План – конспект урока по окружающему миру. Конспекты уроков по окружающему миру в начальных классах

Откуда берутся снег и лёд?

(окружающий мир)

1 класс

Урок: Окружающий мир.

Раздел : «Человек и природа»

Тема урока : «Откуда берутся снег и лёд?»

Тип урока : Открытие нового знания.

Цель урока : организовать практическую деятельность, в результате которой обучающиеся выделят свойства снега и льда.

Задачи:

    Образовательные : создание условий для ознакомления учащихся со свойствами снега и льда и использования этих свойств в жизни; продолжить обучению практическому исследованию природных объектов и явлений.

    Развивающие: создание условий для развития познавательных процессов младших школьников при помощи мультимедийной презентации; способствовать развитию творческих способностей; развитие эмоционального отзыва на художественное описание явления природы «восхититься», «удивиться», «порадоваться»; развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.

    Воспитательные: показать необходимость в самостоятельном поиске информации.

формировать экологическую культуру учащихся.

Универсальные учебные действия :

познавательные УУД-

развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков;

коммуникативные УУД -

развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;

регулятивные УУД -

формирование оценочной самостоятельности учащихся.

предметные –

познакомить со свойствами льда и снега, с их образованием .

Оборудование:

для обучающихся:

    иллюстрации и фотографии зимних пейзажей;

    оборудование для опытов,

    индивидуальные таблицы для занесения выводов исследования

    карточки с графическим диктантом,

    учебник «Окружающий мир» Плешакова А.А.;

    сигнальные карточки

для учителя:

    мультимедийный проектор и экран;

    презентация,

    сравнительная таблица “Свойства льда и снега”.

    конверт с загадками;

    бумажные снежинки;

Планируемые результаты и критерии их оценивания:

обучающиеся научатся:

делать выводы о свойствах снега и льда в результате практических действий, изображать эти действия с помощью схем, удерживать учебную задачу, проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Подготовительная работа: прогулка в зимний лес; наблюдение за снегопадом.

Рассматривание снежинок: форма, строение, рисунок.

Конспект урока.

I .Организационный момент

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!

II. Актуализация знаний.

Создание мотивации.

Учитель : Сегодня к нам на урок пришли гости. Вы хотите узнать кто они?

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель...

(Снеговик).

На доске появляется рисунок Снеговиков, к которым прикреплен конверт с загадками.


Учитель: Снеговики принесли конверт. Давайте посмотрим, что там? (карточки с загадками) Если вы отгадаете загадки, то вы узнаете, что больше всего любят Снеговики.

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный...
(Снег)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно .
(Лед)

Учитель : Так что же больше всего любит Снеговик? Почему?

Снег и лёд – основной признак зимы. Зимой на улице мы видим много снега и льда.

Учитель : Вы хотите узнать, откуда они берутся?

Снеговик предлагает нам ответить на этот вопрос.

(Класс делится на 4 группы, на столе в каждой группе лежат необходимые материалы для опыта и 2 объекта для изучения (снег и лёд))

III . Усвоение новых знаний и способов действий

Практическая работа.

Учитель: Ребята сегодня вы будете учёными – исследователями. К вам в лабораторию для изучения попали 2 известных вам объекта: снег и лёд. Вам нужно в группе вместе рассмотреть, изучить и сравнить их и сделать вывод, закончив предложение в учебнике о свойствах льда и снега. Каждая группа будет исследовать одно свойство.

Откройте учебник с. 68. На странице вам в помощь представлена картинка, которая показывает вам, что нужно сделать с объектами, чтобы прийти к выводу. Посоветуйтесь в группе, как вы будете выполнять задание.

Ученики обговаривают план выполнения задания и поднимают сигнальную карточку зелёного цвета вверх (сообщают о готовности).

Учитель : с чего вы начнёте работу?

Дети : сначала рассмотрим картинку (изучим, что нужно сделать с объектами), затем выполним действие с 1 объектом и прочитаем вывод, который предложен в учебнике, затем выполним действие со 2 объектом и сделаем вывод о свойстве 2 объекта, затем простым карандашом закончим предложение в учебнике о свойстве 2 объекта.

На доске появляется пошаговый план работы.

План работы:


Учащиеся самостоятельно работают в группах и выполняют задание.

После завершения работы один представитель от группы, зачитывает вывод и объясняет вследствие чего они пришли к этому выводу.

1 группа:

Возьмите палочку и воткните её в снег. (Он рыхлый)

Воткните в лед. (Твердый, хрупкий)

Возьмите молоток. Ударьте по льду. Сделайте вывод.

Вывод: Снег рыхлый. Лёд хрупкий, так как он разбился молотком.

2 группа:

Положите снег и лёд на цветную бумагу.

Расскажите о цвете снега и льда.

(На цветную фигурку один ученик за партой кладет немного снега, а другой кусок льда).

Вывод: Снег белый. Лёд бесцветный.

3 группа:

Какое вещество снег или лед обладают свойством прозрачности?

Как доказать?

Вывод: Снег непрозрачный. Лёд прозрачный, так как через него, возможно, увидеть другие предметы.

4 группа: Опустим в стаканы с водой кусочек льда и комочек снега в конце опытов мы посмотрим, что получится.

Вывод: В тепле снег и лёд тают. Образуется вода. Это мы пронаблюдали вследствие нашего опыта.

При проверке работы на доске оформляется запись вывод в виде слов- помощников.

СНЕГ ЛЁД

Рыхлый Хрупкий

Белый Бесцветный

Непрозрачный Прозрачный

Тают

Дети заполняют таблицу

Вещества

Цвет

Прозрачность

Действие тепла

Другие cвойства

СНЕГ

ЛЁД

Физминутка

Ночью был мороз и вот –

Мы коньками режем лёд.

Разбежались, покатились,

Поскользнулись и свалились.

Снова на ноги поднялись

На носочках приподнялись,

Вверх подпрыгнули все дружно,

На урок уже нам нужно

IV .Первичная проверка понимания изученного

1.Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.

Учитель: Итак, снег и лёд имеют различные свойства. А если у них что–то общее? Где в природе вы видели лёд? (В луже, в реке, на мокрой дороге)

А ещё в природе можно встретить ледники и айсберги (Учитель показывает картинки)


Так что такое лёд? (Это замерзшая вода)

Если лёд – это замёрзшая вода. Тогда, что такое снег? (Снег – это множество снежинок)

На что похожи снежинки? (На звёздочки, шесть лучей, все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.)

Как вы думаете, где образуются снежинки? (В небе, в облаках) А как?

Послушайте Снеговика, как он объясняет это природное явление. (Звучит аудиозапись с фрагментом из рассказа Марты Гумилёвской «Где рождается снег?)

Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Думали, что идёт он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем. Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки. Всё бывает совсем по – другому . Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно – медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

2.Наблюдение.

Рассмотрите снежинки. Сколько лучей имеет каждая из них?

Какую форму имеет снежинка? Все ли снежинки одинаковые?

О какой тайне снежинок мы сегодня узнали?

Дети рассматривают разные картинки снежинок.

Учитель: Что же интересного об образовании снега вы узнали из рассказа Снеговика? Обсудите в группе ответ на этот вопрос. (Выступает одна группа по желанию, а другим предлагается дополнить ответ) .

Вывод: Снежинки образуются в небе в облаках. А облака – это скопление капелек воды на небе. В тёплое время они выпадают в виде дождя. Когда наступает зима – капельки воды превращаются в снежинки.

Учитель: Мы изучили свойства снега (на доске появляется карточка со словом «снег») и льда (карточка со словом «Лёд»).

вода

Состоят они из воды (карточка) Учитель: Как эти объекты связаны между собой? Давайте эту взаимосвязь на схеме покажем стрелочками.

вода


Итак, сделаем вывод: «Снег и лёд – это замершая вода».

Физминутка.

Как пушинки, мы летим,

Нас колышут ветерки,

Белой стайкой мы летим

Лечь на землю мы хотим.

V .Рефлексия

Ребята, что нового и интересного узнали на уроке?

Снеговики предлагают вам поиграть в игру «Да или нет».Они называют предложение, если вы согласны - рисуете синий кружок, если нет – красный. Эта игра поможет вам оценить свою работу на уроке. (Один ученик выполняет задание на маркерной доске, остальные на карточках)

    Снег при таянии превращается в воду.

    Если вода замерзнет, она превращается в лёд.

    Снег бесцветный.

    Лёд прозрачный.

    У снежинок пять лучей.

    Снег рыхлый.

    Лёд хрупкий.

    Снег непрозрачный.

    Все снежинки одинаковые.

    Снег белый.

Взаимопроверка.

Учитель: Сравните свои ответы с ответами Снеговиков. За правильный ответ – поставьте плюсик.

Модельный ответ.

Поднимите руку те, у кого все плюсики.

(Снеговики вручают ребятам в подарок красивые снежинки)

VI .Домашнее задание:

Творческая работа.

Учитель: Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.

Попробуйте дома нарисовать свою неповторимую снежинку.

Спасибо за урок!

Источники

Библиотека
материалов

Приложение 2

Конспекты уроков, на которых использовались инновационные подходы при изучении раздела «Человек и природа. Разнообразие видов животных».

Открытый урок по окружающему миру во 2 ”Б” классе

Тема: Путешествие по материкам

Цель : Дать знания о материках Земли: географическое положение, растительный и животный мир, крупные страны, расположение на территории материков.

Задачи: Формировать представление о материках. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, обобщение, конкретизация.

Воспитывать интерес к предмету через игру-путешествие по материкам.

Ход урока.

Содержание урока

Дид. коментарий

Обоснование

1.Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями. Начинаем урок естествознания.

Настраиваю на урок

2. Сообщение темы урока.

Сегодня нам с вами предстоит путешествие по материкам Земли. Вы узнаете, какой материк самый жаркий, где протекает самая длинная река в мире и где растет самое высокое дерево на Земле – секвойя, с кем из медвежат можно смело идти путешествовать.

Заинтересовываю детей

3.Скажите, кто знает о материках?

1)В Австралии обитают кенгуру и коала.

2)Наша страна Россия – самая большая на Земле. Она расположена на материке Евразия.

3)В Африке обитают слоны, жирафы, зебры, верблюды.

4)Антарктида – самый холодный материк.

Подумайте, на какой материк вы хотели бы сегодня путешествовать, выбирайте и отправляйтесь на материк.

Демонстрация первичных знаний через речь. Активизирую детей, вызываю интерес к теме

Вызов – анализ собственных знаний

4. А сейчас мы составим кластер после прочтения текста. Будем работать в группах. По одному человеку от группы дети рассказывают о материках.

Физкультминутка: плывем под музыку.

Развиваю мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизацию, классификацию

Осмысление –ребята вступают в непосредственный контакт с информацией

5.А сейчас мы поиграем в игру “Угадай материк”. Чей материк называю, та группа и встает.

1)Среди обитателей этого материка много попугаев, утконосов, ехидны. Здесь растут травяное и бутылочное деревья, пальмы, папоротники, акации. Здесь обитают сумчатый медведь – коала и кенгуру. На территории этого материка всего одно государство. Это самый маленький материк (Австралия).

2) Обитатели этого материка - белки, лоси, ежи, лисы, волки, верблюды, тигры, обезьяны, змеи. Это материк, на котором находятся две части света. Здесь находится Россия. Омывают материк 4 океана (Евразия).

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение интересным провожу игру “Угадай материк”

6. А теперь еще раз попутешествуем по континентам.

Видеофильм.

7.Сейчас мы будем создавать карту. Представьте, что вы – первооткрыватели вашего материка. Создайте карту, пользуясь условными обозначениями, которые вы найдете в конвертах.

У нас получилась карта Мира.

Дети на практической работе закрепляют материал

8. Теперь давайте посмотрим, верны ли наши предположения.

Давайте подведем итоги, как вы поработали в группах.

9. Д/з. Составить творческую работу “Путешествие в Антарктиду”.

Рефлексия – способность оценивать собственное действие.

Конспект урока по курсу “Окружающий мир” в 1 “Б” классе.

Тема: «Где живут медведи и слоны» (урок-игра)

Цель: изучить, где живут слоны и медведи

Задачи: формировать представления о разнообразии природы земли, познакомить с холодными и теплыми районами земли, с животным миром этих районов, выполнить аппликацию из резаных ниток.

Итак, ребята, начинаем урок на тему “Где живут медведи и слоны?”. Урок сегодня необычный, сегодня урок- игра, путешествие .

Сейчас мы немножко вспомним материал предыдущих уроков. Будем играть в игру “Да-нет”. Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то на листочках вы будете рисовать, если не согласны - .

Вторник идет после воскресенья.

В году четыре времени года.

Осенью на деревьях распускаются листья.

Весна приходит после зимы.

Понедельник, вторник, среда – это месяцы?

Суббота идет после пятницы.

В неделе семь дней.

Осенью желтеют и опадают листья.

Весной самые длинные дни и самые короткие ночи в году.

Проверка:

У кого нет ошибок?

Ребята, давайте посмотрим на доску и вспомним тему урока (“Где живут медведи и слоны?”).

А поможет нам узнать об этом Цветик-семицветик.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Ученик : Лишь коснешься ты земли.

Быть по-нашему вели.

Вели оказаться там, где живут белые медведи!

(Кружатся с закрытыми глазами, садятся)

Где же мы, ребята? Кругом снег, лед, здесь очень холодно (на Севере).

Нам нужно вооружиться всем необходимым. Что нам понадобится? (Шапка, куртка, варежки, лыжи, аэросани).

На Земле есть очень холодный район - это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом (показ на глобусе). В этом районе Земли расположен Северный полюс.

Ребята, посмотрите, кто нас встречает?

А сейчас мы попробуем сделать своих белых медведей (показ образца).

Итак, где же живут белые медведи? (на Северном полюсе).

На Земле есть два полюса: Северный и Южный (показ). Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой.

Как вы думаете, надо ли снимать теплую одежду, если мы окажемся на южном полюсе в Антарктиде? (Нет, там тоже холодно).

Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)

Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (льдом и снегом)

Какой полюс расположен в этом холодном районе Земли (Северный полюс)

Как называется район Земли, где расположен Южный полюс? (Антарктида)

Чем покрыта поверхность этого огромного участка суши? (толстым слоем льда)

А сейчас цветик-семицветик поможет нам оказаться в Антарктиде!

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг.

Ученик : Лишь коснешься ты земли.

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе!

Какие же животные обитают в Антарктиде?

Мудрая черепаха приготовила очень интересный вопрос “Охотятся ли белые медведи на пингвинов?” (нет, потому что они живут в разных районах Земли).

Видеофрагмент о пингвинах.

Вот мы и узнали, где живут белые медведи и почему они не охотятся на пингвинов. А где живут слоны?

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг.

Ученик : Лишь коснешься ты земли.

Быть по-нашему вели.

Вели отправиться в теплые страны, где живут слоны!

Видеофрагменты.

А теперь разделимся на группы. Две группы отправятся в путешествие в саванну, две – в тропический лес. Нужно составить рассказ-отчет о путешествии по плану (дается каждой группе).

Слушаем рассказы.

Итак, какие животные живут в теплых районах Земли? (слоны, носороги, львы, крокодилы, мартышки, питоны).

Давайте попробуем вылепить из пластилина слоника.

Из каких частей будет состоять слоник? (тело, 4 ноги, хвост, уши, хобот, бивни)

Выполнение работы.

Давайте определим, какой из слоников больше всех похож на настоящего.

Итак:

Какие районы есть на Земле? (холодные и теплые).

О каких холодных районах Земли мы узнали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида).

Чем похожи эти районы? (покрыты снегом и льдом).

В каких районах Земли круглый год жарко? (в саванне и тропическом лесу).

Где живут белые медведи? А где живут слоны?

Понравилось вам путешествие?

А на память о нем вам останутся фигурки белых медведей и слоников.

Урок Окружающий мир в 3 “Б” классе

Тема: Разнообразие животных.

Цели: Ознакомиться с новой классификацией животных и их групповыми признаками.

Задачи: Расширять кругозор. Учить работать со справочной литературой (энциклопедией). Учить работать в группах. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: магнитная доска, карточки с названиями животных, магниты, энциклопедия животных, экран, компьютер, проектор, музыкальный центр, карта растений и животных, кассета, диск, карточки для каждого участника, тетради на печатной основе.

Ход урока

Урок окружающий мир в 3 «Б» классе.

Учитель: Ваганова Лариса Борисовна.

Тема: Разнообразие животных.

Цели: Ознакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками.

Расширять кругозор. Учить работать со справочным материалом (энциклопедией). Учит работать в группах.

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Магнитная доска, карточки с названиями животных, магниты, энциклопедия животных, экран, компьютер, проектор, музыкальный центр, карта растений и животных, кассета, диск, карточки для каждого ученика, тетради на печатной основе.

Ход урока.

Я бы хотела начать урок с высказывания замечательного писателя, большого знатока природы М.М.Пришвина. «Охранять природу – значит охранять Родину.»

Как вы понимаете это высказывание?

Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать природу. Напишем тест по теме предыдущего урока: «Разнообразие растений»

Тест и его проверка.

На экране: Слон, собака, паук, ананас, аист.

Найдите лишнее (ананас)-(убирается)

т.к оно относится к царству растений.

Чем похожи остальные слова? (Относятся к царству животных)

А можно перечислить всех представителей царства животных? (Нет, их очень много)

Сформируйте тему урока. «Разнообразие животных?»

На какие группы вы можете разделить животных?

Работа с магнитной доской.

Карточки:

Белка черепаха

Корова заяц

Курица лягушка

Щегол кролик

Задание: Среди данных животных выбрать щегол, кролик, сначала домашних, а за тем диких.

Как называется наука о животных? (зоология)

Ученые – зоологи делят царство животных на большее число групп.

Рассмотрим классификацию животных (таблица на экране.)

Сейчас вы увидите представителей каждой группы животных.

Презентация.

Физкультминутка.

Откроем учебники и найдём основные признаки некоторых групп (Экран.)

Где ещё, кроме учебника, мы можем найти информацию о животных?

(Телевидение, радио, книги, газета, журналы, интернет справочной литературы и т.д.)

Давайте поработаем в группах. Вы знаете, как работать с энциклопедией. Задание каждой группе:

1группа – как общаются обезьяны.

2группа – какие звуки издают серые волки.

3группа - что такое эхолокация и кто из животных ей пользуется?

4группа – как общаются киты?

Начинаем работу и заканчиваем по моей команде.

Заслушаем представителей от каждой группы.

Я не случайно дала вам такое задание, потому, что сейчас мы услышим голоса этих животных.

Работа в тетради на печатной основе страница 38.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было особенно интересным.

Итак, мы хорошо поработали, а тетрадь оцените себя сами по таблице. (На карточках у каждого и на экране.)

Урок окончен. Всем спасибо.

Конспект открытого урока окружающего мира в 3 “Б” классе

Тема : ИГРА-путешествие по родным просторам

Цель: Дать знания о лесе и лесных обитателях.

Задачи: Формировать представление о лесных обитателях.

Развивать память, внимание, мышление, воображение, навыки импровизации, актерские способности.

Воспитывать любовь к родной природе.

Содержание урока

Дидактический комментарий

Обоснование

1.Организационный момент

Взаимное приветствие. Настроить детей на путешествие, привлечь внимание.

2.Сообщение темы урока “Вместе весело шагать”

Игра-путешествие по родным просторам

Заинтересовываю ребят, готовлю к восприятию нового.

3.-Подумаем, на чем можно путешествовать? (пешком, на санях, на лошади, на самолете, поездом, теплоходом, на машине, на собаках, на ракете, на плоту, в лодке, на пароме, на автобусе, на метеоре, на трамвае, на метро, на электричке, на такси, и т.д.)

Давайте отправимся путешествовать пешком. В предлагаемых обстоятельствах надо быть серьезным и внимательно относится к себе и к другим. Что мы возьмем с собой в дорогу? (Улыбку, хорошее настроение, гитару). Итак, отправляемся…

Включается магнитофонная запись “Звуки леса ”.

Ребята, где мы очутились? (В лесу)

Кто что услышал? (Птички поют, кузнечики стрекочут, мухи гудят, ручеек журчит, кабан хрюкает, дятел стучит по дереву, комары пищат).

Давайте побудем в роли деревьев. Дети встают в шахматном порядке.

1-ый ребенок: Звонко поют птицы. Где же они прячутся? (на деревьях). Вот большой участок леса, на нем сплошь березы растут. Это березовая роща.

2-й ребенок: Ну уж, эти деревья вы сразу узнаете. Лес, где растут если, называется ельником. Здесь всегда полумрак. Раскидистые плотные ветви елей не пропускают солнечные лучи.

3-й ребенок: Ого, а у этих деревьев даже верхушки не видать. Маленькие сосенки из всех сил, наперегонки тянутся вверх - к солнцу и свету. Вот почему в сосновом бору все деревья высокие, стройные. Если посмотреть вверх – будто колонны стоят, а на них ковер наброшен.

4-й ребенок: А вот раскинул могучие ветви лесной великан. Дуб – один из лесных долгожителей. Дубовая роща называется дубравой.

Давайте теперь полюбуемся красотой леса и разбредемся по лесу.

Что же вы будете делать в лесу? (можно послушать птичку, поискать грибы и ягоды, понаблюдать за насекомыми, понюхать цветы, подержать на ладони насекомых и отпустить).

А срывать цветы будем? (нет). Они стоят недолго, лучше полюбуемся этой красотой в лесу. Полюбовались?

Надо посмотреть не потерялся ли у нас кто-нибудь, пока мы гуляли лесу. Давайте пересчитаемся по порядку. Но рассчитываться надо так, чтобы не произносить цифры 3 и 7, числа, в состав которых попадает такая цифра. Вместо этого надо хлопнуть в ладоши.1,2,V,4,5,6,V,8,9,10,11,12,V,14,15,16,V и так далее.

Вот мы дошли до ручейка. Давайте изобразим ручеек. Раз, два, три! (Изображаем ручеек).

Ручеек течет, ой, ребята, здесь бревнышко. Давайте пройдем по бревнышку через ручеек. Представим его. Я иду первая, а вы за мной.

Мы вышли на полянку. Устроим привал. Сядем-ка на пригорке, да расскажем скороговорки.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Хорош пирожок, внутри творожок.

    Дятел дуб долбил, да недодолбил.

    Летели лебеди с лебедятами.

    Сеня вез воз сена.

    Проворонила ворона вороненка и т.д.

Ребята, а что еще делают на привале? (Отдыхают, песни поют, обедают, играют).

Давайте поиграем. Представьте, что мы очутились на зеленом лугу и превратились в мотыльков или бабочек.

А теперь мы с вами поиграем, предлагаю спеть песню.

Песня Ю. Визборга “Милая моя”.

Поблагодарим лес хорошей песней. Попросим гостей подпеть нам, присоединяйтесь к нам.

Эстафета “На чем можно путешествовать ”. О чем вы хотите напомнить нам всем перед путешествием

Театрально-творческое учебное упражнение “Ускоряй-замедляй”.Слежу за тем, чтобы дети меняли движение со сменой музыкальных частей, ритмически ходили и бегали под музыку.

Упражнение “ Послушаем звуки леса”.

Дети изображают березовую рощу (импровизируют).

Следить за движением рук и корпуса тела. Для усложнения задачи предлагаю “превратиться” в одно из деревьев.

Творческое упражнение “Если бы”.

Имитируется движение по бревнышку через ручеек.

Сплочение коллектива. Создание дружеской теплой атмосферы. Помочь детям проявить любовь и интерес к Родине через понимание искусства и культуры народа.

Развитие быстроты реакции, внимания, мышления, обогащение словаря.

Развитие умения двигаться в соответствии с заданным темпом.

Развитие произвольного внимания.

Развитие речи, расширение представлений о лесе.

Развитие актерских способностей ребенка, раскрытие творческой индивидуальности каждого, раскрепощение личности, тела. Развитие воображения, сценического общения.

Приобретение навыков импровизации.

Развитие внимание.

Развитие умения ориентироваться в пространстве, воображение.

Развитие умения вводить в действие импровизационные движения.

Выработка четкой дикции.

Развитие умения слышать начало и окончание музыки, целенаправленно действовать.

Развитие музыкального слуха, становление личности ребенка на основе национальной культуры, на традициях, духовного формирования личности.

4. Итог урока:

Понравилось вам в лесу?

Хочется еще сюда прийти?

Что мы должны сделать, уходя из этого зеленого дома, который нас приютил? (Убрать мусор за собой, сказать лесу “спасибо” за то, что нас приютил).

Где было трудно?

Что услышали в лесу?

Что увидели в лесу?

Что почувствовали, ощутили, пережили?

Что удивило?

Что насторожило?

Воспитание любви к родной природе.

Приложение 3

Дидактический материал, используемый при преподавании раздела

«Разнообразие животных»

Задания к теме «Животные леса»


Ответ: медведь.


    Кроссворд к теме «Насекомые леса»

Отгадай загадки про насекомых, отгадки впиши в кроссворд.

По горизонтали:

    На миру живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

    Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик. (Стрекоза.)

Кто его убьет, тот кровь свою прольет. (Комар.)

По вертикали:

    1. Кто за печкою живет,

Спать мне ночью не дает?

Найдите материал к любому уроку,

Окружающий мир, 1 класс «В подводном мире».


Конспект урока по окружающему миру. 1 класс.

Материал пригодится учителям начальных классов, работающих по разным программам, может быть полезен воспитателям детских садов. Дети узнают, чем рыбы отличаются от других животных, на какие группы распределяют рыб. Ребята научатся анализировать и обобщать информацию, затронут вопросы экологии.
Цель: изучение особенностей внешнего строения и отличительных признаков рыб в связи с водным образом жизни.
Задачи:
* научить отличать рыб от других групп животных по определенным признакам (чешуя, жабры);
* учить делать выводы на основе наблюдений;
* развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников,
* сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи;
* развивать умение наблюдать, делать выводы;
* воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: урок – мини-исследование.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Оборудование: музыка с шумом моря, карточки с надписями для схем «Признаки рыб», «Виды рыб», плакат «Строение тела рыбы», картинки морских пресноводных и аквариумных рыб, клей, конверты с вырезанными из картона частями тела рыбы: голова, туловище, хвост, чешуйки. (1 конверт на парту, так как дети работают группами), удочки и рыбы на магнитах, персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник Поглазова О.Т. «Окружающий мир», рабочая тетрадь часть 2.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.

Учитель: На какие группы можно распределить природные объекты? (природные объекты живой и неживой природы, предметы, сделанные руками человека)
- Перечислите объекты неживой природы.
- Что относится к объектам живой природы?
- Объекты какой группы живой природы мы изучаем? (группу животных)
- Какие свойства живых существ есть у всех животных? (животные – это часть живой природы. Они питаются, растут, развиваются, дают потомство).
- С какими группами животных мы уже познакомились? (млекопитающие, птицы, насекомые)
- По какому признаку животных относят к млекопитающим? (все млекопитающие вскармливают своих детенышей молоком)
- К какой группе отнести кита и дельфина?
- Каких животных относят в группу насекомых? (животные у которых 6 ног)
- Какой отличительный признак птиц? (тело покрыто перьями)
3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
Учитель: Ребята, о ком мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.

Учитель: Какая же тема нашего урока? Чему должны на уроке научиться? (Дети сами формулируют тему урока)
Рыбы
Учитель: Мы познакомимся с основными признаками этой группы животных, с их многообразием.
На доску вывешивается надпись: «Признаки рыб»
Учитель: Ребята, сейчас мы отправляемся в подводный мир. Вы побываете в роли исследователей, узнаете много нового и интересного.
Звучит музыка звуки моря.
4. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы
4.1. Внешнее строение и отличительные признаки рыб.

Учитель: Давайте приступим к исследованиям, выясним, что общего у всех рыб. Из каких частей состоит тело рыбы?
Работа в учебнике. Работа у доски с картинкой, дети выходят и показывают строение тела рыбы.


Учитель: У вас на партах лежат отдельные части тела рыбы. Составим модель рыбы и назовем ее части тела.
В виде аппликации дети составляют рыбу, клеят на синий картон основные части рыб: голову, туловище, хвост.


Учитель: Ребята, кто догадался, почему эта рыба называется „красноперка“? (У нее красные плавники, похожие на перышки.)
- Значит, «крылышки» у рыбы – это ее плавники, с помощью которых она плывет в воде, то выше, то ниже. А за направление ее движения отвечает хвост. Карп пробует пищу хвостом. Послушайте еще одну загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

Учитель: Что это за одежда? (Чешуя.)
- Какая часть тела не покрыта чешуей? (голова, хвост)
- Для чего рыбам нужна чешуя?
На доске составляется схема «Признаки рыб»
Чешуйки защищают рыб от повреждений, от проникновения вредных микроорганизмов. В момент движения чешуйки и слизь, покрывающая все тело рыбы, помогают рыбке быстро передвигаться в воде. Рыба-меч может развивать скорость до 90 км/ч.
Учитель: Рассмотрите в учебнике, как чешуйки расположены друг к другу? (они наслаиваются друг на друга)
Учитель: А теперь попробуем самостоятельно с помощью вырезанных из бумаги кружочков смоделировать «одежду» рыб. Оказывается, это не так-то просто. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Откуда лучше начинать выкладывать чешуйки? (с хвоста) Распределите обязанности в паре, чтобы выполнить работу быстро и правильно.
Дети из бумажных кружков моделируют чешую рыбки.


Учитель: Посмотрите на свои макеты рыб, у вас получились разные рыбки, но что общего у всех рыб?
Дети: Строение тела, чешуя.
Учитель: А если бы у нас в руках были живые рыбки, куда бы мы их отпустили? (в воду)
- Значит, не только строение тела объединяет рыб, но и среда обитания.
- В какой части тела расположены глаза? (на голове)
- Чем глаза защищены у человека? (веками)
- Человек моргает каждые 10 секунд 1-2 раза.
- Рассмотрите в учебнике и скажите, в чем особенность глаз рыб?
Дети рассматривают и высказывают свои предположения, что вокруг глаз нет век.
Учитель: Окружающая вода увлажняет и очищает их глаза. Рыба никогда не мигает. У многих рыб хорошее зрение.
Учитель: Человек в воде может не дышать только полторы минуты, потому что дышит легкими. А рыба живет под водой всю жизнь, потому что дышит жабрами.
Учитель: Почему про рыбу говорят: « В воде играет, а на земле умирает»?
Дополняется схема на доске: «Признаки рыб»: чешуя, жабры.


Учитель: Чем отличатся рыбы от других групп животных?
Дети: У рыб есть чешуя и дышат они жабрами.
Учитель: Что общего у рыб?
Дети: Все рыбы живут в воде, плавают с помощью хвоста и плавников.
Физкультминутка.
4.2. Многообразие рыб.
Учитель: Ребята, каких рыб вы знаете? Послушайте загадки:
Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна. (Щука)
Эта рыба плоская, как блин,
И все время лежит на дне. (Скат)
Там, где сыро и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Я всеми и всегда
Узнаюсь без труда.
Полосатый пиджачок,
Ярко-красный плавничок. (Окунь)

При отгадывании загадок картинки с рыбами вывешиваются на доску.
Учитель: Ребята, а где живут рыбы?
Дети: В реке, озере, пруде.
Учитель: Как называются такие рыбы? (речные, озерные)
- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)
- А у нас дома, где могут жить рыбы? (в аквариуме)
- Как мы называем таких рыб? (аквариумные)
На доске составляется схема «Рыбы»: аквариумные, пресноводные, морские.
1 группа - аквариумные рыбки.
Ученик 1: Первые аквариумы появились в Древнем Египте, люди устраивали специальные бассейны для рыб в садах и парках. От солнца они были защищены специальными навесами. Царь Ассирии украсил каменными чашами с водой одно легендарные висячие сады Семирамиды.
Ученик 2: Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян.
Учитель: В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школах, детских садах, офисах. Аквариумные рыбки очень красивы, посмотрите на них в учебнике.
(На доске тоже можно устроить выставку картинок)


Мой аквариум огромный,
Как домашний океан,
За стеклом струится скромный
Пузырьков живой фонтан.
Там, в аквариуме, рыбка,
У неё подводный дом,
Рыбка двигается гибко,
Машет веером-хвостом.
Эта рыбка не простая -
Золотой её наряд,
Ярко радугой блистая,
Завораживает взгляд.
Между водорослей нежных,
Возле камешков на дне
Рыбка плавает неспешно,
И живёт на радость мне.

2 группа – пресноводные рыбы.
Учитель: На земле много водоемов с пресной водой – реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб.
Работа с учебником: дети читают и запоминают название рыб.
Ученик 1: Щука – хищница. Живет в реке и озере. Поедает мелких рыбешек, лягушек. Щука – рыба-санитар. Откладывает около 1 000 000 икринок. Может жить до 50 лет.
Ученик читает стихи:
Щука - рыба хищная,
Малосимпатичная,
Длинная, пятнистая,
Хитрая и быстрая.
Любит карасей гонять,
Не давая им дремать.

Ученик 2: Рыба – угорь «сухопутная». Может обходиться без воды – 36 часов. Переползает из одного водоема в другой, посреди ночи, только воздух должен быть влажным.


Учитель: В Красную книгу занесено 10 видов исчезающих рыб. Среди них осетр, стерлядь и другие.
3 группа – морские рыбы.
Ученик 1: Жизнь в морях необычайно разнообразна. Там обитает более 25 тысяч видов рыб. Самые красивые и необычные рыбы – это морские. Известно более 200 видов акул. Большинство из них жестокие хищники. Они питаются другими животными, могут нападать на людей. Самая большая рыба на земле – китовая акула. Весит 30 тонн, а в длину достигает от 15 до 20 метров. Питается планктоном, рачками.

Ученик 2: Интересна рыба морской черт, обитающая в черном море. Рыба имеет сплюснутую голову с зубастой пастью. На голове не только глаза, но и удочка, ее конец похож на червя, который привлекает рыб (скумбрию, сельдь)


Звуки моря. Игра «Рыбалка»: дети под музыку моря вытаскивают из ведра удочкой бумажных рыбок и прикрепляют на доску. работа со схемой: нужно распределить на группы: пресноводные, морские, аквариумные. Можно распределять просто картинки по группам.
4.3. Загрязнение водоемов.
Учитель: Ребята, в любой ли воде могут жить рыбы? А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть? Что должен сделать человек, чтобы рыбы не погибли?
Просмотр презентации из 3 – 4 слайдов о загрязнении водоемов (по усмотрению педагога)
Вывод: «Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы».
Учитель: А вы знаете, что рыбы кашляют. К такому выводу пришли американские ученые. Услышать рыбий кашель им удалось с помощью специального оборудования.
5. Обобщение.
Учитель: Какие отличительные признаки есть у группы рыб? (жабры, чешуя)
- Что общего у всех рыб? (Строение, среда обитания)
- Чем отличаются рыбы? (Окраской, размером, формой туловища, плавников, хвоста).
6. Рефлексия.
Дети читают стихи.
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух,
Все равно, что нам нырнуть.

Тема урока «Твой родной край»
Цель урока
формирование представления о родном крае;
Задачи урока
● Образовательные
­ обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством решения практических задач с привлечением краеведческого материала
­ знакомство учащихся с политико­административной картой России и местоположением на ней родного края
● Развивающие
­ повышение мотивации к обучению, интерес к окружающему миру, к родному краю
­ применение полученных ранее знаний в новых условиях
­ совершенствование умения ориентироваться в информационном материале
­ развитие творческих способностей учащихся, умение передавать полученные знания
● Воспитательные
­ формирование нравственно­этической ориентации
­ формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
­ привитие навыков делового сотрудничества
Дополнительная информация
Тип урока: комбинированный
Формы работы:
● Индивидуальные:
● Групповые
Универсальные учебные действия:
● личностные
­ смыслообразование (мотивация; границы собственного знания и “незнания”)
­ самоопределение (внутренняя позиция школьника; самооценка)
­ морально­этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм работы в группе)
● метапредметные
­ регулятивные (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность)
­ коммуникатвные (речевая деятельность; навыки сотрудничества)
­ познавательные (работа с информацией; анализ; обобщение; подведение под понятие)
1

№п/
п
● предметные
­ основы системы научных знаний
­ опыт “предметной” деятельности по получению, преобразованию и применению знаний
­ предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Необходимое оборудование и материалы:
● учебник
● карта природных зон
● политико­административная карта России
● аудиозапись песни “Край родной”
● толковый словарь
● мультимедийная система, презентация
Ход урока
Этап
Деятельность обучающего
Деятельность обучаемых
Планируемые результаты
Организаци
онный
момент
Проверка
знаний и
умений
учащихся
для
подготовки
к новой
теме
Приветствует учеников
­Начнём урок. Работаем дружно, быстро,
чётко, по­деловому.
­Мы с вами совершили заочное путешествие
с севера на юг по нашей прекрасной Родине.
Вы уже можете рассказать о природе
каждой зоны, сравнить их между собой.
Предлагает обратиться к учебнику.
­Перечислите природные зоны, где мы
побывали.
­В какую природную зону хотелось бы вам
отправиться? Почему?
Останавливает внимание на лесной зоне, в
которой находится наш край.
Предлагает на ближайших уроках как
Приветствие
Выполняют задание на с. 124
учебника. Один из учеников, по
мере перечисления зон детьми,
показывает их на карте
природных зон.
Высказывают свои мнения,
обосновывают их.
Личностные
Метапредметн
ые
Предметные
Основы системы
знаний
Установление
понимания
границ «Что я
знаю»;
самоопределени
е; внутренняя
позиция
школьника
Регулятивные;
построение
речевых
высказываний;
умение работать
с картой
2

Высказывают
предположения

свои
Мотивация на
учебную
деятельность
Работа

источником
информации
с
Метапредметны
е действия с
учебным
материалом
Постановка
цели
занятия
перед
учащимися
что является
можно больше узнать о родном крае.
­Много красивых и интересных мест на
земле… (звучит песня «Край родной»)
Предлагает догадаться,
целью/содержанием урока.
При изучении раздела « Родной край –
часть великой России» мы будем говорить о
том, какой наш край, как живут и чем
занимаются люди, что нас окружает, чем
богат наш край.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
Работают с толковым словарём
Записывает слово «край» на доске,
сообщает, что слово это многозначное.
Школьникам предлагается узнать все
значения этого слова в Толковом словаре,
который находится в учебнике русского
языка.
­Как вы понимаете значение слова край?
Где мы можем узнать точное значение
слова?
­Какое из значений подходит на уроке?
­Познакомимся с новой для нас картой –
административной картой России.
Организаци
я
восприятия
новой
информации
с
условными
Знакомятся
границ

обозначениями
республик,
краев,
областей
Российской Федерации, находят
на карте свой край и его главный
город.
Учебно­
познавательный
интерес
Использование
знаково­
символических
средств
Опыт
“предметной”
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
знаний
3

В каком направлении от Москвы
­
находится наш край.
­ У каждой страны есть своя символика.
Что относится к государственным
символам?
Герб, флаг, гимн
Физминутка «Вместе весело шагать по просторам …»
Первичная
проверка
понимания
Организаци
я усвоения
способов
деятельност
и путем
упражнений
в их
применении
.
Организаци
я
­Всё ли мы знаем о своём родном крае?
О чём хочется узнать больше?
Высказывают свои пожелания
Выслушивает высказывания и предлагает
разделиться на группы по интересам:
географы, ботаники, зоологи. Организует
работу групп по теме: обеспечивает
инструкциями
распределению
обязанностей в группе, подсказывает где
найти нужную информацию, в каком виде её
представить. (Приложение 1, 2, 3)
по

Распределяют обязанности в
команде.
Выполняют
порученные
обязанности (поиск информации,
отбор информации, изготовление
презентации,
представление
презентации)

­ Как называют людей, проживающих в
нашем крае? (саратовчане, волжаны)
Учитель обеспечивает передачу данных на
компьютер с проектором.

Представляют свои сообщения.
Отвечают
вопросы
на

и
Границы
собственного
знания

“незнания”
Самоиндефикац
ия; мотивация
на учебную и
социальную
деятельность
Мотивация на
достижение
Речевая
деятельность;
анализ
Умение
сотрудничать с
товарищами при
выполнении
заданий в
группе; умение
работать с
информацией
участвовать в
коллективном
обсуждении
учебной
проблемы;
выполнение
логических
операций:
сравнение,
анализ,
обобщение.
Управление
своей
Умение работать
с программой
PowerPoint;
предметные и
метапредметные
действия с
учебным
материалом
Умение
ориентироваться
4

воспроизвед
ения
информации
Учитель организует выступление каждой
группы и обсуждение выступлений.
­Оцените сообщения своих товарищей.
Дополните.
одноклассников.
По необходимости дополняют
выступления товарищей.
Мы гордимся своим краем, его природой.
Но надо еще помнить, что природу надо
охранять. Об этом замечательно сказал
М.Пришвин.
­Перед тем, как приступить к изучению
родного края, вы высказывали волнующие
вас вопросы. Смогли мы найти ответы на
какие­либо из них? Остались ли ещё
вопросы?
Высказывают своё мнение
Результаты
урока
деятельностью;
речевая
деятельность;
в программе
PowerPoint
результата;
ориентация на
выполнение
моральных норм
при оценке
товарищей
Границы
собственного
знания и
“незнания”
Контроль и
коррекция;
речевая
дятельность
“У каждого есть Родина своя,
Родина для каждого святая”.
­ Как ты понимаешь эти слова?
­ Ребята, скажите, можно ли назвать
Кабардино­Балкарию своей Малой
Родиной?
­ Объясните почему?
Ответы детей.
Домашнее
задание
­Найти материал об историческом наследии
нашего края.
Записывают домашнее задание
10.
Итоги урокаПодводит итоги урока. Предлагает тест на
рефлексию в системе голосования.
Внутренняя
позиция
школьника;
мотивация на
учебную
деятельность
Работа с
информацией;
управление
своей
деятельностью
Мотивация на
достижение
Умение
оценивать
Опыт
«предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
знаний