько лет нереально все воссоздать. И в первую очередь надо перевоспитать людей. Я всячески буду поддерживать все позитивные инициативы казачества: открытие казачьих корпусов, школ и т.д.

– А разве не все инициативы казачества позитивные?

– К сожалению. Я не буду здесь говорить о расколе казачества на реестровое и общественное. Хотя и здесь присутствует искусственное разделение. Большую опасность представляет конфессиональный раскол. Ранее казачество почти сплошь было православным с частью старообрядцев. А что теперь? Появились казаки-язычники, а недавно и вовсе заговорили о «казачьей церкви».

Некая инициативная группа, собравшаяся в Подольске, объявила своей целью «возрождение» отдельной религиозной организации. Было даже сформировано временное духовное управление, которому поручено подготовить «поместный собор казачьей автокефальной церкви».

Могу с уверенностью заявить: никогда не было какой-то отдельной казачьей церкви, но всегда в России, на Украине и в Беларуси казаки были чадами Русской православной церкви – и тогда, когда казачество было приграничной вольницей, и тогда, когда стало служилым сословием, и в тяжкие времена атеистических гонений ХХ веке. Поэтому ни о каком «своем» возрождении говорить не приходится. Лживы также и попытки обвинить РПЦ в отказе окормлять нереестровых казаков. Многим памятны первый Большой круг казаков России в 1990 году в Москве и Большой круг в том же году в Ставрополе с участием митрополита Гедеона. Все последующие годы содружество казачества и РПЦ последовательно продолжалось и развивалось. Принцип равного окормления всех казаков нашел свое отражение в создании Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством и распоряжении о закреплении священников за каждым казачьим обществом, что и сделано по всей стране.

Казакам надо осознать, что усилия раскольников направлены против нашей веры и нашей страны, против казачества. Довольно разделений. У казаков еще слишком много настоящих бед и проблем, без решения которых нет будущего у казачества, нет будущего у России. Преодолеем их только вместе. Кроме того, казакам надо помнить, что Православная вера – основа глубинных традиций казачества.

– Одна из «больных» тем в казачьей сфере – о земле. Казаки все чаще остаются без нее и теряют основу своего существования. Как смотрите на этот вопрос?

– Конечно, без земли казаки не могут существовать. Поэтому все чаще раздаются предложения о том, что ее необходимо передавать Церкви, а уж она по справедливости будет отдавать для обработки, в том числе казакам. Уже есть соответствующие обращения у нас в Ставропольской епархии. Я предлагаю создавать приходские фермерские хозяйства. Этот вопрос сейчас решается. К сожалению, земля нередко уже во многом роздана. В Ставропольской епархии есть лишь один приход с землей в 1800 гектаров, но эта земля была оформлена давно, когда участки свободно раздавались. Здесь еще надо учитывать, что полученная казаками земля часто не обрабатывается, в чем их упрекают местные власти. Эти вопросы тоже решаемы – в чем здесь причина – нет техники, или нет желающих работать.

– Не менее остро стоит вопрос о признании казачества отдельным народом. Как вы относитесь к этой идеи?

– Исторически это так и было. И то, что казачество стало возрождаться – тому подтверждение, сословия не возрождаются. Этнически это и сейчас так, а вот в структуре государства казаки являются сословием. Чем сильнее казаки возродятся, наберут силу, тем больше шансов, что их признают народом. Здесь многое зависит от самих казаков и от государства.

Для того, чтобы казаки занялись охраной общественного порядка и пресечением преступлений, министерствам, заключившим договоры, нужно делиться ресурсами, помогать им в случае ранений, в решении социальных вопросов. Как ни печально, никому не хочется этим заниматься. Ведомства предлагают работу только на общественных началах. То есть казак, который должен кормить семью, находясь на государственной службе, не получает за нее деньги. И это при том, что по статистическим данным, очень много преступлений пресекается именно казаками. Каждой структуре, работающей с казачеством, необходимо следовать закону.

С другой стороны, понятно, что казачество у нас еще слабо, ему надо развиваться. Как раз для этого и созданы Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества и Синодальный комитет Русской православной церкви по взаимодействию с казачеством. Мы должны духовно поддержать и воспитать казаков, чтобы они действительно стали достойными того служения, которое ожидает от казачества общество.

Горожанина Марина Юрьевна – кандидат исторических наук, доцент КубГУ
(г. Краснодар)

История линейного казачества неразрывно связана с историей православной Церкви. Вера определяла весь земной путь казака, укрепляла его силы, помогала пережить все тяготы и невзгоды походной жизни. Не случайно до сих пор бытует поговорка «Казак без веры не казак».

Объектом исследования данной работы является духовная культура линейного казачества Кубани. Под этим термином мы подразумеваем казаков, проживавших в восточной части края на Старой и Новой Линии, которые в 1860 г. были объединены с черноморским казачеством и образовали Кубанское казачье войско.

В развитии духовной культуры линейцев Кубани выделяются три периода, за основу периодизации взяты следующие изменения: – в уровне развития религиозной культуры; – в структуре Кавказского линейного казачьего войска; – в положении православного духовенства; – во внутреннем церковном управлении.

Первый период 1792-1832 гг . Для этого времени характерны крайне низкие темпы церковного строительства и уровня развития религиозной культуры, чему в немалой степени способствовала не совсем продуманная переселенческая политика на Кубань. В отличие от черноморцев, добровольно осваивающих новые земли и объединенных в единое войско, линейцы вынуждены были заселять новое пространство полками, под дулом царских винтовок, оставив налаженное хозяйство на Дону. Вольным донским казакам, создающим поселения на Кубани, пришлось подчиняться русскому офицерскому корпусу, в результате нередко возникали стычки между казаками и армейскими офицерами. Религиозная обстановка во многом осложнялась:

– отсутствием необходимых для церковного строительства средств;

– незначительным количеством священства (никто не хотел брать на себя его содержание: прихожане не могли из-за скудности своего существование, полковое начальство же считало, что более целесообразно имеющиеся средства направить на другие цели);

– наплывом большого потока сомнительных лиц, искавших удачу в новом необжитом крае. Среди переселенцев немало было раскольников и сектантов. Тем не менее, тяга к вере была велика, доминирующим контингентом оставались православные. Как и черноморцы, линейцы несли на Кубань самое дорогое – свои святые иконы.

Второй период 1832-1867 гг. Знаменуется противоречивостью в религиозном развитии. С одной стороны, начинается церковное строительство, создается единое Кавказское казачье войско, улучшается материальное положение церкви, с другой – активизируется деятельность раскольников, которым во многом потворствует монархическая власть. Так, в 1847 г. архипастырь Кавказский Иеремия, желая поставить раскольников в рамки закона, вызвал неудовольство среди них, в ответ на это последовало распоряжение из Св. Синода о подчинение всего духовенства Кавказского казачьего войска обер-священнику Кавказской армии, что негативно отразилась на общем духовном состоянии как войска, так и приписанных к нему станиц.

Третий период 1867-1917 гг. Характеризуется подчинением духовенства линейцев епархиальным властям, налаживанию церковного управления и церковной службы, активизацией церковного строительства, просветительской и миссионерской деятельностью. Именно в это время уделялось особое внимание духовно-нравственной работе как в войске, так и среди обычных прихожан. Труды незамедлительно дали свои результаты: уровень духовного образования и религиозной культуры заметно повысился.

В целом же, рассматривая духовную культуру линейного казачества, можно выделить 3 фактора, оказавших заметное влияние на ее формирование.

I. Низкий уровень образования, что отражалось на степени развития религиозной культуры.

В одном из епархиальных отчетов в 1888 г. епископ Ставропольский и Кубанский Владимир с грустью писал: «Несмотря на все старания духовенства религиозно-нравственное образование паствы желает лучшего. В лучшем случае прихожане знают начало молитвы и Символ веры, но даже их не всегда понимают, а порой искажают, так как учат по памяти и на слух из-за неграмотности. Таким образом, наш народ все еще находится в младенчестве религиозного знания и для пастырей церкви представляет обширное поле деятельности».

Православная вера казачества часто переплеталась с языческими пережитками и формировалась под влиянием нужд военного времени. Постоянная военная служба на первый план выдвигала не приходского священника, они появились на Линии лишь после окончания Кавказской войны, а полкового. Именно полковые священники, ориентированные на нужды военного времени, выполняли и все церковные требы: венчали, крестили, отпевали. Поэтому православное духовенство Линейных казаков до 1867 г. находилось в подчинении не епархиальных властей, как черноморское, а в ведении Войскового обер-священника, ставка которого располагалась в Тифлисе. Это, с одной стороны, замедляло решение многих дел, с другой – способствовало появлению на Линии большого количества духовных лиц – выходцев из Грузии. Нередко между ними и линейными казаками возникали конфликты. В отличие от Черномории, где по меткому выражению Ф.А. Щербины, было свое доморощенное, родное по крови и духу духовенство. Даже после 1842 г., когда черноморцам было запрещено самостоятельно выбирать себе священников, они по-прежнему сохраняли возможность влиять на этот выбор. Священник, который был не угоден казакам, под любым предлогом удалялся из станицы. В то время как линейные казаки такого права не имели, и даже частые обращения станичного атамана оставались без должного рассмотрения. Во многом это было связано со спецификой финансирования духовенства. В отличие от Черномории, где священники находились на содержание войска, а с 60-х гг. ХIХ в. – станичных обществ, на Линии духовенство финансировалось за счет государственной казны, а следовательно, было финансово не зависимо от Линейного казачества .

II. Религиозное мировоззрение донских казаков, которые составляли основной костяк в линейных станицах Кубани.

Отправляясь на места нового жительства, выходцы с Дона несли с собой не только религиозные традиции, но и особо чтимые иконы: Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. Разделившись в 1794 г. возле Жирова кургана на две партии, одни отправились для освоения станиц Усть-Лабинской и Кавказской, другие – Прочноокопской и Григориполисской. Расставаясь, казаки долго не могли договориться, как поделить между собой дорогие православные образы. Их спор разрешил жребий: икону Покрова Пресвятой Богородицы для будущей церкви забрали с собой поселенцы Прочноокопской и Григориполисской, а икону Николая Чудотворца – будущие жители Усть-Лабинской и Кавказской. Казаки в то время даже и не предполагали, что сложная военная обстановка на новом месте не позволит им быстро построить храмы. И долгое время православные станичники удовлетворяли свои религиозные чувства в небольших часовенках с высокими оградами и бойницами. Так, в станице Кавказской уже в 1794 г. была сооружена часовня во имя Николая Чудотворца, первый же храм воздвигнут лишь в 1845 г. трудами командующего станицей майора Лучкина. Примечательно, что на заготовке леса для этой церкви наравне с православными трудились и староверы, и хотя они догадывались, для каких нужд требуется лес, никто не уклонялся от работы.

III. Старообрядчество, численность лиц которого на Линии была заметно выше, чем в Черномории.

Вместе с тем, в отличие от сибирских раскольников, отношение власти к староверам-казакам было намного лояльнее, что объясняется следующими факторами:

– Линейные казаки, в отличие от раскольников, поддержавших Аввакума, не считали монарха антихристом. Приносили ему присягу и служили верой и правдой.

– Среди линейцев Кубани, как и терских казаков, было немало староверов, которые исповедовали эту веру по исторической традиции, сообщения о церковной реформе докатились до них весьма поздно. В связи с чем, в отличие от сибирских раскольников, их приверженность к старой вере была данью памяти предков, а не социальным протестом против церковных нововведений. В отличие от казаков-некрасовцев, также исповедующих старую веру и не раз выступающих на стороне Турции, старообрядцы-линейцы никогда не нарушали верность монаршему престолу.

– Именно лояльность старообрядцев к существующему режиму, их верная служба смягчали царскую политику относительно их. Староверам-линейцам разрешалось даже иметь молитвенные дома, правда, в ограниченном количестве.

Примечательно, что на Линии первый монастырь появился именно у старообрядцев. Так, в 1797 г., спустя всего три года после основания станицы Кавказской, казаки-староверы беспоповцы Андрей Андриянов и Аникий Давыдов в 2-х верстах от станицы в вырытых ими пещерах над рекой Кубанью основали монастырский скит. К 1812 г. число его обитателей составляло около 10 человек.

В 1832 г. в результате земляного обвала пещеры были разрушены, единственный к тому времени их обитатель инок Ефимий обустроил скит в новом месте, где и прожил до 60-х гг. ХIХ в.

Примеру беспоповцев последовали и поповцы. В сороковые годы ХIХ в., спустя 10 лет после перенесения скита на новое место, в разрушенных пещерах на берегу Кубани поселились два старика Яков Терешин и Иван Зрянин. В 1855 г. последний был возведен московскими староверами австрийского толка в сан епископа и под новым именем Ефимий вернулся в станицу Кавказскую. На месте разрушенных пещер он построил две кельи и таким образом положил начало старообрядческому Никольскому скиту, который просуществовал до 1894 г. . Монастырь имел свой общежительский устав, молитвенный дом, хозяйственные постройки, численность насельников достигала 30 человек. Последним настоятелем раскольнического монастыря был епископ Самуил (в миру – донской казак Степан Морозов), после закрытия обители он был отправлен для проживания на Дон. У православных линейцев монастырь возник лишь в 1894 г. на месте бывшего раскольнического скита.

К моменту образования в 1832 г. Кавказского линейного войска в нем доминировали православные, староверы же составляли 1/3 от общего числа. Вместе с тем, темпы церковного строительства здесь были заметно ниже, чем в Черномории. Это объясняется следующими моментами:

1. Сложная военная обстановка (в отличие от черноморцев, линейцы жили там же, где и несли пограничную службу) препятствовала возведению храмов и вынуждала довольствоваться небольшими часовнями либо походными полковыми церквями. Существующие же церкви имели особые бойницы для отражения удара неприятеля и всегда обносились высоким забором, именно храм становился последним форпостом защитников станицы.

2. Более низкий уровень материального благосостояния линейцев по сравнению с черноморцами не позволял долгое время изыскивать средства на строительство храмов. Зачастую, несмотря на все желания станичников, собрать нужную сумму они просто не могли. Даже у хоперских казаков, отличавшихся особой приверженностью к православию. В 1851 г. на 12 станиц приходилось только 11 православных храмов. В это время темпы церковного строительства во многом были связаны с местом расположения полка и жизненными условиями. Естественно, в той местности, где были менее плодородные почвы и постоянно происходили столкновения с черкесами, количество православных храмов было минимальным. Так, в 1851 г. в 11 станицах 1-го и 2-го Лабинского полков было всего 9 часовень и ни одной церкви. Нередко медленным темпам церковного строительства способствовало и нежелание войсковых властей выделять необходимые средства.

3. Неравномерное распределение староверов по линейным станицам. Так, несмотря на доминирующую численность православных, на Линии было несколько старообрядческих станиц. Наибольшей по численности из них была Прочноокопская, где в 1844 г. на 256 православных семей приходилось 2249 староверов, в 1909 г. картина не сильно изменилась, православные составляли 1293 чел., староверы – 5245. Второй по численности староверов была станица Кавказская .

4. Просчеты в конфессиональной политике. Вопреки здравому смыслу, Св. Синод оказывал материальную поддержку в первую очередь православным приходам, находящимся в старообрядческих станицах. Создавая в них православные храмы, власть тем самым пыталась предотвратить рост раскольничества. В результате же построенные храмы оказывались почти пустыми, а просветительская деятельность духовенства не встречала должной поддержки. В то же время строительство храмов в других станицах нередко тормозилось из-за царившей бюрократии. Так, жители ст. Баталпашинской еще в 1827 г. заявили о своем желание возвести церковь, на эти нужды казаки даже собрали 13 тыс. рублей, но проект был утвержден лишь в 1837 г. Именно тогда был заложен первый камень в ее основание. Спустя 6 лет храм в честь св. Николая был освящен. Таким образом, строительство заняло меньше времени, чем сбор всех необходимых документов.
Все это способствовало низким темпам развития образования на Линии. В то время как в Черномории уже в 20-х гг. ХIХ в. существовало 10 приходских училищ, одно уездное, одно духовное и гимназия, на Линии не было ни одной школы. Первые полковые школы появись лишь в 1832 г. А активное развитие просвещения начинается лишь с 50-х гг. ХIХ в. Именно к этому времени почти все линейные станицы обзавелись собственными храмами. Священники, несмотря на то, что школы по-прежнему носили статус полковых и находились в ведении войскового начальства, отвечали за уровень развития образования, на них же возлагалась ответственность и за обучение грамоте и священному Писанию детей раскольников.

Особой Инструкцией от 1855 г. духовенству Кавказского линейного войска предписывалось при обучении детей раскольников закону Божьему соблюдать осторожность и тактичность. Личным примером, любовью и терпению прививать им желание перейти в православную веру .

Религиозное мировоззрение линейцев оказало влияние и на формирование традиций и обрядов. Как и у черноморцев, календарный год у линейных казаков строился исключительно из церковных и войсковых праздников. Именно они задавали ритм казачьей жизни, сообразно им казак пахал, сеял, постился.

В целом же, завершая данное исследование, можно заключить: знание народных традиций и верований позволяет не только проследить культурные взаимосвязи с соседними народами, но и по-новому взглянуть на историческое прошлое. Как верно замечал М.П. Погодин: «Мы имеем собственную богатую историю, уникальный богатый язык, свои обычаи и традиции, свою культуру, отказаться от всего этого значит утверждать, что у русских нет предков, нет истории, а следовательно, и нет самой Руси» .

Примечания:

1. ГАСК (Государственный архив Ставропольского края). – Ф. 135. Оп. 47. Д. 5. Л. 57.
2. ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). – Ф. 249. Оп. 1. Д. 253.
3. Ламонов А. Станица Кавказская Кубанского казачьего войска 1794 -1894 гг. [Текст] / А. Ламонов // Кубанский сборник. – Т. 4. – 1898. – С. 8.
4. Исторический обзор Ставрополя, Терека и Кубани [Текст]. – М., 2008. – С. 148.
5. ГАКК. – Ф. 353. Оп. 1. Д. 59. Л. 6.
6. Цит. по: Историография IX – нач. XX вв. Отечественной истории [Текст] / Под ред. О.В. Сидоренко. – Владивосток, 2004. – С. 13.

Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

Содержание

Аннотация ………………………………………………………………. 1

Введение ………………………………………………………………….2

1.Традиции и казачество ……………………………………………….2-3

2.Казак без веры не казак!.......................................................................3-6

3.Рождественские праздники…………………………………………..6-10

4. «Воины христовы»………………………………………………........11

Заключение……………………………………………………………..11-12

Словарь………………………………………………………………….. 12

Список использованной литературы…………………………………...13

Аннотация

В реферате рассказывается о традициях, обычаях казачества. О роли православной религии в жизни этого замечательного народа. Как мы должны понимать «традиции» и, в частности, «казачьи традиции». Как что-то общепринятое, привычное, достойное, уважаемое, как нравственные неписаные законы. Традиции тогда становятся действующими (т.е. законом), когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. В реферате представлены православные, бытовые и культурные традиции казачества.

Народ крепко дорожит обычаями,

как своим священнейшим достоянием.

В.Г. Белинский

Введение

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в современном обществе остро стоит проблема сохранения обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Мы должны помнить, что национальная культура является неотъемлемой частицей общей культуры всех народов России и наш долг - сохранить и развивать культуру, ее материальные и духовные ценности, ведь если отобрать у человека все обряды и традиции, то он всё забудет и всему разучится и вынужден будет всё начинать сначала.

1.Традиции и казачество.

Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам.

XX век был трудным и для всего мира, и для нашей страны. Революции, войны, гонения привели к тому, сто многие народные русские традиции, обычаи и обряды стали оттесняться, уходить и забываться. К счастью, интерес к ним вновь возвращается.

Для наших предков праздник всегда был не только временем веселья, но и неизменно – периодом таинственности и священнодейства, в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в праздники исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии.

Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Казачество - явление характера мирового. Оно «поэзия» старины, которая не может не волновать человеческую душу.

2. Казак без веры не казак!

Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов.

Таинству крещения казаки передавали огромное значение, утверждая, что до крещения у младенцев нет души, а дети, умершие не крещенными, не явятся на страшный суд. Отсюда большое уважение к восприемникам (крестной и крестному).

Перед тем, как нести ребенка в церковь (на крещение), его клали в красный угол (к иконам) и молились: «определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и долгие годы». На крестины, кто побогаче, звали священника, когда у младенца прорезывались зубы, родители, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы он был храбрым казаком.

Дети, по понятиям казаков – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей».Отсутствие детей считалось Божьим наказанием, не говоря уже о венчании. Народная свадебная обрядность была признана Православием. После согласия жениха и невесты на брак, их ставили рядом и, помолившись Богу, благословляли, приговаривая: «Дай же Бог нам слышанное видеть, желанное получить».

Сваты, подходя к дому, говорили три раза: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Из дома отвечали: «Аминь» и отворяли двери. Все основные действия свадебных обрядов также сопровождались молитвами. В день свадьбы с благовестом к обедне отец и мать благословляли святой иконой невесту, которая, положив три земных поклона, целовала Святой лик, кланялась в ноги родителям. Жених, получив благословление своих родителей, отправлялся к невесте. Впереди шел священник с крестом, затем мальчики несли благословенные образа с пеленами. Венчание было единственным доказательством законности брака.

От «нечистой силы», считали, Бог защитит – достаточно осенить себя крестным знаменем, произнести Святую молитву – «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас» и никакая нечисть колдунов ничего не сделает.

Судьи садились за стол, предварительно сотворив Крестное Знамение и сказав «Благослови, Господи». Снятие со стены иконы и целование ее считалось средством доказательства своей невинности, во многих случаях вор не решался на такую клятву – «снять икону со стены» и признавался в преступлении. Если виновный не признавался, служили молебен Иоанну Воину и ставили свечу (верхом вниз), чтобы его мучила совесть. Старались не ругать вора, а желать ему добра, служили молебен за его здоровье, чтобы его замучила совесть. Нередко это приводило к раскаянию. Станичный суд мог приговорить и к церковному покаянию.

Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом. Недаром, казаки, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни. Так поступали и казаки Зарубежья, вынужденно оказавшиеся на чужбине.

До начала литургии прихожане сыпали перед западными дверями церкви пшеницу. После литургии духовенство над хлебом служило благодарственный молебен. Деньги от продажи хлеба шли на украшение храма. В некоторых станицах у церкви был столб, к которому привязывали анонимного барана, гуся, корову и т.д. в дар церкви. Иногда сборы на церковь определял станичный сход. Могли часть общественной земли сдать в аренду, чтобы на вырученные деньги построить храм. Мыли и убирали храмы казачки по желанию.

3. Рождественские праздники .

В казачьем быту святки считались самым большим, шумным и веселым праздником. Они проводились от Николина дня 6декабря до Крещения 6 января, т.е. тогда, когда казаки, закончив все основные сельскохозяйственные работы, имели возможность отдыхать.

Святки считались молодежным праздником, хотя и старшее поколение не оставалось равнодушным к общему веселью. Как правило, молодежь, собираясь на посиделки, игры и гадания, скрашивала унылую станичную зиму. Особенный интерес представляли святки для казачек, потому что их строгая повседневная станичная жизнь сменялась широкой свободой и множеством забав и развлечений. На святки самая строгая мать не заставляла прясть пряжу, сидеть за ткацким станком, заниматься шитьем. Гаданье в это время занимало у казачек много времени, так как всякой девушке хотелось узнать, кого судьба «пошлет ей в мужья» и какая жизнь ожидает ее впереди. Почти на протяжении всех святок казачки жили напряженной и даже нервной жизнью. При гадании их воображение рисовало им всевозможные ужасы: в каждом темном углу им чудилось присутствие неведомой страшной силы, в каждой пустой комнате слышался топот и возня «чертей»,которые до самого Крещенья свободно могли расхаживать по станице и пугать всех казаков своими рогатыми рожами.

Но как бы ни страшны были такие рассказы для молоденьких казачек, они не могли удержать их в эти святочные дни дома, и как только в окнах появлялись огоньки, они старались прибежать на посиделки, где собиралась шумная компания молодежи.К святочным вечерам молодежь готовилась: девушки шили себе новые наряды, а молодые казаки старались щегольнуть новым поясом, кубачинским кинжалом или каракулевой папахой .

На вечера посиделки собирались в основном по улицам, но иногда на них захаживали казаки из других хуторов и станиц. Если вдруг какому-либо казаку-чужаку вздумается ухаживать за «нашенской» казачкой, то возникали ссоры. Вечера заканчивались множеством шалостей. Молодежь заваливала ворота, а к дверям хат приносила всякий хлам: колья, старые сохи, плуги, бороны и др., -да так, что утром домочадцы не могли выбраться наружу. Иногда парни забирались на крышу и затыкали соломой трубу. Хозяева, заметив отсутствие тяги в трубе, выбегали из дома и угрожали озорникам расправой.

Взрослые казаки тоже не любили сидеть дома. Справившись по хозяйству, они ходили в гости или приглашали к себе гостей.Любимым их развлечением были игры: карты, лото, которые сопровождались взаимными угощениями.В это же время шло интенсивное приготовление рождественских запасов пищи. Летние кухни казаков превращались в склады. На массивных гвоздях или крюках подвешивались окорока свиней, тушки птицы. На столах размещали домашние колбасы, сладости, в подвалах проверялись запасы солений. До сочельника никому не разрешалось есть «скоромного».Ели картошку, кислую капусту, соленые огурцы с постным салом, соленые арбузы, тыкву,пирожки с горохом и фасолью, узвар из сухофруктов, сок из моченого терна, рыбу.

Рождественский сочельник в казачьих семьях проводился в строгом посте. Пищу употребляли (последний раз постное) только после первой звезды. Перед закатом солнца, а если оно было закрыто тучами. То по времени старший в доме (обычно это дедушка) приглашал всех домочадцев на молитву, зажигал свечу и ставил ее на каравай хлеба. Прочитав короткую молитву, он выходил во двор, брал там пучки сена и снопик необмолоченной пшеницы, приносил их в дом. В доме лавка перед образами покрывалась чистой скатертью или полотенцем, застилалась соломой, на нее ставились снопик пшеницы, кутья и каша. Произносилась вновь молитва, и после этого приступали к еде. Солома и необмолоченный снопик считались символами будущего обильного урожая. Кутья и каша разводились медом, приправлялись кишмишом и знаменовали собой плодородие.
Отметив сочельник, родители посылали детей разносить кутью близким родственникам и соседям. Ночью здоровое и взрослое население уходило в церковь, а старики и дети с нетерпением ждали христославщиков .

Вначале с колядками бегали дети:

Коляда,ты коляда,

Заходила коляда,

Запевала коляда,

Поздравляла коляда.

Хозяюшки –голубушки,

Пожертвуйте нам бублички,

Конфетки и денежки

На святые вечера

Во имя Христова дня.

Поздним вечером на колядки выходила молодежь и даже взрослые казаки.

В ряде станиц Дона, Кубани и Терека выработался обычай «цыганичанья», который проводился перед Рождеством и старым Новым годом и сводился к тому, что молодые казачки одевались в длинные платья, накидывали себе на плечи большие разноцветные полушалки, ходили по домам в сопровождении гармониста и выпрашивали у хозяев все, что попадется на глаза. После 12 часов ночи все « колядовщики» собирались у кого-либо дома и отмечали вместе праздник Рождества Христова.

4. «Воины христовы»

Казаки всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный приход. У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, ведь казаков называют «воины Христовы». В час смертельной опасности понимание того, что жизнь дана Богом, и только Бог может ее забрать, делает казака, творившего горячую молитву своему Святому-покровителю, не только искренне верующим, но и бесстрашным.

Основу морально-нравственных устоев казачества составили десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по-простому поучали их: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, уважай родителей, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, заботься о детях своих, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи Веру православную: очищай душу свою от грехов через покаяние и причастие, соблюдай посты, молись единому Богу - Иисусу Христу и добавляли: если кому-то и можно грешить, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

Заключение

Православная религия определяла всю жизнь казака с рождения и до самой его смерти.Православие определяло «казачью долю» – отдать свою жизнь от начала до конца своих дней активному служению вере Христовой с оружием в руках в молодости и в зрелости и духовно служить идеалам православия в старческом возрасте.

Православная церковь укрепляла в казачьей среде уважение к закону и доверие к государственной власти. Казачьей психологии воина и пахаря близка была нравственная проповедь православной церкви с ее принципами справедливости, благочестия, соборности, что особенно было созвучно общинному образу жизни казаков. Православное мироощущение не противоречило таким нравственным основам казачества, как свободолюбие, стремление к независимости, мужество.

Религия была составной частью казачьей культуры. Самодержавие и церковь формировали православное сознание казаков. Православное духовенство воспитывало казачество на патриотических и верноподданнических идеалах.

Словарь

Казачество представители казачества, сложной социальной группы , военного сословия , которое сложилось на окраинах русского государства в XV - XVII веках .

Каракулевая папаха мужской меховой головной убор из каракуля , распространённый у народов Кавказа, казаков и в Средней Азии, элемент военной формы одежды.

Каракуль - кожа с мехом, снятая с ягнят каракульской породы на 1-3-и сутки после рождения, когда их шерсть отличается густым, упругим, шелковистым волосяным покровом, образующим завитки различной формы и размеров.