Послания педагогам. Послания педагогам воскресных

Братья и сестры, уважаемые коллеги!

Перед вами – уникальные книги, придуманные и подготовленные известным педагогом и художником, дьяконом Димитрием Котовым. Эти книги, с одной стороны, итог его более чем двадцатилетнего творческого и педагогического опыта, с другой стороны – это самостоятельный и уникальный творческий проект.

Отец Дмитрий – художник-мозаичист, создающий иконы в технике византийской мозаики. Но собственное творчество в его жизни всегда соседствовало с преподаванием, с живой проповедью православия и с обучением творчеству, точнее – с раскрытием творческого начала в каждом ребенке.

Давно уже в преподавании искусств детям педагоги разделились на две школы, определили два разных похода к детском творчеству. Одни воспринимают детское творчество не более как низшую ступеньку в обучении искусству, другие – как уникальное явление в искусстве. Это относится ко всем видам детского творчества, но в первую очередь к творчеству изобразительному.

И та, и другая концепция имеют под собой твердые основания. Конечно, дети не имеют навыков рисунка и живописи, не владеют приемами и техникой, не знают законов изображения и, чтобы всему этому научиться, должны пройти долгую и трудную школу. Моцарты рождаются раз в сто, двести, триста лет. Зато велик соблазн сотворить миф об очередном маленьком гении и искалечить зарождающийся талант.

Но весьма основательна и другая точка зрения на детское творчество. Она говорит о том, что художниками не только становятся, но и рождаются, она говорит об уникальности творческого опыта почти каждого ребенка. Потому что ребенок имеет детское преимущество, детский дар свежего, первозданного восприятия мира, которое и есть художественное восприятие. «Нам свежесть чувств и мыслей простоту терять не то ль, что живописцу – зренье…», – писала Анна Андреевна Ахматова. То, что поэт должен всю жизнь удерживать и освежать, чтобы оставаться поэтом, ребенок имеет изначально и даром. Дело педагога – увидеть, открыть, дать ребенку минимум средств, ободрить, направить немного и – явить миру. В этом случае детские произведения рассматриваются нами не как неумелые попытки, ученические пробы, не имеющие собственной ценности, но как настоящие и самоценные ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА.

Отец Дмитрий мастер раскрывать и являть, в этом его талант, его радость, его мастерство. Он учит детей рисовать, раскрывая их зрение и художественную чуткость – то, что вслед за Пришвиным педагоги З.Н. Новлянская и А.А. Мелик-Пашаев называют родственным вниманием к миру и считают основой художественного воспитания. А за родственным вниманием не может не прийти любовь. Любовь же и есть суть православной нашей веры.

И тут смыкаются две стези педагогической деятельности отца Димитрия. Смыкаются не формально и арифметически, как это часто случается в наших воскресных школах (чтобы дети послушали что-то из Закона Божия и не заскучали, дайте им еще порисовать, склеить, может, песенку спеть), а органично и нераздельно. Ведь так это и заложено в Божьем замысле о мире и человеке – мир прекрасен, а красота мира – свидетельство Божественной любви. Настоящий художник, открывая наше сердце к красоте, открывает его к Богу. Настоящий педагог, воспитывая родственное внимание к миру, открывает сердце к Божественным Законам бытия. И перед нами появляются высшей пробы произведения – сплав детской веры, к которой призывал нас Господь, и детского зрения, которое и есть талант.

Эти произведения перед вами, и расскажут сами о себе и за себя. И единственное условие и просьба дарителей – сделать так, чтобы, подаренные вам, они не пылились на полках, а стали подспорьем в вашем педагогическом труде: послужили иллюстрациями к урокам Православия, образцами и пособиями для уроков искусства, опытом для его преподавания, поводом для серьезных педагогических размышлений.

С пожеланием счастья и радости от встречи с этими книгами, отцом Дмитрием и его талантливыми учениками.

Директор православной школы «Образ»
Смирнова Татьяна Юрьевна,
имеющая честь и счастье именовать себя
другом отца Димитрия Котова и его единомышленницей
в области педагогики детского творчества.

Обращаемся к нашим единомышленникам, тем, кто родился педагогом, и не устают сеять и сеять прекрасное и доброе в детские души, не смотря ни на что. Потому что они не могут этого не делать. Географически мы разбросаны по всей нашей необъятной земле, но духовно мы близки, потому что делаем одно дело, прививая детям вкус к единому на потребу в разных формах. Если крестьянин любит землю, холит, удобряет, всячески ухаживает за ней, то ему не будет стоить особых усилий передать эту любовь своим детям. Если педагог любит живопись или поэзию, он может привить вкус к слову, цвету, линии, образу и т.д. Наши издания не коммерция. Один из главных двигателей этих проектов – любовь к детскому творчеству. Представленные книги высоко оценены большими мастерами: Народным художником Юдиным Георгием Николаевичем; профессором Диодоровым Борисом Аркадьевичем; доктором психологических наук, профессором Мелик-Пашаевым Александром Александровичем; профессором-искусствоведом Фоминой Натальей Николаевной и другими художниками-иллюстраторами и искусствоведами.

Надеемся, что книги, которые мы вам высылаем, станут серьезным подспорьем и руководством в творческой работе с детьми. Многие педагоги общеобразовательных и художественных школ пользуются нашими изданиями как методическими пособиями. Одна из педагогов говорила, что она на каждом занятии использует тот или иной разворот книг, как образец подлинного искусства, отталкиваясь от которого малые дети, с которыми она занимается, создают свои вариации образов и слов, т.е. эти книги могут быть восприняты как руководство к действию. Мы ждем от вас диалога, потому что делаем одно дело, исповедуем одну веру и неравнодушны к тому, какой информацией насыщаются души наших детей сегодня.

Это лучшая печать Москвы, поэтому себестоимость книг очень высокая. с диском стоят 1070 рублей, а с диском – 1130 рублей, а – 1650 рублей. За эти книги никаких денег высылать не надо. Мы говорим о ценности книг, чтобы вы представили, как нелегко их издавать и чтобы они у вас не пылились на полках, а работали, т.е. приносили пользу в эстетическом воспитании детей.

Если у нас возникнет с вами диалог, мы будем еще присылать вам книги, ждем с радостью вашего ответа.

Мы готовим к изданию седьмую по счету и самую большую по объему книгу и предлагаем, чтобы вы в ней поучаствовали. Ждем рисунки, сказки и рассказы детей на тему «Родная Земля»:
1. Деревня;
2. Весенние посадки в огородах и полях;
3. Уборочная;
4. Собирание ягод и грибов;
5. Пейзажи – лес, поле, река,
6. Дождь в лесу, дождь в поле;
7. Вечер, закат, восход солнца, полдень;
8. Стога в поле;
9. Купание детей в реке;
10. Дети несут воду в ведрах, в бутылях;
11. Куст с птичьим гнездом;
12. Лесная дорога, полевые цветы.
13. Костер и дети вокруг него;
14. Птицы наших лесов и полей, летящие, сидящие в разных положениях;
15. Животные: домашние и лесные;
16. Свободное творчество на тему «Родная земля».

Внимание! Для нашей книги не подходят рисунки персонажей из мультфильмов, разных принцесс, темы войны, танки, самолеты и прочее. Срисовывать с картинок нельзя , но отталкиваться от рисунков можно.

Используйте свою зрительную память и Любовь к Родному краю.

Также ждем от вас небольших рассказов и своих стихов на предложенные для рисования темы.

С уважением к вам диакон Димитрий Котов и дети.

Дети рисуют книги


21 августа в Духовно-просветительский центр Кинешемской епархии пришла посылка из г. Долгопрудный (прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы) с книгами «Коты, цветы и бабочки», «Псалтирь для детей» и «Святой князь Владимир - креститель Руси». В книгах также находятся диски с аудиозаписями духовных песнопений и «шедеврами» живого детского творчества. Эти книги и диски мы непременно будем в дальнейшем использовать для работы по эстетическому и духовно-нравственному воспитанию детей.

Составитель книг диакон Дмитрий Котов вложил душу и сердце в создание этих книг.


«Диск – душа этой книги. Поставьте диск, который находится в конце книги. Что услышите? – Дети читают рассказы и стихи, которые они сочинили, а дети-композиторы написали музыку к этим рассказам и стихам и сами ее исполняют.»

Желающие могут ознакомиться с книгам в нашем Духовно-просветительском центре.

В посылке мы также обнаружили два послания, предназначенные для педагогов, работающих с детьми:


Послания педагогам воскресных

школ и всем школам, где ведется творческая работа с детьми.

Братья и сестры, уважаемые коллеги!

Перед вами – уникальные книги, придуманные и подготовленные известным педагогом и художником, дьяконом Димитрием Котовым. Эти книги, с одной стороны, итог его более чем двадцатилетнего творческого и педагогического опыта, с другой стороны – это самостоятельный и уникальный творческий проект.

Отец Дмитрий – художник-мозаичист, создающий иконы в технике византийской мозаики. Но собственное творчество в его жизни всегда соседствовало с преподаванием, с живой проповедью православия и обучения творчеству, точнее – раскрытию творческого начала в каждом ребенке.

Давно уже в преподавании искусств детям педагоги разделились на две школы, определили два разных подхода к детском творчеству. Одни воспринимают детское творчество не более как низшую ступеньку в обучении искусству, другие – как уникальное явление в искусстве. Это относится ко всем видам детского творчества, но в первую очередь к творчеству изобразительному.

И та, и другая концепция имеют под собой твердые основания. Конечно, дети не имеют ни навыков рисунка и живописи, не владеют приемами и техникой, не знают законов изображения и, чтобы всему этому научиться, должны пройти долгую и трудную школу. Моцарты рождаются раз в сто, двести, триста лет. Зато велик соблазн сотворить миф об очередном маленьком гении и искалечить зарождающийся талант.

Но весьма основательна и другая точка зрения на детское творчество. Она говорит о том, что художниками не только становятся, но и рождаются, она говорит об уникальности творческого опыта почти каждого ребенка. Потому что ребенок имеет детское преимущество, детский дар свежего, первозданного восприятия мира, которое и есть художественное восприятие. «Нам свежесть чувств и мыслей простоту терять не то ль, что живописцу – зренье…» – писала Анна Андреевна Ахматова. То, что поэт должен всю жизнь удерживать и освежать, чтобы оставаться поэтом, ребенок имеет изначально и даром. Дело педагога – увидеть, открыть, дать ребенку минимум средств, ободрить, направить немного и – явить миру. В этом случае детские произведения рассматриваются нами не как неумелые попытки, ученические пробы, не имеющие собственной ценности, но как настоящие и самоценные ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА.

Отец Дмитрий мастер раскрывать и являть, в этом его талант, его радость, его мастерство. Он учит детей рисовать, раскрывая их зрение и художественную чуткость, то, что вслед за Пришвиным педагоги З.Н. Новлянская и А.А. Мелик-Пашаев называют родственным вниманием к миру и считают основой художественного воспитания. А за родственным вниманием не может не прийти любовь. Любовь же и есть суть православной нашей веры.

И тут смыкаются две стези педагогической деятельности отца Димитрия. Смыкаются не формально и арифметически, как это часто случается в наших воскресных школах (чтобы дети послушали что-то из Закона Божия и не заскучали, дайте им еще порисовать, склеить, может, песенку спеть), а органично и нераздельно. Ведь так это и заложено в Божьем замысле о мире и человеке – мир прекрасен, а красота мира – свидетельство Божественной любви. Настоящий художник, открывая наше сердце к красоте, открывает его к Богу. Настоящий педагог, воспитывая родственное внимание, открывает сердце к Божественным Законам бытия. И перед нами появляются высшей пробы произведения – сплав детской веры, к которой призывал нас Господь и детского зрения, которое и есть талант.

Эти произведения перед вами и расскажут сами о себе и за себя. И единственное условие и просьба дарителей – сделать так, чтобы, подаренные вам, они не пылились на полках, а стали подспорьем в вашем педагогическом труде: послужили иллюстрациями к урокам Православия, образцами и пособиями для уроков искусства, опытом для его преподавания, поводом для серьезных педагогических размышлений.

С пожеланием счастья и радости от встречи с этими книгами, отцом Дмитрием и его талантливыми учениками.

Директор православной школы «Образ»

Смирнова Татьяна Юрьевна,

имеющая честь и счастье именовать себя другом отца Димитрия Котова и его единомышленницей

В области педагогики детского творчества.

Обращаемся к нашим единомышленникам, тем, кто родился педагогом, и не устают сеять и сеять прекрасное и доброе в детские души, не смотря ни на что. Потому что они не могут этого не делать. Географически мы разбросаны по всей нашей необъятной земле, но духовно мы близки, потому что делаем одно дело, прививая детям вкус к единому на потребу в разных формах. Если крестьянин любит землю, холит, удобряет, всячески ухаживает за ней, то ему не будет стоить особых усилий передать эту любовь своим детям. Если педагог любит живопись или поэзию, он может привить вкус к слову, цвету, линии, образу и т.д. Наши издания не коммерция. Один из главных двигателей этих проектов – любовь к детскому творчеству. Представленные книги высоко оценены большими мастерами: Народным художником Юдиным Георгием Николаевичем; профессором Диодоровым Борисом Аркадьевичем; Доктором психологических наук, профессором Мелик-Пашаевым Александром Александровичем; профессором-искусствоведом Фоминой Натальей Николаевной и другими художниками-иллюстраторами и искусствоведами.

Надеемся, что книги, которые мы вам высылаем, станут серьезным подспорьем и руководством в творческой работе с детьми. Многие педагоги общеобразовательных и художественных школ пользуются нашими изданиями как методическими пособиями. Одна из педагогов говорила, что она на каждом занятии использует тот или иной разворот книг, как образец подлинного искусства, отталкиваясь от которого малые дети, с которыми она занимается, создают свои вариации образов и слов, т.е. эти книги могут быть восприняты как руководство к действию. Мы ждем от вас диалога, потому что делаем одно дело, исповедуем одну веру и неравнодушны к тому, какой информацией насыщаются души наших детей сегодня.


Мозаику не передашь фотографией - потому что каждый ракурс другой. Игра золота, цвета, поворот камешков...

Спас за Клязьмой
Храм Спаса Нерукотворного - на высоком береговом откосе. В XIX веке так и называли - Спас за Клязьмой. Вид отсюда на десяток километров. На переднем плане - рыбак над лункой, широкая тропинка на заснеженном поле реки. Напротив светится окнами остров.

Там живут отставные капитаны речного флота, - говорит Дима, мой провожатый. - А вон, видишь, домик. С дымком из трубы, - показывает он за церковную ограду. - Это и есть наша воскресная школа. На следующий год обещают, правда, перевести в другое, кирпичное, здание.
В советское время в разоренной церкви чего только не было: от мыловарни до типографии. Храм, история которого восходит к середине XVII века, начали восстанавливать в 1991 году. А недавно на его стенах появились мозаичные иконы. «Спас Нерукотворный». «Троица». «Божия Матерь». «Преподобный Серафим». «Царь-страстотерпец» - его четырехметровую полуторатонную икону устанавливали с помощью подъемного крана.

Проверка на смирение
Около воскресной школы несколько детей дошкольного возраста облепили вольеры с курами и кроликами.
Внутри домика длинные лавки вдоль столов. Русская печка, расписанная детьми. На печке уложена мозаика, над ней работает в свободное время молодой алтарник. Один из столов занят большой иконой Божией Матери - она делается для Княгинина монастыря во Владимире.
Повсюду камешки разных цветов и размеров, кусочки смальты - лазурной, светло-зеленой, коричневой. На ящичках подписи: «Белый», «Охра», «Зеленый», «Голубой»… И в каждом - множество оттенков. Под лавкой молотки со специальными напайками и маленькая наковаленка - на ней и бьют смальту.

Нужно отколоть строго такой кусочек, который ляжет в мозаику. Поэтому даже у взрослых поначалу руки в бинтах. То и дело по пальцам попадают, - рассказывает Дима, обе дочери которого пытались заниматься здесь мозаикой.
- По пальцам, говорите? - с интересом переспрашивает женщина, вошедшая в дверь сразу за нами. - Вот что нам предстоит!
Оказалось, прихожанка Ксения с шестилетней дочкой Анной только начали свою мозаику. Три дня рисовали рысь и удода. А началась их работа с того дня, когда руководитель занятий - диакон Дмитрий Котов - принес альбом византийской мозаики, и каждый выбрал себе животное или птицу.

Нарисовали рысь на огромном листе, - рассказывает Ксения. - Отец Дмитрий говорит: «Нет, мне не нравится. Она не изящная…» Нарисовали по-другому. «Нет, пятна должны иметь определенную форму. И хорошо бы, она смотрела назад». - «На марке она вперед смотрит...» - «Нет, пусть она развернется…» И действительно, сам взял, буквально одну линию ей пририсовал - и она развернулась.
А еще у нашей рыси на ушах были такие мохнушки. «Нет, - говорит, - из камня это не сделаешь. И шея какая-то не та. Вырезай голову!» - «Как?!» - «Голову отрезать!..»
Хорошо, Аня у меня ребенок терпеливый. Ей говорят переделать, она идет - тюк-тюк-тюк - переделала…

Так одна мозаика - на год работы, - говорит Дима…

Тут в дверь врывается терпеливая Анечка: - Мама, курица яйцо снесла! Только что! Оно теплое!

Куда после смерти идут души не очень злых
Местный диакон - отец Дмитрий Котов - по образованию искусствовед и художник-мозаичист. Окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. «Мне довелось в первом монашеском храме на Руси - Благовещенском, что в Дальних пещерах в Киево-Печерской лавре, - иконостас делать, - рассказывал он мне после занятий. - Дело в том, что в пещерном храме, основанном Феодосием Печерским, очень сырые стены, и обычные иконы быстро портятся. Решили сделать мозаику. Отец Зенон меня туда сосватал…»
Но о мозаике мы говорим потом, а сейчас - молитва и учеба. Сегодня занятия только с дошкольниками - от трех с половиной лет. Молимся. Читаем половину акафиста «Слава Богу за все». И начинается урок. Не так, как это часто бывает: учитель вещает, ученики внимают. Все вкруг стола. Отец Дмитрий, большой, с пышной светлой бородой, - во главе. Даже как будто парит над столом: задает вопросы, комментирует ответы, смеется, бурно жестикулирует, при этом умудряется одновременно разговаривать с каждым. Но основное рассказывают дети.
Речь о Родительской субботе.
- Что происходит с душой человека после того, как он умер? - спрашивает отец Дмитрий. - Кто знает?
- Души очень злых людей идут к дьяволу, - говорит Устинья, серьезная девчушка четырех лет. - А души не очень злых…
- Да-да, очень интересно, куда же идут души не очень злых? - удивляется такому повороту учитель.
- Тоже к дьяволу. А души очень добрых идут к Богу…

«Ночные яблоки, наверное, вкуснее?»
«Книжку мы издаем, - рассказывает отец Дмитрий после обсуждения посмертных маршрутов. - Дети сами нарисовали и сами рассказы написали». Он показывает всем большие цветные фотографии рисунков.
Золотой кулич со свечой, обведенный толстым черным контуром. «Черный - это напоминание о посте, - объясняет отец Дмитрий. - Но весь рисунок какой радостный, а? Солнечный! Золотой желтый фон с красной скатертью, с зелеными листьями и сережками распустившейся вербы. Кулич – величественный, как храм. Работа монументальная! Не каждый художник смог бы сказать о Пасхе так много, как ребенок».
На другом рисунке - девочка с яблоком и жираф. «Отвергнутая жертва. Она ему яблоко протянула, а он понюхал и ушел».
А вот буйвол. «Митя выбрал его в коллекции марок. Рисовал, конечно, по-своему. Но буйвол все-таки животное несколько агрессивное, и, когда Митя его нарисовал, мы с ним поняли, что эту агрессивность надо как-то укротить. Митя сам нашел неожиданное решение - взял и посадил на буйвола пару попугаев. Попугаи получились большие, и буйвол сразу как-то присмирел и перестал казаться опасным….»
Самый счастливый рисунок назывался так: «Яблоки под луной. Ночные яблоки, наверное, вкуснее?»
Потом дети сочиняли сказки. Отец Дмитрий давал завязку и просил продолжить. «Дети пусть рассказывают, а взрослые записывайте - при этом от себя не вставляйте ни одного слова».
Вот что сочинила, например, Устя:
«Жили журавлик, уточка и дрофа на крыше в деревне. И журавлик полетел на юг. Уточка тоже полетела. А дрофа пешком пошла. Потом на кораблике поплыла и приплыла на юг. А журавлик и уточка хвастались по дороге, кто лучше летает, и поссорились. А дрофа была добрая и мирная. Она не умела летать, но Господь ей дал доброту. И она первая на юг попала».

Живой плоский мир
После Закона Божиего обычно проходят занятия мозаикой. Часа по три. В субботу и дополнительно в четверг. Дети к рисунку подбирают камешки. Самых разных цветов мрамор и другие камни со всего мира, от которых ребята откалывают кусочки для своих мозаик, дает расположенный рядом камнеобрабатывающий комбинат. А смальту в России сейчас не производят. Приходится использовать итальянскую - очень дорогую.
Отец Дмитрий рассказывает:
- У мозаичиста плоскостное мышление. Стенка, все распластано. Мера условности очень серьезная. Есть намек на объем - один-два ряда полутени, и все. Другое дело, что в эту плоскость вводится очень много цветов. В Киевской Софии я насчитал 16-18 оттенков золота. И потом, ведь каждый камешек имеет свой поворот. Ни один камень нельзя положить ровно. Мозаику не передашь фотографией во всей полноте. Живопись мастера передают, иконопись. А мозаику невозможно, потому что игра цвета, золота, поворот камешков… Это очень живое искусство. Непосредственное.

- С каких лет начинают ребята заниматься мозаикой?

Отец Дмитрий показывает обложку одного из календарей с работами учеников школы.
- Вот мальчик в четыре года делал. Смотрите, какая живая кладка. У детей наитие, как у древних. Мы, конечно, им технику показываем, но многие элементы мозаики - например, «вкрапления» и «горизонтали» - они все равно по-своему делают.

- А у вас дети только вашего прихода?
- Нет, есть и из других храмов. И из другого города - из Лобни.

- А почему в подписях к работам только имена и возраст?
- Чтобы человек не драл нос. Это ведь наше общее дело.

Собирается «Сотворение мира» на стенах трапезной на втором этаже Спасского храма - вокруг мозаичной иконы Божией Матери, подаренной художниками Свято-Тихоновского института.

Дети не должны иконы делать. Это все равно что новоначального монаха поставить епископом. Икона - это «богословие в красках». А детям богословствовать рано. Хотя молиться они могут иногда лучше взрослых, - отвечает отец Дмитрий на мой последний вопрос. - Ребят надо развивать: учить композиции, рисунку. Вкус прививать. Способность видеть красоту. Есть ребята, которые у меня занимались, а теперь стали настоящими художниками - один в 24 года уже храмы расписывает. Но и здесь, в школе, если что-то у них получается - сначала попадает в календарь, а потом монтируется в стену. Навсегда.

Андрей КУЛЬБА
Фото Вячеслава ЛАГУТКИНА

Воскресная школа

О бучением детей руководит Васин Виктор Николаевич. Это прекрасный хирург, полковник запаса и самое главное- человек, любящий детей. Занятия детской группы проходят в новом здании (реконструированные гаражи). На уроках дети не только изучают Слово Божие. Ребята поют и рисуют. Детские работы неоднократно экспонировались на всероссийских и международных выставках. Они заслужили одобрение владыки Ювеналия, в 2001 году посетившего детскую экспозицию, устроенную в городском Доме культуры. В 2002 году рисунки наших детей были представлены на Международной выставке "Семейный альбом", а в 2003 году - на выставке в Третьяковской галерее. Вышли 2 международных каталога: "Да будет свет" и "Семейный альбом", в который вошли наши работы. Кроме того, дети знакомятся с Житиями святых и историей Церкви, осваивают церковно-славянский язык. К праздникам Рождества Христова и Пасхи ученики школы готовят представления, сами делают декорации и костюмы.
К огда в нашем храме служил диакон Дмитрий Котов, дети под его руководством делали работы из каменной мозаики. Созданные их руками изображения животных стали частью настенного панно в трапезной нашего храма. Летом дети ездят в монастыри, где, устроив на природе палаточный городок, отдыхают и несут посильные послушания. Виктор Николаевич как человек военный занимается с детьми спортом и борьбой.
Д ля детей постарше существует возможность изучать Священное Писание более пдробно. Преподаватель Свято-Тихоновского Университета Дмитрий Сергеевич Румянцев старается открыть всем желающим глубину и важность Евангельского повествования и ответить на вопросы взрослеющего поколения.
Воскресный лекторий. В школе занимаются не только дети. Существуют программы и для взрослых, желающих осознанно участвовать в богослужении, открыть для себя глубину Православного Предания. Занятия не являются односторонними лекциями, здесь каждый может выяснить волнующие его вопросы. Среди приглашаемых провести занятия бывают очень известные и уважаемые в православных кругах люди: проф. МДА Алексей Осипов, детский психолог Ирина Медведева и другие.
П омимо обсуждения различных церковным тем мы выбираемся на экскурсии по святым и исторически памятным местам, где с помощью экскурсовода узнаем много нового и важного.