Политические режимы и их виды таблица. Политические режимы

Российский Государственный Торгово – Экономический Университет

Саратовский Институт (Филиал)

Кафедра гуманитарных дисциплин

Контрольная работа

по политологии

Тема 11: «ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ»

Выполнил:

Проверила:

Саратов 2003

План работы

1. Сущность и типы политических режимов 3

2. Демократические режимы 5

3. Либеральный политический режим 8

4. Недемократические режимы 10

Заключение 17

Список литературы 20

1. Сущность и типы политических режимов

Выбор данной темы обусловлен тем, что мне хотелось бы лучше разо­браться в процессах, происходящих сегодня в России, так как наша страна пе­решла от одного политического режима к другому, а именно от “тоталита­ризма” к “демократии”.

В данной работе мне хотелось бы выяснить, что стоит за этими терми­нами.

Начну с определения политического режима. Каждое государство имеет свой политический режим. По определению Юридического Словаря политиче­ским режимом называют «в науке конституционного права понятие, обозна­чающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политиче­ской власти. Не существует единой типологии политических режимов. Харак­тер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях го­сударств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании». 1

Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, по­скольку на ту или иную разновидность политического режима оказы­вает влия­ние множество факторов. Таким образом, каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим и в современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незна­чительно отличаются друг от друга.

Политические режимы, а также их классификация представляют большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов также очень важен при характеристике государства и определения его формы.

Еще античный философ Аристотель давал два критерия, по которым можно провести классификацию:

    по тому, в чьих руках власть;

    по тому, как эта власть используется.

“Правильные “ формы государства: монархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих “лучших”), политика (власть большин­ства из средних в имущественном отношении людей).

“Неправильные” формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “не­правильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигар­хия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль общества (боль­шин­ства) над властью).

О характере политического режима, существующего в той или иной стране, свидетельствуют разнообразные факторы, но наиболее важны из них следующие:

    способы и порядок формирования органов государственной власти,

    порядок распределения между различными государственными орга­нами компетенции и характер их взаимоотношений,

    степень гарантированности прав и свобод граждан,

    роль права в жизни общества и решении государственных дел,

    место и роль в государственном механизме армии, полиции, контр­разведки, разведки и других аналогичных им структур, степень ре­ального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,

    основные способы разрешения возникающих в обществе социаль­ных и политических конфликтов». 2

В настоящее время, одна из достаточно простых, широко распространен­ных, клас­сификаций политических режимов предполагает деление их на: тота­литарные, авторитарные и демократические. Таким образом, наиболее значи­тельные из политических режимов следующие четыре:

а) демократический политический режим;

б) либеральный политический режим;

г) тоталитарный политический режим.

Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в от­дельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.

2. Демократические режимы

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) -на­родовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, ос­нованной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равен­ство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демокра­тия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае явля­ется властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политиче­ской свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Для демократического режима характерен ряд отличительных черт, а именно:

    Суверенитет народа : именно народ выбирает своих представите­лей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

    Периодическая выборность основных органов государства . Прави­тельство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

    Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства состав­ляют один из основных принципов демократического государства

    Ра­венство прав граждан на участие в управлении государством : сво­бода созда­ния политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурент­ной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непо­средственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, напри­мер, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является пле­бисцитарная демократия . Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важней­ших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических ре­шений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, на­пример, референдумы.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия . Её суть - гра­ждане избирают в органы власти своих представителей, которые при­званы вы­ражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры вы­боров могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выбор­ные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени на­рода и подот­четны народу во всех своих действиях.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объе­диняющие черты:

    Народовластие – то есть, признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве);

    Правительство основано на согласии управляемых;

    Правило большинства; признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;

    Гарантии основных прав человека;

    Свободные и честные выборы;

    Равенство перед законом;

    Справедливое судопроизводство;

    Конституционное ограничение правительства;

    Социальный, экономический, идеологический и политический плюра­лизм;

    Ценности сотрудничества и компромисса.

Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются прези­дентская республика и парламентская республика .

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой прави­тельства (ярким примером является США). Главной отличительной чертой пар­ламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответствен­ность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к прави­тельству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, прини­маемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осу­ществляет контроль над правительством и в случае необходимости может вы­разить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сосло­вий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политиче­ской жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Разумеется, демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное со­циальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демокра­тии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических усло­виях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скаты­ванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования раз­рушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная цен­ность демократического режима намного выше его некоторых негативных кон­кретно-исторических форм.

Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется за­частую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

Демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством совре­менное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоре­чиями, возможными кризисами.

3. Либеральный политический режим

Либеральный режим существует во многих странах. Его значение та­кого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собст­венно не режим осуществления власти, а условие существования самой ци­вилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, ко­торым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утвер­ждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция по­литических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократиче­ский режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление чело­века уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.

В теории государства и права либеральными называются также полити­ческие методы и способы осуществления власти, которые основаны на сис­теме наиболее демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономиче­ски самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятель­ным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за лично­стью и т.п.

«Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противо­поставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловли­вается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной органи­зации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равен­ство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и ста­новятся осуществимыми на практике». 3

При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избира­тельных кампаний. Осуществление государственного управления произво­дится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и проти­вовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом.

В государственном управлении используется децентрализация: цен­тральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некото­рых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эф­фективно становится возможным только в обществе, отличающимся высо­ким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравст­венным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырас­тает из собственно демократического режима.

4. Недемократические режимы

Недемократические режимы делятся на два типа:

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов “TOTALITAS”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тотали­таризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руково­дства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господ­ствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

«Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой миро­вой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на ин­дустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возмож­ными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кри­зисов». 4

Само понятие «тоталитарного режима» было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

    есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претен­дующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концен­трирует в себе реальную власть в обществе;

    партия организована не демократическим способом - она строится во­круг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

    доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологиче­ский режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию

    тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и эко­номики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

    при тоталитаризме существует террористический полицейский кон­троль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности, но большинство их не могло окончательно сформироваться в доин­дустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего ха­рактера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

Некоторые ученные, такие как Хайденберг Карл Фридрих и Збигнев Бже­зинский, утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен: тоталитар­ные режимы способны меняться, эволюционировать.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социа­лизм.

Коммунизм (социализм) предполагает абсолютную власть го­сударства, полное устранение частной собственности и, следова­тельно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи в том числе и гуманные политические цели. Так, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступ­ными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена со­циальная защищенность населения, развивалась экономика, косми­ческая и военная промышленность, резко сократился уровень пре­ступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм - право-экстремистское политическое движение, воз­ник­шее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этниче­ской почве. К концу 30-х годов фашистский режим утвердился не только в Италии, но и в Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих националь­ных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказы­вавших фашистским движениям финансовую и политическую под­держку, стремящихся использовать их для подавления революцион­ных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Гер­мании в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социаль­ное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществ­ляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патоло­гические амбиции тех или иных политических лидеров.

Одним из наиболее распространенных в истории типов полити­ческой системы является авторитаризм, занимающий промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами ха­рактер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируе­мых государством общественных сфер, особенно экономики и част­ной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

    автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти: ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

    неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их при­нимает по своему усмотрению. «Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за её деятельностью». 5

    опора (реальная или потенциальная) на силу. Данный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популяр­ностью среди широких слоев населения, однако он обладает доста­точной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

    монополизация власти и политики, недопущение политиче­ской оппозиции и конкуренции: возможно существование ограни­ченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

    отказ от тотального контроля над обществом, невмешатель­ство во вне политические сферы и, прежде всего, в эко­номику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внеш­ней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономиче­ского развития, проводить достаточно активную социальную поли­тику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

    рекрутирование политической элиты путем введения в со­став выборного органа новых членов без проведения дополнитель­ных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электо­ральной борьбы

Слабыми сторонами авторитаризма являются полная зависи­мость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политиче­ского выражения общественных интересов.

Однако данный режим имеет так же ряд достоинств, таких как: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на ре­шение определенных задач, преодолевать сопротивление политиче­ских противников и это делает её достаточно эффективным средством про­ведения радикальных общественных реформ.

Авторитарные режимы очень разнообразны: это монархии, дик­таторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов, и сегодня в Европе они в принципе являются парламентскими демо­кратиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитар­ных государств, то имеют в виду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иор­дания, Марокко, Саудовская Аравия). При военном правлении поли­тическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена: военные берут власть и правят страной.

В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты - выборы, плебис­циты и т.п. - для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использова­лись авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих других государствах. Отличительной чер­той таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям), полная или частичная контролируе­мость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массо­вой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения канди­датов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

Таким образом, хотелось бы ещё раз отметить, что для авторитаризма ха­рактерно:

    Автократизм.

    Неограниченность власти.

    Опора на силу.

    Монополизация власти и политики.

    Отказ от тотального контроля.

    Рекрутирование политической элиты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Как мы видим, понятие «политический режим», а также классификация политических режимов не потеряли в современные дни своей актуальности. Они требуют развития в соответствии с современными условиями в мире.

В литературе, касающейся данного вопроса, отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». Как уже говорилось, нет и единого мнения по поводу классификаций политических режимов. Вопрос классификации политических режимов всегда был очень сложным. У раз­ных авторов на сей счёт существуют различные мнения.

При написании данной работы, была использована достаточно распро­страненная в теории государства и права классификация, по которой режимы были разделены на четыре вида – демократический, либеральный, авторитар­ный и тоталитарный. Но хотелось бы отметить, что кроме четырех вышепе­речисленных политических режимов (демократический, авторитарный, тотали­тарный, либеральный), существует ещё много других режимов, которые явля­ются разновидностями этих четырех режимов (например, с древности известны деспотические и тиранические режимы, существуют переходные и чрезвычай­ные режимы, которые, как правило, носят временный характер).

За последние 20 лет очень много недемократических: тотали­тарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе . Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, ха­рактер их взаимоотношений с гражданами зависит, прежде всего, от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со сто­роны авторитарных правителей существенно сдерживалась тради­циями правления, относительно высокой образованностью и воспи­танностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угро­зой народных восстаний. В современную эпоху многие из этих фак­торов исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем на­родам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственно­сти, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможно­сти для индивидуального и общественного развития, реализации гу­манистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократиче­скому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой поли­тической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмо­нополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективист­ских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать аль­тернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократиза­ции привела к политической анархии, к подрыву мотивации произ­водительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни на­селения. Очевидно, что для России оптимальная модель политиче­ского и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

В заключении хотелось бы отметить, что, как мы смогли убе­диться, обстановка в мировом сообществе конца XX - начала XXI века свидетельствует, что антидемократические режимы историче­ски и политически изжили себя. Мир должен прейти к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов при­вели к войне.

Список литературы

    Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993.

    Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов. 1991.

    Демидов А.И., Долгов В.М., Вилков А.А. Политология: Учеб. Пособие. – Сара­тов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1997.

    Жидков О.А. и Крашенинникова Н.А. «История государства и права», М., 1999 г.

    Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. По­лит. иссл. 1993- №5.

    Корельский В.М. и Перевалова В.Д. «Теория государства и права», М., 1999 г.

    Матузов Н.И. и Малько А.В. «Теория государства и права», М., 2000 г.

    Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитар­ных факультетов. – М.: Издательство «ПРИОР», 1997.

    Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.

1Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.

2«Теория государства и права». М. Н. Марченко, М., 1996 г.

3«Теория государства и права». Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова, Москва 1999 г.

4Философский Энциклопедический Словарь, М., 1983 г.

Политология [Ответы на экзаменационные билеты] Фортунатов Владимир Валентинович

16. Политический режим

16. Политический режим

В реальной политической жизни употребляются термины, которые являются близкими по смыслу. С французского и латинского языков слово «режим» переводится как «управление». Под «политическим режимом» понимается государственный строй, совокупность средств и методов, которыми осуществляется власть в данной стране .

В западной и российской политологии принято выделять несколько политических режимов в соответствии с определенным набором признаков и главным действующим принципом.

При тоталитарном режиме действует принцип «Запрещено все, что не разрешено» .

Для либерального режима характерен подход «Позволено все, что не ведет к смене власти» .

В условиях демократического режима «Разрешено все, что не запрещено законом» .

Таблица 43. Характеристика типов политической власти

В политической науке при характеристике политических режимов используются три триады:

Либеральный - умеренный - репрессивный;

Охлократия - олигархия - тирания.

В России с Московского царства до 1917 г. преобладал диктаторский самодержавный режим с элементами представительной демократии в различные исторические периоды (Земские соборы, выборное местное самоуправление, парламентаризм, многопартийность). Монарх опирался не только на традиции, но и на суровое законодательство, прямое насилие с использованием войск против своего же народа (подавление народных бунтов, крестьянских войн, «кровавое воскресенье»).

Большевики словами о «диктатуре пролетариата» прикрывали реальную «диктатуру партии» , а точнее политический режим партийной номенклатуры . Советский режим также опирался на традиционную привычку населения подчиняться сильной власти, на репрессивное законодательство, на карательные органы и при необходимости (крестьянские восстания, осуществление массовых депортаций) на войска. «Перестройка» привела к замене политического режима.

В постсоветской России осенью 1993 г. была насильственно, с применением войск, упразднена система Советов, формально являвшихся юридической основой функционирования власти в стране.

Таблица 44. Варианты классификации советского политического режима

Цыганков П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. С. 152.

Политический режим Б. Н. Ельцина обычно определяют как демократический по форме и авторитарный по содержанию. Особенностями политического режима, существовавшего в 1992–1999 гг., считаются:

Гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, номинальность разделения властей;

Неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом; неспособность обеспечить консенсус в обществе и достойный уровень жизни большинству граждан;

Фактическая подконтрольность правительства только президенту и зависимость от политической конъюнктуры;

Концентрация власти в руках «окружения» президента, «семьи», фаворитизм, бесконтрольность правящей группы, широкие масштабы лоббистской деятельности;

Слабость политических партий, неразвитость гражданского общества, отсутствие объединяющей системы ценностей, норм и ориентиров;

Неразвитость системы местного самоуправления, зависимость его от региональных элит.

Политический режим В. В. Путина (2000–2008 гг.) в политологических кругах чаще называли бюрократически-авторитарным. Близкие к президентской администрации идеологи стали употреблять термин «управляемой демократии» или «суверенной демократии». Для данного политического режима стали характерными следующие черты:

Резкое ослабление политического влияния региональных элит, большого бизнеса, «укрощение» и смена некоторых былых фаворитов;

Установление прямого или косвенного государственного контроля над главными телеканалами страны, фактическое возрождение цензуры в отношении средств массовой информации (исчезновение острых, дискуссионных, вообще неприятных для власти материалов из открытого обсуждения);

Активное использование «административного ресурса» на выборах регионального и федерального уровней;

Фактическая ликвидация системы разделения властей.

Вся власть оказалась фактически в одних руках. А это страна уже проходила.

Таблица 45. Признаки и «технологии» осуществления политического режима

(В данной таблице между элементами левой и правой частей нет жесткой связи. Разные «технологии» могут использоваться для достижения различных целей данного режима власти).

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Оккупационный режим Российский читатель очень плохо представляет себя, что вообще происходило за линией фронта. Сначала ему заливисто врала красная пропаганда: рогатые шлемы, засученные рукава, «курка, млеко, яйки, жрать», «зверства немецко-фашистских оккупантов»,

автора

16. Политический режим В реальной политической жизни употребляются термины, которые являются близкими по смыслу. С французского и латинского языков слово «режим» переводится как «управление». Под «политическим режимом» понимается государственный строй, совокупность

Из книги Политология [Ответы на экзаменационные билеты] автора Фортунатов Владимир Валентинович

18. Тоталитарный режим Понятие «тоталитаризм» стало активно применяться в политической науке во второй половине XX в. Но идейные истоки тоталитаризма уходят в глубокую древность. Необходимость полного подчинения части целому, индивида государству и тотальной

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Политический (государственный) режим: понятие и виды Политический (государственный) режим – это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, затрагивающие сущность

Из книги Самодержец пустыни [Издание 1993 г.] автора Юзефович Леонид

Режим Однажды Алёшин наблюдал, как сподвижник Унгерна, хошунный князь Дугор-Мерен наказывает своих провинившихся подданных. «Дверь юрты, – пишет он, – открыла чья-то невидимая рука, и мы увидели снаружи небольшую группу людей. Дугор-Мерен по-прежнему спокойно восседал

Из книги 1937. АнтиТеррор Сталина автора Шубин Александр Владленович

Антитеррористический режим На первый взгляд советское общество приобрело устойчивость. «Лимузины для активистов, хорошие духи для „наших женщин“, маргарин для рабочих, магазины „люкс“ для знати, вид деликатесов сквозь зеркальные витрины - для плебса, такой социализм

Из книги Самодержец пустыни [Издание 2010 г.] автора Юзефович Леонид

Режим 1Однажды Алешин наблюдал, как сподвижник Унгерна, князь Мерен Дугарчжаб (Дугар-Мерен) наказывает своего провинившегося всадника: «Дверь юрты открыла чья-то невидимая рука, и мы увидели снаружи небольшую группу людей. Дугар-Мерен по-прежнему спокойно восседал на

Из книги Сталин. Красный «царь» (сборник) автора Троцкий Лев Давидович

Переходный режим Верно ли, что в СССР, как утверждают официальные авторитеты, уже осуществлен социализм? Если нет, то обеспечено ли, по крайней мере, достигнутыми успехами его осуществление в национальных границах, независимо от хода событий в остальном мире?

Из книги Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России автора Грэхэм Лорен Р.

Глава 12 Политический режим Политическая проблема, если сформулировать ее совсем кратко, заключается в авторитаризме. Цари, лидеры Коммунистической партии, а теперь и лидеры постсоветской «суверенной демократии» формировали и формируют политику, обуславливавшую

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Тоталитарный режим 5 декабря 1936 г. была принята «сталинская» Конституция СССР. По этой Конституции советская система формально носила демократический характер. В Советы всех уровней – от Верховного до местных – регулярно проводились выборы. Правда, слово «выборы» не

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1.3. Оккупационный режим «Новый порядок» Основы оккупационной политики немецких властей на Востоке были изложены в Генеральном плане «Ост», подготовленном Главным управлением имперской безопасности, и в ряде документов, вышедших из недр имперского Восточного

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Оккупационный режим На захваченной территории Украины гитлеровцы, их союзники и коллаборационисты установили «новый порядок», который характеризовался:а) физическим и моральным террором против лиц, не покорившихся оккупантам;б) разрушением производительных сил,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик
Линии сравнения Типы режимов
Демократический тоталитарный Авторитарный
Правовой принцип
Права и свободы
Тип экономической системы
Идеология
Примеры
Линии сравнения Типы режимов
Демократический тоталитарный Авторитарный
Социальная база (режим опирается на ….) Опора на большинство Опора на массовые люмпенизированные движения Опора на традиционные социальные институты
Государственное устройство (степень взаимного контроля власти и общества) Правовое государство Полный контроль государства над обществом Опора на традиции, жесткий контроль определенных секторов
Партийная система (наличие и количество партий в стране) Многопартийность Однопартийная система Правящая партия огосударствлена
Наличие (отсутствие) оппозиции Действует легально Отрицается Деятельность жестко ограничена
Правовой принцип Разрешено все, что не запрещено Запрещено все, что не разрешено Разрешено все, кроме политики
Права и свободы Гарантия прав и свобод. Закон защищает личность Закон защищает государство. Декларирование прав и свобод Ограничение прав и свобод. Закон защищает государство
Участие граждан в формировании органов власти Участие граждан в формировании власти Показное слияние власти и общества Отчуждение от власти граждан
Тип экономической системы Смешанная Централизованная, милитаризованная, жесткая дисциплина производства Гос. сектор сосуществует с рынком
Идеология Плюрализм Единственная Доминирует официальная. возможны иные идеологии
Полномочия карательных органов Подчинены закону Пронизывают все сферы, политический сыск, репрессии Важный элемент гос.аппарата
Примеры Непосредственная, плебисцитарная, представительная демократия (Швеция) Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм, кампучийский «чистый» коммунизм Пол-Пота Буржуазные, социалистические, военные режимы (Пиночет в Чили, аятолла Хомейни в Иране и т.п.

Демократия.

Демократия – политический режим, при котором установлены и осуществляются народовластие, права и свободы граждан, осуществляется контроль общества над государством.

Признаки демократии:

Народ – источник власти -Выборность органов власти

Права и свободы граждан -Подчинение меньшинства большинству

Слабость демократии:

Народ не всегда может прямо влиять на правительство, а только через представителей.

Демократия может выродиться в анархию и диктатуру.

Виды демократии:

Либеральная демократия - Парламентская демократия

Особенности либеральной демократии:

Право человека выше права государства - Уважение прав меньшинства

Многопартийность - Разделение властей - Верховенство закона - Плюрализм

Тоталитаризм.

Тоталитаризм – политический режим, при котором осуществляется полный контроль государства над личностью.

Признаки тоталитаризма:

Однопартийная система - Единая идеология

Вождизм - Подавление гражданских прав и свобод

Подчинение законодательной власти исполнительной - Ведущая роль силовых структур

Подавление оппозиции - Репрессии

Военная хунта – политический режим военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота, причём не обязательно в испаноязычной стране - греческая военная хунта («чёрные полковники») или хунта Мьянмы.

Исторические формы политических режимов:

- Азиатская деспотия – форма самодержавной неограниченной власти

- Тирания – форма государственной власти установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении

1. Деспотический режим (от греч. despoteia - неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден

перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это

лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции. Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве - повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это - религия,

она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласияподвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией,применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При

этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение. Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием

подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

2. Тиранический режим (от греч. -мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного

лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ

переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

3. Тоталитарный режим (от позднелат. - полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная

собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная ≪историческая≫ идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает ≪самые правильные установки≫, ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение

сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется ≪силовой кулак≫ (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора - физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться. Одна из основных характеристик тоталитаризма

Одна из основных характеристик тоталитаризма - милитаризация. Идея о военной опасности, об ≪осажденной крепости≫необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря.Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочьпоживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывшийСССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей:отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться,

удовлетворить тщеславие вождя. Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в

Средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом - в СССР и странах Восточной Европы.

4. Фашистский (расистский) режим (от лат. - пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом

сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях. Фашизм, будучи ≪озабочен≫ судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание ≪облагородить≫ этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают

фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата. Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде.

5. Авторитарный режим (от лат. - властный), хотя по сравнению с рассмотренными выше видами режима и является более мягким, все же нельзя отнести к режимам, при которых людям дышится свободно. При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность. В авторитарном государстве управление чрезмерно централизовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко,Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные

методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу).

Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они будут разогнаны. Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишенатакже гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью.Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными. На фоне абсолютного контроля авторитарного государства вполитической сфере наблюдается относительная свобода в

иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитарное государство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

6. Либеральный режим (от лат. - свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию,

основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан. Рыночные отношения, характерные для развитого буржуазногогосударства, могут существовать только между равнымии самостоятельными субъектами. Либеральное государствокак раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства государствав социальную сферу пока нет и быть не может. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит частокак вольнодумство и даже как попустительство (отношение

к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе). Экономическую основу

составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки,

не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при

разрешении между ними споров. Либеральный режим допускает существование оппозиции.

Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность - необходимый атрибут либерального общества. Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых

возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов

уменьшает возможность злоупотребления властью. Государственные решения принимаются в основном путем большинства голосов. Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане. Либеральный режим существует в развитых странах Европы,США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

7. Демократический режим (от греч. - народовластие) -это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он

предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами. В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду

с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.)- При принятии решений учитываются и интересы меньшинства. Нормативное регулирование приобретает качественно новыйхарактер: наряду с правом как главным социальным регулятором

жизни либерального общества все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность - отличительные признаки демократического государства. Демократия - это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых - собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их значительный

культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Государственный аппарат (механизм государства) - это иерархическая

система государственных органов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.

Клеточкой, единицей государственного аппарата является государственный орган. Он весьма существенно отличается, например, от политических партий, хозяйственных организаций, социально-культурных учреждений.

Во-первых, государственный орган призван выполнять управленческую деятельность, отвечающую интересам если не всех, то многих граждан.

Во-вторых, он наделяется компетенцией, т. е. кругом целей и задач.

В-третьих, он имеет властные полномочия в определенной сфере общественной жизни. Властные полномочия - это право давать указания (конкретные, или индивидуальные, либо нормативные), имеющие обязательный характер.

В-четвертых, за нарушения распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции, т. е. неблагоприятные последствия (штраф, лишение

свободы, конфискация имущества и др.).

В-пятых, каждый государственный орган имеет: а) государственное, казенное имущество,

которое находится в его оперативном управлении; б) финансовые средства (свой счет в банке), основной источник которых- государственный бюджет; в) установленную для него

организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину.

Является его государственно-правовой уклад, который определяет устройство и механизмы управления, а также отношения правящих лиц и народа. Виды политических режимов различны по разным критериям, но важнее всего – это сосредоточение власти в руках личности или коллектива. Классификация политических режимов, понятие и признаки их кратко рассмотрены ниже в статье.

Политический режим – это форма организации системы управления внутри державы, определяющая взаимоотношения народа и управляющих органов, уровень свобод и прав, а также жизни в целом .

Зная, какой уклад доминирует в стране, можно сделать выводы относительно ее государственного строя в определенный исторический период. При этом важнее всего знать взаимодействие правительства и народа (права, свободы, методы управления), нежели структуру государственно-правовой системы.

Государственно-правовые уклады могут быть однотипными в разных странах, благодаря схожести государственных структур. Например, можно рассмотреть Швецию и Иран: при конституционно-монархическом укладе в обоих, их строи различны. Швеция – это демократическая республика, а Иран – это авторитарное государство с такой же демократической структурой.

Зачастую четко определить политический режим бывает сложно. Например, СССР довольного долго был символом демократических прав и свобод человека, и лишь после распада открылась истинная сущность тоталитаризма этой страны.

Признаки

Чтобы определить действующий строй в стране, следует подробным образом изучить принципы организации институтов правления, цели политики и способы их достижения. Очень часто существуют характерные установки или лозунги, например, про любовь к стране или достижение цели любыми путями.

Кроме этого следует исследовать:

  • позицию личности;
  • участие общества в политике: свободное ли вступление в партию, процесс прохождения выборов и пр.;
  • развитие институтов управления: деятельность и количество управляющих органов, характера законодательства;
  • способы воздействия на народ: сила или слово.

Строй формируется под влиянием исторических народных традиций, а также уровня политической культуры. Узурпатор или правящая партия узурпируют управление державой так долго, как это позволяет народ и гражданские общественные институты. Так в странах с традиционной культурой авторитаризм возникает естественным образом, а при устоявшихся демократических традициях это почти невозможно.

Важно знать ! Анархия – это не отдельный строй, а полное его отсутствие, т.е. безвластие. Такое состояние возможно лишь в случае снижения роли действующего правительства или в случае противостояния различных партий. По сути анархия – это промежуточное состояние между государственно-правовыми укладами.

Определение

Определение строя сегодня возможно с помощью двух различных систем: институциональной и социологической. У каждой из них есть характеристики и представители.

Рассмотрим их подробнее:

  1. Институциональный подход делает значимыми только процедурные и формально-юридические характеристики всей системы управления. Используя такой подход, ученые почти стирают границы между понятием строя и формы правления. Обычно такой способ определения был характерен для французской державы, в которой уклад становился частью конституционного права. Благодаря институциональному подходу выделяли три типа правления: , президентская и парламентская республика. Сегодня эта типология стала классифицировать также и типы правительственных структур. Среди сторонников этого подхода находятся политолог Г. Лассуэл и его последователи.
  2. Социологический подход. Этот способ определения больше направлен на изучение реальных, а не конституциональных взаимоотношений правления и общества. В данном случае следует рассматривать уклад в державе как взаимоотношения ее народа и органов правления, поскольку все основывается на различных связях в социуме, и это не может быть изменено без разрушений этих социальных оснований. Социологический подход выделяет базовые устройства стран: демократическое, автократическое и тоталитарное.

На сегодняшний день наука использует социальный подход к определению и оценке государственного устройства. Классификация политических режимов также зависит от выбранного подхода.

Классификация политических режимов

Виды политического режима

Для начала рассмотрим типы политических режимов и их характеристики, которые располагаются ниже, по основным критериям.

Параметры Демократия Автократия Тоталитаризм
Устройство Государство с установленными законами и разделенными органами власти и управления Традиционное государство, поддерживающее порядок в обществе с помощью контроля некоторых сфер жизни общества Государство осуществляет полный контроль за жизнью граждан, как частной, так и общественной
Права и свободы народа Защищены законодательством и конституцией Закон защищает государство, при этом права и свободы личности существенно сокращены Права человека прописаны в государственных документах, но на деле до них нет никакого дела. При необходимости правление совершенно не обращает внимание на прописанные свободы и делает все, чтобы защитить себя
Система партий Оппозиция активно действует в правлении, при этом обеспечено многообразие взглядов, существует масса движений и партий, чья деятельность ни в чем не ограничена Правящая партия занимает главенствующее положение. Оппозиция занимает «ручное» место, все прочие движения ограничены в правах Однопартийная система. Оппозиция уничтожена. Правящая партия срослась с государством
Система решения конфликтов в обществе Решение путем согласования и переговоров Все столкновения решаются принудительно, с помощью силы Террор и геноцид
СМИ, идеология СМИ свободны и говорят, что им вздумается. Нет единой идеологии Официальная идеология. СМИ действуют лишь в рамках разрешенного государством Жестокая цензура. Обязательная официальная идеология
Роль армии и полиции Действуют в рамках закона и направлены на защиту и обеспечение безопасности внутренних и внешних интересов граждан Армию могут привлекать для разрешения конфликтов с гражданами и для подавления общественных беспорядков. Имеют большие полномочия, выходящие за рамки закона. Выполняют также и карательную функцию

Рассмотрим определения и характеристики каждого уклада в отдельности, а также их подвиды более подробно.

Демократия

Демократия, или народовластие, – это позиция в государстве, при которой правление находится только в руках народа и осуществляется по его воле и интересам, причем это возможно лишь в правовой державе.

Критерии политического режима:

  • народ – это суверенная власть в стране;
  • регулярные выборы в местные и государственные органы управления;
  • подотчетность руководящих лиц избирателям;
  • права граждан реально обеспечиваются;
  • решения принимаются большинством голосов, а меньшинство этому подчиняется;
  • силовые структуры используются только по прямому назначению в рамках законодательства.

Демократия может быть разделена по форме участия народа на:

  • прямую, когда люди участвуют в подготовке и принятии всех решений;
  • плебисцитарную, когда люди с помощью голосования принимают или отвергают предложенные им решения;
  • представительную, когда в органы управления избираются представители от народа, у которых есть права принимать решения от имени избирателей.

Сегодня около 80 стран в мире являются демократическими или с устанавливающейся демократией.

Демократия

Автократия

Авторитаризм – позиция, при которой управление сосредоточено в руках одной личности или коллектива. При этом у граждан сохраняются некоторые экономические и духовные свободы, но они также существенно ограничены (как в политике, так и в культуре общественного сознания). При таком раскладе в стране невозможна демократия ни в вопросах свободного выбора, ни в вопросах управления государственных структур.

Важно знать ! Автократия имеет высокую способность обеспечить политическую стабильность и общественный порядок, при этом активно используя общественные ресурсы для решения поставленных задач.

  • военно-бюрократический;
  • корпоративный;
  • дототалитарный;
  • постколониальный;
  • расовая квазидемократия;
  • султанистский.

По сути автократия является способом правления с ограниченным плюрализмом и наиболее легким путем перейти от тоталитаризма к демократическому укладу.

Автократия

Тоталитаризм

– это полный контроль правящей партией всех сфер жизни народа с помощью военных ресурсов.

Признаки тоталитарного строя:

  • обязательная идеология;
  • четкое централизованное управление всей экономикой;
  • повсеместная милитаризация;
  • монополия на управление державой;
  • культ личности;
  • преследование и уничтожение оппозиции;
  • террор и геноцид.

Полезное видео: тоталитаризм и авторитаризм

Полезное видео: характерные черты демократического режима

Вывод

Как правящий строй тоталитаризм возник в XX веке в качестве нового типа диктатуры за счет возвеличивания культа государства с помощью жесткой идеологии. Тоталитаризм известен своими видами: фашизм, социализм, национал-социализм.

По оценкам экспертов, такая государственная структура обречена на провал и ведет только к обнищанию страны и к ее упадку.

Помимо перечисленных выше видов политических устройств, существуют переходные, а также чрезвычайные строи, которые характерны только для определенного отрезка времени в определенных условиях.

Каждое государство последовательно и постепенно переходит от одного вида режима к другому.

Государственные (политические) режимы в зависимости от набора методов и средств государственного властвования подразделяются на демократические и антидемократические .

Демократический режим – это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются: формирование органов власти выборным путем; политический плюрализм, гарантированное существование политических прав и свобод граждан.

Понятие «демократия» означает, как известно народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться.

Признаки демократического режима:

· признание народа основным источником государственной власти;

· свобода предпринимательства и признание частной собственности;

· реальная гарантированность прав и свобод человека;

· осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

· децентрализация государственной власти;

· реальная возможность участия граждан в формировании органов государства и в контроле за их деятельностью;

· отсутствие общеобязательной официальной идеологии, многопартийность, свобода мнений, убеждений;

· наличие легальной оппозиции.

Разновидностями демократического режима являются:

1. Либерально-демократический режим .

Существует в тех странах, где сложились рыночные отношения. В качестве примера можно привести промышленно развитые страны Европы и США. Такой режим устанавливается сейчас в России. Либеральное государство не только провозглашает права и свободы, но и содействует пользованию ими. В либеральном государстве существует множество партий различной политической направленности, в том числе оппозиционные. Государственные органы формируются на основе свободных выборов, когда каждому человеку дается право выразить свое мнение относительно того или иного кандидата.

Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Именно это уменьшает возможность злоупотребления властью.

2. Собственно-демократический режим .

Это более развитый и более свободный для людей режим. К нему вплотную подошли Скандинавские страны (Швеция, Финляндия, Норвегия). Главными отличительными признаками такого режима являются: решение многих государственных вопросов посредством учета мнения народа, выраженного на референдумах, в ходе опросов, с помощью народных инициатив; высокий уровень жизни, гуманизм и нравственность людей.

Антидемократические режимы .

Среди антидемократических режимов чаше всего называют тоталитарный и авторитарный.

1. Тоталитарный режим .

Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный» был введен в политический оборот Б.Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения. Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Тоталитарный режим существовал в бывшем СССР, сейчас – на Кубе, в Северной Корее, Ираке. Суть тоталитарного режима проявляется в контроле власти над всеми сторонами жизни человека. Контролируются не только взгляды человека на общественное устройство, но даже его личная жизнь. И если убеждения человека не совпадают с установками власти, то к нему применяются меры принуждения. Вспомним, что, например, Александр Солженицын отбывал заключение в сталинских лагерях только за то, что он написал с фронта письмо другу, где усомнился в правильности политики Сталина.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым и непогрешимым, справедливым, постоянно думающим о благе народа.

В тоталитарном государстве человек ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут быть провозглашены в конституции.

Разновидностью тоталитаризма считается фашизм. Характерной его особенностью является притеснение людей по национальному признаку.

Признаки тоталитарного режима :

· идеологизация всей общественной жизни на базе официальной для всей страны идеологии;

· нетерпимость к инакомыслию;

· монополия на информацию;

· подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против населения;

· слияние государственного и партийного аппарата;

· централизация власти (зачастую во главе с вождем);

· отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.

Такой режим считается более «демократичным» по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг – правящая элита , которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Такой режим существовал в СССР в период правления Л. Брежнева, М. Горбачева.

При авторитарном режиме власть не так откровенно попирает права и свободы человека. Так, например, академика Андрея Сахарова власти не осмелились заточить в тюрьму за его взгляды, в частности за осуждение им войны в Афганистане. А. Сахаров был сослан в г.Горький, где проживал в обычной городской квартире, но под неусыпным контролем КГБ, без права выезда из города.

При авторитаризме может существовать парламент, однако он никакой роли в государстве не играет. Реально же общественная жизнь направляется партийным (религиозным) руководством. Решения центральной власти не учитывают мнение народа, а поэтому для их реализации необходимо применять принуждение. Вот почему в таком государстве сильна мощь карательных органов (милиции, органов безопасности) и армии.

· власть элиты не ограничена законом;

· народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

· в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционных партий реально нет;

· наличие сфер, свободных от политического контроля, - экономика и частная жизнь. Контролю подлежит главным образом политическая сфера;

· приоритет интересов государства перед личными интересами.

Помимо вышеперечисленных видов антидемократических режимов выделяют и иные виды:

3. Деспотический режим .

Он существовал, к примеру, в Египте времени фараонов, в Вавилоне, в Ассирии, в России при Иване Грозном.

При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Некоторые управленческие дела деспот перепоручает другому лицу, которое пользуется у него особым доверием (например, визирю на Востоке). Воля деспота произвольна, и иной раз самовластье граничит с самодурством. Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя.

При деспотии жестоко подавляются любая самостоятельность, недовольство, возмущение и несогласие подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью (повешение на площади, забивание камнями, сожжение, четвертование, колесование и др.). Власть стремится к наглядности в применении наказания с тем, чтобы посеять страх и обеспечить повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных.

4. Тиранический режим .

Основан на единоличном правлении и характеризуется наличием наместника. Обычно тирания устанавливалась в процессе территориальных завоеваний (Римская империя, Османская империя и др.), сопровождавшихся не только физическим и моральным насилием над людьми, но и насилием над религией и обычаями народа. Так, в Османской империи в буквальном смысле вырезали часть населения, противившуюся насаждению ислама.

Власть тирана жестока. Стремясь подавить сопротивление и посеять страх среди населения, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет. Тираническая власть воспринимается народом, как гнет, а тиран - как угнетатель, мучитель.

5.Военный режим .

Это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.