Почему нельзя есть молоко в пост. Северный дачник - новости, каталог, консультации. Польза и противопоказания

Чудно — по-доброму, в смысле странно. Посмотрел в Сети. Оказывается, не только меня интересует, почему в постные дни нельзя есть мясное и вообще животное. Зато иногда можно рыбу и вроде бы морепродукты. Ответов много и все разные. Попробуем… не скажу разобраться, скорее сориентироваться в точках зрения. Кстати, точки зрения взяты в основном с православных ресурсов — в частности, «Правмир». И отвечают вроде бы священники.

Ладно, к делу!

Один из первых встреченных ответов касался вопроса о шоколадке: можно ли себе позволять, если срываешься?

Я прошу прощения за то, что стану временами обобщать или делать выводы. Пусть это все субъективно, судите об этом сами. На то и головы, уж извините! И за критику-скепсис простите. Тут вопрос не вполне в богословии, в которое я стараюсь не лезть. Дело в логике ответов и отвечающих. Просто иногда люди высказываются категорично. И выходит, с их же слов, что вот именно так обстоит дело и не иначе.

Вот какой вывод как бы напрашивается из ответа священника: что шоколад, если он без молока (вопрос задавался о таком), это постный продукт, из какао-бобов.

В то же время, там же, читаем:

«Пост — особое время познания собственной немощи и преодоления собственного „я“. Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас, мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями — эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь».

В другом источнике сказано, что цель — борьба со страстями и нужно удаляться от того, что нас возбуждает и развлекает.

А далее открываем на одном из православных сайтов раздел кулинарии и читаем, что пост может быть и разнообразным, и полезным. А потом, здесь же, видим кучу вкусных блюд. Повкуснее и послаще. К примеру, на два стакана муки — стакан сахара.

И мед, по словам священника, можно. И шоколадку, если без молока. И помню, я как-то покупал лукум. Так продавец сказала, что это продукт постный и постящиеся покупают в пост.

Кстати, на том же Правмире читаем такое пояснение священника: «Благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей — есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста — несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его».

И это мне (простите еще раз за личное суждение) кажется логичным, если «цель поста — борьба со страстями». Только почему так много верующих об этом не знают? То есть неужели священники этого не доносят?

На сайте Православие.ру читаю пояснение священника. Даже настоящего монаха и целого кандидата богословия, а в прошлом светского ученого (и тоже кандидата).

«Нужно, чтобы душа управляла телом… Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести».

Вот только чуть ниже он же цитирует перечень того, что затмевает ум, чувства и волю «к благой деятельности»: «объядением, пьянством и заботами житейскими».

Вот интересно! Не знаю, чему учат в Духовной академии. Но неужели выпускник факультета философии, кандидат наук (а вместе с богословским дипломом — дважды!) не способен хотя бы заглянуть в литературу по здоровому питанию? Ну хотя бы в блоги спортсменов и прочих людей, всерьез ограничивающих свое питание? Всерьез, без дури! Там и медицинские выкладки приводят, выжимками и конкретикой. Ознакомиться нетрудно. Да и элементарная логика… Не верю, что она отсутствует.

Что сказать о собственно «постной диете». Ощущение тяжести вызывает не качество, а количество пищи. Мясным, творогом, яйцами, да и рыбой наедаешься куда быстрее и меньшей порцией, чем кашей или картошкой. А уж о чревоугодии и потакании слабости к «вкусненькому» у большинства постящихся и говорить смешно. То-то такой спрос на всякие вкусовые имитации — постные колбасу, сладости и прочее!

И интерес к постной кухне, той самой разнообразной и вкусной. То есть, может быть, ее изначальной целью и было разнообразие ради пользы, но теперь она разнообразна ради вкуса… По крайней мере такое создается впечатление. Кстати там, где о пище говорят с точки зрения полезности, принято указывать ее состав, то есть пищевую ценность и калорийность — на 100 г, порцию и все блюдо. Как-то так смотрят на еду люди, которым действительно важно ее, еды, качество. Даже притом, что удовольствие от еды им не запрещено. И само по себе сладкое и вкусное можно, когда некалорийное. И стараясь разнообразить стол, сделать вкуснее, они прежде всего смотрят таки на пищевую ценность и состав.

Простите, но если тот, кто привык к нормальной мясной пище, сядет на постную диету, он обычно голоден. Банально не наедается. Что остается? Ну правда ведь, немногие будут терпеть и воздерживаться. Все же скорее просто наедятся тем, что можно. Кашей. Картошкой. Хорошо, если вареной или печеной, а если жареной? И масла побольше! Хоть и растительного, пусть даже оливкового. Хотя жарить скорее станут на подсолнечном. Побольше, чтобы повкуснее. Не так?

Очень часто так. И с другими продуктами так же. Для «повкуснее». Где-то самое самоограничение-то? По-моему, чревоугодие то самое.

И еще. Скажу по опыту: как из-за ограничений начинаешь чувствовать, что голодаешь — все мысли о еде. Трудно не объесться тем, что можно. При этом полезного и требуемого организм все равно недополучает. А если и получает, это сопровождается явным переизбытком всего остального. Ну не худеют на постном! Точнее, можно — но если всерьез ограничивать и количество.

Многие готовы? И на нервах сказывается. Напрямую и сильно. Какой, простите, пост, если на людей кидаешься? А с голодухи начинаешь ведь. Проверено, и не только мной. Это пост? Это забота о духовном?

Простите, если был резок и придирчив. Это то, что на поверхности. А версий, откуда пошел пост и почему он именно таков — немало. Нет, не зачем мы постимся, в память чего и пр., а почему именно такие пищевые запреты? Где и как это было первоначально?

Мне лично показалась наиболее убедительной одна из версий. По крайней мере, она вроде бы обращается к истокам, к самому началу.

В самом начале книги Бытие:

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;

а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную".

Собственно, вот, вроде бы, и исток, и источник информации.

Все! Думаю, если это — корень и причина, то стоит ли дальше докапываться и доискиваться до какой-то иной сути? Искать иные смыслы? Вот так есть, так было установлено с самого начала.

Если я не прав — прошу поправить. Но аргументированно.

Я искал именно источник. Возможно, это он и есть. По-моему, этого достаточно.

Приближается Великий пост, который способствует очищению тела и души человека. Во время него верующие люди употребляют только постные продукты. Перед тем как начать поститься, прислушайтесь к следующим советам.

Что нельзя во время поста есть

Главное условие, которое должны соблюдать постящиеся люди - это отказаться от мясных продуктов (свинины, курицы, говядины, рыбы, баранины). А также нельзя включать в свой рацион следующие компоненты:

Конфеты;

Молочные сыры, сливочное масло, кисломолочные и, собственно говоря, молоко).

Итак, каким же должно быть питание и какие постные продукты лучше всего использовать в рационе во время Великого поста?

Список продуктов

Как известно, в пост нельзя употреблять изделия животного происхождения, а можно только На прилавках супермаркетов, рынков можно найти большой ассортимент таких товаров. Перед тем как отправится за покупками, с собой возьмите список постных продуктов:

Крупа (овсяная, гречневая, рисовая, булгур, перловая, кукурузная, пшеничная, ячневая);

Овощи (свекла, шпинат, картофель, спаржа, морковь, перец, капуста, чеснок, лук);

Грибы (белые, шампиньоны, опята, вешенки, лисички), можно употреблять в любом виде - и в свежем, и в сушеном, и в замороженном.

Бобовые (горох, спаржевая и стручковая фасоль, чечевица, маш, нут);

Растительные жиры оливковое, льняное, подсолнечное, тыквенное);

Соления (огурцы, яблоки, капуста, помидоры);

Зелень (базилик, укроп, мята, лук-порей, петрушка) употребляется в сушеном и свежем виде или как пряность;

Сухофрукты (изюм, цукаты, курага, инжир, чернослив);

Орехи (кешью, грецкие, лесные, фундук);

Фрукты можно любые, даже экзотические;

Сладости (джемы, козинаки, варенья, халва, мед);

Черные и зеленые маслины;

Из твердых сортов пшеницы;

Хлеб солодовый и из отрубей;

Напитки (зеленый чай, морс, какао, компот, соки, кисели);

Соевые продукты (молоко, творог, майонез, сметана).

Вот такие можно употреблять постные продукты. Перечень довольно широк. Советуем придерживаться его во время поста.

Соевые постные продукты

В магазинах еще продаются готовые мясные и молочные изделия, которые изготовлены из сои. Они обогащены витаминами, Омега-3 кислотами, микроэлементами, изофлавонами. Эти постные продукты имеют множество достоинств:

1. Их не надо в холодильнике хранить.

2. Они быстро готовятся.

3. Сою можно отнести к полноценному источнику белка.

4. Снижают риск возникновения опухолей молочных желез и сердечно-сосудистых заболеваний.

5. Регулируют холестерин в крови.

6. Улучшают деятельность мозга.

Но врачи советуют все-таки осторожно относиться к этим изделиям. Ведь большую часть сои выращивают с применением трансгенных технологий. Выбирая соевые продукты, задумайтесь, так ли необходимы эти имитаторы.

Пример постного меню

Перед тем как приступить к готовке, приобретите провизию. Как указывалось выше, постные продукты для поста можно купить в супермаркетах, на рынках. Итак, вот пара вариантов меню, где исключены компоненты, которые запрещены в пост.

На завтрак: пшеничная кашка, приготовленная исключительно на воде. Добавьте в нее мелко нарубленную тыкву. Напиток - зеленый чай.

Обед: вегетарианский борщ, легкий салатик из свежей капусты с мелко натертой морковью.

Полдник: в духовке приготовьте картофельные рулетики с грибами. Напиток - компот из яблок.

Ужин: потушите репку с морковью. В качестве десерта - клюква, которую перемешайте с медом.

Вот еще один вариант.

Завтрак: картофельные оладушки, салат из редьки. Напиток - зеленый чай.

Обед: суп-пюре из брокколи, салат из корня сельдерея, яблок, брюквы.

Полдник: овощное рагу. Напиток - яблочно-клюквенный мусс.

Ужин: тушеные голубцы с рисом и морковкой. Напиток - чай с вареньем. Десерт - цукаты.

Теперь вы убедились, что может быть разнообразным и, самое главное, полезным. Все блюда сбалансированы и включают достаточное количество витаминов, белков, микроэлементов.

Польза и противопоказания

Некоторым людям ограничения в питании крайне противопоказаны. Освобождаются от поста следующие категории лиц:

Все, кто совсем недавно перенес сложную операцию или тяжелое заболевание;

Пожилые люди;

Беременные женщины, кормящие мамы;

Больные диабетом;

Страдающие повышенным артериальным давлением, почечной недостаточностью, серьезными заболевания желудочно-кишечного тракта, язвой желудка, гастритами;

Людям, которые заняты тяжелым физическим трудом.

Что же касается остальных, то желание их поститься медики приветствуют. Ведь хотя бы один раз в неделю надо устраивать разгрузочный день.

Поститься также полезно для работы желудочно-кишечного тракта. При употреблении постной пищи из организма выводятся вредные токсины и шлаки. Восстанавливается микрофлора кишечника. Снижается уровень холестерина и сахара, выводится лишняя жидкость. Во время поста у многих снижается вес. Многие об этом мечтают. Ведь лишний вес оказывает нагрузку на опорно-двигательную и сердечно-сосудистую системы. Постное меню богато фруктами и овощами, которые насыщают витаминами организм.

Ошибки постящихся

Ни в коем случае не стоит питаться один-два раза в день. Организм перестает получать достаточное количество источников энергии. В связи с этим может ухудшиться работа иммунной системы, и нарушится гормональный фон. В рацион обязательно включайте не только углеводистую пищу, но и белковую. Иначе это приведет к накоплению жировой ткани. Обильное употребление сырых фруктов и овощей, орехов может спровоцировать колики, вздутие и даже обострение заболевания кишечника. Обязательно в постное меню на каждый день включайте первое блюдо.

Главное в соблюдении поста - это не ограничение себя в еде, а полное очищение души. И не стоит впадать в крайности и свое меню составлять только из воды и хлеба.

Медики не советуют в многонедельный пост входить без подготовки. Это может привести к нервным срывам и расстройству здоровья. Все это возникает из-за ощущения чувства голода. Лучше всего подготавливайте себя в течение года. Устраивайте один раз в неделю разгрузку. Питание должно быть частым и дробным. Ешьте пять раз в день. Исключите жареное. Готовьте на пару, варите, тушите и запекайте.

Прочитав статью, надеемся, вы поняли, что постные продукты питательны, полезны и аппетитны, а вовсе не безвкусны.

хЧБЦБЕНЩЕ РТБЧПУМБЧОЩЕ! рПНПЗЙФЕ ТБЪПВТБФШУС. рПЮЕНХ Ч РПУФ ОЕМШЪС ЧЛХЫБФШ ЙНЕООП ФБЛПК ОБВПТ РТПДХЛФПЧ — СКГП, НСУП, ТЩВБ, НПМПЮОЩЕ РТПДХЛФЩ, ТБУФЙФЕМШОПЕ НБУМП Й РТПДХЛФЩ ЙЪ ВЕМПК НХЛЙ?
у ЮЕН ЬФП УЧСЪБОП?
й ЛБЛ ВЩФШ У ФЕН, ЮФП НОПЗЙЕ РПУФСЭЙЕУС ЧУЈ-ФБЛЙ ЙУРПМШЪХАФ Ч РТЙЗПФПЧМЕОЙЙ РЙЭЙ ТБУФЙФЕМШОПЕ НБУМП Й ДБЦЕ ОЕ ЪОБАФ П ФПН, ЮФП ЬФП ОЕМШЪС (ЙУЛМАЮЕОЙЕ — РП ЧПУЛТЕУЕОШСН)?

бООБ, ЧП-РТЕЧЩИ, ОЙЛБЛПК ЮЙУФП ТЕМЙЗЙПЪОПК РПДПРМЕЛЙ ФХФ ОЕФ. ьФП — ОЕ ЛБОПОЙЮЕУЛЙК ЪБРТЕФ. ьФП — РТБЧПУМБЧОС ФТБДЙГЙС.
ч РТБЧПУМБЧОПК ГЕТЛЧЙ ЛБЦДЩК ОПУЙФЕМШ УЧСЭЕООЙЮЕУЛПЗП УБОБ ЧРТБЧЕ ХУФБОБЧМЙЧБФШ РПУФОЩК ОБВПТ РТПДХЛФПЧ ЛБЛ ДМС ЧУЕК УЧПЕК РБУФЧЩ, ФБЛ Й ДМС ЛПОЛТЕФОЩИ ЕЕ РТЕДУФБЧЙФЕМЕК.

фП ЮФП ЧЩ РЕТЕЮЙУМЙМЙ — ЬФП ЧПЪНПЦОП ДПРХУФЙНЩК ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙК НБЛУЙНХН, ЛПФПТЩК ДМС НЙТСОЙОБ ПФОАДШ ОЕ РТЙЧЕУФЧХЕФУС (ЧЩ ЪБВЩМЙ ЕЭЕ УБИБТ, ЛПЖЕ, БМЛПЗПМШ, ФБВБЛ).
фбл РПУФСФУС ФПМШЛП РПДЧЙЦОЙЛЙ.
еУМЙ ЧЩ ВХДЕФЕ фбл РПУФЙФШУС, ФП ЧБЫ ВБФАЫЛБ УЛПТЕЕ ЧУЕЗП РПЦХТЙФ ЧБУ ЪБ ЗПТДЩОА. б ФП Й ОБЛБЦЕФ ЪБ ПОЩК ЗТЕИ 🙂
рПЗПЧПТЙФЕ У ОЙН, ОЕ ДХНБА, ЮФПВЩ ПО ЪБРТЕФЙМ ЧБН РТПЧБОУЛПЕ НБУМП ЙМЙ УХИБТЙЛ ЙЪ ВЕМПК НХЛЙ 🙂

дПРХУФЙН, ФП, ЮФП НСУП ОЕ ЕДСФ ФПМШЛП РПДЧЙЦОЙЛЙ — ЬФП чЩ ЪБЗЙВБЕФЕ!!! с УЕВС РПДЧЙЦОЙЛПН ОЕ УЮЙФБА — ОП РПУФБ РТЙДЕТЦЙЧБАУШ Й НСУОПЕ, НПМПЮОПЕ, Й ВЕМЩК ИМЕВ ОЕ ЕН, Б ТБУФЙФЕМШОПЕ НБУМП ФПМШЛП РП ЧЩИПДОЩН.
еУМЙ чЩ ДЕМБЕФЕ ЬФП ОЕ ТБДЙ ДЙЕФЩ, Б ТБДЙ вПЗБ — ФП ОЙЮЕЗП Ч ЬФПН УМПЦОПЗП ОЕФ. уМАОЙ Х НЕОС ОЕ ФЕЛХФ, НСУП РП ОПЮБН ОЕ УОЙФШУС. лТПНЕ ФПЗП, ЗПФПЧМА НХЦХ УЛПТПНОХА РЙЭХ УБНБ — Й ОЕФ ЦЕМБОЙС РПРТПВПЧБФШ.
йЙУХУ иТЙУФПУ ЧППВЭЕ ОЕ ЕМ ОЙЮЕЗП 40 ДОЕК ТБДЙ ОБЫЕЗП УРБУЕОЙС. оЕХЦЕМЙ НЩ ОЕ НПЦЕН УМЕЗЛБ РТЙДЕТЦБФШ УЧПЙ ОЕХЕНОЩЕ БРРЕФЙФЩ ТБДЙ ОЕЗП? — Anonymous
бОПОЙНХУ, НПЦОП С ЧБУ РПЦХТА ЪБ ЛБЫХ Ч ЗПМПЧЕ?

чОЙНБФЕМШОП РЕТЕЮФЙФЕ ЕЭЕ ТБЪ еЧБОЗЕМЙЕ ПФ йПБООБ. чЕДШ ЬФП ЕДЙОУФЧЕООБС ЛОЙЗБ, ЗДЕ ХРПНЙОБЕФУС П 40-ДОСИ Ч РХУФЩОЕ.

иТЙУФПУ РТПЧЕМ ФБН ЬФЙ 40 ДОЕК ОЕ ДМС ОБЫЕЗП УРБУЕОЙС. дМС ОБЫЕЗП УРБУЕОЙС ПО ЧЪПЫЕМ ОБ зПМЗПЖХ. б 40 ДОЕК Ч РХУФЩОЕ — ЬФП ЮФПВЩ ХУНЙТЙФШ УПВУФЧЕООХА ЗПТДЩОА Й РПВПТПФШ ДШСЧПМБ.

рТПЮЙФБКФЕ. й ЧЩ РПКНЕФЕ, ЮФП ЕУМЙ ЧЩ РПУФЙФЕУШ, ФП ДЕМБКФЕ ЬФП ДМС УНЙТЕОЙС ЗПТДЩОЙ, Б ОЕ ДМС ЕЕ ЧПЪЧЕМЙЮЙЧБОЙС.
чЩ РХВМЙЮОП РПИЧБУФБМЙУШ, ЮФП УФТПЗП УПВМАДБЕФЕ РПУФ? чЩ ХЦЕ Ч МБРБИ дШСЧПМБ! — Little Buda

мАВЕЪОП ЧЩУЛБЪБМБ УЧПЕ НОЕОЙЕ anna_z
(http://www.pravbeseda.org/)

рТПГЙФЙТХА: "гЕМШ РПУФБ — ПЧМБДЕОЙЕ УПВПК Й РПВЕДБ ОБД
УФТБУФСНЙ". йУЛМАЮБАФУС РТПДХЛФЩ, ЛПФПТЩЕ ЬФПНХ
РТЕРСФУФЧХАФ РП УЧПЕНХ ЮЙУФП ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛПНХ
ЧПЪДЕКУФЧЙА ОБ ЮЕМПЧЕЛБ. оБУЛПМШЛП С ЪОБА, ОЙЛБЛПЗП
УЙНЧПМЙЮЕУЛПЗП ЪОБЮЕОЙС Ч ОБВПТЕ "ОЕРПУФОЩИ" РТПДХЛФПЧ
ОЕФ. нПЈ МЙЮОПЕ НОЕОЙЕ: ГЕТЛПЧШ ЪБВПФЙФУС Й П ОБЫЕН
ЪДПТПЧШЕ, ФБЛ ЮФП РЕТЙПДЙЮЕУЛПЕ ЧПЪДЕТЦБОЙЕ ПФ ЬФЙИ
РТПДХЛФПЧ РПМЕЪОП.

дБ, ОБУЮЈФ НБУМБ: ЕУМЙ С ОЕ ПЫЙВБАУШ, НОПЗЙЕ ВБФАЫЛЙ
УЮЙФБАФ, ЮФП РПУФ ВЕЪ ТБУФЙФЕМШОПЗП НБУМБ — ЬФП ДМС
НПОБИПЧ, ОЕ ДМС НЙТСО, ФБЛ ЮФП ОБ ФБЛПК РПУФ ОХЦОП
ВТБФШ ПУПВПЕ ВМБЗПУМПЧЕОЙЕ.

оБ УЮЕФ ТБУФЙФЕМШОПЗП НБУМБ С УМЩЫБМБ, ЮФП ДБЦЕ Ч НПОБУФЩТЕ ЕЗП ЕДСФ ЛБЦДЩК ДЕОШ. пЮЕОШ ХДЙЧЙМБУШ! — Anonymous

б ЬФП ПФЧЕФ фБТБУБ (http://www.pravbeseda.org/)

уЧСЪБОП ЬФП У ГЕТЛПЧОПК ДЙУГЙРМЙОПК, ХУФБОПЧМЕООПК ЕЭЕ
УЧСФЩНЙ бРПУФПМБНЙ (69 БРПУФПМШУЛПЕ РТБЧЙМП
ЗМБУЙФ: "еУМЙ ЛФП, — ЕРЙУЛПР, РТЕУЧЙФЕТ, ДЙБЛПО,
ЙРПДЙБЛПО, ЮФЕГ ЙМЙ РЕЧЕГ, — ОЕ РПУФЙФУС ЧП УЧСФХА
юЕФЩТЕДЕУСФОЙГХ РТЕД рБУИПА, ЙМЙ Ч УТЕДХ, ЙМЙ Ч
РСФОЙГХ, ЛТПНЕ РТЕРСФУФЧЙС ПФ ОЕНПЭЙ ФЕМЕУОПК: ДБ
ВХДЕФ ЙЪЧЕТЦЕО. еУМЙ ЦЕ НЙТСОЙО: ДБ ВХДЕФ ПФМХЮЕО."),
ЛПФПТБС РТЕДРЙУЩЧБЕФ Ч рПУФ ЧЛХЫБФШ ФПМШЛП ФЕ
РТПДХЛФЩ, ЮФП ВЩМЙ ТБЪТЕЫЕОЩ вПЗПН ДМС ЧЛХЫЕОЙС бДБНХ
Й еЧЕ Ч тБА. уБН чЕМЙЛЙК рПУФ — ЬФП ЕЭЕ Й ЧПУРПНЙОБОЙЕ
40-ДОЕЧОПЗП РПУФБ ОБЫЕЗП уРБУЙФЕМС (нБФЖ. 4:2).
рПЬФПНХ РТЕДРЙУЩЧБЕФУС ЕЭЕ Й ДПЧПМШОП УФТПЗПЕ
ЧПЪДЕТЦБОЙЕ, РТЙЮЕН ЧПЪДЕТЦБОЙЕ ОЕ ФПМШЛП ПФ ЕДЩ, Б
ЧППВЭЕ ПФ ЧУСЛПК ТПУЛПЫЙ, ХЧЕУЕМЕОЙК Й ХВМБЦЕОЙК.
нБУМП ДМС ОБУ УЙНЧПМЙЪЙТХЕФ вПЦЙА НЙМПУФШ Й
ХРПФТЕВМСЕФУС ФПМШЛП Ч РТБЪДОЙЮОЩЕ ДОЙ — уХВВПФХ Й
чПУЛТЕУЕОШЕ, Б ФБЛЦЕ ДЧХОБДЕУСФЩЕ РТБЪДОЙЛЙ (ОБРТ.
вМБЗПЧЕЭЕОЙЕ).

фТБДЙГЙС УПВМАДЕОЙСФЕМЕУОПЗП РПУФБ, ЛБЛ ЧПЪДЕТЦБОЙС
УПВМАДБМБУШ РТБЧЕДОЩНЙ ЕЧТЕСНЙ Й Ч чЕФИПЪБЧЕФОЩЕ
ЧТЕНЕОБ. еЕ УПВМАДБМ Й нПЙУЕК (йУИПД 24:18 Й 34:28) Й
рТБЧЕДОЩК гБТШ дБЧЙД: "лПМЕОЙ НПЙ ЙЪОЕНПЗМЙ ПФ РПУФБ,
Й ФЕМП НПЕ МЙЫЙМПУШ ФХЛБ." (рУ. 108:24), Й НОПЗЙЕ
ДТХЗЙЕ РТБЧЕДОЙЛЙ. рПУНПФТЙФЕ ЛБЛ ЙОФЕТЕУОП УЛБЪБОП
ОБРТЙНЕТ Ч йУБЕ 58: 2-7 ЙМЙ "ч ЬФЙ ДОЙ С, дБОЙЙМ, ВЩМ
Ч УЕФПЧБОЙЙ ФТЙ УЕДНЙГЩ ДОЕК. чЛХУОПЗП ИМЕВБ С ОЕ ЕМ;
НСУП Й ЧЙОП ОЕ ЧИПДЙМП Ч ХУФБ НПЙ, Й НБУФСНЙ С ОЕ
ХНБЭБМ УЕВС ДП ЙУРПМОЕОЙС ФТЕИ УЕДНЙГ ДОЕК." (дБО.
10:2, 3)

оП ФЕМЕУОПЕ ЧПЪДЕТЦБОЙЕ ДПМЦОП ВЩФШ РП НЕТЕ ДХИПЧОЩИ Й
ФЕМЕУОЩИ УЙМ. рПЬФПНХ ОЕ ОБН УХДЙФШ, РПЮЕНХ ОЕЛПФПТЩЕ
ЙЪ ОБЫЙИ ВМЙЦОЙИ ОЕ ЧПЪДЕТЦЙЧБАФУС ПФ ХРПФТЕВМЕОЙС
НБУМБ, Б ОЕЛПФПТЩЕ ПФ ХРПФТЕВМЕОЙС Й ДТХЗЙИ РТПДХЛФПЧ.
п ДЙУГЙРМЙОЕ РПУФБ ОБДП ЪОБФШ ЧУЕН, Б ДБМШЫЕ ЛБЦДЩК
ДПМЦЕО УДЕМБФШ УЧПК ЧЩВПТ РТЕДЧБТЙФЕМШОП
РПУПЧЕФПЧБЧЫЙУШ УП УЧПЙН ДХИПЧОЩН ПФГПН Й РПМХЮЙЧ ПФ
ОЕЗП ВМБЗПУМПЧЕОЙЕ.

Vab 10 БРТЕМС 2002 ЗПДБ

лУФБФЙ УЛБЪБФШ, ЧЕУОБ — ЧТЕНС ЧУСЮЕУЛЙИ ЮЙУФПЛ.
уМЙЪШ ЧЩИПДЙФ, УПЛЙ РПДОЙНБАФУС. юФПВЩ УМЙЪШ ЧЩЫМБ —
ОХЦОП ПЗТБОЙЮЙФШ ЕЕ РТЙФПЛ ЙЪЧОЕ Й ПЗТБОЙЮЙФШ РТПДХЛФЩ,
УРПУПВОЩЕ ЕЕ ТПЦДБФШ. ьФП ЮФПВЩ РПФПН УПЛЙ УЧПВПДОП РПДОСМЙУШ.
еУМЙ ЛБУБФШУС НПМПЮОЩИ РТПДХЛФПЧ, ФП ЦЙЧПФОЩН Ч ЬФП ЧТЕНС ФПЦЕ ОЕМЕЗЛП.
рП ЛТБКОЕК НЕТЕ, ТБОШЫЕ ВЩМП ЙНЕООП ФБЛ, ЛПЗДБ РПФТЕВМСМЙ ЧУЕ УЧЕЦЕЕ.
нПМПЮОЩЕ РТПДХЛФЩ ФПЦЕ ПФОПУСФУС Л ТПЦДБАЭЙН УМЙЪШ.
лБЛЙН ВПЛПН УАДБ РПРБМП ТБУФЙФЕМШОПЕ НБУМП — ОЕРПОСФОП.
еУФЕУФЧЕООП, ФБВБЛ Й УРЙТФОПЕ Л ПЮЙЭБАЭЙН УТЕДУФЧБН ОЕ ПФОПУСФУС.

б ЧПФ ЮФП ДХНБЕФ Kirrr (http://www.pravbeseda.org/)
уБНЩК РТПУФПК ПФЧЕФ — РПФПНХ ЮФП гЕТЛПЧШ ФБЛ ЧЕМЙФ.
ьФПЗП ДПУФБФПЮОП.

оП ЕУМЙ ЕЭЕ ИПЮЕФУС ЮФП-ФП ХУМЩЫБФШ, ФП Ч ФТХДБИ РП
БУЛЕФЙЛЕ ПЮЕОШ ЮБУФП НПЦОП ЧУФТЕФЙФШ ХФЧЕТЦДЕОЙС П
ФПН, ЮФП СДЕОЙЕ (ДБЦЕ ОЕПВСЪБФЕМШОП ПВЯСДЕОЙЕ)
ОЕЛПФПТЩИ РТПДХЛФПЧ (НСУБ, ОБРТЙНЕТ)РТПЧПДЙФ Л
ТБЪЦЙЗБОЙА ТБЪМЙЮОЩИ УФТБУФЕК, Ч ПУОПЧОПН ВМХДОПК.
фБЛ ЮФП ЕЗП ДБЦЕ Й ОЕ Ч РПУФ МХЮЫЕ УМЙЫЛПН ЮБУФП ЕУФШ
ОЕ ОБДП.

у ХЧБЦЕОЙЕН
лЙТЙММ

Упражнение "Вставить слово"

Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слово, стоящее слева и справа от точек.

Битва … ругань.

Животное … нежность.

Скамья … магазин.

Карточная игра… стержень с резьбой.

Химический элемент … лес.

Вращающийся стержень … насыпь.

Супружество … изъян.

Металл … кожа.

Рыба … оружие.

Большое решето … шум.

Родник … отмычка.

Рыба … инструмент.

Залив … часть земли.

Молодая ветка …

рПЮЕНХ Ч РПУФ ОЕМШЪС ЙНЕООП: НСУП, СКГБ, ТЩВХ, НПМПЛП Й ВЕМХА НХЛХ?

самовольный уход.

Косточка пальца … паукообразное.

Рыба … наклонная поверхность.

Предлог… ремень узды.

Собака … прейскурант.

Шалость … болезнь.

Должность … воздержание от пищи.

Ответы: брань, ласка, лавка, винт, бор, вал, брак, хром, меч, грохот, ключ, пила, губа, побег, фаланга, скат, повод, такса, проказа, пост.

Часть оружия … торговое учреждение.

Средство общения … часть ротовой полости.

Взбитый торчащий вихор … повар.

Часть речи … местный говор.

Письменный стол с выдвижной крышкой и ящиками… учреждение, контора.

Гильза с капсюлем, зарядом пороха и пулей или дробью… хозяин по отношению к подчиненным.

Место открытой разработки полезных ископаемых… бег коня.

Заостренная палка… старинная мера пахотной земли.

Трубка с затвором для выпуска жидкости или газа… подъемный механизм.

Условный знак музыкального звука… официальное, письменное обращение

правительства.

Облик…икона.

Широкая улица… программа, план.

Вещество… тайна.

Награда… организация с определенным уставом.

Старинное речное судно… инструмент.

Химический элемент… большой кипятильник.

Чувство… устаревшее наречие.

Бег лошади… животное.

Группа людей… тазик.

Продукт… тайный агент.

Танец… бег лошади.

Домовой… птица.

Ответы: магазин, язык, кок, наречие, бюро, патрон, карьер, кол, кран, почта, образ, проспект, секрет, орден, струна, титан, страсть, рысь, шайка, шпик, галоп, щур.

См. также

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей RSS [email protected]

Почему нельзя есть в пост животную пищу

Почему в пост нельзя молочные продукты, и другие вопросы про пост | Милосердие.ru

Фото с сайта pravmir.ru

Протоиерей Александр Борисов:

В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее - для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте.

Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами - то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно, всей Церковью.

Надо ли стремиться к тому, чтобы пища была невкусной?

Протоиерей Александр Борисов:

Суть поста - не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы, хотя бы ненадолго и ненамного, даем себе шанс приглушить в себе животное начало, попридерживаем его и даем месту духу.

Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно - мы же во славу Божию вкушаем! Мы не только от еды, мы от всего в жизни получаем удовольствие - от каждого цветка, от солнца, хорошей погоды, пения птиц. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность.

Конечно, были и есть аскеты, святые древние и новые, которым было уже не важно, что они едят: например, свт. Иоанн Шанхайский, святой наших дней, суп смешивал со вторым блюдом, - чтобы значимость пищи как удовольствия свести к минимуму. Но ведь это не наша мера.

Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности - если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы.

Кончается пост - приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, благодарим Бога за трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени.

Как вести себя постом в гостях, если знакомые, пригласившие в гости, не постятся?

Фото с сайта bg.ru

Протоиерей Константин Островский:

Вот две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь».

И мы, отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном.

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев.

А может быть, если бы они увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и соблюдали бы посты? Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не поругают ли они невольно Церковь, которая на самом деле не виновата в том, что мы такие бестактные христиане?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть непостное (раз уж задался такой день), это уже страсть и лукавство.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Протоиерей Алексей Потокин:

Человек до грехопадения был чист, и питался в Раю только растительной пищей. Для нас такое состояние - редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Потому что насыщает радость общения, а не селедка под шубой. Вспомните: если сидишь с друзьями и есть о чем говорить, - так или уж важно, как вы при этом закусите?

Тем более если сокровище наше - в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом (попостился душой и телом), прекрасно сесть и за общую праздничную трапезу.

Почему в пост нельзя есть именно мясо? Из-за его питательности? Тогда как относиться к практике восполнения питательности различными растительными заменителями (напр., грибы)?

В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста – время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести. Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 504).

Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.

Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.

Что нельзя есть в пост: важный список

Ограничения в пище, накладываемые церковью на время поста, имеют глубокие духовные корни и способствуют оздоровлению организма в целом.

Посты утверждены церковью с целью возвысить в людях духовно-нравственные стремления над чувственными физическими. Поэтому целый ряд продуктов питания животного происхождения на время поста попадает под запрет.

Что нельзя есть в пост и почему

В первую очередь, во время Великого поста рекомендуется воздерживаться от мясных продуктов (мясо, субпродукты, колбасы, мясные консервы) и птицы. Мясо относится к калорийной пище, и для его усвоения требуется много энергии, выплеска эмоций. Смысл же поста заключается в том, чтобы сдерживать свое плотское начало. Кроме того, церковь накладывает запрет на мясо потому, что через него передаются страсти и негативные эмоции, которые чувствовали животные в момент их убиения.

По той же причине под запрет попадают молочные продукты (в том числе пахта, сыворотка, мороженое, сухое молоко) и рыба, которую за все время поста разрешается вкушать лишь дважды – в день двунадесятого праздника - Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим).

Яйца также относятся к пище животного происхождения. А она, в отличие от растительной пищи, вызывает в нас раздраженность, агрессию и другие страсти. Если принимать пищу не для насыщения, а для вкусовых изысков, тогда это тоже будет страстью чревоугодия.

Соблюдая пост, следует сократить употребление растительного масла и алкоголя. Пост есть духовное упражнение, имеющее целью оздоровление всего человеческого естества. Благодаря ограничению калорийности пищи душа освобождается от гнета и притязаний сытой (а зачастую и пресыщенной) плоти и способна к большей свободе духовных движений и дел.

Церковный устав разрешает употребление вина в субботние, воскресные и праздничные дни Великого поста, но его прием должен быть крайне умеренным – не более двух бокалов некрепкого напитка.

Нельзя есть в пост также животные жиры, маргарины, майонезы, сахаристые кондитерские изделия (зефир, ирис), шоколад (за исключением натурального горького), сдобную выпечку и фастфуд.

Польза постного меню

Пост полезен не только для души, но и для тела. Врачами-диетологами доказано, что в начале весны организм остро нуждается в растительных белках. Наши предки интуитивно догадывались об этом и именно в это время года переключались на растительную пищу.

Благодаря вегетарианскому меню из организма выводятся шлаки и токсины, длительная диета помогает расстаться с лишними жировыми накоплениями, омолаживает организм, активизируя метаболические процессы. Это и хорошая профилактика атеросклероза, заболеваний печени и суставов.

Кроме того, соблюдение поста благоприятно влияет на душевное состояние человека, повышая настроение, работоспособность и жизненный тонус.

Лучшие рецепты постных салатов

Питание в пост: вопросы и ответы — Консультация диетолога онлайн

Галия | 24.02.2014 | Из практики |

1. Что такое пост?

Пост - это в первую очередь духовная практика.

Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело.

(Святитель Иоанн Златоуст)

Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

(Святитель Василий Великий)

2. Почему в пост нельзя есть целый ряд продуктов? Ограничения в еде - это неотъемлемая часть поста. Они призваны помочь самосовершенствованию и торжеству духа, поэтому исключается возбуждающая и праздничная еда и напитки.

Мы живем в обществе потребления под властью рекламы. В метро и на улицах, в магазине и по телевизору, в журналах и почтовых ящиках - реклама еды, ресторанов. И мы как-то забыли что чревоугодие - это грех. И пост призван регулировать наши излишние запросы в еде, напитках, в развлечениях и другие желаниях. Пост предполагает умеренность в еде и дисциплину, и помогает обратиться в духовным ценностям.

3. Есть ли какие-то общие правила? Единых правил поста в русской православной церкви не существует. В каждом монастыре есть собственный устав, предназначенный для монахов, а не для светских людей. У большинства людей образ жизни сильно отличается от жизни в монастыре. Поэтому миряне руководствуются наставлениями своего священника и он несет ответственность за исход поста.

Во время поста, как правило, исключаются мясо, птица, молочные продукты, яйца, сдоба и выпечка с яйцами, спиртное. Священник может разрешить есть продукты, рекомендованные врачом (молочные продукты и даже мясо - как лекарство), если человек болеет. И мои клиенты о таких случаях рассказывали.

4. У меня тяжелая физическая работа. Как мне соблюдать пост? Пост должен быть посильным для человека, а не разрушать тело. Для людей тяжелого труда, допустимо с разрешения священника есть пищу, которая позволит нормально работать.

5. У меня больной желудок. Как мне соблюдать пост? Как правило, при болезнях пищеварения люди едят мало сырых овощей, исключается капуста, бобовые. Иногда «протертые» диеты, где много сильно измельченных, хорошо проваренных блюд сохраняются долгое время, даже когда нет обострения. При этом уменьшается выделение пищеварительных соков и ферментов - ведь вся пища уже разваренная или протертая. Поэтому увеличение количества овощей в период поста или бобовые могут с непривычки стать нагрузкой для пищеварения, особенно если перед этим была лечебная диета. В традициях русской православной церкви посту предшествовали 2 недели: «мясопустная», а потом «сыропустная» - как подготовка к посту, чтобы не было резкой смены режима питания.

Людям с болезнями пищеварения я советую придерживаться простых правил. 1) на время еды оставить спешку, тщательно пережевывать пищу. Не совмещать еду с другими делами (просмотр телевизора, работа за компьютером). 2) Не делать резкой смены питания. За один день вводить 1 новое блюдо. Если вы какие-то продукты долго не ели, то начинать их есть в небольшом количестве. 3) Для баланса белка начинайте включать суп-пюре из красной чечевицы. Бобовые (хорошо проваренную чечевицу, фасоль) по 1-2 столовой ложке можно добавлять в салаты, в суп или к крупяным гарнирам. Если вы их хорошо переносите, то через 2 недели, когда организм привыкнет, количество бобовых можно постепенно увеличить.

6. Чем можно заменить мясо? Главное, что уходит из рациона во время поста - это белковые продукты животного происхождения (мясо, птица, молочные продукты, яйца). Рыба присутствует ограниченно. Поэтому в период поста многие начинают испытывать дефицит белка и возникает желание есть мясо. Откуда же тогда взять белок? Есть замечательные источники растительного белка - это горох, фасоль, чечевица, нут, орехи, семечки. Они-то и должны занять полноправное место в питании. Кроме белка, в бобовых есть медленные углеводы и полезная клетчатка, которые усваиваются постепенно и создают чувство сытости. Добавьте фасоль к картошке, и вы получите сытное и питательное блюдо. Но блюда из бобовых редко встречаются на столе во время поста. Это связано исключительно с традициями русской кухни. У нас знают только гороховый суп или кашу, и консервированную фасоль. Я посмотрела постное меню, которые предлагали рестораны и кафе в прошлом году, и убедилась, что бобовые мало готовят даже там. А вот в европейской кухне есть множество рецептов супов, гарниров и салатов, в которых входят бобовые. У нас знают нут как «турецкий горошек» и думают, что его едят только на Востоке. Хотя он хорошо известен в европейской кухне.

Если вы раньше не готовили бобовые, то лучше начинать с чечевицы. В отличие от фасоли, она не требует замачивания и варится от 10 до 30 минут в зависимости от сорта.

Красная чечевица уже через 10-12 минут разваривается, и из нее можно приготовить пюре или суп-пюре. Хорошая замена привычной картошке. Зеленая чечевица варится 20-30 минут, ее можно класть в суп, есть как гарнир или добавлять в салаты. Фасоль (как и горох) требуют замачивания на 10-12 часов, и варится 1 час. Когда готовите борщ, не забывайте добавлять фасоль. Из фасоли можно сделать лобио. Бобовые хорошо сочетаются с овощами и картошкой, поэтому их добавляют в салаты, и готовят вкусные и сытные вторые блюда. Что касается орехов и семечек - помимо белка, в них много жира, ими нельзя заменить обед.

Включайте бобовые в рацион ежедневно, орехи и семечки добавляйте в салаты или в кашу. Как источник белка можно есть тофу (соевый творог) и блюда из сои.

7. Как часто можно есть рыбу? Единых правил поста не существует. С потреблением рыбы положение такое же, как с бобовыми. О пользе рыбы сказано много и есть рыбная кухня, да вот большинство россиян ест ее один раз в месяц и реже. Поэтому в постном меню рыба чаще появляется в виде консервов.

Вообще-то консервы - это походная еда. Оставьте их туристам и солдатам. Для остальных случаев нужно найти рыбный отдел в магазине или на рынке. В некоторых магазинах рыбу могут почистить и разделать. Рыба, в отличие от грибов, имеет высокую питательную ценность, легко переваривается, во время поста ее можно и нужно включать в питание.

8. Все ли постные продукты полезны? На постном столе часто бывает много консервов: домашние соленья-маринады, квашеная капуста, грибочки, лечо и кабачковая икра. И если обычно лечо использовалось как соус, то во время поста кто-то может съесть целую банку - ведь нужно есть овощи! У нас укрепилось мнение, что если продукт «постный» он однозначно полезный. Хочу сказать, что это не так. Консервы содержат много соли, консерванты, что вызывает отеки. Их не стоит есть людям с болезнями желудка и поджелудочной железы, а также при болезнях сердца и почек. Грибы - это тяжелая пища, они медленно перевариваются, по 4-6 часов и очень плохо усваиваются организмом. Есть грибы могут только здоровые взрослые люди, больным и пожилым людям от грибов следует воздержаться. Конечно, лучше всего включать в рацион свежие овощи. Но в это время года найти овощи приемлемого качества - становится непростой задачей! Цена килограмма свежих овощей или салата приближается к цене мяса. А цены на салаты в ресторанах - кусаются.

Внимательно изучите местный рынок овощей и выбирайте овощи наилучшего качества. В зависимости от того, где вы живете, на рынках будут доступны: огурцы и помидоры, морковь, свекла, капуста, пекинская капуста, салаты и зелень, стебли сельдерея, корень сельдерея. Для квашеной капусты и солений тоже найдется место на столе, но нельзя строить весь рацион из консервов.

9. Почему во время поста некоторые худеют, а некоторые наоборот замечают, что набрали пару килограммов? Не так давно, еще пару веков назад, обильная еда была лишь по праздникам - замечу, достаточно редким. Есть регулярно мясо могли себе позволить лишь богатые, и это считалось удовольствием, от которого в период поста приходилось отказываться. Сдоба и сладости также были атрибутами праздника, а не повседневной пищи. А пить спиртное осуждалось церковью. Но все меняется. И в наши дни праздничная еда для некоторых становится нормой, появляются лишние килограммы, а с ними давление, одышка и храп по ночам… Тяжесть в животе после позднего плотного ужина мешает заснуть. И вот человек принимает решение соблюдать пост. При этом начинает следить за питанием и думать о том, что он ест. Питание значительно меняется: уходят привычные жирные и обильные блюда, спиртное. А вместе с тем приходит умеренность в еде, ведь кашей или капустой объедаться не будешь. Съешь ровно столько, сколько нужно. Организм приходит в себя от постоянного праздника и вес начинает снижаться. Посмотрим другую ситуацию. Вы мясо и раньше ели редко, творог и сыр - тоже не каждый день, и в организме уже был дефицит белка. Начинается пост и в вашем питании остаются углеводы и консервы. А рыбу и фасоль вы не едите. И дефицит белка превращается в белковое голодание. В условиях голодания организм начинает запасать жир. Хочу отметить, что в пост исключается только сдоба и выпечка с яйцами, при этом углеводов остается много: картофель и макароны, каши, хлеб. Из сладостей присутствуют мармелад и пастила, свежие фрукты и сухофрукты, сорбет, чай с сахаром, соки. Быстрые каши не только быстро готовятся, но и быстро усваиваются.

Почему в пост нельзя есть именно мясо?

А если их есть с медом, орехами и сухофруктами, то это самый настоящий десерт. Конечно, это вкусно. Но если вы будете завтракать быстрой кашей, обедать картошкой, а ужинать макаронами, то на таком питании можно прибавить в весе.

Пост подразумевает умеренность в еде, поэтому есть много сладостей, даже разрешенных, не стоит. Ешьте сладости во время завтрака или как десерт в обед. Выбирайте традиционные каши, которые нужно варить более 10 минут, как это делали мамы и бабушки. Кроме картошки и макарон, включайте бурый рис, булгур (пшеница), и конечно, бобовые и овощи.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПОСТА

История установления поста восходит к временам сотворения человека. Заповедь о посте Господь дал людям еще в раю: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 16-17). И на всем протяжении ветхозаветной истории можно найти множество примеров, в которых благочестивые люди важные моменты своей жизни предваряли постом. Так, например, пророк Моисей, взойдя на гору Синай и представ пред Господом и получив от Него заповеди, потом сорок дней и сорок ночей хлеба не ел и волы не пил (Исх. 34, 28). Пророк Илия, идя к горе Божией Хорив, также постился сорок дней, вознося молитвы Господу (см.: 3 Пар. 19, 8).

Подобно Церкви ветхозаветной, христианская Церковь с самого начала своего освятила пост. В Новом Завете Господь неоднократно говорил с учениками о воздержании, открывая им многое о тайне поста. Своим примером и учением Спаситель и Его святые ученики показали нам, что пост как телесное и духовное воздержание, вместе с прочими средствами к спасению, положен в основание здания Церкви Божией.

Христос Сам постился сорок дней и во время Своей спасительной проповеди Евангелия заповедал: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17). По примеру и учению Иисуса Христа также постились и апостолы. Они заповедали посты верующим, и Церковь их непрерывно сохраняет.

ДЛЯ ЧЕГО МЫ ПОСТИМСЯ?

Во-первых, пост служит необходимым средством к нашему единению с Богом, так как он окрыляет нашу душу и делает ее способной к сосредоточенной молитве и покаянию.

Во-вторых, пост является спасительным орудием к одолению искушений от диавола, который изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Он помогает нам бороться с губительным недугом нашего времени — своеволием, со страстями, похотями, греховными желаниями. Пост погашает пламень зависти, раздражительности и гнева, истребляет величавую надменность, уничтожает мечтательные тщеславные помыслы.

В-третьих, пост — это определенное служение Богу, поскольку через наше воздержание мы воздаем Господу должную почесть. Ведь именно воздержание служит Богу той малой данью, которую мы можем принести Ему за совершенные нами прегрешения.

И, в-четвертых, пост делает нас соучастниками в страданиях, крестной смерти и славе Богочеловека. Святой Амвросий Медиоланский говорит: «Желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос. Он, не имея греха, постился 40 дней, а ты, грешник, не хочешь поститься… пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал».

ПОСТ ТЕЛЕСНЫЙ И ДУХОВНЫЙ

Пост телесный непременно требует и поста духовного. В этом союзе и состоит полный, истинный пост, который возводит постящихся к общению с Господом, очищая и освящая тело строгим воздержанием от пищи и пития, а душу — молитвой, душеполезным чтением и другими добродетелями. Один пост телесный без поста духовного ничего не дает для спасения души.

Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прошения всех обид, воздержания от супружеской жизни, исключения увеселительных меро­приятий и просмотра развлекательных телепрограмм, без размышлений о путях своего духовного развития пост становится всего лишь диетой.

Воздержание от пиши нужно для того, чтобы ослабить силу плоти и сделать ее послушной человеку. В пост нужно стараться обуздать свой гнев, приучиться к кротости, снисходи­тельности, обрести сокрушенное сердце, испытать свою совесть.

Но следует помнить, что пост не есть голодание. Голодают и диабетики, и йоги, и заклю­ченные в тюрьме, и просто нищие. Нигде не говорится о посте изолированно, как о неядении мяса и прочего. Хорошо сказано об этом в Триоди Постной: «Постимся, братия, телесно, постимся и духовно».

«Ешьте мясо, но не ешьте человека», или немного о Великом Посте

Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с: духовным деланием и имеет богоугодные цели.

РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ В ПОСТЕ

В чем должен состоять телесный пост конкретно для каждого? Здесь нельзя дать однозначного ответа. Главное, поститься нужно благоразумно, рассудительно, исходя из наших телесных сил и помня мудрое изречение преподобного Амвросия Оптинского, что мы «не телоубийцы, а страстоубийцы».

Каждый должен определить себе меру поста, советуясь со своим духовным наставником, учитывая свою телесную крепость и состояние здоровья. Так, например, пожилым, больным людям, детям, а также беременным женщинам разрешается ослабить пост. Также бывают случаи, когда при тяжелом физическом труде или при большом недостатке продуктов, или находясь в путешествии христианин не может соблюдать обычные нормы поста в питании. Зато он может усилить молитву и свое сокрушение о грехах, отказаться от всяких развлечений, от сладостей и лакомых блюд, или будет поститься хотя бы в среду и в пятницу. Словом, пусть в той или иной мере все же приобщится к посту.

Следует отметить, что о конкретных мерах послабления следует посоветоваться со священником и испросить на это его благословение. И если по немощи приходится ослаблять установленную Церковью норму поста, нужно постоянно в молитве просить за это прошения у Господа: «Господи, прости меня, что я по немощи своей нарушил (или нарушила) святой пост».

С другой стороны, надо помнить, что неприлично кающемуся и скорбящему о своих грехах есть постом много и вкусно, хотя бы и постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если постящийся будет вставать из-за обильного стола с чувством переполненного желудка. Общее правило умеренности в воздержании состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом вкушал столько пиши, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насытиться.

Поэтому для поста, как и для всякой добродетели, нужна рассудительность. Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны — будь то излишество поста или пресыщение чрева. Причем неумеренное воздержание часто вреднее пресыщения, так как может внушить человеку чувство гордости и полностью извратить смысл поста. Вместе с тем пост — это не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других. Поэтому нужно бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь благоразумно скрывать от них свой подвиг и свои лишения.

Почему в пост нельзя есть именно мясо? Из-за его питательности? Тогда как относиться к практике восполнения питательности различными растительными заменителями, например грибами?

В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста – время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести. Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 504).

Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.

Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.

Священник Афанасий Гумеров

Цель поста

Цель поста – борьба со страстями, воздержание души от раздражительности и гнева, глубокое смирение, хранение ума и чувств, обуздание языка от осуждения и празднословия, стяжание незлобия. Поэтому постом мы должны удаляться от всего, что развлекает нас, возбуждает и усиливает греховные навыки.

Если ум наш пленен земными пристрастиями, чувства возбуждены мирскими впечатлениями, а силы отданы суетным делам, то духовное сознание наше замутнено, и неспособно воспринимать небесную благодать. Понимание это доступно не только духовному опыту, но чуткой интуиции поэта.

«Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь»

(А.С.Пушкин).

Лишь тогда в человеке просияет образ его Небесного Родителя, когда душа освободится от мутных страстей и просветлеет. К сожалению, печальные мирские бури бушуют не только у стен наших домов, но давно наполнили шумом наши тесные квартиры. По изощренной дьявольской услужливости наши жилища до пределов переполнены всеми атрибутами современного мира. Отборный мир политических скандалов, преступных акций, шумных аморальных историй благодаря телевидению и радио стал частью нашего домашнего быта. «Всякого, кто взглянет на нашу современную жизнь в перспективе той нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена – например, в России или Америке, или любой западноевропейской стране, - не может не поразить то, насколько ненормальной стала сейчас жизнь. Самое понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни – все резко изменилось, стало с ног на голову, исключая несколько отдельных групп – обычно христиан того или иного исповедания, которые пытаются сохранить так называемый «старомодный» уклад жизни», - писал более четверти века назад отец Серафим (Роуз).

В прежней России Великим постом закрывались театры, прекращались балы. Жизнь заметно менялась.

«В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, - по субботам он сам зажигает все лампадки, - всегда напевает приятно-грустно: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и я напеваю за ним, чудесное:

И свято-е... Воскресе-ние Твое Сла-а-вим!

Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней Поста, - Святое Воскресенье, в светах. Радостная молитвочка! Она ласковым счетом светит в эти грустные дни Поста.

Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет... где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом - другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь - «такое, как душа расстается с телом». Они стерегут, чтобы ухватить душу, а душа трепещет и плачет - «увы мне, окаянная я!» Так и в ифимонах теперь читается.

Потому они чуют, что им конец подходит, Христос воскреснет! Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня дождаться. И не помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: помни... по-мни!.. - поокивает он так славно.

В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест - по-мни.. по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется - постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина, - «Красавица на пиру», - закрыта простынею»

(И.Шмелев. Лето Господне).

Все настраивало на то, чтобы провести семь недель поста с пользой для души и приготовиться к особой пасхальной радости, которая предъизображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.

Жизнь наша изменилась, но душа живет прежними потребностями. Уставшая от мутных нескончаемых информационных потоков, она ностальгически тоскует. И благо нам, если мы воспользуемся семью неделями Великого поста, чтобы дать душе покой, устранившись от всего, что ее расслабляет, возбуждает и лишает внутреннего мира. Меру подвига каждый должен определить сам.

Молитва преподобнаго Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

В продолжение Великого поста мы подготовили для наших читателей ответы священников из рубрики « », имеющие отношение к посту. Надеемся, что этот материал будет кому-то полезен и разъяснит непонятные моменты.

Какое отношение к посту имеют определенные продукты питания. Почему именно их нельзя вкушать постом? Почему нельзя вкушать масло растительное? Почему можно икру вкушать?…

Мы постимся, воздерживаясь от пищи определенного качества. Святые отцы, зная влияние различной пищи на дух человека, установили различный устав о посте в разные дни. В Великий пост, время строгого воздержания и говения — растительная пища. Масло можно только в субботы и воскресенья. В остальные дни постимся строже и смиряем свое тело и душу сухоядением.

Рыба — тоже постный продукт. Но пост с рыбой уже облегченный. Рыбная икра считается менее питательной, чем рыба. Раз в год, на Лазареву субботу, она дозволяется для утешения постящихся в честь праздника. Еще легче пост, когда мы воздерживаемся только от мяса (на Масленице). Собственно, это еще не пост, а подготовка к несению бремени Великого поста. Монахи никогда не едят мяса.

Мясо и мясопродукты, молоко, яйца, пищу животного происхождения нельзя есть в пост не потому, что мы гнушаемся этой едой, считаем ее скверной, а потому, что качество пищи влияет на душу, на ум и сердце. Скоромная пища утучняет плоть, придает ей дебелость, отягощает мозг. В этом состоянии человек не способен к покаянию, он сладострастен телом и умом, духовное преуспеяние делается для него невозможным. Поэтому святая Церковь и установила посты. Если внимательно посмотрите на православный календарь, вы увидите, что постных дней в году больше, чем скоромных. Когда начнете поститься, вы увидите и опытно познаете благотворное влияние поста на душу человека. Он вводит христианина в состояние духовное, способное к подвигам и принятию Божественной благодати. Пост — весна души.

Вся градация скоромных и постных продуктов построена по принципу их калорийности и усвояемости желудком. Чем более пища калорийная, сытная и усваиваемая, тем она более скоромная, чем менее калорийная и приятная желудку, тем она более постная.

Поэтому градация такая: мясные продукты — молочные продукты и яйца — рыбные продукты — рыбная икра — пища с растительным маслом — пища без добавления каких-либо жиров (без масла) — невареная пища — хлеб с водой — полное воздержание от пищи.

Хочу обратить внимание, в этой импровизированной шкале употребление какого-то определенного вида продуктов дозволяет и употребление всего, что перечислено правее этого вида. А то мне приходилось сталкиваться с такими курьезами, когда люди кушали на Масленице молоко, но запрещали кушать рыбу. Или одна только воцерковленная христианка жарила своему мужу рыбу без растительного масла, потому что в календаре не было указано, что можно «с маслом».

Отче, помогите мне разобраться, как себя вести в пост в коллективе на работе. Здесь пост не соблюдают, а мне приходится скрывать, что я не употребляю скоромного, с трудом (особенно в мясоеды, по средам и пятницам). Если в Великий пост практически ничего не надо объяснять, то в мясоеды мне сложно. Вот, например, последний раз, я была в командировке в другом городе. Люди нас приняли и в честь нашего с ними знакомства накрыли стол (причем это делала женщина очень небогатая, но с искренней симпатией к нам). Была пятница, я сидела и думала, что мне ответить, когда начали все обращать на меня внимание и спрашивать, почему не ем. Решила, чтоб не выглядеть «фарисеем», съесть предложенный мне кусок шаурмы. Отче, подскажите мне, пожалуйста, сильно ли я согрешила? Мне всегда хочется каждую минуту говорить о Боге, о Его заповедях, но замечаю, что многие еще невоцерковленные люди комментируют это с шутками и прибаутками, поэтому уже опасаюсь произносить что-то о вере, чтоб люди по неведению своему не говорили греховных речей. Опасаюсь тщеславия (своего), если буду подчеркивать, что стараюсь соблюдать посты. Ведь Господь заповедал нам пост соблюдать пред Отцом небесным, а не перед людьми. С другой стороны, нарушать пост — это малодушие и чревоугодие. Честныи отче, что мне делать в таких ситуациях, на Ваш взгляд?

Отвечает иерей Иоанн Курбацкий, настоятель храма РПсЦ в г. Калуге.

Вы избрали путь неуклонного соблюдения установленных в Церкви постов. Это необходимое средство спасения, но на этом пути всегда будут искушения. Но не надо бояться, будьте верны Господу и избранному узкому пути. Вот как говорит святое Писание:

Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2: 1-2).

И апостол Павел говорит, что

от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3-4).

Каждый из нас, кто учился в светском вузе или работал на светской работе, встречался с подобными трудностями. Правда, мужчинам в этом смысле легче: все вопросы снимались на стадии знакомства, когда объяснялась причина ношения бороды. Все остальное уже не вызывало недоумений. Да, могли быть насмешки, шутки и т.п., но в конечном итоге у большинства людей строгость в исполнении постановлений своей веры вызывает уважение. Вот Вы говорите о фарисействе. Фарисейство не в том, что люди знают о том, что мы постимся или молимся, а в лицемерстве, в том, что человек делает все напоказ ради славы людской. Есть ли это у вас? Подумайте, а не подаете ли вы соблазн другим людям своим малодушием, когда нарушает посты?

Когда возникают описанные Вами случаи, надо кротко с любовью пояснить, что сегодня постный день, так и так, не надо из-за меня расстраиваться, что-то предпринимать. Как правило, люди относятся с пониманием. Здесь надо быть готовым еще и к тому, что люди начнут задавать вопросы о вере, о смысле постов, и важно грамотно на них ответить. Кстати, если Вы сами для себя четко будете знать, для чего поститесь, то Вам будет гораздо легче и самой соблюдать посты и отвечать на распространённое возражение против постов (мол, не то сквернит человека, что входит в уста, что, мол, главное «Бог в душе» и т.п.).

А за тех, кто позволяет себе греховные речи, надо в душе помолиться: «Господи, прости им, они не ведают, что творят». Мне кажется, что это не самое худшее поведение. Хуже, когда человек вообще равнодушен ко всему. И помните, непременное отторжение всегда вызывает, если человек превозносится своим благочестием и смотрит на всех свысока, с осуждением. Вот это уже фарисейство и такой пост Богу неугоден. Да укрепит вас Господь.

Отче, допускается ли беременной ослабить пост (включая Великий)? Можно ли вкушать молочные продукты, яйца; при необходимости мясо? Что важнее: четкое соблюдение ограничений и запретов или здоровье будущего ребенка?

Отвечает иерей Иоанн Севастьянов, настоятель храма РПсЦ в г. Ростове-на-Дону.

Могу сказать из опыта моей жизни. Ослабление поста для беременных и кормящих допускаю, так сказать, на одну ступень. Если по уставу пища без растительного масла — я позволяю есть с маслом, если с маслом — то разрешаю есть с рыбой. Но в Великий Пост рыбу не разрешаем, кроме двух двунадесятых праздников.

Что касается здоровья малыша, то советую Вам не забывать, что подает его Милосердный Господь. Только от Него зависит, будет ли наш малыш здоров и родится ли он вообще. Не от продуктов, не от нашей правильной подготовки, а от Его Благого Промысла. Сам Господь повелел нам соблюдать пост. Ведь не может Он противоречить Себе. Поэтому желаю Вам не ослабевать в своем постном подвиге и надеяться на помощь Божию.