Правду ли говорят Евангелия? Говорил ли Христос о том, что будет после смерти? Но правда ли это

Каждый из 12 апостолов Христа, имена которых дошли до наших дней, сделал существенный вклад в развитие . Но кем были эти люди, которых выбрал сам Сын Божий? И какой вклад они внесли в мировую и церковную историю?

Апостол Петр и его история

В еврейском городе Вифсаиде в простой рыбацкой семье на свет появились два брата: Андрей и Шимон. Казалось, что жизнь простолюдинов была предрешена их происхождением. Повзрослев, братья также ловили рыбу, как когда-то делал их отец, а до него их дед.

В зрелом возрасте мужчины перебрались жить на побережье Галилейского моря. Там Шимон нашел себе жену. А его брат Андрей не хотел торопиться с браком и помогал брату в рыболовном деле.

Однажды на побережье два брата-рыбака повстречали Иисуса. Он предложил им последовать за ним. Андрей откликнулся сразу, а Шимон некоторое время сомневался, но все же решил пойти вместе с братом.

Хотя формально Андрей был первым учеником и слугой Христа, откликнувшимся на призыв, Иисус особо выделял среди других именно Шимона, которому дал прозвище Кифа. Петром этого апостола нарекли греки. Данные имена в то время можно было перевести, как «камень». Петру Христос пообещал доверить ключи от Царствия Божьего.

Католики считают Петра первым римским папой. Все остальные христиане именуют его основателем святой церкви. После смерти и воскрешения Иисуса апостол Петр проповедовал так горячо и пылко, что слушая его проповеди, тысячи людей начинали верить в Господа и его сына. За проповеди Петра и казнили. На месте его захоронения был построен собор Святого Петра в Ватикане.

Первозванным Андрея прозвали благодаря тому, что Иисус обратился к нему первому. Он отличался от своего брата Петра не только характером, но и взглядами на жизнь. После смерти любимого учителя кроткий юноша отправился с миссионерской задачей в земли Скифии и Греции.

Согласно историческим данным, Андрей со своими проповедями обошел полмира. Считается, что это он обратил Русь в христианство. Андрея, как и его брата, казнили за его веру. Но до этого он успел совершить множество чудес, излечил сотни больных. И все время подвергался гонениям от рук противников новой религии.

Иоанн, как и Петр с Андреем, был рыбаком. Иисус Христос называл его возлюбленным учеником. А Богословом его прозвали благодаря четырем Евангелиям и тексту «Апокалипсиса», которые он написал для всех последователей христианства.

Перед распятием Христос поручил Иоанну важное дело. Он попросил позаботиться о его матери Марии. По одной из версий, этот апостол приходился земным родственником Иисусу. И после казни учителя старательно исполнял его наставления.

Сегодня Иаков известен во многих европейских странах. В Библии сказано, что он приходился братом Иоанну Богослову. После проповедей в Южной Европе апостол был казнен царем Иродом. Его мощи захоронили в замке дворянки по имени Лупа в Испании. В 825 году один монах случайно нашел останки святого. На этом месте построили церковь.

Эти апостолы тщательно записывали все уроки Иисуса Христа. Они читали проповеди в Галилее, Греции, Сирии, Армении, Эфиопии, Аравии и Малой Азии.

За свою деятельность ученики Христа так же приняли мученическую смерть от рук тех, кого они исцелили от болезней силой своей веры. Исходя из библейской истории, 12 апостолов Христа, имена которых христиане помнят и сегодня, до последнего вздоха проповедовали учение Спасителя, несмотря на жестокие пытки и угрозы.

Евангелие от Матфея христианами почитается особо. И для этого существуют следующие причины:

  • именно Матфей написал биографию Иисуса Христа;
  • еще ученик Спасителя сделал пересказ известной Нагорной проповеди, которая является кратким изложением всего христианского учения.

В миру данный апостол был сборщиком пошлин. Но оставил свою работу и последовал за Христом по первому зову его.

Апостол Фома. Внешнее сходство со Спасителем

От рождения Фома был наречен родителями Иудой. Но встретив Иисуса, он получил от него прозвище «Фома», что в переводе означало «близнец». В одной из легенд сказано, что этот апостол имел невероятное внешнее сходство с самим Христом. Но достоверно эта информация больше нигде не подтверждается.

Благодаря одному изречению этого апостола появилось выражение «Фома неверующий». Когда произошло воскрешение Христа, Фома не находился рядом с его гробницей. И после чудесной новости сказал, что не поверит в это, так как не видел все своими глазами. Фома долго проповедовал в Индии. Там же и был казнен за свою деятельность.

Три апостола, по некоторым историческим сведениям, являлись сводными братьями Христа. Иакову было присвоено второе имя Алфеев. Остальные же звались теми именами, которые были даны им от рождения.

По одной из версий, этот ученик Христа был единственным уроженцем Иудеи. Остальные же были галилеяне. Апостол Иуда заведовал казной общины. Путешествуя вместе с Иисусом, он творил чудеса исцеления. Ходили легенды, что Иуда даже мог воскрешать мертвых.

Но судьба самого ревностного апостола общины была предопределена. Сам Христос предсказал ему, что тот предаст его за 30 серебреников. Затем Иуда раскаялся, отказался от денег и совершил самоубийство через повешение.

Спустя долгое время в Египте отыскали Кодекс Чакос, который затем назвали « от Иуды». В этом тексте содержится информация, что Иуда – единственный ученик, постигший все Божественные таинства. Хотя споры по этому поводу не утихают и сегодня.

Ученики Иисуса, 12 апостолов Христа, имена которых у всех на слуху, вошли в историю, как основатели и распространители его учения. Они были его верными слугами и почитателями. Записывали все, что говорил Сын Господа. И не оставили свою деятельность даже после распятия Христа. Они сами приняли мученическую смерть за свою веру. И не отступились от своих убеждений, пожертвовав жизнями, чтобы обратить в христианство как можно больше людей.

Являются ли Евангелия Нового Завета истинной историей Иисуса Христа, засвидетельствованной его современниками, или же с годами эта история претерпела изменения? Должны ли мы принимать описания жизни Иисуса Христа в Новом Завете на веру, или же тому есть веские исторические доказательства?

Покойный Питер Дженнингс, ведущий телеканала новостей ABC News, вел однажды специальный телерепортаж из Израиля об Иисусе Христе. В своей телепередаче «В поисках Иисуса Христа» он попытался найти ответ на вопрос, был ли Иисус Христос исторически верно отражен в Новом Завете.

Дженнингс попросил выразить свое мнение по этому вопросу Джона Доминика Кроссана, профессора Университета Де Поля, его трех коллег из группы исследователей жизни Христа под названием «Jesus Seminar» и еще двух других исследователей Библии. (Группа «Jesus Seminar» – это организация исследователей, которые обсуждают записанные проповеди и деяния Иисуса Христа, и затем голосуют с помощью красных, розовых, серых или черных бусинок, выражая таким образом степень доверия к утверждениям в Евангелии).

Некоторые комментарии были ошеломляющими. На общенациональном телевидении профессор Кроссан не только поставил под сомнение более 80 процентов изречений Христа, но также его утверждения о своей божественности, его чудотворстве и воскресении. Такой образ Иисуса, представленный Кроссаном, заинтриговал Дженнингса.

Поиск истинной библейской истории всегда вызывает большой резонанс. Именно поэтому журналы Time и Newsweek ежегодно выносят на обложки своих изданий заглавия больших статей о Марии, Иисусе Христе, Моисее или Аврааме. Или, кто знает? Может быть в этом году эта будет статья о «Бобе: нерассказанная ранее история пропавшего 13-го ученика Христа».

Все это делается для развлечения, и поэтому такое расследование может проводиться бесконечно, не давая ответов, а иначе пришлось бы закрыть будущие телепрограммы. Вместо этого нам подбрасывают людей с радикально противоположными взглядами как в эпизоде телесериала «Победитель» (Survivor), безнадежно затуманивая вопрос, а не внося ясность.

Но в своей программе Дженнингс обратил внимание на один вопрос, который заслуживает серьезного рассмотрения. Кроссан намекал на то, что первоначальные повествования о жизни Христа были приукрашены, как это обычно бывало при устных рассказах, а их запись была сделана уже после смерти его учеников. Они, таким образом, по большому счету ненадежны и дают нам искаженный образ Иисуса Христа. Как можно выяснить, правда ли это?

Неправильный перевод?

Итак, о чем же говорят свидетельства? Начнем с двух простых вопросов: Когда были написаны оригиналы документов, вошедших в Новый Завет? И кто их написал?

Важность этих вопросов должна быть очевидна. Если история жизни Христа была записана после смерти очевидцев, то никто не сможет подтвердить ее точность. Но если повествования Нового Завета были записаны еще при жизни его первых учеников, тогда можно будет полагаться на их подлинность. Апостол Петр мог дать ответ, не подделан ли этот документ, заявив «Послушайте, я его не писал». А Матфей, Марк, Лука и Иоанн могли бы дать ответы сомневающимся в их описаниях жизни Иисуса Христа.

Авторы Нового Завета утверждали, что записали историю жизни Христа со слов очевидцев. Апостол Петр в одном из своих писем сказал так: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2-е Петра 1:16).

Главной частью Нового Завета являются 13 писем апостола Павла, в которых он обращается к молодым церквям и молодежи. Письма апостола Павла, датированные периодом между серединой 40-х и серединой 60-х г.г. (через 12 — 33 года после смерти Христа), являются самыми ранними описаниями жизни и учения Иисуса Христа. Уилл Дюрант писал об исторической важности писем апостола Павла следующее: «Христианские доказательства жизни Христа начинаются с писем, которые приписываются перу Святого Павла. … Никто не подвергает сомнению существование апостола Павла и его неоднократные встречи с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном; и апостол Павел с завистью признает, что они знали Иисуса Христа во плоти».

Но правда ли это?

В книгах, журналах и документальных телепередачах участники группы «Jesus Seminar» предполагают, что Евангелия были написаны неизвестными авторами не ранее 130 — 150 г.г. Если этот более поздний период считать правильным, то с момента смерти Христа до написания Евангелия получается разрыв примерно в 100 лет (ученые считают, что смерть Иисуса Христа имела место между 30 и 33 г.г.). И поскольку на тот момент никого из очевидцев не было в живых, Евангелия могли написать только никому не известные самозванные авторы.

Итак, какими доказательствами мы располагаем о том, когда действительно были записаны в Евангелия повествования о жизни Иисуса Христа? Большинство исследователей сходится во мнении, что Евангелия были записаны в первом веке. Они приводят несколько причин, которые мы рассмотрим в этой статье ниже. А пока отметим, что в своих выводах они серьезно опираются на три основные вида доказательств:

  • ранние документы таких еретиков, как Маркион и школа Валентина, со ссылками на книги, темы и строфы из Нового Завета (см. « «)
  • многочисленные записи ранних христианских авторов, таких как Климент I, Игнатий и Поликарп
  • обнаруженные фрагменты копий Евангелия, датированные по углероду около 117 г.

Библейский археолог Вильям Олбрайт в результате своих исследований пришел к выводу, что все книги Нового Завета были написаны еще при жизни апостолов. Он писал: «Мы можем теперь с уверенностью сказать, что больше уже нет веских оснований датировать книги Евангелия позднее приблизительно 80 года, т. е. на целых два поколения раньше периода между 130 и 150 г.г., предлагаемых сегодня наиболее радикальными критиками Нового Завета». В других заявлениях Олбрайт указывал, что Новый Завет был написан «по всей вероятности, в период приблизительно между 50 и 75 г.г.»

Известный своим скептицизмом исследователь Джон А. Т. Робинсон датирует Новый Завет даже более ранним периодом, чем самые консервативные ученые. В своем труде «Пересмотр датирования Нового Завета» (Redating the New Testament ) Робинсон утверждает, что Новый Завет был написан между 40 и 65 г.г., то есть не позже, чем через семь лет после смерти Христа. Если это правда, то любые исторические ошибки были бы тотчас же вскрыты как очевидцами, так и противниками христианства.

Поэтому давайте рассмотрим целый ряд подсказок, обозначивших путь от оригиналов до копий Нового Завета наших дней.

Без копировального аппарата

Первые записи апостолов были почитаемы. Церкви изучали и передавали их, бережно храня как дорогое сокровище.

Но, увы, неоднократная конфискация этих записей властями Римской империи, два тысячелетия и второй закон термодинамики сыграли свою роль. Что же осталось сегодня от тех оригиналов? Ничего. Все оригинальные рукописи пропали (хотя каждую неделю исследователи Библии, несомненно, смотрят телепередачу «Неожиданные антикварные находки» (Antiques Roadshow ) в надежде на счастливую находку).

Но нужно сказать, что судьба Нового Завета не уникальна; ни один из древнейших исторических документов, сопоставимых по значимости с ним, также не дошел до наших дней. Историки не очень обеспокоены отсутствием оригинальных рукописей, если у них есть надежные копии. Но есть ли древние копии Нового Завета, и если они существуют, то насколько они соответствуют оригиналам?

По мере того как количество церквей росло, под надзором Церкви тщательно создавались сотни новых копий. Каждая буква старательно переписывалась на пергамент или папирус. И поэтому сегодня ученые имеют возможность изучать сохранившиеся копии (и копии копий, и копии копий других копий, ну и так далее – вы понимаете), чтобы определить подлинность документа и приблизительно представить, как выглядели оригиналы.

Фактически, ученые, изучающие древнюю литературу, изобрели научный способ текстовой критики при изучении таких произведений, как «Одиссея», сравнивая их с другими древними текстами для определения их точности. И совсем недавно военный историк Чарльз Сандерс добавил к критике текста трехстороннюю проверку, которая включает не только проверку верности копии, но и учитывает репутацию авторов. Его проверка включает:

  1. Библиографическую проверку
  2. Проверку посредством внутренних доказательств
  3. Проверку посредством внешних доказательств

Давайте посмотрим, что получится, если мы применим эти проверки к ранним рукописям Нового Завета.

Библиографическая проверка

Суть этой проверки – в сравнении исследуемого документа с другими материалами древней истории этого же периода. Задается несколько вопросов:

  • Сколько существует копий оригинала?
  • Какой разрыв во времени между оригиналом и самыми ранними копиями?
  • Насколько этот документ сопоставим с другими древними источниками этого исторического периода?

Представьте, если бы у нас было всего две или три копии оригинальных рукописей Нового Завета. Выборка была бы настолько мала, что мы вряд ли смогли бы проверить точность документа. С другой стороны, если имеются сотни или даже тысячи копий, то мы смогли бы легко выявить ошибки, внесенные при небрежном копировании.

Итак, насколько Новый Завет сопоставим с другими древними документами в отношении как количества копий, так и временного разрыва с оригиналом? Сегодня существует более 5000 рукописей Нового Завета в оригинальном варианте на греческом языке. А если подсчитать количество переводов на другие языки, то их число просто потрясает – 24 000, датируемые периодом со 2-го по 4-й век.

Сравните это число с количеством копий второго наиболее задокументированного древнего исторического труда – «Илиады» Гомера, которая имеет 643 копии. Нужно помнить и о том, что самые древние исторические документы имеют намного меньше существующих рукописей, чем этот документ (обычно меньше 10). Исследователь Нового Завета Брюс Метцгер замечает: «Такой контраст количества копий [по сравнению с другими древними рукописями] ставит критика текста Нового Завета просто в неловкое положение из-за изобилия материала».

Временной разрыв

Значительно не только количество рукописей, но и временной разрыв между моментом написания оригинала и датой копии. Если копирование происходит в течение тысячелетий, трудно сказать, во что превратится оригинал со временем, но если копирование охватывает сотню лет, ситуация иная.

Немецкий критик Фердинанд Христиан Баур (1792–1860 г.г.) однажды заявил, что Евангелие от Иоанна не могло быть написано ранее приблизительно 160 г.; поэтому оно не могло быть написано Иоанном. Если это правда, то такое заявление не только подрывает подлинность писаний Иоанна, но и бросает тень подозрения на весь Новый Завет. Но затем в Египте был обнаружен тайник с папирусными фрагментами Нового Завета, который содержал фрагмент Евангелия от Иоанна (а именно фрагмент P52: Иоанна 18:31-33), датируемый приблизительно периодом через 25 лет после написания оригинала Иоанном.

Метцгер объясняет: «Подобно Робинзону Крузо, который, увидев в песке единственный след, заключил, что на острове вместе с ним присутствует еще один человек, так же и P52 [номер найденного фрагмента] подтверждает существование и использование четвертого Евангелия в первой половине второго века в провинциальном городке на реке Нил, далеко от исторического места его написания (г. Эфес в Малой Азии).» Так, находка за находкой, археологи обнаруживали копии главных частей Нового Завета, датируемых в пределах 150 лет со времени написания оригиналов.

Большинство других древних документов имеют временной разрыв от 400 до 1400 лет. Например, труд Аристотеля «Поэтика», написан около 343 г. до н.э., а его самая ранняя копия датирована 1100 г. при наличии всего пяти копий. И при этом никто не собирается искать исторические подтверждения Платона, что Аристотель был пожарником, а не философом.

Фактически, существует почти полная копия Библии под назаванием Codex Vaticanus, которая была написана приблизительно через 250 — 300 лет после первых записей, сделанных апостолами. Старейшая полная копия Нового Завета, написанная унциальным письмом, называемая Codex Sinaiticus, находится в настоящее время в Британском музее.

Как и Codex Vaticanus, она датируется четвертым веком. Vaticanus и Sinaiticus относятся к начальному периоду христианской истории и, будучи мало отличимы друг от друга, как и другие библейские рукописи, дают нам очень хорошее представление о том, что говорилось в оригиналах.

Даже такой критик-исследователь, как Джон А. Т. Робинсон признает: «Изобилие рукописей и, самое главное, небольшой временной интервал между оригиналами и самыми ранними сохранившимися копиями позволяют заключить, что этот документ находит наилучшее подтверждение своей подлинности, чем какой-либо другой древний исторический документ». Профессор юриспруденции Джон Уорвик Монтгомери подтверждает: «Подвергать скептицизму итоговые книги Нового Завета означает позволить всей классической античной литературе кануть в неизвестность, поскольку ни один из документов античного периода не имеет такого библиографического подтверждения, как Новый Завет «.

Смысл таков: Если Новый Завет был написан и распространялся в период, близкий по времени к действительным событиям, то описания Иисуса Христа в нем скорее всего точные. Но внешние доказательства не являются единственным ответом на вопрос о надежности; исследователи также используют внутренние доказательства, чтобы ответить на этот вопрос.

Обнаружение копии Codex Sinaiticus

В 1844 г. немецкий ученый Константин Тишендорф занимался поиском рукописей Нового Завета. В библиотеке монастыря Святой Катерины на горе Синай он случайно обнаружил корзину, полную каких-то старинных листов. Он был одновременно шокирован и обрадован. Ему никогда не приходилось видеть такие старые греческие рукописи. Тишендорф поинтересовался у библиотекаря, что это за страницы, и был потрясен, узнав что их выбросили в мусор и использовали для разжигания огня. Две корзины таких бумаг были уже сожжены!

Энтузиазм Тишендорфа вызвал недоверие у монахов, и они больше не стали показывать ему никаких рукописей. Однако разрешили ему взять 43 найденные страницы.

Спустя 15 лет, Тишендорф вернулся в синайский монастырь, на этот раз с помощью русского царя Александра II. В монастыре один из монахов провел Тишендорфа в свою келью и протянул обернутую материей рукопись, которая хранилась на полке вместе со столовой посудой. Тишендорф тотчас же узнал бесценные оставшиеся страницы рукописей, которые он видел раньше.

Монастырь согласился передать рукопись российскому царю как защитнику Греческой Православной церкви. А в 1933 г. Советский Союз продал эту рукопись Британскому музею за 100,000 фунтов стерлингов.

Codex Sinaiticus является одной из старейших полных рукописей Нового Завета и одной из самых важных. Некоторые предполагают, что она является одной из 50 Библий, которую император Константин заказал у Папы Римского Евсевия в начале четвертого века. Codex Sinaiticus оказала значительную помощь исследователям в проверке точности Нового Завета.

Проверка посредством внутренних доказательств

Как хорошие следователи, историки проверяют надежность информации по внутренним подсказкам. Такие подсказки открывают, чем были движимы авторы и насколько охотно они делились подробностями, которые можно проверить. Ключевыми внутренними подсказками, по которым исследователи проверяют надежность данных, являются следующие:

  • согласованность информации очевидцев
  • подробности имен, названий и событий
  • письма, адресованные отдельным лицам или небольшому кругу лиц
  • информация, ставящая авторов в неловкое положение
  • наличие неактуального или непродуктивного материала
  • отсутствие актуального материала

Давайте возьмем в качестве примера фильм «В лучах славы» (Friday Night Lights ). Он снят на основе якобы реальных исторических событий, но, как и во многих фильмах, в которых эта связь с реальными событиями слабая, это вызывает постоянные сомнения: «Действительно ли все было так?» Как же определить историческую достоверность фильма?

Одной подсказкой к ответу будет наличие неактуального материала. Скажем, в середине фильма тренеру вдруг звонят и сообщают, что у его матери обнаружили рак мозга. Это событие никак не вписывается в сюжет и больше никогда не упоминается. Единственное объяснение этого ни с чем не связанного факта – то, что это действительно имело место, и режиссер желал, чтобы этот исторически верный момент присутствовал.

Еще один пример из того же фильма. Следуя развитию драматических событий, мы хотим, чтобы команда Permian Panthers выиграла чемпионат штата. Но этого не происходит. У нас возникает чувство, что нагнетание драматизма не соответствует развязке, и мы сразу понимаем это потому, что в реальности команда Permian проиграла игру. Присутствие такого материла, не приводящего к желаемой развязке, также является подсказкой того, насколько исторически точен материал.

И, наконец, использование настоящего города и знакомых местных ориентиров, таких как стадион Astrodome в г. Хьюстоне, заставляет нас посредством этих элементов поверить в историчность происходящего, поскольку эти факты легко подтвердить или фальсифицировать.

Это всего лишь несколько примеров того, как внутренние доказательства приводят нас к выводу об исторической достоверности или фальсификации документа. Мы вкратце рассмотрим внутренние доказательства историчности Нового Завета.

Несколько аспектов Нового Завета помогают нам определить его достоверность на основе его собственного содержания и качества.

Последовательность

В поддельных документах или нет свидетельств очевидцев, или приводимые факты непоследовательны. Поэтому явные противоречия в текстах Евангелий подтверждали бы, что в них есть ошибки. И в то же время, если в каждом Евангелии говорится одно и то же, это вызывало бы подозрение в сговоре. Это было бы похоже на соглашение соучастников заговора по каждой мелочи преступной схемы. Слишком большое совпадение деталей точно так же вызывает подозрение, как и их недостаток.

Свидетели преступления или аварии, как правило, в целом рисуют правильную картину, но с разной точки зрения. Точно так же и четыре Евангелия описывают события жизни Иисуса Христа под разным углом. Но несмотря на разницу точек зрения, исследователи Библии не перестают удивляться последовательности в описании событий и тому четкому образу Иисуса Христа и его учения, которые складываются из дополняющих друг друга повествований.

Подробности

Историки любят подробности в документах, поскольку они дают возможность проверить достоверность материала. Письма апостола Павла полны подробностей. Изобилуют ими и Евангелия. Например, и Евангелие от Луки и его Книга деяний апостольских были обращением к высокопоставленному лицу по имени Феофил, который, несомненно, был хорошо известен в свое время.

Если бы эти писания были всего лишь вымыслом апостолов, то их противники, как иудеи, так и вожди Рима, быстро обнаружили бы эту фальшь в именах, названиях мест и событиях. Это стало бы своеобразным Уотергейтом первого века. Но многие детали Нового Завета подтверждаются независимой проверкой. Колин Гемер, исследователь классической истории, например, «выделяет в последних 16 главах Деяний 84 факта, которые подтверждаются археологическими исследованиями».

В предыдущие столетия ученые, скептически относящиеся к Библии, подвергали нападкам как авторство Луки, так и дату написания Евангелия, утверждая, что оно было написано во втором веке неизвестным автором. Археолог сэр Уильям Рэмзи был убежден, что они правы, и начал свое исследование. После длительного изучения вопроса он полностью поменял свое мнение. Рэмзи признавал: «Лука – первоклассный историк. …Его можно поставить в один ряд с самыми великими историками. …Повествование Луки является непревзойденным по своей достоверности».

В Деяниях апостольских перечисляются путешествия апостола Павла; места, которые он посетил; имена людей, которых он видел, и преследования, которым он был подвергнут. Возможно ли было фальсифицировать все эти подробности? Историк А. Н. Шервин-Уайт, изучавший Римскую империю, писал следующее: «Деяния апостольские являются убедительнейшим подтверждением историчности. …Любые попытки отвергнуть историчность этого документа должны теперь выглядеть абсурдными. Историки Римской империи давно принимали это как само собой разумеющееся».

И в Евангелиях, и в письмах апостола Павла авторы Нового Завета открыто приводили подробности, касающиеся лиц, которые жили в то время. Историки подтвердили как минимум достоверность тридцати имен.

Письма, адресованные небольшому кругу лиц

Большинство фальсифицированных текстов происходят от документов общего характера, предназначенных вниманию общественности, как, например, данная журнальная статья (нет сомнения, что многочисленные подделки уже расходятся на черном рынке). Историк Луи Готшальк замечает, что достоверность личных писем, адресованных небольшой группе лиц, высоко вероятна. К какой категории относятся документы Нового Завета?

Некоторые из них, очевидно, предназначались для широкой аудитории. Однако большая часть писаний Нового Завета состоит из писем, адресованных отдельным лицам и небольшому кругу лиц. По крайней мере, эти документы не будут считаться первыми кандидатами в подделки.

Подробности, ставящие автора в неловкое положение

Как правило, авторы не хотят публично поставить себя в неловкое положение. Историки поэтому заметили, что документам, содержащим нелицеприятные откровения о самих авторах, обычно можно доверять. Что же говорили о себе авторы Нового Завета?

Удивительно, но авторы Нового Завета неоднократно представляли себя глупцами, трусами и неверующими. Достаточно вспомнить, например, что апостол Петр три раза отрекся от Иисуса Христа, или как его ученики спорили между собой, кто из них самый великий. Обе эти истории отражены в Евангелиях. Учитывая тот факт, что уважение к апостолам было особенно важным для ранней Церкви, включение такого рода материала не имеет смысла, если только апостолы не говорили правду.

В книге «История цивилизации» (The Story of Civilization ) Уилл Дюрант так писал об апостолах: «Их вряд ли можно было отнести к тому типу людей, которых выбирают для изменения мира. В Евангелии реалистично показана разница их характеров и честно обнажены их недостатки».

Непродуктивный или неактуальный материал

В Евангелии говорится, что пустую гробницу Иисуса Христа обнаружила женщина, хотя в Израиле свидетельство женщин почти не имело никакого веса и не допускалось в суде. Написано, что мать и семья Иисуса Христа заявили, что считают его сумасшедшим. Говорят, что одними из последних слов Иисуса на кресте были слова «Боже мой, Боже, почему ты оставил меня?» И список таких непродуктивных эпизодов, записанных в Новом Завете, можно продолжить, если намерением автора было что угодно, но только не точная передача информации о жизни и учении Иисуса Христа.

Отсутствие актуального материала

Ирония (или может быть логика) в том, что в своих речах, сохранившихся в записи, Христос мало упоминает серьезные вопросы, стоявшие перед Церковью первого века. Если его последователи старались просто создать материал, способствующий росту Церкви, то невозможно объяснить, почему они не придумали на этот счет наставления от Иисуса Христа. В одном случае апостол Павел напрямую заявляет, что «На это у нас слова Господа нет».

Проверка посредством внешних доказательств

Третий и последний способ проверки достоверности документа – посредством внешних доказательств: «Подтверждается ли достоверность Нового Завета историческими документами, не входящими в него?» Итак, что говорят историки-нехристиане об Иисусе Христе?

«В целом, как минимум в семнадцати нехристианских документах отражено более 50 подробных моментов жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа, включая подробности, касающиеся ранней Церкви.» Это особенно удивительно с учетом того факта, что у нас недостаточно исторических данных по этому периоду. Иисус Христос упоминается в большем количестве источников, чем завоевания Цезаря того же периода. Еще удивительнее то, что эти подтверждения подробностей Нового Завета датируются периодом с 20 по 150 г.г. нашей эры – «сравнительно рано согласно нормам древней историографии».

Достоверность Нового Завета также подтверждается более 36 тысячами других библейских христианских документов (цитатами лидеров Церкви первых трех веков), датируемых буквально через 10 лет после последнего написания Нового Завета. Если бы все копии Нового Завета были потеряны, его можно было бы восстановить по этим старым письмам и документам, за исключением нескольких библейских стихов.[

Говард Кларк Ки, бывший профессор Бостонского университета, делает следующий вывод: «Результаты изучения источников вне Нового Завета, которые дают …нам представление об Иисусе Христе, подтверждают его историческое существование, его необычайное могущество, преданность своим последователям, дальнейшую жизнь его учения после смерти …и распространение христианства …в самой Римской империи к концу первого века».

Таким образом, внешние доказательства подкрепляют доказательства, полученные другими методами. Несмотря на предположения небольшого количества радикальных скептиков об обратном, портрет реального Иисуса Христа, представленный в Новом Завете, практически невозможно замарать. И хотя некоторые, например группа «Jesus Seminar», не согласны с таким выводом, общее мнение специалистов, независимо от их религиозных верований, таково, что тот Новый Завет, который нам известен сегодня, правдиво передает и слова Иисуса Христа, и события его жизни.

Кларк Пиннок, профессор колледжа McMaster Divinity College по вопросам толкования Библии сделал убедительный вывод: «Нет ни одного древнего документа, который бы так отлично подкреплялся текстовыми и историческими доказательствами. …Честный человек не может игнорировать такой источник. Скептицизм относительно исторической достоверности христианства основан на лишенных здравого смысла предположениях».

Действительно ли Христос воскрес из мертвых?

Самый значительный вопрос нашего времени — «Кто же такой Иисус Христос в действительности?» Был ли он лишь исключительным человеком, или же Богом во плоти, как считали Павел, Иоанн и другие его ученики?

Слова и поступки свидетелей Иисуса Христа говорят о том, что они верили в его физическое воскресение из мертвых после распятия. Если они были не правы, то это значит, что христианство основано на лжи. Но если они были правы, то такое чудо подтверждает все то, что Иисус Христос сказал о Боге, о себе и о нас.

Однако должны ли мы принимать воскресение Иисуса Христа только на веру, или же тому есть веские исторические доказательства? Некоторые скептики начали исследовать исторические материалы с целью доказать несостоятельность воскресения. Что же они обнаружили?

Говорил ли Христос о том, что будет после смерти?

Если Христос действительно воскрес из мертвых, то он должен знать, что ждет нас после смерти. Что Христос сказал о смысле жизни и о нашем будущем? Существует ли множество путей к Богу или же Христос утверждал, что он — единственный путь? Читайте поразительные ответы в статье «Почему Иисус Христос?»

Можно ли найти смысл жизни благодаря Иисусу Христу?

«Почему Иисус Христос?» – в этой статье рассматривается вопрос о том, актуален ли Христос сегодня. Может ли Христос ответить на главные вопросы жизни: «Кто я есть?» «Почему я здесь?» и «Куда я движусь?» Опустевшие храмы и безмолвные распятия навели некоторых на мысль, что Христос не может ответить на эти вопросы, и что он оставил нас на произвол судьбы с вышедшим из-под контроля миром. Однако Христос сделал заявления о жизни и о нашей цели здесь на земле, которые нужно хорошенько рассмотреть, прежде чем обвинять его в равнодушии и бессилии. В данной статье рассматривается тайна прихода Христа на землю.

Если следовать традиции, то мы должны отождествлять автора хронологически самого древнего евангелия с тем Иоанном Марком (римское имя Маркус), с которым мы несколько раз встречаемся в текстах Нового завета. Из почерпнутых оттуда скудных сведений можно заключить, что это был молодой человек из состоятельной иерусалимской семьи, вероятно, образованный и хорошо владеющий - хотя этого мы не знаем достоверно - греческим и латинским языками. В доме его матери Марии нашел приют Иисус со своей галилейской группой учеников; там же состоялась "Последняя вечеря".

Некоторые библеисты считают, что Иоанн Марк имел в виду себя, вставляя в трагическую историю на горе Елеонскои странный рассказ о таинственном, мужественном юноше, который не бросил плененного Иисуса, подобно его ближайшим ученикам, бежавшим в страхе, но следовал за ним в непосредственной близости, пренебрегая опасностью ареста. Когда его тоже хотели схватить, он спасся, оставив в руках у палачей синедриона покрывало, в которое был завернут, и нагой скрылся во мраке Гефсиманского сада.

Приняв за чистую монету тождество этого Иоанна Марка с автором евангелия, мы тем самым должны также считать достоверным, что этот автор евангелия неоднократно встречался с Иисусом и был очевидцем ряда событий, происшедших в последние дни его жизни.

Характерную подробность о Марке мы узнаем из "Деяний апостолов". Там сказано, что он был близким родственником Варнавы, того самого эллиниста с Кипра, который вместе со св. Павлом совершил несколько миссионерских путешествий. Наверное, это родство и было причиной того, что Иоанн Марк сопровождал их в путешествиях на Кипр и в Малую Азию. Путешествие, однако, кончилось разладом между путниками. В Памфилии Марк поссорился с Павлом, внезапно прервал путешествие и вернулся в Иерусалим. Они так никогда и не помирились. Когда в Антиохии родился план нового миссионерского путешествия и Варнава снова хотел взять с собой своего родственника Марка, Павел, памятуя неприятный эпизод в Памфилии, не согласился. Разобиженные друг на друга товарищи по миссионерским скитаниям решили расстаться и действовать каждый на свой страх и риск. Павел отправился в странствие с другим спутником, а Варнава с Марком поплыл на Кипр, в свой родной дом. Поплыл, вместе с тем, во тьму забвения, потому что то, что рассказывали о его дальнейшей судьбе, относится уже к области легенды.

В доме Марии, матери Иоанна Марка, бывал, конечно, и св. Петр. Из "Деяний апостолов" (12:12-17) ясно следует, что Петр был там желанным гостем. Когда в 41-44 годах его пленил царь Агриппа I, а затем "освободил ангел", первое, что Петр сделал, выйдя на волю, - направился в дом Марии. Там его встретили с распростертыми объятиями.

Десять с лишним лет спустя, во время правления Нерона (54-68), Петр и Марк снова встретились в Риме, где существовала уже многочисленная колония евреев, среди которых были и последователи Иисуса. Разумеется, они с легкостью возобновили прежнее знакомство иерусалимских времен. Петр не знал другого языка, кроме арамейского, и Марк, говоривший по-гречески и по-латински, предложил ему свои услуги в качестве переводчика. Плодом этого сотрудничества явилось Евангелие, которое Марк якобы написал уже после смерти Петра. Так, во всяком случае, гласит церковная традиция начиная со II и III веков.

Сколько в этом всем правды и какова позиция исследователей в этом вопросе? Действительно ли Марк - автор евангелия? При нынешнем состоянии науки никто, за исключением, разумеется, фидеистов, не находит оснований, чтобы высказаться за или против авторства Иоанна Mapка. Правда, в Первом послании Петр называет Марка своим сыном, а из содержания следует, что они вместе пребывают в Риме (I послание Петра, 5:13), беда, однако, в том, что многие исследователи оспаривают подлинность этого послания.

Исследователи расходятся также в определении даты создания евангелия. Однако большинство считает, что оно было написано в период между 50 и 70 годами.

Римско-католическая традиция гласит, что Евангелие от Марка было создано в Риме. Исходя из ряда текстовых данных, с этим можно согласиться. Каковы же эти данные? Внимательный читатель без труда поймет, что евангелие предназначено прежде всего для прозелитов языческого происхождения, а не для христиан-иудеев. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что встречающиеся в тексте арамейские выражения здесь переведены на греческий язык, а говоря об обычаях и обрядах, связанных с иудаизмом, автор считал нужным объяснять их смысл, что, разумеется, было бы излишним для христиан еврейского происхождения. На латинскую среду, то есть на Рим, указывают довольно многочисленные латинизмы и описания типично римских условий. Бросается в глаза и то, что автор значительно реже, чем другие евангелисты, ссылается на закон моисеев и библейские пророчества. Очевидно, он сознавал, что такого рода доводы неубедительны для людей, воспитанных в эллинских, римских традициях и просто незнакомых с Ветхим заветом.

Мы уже говорили, что нет никаких данных, которые позволили бы нам высказаться за или против авторства Иоанна Марка. Гораздо существеннее, однако, вопрос о том, был ли автор - каково бы ни было его имя - секретарем св. Петра и действительно ли он излагает в евангелии мысли и учение последнего. Церковная традиция, повторяем, до такой степени уверена в этой версии, что нередко можно слышать и читать об "Евангелии от св. Петра".

Однако некоторые исследователи пришли к выводу, что автор евангелия не мог быть секретарем Петра. Какие доводы приводят они в подтверждение своего суждения? Они обращают внимание, прежде всего, на то, что текст евангелия обнаруживает все признаки компиляции, основанной а различных устных и письменных источниках, кроме того, этот текст - не биография Иисуса, а исследование, пропагандирующее некоторые теологические доктрины, то есть типичная работа типа катехизиса. Секретарь Петра никогда не написал бы такого произведения, это противоречило бы здравому смыслу. Задумаемся над жизненными обстоятельствами, при которых якобы создавалось это евангелие. С одной стороны, мы видим уже старого, простодушного апостола, бывшего рыбака из Галилеи, о котором мы знаем, что он был человеком, заслуживающим уважения, но наверняка необразованным. Ведь не его выбрали иерусалимские назореи своим главой, а брата Иисуса, св. Иакова, который вообще не был учеником Иисуса. После распятия прошло уже немало лет. Неужели в этих условиях Петр мог не предаваться чисто личным воспоминаниям о днях, прожитых вместе с любимым учителем, о его жизни, облике и семье - словом, обо всем том, что обычно составляет содержание мемуаров? С другой стороны, если такого рода воспоминания секретарь Петра слышал из его уст, неужели они бы не нашли отражения в евангелии? Элементарное знание человеческого характера не позволяет нам поверить в такую возможность, тем более что именно в то время стремление побольше узнать обо всех аспектах жизни Иисуса возросло среди его приверженцев до такой степени, что пробелы его биографии начали восполнять легендой.

Имеются и другие доказательства, опровергающие версию, будто автор евангелия был секретарем апостола. После тщательного анализа текста стало ясно, что он был не слишком хорошо знаком с образом мыслей Петра, который, как мы знаем, остался верен иудео-христианству.

Дело в том, что в евангелии явно заметно влияние Павла, то есть в нем отражена обстановка, сложившаяся спустя много лет после смерти Петра, когда после продолжительного забвения наступил ренессанс влияния Павла среди последователей Иисуса.

Под влиянием паулинизма автор евангелия в весьма драматичном повествовании старается доказать, что Иисус, посланец бога, добровольно принял страдание и смерть, чтобы искупить грехи человечества. Так отвечали всем тем, кто задавался тревожным вопросом: как оказалось возможным, чтобы мессия и сын божий испытал столько унижений и погиб позорной смертью на кресте? Знаменателен также тот факт, что в Евангелии от Марка еще не вырисовывается четко идея воскресения из мертвых. Из оригинального текста мы узнаем только, что Иисуса в могиле нет и что он должен встретиться с учениками в Галилее. И это все! Таким образом, заключительный отрывок, в котором содержится рассказ о воскресении и вознесении, все без исключения ученые признали интерполяцией, добавленной к первоначальному тексту кем-то другим значительно позднее, что, кстати говоря, является еще одним доказательством компилятивного характера всего евангелия.

Еще один довод против того, что автор евангелия был секретарем и выразителем мыслей Петра, - его примечательное отношение к апостолам. Это отношение таково, что Матфей, широко использовавший текст Марка, счел необходимым внести в него коррективы: он смягчает и затушевывает характеристику апостолов, данную Марком. Правда, отречение и печаль Петра перед синедрионом изображены у Марка как глубокая личная трагедия апостола, но тем не менее в этой волнующей сцене показана также и слабость его характера. Поразительно и то, что апостолы оставляют Иисуса на горе Елеонской и с той минуты больше уже не появляются на сцене. Они не осмелились встать у креста, когда их любимый учитель погибал, о теле покойного позаботился посторонний человек, Иосиф Аримафейский, а с благовониями к могиле подошли только три женщины, служившие ему при жизни. Подчеркивание факта отсутствия апостолов в последние моменты жизни Христа производит впечатление сознательного, молчаливого обвинения со стороны автора евангелия: Иисус умирает, покинутый всеми, среди чужих, равнодушных людей, брошенный на произвол судьбы даже самыми близкими друзьями.

В Евангелии от Марка Иисус - мессия, но ученики, несмотря на доказательства его сверхъестественной силы, не знают об этом. Не знают потому, что Иисус не открылся им как мессия. Изображая дело таким образом, автор оказался в весьма парадоксальной ситуации. Он не мог развить перед читателем свою доктрину, не объяснив того, что осталось тайной для учеников Иисуса. И в результате автор евангелия и мы, его читатели, знаем об Иисусе больше, чем его ближайшие ученики. Так возник не слишком лестный образ апостолов: в этой трактовке они кажутся людьми ограниченными и малодушными, которым явно не по плечу вставшая перед ними задача.

Совершенно исключено, чтобы Петр мог внушить своему секретарю столь критическое суждение о роли апостолов в жизни Иисуса, и особенно в драме страстей господних. Скорее можно предположить, что эта оценка - отзвук разногласий, существовавших в то время между приверженцами паулинизма и представителями христианства, связанного с иудаизмом; между учением Павла и учением, проповедуемым прямыми преемниками апостолов. Разумеется, сегодня уже невозможно выяснить, была ли эта версия о роли апостолов тенденциозной или соответствовала истине. Можно, однако, предположить, что автор евангелия сознательно выбирает свою позицию в этом споре, и, значит, он был последователем Павла.

Аргументы исследователей Библии, изложенные здесь, разумеется, очень кратко, позволяют сформулировать следующие выводы: 1) даже если Марк был секретарем Петра, он все-таки не мог быть автором евангелия, названного его именем; 2) действительный автор евангелия нам неизвестен; 3) примерно во II веке безымянное евангелие приписали Марку в связи с тем, что оно появилось в Риме, то есть в том самом городе, где, согласно традиции, пребывал Петр и излагал свои мысли секретарю, некоему Марку. Эти два обстоятельства - возникновение евангелия в Риме и пребывание там Петра с секретарем, - естественно, ассоциировались друг с другом; 4) мы уже знаем, что Евангелие от Марка - компиляция, основанная на разных источниках, и не исключено, что в текст вошли какие-то элементы, исходившие прямо от Петра и переданные нам через посредничество Марка. В итоге следует все же отметить, что ценность этих выводов весьма относительна, поскольку, как мы увидим позже, многие ученые считают легендой даже самый факт пребывания св. Петра в Риме.

В Евангелии от Марка ничего не говорится о рождении Иисуса, равно как и о сопутствовавших этим событиям сверхъестественных явлениях, обо всем том, о чем так увлекательно повествует Матфей и, в особенности, Лука. Из этого следует, что эта переливающаяся всеми красками типичная народная сказка появилась позднее и еще не была известна в Риме, когда предполагаемый Марк писал свой богословский трактат. Право, трудно предположить, что он не использовал бы эту сказку, если бы знал ее. Он, несомненно, понял бы, насколько она полезна ему, если все его усилия были направлены на то, чтобы доказать сверхъестественную природу личности Иисуса. Ведь он перечисляет целых двадцать совершенных Иисусом в Галилее, Сирии и Иудее чудес!

Евангелие от Марка - произведение автора, не искушенного в литературном ремесле. Язык прост, шероховат, местами даже груб, а весьма скудный запас греческих выражений говорит о низком образовательном уровне автора. Что касается композиции произведения, то и ее можно оценить лишь негативно. Структура повествования очень рыхлая: автор, по сути дела, склеил ряд совершенно не связанных между собой эпизодов.

Хронологическая последовательность этих эпизодов обозначена такими словами, как "а потом" или "а потом случилось, что...". Описания некоторых событий выполнены небрежно и непродуманно. Так, например, читая историю воскрешения дочери Иаира, мы лишь в конце узнаем, что это двенадцатилетняя девочка: просто автор припомнил эту существенную деталь в последнюю минуту и как ни в чем не бывало приклеил ее к концу сказания. Насколько иначе с литературной точки зрения выглядит то же событие в изложении св. Луки!

Это отсутствие композиционной концепции привело к тому, что в расположении материала налицо явная диспропорция: чуть ли не треть повествования посвящена событиям, происшедшим в последнюю неделю перед распятием Иисуса.

И все же из всех евангелий именно Евангелие от Марка производит наиболее сильное впечатление. Этим скупым, суровым, простым слогом писал человек, действительно вдохновляемый искренним, горячим чувством. Пользуясь скудными средствами, он сумел выразить боль, обожание и страх, детскую радость и горделивое любование чудесами Иисуса, которые были для него самыми убедительными доказательствами его божественности. К тому же он обладает живым воображением: все, о чем он пишет, живет подлинной жизнью. Короче, перед нами самобытный, талантливый рассказчик, глубоко верящий в то, что пишет.

Евангелие от Марка самое короткое в Новом завете. Жизнь Иисуса от крещения до гибели на кресте и воскресения изображена в нем как бы с большими сокращениями и близится к драматической развязке прямо-таки в ошеломляющем темпе. В столь стремительном развитии действия есть что-то нереальное, но, с другой стороны, оно удивительно подчеркивает драматизм событий, их всеобъемлющую символику. Поэтому Евангелие от Марка было всегда и остается сегодня в высшей степени увлекательным произведением.

Одним из самых известных фактов о жизни Иисуса является то, что у него была группа из двенадцати учеников, которые назывались «Двенадцать Апостолов». Эта группа была составлена ​​из людей, которых Иисус лично выбрал для сопровождения в своей миссии по установлению Царства Божьего и свидетельствования о его словах, делах и воскресении.

Св. Марк (3: 13–15) пишет: «Тогда Иисус поднялся на гору, призвал к себе тех, кого хотел, и пошли к нему. Было их двенадцать, чтобы быть с ним и посылать их проповедовать с силой изгнать бесов». Так, подчёркивалась инициатива Иисуса, и такова была функция Двенадцати: быть с ним и отправляться проповедовать с той же силой, что и Иисус. Св. Матфей (10: 1) и святой Лука (6: 12–13) выражаются в похожих тонах.

Сколько апостолов было у Иисуса Христа и кто они такие

Двенадцать человек, описанных в новозаветных писаниях, выглядят, как стабильная и чётко определённая группа. Их имена:

Андрей (считается покровителем России) . Он был распят на кресте, который выглядел как «Х». Андреевский флаг является официальным флагом Военно-морского флота России.

Варфоломей . Утверждают, что после Вознесения Варфоломей отправился в миссионерскую поездку в Индию, где оставил копию Евангелия от Матфея.

Иоанн . Считается, что он написал одно из четырёх Евангелий Нового Завета. Он также написал Книгу Откровения. Предания утверждают, что Иоан был последним выжившим апостолом, и единственным апостолом, который умер от естественной смерти.

Иаков Алфеев . Он появляется только четыре раза в Новом Завете, каждый раз в списке двенадцати учеников.

Иаков Заведеев . Деяния Апостолов 12: 1–2 свидетельствуют, что царь Ирод казнил Иакова. Вероятно, Иаков был первым человеком, замученным за веру в Христа.

Иуда Искариот . Иуда известен предательством Иисуса за 30 серебряных монет. Это самая большая загадка Нового Завета. Как мог человек, будучи столь близок к Иисусу, предать его? Его имя часто используется как синоним предательства или измены.

Иуда Фадей . Армянская апостольская церковь почитает Фаддея своим покровителем. В Римско-католической церкви он является святым покровителем отчаянных дел.

Матфей или Левий . Примечателен тем, что до встречи с Иисусом был сборщиком налогов Левием. Но в то же время Марк и Лука никогда не приравнивают этого Левия к Матфею, названному одним из двенадцати апостолов. Ещё одна загадка Нового Завета

Петр . Существует легенда, в которой говорится, что Петр попросил перед казнью распять его вниз головой, поскольку он чувствовал себя недостойным умирать, как Иисус.

Филипп . Филипп описывается как ученик из города Вифсаиды, и евангелисты соединяют его с Андреем и Петром, которые были из того же города. Он также был среди окружающих Иоанна Крестителя, когда последний впервые указал на Иисуса, как на Агнца Божьего.

Симон Зилот . Самая неясная фигура среди учеников Христа. Имя Симона встречается во всех Синоптических евангелиях и Книге Деяний каждый раз, когда есть список апостолов, но без дальнейших подробностей.

Фома . Его неофициально называют Фомой неверующим, потому что он сомневался в воскресении Иисуса.

В списках, появляющихся в других Евангелиях и в Деяниях Апостолов, есть небольшие различия. Фома, в Луке, называется Иудой, но вариация не имеет значения.

В рассказах евангелистов Двенадцать учеников сопровождают Иисуса, участвуют в его миссии и получают особое своё учение. Это не скрывает того факта, что часто они не понимают слов Господа, и некоторые покидают его во время испытания.

В христианской теологии и экклесиологии Двенадцать Апостолов (также называемых Двенадцатью учениками), были первыми историческими учениками Иисуса , центральными фигурами в христианстве. Во время жизни Иисуса в I веке нашей эры они были его ближайшими последователями и стали первыми носителями евангельского послания Иисуса.

Слово «апостол» происходит от греческого слова apostolos и изначально означающего messenger, посланник.

Слово ученик иногда используется взаимозаменяемо с апостолом, например, Евангелие от Иоанна не делает различий между двумя терминами. Разные писатели евангелия дают различные имена одному и тому же человеку, а апостолы, упомянутые в одном евангелии, в других не упоминаются. Ввод в действие Двенадцати Апостолов во время служения Иисуса записан в Синоптических евангелиях.

В биографических сведеньях о 12 апостолах или учениках Иисуса были использованы тексты Нового Завета, а также самые известные легенды. Никто не собирается делать вывод, что предания говорят об историческом факте. Однако они дают хоть какую-то информацию о жизни этих людей, перевернувших мир.

Двенадцать учеников были обычными людьми , которых Бог использовал необычайно. Среди них были:

  • рыбаки;
  • сборщик налогов;
  • бунтарь.

Среди двенадцати апостолов несомненным лидером был Петр. Он был главным и выделялся как представитель всех остальных учеников.

Судьба и смерть апостолов после распятия Христа

После воскресения Иисус послал 11 апостолов (Иуда Искариот к тому времени умер. В Евангелии от Матфея 27: 5 говорится, что Иуда Искариот выбросил своё серебро, которое он получил за предательство Иисуса, а затем пошёл и повесился) Великим Поручением распространить своё учение всем народам. Это событие обычно называют Дисперсией Апостолов .

Весь период раннего христианства во время жизни апостолов называется Апостольским веком. В I веке нашей эры апостолы основали свои церкви по всей территории Римской империи на Ближнем Востоке, в Африке и Индии.

Евангелия фиксируют постоянные недостатки и сомнения этих двенадцати человек, которые следовали за Иисусом Христом. Но после свидетельства о воскресении и вознесении Иисуса на небеса, полагают, что Святой Дух превратил своих учеников в могущественных людей Бога, которые перевернули мир вверх дном.

Из двенадцати апостолов, считается, что все, кроме одного, были замучены , только смерть Иакова, сына Зеведеев, описана в Новом Завете.

Но ранние христиане (вторая половина второго века и первая половина третьего века) утверждали, что только Петр, Павел и Иаков, сын Зеведеев, были замучены. Остальная часть заявлений о мученической смерти апостолов не основывается на исторических или библейских доказательствах.

Евангелисты (греч. «благовестники») - так называются авторы четырех книг Нового Завета - Евангелий - апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и последний были из 12-ти, а второй и третий из 70-ти апостолов.

В древности это название было шире; так назывались все проповедники христианства. В древней христианской церкви была особая степень или должность евангелистов, их служение состояло в проповеди Евангелия среди иудеев и язычников.

Св. Матфей был одним из 12 апостолов Господа. Имя «Матфей» имеет греческое происхождение, по-еврейски «Левий», означающий «Богоданный». До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9. 9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими. Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана. одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников.

Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу (60 г.).

Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прошения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14. 51 - 52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6 - 12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие.

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.

Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (13, 11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (13, 10; 16, 15).

Св. Евангелист Лука родом из Антиохии Сирийской. Был образованным человеком, врачом и художником, причислен к 70-ти апостолам и получил дарование слова, чудотворения и исцеления. Лука был частым спутником апостола Павла и его верным учеником. Апостол Павел называет его «возлюбленным врачом». Проповедовал Евангелие в Ахаии, Лилии, Египте. По преданию, в возрасте 80 лет Лука мученически скончался при императоре Домициане в египетских Фивах, и за неимением креста был повешен на оливковом дереве (84 г.). Мощи его были перенесены в Константинополь при императоре Констанце в IV веке. Мощи Св. Луки источали множество исцелений, и по окончании гонений на христиан были положены в Константинопольском храме Св. Апостолов под престолом вместе с мощами апостолов Андрея и Тимофея.

Предание приписывает ему написание первых икон Божией Матери. "Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет", - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62 - 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологическойпоследовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 - 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 - 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 - 40; Лк. 9; 49 - 50: Лк. 9, 54 - 56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес).

В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего.

Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 - 9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 - 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 - 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 - 18; 1 Ин. 5, 1 - 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что "всякий, рожденный от Бога не согрешит" (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Подготовила Мариам Погосян