Прав ли Ф. И. Тютчев, говоря

Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).

Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог). 2.

Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ.

Писатель). 3.

Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона "Гений - это терпение". С другой стороны, В.Г. Белинский писал: "Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности".

Кто из них прав? Или возможен другой ответ? 4.

Что такое, по Вашему, притча? Два примера:

А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подо- шед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 2537).

Б. (Притча "Буриданов осел") Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду. 5.

Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А. Правда хорошо, а счастье лучше.

Б. Платон мне друг, но истина дороже. 6.

Как Вы оцениваете утверждение:

"Если Бога нет, то всё позволено" (из "Братьев Карамазовых" Ф.М.Достоевского). - Дайте развернутый ответ. 7.

Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым? ("не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе"; "поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой"). 8.

Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните. 1)

Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (Т.Гоббс). 2)

Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим (Клаудиус). 3)

О свободе надо судить по степени свободы самых низших (Дж. Неру). 4)

Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем (из сборника тюремных афоризмов).

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе"; "поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой". 9.

Как Вы относитесь к идее отмены смертной казни? Ответ аргументируйте. 10.

Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого. 11.

Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему?

А. "Не в силе правда, а в правде сила".

Б. "Кто сильнее, тот и прав" (вариант: "Сильный всегда прав"). 12.

В чем изъян следующего утверждения:

"С ними человечно - быть жестоким, жестоко - быть человечным" (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь). 13.

Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому? 14.

"Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные" (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе "; "поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой ". 15.

Что (чего) Вы ждете от жизни? - Дайте развернутый ответ. 16.

Как надо жить, чтобы нам было лучше? - Дайте развернутый ответ. 17.

Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? - Дайте развернутый ответ. 18.

П.Я.Чаадаев: «Любовь к отечеству - прекрасная вещь. Но еще более высокая - любовь к истине».

Мераб Мамардашвили: "Я люблю свободу больше, чем родину". -

Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте. 19.

Прокомментируйте: Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество - весь мир. (Демокрит, V век до н. э.) 20.

Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем? - Дайте развернутый ответ. 21.

Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? Дайте развернутый ответ, аргументируйте. 22.

Как Вы понимаете счастье? - Дайте развернутый ответ. 23.

Что нужно для того, чтобы быть счастливым? - Дайте развернутый ответ. 24.

Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много»? -

Попробуйте реконструировать ход его мысли. 25.

Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли человеку заниматься самосовершенствованием? И если нужно, то в каком направлении (каких направлениях)?

Дайте развернутый ответ. 26.

Почему добрым быть хорошо, а злым - плохо?

Дайте развернутый ответ. 27.

Всё ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас?

Дайте развернутый ответ. 28.

Рассудите:

"Человека образуют обстоятельства" (Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории научного обучения).

"Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств" (Балашов Л.Е.). 29.

З. Фрейд говорил: «Каждый человек - психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом».

Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во- первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора.

Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему. 30.

А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст).

Б. «Знание - сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня - значит быть более сильным завтра» - Э. Теллер). 31.

Дайте развернутый ответ. 32.

Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо «Назад к природе!» и лозунгом Французской революции «Мир хижинам; война дворцам!»?

Дайте развернутый ответ. 33.

Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)

Б. «Сильные страсти - слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский).

Дайте развернутый ответ. 34.

Существуют два полярных мнения о смерти.

А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним - умиранием и смертью». (Федон, 63е-64а). А. Шопенгауэр в книге "Мир как воля и представление" (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: «Смерть - поистине гений- вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как Qavaxou цєХєтп (подготовку к смерти [греч.])».

Б. Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Б. Спиноза. Этика. - См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576).

Кто из них прав? Дайте развернутый ответ. 35.

Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор).

Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу).

Дайте развернутый ответ. 36.

Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

М. Монтень: «Конечная точка нашего жизненного пути - это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один- единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми - вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста... и нет ничего удивительного, что подобные люди нередко попадаются в западню.» (Опыты, гл. ХХ).

Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите

примеры того и другого.

Какое из двух мнений вас больше устраивает? Почему?

А. «Не в силе правда, а в правде сила».

Б. «Кто сильнее, тот и прав» (вариант: «Сильный всегда прав»).

Что (чего) вы ждете от жизни? Дайте развернутый ответ.

Как надо жить, чтобы нам было лучше? Дайте развернутый

ответ.

Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс?

Дайте развернутый ответ.

П.Я. Чаадаев: «Любовь к отечеству – прекрасная вещь. Но еще более

высокая – любовь к истине».

М. Мамардашвили: «Я люблю свободу больше, чем родину».

Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.

Прокомментируйте: Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо

хорошей душе отечество – весь мир (Демокрит, V век до н. э.).

Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то

можно ли устранить зло совсем? Дайте развернутый ответ.

Как вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и

не зол? – Дайте развернутый ответ.

Как вы понимаете счастье? Дайте развернутый ответ.

Что нужно для того, чтобы, быть счастливым? Дайте

развернутый ответ.

Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой

фразой: « Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и

много?» Попробуйте реконструировать ход его мысли.

Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию.

Как вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли

человеку заниматься самосовершенствованием? И если нужно, то в каком

направлении (каких направлениях)? Дайте развернутый ответ.

22. Как вы считаете: доброта – явление?

Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие вашу

точку зрения.

Что такое зло в моральном смысле?

Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

24. Почему добрым быть хорошо, а злым плохо? Дайте

развернутый ответ, приведите примеры.

Все ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша

жизнь зависит от нас? Дайте развернутый ответ.

Рассудите:

«Человека образуют обстоятельства» (Песталоцци И.Г., знаменитый

педагог, основоположник теории научного обучения).

«Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается

сильнее обстоятельств» (Балашов Л.Е.).

Фрейд говорил: «Каждый человек – психопат. Разница между людьми

в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они

психопаты, а другие и не подозревают об этом». Дайте свою оценку

высказыванию З. Фрейда и прокомментируйте его.

28. Как вы объясните видимое противоречие между двумя

утверждениями:

А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания,

умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст).

Б. «Знание – сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня –

значит быть более сильным завтра» – Э. Теллер).

29. На вопрос «иметь или быть?» Э. Фромм, автор книги с таким

названием, ответил: «быть!». А как бы вы ответили на этот вопрос?

Дайте развернутый ответ.

Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо «Назад к природе!» и

лозунгом Французской революции «Мир хижинам; война дворцам!»? Дайте

развернутый ответ.

31. Как вы объясните видимое противоречие между двумя

утверждениями:

А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч.

Т. VIII. С. 23-24).

Б. «Сильные страсти – слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под

сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О.

Ключевский). – Дайте развернутый ответ.

Существуют два полярных мнения о смерти.

А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан

философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью».

(Федон, 63е–64а). А. Шопенгауэр в книге «Мир как воля и представление»

(Т.2, гл.XLI) главу о смерти начинает так: «Смерть – поистине гений-

вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял

последнюю как подготовку к смерти ».

Б. Б. Спиноза: «

(Б. Спиноза. Этика. – См.: Спиноза Б. Избр. произв. Т.1, – М., 1957. – С.576).

Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.

33. Как вы объясните видимое противоречие между двумя

утверждениями:

Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно

Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят

власть (Б. Шоу).

Дайте развернутый ответ.

Кто, по вашему мнению, прав и почему?

М. Монтень: «Конечная точка нашего жизненного пути – это смерть,

предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли

сделать хотя бы один – единственный шаг, не дрожа при этом, как в

лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми – вовсе не

думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать

такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста... и нет ничего

удивительного, что подобные люди нередко попадаются в западню».

(Опыты, гл. XX).

Б. Спиноза: « Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о

смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».

Дайте развернутый ответ.

РАЗДЕЛ 4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем своеобразие этики как науки, каковы ее основные задачи?

2. Почему этику называют нормативной наукой?

3. Чем определяется содержание моральных требований?

4. Какие существуют исторические типы нравственности?

5. Каковы основные особенности родоплеменной морали?

6. Что является выражением нравственного прогресса в истории общества?

7. В чем состоит специфика морали?

8. Каковы основные функции нравственности?

9. Какую роль играют нравственные отношения людей в жизни общества?

10. Какое значение в саморегуляции поведения личности имеют долг и

11. Что такое нравственный конфликт?

12. Какие элементы составляют поступок и какова роль каждого из них?

13. Какие функции в моральном сознании выполняют представления о

смысле жизни, идеале, счастье?

14. В чем специфика профессиональных моральных кодексов?

15. В чем состоит культура нравственного сознания, нравственных чувств и

культура поведения?

16. Может ли существовать человеческое общество, коллектив людей без

17. Этика. Мораль. Нравственность. Чем различаются эти понятия?

18. Можно ли научить морали?

19. Любые ли ситуации жизни подпадают под этические нормативы?

Можете ли вы назвать ситуации «вне этики»?

ДЕМОКРИТ. АФОРИЗМЫ

Демокрит

древнегреческий философ (460-360 до н.э.)

О мудрости, остроумии и необычайном даре провидения Демокрита создавались легенды. Одна из них рассказывает, например, что, когда у персидского царя Дария умерла его любимая и прекрасная жена и монарх находился в безутешном состоянии, Демокрит пообещал вернуть к жизни покойную, если царь даст ему все необходимое. Дарий отдал распоряжение: не жалеть никаких средств. Философ был удовлетворен, но заметил, что теперь ему не хватает только одного. Если Дарий напишет на гробнице жены имена трех человек, никогда не испытавших горя, красавица тотчас же оживет. Всемогущий царь, конечно, не мог этого выполнить. Тогда Демокрит засмеялся по своему обыкновению и сказал: "Что же ты, нелепейший человек, не перестаешь плакать, как будто с тобой одним случилось такое несчастье, ведь ты не можешь найти даже одного человека, которому не пришлось бы испытать какую-либо печаль".

Истина скрыта на дне глубокого колодца.

Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнении - холодное, в мнении - цвет, в действительности же существует только атомы и пустота.

Ничто не более такое, чем такое: мед одним кажется сладким, а другим горьким, из чего можно заключить, что сам мед не сладкий и не горький.

Надо исследовать неявное, а не абсолютно очевидное.

Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно.

Подобное познается подобным: равного с равным сводят всегда бессмертные боги.

Спрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного.

Ничто не происходит случайно. Например, причиной нахождения клада является вскапывание земли или посадка дерева.

Что кто-нибудь ни помыслит, всё существует.

Напрасный труд увещевать человека, полагающего, что он умер.

Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию.

Не стремись все знать, чтобы не оказаться во всем невеждой.

Бывает болезнь дома и имущества, точно так же как и болезнь тела.

Разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа.

Законы - дурная выдумка. Законы создаются людьми, а от природы - атомы и пустота.

Откровенная речь - свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.

Добро не в том, чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого.

Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой.

Богат тот, кто беден желаниями.

Пусть женщина не рассуждает: это ужасно.

Жизнь без праздников - это длинный путь без заезжего двора.

Не следует растить детей - ненадежное это дело: ибо удача достигается ценой борьбы и забот, в случае же неудачи страдание ни с чем не сравнимо.

Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет.

Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и, чтобы он ни делал, он не должен стремиться свыше своих сил и своей природы.

Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, что они желают.

Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими удовольствиями. Некоторые же царствуют над городами и в то же время являются рабами женщины.

Найти одно научное доказательство для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством.

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.

Слово - тень дела.

Счастье - это хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия и невозмутимость.

Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства.

Дурные люди дают клятвы богам, когда попадают в безвыходное положение. Когда же они от него избавились, все равно клятв не соблюдают.

Мудрец - мера всех существующих вещей. При помощи чувств он - мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума - мера умопостигаемых вещей.

Прекрасна во всем середина: мне по душе ни избыток, ни недостаток.

Те, которым доставляют удовольствие несчастья ближних, не понимают, что перемены судьбы могут коснуться всех.

Удовольствие и страдание служат критериями решений относительно того, к чему следует стремиться и чего избегать.

Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

Желать чрезмерного подобает ребенку, а не мужу.

Мудрому человеку вся Земля открыта. Ибо для хорошей души отечество - весь мир.

Из мудрости вытекает следующие три способности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать, что следует.

Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.

Смелость - начало дела, но случай - хозяин конца.

Мужество делает ничтожными удары судьбы.

Увидев кого-то, говорившего много невежественных вещей, Демокрит сказал: "Этот человек не говорить умеет, а молчать не умеет".

Ключевые слова этой страницы: , .


  1. Прокомментируйте слова М. В. Ломоносова :
“Оным умникам… легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил , и сие дая в ответ вместо всех причин”.

  1. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте
А. Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро).

Б. Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).


  1. Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом?
Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?

  1. Создан ли мир Богом? Да или нет? - Какой вариант ответа Вы предпочитаете и почему?

  1. Чего в мире больше: порядка или беспорядка?
Дайте развернутый ответ.

  1. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания :
Гегель: “... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы” (Гегель. Соч. Т. XII. М.–Л., 1938. С. 31).

Р. Майер (биолог): “Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа” (Цит. по: Кузнецов Б.Г. А. Эйнштейн. М., 1963. С. 117).


  1. Возможно ли наше мышление (можем ли мы мыслить) без использования фундаментальных категорий (материи и движения, качества, количества, меры, пространства и времени, возможности и действительности, необходимости и случайности , причины и следствия и т. д.)? - Ответ аргументируйте , приведите примеры .
    Весьма распространенной является ошибка, когда следствие принимается за причину, а причина - за следствие.
Приведите примеры этой ошибки.

  1. Представьте себе легендарный корабль Тезея, который дряхлеет и который все время приходится подновлять, меняя постепенно одну доску за другой. Наконец , наступает такой момент, когда не осталось уже ни одной старой доски. Спрашивается, перед нами тот же самый корабль или другой?
Ответ аргументируйте.

  1. Можно ли считать случайностью открытие Америки Колумбом в 1495 г. *
Дайте развернутый ответ.

  1. Дайте оценку факту распада Советского Союза с точки зрения категорий необходимости и случайности. 1

  1. Является ли форма конкретного дерева необходимой или случайной? 2

К разделу «Философия человека»


  1. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?
А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).

Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).
Прокомментируйте .


  1. Всё ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас?
- Дайте развернутый ответ.

  1. Рассудите:
А. Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории начального обучения, утверждал: «Человека образуют обстоятельства». Марк Аврелий советовал: «Если не можешь изменить обстоятельства - измени отношение к ним».

Б. Балашов Л.Е.: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».


  1. На вопрос «иметь или быть?» Э. Фромм, автор книги с таким названием , ответил: «быть!». А как бы Вы ответили на этот вопрос? *

- Дайте развернутый ответ.


  1. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?
А. Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны (Сократ).

Б. Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой (Лао цзы).
Прокомментируйте .


  1. Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой : «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много»?
- Попробуйте реконструировать ход его мысли.

  1. С возрастом время жизни увеличивается или уменьшается? - Дайте развернутый ответ.

  1. Что (чего) Вы ждете от жизни? - Дайте развернутый ответ .

  2. Как надо жить, чтобы нам было лучше? - Дайте развернутый ответ .

  1. Существуют два полярных мнения о смерти.
А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним - умиранием и смертью». (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге "Мир как воля и представление" (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: «Смерть - поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как θανάτου μελέτη (подготовку к смерти [греч.])».

Б. Б. Спиноза : «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти , и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Б. Спиноза. Этика. - См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576).

- Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.


  1. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?
М. Монтень: «Конечная точка нашего жизненного пути - это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми - вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста… и нет ничего удивительного, что подобные люди нередко попадаются в западню.» (Опыты, гл. ХХ).

Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти , и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Этика)

- Дайте развернутый ответ.


  1. А.С. Пушкин говорил в стихотворении “Я памятник воздвиг себе”:
Нет, весь я не умру

Душа в заветной лире мой прах переживет

И тленья убежит
Как понимать эти его слова? Мы знаем, что Пушкин умер давно, в 1837 году. А что же не умерло в нем, что осталось от него? Жив ли сейчас поэт Пушкин?


  1. Смертен человек или бессмертен? Или он в чем-то смертен и в чем-то бессмертен?

  1. Как Вы относитесь к идее отмены смертной казни? Ответ аргументируйте.

  1. Что хотел сказать автор ?
Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ. писатель).

  1. П.Я.Чаадаев: «Любовь к отечеству - прекрасная вещь. Но еще более высокая - любовь к истине».
Мераб Мамардашвили: “Я люблю свободу больше, чем родину”.

- Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.


  1. Прокомментируйте : Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество - весь мир. (Демокрит, V век до н. э.)

  1. Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого .

  1. Прав ли Ф. И. Тютчев, говоря :

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить


  1. Россия: Восток или Запад? Или что-то другое?

    Согласны ли Вы с утверждением «Мы не Европа и не Азия. Мы - русские» (Телепередача «Русский дом», канал Московия, 31.08.03). Прокомментируйте .


  1. Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым?
Справка делай другим того с другими так

  1. Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните.

  1. Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (Т. Гоббс).

  2. Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим (Клаудиус).

  3. О свободе надо судить по степени свободы самых низших (Дж. Неру).

  4. Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем (из сборника тюремных афоризмов).
Справка . Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того , чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так , как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

  1. Можно ли считать следующее утверждение частным выражением золотого правила поведения?
“Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того , чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так , как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.


  1. Что хотел сказать Шекспир устами Катарины, героини своей пьесы ?
“Сила женщины - в ее слабости”.
    Как Вы оцениваете утверждение :
“Если Бога нет, то всё позволено” (из “Братьев Карамазовых” Ф. М. Достоевского). - Дайте развернутый ответ.

  1. Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? - Дайте развернутый ответ .

  1. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем?
- Дайте развернутый ответ.

  1. Как Вы считаете : человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? - Дайте развернутый ответ, аргументируйте .

  2. Как Вы понимаете счастье? - Дайте развернутый ответ.

  1. Что нужно для того, чтобы быть счастливым?
- Дайте развернутый ответ.

  1. Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли человеку совершенствоваться? И если нужно, то в каком направлении (каких направлениях)?
- Дайте развернутый ответ.

  1. Как Вы думаете: существует защита от дурака 1 (можно ли защититься от дурака)? Варианты ответа: да, нет или как-то по другому.
- Ответ аргументируйте

  1. Почему добрым быть хорошо, а злым - плохо?
-

  1. Как Вы считаете: доброта - редкое или обычное явление?
Ответ аргументируйте , приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

  1. Что такое зло в моральном смысле?
- Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

  1. Рассудите:
А) Для Сократа добро совпадает с знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства;

Б) Кант утверждал нечто обратное: «Чтобы быть честными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными, мы не нуждаемся ни в какой науке и философии».

- Дайте развернутый ответ.


  1. Как Вы оцениваете тезис «цель оправдывает средства». - Ответ аргументируйте .

  1. С одной стороны, существует расхожее мнение «цель оправдывает средства» (вариант: «для достижения цели все средства хороши»). С другой, многие убеждены в том , что «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель». Рассудите . Где правда? Ответ аргументируйте.

  1. Оцените и прокомментируйте утверждение Эркюля Пуаро: «Большинство из нас эгоисты; но не все в этом признаются» (к/ф «Пуаро Агаты Кристи»).

  1. Ответьте на вопрос: можно ли быть злым и одновременно счастливым? или: может ли злой человек быть счастливым?
- Ответ аргументируйте.

  1. Согласно Ф. Ницше любовь есть «выражение эгоизма» 1 . В. С. Соловьев, напротив, утверждал, что подлинная любовь - перемещение центра «Я» в другого, преодоление эгоизма. А как Вы считаете? Ответ аргументируйте .

  1. Фихте утверждал: не должно быть брака без любви и любви без брака. А Вы как думаете?
- Дайте развернутый ответ.

  1. Что означает выражение «деньги не пахнут»? По латински оно звучит так: «Non olet peccunia». Это слова, сказанные римским императором Веспасианом сыну, который выразил неудовольствие по поводу обложения налогами общественных отхожих мест 2 .
- Дайте развернутый ответ.
    Прав ли автор этого утверждения: «Будем лучше думать о людях и они на самом деле станут лучше»?
- Ответ аргументируйте, приведите примеры.

  1. Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо «Назад к природе!» и лозунгом Французской революции «Мир хижинам; война дворцам!»?
- Дайте развернутый ответ.

  1. Руссо называл далекое прошлое золотым веком.; он критиковал цивилизацию и прогресс. "Назад к природе!" – его призыв.
На это Вольтер ехидно заметил: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”.

  1. Т. Гоббс утверждал: «пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной , а именно в состоянии войны всех против всех» (Гоббс Т. Избр. произв. Т. 2. М., 1964. С. 152.)
Прав ли Т. Гоббс? Оцените и прокомментируйте.

  1. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями :
Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор).

Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу).

- Дайте развернутый ответ.


  1. Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому?
Занимательная философия [Учебное пособие] Балашов Лев Евдокимович

К разделу «Философия человека»

К разделу «Философия человека»

26.

А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).

Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).

Прокомментируйте .

27. Всё ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас?

- Дайте развернутый ответ.

28. Рассудите:

А. Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории начального обучения, утверждал: «Человека образуют обстоятельства». Марк Аврелий советовал: «Если не можешь изменить обстоятельства - измени отношение к ним».

Б. Балашов Л.Е.: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».

29. На вопрос «иметь или быть?» Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил: «быть!». А как бы Вы ответили на этот вопрос? *

- Дайте развернутый ответ.

30. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

А. Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны (Сократ).

Б. Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой (Лао цзы).

Прокомментируйте .

31. Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой : «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много»?

- Попробуйте реконструировать ход его мысли.

32. С возрастом время жизни увеличивается или уменьшается? - Дайте развернутый ответ.

33. Что (чего) Вы ждете от жизни? - Дайте развернутый ответ .

34. Как надо жить, чтобы нам было лучше? - Дайте развернутый ответ .

35. Существуют два полярных мнения о смерти.

А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним - умиранием и смертью». (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге "Мир как воля и представление" (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: «Смерть - поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как??????? ?????? (подготовку к смерти [греч.])».

Б. Б. Спиноза : «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Б. Спиноза. Этика. - См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576).

- Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.

36. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

М. Монтень: «Конечная точка нашего жизненного пути - это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми - вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста… и нет ничего удивительного, что подобные люди нередко попадаются в западню.» (Опыты, гл. ХХ).

Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Этика)

- Дайте развернутый ответ.

37. А.С. Пушкин говорил в стихотворении “Я памятник воздвиг себе”:

Нет, весь я не умру

Душа в заветной лире мой прах переживет

И тленья убежит

Как понимать эти его слова? Мы знаем, что Пушкин умер давно, в 1837 году. А что же не умерло в нем, что осталось от него? Жив ли сейчас поэт Пушкин?

38. Смертен человек или бессмертен? Или он в чем-то смертен и в чем-то бессмертен?

39. Как Вы относитесь к идее отмены смертной казни? Ответ аргументируйте.

Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ. писатель).

41. П.Я.Чаадаев: «Любовь к отечеству - прекрасная вещь. Но еще более высокая - любовь к истине».

Мераб Мамардашвили: “Я люблю свободу больше, чем родину”.

- Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.

42. Прокомментируйте : Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество - весь мир. (Демокрит, V век до н. э.)

43. Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого .

44. Прав ли Ф. И. Тютчев, говоря :

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить

45. Россия: Восток или Запад? Или что-то другое?

46. Согласны ли Вы с утверждением «Мы не Европа и не Азия. Мы - русские» (Телепередача «Русский дом», канал Московия, 31.08.03). Прокомментируйте .

47. Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым?

Справка

48. Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните.

1) Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (Т. Гоббс).

2) Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим (Клаудиус).

3) О свободе надо судить по степени свободы самых низших (Дж. Неру).

4) Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем (из сборника тюремных афоризмов).

Справка . Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

“Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

50. Что хотел сказать Шекспир устами Катарины, героини своей пьесы ?

“Сила женщины - в ее слабости”.

51. Как Вы оцениваете утверждение :

“Если Бога нет, то всё позволено” (из “Братьев Карамазовых” Ф. М. Достоевского). - Дайте развернутый ответ.

52. Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? - Дайте развернутый ответ .

53. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем?

- Дайте развернутый ответ.

54. Как Вы считаете : человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? - Дайте развернутый ответ, аргументируйте .

55. Как Вы понимаете счастье? - Дайте развернутый ответ.

56. Что нужно для того, чтобы быть счастливым?

- Дайте развернутый ответ.

57. Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли человеку совершенствоваться? И если нужно, то в каком направлении (каких направлениях)?

- Дайте развернутый ответ.

58. Как Вы думаете: существует защита от дурака (можно ли защититься от дурака)? Варианты ответа: да, нет или как-то по другому.

- Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

59. Почему добрым быть хорошо, а злым - плохо?

60. Как Вы считаете: доброта - редкое или обычное явление?

Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

61. Что такое зло в моральном смысле?

- Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

62. Рассудите:

А) Для Сократа добро совпадает с знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства;

Б) Кант утверждал нечто обратное: «Чтобы быть честными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными, мы не нуждаемся ни в какой науке и философии».

- Дайте развернутый ответ.

63. Как Вы оцениваете тезис «цель оправдывает средства». - Ответ аргументируйте .

64. С одной стороны, существует расхожее мнение «цель оправдывает средства» (вариант: «для достижения цели все средства хороши»). С другой, многие убеждены в том, что «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель». Рассудите . Где правда? Ответ аргументируйте.

66. Ответьте на вопрос: можно ли быть злым и одновременно счастливым? или: может ли злой человек быть счастливым?

- Ответ аргументируйте.

67. Согласно Ф. Ницше любовь есть «выражение эгоизма». В. С. Соловьев, напротив, утверждал, что подлинная любовь - перемещение центра «Я» в другого, преодоление эгоизма. А как Вы считаете? Ответ аргументируйте .

68. Фихте утверждал: не должно быть брака без любви и любви без брака. А Вы как думаете?

- Дайте развернутый ответ.

69. Что означает выражение «деньги не пахнут»? По латински оно звучит так: «Non olet peccunia». Это слова, сказанные римским императором Веспасианом сыну, который выразил неудовольствие по поводу обложения налогами общественных отхожих мест.

- Дайте развернутый ответ.

- Ответ аргументируйте, приведите примеры.

71. Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо «Назад к природе!» и лозунгом Французской революции «Мир хижинам; война дворцам!»?

- Дайте развернутый ответ.

72. Руссо называл далекое прошлое золотым веком.; он критиковал цивилизацию и прогресс. "Назад к природе!" – его призыв.

На это Вольтер ехидно заметил: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”.

73. Т. Гоббс утверждал: «пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех» (Гоббс Т. Избр. произв. Т. 2. М., 1964. С. 152.)

74. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями :

Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор).

Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу).

- Дайте развернутый ответ.

75. Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому?

Из книги Учебное пособие по социальной философии автора Бенин В. Л.

4. Философия человека

Из книги Хрестоматия по философии [Часть 2] автора Радугин А. А.

Философия человека 1. Барулин В. С. Философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. М., 1994.2. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991.3. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.4. Буржуазная философская антропология ХХ века. М., 1986.5. Волков Ю. Г.,

Из книги Том 22 автора Энгельс Фридрих

Тема 15. Современный философский иррационализм: решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях. 15.1. “Философия жизни” А. ШОПЕНГАУЭР…По моему мнению, всякая философия всегда теоретична, потому что, каков бы ни был непосредственный

Из книги Философия автора Канке Виктор Андреевич

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ I 1) «Шахты, копи» - опустить, внести «железные дороги и другие средства сообщения».2) В руках их присвоителей (или их владельцев) общественные средства труда превратились в средства эксплуатации. Обусловленное этим экономическое подчинение рабочего

Из книги Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие автора Волков Вячеслав Викторович

Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры Философия языкаВ предыдущей главе рассматривался внутренний мир человека. Целостное отношение человека к миру выступало некоторой тенденцией выхода человека за свои собственные границы. Но такой

Из книги Основы философии автора Канке Виктор Андреевич

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

6. Философия человека, общества и истории

Из книги О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. Том 1 автора Рубинштейн Моисей Матвеевич

6.1. Философия человека О термине «антропология»В переводе с греческого антропология означает учение о человеке. Но это учение может быть не только философским, но и, например, биологическим. Во избежание недоразумений вводят термин «философская антропология». Наша

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

Философия возраста. Загадочные циклы в жизни человека Елена Сикирич,психолог, президент культурной ассоциации «Новый Акрополь» в

Из книги Занимательная философия [Учебное пособие] автора Балашов Лев Евдокимович

ЧАСТЬ II ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРЕДИСЛОВИЕ Эта вторая часть моего труда, излагающая мои собственные философские взгляды, может рассматриваться не только как продолжение и завершение первой части, представляющей «Историко-критические очерки», но и как самостоятельная

Из книги Мудрость любви автора Сикирич Елена

236. Что значит сегодня, что философия есть поиск человека? Это древняя максима: ищу человека. Наряду с «познай себя» она сегодня выглядит несколько старомодно. Современный человек может и не понимать в действительности истинных (и, возможно, единственно истинных в своей

Из книги автора

К разделу «Введение. Что такое философия?» 1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут. Возможен вариант

Из книги автора

К разделу «История философии» 5. Что означают слова Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю”? - Прокомментируйте. 6. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них - «Афинская школа», в центре которой

Из книги автора

К разделу «Философское понимание мира» 13. Оцените и прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека». 14. Прокомментируйте слова М. В. Ломоносова:“Оным умникам… легко быть философами, выучась

Из книги автора

К разделу «Философия деятельности» 76. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений - это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”. Кто из

Из книги автора

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРАСТА ЗАГАДОЧНЫЕ ЦИКЛЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДОРОГА ЖИЗНИНаша жизнь – длинная дорога. Когда ты молод, она кажется бесконечной, а ты живешь с ощущением, что у тебя все впереди и что в твоем распоряжении много времени, так много, что даже не знаешь, как его